Кпп 202 маз 9 ступенчатая устройство и ремонт

Обновлено: 02.05.2024

Модели коробок переключения передач (КПП) устанавливаемых на автомобили МАЗ

КПП грузового автомобиля

Устройство и схема переключения

5 ступенчатая

Конструкция коробки передач с пятью ступенями в МАЗе включает в себя такие элементы, как:

  • первичный, вторичный и промежуточный вал;
  • вращающийся подшипник;
  • шестерни;
  • картер, переключатель и задняя крышка;
  • крепежные элементы;
  • емкость для масляной жидкости.

Механизм, который переключает передачи, находится в салоне транспортного средства. Когда рычаг переключательного устройства меняет свое положение, происходит сцепление шарнирного соединения с выемкой, которая расположена на одной из осей. В этот момент конец шарнира находится в жестком зацеплении с вилочным устройством. Вилки входят в отверстие на ведущей шестерне переднего хода (передачи №1, 2, 3, 4) или в положении пятой передачи (задний ход). Начинается замыкание в цепи вращающего момента, из-за чего вторичная ось начинает свое движение.

Схема переключения скоростей

8 ступенчатая

Устройство восьмиступенчататой коробки (КПП-202) включает в себя:

  • картер;
  • подвижные шестерни;
  • вал промежуточного типа;
  • шестерни постоянного зацепления;
  • ведущий вал;
  • шлицы;
  • венец зубчатого типа;
  • крышку;
  • ведомый вал;
  • блок шестерен заднего хода;
  • осевой механизм реверса.

Коробка модели 202

После того как транспорт двинется с места, наберет необходимую скорость, можно переключать передачи в следующем порядке: 4H-4B-5H. Для того чтобы активировать вторую скорость, нужно дождаться момента, когда частота вращения коленчатого вала увеличится до 2000 оборотов в минуту. Этот показатель можно отслеживать при помощи тахометра.

Не рекомендуется начинать переключение передач при меньшем количестве оборотов коленвала, в противном случае механизм выйдет из строя.

Для того чтобы включить задний ход, следует установить рычаг переключателя в нижнее положение.

9 ступенчатая

В конструкцию 9-ти ступенчатой коробки 238 с демультипликатором входят следующие детали и механизмы:

  • картер сцепного устройства;
  • прокладка;
  • вилка переключения скоростей;
  • правый вал;
  • шайба шестерни реверса;
  • ленивая шестерня заднего хода;
  • роликовый подшипник вала промежуточного типа;
  • крепежные болты и гайки;
  • пружинная шайба;
  • уплотнительное кольцо;
  • стопорное кольцо;
  • игольчатый подшипник;
  • втулка вилки механизма сцепления.

Устройство коробки переключения передач

Перед началом движения необходимо отключить сцепление. Перед тем как трогаться с места, необходимо проверить расположение рычага, он должен быть опущен. Переключение скоростных режимов осуществляется в несколько этапов. На первом этапе рекомендуется использовать следующую схему переключения: 1B-2B-3B. Во время дальнейшего движения можно перейти на схему: 4H-5B-5H.

Замена масла

Для того чтобы заменить масло в КПП МАЗа, необходимо:

  1. Проехать около 5-10 км на транспорте, чтобы прогреть старое масло в коробке. При повышенной температуре оно становится жидким и его легко слить.
  2. Через 10-15 минут после остановки мотора установить транспортное средство на подъемник или смотровую яму.
  3. Снять защитную крышку картера.
  4. Открутить пробку и проверить объем масляной жидкости в МКПП.
  5. Проверить прокладку на износ, при необходимости заменить ее на новую.
  6. Заменить износившиеся фильтрующие элементы.
  7. Открыть сливное отверстие и слить масло в подготовленную емкость.
  8. Залить новую масляную жидкость.
  9. Закрутить крышку сливного отверстия.
  10. Установить на место защитный кожух сцепления.
  11. Завести двигатель, проверить уровень масла при различных скоростных режимах.

Обслуживание грузовика МАЗ

Замена масла необходима, когда проводится ТО или плохо включаются передачи.

Как снять и поставить коробку

Разборка коробки передач МАЗ:

  1. Установить грузовик на специальную платформу.
  2. Демонтировать аккумуляторы.
  3. Убрать фильтрующие элементы воздушного типа.
  4. Отсоединить брызговики, которые расположены в моторном отсеке.
  5. Убрать поперечину переднего подвесного механизма.
  6. Слить масло из КПП.
  7. Отсоединить датчики скорости, выключатель реверса.
  8. Демонтировать держатель жгута силового агрегата.
  9. Ослабить крепежные болты.
  10. Убрать с корпуса картера сцепного устройства электрический стартер, не отсоединяя его от провода.
  11. Открутить от кронштейна КПП передний и задний опорный механизм.
  12. Отсоединить левую опору и вывести первичный вал из зацепления.
  13. Снять коробку передач.

Для того чтобы поставить камазовскую коробку на место, необходимо повторить все действия в обратном порядке.

9-ступенчатые коробки передач ЯМЗ

9-ступенчатая коробка передач ЯМЗ. Схема

9-ступенчатая, механическая; пятиступенчатая основная коробка с двухдиапазонным планетарным демультипликатором, с синхронизаторами на всех передачах, кроме первой передачи и заднего хода.

Конструкция коробок передач нового поколения семейства ЯМЗ-239 предусматривает:

  • установку пневмоусилителя переключения передач;
  • применение электропневматического управления различной степени автоматизации;
  • блокировку запуска стартера при включенной передаче;
  • установку электронного датчика спидометра;
  • применения ходоуменьшителя;
  • дополнительный отбор мощности до 100 л.с.

Коробки могут быть укомплектованы герметизированным картером сцепления. Объем масла в картере коробки передач 11,5 +0,5 л.

Коробки передач типа ЯМЗ-2394 могут быть оборудованы теплообменником для охлаждения масла в летнее время и подогрева масла перед началом движения в зимнее время.

Передаточные числа

Модель КПП Передаточные числа
1 2 3 4 5 6 7 8 9 З/ход
ЯМЗ-239 (базовая модель) 12,24 6,88 4,86 3,50 2,74 1,97 1,39 1,0 0,78 10,04
ЯМЗ-239-03
ЯМЗ-239-20
ЯМЗ-239-22
ЯМЗ-239-24
ЯМЗ-2391 (базовая модель) 12,24 6,88 4,86 3,50 2,46 1,97 1,39 1,00 0,703 10,04
ЯМЗ-2391-10
ЯМЗ-2391-20
ЯМЗ-2391-22
ЯМЗ-2391-23
ЯМЗ-2392-10 12,24 6,88 4,86 3,50 2,74 1,97 1,39 1,00 0,78 10,04
ЯМЗ-2393-03
ЯМЗ-2393-10
ЯМЗ-2393-20
ЯМЗ-2394
ЯМЗ-1809* (новое поколение) 12,24 6,88 4,86 3,50 2,74 1,97 1,39 1,00 0,78 10,04
ЯМЗ-1809-30* (новое поколение)
ЯМЗ-1809-50* (новое поколение)
ЯМЗ-1909* (новое поколение) 12,24 6,88 4,86 3,50 2,46 1,97 1,39 1,00 0,703 10,04
ЯМЗ-1909-30* (новое поколение)
ЯМЗ-1909-50* (новое поколение)

* Для двигателей с картером маховика по SAE N1

Технические характеристики

Рычаг или механизм для присоединения дистанционного привода с выводом соединительного валика налево в основной коробке и полуавтоматическое пневматическое переключение демультипликатора с автоматической блокировкой включения нижнего диапазона.

ISO 8667-T180

От зубчатого венца на заднем конце промежуточного вала через вал отбора мощности до 73,5 кВт (100 л.с).

От прямозубой шестерни промежуточного вала через боковой правый люк до 44 кВт (60 л.с.) и от зубчатого венца на заднем конце промежуточного вала через вал отбора мощности до 73,5 кВт (100 л.с).

Автомобили КрАЗ, РИАТ

Автомобили КрАЗ, РИАТ

От зубчатого венца на заднем конце промежуточного вала через вал отбора мощности до 73,5 кВт (100 л.с).

Модели коробок переключения передач (КПП) устанавливаемых на автомобили МАЗ

Схема переключения передач МАЗ зависит от типа коробки передач установленной на различные модели автомобилей марки МАЗ. Если у Вас автомобили МАЗ 64229, МАЗ 54323, то на них установлена КПП ЯМЗ 238А. Она представляет из себя сочетание 4 –ех ступенчатой коробки и двухступенчатого демультипликатора. То есть фактически данная коробка передач восемиступенчатая.

Схема переключения передач Маз моделей MA3 555I, MA3 53371, МАЗ 5337, МАЗ 5433, MA3 54331 иная. Ведь коробка передач ЯМЗ 236П установленная на эти машины пятиступенчатая. Кроме всего прочего на некоторые модели МАЗ ставятся импортные КПП, которые адаптированы под двигатели установленные на МАЗах. Таким примером является ZF 16S-1650, которая имеет 16 ступеней, ZF «Ecomid» 9S 1310 имеет 9 ступеней. Эти коробки отличает высочайшее качество исполнения, большую надежность, но в то же самое время качественного технического обслуживания.

Такие различные коробки передач, в зависимости от модификаций автомобилей, делаются не просто так. Это дает возможность более легкого управления, повышения экономичности и увеличения срока службы механизмов двигателя и коробки передач.

Чтобы коробка передач служила долго мало соблюдать схему переключения передач МАЗ. Необходимо еще и правильно обслуживать. Своевременно проводить все необходимые регламентные работы по поддержанию коробки передач в исправном состоянии. Масло необходимо менять в соответствии с инструкциями. Слив проводить в нагретом состоянии через оба отверстия в поддоне. Для промывания коробки передач МАЗа необходимо использовать веретенное масло. После этого запускаем двигатель и «гоняем» его 10 минут. После этого веретенку сливаем и наполняем новым согласно карте. Категорически запрещается промывать КПП керосином или соляркой, если не хотим, чтобы сломался масляный насос.

Современный демультипликатор КПП МАЗ служит для расширения возможностей стандартной коробки без изменения ее конструкции.

Механизм называют также делителем. В данной статье мы расскажем вам о том, как выбрать правильную модель устройства, а также опубликуем советы по ремонту агрегата.

Устройство и схема переключения

5 ступенчатая

Конструкция коробки передач с пятью ступенями в МАЗе включает в себя такие элементы, как:

  • первичный, вторичный и промежуточный вал;
  • вращающийся подшипник;
  • шестерни;
  • картер, переключатель и задняя крышка;
  • крепежные элементы;
  • емкость для масляной жидкости.

Механизм, который переключает передачи, находится в салоне транспортного средства. Когда рычаг переключательного устройства меняет свое положение, происходит сцепление шарнирного соединения с выемкой, которая расположена на одной из осей. В этот момент конец шарнира находится в жестком зацеплении с вилочным устройством. Вилки входят в отверстие на ведущей шестерне переднего хода (передачи №1, 2, 3, 4) или в положении пятой передачи (задний ход). Начинается замыкание в цепи вращающего момента, из-за чего вторичная ось начинает свое движение.


8 ступенчатая

Устройство восьмиступенчататой коробки (КПП-202) включает в себя:

  • картер;
  • подвижные шестерни;
  • вал промежуточного типа;
  • шестерни постоянного зацепления;
  • ведущий вал;
  • шлицы;
  • венец зубчатого типа;
  • крышку;
  • ведомый вал;
  • блок шестерен заднего хода;
  • осевой механизм реверса.


После того как транспорт двинется с места, наберет необходимую скорость, можно переключать передачи в следующем порядке: 4H-4B-5H. Для того чтобы активировать вторую скорость, нужно дождаться момента, когда частота вращения коленчатого вала увеличится до 2000 оборотов в минуту. Этот показатель можно отслеживать при помощи тахометра.

Не рекомендуется начинать переключение передач при меньшем количестве оборотов коленвала, в противном случае механизм выйдет из строя.

Для того чтобы включить задний ход, следует установить рычаг переключателя в нижнее положение.

9 ступенчатая

В конструкцию 9-ти ступенчатой коробки 238 с демультипликатором входят следующие детали и механизмы:

  • картер сцепного устройства;
  • прокладка;
  • вилка переключения скоростей;
  • правый вал;
  • шайба шестерни реверса;
  • ленивая шестерня заднего хода;
  • роликовый подшипник вала промежуточного типа;
  • крепежные болты и гайки;
  • пружинная шайба;
  • уплотнительное кольцо;
  • стопорное кольцо;
  • игольчатый подшипник;
  • втулка вилки механизма сцепления.






Прочие детали

Полуприцеп МАЗ в системе коробки передач оснащен передним валиком, который управляет вторым рычагом, вставленным в головку подвижного штока кронштейна. Внешняя часть подвижного штока соединяется с промежуточным механизмом управления при помощи карданной удлиненной тяги. Фиксирующий кронштейн крепится на раме автомобиля.

С этим же узлом соединен нижний край рычага переключения. Способ крепления – аналогичный указанному выше методу. Часть рычага проходит через пол кабины, обеспечивая целостность всех остальных соединений. Подобная конструкция дает возможность откидывать кабину без необходимости разделения и деформации имеющихся элементов и узлов.

кпп маз с демультипликатором

Замена масла

Для того чтобы заменить масло в КПП МАЗа, необходимо:

  1. Проехать около 5-10 км на транспорте, чтобы прогреть старое масло в коробке. При повышенной температуре оно становится жидким и его легко слить.
  2. Через 10-15 минут после остановки мотора установить транспортное средство на подъемник или смотровую яму.
  3. Снять защитную крышку картера.
  4. Открутить пробку и проверить объем масляной жидкости в МКПП.
  5. Проверить прокладку на износ, при необходимости заменить ее на новую.
  6. Заменить износившиеся фильтрующие элементы.
  7. Открыть сливное отверстие и слить масло в подготовленную емкость.
  8. Залить новую масляную жидкость.
  9. Закрутить крышку сливного отверстия.
  10. Установить на место защитный кожух сцепления.
  11. Завести двигатель, проверить уровень масла при различных скоростных режимах.


Замена масла необходима, когда проводится ТО или плохо включаются передачи.

Составляющие части КПП МАЗ

КПП транспортного средства (МАЗ) включает несколько шестеренок, которые соединены с рычагом управления передачами. Каждая из имеющихся шестеренок выполняет свою функцию, вращается с определенной скоростью, обеспечивая эффективное управление машиной.

Производитель расположил коробку в автомобиле МАЗ между коленчатым и карданным валом. Коленчатый вал представляет собой комплектующую деталь, характеризующуюся сложной формой исполнения. К производству данного элемента предъявлялись высокие требования. Карданный вал является не менее надежным рабочим механизмом, функция которого заключается в передаче момента силы между валами.

Привод коробки передач

Помимо валов, ступенчатая коробка передач на МАЗе включает картер, ступку, синхронизаторы. Регулировка скоростей на машине осуществляется путем смены передач. Взаимодействуя между собой шестеренки способны как увеличивать, так и уменьшать скорость МАЗа. Эффективно срабатывает рычаг с делителем передач.

Воздухораспределитель КПП МАЗ предназначен для переключения воздушных потоков. Устройство размещено в верхней крышке картера.

Раздаточная коробка МАЗ представляет собой сложный механизм, который обеспечивает блокировку колес, влияет на изменение передач.

Учитывая это, раздаточная коробка МАЗ устанавливается на большегрузные машины, которые отлично подходят для эксплуатации по грунтовой дороге, плохо обустроенным трассам.

КПП МАЗ с демультипликатором включает приводную шестерню промежуточного вала, который оснащен демпфером. Демпфер способствует уменьшению колебаний. Подушка МАЗ способствует подавлению шумов со стороны КПП во время езды.

Как снять и поставить коробку

Разборка коробки передач МАЗ:

  1. Установить грузовик на специальную платформу.
  2. Демонтировать аккумуляторы.
  3. Убрать фильтрующие элементы воздушного типа.
  4. Отсоединить брызговики, которые расположены в моторном отсеке.
  5. Убрать поперечину переднего подвесного механизма.
  6. Слить масло из КПП.
  7. Отсоединить датчики скорости, выключатель реверса.
  8. Демонтировать держатель жгута силового агрегата.
  9. Ослабить крепежные болты.
  10. Убрать с корпуса картера сцепного устройства электрический стартер, не отсоединяя его от провода.
  11. Открутить от кронштейна КПП передний и задний опорный механизм.
  12. Отсоединить левую опору и вывести первичный вал из зацепления.
  13. Снять коробку передач.

Для того чтобы поставить камазовскую коробку на место, необходимо повторить все действия в обратном порядке.

Назначение КПП

В КПП находиться такой элемент, как шестерёнка, обычно их несколько, они соединены с рычагом управления передачами и именно за счёт их происходят переключения передач. С переключением передач регулируется скорость автомобиля.

То есть, иными словами, шестерёнки и есть передачи. У них разные размеры и разная скорость вращения. В процессе работы, одна цепляет другую. Система такой работы обусловлена тем, что большая шестерёнка цепляет меньшую по размеру, вращение увеличивается, а заодно и скорость автомобиля МАЗ. В случаях, когда малая шестерёнка цепляет большую, скорость, наоборот, падает. Коробка состоит из 4 скоростей плюс задняя. Первая считается самой низкой и с прибавлением каждой передачи автомобиль начинает двигаться быстрее.

Расположена коробка в автомобиле МАЗ между коленчатым валом и карданным. Первый напрямую идёт от двигателя. Второй напрямую связан с колёсами и приводит их работу в действие. Перечень работ, которые приводят к регулировки скоростей:

  1. Мотор задаёт движение приводному и коленчатому валу.
  2. Шестерёнки КПП получают сигнал и приходят в движение.
  3. Используя рычаг переключения передач, водитель выбирают необходимую скорость.
  4. Выбранная водителем скорость передаётся на карданный вал, который приводит колёса в действие.
  5. Автомобиль продолжает своё движение на выбранной скорости.

Необходимость ухода за КПП

Способствует продлению ресурса скоростной коробки – своевременное ее обслуживание. В частности, автовладелец должен следить за эффективностью работы шестеренок, рычага управления, контролировать уровень залитого в автомобильную систему МАЗ масла.

В случае необходимости ремонта коробки передач на МАЗ, необходимо демонтировать из штатного места коробку передач. Устройство должно быть визуально осмотрено на предмет внешних деформаций. Велика вероятность того, что именно это является причиной того, что КПП «не слушается» команд водителя. Если деформаций нет, можно приступать к разбору на составляющие КПП.

Если схема КПП МАЗ дала сбой, то станут проявляться следующие признаки:

  • не срабатывают некоторые передачи, например, 4 и 5;
  • отмечается затруднение ручного переключения.

Для промывки КПП требуется около 3-х литров специального масла. Ремонт КПП МАЗ может заключаться в восстановлении мостов, мойке, дефектации коробки. Также, ремонту подлежат картер и крышка.

Зависит от типа коробки передач установленной на различные модели автомобилей марки МАЗ. Если у Вас автомобили МАЗ 64229, МАЗ 54323, то на них установлена КПП ЯМЗ 238А. Она представляет из себя сочетание 4 –ех ступенчатой коробки и двухступенчатого демультипликатора. То есть фактически данная коробка передач восемиступенчатая.

Схема переключения передач Маз

моделей MA3 555I, MA3 53371, МАЗ 5337, МАЗ 5433, MA3 54331 иная. Ведь коробка передач ЯМЗ 236П установленная на эти машины пятиступенчатая. Кроме всего прочего на некоторые модели МАЗ ставятся импортные КПП, которые адаптированы под двигатели установленные на МАЗах. Таким примером является ZF 16S-1650, которая имеет 16 ступеней, ZF «Ecomid» 9S 1310 имеет 9 ступеней. Эти коробки отличает высочайшее качество исполнения, большую надежность, но в то же самое время качественного технического обслуживания.

Такие различные коробки передач, в зависимости от модификаций автомобилей, делаются не просто так. Это дает возможность более легкого управления, повышения экономичности и увеличения срока службы механизмов двигателя и коробки передач.

Чтобы коробка передач служила долго мало соблюдать схему переключения передач МАЗ. Необходимо еще и правильно обслуживать. Своевременно проводить все необходимые регламентные работы по поддержанию коробки передач в исправном состоянии. Масло необходимо менять в соответствии с инструкциями. Слив проводить в нагретом состоянии через оба отверстия в поддоне. Для промывания коробки передач МАЗа необходимо использовать веретенное масло. После этого запускаем двигатель и «гоняем» его 10 минут. После этого веретенку сливаем и наполняем новым согласно карте. Категорически запрещается промывать КПП керосином или соляркой, если не хотим, чтобы сломался масляный насос.

КПП МАЗ — это механизм переключения передач, который входит в устройство трансмиссии вместе с делителем.

Передаточные числа

Варианты КПП для большегрузных авто

9-ти ступенчатые версии устанавливаются не только на мощные грузовики, но и на обычные автомобили.

5-ти ступенчатые КПП присутствуют на автомобиле МАЗ-500 с дизелем ЯМЗ-236.

5 ступенчатая КПП

16-ти ступенчатые версии встречаются на самосвалах, автомобилях КамАЗ. Масса коробки при этом превышает 250 кг. КПП ЗФ16S имеет переходную плиту, которая сообщается с двигателем, коробкой передач.

Перечисленные версии отличаются большой надежностью, продолжительной рабочей способностью.

Автомобиль МАЗ с КПП ZF решают приобрести те, кто хочет насладиться полноценной ездой как в городских условиях, так и по пересеченной местности. Нередко данный тип КПП встречается на снегоуборочной технике.

Модели коробок переключения передач (КПП) устанавливаемых на автомобили МАЗ


Каталог коробок передач ЯМЗ

Ниже представлен каталог коробок передач Ярославского Моторного Завода с основными моделями КПП. Все дополнительные модификачии Вы можете посмотреть непосредственно в разделе соответствующей модели. Для более удобного поиска смотрите применяемость коробки передач и основные технические характеристики. На страницах модификаций Вы найдете помимо всей информации, включая передаточные числа и модели двигателей, с которыми модификация используется.

Серия КПП Масса*, кг Ne, Н.м Применение

Серия КПП Масса*, кг Ne, Н.м Применение

Особенности конструкции коробок нового поколения

  • Установка пневмоусилителя переключения передач
  • Применение электропневматического управления различной степени автоматизации
  • Блокировку запуска стартера при включенной передачи
  • Установку электронного датчика спидометра
  • Применение ходоуменьшителя
  • Дополнительный отбор мощности до 100 л.с.

Конструктивные особенности модернизированных коробок

Варианты КПП для большегрузных авто

9-ти ступенчатые версии устанавливаются не только на мощные грузовики, но и на обычные автомобили.

5-ти ступенчатые КПП присутствуют на автомобиле МАЗ-500 с дизелем ЯМЗ-236.


5 ступенчатая КПП

16-ти ступенчатые версии встречаются на самосвалах, автомобилях КамАЗ. Масса коробки при этом превышает 250 кг. КПП ЗФ16S имеет переходную плиту, которая сообщается с двигателем, коробкой передач.

Перечисленные версии отличаются большой надежностью, продолжительной рабочей способностью.

Автомобиль МАЗ с КПП ZF решают приобрести те, кто хочет насладиться полноценной ездой как в городских условиях, так и по пересеченной местности. Нередко данный тип КПП встречается на снегоуборочной технике.

Схема переключения

Схема устройства

Схема устройства переключения передач КПП с делителем на МАЗе непростая, но она очень поможет вам при совершении ремонтных работ. Ступенчатая коробка переключения передач на МАЗе состоит из таких элементов, как картер, валы, ступка, синхронизаторы, шестерёнки и другие не менее важные элементы.

9 ступенчатая

Такой агрегат устанавливают, в большинстве случаев, на грузовики или автомобили, которые будут подвергаться высокой проходимости.

9 ступенчатая КПП

9 ступенчатая КПП


8 ступенчатая

Этот агрегат, как и его предшественник, пользуется популярность среди машин с высокой грузоподъёмностью.

8 ступенчатая КПП

8 ступенчатая КПП


5 ступенчатая

Наиболее популярная, среди легковых автомобилей.

5 ступенчатая КПП

5 ступенчатая КПП


Необходимость ухода за КПП

Способствует продлению ресурса скоростной коробки – своевременное ее обслуживание. В частности, автовладелец должен следить за эффективностью работы шестеренок, рычага управления, контролировать уровень залитого в автомобильную систему МАЗ масла.

В случае необходимости ремонта коробки передач на МАЗ, необходимо демонтировать из штатного места коробку передач. Устройство должно быть визуально осмотрено на предмет внешних деформаций. Велика вероятность того, что именно это является причиной того, что КПП «не слушается» команд водителя. Если деформаций нет, можно приступать к разбору на составляющие КПП.

Если схема КПП МАЗ дала сбой, то станут проявляться следующие признаки:

  • не срабатывают некоторые передачи, например, 4 и 5;
  • отмечается затруднение ручного переключения.

Для промывки КПП требуется около 3-х литров специального масла. Ремонт КПП МАЗ может заключаться в восстановлении мостов, мойке, дефектации коробки. Также, ремонту подлежат картер и крышка.

Устройство

Между промежуточным и вторичным валом сбоку установлена ось с парой роликовых подшипников и шестеренкой заднего хода. Передний зубчатый элемент агрегирует с аналогом первой скорости при помощи дополнительного вала, а задняя шестерня зацепляется посредством активации задней передачи.


На полуприцепе МАЗ фронтальная часть вторичного вала смонтирована на роликовом подшипнике, а задний элемент установлен в ванне шарикоподшипника. На выступающей части имеется шестеренка привода спидометра, сзади деталь защищена крышкой, в которой находятся сальник и привод скоростемера. На шлицевой задней части вала установлен механизм переключения первой и задней передачи. Стоит отметить, что данная шестерня оснащена прямыми зубцами.

Схема переключения передач МАЗ, устройство, ремонт, характеристики

Вряд ли кто-то станет спорить, что для понимания принцип и последовательность работы коробки передач значительно легче, чем та же

, но и здесь предостаточно своих нюансов, которое непосвященному могут показаться «темным лесом».

И загнать его такие дебри измышлений, что впору вызывать «03», хотя есть большие сомнения, что приехавшие специалисты смогут хоть чем-то помочь, если, конечно, у кого-нибудь из них не стоит в гараже детище Минского Автозавода. Хотя и тогда нет гарантии, что вам попадется владелец именно того типа КПП, что загнал вас в столь плачевное состояние. А чтобы не попадать в подобные ситуации стоит знать «ху из кто», то есть, для каких моделей МАЗ, какие коробки являются нормой. схема переключения передач МАЗ.jpg
Допустим, вас интересует, или вы даже являетесь обладателем одной из следующих моделей – 5551, 5337, 53371, 54331, 5431. В таком случае поздравляем! Дело в том, что на этих автомобилях в базовой комплектации ставят коробку ЯМЗ 236П, а это означает, что схема переключения передач МАЗ данного типа описывается очень просто – пяти ступенчатая.

Другое дело, если речь идет о МАЗах 64229-ой и 54323-ей модели , на которые устанавливают КПП хоть и ЯМЗ, но уже 238А. а такая коробка является гибридом обычной четырех ступенчатой коробки с двухступенчатым мультипликатором. Фактически, такое сочетание делает коробку передач восьми ступенчатой, где в низшем диапазоне мультипликатора работают передачи с первой по четвертую плюс задний ход, а при переключении мультипликатора в высший диапазон «появляются» передачи с пятой по восьмую. Схема маз переключения передач.jpg
В отдельную категорию стоит выделить автомобили минского производства, но с импортными КПП, которые были переделаны под используемые отечественные двигатели. Чаще всего, при подобной модификации используются два типа коробок, и в результате схема переключения передач МАЗ соответствует либо 9-тиступенчатой ZF Ecomid 9S1310, либо 16-тиступенчатой ZF 16S1650. Использование подобных коробок гарантирует владельцам некоторые преимущества. И в то же время накладывает на них некоторые обязательства – правила технического обслуживания такой коробки переключения должны соблюдаться неукоснительно. Хотя стоит заметить, что ненадлежащий уход и эксплуатация наших «двужильных» КПП тоже дело обязательное, и если эти нормы не соблюдать, то очень скоро схемы переключения вас будут интересовать куда меньше инструкций по ремонту коробки.

Схема переключения передач МАЗ

Схема переключения передач МАЗ зависит от типа коробки передач установленной на различные модели автомобилей марки МАЗ. Если у Вас автомобили МАЗ 64229, МАЗ 54323, то на них установлена КПП ЯМЗ 238А. Она представляет из себя сочетание 4 –ех ступенчатой коробки и двухступенчатого демультипликатора. То есть фактически данная коробка передач восемиступенчатая.

Схема переключения передач Маз моделей MA3 555I, MA3 53371, МАЗ 5337, МАЗ 5433, MA3 54331 иная. Ведь коробка передач ЯМЗ 236П установленная на эти машины пятиступенчатая. Кроме всего прочего на некоторые модели МАЗ ставятся импортные КПП, которые адаптированы под двигатели установленные на МАЗах. Таким примером является ZF 16S-1650, которая имеет 16 ступеней, ZF «Ecomid» 9S 1310 имеет 9 ступеней. Эти коробки отличает высочайшее качество исполнения, большую надежность, но в то же самое время качественного технического обслуживания.

Такие различные коробки передач, в зависимости от модификаций автомобилей, делаются не просто так. Это дает возможность более легкого управления, повышения экономичности и увеличения срока службы механизмов двигателя и коробки передач.

Чтобы коробка передач служила долго мало соблюдать схему переключения передач МАЗ. Необходимо еще и правильно обслуживать. Своевременно проводить все необходимые регламентные работы по поддержанию коробки передач в исправном состоянии. Масло необходимо менять в соответствии с инструкциями. Слив проводить в нагретом состоянии через оба отверстия в поддоне. Для промывания коробки передач МАЗа необходимо использовать веретенное масло. После этого запускаем двигатель и «гоняем» его 10 минут. После этого веретенку сливаем и наполняем новым согласно карте. Категорически запрещается промывать КПП керосином или соляркой, если не хотим, чтобы сломался масляный насос.

Еще по теме

Как правильно переключать передачи на мазе с делителем

КПП от иномарки на МАЗ 543202 | Автор темы: Fridmar

народ подскажите от какой иномарки подойдет кпп на МАЗ 543202 (2003) ЯМЗовской 8?

Sergey (Tifara) зачем именно от иномарки?

с ямз и камазами сто лет уже комплуектуют 16-ступенчатой ZF

Sergey (Tifara) и как она?

Sergey (Tifara) Ништяк.

у нас на МАЗе-6312 такая стоит в паре с ЯМЗ-650

да и вообще, хвалят

Sergey (Tifara) так-то даже камазовские старые коробки получше ЯМЗ будут

Sergey (Tifara) а мне переделывать ничего не придется?

Vladimir (Rayann) Сергей, ещё ямз 202 хорошая кпп, 9 ступка, уже 3 года проблем незнаем!

Sergey (Tifara) не особо показатель. на МАЗы не от нечего делать ставят 152 и 141ые коробки

Vladimir (Rayann) Сергей, камазовская коробка по сравнению с ямз 202 отстой полный, в том числе и его делитель!

Sergey (Tifara) херню не неси. Камазовская, как раз таки эталон неубиваемости. а ЯМЗ всегда славились своей ненадёжностью, хотя и рождались оба типа коробок в Ярославле.

на том же Урале с ЯМЗ при возможности меняют 236ую на 141.

короче.не знаешь-не свисти

Evgeny (Maidie) Можно рассмотреть КПП Praga или Raba

Vladimir (Rayann) Сергей, ага, знаток бля нашелсЯ) ты хоть 202 и152 при 50-60 тоннах экспатировал на ямз? )

и ты нашёл, блядь, чего сравнивать. ты вот сравни 152ую или 141ую КПП с ЯМЗ того же уровня. будь то 236.

с 202ой корректней сравнивать 144ую или 161ую

Sergey (Tifara) На МАЗы ставили камазовскую. 50 тонн полной массы вполне потянет.

Vladimir (Rayann) Сергей, ну не знаю, спорить не буду, но лично видел как на ямз 7511 коробка разлеталась

Sergey (Tifara) Vladimir, какая модель?

Sergey (Tifara) с 7511 вообще лучше ничего, кроме цанрада не компоновать

Vladimir (Rayann) Сергей, 152 новая с магази на 3й рейс разлетелась, а при 202 проблем никогда не знали

Sergey (Tifara) с магазина можно купить какую-то левую хуету.

да и 152 для движков попроще расчитана. с обычными турбовыми 238 камазовских точно хватает.

а вот с 7511 я бы уже 154ую ставил. так что, изначально неудачно выбрали

Vladimir (Rayann) Сергей, да фирма, бабла много, головой не думают

Компания «ШАФТ» осуществляет сервис и ремонт коробок передач Fast Gear (FG), установленных на китайские грузовики, МАЗ и КАМАЗ.

Технически грамотные специалисты, современное оборудование и постоянное наличие запасных частей для грузовых коробок передач позволяет делать ремонт КПП грузовиков наиболее оперативно.

Ремонт КПП выполняется с соблюдением всех технических условий необходимых для качественного сервиса грузовой коробки передач.

3.4.5 Коробка передач автомобилей МАЗ

На автомобилях МАЗ устанавливается восьмиступенчатая двухдиапазонная коробка передач ЯМЗ-238А с синхронизаторами на всех передачах, кроме заднего хода. Коробка передач состоит из основной коробки и двухступенчатой дополнительной коробки (демультипликатора – понижающей передачи).

Устройство коробки передач показано на рисунке 3.23. Монтаж всех деталей коробки передач производится в картерах основной и дополнительной коробок, которые соединяются между собой, а затем в сборе присоединяются к картеру сцепления; образуется единый силовой агрегат в составе двигателя, сцепления и коробки передач.

Первичный вал 1 основной коробки установлен на двух шариковых подшипниках; на переднем шлицевом конце установлены ведомые диски сцепления, а задний конец выполнен в виде зубчатого венца шестерни постоянного зацепления основной коробки.

3.4.5 Коробка передач автомобилей МАЗ

А – основная коробка; Б – дополнительная коробка; В – предохранитель включения заднего хода; Г – разрез по фиксаторам и замкам штоков в основной коробке; Д – стопорное устройство для выключения дополнительной коробки при буксировке автомобиля; Е – датчик сигнализатора включения дополнительной коробки; 1 – первичный вал; 2 – крышка первичного вала; 3– картер сцепления; 4 – верхняя крышка основной коробки; 5 – вторичный вал основной коробки; 6 – сапун; 7 – воздухораспределитель; 8 – воздухопроводы; 9 – стопорный болт для выключения дополнительной коробки при буксировке автомобиля; 10 – вилка; 11 – шестерня вторичного вала дополнительной коробки; 12 – верхняя крышка дополнительной коробки; 13 – шток; 14 – пневматический цилиндр; 15 – вторичный вал дополнительной коробки; 16 – фланец крепления карданного шарнира; 17 – крышка подшипника промежуточного вала; 18 – картер дополнительной коробки; 19 – промежуточный вал дополнительной коробки; 20 – большой синхронизатор; 21 – малый синхронизатор; 22 – шестерня понижающей передачи; 23 – картер основной коробки; 24 – каретка включения заднего хода; 25 – шестерня заднего хода; 26 – промежуточный вал основной коробки; 27 – шестерня I передачи; 28 – синхронизатор включения I – II передач; 29 – заборник масляного насоса; 30 – шестерня II передачи; 31 – шестерня IV передачи; 32 – шестерня отбора мощности; 33 – шестерня привода промежуточного вала; 34 – масляный насос; 35 – выключатель; 36 – синхронизатор включения III – IV передач; 37 – шток вилки переключения заднего хода; 38 – предохранитель включения заднего хода; 39 – шток вилки переключения III – IV передач; 40 – шток вилки переключения I – II передач

Рисунок 3.23 – Коробка передач автомобилей МАЗ

Вторичный вал 5 основной коробки спереди опирается на цилиндрический роликоподшипник, установленный в расточке зубчатого венца ведущего вала, а сзади – на шарикоподшипник, установленный в передней стенке картера дополнительной коробки. Задний конец вторичного вала выполнен в виде зубчатого венца, являющегося шестерней постоянного зацепления дополнительной коробки.

Шестерни второй и четвертой передач вторичного вала основной коробки установлены на подшипниках скольжения, выполненных в виде стальных втулок, имеющих специальное покрытие и пропитку, а шестерни первой передачи и заднего хода – на роликовых подшипниках.

Промежуточный вал 26 основной коробки спереди опирается на роликоподшипник, смонтированный в передней стенке картера основной коробки, а сзади – на двухрядный сферический подшипник, размещенный в стакане, установленном в задней стенке картера основной коробки. В приливах картера основной коробки установлена дополнительная ось для промежуточной шестерни заднего хода. Включение заднего хода осуществляется перемещением каретки 24 заднего хода вперед до соединения её с зубчатым венцом шестерни 25 заднего хода, которая находится в постоянном зацеплении с промежуточной шестерней заднего хода.

Вторичный вал 15 дополнительной коробки спереди опирается на цилиндрический роликоподшипник, размещённый в расточке зубчатого венца вторичного вала основной коробки, сзади – на два подшипника: цилиндрический роликоподшипник и шариковый подшипник, установленные соответственно в задней стенке картера дополнительной коробки и крышке подшипника вторичного вала.

На шлицах средней части вторичного вала дополнительной коробки установлены синхронизаторы переключения передач, а на заднем шлицевом конце – фланец крепления карданного вала. На средней цилиндрической части вала на роликовых цилиндрических подшипниках установлена шестерня 11 дополнительной коробки.

Промежуточный вал 19 дополнительной коробки спереди опирается на цилиндрический роликоподшипник, установленный в передней стенке картера дополнительной коробки, а сзади – на двухрядный сферический подшипник, размещенный в стакане, смонтированном в задней стенке картера дополнительной коробки. На переднем шлицевом конце промежуточного вала дополнительной коробки установлена шестерня 22 понижающей передачи. В задней части промежуточного вала сделан зубчатый венец, сопряженный с шестерней понижающей передачи вторичного вала дополнительной коробки.

Для включения передач в основной коробке применены инерционные синхронизаторы с конусными фрикционными кольцами, а в дополнительной – с фрикционными дисками.

Переключение передач в основной коробке производится с помощью механического дистанционного привода, а дополнительная коробка управляется с помощью пневмопривода.

Дистанционный привод основной коробки (рисунок 3.24) телескопического типа, состоит из механизма, расположенного непосредственно на коробке передач 13, и системы тяг и рычагов, связанных с рычагом 3 передач, смонтированным в кабине.

В приливах верхней крышки 1 (рисунок 3.25) основной коробки смонтированы три штока: на крайнем правом (по ходу автомобиля) закреплена вилка 3 переключения заднего хода, на среднем – вилка 4 переключения первой и второй передач основной коробки и на третьем – вилка 8 переключения третьей и четвёртой передач основной коробки.

Штоки 5, 20 и 21 передвигаются в направляющих опорах верхней крышки с помощью рычага 22. На штоке заднего хода и штоке переключения первой и второй передач основной коробки имеются головки (соответственно 11 и 17). В головку 17 рычаг 22 входит непосредственно, а в головку 11 через поводок 15 переключения заднего хода.

3.4.5 Коробка передач автомобилей МАЗ

1 – переключатель диапазонов; 2 – трос управления пневмокраном; 3 – рычаг; 4,7,17 – тяги; 6 – болт; 8 – шаровой палец; 9 – фиксатор передач; 10 – стопор; 11 – картер; 12 – валик; 13 – основная коробка передач; 14,18 – рычаги; 15 – шаровой палец; 16 – наконечник; 19 – пружина; 20 – шарик блокировочного устройства; 21 – блокировочная втулка; 22 – вилка; 23 – палец; 24 – хвостовик; 25 – серьга; 26 – наконечник тяги; 27 – уплотнительный чехол; 28 – пол кабины; I – привод в транспортном положении; II – привод при опрокинутой кабине

Рисунок 3.24 – Привод коробки передач

Для включения третьей и четвёртой передач основной коробки рычаг 22 может входить непосредственно в паз вилки 8 переключения этих передач. Положение штока заднего хода зафиксировано в крышке с помощью предохранителя 16, входящего в поводок 15 под действием пружины 12, помещённой в специальном стакане 13. Только преодолев усилие пружины этого предохранителя, можно включить задний ход. Штоки при включённой передаче и в нейтральном положении удерживаются шариковыми фиксаторами. Для предотвращения возможности одновременного включения двух передач в штоках установлен специальный замок шарикового типа.

3.4.5 Коробка передач автомобилей МАЗ

1 – верхняя крышка; 2 – пробка; 3 – вилка включения заднего хода; 4 – вилка переключения I и II передач; 5 – шток вилки переключения III и IV передач; 6,10 – заглушка; 7 – шарик замка штока; 8 – вилка переключения III и IV передач; 9 – стопорный болт; 11 – головка штока вилки включения заднего хода; 12 – пружина предохранителя; 13 – стакан пружины; 14 – ось поводка; 15 – поводок; 16 – предохранители включения заднего хода; 17 – головка штока вилки переключения I и II передач; 18 – шарик фиксатора; 19 – пружина фиксатора; 20 – шток вилки переключения I и II передач; 21 – шток вилки включения заднего хода; 22 – рычаг дистанционного механизма переключения передач; 23 – штифт замка штока

Рисунок 3.25 – Крышка коробки передач

На верхней крышке основной коробки смонтирован картер 11 (рисунок 3.24) дистанционного механизма управления основной коробкой, в котором располагается вал 12 переключения передач с неподвижно закрепленным на нем рычагом 14 и промежуточным рычагом 18, связанным с продольной тягой 7 дистанционного привода.

В картере дистанционного механизма располагается шариковый фиксатор 9 выбора передач. Продольная тяга 7 может совершать как продольное, так и угловое перемещения. Угловое перемещение штока вызывает осевое перемещение вала 12, что приводит к соединению сидящего на нем рычага 14 с определённым ползуном в верхней крышке основной коробки 13. Продольное перемещение продольной тяги вызывает поворот вала 12 переключения передач и сидящего на нем рычага 14. При этом шток вилки переключения передач вместе с вилкой перемещается до включения соответствующей передачи.

Дополнительная коробка управляется с помощью превмокрана переключателем 1 (рисунок 3.24) диапазонов, расположенным на рукоятке рычага 3 переключения передач.

Механизм переключения дополнительной коробки (рисунок 3.26) состоит из редукционного клапана 12, воздухораспределителя 6, превмокрана 5, впускного клапана 8, рабочего цилиндра 1 и воздухопроводов.

3.4.5 Коробка передач автомобилей МАЗ

1– рабочий цилиндр; 2 – шланг понижающей передачи к рабочему цилиндру; 3 – пневмокран; 4 – трубопровод к пневмокрану; 5 – трубопровод прямой передачи к воздухораспределителю; 6 – воздухораспределитель; 7 – сапун; 8 – впускной клапан воздухораспределителя; 9 – шланг к впускному клапану; 10 – трубопровод понижающей передачи к воздухораспределителю; 11 – трубопровод подвода сжатого воздуха к редукционному клапану; 12 – редукционный клапан; 13 – шланг прямой передачи к рабочему цилиндру

Рисунок 3.26 – Механизм переключения дополнительной коробки

Редукционный клапан 3 (рисунок 3.27) служит для снижения давления сжатого воздуха, подводимого из пневмосистемы автомобиля, до 0,475 МПа (4,75 кгс/см 2 ) – рабочего давления пневмосистемы коробки передач. Воздухораспределитель 23 направляет сжатый воздух от впускного клапана 17 в ту или другую полость рабочего цилиндра 25 и стравливает воздух из его полостей.

Пневмокран 5 осуществляет управление воздухораспределителем. При опущенном вниз переключателе 6 диапазонов золотник воздухораспределителя устанавливается в положение, соответствующее прямой передаче в дополнительной коробке. При поднятом переключателе – в положение понижающей передачи.

3.4.5 Коробка передач автомобилей МАЗ

1 – конденсационный ресивер; 2 – защитный клапан; 3 – редукционный клапан; 4 – ресивер потребителей; 5 – пневмокран; 6 – переключатель диапазонов; 7 – рычаг; 8 – трубопровод прямой передачи к воздухораспределителю; 9 – контрольная лампочка; 10 – вилка переключения дополнительной коробки; 11 – датчик; 12 – верхняя крышка дополнительной коробки; 13 – штоки переключения основной коробки; 14 – верхняя крышка основной муфты; 15 – датчик сигнализатора заднего хода; 16 – толкатель; 17 – впускной клапан; 18 – сапун; 19 – трубопровод понижающей передачи к воздухораспределителю; 29 – поршни воздухораспределителя; 21золотник воздухораспределителя; 22 – трубопровод понижающей передачи к рабочему цилиндру; 23 – воздухораспределитель; 14 – трубопровод прямой передачи к рабочему цилиндру; 25 – рабочий цилиндр

Рисунок 3.27 – Схема переключения дополнительной коробки

Впускной клапан 17 обеспечивает подачу сжатого воздуха через воздухораспределитель 23 в рабочий цилиндр 25 только при выключенной передаче в основной коробке. При включенной передаче в основной коробке впускное отверстие клапана закрыто толкателем 16 и воздух в воздухораспределитель и рабочий цилиндр не поступает, разгрузочное отверстие в корпусе клапана открыто, обе полости рабочего цилиндра соединены с атмосферой.

При поднятом переключателе диапазонов 1 (рисунок 3.24) трос 6 перемещает золотник 3 (рисунок 3.28) в положение при котором сжатый воздух, подводимый от редукционного клапана к каналу А через канал пневмокрана, поступает в канал Б и далее к воздухораспределителю на включение понижающей передачи. Канал В в это время через фильтр 8 соединён с атмосферой.

3.4.5 Коробка передач автомобилей МАЗ

1 – корпус; 2 – втулка; 3 – золотник; 4 – уплотнитель; 5 – крышка; 6 – трос управления пневмокраном; 7 – стопорное кольцо; А, Б, В – каналы

Рисунок 3.28 – Пневмокран

При опущенном переключателе диапазонов трос перемещает золотник 3 в положение, при котором сжатый воздух через канал А попадает в канал В и оттуда – к воздухораспределителю на включение прямой передачи. В это время канал Б через крышку 5 соединен с атмосферой.

Механизм переключения передач дополнительной коробки расположен в верхней крышке его картера. Здесь располагается шток 13 (рисунок 3.23), связанный с поршнем пневматического цилиндра 14. Направление перемещения штока с закреплённой на нём вилкой 10 переключения передач дополнительной коробки зависит от подводимого давления в пневматический цилиндр слева или справа от поршня, что вызывает включение большого 20 или малого 21 синхронизатора, т. е. понижающей или прямой передачи дополнительной коробки.

На верхней крышке дополнительной коробки установлен датчик сигнализатора, включения понижающей передачи. При перемещении штока 13 и вилки 10 переключения передач дополнительной коробки из одного положения в другое в кабине водителя загорается контрольная лампочка, соединенная с клеммой выключателя 35. Лампочка гаснет, как только полностью включается выбранная (прямая или понижающая) передача.

Кроме того, на верхней крышке дополнительной коробки имеется стопорное устройство для выключения дополнительной коробки при буксировке автомобиля. Для этого, установив вилку 10 в нейтральное положение, стопорный болт 9 вворачивают до упора в лунку, сделанную на штоке, и контрят его в этом положении гайкой.

Система смазки коробки передач является комбинированной. Подшипники шестерён вторичных валов основной и дополнительной коробок смазываются под давлением, зубья шестерён и подшипники валов – разбрызгиванием. Масло подаётся из масляной ванны картера через заборник 29 и систему каналов шестерённым масляным насосом 34. Привод насоса осуществляется от торца промежуточного вала основной коробки. У насоса имеется редукционный клапан, который отрегулирован на давление 0,078 МПа (0,78 кгс/см 2 ), при чрезмерном повышении давления масла соединяет нагнетательный канал насоса с всасывающим. Масляные ванны обоих картеров соединены между собой каналом для обеспечения в них одинакового уровня масла. Внутренняя полость картеров коробки передач с помощью сапуна сообщается с атмосферой.

В коробке передач имеются маслозаливное отверстие на крышке основной коробки, контрольное отверстие уровня масла на боковой стенке картера основной коробки и по два сливных отверстия снизу картеров основной и дополнительной коробок.

Читайте также: