Схема охлаждения акпп тойота камри

Обновлено: 04.05.2024

Toyota Camry Grayberry › Бортжурнал › Установка дополнительного радиатора АКПП Aisin U660E

Всем привет!
Всем мы знаем, что в нижней части нашего основного радиатора ДВС имеется так же теплообменник-отдельная секция для масла АКПП. Цель теплообменника поддерживать трансмиссионную жидкость в заданном диапазоне температур.
В режиме спокойной трассы, едущего города его вполне хвататет, в случае же с долгими городскими пробками в жару или желанием водителя пролететь участок трассы с частыми обгонам в отсечку, мы получаем температуру масла за пределами, в которых фрикицоны, да и остальные составляющие АКПП могут работать с мнимальными нагрузками.
Всё чаще встречаю статьи, что людям ставят доп.радиаторы АКПП, например, уже после ремонта коробки, сама Toyota агрегатирует коробку u660e на отдельных моделях Lexus, es350 например, выносным радиатором для трансмиссии.
К чему всё это я, да к тому, что тоже решил поставить выносной доп.радиатор, единственным условием его установки для себя видел его внедрение в контур теплообменника последдовательно в обратку, т.е. что бы масло, пройдя темблообменник попадало в выносной радиатор, а уже только потом в АКПП.
Схема с термостатом меня пока что отпугивает, тем более в моем случае основной теплообменник всё равно включен в работу и греет масло перед выносным радиатором.

При выборе внешнего радиатора изначально выбор пал на установочный комплект радиатора Hyden:

Позже почитав отзывы людей об установочном комплекте Hyden, узнал, что шланги из комплекта через год трескаются, у пары человек потек сам радиатор, поэтому откинул эту идею.
Позже на драйве увидел много постов об установке в качестве доп.радиатора АКПП маслянного радиатора от УАЗ ПАТРИОТ:

Сначала мне он не понравился своим малым оребрением, но потом поймал себя на мысли, что излишнего охлаждения мне тоже не надо, поэтому для себя в итоге отметил это плюсом.
После заказа радиатора в магазинах города купил еще необходимые для монтажа комплектующие:
— 4 винтовых хомута 10-16мм
— 1.5 метра бензомаслостойкого шланга Gates 10мм
— 4 литра трасмиссионой жидкости Idemitsu TSL-LV для попутной частичной замены
— штуцер соеденительный для шланга 10мм купил в сантехнике :))
В итоге получилось следующее:

Система охлаждения АКПП и установка дополнительного универсального радиатора

Радиатор АКПП служит для охлаждения постоянно движущихся и трущихся механизмов коробки. Без него невозможно представить нормальную работу коробки передач. Так как трансмиссионная жидкость разогревается в АКПП до 80 градусов, а летнее время температура поднимается еще выше. Поэтому не всегда хватает наличия одного стандартного радиатора в АКПП.

Дополнительный радиатор

Нормальная рабочая температура АКПП

В технических документах к любой коробке передач сказано, что нормальной рабочей температурой трансмиссии считается диапазон от 60 до 90 градусов по Цельсию. Достигается он за счет установленной системы охлаждения в АКПП. Если бы не было аппарата охлаждения, то температура во время работы коробки автомат не опускалась бы ниже 100 градусов.

Установлен дополнительный радиатор на коробку

Хоть ATF стали полностью синтетическими, но при сильном разогреве они не могут сохранять свои смазочные свойства в течение длительного времени.

Схема охлаждения автоматической коробки

Схема системы охлаждения любого АКПП следующая:

  • насос. Этот агрегат создает давление в системе и перекачивает масло от движущихся частей коробки в специальный бункер;
  • маслоприемник. Это и есть тот самый бункер. Состоит из прямоугольного тела с патрубками по обоим сторонам. Он обычно располагается внутри радиатора или внизу поддона. Благодаря такому местоположению жидкость эффективно охлаждается;
  • фильтр. Обычно изготавливается из металлической сетки, реже из синтетического материала. Служит для очистки жидкости от частичек износа движущихся механизмов.

Так, как охлаждается коробка автомат за счет пассивного охлаждения через радиатор автомобиля, то опытные автовладельцы советуют устанавливать дополнительные устройства охлаждения. Об остальных причинах установки дополнительного радиатора АКПП в следующем блоке.

Причины для установки дополнительного радиатора АКПП

Причинами для сооружения дополнительного агрегата охлаждения АКПП служат следующие признаки:

  • масло в АКПП перегревается и теряет свои свойства;
  • фрикционы бывают мягкими и твердыми. Мягкие детали от перегрева размягчаются. Мягкие фрикционные диски уже не могут нормально взаимодействовать с планетарными шестернями. В результате передачи скоростей перескакивают или, наоборот, пропадают. А также мягкие фрикционы от перегрева быстро разрушаются;
  • часто выходят из строя соленоиды. Это тоже является одной из причин воздействия высокой температуры. Если в прошлые годы соленоиды изготавливались полностью из металла, то теперь добавляют примеси пластика. Поэтому соленоиды стали часто гореть;
  • горит проводка. Из-за высокой температуры плавятся провода.

Если охлаждение АКПП слабое, то вышеперечисленные причины могут быть только началом разрушения коробки передач. Поэтому установка дополнительного радиатора на АКПП необходимо, если автовладелец не желает менять коробку передач ежемесячно.

Старые автоматы и отдельный радиатор охлаждения

Старые автомобильные коробки передач намного выносливее нынешних. Также на старых АКПП устанавливались масляные радиаторы охлаждения АКПП отдельно от системы охлаждения двигателя. Он обдувался вентилятором от радиатора для мотора. Поэтому охлаждение было лучше и АКПП могли пройти без перегрева более сотни тысяч километров.

На данный момент ситуация изменилась. Автомобилям, которые работают в тяжелых условиях, требуется установка дополнительного радиатора.

Радиатор охлаждения встроенный в основной радиатор

Продаются специальные встроенные аппараты охлаждения. Они состоят из самого устройства для охлаждения и трубки, которая омывается антифризом или другой охлаждающей жидкостью от системы охлаждения двигателя. Эта трубка имеет внутри перегородку, которая не дает охлаждающей жидкости для двигателя и маслу смешиваться.

Такие устройства вполне подходят для ДВС до 3-х литров. Однако если объем двигателя превышает эту цифру, то мотор является высокотемпературным. А это значит, что он может чувствовать себя нормально при 105 градусах. Для АКПП такая температура не рекомендуется.

Другим минусом является площадь трубки, встроенной в агрегат. Она слишком маленькая. Поэтому автовладельцу не избежать перегрева. Если для новой машины такой площади будет достаточно, то после проезда сотни тысяч километров, на стенках трубки образуется налет и грязь. Вместе со сменой масла и фильтра автовладельцу придется менять и чистить систему охлаждения двигателя.

Поэтому выходом из этого положения является установка дополнительного радиатора АКПП.

Установка дополнительного радиатора

Проблемы с нагревом АКПП возникают у владельцев таких автомобилей, как Шевроле и ему подобных. Потому что рабочая температура двигателя у этих автомашин достигает 115 градусов. А коробка передач не имеет отдельного радиатора охлаждения масла автоматической КПП. В результате автомат автомобиля, еще не проездив свои законные 60000 километров, начинает пинаться, терять набор скорости, и автовладелец получает полуразрушенную коробку в ремонте.

В таком случае АКПП этого автомобиля спасет установка универсального радиатора АКПП. У машины перестанет нагреваться автомат, когда двигатель автомобиля набирает обороты выше положенных узлов, при которых трансмиссионная жидкость будет оставаться при оптимальной температуре. Увеличится длительность выработки механических деталей, а значит от ремонта и до ремонта автомобиль будет набирать положенное количество километража.

Дополнительные радиаторы подбираются после диагностики на СТО. Необходимо узнать насколько происходит прогрев в коробке, чтобы подобрать максимально точный аппарат.

Охлаждение АКПП | Система охлаждения коробки автомат

Радиатор охлаждения акпп

Автоматические коробки используют принцип гидравлики и работают со специальными гидравлическими смазывающими жидкостями. Подвижные детали и многочисленные шестерёнки внутри коробки передач находится в постоянном движении, что неизменно приводит к росту температуры.

Содержание :

Принцип работы

Без качественного охлаждения и смазки эксплуатация автоматических коробок передач невозможна. Современные автомобили подразумевают использование двигателя и трансмиссии в максимально жёстком режиме. Именно поэтому в них используются эффективные системы охлаждения, которые позволяют одновременно смазывать и охлаждать подвижные элементы коробки передач. В качестве рабочей жидкости в автоматических коробках передач используется специальная гидравлическая среда, получившая название ATF. Так как сама коробка передач представляет собой сложный элемент, требования к рабочей жидкости возрастают в сравнении с обычными гидравлическими и механическими агрегатами. Для смазки и охлаждения используется жидкость АТФ. Качественная трансмиссионная жидкость должна не только быстро выходить на рабочую температуру, но и не терять своих свойств при экстремально высоких температурах. Именно поэтому обычные моторные масла для смазки и охлаждения двигателя использовать запрещается.

Из чего состоит система охлаждения коробки автомат

Принудительная система охлаждения акпп состоит из специального насоса, который создает давление в системе и перекачивает трансмиссионную гидравлическую жидкость от подвижных частей коробки в специальный маслоприемник. Располагается такой маслоприемник в поддоне автоматической коробки передач или же в радиаторе автомобиля, что позволяет эффективно охлаждать рабочую жидкость. За очистку трансмиссионной охлаждающей жидкости отвечает фильтр, состоящий из мелкоячеистой металлической сетки или синтетического материала. В процесс эксплуатации охлаждающая жидкость теряет свои свойства, что и вынуждает проводить её замену каждые 50-60 тысяч километров пробега. Также рекомендуется проводить замену фильтрующих элементов трансмиссионной жидкости каждые 25.000 километров.

  • Почему пинается АКПП?

Теплообменник

Конструкция теплообменника для трансмиссионной жидкости может различаться в зависимости от конкретной модели автоматической коробки передач. В большинстве моделей теплообменник автоматической коробки передач располагается в корпусе радиатора двигателя. Подобная конструкция системы охлаждения коробки передач позволяет существенно упростить и повысить эффективность охлаждения трансмиссии. Отдельные модели используют увеличенные теплообменники, которые необходимы для обслуживания автоматических коробок передач с увеличенным количеством шестерёнок. Такие коробки передач предназначается в большей степени для мощных дизельных автомобилей, имеющих увеличенный крутящий момент.

Теплообменник АКПП

Автовладелец должен пристально следить за техническим состоянием системы охлаждения коробки передач. Загрязненный теплообменник может привести к существенному ухудшению эффективности охлаждения рабочей жидкости, а наличие загрязнений внутри корпуса теплообменника приведёт к падению давления внутри системы охлаждения. Именно поэтому рекомендуется не только производить регулярную замену смазывающей гидравлической жидкости в коробке передач, но и выполнять механическую очистку радиатора с теплообменником системы охлаждения. Последняя достаточно часто забивается грязью и пухом. Как результат эффективность охлаждения существенно уменьшается.

Проверка патрубков системы охлаждения

Не лишним будет при проведении сервисных работ проверить состояние патрубков системы охлаждения коробки передач. В процессе эксплуатации автомобиля такие патрубки могут терять свою эластичность и покрываться слоем отложений. Рекомендуется заменять патрубки системы охлаждения автоматических трансмиссий спустя 100 – 150 тысяч километров пробега. Тем самым вы сможете защитить себя от подтёков охлаждающей трансмиссионной жидкости, которые могут возникать при нарушении герметичности магистрали системы охлаждения.

Шланг охлаждения АКПП

Засорение теплообменника

При засорении теплообменника могут появляться остальные проблемы с работой гидротрансформатора. Появляется это в проблемах с переключением передач. Отмечается частичная или же полная блокировка работы гидротрансформатора. В данном случае автомобиль при смене режимов работы коробки передач управляющая автоматика будет глушить двигатель. В процессе эксплуатации автоматической коробки передач в охлаждающей жидкости скапливаются продукты износа, что в свою очередь может привести к заклиниванию клапана магистрали охлаждения. В данном случае риск выхода из строя автоматической коробки передач по причине перегрева возрастает. Именно поэтому необходимо следить за состоянием клапана и качеством охлаждающей жидкости.

Как чистить теплообменник?

Очистка теплообменника и замена охлаждающей жидкости не представляет какой-либо сложности. При должном опыте работы и при наличии специального оборудования вы с лёгкостью сможете провести очистку теплообменника самостоятельно. Вам необходимо отключить магистраль от системы охлаждения автоматической коробки передач. Трубка охлаждения акпп может быть отключена только на неработающей машине. К патрубкам радиатора подключаются шланги от аппаратуры очистки. Через теплообменник специальным аппаратом под высоким давлением пропускается активная жидкость, которая позволяет вымывать из теплообменника продукты износа, шлаковые отложения, сгустки старого масла. После этого вам необходимо отключить аппарат очистки и подключить к патрубкам теплообменника воздушный компрессор. Под высоким давлением теплообменник просушивается, после чего его можно подключать к системе охлаждения автоматической коробки передач.

  • Как продлить жизнь АКПП?

Замена трансмиссионной жидкости

Не забывайте также о необходимости смены охлаждающей трансмиссионной жидкости в коробке передач. Выполнить эту процедуру не составит какого-либо труда. Вам необходимо загнать машину на яму или эстакаду, после чего дождаться охлаждения масла в коробке. В большинстве случаев данная работа выполняется на утро после эксплуатации авто. Открутите специальный болт, распложенный в поддоне картера коробки передач. Дождитесь полного стекания трансмиссионной жидкости. Также вам необходимо отсоединить патрубки, идущие в радиатор охлаждения акпп. Сливаем всю жидкость с патрубков и теплообменника. После этого закручиваем сливное отверстие, добавляем масло в коробку до максимального уровня, после чего заводим автомобиль. Необходимо дать машине поработать несколько минут, после чего дождаться охлаждения трансмиссионной жидкости и долить её до необходимого уровня. Данная работа может быть проведена как самостоятельно, так и силами специалистов из ремонтных мастерских. Подробнее читайте в статье "Как заменить масло в АКПП самостоятельно".

Замена масла в АКПП своими руками

Замена масла в автоматической коробке передач

Эффективность охлаждения коробки передач во многом зависит от качества используемых трансмиссионных жидкостей. Именно поэтому не следует экономить на качестве материала и использовать не оригинальные рабочие жидкости. Каждый производитель автомобиля в сервисной документации рекомендуете или иные трансмиссионные жидкости. Лишь использование качественных технических жидкостей позволит вам обеспечить беспроблемность использования вашего автомобиля.

Toyota Camry Grayberry › Бортжурнал › Установка термостата дополнительного радиатора АКПП

Всем привет!
Еще летом поставил доп.радиатор АКПП
Радиатор был установлен последовательно в разрез шланга обратки АКПП:

подача --> родной теплообменник --> внешний радиатор-->обртака АКПП

Летом такое соединение не вызывало вопросов, так как в моменты, когда стрелка спидометра переваливала за 200 км/ч, в моменты обгонов в отсечку, температура АКПП с учетом внешнего доп.радиатора доходила до 90-100 градусов — радиатор с последовательным подключение оправдывал себя на 100 процентов.
Но, как говорится, зима близко — в очередной вечер езды по трассе в -2, примерно, на протяжении пути длинною в 240 км, я заметил, что температура АКПП не поднимается выше 60 градусов, а что же будет в -20 и ниже?!))
Тут в голове начали мелькать картинки ремонта АКПП -фрикционы, поршни, гидроаккумуляторы, ГТД, плита ГТР и так далее :D.
Я судорожно кинулся искать инфу о маслянных термостатах АКПП, и стало ясно, что чаще всего повсеместно применяется термостат Mahle/Knecht/Behr с температурой открытия 75 градусов цельсия под артикулом TO975:

Обычно схема подключения выглядит не тривиально просто — термостат ставят в разрез шланга подачи/обратки — то есть, пока масло не достигло температуры 75 градусов, оно идет по "заводскому" пути:

подача --> родной теплообменник --> обртака АКПП

При достижении температуры 75 градусов, термостат включает в контур прохождения масла Ваш доп.радиатор и в итоге мы получаем "большой круг", в моем случае термостат стоит в разрез шланга обратки:

подача --> родной теплообменник --> внешний радиатор-->обртака АКПП

Схема установки термостата радиатора АКПП в шланг "подачи":

Заказав термостат, я понял, что он идет без штуцеров, через пять минут поисков в рунете, нашел несколько вариантов штуцеров термостата, в итоге себе заказал на авито у продавца с отзывами ЗДЕСЬ

Докупил 4 винтовых хомута 12-18мм из нержавеющей стали и через неделю поехал производить установку всего "счастья" :))
Фото процесса:

Маркировка "G" и "K" на термостате означает ничто иное как — "K"- kuhler (радиатор) и "G" —
getriebe (Коробка передач). Немцы люди умные, я с ними спорить не стал, поставил как положено))).
Термостат никак закреплять не стал, так как он достаточно "фиксированно" расположился на креплении подрамника в окружении шлангов АКПП.
Вчера держал обратный путь длинною в те же 240 км при температуре на улице -5, с термостатом конечно же спокойнее, так как температура ниже 75 уже не опускалась:

С уверенностью можно сказать, что зимой доп.радиатор АКПП не нужен, так как даже с заводским контуром охлаждения температура масла АКПП на трассе редко когда поднимается выше 75 градусов в спокойном режиме, летом же, тем более если Вы любитель "притопить" радиатор точно лишним не будет.
Температуру АКПП смотрел при помощи приложения с google play "Car Scanner" и OBD2 Bluetooth сканера.
Всем удачи.

Машины в продаже


Toyota Camry, 2008


Toyota Camry, 2007


Toyota Camry, 2006


Toyota Camry, 2009

Комментарии 50

Подскажите если термостат заклинит то есть тарное охлаждение будет работать по вашей схеме ?

Да, все верно, жидкость АКПП пойдет по малому (заводскому) кругу.

Я полностью не понимаю как установить все равно )) все меня пугают что термостат заклинит и конец вот хочу что бы было как у вас

По сути, надо поставить как на картинке к этому комментарию, то есть в разрез шланга обратки или подачи на край, лучше же конечно же в обратку, что бы масло мосле родного теплообменника охлажденное доп.радиатором поступало в АКПП.

В текущем варианте установки, вы просто увеличиваете штатный круг теплообмена и термостат, открываясь, включает в общий путь прохождения жидкости АКПП еще и доп.радиатор.

При текущем последовательном способе подключения доп контура с радиатором через термостат, в случае клина термостата вы получите следующие последствия:

1. Если термостат заклинил в заркытом состоянии — полчите малый штатный круг, то есть жидкость акпп пойдет по пути АКПП->родной теплообименник->АКПП
2. Если термостат заклинил в открытом состоянии постоянно будете кататься на "большом круге" охлаждения АКПП --> родной теплообменник --> внешний радиатор--> АКПП
3. Если заклинил по середине получите что-то серднее, то есть масло по большей части будет идти по малому кругу, но и чуть-чуть будет попадать в большой круг, т.е. будет почти штатная схема.

В случае же установки термостата просто в разрыв с одним основным радиатором клин термостата конечно же фатален, так как масло может не охлаждаться во все, так как не будет попадать в радиатор совсем.

Охлаждение АКПП: схема устройства и принцип работы

Охлаждение масла АКПП масляный радиатор маслоохладитель коробки автомат маслокулер АКПП

Автоматическая коробка передач, в отличие от механических МКПП и однодисковых роботов РКПП, подвергается более серьезным нагрузкам. Дело в том, что такая коробка имеет большое количество сопряженных элементов, взаимодействие которых основано на трении.

Также трансмиссионное масло (жидкость ATF) в автомате является не только смазочным материалом, но и рабочим телом. Другими словами, масло представляет собой рабочую жидкость. В процессе работы через ATF осуществляется передача крутящего момента в гидротрансформаторе, масло под давлением подается по каналам гидроблока и т.д.

Естественно, в результате жидкость достаточно сильно нагревается. По этой причине для поддержания оптимальной температуры АКПП нуждается в дополнительном охлаждении. Далее мы рассмотрим, как реализовано охлаждение коробки передач.

Охлаждение трансмиссионного масла в коробке автомат

Маслоохладитель АКПП

Итак, с учетом особенностей работы, масло в АКПП требует эффективного охлаждения. Для решения этой задачи в конструкцию интегрирована система охлаждения АКПП. Указанная система охлаждения коробки автомат необходима для того, чтобы избежать роста температуры трансмиссионного масла и перегрева АКПП. Более того, так как современные двигатели и коробки отличаются высоким КПД, подразумевается их эксплуатация в тяжелых режимах.

Простыми словами, трансмиссионное масло в автомате должно как можно быстрее выходить на рабочую температуру, при этом потеря свойств при сильном нагреве также недопустима. Именно по этой причине для автоматов разработана отдельная группа специальных трансмиссионных масел, а также запрещено использовать моторные масла и смазки для МКПП.

Что касается системы охлаждения коробки автомат, такая принудительная система охлаждения АКПП включает в себя:

  • Маслонасос, который нагнетает масло под давлением и прокачивает трансмиссионную жидкость от движущихся элементов и деталей коробки в маслоприемник;
  • Маслоприемник находится в поддоне АКПП или в радиаторе автомобиля (в зависимости от схемы реализации);
  • Теплообменник для трансмиссионного масла (масляный радиатор АКПП, он же маслоохладитель АКПП) на разных моделях авто может отличаться. На большинстве автомобилей с автоматом охладитель АКПП находится в корпусе радиатора системы охлаждения двигателя. Решение позволяет упростить конструкцию, а также улучшить охлаждение трансмиссии. На некоторых авто масляный радиатор коробки автомат может быть установлен отдельно, еще могут стоять увеличенные теплообменники для мощных ДВС, выдающих большой крутящий момент.
  • Также дополнительно в систему устанавливается фильтр АКПП, который является фильтром грубой очистки (металлическая сетка или сетка из синтетики). Указанный фильтр, как и масло АКПП вместе с фильтрами тонкой очистки, нужно менять каждые 40-60 тыс. км. пробега. Если условия эксплуатации тяжелые, интервалы замен лучше сократить на 15-20%.

Отложения и грязь внутри теплообменника означает снижение пропускной способности и падение давления в системе охлаждения. По этой причине в рамках обслуживания АКПП нужно не только менять масло и фильтры, но и выполнять механическую очистку радиатора системы охлаждения коробки.

Чистка маслоохладителя АКПП

Чистка радиатора АКПП

С учетом приведенной выше информации становится понятно, что загрязняется как наружная сторона радиатора, так и его внутренняя часть. Снаружи охладитель автомата обычно забивается грязью, пылью, пухом и т.д. В результате жидкость при прохождении через радиатор хуже охлаждается, теплообмен нарушается.

Засорение теплообменника приводит к тому, что возникает перегрев жидкости ATF. Это сказывается на работе всей коробки и гидротрансформатора. Как правило, возникают проблемы при переключении передач АКПП.

ГДТ может блокироваться (как частично, так и полностью), двигатель автомобиля при переключении режимов посредством селектора попросту глохнет, передачи могут переключаться рывками, возникают пробуксовки АКПП и т.п.

  • Как правило, чистить теплообменник нужно параллельно замене трансмиссионного масла. Также можно совместить процедуру с заменой антифриза. Основная задача сводится к тому, чтобы отключить магистраль от системы охлаждения коробки автомат.

Сначала отключаются трубки охлаждения АКПП, идущие к радиатору. Затем к патрубкам радиатора нужно подключить аппарат, который под давлением прокачивает через маслоохладитель очиститель. Данный способ позволяет промыть радиатор, удалить отложения, остатки старого масла и т.д.

Перегрев АКПП симптомы
Рекомендуем также прочитать статью о том, какие признаки перегрева АКПП указывают на проблемы с охлаждением агрегата. Из этой статьи вы узнаете о причинах и последствиях перегрева коробки автомат, а также об основных симптомах того, что АКПП перегревается.

По окончании процедуры к патрубкам радиатора подключается компрессор, который позволяет продуть радиатор АКПП и высушить его изнутри. Далее осуществляется обратная сборка, то есть охладитель подключается к системе охлаждения автоматической коробки.

Еще отметим, что также требуется проверка патрубков системы охлаждения АКПП. Дело в том, что патрубки могут со временем растрескиваться, теряется герметичность, а также отложения накапливаются внутри них. Обычно специалисты рекомендуют менять патрубки системы охлаждения автоматических коробок передач каждые 100 тыс. км. пробега.

  • При замене масла в автоматической коробке передач важно помнить, что эффективность охлаждения коробки напрямую зависит от качества используемого трансмиссионного масла ATF. Специалисты по ремонту АКПП не рекомендуют экономить на качестве АТФ, а также использовать дешевые не оригинальные жидкости.

Производитель автомобиля или коробки отдельно указывает рекомендуемые трансмиссионные жидкости в мануале и другой технической документации. Помните, от технических жидкостей будет зависеть общий ресурс агрегата и качество его работы.

Подведем итоги

Как видно, регулярная замена трансмиссионной жидкости в АКПП и охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя позволяет поддерживать температуру агрегатов в строго заданных пределах.

Дополнительный радиатор АКПП
Рекомендуем также прочитать статью о том, для чего и когда нужен дополнительный радиатор охлаждения АКПП. Из этой статьи вы узнаете о назначении данного элемента, а также в каких случаях рекомендуется его установка, какой радиатор выбрать и как осуществить монтаж.

Параллельно может потребоваться заменить или промыть патрубки, идущие к теплообменнику. При наличии инструментов, необходимого оборудования и определенных навыков такие операции можно выполнить своими руками даже в условиях обычного гаража.

Перегрев АКПП признаки причины ремонт

Как определить, что коробка автомат перегревается: признаки, указывающие на перегрев АКПП. Как улучшить охлаждение АКПП и не допустить перегрева автомата.

Высокий уровень масла АКПП перелив последствия

Высокий уровень масла в коробке автомат: последствия перелива масла в АКПП. Почему перелив масла в коробку автомат опасен для агрегата, рекомендации.

Пинается АКПП удары рывки толчки при переключении передач автомат

Почему коробка-автомат пинается, дергается АКПП при переключении передач, в автоматической коробке возникают толчки рывки и удары: основные причины.

Перегрев АКПП дополнительный радиатор АКПП

Почему автоматической трансмиссии нужно охлаждение, как улучшить охлаждение масла в коробке, выбор и установка дополнительного радиатора АКПП.

Промывка АКПП промывка коробки автомат

Для чего необходимо промывать АКПП, как выполняется промывка автоматической коробки передач. Чем промыть коробку-автомат от загрязнений, полезные советы.

АКПП Ssangyong Аctyon Саньенг Актион ремонт АКПП

Автоматическая коробка передач на SsangYong Actyon: особенности, виды АКПП. Неисправности АКПП Актион BTR M11: признаки неполадок, диагностика, ремонт.

Как не допустить перегрева АКПП?

Автоматическая коробка передач – очень сложный механизм, постоянно работающий в очень высоких температурных режимах. Рабочая жидкость в автоматической трансмиссии – масло — нагревается до температур, превышающих 100 градусов по Цельсию, в то время как нормальной температурой для работы любого агрегата в автомобиле, даже участвующего в работе ДВС или коробки передач, принято считать 90 градусов.


Работа под такой нагрузкой приводит к повышенному риску быстрого износа механизмов АКПП и преждевременному выходу из строя самой коробки. Само собой, есть способ избежать подобной участи для коробки и предотвратить дорогостоящие визиты на станции технического обслуживания, особенно если трансмиссия далеко не новая, и её остаточный ресурс неизвестен, – это дополнительный радиатор охлаждения АКПП, установить который придётся самостоятельно.

ПРИЧИНЫ ДЛЯ УСТАНОВКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО РАДИАТОРА АКПП

Ни у механической коробки передач, ни у роботизированной версии такой опции, как радиатор охлаждения, вообще не предусмотрено заводом-изготовителем. Соответственно, возникает вопрос – нужна ли такая охлаждающая система для автоматической трансмиссии, и если да – то зачем, если аналоги без неё превосходно обходятся. Действительно, МКПП и коробка-робот не нуждаются в дополнительной системе охлаждения, но и рабочие температуры в этих трансмиссиях не превышают нормы. Что же касается автомата и вариатора с классическим гидротрансформатором, они таким похвастаться не могут – их сложное устройство ведёт к очень быстрому перегреву, особенно в тех случаях, когда автомобиль эксплуатируется в предельных режимах – постоянные разгоны с места и езда на максимально допустимой скорости.



УСТАНОВКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО РАДИАТОРА АКПП

Чтобы эффективно отводить лишнее тепло от масла и позволять ему работать в нормальном режиме, эффективно смазывая механизмы для последующей корректной передачи крутящего момента, как раз и нужен дополнительный радиатор АКПП.

ВАЖНО: коробка-вариатор в теории не так подвержена перегреву, как автоматическая версия, поскольку передача крутящего момента в ней происходит через дополнительный ремень либо цепной механизм. Однако это лишь заверения производителей – как показывает практика, ресурс вариаторов на самом деле существенно меньше, нежели на остальных коробках. Поэтому не стоит брезговать дополнительным радиатором охлаждения в автомобиле с вариатором.

Таким образом, несмотря на то, что штатный радиатор со своей задачей справляется, он рассчитан лишь на стандартный ресурс коробки, который составляет не более 150-200 тысяч километров пробега автомобиля. Учитывая, что многие предпочитают приобретать машину посредством обращения на вторичный рынок, а на продажу машины выставляют, как правило, именно тогда, когда почти выработан ресурс основных частей, второй радиатор на АКПП может стать самым настоящим спасением для водителя.


Дополнительный радиатор
Установка нового радиатора в автомобиль

Разные радиаторы охлаждения двигателя

ТЕМПЕРАТУРНЫЙ РЕЖИМ АКПП, ПРИЧИНЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРЕГРЕВА



ТЕМПЕРАТУРНЫЙ РЕЖИМ АКПП
Ранее уже было отмечено, что нормальная температура для корректной работы всех механизмов автоматической коробки и сохранения маслом своих свойств не должна превышать 90 градусов. Конечно, современные трансмиссии шагнули вперёд в этом плане, и теперь в автомобилях начиная с 2005-2007 годов выпуска у представителей немецкого автопрома, и немного позже – у остальных, коробка-автомат может работать даже при температуре 65-85 градусов. Однако, опять же – эти показатели соответствуют лишь нормальному стилю вождения.

Впрочем, даже для любителей полихачить автомобильные инженеры постарались и вывели на панель приборов либо в меню мультимедийной системы — в зависимости от марки и модели автомобиля — индикатор температуры рабочей жидкости в автоматической коробке передач. И если индикатор выдаёт значения свыше 95, а уж тем более – 100 градусов по Цельсию, это не может предвещать ничего хорошего. Более того – если бы в коробку не был интегрирован штатный радиатор, она бы достигла критической температуры уже через несколько секунд после начала движения автомобиля. Результат однозначный – перегрев, который приведёт к множеству пагубных последствий, как например:

  • пригорание масла, что приводит к потере жидкостью своих основных рабочих свойств, а это, в свою очередь, не позволяет качественно и своевременно сглаживать трение, возникающее между различными механизмами в процессе их взаимодействия;

ВАЖНО: ресурс автомобиля, а значит, и всех его составляющих, больше всего сокращается даже не во время разгона или постоянного движения на высокой скорости. Износ происходит куда быстрее, когда авто просто стоит на месте с включённым двигателем. Самый распространённый пример – пробки. Лишь у самых современных спортивных машин, автомобилей бизнес-класса и представительского сегмента заводом-изготовителем предусмотрительно интегрирована функция автоматического отключения всех рабочих систем, включая ДВС, во время остановки более чем на несколько секунд. К сожалению, более старые экземпляры автомобилей даже тех же классов этой функцией не оснащены, а значит, не защищены от износа и комплектующие авто, в том числе и автоматическая коробка.



гидроблок АКПП

  • повреждение фрикционных дисков, которые требуют постоянного охлаждения;
  • приведение в негодность гидроблока и соленоидов. Причём, если первый, как правило, изготавливается из металла и переносит температурные перегрузки достаточно долго, то вот соленоиды, которые уже десятки лет делают из пластика, уменьшая массу коробки пропорционально уменьшению её надёжности, могут попросту начать плавиться;
  • уничтожение проводки – само собой, такой хрупкий элемент просто-напросто расплавится от постоянной 100-градусной температуры.

Хотя все последствия можно свести к одному – ремонт коробки-автомат, если не её замена. Учитывая стоимость самих трансмиссий, даже контрактных, снятых с б/у автомобилей, всё же резонно своевременно установить дополнительный радиатор АКПП.

Достаточно ли стандартной системы охлаждения

Прежде всего, стоит обратить внимание на то, что есть два типа радиаторов охлаждения:

  • Отдельные. Такие системы, как правило, устанавливались на старых моделях АКПП. В этом случае охлаждение осуществляется за счет обдува воздухом или вентилятором. Благодаря этому удается поддерживать температуру масла в допустимых пределах.

Важно! При использовании отдельного радиатора нужно своевременно менять масло (делать это желательно каждые 50 000 км). Хоть производители и утверждают, что жидкость будет работать и после 160 000 км, лучше не проверять это на практике, если в авто установлен отдельный радиатор КПП.

  • Встроенные. В более современных «автоматах» не отдельного радиатора для коробки передач. В этом случае к главному радиатору системы охлаждения двигателя подключается патрубок, который контролирует рабочую жидкость АКПП. Фактически под одним корпусом находится два радиатора – один охлаждает моторное масло, а другой – трансмиссионное.


Казалось бы, вот оно решение проблемы – устанавливаем встроенную систему охлаждения и одним выстрелом убиваем двух зайцев. Но, не так все просто. Дело в том, что ДВС (особенно если он высокофорсированный) и «автомат» работают при разной температуре. Таким образом, движок может нормально функционировать при 100-110 градусах (а если речь идет о таких машинах, как Chevrolet Aveo или Cruze то температуры доходят и до 115 градусов), а для некоторых узлов АКПП такие показатели становятся критическими.

Кроме этого площадь патрубка, подведенного к основному радиатору, слишком маленькая, поэтому процесс охлаждения будет менее эффективным. Поэтому риск перегрева остается.

Рекомендуем: Устройство гидромеханической автоматической коробки передач

На первых порах, встроенная система охлаждения может работать без каких либо проблем. Однако, постепенно патрубки радиатора и самой КПП будут забиваться грязью. В этом случае замена масла не поможет улучшить охлаждение.

Таким образом, если в авто отсутствует отдельный радиатор, интегрированной модели будет недостаточно. Кроме этого, промыть встроенную систему намного сложнее, чем отдельный узел. Поэтому многие покупают дополнительные радиаторы. Они устанавливаются на основной радиатор в том месте, где есть разрыв цепи между «штатной» системой охлаждения и непосредственно самим «автоматом».

УСТАНОВКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО РАДИАТОРА ДЛЯ АКПП



коробка-вариатор

Бояться установки дополнительного агрегата для охлаждения коробки вовсе не нужно. Второй радиатор никак не скажется на ходовых характеристиках авто, не увеличит расход топлива, поскольку масса автомобиля возрастёт всего на несколько килограммов. Предпочтение конкретной модели радиатора остаётся на усмотрение каждого. Как происходит процесс установки радиатора АКПП:

  • дополнительный радиатор с помощью специальных стяжек крепится на основной;
  • к доп.радиатору хомутами прикручиваются шланги;
  • идёт разрез тройников для перехода в основную магистраль, затем оттуда идёт выход на дополнительный радиатор для полного замыкания системы.

ВАЖНО: после осуществления всех перечисленных процедур и установки дополнительной системы охлаждения для автоматической коробки передач масло в ней также необходимо заменить. Как вариант, можно просто долить до минимально допустимого уровня, но рекомендована, всё-таки, полноценная замена в целях недопущения смешения присадок нового и старого отработанного масел.



установка дополнительного агрегата

Что не менее важно – после установки дополнительного радиатора следует поставить также и ещё один термостат. Этот механизм будет открывать подачу рабочей жидкости в коробку по «большому кругу» только тогда, когда она нагреется до температуры не менее 70-85 градусов. Казалось бы, именно с целью охлаждения масла до такого значения и требовалась установка дополнительного радиатора. Но если летом второй радиатор справится со своей задачей на «ура», то зимой, особенно при температуре ниже 20 градусов, работа на низких температурах может привести к тому, что у коробки попросту выдавит сальники. Каков эффект от дополнительного термостата:

  • более корректная регулировка температур;
  • ускоренный прогрев в холодное время года;
  • оптимизация охлаждения при воздействии высоких температур.

ВЫВОДЫ



процесс установки радиатора АКПП

Владельцев премиальных авто последних лет вопрос установки дополнительного радиатора для автоматической коробки передач, может, и не коснётся, но, учитывая катастрофическое падение надёжности АКПП у современных машин: детали из спрессованного картона и пластика, неожиданные переходы в аварийный режим и т.д. — даже на их месте стоит задуматься об опциональном охлаждении, тем более что данная процедура не отнимет ни много времени, ни сил, ни средств из кошелька. Для остальных же установка дополнительного радиатора для автоматической трансмиссии в целях увеличения её ресурса носит характер настоятельной рекомендации.

Немного теории

Доп. радиатор для автоматической коробки переключения передач

В автомобилях, имеющих пробег свыше 100 тыс. км установка дополнительного радиатора нормализирует работу трансмиссии, увеличивает ее ресурс. Объясняется это тем, что в машинах, с большим пробегом система охлаждения работает менее эффективно, чем в новых авто. Снижению КПД коробки способствует образование налета на механизмах трансмиссии, протечка смазочного материала через изношенные уплотнители, возникновение вибраций от изношенных узлов. Все эти неполадки приводят к перегреву масла внутри АКПП.

Для автоматических коробок (3-ех и 4-ех ступенчатых) оптимальная рабочая температура составляет 75-800С. В таких температурных условиях ресурс АКПП больше эксплуатационного периода самой машины. В классическом варианте, который используется для большинства автомобилей, трубка охлаждения коробки автомат располагается в основном радиаторе ДВС. При этом с возрастанием степени изношенности машины эффективность охлаждения АКПП падает. Возникает момент, когда при длительной эксплуатации авто, температура двигателя равна температуре автоматической коробки переключения передач и составляет около 1000С, что недопустимо для коробок автомат.

Современные универсальные смазочные материалы имеют синтетическую основу, позволяющую маслам выдерживать чрезвычайно высокие температуры, не разрушаясь и не изменяя структуры заданной производителем. Но для коробок автомат возрастание температуры смазки даже на 100С способно вывести из строя механизмы агрегата, значительно ухудшить их работу. При температуре трансмиссионной жидкости более 1400С происходят процессы обугливания фрикционов, возможен перегрев фрикционной прокладки (критическая температура около 3500С) и ее преждевременный износ. Очевидно: даже используя универсальные трансмиссионные масла, способные выдержать чрезвычайно высокий температурный режим, не удастся избежать капремонта АКПП без хорошей системы охлаждения.

Рекомендуем: Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ): характеристики, принцип работы, симптомы неисправности, замена

Чрезвычайно низкая температура смазочного материала также вредна для коробки автомат, поэтому мастера рекомендуют в зимний период устанавливать на охладительную магистраль термостат. Это устройство не позволяет непрогретому трансмиссионному маслу охлаждаться через дополнительный маслорадиатор и возвращает смазку к трансмиссии.

Охлаждение двигателя Тойота Камри ACV40 2.4 2AZ-FE

Система герметичная, с принудительной циркуляцией с расширительным бачком открытого типа. Она включает в себя термостат с перепускным клапаном, который установлен на впускном патрубке. Термостат поддерживает установленную рабочую температуру антифриза.
Такая конструкция предотвращает неожиданные перепады температуры при прогреве двигателя.

В каналах рубашки охлаждения двигателя места поворота потока выполнены с достаточным радиусом, благодаря чему удается избежать турбулентности. Кроме того, между головкой блока цилиндров и блоком цилиндров имеется перепускной канал.

Горячая охлаждающая жидкость из двигателя подается к корпусу дроссельной заслонки, предотвращая его подмерзание при отрицательной температуре всасываемого воздуха.

В систему охлаждения заправляется охлаждающая жидкость с увеличенным сроком замены Genuine SLLC.

Схема системы охлаждения

Охлаждающая жидкость в Тойота Камри 2006-2011

В системе охлаждения использована охлаждающая жидкость с увеличенным сроком замены Genuine SLLC.

Периодичность замены антифриза

Первое ТО 160 000 км (100 000 миль)
Последующие ТО через каждые 80 000 км (50 000 миль) пробега

Для использования в Toyota Camry V40 кромке оригинальных подходят высококачественные антифризы на этиленгликолевой основе, созданные с использованием гибридных органических кислот с длительным сроком службы, кроме аминовых, нитритных и боратных антифризов. (Охлаждающая жидкость, созданная по технологии гибридных органических кислот, представляет собой сочетание низкофосфорных соединений и органических
кислот).

Охлаждающая жидкость с увеличенным сроком замены SLLC представляет собой смесь 50% концентрата охлаждающей жидкости и 50% дистиллированной воды. При доливе или замене разбавлять водой охлаждающую жидкость не требуется.

При замене охлаждающей жидкости марки LLC (красного цвета) на SLLC (розового цвета) последующие замены можно производить согласно периодичности для SLLC через каждые 80 тыс.км. (50 тыс.миль) пробега.

Читайте также: