Схема переключения передач на ваз 2114 схема

Обновлено: 14.05.2024

КПП ВАЗ-2114: устройство, эксплуатация, обслуживание и ремонт

Современные автомобили оснащаются разными типами трансмиссий. Это может быть автоматическая со всеми известным «бубликом-гидротрансформатором», бесступенчатый вариатор, DSG (концерн «Ауди»), типтроник и так далее. Но как бы ни совершенствовались коробки передач, одной из самых надежных по праву считается классическая «механика». Таковой оснащаются все автомобили отечественного производства. Исключение составляют последние поколения «Калины» и «Веста» в топовых комплектациях, где устанавливается автоматическая КПП. ВАЗ-2114, вне зависимости от года выпуска и комплектации, всегда оснащался «механикой». Что же, давайте рассмотрим ее устройство, принцип работы и особенности эксплуатации.

Назначение

Механическая коробка передач служит для передачи крутящего момента от двигателя на колеса. Управляется специальным рычагом (кулиса КПП). ВАЗ-2114 оснащается классической «пятиступкой», так же, как и «Приора», «десятки» и другие автомобили отечественного производства.

Устройство

Конструкция трансмиссии ВАЗ-2114 предполагает наличие следующих элементов:

  • Шестерни коробки.
  • Валы. Их несколько. Это первичный, вторичный и промежуточный.
  • Синхронизаторы.
  • Передача заднего хода. Она состоит из дополнительной шестерни и вала.
  • Рычаг переключения скоростей.
  • Картер трансмиссии.
  • Сливное и заливное отверстие для масла.
  • Щуп и сапун.

Схема переключения передач находится на рычаге.

рычаг кпп

Алгоритм работы шестерен

Благодаря этим деталям происходит восприятие и передача крутящего момента от маховика двигателя дальше на колеса. Каждая шестерня имеет разное количество зубьев и передаточное число. С каждой последующей передачей оно снижается.

масло в кпп ваз 2114

Задняя

Что касается последней, ее передаточное число составляет 3.53. Задняя скорость обеспечивает вращение вала трансмиссии в противоположную сторону. Для этого ей нужен дополнительный вал с отдельной шестерней. В результате число пар шестерен меняется на нечетное, а крутящий момент меняет свое направление. Также данная передача лишена синхронизатора – на скорости ее включить не получится. КПП ВАЗ-2114 имеет передачу с равным передаточным числом, которое составляет 0,941. Это четвертая скорость. Таким образом, вторичный вал трансмиссии вращается с таким же усилием, как и вторичный. То есть угловая скорость вращения двух элементов одинакова. Ее автомобилисты называют «прямой».

Особенности передач

Самый высокий крутящий момент автомобиля – на первой скорости. Двигателю нетрудно вращать колеса, однако скорость машины не будет превышать 40 километров в час. При достижении такой скорости стрелка тахометра обычно находится в красной шкале. Поэтому для дальнейшего движения необходимо переключиться на более слабую, но быструю передачу. Затем на третью, четверную и так далее. Все переключения следует производить последовательно. Мощности двигателя не хватит, чтобы уверенно разогнать машину при 20 километрах на 3-й передаче. Разумеется, если это не 5-литровый V-8.

кулиса кпп ваз 2114

Эксплуатация, ремонт и обслуживание

Чтобы исключить ремонт КПП ВАЗ-2114, производитель рекомендует производить регулярную замену масла. Вообще, большинство механических трансмиссий являются необслуживаемыми. То есть срок замены смазки является ресурсу самой КПП. Но это касается автомобилей импортного производства. Относительно «Самары» можно сказать, что для нормальной работы шестерен нужно менять масло в КПП. ВАЗ 2114 тому не исключение. Производитель выделяет срок в 60 тысяч километров. Также рекомендуется менять его после длительного простоя. Например, после «зимовки» автомобиля в гараже или на улице. В отличие от моторного, трансмиссионное масло имеет большую вязкость. Для автомобиля ВАЗ-2114 она составляет 80W-85.

защита кпп

Замена масла в механической коробке передач

Для начала следует подготовить нужное количество масла и старую емкость для «отработки». Стандартный объем для пятиступенчатых коробок – это 3.3 литра. Процедура замены масла не представляет собой сложностей, выполнить ее можно самому. Заливается оно через щуп. Предварительно рекомендуется «прогреть» коробку, чтобы масло стало более жидким (особенно в зимнее время). Предварительно очищаем поверхность сливной и заливной (как правило, это откручиваемый щуп) от грязи. После снимаем резиновую заглушку и при помощи проволоки очищаем само отверстие. Подставляем емкость для старого масла. Ее можно изготовить из ненужной пластиковой канистры, вырезав ее боковую часть ножом.

схема переключения передач

кпп ваз 2114

Как продлить срок службы?

Чтобы увеличить ресурс коробки передач, необходимо не только регулярно менять масло, но и правильно ее переключать. Не стоит дергать рычаг КПП – при переходе с «первой» на «вторую» придерживайтесь небольших пауз.

ремонт кпп ваз 2114

Заключение

Итак, мы выяснили устройство и принцип работы механической трансмиссии автомобиля ВАЗ-2114. Вообще говоря, механизм «механики» очень надежен - сломать его трудно. Но при несвоевременной замене масла и агрессивных переключениях ее ресурс сокращается в несколько раз.

Строение и конфигурация КПП

Коробка переключения передач

Коробки передач (КПП) бывают механическими, роботами, вариаторами, автоматами. На ВАЗ 2114 2113 2115 установлена 5-ступенчатая механика с приводом кулисы. В принципе, коробка осталась от той же «восьмерки», но с другой главной парой.

Строение коробки передач

Если брать отдельно корпус, то КПП состоит из трех частей: картер сцепления, картер коробки, задняя крышка.

Строение коробки передач

«Кишки» механической КПП состоят двух частей: главная пара + дифференциал и передаточные числа.

Главная пара

Главная пара — это основной вал (главная передача). Главная пара служит для снижения оборотов, передаваемых от двигателя. В среднем, главная пара уменьшает количество оборотов в 4 раза: двигатель крутится 4 тыс. оборотов — главная пара 1 тыс. оборотов.
Главная пара в стандарте имеет передаточное число: 3,7. За счет изменения главной пары можно существенно изменить динамику автомобиля. В зависимости от размера главной пары можно изменить длину всех передач, следовательно, максимальную скорость и разгон. (Кстати, у «девятки» стоит главная пара 3.9, за счет этого она имеет меньшую максимальную скорость, но резвее на разгон).

Ниже приведены три графика, по которым вы можете сравнить скорость на 5500 оборотах двигателя с разными главными парами. (Расчеты приведены на колеса r15 с профилем 195/50 — то же самое, что и r14 со стандартным ВАЗовским профилем 175/65 или 180/60).

Передаточные числа (ряд)

Это шестерни каждой передачи, которые тоже имеют свой размер.

Они характеризуют скоростные показатели автомобиля на той или иной передаче. В стандартном ВАЗ применяются следующие числа:

Строение и конфигурация КПП
Строение и конфигурация КПП
Строение и конфигурация КПП

3,636

1,95

1,357

0,941

0,784

3,53

Выше приведены характеристики со стандартными параметрами.

Стандартный ряд на 2114 далеко не идеален. Первая передача слишком короткая, вторая — длинная. За счет этого наблюдается резкий провал динамики при переключении с первой на вторую. Мало того, что наблюдается провал, так же при резком переключении потихоньку умирает синхронизатор второй скорости.

Поэтому существуют спортивные ряды, где убран провал между 1-й и 2-й, и не только: спортивные ряды подбираются по типу двигателя. Это может быть просто хороший городской мотор, либо спортивный, либо заточен под гонки на 402 метра. Также существуют и «турбовые» передачи, рассчитанные под турбо мотор.

Конфигурации КПП

Ниже приведены наиболее удачные конфигурации КПП в зависимости от мотора. Для более подробного подбора вы можете воспользоваться калькулятором в интернете.

  1. Наиболее подходящая конфигурация КПП для гражданского атмосферного двигателя: 18 ряд КПП + главная пара 3,9.
  2. Наиболее подходящая КПП для спортивного атмосферного двигателя: 7 ряд КПП + главная пара 4,3.
  3. Наиболее подходящая конфигурация КПП для турбового гражданского двигателя: 104 ряд + главная пара 3,5.

Дифференциал — двухсателлитный, натяг регулируется разной толщиной регулировочного кольца.

В спортивных автомобилях часто используется блокировка дифференциала.

Блокировка дифференциала — механизм, блокирующий дифференциал для того, чтобы оба колеса крутились равномерно. Первоначально блокировка применялась на внедорожниках, чтобы передняя и задняя оси крутились равномерно.

В нашем случае особой популярностью пользуются винтовые блокировки, т. к. легко устанавливаются в КПП, увеличивают проходимость по мокрой дороге, дают преимущество при разгоне за счет равномерного постоянного вращения колес.

Кулиса

На современных автомобилях, в том числе и на новых Грантах, Калинах, Приорах устанавливаются КПП с тросовым приводом передач, благодаря чему переключение передач становится легкой и четкой. На Самарах же: 2114 -2113-2115 привод передач осуществляется не за счет тросика, а за счет кулисы.

Кулиса

Кулиса — разработка 80-х, поэтому передачи могут не включаться с первого раза, плохо заходить и т. д.

На спортивных тюнингованных автомобилях часто ставят «короткоходную» кулису.

Суть короткоходной кулисы в том, что путь рычага КПП от нейтрали до передачи становится короче, чем был. Проще говоря: передачи включаются легче, ход рычага меньше, что дает существенное преимущество при переключении.

Отзыв о коробке передач

ВАЗовские КПП на передний привод имеют одни и те же болячки. Все они воют и шумят, шестерни между собой имеют существенный люфт, из-за которой происходят дерганья при сбросе газа при движении на передаче. Как упоминалось выше, первая передача слишком короткая, а вторая — длинная, из-за чего появляется провал при разгоне, увеличивается износ. Установка другого ряда передач может решить проблему провала, но все спортивные ряды имеют большой шум при работе, чем обычная коробка, которая и так не отличается тишиной работы.

Обслуживание, устранение проблем

Ниже приведены ссылки на статьи, с помощью которых вы можете ознакомиться с нужно информацией.

Коробка передач ВАЗ 2114: схема включения передач и устройство

Коробка передач ВАЗ 2114: схема

Основные агрегаты автомобиля 2114 отличаются довольно высокой надежность. По части надежности двигателя и трансмиссии претензий к модели немного. Ремонтопригодность и низкая цена на запчасти делает эту модель привлекательной для покупки. Касательно двигателей на Ладу вопросов нет, тогда как трансмиссия наделена просчетами инженеров, которые вызвали конструктивные недостатки. В данной статье будет приведена схема коробки передач ВАЗ 2114, а также рассмотрены основные ее характеристики.

Схема переключения коробки передач ВАЗ 2114

В сравнении с другими классическими моделями «четырка» получила КПП с некоторыми недоработками. Наличие тросика в конструкции делает управление немного расхлябанным, особенно при наличии износа деталей узла. Для правильного управления автомобилем нужно понимать схему переключения. В 2114 эта схема довольно простая. Переключение пяти передач происходит по классическому принципу. Задняя передача включается с дополнительным усилием влево. Схема КПП ВАЗ 2114, наносимая на ручку управления, позволяет понять принцип включения скоростей.
Коробка передач ВАЗ 2114: схема

Даже при наличии этой простой гравировки водитель поймет, по какому принципу работает управление трансмиссией в машине. Схема переключения КПП ВАЗ 2114 выглядит следующим образом:
Коробка передач ВАЗ 2114: схема

Представленная схема коробки передач ВАЗ 2114 применима ко всем моделям первого и второго семейства «Самар». Главное, что нужно знать при первой попытке управления моделью 2114 – способ включения задней передачи. Задний ход включается движением влево до упора.

При манипуляции с КПП стоит быть внимательным, т.к. на изношенных коробках по ошибке можно включить первую передачу.
Механическая коробка на ВАЗ 2114 в хорошем состоянии переключается легко, но при изношенной кулисе управление серьезно усложняется.

Устройство коробки передач ВАЗ 2114

Коробка передач ВАЗ 2114: схема

При явных недостатках в конструкции, но при нормальной эксплуатации этот узел работает довольно долго. Учитывая то, что многие не соблюдают интервал замены трансмиссионного масла или периодически неправильно «втыкают» скорости, живучесть коробки на четырнадцатой высокая.
Для понимания принципа работы или ремонта своими руками нужно знать устройство узла. Ниже на фото представлена схема узла.

В кратком виде можно перечислить основные компоненты конструкции:

  • Картер для масла;
  • Крышка корпуса;
  • Валы шестерни;
  • Шестеренки;
  • Дифференциал;
  • Передаточные части (числа).

Коробка передач ВАЗ 2114: схема

Если на «Самаре» первого поколения могли ставиться 4-х ступенчатые коробки, то на «четырках» с завода устанавливаются только «5-ступки».
Для сохранения узла в рабочем состоянии нужно периодически проводить ремонт и обслуживание. Замена сальников, синхронизаторов, трансмиссионного масла, подшипников – все это нужно проводить своевременно. Обслуженная трансмиссия позволяет эксплуатировать автомобиль без лишних трудностей.

При желании владельца в конструкцию трансмиссии могут вноситься доработки. Для повышения динамики и лучшего передаточного числа меняются валы или некоторые шестерни. При небольших доработках можно избавиться от классического «воя» и шума.

Недостатки КПП ВАЗ 2114

Несмотря на высокую надежность и простоту конструкции в устройстве узла все же есть конструктивные просчеты инженеров. Ниже представлены основные проблемы трансмиссии, возникающие в процессе эксплуатации.

Коробка передач ВАЗ 2114: схема

  1. При небольшом износе наблюдается нечеткое переключение скоростей.
  2. На повышенных передачах наблюдается «вой».
  3. Хруст при включении скоростей (преимущественно вторая и задняя). Причина – износ синхронизаторов.
  4. Люфты кулисы из-за износа механизма. При небольшом люфте проблема решается подтягиванием кулисы.
  5. Течь масла из сальников и картера.

Причина перечисленных проблем – конструктивные просчеты инженеров и несвоевременное обслуживание узла.

Четырнадцатый ВАЗ (как и ВАЗ 2113 и ВАЗ 2115) комплектуется пятиступенчатым КПП передач механического типа. Данная КПП аналогична агрегатам, которые устанавливались на восьмерку, однако в ней поменяна главная пара.

Из данной статьи вы узнаете технические характеристики и особенности конструкции КПП на ВАЗ 2114, как выполняется ремонт и обслуживание коробки передач четырнадцатой, и какая актуальная стоимость бывших в использовании и новых агрегатов.

Разобранная коробка передач

Разобранная коробка передач

КОНСТРУКЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Конструктивно устройство КПП делится на 3 основные части: картер КПП, задняя крышка и картер сцепления. Внутренности устройства можно разделить на две группы – главную пару и дифференциал с передаточными числами.

Главная пара, она же ведущий вал КПП, выполняет функцию снижения передаваемых с двигателя на коленной вал оборотов. ГП КПП ВАЗ 2114 уменьшает обороты движка почти в четыре раза (передаточный коэффициент – 3.7).

Манипуляции с главной парой, направленные на изменение передаточного коэффициента, позволяют менять длину передач, что дает возможность влиять на разгон и максимальную скорость четырнадцатой. Однако вмешиваться в работу коробки без должной квалификации не рекомендуется – можно наделать непоправимых дел.

Идущая в стоковой комплектации коробка передач ВАЗ 2114 обладает следующими передаточными числами:

  • Первая скорость – 3,636;
  • Вторая скорость – 1,95;
  • Третья скорость – 1,357;
  • Четвертая скорость – 0,941;
  • Пятая скорость – 0,784;
  • Задний ход – 3,53.

Как свидетельствуют отзывы владельцев четырнадцатой, штатная коробка не является идеалом инженерного мышления – первая скорость через чур короткая, вторая, наоборот – длинная. Плохо подобранные передаточные числа стают причиной серьезной потери динамика автомобиля при разгоне в момент переключения скорости с 1 на 2.

Стоимость новой коробки передач на ВАЗ 2114 составляет порядка 16 тыс. рублей, бывшие в пользовании КПП можно найти по цене от 4 до 10 тысяч, их цена сильно варьируется в зависимости от состояния.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ

Схема (устройство) КПП ВАЗ 2114

Несмотря на неидеальную работу, коробка ВАЗ 2114, при правильной эксплуатации, отличается хорошей выносливостью и долговечностью. Если не мешкать с профилактикой и оперативным устранением поломок, ремонт ее обходится не дорого.

Рассмотрим основные неисправности КПП, с которыми может столкнутся владелец четырнадцатой:

  1. Отсутствия фиксации скоростей при переключении. Если скорости “вылетают”, причина, скорее всего, заключается в изношенных зубьях на шестернях и муфте. Ускоренному износу данных деталей способствует неправильное переключение скоростей с несоблюдением скоростного режима. Устраняется проблема заменой шестерней.
  2. Тугой ход рычага переключения скоростей. Причины – механические повреждения зубцов фиксации рычага на шарнире либо износ реактивной тяги, также не помашет проверить целостность пластиковых деталей привода КПП;
  3. Гудит коробка передач ВАЗ 2114. Чаще всего КПП гудит на нейтральной передачи. В первую очередь необходимо проверить и, при необходимости, долить масло (вообще гудеть коробка может из-за использования некачественных смазочных материалов). Если масло в норме, проблема заключается в износе подшипника на первичном валу, определить который можно только на диагностике либо разобрав КПП;
  4. Хруст при смене скорости. Тут необходимо менять износившийся синхронизатор, при чем менять его необходимо сразу после того, как проблема была обнаружена, поскольку если затянуть – полностью полетит блок шестеренок;
  5. Стук. Стучать коробка передач на ВАЗ 2114 может как при нагрузке, так и без нее, причем – на любой передаче. Причина стука – поврежденная ведущая шестерня проблемной передачи.

Одним из ключевых факторов беспроблемной эксплуатации КПП четырнадцатой является использование качественных смазочных материалов. Наиболее подходящий вариант – минеральное масло категории GL-4. Стоит оно недешево, но свое дело делает на 5+, при использовании минерального масла ремонт КПП ВАЗ, требуется, как правило, крайне редко.

Большая часть владельцев ВАЗ 2114 сходится на мнении, что лучшим маслом для КПП является 75W90. Оно отличается большей текучестью, чем типичные масла для коробки, за счет чего смазка лучше попадает в те места КПП, смазывание которых предусмотрено исключительно разбрызгиванием. Хорошие варианты 75W90 – Hypoid-Getriebeoil TDL и Liqui Moly Vollsynthetisches Getriebeoil (GL-5).

Проверка уровня масла должна выполняться с периодичностью в три недели. В коробке передач четырнадцатой передачи размещены вертикально, самая верхняя – пятая, именно она наиболее подвержена выходу из строя из-за недостачи смазки, поэтому заливать масло всегда необходимо по максимальную отметку, а лучше всего – на 200-250 мл. больше требуемой нормы.

СНЯТИЕ И РЕМОНТ

Практически любой ремонт КПП ВАЗ 2114 своими руками – установка новых подшипников, сцепления либо шестерней, предполагает ее снятие. Для этого вам потребуются отвертки, набор ключей, ВД-40 и подвесное оборудования для поднятия агрегата.

Разберемся, как снять коробку передач четырнадцатой:

  1. Загоняем автомобиль на эстакаду либо в гараж с ямой. В первую очередь отключаем и убираем аккумулятор, далее сливаем с КПП масло и снимаем стартер. Для этого нужно отключить от него провода питания, снять защитную рубашку выкрутить две фиксирующие гайки снизу (с ямы) и одну сверху стартера;
  2. Теперь нужно снять соединительный тросик с вилки отключения сцепления и вынуть его из кронштейна на КПП;
  3. Отключаем проводку на датчике скорости. Колодка проводов крепится посредством пружинки, которую нужно сжать, чтобы разъединить соединение;
  4. Лезем под четырнадцатую и отсоединяем проводку с датчика заднего хода;
  5. Скручиваем болты с помощью которых на корпусе агрегата крепится кронштейн реактивной тяги;
  6. Убираем реактивную тягу. Для этого нужно ослабить подведенный к тяге хомут и подвинуть ее назад, что даст возможность снять ее с шарнира;
  7. Теперь нужно демонтировать приводы колес: левый снимаем полностью, а правый – просто откручиваем, отводим в сторону и подвешиваем на кузов автомобиля;
  8. Свинчиваем с шаровой опоры (левой) болты, которыми она крепится на поворотном кулаке;
  9. Демонтируем крепление КПП к движку с правой нижней стороны, чтобы это сделать нужно снять со шпильки поддерживающие кронштейны;
  10. Снимаем крышку корпуса картера сцепления ( она крепится 3-мя болтами);
  11. Выкручиваем болт на левом нижем креплении КПП;
  12. Выкручиваем гайки, которыми фиксируются левая и задняя опора двигателя;
  13. Теперь убираем фиксирующие болты, с помощью которых КПП крепится к задней опоре движка. Демонтируем саму опору;
  14. Используя отвертку как рычаг, вставляем ее в отверстие между блоком цилиндров движка и картером сцепления, и сдвигаем КПП с направляющих как можно дальше назад. Задняя часть корпуса коробки должна пройти сверху растяжки подвески, а первичный вал отсоединится от сцепления, после чего агрегат можно вынуть из под машины.


Теперь вы знаете, как снять коробку передач ВАЗ 2114. Удачной вам езды без поломок!

Ремонт КПП

Так получилось, что в какой-то момент перестала включаться первая передача, вернее включить её было можно, но только в движении, на месте никак. Поскольку ремонт КПП попутно ведёт ещё и к замене сцепления, а это дополнительные расходы пришлось месяц ездить без первой передачи, трогаясь со второй. И вот наконец-то поднакопив средств решил начинать ремонт. Поскольку своего гаража у меня нет, да и временем свободным располагаю не шибко, автомобиль решил загнать в сервис.

Но поскольку ценник у официалов непомерно конский (например в Дюк и К только за работу с коробкой, дефектовку и ремонт запросили 7000 + запчасти, а если добавить еще и сцепление…) стал искать варианты с ценами по демократичнее. По совету старого товарища обратился в частный сервис к мастеру-агрегатчику Алексею с ним и договорились о ремонте.

Забегая вперед скажу, после вскрытия и дефектовки выяснилось, что на 1-й передаче развалилась муфта синхронизатора. Итого под замену пошли: синхронизаторы 1-2 передачи (муфты+ступицы), шестерни 1 и 2 передачи, все игольчатые подшипники, один роликовый подшипник. Так же КПП была тщательно промыта и заменено масло.

Ну а теперь для тех кто решит заняться ремонтом КПП сам немного текста и картинок,

В конструкцию КПП входят следующие элементы:
-картер;
-задняя крышка;
-крышка сцепления.

Функционально коробка делится на две части:

  • Главная пара.
  • Дифференциал.

Главная пара– это основной вал коробки (главная передача). Главная пара служит для снижения оборотов, передаваемых от двигателя. В среднем, главная пара уменьшает количество оборотов в 4 раза: двигатель крутиться 4тыс. оборотов – главная пара 1тыс. оборотов. Главная пара в стандарте имеет передаточное число: 3,7. За счет изменения главной пары можно существенно изменить динамику автомобиля. В зависимости от размера главной пары можно изменить длину всех передач, следовательно, максимальную скорость и разгон. (Кстати, у девятки стоит главная пара 3.9, за счет этого она имеет меньшую максимальную скорость, но резвее на разгон).

Возможные неисправности и причины их появления

Сброс передач (переключение не приводит к смене передачи) «Вылетание» скоростей является признаком изношенности шестеренок и муфты. Чаще всего это связано с нарушением порядка переключения передач или неправильным положением защитного чехла тяги.
Самопроизвольное переключение передачи на ваз 2114. Главной причиной считаются повреждения (трещины, расслоения и т. д.) резиновых частей задней опоры.
Заедание (тугой ход) переключающего рычага. Неисправность может быть вызвана износом пластиковых деталей привода, реактивной тяги, повреждениями шарнирных зубьев фиксации рычага.
Потеки масла. Если можно найти источник течи визуально, причину лучше устранить сразу. Причиной потеков, когда источник течи обнаружить не удалось, могут быть изношенные валы и сальники, разгерметизация, повреждения уплотнителя, люфт вала коробки.
Гул. Обычно гул возникает на нейтральной передаче. Чаще всего связан с нехваткой масла в агрегате или его плохим качеством. Если уровень масла нормальный, чаще всего проблема в изношенном подшипнике переднего вала.
Хруст. При появлении хруста следует как можно скорее заменить синхронизаторы. Если не сделать это вовремя, полностью выйдет из строя блок шестеренок. Также может вызывать хруст состояние корзины сцепления, в которой со временем «вылетают» зубья.
Треск. Причиной треска чаще всего являются износ блокирующих колец на синхронизаторах.
Стук. Появление стука вызвано повреждениями ведущей шестеренки передачи, на которой он возникает. Также стук может быть вызван повреждением соленоида, провисанием клапана КПП, неправильной дистанцией между пакетами муфт и тормозами.

Снятие КПП с автомобиля

1. Отключается питание, снимается аккумулятор. С коробки сливается масло, снимается стартер. С агрегата снимаются провода, защита и откручиваются 2 гайки снизу и одна гайка с поверхности стартера.
2. Снимается соединительный тросик между вилкой отключения сцепления и коробкой передач.
3. Отключаются провода на датчике скорости.
4. Отключаются провода датчика заднего хода.
5. Снимаются болты кронштейна реактивной тяги.
6.Снимается реактивная тяга.
7. Демонтируются приводы колес. Привод левого колеса снимается полностью. Привод правого колеса отсоединяется и размещается рядом с КПП на корпусе.
8. С левой шаровой опоры снимаются болты крепежа к поворотному кулаку.
9. Демонтируется крепление КПП к двигателю. С правой нижней стороны снимаются со шпилек кронштейны.
10. Снимаются 3 болта крышки корпуса от картера сцепления.
11. С левого нижнего крепления КПП отвинчивается болт.
12. Откручиваются гайки фиксации двигателя от левой и задней опор.
13. Вывинчиваются болты крепления КПП к задней опоре двигателя.
14. Демонтируется задняя опора двигателя.
15. Коробка сдвигается с направляющих назад. Для этого отвертку помещают в отверстие между блоком цилиндров с картером сцепления и, надавливая, перемещают КПП. Задняя часть КПП должна пройти выше растяжки подвески, первичный вал отъединиться от сцепления. Коробка ваз 2114 аккуратно снимается с машины.

После демонтажа детали и узлы очищают и проверяют состояние. Картер и сцепление должны быть без сколов и трещин. Поверхности скольжения обследуют, чтобы найти признаки износа или повреждений. Зазор подшипников не должен быть больше 0.05 мм. Износ сальников не должен превышать 1 мм. Зубья и посадочные валы должны быть без сколов, трещин и забоин. Валы не должны иметь вмятины. Если обнаружены дефекты, детали следует заменить на новые.

Характеристики КПП ВАЗ 2114

  • Тип механика
  • Количество передач 5
  • Объем двигателя до 1.6 литра
  • Крутящий момент до 145 Нм
  • Какое масло лить 80W-85
  • Объем смазки 3.5 литра
  • Замена масла раз в 70 000 км
  • Примерный ресурс 160 000 км

Разборка КПП

— Отсоединяем кронштейн, фиксирующий трос сцепления. Отворачиваем гайки крепления (6 штук) задней крышки и снимаем ее вместе с уплотнительной прокладкой. О целостности прокладки можно не заботиться, поскольку при сборке устанавливается новая.

— Включаем третью (четвертую) передачу, после чего при помощи торцевого ключа отворачиваем болт, фиксирующий вилку пятой передачи.

— Включаем пятую ступень, что перемещает вилку вместе с синхронизатором вниз. Благодаря этому шлицы муфты входят в зацепление с зубьями шестерни и предотвращают прокручивание валов. Далее расконтриваем и отворачиваем болты крепления валов (первичного и вторичного).

— Посредством двух плоских отверток демонтируем синхронизатор пятой ступени вместе с вилкой. При этом необходимо соблюдать осторожность и не допустить высыпания подпружиненных шариков муфт.

— Снимаем блокирующее кольцо и ведомую шестерню пятой ступени с вторичного вала.

— Демонтируем шайбу (упорную) игольчатого подшипника, после чего снимаем сам подшипник.

— Демонтируем ведущую шестерню пятой ступени с первичного вала.

— Снимаем пластину подшипников, для чего винты крепления, имеющие большой затяжной момент, отворачиваем посредством ударной отвертки.

— С вторичного вала стягиваем втулку игольчатого подшипника, снимаем шайбу (упорную).

— При помощи плоской отвертки удаляем стопорные кольца подшипников валов (первичного и вторичного).

— Снимаем фиксаторы, в том числе и заднего хода, для чего отворачиваем пробки и вынимаем шарики и пружины.

— Отвернув болты крепления (2 штуки) задней опоры крепления силовой установки, демонтируем ее (опору).

— Отворачиваем гайки крепления (12 штук) картера сцепления и отсоединяем его от корпуса КПП.

— Демонтируем картер КПП и отворачиваем болты, фиксирующие вилки первой и второй ступеней. Приподнимая вилки, снимаем их. С вилкой и штоком третьей и четвертой ступеней поступаем аналогичным образом.

— Проворачивая в сторону, выводим из рычага шток пятой ступени и вынимаем его.

— Снимаем стопорное кольцо, шестерню и вилку заднего хода.

— Демонтируем первичный и вторичный валы, главную шестерню с дифференциалом, механизм переключения передач (фиксируется 3-мя болтами).

— Выпрессовываем из посадочного гнезда подшипник вторичного вала и снимаем его посредством специальной лапки или оправки. Вынимаем сальник.

— Вынимаем магнит из картера сцепления.

— Демонтируем корпус привода сцепления, снимаем шарнир тяги привода переключения передач, после чего вынимаем сам шток.

Ну и в заключении немного о передаточных числах и изменении скорости автомобиля при замене главной пары

Ниже приведены три графика, по которым вы можете сравнить скорость на 5500 оборотах двигателя с разными главными парами. (Расчеты приведены на колеса r15 с профилем 195/50 – тоже самое, что и r14 со стандартным вазовским профилем 175/65 или 180/60).

Трансмиссия ВАЗ 2114: КПП, сцепление и передний привод

Автомобили, произведенные в Тольятти, достаточно не прихотливы в ремонте и эксплуатации, однако, некоторые агрегаты автомобиля все-таки требуют повышенного внимания, в число этих агрегатов входит КПП (коробка переключения передач), и трансмиссия в целом. Трансмиссия состоит из сцепления, КПП и переднего привода.

5 мкпп ВАЗ

5 мкпп ВАЗ

ТРАНСМИССИЯ АВТОМОБИЛЯ: ПРИНЦИП РАБОТЫ

Обороты, выдаваемые силовым агрегатом автомобиля, благодаря деталям трансмиссии «доходят» до колес и приводят их в движение. Сила вращения благодаря трансмиссии преобразуется в силу движения.

Трансмиссия автомобиля ВАЗ 2114 состоит из КПП, сцепления и переднего привода.

ВСЕ О КПП

Модели ВАЗ 2113, 2114, 2115, оснащены пятиступенчатой механической КПП.

«СОСТАВ» КПП

В целом, коробка передач на ВАЗ, состоит из двух блоков: корпус (в него входят картера сцепления и коробки, а также задняя крышка), и внутренняя часть (передаточные числа, дифференциал и главная пара).

Другим важным компонентом внутреннего устройства КПП являются передаточные числа. Передаточные числа, это шестерни, каждая из которых отвечает за «свою» передачу. Автомобили, произведенные в Тольятти, обыкновенно имеют следующие параметры передаточных чисел:

  1. 1-я : 3,636
  2. 2-я: 1,95
  3. 3-я: 1,357
  4. 4-я: 0,941
  5. 5-я: 0,784
  6. Задний ход: 3,53

Основной частью кпп ваз 2114 , является кулиса (деталь используется при переключении передач).

Кулиса

Кулиса

Разработанная в 80-х годах прошлого столетия, кулиса имеет множество недостатков, среди которых и плохая «интерактивность» при переключении скоростей (передачи могут не включаться с первого раза, постоянно заедать, плохо заходить). От длины кулисы зависит скорость переключения передач. Обыкновенно, спортивные авто оснащаются укороченной версией кулисы, это позволяет решить многие проблемы с переключением передач, прибавить автомобилю динамику. Ну а для улучшения «управляемости» передач, уже давно используется другая деталь подобного назначения: тросик. Благодаря ему можно четко и достаточно легко переключиться на нужную передачу.

НЕДОСТАТКИ КПП ВАЗ 2114,2113,2115

В автомобилях ВАЗ 2114, прослеживается потеря динамики, во время переключении с 1-й передачи на 2-ю. Это связано с тем, что 1-я достаточно длинная, ну а 2-я, с точностью до наоборот, слишком короткая. К тому же, при частом резком переключении передач, может выйти из строя синхронизатор 2-й передачи. Тюнингованные и спортивные автомобили ВАЗ «13,14,15-й» серий, могут похвастать прекраснейшей динамикой. Это связано с тем, что «зазор» между «1-й» и «2-й» передачей сокращен до минимума.

Слишком длинная кулиса. Из-за этого «страдает» скорость переключения передач. К тому же, несовершенство конструкции кулисы, делает процесс переключения скоростей достаточно сложным и малоэффективным.

Постоянный шум КПП. Вызван тем, что «передаточные» шестерни имеют достаточно большой люфт между собой, из-за него автомобиль «дергает» во время сброса подачи газа во время движения «на передаче». Проблема образуется из-за большого «провала» между передачами (отсутствие динамики).

СЦЕПЛЕНИЕ

Сцепление ВАЗ 2114, 2113, 2115 имеет общее строение. Сцеплением называется устройство, расположенное между силовым агрегатом, и колесами транспортного средства. Это устройство принимает на себя обороты двигателя. На ВАЗах 2114,2115,2114, сцепление замкнутое, сухое, однодисковое, с установленным демпфером на ведомом диске, и нажимной пружиной. На сцеплении установлен тросовый привод, не имеющий зазора между нажимной пружиной и подшипником. Управление осуществляется педалью, которая установлена вместе с тормозной педалью на одной оси.

При исправном сцеплении, ход педали от своего верхнего положения, и «до упора», составляет ровно сто тридцать пять миллиметров. Ход педали, со временем, в процессе эксплуатации, может увеличиться и до ста шестидесяти миллиметров, это вызвано износом накладок ведомого диска. Такое увеличение хода педали считается максимально допустимым, любое увеличение этого зазора приведет к тому, что сцепление начнет «вести». Вызвано будет это практически полным отсутствием контакта между ведомым и ведущим дисками. Для устранения этой неисправности потребуется регулировка сцепления.

Устройство сцепления

Устройство сцепления

ЭТАПЫ РЕГУЛИРОВКИ СЦЕПЛЕНИЯ

Регулировка сцепления на ВАЗ 2114, может выполняться самостоятельно, для этого нужно:

  • В подкапотной части транспортного средства вращать крепежный элемент (гайку), на наконечнике привода сцепления, при этом, нужно контролировать ход педали сцепления.
  • По достижению нужного результата, фиксируется контргайка, и тем самым регулируется положение педали сцепления.

Стоит отметить, что регулировка педали сцепления на моделях ВАЗ 2114, 2115, 2113 осуществляется одинаково.

ПЕРЕДНИЙ ПРИВОД

Еще одной частью трансмиссии является передний привод колес. Для каждого из колес, предусмотрено по два шарнира угловых скоростей: наружный и внутренний. В движение же они приводятся через приводной колесный вал. Вал для правого колеса представляет собой трубу, ну а для левого пруток. Шарниры в случае поломки не подлежат ремонту, их требуется менять.

МАСЛО ДЛЯ ТРАНСМИССИИ

Трансмиссия ВАЗ 2114, 2113,2115, состоит из большого количества трущихся деталей, которым необходима своевременная смазка. Для автомобилей ВАЗ, лучше использовать масла из группы GL-4.Достаточно универсальным трансмиссионным маслом является масло с «индексом вязкости» 75w90 (синтетическое масло). Такой смазочный материал практически не замерзает зимой, единственным минусом «синтетики» является более высокий шум работы трансмиссии. Масло заливают или же через щуп, или через датчик скорости (предварительно нужно поддомкратить транспортное средство). Перед заменой масла, необходимо избавиться от отработанного. Трансмиссионное масло меняют через каждые сто тысяч километров пробега.

При каких оборотах двигателя переключать передачи ваз 2114

Современные автомобили оснащаются разными типами трансмиссий. Это может быть автоматическая со всеми известным «бубликом-гидротрансформатором», бесступенчатый вариатор, DSG (концерн «Ауди»), типтроник и так далее. Но как бы ни совершенствовались коробки передач, одной из самых надежных по праву считается классическая «механика». Таковой оснащаются все автомобили отечественного производства. Исключение составляют последние поколения «Калины» и «Веста» в топовых комплектациях, где устанавливается автоматическая КПП. ВАЗ-2114, вне зависимости от года выпуска и комплектации, всегда оснащался «механикой». Что же, давайте рассмотрим ее устройство, принцип работы и особенности эксплуатации.

Устройство

Конструкция трансмиссии ВАЗ-2114 предполагает наличие следующих элементов:

  • Шестерни коробки.
  • Валы. Их несколько. Это первичный, вторичный и промежуточный.
  • Синхронизаторы.
  • Передача заднего хода. Она состоит из дополнительной шестерни и вала.
  • Рычаг переключения скоростей.
  • Картер трансмиссии.
  • Сливное и заливное отверстие для масла.
  • Щуп и сапун.

Схема переключения передач находится на рычаге.

рычаг кпп


Как видите, все довольно просто и понятно. Кстати, на первых поколениях «Самары» использовались 4-ступенчатые коробки. Но сейчас их редко можно встретить. Итак, давайте рассмотрим подробно конструкцию КПП ВАЗ-2114 «Самара-2». Все основные узлы трансмиссии содержатся в картере. Он надежно крепится на двигателе автомобиля. Также в нем находится масло. При работе шестерен зубья коробки передач сильно нагреваются. Без смазки их ресурс существенно сокращается. Поэтому в картере имеется от двух до четырех литров масла в зависимости от типа автомобиля. На КПП ВАЗ-2114 рекомендуется использовать 3.3 литра трансмиссионной смазки. Итак, продолжим изучать устройство. Что касается валов, они при работе агрегата, вращаются в подшипниках и имеют набор из пяти шестерен с разным передаточным числом. Для того чтобы каждая передача включалась четко и плавно, предусмотрены синхронизаторы. Они сглаживают удары от вращающихся шестерен при включении определенной скорости. Переключение передач выполняет рычаг КПП, связанный с кулисой. Она подводится непосредственно в коробку. Также в конструкции трансмиссии есть блокировочное устройство, которое предотвращает самопроизвольное выключение передачи и замковой механизм. Он предотвращает включение сразу нескольких скоростей в коробке.


Разобранная коробка передач
сборка коробки лада самара 2
механизм выбора передач


сборка коробки передач ваз 2113, ваз 2114, ваз 2115

Кулиса

На современных автомобилях, в том числе и на новых Грантах, Калинах, Приорах устанавливаются КПП с тросовым приводом передач, благодаря чему переключение передач становится легкой и четкой. На Самарах же: 2114 -2113-2115 привод передач осуществляется не за счет тросика, а за счет кулисы.

Кулиса — разработка 80-х, поэтому передачи могут не включаться с первого раза, плохо заходить и т. д.

На спортивных тюнингованных автомобилях часто ставят «короткоходную» кулису.

Суть короткоходной кулисы в том, что путь рычага КПП от нейтрали до передачи становится короче, чем был. Проще говоря: передачи включаются легче, ход рычага меньше, что дает существенное преимущество при переключении.



Алгоритм работы шестерен

Благодаря этим деталям происходит восприятие и передача крутящего момента от маховика двигателя дальше на колеса. Каждая шестерня имеет разное количество зубьев и передаточное число. С каждой последующей передачей оно снижается.

масло в кпп ваз 2114


Таким образом, чем ниже показатель передаточного числа, тем выше скорость вращения колес. При этом крутящий момент снижается. То есть наиболее тяговитыми можно назвать первую и заднюю передачи.



Задняя

Что касается последней, ее передаточное число составляет 3.53. Задняя скорость обеспечивает вращение вала трансмиссии в противоположную сторону. Для этого ей нужен дополнительный вал с отдельной шестерней. В результате число пар шестерен меняется на нечетное, а крутящий момент меняет свое направление. Также данная передача лишена синхронизатора – на скорости ее включить не получится. КПП ВАЗ-2114 имеет передачу с равным передаточным числом, которое составляет 0,941. Это четвертая скорость. Таким образом, вторичный вал трансмиссии вращается с таким же усилием, как и вторичный. То есть угловая скорость вращения двух элементов одинакова. Ее автомобилисты называют «прямой».



Особенности передач

Самый высокий крутящий момент автомобиля – на первой скорости. Двигателю нетрудно вращать колеса, однако скорость машины не будет превышать 40 километров в час. При достижении такой скорости стрелка тахометра обычно находится в красной шкале. Поэтому для дальнейшего движения необходимо переключиться на более слабую, но быструю передачу. Затем на третью, четверную и так далее. Все переключения следует производить последовательно. Мощности двигателя не хватит, чтобы уверенно разогнать машину при 20 километрах на 3-й передаче. Разумеется, если это не 5-литровый V-8.

кулиса кпп ваз 2114


В нашем случае это ВАЗ 14-й модели, и для нормальной динамики разгона нужно последовательно переключать скорости, снижая передаточное число. Самой быстрой является «пятая». Нагрузка на двигатель здесь минимальная, отсюда и низкий расход топлива. Если по городу машина тратит 11-13 литров, то на трассе этот показатель не превысит семи. Но у этой передачи есть один недостаток. Она практически лишена крутящего момента. Чтобы набрать скорость дальше, двигателю потребуется много времени. Поэтому на обгон лучше использовать «пониженную», в нашем случае это «прямая», четвертая скорость.

Эксплуатация, ремонт и обслуживание

Чтобы исключить ремонт КПП ВАЗ-2114, производитель рекомендует производить регулярную замену масла. Вообще, большинство механических трансмиссий являются необслуживаемыми. То есть срок замены смазки является ресурсу самой КПП. Но это касается автомобилей импортного производства. Относительно «Самары» можно сказать, что для нормальной работы шестерен нужно менять масло в КПП. ВАЗ 2114 тому не исключение. Производитель выделяет срок в 60 тысяч километров. Также рекомендуется менять его после длительного простоя. Например, после «зимовки» автомобиля в гараже или на улице. В отличие от моторного, трансмиссионное масло имеет большую вязкость. Для автомобиля ВАЗ-2114 она составляет 80W-85.

защита кпп


Если замена масла производится по регламенту, это надежная защита КПП от ремонта. Но бывает и так, что коробка начинает гудеть. В таком случае меняются шестерни. Вследствие износа, зазор между зубьями увеличивается. Возникает люфт при вращении, который сопровождается гулом. Он может быть на одной или сразу нескольких передачах. После такого ремонта, шумы в коробке пропадают. Кстати, некоторые автомобилисты для исключения гулов используют более густую смазку. Но стоит помнить, что это лишь временное решение и оно лишь ненадолго отсрочит ремонт трансмиссии.

Недостатки, поломки и проблемы коробки Лада Самара 2

Данную кпп чаще всего ругают за низкую надежность, нечеткие переключения и вой

Сильный износ подшипников является самой распространенной причиной для гула

Из-за поломки замков на муфтах тут могут самопроизвольно выключаться передачи

Хруст при переключениях говорит о том, что в кпп уже износились синхронизаторы

Часто люфтует кулиса, иногда ей помогает регулировка, но чаще всего лишь замена

Очень распространены течи масла из сальников, а также из-под прокладки поддона


Все тексты написаны мной, имеют авторство Google, занесены в оригинальные тексты Yandex и заверены нотариально. При любом заимствовании мы сразу же пишем официальное письмо на фирменном бланке в поддержку поисковых сетей, вашего хостинга и доменного регистратора.

Далее подаем в суд. Не испытывайте удачу, у нас более тридцати успешных интернет проектов и уже дюжина выигранных судебных разбирательств.

Автомобиль двигается не только благодаря работе двигательной установке. Она создает нужный и достаточный крутящий момент, который посредством установленной на машине трансмиссии приводит в движение колеса автомобиля. То есть, именно трансмиссия преобразует силу вращения в поступательную силу движения.

Замена масла в механической коробке передач

Для начала следует подготовить нужное количество масла и старую емкость для «отработки». Стандартный объем для пятиступенчатых коробок – это 3.3 литра. Процедура замены масла не представляет собой сложностей, выполнить ее можно самому. Заливается оно через щуп. Предварительно рекомендуется «прогреть» коробку, чтобы масло стало более жидким (особенно в зимнее время). Предварительно очищаем поверхность сливной и заливной (как правило, это откручиваемый щуп) от грязи. После снимаем резиновую заглушку и при помощи проволоки очищаем само отверстие. Подставляем емкость для старого масла. Ее можно изготовить из ненужной пластиковой канистры, вырезав ее боковую часть ножом.

схема переключения передач


Далее откручиваем сливной болт и ждем, пока стечет «отработка».

кпп ваз 2114


Обычно она черного цвета. Затем закручиваем пробку, достаем щуп и заливаем через отверстие новое масло. Лить нужно до того момента, пока оно не польется из «лючка». Затем закручиваем горловину, запускаем двигатель и проверяем наличие утечек. Сильно закручивать болты не нужно, так как можно сорвать резьбу в дальнейшем. Если после процедуры замены масла, рычаг КПП не перестал «пинаться», а передача гудит, тогда необходима полная диагностика трансмиссии. Обычно это синхронизаторы либо шестерни.

Технические характеристики кпп ВАЗ 2114

Типмеханика
Количество передач5
Для приводапередний
Объем двигателядо 1.6 литра
Крутящий моментдо 145 Нм
Какое масло литьТНК Транс КП 80W-85
Объем смазки3.5 литра
Замена маслараз в 70 000 км
Замена фильтракаждые 70 000 км
Примерный ресурс160 000 км


Как продлить срок службы?

Чтобы увеличить ресурс коробки передач, необходимо не только регулярно менять масло, но и правильно ее переключать. Не стоит дергать рычаг КПП – при переходе с «первой» на «вторую» придерживайтесь небольших пауз.

ремонт кпп ваз 2114


Так вы сохраните синхронизаторы и снизите напряжение на шестернях. Вне зависимости от того, какая у вас схема переключения передач, не нужно подолгу держать руку на рычаге КПП. Некоторые используют ее как подлокотник. Это неправильно. Переключили скорость – отпустили руку. Так вы отсрочите ремонт коробки и исключите возникновение гула при движении.

Когда и как правильно переключать передачи на механике. Часть 1

Как уберечь машину от лишних дерганий, рывков, шума рева мотора. Давайте детально разберемся. Сразу обращаю ваше внимание, что приведенные ниже цифры могут незначительно колебаться в зависимости от марки автомобиля и типа двигателя.

Для образца возьмем автомобиль с пятью передачами вперед и одной назад.

Первая передача нужна нам для начала движения, или как говорится что бы «тронуться». Еще очень редко применяем при движении под крутую горку и (или) на очень маленькой скорости, не более 10 -15 км/ч.

Момент начала движения тема отдельная , поэтому пробежимся кратко. Выжимаем педаль сцепления, включаем первую передачу, немного добавляем газа, плавно отпуская сцепление и еще добавляя газа, начинаем движение.

Вторая передача — достигнув скорости 10-15 км/ч, выжимаем сцепление и включаем передачу. Педаль сцепления уже можно отпускать более быстро, так как автомобиль находится в движении.

Хочется сразу отметить общее правило для всех переключений на повышенную передачу. Всегда перед переключением надо разгонять машину с небольшим запасом скорости, который сам угаснет в момент переключения. А при движении на подъем, запас скорости нужно увеличить.

Читайте также: