Ремонт кпп ваз 2105

Обновлено: 23.04.2024

Начинающим автомобилистам: ремонт и обслуживание КПП ВАЗ 2105

Первые модели ВАЗ 2105 выпускались с четырехступенчатой коробкой передач. Позже КПП модернизировали, добавив 5-ю скорость. Главное преимущество новой коробки – надежность и простота эксплуатации. У нее большой ресурс, позволяющий продолжительное время работать без ремонта с минимальным уходом. Большим плюсом является хорошая ремонтная пригодность, доступность запчастей. Ремонт трансмиссии по силам сделать своими руками в гараже, имея стандартный набор ключей.

Техобслуживание узла трансмиссии – замена масла

Чтобы КПП исправно работала, нужно регулярно проводить обслуживание согласно регламенту. Трансмиссионное масло предназначено лишь для смазки деталей, входящих в состав узла. Поэтому замена смазки выполняется через 60 тысяч километров пробега.

Специалисты рекомендуют менять масло одновременно и в КПП, и в редукторе. Подойдет трансмиссионная жидкость, имеющая вязкость по классификации SAE 85W-90 или 75W-90.

Если ориентироваться на уровень качества по API, то он должен быть не ниже GL-5. Для замены понадобится приобрести 3 литра трансмиссионного масла.

Процедура проводится на эстакаде, подъемнике или смотровой яме. Для удобства заливки масла необходимо приготовить большой шприц с надетой на него эластичной трубкой или масляный нагнетатель. Можно воспользоваться воронкой, вставленной в резиновую трубу, которая выводится в моторный отсек.

Для работы необходимо приготовить следующие инструменты:

  • шестигранник на «12»;
  • ключ на «17»;
  • тара для слива отработанной жидкости объемом около 2 л;
  • чистая ветошь.

Процедура замены масла на ВАЗ 2105 состоит из последовательности шагов:

  • Слева от картера коробки передач немного выше нижней крышки КПП находится пробка, предназначенная для заливки и контроля. Ветошью очищаем ее и место вокруг от загрязнений.
  • Шестигранным ключом откручиваем сливную крышку.
  • Затем сливаем отработку в заранее приготовленную емкость.
  • Когда масло полностью стечет, заливаем через заливную горловину новую смазку с помощью шприца, нагнетателя, лейки – любым удобным способом. Жидкость должна доходить до нижнего предела заливной горловины.
  • Заключительный шаг – закручивание заливной пробки.

Аналогичный алгоритм смены жидкости в редукторе заднего моста. Если слитое отработка темного цвета или содержит металлическую стружку, то коробку передач перед заливкой нового масла желательно промыть специальными чистящими составами.

В процессе эксплуатации нужно следить за уровнем масла в трансмиссии. Для этого накидным ключом откручивают крышку на заливной горловине. Затем с помощью фонарика и зеркала небольших размеров, отвертки или просто пальца определяют уровень жидкости. Если он ниже нормы – не достает до нижней границы горловины, то доливают жидкость тем же способом, как при замене масла (шприц, нагнетатель, воронка).

Основные неисправности и их устранение

На ВАЗ 2105 не так много неисправностей, требующих снятия коробки переключения передач:

  • повышенный шум и гул в коробке;
  • выбивает скорость во время переключения;
  • с трудом включаются передачи;
  • течи масла.

Существуют разные причины возникновения перечисленных неисправностей, в зависимости от них производится ремонт.

Снятие коробки передач

Для проведения большинства ремонтных работ на ВАЗ 2105 необходим демонтаж коробки передач. Он представляет собой последовательность действий:

  • Машину устанавливают на подъемник или другое приспособление, дающее доступ ко дну авто. Выставляют нейтральную скорость и подставляют опоры под колеса.
  • Далее снимают отрицательную клемму с АКБ.
  • Сначала работы выполняются в кабине. Демонтируется все, что расположено вблизи от рычага переключения передач: панель магнитолы, кожух и др.
  • Далее поднимают вверх рычаг, с помощью отвертки сдвигают фиксатор, и вынимают рычаг.
  • Дистанционную вилку снимают путем разжимания отверткой лепестков, фиксирующих ее.
  • Затем откручивают саморезы и снимают защитную крышку с пыльником.
  • Дальнейшие работы проводятся под машиной. Откручивают крепеж и отсоединяют глушитель.
  • Затем откручивают болты, удерживающие карданный вал, после чего опускают его вниз.
  • На следующем шаге демонтируют стартер.
  • Далее откручивают крепления, фиксирующие привод сцепления на картере, и отводят его в сторону.
  • Отсоединяют тросик привода спидометра.
  • КПП ставят на деревянный брус, служащий опорой.
  • Выкручивают болты на смотровой крышке картера.
  • Далее откручивают крепления поперечины коробки ПП, расположенной сзади.
  • Проверив устойчивость опоры, выкручивают болты крепления КПП к двигателю.
  • После этого стягивают коробку с крепежных шпилек, отводят максимально назад и опускают.

Демонтированную КПП разбирают и ремонтируют, меняя изношенные или поврежденные детали.

Ликвидация гула и посторонних шумов

Основной причиной гула и шума для КПП являются подшипники. Их износ должен быть минимальным, хотя коробку можно эксплуатировать и при больших люфтах, но шумность будет значительной. Радиальный люфт не должен превышать 0,05 мм, но вращение должно быть легким. При установке подшипники насаживают на валы путем воздействия на внутреннюю обойму.

Второй причиной шума является износ зубьев шестеренок и промвала.

Все зубья должны быть целыми, без повреждений и сколов, пятно контакта шестерен с промвалом равномерным. Лечение заключается в замене шестерен передач и промежуточного вала. Для этого необходимо снять и разобрать КПП.

Трудности с переключением передач

Эти проблемы возникают по следующим причинам:

  • погнутость, поломка вилки, глубокие следы от контакта с муфтой;
  • износ и неисправность шлицов скользящих муфт у синхронизаторов;
  • царапины на осях ПП, клинят сухари;
  • деформация и износ кулисы.

При первых трех поломках нужно менять изношенные детали на новые, демонтируя и разбирая коробку передач.

Замена кулисы на ВАЗ 2105 выполняется без снятия КПП. Достаточно демонтировать пластиковую защиту, пыльник и рычаг, чтобы стали доступны крепления механизма переключения. Выкручивают крепления и снимают кулису. Далее производится ее ремонт или замена.

Масляные течи: как устранить

Течи возникают по следующим причинам:

  • если есть трещины в корпусе КПП;
  • ослабленное крепление разъемных частей коробки;
  • плохо закручена или протекает сливная пробка;
  • повреждена прокладка нижней крышки;
  • износились сальники.

Чтобы исключить течи соединений, нужно сначала очистить поверхности от остатков старой прокладки и герметика. Далее обезжирить и нанести тонко свежий герметик. Затем положить новую прокладку и покрыть еще слоем герметика. Дать постоять 10 минут и стянуть.

При обнаружении течи в районе датчика заднего хода, следует в этом месте поменять медную шайбу. Если замена невозможна, нужно отжечь с помощью горелки старую шайбу и остудить ее в воде. Восстановится мягкость шайбы.

Причиной подтеков на резьбе поддона является повреждение прокладки, ее меняют. Если обнаружены трещины в корпусе или нижней крышке, можно попробовать заварить их аргоном или заменить. Пробки следует хорошо закрутить.

Сальники на валах по всем рекомендациям меняются при снятии и сборке трансмиссии. Больше изнашивается и повреждается сальник вторичного вала. Он находится сзади, а под задний фланец постоянно попадает мусор, грязь, что разрушающе действует на материал изделия.

При замене заднего сальника сначала на очищенную и обезжиренную поверхность наносят герметик, чтобы исключить подтеки от нанесенных рисок на посадочном месте. Сальники перед установкой нужно смазывать моторным маслом.

Нечеткое включение и выбивание скорости

Причины могут быть следующие:

  • повреждение пружин лунок фиксатора и их износ;
  • изношены зубья, блокирующие кольца синхронизаторов.

Для ремонта придется снять, разобрать КПП, заменить необходимые запчасти. Но полная разборка может быть не понадобится. Если вылетела четвертая передача, нужно прежде всего проверить, в каком состоянии находится фиксатор и пружины оси четвертой скорости.

Если вылетает пятая передача, сначала следует подтянуть гайку хвостовика вторичного вала. Если она раскрутилась, то ее нужно затянуть как можно сильнее. После этого обязательно следует проверить вилку пятой передачи, так как она могла получить значительные повреждения.

Ремонт коробки передач автомобиля Ваз-2105

При проектировании Ваз-2105 конструкторы несколько переработали коробку передач, изменив в ней передаточные числа каждой передачи. Но в целом конструкция КПП этого авто не особо отличалась от предшествующих модификаций.

Первые коробки передач были четырехступенчатыми, трехвальной компоновки с постоянным зацеплением шестерен и синхронизаторами на всех передачах переднего хода. Позже эту коробку доработали, добавив дополнительную 5-ю скорость. Причем за основу при создании была взята 4-ступенчатая модификация, поэтому у пятиступки прямой передачей так и осталась 4-я скорость.

Впоследствии разработанная для ВАЗ-2105 коробка передач стала основной и ею комплектовались все авто классического семейства до окончания их производства. В дальнейшем будем рассматривать обслуживание 5-ступенчатой коробки, поскольку ремонт 4-ступенчатой КПП ВАЗ-2105 делается в основном так же, как и у пятиступки, из-за того, что конструкция у этих версии КПП во многом сходна, то обслуживающие и ремонтные операции – идентичны. Также выясним, как выполняется переделка 4-ступенчатой модификации в пятиступку.

Основным достоинством такой КПП являлась высокая надежность узла и неприхотливость в эксплуатации, поэтому ремонт коробки ВАЗ-2105 требуется не очень часто, она способна отработать значительный ресурс без какого-либо особого вмешательства и с минимальным обслуживанием. Еще одно положительное качество – это ремонтопригодность и доступность запасных частей и ремкомплектов, поэтому ремонт КПП 2105 можно выполнить даже в гаражных условиях базовым комплектом инструментов.

Обслуживание коробки передач

Но вначале следует рассмотреть обслуживание, которое необходимо проводить с эти узлом. Оно всего одно – проверка уровня смазочного материала и при надобности его доливка до требуемого уровня.

Механическая коробка передач – сама по себе не требовательна, поэтому используемый в ней смазочный материал выполняет лишь одну функцию – смазывает составные части узла. Поэтому замена масла в коробке должна проводиться каждые 60 тыс. км пробега.

Объем масла в КПП Ваз-2105

Проверить масло в коробке – несложно, но для этого авто следует поставить на смотровую яму или эстакаду.

А далее действия такие:

  • С левой стороны картера КПП (по ходу движения авто) находим контрольно-заливную пробку (расположена чуть выше нижней крышки коробки);
  • Ветошью удаляем грязь вокруг пробки;
  • Ключом требуемого размера откручиваем пробку; Заливная пробка КПП Ваз-2105
  • Узнать уровень можно при помощи небольшого зеркальца и фонарика, отвертки или даже пальца, в общем, чем удобно. Нормальным уровень смазочного материала считается, если масло достает до нижней кромки отверстия;
  • Если масла меньше уровня – при помощи технического шприца доводим его до нормы (как только масло начало вытекать из отверстия – закручиваем пробку); Доливка смазочного материала в КПП Ваз-2105

Проверку и доливку смазочного материала в КПП следует «на холодную». Если де обслуживание проводится сразу после поездки, необходимо дать время (10-15 мин), чтобы масло полностью стекло, иначе при проверке уровень будет некорректным.

Если же пришло время для замены масла, то сначала сливаем отработанный смазочный материал – очищаем нижнюю крышку от грязи, подставляем пластиковую емкость и выкручиваем сливную пробку.

Затем ждем пока масло полностью не стечет и закручиваем пробку.

Сливная пробка КПП Ваз-2105

А далее все делается так же, как и при проверке и восполнении уровня, только в коробку придется шприцем закачать требуемое количество масла.

После замены не следует сразу же утилизировать отработку, перед этим ее лучше проверить. Для этого берем магнит, привязываем нитку и опускаем его в емкость со старым маслом. Далее следует поводить магнитом по дну. Затем вытаскиваем и рассматриваем его. Если на магните обнаружено большое количество металлической стружки, то это может указывать на появление интенсивного износа, и в таком случае переборка КПП и дефектовка составных частей будет не лишней, поскольку позволит выявить и устранить неисправность еще на раннем этапе.

Распространенные неисправности

Теперь пройдемся по основным неисправностям, которые могут произойти с коробкой передач. Их немного, но вот устранение большинства выполняется на снятой с авто КПП.

  • Повышенная шумность при работе КПП (на какой-то определенной скорости или на всех);
  • Затрудненный переход на другую скорость;
  • Нечеткость включения, выбивание скорости;
  • Утечки смазочного материала;

В свою очередь каждая неисправность могут давать несколько причин.

Устранение шума

Шум КПП ВАЗ-2105 может происходить из-за износа подшипников, износа зубьев шестеренок и зубчатых колес, а также синхронизаторов, осевого смещения валов относительно друг друга.

При такой проблеме обязательно потребуется снятие коробки с авто, поскольку по-другому ее не отремонтировать. Отметим, что именно устранение шума – одна из самых сложновыполнимых операций, поскольку требуется полная разборка и переборка КПП с заменой изношенных элементов.

Помимо стандартного набора ключей и отверток дополнительно потребуется наличие универсального съемника. Далее рассмотрим, как производится полная разборка 5-ступенчатой КПП ВАЗ-2105.

Итак, все работы делаются на снятой КПП:

  1. Сливаем масло и демонтируем нижнюю крышку. Сразу же оцениваем состояние зубьев шестерен. Если их повреждения не заметно, скорее всего шум издают подшипники; Зубья шестерни КПП Ваз-2105
  2. Проверяем положение рычага КПП (он должен быть на нейтрали), после чего демонтируем механизм переключения передач (кулису) с КПП; Демонтаж крышки КПП Ваз-2105
  3. Снимаем крышку фиксаторов и извлекаем пружины и шарики;
  4. Снимаем с вторичного вала эластичную муфту, а затем и ее ступицу (для откручивания гайки ступицы следует, открутить болт крепления вилки 3-й и 4-й передач, включить 1-ю передачу на КПП и сместить муфту синхронизатора 4-й передачи. Две одновременно включенных передачи заблокируют коробку и гайку можно будет открутить); Эластичная муфта вторичного вала КПП Ваз-2105
  5. Откручиваем привод спидометра, датчик включения фонаря задней скорости и кронштейн крепления трубы выхлопной системы;
  6. Откручиваем элементы крепления задней крышки КПП (у 5-ступ. коробок установлено 5 наружных гаек и 1 внутренняя, у 4-ступ. КПП внутренней гайки нет). После крышку снимаем. При этом подшипники втор. вала и блока 5-й передачи получатся разобранными – внутренние обоймы останутся на валах, а внешние вместе с элементами качения – в крышке, и все это нужно будет демонтировать для замены; Задняя крышка КПП Ваз-2105
  7. Снимаем с вторичного вала приводную шестерню спидометра, маслоотражающую шайбу; Приводная шестерня КПП Ваз-2105
  8. Демонтируем блок шестерен 5-й и задней передач, выкрутив болт его крепления, установленный в валу, а также промежуточную шестерню заднего хода с оси; Демонтаж блока шестерн КПП Ваз-2105
  9. Снимаем синхронизатор 5-й передачи с втор. вала, вилку включения 5-й и задней передачи вместе с осью, затем извлекаем сухарь оси 3-й и 4-й передач;
  10. Демонтируем ступицу синхронизатора и шестерню заднего хода с втор. вала;
  11. Выкручиваем болты крепления прижимной пластины подшипника вторичного вала и снимаем ее;
  12. Откручиваем от КПП картер сцепления; Картер сцепления КПП Ваз-2105
  13. Выкручиваем болт промежуточного вала и извлекаем передний подшипник; Промежуточный вал КПП Ваз-2105
  14. Извлекаем задний подшипник промежуточного вала, после чего его можно будет вытянуть из корпуса коробки;
  15. Извлекаем оси и вилки остальных передач, а также сухарь оси 1-й и 2-й передач;
  16. Вынимаем первичный вал; Извлечение первичного вала КПП Ваз-2105
  17. Извлекаем вторичный вал вместе с шестернями;

Ну а далее уже производится дефектовка составных элементов, изношенные и поврежденные узлы заменяются и производится сборка.

Отметим, что указанная схема разборки является общей и в ней не рассмотрены такие нюансы, как снятие стопорных колец, уплотнительных шайб, граверов и прочих мелких элементов.

Затрудненное переключение

Теперь коротко пройдемся по другим неисправностям. Следующей будет затрудненное переключение передач.

Причиной тому могут быть:

  • Износ механизма переключения или его деформация (кулисы);
  • Износ, появление заусениц на осях переключения передач или на их посадочных местах, заклинивание сухарей;
  • Повреждение или износ шлицов скользящих муфт синхронизаторов;
  • Повреждение и погнутости вилок переключения;

В первом случае для восстановления работоспособности даже не нужно снимать коробку с авто, поскольку замена кулисы КПП ВАЗ-2105 возможна без демонтажа узла трансмиссии.

Замена кулисы КПП Ваз-2105

Для этого достаточно снять рычаг, пыльник, пластиковую защитную накладку, чтобы обеспечить доступ к крепежным элементам механизма переключения, которые нужно выкрутить, чтобы снять механизм в сборе. А далее уже проводится его замена или ремонт.

Важно! В 4-ступенчатой коробке передач к штоку изнутри картера подходит оттяжная пружина, которая обеспечивает постоянное положение рычага напротив 3-4 передачи и предотвращает его вибрации. Поэтому при извлечении механизма следует сначала его немного приподнять, а затем поддеть пружину крючком из стальной проволоки, снять ее с проушины штока и удерживать в немного натянутом положении, чтобы она не упала в картер. Перед установкой новой кулисы тем же крючком зацепляем пружину и все устанавливаем на место.

Установка новой кулисы КПП Ваз-2105

Что касается других поломок, из-за которых плохо включаются скорости, то придется снимать КПП, разбирать ее, выявлять изношенный или поврежденный элемент и заменять.

Скорость «выбивает»

Нечеткое включение или выбивание скорости происходит из-за:

  • Износа лунок фиксатора в оси, повреждения его пружин;
  • Износа блокирующих колец синхронизаторов, повреждения его пружин или износа зубьев;

В этом случае устранить неисправность без снятия КПП не получится. Но, не всегда нужно полностью разбирать ее. К примеру, если вылетает 4-я передача, следует сразу проверить состояние пружины и фиксатора оси этой скорости. Именно с проверки фиксаторов и следует начинать поиск. А далее уже, разбирая коробку, выявляем истинную причину и устраняем ее.

Течи масла

Последняя из распространенных причин – это утечка смазочного материала. Происходить это может через ненадежно закрученные пробки, поврежденная прокладка нижней крышки. Но чаще всего течь дает сальник первичного вала.

В первом случае проблему удается устранить просто потягиванием пробок или заменой прокладки. И для этого демонтировать КПП с авто не нужно. А вот в случае с течью сальника первичного вала, то коробку снимать придется, вот только разбирать ее для замены поврежденного резинотехнического элемента в целом не понадобиться.

Замена сальника КПП, если это касается первичного вала – несложная. Он располагается в картере сцепления, но с внутренней стороны, то есть придется его отсоединить от корпуса КПП. А далее уже извлекается поврежденный сальник и устанавливается новый.

Замена сальника КПП Ваз-2105

Затем все собирается обратно. В случае с повреждение других сальников, производится разборка КПП и замена поврежденного элемента.

Из 4-ступенчатой коробки в 5-скоростную

Напоследок рассмотрим такой вопрос, как переделка КПП с 4-х степеней на 5 ВАЗ-2105. Такая доработка вполне возможна, поскольку при создании пятиступки основой для нее выступила 4-скоростная версия. Но при этом придется заменить часть составных компонентов, взятых от 5-скоростной КПП, а именно:

  • Задняя крышка;
  • Промежуточный вал (с отверстием под крепление блока шестерен 5-й передачи);
  • Вторичный вал (в 5-ступенчатой версии он немного короче);
  • Блок шестерен 5-й скорости;
  • Ось промежуточной шестерни заднего хода;
  • Комплект штоков вместе с вилкой включения 5-й и задней передач;
  • Механизм переключения передач (кулиса);
  • Датчик включения фонаря заднего хода;
  • Кронштейн крепления силового агрегата;

Далее достаточно 4-ступенчатую коробку полностью разобрать, а собрать ее уже как 5-скоростную с использованием указанных составных частей.

Руководство по ремонту Ваз 2105 Жигули

— полное описание электрооборудования — подробно описан алгоритм поиска неисправностей электрооборудования (стартер, генератор, система зажигания) — подробная схема электрооборудования ( электро схема )

Руководство по ремонту двигателя ВАЗ 2105

— полные технические характеристики двигателя ВАЗ 2105 — особенности конструкции и ремонта двигателя — устранение неисправностей двигателя своими руками — подробное описание процессов разборки, дефектовки и сборки двигателя с фотографиями

Руководство по ремонту коробок передач КПП ВАЗ 2105

— полные технические характеристики КПП ВАЗ 2105 — особенности конструкции и ремонта КПП — устранение неисправностей КПП — подробное описание процессов разборки, дефектовки и сборки КПП с фотографиями

Коды ошибок инжектора ВАЗ 2105

— описание и схема инжектора — расшифровка кодов неисправностей двигателя ВАЗ 2105 — устранение неисправностей инжектора — цветные электросхемы

Руководство по тюнингу ВАЗ 2105

— тюнинг своими руками ВАЗ 2105 — тюнинг двигателя — тюнинг кузова — тюнинг подвески

ВАЗ 2105

ВАЗ 2105


Для семейства 2105 были разработаны моторы с ременным приводом ГРМ, позднее их вытеснили старые двигатели с цепью в механизме газораспределения
Для семейства 2105 были разработаны моторы с ременным приводом ГРМ, позднее их вытеснили старые двигатели с цепью в механизме газораспределения

На первых «пятерках» восьмидесятых годов выпуска двигатель объемом 1,3 л пользовался более дурной славой, чем 1,5-литровый, которым комплектовался ВАЗ 21053, и даже чем «копеечный» 1200-кубовый — его ставили на ВАЗ 21051. Оба последних традиционно цепные, и кроме натяжителя и ограничителя, требовавших замены через 100 тыс. км, проблем с ними не было. Сама же цепь подходила к своему финалу вместе с поршневой группой. А это при грамотной эксплуатации и регулярной (не реже чем через 10 тыс. км) смене масла составляет 200–250 тыс. км пробега.

Значительно позже практически базовым двигателем для «пятерки» стал проверенный и в прошлом самый мощный «шестой» 1,6-литровый, хотя еще в начале девяностых автору доводилось встречать варианты с расточенным до 1,7 л блоком в самом что ни на есть заводском исполнении. Можно предположить их кэгэбэшное предназначение (раньше ФСБ называлось КГБ) — чтобы врагам не дать уйти! Теоретически небольшая часть машин могла попасть в открытую продажу, причем во всей своей «антишпионской» красе — с двумя бензобаками в багажнике и запаской на полу, двумя аккумуляторами под капотом и более высокими пружинами в подвеске.

Книга по ремонту автомобиля ваз 21053

На автомобилях ВАЗ-21051 устанавливался двигатель ВАЗ-2101, на автомобилях ВАЗ-21053 устанавливается двигатель ВАЗ-2103.

Двигатели автомобилей ВАЗ-21051 и ВАЗ-21053 имеют цепной привод распределительного вала (рис.1) и диаметр цилиндра 76 мм. Поэтому имеются особенности в разборке и сборке передней части двигателя, а также в ремонте блока цилиндров, поршней, головки цилиндров и привода распределительного вала.

Кроме того, на автомобиле ВАЗ-21053 устанавливается карбюратор типа 2107-1107010, имеющий несколько иные диаметры жиклеров и регулировочные размеры.

В остальном ремонт автомобилей ВАЗ-21051 и ВАЗ-21053 ничем не отличается от ремонта автомобилей ВАЗ-2105.

Рис. 1. Продольный разрез двигателя

РАЗБОРКА ДВИГАТЕЛЯ

Переднюю часть двигателя необходимо разбирать в следующем порядке.

Снимите крышку головки цилиндров и крышку цепного привода распределительного вала. Отверните болты крепления звездочек распределительного вала и вала привода масляного насоса.

Ослабьте колпачковую гайку 6 (рис. 2) натяжителя цепи, отверните две гайки 4 крепления его к головке цилиндров, снимите натяжитель и, отвернув болт 2, снимите башмак 3 натяжителя цепи.

Отверните ограничительный палец цепи, снимите звездочки привода масляного насоса и распределительного вала и выньте цепь.

Снимите упорный фланец валика привода масляного насоса и выньте валик из блока цилиндров (рис.3).

Универсальным съемником А. 40005/1/7 из комплекта А.40005 снимите звездочку с коленчатого вала.

СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ

Для установки поршней в цилиндры применяйте набор втулок А.60604, в который входит одна втулка для поршней нормального размера и две для ремонтного размера (увеличенного на 0,4; 0,6 мм).

Сборку передней части двигателя выполняйте в следующем порядке.

Установите на коленчатый вал звездочку. Установите валик привода масляного насоса и закрепите его упорным фланцем.

Поверните маховик так, чтобы метка на звездочке коленчатого вала совпала с меткой на блоке цилиндров (рис. 4).

Рис. 4. Проверка совпадения установочной метки на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров

Установите звездочку на распределительный вал, собранный с корпусом подшипников, и поверните вал так, чтобы метка на звездочке находилась против метки на корпусе подшипников (рис. 5). Снимите звездочку и, не изменяя положения вала, установите корпус подшипников на головку цилиндров и закрепите, затягивая гайки в последовательности, указанной на рис.

Установите на головке цилиндров успокоитель цепи.

Установите цепь привода распределительного вала:

— наденьте цепь на звездочку распределительного вала и введите в полость привода, устанавливая звездочку так, чтобы метка на ней совпала с меткой на корпусе подшипников (см. рис. 5). Болт звездочки не затягивайте до упора;

— установите звездочку на валик привода масляного насоса, так же не затягивая окончательно болт крепления;

— установите башмак натяжителя цепи и натяжитель, не затягивая колпачковую гайку, чтобы пружина натяжителя могла придать башмак; заверните в блок цилиндров ограничительный палец цепи;

Из истории

Модель разрабатывалась как замена «копейке» — ВАЗ 2101, начала выпускаться в 1980 году, относится к «второму поколению» заднеприводных автомобилей ВАЗа. ВАЗ—2105 появился в результате серьезной модернизации ранее выпускаемых моделей. На базе модели 2105 позже были разработаны седан ВАЗ-2107 и универсал ВАЗ-2104.

ВАЗ-2105 — это базовая модель глубоко модернизированного семейства, в которую входят универсал 2104 и «люксовый» седан 2107.

Модель ВАЗ-2105 по своему дизайну почти соответствовала европейской моде начала 1980-х. Это позволило продавать модель в ряде европейских стран еще многие годы. Хотя в Европе такие заднеприводные четырехдверные пятиместные седаны уже в 70-х годах стали сдавать позиции переднеприводным моделям. С момента своего появления (а сейчас тем более) этот классический седан для многих автовладельцев так и не стал престижным и соответственно не стал самой массовой продукцией АвтоВАЗа. Это не помешало ему до появления переднеприводных ВАЗов считаться самой прогрессивной конструкцией.

Автомобили семейства отличаются угловатыми очертаниями крыльев, прямоугольными фарами, более функциональными бамперами. В салоне модернизированная панель приборов, в которой появился вольтметр. Система вентиляции отличается от предшествующих наличием прямоугольных дефлекторов. Заднее стекло с электрообогревом — стандартная комплектация. Блок предохранителей и реле вынесен в моторный отсек. Комплектуется 4-х и 5-ти ступенчатыми коробками передач. Кроме того, водительское сиденье машин этого семейства сдвинуто назад на 20 мм, что позволяет более удобно размещаться за рулем рослым водителям.

Базовая машина оснащена двигателем 1300 кубических сантиметров с ременным приводом газораспределительного механизма. Модификация 21051 оснащена двигателем 1,2 литра, а 21053 — двигателем 1,5 литра.

Салон претерпел значительные изменения: новая панель приборов, новые сиденья и обшивка дверей. Салон не очень большой — под стать всем «Жигулям», но новые материалы, подголовники передних кресел и приемлемое рабочее место водителя (водительское сиденье сдвинуто назад, что позволяет более удобно размещаться за рулем рослым водителям) производят лучшее впечатление, чем у предшественника — ВАЗ-2101. Однако, как и прежде, втроем на заднем сиденье все же тесновато. В некоторых втомобилях последних выпусков изменена электропроводка в связи с комплектацией панелью приборов от модели ВАЗ-2107.

С начала производства ВАЗ 2105 оснащали карбюраторными двигателями рабочим объемом 1,3-литра мощностью 64 л.с. (с ременным приводом распредвала), эти втомобили также комплектовали и 69-сильными (по старому ГОСТу) двигателями ВАЗ-21011, которые до 1986 года снабжали масляными фильтрами типа 2101. Впоследствии их заменили компактными типа 2105 Двигатели постоянно модернизировали. Позже была освоена модификация ВАЗ-21053 с двигателем ВАЗ-2103 мощностью 72 л.с. (по новому ГОСТу). Долгое время производили модификацию ВАЗ-21051 с 1,2-литровым двигателем ВАЗ-2101 мощностью 64 л.с. (по старому ГОСТу).

С 1982 по 1984 год вместе с коромыслами клапанов из стали 40Х распределительные валы для повышения износостойкости азотировали вместо закалки ТВЧ, что обеспечивало повышенную коррозионную стойкость, износостойкость и высокое сопротивление знакопеременным нагрузкам. С 1985 года устанавливали распределительные валы с отбеливанием кулачков. У этих валов есть шестигранный поясок между третьим и четвертым кулачками. С того же года на моделях монтировали 45-литровые топливные баки под бензин АИ-93 без сливных пробок вместо 39-литровых бензобаков со сливными пробками.

Карбюраторы типа 2105 с экономайзером принудительного холостого хода (ЭПХХ), который позволяет при торможении двигателем снижать уровень выбросов окиси углерода (пресловутый СО) и снижает расход топлива, монтировали на двигатели до 1985 года. Затем начали установку более простых по конструкции карбюраторов типа 21051, которые до 1987 года оснащали эконостатом. С 1986 года взамен стартера СТ-221 устанавливают стартер типа 35.3708 и дополнительное реле зажигания. Менялась и система охлаждения. Так, с 1988 года на «пятерках» (неформальное имя ВАЗ-2105 и модификаций в шоферской среде) устанавливали радиаторы с алюминиевыми сердцевинами, изготовленными из двух рядов горизонтальных алюминиевых трубок круглого сечения и охлаждающих пластин. На седанах, помимо четырехступенчатых коробок передач, с 1985 года монтировали спроектированные на их основе унифицированные пятиступенчатые типа ВАЗ-2112, а позже — типа ВАЗ-21074. Со свертыванием на АвтоВАЗе производства маломощных 1,2-и 1,3-литровых моделей двигателей в производстве осталась только самая мощная 1,5 л модификация ВАЗ-21053, комплектации которой могут значительно отличаться отделкой салона (от кожзаменителя до велюра) и др. Кроме этого следует заметить, что мелкими сериями по специальным заказам ГИБДД, МВД, ФСБ и других спецслужб выпускаются втомобили ВАЗ 21054, которые дополнительно комплектуются вторым бензобаком и вторым аккумулятором.

ВАЗ-21057(Lada Riva) — модель аналогичная ВАЗ 21053, но с правосторонним расположением рулевой колонки. Соответственно изменено расположение педалей управления и вакуумного усилителя тормозов. Изменен алгоритм движения дворников ветрового стекла. Они двигаются слева направо, что обусловлено ‘зеркальным’ механизмом привода дворников. Эта экспортная модификация с правым рулем и 1,5 л. двигателем выпускалась в 1992-1997 для Великобритании

С 2001 г. была принята новая программа комплектации моделей, для модели ВАЗ 2105 появились два вида исполнения: «стандарт» и «норма».

В целом, заднеприводные «Жигули» второго поколения все еще пользуются устойчивым спросом среди неизбалованной отечественной публики, которая за дешевизну и доступность запчастей готова простить многие огрехи сборки и некачественные комплектующие. Управляемость «классики» на скользких зимних дорогах также давно ниже мировых требований.

Устройство, обслуживание, диагностика и ремонт Нива 21213, 21214

Мультимедийное руководство по устройству, обслуживанию, диагностике и ремонту НИВА 21213 21214 с двигателями 1,7 и 1,7i.

Подробно описаны основные неисправности, их причины и способы устранения. Процесс разборки и ремонта проиллюстрирован и снабжен подробными комментариями.

В приложении приведены инструменты, смазочные материалы и эксплуатационные жидкости, лампы, манжетные уплотнения, подшипники, а так же схемы электрооборудования и моменты затяжки резьбовых соединений.

ВАЗ 2105

ВАЗ 2105

После многих лет карбюраторной жизни «пятерка» в конце концов обзавелась вначале центральным, а затем и распределенным впрыском, что пошло ей только на пользу. От детских хворей отечественные системы управления уже избавились, и в целом современные модификации вазовских моторов показали себя надежнее карбюраторных «ретроградов». Да и в эксплуатации они приятнее — лучше подхватывают с низов, не дергаются сразу после запуска. Навесное оборудование на движке может потребовать неожиданно раннего и внезапного вмешательства. То, что на иномарках ходит сотни тысяч километров, на вазовской «классике» сгорает за десятки. Водяной насос, генератор, стартер (как, впрочем, практически все электрооборудование) и т.д. потребуют «вагон внимания» через год-другой эксплуатации. Причем в самый неожиданный момент.

Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту Lada Kalina (ВАЗ-11183)


2 книги по Lada Kalina

Общие сведения Двигатель Трансмиссия Ходовая часть Рулевое управление Тормозная система Электрооборудование Кузов Покупка запасных частей Поездка на СТО Зимняя эксплуатация автомобиля Подготовка к техосмотру Рекомендации по эксплуатации Неисправности в пути Приложения Схемы электрооборудования

Указываются моменты затяжки и прочие специфические требования.

Руководство по эксплуатации и ремонту автомобилей ВАЗ 2106, Ваз 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099

В каждой из 4-х книг Вас ждут разделы: 1) Описание автомобиля; 2) Эксплуатация; 3) Тех.обслуживание; 4) Уход за автомобилем; 5) Неисправности в пути; 6 )Ходовая часть; 7) Рулевое управление: Тормозная система: 9) Электрооборудование: 10) Кузов; 11) Двигатель: 12) Трансмиссия: 13) Приложения (включая цветную электросхему, с которой очень удобно работать).

Общие сведения Техника безопасности при ремонте Диагностика неисправностей Двигатель Системы охлаждения и зажигания Система питания карбюраторного двигателя Системы питания и управления впрыского двигателя Система выпуска отработавших газов Трансмиссия Сцепление Коробка передач Промежуточный вал Раздаточная коробка Карданная передача Передний мост Приводы передних колёс Задний мост Передняя подвеска Задняя подвеска Рулевое управление Тормозная система Электрооборудование Кузов и оснащение салона Уход за кузовом автомобиля Система отопления и вентиляции Приложения

Что делает помпа на автомобиле

Насос охлаждения монтируется ближе к фронтальной части блока цилиндров, а крутящий момент передаётся ремнём генератора. Элемент решает функцию постоянной подачи охлаждающей жидкости (ОЖ), что значительно повышает эффект отвода тепла от мотора.

Состоит деталь из корпуса, вала с крыльчаткой, герметичного сальника и подшипников. Как правило, корпус и крыльчатка бывают изготовлены из алюминиевого либо магниевого сплава. Что касается крыльчатки, то она изготавливается из пластмассы.

Если иметь в виду конструктивную схему, то помпа ВАЗ классика состоит из двух половинок: одна не содержит никаких подвижных элементов и бывает постоянно закреплена на блоке цилиндров, другая — включает подвижные части, такие как крыльчатка, подшипники.

Подшипники обеспечивают вращение вала. В корпусе имеются специальные каналы для подвода и отвода жидкости. Крыльчатка вращается, возникает центробежная сила, которая отбрасывает ОЖ к наружным стенкам корпуса. Таким образом, создаётся давление, нагнетающее жидкость в специально предусмотренную трубку, расположенную в БЦ (блок цилиндров). Делая большой круг (циркуляцию), жидкость вновь попадает в насос уже через нижний патрубок.


Конструкция помпы в системе охлаждения двигателя

Из-за такой чёткой последовательности и эффекту циркуляции жидкости, обеспечивается охлаждение самых горячих элементов двигателя.

Как и говорилось выше, деталь на классике имеет некоторые особенности. Из-за того что конструктивно насос состоит из двух частей, многие при замене путают переднюю крышку с полноценным насосом. На самом деле, под названием водяной насос подразумевается весь узел в сборе, включающий также патрубки.

Между крышкой и корпусом помпы установлена бывает герметичная прокладка, защищающая от утечек. В процессе замены её тоже следует обновить.

Книга по ремонту автомобиля ваз 21053

Всем привет! может ли кто-нибудь дать ссылку на руководство по ремонту ваз 21053-07 в интернете, я как то раз нашёл, клёвое такое, вобщем вся книжка выложена в инете. потом пришлось форматнуть комп и ссылка не сохранилась

теперь никак не найду.

Да кто хочет полное руководство в цвете на 07 модель могу закинуть на мыло. Правда весом все руководство 7,5М, разобью на 6 писем и все. И еще есть фак по класикам и нивам тоже могу по почте намылить.

Да кто хочет полное руководство в цвете на 07 модель могу закинуть на мыло. Правда весом все руководство 7,5М, разобью на 6 писем и все. И еще есть фак по класикам и нивам тоже могу по почте намылить.

Да кто хочет полное руководство в цвете на 07 модель могу закинуть на мыло. Правда весом все руководство 7,5М, разобью на 6 писем и все. И еще есть фак по класикам и нивам тоже могу по почте намылить.

И если не сложно, то мне тоже.

И еще есть фак по класикам и нивам тоже могу по почте намылить.

А может выложить это дело в общедоступное место? А то и мне бы не помешало

Да кто хочет полное руководство в цвете на 07 модель могу закинуть на мыло. Правда весом все руководство 7,5М, разобью на 6 писем и все. И еще есть фак по класикам и нивам тоже могу по почте намылить.

А может выложить это дело в общедоступное место? А то и мне бы не помешало

У меня такие же файлы по описанию брал их как раз у avb2107

так что выкачивайте пока есть возможность как он прикроет доступ маякуйте что то придумаем.

Да кто хочет полное руководство в цвете на 07 модель могу закинуть на мыло. Правда весом все руководство 7,5М, разобью на 6 писем и все. И еще есть фак по класикам и нивам тоже могу по почте намылить.

Информация по иконкам и возможностям

Вы не можете

Ваз 2105

1 – болты крепления фланца карданного вала к эластичной муфте; 2 – гайки болтов крепления фланца вторичного вала коробки передач к эластичной муфте; 3 – приспособление А.70025; 4 – эластичная муфта; 5 – поперечина задней подвески двигателя

Описание модели

ВАЗ 2105 (Lada Riva, Lada Nova, Lada 1300, Lada Saloon) или «Пятерка», это седан с задним приводом, еще один представитель линейки Жигулей, в народе эта серия называется по-простому — классика. Автомобиль был разработан на базе все той же ВАЗ 2101 в 1979 году и позиционировался как ее замена.

На базе пятерки был создан универсал ВАЗ 2104, а также более комфортабельный и престижный авто ВАЗ 2107.

Выпуск данного автомобиля продолжался непривычно долго, как для современного автопрома, более 30 лет.

Для пятерки был разработан свой 1.3 литровый мотор, отличием которого является то, что двигатель ВАЗ 2105 с ремнем ГРМ. Это единственный мотор с ремнем среди всей классической серии. По сути движок представляет собой копию мотора 21011, где цепь ГРМ заменена на ремень. Детально о двигателе 2105, ремонте и неисправностях, описано в статьях ниже. Приведены его характеристики, требуемое масло, тюнинг, правильное увеличение мощности, расточка цилиндров и прочее.

Также имеется аналогичная информация по другим двигателям ВАЗ 2105 классической серии: 1.5 л. (2103), 1.6 л. (2106) и более редкий 1.2 л. (2101).

Замена масла в КПП (коробке передач) ВАЗ

Менять масло в коробке передач необходимо как минимум каждые 40 тыс. км. Эту работу можно выполнить собственноручно, тем более что не потребуется никаких определенных навыков и специальных инструментов. Нужна лишь эстакада или яма, так как довольно неудобно менять масло в машине, которая стоит на домкратах.

Далее последовательность работ для замены масла в КПП ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107

1) Сливаем старое масло.

Сливать старое масло необходимо «на горячую», тогда оно не такое вязкое и хорошо уходит из коробки передач. Для этого понадобится ванночка или обрезанная вдоль пластиковая канистра объемом около двух литров. С помощью гаечного ключа на 12 нужно открутить сливную пробку, после чего масло начнет стекать в ванночку, которую нужно держать как можно ближе к сливному отверстию. Затем, для ускорения процесса, откручиваем пробку заливной горловины с помощью ключа на 17. В этот момент нужно быть осторожным — напор масла из коробки передач ВАЗ сильно увеличится. Когда масло полностью слито из КПП, необходимо протереть сливную пробку и посадочное место обычной сухой тряпкой или ветошью, после чего хорошо, с усилием закрутить пробку. Ни в коем случае нельзя использовать какие-либо моющие средства или растворители.

2) Заливаем новое масло в КПП.

Чтобы залить новое масло в коробку передач, необходим специальный шприц или насос, но так как они есть не у каждого, можно воспользоваться народным методом. Для этого нужен пластиковый шприц большого объема с толстым выходящим отверстием (учитывайте, что в 4-х ступенчатой КПП 1,3 литра масла, а в 5-ти ступенчатой — 1,5 литра). На его «носик» нужно плотно насадить гибкий шланг или трубку длиной 20-25 см, которые примотать изолентой или скотчем, чтобы избежать протекания. Затем набирать масло из канистры и сливать его в заливную горловину. Периодически нужно проверять уровень масла с помощью подручных средств — крючка из проволоки или же просто пальцем. Нормальный уровень масла соответствует уровню нижней части заправочной горловины. После того как замена масла в коробке передач ВАЗ произведена, точно так же протираем пробку заправочной горловины и закручиваем.

Хочется отметить еще один момент. Если вы купили б/у автомобиль, масло менять в коробке передач нужно незамедлительно — как правило, перед продажей заливают самое дешевое масло, которое плохо предохраняет детали КПП от износа.

Видео инструкция по замене масла в коробке передач ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107

Видео инструкция по замене масла в коробке передач Lada Kalina

Видео инструкция по замене масла в коробке передач ВАЗ 2108, 2109, 21099 https://www.youtube.com/watch?v=otXOW3d5W3o

* Все нами полностью отремонтированные кпп находятся на гарантии

** Гарантия не распространяется на корпус коробки и поломку шестеренок

*** Масло в перебранные коробки покупается отдельно и не входит в стоимость КПП

**** Время замены / ремонта КПП ВАЗ 2 — 2,5 часа

Цены на обмен действительны при условии целого корпуса на вашей КПП

Источники

Устройство КПП

В целом, понятие «переделали» коробку не совсем верно, поскольку устройство КПП ВАЗ-2105 с 4 скоростями практически ничем не отличалось от той же коробки 2101. КПП 2105 – трехвальной компоновки, с постоянным зацеплением шестерен и ручным управлением. Внешне КПП «Копейки» и «Пятерки» можно отличить практически только по маркировке, нанесенной на корпусе коробки.

Схема КПП Ваз-2105 с 4 ступенями представлена ниже, и конструктивно она не отличается от модификаций 2101 и 2106:



1 Нижняя крышка; 40 Игольчатый подшипник переднего конца вторичного вала;
2 Пробка заливного и контрольного отверстия; 41 Упорная шайба пружины синхронизатора;
3 Зубчатое колесо второй передачи промежуточного вала; 42 Зубчатый венец синхронизатора четвертой передачи;
4 Зубчатое колесо третей передачи промежуточного вала; 43 Скользящая муфта синхронизатора третьей и четвертой передач;
5 Промежуточный вал; 44 Ступица скользящей муфты синхронизатора третьей и четвертой передач;
6 Передний подшипник промежуточного вала; 45 Стопорное кольцо синхронизатора;
7 Болт зажимной шайбы; 46 Блокирующее кольцо синхронизатора;
8 Зажимная шайба переднего подшипника промежуточного вала; 47 Пружина синхронизатора;
9 Зубчатое колесо постоянного зацепления промежуточного вала; 48 Зубчатое колесо и зубчатый венец синхронизатора третьей передачи;
10 Шестерня постоянного зацепления первичного вала; 49 Зубчатое колесо и зубчатый венец синхронизатора второй передачи;
11 Пружинная шайба; 50 Вторичный вал;
12 Стопорное кольцо; 51 Зубчатое колесо и зубчатый венец синхронизатора первой передачи;
13 Задний подшипник первичного вала; 52 Втулка зубчатого колеса первой передачи;
14 Сальник первичного вала; 53 Промежуточный подшипник вторичного вала;
15 Передняя крышка коробки передач; 54 Стопорная пластина промежуточного подшипника;
16 Установочное кольцо подшипника; 55 Зубчатое колесо заднего хода вторичного вала;
17 Картер сцепления; 56 Упругая подушка демпфера рычага переключения передач;
18 Первичный вал коробки передач; 57 Резиновая втулка демпфера;
19 Выключатель фонаря заднего хода; 58 Распорная втулка демпфера;
20 Зубчатое колесо заднего хода промежуточного вала; 59 Запорная втулка демпфера;
21 Промежуточное зубчатое колесо заднего хода; 60 Внутренний чехол рычага переключения передач;
22 Вилка включения заднего хода; 61 Сальник заднего подшипника вторичного вала;
23 Оттяжная пружина рычага переключателя передач; 62 Фланец эластичной муфты карданного вала;
24 Болт оттяжной пружины; 63 Гайка;
25 Направляющая чашка рычага переключения передач; 64 Уплотнитель центрирующего кольца;
26 Шаровая опора рычага; 65 Стопорное кольцо центрирующего кольца;
27 Сферическая шайба; 66 Центрирующее кольцо;
28 Пружина; 67 Задний подшипник вторичного вала;
29 Рычаг переключения передач; 68 Пробка сливного отверстия;
30 Вилка включения первой и второй передач; 69 Грязеотражатель;
31 Вилка включения третьей и четвертой передач; 70 Шестерня привода спидометра;
32 Шток вилки включения первой и второй передач; 71 Привод спидометра;
33 Шток вилки включения третьей и четвертой передач; 72 Задняя крышка коробки передач;
34 Блокировочные сухари; 73 Ось промежуточного зубчатого колеса заднего хода;
35 Шток вилки включения заднего хода; 74 Задний подшипник промежуточного вала;
36 Шарик фиксатора штока; 75 Шестерня первой передачи промежуточного вала;
37 Пружина фиксатора; 76 Картер коробки передач;
38 Крышка фиксаторов; 77 Скользящая муфта синхронизатора первой и второй передач.
39 Сапун;

Поскольку коробка от ВАЗ-2105 конструктивно схожа с 2101, то и кинематическая схема КПП – одинаковая. А вот передаточные числа отличаются, на коробках 2105 они составляют:

  • 1-я – 3,67;
  • 2-я – 2,10;
  • 3-я – 1,36;
  • 4-я – 1,00;
  • Задняя – 3,53;

Что касается отличий в устройстве между коробками 2105 и 2101, то сводятся они, в основном, к разным количествам зубьев на различных шестернях. Так, на промежуточном валу КПП используется шестерня 1-й скорости на 14 зубьев (15 – у 2101), при этом угол наклона их – больше. Шестеренка постоянного зацепления этого вала имеет 28 зубьев (29 – у 2101). На первичном валу используется шестеренка на 18 зубьев (19 – у 2101). Из-за таких особенностей, валы с блоками шестерен у тих двух КПП – не взаимозаменяемы, если пытаться устанавливать их по отдельности. Но в случае комплексной замены – первичный вал вместе с промежуточным, и всеми блоками шестерен, то установка вполне возможна. Что касается вторичного вала, то у модификации 2105 он отличается от вала 2101 шестеренкой первой передачи (у нее зубья имеют другой наклон, хотя количество их одинаково, также ее диаметр немного больше).

Основные неисправности КПП ВАЗ 2106

Являясь механическим устройством, тем более подвергающимся постоянным нагрузкам, коробка переключения передач не может не ломаться. И даже если она будет обслуживаться в соответствии с требованиями завода-изготовителя автомобиля, все равно придёт время, когда она «закапризничает».

К основным неисправностям КПП ВАЗ 2106 можно отнести:

  • подтекание масла;
  • шум (хруст, треск, визг) при включении скорости;
  • нехарактерный для работы КПП звук, изменяющийся при выжимании сцепления;
  • усложнённое (тугое) переключение передач;
  • отсутствие фиксации рычага переключения скоростей;
  • самопроизвольное выключение (выбивание) передач.

Рассмотрим эти неисправности в разрезе причин их возникновения.

Подтекание масла

Подтекание смазки в КПП можно определить по следам на земле или защите картера двигателя. Тянуть с устранением этой проблемы нельзя, т. к. недостаточный уровень масла обязательно повлечёт ряд других неисправностей. Причинами подтекания могут быть:

  • повреждение манжет валов;
  • износ самих валов;
  • высокое давление в КПП вследствие засорения сапуна;
  • ослабление затяжки болтов картерных крышек;
  • нарушение целостности уплотнителей;
  • ослабление затяжки пробки для слива масла.

Шум при включении скоростей

Посторонний шум, возникающий при переключении передач, может свидетельствовать о таких неисправностях:

  • неполное выключение сцепления (хруст);
  • недостаточный объём масла в коробке (гул, визг);
  • износ шестерён или деталей синхронизаторов (хруст);
  • деформация колец блокировки (хруст);
  • износ подшипников (гул).

Звук, нехарактерный для работы КПП

Появление звука, нехарактерного для нормальной работы КПП и исчезающего при выжимании сцепления, может быть связано с:

  • низким уровнем смазки в коробке;
  • повреждением шестерён;
  • неисправностью подшипников.

Усложнённое включение передач

Проблемы с переключением передач, не сопровождающиеся посторонними шумами, могут свидетельствовать о таких неисправностях, как:

  • деформация или повреждение вилок переключения скоростей;
  • затруднённый ход штоков вилок;
  • усложнённое движение подвижной муфты соответствующей передачи;
  • заедание в шарнирном соединении переключающего рычага.

Отсутствие фиксации рычага

В случае если рычаг переключения передач после включения скорости занимает предыдущее положение, скорее всего, виновата оттяжная пружина. Она может либо растянуться, либо же сломаться. Возможно также соскальзывание одного из её концов с места крепления.

Выключение (выбивание) скоростей

При не контролированном выключении передач могут иметь место следующие неисправности:

  • повреждена пружина синхронизатора;
  • изношен венец синхронизатора;
  • деформированы блокирующие кольца;
  • повреждены гнёзда штоков.

Таблица: неисправности коробки передач ВАЗ 2106 и методы их устранения

Шум в коробке передач
Шум подшипников Замените дефектные подшипники
Износ зубьев шестерён и синхронизаторов Замените изношенные детали
Недостаточный уровень масла в коробке передач Долейте масло. При необходимости устраните причины утечки масла
Осевое перемещение валов Замените детали, фиксирующие подшипники, или сами подшипники
Затруднённое переключение передач
Заедание сферического шарнира рычага переключения передач Зачистите сопрягающиеся поверхности сферического шарнира
Деформация рычага переключения передач Устраните деформацию или замените рычаг новым
Тугое движение штоков вилок (заусенцы, загрязнение гнёзд штоков, заклинивание блокировочных сухарей) Отремонтируйте или замените изношенные детали
Тугое движение скользящей муфты на ступице при загрязнении шлицев Очистите детали
Деформация вилок переключения передач Выправьте вилки, при необходимости замените их
Самопроизвольное выключение или нечёткое включение передач
Износ шариков и гнёзд штоков, потеря упругости пружин фиксаторов Замените повреждённые детали новыми
Износ блокирующих колец синхронизатора Замените блокирующие кольца
Поломка пружины синхронизатора Замените пружину
Износ зубьев муфты синхронизатора или зубчатого венца синхронизатора Замените муфту или шестерню
Утечка масла
Износ сальников первичного и вторичного валов Замените сальники
Ослабление крепления крышек картера коробки передач, повреждение уплотнительных прокладок Подтяните гайки или замените уплотнительные прокладки
Ослабление крепления картера сцепления к картеру коробки передач Подтяните гайки

Особенности ремонта пятиступенчатой коробки передач ВАЗ 2106

Чтобы облегчить снятие и последующую установку эластичной муфты, плотно обматываем ее скотчем.

Отвернув двумя ключами «на 19» три гайки и удалив три болта, снимаем муфту.

Снимаем фланец эластичной муфты, опору коробки передач, привод спидометра (см. Замена коробки передач).

Отворачиваем оставшиеся гайки крепления задней крышки к картеру коробки передач (см. Ремонт коробки передач).

Отверткой утапливаем шток включения заднего хода и V передачи.

Снимаем заднюю крышку коробки передач.

Ключом «на 10» отворачиваем болт крепления вилки включения I и II передач.

Отверткой включаем II передачу.

Головкой «на 17» отворачиваем болт крепления блока шестерен.

Снимаем болт крепления блока шестерен.

Вынимаем блок шестерен V передачи и заднего хода.

Снимаем дистанционную шайбу.

…извлекаем три пружины и три шарика фиксаторов.

Снимаем втулку шестерни V передачи.

Снимаем шестерню V передачи в сборе с синхронизатором.

Снимаем шток включения V передачи и заднего хода с вилкой.

Снимаем ступицу муфты синхронизатора V передачи.

Дальнейшую разборку коробки передач ведем в порядке, описанном выше.
Сборка V ступени, передачи заднего хода и механизма выбора передач проводится в последовательности, обратной разборке, с учетом следующего. Ось промежуточной шестерни заднего хода крепите до установки валов в картер коробки передач моментом 78 Н.м (8 кгс.м). Перед установкой штока вилки включения пятой передачи и заднего хода в картер наденьте на него дистанционную втулку. Внутреннее кольцо подшипника напрессовывайте на блок шестерен V передачи и заднего хода, а наружное – в гнездо задней крышки. Задний подшипник вторичного вала напрессовывайте на вал для облегчения установки задней крышки. Промежуточную шестерню заднего хода, ведомую шестерню V передачи и ее вилку устанавливайте одновременно. Болт крепления блока шестерен затягивайте моментом 78 Н.м (8 кгс.м).
У пятиступенчатых коробок передач c 1992 г. не устанавливается шайба на вторичном валу и изменена конфигурация вторичного вала и ступицы муфты синхронизатора V передачи. На вторичном валу диаметр под ступицу был 28, стал 25 мм; ширина посадочной части ступицы стала больше и посадочный диаметр уменьшен с 28 до 25 мм.
Указанные детали не взаимозаменяемы с ранее выпускавшимися, поэтому при ремонте коробки передач «старой» конструкции соблюдайте следующие правила:
если меняется шайба, то вторичный вал и ступица ставятся «старой» конструкции;
если взамен вторичного вала или ступицы устанавливаются одноименные детали «новой» конструции, то их надо менять комплектно, то есть при замене ступицы заменяется и вторичный вал и наоборот. В этом случае шайба не устанавливается.

Сопрягаемые детали

Допустимый зазор в сопряжении, мм

Первичный вал – передний конец вторичного вала плюс два ролика подшипника

Читайте также: