Как поставить коробку автомат на газ 24

Обновлено: 02.05.2024

ГАЗ 24 AirSiberian Shop › Бортжурнал › АКПП установлена.

Итак как вы уже поняли из заголовка записи АКПП установлена, причем уже пару месяцев назад. Забегая вперед скажу что я очень доволен этой авантюрой, машина теперь очень плавная без каких либо дерганей и нет больше этой бесящей дерганной мешалки посередине:), в динамике не чуть не уступает МКПП, мне кажется что даже лучше стало!) И теперь всегда есть свободная рука чтоб по баловаться пневмой на ходу или поснимать на телефон удивленных зевак!:)) Если бы акпп делали с завода то я думаю счастливых людей в СССР было бы гораздо больше. ))
Ну а теперь подробней. Есть у нас в городе один замечательный коробочник имя его Олег который имеет большой опыт с АКПП и в частности присерание коробок туда где их отродясь не было :). Обратившись к нему я был удивлен тому что у него уже есть кит для волги(он себе собирал все это дело но времени совсем нет на свой проект:) и я его благополучно купил.
Кит состоя из этих вещей.

Теперь об установки:
Снимаем все потроха с блока

Далее необходимо выпресовать подшипник из коленвала и запресовать втулку.

Так как стартер у нас другой и колокол чуть меньше в диаметре чем сток(хотя это самый большой колокол в этой линейке АКПП) нам нужно чутка обточить блок ДВС.

После того как все подготовили прикручиваем переходную плиту к блоку и прикручиваем новый маховик.

Примиряем акпп и выясняем что к родному креплению мкпп коробку мы не прикрутим, начинаем сильно много думать и находим такой вариант: берем подушку ДВС 24д и подушку акпп, отрезаем лишнее с подушки акпп и прикручиваем подушку двс

затем по месту к подушке изобретаем траверсу и привариваем к лонжеронам уши для нее.

Все собираем и наслаждаемся проделанной работой :)

После установки акпп необходимо подцепить трос переключение АКПП в моем случае это селектор на руле(о ней я писал в предыдущей записи )
Изобретение этого крепления отняло у меня много времени так как пространство очень ограниченно да и сращивание американского селектора(троса) и японской акпп задача не простая) но я справился, все отлично работает)

Далее нам нужно подцепить тросик кикдауна к карбюратору, тут все просто, идем на разборку ищем подходящий нам полумесяц(или как он там правильно называется?) для троса, прикручиваем его к дросселю и изготавливаем держатель для троса который мы сможем легко регулировать.

Теперь про охлаждение АКПП и приемную трубу выхлопа. Выхлоп встал родной без каких либо переделок(на фото видно) :) Охлаждение акпп тоже все очень просто, покупаем трубки от марка 100го на разборке и просто их прикручиваем(даже гнуть не надо они все огибают как надо будто созданы для данного свапа:))) а на другом конце трубок с помощью маслобензостойкого шланга соединяем их с родным радиатором(предварительно промыв его бензином) охлаждения масла ДВС который почти у всех отключен:) Что косается кардана, там тоже все очень просто берём родной кардан и кусок кардана от коробки, везём все это дело в ремонт и балансировку карданов они все это сращивают/балансируют, а вы просто устанавливаете:)

Ну и после всех манипуляций мчим в центр города КРУИЗИТЬ ведь теперь у вас настоящий круизер!:D
самый первый выезд на АКПП :) после все естественно доработалось и настроилось

Всем добра, НЕ ставьте лайки, НЕ пишите комментарии все равно это бессмысленно!

Как поставить коробку автомат на газ 24

Тогда откуда там звялись вот такие детали?
13-1703330 Механизм управления коробкой передач в сборе шт.
13-1703370 Кнопка переключения передачи \"Н\" шт.
13-1703371 Кнопка переключения передачи \"Д\" шт.
13-1703372 Кнопка переключения передачи \"Т\" шт.
13-1703373 Кнопка переключения передачи \"ЗХ\" шт.
13-1703375 тТрос механизма управления коробкой передач в сборе шт.

Селектор был на ГАЗ-14.

_________________
2411 91 р,

_________________
2412; 1988; ЗМЗ-402; ГБЦ 92,8мм; ГБО, ПМ 31105,ЗМ-Вольво(3,7)"диски",5МКПП (была)
2752 СОБОЛЬ; 2007;(груз-пас, 7мест);ЗМЗ 405-22,ГБО-4.Wi-Fi,GPS
31105; 2004;ЗМЗ 4062; ГБО-4 Wi-Fi. GPS
водительский стаж

Harley_ZT, ну х.з. а вдруг оказалось бы, что она и с 402-м работает?

хотя судя по всему, нет

_________________
2412; 1988; ЗМЗ-402; ГБЦ 92,8мм; ГБО, ПМ 31105,ЗМ-Вольво(3,7)"диски",5МКПП (была)
2752 СОБОЛЬ; 2007;(груз-пас, 7мест);ЗМЗ 405-22,ГБО-4.Wi-Fi,GPS
31105; 2004;ЗМЗ 4062; ГБО-4 Wi-Fi. GPS
водительский стаж

ну мне лично (как впрочем и многим) это просто интересно.

_________________
2412; 1988; ЗМЗ-402; ГБЦ 92,8мм; ГБО, ПМ 31105,ЗМ-Вольво(3,7)"диски",5МКПП (была)
2752 СОБОЛЬ; 2007;(груз-пас, 7мест);ЗМЗ 405-22,ГБО-4.Wi-Fi,GPS
31105; 2004;ЗМЗ 4062; ГБО-4 Wi-Fi. GPS
водительский стаж

_________________
помнишь..твоя волга..трасса..140 км/ч вот эта песня и мы. или на районе михаил круг в машине играет..пиво, мы около машины и все оглядываются..именно из за тебя я полюбила круга и волгу)к чёрту иномарки и тупые песни гуфа)) (c)

_________________
зашел, увидел тему с названием "Гініратор", вышел, плачу, руки трясутся(С) НКВД
Военный аналитик Fox News: Что бы мы ни делали, Путин уже выиграл ))))
Одесса не простит.

_________________
зашел, увидел тему с названием "Гініратор", вышел, плачу, руки трясутся(С) НКВД
Военный аналитик Fox News: Что бы мы ни делали, Путин уже выиграл ))))
Одесса не простит.

_________________
"И мерзко, и гнусно, и подло, и страх, что заразишься свинством, а быдло сбивается в кодло и счастливо скотским единством" - книга афоризмов (свинство).

_________________
зашел, увидел тему с названием "Гініратор", вышел, плачу, руки трясутся(С) НКВД
Военный аналитик Fox News: Что бы мы ни делали, Путин уже выиграл ))))
Одесса не простит.

на ГАЗ 2424 ГП 3.38

Дядя

_________________
зашел, увидел тему с названием "Гініратор", вышел, плачу, руки трясутся(С) НКВД
Военный аналитик Fox News: Что бы мы ни делали, Путин уже выиграл ))))
Одесса не простит.

_________________
зашел, увидел тему с названием "Гініратор", вышел, плачу, руки трясутся(С) НКВД
Военный аналитик Fox News: Что бы мы ни делали, Путин уже выиграл ))))
Одесса не простит.

Ну ось, іще один. скажи, будь ласка, така машина була. Їздила. Гаражний тюнінг? А ти звідки знаєш де я її роблю? І які люди мені в цьому допомагають? Для НАМИ важливо НЕ ДЕ ЇЇ ЗІБРАЛИ, а ЯК! Перший Харлі був зібраний в сараї! Перший форд також!! Так що, попрошу без переливання пустого в порожнє, інша справа якщо у людини не лежать руки. у мене із цим усе добре

_________________
зашел, увидел тему с названием "Гініратор", вышел, плачу, руки трясутся(С) НКВД
Военный аналитик Fox News: Что бы мы ни делали, Путин уже выиграл ))))
Одесса не простит.

Это ты на наших с Дядей грашах подсмотрел?

_________________
помнишь..твоя волга..трасса..140 км/ч вот эта песня и мы. или на районе михаил круг в машине играет..пиво, мы около машины и все оглядываются..именно из за тебя я полюбила круга и волгу)к чёрту иномарки и тупые песни гуфа)) (c)

Полностью Вас поддерживаю, так-как сам затеял практически тоже самое. Только я сначала начас с мотора, простой двигатель газ-53 в своем исполнении не интересен, а вот довести его до ума и тогда. .
Берем старый "паук" впускной коллектор, срезаем все впускные каналы, но не трогаем водяную рубашку и ввариваем новые (поднятые на 10см от основы) с посадочным местом под четырехкамерный карбюратор Холли, выпускной коллектор тоже меняем на такой чтобы к каждому выходу подходила отдельная труба. Должно получится хорошо.

Единственный вопрос по поводу КПП, какую поставить?
Говорят что может выдержать от 24 но 4-х ступенчатая но не факт.

_________________
зашел, увидел тему с названием "Гініратор", вышел, плачу, руки трясутся(С) НКВД
Военный аналитик Fox News: Что бы мы ни делали, Путин уже выиграл ))))
Одесса не простит.

я поспорю.шустрый и неприхотливый мотор[/quote]

а если на него нагнетатель поставить с коваными поршнями та вообще просто БОМБА

_________________
зашел, увидел тему с названием "Гініратор", вышел, плачу, руки трясутся(С) НКВД
Военный аналитик Fox News: Что бы мы ни делали, Путин уже выиграл ))))
Одесса не простит.

Часовой пояс: UTC + 2 часа [ Летнее время ]

Кто сейчас на конференции

Автоматический провал: почему сняли с производства «Волгу» с АКП?


Сегодня все знатоки истории советской автомобильной промышленности отлично знают, что первым советским автомобилем с автоматической коробкой передач, выпускавшимся серийно, была «Волга» ГАЗ-21. Пусть тираж вышел небольшой, около семи сотен машин, но это была всё-таки модель серийного производства, а не построенный в единичном экземпляре опытный образец. Заводские испытания «автоматического» седана прошли успешно – коробка, сделанная с оглядкой на конструкцию Форда, получилось удачной. Что же пошло не так?

Лирическое отступление

П ервая автомобильная книга появилась у меня, когда мне было 9 лет. Те, кто учился в советской школе, прекрасно помнят сбор макулатуры. Учителя давали отмашку, и несколько дней ученики несли в школу ненужные дома издания. Где-нибудь в углу под лестницей сваливали перевязанные верёвками пачки газет, журналов и книг. Я любил покопаться в старой бумаге. Порой удавалось найти и спасти от гибели очень интересные издания.

Именно так мне досталась потрёпанная книга 1962 года «Автомобиль «Волга». На обложке кирпичного цвета была изображена маленькая 21-я «Волга». Через много лет я узнаю, что написали её знаменитые конструкторы ГАЗа Владимир Сергеевич Соловьев и Александр Михайлович Невзоров. Первый впоследствии стал Главным конструктором ВАЗа. Оба принимали непосредственное участие в проектировании семейств ГАЗ-21 и ГАЗ-24 в качестве ведущих конструкторов или по всей машине, или по отдельным узлам.

v9

v10

Уже в начальной школе я не только безошибочно отличал на улице и телеэкране все марки и модели наших советских машин. Благодаря журналу «За рулём», статьям Льва Шугурова и Юрия Долматовского, я знал, что такое тип кузова, рулевое управление, ведущие колёса, сколько цилиндров в двигателе и передач в коробке, чем отличается пружинная подвеска от рессорной…

В книге про «Волгу» я впервые вычитал словосочетание «автоматическая коробка передач», которая противопоставлялась «механической коробке передач». Но увидеть «живьём» «Волгу» с автоматической коробкой мне пришлось только через много лет во взрослом возрасте.

v3

v4

Вокруг истории «Волги» с АКП нашлось различные подробности. Итак, классическая автоматическая коробка передач, состоящая из гидротрансформатора и планетарной коробки, модели Hydramatic, в серийном производстве появилась в США на автомобиле высокого класса Cadillac 1940 года. За океаном возможность избавиться от педали сцепления и необходимости постоянно оперировать переключением передач оценили быстро. К середине 50-х «автоматом» оснащалось примерно 70-80% американских легковых машин, а к концу десятилетия их доля стала приближаться к 100%.

Механические коробки оставались только на совсем уж «бюджетных» модификациях с рядными 6-цилиндровыми двигателями, обязательным «приданым» к основному типу мотора – V8 становился «автомат». Правда, тогда считалось, что у гидромеханической передачи низкий КПД, потому её невозможно спаривать с маломощными 4-цилиндровыми двигателями.

Первые советские опыты

Удивительно, но первая автоматическая передача на советских автомобилях появилась как раз на малолитражных моторах. Только разработали её не в СССР и первыми её носителями стали иномарки –1/1 аналоги и прототипы двух наших популярных машин. С 1946 по 1949 годы в восточной оккупационной зоне Германии действовал ряд конструкторских бюро, подчинённых Советской военной администрации (СВАГ). Там было спроектировано немало интересных новых агрегатов для автомобилей «Москвич», «Победа», ГАЗ-51, ЗИС-150. В серию не пошло практически ничего.

Даже комплект чертежей на кузов «Москвича» прибыл в Москву, когда аналогичный комплект уже вычертили по образцу «живых» машин Opel Kadet кузовщики МЗМА. Немецкие чертежи пригодились только для проверки, уточнения и правки своих собственных. Так вот, именно в тех бюро СВАГ немецкие конструкторы разработали автоматическую передачу для «Москвича» и мотоцикла М-72. Причём, по результатам испытаний «автомата» образца 1947 года были сделаны необходимые изменения, и на свет появилась новая автоматическая коробка «образца 1948 года». Автоматические коробки немцы испытывали на купленных у частных владельцев автомобилях Opel Kadett и мотоциклах BMW R35.

Внедрить автоматическую передачу на «Москвиче» пытался и сам МЗМА на модели следующего поколения 402-425. Один из опытных образцов постройки 1954 года с кузовом, существенно отличающимся от серийной модели, и перспективным верхнеклапанным двигателем 405 был передан в НАМИ для установки автоматической коробки.

Немецкая коробка Москвича

На фото: Немецкая коробка Москвича

Тогда же, в середине 50-х на ЗИСе построили опытный образец автобуса ЗИС-155 с гидромеханической коробкой. Вскоре состоялась встреча представителей московских автобусных парков с конструкторами ЗИЛа. Обсуждали недостатки новой модели ЗИЛ-158. Шофёры, ежедневно мучающиеся на маршрутах с частым переключением передач, говорили, что ждут, не дождутся появления гидротрансформатора, и знают, что такое устройство уже существует, но пользуется им только один их коллега – водитель служебного автобуса завода ЗИЛ.

На фото: ЗИС 155

«Волга» с «автоматом»

Ближе всех к внедрению советского «автомата» подошёл Горьковский автозавод. Один из элементов передачи – это, как известно, гидротрансформатор. Муфта с двумя крыльчатками – первая насажена на коленчатый вал двигателя, вторая – на первичный вал коробки. Они вращаются в «кастрюле», заполненной маслом, за счёт которого первая крыльчатка вращает вторую. Такое устройство уже выпускалось серийно для автомобиля ЗИМ ГАЗ-12. Правда, за гидромуфтой у этого автомобиля в трансмиссии следовала обычная механическая коробка. Оставалось самое сложное – сконструировать планетарную коробку.

ГАЗ-12 ЗиМ

На фото: ГАЗ-12 ЗиМ '1950–59

Как аналог, в Горький поступил американский седан Ford Mainline с серийной, давно освоенной в производстве, гидромеханической коробкой Ford-O-Matic. Попытки установить её на опытные образцы двигателя будущей «Волги» успеха не имели – характеристики мощности и крутящего момента горьковского и детройтского моторов, мягко говоря, существенно различались. Но агрегат иномарки пригодился, как образец для постройки своей модели, по характеристикам соответствующей двигателю будущей «Волги».

Ford Mainline Tudor Sedan (70A)

На фото: Ford Mainline Tudor Sedan '1952

Автоматическая передача на ГАЗ-21 включала в себя гидротрансформатор (преобразователь крутящего момента), планетарную передачу с фрикционными элементами сцепления и тормоза, гидравлическую систему управления и масляные насосы. Крыльчатка с 31 лопастью на коленвале называлась турбинным колесом, вторая, на коробке с 33 лопастями – насосным. В планетарной коробке было два сцепления, два тормоза и два масляных насоса.

Трогание с места и разгон происходили на второй передаче, по мере разгона включалась третья, прямая передача, обе работали при положении рычага переключения в позиции Д («драйв»), первая передача была понижающая, для неё было отдельное положение рычага, таким образом, коробка была трёхступенчатая.

Рычаг переключения находился, как у обычной «Волги», на рулевой колонке, только под рулём стояла шкала со стрелкой, указывающая, какая передача включена. Если переключать от нейтрали на себя и вверх, включался задний ход, если просто вниз – «драйв», от него на себя и вниз – понижающая. При разгоне на понижающей переключения на вторую и третью ступени не происходило. Пуск двигателя происходил на «нейтрали», затем следовало включить «драйв» или задний ход. В отличие от современных машин, при переводе в «драйв» держать тормоз не требовалось – машина трогалась только при нажатии на газ. При коротких остановках, например у светофоров, достаточно было просто не нажимать на педаль газа, оставляя рычаг на «драйве» (как, например, на современной Lada Vesta с «роботом» — прим.ред.).

v5

v6

v7

v8

Первый образец «Волги» постройки 1954 года был с обычной механической коробкой. Он показал, что требуется корректировка размерности и геометрии кузова. Поэтому весной 1955 года Экспериментальный цех построил вторую и третью машины с изменёнными проёмами ветрового стекла и задних дверей. На них уже установили «автоматы».

Кстати, прорабатывался вариант и с двухступенчатой коробкой. На весь май три машины в сопровождении М-72, опытного «Москвича-402-425», иномарок, «Побед» и грузовиков ГАЗ-51 ушли на Государственные испытания из Горького в Крым. «Волги» с автоматическими коробками гоняли по жидкой грязи и горным серпантинам. Автоматическая коробка показала себя не просто работоспособной. У неё нашлось немало преимуществ, актуальных в наших дорожных условиях. Например, застрявшую в грязи машину было легче раскачать, переключая с заднего хода на понижающую и обратно. На понижающей можно было тормозить двигателем, спускаясь с крутой горы.

Так выглядели опытные образцы Москвичей 1954 г

Так выглядели опытные образцы Москвичей 1954 г

Программа-максимум

К 1956 году пришлось перестроить пол-завода для выпуска всех узлов «Волги». Был снят с производства старый двигатель ГАЗ-ММ – его делали в качестве запчастей и для силовой продукции. Для последней разработали специальную модификацию мотора «Волги» с индексом 321. В Ульяновск передали производство ГАЗ-69, во Владимир – военного «изделия 900». Всё равно к осени автомобиль был готов, а двигатель для него – нет, как и автоматическая коробка. Министерство разрешило в виде исключения построить «первые 500 машин» с нижнеклапанным двигателем. В качестве альтернативы «автомату» допустили обычную механическую трехступенчатую коробку. Это был очень дальновидный шаг!

Если бы завод «упёрся» в программу-максимум обязательной установки «автоматов» на все «Волги», выпуск этого автомобиля мог быть сорван. Случаи, когда новый сложный узел губил всю машину, известны. Герметичные тормоза утопили «полуторку» ГАЗ-56. Нельзя было пойти на компромисс, поставив тормоза, унифицированные с ГАЗ-51 и колеса от ГАЗ-ММ? Форкамерная система зажигания поставила крест на шестицилиндровом верхнеклапанном двигателе и отчасти на последнем ГАЗ-62 («уменьшенном ГАЗ-66»). Опять же, что мешало остановиться на обычных системах питания и зажигания?

В 1957 году автоматическая коробка, наконец, появилась в производстве. Ей комплектовали небольшие партии машин. Ставки на автоматическую передачу всё равно делались, потому «автоматической» «Волге» присвоили индекс базовой модели М-21 без букв. Автоматика дожила до первого рестайлинга – она встречается как на машинах «со звездой», так и на «втором выпуске».

Причины провала

Почему интересный проект бросили на пол-дороги? Причины называют разные. Первая, что конструкторы разочаровались в своём изобретении, решив, что мощности и крутящего момента четырёхцилиндрового двигателя «Волги» недостаточно для работы в паре с «автоматом». Вторая, что массовый выпуск таких коробок был слишком сложен для производственников. Третья, что потребители завалили жалобами на неисправности коробок. Наконец, что надо было продавать такие «Волги» только в Москве, Ленинграде и Горьком, где можно было создать специальные станции техобслуживания, а их начали распределять «в глубинку» и даже на село, где ни о каком сервисе не могло быть и речи. Известен указ «Главмосавтотранса» 1960 года, предписывавший все служебные «Волги» с автоматической передачей передать одной автобазе.

Автоматическую коробку испытывали в середине 60-х и на некоторых опытных образцах ГАЗ-24. Специалисты сходятся во мнении, что если бы ГАЗ «вытянул» выпуск «автоматов» на части «Волг», был бы накоплен опыт производства гидромеханических коробок для малоразмерных двигателей, а значит, такие коробки появились бы на ВАЗе, АЗЛК, «Ижмаше». Правда, Главный конструктор АЗЛК А.Ф. Андронов пытался решить проблему, просто купив лицензию на «автомат» у английского отделения американской фирмы Borg-Warner. Свою автоматическую коробку разработали в 1972 году на «Ижмаше» под руководством конструктора А.С. Кондрашкина. Стоит ли говорить, что тут не дошло дело даже до мелкой серии?

Несколько лет назад «Волга» ГАЗ-21 с внешностью «второго выпуска» украшала экспозицию Военно-технического музея в Черноголовке. У меня была возможность заглянуть под капот и в салон, но познакомиться с машиной в работе или просто поймать её на ремонтной канаве не удалось. Надеюсь – пока.

Как на ГАЗ пытались поставить АКПП и почему от нее все-таки отказались

874cf64401cbf62aa8008b884aa55320_w650.jpg

Разработку гидроавтоматов в СССР впервые запустили еще в тридцатых годах прошлого века

Серийный тираж модели был очень маленьким, но это не пугало производителей, так как выпуская машину они только прощупывали российский рынок и пытались понять, будут ли востребованы такие модификации автомобиля.

Конструкторские особенности автомата. Автомат был спроектирован по копии автоматической трансмиссии производства Форд. Однако, вскоре от АКПП решили отказаться. Примечательно, но разработка гидроавтоматов в СССР началась еще в 30-х годах прошлого века. Главным преимуществом автоматической коробки передач был более высокий уровень комфорта, испытываемого водителями во время движения как в населенных пунктах, так и за городом.

Вместе с автоматической коробкой передач машина оснащалась 2,5-литровым 4-цилндрованным мотором. Это и стало причиной, почему на «двадцать первую» «Волгу» поставили коробку с другим значением передаточного числа. На этом автомобиле коробка передач работала только на 2 или 3 скорости.

Второй режим применялся, как правило, при сложных погодных и дорожных условиях. При включенном 1 режиме и снижении скорости авто ниже 40 км/ч происходило принудительное фиксирование АКПП на первой скорости. Проводимые тестовые испытания подтвердили, что автоматическая коробка передач является очень надежной и качественной.

13152d11b173ec5a05cf2b49dcdd9d84_w650.jpg

В Советском Союзе же первые попытки поставить АКПП были произведены куда раньше

Почему коробка "провалилась" не понимали многие иностранные производители. Все оказалось очень просто, отечественные водители не были готовы к тому, что необходимо будет обслуживать несколько другой по строению силовой агрегат, требующий и других запасных частей. Кроме того, механики в сервисных центрах тоже были не готовы к ремонту таких машин.

Также было высказано еще две версии, которые стали причиной того, что автоматическая коробка передач не смогла стать востребованной. Согласно одной из них – инженеры Горьковского автозавода разочаровались в конструкции автомата. Она не совсем удачно подходила и совмещалась с четырехцилиндровым мотором по мощности и крутящему моменту. Вторая версия – производство АКПП на тот момент времени посчитали крайне невыгодным занятием.

Последующие разработки тоже не увенчались успехом. В какой-то момент времени отечественные производители решили, что не нужно самостоятельно создавать коробку передач, ведь ее можно просто позаимствовать у зарубежных партнеров. Конечно, это была провальная идея, которая отбросила на несколько шагов назад отечественную автопромышленность в области выпуска автоматических трансмиссий, разработанных самостоятельно.

3fccca6ff1df4709439a4cf91e8de35b_w650.jpg

Автоматическая коробка передач - штука весьма удобная, поэтому внедрение ее в различных автоконцернах является нормой еще с середины прошлого столетия

Заключение. Автомобиль ГАЗ-21 выпускался мелкосерийно, тем не менее пользовался успехом у водителей, которые эксплуатировали машину в различных сферах. Автоматическая коробка передач имела массу преимуществ в сравнении с механической, но именно машины, оснащенные механикой, были более качественными и надежными.

12 советских автомобилей с АКП. Да, их было много!

Самый известный у нас автомобиль с автоматической трансмиссией — автобус ЛиАЗ-677, на котором хотя бы раз ездил, наверное, каждый. Кто-то познакомился с автоматами на армейских ракетовозах. Но с ними, как и с легковыми автомобилями с автоматическими коробками, были знакомы избранные. Тем более мало кто знал, что у нас шли работы над Жигулями и Москвичами без педали сцепления.

В 1956-м в серию пошла Волга ГАЗ-М21 с трехступенчатой автоматической коробкой передач, за основу которой взяли конструкцию Ford. Но в стране не было ни необходимого масла, ни квалифицированного обслуживания таких сложных агрегатов. Ветераны ГАЗа рассказывали, что некоторые первые покупатели настоятельно просили, чтобы на их машинах автомат заменили на обычную механическую коробку. Волг с автоматами сделали всего несколько сотен.

Но аналогичный агрегат с 1959 года ставили на ГАЗ-13 Чайка. Мелкосерийный номенклатурный автомобиль для высоких чиновников водили квалифицированные водители и обслуживали столь же опытные и умелые механики. В Чайке автоматом управляли с помощью кнопок в левой части панели приборов. Такими штучками тогда увлекалась компания Chrysler.

Еще раньше, чем на Чайке, автоматическая коробка могла появиться на компактном ГАЗ-18 с 2-цилиндровым двигателем, представляющим собой половинку мотора Москвич-402. Машину, созданную в 1955-м, предназначали инвалидам, для которых отсутствие педали сцепление было, разумеется, особенно важным. Увы, дело ограничилось двумя прототипами. Ни ГАЗ, ни Серпуховский мотоциклетный завод, куда передали один образец, развернуть производство такой машины не могли.

. до «членовоза»

Двухступенчатые автоматы монтировали и на ЗИЛ-114, который делали с 1967 года, и на всех его модификациях.

С 1985-го на автомобилях семейства ЗИЛ-4104 устанавливали трехступенчатые автоматические коробки. Эти агрегаты, уже в 1980-х безбожно устаревшие, просуществовали до конца производства московских «членовозов» в начале 2000-х.

Автомат с Чайки ГАЗ-13 перекочевал и на ГАЗ-14 1976 года. Но на этой Чайке коробка управлялась уже не кнопками, а традиционным напольным рычагом.

АКПП на автомобилях ГАЗ: чем она была примечательна и почему от неё отказались

Первым транспортным средством, выпущенным в Союзе, с автоматической коробкой передач, который некоторое время производили серийно, был ГАЗ-21. Пусть серийный тираж оказался не так внушительным, как это планировалось, как и этого хотели автомобилисты, коробка в целом получилась удачной. Автомат был спроектирован по копии автоматической трансмиссии производства Форд. Однако вскоре от АКПП решили отказаться. Примечательно, но разработка гидроавтоматов в СССР началась еще в 30-х годах прошлого века. Для этого даже было спроектировано отдельное бюро в Ленинграде. После чего производством пробных автоматов занимались на заводе ЗИС. Применялись знания и навыки сотрудников НАМИ. Однако собственного готового для установки на массовые транспортные средства автомата в СССР с появлением ГАЗ-21 не оказалось.

Какой автомат ставили на ГАЗ

В середине прошлого века в США стали активно набирать популярность автомобили с автоматической коробкой переключения передач. Нововведение с большим интересом и оптимизмом приняли местные автомобилисты – нет лишней педали, не нужно постоянно выжимать сцепление, чтобы переключить скорость. Все это, безусловно, повышало комфорт эксплуатации автомобиля. Взяв во внимание удачный опыт заокеанских коллег, инженеры ГАЗ ориентировались исключительно на этот положительный пример разработки и внедрения автоматической коробки передач. Так первые ГАЗ являлись лицензированной копией легковых и грузовых автомобилей производства Форд. Приняли решение собрать и аналогичную автоматическую трансмиссию.

Также АКПП поставили на «Чайку», но поскольку двигатель «Чайки» практически в два раза мощнее, чем у «Волги», потребовалась изменение передаточного числа планетарной передачи, а также коэффициента трансформации у гидравлического трансформатора. Появилась муфта свободного хода. Благодаря муфте стало возможным плавное переключение с первой передачи на вторую без рывков транспортного средства. Уже на ГАЗ-14 реализовали старую схему с небольшой модификацией. Кроме режимов P, R, N, было три режима – D, 1 и 2. Второй режим применялся, как правило, при сложных погодных и дорожных условиях. При включенном 1 режиме и снижении скорости авто ниже 40 км/ч происходило принудительное фиксирование АКПП на первой скорости.

Почему идея провалилась

На удивление автоматическая КПП проявила себя с положительной стороны. Она была работоспособной и эффективной. Она решала некоторые актуальные даже сегодня задачи: переключая с заднего хода на понижающую и обратно, было намного проще раскачать застрявшее транспортное средство. На понижающей передаче было возможным торможение двигателем в случае спуска транспортного средства с крутого склона. Но почему же от АКПП решили все-таки отказаться, отдав и дальше предпочтение серийному производству механической коробки передач? На этот счет бытует несколько мнений.

Согласно одной из версий – инженеры Горьковского автозавода разочаровались в конструкции автомата. Она не совсем удачно подходила и совмещалась с четырехцилиндровым мотором по мощности и крутящему моменту. Вторая версия – производство АКПП на тот момент времени посчитали крайне невыгодным занятием. Есть и третья версия, согласно которой, на завод регулярно приходили массовые жалобы от автомобилистов на «Волгу». Сетовали именно на неисправности автоматической трансмиссии. Причина этого могла заключаться в том, что «Волгу» с автоматом стали распределять по глубинкам, где никакого сервиса практически не было. Именно отсюда и поступали основные жалобы.

Специалисты уверены, не откажись инженеры ГАЗ от дальнейшего выпуска и разработки автоматических коробок передач, вскоре за счет накопленного опыта производства и внедрения АКПП на серийные автомобили подобная трансмиссия появилась бы на АЗЛК, «Ижмаше». Правда, на том же АЗЛК пытались решить проблему, связанную с внедрением АКПП, за счет покупки лицензии на трансмиссии у компании Borg-Warner. Как видим, на Горьковском заводе был потенциал по сборке и выпуску фордовских автоматов, но по ряду причин проект провалился. В общей сложности было произведено чуть больше одной тысячи экземпляров ГАЗ-21 с автоматом.

ГАЗ-М21 с АКПП.

ГАЗ-М21 с АКПП: интерьер.ГАЗ-М21 с АКПП: интерьер. У коробки было несколько режимов работы: задний ход, нейтраль, движение и парковка. Стрелка показывала задействованный режим.

ГАЗ-М21 с АКПП: интерьер. У коробки было несколько режимов работы: задний ход, нейтраль, движение и парковка. Стрелка показывала задействованный режим.

Устройство и ремонт КПП ГАЗ-24


ГАЗ-24 «Волга» — популярный советский автомобиль 1960-80 гг., который мог комплектоваться 4-хступенчатой механической коробкой передач. При разработке кузова, ходовой и т.д. использовались надежные материалы.

Характеристика системы трансмиссии

КПП ГАЗ 24, внешний вид

Присутствующая на ГАЗ 24 система трансмиссии характеризуется высокой степенью надежности. Коробка передач отличается длительным межремонтным ресурсом, включает следующие детали:

  • картер;
  • крышка КПП;
  • механизм смены передач;
  • шестерни.

Схематическое изображение КПП ГАЗ 24

КПП на «Волге» выполнена по двухвальной схеме. На механике на всех передачах переднего хода присутствуют синхронизаторы. Они обеспечивают плавное переключение скоростей. Благодаря им снижается шум при смене скоростных режимов. Подшипники шестерен хорошо переносят приходящиеся нагрузки. Первичный вал вращается на шарикоподшипниках, промежуточный на игольчатых подшипниках. Удлинитель и фланец соединяются между собой муфтой. Она необходима для снижения шума в салоне, когда происходит передвижение.

Карданный вал данной коробки служит для передачи момента силы. Он выполнен из электросварной трубы, на концах которой запрессованы вилки (материал сталь).

Чертеж коробки ГАЗ 24

Сцепление является однодисковым, сухим. В большинстве случаев оно встречается на автомобилях с механической КПП. Ресурс сцепления находится в зависимости от условий эксплуатации транспортного средства, стиля езды водителя. Средний срок службы – 100000 километров пробега.

Механизм переключения передач присутствует в верхней крышке КПП. На механике скорости переключаются с помощью рычага. Устройство имеет простую конструкцию, отличается надежностью.

Передаточные числа коробки передач определяют динамику разгона «Волги». На 1-ой передачи показатель передаточного числа равен 3.5, на 2-ой – 2.26, 3-ей – 1.45, 4-ой – 1.

Таким образом, на «Волге» установлена механика (однако может встречаться и АКПП), чьи конструкторские особенности обеспечивают автомобилисту плавное маневрирование. Коробка передач разработана в соответствии с ГОСТ.

Обеспечивается топливная экономичность. В ремонте данное устройство не требует использования дорогостоящих материалов. Чтобы увеличить скорость, на транспортное средство можно установить вместо 4-МКПП коробку, рассчитанную на 5 ст.

Признаки и причины поломок трансмиссии

Несмотря на преимущественные особенности, надежность механической КПП, устройство требует со стороны автомобилиста корректной эксплуатации. Неисправности с данной коробкой возникают в результате естественного износа их механизмов. Частой причиной сбоев в работе механики является износ элементов сцепления.

При поломке коробки передач ГАЗ 24 будут отмечаться следующие неисправности:

  • не включаются скоростные режимы;
  • затруднительная смена передач;
  • самовольное выключение передач;
  • течь из КПП;
  • гул, шум, вибрации со стороны трансмиссии.

Причина появления течи масла – произошла утрата эластических свойств уплотнительных элементов. При износе зубьев шестеренок во время езды по дороге станут отмечаться посторонние шумы. Периодически владелец автомобиля должен подтягивать крепления КПП к картеру сцепления.

Если во время замены трансмиссионного топлива в данной жидкости были обнаружены продукты износа, коробку передач следует прочистить специальным минеральным смазочным веществом. Проверка уровня масла осуществляется через заливное отверстие. «Волгу» при этом нужно поставить на ровную поверхность, коробка должна быть прогретой.

Особенности разборки коробки

Во время проведения ремонтных работ с механической коробкой, следует соблюдать определенную последовательность. Чтобы разобрать КПП ГАЗ 24, требуется открутить болты, чтобы снять крышку, на которой обратить внимание нужно на датчик, вилки.

Подлежит съемке фланец (фиксируется болтами). Проверяется подшипник на предмет наличия люфта (не должен болтаться в корпусе). Далее изымается стопорное кольцо, выпрессовывается с первичного вала подшипник. Снимается удлинитель с корпуса с валами, которые подлежат проверке вместе с блоком шестерен. При обнаружении неисправностей с ними, требуется осуществление замены.

Какое использовать трансмиссионное масло?


Hypoid GL4 80W-90

В МКПП для «Волги» рекомендуется заливать минеральное масло Hypoid GL4 80W-90. Как правило, по объему в коробку уходит примерно 2.5 литра нового топлива.

Как на ГАЗ пытались поставить коробку-автомат, и почему от нее все-таки отказались

Разработку гидроавтоматов в СССР впервые запустили еще в тридцатых годах прошлого века - этим занимались специалисты открытого как раз для этой цели бюро в Ленинграде. Производили опытные образцы автоматов на заводе ЗИС, с привлечением сотрудников НАМИ. Однако тогда эти попытки не привели к какому-либо завершенному результату.

Уже в середине двадцатого века, когда тенденция по установке АКПП стала уже общемировой, советские автоконструкторы попробовали еще раз, уже на Горьковском автозаводе. Тамошние специалисты старались учитывать удачный опыт западных коллег - первые ГАЗы с автоматикой по сути, представляли собой лицензированную копию легковых и грузовых автомобилей производства Форд. Однако несостыковки показателей американского АКПП с силовыми агрегатами ГАЗ стали причиной того, что вскоре от автоматов отказались в пользу механики.

Правда, от идеи внедрения автоматической коробки на ГАЗ на отказались совсем, и через некоторое время ее решили возобновить. На этот раз АКПП начали ставить на ГАЗ-14 «Чайку», однако двигатель этой модели почти в два раза мощнее, чем у «Волги», то конструкторам пришлось модифицировать передаточное числе планетарной передачи и коэффициента трансформации у гидравлического трансформатора. Кроме того, появилась муфта свободного хода.

Существует несколько версий такого решения инженеров Горьковского автозавода. Первая из них гласит, что конструкторы попросту разочаровались в своем автомате. Другое мнение указывает на практический смысл отказа: производство АКПП в те годы считался нерентабельным. Согласно третьей же версии, непосредственно автомобилисты жаловались инженерам на автоматику «Волги»: мол, она часто выходила из строя, хотя историки считают, что в данном случае все дело было в распределении этих машин в глубинки, а там попросту не существовало необходимого сервиса.

Исследователи истории автомобильного дела СССР считают, что если бы инженеры ГАЗ не отказались от дальнейшего выпуска и разработки автоматических коробок передач, то ее бы удалось удачно внедрить и на других заводах - к примеру, на том же АЗЛК пытались внедрить АКПП, за счет приобретения лицензии на трансмиссии у компании Borg-Warner. Однако это ни к чем не привело, и единственными машинами с автоматикой на просторах СССР так и остались примерно тысяча экземпляров ГАЗ.

В дополнение к теме: механика все еще используется, а значит, и о ее особенностях стоит знать - 5 распространенных ошибок, которые «гробят» механическую коробку передач

Как на ГАЗ пытались поставить коробку-автомат, и почему от нее все-таки отказались

Автоматическая коробка передач - штука весьма удобная, поэтому внедрение ее в различных автоконцернах является нормой еще с середины прошлого столетия. В Советском Союзе же первые попытки поставить АКПП были произведены куда раньше. Вот только век этой технологии оказался недолгим, и на отечественных машинах еще много лет после продолжили ставить исключительно «механику».

АКПП на советских автомобилях массово так и не внедрили. /Фото: avtomobili-retro.ru

АКПП на советских автомобилях массово так и не внедрили.

Разработку гидроавтоматов в СССР впервые запустили еще в тридцатых годах прошлого века - этим занимались специалисты открытого как раз для этой цели бюро в Ленинграде. Производили опытные образцы автоматов на заводе ЗИС, с привлечением сотрудников НАМИ. Однако тогда эти попытки не привели к какому-либо завершенному результату.

Уже в середине двадцатого века, когда тенденция по установке АКПП стала уже общемировой, советские автоконструкторы попробовали еще раз, уже на Горьковском автозаводе. Тамошние специалисты старались учитывать удачный опыт западных коллег - первые ГАЗы с автоматикой по сути, представляли собой лицензированную копию легковых и грузовых автомобилей производства Форд. Однако несостыковки показателей американского АКПП с силовыми агрегатами ГАЗ стали причиной того, что вскоре от автоматов отказались в пользу механики.

ГАЗ-21 с автоматической коробкой передач. /Фото: lada-xray2.ru

ГАЗ-21 с автоматической коробкой передач.

Правда, от идеи внедрения автоматической коробки на ГАЗ на отказались совсем, и через некоторое время ее решили возобновить. На этот раз АКПП начали ставить на ГАЗ-14 «Чайку», однако двигатель этой модели почти в два раза мощнее, чем у «Волги», то конструкторам пришлось модифицировать передаточное числе планетарной передачи и коэффициента трансформации у гидравлического трансформатора. Кроме того, появилась муфта свободного хода.

Салон ГАЗ-14 с АКПП. /Фото: drive2.ru

Салон ГАЗ-14 с АКПП.

Вторая попытка внедрить автоматическую КПП оказалась куда более успешной: система показала себя работоспособной и эффективной. По данным автоматика на «Чайке» выполняла ряд важных задач: с помощью переключения с заднего хода на понижающую и обратно, облегчалась раскачка застрявшего транспортное средство. Кроме того, понижающая передача позволяла торможение двигателем в условиях спуска машины с крутого склона. Однако при таких многообещающих результатах от АКПП все равно отказались, вновь сосредоточившись на серийном производстве механической коробки передач.

Автоматическая коробка передач ГАЗ-14. /Фото: avito.ru

Автоматическая коробка передач ГАЗ-14.

Существует несколько версий такого решения инженеров Горьковского автозавода. Первая из них гласит, что конструкторы попросту разочаровались в своем автомате. Другое мнение указывает на практический смысл отказа: производство АКПП в те годы считался нерентабельным. Согласно третьей же версии, непосредственно автомобилисты жаловались инженерам на автоматику «Волги»: мол, она часто выходила из строя, хотя историки считают, что в данном случае все дело было в распределении этих машин в глубинки, а там попросту не существовало необходимого сервиса.

Машины с АКПП так и не были внедрены массово. /Фото: kolesa-uploads.ru

Машины с АКПП так и не были внедрены массово.

Исследователи истории автомобильного дела СССР считают, что если бы инженеры ГАЗ не отказались от дальнейшего выпуска и разработки автоматических коробок передач, то ее бы удалось удачно внедрить и на других заводах - к примеру, на том же АЗЛК пытались внедрить АКПП, за счет приобретения лицензии на трансмиссии у компании Borg-Warner. Однако это ни к чем не привело, и единственными машинами с автоматикой на просторах СССР так и остались примерно тысяча экземпляров ГАЗ.

Читайте также: