Коробка передач ваз схема

Обновлено: 12.05.2024

Трехвальная коробка передач ВАЗ - конструкция

Конструкция коробки передач легковых автомобилей ВАЗ показана на схеме 1. Коробка передач механическая, трехходовая, с постоянным зацеплением шестерен, с синхронизаторами и неавтоматическая (с ручным управлением).

Коробка имеет четыре передачи для движения вперед и одну передачу для движения назад. Шестерни всех передач (кроме заднего хода) – косозубые, что уменьшает шум при работе коробки передач, имеют постоянное зацепление. Шестерни передачи заднего хода – прямозубые. Передачи для движения вперед включаются с помощью синхронизаторов, а для движения назад – передвижением промежуточной шестерни заднего хода. Переключаются передачи с помощью рычага, который имеет три хода вперед и назад для переключения передач.

Конструкция коробки

Коробка передач ВАЗ

Схема 1 – Коробка передач легковых автомобилей ВАЗ

а – общий вид; б, г – схемы коробки и синхронизатора; в – синхронизатор; 1 – первичный вал; 2, 12, 14, 19 – крышки; 3, 5, 6, 9, 10, 16, 17, 23 – шестерни; 4, 7 – синхронизаторы; 8 – вторичный вал; 11, 29 – пружины; 13 – рычаг; 15 – вилка; 18 – ось; 20 – пробка; 21 – промежуточный вал; 22 – картер; 24, 26, 28 – ползуны; 25 – фиксатор; 27 – замок; 30 – кольцо; 31 – ступица; 32 – муфта; I – IV - передачи

В отлитом из алюминиевого сплава картере 22 коробки передач на подшипниках установлены первичный (ведущий) 1, вторичный (ведомый) 8 и промежуточный 21 валы. Первичный вал выполнен как одно целое с шестерней 3, находящейся в постоянном зацеплении с шестерней 23 промежуточного вала, представляющего собой блок шестерен.

На вторичном валу свободно установлены шестерни 5, 6 и 9 соответственно III, II и I передач, находящиеся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала. На вторичном валу также жестко закреплены ступицы синхронизаторов 4 и 7 и шестерня 10 заднего хода. Промежуточная шестерня 16 заднего хода свободно установлена на оси 18.

При включении I и II передач синхронизатор 7 соединяет соответственно шестерни 6 и 9 с вторичным валом коробки передач. При включении III и IV передач синхронизатор 4 соединяет соответственно шестерню 5 и первичный вал 1 с вторичным валом. Задний ход включается вилкой 15 путем введения в зацепление шестерни 16 с шестернями 17 и 10.

Картер коробки передач закрывается крышками 19, 2 и 14. Под нижнюю 19 и заднюю 14 крышки установлены прокладки.

Устройство синхронизатора

Синхронизатор состоит из ступицы 31, скользящей муфты 32, блокирующих колец 30 и пружин 29. Ступица синхронизатора закреплена на вторичном валу коробки передач. Она имеет наружные шлицы, на которых установлена скользящая муфта 32 с внутренними коническими поверхностями. Блокирующие кольца 30 имеют наружные конические поверхности и внутренние зубья со скосами. Блокирующие кольца постоянно отжимаются пружинами 29 к скользящей муфте 32.

Работа синхронизатора основана на использовании сил трения. Включение передачи возможно только после предварительного уравнивания угловых скоростей вторичного вала и шестерни включаемой передачи. После уравнивания угловых скоростей за счет трения между коническими поверхностями скользящей муфты 32 и блокирующего кольца 30 зубья муфты входят в зацепление с зубчатым венцом синхронизатора, выполненным на шестерне. В этом случае свободно вращающаяся шестерня на вторичном валу с помощью синхронизатора соединяется с вторичным валом, и передача включается.

Устройство механизма переключения передач

Замок состоит из двух блокировочных сухарей и штифта между ними. При перемещении среднего ползуна 26 оба сухаря выходят из его углублений и запирают крайние ползуны 24 и 28, исключая их смещение. При перемещении одного из крайних ползунов сухарь выходит из его углубления, блокирует средний ползун и, действуя через штифт на другой сухарь, запирает также другой крайний ползун, что исключает включение двух передач одновременно.

Коробка передач крепится к заднему торцу картера сцепления. В нее через резьбовое отверстие с пробкой 20 заливают трансмиссионное масло. Внутренняя полость коробки передач через сапун сообщается с атмосферой. Масло из коробки передач сливается через резьбовое отверстие с пробкой, расположенное в нижней крышке 19.

Коробка передач ВАЗ 2114: схема включения передач и устройство

Коробка передач ВАЗ 2114: схема

Основные агрегаты автомобиля 2114 отличаются довольно высокой надежность. По части надежности двигателя и трансмиссии претензий к модели немного. Ремонтопригодность и низкая цена на запчасти делает эту модель привлекательной для покупки. Касательно двигателей на Ладу вопросов нет, тогда как трансмиссия наделена просчетами инженеров, которые вызвали конструктивные недостатки. В данной статье будет приведена схема коробки передач ВАЗ 2114, а также рассмотрены основные ее характеристики.

Схема переключения коробки передач ВАЗ 2114

В сравнении с другими классическими моделями «четырка» получила КПП с некоторыми недоработками. Наличие тросика в конструкции делает управление немного расхлябанным, особенно при наличии износа деталей узла. Для правильного управления автомобилем нужно понимать схему переключения. В 2114 эта схема довольно простая. Переключение пяти передач происходит по классическому принципу. Задняя передача включается с дополнительным усилием влево. Схема КПП ВАЗ 2114, наносимая на ручку управления, позволяет понять принцип включения скоростей.
Коробка передач ВАЗ 2114: схема

Даже при наличии этой простой гравировки водитель поймет, по какому принципу работает управление трансмиссией в машине. Схема переключения КПП ВАЗ 2114 выглядит следующим образом:
Коробка передач ВАЗ 2114: схема

Представленная схема коробки передач ВАЗ 2114 применима ко всем моделям первого и второго семейства «Самар». Главное, что нужно знать при первой попытке управления моделью 2114 – способ включения задней передачи. Задний ход включается движением влево до упора.

При манипуляции с КПП стоит быть внимательным, т.к. на изношенных коробках по ошибке можно включить первую передачу.
Механическая коробка на ВАЗ 2114 в хорошем состоянии переключается легко, но при изношенной кулисе управление серьезно усложняется.

Устройство коробки передач ВАЗ 2114

Коробка передач ВАЗ 2114: схема

При явных недостатках в конструкции, но при нормальной эксплуатации этот узел работает довольно долго. Учитывая то, что многие не соблюдают интервал замены трансмиссионного масла или периодически неправильно «втыкают» скорости, живучесть коробки на четырнадцатой высокая.
Для понимания принципа работы или ремонта своими руками нужно знать устройство узла. Ниже на фото представлена схема узла.

В кратком виде можно перечислить основные компоненты конструкции:

  • Картер для масла;
  • Крышка корпуса;
  • Валы шестерни;
  • Шестеренки;
  • Дифференциал;
  • Передаточные части (числа).

Коробка передач ВАЗ 2114: схема

Если на «Самаре» первого поколения могли ставиться 4-х ступенчатые коробки, то на «четырках» с завода устанавливаются только «5-ступки».
Для сохранения узла в рабочем состоянии нужно периодически проводить ремонт и обслуживание. Замена сальников, синхронизаторов, трансмиссионного масла, подшипников – все это нужно проводить своевременно. Обслуженная трансмиссия позволяет эксплуатировать автомобиль без лишних трудностей.

При желании владельца в конструкцию трансмиссии могут вноситься доработки. Для повышения динамики и лучшего передаточного числа меняются валы или некоторые шестерни. При небольших доработках можно избавиться от классического «воя» и шума.

Недостатки КПП ВАЗ 2114

Несмотря на высокую надежность и простоту конструкции в устройстве узла все же есть конструктивные просчеты инженеров. Ниже представлены основные проблемы трансмиссии, возникающие в процессе эксплуатации.

Коробка передач ВАЗ 2114: схема

  1. При небольшом износе наблюдается нечеткое переключение скоростей.
  2. На повышенных передачах наблюдается «вой».
  3. Хруст при включении скоростей (преимущественно вторая и задняя). Причина – износ синхронизаторов.
  4. Люфты кулисы из-за износа механизма. При небольшом люфте проблема решается подтягиванием кулисы.
  5. Течь масла из сальников и картера.

Причина перечисленных проблем – конструктивные просчеты инженеров и несвоевременное обслуживание узла.

Коробка передач

кпп в разрезе

Первичный вал 29 (рисунок Коробка передач) выполнен в виде блока ведущих шестерен, которые находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями всех передач переднего хода. Вторичный вал 25 – полый, со съемной ведущей шестерней 3 главной передачи. На вторичном валу расположены ведомые шестерни 16, 18, 19, 21, 23 и синхронизаторы 17, 20, 24 передач переднего хода. Передние подшипники 4, 31 валов – роликовые, задние 22, 28 – шариковые. Под передним подшипником вторичного вала расположен маслосборник 5, направляющий поток масла внутрь вторичного вала и далее под ведомые шестерни.

Дифференциал двухсателлитный. Предварительный натяг в подшипниках дифференциала регулируется подбором толщины кольца 13. К фланцу коробки дифференциала крепится ведомая шестерня 12 главной передачи.

Привод управления коробкой передач состоит из рычага 15 (рисунок Привод переключения передач) переключения передач, шаровой опоры 17, тяги 14, штока 5 выбора передач и механизмов выбора и переключения передач.

Чтобы исключить самопроизвольное выключение передач вследствие осевого перемещения силового агрегата на своих опорах при движении автомобиля, в привод управления коробкой передач введена реактивная тяга 18, один конец которой связан с силовым агрегатом, а к другому концу прикреплена обойма 16 шаровой опоры рычага 15 переключения передач.

На внутреннем конце штока 5 закреплен рычаг 1, который действует на трехплечий рычаг 2 механизма выбора передач. Этот механизм выполнен отдельным узлом и крепится к плоскости картера сцепления.

В корпусе 10 (рисунок Механизм выбора передач) механизма выбора передач крепятся две оси. На оси 3 установлены трехплечий рычаг выбора передач, две блокировочные скобы 7 и 12. Другая ось 2 проходит через отверстия блокировочных скоб, фиксируя их от проворачивания. Плечо рычага 1 выбора передач служит для включения передач переднего хода, плечо рычага 9 – для включения заднего хода, а на третье плечо действует рычаг штока выбора передач. На оси 6 установлена вилка 8 включения заднего хода.

В коробку передач заливается масло, уровень которого должен находиться между контрольными метками указателя уровня масла.

Механическая коробка ВАЗ 2101

Рычаг переключения в салоне Ваз 2101.

4-ступенчатая механическая коробка ВАЗ 2101 была представлена в 1970 году и послужила родоначальницей серии классических мкпп, что ставят до сих пор. Данная трансмиссия по сути является усиленной версией коробки от Фиат 124.

В классическое семейство также входят кпп: 2105, 2106 и 2107.

Применение кпп ВАЗ 2101

Трансмиссия ставилась на следующие модели отечественных автомобилей:

ВАЗ
21011970 - 1987
21021971 - 1986
21031972 - 1984
21061976 - 1987

Конструкция МКПП 2101

Всем известно, что донором для Жигулей послужил широко распространенный в Европе Фиат 124. Немудрено, что и трансмиссию позаимствовали у него же. Стандартную для всех заднеприводных моделей того времени трехвальную конструкцию с промежуточным валом отечественные инженеры доработали, изменив конструкцию синхронизаторов, а также передаточные отношения.

КПП ВАЗ 2101 в разрезе.


Передаточные числа 2101
Главная1-я2-я3-я4-яЗадняя
4.3 3.753 2.303 1.493 1.000 3.867

Это наиболее тяговитая коробка среди классических вазовских кпп, ведь ей приходится работать с самыми слабыми моторами 1.2 и 1.3 литра. Её легко отличить по количеству зубьев ведущей шестерни - их 17 (у 2105 - 18, 2106 - 19), а еще по приводу спидометра и отсутствию выключателя фонаря заднего хода.

Лада 2101 Wild › Бортжурнал › Коробка КПП

И вновь перед вами "разведданные" об отличиях однотипных деталей автомобилей ВАЗ, на этот раз — внутренностей коробок передач. Наш "резидент" продолжает выведывать то, о чем умалчивают заводские инструкции…
Алексей НИКОЛАЕВ
Затеяв ремонт коробки передач (далее — КП), владелец "Жигулей" или "Нивы" при покупке запчастей может столкнуться с немалыми трудностями. Существует свыше десятка модификаций коробок, и, в принципе, каждая из них в сборе подойдет на любой "классический" или полноприводный ВАЗ, чего не скажешь о деталях. Некоторые шестерни и валы 4-ступенчатого агрегата не подойдут к 5-ступенчатому и даже могут оказаться невзаимозаменяемыми с деталями однотипной КП, выпущенной годом раньше. Дело в том, что ВАЗ выпускал коробки с тремя рядами передаточных чисел, предназначенные для моторов разных объемов.
Напомним: до 1976 года был только ряд 2101 (I — 3,75; II — 2,3; III — 1,49; IV — 1,0; з. х. — 3,87) для КП всех "жигулей". С 1976 по 1987 год на VAZ 2106 и "Ниву" ставили коробки с "повышенным" рядом 2106 (3,24; 1,99; 1,29; 1,0; 3,34). "Промежуточный" ряд — 2105 (3,67; 2,1; 1,36; 1,0; 3,53) появился в 1979 году для машин нового семейства VAZ 2104-2107. В течение восьми лет завод выпускал комплекты шестерен всех трех рядов, пока, наконец, в 1987 году КП 2101 и 2106 не упразднили, а ряд 2105 стал единым, унифицированным для коробок всех "жигулей" и "нив", как 4-, так и выпускаемых с 1985 года 5-ступенчатых. И наконец, в 1992 году ВАЗ окончательно предал забвению коробки 2101 и 2106, прекратив делать их оригинальные шестерни, а заодно отказавшись от отличительной маркировки ныне выпускаемых деталей. Однако старые запасы остались на руках и в магазинах — подобрать можно решительно все, если знать, как отличить одну деталь от другой. Вот здесь-то и пригодятся приведенные ниже сведения.

Промежуточный вал (блок шестерен) 2101-1701050 без опознавательных меток. На венце постоянного зацепления (Z1) — 29 зубьев, на венце I передачи (Z2) — 15. Применим в 4-ступенчатых КП ряда 2101 в комплекте с первичным валом 2101-1701026 (17 зубьев).

Промежуточный вал 2121-1701050 отличается от "ноль первого" только шестерней постоянного зацепления (Z1). На ней 28 зубьев с меньшим модулем и метка в виде кольцевого буртика (показан стрелкой). "Двадцать первый" блок шестерен можно поставить в любую "жигулевскую" 4-ступенчатую коробку в комплекте со своим (2121) первичным валом, получив передаточный ряд 2106.

Промежуточный вал 2105-1701050, помеченный кольцевым буртиком на шестерне третьей передачи (показан стрелкой). Отличается от двух предыдущих венцом первой передачи (Z2) — здесь 14 зубьев с большим углом наклона, нежели на 15-зубчатых венцах валов 2101 и 2121. На венце постоянного зацепления (Z1) — 28 зубьев большего модуля, чем на валу 2121. Разумеется, и "пятый" блок шестерен применим только в комплекте со своим "пятым" первичным валом, и только для 4-ступенчатых КП.

Первичный вал 2101-1701026 с 17 зубьями на венце, без опознавательных меток. Подойдет к любой 4-ступенчатой КП "Жигулей" или "Нивы", но только в комплекте с промежуточным валом 2101-1701050 (29 зубьев на венце постоянного зацепления), с которым образует передаточный ряд 2101. Рекомендуется применять с моторами малого рабочего объема (1200 и 1300 смз).

Первичный вал 2121-1701026 с 19 зубьями на венце, помеченный одним цилиндрическим пояском (показан стрелкой). Пригоден для всех коробок в комплекте с промежуточным валом 2121-1701050 (28 зубьев венца постоянного зацепления), с которым образует передаточный ряд 2106. Рекомендуется для моторов большого объема (1600 и 1700 смз).

Первичный вал 2105-1701026 с 18 зубьями на венце: а — старого образца, отличающийся от валов 2101 и 2121 двумя цилиндрическими поясками (показаны стрелками); б — нового образца, выпускаемый с 1992 года как единый, без опознавательных меток и отличимый от вала 2101 только числом зубьев. Оба вала применимы для любых КП "жигулей" и "нив" в комплекте с промежуточными валами: 2105-1701050 для 4-ступенчатых и 2107-1701050 для 5-ступенчатых агрегатов. Образуют передаточный ряд 2105, удобный для всех "жигулевских" моторов.

Промежуточная шестерня заднего хода: а — 2101-1701082 с кольцевым выступом (показан стрелкой); б — 2121-1701080 с ровным торцом. Обе шестерни взаимозаменяемы и подходят к любым "классическим" КП, в том числе и к "нивовским", поскольку все сопряженные с ними детали — универсальные "жигулевские".

Шестерня первой передачи: а — 2101-1701112 без опознавательных меток; б — 2105-1701112 старого образца, помеченная кольцевой канавкой диаметром 80 мм; в — 2105-1701112 нового образца, выпускаемая с 1992 года — без канавки. У каждой по 33 зуба, но на "первой" их угол наклона меньше, чем на "пятых", поэтому поставить ее можно только в комплекте с промежуточным валом 2101 или 2121, то есть в КП с рядом 2101 или 2106. Обе шестерни 2105 взаимозаменяемы и пригодны для установки в комплекте с промежуточным валом 2105-1701050 (4-ступенчатые КП) или 2107-1701050 (5-ступенчатые). Шестерни без меток можно отличить по наружному диаметру: у 2101 он равен 96,8 мм, а у 2105 — 98,8.<o</O

Приводы спидометров и соответствующие им ведущие шестерни вторичного вала применяются только комплектами — иные комбинации исключены: а — привод 2101-1702150-01 без метки с 12 зубьями ведомой шестерни и ведущая шестерня 2101-1702158 с пятью заходами червяка, помеченная одной кольцевой проточкой (показана стрелкой) — для КП "жигулей" с задними мостами 2101 (передаточное число редуктора — 4,3) и 2102 (редуктор 4,44). В последнем случае спидометр несколько завышает показания; б — привод 2103-1702150-01 (9 зубьев), помеченный красной краской, и шестерня 2103-1702158 с четырьмя заходами червяка без метки — для КП "жигулей" с задним мостом 2103 (передаточное число редуктора — 4,1); в — привод 2106-1702150-01 (13 зубьев), помеченный синей краской, и ведущая шестерня 2106-1702158 с шестью заходами червяка, помеченная двумя кольцевыми проточками (показаны стрелками), — для "жигулей" с мостом 2106 (редуктор — 3,9).

Гайка выходного фланца вторичного вала (резьба М20х1): а — 2101-1701244 с шестигранником "на 30", для любых коробок передач "жигулей" и "нив" в комплекте с уплотнителем центрирующей втулки 2101-1701245; б — 2121-1701244 старого образца для "нив", с шестигранником "на 32" — яркий пример того, что называют словом "приблуда". В течение двадцати лет завод ставил на "Ниву" оригинальную гайку с пружинкой уплотнителя и лишь в конце 1997 года перешел на обычную "жигулевскую". В то время как несколько поколений автолюбителей успешно применяли гайку 2101 вместо архидефицитной "нивовской"…

Подшипник задней опоры первичного вала: а — 2101-1701033 (6-50706У) старого образца с металлическим сепаратором; б — 2107-1701033 (6-50706ЕУ) — представитель нового поколения подшипников с пластмассовым сепаратором. Взаимозаменяемы в любых КП "жигулей" и "нив". То же самое касается и прочих подшипников вазовских коробок — ставить можно как современные, так и снятые с производства, но оставшиеся в торговле.

Привод спидометра старого образца, существующий тоже в трех вариантах: 2101, 2103 и 2106. Уплотняется на крышке КП не резиновым кольцом, как современный (см. фото слева), а картонной прокладкой, что надежнее. Впрочем, если кольцо нынешнего привода, выпускаемого с 1988 года, не удержит масло, на разъем фланца можно нанести герметик.

Задняя крышка картера: а — 2103-1702010 для любых 4-ступенчатых "жигулевских" КП; б — 2121-1702010 с заглушкой в отверстии под привод спидометра — для 4-ступенчатой КП "Нивы". Из одной детали легко сделать другую. Крышка 2101 подойдет на "Ниву", если закрыть отверстие приводом спидометра или металлической пластинкой, притянув ее через прокладку гайкой. "Нивовскую" крышку ставим на "Жигули", выбив заглушку и ввернув в резьбовое отверстие шпильку М6 для крепления привода спидометра.<o</O

Картер 2101-1701015: а — старого образца с технологическими приливами (показаны стрелками); б — нового образца (легче на 200 г). Взаимозаменяемы для всех 4-ступенчатых КП "жигулей" и "нив".

Разборка и сборка КПП Ваз 2101


Схема коробки переключения передач Ваз 2101: 1 – вилка включения заднего хода; 2 – оттяжная пружина рычага переключения передач; 3 – направляющая чашка рычага; 4 – шаровая опора рычага; 5 – рычаг переключения передач; 6 – сферическая шайба; 7 – пружина рычага; 8 – стопорное кольцо; 9 – запорная втулка демпфера; 10 – упругие втулки демпфера; 11 – дистанционная втулка демпфера; 12 – упорная подушка демпфера; 13 – стержень рычага переключения передач; 14 – вилка включения третьей и четвертой передач; 15 – вилка включения первой и второй передач; 16 – шток вилки включения первой и второй передач; 17 – шток вилки включения третьей и четвертой передач; 18 – шток вилки включения заднего хода; 19 – блокировочные сухари; 20 – крышка фиксаторов; 21 – втулка; 22 – пружина фиксатора; 23 – шарик фиксатора; 24 – задняя крышка коробки передач; 25 – включатель фонаря заднего хода Ваз 2101; 26 – дистанционная втулка штока вилки заднего хода.

Первичнывй вал Ваз 2101 КПП


Устройство первичного вала Ваз 2101: 1 – стопорное кольцо; 2 – пружинная шайба; 3 – подшипник; 4 – первичный вал; 5 – пружина синхронизатора; 6 – блокирующее кольцо синхронизатора; 7 – стопорное кольцо; 8 – подшипник.

Вторичный вал коробки переключения передач Ваз 2101


Устройство вторичного вала Ваз 2101: 1 – стопорное кольцо; 2 – пружинная шайба; 3 – ступица синхронизатора; 4 – муфта синхронизатора; 5 – стопорное кольцо; 6 – блокирующее кольцо синхронизатора; 7 – пружина синхронизатора; 8 – шайба; 9 – шестерня III передачи; 10 – вторичный вал; 11 – шестерня II передачи; 12 – шайба; 13 – пружина синхронизатора; 14 – блокирующее кольцо; 15 – стопорное кольцо; 16 – ступица синхронизатора; 17 – муфта синхронизатора; 18 – стопорное кольцо; 19 – блокирующее кольцо синхронизатора; 20 – пружина синхронизатора; 21 – шайба; 22 – шестерня I передачи; 23 – втулка шестерни I передачи; 24 – подшипник; 25 – шестерни заднего хода; 26 – пружинная шайба; 27 – стопорное кольцо; 28 – шестерня привода спидометра; 29 – задний подшипник; 30 – сальник; 31 – фланец эластичной муфты; 32 – гайка; 33 – уплотнитель; 34 – центрирующее кольцо; 35 – стопорное кольцо.

Кулиса Ваз 2101


Устройство рычага переключения передач Ваз 2101: 1 – болт оттяжной пружины; 2 – шайба; 3 – оттяжная пружина; 4 – прокладка; 5 – направляющая чашка; 6 – прокладка; 7 – шайба; 8 – ограничительный болт; 9 – рычаг переключения передач; 10 – шаровая опора; 11 – сферическая шайба; 12 – пружина; 13 – опорная шайба; 14 – стопорное кольцо; 15 – прокладка; 16 – фланец; 17 – пружинная шайба; 18 – гайка; 19 – манжета; 20 – внутренний чехол; 21 – стержень рычага; 22 – рукоятка; 23 – упорная подушка; 24 – упругая втулка; 25 – дистанционная втулка; 26 – упругая втулка; 27 – запорная втулка.

Как разобрать КПП Ваз 2101

Для замены деталей коробки переключения передач Ваз 2101 ее необходимо частично или полностью разобрать, для этого следуете данной инструкции: Промойте коробку передач и установите ее на стенде. Слейте масло и снимите картер КПП с прокладкой. Снимите вилку привода выключения сцепления, а с направляющей втулки передней крышки коробки передач – муфту в сборе с подшипником и соединительной пружиной. Снимите картер сцепления (колокол) с прокладкой и передней крышкой коробки передач вместе с сальником и пружинной шайбой. Снимите привод спидометра Ваз 2101 с прокладкой и выключатель фонаря заднего хода, соблюдая осторожность, чтобы не деформировать его корпус. Выверните болт крепления вилки переключения третьей и четвертой передач. Установите на первичный вал фиксатор 41.7816.4068 или одновременно включите две передачи. Это предотвратит проворачивание первичного, вторичного и промежуточного валов и позволит выполнить последующие операции по разборке.


Снимите стопорное кольцо с конца вторичного вала коробки передач


Разогнув стопорную шайбу, отверните гайку на несколько оборотов, чтобы сдвинуть центрирующее кольцо эластичной муфты, и снова заверните гайку. Выталкивателем со съемником снимите с конца вторичного вала центрирующее кольцо эластичной муфты карданного вала


Снимите с конца вторичного вала уплотнитель центрирующего кольца эластичной муфты, отверните гайку и съемником снимите фланец эластичной муфты. Снимите заднюю крышку коробки передач, отвернув гайки ее крепления и винт ограничения поперечного хода рычага, а также передвинув влево рычаг переключения передач, чтобы освободить его от штоков включения передач. Снимите со вторичного вала задний подшипник. Снимите ведущую шестерню привода спидометра. Снимите со штока включения заднего хода вилку с дистанционной втулкой, а с оси – промежуточную шестерню заднего хода


Снимите стопорное кольцо ведущей шестерни заднего хода Ваз 2101 с промежуточного вала; снимите шестерню и пружинную шайбу. Снимите стопорное кольцо ведомой шестерни заднего хода со вторичного вала, прижимая оправкой пружинную шайбу, чтобы снять нагрузку со стопорного кольца. Снимите ведомую шестерню заднего хода и пружинную шайбу. С помощью фигурных оправок типа отверток и стержневых выколоток выньте из картера коробки передач передний и задний подшипники промежупромежуточного вала. На внутренних кольцах двухрядного переднего подшипника нанесите метки, по которым эти кольца устанавливайте на прежние места в наружном кольце подшипника


Выньте из картера коробки передач промежуточный вал, наклоняя его, как показано на рисунке. Снимите крышку фиксаторов штоков вместе с прокладкой, выньте пружины и шарики фиксаторов. Выньте из картера коробки передач шток заднего хода, шток вилки переключения третьей и четвертой передач. Отверните болт крепления вилки первой и второй передач, выньте шток и вилки. Вынимая штоки, одновременно удалите три блокировочных сухаря


Отверните винты крепления стопорной пластины промежуточного подшипника вторичного вала дрель-отверткой и снимите стопорную пластину промежуточного подшипника вторичного вала и ось промежуточной шестерни заднего хода


С помощью оправок выньте первичный вал вместе с подшипником и кольцом синхронизатора и снимите игольчатый подшипник с переднего конца вторичного вала


Выбейте из промежуточного подшипника Ваз 2101 вторичный вал, выньте промежуточный подшипник и, наклонив, как показано на рисунке, извлеките из картера вторичный вал в сборе с шестернями, муфтами и кольцами синхронизаторов. Снимите с вала муфту синхронизатора третьей и четвертой передач.

Для разборки первичного вала Ваз 2101 выполните следующее: Cнимите стопорное кольцо, блокирующее кольцо и пружину синхронизатора. Установите вал на пресс и, сжав оправкой пружинную шайбу, снимите стопорное кольцо, затем пружинную шайбу и подшипник.

Для разборки вторичного вала КПП Ваз 2101 выполните следующие действия: Снимите с задней стороны вала шестерню первой передачи с втулкой, ступицу со скользящей муфтой переключения первой и второй передач, шестерню второй передачи вместе с блокирующим кольцом синхронизатора


Установите вторичный вал с оправкой на пресс, подложите под шестерню третьей передачи опорные полукольца, и, нажимая оправкой на пружинную шайбу, снимите стопорное кольцо 2, затем пружинную шайбу, ступицу скользящей муфты переключения третьей и четвертой передач и шестерню тертьей передачи.

Для разборки рычага переключения передач Ваз 2101 и задней крышки снимите манжету, чехол рычага, затем стопорное кольцо, шайбу, пружину и сферическую шайбу. Отверните гайки крепления фланца, отсоедините оттяжную пружину рычага от ушка болта и снимите рычаг вместе с фланцем, опорой и чашкой.

Ремонт и сборка КПП Ваз 2101 выполняется в последовательности, обратной раборки с учетом замены старых дефектных детелей на новые. После установка коробки переключения передач на Ваз 2101 обязательно залейте трансмиссионное масло!

Устройство и принцип работы КПП ВАЗ 2110, 2112, 21111






Первичный вал 29 изготовлен в виде блока ведущих шестерен, находящихся в постоянном зацеплении с ведомыми всех пяти скоростей переднего хода. Вторичный вал 25 является полым внутри, это сделано для того, чтобы под ведомые шестерни подавалась смазка. На нем установлена съемная шестерня главной передачи 3. Также на нем установлены ведомы шестерни 16, 18, 19, 21, 23 и синхронизаторы 17, 20, 24 для скоростей переднего хода. Передние подшипники валов 4 и 31 роликовые, задние 22, 28 – шариковые. Зазор в передних подшипниках не должен превышать 0,07 мм, а в задних – 0,04 мм. Под передним подшипником вторичного вала 25 стоит маслосборник 5, по которому потока масла попадает внутрь вала и далее под все ведомы шестерни. Дифференциал двухсателлитный. Натяжение в его подшипниках регулируется кольцами 13, путем подбора их толщины. К фланцу коробки дифференциала 9 прикреплена ведомая шестерня 12 главной передачи.

↑ Схема коробки передач ВАЗ-2110

Описание коробки передач ВАЗ 2110 фото


1 – задняя крышка картера коробки передач, 2 – ведущая шестерня V передачи, 3 – шариковый подшипник первичного вала, 4 – ведущая шестерня IV передачи первичного вала, 5 – первичный вал, 6 – ведущая шестерня III передачи первичного вала, 7 – картер коробки передач, 8 – ведущая шестерня II передачи первичного вала, 9 – шестерня заднего хода, 10 – промежуточная шестерня заднего хода, 11 – ведущая шестерня I передачи первичного вала
12 – роликовый подшипник первичного вала, 13 – сальник первичного вала, 14 – сапун, 15 – подшипник выключения сцепления, 16 – направляющая втулка муфты подшипника выключения сцепления, 17 – ведущая шестерня главной передачи, 18 – роликовый подшипник вторичного вала, 19 – маслосборник, 20 – ось сателлитов, 21 – ведущая шестерня привода спидометра, 22 – шестерня полуоси, 23 – коробка дифференциала, 24 – сателлит, 25 – картер сцепления, 26 – пробка для слива масла, 27 – ведомая шестерня главной передачи, 28 – регулировочное кольцо, 29 – роликовый конический подшипник дифференциала, 30 – сальник полуоси, 31 – ведомая шестерня I передачи вторичного вала, 32 – синхронизатор I и II передач, 33 – ведомая шестерня II передачи вторичного вала, 34 – ведомая шестерня III передачи вторичного вала, 35 – синхронизатор III и IV передач, 36 – ведомая шестерня IV передачи вторичного вала, 37 – шариковый подшипник вторичного вала, 38 – ведомая шестерня V передачи вторичного вала, 39 – синхронизатор V передачи, 40 – вторичный вал.

Синхронизаторы

Наверняка бывалые автовладельцы помнят, как переключались передачи на старых ЗИЛах и ГАЗонах – двойной выжим с перегазовкой. На коробках этих грузовиков отсутствовали синхронизаторы. Сейчас ими оснащается любой современный автомобиль. Чтобы исключить потерю времени и неудобства при «перегазовке», КПП ВАЗ-2110 оснащается синхронизаторами. Таким образом, во время вращения вала вы без проблем включите нужную передачу. Стоит отметить, что скорость, с которой вращается маховик и первичный вал, отличается при выжатом сцеплении. Если синхронизаторы выходят из строя, слышен характерный хруст при попытке включить нужную передачу. Всему виной — большая разница в передаточном числе. Временно можно использовать «перегазовки», но ездить со сломанными синхронизаторами не стоит. Это важная составляющая любой КПП. Именно она уравнивает угловые скорости шестерен валов в процессе их вращения.

↑ Привод управления коробкой передач

Описание коробки передач ВАЗ 2110 фото

1 – защитный чехол тяги, 2 – тяга привода управления коробки передач, 3 – рычаг переключения передач, 4 – палец сферического рычага переключения передач, 5 – обойма шаровой опоры, 6 – шаровая опора рычага переключения передач, 7 – буфер, 8 – пружина, 9 – реактивная тяга, 10 – рычаг штока выбора передач, 11 – рычаг выбора передач, 12 – картер коробки передач, 13 – картер сцепления, 14 – шток выбора передач, 15 – втулка штока, 16 – сальник штока, 17 – защитный чехол, 18 – корпус шарнира, 19 – втулка шарнира, 20 – наконечник шарнира, 21 – хомут.

Что потребуется?

Некоторые люди предпочитают отдавать машину для снятия коробки в сервис, но на самом деле это не обязательно. При желании можно сделать эту работу самостоятельно. Но, тут понадобится определенный инструмент. Также важно понимать, что в первый раз вы потратите значительное время.

Для проведения потребуется приготовить следующие инструменты

  • Набор ключей. Потребуются рожковые, торцовые и накидные;
  • Шлицевая отвертка;
  • Головки с удлинителями;
  • 2 монтировки;
  • Домкрат;
  • Пассатижи;
  • Канистра 5 литров;
  • Ветошь.

Тут нужно уточнить, что канистра должна иметь удобное горлышко. Придется слить масло с коробки, именно для этого и нужна тара. Слив смазки упрощает процесс, поскольку коробка становится немного легче.

Также вам понадобится загон на смотровую яму или эстакаду

Так будет намного удобнее подобраться к коробке. Хотя некоторые умельцы могут демонтировать коробку и без этого, просто загнав автомобиль на невысокие заезды.


↑ Описание коробки передач

Коробка передач

– механическая, двухвальная, с пятью передачами переднего хода и одной – заднего, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода. Она конструктивно объединена с дифференциалом и главной передачей.

Корпус коробки передач состоит из трех частей (отлитых из алюминиевого сплава):

  • картера сцепления 25,
  • картера коробки передач 7
  • и задней крышки картера коробки передач 1.

При сборке между ними наносят бензомаслостойкий герметик-прокладку (например, КЛТ-75ТМ или ТБ-1215). В гнезде картера находится специальный магнит, задерживающий металлические продукты износа.

Первичный вал 5 выполнен как блок ведущих шестерен, которые находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями всех передач переднего хода. Вторичный вал 40 – полый (для подачи масла под ведомые шестерни), со съемной ведущей шестерней главной передачи 17. На нем расположены ведомые шестерни 31, 33, 34, 36, 38 и синхронизаторы 32, 35, 39 передач переднего хода. Передние подшипники валов 18 и 12 – роликовые, задние 3 и 37 – шариковые. Радиальный зазор в роликовых подшипниках не должен превышать 0,07 мм, в шариковых – 0,04 мм. Под передним подшипником вторичного вала 18 расположен маслосборник 19, направляющий поток масла внутрь вала.

Дифференциал

– двухсателлитный. Предварительный натяг в подшипниках 29 (0,25 мм) регулируется подбором толщины кольца 28, устанавливаемого в гнезде картера коробки передач под наружным кольцом подшипника дифференциала. К фланцу коробки дифференциала крепится ведомая шестерня главной передачи 27.

Устанавливаем электрокорректор фар

Штатное устройство не регулируется, оно неразборное, как результат, при выходе из строя, фару можно только заменить. Чаще всего это происходит из-за утечки рабочий жидкости или «клина». Если у вас возникла необходимость заменить устройство, то лучше вместо него поставить электрокорректор.

На «десятку» можно поставить:

  • Штатный электрокорректор для 2110. Найти его можно по артикулу ЭМКФ-41.
  • Корректор от другой марки, обычно автомобилисты используют для этого агрегат от ГАЗа.

В комплект входит сам электрокорректор, уплотнительные кольца и проводка. Основное преимущество такого устройство перед штатным агрегатом – это надежность. Установив электрокорректор, вы забудете о поломках этого компонента. Система штатного устройства сделана таким образом, что корректор постоянно находится под давлением жидкости. Уплотнительная резина изнашивается особенно быстро в холодную пору.

Установка электрокорректора от ГАЗ

Установку необходимо выполнять в штатные места, здесь никаких доработок не требуется. Зато они понадобятся в самом приборе – необходимо выставить ход и длину штока. Установка может быть осуществлена и без доработок, но есть вероятность, что электрокорректор будет работать только в первых 4-х позициях вместо 16-и.

Укорачивание длины штока проходит по следующей схеме:

Теперь нужно уменьшить ход. Для этого следует поменять резистор R1 – вы найдете его на схеме подключения ЭК. Меняем его на 4.3кОм. Если вы не разбираетесь в электронике, то посмотрите на фото ниже – там указано место расположения резистора, который необходимо заменить. Когда все доработки завершены, электрокорректор можно подключать к системе.

Регулировка

Выставляем ближней свет на деление «0». Это соответствие будут в дальнейшем проверять при техническом осмотре автомобиля. В отличии от гидравлического устройства, с ЭК машину нужно ставить на расстоянии 1,2 м до стены. При переключении деления уровень смещается на 60 мм. В итоге мы должны получить результат, как в инструкции по настройке.

Видео по регулировке фар:

Перед покупкой каждому водителю нужно определиться, обеспечивают оптимальную яркость и имеют совместимый цоколь.

Регулировка фар ВАЗ 2110 своими руками

↑ Управление коробкой передач

Привод управления коробкой передач

состоит из рычага переключения передач, шаровой опоры, тяги, штока выбора передач и механизмов выбора и переключения передач. На винты крепления тяги и рычага к штоку выбора передач перед сборкой наносят клей для резьб ТБ-1324. Винты крепления рычага и шарнира различаются длиной, покрытием и моментами затяжки. Винт крепления рычага фосфатирован (темного цвета), длиной 19,5 мм, затягивается моментом 3,4 кгс.м. Винт крепления шарнира кадмирован (золотистого цвета), длиной 24 мм, затягивается моментом 1,95 кгс.м. В шаровую опору перед сборкой закладывают смазку ЛСЦ-15.

Чтобы передачи самопроизвольно не выключались из-за осевого перемещения силового агрегата при движении автомобиля, в привод управления коробкой передач введена реактивная тяга, один конец которой связан с силовым агрегатом, а к другому концу прикреплена обойма шаровой опоры рычага переключения передач.

На внутреннем конце штока закреплен рычаг, который действует на трехплечий рычаг механизма выбора передач. Этот механизм выполнен отдельным узлом и крепится к плоскости картера сцепления.

В корпусе механизма выбора передач имеются две оси. На одной установлены трехплечий рычаг выбора передач и две блокировочные скобы. Другая ось проходит через отверстия блокировочных скоб, фиксируя их от проворачивания. Одно плечо рычага выбора передач служит для включения передач переднего хода, другое – для включения заднего хода, а на третье плечо действует рычаг штока выбора передач. На оси установлена вилка включения заднего хода.

Описание коробки передач ВАЗ 2110 фото

Возможные проблемы при эксплуатации

Нередко коробка в процессе работы гудит и шумит. Это говорит о том, что внутри слишком мало масла. Лучше проверить щуп.



Смотреть галерею

Если шестеренки долго работали без смазки, то даже капитальный ремонт КПП ВАЗ-2110 не поможет. Потребуется полная замена агрегата. Для того чтобы избежать этих неприятностей, лучше заранее и своевременно проверять уровень масла. Также передачи могут приключаться туго. Данная проблема может быть по причине сцепления или изношенных синхронизаторов. Следует проверять уровень тормозной жидкости в бачке. Если есть пробои в главном цилиндре сцепления, то привод не сможет нормально функционировать. Если же главный цилиндр сухой, то рекомендуется проверить выжимной подшипник. Если при нажатии на сцепление подшипник шумит, значит, потребуется ремонт КПП ВАЗ-2110, а именно замена выжимного подшипника.

Также бывает, что вылетают передачи. Если в процессе движения они выключаются, то стоит проверить, в каком состоянии подушки двигателя. При вибрациях могут возникать выключения передач. Если скорости включаются не так легко, как раньше или при этом присутствуют характерные звуки, то это говорит об изношенных синхронизаторах. Для ремонта нужно точно знать устройство коробки передач КПП ВАЗ-2110.

Возможные неполадки и их устранение

Болезни КПП

Часто звучит жалоба владельцев ВАЗ 2110 на то, что первая скорость включается с трудом или вылетает.

  • часто виновен синхронизатор;
  • возможно, лопнула пружина фиксатора, рычаг болтается, скорости включаются как хотят;
  • замена может понадобиться штоку и вилке.

Другая жалоба – вторая передача включается плохо, ее частенько выбивает.

Здесь можно заподозрить основных виновников:

  • вылетает вторая чаще всего потому, что зубья шестерни плохо зацепляются с муфтой, которой включаются скорости;
  • кончики зубьев шестерни и муфты уже износились, поэтому скорость плохо включается. Если не вмешаться, то скоро будет вылетать;
  • как вариант, когда выбивает именно на кочках — умирает сцепление.

Снятие МКПП

Демонтаж коробки передач ВАЗ 2110 – задача несложная. Перед этим нужно сначала отсоединить минусовую клемму от питания АКБ и снять брызговик. После этого с коробки снимают стабилизатор и сливают из системы масло. На следующем этапе работ снимают пыльник сцепления и систему привода. После этого нужно снять разъемы датчиков скорости и заднего хода. Кронштейн может осложнить последующие действия, поэтому его лучше снять и убрать в сторону, а затем демонтировать левую подушку мотора и открутить гайки крепления МКПП. Теперь коробку передач можно снять и приступить к ее самостоятельному ремонту.


Ремонтные работы

Если регулировка не дала желаемого результата, придется более тщательно поработать с коробкой. Частая проблема — это выбивание шестерней, отвечающих за 1 и 2 скорости.

При демонтаже убедитесь в исправности каждого отдельно взятого фиксатора. Фиксаторы представляют собой пружины, которых имеется в общей сложности три. Первый самый длинный, он отвечает за 1 и 2 скорости. Второй средний по размеру, и его прерогатива — это 3 и 4 скорости. Третий фиксатор самый маленький, а его «опекун» — это пятая передача.

Устройство КПП ВАЗ-2101

Трансмиссия автомобиля ВАЗ-2101 состоит из механической коробки передач, которая посредством карданного вала осуществляет передачу крутящего момента на задний мост. Сама КПП – механическая, 4-ступенчатая (4 передачи вперед и 1 – назад), трехходовая, с ручным управлением (переключение передач выполняется водителем при помощи рычага, расположенного в салоне авто). На момент выпуска Ваз-2101 этот тип КПП являлся одним из самых приоритетных, поскольку обеспечивал наименьшие потери.

Чтобы обеспечить движение автомобиля с разными скоростями, каждая из передач имела свои передаточные числа, уменьшающееся по мере повышения ступени на КПП. Так, первая передача обладает передаточным числом 3,753, вторая – 2,303, третья – 1,493, четвертая – 1,0. Задняя же передача обладает самым высоким передаточным числом – 3,867. Меняющиеся передаточные числа КПП ВАЗ-2101 позволяло авто двигаться с разной скоростью, на 1-й передач обеспечивается высокое тяговое усилие, на 4-й же – максимально возможная скорость.

Для уменьшения шумности работы, все шестеренки, задействованные в движении вперед, имеют косое расположение зубьев, у шестеренок задней же ступени – прямые зубья.

Для легкости управления коробкой и смены ступеней с минимальными ударными воздействиями, передачи переднего хода оснащены синхронизаторами.

Схема коробки передач Ваз-2101 в разрезе представлена ниже (ПВ – первичный вал, ВВ – вторичный, ПрВ – промежуточный, ЗХ – задний ход):

Схема коробки передач

Конструктивные особенности

Схема КПП ВАЗ-2101 показывает, что весь узел состоит из трех валов, которые помещены в корпус КПП. Несмотря на большое количество составных частей, КПП является сравнительно компактной. Отметим, что схема эта не полная, поскольку на ней не видно ползунов, фиксаторов и вилок переключения. Они располагаются в картере с другой стороны КПП.

Первичный вал принимает крутящий момент от коленчатого вала. Чтобы обеспечить возможность разъединения КПП с силовой установкой, это соединение осуществляется не напрямую, а через механизм сцепления. Для обеспечения соединения с ведомым диском механизма сцепления на перв. валу сделаны шлицы.

Закреплен первичный вал на 2-х подшипниках. Причем один из них (передний) расположен в коленвалу, и вал КПП вставляется в него своим концевиком. Другой размещен в передней части картера.

На втором конце перв. вала имеется шестеренка, и сам вал сделан с ней заодно. Шестеренка эта имеет постоянное сцепление с шестеренкой пром. вала. Для исключения вытекания масла, задний подшипник этого вала прикрыт сальником.

Передний конец втор. вала входит в первичный. Для исключения осевого смещения и соблюдения центровки их относительно друг друга, вторичный вал посажен на 3 подшипника. Передний – игольчатого типа, установлен в отверстии торца перв. вала, куда входит концевик втор. вала.

Второй подшипник – промежуточный, является шариковым и установлен он за шестеренкой 1-й ступени. Третий – тоже шариковый, располагается на задней части втор. вала в крышке картера.

Ниже этих валов располагается еще один – промежуточный. С ним на одном уровне находится механизм, обеспечивающий движение автомобиля назад.

Немного о принципе работы

Шестеренка первичного вала, а также четыре шестеренки пром. вала выполнены заодно с валами. И только на вторичном валу шестеренки могут перемещаться по валу. Этим и обеспечивается возможность ввода в зацепление необходимых шестеренок.

На «нейтрали» крутящий момент передается от перв. вала к промежуточному посредством шестеренок, имеющих постоянное зацепление. Но на втор. вал это вращение не переходит, поскольку в таком положении зацепления между шестеренками пром. и втор. валов нет.

Водитель, включая первую передачу, посредством вилки включения, установленной на ползуне, перемещает через синхронизатор шестеренку 1-й ступени втор. вала и вводит в зацепление ее с шестеренкой на пром. валу.

Примерно так же и осуществляется включение все остальных ступеней. Чтобы предотвратить включение двух ступеней одновременно, водитель перед включением необходимой скорости сначала выводит из зацепления шестерни включенной ступени, то есть, сначала переводит рычаг в «нейтраль», а затем уже соединяет необходимые шестеренки.

Чтобы введенные в зацепление шестерни втор. вала не вернулись в исходное положение из-за осевого усилия, используются фиксаторы – специальные подпружиненные шарики, которые попав в выемки на ползуне, не дают ему сместиться обратно.

Для того, чтобы обеспечить вращение втор. вала в обратную сторону (движение задним ходом) в конструкцию КПП входит дополнительная промежуточная ось с шестеренкой, которая вводится в соединение с шестеренками промежуточного и вторичного валов при помощи отдельной вилки.

В целом вся работа КПП ВАЗ-2101 построена на взаимодействии разных по диаметру шестеренок, собранных в одном корпусе и установленных на валах, что и позволяет менять передаточное число в нужную сторону.

Читайте также: