Установка кпп на газ 66

Обновлено: 14.05.2024

4.3. ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Сборка коробки передач. Установка её на автомобиль ГАЗ-53А

Перед сборкой все детали коробки передач смазать для предотвращения задиров в начальный период работы. Резьбовую часть болтов перед постановкой смазать краской. Прокладки и сальники при сборке устанавливают только новые.
Собирают коробку передач в последовательности, обратной разборке. При этом необходимо учесть следующее.
Ведущий вал и шестерню третьей передачи подсобрать с блокирующими кольцами синхронизатора.

При сборке должны быть обеспечены:

  • площадь прилегания кольца к валу не менее 70% поверхности конуса ведущего вала;
  • зазор между торцами прямозубого венца ведущего вала и блокирующего кольца в пределах 0,8 — 1,25 мм;
  • при необходимости притереть конусные поверхности вала и кольца;
  • гайку крепления шарикового подшипника ведущего вала затянуть (момент 30 кГм) и закернить над пазом вала (рис. 43).

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Сборка коробки передач. Установка её на автомобиль ГАЗ-53А

Рис. 43. Кернение гайки крепления шарикового подшипника

Подобрать по шлицам ведомого вала скользящую шестерню первой передачи и заднего хода. Подбор должен обеспечить отсутствие ощутимого углового люфта при свободном скольжении шестерни по шлицам вала. Угловой люфт на шлицах должен быть не более 0,18 мм при проверке на радиусе начальной окружности шестерни.
Осевой люфт шестерни первой передачи и заднего хода на валу при подборе должен быть не более 0,05 мм при замере на радиусе 75 мм. После подбора расположение шлиц сопряженных деталей замаркировать краской.
Подобрать муфту по шлицам ступицы синхронизатора.

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Сборка коробки передач. Установка её на автомобиль ГАЗ-53А

Рис. 44. Установка сухарей и пружины синхронизатора

Этот подбор должен обеспечить:

  • боковой зазор в пределах 0 — 0,01 мм и лёгкое перемещение деталей без ощутимого бокового зазора;
  • продольный люфт муфты в крайних её положениях не более 0,2 мм и биение торцов канавки под вилку переключения не более 0,18 мм при проверке на шлицевой оправке.

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Сборка коробки передач. Установка её на автомобиль ГАЗ-53А

Рис. 45. Напрессовка скользящей муфты со ступицей на ведомый вал

На рис. 44 показана установка сухарей и пружины синхронизатора, а на рис. 45 — запрессовка скользящей муфты со ступицей на ведомый вал.
При сборке головки штока заднего хода стопор пружины завернуть заподлицо с торцом корпуса и закернить его в четырех точках,
Ось блока заднего хода запрессовать заподлицо с поверхностью задней стенки картера. Ось блока установить так, что если смотреть на торец оси сзади (по ходу автомобиля), то её лыски были бы обращены в сторону промежуточного вала и располагались симметрично относительно горизонтальной оси блока. На части автомобилей лыски отсутствуют.
Заглушку переднего подшипника промежуточного вала запрессовать на герметизирующей пасте заподлицо с передней стенкой картера.
Гайку крепления шарикового подшипника промежуточного вала завернуть (момент 25 кГм) и закернить над пазом вала. Запрессовка этого подшипника показана на рис. 46.
При установке ведущего вала (рис. 47) в отверстие картера коробки передач следить за тем, чтобы выемка на прямозубом венце и конусе вала находилась внизу.
Сальник ведомого вала запрессовать заподлицо с наружным торцом крышки.
Гайку крепления фланца на ведомом валу затянуть (момент 25 к1Гм).
Инструмент для сборки и разборки коробки передач показан на рис. 48 и 49.

Собранную коробку передач поставить на стенд и испытать без нагрузки при скорости вращения 750 об/мин ведомого вала в течение одной минуты без заливки масла на шум, нагрев и легкость переключения на всех передачах.

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Сборка коробки передач. Установка её на автомобиль ГАЗ-53А

Рис. 46. Запрессовка шарикового подшипника промежуточного вала

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Сборка коробки передач. Установка её на автомобиль ГАЗ-53А

Рис. 47. Установка ведущего вала

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Сборка коробки передач. Установка её на автомобиль ГАЗ-53А

Рис. 48. Инструмент для сборки и разборки коробки передач:

1 и 11 - воротки; 2 - бородок; 3 и 4 - медные выколотки; 5 - ключ гайки ведомого вала; 6 - оправка для запрессовки ведущего вала; 7 - ключ для гайки ведущего вала; 8 - оправка для запрессовки внутреннего вала роликового подшипника промежуточного вала; 9 - молоток слесарный; 10 - ключ для гайки ведомого вала; 12 - ключ для гайки промежуточного вала; 13 - торцовый ключ; 14 - сменная головка; 15 - молоток с медными наконечниками; 16 - оправка для установки штоков переключения передач; 17 - крючок для извлечения штифта вилки заднего хода; 18 - отвёртка; 19 - крючок для установки штоков переключения передач; 20 - оправка для запрессовки втулки шестерни третьей передачи; 21 - оправка для сборки синхронизатора; 22 - плоскогубцы

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Сборка коробки передач. Установка её на автомобиль ГАЗ-53А

Рис. 49. Съёмник для сборки и разборки коробки передач:

1 - съёмник; 2 - центрирующий наконечник; 3 - захват съёмника; 4 - шайба для выпрессовки оси блока шестерен заднего хода; 5 и 8 - наконечники; 6 - палец для фиксации наконечников; 7 и 9 - надставки

УСТАНОВКА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ НА АВТОМОБИЛЬ ГАЗ-53А

Коробку передач на автомобиль ГАЗ-66 устанавливают в последовательности, обратной её снятию.

Установка кпп на газ 66


Запчасти для грузовых автомобилей

Полный модельный ряд: ГАЗ-3307, 53, ГАЗ-3309, ГАЗ-66, 3308, 33081, 33086, ГАЗ-33104

Коробка передач автомобиля ГАЗ-66

Коробка передач ГАЗ-66 механическая, имеет четыре передачи для движения вперед и одну для движения назад. Первичный вал 1 (рис.1) коробки передач изготовлен заодно с косозубой шестерней. Он установлен в передней стенке картера.


Рис. 1. КПП ГАЗ-66

1— первичный вал; 2 — фиксатор; 3 — рычаг переключения передач; 4 и 11 - шестерни третьей передачи; 5 и 10 — шестерни второй передачи; 6 и 8 — шестерни первой передачи и заднего хода; 7 — вторичный вал; 9 — блок шестерен заднего хода; 12 — картер; 13 — шестерня постоянного зацепления; 14 —промежуточный вал; 15 — муфта

На переднем конце вторичного вала коробки передач ГАЗ-66 на шлицах установлена муфта 15, которая служит для включения третьей и четвертой передач.

В средней части вторичного вала коробки передач ГАЗ-66 свободно вращаются шестерни второй 5 и третьей 4 передач, а по шлицам перемещается шестерня 6 первой передачи и заднего хода.

Промежуточный вал 14 представляет собой блок четырех шестерен: три косозубых 10, 11, 13 и одна прямозубая 8. С левой стороны по ходу автомобиля на неподвижной оси установлен блок 9 шестерен заднего хода, который вращается на роликовых подшипниках.

Включение передач для движения вперед осуществляется перемещением по вторичному валу муфты или шестерни первой передачи, а включение передачи заднего хода — перемещением по оси блока шестерен заднего хода и введением их в зацепление с соответствующими шестернями.

Переключение передач КПП ГАЗ-66 производится посредством рычага 3. Рычаг имеет пять положений соответственно передачам, на которых движется автомобиль.

Маслоналивное отверстие находится с левой стороны картера на высоте, соответствующей нормальному уровню смазки. Для слива масла имеется отверстие в нижней части картера.

Оба отверстия закрываются резьбовыми пробками. Уход за коробкой передач ГАЗ-66 заключается в проверке ее крепления, поддержании нормального уровня смазки и своевременной ее замены.

Разборка коробки передач ГАЗ-66

Отвертывают и снимают верхнюю крышку коробки передач ГАЗ-66 в сборе и прокладку. Отвертывают гайку крепления муфты вторичного вала и снимают шайбу, муфту с барабаном стояночного тормоза. Затем отвертывают два винта и снимают с муфты барабан.

Отворачивают болты крепления стояночного тормоза к задней крышке КПП ГАЗ-66 и снимают последовательно маслоотражатель с прокладкой, стояночный тормоз, отражатель щита тормоза. Расшплинтовывают и снимают шайбу и рычаг с пальца рычага привода стояночного тормоза.

Отвертывают болт крепления стопорной пластины штуцера и снимают пластину. Вынимают из задней крышки штуцер и ведомую шестерню привода спидометра. Отвертывают болты, снимают крышку вторичного вала, прокладку и ведущую шестерню спидометра, сапун и выпрессовывают сальник. Отвертывают болты, снимают крышку первичного вала и ее прокладку.

Отвертывают болты, снимают крышку и прокладку люка отбора мощности.

Выпрессовывают первичный вал КПП ГАЗ-66 в сборе с подшипником. Для этого поворачивают вал так, чтобы вырез прямозубого венца располагался внизу по отношению плоскости верхнего люка. В съемник ввертывают шпильку с бойком и ручкой.

Устанавливают губки так, чтобы между ними образовалось отверстие, надевают на первичный вал и сжимают губки винтом. Придерживая съемник за ручку ударами бойка, выпрессовывают первичный вал из картера коробки передач.

Выбивают из картера КПП ГАЗ-66 подсобранный вторичный вал. Затем с помощью вкладышей, вращая винт, спрессовывают подшипник, вынимают из картера подсобранный вторичный вал. Снимают стопорные кольца шариковых подшипников первичного и вторичного валов.

Отвертывают болты, снимают заднюю крышку промежуточного вала, прокладку и упорную пластину оси заднего хода. Для снятия шарикового подшипника промежуточного вала выбивают переднюю заглушку и выдвигают вал назад. Раскернивают и отвертывают гайку подшипника, после этого спрессовывают задний подшипник промежуточного вала.

Вынимают из картера коробки передач ГАЗ-66 промежуточный вал с внутренним кольцом роликового подшипника в сборе.

Снимают с промежуточного вала внутреннее кольцо роликового подшипника. Выпрессовывают из картера наружное кольцо роликового подшипника промежуточного вала.

Устанавливают съемник на заднюю плоскость картера коробки передач ГАЗ-66, винт с помощью штифта ввертывают в ось блока шестерен заднего хода. Вращая гайку съемника ключом почасовой стрелке, выпрессовывают ось и вынимают блок шестерни заднего хода.

Разборка первичного вала КПП ГАЗ-66

Снимают стопорное кольцо и вынимают упорное кольцо и ролики переднего подшипника вторичного вала. Раскернивают и отвертывают гайку крепления шарикового подшипника. Затем с помощью вкладышей спрессовывают подшипник.

Разборка вторичного вала КПП ГАЗ-66

Снимают с вала шестерню 1 передачи и заднего хода. Снимают стопорное кольцо крепления ступицы муфты 3 и 4 передач. Снимают муфту 3 и 4 передач и спрессовывают ступицу. Для этого съемник собирают с короткими шпильками и с помощью вкладышей спрессовывают ступицу.

Снимают последовательно: шестерню 3-ей передачи, распорную втулку, упорную шайбу, шестерню передачи. Вынимают из распорной втулки стопор.

Разборка верхней крышки КПП ГАЗ-66

Вывертывают выключатель фонарей заднего хода, снимают прокладку. Вынимают заглушки из отверстий под плунжеры и штоки.

Выбивают из горловины два штифта. Снимают коническую пружину. Расшплинтовывают и отвертывают стопорный винт вилки включения 1 и 2 передач. Выбивают штифт переводной головки и вынимают шток.

Расшплинтовываюти отвертывают стопорный винт вилки включения и передач и вынимают шток. Вынимают из него стопорный палец. Выбивают из вилки и переводной головки заднего хода стопоры.

Снимают со штока переключения заднего хода коробки передач ГАЗ-66 вилку и переводную головку, вынимают шток. Вынимают из отверстий крышки плунжеры и шарики фиксаторов штоков.

Разборка переводной головки штока заднего хода - Отвертывают стопор пружины. Вынимают пружину и предохранитель.

Раздаточная коробка ГАЗ 66

Раздаточная коробка или раздатка – особый модуль, который монтируют на автомобилях, сконструированных специально для поездок по бездорожью и пересеченной местности. Раздатка обеспечивает равное распределение усилий между ведущими мостам автомобиля. Именно раздатка ГАЗ 66, устройство и конструкция которой были предметом особого внимания конструкторов, обеспечила автомобилю почти легендарную проходимость. ГАЗ-66 вошел в историю отечественного автомобилестроения как один из наиболее удачных грузовиков. Реализованные при его разработке конструктивные решения позволили преодолевать бездорожье, которое большинству автомобилям не под силу. Немалый вклад внесла конструкция раздатки.

Описание и принцип работы раздатки

Раздаточная коробка схожа с коробкой трансмиссии в плане как внешнего вида, так и функционала. Ее главное назначение – равномерное распределять нагрузки на все мосты. В зависимости от типа автомобиля раздатка может подключаться только к переднему мосту либо также к пониженной передаче.

Принцип работы состоит в следующем:

  1. При включенном сцеплении крутящий момент передается на ведущий вал раздаточной коробки и далее на задние колеса. Это обеспечивается за счет зацепления шестерни-каретки с соответствующими шестернями.
  2. Если зацепления нет, то крутящий момент на колеса передаваться не будет.
  3. Также зацепление шестерни-каретки с надлежащей шестерней обеспечивает включение понижающей передачи. Используется при движении по вязкому грунту или в гору под нагрузкой. В результате возрастают тяговые усилия на колесах и повышается проходимость. Это работает только на полном приводе, чтобы избежать перегрузки привода заднего моста.

Устройство

В сети огромное количество рисунков и фотографий, по которым раздатка и схема КПП ГАЗ 66 могут быть изучены в подробностях. Также есть видео по разбору, ремонту и сборке, которые позволяют рассмотреть все детали.

Основные элементы коробки ГАЗ-66:

  1. Картер. Изготавливается из чугуна методом сварки. Заполнен трансмиссионным маслом. На крышке установлен механизм переключения передач и включения переднего ведущего моста.
  2. Ведущий вал. Он расположен в картере и соединен с вторичным валом КПП. Имеет шлицы, на которых установлена шестерня-каретка, обеспечивающая включение заднего моста и понижающей передачи.
  3. Вал заднего моста. На нем имеется шестерня, входящее в зацепление с шестерней-кареткой.
  4. Промежуточный вал, обеспечивающий передачу крутящего момента на передний мост.

Передачи в раздатке имеют передаточные числа 1,98 и 1, соответственно для пониженной и прямой передачи. При этом передаточные числа КПП ГАЗ 66 сделаны с шагом в 14,7.

Это описание раздаточной коробки на двухосный автомобиль. В раздатке для трехосного варианта предусмотрены два положения рычага понижающих передач, что обеспечивает автоматическое подключение переднего моста при включении пониженной передачи.

Раздаточная коробка может иметь несколько режимов работы:

  • подключена только задняя ось;
  • подключены две приводные оси;
  • две оси подключены с межосевой блокировкой;
  • подключение обеих осей с пониженной передачей и межосевой блокировкой;
  • подключение обеих осей с автоматической блокировкой дифференциала.

Типы раздаточных коробок

По числу передач:

  1. Одноступенчатые. Применяются на полноприводных легковых автомобилях, основная функция – ограничение нагрузок на трансмиссию.
  2. Двухступенчатые. Удваивает число передач, увеличивает диапазон передаточных чисел, и за счет этого повышает тягу. Устанавливается на грузовые машины.

По расположению ведомых валов:

  1. Соосные. Устанавливаются на большинство автомобилей. Их конструкция обеспечивает легкую установку межосевых дифференциалов. Кроме того, крутящий момент распределяется с учетом вертикальных нагрузок. Передний мост включен постоянно, что делает управление раздаткой более простым. Дополнительно с такими коробками обязательно устанавливается устройство для блокировки межосевого дифференциала, чтобы обеспечить движение при буксовании колес.
  2. Несоосные раздаточные коробки, как правило, не оснащаются дифференциалами. Это влечет за собой необходимость отключать передний мост при движении по дорогам с твердым покрытием. В противном случае это приведет к неравномерному распределению мощности и ускоренному износу шин. Одновременно блокируется пониженная передача, чтобы ограничить передачу чрезмерного крутящего момента на задний мост.

По приводу ведомых валов:

  • с дифференциальным приводом;
  • с блокированным приводом.

С дифференциальным приводом

Дифференциальный привод обеспечивает передачу крутящего момента от ведущего вала к ведомым через особое устройство – дифференциал. Он обеспечивает оптимальное распределение вращения между осями автомобиля. Устройства различаются между собой по конструкции и местоположению.

С блокированным приводом

Главная особенности такой коробки – она обеспечивает синхронное вращение колес, установленных на разных мостах. Однако по-настоящему синхронное движение возможно только на идеально ровной дороге. На практике одновременное вращение колес приводит к так называемой «циркуляции мощности» в трансмиссии. В результате на детали трансмиссии и шины приходится повышенная нагрузка.

Кроме того, существуют раздатки со смешанным приводом. В такой конструкции одни ведомые валы имеют одинаковую угловую скорость, а другие соединены через дифференциал.

Обслуживание раздатки

Коробка подвергается серьезным нагрузкам во время эксплуатации. Ее исправность зависит от соблюдения правил использования и постоянной профилактики.

Основные симптомы неисправного механизма:

  1. Дополнительный шум и вибрация.
  2. Сложно включить или выключить рычаги управления.
  3. Самопроизвольное отключение режима на ходу.
  4. Масляные пятна на корпусе, подтекание масла.

Установленная раздатка на ГАЗ 66

Чтобы вовремя их обнаружить, необходимо регулярно проводить:

  1. Визуальный осмотр коробки.
  2. Долив масла в картер.
  3. Проверку и коррекцию затяжки крепления.

Эти несложные действия не займут много времени, зато позволят обнаружить первые признаки неисправностей и своевременно их устранить.

  1. Недостаточный уровень масла в картере или его ненадлежащее качество. Нужно регулярно проверять уровень масла и, если нужно, доливать. Покупать смазочные материалы только у проверенных поставщиков.
  2. Износ зубьев приводных механизмов. Мелкие повреждения устраняются шлифовкой, крупные – заменой деталей.
  3. Неисправное крепление вилок или выработка шатунов.
  4. Сломанный модуль сцепления. В этом и вышеперечисленных случаях вышедшие из строя детали нужно заменить.
  5. Износ прокладок и сальников. Эти детали нужно своевременно менять, так как ресурс их работы невелик. Следует всегда иметь запас расходных материалов и смазки.

Раздаточная и коробка передач ГАЗ 66 устроены достаточно сложно, чтобы можно было выполнить ремонт без надлежащего опыта. При отсутствии опыта самостоятельного ремонта и нужных инструментов лучше обратиться в автосервис. Однако если имеется опыт успешной работы с узлами грузовых автомобилей, можно приняться за ремонт, предварительно изучив инструкцию и посмотрев обучающие ролики.

Как снять и разобрать раздаточную коробку

Как снять:

  1. Освободить от крепления тяги рычагов управления раздаточной коробки.
  2. Отсоединить горизонтальную тягу ручного тормоза.
  3. Отсоединить промежуточный карданный вал, вал привода переднего моста и карданный вал привода заднего моста. После этого коробку будет легко снять.

Разборка коробки начинается со снятия центрального тормоза. Затем из картера удаляют ведущий вал и шестерню включения заднего моста. После отсоединения тросика спидометра можно убрать крышку промежуточного вала и снять его. Последними снимаются приводы к переднему мосту.

Заключение

Обслуживание раздаточной коробки ГАЗ 66 – ответственная операция. Необходимо выполнять ее своевременно. Подробная инструкция, схема переключения передач ГАЗ 66 и другие полезные материалы можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля и интернете.

Полный привод на ГАЗ-66: устройство, принцип работы и в чём преимущество

Советский и российский автомобиль ГАЗ-66 хорошо известен за пределами страны. Это грузовик с колесной формулой 4х4. Его грузоподъемность составляет 2 тонны, отличительная черта машины – расположение кабины над двигателем. Один из самых массовых и распространенных советских грузовиков, который задействовали как в народном хозяйстве, так и в советской армии. По причине созвучности с номером 66 в народе машина получила два народных названия – «Шишига» и «Шишка». Конструктором грузовика считается Просвирнин, в общей сложности горьковским автозаводом было выпущено немногим больше 965 тысяч экземпляров авто.

Компактность конструкции и сбалансированное расположение центра тяжести – отличительные черты, благодаря которым автомобиль активно использовали десантные войска. Автомобиль спускается без завала кабины и приземляется сразу на все колёса. Но расположение кабины непосредственно над колесами и ограниченное внутреннее пространство стало причиной постепенного вывода «Шишига» из вооружения армии. Однако автомобиль до сих пор известен своей проходимостью. Дальше расскажем о полном приводе на ГАЗ-66.

Устройство полного привода

Раздаточной коробкой оснащаются автомобили, предназначенные для преодоления бездорожья и поездок по пересеченной местности. Раздатка обеспечивает равное распределение усилий между ведущими мостами грузовика. Именно за счет раздаточной коробки «Шишига» обрела чуть ли не легендарную проходимость. Коробка состоит из корпуса с картером. Картер изготовлен из чугуна путем сварки. Здесь находится трансмиссионное масло. На крышке находится механизм включения и отключения переднего ведущего моста. Ведущий вал в коробке ГАЗ-66 соединен со вторичным валом коробки передач. Он получил шлицы, на которых еще установлена шестерня-каретка, обеспечивающая подключение заднего моста и понижающей передачи. Есть и вал заднего моста, зацепляющийся с шестерней-кареткой. Передача крутящего момента на передний вал происходит посредством промежуточного вала. Раздаточная коробка работает в нескольких режимах: подключенная только задняя ось, подключены обе оси с межосевой блокировкой.

Оба моста ГАЗ-66 – ведущие, передний отключаемый. Мосты гипоидные с редуктором на оси. Редуктор защищен металлическим кожухом вместе с крестовиной карданного вала. С целью повышения внедорожных качеств производитель внедрил в автомобиль самоблокирующиеся кулачковые дифференциалы. Дифференциалы включаются в случае возникновения большой разницы в скорости вращения колес. Одно из возможных условий – вывешивание колес или пробуксовка. Самоблокирующиеся дифференциалы установили исходя из назначения автомобиля: в армейской среде культура вождения не всегда на высоком уровне. Подвеска ГАЗ-66 одинаковая для обоих мостов: на продольных полуэллиптических рессорах, усиленных телескопическими гидроамортизаторами с длинным ходом.

Принцип работы

При определенных условиях движения мост может не заблокироваться. В некоторых случаях, когда коэффициент трения превышает определенный показатель – 0,8 от суммарного усилия, дифференциал блокируется или не блокируется. Однако у водителя остается возможность принудительной блокировки. Если мост не заблокировался, то необходимо создать условия для его блокировки. Осознанно заблокировать мосты можно, выполнив следующие действия: включается пониженная передача, добавляется газ, дальше нажимается педаль тормоза и резко отпускается педаль сцепления. Должны раздаться один или несколько щелчков в мостах, что будет означать их блокировку. Одним словом, необходим резкое усилие, которое зачастую происходит неосознанно, когда вы застряли и начали раскачкой выбираться.

Дифференциал работает следующим образом: при прямолинейном движении транспортного средства все детали дифференциала вращаются как одно целое вместе с ведомой шестерней главной передачи. Крутящий момент от ведомой шестерни главной передачи передается на сепаратор, а от него через заклиненные между кулачками сухари на звездочки и полуоси. Между колесами в этом случае он распределяется поровну. Когда одно колесо начинает вращаться с большей скоростью, с разной частотой начинают вращаться звездочки дифференциала. Соединенная с медленно вращающимся колесом звездочка тоже вращается медленней, что становится поводом для толкания сухарей в сторону второй звездочки, тем самым ускоряя ее вращение.

Неисправности раздаточной коробки

Раздатка является одним из наиболее нагруженных механизмов в системе полного привода. Срок службы коробки зависит и от условий эксплуатации, и от качества обслуживания транспортного средства. О неисправностях можно понять по следующим признакам:

  • затрудненное включение или выключения рычагов управления;
  • посторонние шумы и вибрации при включенных режимах;
  • следы подтеков смазочного материала на корпусе раздаточной коробки.

Обычно значительно изнашиваются подшипники, зубья приводного механизма, износ вилок или штоков. Причина поломки может крыться еще и в недостаточно качественном или низком уровне масла в картере раздаточной коробки.

Преимущества полного привода

Полный привод на ГАЗ-66 дает возможность за рулем грузовика преодолевать не только легкое, но и сложное бездорожье. Практически отсутствует риск угодить в неприятную ситуацию, когда колеса автомобиля становится обездвиженными. «Шишига» способна преодолевать ухабистые местности и неглубокие реки, совершать различные маневры (грузовик действительно достаточно маневренный). Отличная балансировка благоприятствует распределению нагрузки на обе оси, а небольшие затраты на обслуживание делают автомобиль еще более практичным. Военные, да и гражданские водители, которым доводилось много поездить на «Шишке», рассказывали и до сих пор рассказывают о невероятной проходимости машины. Этому способствует еще и отличная геометрия (угол въезда 35, а съезда 32 градуса, минимальный дорожный просвет 315 мм.) Геометрия удачно сочетается с развесовкой (особенно груженого автомобиля) и неплохими тяговыми способностями двигателя, выдававшего максимальный момент уже на 2000 оборотах коленчатого вала в минуту.

Раздаточная коробка ГАЗ-66



Раздаточной коробкой принято называть модуль автомобиля, который отвечает за равномерное распределение усилий при вращении между обоими мостам автомобиля. Данная конструкция используется в машинах, предназначенных для поездок по пересеченной местности.

раздаточная коробка ГАЗ-66

Схема раздаточной коробки ГАЗ-66

Автомобиль ГАЗ-66 или, как его называют в простонародье, «Шишига» является одним из наиболее удачных грузовых автомобилей автозавода ГАЗ. И это справедливо, его конструктивные решения по организации основных узлов и агрегатов, в частности, раздатки, позволяют преодолевать бездорожье, которое большинству автомобилям не под силу.

ГАЗ 66

Внешний вид ГАЗ-66

Конструкция раздаточной коробки ГАЗ-66

Поскольку внешне, а также функционально раздатка схожа с коробкой трансмиссии, она и получила свое название раздаточной.

Основным ее предназначением является равномерное распределение нагрузки на все мосты автомобиля, а также усиление прилагаемых усилий крутящего момента. В зависимости от типа автомобиля раздатка может иметь либо только функцию подключения переднего моста, либо дополнительное переключение на пониженную передачу.

раздаточная коробка ГАЗ 66

Так выглядит разобранная раздаточная коробка ГАЗ-66

Раздаточная коробка на ГАЗ-66 предусматривает возможность хода на пониженной передаче. Для этого она оборудована двумя рычагами переключения, которые обеспечивают управление включением режимов работы мостов и передач при движении, в том числе:

  • Первый рычаг (с левой стороны): предусмотрено два возможных положения, он отвечает за активацию переднего моста, при этом упор вперед означает одновременную работу двух мостов.

собранная раздаточная коробка

  • Второй рычаг (с правой стороны) имеет три положения:
  • w Нейтральное.
  • w Крайнее вперед, когда подключается основная передача прямого действия.
  • w Заднее, предназначенное для движения с понижением передачи.

Коробка раздатки ГАЗ-66 принадлежит к тому типу, которые оснащены блокирующим устройством с функцией предотвращения подключения пониженной передачи, когда передний мост не активен.

Передачи в раздатке имеют передаточные числа 1,98 и 1, соответственно для пониженной и прямой передачи.

В своем составе раздаточная коробка имеет следующие составляющие:

  • Устройство ведущего вала, к которому посредством фланца передается движение от карданной передачи.
  • Шестерню включения прямой и пониженной передачи.
  • Привод заднего моста, который представляет собой вал с предустановленными двухсторонними зубчатыми колесами.
  • Промежуточный вал, связующий, имеет подвижной зубчатый механизм (шестерню) и отвечает за включение переднего моста, а также пониженной передачи.
  • Привод переднего моста с шестерней, необходимой для непосредственного обеспечения подключения переднего моста.
  • Картер, защитный короб с отверстием для заливки масла.
  • Рычажно-тяговый механизм управления.

Функционирование раздаточной коробки ГАЗ-66 основано на принципе перемещения шестерен в разные положения посредством тягового управления, что обеспечивает вхождение в зацепление с определенной шестерней привода.

Данная конструкция применяется на двухосном, стандартном варианте автомобиля.


Комплектация ГАЗ-66 в трехосном варианте предполагает раздатку, в которой присутствует два положения рычага переключения понижающих передач. При положении включения пониженной передачи происходит автоматическое подключение переднего моста посредством срабатывания клапана электромагнитного типа. Панель приборов в кабине оборудована индикацией работы дополнительного моста и клавишей принудительного его отключения при прямой передаче.

Неисправности раздатки ГАЗ-66, их диагностика и устранение

Раздаточная коробка на ГАЗ-66 относится к тем частям автомобиля, которые в процессе эксплуатации подвержены серьезным нагрузкам и их исправность зависит как от соблюдения основных правил использования, так и от проведения регулярных профилактических мероприятий.


Показателями неисправного механизма раздаточной коробки, как правило, служат следующие признаки:

  • Дополнительные шумы и вибрации при включенных режимах работы.
  • Затрудненное включение или выключение рычагов управления.
  • Самопроизвольное отключение режима на ходу.
  • Масленые подтеки на картере раздаточной коробки.

Причинами, вызывающими данные «симптомы», могут быть следующие неисправности:

Как установить двигатель д240 на газ 66

Отзыв владельца Газ-66 — тюнинг. Итак собрал информацию что было сделано чтобы из Газ66 родился данный Зверь на солярке.
1)Сердце нашего зверя:
Надёжный и в то же время простая силовая установка, роль которой выполняет двигатель Д240.Агрегат относится к дизельным четырёх цилиндровым моторам, блок цилиндров установки усиленный, выпо…

Инструкция по переоборудованию автомобиля ГАЗ-66 дизельным двигателем Д С

1 Инструкция по переоборудованию автомобиля ГАЗ-66 дизельным двигателем Д С 1

2 1 Введение Инструкция предназначена для работников авторемонтных предприятий, выполняющих работы по замене штатных карбюраторных двигателей на автомобилях ГАЗ-66 на дизельные двигатели Д С. Дизельный двигатель Д С-2950 (номинальной мощностью 107л.с., максимальным крутящим моментом 340 Н м, номинальной частотой вращения 2400 об/мин) автомобильная модификация турбонаддувного четырехцилиндрового дизельного двигателя Д-245, комплектуется одноцилиндровым пневмокомпрессором с отключаемым приводом, турбокомпрессором ТКР 6, жидкостно-маслянным теплообменником, гидронасосом НШ-10, муфтой сцепления диафрагменного типа производства ОАО «Горьковский автомобильный завод», бачком гидроусилителя руля с подключеным к НШ-10, картером маховика с картером муфты выключения сцепления, стартером 12В, генератором 14 В, вакуумным насосом, по согласованию с потребителем коробкой передач (с кулисой и повышающей 5-ой передачей),. К дизельному двигателю в состоянии поставки по согласованию с потребителем может прикладываться ряд деталей и сборочных единиц (воздухоочиститель, кронштейны, трубопроводы, рукава, хомуты, датчики, воздухоочиститель, переходники и др.) необходимых для установки двигателя. 2 Подготовительные работы, проводимые перед установкой дизельного двигателя на автомобиль. п/п Содержание операции Инструмент и приспособление 2.1 Снять с автомобиля площадку с органами управления двигателя, КПП, рычаги управления раздаточной коробки. 2.2 Снять штатный карбюраторный двигатель с коробкой передач. 2

3 п/п Содержание операции Инструмент и приспособление 2.3 Снять масляный радиатор ввиду того,что дизельный двигатель комплектуется жидкостно-масляным теплообменником. 2.4 Снять выхлопные трубы карбюраторного двигателя ключ 17х Снять топливный бак, слить бензин и очистить бак от посторонних примесей 2.6 Снять поперечену рамы крепления задних опор карбюраторного двигателя путем молоток, зубило, среза заклепок. шлифмашина 3 Доработка рамы автомобиля 3.1 Произвести доработку передней поперечены рамы автомобиля под картер шлифмашина, дрель масляный (рис. 1). Дополнительно установить под переднюю поперечену рамы усиливающий элемент для предотвращения его поломки или приварить косынки. сварочный аппарат 3.2 На поперечную раму приварить две резьбовые втулки толщиной 22мм Ø56мм под установку передней опоры двигателя согласно (рис. 2). сварочный аппарат 3.3 Расверлить 3 отверстия Ø12 мм с каждой стороны в раме автомобиля под крепления амортизаторов.установить на раму автомобиля задние кронштейны крепления ключ 19х22, 22х24 двигателя и закрепить на них подушки боковых опор ( А1) болтами ключ 17х19 М12х1,5-6gх30 с пружинными шайбами (рис. 3). 3.4 Доработать площадку (по месту) под коробку передач на которой находится запасное колесо и аккумуляторная батарея (автомобиль бортовой). 3

4 п/п Содержание операции Инструмент и приспособление 4 Установка коробки переключения передач (КПП) На штатном карбюраторном двигателе установлена коробка передач и картер сцепления производства «Горьковского автомобильного завода», которые не агрегатируются с дизельным двигателем в виду разности конструкции и привода сцепления,поэтому необходимо применить коробку передач производства ЗАО «Смоленский автоагрегатный завод» Если в составе дизельного двигателя коробка передач не установлена то необходимо выполнить следующую работу: 4.1 Установить на направляющую крышку первичного вала коробки передач выжимной подшипник, предварительно смазав внутреннюю поверхность корпуса выжимного подшипника. 4.2 Соединить оттяжной пружиной корпус выжимного подшипника сцепления плоскогубцы, с кронштейном на крышке первичного вала для предотвращения проворачивания отвертка корпуса подшипника сцепления и возврат его в первоначальное положение в процессе работы. 4.2 Включить в КПП первую передачу для лучшей стыковки шлицевой части вала с ведомым диском сцепления. 4.3 Поднять подъмным устройством коробку передач поз. 1 (рис. 4) так, чтобы подъмное первичный вал коробки был расположен на уровне центра отверстия в картере устройство, ключ сцепления поз. 2. Повернуть вилку выключения сцепления в сторону коробки 19х22 передач до отказа и перемещая коробку к двигателю завести вилку за корпус выжимного подшипника и установить ее на картер сцепления, закрепить четырьмя болтами М14-6gх45 поз. 3 с пружинными шайбами поз

5 п/п Содержание операции Инструмент и приспособление Болты затягивать равномерно крест-накрест моментом Н м. 4.4 Проверить перемещение выжимного подшипника по направляющей крышке КПП. Заедание подшипника не допускается. 5 Установка дизельного двигателя на автомобиль. 5.1 Установить на картер маховика кронштейны крепления двигателя и закрепить ключ 22х24 болтами М16 моментом Н м.(рис.5). 5.2 Зачалить дизельный двигатель с коробкой передач (рис. 6) и установить на ключ 22х24, втулки передней поперечной рамы и на подушки задних боковых опор, закрепить ключ 30х32, спереди болтами М16 с плоской шайбой, сзади болтами М16х1,5 с пружинной монтажный ломик шайбой (рис.7). 5.3 Двигатель должен быть расположен относительно рамы автомобиля под углом 4. 6 Подсоединение клапанной коробки ГУР с гидроусилителем руля автомобиля. На штатном бензиновом двигателе установлен бачок ГУРа с ременным приводом от шкива, который не устанавливается на дизельный двигатель. 6.1 На дизельном двигателе в состоянии поставки установлена клапанная коробка ГУР с трубопроводами подключеннными к НШ двигателя (рис. 8). 6.2 Подключение гидроусилителя руля автомобиля аналогична, как на штатном отвертка, ключ бензиновом двигателе. 17х19 5

6 п/п Содержание операции Инструмент и приспособление 7 Установка площадки с органами управления двигателя, КПП, рычаги управления раздаточной коробки 7.1 Ввиду различия бензинового и дизельного двигателей по высоте, под поперечную раму на которой закреплена площадку с органами управления устанавливаются втулки длиной 45мм с наружным Ø20 мм, внутренним Ø12 мм и крепятся болтами М12х85. Предварительно расверлить отверстия в раме автомобиля под площадку. ключ 14х Органы управления двигателем, КПП, рычаги доработать по месту. 8 Подключение водяного радиатора Для отвода охлаждающей жидкости от двигателя к водяному радиатору используется гнутая труба с наружным Ø38мм, которая с одного конца через угловой патрубок соединяет верхнюю часть радиатора, с другого конца через рукав соединяет крышку термостата. Крепление рукавов производится хомутами 32х50. Для подвода охлаждающей жидкости к двигателю необходимо установить переходник с Ø 44мм к радиатору и Ø 38 мм к двигателю и соединить рукавами с хомутами (рис.9). 9 Подключение выхлопной системы автомобиля Доработка глушителя производится по месту. 10 Подключение привода сцепления Для подключения привода сцепления используется штатный гидроусилитель, который устанавливается на картер маховика дизельного двигателя. отвертка сварочный аппарат ключ 17х19 6

7 п/п Содержание операции Инструмент и приспособление Для нормального переключения коробки передач ход выжимного подшипника должен составлять min 11 мм, а ход штока рабочего цилиндра min 23мм. Ввиду разности конструкции рычагов выключения сцепления, необходимо изготовить Г-образный рычаг (рис. 10) для соединения рычага привода сцепления со штатным гидроцилиндром привода сцепления. 11 Установка воздухоочистителя Для дизельного двигателя необходим воздухоочиститель с бумажными отвертка фильтрующими элементами, которые обеспечивают средний коэффициент ключ 10х12, 17х19 пропуска пыли не более 0,2% и начальное сопротивление не более 2,45кПа. Воздухоочиститель устанавливается за кабиной автомобиля на кронштейне. Воздухопроводы прокладываются вдоль двигателя (рис. 11) без касания с металлическими частями двигателя и автомобиля, с дополнительным креплением к раме автомобиля по трассе для исключения нарушения герметичности. Минимальный внутренний диаметр воздухопроводов 60 мм. 12 Подключение вакуумного усилителя тормозов автомобиля Автомобиль ГАЗ-66 оборудован гидровакуумным усилителем тормозов отвертка На дизельном двигателе установлен вакуумный насос с приводом от ремня (рис. 12). Для подсоединения вакуумного насоса используется штатный трубопровод и подсоединяется по месту с гидровакуумным усилителем тормозов автомобиля. 7

8 п/п Содержание операции Инструмент и приспособление При использовании вакуумного насоса необходимо обеспечить герметичность трубопровода от гидровакуумного усилителя тормозов до вакуумного насоса, для предотвращения выброса масла с сапуна из-за нагнетаемого воздуха в картер дизеля. Для эффективной работы тормозов необходимо поддерживать исправность гидровакуумного усилителя тормозов, гидропривода тормозов и герметичность трубопроводов. 13 Подключение системы питания двигателя Для подключения системы питания дизеля необходимо демонтировать с шасси автомобиля топливный фильтр-отстойник, вместо него на раму автомобиля установить фильтр грубой очистки топлива Проложить новые топливопроводы и обеспечить отвод топлива в бак с топливного насоса для исключения попадания воздуха в систему питания дизельного двигателя и обеспечения бесперебойного запуска и его работы. При первом запуске дизельного двигателя обязательно требуется прокачать систему питания двигателя подкачивающим насосом от бака до топливного насоса. На фильтре тонкой очистки топлива имеется пробка для удаления воздуха из системы питания дизельного двигателя. 14 Подключение электрооборудования Рекомендуемая схема подключения электрооборудования автомобиля на рис

9 п/п Содержание операции Инструмент и приспособление 15 Подключение средств облегчения пуска дизельного двигателя На дизельном двигателе установлен электрофакельный подогреватель с бачком для дизельного топлива. Для подключения электрофакельного подогревателя необходимо использовать элемент контрольный и добавочное сопротивление. Принцип работы ЭФП следующий: При повороте ключа замка зажигания в первое положение подводится ток в цепь спирали накаливания через контрольный элемент и добавочное сопротивление Разогрев спирали осуществляется в течение 15-20с. По истечении этого времени температура спирали достигает примерно 950 С. При повороте ключа во второе положение одновременно с запуском стартера включается катушка электромагнита ЭФП. При этом спираль подогревателя остается включенной, а контрольный элемент и добавочное сопротивление шунтируются. Якорь, помещенный внутри ЭФП и служащий клапаном, перемещается вверх и открывает отверстие, через которое топливо вытекает из корпуса клапана на раскаленную спираль и воспламеняется. Подача топлива осуществляется самотеком от бачка ЭФП. После запуска дизеля, одновременно с автоматическим отключением стартера отключается питание от катушки электромагнита и якорь под действием пружины перемещается в исходное положение, перекрывая отверстие в корпусе клапана. Подача топлива на спираль прекращается. Рекомендуемая схема подключения ЭФП на рис. 13. Подключение спирали ЭФП непосредстввенно к аккумуляторной батарее не недопустимо, т.к. приведет к перегоранию спирали. 9

10 п/п Содержание операции Инструмент и приспособление 16 Доработка промежуточного карданного вала Дизельный двигатель Д С с коробкой передач длинее по отношению к бензиновому двигателю, поэтому требуется укоротить промежуточый карданный вал со стороны крепления его к раздаточной коробки. Ввиду различий фланца-вилки карданного вала и фланца коробки передач необходимо установить переходник. 17 Подключение системы отопления кабины Подключение системы отопления кабины производить по (рис.14). 18 Подключение пневмокомпрессора дизеля Подключение пневмокомпрессора дизеля осуществляется через штуцер , с наружной резьбой КГ 1/2″ с внутренней резьбой КГ 3/8″ и соединяется со штатным штуцером с системой подкачки шин автомобиля ГАЗ Подключение механизма подачи топлива и останова двигателя Для подключения механизма подачи топлива необходимо доработать штатную систему управления бензиновым двигателем. При работе дизельного двигателя заедание механизма привода подачи топлива и неполного выжима рычага управления топливным насосом (положение рычага с упором от минимального до максимального холостого хода) запрещается. Для останова двигателя используется штатный трос управления дроссельной заслонкой бензинового двигателя. 10

Установка кпп на газ 66

Коробка передач автомобиля ГАЗ-66

Коробка передач четырехступенчатая, с синхронизатором на 3—4-й передачах. Передаточные отношения коробки: на первой передаче 6,55; на второй 3,09; на третьей 1,71; на четвертой 1,0; на передаче заднего хода 7,77. Коробка передач крепится к картеру сцепления шпильками.

Основные части коробки: картер с крышкой, первичный вал с шестерней и подшипниками, промежуточный вал с шестернями и подшипниками, вторичный вал с шестернями и подшипниками, синхронизатор, блок шестерен заднего хода с осью, механизм переключения передач.

Чугунный картер сверху закрывается крышкой, а в боковых стенках имеет люки для подсоединения коробки отбора мощности; при ее отсутствии люки закрываются крышками. На левой стенке картера имеется пробка контрольно-наливного отверстия, а внизу пробка для слива масла. На дне картера установлен грязеуловитель, а в крышке заднего подшипника вторичного вала — сапун.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Первичный вал изготовлен заодно с шестерней и передним концом опирается на шариковый подшипник, установленный в расточке коленчатого вала. Передней опорой вторичного вала является роликовый подшипник, установленный в расточке первичного вала. Внутренние кольца шариковых подшипников фиксируются на валах гайками, а наружные кольца — с помощью разрезных упорных колец, зажимаемых между крышками подшипников и картером.

Промежуточный вал изготовлен заодно со своими шестернями. На шлицах вторичного вала установлена шестерня первой передачи и заднего хода; шестерни второй 11 и третьей 21 передач этого вала установлены свободно, в их отверстия запрессованы бронзовые втулки. Шестерня второй передачи имеет на ступице зубчатый венец, а шестерня третьей передачи, кроме того, имеет конус.


Рис. 1. Коробка передач автомобиля ГАЗ -66:
1 — картер; 2 — шестерня привода промежуточного вала; 3 — промежуточный вал; 4 — шестерня первичного вала; 5 — вторичный вал; 6 — первичный вал; 7 — синхронизатор; 8 — крышка картера; 9 — шток переключения первой и второй передач; 10 — фиксатор; 11, 20 — шестерни второй передачи; 12 — рычаг; 13 — шток переключения третьей и четвертой передач; 14, 19 — шестерни первой передачи; 15 — шток включения передачи заднего хода; 16 — сапун; 17 — блок шестерен заднего хода; 18 — ось блока шестерен заднего хода; 21, 22—шестерни третьей передачи; 23— сливная пробка; 24 — пробка контрольно-заливного отверстия; 25 — плунжер замкового устройства; 26 — штифт; 27 — предохранитель от случайного включения передачи заднего хода

Уплотнение вторичного вала обеспечивается резиновым сальником, течь масла из картера в месте выхода первичного вала предотвращается внутренней маслосгонной канавкой, выполненной в крышке подшипника.

Блок шестерен заднего хода вращается на оси, запрессованной в заднюю стенку и прилив картера. В отверстии блока имеется бронзовая втулка.


Рис. 2. Синхронизатор коробки передач автомобиля ГАЗ -66:
1 — блокировочные кольца; 2 — сухари; 3 — ступица; 4 — муфта; 5 — проволочное кольцо: 6— вилка; 7 — ведомый вал коробки передач

Шестерни блока, а также шестерня первой передачи и заднего хода прямозубые, остальные все шестерни коробки косозубые.

Синхронизатор служит для бесшумного переключения передач путем выравнивания угловых скоростей включаемых элементов. В рассматриваемой коробке установлен инерционный синхронизатор с блокировочными кольцами. Он состоит из ступицы, муфты, двух блокировочных колец, трех сухарей, двух проволочных колец. Ступица устанавливается на шлицах вторичного вала и фиксируется гайкой. На ступице нарезаны наружные зубья и пазы под сухари. Муфта расположена на зубьях ступицы и в среднем положении удерживается сухарями, выступы которых входят во внутреннюю кольцевую канавку муфты. Сухари прижимаются к муфте упругими кольцами. Бронзовые блокировочные кольца имеют наружные зубья со скосами и впадины под сухари; ширина впадин несколько больше ширины сухарей.

Работает синхронизатор следующим образом. При перемещении муфты усилие через сухари передается на одно из блокировочных колец, которое вместе с муфтой перемещается относительно ступицы в сторону включаемой шестерни до соприкосновения с ее конической поверхностью. Вследствие разности угловых скоростей включаемой шестерни и ведомого вала на конических поверхностях возникает сила трения, которая поворачивает блокировочное кольцо до упора его в сухари. При этом зубья блокировочного кольца станут напротив зубьев муфты и дальнейшее перемещение муфты становится невозможным. После выравнивания угловых скоростей шестерни и синхронизатора сила, сместившая блокировочное кольцо, исчезает; под действием усилия водителя оно вернется в первоначальное положение, чему способствуют скосы на зубьях муфты и кольца. После этого муфта свободно проходит между зубьями блокировочного кольца и соединяется с зубьями малого венца включаемой шестерни, Включение передачи должно происходить бесшумно,

Механизм переключения передач расположен в крышке коробки и состоит из рычага, трех штоков с вилками, трех фиксаторов, замкового устройства и предохранителя от случайного включения заднего хода.

Фиксаторы предотвращают возможность самопроизвольного включения или выключения передач.

Замковое устройство не допускает одновременного включения двух и более передач. Это устройство расположено в канале между штоками и состоит из двух плунжеров и штифта. Плунжеры находятся в лунках штоков, а штифт в отверстии среднего штока. При перемещении крайнего штока плунжер выходит из его лунки, входит в лунку среднего штока и через штифт перемещает другой плунжер в лунку второго крайнего штока. Тем самым средний и второй крайний штоки оказываются в запертом положении. При перемещении среднего штока оба плунжера выходят из его лунок и входят в лунки крайних штоков, запирая их.

При включении передачи заднего хода водитель дополнительно преодолевает сопротивление пружины предохранителя, что предотвращает возможность случайного включения заднего хода при движении вперед.

Работа коробки передач. При включении первой передачи водитель перемещает верхний конец рычага на себя и вперед, при этом нижний конец рычага входит в переводную головку штока первой передачи и перемещает его назад. Это движение через вилку передается шестерне, которая, перемещаясь по шлицам вала, входит в зацепление с шестерней первой передачи промежуточного вала. Крутящий момент передается через пару шестерен на промежуточный вал и через пару шестерен первой передачи на вторичный вал. В обеих парах шестерен крутящий момент увеличивается, а скорость вращения уменьшается.

На второй передаче шестерня перемещается вперед и своими внутренними зубьями соединяется с малым зубчатым венцом шестерни. Крутящий момент передается через пары шестерен и через ступицу шестерени на вторичный вал.

На третьей передаче водитель перемещает муфту синхронизатора назад. После выравнивания угловой скорости шестерни с угловой скоростью вторичного вала синхронизатор соединяет шестерню с валом. Крутящий момент передается через пары шестерен и синхронизатор на вторичный вал.

На четвертой передаче при помощи синхронизатора соединяются между собой первичный и вторичный валы, крутящий момент передается с одного вала на другой напрямую, без из« менения.

На передаче заднего хода водитель перемещает вперед блок шестерен заднего хода, его передняя шестерня соединяется с шестерней первой передачи вторичного вала, а задняя шестерня с шестерней первой передачи промежуточного вала. Крутящий момент передается через шестерни 2 и 4 на промежуточный вал, через шестерню на переднюю шестерню блока и от задней шестерни блока на шестерню вторичного вала. В этом случае в работе участвуют три пары шестерен, первичный и вторичный валы вращаются в разные стороны.

Смазка трущихся поверхностей коробки осуществляется разбрызгиванием вращающимися шестернями масла, налитого в картер. В коробку передач заправляется 3,5 л (с коробкой отбора мощности 4,2 л) масла.

На автомобиле ГАЗ -53А коробка передач такая же, как и на ГАЗ -66. Отличие состоит в том, что в крышке заднего подшипника вторичного вала установлен привод спидометра, а рычаг переключения передач имеет другую форму.

Читайте также: