Ремонт раздаточной коробки маз

Обновлено: 16.05.2024

Распространённые неисправности раздаточной коробки МАЗ

Раздаточная коробка МАЗ, известная в простонародье как раздатка, выполняет важную функцию распределения крутящего момента от двигателя между ведущими мостами автомобиля. Устанавливается она на средний мост, вместе с межосевым дифференциалом, непосредственно после КПП. Детали раздаточной коробки, аналогично элементам коробки переключения передач, во время эксплуатации постоянно подвергаются повышенным вертикальным нагрузкам.

Можно наглядно описать степень нагрузок. Если, например, передаточное число главной передачи равно 1:3, то это означает, что на зубчатое сцепление раздатки МАЗ приходится треть нагрузки от крутящего момента на одном из колёс, а это большие величины! Описанные выше нагрузки становятся причиной быстрого износа узла и появления различного рода неисправностей. Опишем их основные виды.

Диагностика и обслуживание раздаточной коробки МАЗ

Чаще всего неисправность раздатки проявляется в сильном шуме, скрежете и проблемах с включением переднего моста. Чтобы убедиться в отсутствии шума следует включить передний мост и нейтралку — всё должно быть в пределах нормы.

А мост должен всегда подключаться чётко и с первой попытки. Механик или водитель, обслуживающий грузовой автомобиль МАЗ, обязан внимательно следить за уровнем и чистотой масла. Как правило, используются стандартные трансмиссионные масла с присадками. Необходимую периодичность замены следует уточнить в индивидуальном порядке на техобслуживании.

Практика показывает, что наибольшему износу и, соответственно, быстрому выходу из строя подвержены такие детали, как опорные подшипники и шестерни первичного вала и вала заднего моста. На них действуют постоянные нагрузки, а заменять их стоит исключительно оригинальными запчастями или деталями, приобретенными у официальных дилеров МАЗ.

С другой стороны, самым долговечным и надёжным механизмом считается картер. Полная его замена целесообразна только при серьёзных механических повреждениях, а различные шестерни, валы и подшипники меняются по мере износа.

3.2.1. Техническое обслуживание и регулировка коробки передач и привода

Кулисой коробки передач называют многорычажный механизм узла, который связывает собой рычаг для переключения передач и шток, который подводится к коробке. Расположение кулисы, как правило, производится под дном автотранспорта, там же, где и кардан. Данное размещение способствует тому, что внутрь механизма может попасть грязь, что повлечет за собой ухудшения свойств смазывающих масел и в последствии износа механизма.




Назначение и роль дистанционного механизма переключения передач

Выполняет одну главную функцию — точную передачу движений рычага переключения передач, установленного в кабине, на механизм выбора передач, расположенный в крышке коробки передач. Также на детали, непосредственно связанные с механизмом, возлагаются функции по регулировке хода и положения рычага скоростей в поперечном направлении (то есть, его ход вправо и влево).

Проще говоря, кулиса заменяет собой рычаг, который во многих автомобилях устанавливается непосредственно на крышке коробки и выходит в пол кабины. Рычаг механизма за счет привода повторяет все движения рычага в кабине, обеспечивая перемещение штоков механизма выбора передач и, соответственно, переключение передач.

Механизм переключения передач играет одну из ключевых ролей в управлении коробкой, поэтому очень большое внимание уделяется его надежности и долговечности, и все это достигается простой и эффективной конструкцией.



Регулировка привода коробки передач МАЗ-64227, МАЗ-53322

Привод коробки передач автомобилей МАЗ-64227, МАЗ-53322 в процессе эксплуатации предусматривает следующие регулировки:

  • положения рычага 3 (рис.37) переключения передач в продольном направлении;
  • положения рычага переключения передач в поперечном направлении;
  • блокировочного устройства телескопических элементов продольной тяги.


Для регулировки угла наклона рычага 3 в продольном направлении необходимо ослабить гайки болтов 6 и перемещением тяги 4 в осевом направлении установить угол наклона рычага примерно 85° (см. рис.37) при нейтральном положении в коробке передач.

Регулировка положения рычага в поперечном направлении осуществляется изменением длины поперечной тяги 77, для чего необходимо отсоединить один из наконечников 16 и, отвернув гайки, отрегулировать длину тяги так, чтобы рычаг управления коробкой, находясь в нейтральном положении против включения 6-2-й и 5-1-й передач, имел примерно угол, равный 90° к горизонтальной плоскости кабины (в поперечной плоскости автомобиля).

Регулировку блокировочного устройства привода переключения передач нужно производить следующим образом:

  • поднять кабину;
  • расшплинтовать палец 23 и отсоединить тягу 4 от вилки 22;
  • очистить серьгу 25 и внутреннюю тягу от старой смазки и грязи;
  • задвинуть внутреннюю тягу 5 до «щелчка» блокировочной втулки 21;
  • расконтрить гайку серьги 25;
  • вставив отвертку в шлиц хвостовика 24 внутренней тяги, вывертывать ее до исчезновения углового люфта серьги;
  • удерживая хвостовик 24 от проворачивания, затянуть контргайку;
  • проверить качество регулировки.

При смещении блокировочной втулки 27 в сторону пружины 19 внутренняя тяга должна вытягиваться без заеданий на всю длину, а при задвигании тяги внутрь до упора в пазы блокировочная втулка должна перемещаться четко со «щелчком» до упора втулки в нижний выступ серьги.

При регулировке привода следует соблюдать следующие требования:

  • регулировку производить при поднятой кабине и при неработающем двигателе;
  • не допускать изгиба и погнутости наружной и внутренней подвижных тяг;
  • во избежание поломки подсоединение тяги 4 к вилке 22 производить так, чтобы отверстие в серьге под палец 23 располагалось над продольной осью тяги 4;
  • нейтральное положение коробки передач при поднятой кабине проверять свободным перемещением рычага 18 механизма переключения
  • передач в поперечном направлении (относительно продольной оси автомобиля). Валик 12 при нейтральном положении коробки имеет осевое перемещение, равное 30-35 мм; при этом ощущается сжатие пружины.


Регулировка кулисы МАЗ

Потому, важно регулярно проверять и регулировать кулису коробки передач. Первоначально необходимо ровно выставить и зажать основание рычага, это позволяет избавиться от нечеткости включения передач, которая возникает со временем при эксплуатации транспортного средства.

Данная тяга содержит два специальных наконечника, которые регулируют движение рычага в горизонтальном направлении, иными словами, если, совершая действие включения крайних рядов, рычаг сталкивается с «препятствием», то необходим тягу удлинить. Если же кулиса коробки передач, встречает «препятствие» в момент переключения передачи вперед, то необходимо удлинять все «ружье» полностью. А при «стопорении» кулисы в движении вертикального хода, иными словами вперед-назад, требуется укорачивать длину ружья .

Когда же шатается ручка системы включения и выключения передач вправо-влево и нет чувства фиксации, то в верхней части, корпуса кулисы нужно отпустить контргайку и при используя отвертку, слегка открутить винт , что позволит зафиксировать штоковый момент выбора передач в нейтральном положении. После чего, необходимо проверить возможность рычага двигаться в направлении вперед и назад до полного упора пружины, затем – требуется вывернуть винт до момента пока шток не начнет туго двигаться и щелкать.

Какие могут быть неисправности

Давайте рассмотрим распространенные проблемы с рычагом коробки передач. Одной из частых неисправностей является увеличенный люфт рычага КПП, поскольку проблема заключается в нём. В качестве еще одной неисправности можно назвать сильный износ резины, которая находится на пружине выпускного клапана. Если вовремя не устранить неисправность, то может выйти из строя поршень цилиндра. Для устранения этой поломки следует заменить пружины и клапаны. Стержень следует извлечь, очистить и смазать.

Есть и еще одно слабое место рычага коробки переключения передач автомобилей МАЗ. Когда он находится в нейтральном положении, может появляться утечка воздуха в пневматике. В результате возрастает износ диафрагмы, установленной на редукционном клапане. Следствием является потеря герметичности золотника и уплотнительных колец. В редких случаях может появиться обрыв магистралей, по которым идёт воздух.

Регулировка

Чтобы такого не происходило, нужно периодически делать технический осмотр и заменять изношенные запчасти. Регулярно проверяйте редукционный клапан и подтягивайте соединения. При эксплуатации автомобилей МАЗ нужно постоянно делать регулировку механизма КПП. В этом случае делаются следующие операции.

  • Регулирование рычага в продольном и поперечном направлении.
  • Регулировка блокировочного устройства тяги в продольном направлении.

Как следует выполнять регулировку рычага. В этом случае нужно ослабить соединение и переместить тяги. Угол наклона в осевом направлении нужно выставить на 85 градусов. При этом коробка переключения передач должна находиться на нейтральной скорости. Специалисты технических мастерских говорят, что подобные работы следует проводить лишь при снятии кабины или двигателя.

Ручку переключения КПП следует также подвергнуть профилактике при монтаже и ремонте коробки. Это следует делать, когда снято шасси, слито масло из коробки и ослаблены соединения. Тогда можно получить доступ к тягам управления и отрегулировать их.

3 октября, Рекламная статья

Регулируем рычаг КПП МАЗ

Рычаг КПП МАЗ или рычаг переключения передач МАЗ имеет несложное устройство. Состоит из нескольких простых механизмов. Поэтому как и коробка передач, требует ухода и своевременной регулировки. В данной статье мы расскажем вам о ТО коробки передач, ремонте рычага и его устройстве.

Рычаг КПП МАЗ – рукоятка, винт, ось и другие элементы

Рассмотрим подробно устройство детали. Современный рычаг КПП МАЗ снабжен пластмассовой рукояткой. Данные элемент монтируется на поверхность запчасти специальным винтом. Рычаг переключения передач МАЗ закрепляется в шайбе.

Затем для большей герметичности присоединяется резиновый чехол или защитный колпак. К детали примыкают несколько (обычно две) уплотнителей. Также рычаг переключения передач МАЗ предусматривает и наличие пластины, оси и колпачка.

Некоторые модели комплектуются сферическими подшипниками. Элемент очень прочен, так как изготовлен из крепкого материала. Естественно, рычаг переключения передач МАЗ включает в себя и гайки, винты, болты, втулки.

Более подробно рассмотреть устройство детали вы можете на следующем рисунке.

Рычаг переключения передач МАЗ – изучаем неисправности

«АвтоРесурс» уже писал о том, как ухаживать за коробкой передач современного автомобиля. В данной статье мы более подробно рассмотрим самые распространенные проблемы с рычагом КПП.

Неисправности КПП
На какую деталь обращаем внимание?Причины поломкиРемонт
Рычаг КПП МАЗБольшой люфт рычагаСделайте регулировку блокировочной муфты
Впускной клапанИзнос резины, пружины впускного клапана. Возможен износ поршня цилиндра.Заменить клапаны, пружины. Очистите стержень клапана, смажьте его.

Кроме этого, если рычаг КПП МАЗ в нейтральном положении, может возникнуть утечка воздуха из пневматической системы. К данной проблеме обычно приводит износ диафрагмы клапана редукционного, обрыв воздухопроводов, потеря герметичности таких элементов как колец уплотнительных, золотника.

Для того чтобы рычаг переключения передач МАЗ работал всегда исправно, рекомендуем своевременно заменять изношенные детали новыми запчастями. Также обязательно подтяните соединительные болты. Не забудьте провести проверку редукционного клапана.

Регулируем рычаг КПП МАЗ

В процессе эксплуатации КПП необходимо делать регулировку механизма:

  1. рычаг КПП МАЗ в продольном направлении;
  2. рычаг переключения в поперечном направлении;
  3. блокировочное устройство тяги (продольной).

Рычаг КПП МАЗ регулируется в продольном направлении следующим образом.

Сначала ослабляем гайки болтов, затем перемещаем тяги. Далее необходимо установить в осевом направлении угол наклона в 85 градусов. КПП находится в нейтральном положении. При регулировке привода специалисты рекомендуют не забывать, что работы данного вида проводятся только при снятии и установке кабины,двигателя автомобиля.

Рычаг переключения передач МАЗ также задействован при ремонте и снятии КПП. После того как слито масло из КПП, снята шасси, ослаблены хомуты, отворачивают гайку. Таким образом происходит отсоединение тяги управление от такого элемента как рычаг КПП МАЗ.

Как правило, после этого отворачиваются болты, снимается рама.

Подписывайтесь на наши каналы в соц сетях twitter, facebook, в контакте, google+.

МАЗ 437040, 437041, 437043, 437141, 437143. Руководство — часть 11

4.2.1 Привод выключения сцепления

Привод выключения сцепления показан на рисунке 9. Свободный ход педали сцепления (5 — 7) мм регулируется бол-

В процессе эксплуатации при необходимости допускается подре-

гулирование свободного хода изменением длины штока 7, отвернув контргайку 6.

Для обеспечения выключения сцепления необходимо отрегулиро-

вать полный ход педали, обеспечивающий ход штока пневмогидроу- силителя (ПГУ) Б= (26,5-30,7) мм с помощью болтов 4 и 5.

После замены рычага 8 или пневмогидроусилителя 10 необходи-

мо, чтобы размер между поршнем и торцем цилиндра ПГУ был не менее 32 мм. Этот размер регулируется следующим образом:

— вывести шток из сферического углубления рычага 8. После выд-

вижения штока под действием пружины, минуя рычаг, в крайнее по- ложение, повернуть рычаг 8 против часовой стрелки до выбора всех зазоров. В таком положении плоскость А на рычаге 8 должна нахо- диться между двумя метками на штоке ПГУ (расстояние от плоскости А до конца штока должно быть не менее 50 мм). При невыполнении этого требования необходимо рычаг 8 переставить на шлицах вала сцепления;

— вставить сферическую головку толкателя в гнездо рычага 8,

утопив поршень ПГУ.

При заполнении системы гидропривода сцепления рабочую жид-

кость следует нагнетать в систему гидропривода под избыточным давлением (200—300) кПа через предварительно вывернутый на (1—2) оборота клапан до полного исчезновения пузырьков воздуха в жидкости, выходящей в бачок 3. Допускается заполнение системы производить через бачок 3 под давлением (200—300) кПа при вывер- нутом на (1—2) оборота клапане до тех пор, пока жидкость, выходя- щая через клапан, не будет чистой, без пузырьков воздуха. После заполнения системы клапан затянуть и надеть защитный колпачок. Количество жидкости в бачке довести до уровня на (10—25) мм ниже заливной горловины.

Привод коробки передач МАЗ — как отрегулировать?

При работе с КПП МАЗ 5335 делают регулировку привода для улучшенной фиксации включенной КП. Процесс работы включает в себя несколько этапов. В данной статье мы подробно расскажем о том, как быстро отрегулировать привод коробки передач МАЗ 5335.

Советуем делать ремонт МАЗ только в соответствии с рекомендациями производителя.

Также если вы не уверены в собственных силах, доверьте привод и его регулировку профессионалам.

При каждом техническом обслуживании автомобиля проверяйте ход вилки. Для этого советуем взять рычаг.

Его монтируем в нейтральном расположении.

Включите первую передачу только после замера величины расстояния между поверхности картера маховика и вилкой. При включении заднего хода выполните такие же действия.


Если вы увидели, что величина хода не превышает двенадцати мм, то следует сделать регулировку привода коробки передач МАЗ так:

  • Рычаг переведите на «нейтралку»;
  • Наконечник под номером пять аккуратно отсоедините от серьги, а также от вилок. Обратите внимание на то, что рычаг размещается только в нейтральном, а вилка – в вертикальном расположении;
  • Валик под номером тринадцать застопорите. Для этого необходимо до упора завернуть элемент в соответствующее отверстие. Оно находится на валике;


  • Максимально ослабьте все болты. При помощи наконечника тягу под номером десять регулируем. Обратите внимание: палец шесть должен обязательно помещаться в отверстие вилки под номером восемь, серьги вилок. Два отверстия должны обязательно совмещаться.
  • Серьгу и наконечник соединяем;
  • При регулировке привода коробки передач МАЗ необходимо затянуть все стяжные элементы;
  • Болт под номером 12 отворачиваем на 8 оборотов. В конце законтрите его гайкой;

Регулировка кулисы КПП

Как правило, при возникновении тех или иных проблем с КПП и переключением передач, необходимо начать с регулировки кулисы. Указанная регулировка кулисы является штатной операцией, не требующей особых денежных затрат.

  1. На начальном этапе следует убедиться, что кулиса рабочая, то есть узел может иметь определенную выработку, но при этом должна сохраняться его полная функциональность.
  2. Далее автомобиль следует загнать на яму или поднять на подъемнике, поставить на ручник, под колеса при необходимости подставляются противооткатные упоры.
  3. Теперь можно переходить к чистке кулисы. Двигатель должен быть заглушен. Кулису КПП нужно почистить от грязи, затем смазать кулису подходящей смазкой.
  4. Регулировку кулисы можно провести по задней передаче. Чтобы отрегулировать кулису по задней передаче, сначала на ней нужно ослабить хомут, затем перевести рычаг коробки в положение, когда задняя включается лучше всего. Теперь хомут можно затянуть.

Также кулису регулируют по первой передаче, особенно если нет возможности включить заднюю. Чтобы отрегулировать кулису в этом случае, включается первая передача, ослабляется хомут кулисы. После нужно вращать привод кулисы против часовой стрелки до того момента, пока будет ощутим упор рычага КПП в пластиковый фиксатор задней передачи. Затем хомут можно затягивать.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как проверить уровень масла в коробке автомат. Из этой статьи вы узнаете о том, на что обратить внимание при проверке уровня трансмиссионной жидкости в автоматической коробке.

Добавим, что выше были приведены общие рекомендации касательно регулировки кулисы. На разных авто могут возникать определенные отличия. Чтобы выполнить работу качественно, необходимо заранее изучить мануал для конкретной модели.

Как отрегулировать рычаг МАЗ

Рычаг коробки переключения передач автомобилей МАЗ представляет собой относительно простое устройство. Для его бесперебойной работы главное делать периодическую регулировку и необходимый уход. В

этой небольшой заметке мы поговорим о том, каким должно быть техническое обслуживание КПП МАЗ, какой может потребоваться ремонт, а также об устройстве этого узла. Важное значение в процессе эксплуатации имеет регулировка кулисы МАЗ. Эту операцию можно заказать по указанной ссылке у профессионалов.

Давайте, начнем с деталей, входящих в состав рычага КПП. На современных автомобилях ручка переключения передач имеет ручку из пластика. Этот элемент прикреплен на рычаге с использованием винтового соединения. Для крепежа самого рычага использована шайба.

Чтобы в механизм не попадала пыль и грязь, разработан защитный чехол из резины, а сама деталь ещё защищена двумя уплотнителями. Среди прочих элементов этого узла можно отметить ось, пластину и колпачок. Выпускаются некоторые модификации, которые имеют в своём составе сферические подшипники. Они имеют высокую прочность и износостойкость. Помимо этого, есть ещё вспомогательные элементы. Это различные болты, гайки, втулки и винтовые соединения.

Ремонт раздаточной коробки МАЗ

Специализированные станции техобслуживания «Ремавтоснаб» проводят диагностику и ремонт раздаточной коробки на грузовиках и спецтехнике МАЗ. Сеть СТО расположены в областных и районных городах Беларуси. Сервисные центры работают с грузовыми автомобилями МАЗ любой модели и года выпуска.

Особенности работы раздаточной коробки

Раздаточная коробка принимает на ведущий вал вращательное движение и передает его в виде мощности на распределительную коробку с межосевым дифференциалом.

Виды межосевых дифференциалов:

  • Фрикционная муфта (набор дисков, от плотности сцепления которых, зависят условия вращения);
  • Вязкостная муфта (набор перфорированных дисков в силиконовой массе);
  • Самоблокирующийся дифференциал (момент вращения передается силой трения).

Признаки неисправности раздаточной коробки МАЗ

Срочный ремонт раздаточной коробки понадобится при обнаружении следующих признаков:

  • Появились посторонние шумы, стуки со стороны раздатки.
  • Передачи перестали переключаться или самопроизвольно отключаются. Причиной такой неисправности может стать износ шестерен, муфт, вилки переключения.
  • Заедает механизм переключения передач, механизм блокировки включения.
  • На корпусе раздатки видны следы механического повреждения.
  • Изношены элементы крепежа.

Причины появления неисправностей в раздаточной коробке МАЗ:

  • Износились или сломались зубья шестерней.
  • Износились подшипники.
  • На шлицах появились заусеницы.
  • Погнулись ползуны.
  • Нарушилась герметичность диафрагмы пневматической камеры.
  • Непрочная установка муфт, износ соединений.

Особенности ремонта раздаточной коробки

Ремонт раздатки МАЗ проходит в несколько этапов:

  • Специалисты сливают масло с коробки, проводят демонтаж щитов и отсоединяют основной кардан.
  • Далее мастерам необходимо разъединить карданные валы переднего и промежуточного моста.
  • После отключают электрооборудование: массу, освещение, спидометр.
  • Затем механики отсоединяют необходимые шланги, пневматику, вынимают раздаточную коробку с помощью подъемника с тросами. И приступают к отвинчиванию гаек, перевозки коробки к месту ремонта.

Устранение неполадок – завершающий этап ремонта. В процессе работы специалисты производят замену изношенных деталей (шестерен, муфт), выпрямляют ползуны, устраняют заусеницы на поверхности шлицев, подгоняют детали.

В случае если элементы раздатки не подлежат ремонту, их заменяют новыми деталями.

Преимущества ремонта в СТО «Ремавтоснаб»:

  • Быстрая и точная диагностика. Использование современных компьютерных сканеров для выявления неисправности.
  • Стаж мастеров – более 5 лет.
  • Оригинальные запасные детали МАЗ, применение качественных аналогов с гарантией производителя.
  • Гарантия на выполненные работы.

г. Барановичи

Адрес: ул. Бадака, 27Б

Контакты: +375 (44) 779-43-22 (A1)
8 (0163) 46-65-05 (городской)

г. Брест

Адрес: Тельминский с/с, 1Д/1, 1 км южнее д. Тельмы-2

Контакты: +375 (44) 599-90-75 (A1)
8 (0162) 50-90-95 (городской)

г. Витебск

Адрес: ул. Петруся Бровки, 34

Контакты: +375 (29) 636-25-08 (A1)
8 (0212) 67-60-00 (городской)

г. Гомель

Адрес: ул. Текстильная, 10

Контакты: +375 (29) 653-73-52 (A1)
8 (0232) 25-20-26 (городской)

г. Гродно

Адрес: ул. Карского, 35

Контакты: +375 (44) 770-70-21 (A1)
8 (0152) 600-998 (городской)

г. Мозырь

Адрес: промузел Козенки

Контакты: +375 (44) 731-94-60 (A1)
8 (0236) 22-10-49 (городской)

3.4.2. Ремонт ведущих мостов

Конструкция ведущих мостов позволяет выполнить большинство ремонтных работ без снятия их с автомобиля.
Разборку центральных редукторов среднего и заднего мостов рекомендуется производить с помощью универсального съемника (рис. 59) и комплекта оправок (рис. 60) к нему.

Ремонт центрального редуктора заднего моста.

Для замены сальника ведущей конической шестерни необходимо:
· отсоединить карданный вал;
· отвернуть гайку крепления фланца 9 (см. рис. 55), снять шайбу, уплотнитель и фланец;
· отвернуть болты и снять крышку 13 с сальником;
· заменить сальник, избегая его перекосов и повреждений, заполнив его внутренние полости смазкой литол-24, и собрать узел в обратном порядке.
Сальник запрессовывается в крышку на глубину 6 мм от переднего торца крышки с помощью оправки (рис. 61). Гайку 10 крепления фланца затянуть с приложением момента 45-60кгс.м.
Для снятия редуктора необходимо выполнить следующее:
· слить масло из картера моста (вывернув сливную и заливную пробки);
· отсоединить карданный вал;
· снять крышки 9 (см. рис. 56) колесных передач, вынуть полуоси вместе с ведущими шестернями 4 колесных передач;
· отвернуть гайки шпилек крепления редуктора к картеру моста (за исключением двух верхних). После этого подкатить тележку с подъемником под редуктор и, обеспечив надежную опору редуктора на тележке, отвернуть оставшиеся две верхние гайки, затем с помощью двух демонтажных болтов (во фланце крепления редуктора к картеру моста) снять редуктор.

Разборку редуктора рекомендуется производить на специальном поворотном стенде. При отсутствии стенда можно использовать низкий столик - верстак высотой 500 - 600 мм.
Последовательность разборки редуктора следующая:
· снять ведущую шестерню 5 (см.рис. 55) с подшипниками в сборе;
· снять стопоры и вывернуть гайки 20 подшипников дифференциала, ослабив болты крепления крышек 21;
· снять крышки 21 подшипников дифференциала;
· твернуть гайки болтов крепления чашек дифференциала и с помощью
демонтажных болтов разобрать дифференциал (снять сателлиты, полуосевые шестерни, упорные шайбы);
· снять при необходимости подшипники 22 дифференциала с помощью универсального съемника;
· зажать ведущую шестерню в тисках, губки которых покрыты накладками из мягкого металла, отвернуть гайку и снять фланец 9 ведущей шестерни, крышку 13 с сальником;
· снять корпус 15 с подшипниками;
· снять внутреннее кольцо внутреннего конического подшипника с вала ведущей шестерни с помощью универсального съемника с оправкой б (см.рис. 60);
· при необходимости выпрессовать наружные обоймы подшипников ведущей шестерни из корпуса подшипников с помощью съемника (рис.62) без кольца 6.

После окончательной сборки ведущей шестерни следует собрать дифференциал, для чего:
· запрессовать подшипник на правую чашку дифференциала до упора с помощью оправки (рис.63);
· установить бронзовую шайбу в правую чашку дифференциала, смазав её жидким маслом;
· вставить в расточку правой чашки смазанную жидким маслом полуосевую шестерню. Правильно установленная полуосевая шестерня должна легко вращаться от руки;
· смазать жидким маслом шипы крестовины дифференциала;
· надеть на шипы упорные шайбы втулок сателлитов, сателлиты с втулками и надеть опорные шайбы сателлитов, смазав указанные детали;
· установить крестовину с сателлитами и шайбами в гнезда правой чашки, прижав крестовину к посадочным гнездам чашки, проверить боковой зазор между зубьями шестерен и легкость проворачивания. При вращении рукой одного (любого) или двух сателлитов должны проворачиваться и остальные, а также полуосевая шестерня;
· напрессовать подшипник на левую чашку дифференциала до упора с помощью оправки, показанной на рис. 63, и шестерню 3 (см. рис. 55) на штифты чашки до упора;
· установить опорную шайбу и полуосевую шестерню в левую чашку (аналогично установке их в правую чашку);
· перенести на левую чашку крестовину с сателлитами и шайбами (аналогично правой чашке), проверить боковой зазор;
· придерживая пальцами полуосевую шестерню, через отверстие для полуоси в правой чашке поставить правую чашку на левую, надев её на штифты и совместив номера комплекта чашек дифференциала. Установить болты крепления чашек и стопорные пластины так, чтобы они закрывали штифты, затянуть гайки моментом 21- 26кгс.м, отогнуть пластины на грани гаек;
· вставить шлицевую оправку в одну из полуосевых шестерен и сделать несколько оборотов - шестерни дифференциала должны вращаться легко, без стуков и заеданий от усилий руки.
Общую сборку центрального редуктора следует производить в следующем порядке:
· установить картер редуктора на приспособление таким образом, чтобы отверстие под стакан ведущей шестерни 5 (см. рис. 55) находилось внизу;
· смазать подшипники дифференциала жидкой смазкой, надеть наружные обоймы и установить ранее собранный дифференциал в гнезда подшипников картера;
· установить центрирующие штифты (втулки) в гнезда опор под подшипники, поставить крышки, стопорные пластины и предварительно завернуть болты;
· завернуть гайки 20;
· отрегулировать подшипники дифференциала с предварительным натягом (см. статью «3.4.1. Техническое обслуживание и регулировка ведущих мостов» раздел «Регулировка заднего моста»);
· повернуть картер редуктора таким образом, чтобы можно было установить ведущую шестерню в сборе с подшипниками в картер;
· произвести регулировку зацепления конических шестерен (см. статью «3.4.1. Техническое обслуживание и регулировка ведущих мостов» раздел «Регулировка заднего моста»);
· затянуть болты крышек моментом 25-28кгс.м, застопорив затем пластинами, отгибая их на грани болтов и крышки;
· затянуть полностью все гайки шпилек крепления корпуса подшипников ведущей шестерни к картеру редуктора;
· поставить стопоры 27 гаек 20 подшипников дифференциала и зажать их болтами с пружинными шайбами.
Установку редуктора на задний мост надо производить в последовательности, обратной его снятию.

Ремонт центрального редуктора среднего моста.

Замену сальников вала привода мостов и выходного вала следует выполнять в следующем порядке:
· отсоединить карданные валы;
· отвернуть гайки 18 и 40 (см. рис. 57) и снять фланцы 17 и 39;
· отвернуть болты и снять крышки 15 и 37 с сальниками 16 и 38;
· проверить состояние сальников;
· произвести при необходимости замену сальников с помощью оправки, показанной на рис. 61, заполнив внутренние свободные полости сальников смазкой лигол-24, и собрать узел в обратном порядке. Гайки крепления фланцев 17 и 39 затянуть с приложением момента 45-60кгс.м.
Для снятия редуктора необходимо выполнить следующее:
· слить масло из картера моста и картера редуктора;
· отсоединить карданный вал, шланги и электропровода датчика механизма блокировки межосевого дифференциала;
· снять крышки 9 (см. рис. 56) колесных передач, извлечь полуоси вместе с ведущими шестернями 4;
· отвернуть гайки шпилек крепления редуктора к картеру моста (за исключением двух верхних). После этого подкатить тележку с подъёмником под редуктор и, обеспечив надежную опору редуктора на тележке, отвернуть оставшиеся гайки. Затем с помощью демонтажных болтов во фланце крепления редуктора к картеру моста снять редуктор.
Разборку редуктора рекомендуется производить на специальном стенде.
При отсутствии стенда можно использовать низкий столик - верстак высотой 500-600 мм.
Последовательность разборки редуктора следующая;
· снять механизм 20 (см. рис. 57) блокировки дифференциала;
· отвернуть болты и снять картер 7 в сборе с валом 30 привода мостов и межосевым дифференциалом 29;
· при снятии картер необходимо проворачивать за фланец для обеспечения выхода дифференциала из-за шестерни;
· снять фланец 17, отвернуть болты крепления крышки 15, снять с помощью универсального съемника стакан вместе с подшипником 14 с вала 30 и муфту 19 блокировки дифференциала;
· отвернуть болты крепления чаши межосевого дифференциала 29 и снять чашку с шестерней и подшипник с вала 30;
· снять стопорное кольцо, штифт и отвернуть гайку крепления крестовины 28;
· снять крестовину 28 с вала 30;
· снять с помощью съемника шестерню 25 в сборе с подшипниками 13;
· снять внутреннее кольцо наружного подшипника цилиндрической шестерни с помощью съемника с оправкой 3 (рис. 64) ( при частичной разборке, когда необходимо снять только вал 30 (см. рис. 57) привода мостов в сборе с межосевым дифференциалом 29, отвернуть болты крепления крышки 15 и вынуть вал привода мостов вместе с межосевым дифференциалом. При этом для снятия необходимо поворотом вала 30 выставить лыски на чашках дифференциала так, чтобы чашки не задевали за шестерню 10. Для снятия при необходимости внутреннего кольца цилиндрического подшипника межосевого дифференциала пользуйтесь универсальным съемником);
· отвернуть гайки и снять ведущую шестерню 3 с картером 8 подшипников и цилиндрической шестерней 10 в сборе;
· зажать ведущую коническую шестерню 3 в тисках (губки которых накрыть накладками из мягкого металла), отвернуть гайку 11 и снять шестерню 10;
· снять внутреннее кольцо внутреннего конического подшипника с вала ведущей шестерни 3 с помощью съемника с оправкой б (см. рис. 60);
· при необходимости выпрессовать из картера 8 (см. рис. 57) наружные кольца подшипников 9 с помощью съемника (см. рис. 62);
· снять стопоры 50 (см. рис. 57) и крышки 48 подшипников 47 дифференциала;
· снять дифференциал 43 в сборе;
· отвернуть гайки болтов крепления чашек дифференциала и разобрать дифференциал 43 с помощью демонтажных болтов, снять сателлиты 1, полуосевые шестерни 45, шайбы 46;
· снять при необходимости подшипники 47 дифференциала с помощью съемника;
· отвернуть болты 36 (см. рис. 57) и вынуть вал 32 в сборе с подшипниками 35, отвернуть гайку 40 и разобрать вал;
· при необходимости разобрать механизм 20 блокировки дифференциала.
Разобранные детали редуктора необходимо промыть и тщательно рассмотреть, проверить состояние рабочих поверхностей подшипников, шестерен.
Зубья шестерен не должны иметь сколов, трещин, выкрашивания цементационного слоя, а также сильного износа. При незначительной ступенчатой выработке зубьев ступеньки зачищают; также необходимо зачистить забоины и заусенцы на зубьях шестерен. Износ зубьев конических шестерен по толщине характеризуется величиной бокового зазора при правильно отрегулированном зацеплении (по пятну контакта).
Зазор замеряется индикатором со стороны большего диаметра. При повышенном шуме шестерен центрального редуктора величина бокового зазора 0,8мм может служить основанием для замены конической пары шестерен.
В случае необходимости ведущую и ведомую конические шестерни заменяют комплектно, так как на заводе их подбирают попарно по пятну контакта и боковому зазору. При замене конических шестерен необходимо устанавливать пару шестерен среднего моста. Установка шестерен заднего моста не допускается.
При осмотре деталей дифференциала следует обратить внимание на состояние поверхности шеек крестовины, отверстий и сферических поверхностей сателлигов, опорных поверхностей полуосевых шестерен, бронзовых опорных
шайб и торцевых поверхностей чашек дифференциала. Эти поверхности не должны иметь задиров и больших износов.
В случае значительного износа или ослабления посадки втулки сателлита её необходимо заменить. Обработку новой втулки нужно производить после запрессовки ее в сателлит до диаметра 32+0,05мм.
При значительном износе бронзовых опорных шайб полуосевых шестерен и сателлитов шайбы подлежат замене. Толщина новых бронзовых шайб 1,5мм.
Перед сборкой посадочные и сопрягаемые поверхности деталей редуктора необходимо смазать рабочим маслом, уплотнительные прокладки рекомендуется смазать пластичной смазкой, уплотнительной пастой или нитрокраской, а рабочие кромки сальников - смазкой литол-24. Подшипники необходимо промыть в керосине, после чего смазать рабочим маслом. Последовательность сборки редуктора обратная разборке.
Регулировка натяга подшипников ведущей конической шестерни 3 (см.рис.57), дифференциала 43 и выходного вала 2, а также регулировка конических шестерен описана выше (см. статью «3.4.1. Техническое обслуживание и регулировка ведущих мостов» раздел «Регулировка заднего моста»).

Номинальные и допустимые без ремонта размеры деталей заднего и среднего мостов приведены в табл. 9.

Ремонт колесной передачи и ступицы задних колес

Разборку колесной передачи и снятие ступицы задних колес нужно производить в такой последовательности:
· ослабить гайки крепления заднего колеса;
· установить домкрат под одну сторону балки заднего моста и приподнять ступицу с колесами. Подставить подставку и убрать домкрат;
· отвернуть гайки крепления задних колес, снять прижимы, наружное колесо, распорное кольцо и внутреннее колесо, предварительно отсоединив кронштейн крепления удлинителя вентиля;
· слить масло из колесной передачи, вывернув пробку, и снять крышку 9
(см. рис.56);
· отвернуть болты крепления и снять водило 12 колесной передачи в сборе с сателлитами;
· вынуть полуось 6 вместе с ведущей шестерней колесной передачи;
· вынуть поочередно оси 10 сателлитов, поддерживая сателлиты с подшипниками;
· вынуть сателлиты 14 с подшипниками и опорными шайбами из водила;
· отвернуть специальным ключом контргайку 2 подшипников ступицы 16 ведомой шестерни, снять стопорную шайбу 1, отвернуть гайку 33 подшипников и снять ступицу 16 вместе с ведомой шестерней 15 и внутренней обоймой подшипника 18;
· поддерживая за кольцо подшипника 18 ступицу 17, снять её с тормозными барабаном 29 и диском в сборе.
Если необходимо заменить сальник и подшипник ступицы, то выполнить следующее:
· снять маслоуловитель 25 и крышку 27 сальника, отвернув болты крепления;
· извлечь сальник из крышки и с помощью специальной оправки запрессовать новые сальники в крышку, избегая их повреждения и перекоса;
· снять внутренние кольца наружных подшипников ступицы съемником (см.рис.60);
· выпрессовать наружные кольца наружного и внутреннего подшипника ступицы с помощью съемника, показанного на рис.65.
При обнаружении течи по уплотнению кольца 32 (см.рис.56) или ослабления болтов крепления ступицы необходимо отвернуть болты, при необходимости заменить кольцо и затянуть болты с последующим их стопорением пластинами.
Детали колесной передачи и ступицу промывают и тщательно осматривают.
На поверхности зубьев шестерён не допускается выкрашивание цементационного слоя. При наличии трещин и обломов зубьев шестерни подлежат замене.
Установку ступицы и сборку колесной передачи производят в последовательности, обратной разборке.
После установки ступицы натяг подшипников необходимо отрегулировать следующим образом:
· проворачивая ступицу, затянуть гайку 33 с приложением момента 40-50кгс.м, затем отвернуть её на 60-75 и проверить ступицу на вращение. Она должна вращаться свободно, но без люфта;
· после регулировки установить шайбу 1 (см. рис. 56), если штифт гайки не совпадает с отверстием шайбы, отвернуть гайку до совпадения близлежащего отверстия шайбы;
· затянуть контргайку 2 с приложением момента 40-50кгс.м.
Полуоси среднего моста устанавливают так, чтобы короткая полуось находилась с правой стороны по ходу автомобиля.

Функции, составные части и частые неисправности среднего моста МАЗ

Средний мост МАЗ является сложным механизмом, установка которого производится только на крупногабаритные трёхосные автомобили. Его основная задача — это снижение нагрузки на заднюю ось. На него устанавливаются межосевой дифференциал и раздаточная коробка, которые распределяют крутящий момент на ведущий мост.

Конструкционные особенности среднего моста МАЗ

Стандартная конструкция грузового автомобиля МАЗ предполагает расположение среднего моста как можно ближе к задней оси, что даёт возможность лучшим образом распределить вертикальные нагрузки и усилия тяги для колёсных формул типа 6×4 и 6×6. В состав средней оси входит: балка, полуось и редуктор. Принципиально механизм среднего моста для МАЗ сравним с другими осями. Разница состоит лишь в том, что на переднюю ось возлагается больше функций: тяга и управление.

Ещё одним принципиальным отличием является обустройство среднего моста межосевым дифференциалом МАЗ. Он предназначен для распределения тяговых усилий между осями, а встроенный блокиратор облегчает езду по бездорожью. Все узлы и механизмы, устанавливаемые на грузовые автомобили Минского автомобильно завода, отличаются надёжностью и долговечностью. Высокие рабочие характеристики рассматриваемого узла может гарантировать своевременное прохождение техобслуживания.

Часто встречающиеся неисправности и проблемные детали

К числу «слабых» и «проблемных» деталей в конструкции среднего моста многие эксперты относят фланец редуктора и различные сальники (ступиц, валов и приводов). Неисправность первого чаще всего вызывается приходом в неисправность подвесного подшипника, из-за которого возникает биение карданного вала. Отсюда — деформация и поломка фланцев редуктора. А изношенные или повреждённые сальники становятся причиной утечки масла. Негативные последствия данного процесса вполне очевидны.

Причиной капитального ремонта среднего моста МАЗ чаще всего становятся: вышедшие из строя подшипники, сломанные или сильно изношенные зубья шестерен, поврежденные шейки крестовин и шлицев. Дабы гарантировать эффективную работу среднего моста и уберечь автомобиль от поломок стоит во время проведения технического обслуживания использовать оригинальные комплектующие или запчасти, выполненные по лицензии Минского автомобильного завода. Экономия на запасных частях всегда в итоге приводит к переплатам!

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт


Автомобили ГАЗ


Автомобили ЗИЛ


Автомобили КАМАЗ


Автомобили МАЗ


Автомобили КРАЗ


Автомобили УРАЛ

Работы по ремонту раздаточной коробки Краз

Описание раздаточной коробки (раздатки) автомобилей КрАЗ-256 и КрАЗ-256Б, которая отличается от раздаточной коробки остальных автомобилей КрАЗ наличием коробки отбора мощности.

Рекомендуется следующий порядок разборки раздаточной коробки (раздатки) автомобилей Краз-256:


Рис.15. Раздаточная коробка автомобиля Краз-256

1— шестерня низшей передачи ведущего вала; 2—шестерня отбора мощности; 3 - шестерня высшей передачи ведущего вала; 4 -- ведущий вал; 5, 41,45, 57 и 76 — шпонки; 6, 20, 38, 40, 49, 59, 69 и 72 — подшипники; 7 — крышка переднего картера; 8, 16, 22, 35, 47, 53 и 70—прокладки; 9 — пробка пружины шарика; 10 — пружина; 11 - шарик-фиксатор; 12—шток; 13 — вилка, 14 и 55 — фланцы; 15 — крышка переднего подшипника ведущего вала; ;7, 33, 51 и 83 — сальники; 18, 39, 61, 64, 73, 77 и 84 — опорные шайбы; 19, 37, 50 и 60 — cтопорные кольца; 21 — картер передний; 23 — шестерня низшей передачи промежуточного вала; 24 — синхронизатор; 25 — шлицевая втулка синхронизатора; 26 шестерня высшей передачи промежуточного вала; 27 — втулка промежуточного вала передняя; 28—шайба; 29 — штуцер привода спидометра; 30 — регулировочная прокладка; 67 — ведомая шестерня привода спидометра; 32 — крышка сальника; 34 — крышка переднего подшипника промежуточного вала; 36 — ведущая шестерня привода спидометра: 42 - вал привода среднего моста; 43 — шестерня вала привода среднего моста; 44 — передняя распорная втулка промежуточного вала; 45— рычаг вилки включения муфты блокировки дифференциала; 48 — задний картер; 52 — кольцо войлочное уплотнительное; 54 — крышка; 56—промежуточный вал; 58 — задняя втулка промежуточного вала; 62 — шестерня вала привода среднего моста промежуточного вала, 63 — сателлит; 65 — обойма дифференциала; 66 — пружина; 67 — шарик-фиксатор; 66--валик вилки муфты блокировки дифференциала; 71 — крышка заднего подшипника промежуточного вала; 74 — вал привода заднего моста; 75 — крестовина дифференциала; 76— шестерня привода заднего моста промежуточного вала; 79 — шестерня вала привода заднего моста; 80 — шлицевая втулка муфты блокировки дифференциала; 81 — муфта блокировки дифференциала; 82 — крышка; 83 — штифт; 86 — вилка муфты блокировки дифференциала; 87— крышка заднего картера


Отсоединить скользящую вилку основного промежуточного вала от фланца раздаточной коробки Краз-256, отвернуть гайку фланца крепления карданного вала к раздаточной коробке, снять фланец 14 (рис. 15) и шайбу фланца.

Снять фланцы 55 карданов привода среднего и заднего мостов.

Вывернуть штуцер 29 привода спидометра, вынуть регулировочные прокладки 30 и ведомую шестерню 31 привода спидометра.

Снять кронштейн вала промежуточных рычагов ручного тормоза.

Снять крышку 15 переднего подшипника ведущего вала раздатки Краз-256 вместе с подушкой, крышки 34 и 71 переднего и заднего подшипников промежуточного вала и крышки 54 валов привода среднего и заднего мостов.

Отвернуть гайки подшипников 38 и 69 промежуточного вала раздаточной коробки, снять шайбы и шестерню 36 привода спидометра.

Снять стопорные кольца 50 задних подшипников валов привода среднего и заднего мостов Краз-256 и выпрессовать подшипники.

Вывернуть болты крепления крышки заднего картера 48 (см. рис.15) и отжимными болтами отделить крышку 87 (задний картер раздаточной коробки (раздатки) КРАЗ раскомплектовывать с крышкой запрещается).

В качестве отжимных болтов можно использовать два болта крепления крышки.

Вынуть вал привода среднего моста и вал привода заднего моста Краз-256. Осторожно, чтобы не потерять шарики-фиксаторы, снять муфту 81 блокировки дифференциала.

Вынуть шарики-фиксаторы и проволочным крючком извлечь пружины 66 шариков.

Спрессовать дифференциал, опорной шайбой 77 и шлицевой втулкой 80 муфты механизма блокировки дифференциала.

Извлечь шпонки 57 из пазов промежуточного вала, снять опорную шайбу 73, шестерню 62 привода среднего моста и опорную шайбу 61.

Снять крышку 7 переднего картера (или коробку отбора мощности, установленную на этом месте в раздаточной коробке автомобилей КрАЗ-256 и КрАЗ-256Б).

Снять стопорное кольцо 19 переднего подшипника ведущего вала и выпрессовать передний подшипник 20 ведущего вала.

Подвинуть ведущий вал вперед, а затем вынуть его.

Сиять стопорное кольцо 37 переднего подшипника промежуточного вала раздатки Краз-256 и этим же съемником выпрессовать подшипник 38, снять опорную шайбу 39 и переднюю шайбу шестерни низшей передачи.

Вывернуть болты крепления заднего картера, снять накладку и при помощи ломика отъединить задний картер 48.

Вынуть промежуточный вал раздаточной коробки Краз-256, синхронизатор, шестерню низшей передачи и заднюю шайбу шестерни низшей передачи.

При необходимости извлечении колец подшипников, оставшихся в картерах, вынуть замочные кольца и выбить крышки подшипников выколоткой изнутри картеров, после чего извлечь кольца подшипников.

Для разборки дифференциала раздатки Краз-256 вывернуть установочные винты обоймы и, поворачивая ее, снять с крестовины, снять шайбы 64 и сателлиты 63.

При необходимости спрессовать шестерни с ведущего вала, для чего:

Спрессовать шестерню низшей передачи;

надеть на шестерню отбора мощности Краз-256 стяжное кольцоналожить на нее два полукольца так, чтобы внутренние бурты полуколец захватили шестерню стянуть полукольца кольцом и, захватив съемником за наружные бурты полуколец, спрессовать шестерню отбора мощности.

Шестерню высшей передачи спрессовывают на прессе.

Спрессовать шлицевую втулку 25 (см. рис.15) синхронизатора с промежуточного вала, для чего: наложить на втулку полукольца так, чтобы внутренние бурты полуколец вошли между втулкой и торцом ступицы шестерни высшей передачи; надеть на полукольца стяжное кольцо и, спрессовать втулку.

Снять шлицевую втулку синхронизатора и удалив шпонки 57, снять шестерню 26 высшей передачи с втулками в сборе и заднюю шайбу.

Разобрать и снять приводные механизмы блокировки дифференциала и включения раздатки Краз-256 ,для чего:

- расшплинтовать стопорные винты вилки включения механизма блокировки дифференциала и вынуть валик 68 вилки 86 с рычагом 45;

- снять крышки 82 и 32, сальники и 33 валика вилки блокировки дифференциала и штока вилки включения раздаточной коробки;

- вывернуть пробку 9 шарика-фиксатора 11 вилки включения, проволочным крючком извлечь пружину и вынуть шарик-фиксатор;

- вывернуть установочный болт вилки включения раздаточной коробки Краз-256, вынуть из картера шток 12 и вилку 13;

Износ буртов втулок шестерен низшей и высшей передач промежуточного вала КрАЗ-256 при запрессованных в шестерню втулках допускается соответственно до 68,5 мм и до 123,5 мм.

Уменьшение длины внутреннего зуба шестерен высшей и низшей передач допускается до размера 7,5 мм.

Износ буртов втулок шестерен привода среднего и заднего мостов промежуточного вала раздатки Краз-256 (при запрессованных в шестерню втулках) допускается соответственно до 87,5 мм и 90,5 мм.

Уменьшение длины зуба с торца включения механизма блокировки дифференциала допускается до 9,5 мм.

Втулки 44 и 58 промежуточного вала заменяют новыми привыкрашивании цементационного слоя на наружной поверхности и при износе до наружного диаметра: передней втулки — 73,77 мм; задней втулки — 63,77 мм.

Допускается увеличение впадины муфты блокировки дифференциала по ширине (S) до 7,2 мм на высоте (Л), равной 2 мм и уменьшение длины зуба со стороны торца включения до 35 мм. Увеличение ширины кольцевой канавки допускается до 12,4 мм.

Уменьшение толщины (S) наружных зубьев шлицевой втулки муфты блокировки дифференциала Краз-256 допускается до 6,15 мм на высоте h =1,72 мм, а увеличение ширины впадины внутренних шлицев — до 9,2 мм.

Уменьшение штифта вилки включения муфты блокировки дифференциала Краз-256 по ширине допускается до 11,3 мм, а по диаметру хвостовика — до 19,9 мм.

Оси отверстий вилки муфты блокировки дифференциала должны лежать в одной плоскости.

Допускаемое отклонение — 0,2 мм на длине 100 мм. При большем отклонении вилку правят.

Увеличение диаметра отверстий под штифты допускается до 10,1 мм.

Допускается износ зубьев ведомой шестерни привода спидометра без заострения их вершин. Износ посадочной шейки под втулку допускается до диаметра 7,9 мм, а посадочной шейки под штуцер — до 9,86 мм.

Сборка раздаточной коробки (раздатки) Краз-256

Все сопрягаемые поверхности деталей перед сборкой смазать веретенным маслом.

Рабочие кромки сальников перед установкой смазать солидолом, а подшипники промыть в бензине.

Порядок сборки раздаточной коробки Краз-256 следующий (см. рис. 15):

Собрать передний 21 и задний 48 картеры, для чего:

- запрессовать в картеры наружные кольца подшипников 6, 40 и 72 ведущего вала и валов привода среднего и заднего мостов, установить на пасте «герметик» крышки этих подшипников, застопорить их стопорными кольцами и легкими ударами молотка выпрямить крышки (эту работу выполняют в случае снятия наружных колец указанных подшипников);

- завернуть пробки маслосливных и маслозаливных отверстий;

- запрессовать в картер 48 наружное кольцо среднего подшипника 59 промежуточного вала вместе со стопорным кольцом 60.

Собрать промежуточный вал раздаточной коробки Краз-256, для чего:

- напрессовать внутреннюю обойму среднего подшипника 59 установить на вал со стороны переднего картера шайбу 28 фаской к бурту, шестерню 26 высшей передачи и вторую шайбу 28 фаской наружу;

- запрессовать в пазы вала со стороны переднего картера две шпонки 57 и напрессовать на них шлицевую втулку 25 синхронизатора до упора;

- проверить легкость вращения шестерни высшей передачи, она должна свободно вращаться от руки без заеданий и прихватываний, осевой люфт шестерни должен быть в пре­делах 0,3—0,5 мм;

- напрессовать на вал до упора стальную втулку шестерни низшей передачи.

При установке на вал шестерни высшей передачи обязательно смазать внутреннюю поверхность втулки и вал веретенным маслом.

Смазать пастой «герметик» плоскости соединения переднего и заднего картеров раздатки Краз-256, установить предварительно собранный промежуточный вал 56 задний картер 48, наложить на плоскость разъема картера прокладку 8 и, совместив отверстия в прокладке и картере, надеть на вал 56 передний картер 21, одновременно установив синхронизатор 24, шайбу фаской к синхронизатору и шестерню 23 низшей передачи.

Предварительно внутреннюю поверхность втулки и вал смазать веретенным маслом.

Синхронизатор и шлицевую втулку рекомендуется устанавливать из одного комплекта.

Допускаемое продольное перемещение каретки синхронизатора — 3—5 мм, а радиальный зазор каретки на втулке не должен превышать 0,2 мм.

Скрепить картеры болтами, зашплинтовав их попарно проволокой.

Установить на передний конец промежуточного вала раздаточной коробки Краз-256 вторую шайбу шестерни низшей передачи фаской наружу, опорную шайбу 39 и напрессовать до упора передний подшипник 38 в сборе со стопорным кольцом.

Напрессовать на вал ведущую шестерню 36 привода спидометра, установить шайбу, затянуть и зашплинтовать гайку.

Промежуточный вал раздатки Краз-256 должен свободно вращаться в подшипниках.

Шестерня низшей передачи не должна иметь осевой люфт более 0,5 мм, ее вращение на валу должно быть свободным, без заеданий.

Установить в паз синхронизатора вилку 13, вставить в отверстие картера и вилки шток 12, закрепить вилку на штоке стопорным болтом и зашплинтовать его проволокой.

Люфт вилки не допускается. Установить шарик-фиксатор 11, пружину 10 и завернуть пробку 9. Поставить на место сальник 33 и крышку 32.

Собрать ведущий вал раздатки Краз-256, для чего:

- установить в его паз шпонку 5, напрессовать поочередно шестерни 3, 2 и 1 высшей передачи, отбора мощности и низшей передачи;

- напрессовать подшипник 6.

При этом шестерни высшей передачи и отбора мощности Краз-256 удлиненными частями ступиц должны быть направлены друг к другу, а удлиненная часть ступицы шестерни низшей передачи должна быть направлена в сторону шестерни отбора мощности.

Собранный ведущий вал установить в картер и напрессовать на вал (с одновременной запрессовкой в гнездо картера) подшипник 20 со стопорным кольцом 19.

Надеть на ведущий вал опорную шайбу 18 (фаской от подшипника), установить на картер прокладку 16 и крышку 15 переднего подшипника в сборе с сальником и завернуть болты.

Установить в углубление промежуточного вала раздаточной коробки Краз-256 стопорный шарик (на солидоле) и опорную шайбу 61 (пазом в шарик).

Установить на вал шестерню 62 привода среднего моста, предварительно смазав вал и внутренние поверхности втулок веретенным маслом.

Шестерня должна свободно вращаться на валу.

Установить на промежуточный вал раздатки Краз-256 опорную шайбу 73 и запрессовать шпонки 57 крестовины дифференциала.

Напрессовать дифференциал до упора в опорную шайбу 73, при этом все сателлиты должны войти в зацепление с шестерней 62.

Надеть на вал опорную шайбу 77 шестерни привода заднего моста и напрессовать заднюю втулку 58.

Установить шестерню 78 привода заднего моста, предварительно смазав вал и внутренние поверхности втулок шестерни веретенным маслом и напрессовать втулку 80 муфты блокировки дифференциала.

Проверить вращение шестерни.

Вложить в отверстия втулки 80 пружину 66, совместить шлицы под фиксатор на муфте и втулке, надеть муфту 81 на вал до пружин, вложить шарики-фиксаторы 67 и задвинуть муфту до конца.

Паз для вилки должен быть обращен к заднему концу вала. Напрессовать на вал внутреннее кольцо подшипника 69.

Запрессовать в заднюю крышку 87 картера, заподлицо с торцом, наружное кольцо подшипника 69.

Установить в крышку сальник 83 вала вилки, надеть на вал 68 крышку 82 сальника, вставить вал в крышку и вилку.

Застопорить вилку 86 болтами и зашплинтовать их. Вставить в вилку штифты 85. Закрепить крышку сальника. Люфт вилки на валу не допускается.

Напрессовать на валы 42 и 74 привода среднего и заднего мостов Краз-256 внутренние кольца подшипников 40 и 72, вставить шпонки 41 и 76 и напрессовать шестерни 43 и 79.

Установить в задний картер 48 вал 42 привода среднего моста с поворотом, и надеть на вал распорную втулку 44; установить вал 74 привода заднего моста и надеть на вал опорную шайбу 84 фаской к крышке.

Смазать прокладку 47 крышки заднего картера пастой «герметик» и наложить ее на картер, совместив отверстия.

Установить крышку 87 заднего картера на штифты (предварительно завести штифты вилки 86 в паз муфты 81) и закрепить ее болтами с пружинными шайбами.

Установить на задний конец промежуточного вала раздатки Краз-256 шайбу, затянуть и зашплинтовать гайку.

Установить стопорные кольца 50 в пазы подшипников 49 и напрессовать подшипники на валы 42 и 74 привода мостов До упора стопорных колец в крышку.

Проверить вращение валов. Они должны вращаться от руки, без заеданий. Муфта блокировки дифференциала Краз-256 должна свободно входить в зубья шестерни.

Уложить прокладки 53 на фланцы крышек 54 валов привода мостов, установить и закрепить крышки болтами. Рабочую кромку сальника крышки перед установкой смазать солидолом.

Установить и закрепить крышку 71 болтами.

Установить на валы раздаточной коробки Краз-256 фланцы 55 и шайбы, завернуть и зашплинтовать гайки.

Уложить прокладку 35 и установить крышку 34 переднего подшипника промежуточного вала. Закрепить крышку болтами с пружинными шайбами.

Уложить прокладку 22 и установить на штифты коробку отбора мощности в сборе или крышку 7, закрепив ее болтами с пружинными шайбами.

Надеть на крышку переднего подшипника раздатки Краз-256 подушку переднего кронштейна, установить фланец 14, затянуть и зашплинтовать гайку его крепления.

Установить кронштейны наружной колодки ручного тормоза и вала промежуточных рычагов, закрепить их болтами.

Читайте также: