Принцип работы сцепления ваз 2103

Обновлено: 02.05.2024

Сцепление: регулировка, устройство и работа

Одним основных узловых элементов трансмиссии является сцепление, например сцепление САКС, которое выполняет такие важные функции, как: переключение скоростей, снятие нагрузки с ДВС автомобиля, гашение колебаний. От того, как настроено, отрегулировано сцепление, зависит каким будет управление автомобиля, с мягкой и плавной динамикой или с рывками и подергиваниями.

Устройство и работа сцепления

устройство и принцип работы сцепления

Сцепление состоит из:
    • Маховик.
    • Ведомый диск (диск сцепления).
    • Торсионный демпфер.
    • Коленчатый вал.
    • Подшипник коленвала.
    • Тангенциальная пластинчатая пружина.
    • Ведущий диск (корзина сцепления).
    • Подшипник выжимной.
    • Вилка выжимного подшипника.
    • Направляющая труба.
    • Рабочий цилиндр сцепления.
    • Первичный вал КПП.
    • Корпус КПП.
    • Болт с шаровой головкой.
    • Демпферный пружины.
    • Кожух.
    • Фрикционные прокладки (диски), которые надеваются на ведомый диск для смягчения трения между маховиком и корзиной.

    Выжимной или нажимной диск постоянно вращается вместе с маховиком. Первичный вал КПП вставляется в шлицевую муфту, которая находится на ведомом диске.

    устройство сцепления

    Есть сцепление однодисковое, есть многодисковое. Многодисковое устанавливается в коробках автомат.

    Виды приводов сцепления

    Принцип действия сцепления:

    1. Давление через систему привода подается на вилку.
    2. Вилка, в свою очередь, двигает выжимной подшипник и его муфту к выжимным пружинам нажимного диска.
    3. От давления подшипника выжимные пружины (лапки корзины) разъединяют ее на время нажатия педали от маховика.
    4. После того, как педаль сцепления была отпущена (вне зависимости скорость переключили или нет), подшипник уже не давит на пружины и корзина опять вступает в жесткой зацепление с маховиком коленчатого вала ДВС.

    Классификации сцепления

    Конструкции сцепления могут быть разными. Различаются по тому, как им управлять, по строению.

    Классификация по способу управления:

    • с механическим приводом;
    • с гидравлическим приводом;
    • с электрическим приводом;
    • с комбинированным приводом (к примеру, гидромеханический привод).

    Для того, чтобы сцепление с механическим приводом как можно дольше исправно работало, требуется всего лишь плавно нажимать и отпускать педаль сцепления.

    Классификация по виду трения:

    Классификация по режиму включения:

    • постоянно замкнутое включение;
    • не постоянно замкнутое включение.

    Классификация по числу ведомых дисков:

    • одно дисковые;
    • двухдисковые;
    • многодисковые.

    Классификация по типу и расположению нажимных пружин:

    • несколько нажимных пружин цилиндрической формцы расположены по периметру;
    • нажимная диафрагменная пружина расположена в центре.

    Классификация по числу потоков передач крутящего момента:

    • однопоточное;
    • двух поточное.

    Когда проводить регулировку сцепления

    Проводить регулировку надо по графику или при появлении некоторых признаков незначительного изменения в работе сцепления.

    Признаки, когда необходимо провести диагностику сцепления:

    1. Холостой ход педали сцепления увеличился, из-за чего отключение валов коробки происходит не полностью (вал КПП получает получать вращение от маховика коленвала ДВС).
    2. Появились рывки, подергивания автомобиля на старте.
    3. Педаль сцепления (ПС) не возвращается сразу в исходное положение.
    4. Появилась утечка тормозной жидкости из системы. Решается устранением утечки, долива жидкости и прокачкой сцепления.
    5. Появился шум при переключении скоростей коробки передач.

    регулировка педали сцепления

    Чтобы понять, надо ли регулировать педаль сцепления, можно измерить расстояние линейкой. Нормальное расстояние от пола до педали около16 сантиметров.

    Руководство по регулировке

    Приводом сцепления механического принципа действия служит тросик. Регулируя тросик, регулируется длина хода педали. Итак:

    Настройка привода сцепления гидравлического способа действия

    Видео

    Как самому отрегулировать сцепление на ВАЗ.

    Это видео для тех, кому интересна конструкция гоночных автомобилей. Здесь показывают, какое сцепление на скоростных гоночных машинах.

    Назначение, неисправности и ремонт главного цилиндра сцепления ВАЗ 2101

    Все классические «Жигули» имеют одинаковую конструкцию механизма сцепления. Одним из основных узлов в системе гидропривода является главный цилиндр сцепления, посредством которого происходит управление выжимным подшипником. Замена гидропривода проводится при поломке либо отказе механизма.

    Главный цилиндр сцепления ВАЗ 2101

    Стабильная работа главного цилиндра сцепления (ГЦС) оказывает непосредственное воздействие на функционирование коробки передач и её срок эксплуатации, а также плавность переключения скоростей. При поломках гидропривода управление коробкой становится невозможным, как и дальнейшая эксплуатация автомобиля.

    Для чего предназначен

    Основная функция ГЦС — кратковременно разъединить силовой агрегат от КПП при переключении передач. При нажатии на педаль в системе создаётся давление, которое воздействует на шток вилки сцепления. Последняя приводит в движение выжимной подшипник, управляя муфтой сцепления.

    Как устроен

    Основными составляющими элементами узла являются:

    • наружный манжет;
    • уплотнительная манжета;
    • штуцер;
    • шток;
    • возвратная пружина;
    • корпус;
    • чехол для защиты.

    Устройство ГЦС

    Принцип работы

    Гидравлическое сцепление состоит из двух цилиндров — главного и рабочего (ГЦ и РЦ). Принцип работы гидропривода основывается на следующем:

    1. Жидкость в ГЦ поступает через шланг из бачка.
    2. При воздействии на педаль сцепления усилие посредством толкателя передаётся на шток.
    3. Поршень в ГЦ выдвигается, что приводит к перекрытию клапана и сжатию жидкости.
    4. После сжатия жидкости в цилиндре она попадает через штуцер в гидравлическую систему и подаётся к РЦ.
    5. Рабочий цилиндр приводит в движение вилку, которая передвигает муфту с выжимным подшипником вперёд.
    6. Подшипник надавливает на фрикционную пружину нажимного диска, освобождая ведомый диск, после чего муфта выключается.
    7. После того как педаль будет отпущена, поршень цилиндра возвращается в начальное положение под воздействием пружины.

    Педаль и ГЦ ВАЗ 2101

    Где находится

    ГЦС на ВАЗ 2101 установлен под капотом возле вакуумного усилителя тормозов и главного цилиндра тормозной системы. Возле цилиндра сцепления также находятся бачки: один для системы торможения, другой для гидропривода сцепления.

    Расположение ГЦС

    Когда нужна замена

    Элементы цилиндра со временем изнашиваются, что приводит к появлению перебоев в работе механизма. Ремонт либо замена ГЦС нужны при проявлении следующих признаков:

    • завоздушенность системы;
    • утечка рабочей жидкости;
    • износ составляющих цилиндра.

    Присутствие воздуха в системе гидропривода нарушает работоспособность системы, делая её функционирование невозможной. Воздух в гидропривод может проникнуть через микротрещины в уплотнительных элементах цилиндра или в соединительных шлангах. Если при проверке системы обнаруживается постоянная нехватка жидкости в расширительном бачке, нужно осмотреть весь механизм сцепления, поскольку жидкость может уходить не только из главного цилиндра. Если в системе гидропривода количество жидкости будет недостаточным, нужное давление для перемещения вилки сцепления формироваться не сможет. Такая проблема будет проявляться в невозможности разъединить мотор и коробку при нажатии на педаль сцепления. Если утечка вызвана износом соединительных шлангов, то их замена не вызывает особых вопросов. Если же проблема связана с самим ГЦС, то изделие придётся демонтировать, разбирать и выяснять причину либо попросту заменять деталь на новую.

    Какой лучше ставить

    На ВАЗ 2101 необходимо устанавливать гидропривод сцепления, предназначенный для ВАЗ 2101–07. Цилиндры, рассчитанные на работу в автомобилях УАЗ, ГАЗ и АЗЛК, для установки на «копейку» не подойдут. Аналогичная ситуация с импортными аналогами. Внедрить ГЦС от какой-либо иномарки будет довольно проблематично, что обусловлено разным креплением узла, другой резьбой и конфигурацией трубок. Однако на «классику» подойдёт гидропривод от ВАЗ 2121 или от «Нивы-Шевроле».

    Выбор производителя

    Сегодня существует немало фирм, которые изготавливают главные цилиндры сцепления. Однако при выборе и покупке рассматриваемого узла предпочтение следует отдавать таким производителям:

    • АО АвтоВАЗ;
    • ООО «Брик»;
    • ООО «Кедр»;
    • Fenox;
    • ATE;
    • TRIALLI.

    ГЦС ВАЗ 2101 TRIALLI

    Средняя стоимость гидропривода сцепления составляет 500–800 р. Однако есть изделия, которые стоят около 1700 р., например, цилиндры от ATE.

    Таблица: сравнение гидроприводов сцепления разных производителей по цене и отзывам

    Изготовитель, страна Торговая марка Стоимость, руб. Отзывы
    Россия, Тольятти АвтоВАЗ 625 Оригинальные ГЦС сделаны качественно, стоят дороже аналогов
    Беларусь Fenox 510 Оригинальные ГЦС недорогие, сделаны качественно, популярны среди водителей
    Россия, Миасс Брик Базальт 490 Усовершенствованная конструкция: отсутствие технологической пробки на торце цилиндра и наличие противовакуумной манжеты повышает надёжность изделия
    Германия АТЕ 1740 Оригиналы отличаются высочайшим качеством. Цена привязана к курсу ЕВРО
    Германия HORT 1680 Оригинальные ГЦС надёжны и долговечны в эксплуатации. Цена привязана к курсу ЕВРО
    Россия, Миасс Кедр 540 Оригинальные ГЦС особых нареканий не вызывают

    Ремонт главного цилиндра сцепления

    Если не обращать внимания на плохую работу сцепления, то вполне вероятен износ зубьев на шестернях КПП, что приведёт к выходу агрегата из строя. Ремонт коробки потребует гораздо большего времени и материальных вложений. Поэтому при появлении признаков неисправностей с ремонтом затягивать не стоит. Для работы понадобятся такие инструменты:

    • ключ на 10;
    • торцовая головка на 13 с удлинителем;
    • отвёртка;
    • ключ на 13 для тормозных трубок;
    • резиновая груша для откачки жидкости;
    • ремкомплект для ГЦС.

    Снятие

    Демонтаж цилиндра выполняем в следующем порядке:

      Отворачиваем крепление расширительного бачка системы охлаждения, поскольку он перекрывает доступ к гидроприводу.

    Крепление расширительного бачка

    Откачка жидкости

    Крепление бачка ГЦС

    Отводящая трубка

    Шланг подачи жидкости

    Крепление гидпропривода

    Демонтаж цилиндра

    Разборка

    Из инструментов нужно подготовить:

    • ключ на 22;
    • крестовая или плоская отвёртка.

    Процедуру выполняем в следующей последовательности:

    1. Очищаем цилиндр снаружи от загрязнений металлической щёткой, чтобы при разборке внутрь не попал никакой мусор.
    2. Гидропривод зажимаем в тисках, отворачиваем заглушку ключом на 22 и извлекаем пружину.

    Разборка цилиндра сцепления

    Выдавливание поршня

    Демонтаж штуцера

    Детали цилиндра

    Для очистки корпуса цилиндра от загрязнений внутри нельзя использовать металлические предметы или наждачную бумагу. Можно задействовать только тормозную жидкость и грубую ткань. Для окончательной промывки узла используем также тормозную жидкость и ничего другого.

    При проведении ремонтных работ с цилиндрами сцепления или тормозной системы, после разборки устройства я провожу осмотр внутренней полости. На внутренних стенках цилиндров не должно быть задиров, рисок и других повреждений. Установка новых деталей из ремкомплекта никакого результата не даст и ГЦС будет работать неправильно, если внутренняя поверхность будет иметь царапины. То же самое относится к поверхности поршня. В противном случае цилиндр придётся заменить новой деталью. Если изъянов нет, то результат от проведённого ремонта будет положительный.

    Поршень ГЦС

    Замена манжет

    При любом ремонте главного цилиндра сцепления, который подразумевает его разборку, резиновые элементы рекомендуется менять.

    Ремкомплект ГЦС

    Для этого выполняют следующие шаги:

      Стягиваем манжеты с поршня, поддевая их отвёрткой.

    При установке манжет матовая сторона резиновых элементов должна быть обращена в сторону штока цилиндра.

    Сборка

    Процесс сборки выполняется в обратном порядке:

    1. Промываем внутреннюю полость цилиндра чистой тормозной жидкостью.
    2. Смазываем этой же жидкостью манжеты и поршень.
    3. Вставляем поршни в цилиндр.
    4. Устанавливаем на место стопорное кольцо, а с другой стороны ГЦС вставляем пружину.

    Установка стопора

    Видео: ремонт ГЦС на «классике»

    Прокачка сцепления

    Для того чтобы исключить вероятность отказа механизма сцепления, по окончании ремонта систему гидропривода нужно прокачать. Для проведения процедуры автомобиль нужно установить на эстакаду или смотровую яму, а также подготовить:

    • тормозную жидкость;
    • ключи для отворачивания тормозных трубок;
    • резиновую трубку подходящего диаметра;
    • прозрачную ёмкость.

    Какую жидкость заливать

    Для классических «Жигулей» в системе гидропривода сцепления заводом рекомендуется применять тормозную жидкость РосДот 4. Ёмкости объёмом в 0,5 л для проведения ремонта будет достаточно. Необходимость в заливке жидкости может возникнуть не только во время проведения ремонтных работ, но и при замене самой жидкости, поскольку со временем она теряет свои свойства.

    Тормозная жидкость

    Как прокачать сцепление

    Работу лучше проводить с помощником. Уровень жидкости в бачке должен быть под горловину. Выполняем следующие шаги:

    1. Натягиваем на штуцер рабочего цилиндра сцепления один из концов шланги, а второй опускаем в ёмкость.
    2. Помощник несколько раз нажимает на педаль сцепления, пока она не станет тугой, и удерживает её в нажатом положении.

    Прокачка сцепления

    Штуцер рабочего цилиндра

    Видео: прокачка сцепления на классических «Жигулях»

    В процессе прокачки жидкость из бачка сцепления будет уходить, поэтому за её уровнем нужно следить и доливать по мере необходимости.

    Наполнение бачка

    Для прокачки сцепления или тормозной системы я использую прозрачную трубку, что позволяет визуально оценить, есть ли воздух в жидкости или нет. Бывают ситуации, когда нужно прокачать сцепление, а помощника нет. Тогда я отворачиваю штуцер на рабочем цилиндре сцепления, откручиваю пробку бачка и накидываю на его горловину чистую тряпочку, например, носовой платок, создаю ртом давление, т. е. попросту дую в бачок. Продуваю несколько раз, чтобы прокачать систему и полностью выгнать из неё воздух. Могу порекомендовать ещё один довольно простой способ прокачки, при котором жидкость проходит через систему самотёком, для чего достаточно открутить штуцер на рабочем цилиндре и контролировать уровень жидкости в бачке. Когда воздух полностью выйдет, штуцер заворачиваем.

    Поломки главного цилиндра сцепления ВАЗ 2101 — явление редкое. Если проблемы и возникают, то связаны они с повреждением пыльника либо применением некачественной жидкости. При неполадках механизма восстановить работоспособность можно своими силами. Для проведения ремонтных работ нужно подготовить необходимый инструмент и ознакомиться с пошаговыми инструкциями, что исключит возможные ошибки.

    Сцепление ВАЗ - однодисковое с диафрагменной пружиной

    сцепление ваз

    Такие сцепления получили широкое распространение на легковых автомобилях. Сцепления имеют простую конструкцию, небольшие габаритные размеры и массу. Для их выключения требуется небольшое усилие, так как сила диафрагменной пружины при выключении уменьшается. Однако величина прижимного усилия диафрагменной пружины ограничена.

    Сцепление автомобилей ВАЗ повышенной проходимости

    На схеме 1 показано сцепление легковых автомобилей ВАЗ повышенной проходимости. Сцепление однодисковое, сухое, с центральной диафрагменной пружиной и с гидравлическим приводом.

    Сцепление ВАЗ повышенной проходимости

    Схема 1 – Сцепление легковых автомобилей ВАЗ

    а – общий вид; б – схема; в – диафрагменная пружина; 1 – диафрагменная пружина; 2 – ведомый диск; 3 – фрикционная накладка; 4 – диск; 5 – ступица; 6 – гаситель; 7 – нажимной диск; 8 – маховик; 9 – картер; 10 – болт; 11 – вал; 12 – муфта; 13 – вилка; 14 – подшипник; 15 – фланец; 16 – кожух; 17 – пружина; 18 – крышка; 19 – кольцо; 20 – фиксатор

    Сцепление ВАЗ имеет один ведомый диск, а ведущие и ведомые его части прижимаются друг к другу центральной пружиной. Крутящий момент от двигателя сцепление передает за счет сил сухого трения. Усилие от педали к вилке выключения сцепления передается через жидкость.

    Устройство сцепления

    Сцепление состоит из ведущих частей (маховик 8, кожух 16, нажимной диск 7), ведомых частей (ведомый диск 2) и деталей включения и выключения (пружина 1, муфта 12, подшипник 14).

    Стальной штампованный кожух 16, чугунный нажимной диск 7 и диафрагменная пружина 1 представляют собой неразборный узел, который крепится к маховику 8 болтами 10. Между маховиком и нажимным диском на шлицах ведущего вала 11 коробки передач установлен ведомый диск 2, состоящий из ступицы 5, стального разрезного диска 4 и фрикционных накладок 3. Ведомый диск снабжен пружинно-фрикционным гасителем крутильных колебаний 6, который обеспечивает упругую связь между ступицей 5 и диском 4, а также гашение крутильных колебаний.

    Диафрагменная пружина 1, отштампованная из листовой пружинной стали, в свободном состоянии имеет вид усеченного конуса с радиальными прорезями, идущими от ее внутреннего края. Радиальные прорези образуют 18 лепестков, которые являются упругими выжимными рычажками. Упругость этих рычажков способствует обеспечению плавной работы сцепления. Пружина 1 с помощью заклепок и двух колец 19 закреплена на кожухе 16 сцепления. При этом наружный ее край, соприкасающийся с нажимным диском, передает усилие от пружины на нажимной диск. Сцепление вместе с маховиком размещается в отлитом из алюминиевого сплава картере 9, закрытом спереди стальной штампованной крышкой 18 и закрепленном на заднем торце блока цилиндров двигателя.

    Привод сцепления

    Гидравлический привод сцепления (схема 2) состоит из подвесной педали 4 с пружиной 2, главного цилиндра 6 и его бачка, рабочего цилиндра 18, соединительных трубопроводов со штуцерами 10, 21 и вилки 13 выключения сцепления с пружиной 16.

    Привод сцепления легковых автомобилей ВАЗ повышенной проходимости

    Схема 2 – Привод сцепления легковых автомобилей ВАЗ

    а – педаль и главный цилиндр; б – рабочий цилиндр и вилка; 1, 2, 9, 16, 20 – пружины; 3 – ограничитель; 4 – педаль; 5 – толкатель; 6, 18 – цилиндры; 7, 8, 19 – поршни; 10, 21 – штуцеры; 11 – подшипник; 12 – опора; 13 – вилка; 14 – шток; 15 – контргайка; 17 – гайка

    Педаль и главный цилиндр прикреплены к кронштейну педалей сцепления и тормоза, соединенному с передним щитом кузова, а рабочий цилиндр установлен на картере сцепления.

    При выключении сцепления усилие от педали 4 через толкатель 5 главного цилиндра передается на поршни 7 и 8 с пружиной 9, которые вытесняют жидкость в трубопровод и рабочий цилиндр. Поршень 19 рабочего цилиндра с пружиной 20 через шток 14 поворачивает на шаровой опоре 12 вилку 13 выключения сцепления с пружиной 16, которая перемещает муфту с подшипником 11. Подшипник через упорный фланец 15 (см. схема 1) перемещает внутренний край пружины 1 в сторону маховика 8. Пружина выгибается в обратную сторону, ее наружный край через фиксаторы 20 отводит нажимной диск 7 от ведомого диска 2, и сцепление выключается, т.е. не передает крутящий момент на трансмиссию.

    При отпускании педали сцепления под действием пружины 1 нажимной диск прижимает ведомый диск к маховику, и сцепление включается – передает крутящий момент на трансмиссию. При этом все остальные детали сцепления и его привода возвращаются в исходное положение под действие пружины 17 вилки выключения 13, а также пружин поршней главного и рабочего цилиндров и педали сцепления.

    Пружина 1 (см. схема 2) соединена с педалью сцепления и уменьшает усилие на педали при выключении сцепления. Свободный ход педали, равный 20…30 мм и соответствующий зазору 2 мм между торцом подшипника 11 выключения сцепления и упорным фланцем центральной нажимной пружины, регулируется гайкой 17, которая фиксируется контргайкой 15.

    Свободный ход необходим для полного включения сцепления и предотвращения изнашивания и выхода из строя подшипника выключения сцепления. Полное включение сцепления обеспечивается зазором 0,1…0,5 мм между толкателем 5 и поршнем 7 при отпущенной педали сцепления, который устанавливается ограничителем 3. Гидравлический привод сцепления заполняют тормозной жидкостью в количестве 0,2 литра.

    Сцепление автомобилей ВАЗ с передним приводом

    На схеме 3 представлено сцепление переднеприводных легковых автомобилей ВАЗ.

    Устройство

    Кожух 11, нажимной диск 8 и центральная нажимная пружина 12 представляют собой неразборный узел, который крепится к маховику 7 болтами 10. Чугунный нажимной диск соединяется тремя парами упругих пластин 19 с кожухом сцепления.

    Сцепление переднеприводных легковых автомобилей ВАЗ

    Схема 3 – Сцепление переднеприводных легковых автомобилей ВАЗ

    1 – картер; 2, 13 – втулки; 3 – вилка; 4 – подшипник; 5 – ведомый диск; 6 – вал; 7 – маховик; 8 – нажимной диск; 9 – крышка; 10 – болт; 11 – кожух; 12 – нажимная пружина; 14 – пружина; 15 – рычаг; 16 – ступица; 17 – накладка; 18 – гаситель крутильных колебаний; 19 – пластина; 20 – кольцо; 21 – муфта

    Упругие пластины обеспечивают передачу крутящего момента от кожуха сцепления на нажимной диск, осевое перемещение нажимного диска и отвод его от ведомого диска при выключении сцепления.

    В стальном штампованном кожухе сцепления закреплены опорные кольца 20 для нажимной пружины 12, относительно которых она прогибается при выключении сцепления. Нажимная пружина, отштампованная из листовой пружинной стали, имеет форму усеченного конуса с радиальными прорезями. Прорези образуют лепестки, которые имеют отогнутые до закругления концы и являются упругими выжимными рычажками.

    Ведомый диск 5 сцепления состоит из ступицы 16, стального разрезного диска и фрикционных накладок 17. Он имеет пружинно-фрикционный гаситель крутильных колебаний 18. Упругая связь между ступицей и диском осуществляется через пружины гасителя, а гашение крутильных колебаний – с помощью его фрикционных колец. Ведомый диск сцепления установлен на шлицах ведущего вала 6 коробки передач.

    Сцепление вместе с маховиком находится в отлитом из алюминиевого сплава картере 1, который крепится к блоку цилиндров двигателя и закрывается с его стороны верхней и нижней крышками 9. В картере сцепления установлена вилка 3 выключения сцепления в металлической 2 и пластмассовой втулках.

    Привод

    Сцепление имеет механический привод с пружинным усилителем.

    Педаль 13 сцепления (схема 4) прикреплена к кронштейну 11 педалей сцепления и тормоза, связанному с передним щитом кузова. С педалью сцепления связан рычаг 14, шарнирно соединенный с толкателем 15, на конце которого установлена предварительно сжатая пружина 16. Эта пружина уменьшает усилие на педали при выключении сцепления и обеспечивает возврат педали в исходное положение.

    Механический привод сцепления ВАЗ

    Схема 4 – Механический привод сцепления ВАЗ

    1 – поводок; 2 – чехол; 3, 11 – кронштейны; 4 – шайба; 5 – гайка; 6, 8 – наконечники; 7 – оболочка; 9 – втулка; 10 – трос; 12 – серьга; 13 – педаль; 14 – рычаг; 15 – толкатель; 16 – пружина

    Педаль сцепления соединена с пластмассовой серьгой 12 троса привода сцепления. Трос 10 размещен в оболочке 7, на концах которой закреплены наконечники. Верхний наконечник 8 находится в резиновой втулке 9, установленной в переднем щите кузова. Нижний наконечник 6 закреплен в кронштейне 3 двумя регулировочными гайками 5 и шайбами 4.

    На нижнем конце троса закреплен поводок 1, который шарнирно соединяется с рычагом вилки выключения сцепления. Нижний конец троса закрыт резиновым чехлом 2.

    При выключении сцепления педаль 13 поворачивается на оси и через серьгу 12 тянет трос 10. Трос через рычаг 15 (см. схема 3) поворачивает вилку 3 выключения сцепления, которая перемещает муфту 21 с подшипником 4. Подшипник воздействует на лепестки нажимной пружины 12, и она прогибается относительно опорных колец в сторону маховика. При этом наружный край пружины прекращает давить на нажимной диск, ведомый диск отходит от маховика, и сцепление выключается – не передает крутящий момент.

    При отпускании педали сцепления пружина 12 возвращается в исходное положение под действие пружины усилителя, а оттяжная пружина 14 рычага 15 отводит в исходное положение вилку 3 и муфту с подшипником 4 выключения сцепления. При этом под действием пружины 12 нажимной диск прижимает ведомый диск к маховику, и сцепление включается – передает крутящий момент.

    Резиновые элементы, используемые в приводе сцепления, исключают вибрации его деталей, снижают шум при работе и обеспечивают эластичность привода. В связи с этим по усилию на педали сцепления трудно определить ее свободный ход. Поэтому свободный ход педали сцепления проверяют на рычаге 15 вилки выключения сцепления. Свободный ход рычага вилки выключения сцепления в исходном положении привода должен составлять 3,5…4 мм. Его регулируют гайками 5 (см. схема 4) путем изменения положения нижнего наконечника 6 троса привода сцепления относительно кронштейна 3.

    Устройство сцепления автомобиля ВАЗ 2103-2106

    Цель работы:Практически ознакомиться и изучить устройство одно и двухдискового сцеплений.

    Оборудование: Использовать сцепление автомобилей: ВАЗ; ЗМЗ-24; ЗИЛ-130; ГАЗ-53А.

    Ход работы:

    Ознакомиться изучить описать устройство кожуха сцепления;

    Ознакомиться изучить описать устройство ведущего диска сцепления;

    Ознакомиться изучить описать устройство отжимного рычага;

    Ознакомиться изучить описать устройство ведомого диска сцепления;

    Ознакомиться изучить описать устройство центральной пружины сцепления;

    Заэскизировать и ознакомиться с устройством выше перечисленных устройств сцепления.

    Содержание отчета:

    1. Выполнить указания, записанные в ходе работы.
    2. Ответить на контрольные вопросы устно.

    Контрольные вопросы:

    1. Назначение сцепления?
    2. Общее устройство трансмиссии?
    3. Приводы сцепления?
    4. Регулирования свободного хода муфты сцепления?

    Устройство сцепления автомобиля ВАЗ 2103-2106


    1.Нажимная пружина; 2. Фрикционные накладки ведомого диска; 3. Заклепка нажимной пружины; 4. Ведомый диск; 5. Заклепка-упор гасителя крутильных колебаний; 6. Передняя пластина демпфера; 7. Задняя пластина демпфера; 8. Ступица ведомого диска; 9. Пружина демпфера; 10. Нажимной диск; 11. Маховик; 12. Кожух сцепления; 13. Картер сцепления; 14. Первичный вал коробки передач; 15. Пластина соединяющая нажимной диск с кожухом сцепления; 16. Фиксатор нажимной пружины; 17. Кольцо нажимной пружины; 18. Соединительная пластина упорного фланца и кожуха сцепления; 19. Фрикционное кольцо упорного фланца; 20. Заклепка соединительной пластины; 21. Упорный фланец нажимной пружины; 22. Подшипник выключения сцепления; 23. Соединительная пружина вилки и муфты подшипника; 24. Муфта подшипника выключения сцепления; 25. Фрикционные кольца демпфера; 26. Опорное кольцо пружинной шайбы; 27. Пружинная шайба демпфера; 28. Шаровая опора вилки выключения сцепления; 29. Пружина вилки выключения сцепления; 30. Толкатель вилки выключения сцепления; 31. Вилка выключения сцепления; 32. Рабочий цилиндр выключения сцепления; 33. Оттяжная пружина вилки выключения сцепления.

    Назначение: Сцепление обеспечивает плавное трогание автомобиля с места и бесшумное переключение передач. Принцип его действия основан на передаче крутящего момента от маховика на первичный вал коробки передач за счет сил трений, которые возникают между поверхностями маховика 11, ведомого 4 и нажимного 10 дисков при их сжатии. Ведомый диск расположен на шлицах первичного вала коробки передач, зажимается между маховиком и нажимным диском усилием пружины 1, а нажимной диск 10 вместе с кожухом 12 крепятся болтами к маховику. Таким образом, одни детали имеют постоянную связь с маховиком, другие - временную. за счет сил трения, когда сцепление включено.

    Первые детали составляют ведущую часть сцепления, вторые - ведомую. Отвод нажимного диска от ведомого, т. е. выключение сцепления, осуществляется через гидравлический привод. Ведущая часть сцепления выполнена неразъемным узлом, в который входят кожух 12 сцепления, нажимный диск 10, центральная нажимная пружина 1 и детали, соединяющие их. Этот узел крепится к маховику шестью болтами и тремя установочными штифтами Кожух сцепления имеет вогнутую форму, образующую полость, для размещения нажимной пружины и нажимного диска.

    Принцип работы сцепления ваз 2103

    Сцепление. Сборка,разборка, проверка и ремонт.

    Сцепление

    На автомобилях ВАЗ устанавливается однодисковое сцепление с центральной пружиной. Оно на всех моделях имеет одинаковое устройство. Но вследствие комплектации автомобилей ВАЗ двигателями разной мощности их сцепления отличаются характеристиками нажимной пружины, размерами фрикционных накладок ведомого диска, самим ведомым диском и кожухом сцепления.

    Всего на автомобилях ВАЗ используются два типа сцепления: 2103 и 2121. Первый тип сцепления применяется на автомобилях, укомплектованных двигателями с рабочими объемами 1,2; 1,3; 1,5л второй тип — на автомобилях, имеющих двигатели с рабочим объемом 1,6 л. Для отличия ведущих частей сцепления (кожух сцепления с нажимным диском и пружиной) на сцеплении типа 2121 выполнена метка в виде отверстия диаметром 6 мм в одной из прорезей лепестка нажимной пружины.

    Ведомый диск сцепления 2103 имеет ширину фрикционных накладок 29 мм, а сцепления 2121 — 35 мм. Кроме того, ведомый диск сцепления 2121 имеет другую форму и большее количество заклепок фрикционных накладок.

    На автомобилях ВАЗ-2104, -2105 и -2107 установлено сцепление с вилкой выключения, у которо фиксирующая пружина имеет круглое сечени вместо плоской, применяемой на других модели. Оба типа вилок взаимозаменяемы.

    Сцепление имеет гидравлический привод. Он состоит из ведущей и ведомой частей. Ведуща часть сцепления выполнена отдельным узлом, и торый крепится к маховику 6 (рис) болтами 8. В нее входят: кожух 18 сцепления, нажимный диск 4 нажимная пружина 2. Ведомой частью сцепления является ведомый диск 5, расположенный между маховиком и нажимным диском. К ведомому диску приклепаны две фрикционные накладки, а сам диск соединяется со своей ступицей через элементы гасителя крутильных колебаний (демпфера).

    Гидравлический привод состоит из педали (рис.), главного 1 и рабочего 10 (рис.) цилиндров и трубопроводов. Узлы и детали привода унифицированы с другими моделями авто мобилей.

    Возможные неисправности сцепления и его при вода, их причины и способы устранения приведены в табл.

    Причины неисправностей

    Способы устранения

    Неполное выключение сцепления (сцепление ведет)

    Признаки: затрудненное переключение передач переднего хода, передача заднего хода включается с шумом

    Увеличение зазоров в приводе выключения сцепления

    Коробление ведомого диска (торцовое биение более 0.5 мм )

    Отрегулировать привод выключения сцепления

    Отрихтовать диск или заменить его новым

    Заменить накладки или ведомый диск в сборе

    Ослабление заклепок или поломка фрикционных накладок ве­ домого диска

    Заменить накладки, проверить торцовое биение диска

    Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач

    Очистить шлицы, смазать смазкой ЛСЦ-15. При износе или смятии шлиц заменить первичный «ал или ведомый диск

    Поломка пластин, соединяющих упорный фланец с кожухом сцепления

    Заменить кожух сцепления с иажимкым диском в сборе

    Наличие воздуха в системе гидропривода

    Утечка жидкости из системы гидропривода через соединения ми поврежденные трубопроводы

    Подтянуть соединения, заменить поврежденные детали, про­ качать систему привода

    Утечка жидкости из главного или рабочего цилиндра

    Заменить уплотнитсльные кольца, прокачать систему

    Засорение отверстия в крышке бачка

    Прочистить отверстие в крышке, прокачать систему

    Нарушение герметичности при загрязнении или износе перед­ него ушютнительного колыш главного цилиндра

    Очистить уплотнителыюе кольцо, при износе заменить

    Ослабление заклепок нажимной пружины

    Заменить кожух сцепления в сборе с нажимным диском

    Перекос или коробление нажимного диска

    Неполное включение сцепления (сцепление буксует)

    Признаки: недостаточное ускорение при резком нажатии на педаль управления дроссельной заслонкой, ощущается потеря мощности при движении на подъем, возрастает расход топлива, двигатель перегревается

    Отсутствие зазоров в приводе выключения сцепления

    Отрегулировать привод выключения сцепления

    Повышенный износ или пригорание фрикционных накладок ведомого диска

    Заменить фрикциоиные накладки или ведомый диск в сборе

    Замасливание фрикционных накладок ведомого диска, поверхностей маховика и нажимного диска

    Тщательно промыть уайт-спиритом замасленные поверхности, устранить причины замасливания дисков

    Засорение компенсационного отверстия главного цилиндра

    Промыть цилиндр и прочистить компенсационное отверстие

    Поарежленис или заедание привода сцепления

    Устранить причины, вызывающие заедание

    Рывки при работе сцепления

    Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала

    Очистить шлицы, смазать смазкой ЛСЦ-15. При износе или смятии шлнц заменить при необходимости первичный вал или ведомый диск

    Зиисливание фрикционных накладок ведомого диска, поверхно стей маховика и нажимного диска

    Тщательно промыть уайт-спиритом замасленные поверхнос­ ти и устранить причину замасливания

    Недопустимый износ фрикционных накладок ведомого диска

    Заменить накладки новыми, проверить, нет ли повреждений дисков

    Заедание в приводе выключения сцепления

    Устранить причины, вызывающие заедание

    Ослабление накладок ведомого диска вследствие неплотности клепки

    Заменить неисправные заклепки, при необходимости заме­ нить накладки

    Повреждение поверхностей или коробление нажимного диска

    Заменить кожух сцепления в сборе с нажимным диском

    Повышенный шум при выключении сцепления

    Износ, повреждение или утечка смазки из подшипника выключения

    Износ переднего подшипника первичного вала коробки передач

    Повышенный шум при включении Сцепления

    Поломка или потеря упругости пружин демпфера ведомого диска

    Заменить ведомый диск в сборе

    Поломка, потеря упругости или соскакивание пружины вилки включения сцепления

    Заменить пружину новой или закрепить её

    Недопустимый зазор в шлицевом соединении ступицы ведомого диска и первичного вала коробки передач (шум прослушивается и ж выключении сцепления)

    Заменить изношенные детали

    Сцепление

    1 — штуцер для прокачки;
    2— нажимная пружина;
    3 — ступенчатая заклепка;
    4 — нажимной диск;
    5 — ведомый диск; в — маховик;
    7— картер сцепления;
    8 — болт;
    9 — первичный вал коробки передач;
    10 — муфта подшипника выключения сцепления;

    Педаль и главный цилиндр выключения сцепления:

    1 -корпус главного цилиндра;
    2 - компенсационное отверстие:
    3 -прокладка штуцера;
    4 -штуцер;
    5 -стопорная пружинная шайба;
    6 -поршень главного цилиндра:
    7 -уплотнительное кольцо;
    8 -поршень толкателя;
    9 -крючок;
    10 -ось педалей сцепления и тормоза;
    11 -кронштейн педалей сцепления и тормоза;
    12 - усиливающая пружина педали сцепления (сервопружина)
    13 - оттяжная пружина педали сцепления;

    Рабочий цилиндр и вилка выключения сцепления:

    СНЯТИЕ СЦЕПЛЕНИЯ И ЕГО ПРИВОДА

    Прежде всего сливают жидкость из гидравлического привода. Для чего один конец шланга надевают на штуцер 9 (см. рис.) рабочего цилиндра, а другой опускают в сосуд с тормозной жидкостью. Вывертывают штуцер на 1/2—3/4 оборота и нажимают на педаль сцепления до тех пор, пока жидкость не будет удалена из привода сцепления. Затем отсоединяют трубку и шланг, соединяющие главный и рабочий цилиндры, оттяжную пружину 7, вынимают шплинт с конца толкателя 4 и снимают рабочий цилиндр.

    Для снятия главного цилиндра отвертывают две гайки, которыми он крепится на шпильках к кронштейну 11 (см. рис. ) педалей, и отсоединяют гибкий шланг, идущий от бачка.

    Затем снимают само сцепление. Для этого снимают коробку передач в сборе с картером сцепления, после чего, отвернув болты 8 (см. рис.), снимают с маховика ведущую часть сцепления и ведомый диск в сборе. При снятии нельзя поднимать сцепление за упорный фланец нажимной пружины, чтобы не повредить соединительные пластины. Затем продувают сжатым воздухом нажимной и ведомый диски сцепления.

    РАЗБОРКА ЦИЛИНДРОВ ПРИВОДА ВЫКЛЮЧЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ

    Главный цилиндр.

    Снимают защитный колпачок 17 (см. рис.) с поршня цилиндра, стопорное кольцо 18 и вывертывают пробку из корпуса ципиндра. Затем вынимают из цилиндра поршень 8, уппотнитепьное кольцо 7, поршень 6, уплотнительное кольцо 20 и возвратную пружину 23 поршня. При необходимости замены штуцера 4 вынимают отверткой стопорную шайбу 5, затем штуцер 4 и его уплотнительное кольцо.

    Рабочий цилиндр.

    Снимают защитный колпачок 12 (см. рис.) вместе с толкателем 4, вынимают поршень и разбирают его, предварительно сняв стопорное кольцо 78.

    После разборки главного и рабочего цилиндров промывают их детали тормозной жидкостью. Применение бензина, керосина, дизельного топлик или минеральных масел недопустимо, так как oт этих веществ разбухают резиновые уплотнители.

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТАЛЕЙ

    Констроль сцепления

    1- упорный фланец нажимной пружины; 2-нажимная пружина; 3-нажимной диск; 4-металлическое промежуточное кольцо.

    Состояние ведущей части сцепления проверяется на основании, имитирующем маховик двигателя, с металлическим промежуточным кольцом (рис. ) толщиной 8,2 мм, заменяющим ведомый диск.

    Закрепив на основании кожух сцепления, делают 4 хода выключения, прикладывая нагрузку не более 140 кгс на упорный фланец 1 нажимной npy жины 2. Ходу выключения 8 мм должно соответствовать перемещение нажимного диска 3 на 1,6-1,7 мм (наименьшее допустимое 1.4 мм).

    Расстояние от основания до рабочей поверхности фрикционной накладки упорного фланц должно быть 40—43 мм. В процессе работы изза износа трущихся поверхностей дисков сцепления этот размер увеличивается. Если он достигнет 4 мм или перемещение нажимного диска будет меньше 1,4 мм, кожух сцепления в сборе с нажимным диском, нажимной пружиной и упорным фланцем заменяют.

    Фрикционные накладки ведомого диска заменяют при появлении растрескиваний, уменьшении расстояния между заклепкой и рабочей поверхность до 0,2 мм, при односторонних задирах. При этом старые заклепки высверливают сверлом или выбивают пробойником. Новые заклепки (рис. а) развальцовываются оправкой 67.7851.9500 (рис. б).

    Заклепка (а) фрикционной накладки ведомого диска сцепления и рабочий конец оправки 67.7851.9500
    (б) для развальцовки заклепки

    Биение рабочей поверхности фрикционных накладок ведомого диска не должно превышать 0,5 мм. Если оно больше, то диск рихтуют подгибанием той части, где обнаружено биение, или заменяют новым.

    При появлении на ведомом диске или пружинх демпфера трещин или износа шлицев в ступице заменяют ведомый диск в сборе.

    Зеркало цилиндра и наружная поверхности поршней главного и рабочего цилиндров не должны иметь повреждений и коррозии, обнаруженные небольшие задиры или точечная коррозия устраняются мелкозернистым шлифовальным бруском. Проверяет состояние возвратной пружины поршня главного цилиндра и заменяют ее, если она имеет трещины. Заменяют уплотнительные кольца независимо от их состояния. Проверяют защитные колпачки, если они повреждены, заменяют новыми. Не допускается деформация толкателей.

    СБОРКА ЦИЛИНДРОВ ПРИВОДА ВЫКЛЮЧЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ

    Сборку цилиндров привода сцепления проводят впорядке, обратном разборке. При этом все детали обильно смазывают жидкостью, применяемой в приводе сцепления. При установке стопорного кольца 18 (см. рис. ) главного цилиндра пользуются круглогубцами. После сборки поршни в цилиндрах должны перемещаться плавно, без заеданий, а поршни главного цилиндра должны полностью возвращаться в исходное положение.

    УСТАНОВКА СЦЕПЛЕНИЯ И ЕГО ПРИВОДА

    Сцепление устанавливают на маховик двигателя в порядке, обратном снятию. Перед установкой проверяют состояние подшипника в торце коленчатого вала При необходимости его заменяют. Затем смазывают тонким слоем смазки ЛСЦ-15 или Литол-24 шлицы в ступице ведомого диска и на первичном валу коробки передач. Устанавливают ведомый диск выступающей частью в сторону коробки передач и, прежде чем крепить ведущую часть !сцепления, центрируют ведомый диск оправкой А.70081(Ступенчатая оправка с диаметром центрирующего хвостовика 15 мм и длиной 60 мм. Диаметр под ступицу ведомого диска.), которая имитирует конец первичного вала коробки передач. Поэтому вместо нее можно пользоваться выбракованным первичным валом коробки передач.

    Главный и рабочий цилиндры привода сцепления устанавливают в порядке, обратном снятию. После соединения трубопроводов проверяют герметичность привода, а затем регулируют и прокачивают его, как описано ниже.

    РЕГУЛИРОВКА И ПРОКАЧКА ГИДРОПРИВОДА СЦЕПЛЕНИЯ

    Перед регулировкой устанавливают зазор 0,1— 0,5 мм между толкателем и поршнем главного цилиндра (см. рис.). Этот зазор, необходимый для полного выключения сцепления, регулируется ограничителем 14 хода педали сцепления. Зазор определяется свободным ходом педали, равным 0,4— 2 мм.

    Регулируют гайкой 5 (см рис. ) свободный ход толкателя рабочего цилиндра, равный 4—5 мм. После регулировки гайка 5 фиксируется контргайкой 6. Величина свободного хода толкателя контролируется линейкой или специальным шаблоном.

    После выполнения указанных регулировок свободный ход педали сцепления (до начала выключения сцепления) должен составлять 25— 35 мм.

    Перед прокачкой гидропривода сцепления проверяют уровень жидкости в бачке, при необходимости жидкость доливают. Надевают на головку штуцера 9 (см. рис.) рабочего цилиндра шланг, нижний конец которого погружают в сосуд с жидкостью, применяемой для гидропривода. Резко нажимают 3—5 раз на педаль сцепления с интервалами 2—3 с и удерживая педаль в нажатом положении отвертывают на 1/2—3/4 оборота штуцер 9, вытесняя нажатием на педаль находящуюся в приводе жидкость вместе с воздухом через шланг в сосуде. После того как педаль достигнет крайнего переднего положения и истечение жидкости через шланг прекратится, заворачивают штуцер до отказа.

    Указанную операцию повторяют до полного выхода пузырьков воздуха и, удерживая педаль нажатой, заворачивают штуцер до отказа, снимают шланг и надевают колпачок штуцера.

    При прокачке следят, чтобы уровень жидкости в бачке был выше отверстия для трубки, идущей к главному цилиндру, а конец шланга для прокачки был постоянно погружен в жидкость.

    Если, несмотря на продолжительную прокачку, из шланга выходят пузырьки воздуха, то проверяют надежность крепления соединений, выясняют, нет ли на трубках трещин или подтекания в соединениях со штуцерами. Возможно проникновение воздуха через неисправные уплотнительные кольца главного или рабочего цилиндра.

    Читайте также: