Замена диска сцепления камаз 6520

Обновлено: 12.05.2024

Сцепление автомобилей Камаз-4310, 55111, 43118, 5320 подлежит замене:

- Пробуксовывание дисков сцепления в результате ослабления или поломки нажимных пружин, износа фрикционных накладок ведомых дисков, при котором невозможно восстановить свободный ход рычага вала вилки выключения сцепления регулировкой.

- Неполное выключение сцепления в результате перекоса или коробления ведомых и нажимного дисков, а также ослабления заклепок ступицы ведомого диска.

- Механическое повреждение сцепления, нарушающее его нормальную работу.

Снятие сцепления автомобилей Камаз-4310, 55111, 43118, 5320

- Снимите коробку передач, выполняйте без слива масла из картера колобки передач.

-Вверните в нажимной диск до упора в кожух четыре технологических болта. Отогните усы стопорных шайб.

- Выверните болты крепления кожуха сцепления к маховику и снимите кожух сцепления с нажимным диском в сборе, средний и ведомые диски сцепления.

Установка сцепления Камаз-4310, 55111, 43118, 5320

- Вставьте в полость маховика ведомые и средний диски.

Техническое условие - Правильное расположение ступиц ведомых дисков—короткими выступающими торцами навстречу друг другу

Совместите отверстия на кожухе сцепления с отверстиями маховика.

- Вставьте в шлицевые отверстия ведомых дисков Камаз-4310, 55111, 43118, 5320 ведущий вал коробки передач, вставьте болты крепления кожуха и затяните их. Момент затяжки болтов 53,9—61,8 нм (5,5—6.3 кг/см). Затяните болты равномерно в 2—3 приема

Технические условия - Перед установкой кожуха сцепления Камаз-4310, 55111, 43118, 5320 с нажимным диском в сборе проверьте правильность положения упорного кольца

Для проверки нажимной диск в сборе установите и закрепите на контрольной подставке или на маховике со вставкой, обеспечивающие установочный размер 29±0,1 мм, и отпустите технологические болты. Правильное положение упорного кольца определяется монтажным размером 54±0.3 мм, биение торцов не более 0,2 мм.

- Выверните технологические болты и выньте шлицевую оправку

- Установите коробку передач.


Рис.1. Диск сцепления Камаз-4310, 55111, 43118, 5320 нажимной

1—диск нажимной сцепления; 2-кольцо упорное оттяжных рычагов; 3 —рычаг оттяжной; 4 — ролик игольчатый оттяжки рычагов и вилок рычагов; 5 — ось вилки рычага; 6 —кольцо упорное; 7, 19 — шайбы; 8 —вилка рычага; 9 — пружина упорного кольца; 10 — рычаг оттяжной с вилкой и пружиной в сборе; 11 — петля пружины; 12 — кожух сцепления; 13 — гайка регулировочная вилки рычага; 14 — шайба стопорная; 15 — пластина опорная; 16 — пластина запорная; 17 — болт; 18 — болт стяжной; 20—пружина нажимная сцепления; 21 — шайба подкладки; 22 — подкладка нажимной пружины

Разборка механизма сцепления Камаз-4310, 55111, 43118, 5320

- Установите кожух сцепления в сборе с нажимным диском на стенд и закрепите

- Отогните усы запорных пластин 16 (рис.1), выверните болты 17 крепления запорных и опорных пластин и снимите опорные 15 и запорные 16 пластины

- Снимите стопорные шайбы 14 регулировочных гаек и отверните регулировочные гайки 13

- Наметьте взаимное расположение кожуха 12 и нажимного диска

- Выверните стяжные болты 18 из нажимного диска 1 и снимите кожух 12 сцепления со стенда

- Снимите упорное кольцо 2 отжимных рычагов и петли 11 пружин упорного кольца

- Снимите нажимные пружины 20, шайбы 21 и подкладки 22 с нажимного диска сцепления

- Снимите упорные кольца 6 и плоские шайбы 7 с осей 5 рычага, нажимного диска

- Выпрессуйте оси 5 вилок рычагов нажимного диска, снимите рычаги 10 в сборе с вилками 8 и пружинами 9 упорного «кольца и выньте игольчатые ролики 4 отжимных рычагов 3

- Снимите нажимной диск со стенда

- Выпрессуйте оси 5 вилок рычагов, снимите пружины 0, отсоедините вилки 8 от рычагов 3 нажимного диска, выньте игольчатые ролики из отверстий рычагов


Рис.2. Диск ведомый сцепления Камаз-4310, 55111, 43118, 5320

1 — заклепка; 2, 4 — накладка сцепления фрикционная; 3 — диск ведомый сцепления в сборе

- Установите ведомый диск в сборе на пресс, выпрессуйте заклепки 1 (рис.2) крепления фрикционных накладок к диску сцепления и снимите фрикционные накладки 2 и 4 с ведомого диска

- Установите средний ведущий диск 1 (рис.3) на верстак

- Отогните края стопорных шайб 2, выверните оси 6, снимите втулку 5, отжимной рычаг 4 и пружину 3

- Промойте детали среднего ведущего диска и проверьте их состояние


Рис.3. Диск сцепления Камаз-4310, 55111, 43118, 5320 средний ведущий

1— диск сцепления ведущий средний; 2—шайба стопорная; 5 —пружина; 4 — рычаг отжимной; 5 — втулка отжимного рычага; 6 — ось отжимного рычага

Технические условия на дефектацию и ремонт деталей механизма сцепления Камаз-4310, 55111, 43118, 5320


Рис.4. Диск нажимной Камаз-4310, 55111, 43118, 5320

Нажимной диск Камаз-4310, 55111, 43118, 5320 (рис.4). Не допускается:

— неплоскостность поверхности трения А более (0,07 мм);

— износ поверхности трения под отжимные рычаги более 0,5 мм;

— трещины на поверхности А (термические, радиальные) глубиной более 0,5 мм;

— ширина С пазов под рычаги нажимного диска сцепления более 12,2 мм;

— диаметр В отверстий под ось рычага нажимного диска сцепления более 10,85 мм;

— ширина Е шипов менее 59,64 мм.

Игольчатые ролики. Не допускаются следы коррозии и вмятины на поверхности игольчатых роликов.


Рис.5. Кожух сцепления Камаз-4310, 55111, 43118, 5320

Кожух сцепления Камаз-4310, 55111, 43118, 5320 (рис.5). Не допускается:

— износ направляющих поверхностей А под нажимные пружины до толщины стенок менее 5 мм; местный износ направляющих поверхностей 0,6 мм, не более;

— толщина В на сферических поверхностях под регулировочные гайки менее 3,2 мм.


Рис.6. Диск ведомый Камаз-4310, 55111, 43118, 5320

Ведомый диск Камаз-4310, 55111, 43118, 5320 (рис.6). Не допускается:

— биение фрикционных поверхностей А и С при центрировании по боковым поверхностям шлицев более 0,5 мм;

— ширина впадин D шлицевого отверстия ступицы более 6,1 мм;

— износ фрикционной накладки до заклепок.

Диски подлежат ремонту при следующих дефектах:

— ослабление заклепок крепления фрикционных накладок, устранимое заменой заклепок;

— обломы, трещины, обгорание или износ фрикционных поверхностей накладок, устранимые заменой фрикционных накладок.


Рис.7. Диск сцепления Камаз-4310, 55111, 43118, 5320 ведущий средний

Средний ведущий диск Камаз-4310, 55111, 43118, 5320 (рис.7). Не допускается:

— ширина А шипов менее 59,52 мм;

— термические радиальные трещины на фрикционных поверхностях С и В глубиной более 0,3 мм;

— толщина Е менее 24,56 мм.

Средний ведущий диск Камаз-4310, 55111, 43118, 5320 подлежит ремонту при следующих дефектах:

— коробление, задиры и неравномерный износ поверхностей С и В диска, устранимые шлифованием диска до толщины не менее 24,56 мм.

Сборка механизма сцепления Камаз-4310, 55111, 43118, 5320

- Установите в отверстие оттяжных рычагов 3 (см. рис.1) с помощью технологических пальцев игольчатые ролики 4, соедините рычаги 3 с вилками 8, запрессуйте оси 5 рычагов, поставьте пружины 9. Наденьте плоские шайбы 7 и стопорные шайбы

- Установите в отверстия отжимных рычагов игольчатые ролики

- Введите поочередно отжимные рычаги 10 в сборе с вилками и пружинами в прорези бобышек нажимного диска вставьте оси 5 в совмещенные отверстия бобышек и рычагов, выталкивая технологические пальцы, и установите стопорные шайбы

- Установите на нажимной диск Камаз-4310, 55111, 43118, 5320 подкладки 22, шайбы 21 и нажимные пружины 20

- Установите петли 11 пружин упорного кольца и упорное кольцо 2

- Установите кожух 12 сцепления на нажимные пружины, совместите концы вилок 8 с отверстиями кожуха 12, сожмите нажимные пружины, ввернув стяжные болты 18 в нажимной диск.

- Наверните регулировочные гайки 13 на вилки рычагов

- Проверьте положение упорного кольца 2 и при необходимости отрегулируйте его. Перед регулированием обеспечьте установочный размер от поверхности трения нажимного диска 1 до фланца кожуха 12, равный 29±0,1 мм, и затем отпустите стяжные болты 18.

Правильное положение упорного кольца 2 определяйте монтажным размером от его поверхности трения до поверхности трения нажимного диска 1, равным (54±0,3) мм. Торцовое биение кольца 2 должно быть не более 0,2 мм.

При нарушении положения упорного кольца регулировку производите регулировочными гайками 13, восстановив указанный размер, после чего вверните стяжные болты 18.

- Установите стопорные шайбы 14 регулировочных гаек

- Установите опорные 15 и запорные 16 пластины регулировочных гаек, вверните болты 17, застопорите болты отгибанием усов запорных пластин 16, застопорите регулировочные гайки 13 отгибанием стопорных шайб 14.

- Снимите кожух сцепления Камаз-4310, 55111, 43118, 5320 в сборе с нажимным диском со стенда

- Совместите отверстия фрикционных накладок 2 и 4 (см. рис. 124) с отверстиями ведомого диска 3 сцепления и прижмите накладки к диску струбциной

- Вставьте заклепки 1 в совмещенные отверстия накладок и диска, установите диск на опору пресса и расклепайте заклепки

- Переверните ведомый диск в сборе, вставьте заклепки в отверстия, установите диск на опору пресса и расклепайте заклепки.

- Проверьте правильность сборки ведомого диска сцепления Камаз-4310, 55111, 43118, 5320. Толщина ведомого диска в сборе с накладками 11±0,1 мм. Не параллельность поверхностей трения ведомого диска в сборе не более 0,2 мм. 3. Биение поверхностей трения фиксированных накладок должно быть не более 0,5 мм на радиусе 137 мм от центра диска.

- Нанесите на ось 6 (см. рис.3) смазку тонким слоем

- Установите на ось 6 втулку 5, рычаг 4, пружину 3. стопорную шайбу 2

- Вверните оси с рычагами в средний ведущий диск 1. После вворачивания оси рычаг

должен свободно вращаться вокруг оси от руки и под действием пружины возвращаться в исходное положение.

- Застопорите оси среднего ведущего диска путем отгиба с двух сторон стопорной шайбы 2

Сцепление – диафрагменное, двухдисковое модели 17 или однодисковое, диафрагменное, вытяжного типа модели GMFZ 430 фирмы F&S (Германия).

Привод управления гидравлический, снабженный пневмоусилителем.

В приводе управления сцеплением для уменьшения усилия на педали введена дополнительно серво-пружина, прикрепленная одним концом. к верхней части педали, другим - к кронштейну.

Свободный ход муфты выключения сцепления (для сцепления модели 17) определяйте, перемещая рукой рычаг (см. рис. Свободный ход муфты выключения сцепления). Пружину при этом отсоедините. Нормальному ходу муфты соответствует ход рычага 4—5 мм. Если ход рычага менее 3 мм, то, вращая сферическую гайку, отрегулируйте ход рычага.

Для выключения сцепления модели GMEZ 430 применяется привод без зазора между муфтой выключения сцепления и диафрагмой.

Модель сцепления 17 GMFZ 430
Передаваемый крутящий момент, Н.м (кгс.м) 1350 (135) 1600 (160)
Усилие диафрагмы при сцеплении, кН (кгс):
--- включенном 18,5 (1850) 28 (2800)
--- выключенном 17,5 (1750) 25 (2500)

Сцепление модели 17

1 - винт;
2 - картер сцепления;
3 - маховик;
4 - первичный вал;
5, 7- ступицы ведомых дисков;
6 - пружина гасителя крутильных колебаний;
8 - фрикционная накладка;
9 - ведомый диск;
10 - ограничительный палец;
11 - средний ведущий диск;
13 - нажимной диск;
14 - кольцо диафрагмы;
15 - кольцо опорное;
16 - шланг смазывания муфты;
17 - подшипник;
18 - пружина оттяжная;
19 - муфта выключения сцепления;
20 - вилка выключения сцепления;
21 - вал вилки выключения сцепления;
22 - нажимная диафрагменная пружина;
23 - кожух сцепления

Для выключения сцепления модели GMEZ 430 применяется привод без зазора между муфтой выключения сцепления и диафрагмой.

Сцепление модели GMEZ 430:

1 - первичный вал коробки передач;
2 - ступица ведомого диска;
3 - ведомый диск;
4 - нажимной диск;
5 - диафрагма;
6 - муфта выключения сцепления.

Свободный ход педали сцепления (до начала работы главного цилиндра) зависит от зазора А между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра ( См. рис. Свободный ход педали сцепления ). Нормальному зазору соответствует ход педали 6—12 мм.

Для регулирования зазора расшплинтуйте и ослабьте корончатую гайку эксцентрикового пальца ( см. рис. Регулировка зазора ) и, вращая эксцентриковый палец, установите требуемый свободный ход педали сцепления.

Удаление воздуха из гидропривода выключения сцепления (прокачку) проводите в таком порядке:

Качество прокачки можно определить по величине полного хода толкателя пневмоусилителя сцепления ( см. рис. Прокачка сцепления ). Если уровень жидкости в главном цилиндре нормальный и в жидкости отсутствует воздух, то полный ход толкателя должен быть не менее 25 мм. Для замера полного хода толкателя нажмите педаль сцепления до упора.

Недавно отец решил поменять сцепление на КамАЗе. Пригласил знакомого слесаря на помощь и меня на подстраховку (принеси, подай, подержи, подпили, почисти). Вместе веселей и быстрей.

Начали с того, что ослабили болты крепления коробки. Потом подставили баллон под нее, сверху сложили толстые половые доски, с помощью которых как оказалось очень легко манипулировать коробкой.

Нам же надо было ее отодвинуть сантиметров эдак на 30 и обратно, после замены сцепления.

Сняли корзину, диски

И тут нас настиг "нежданчик". Слесарь говорит, что диски сцепления не сильно изношены, просто они не были отрегулированы предыдущим хозяином, вот и тупило. Это раз. Коробку надо отвозить на ремонт. Это два. Челюсти у нас с отцом по обвисли. В голове начал рисоваться не самый простой и дешевый план действий. Любой ремонт крупных узлов в КамАЗе это большие деньги и тонна усилий. Но обратной дороги нет. "Будем делать" — сказал отец. Понеслась!

Коробку надо было сначала чем-то поднять. Наученные опытом снятия редукторов, соорудили ту же конструкцию и пропили пером отверстие в полу, ибо "термо-фургон".

Потом нам не хватило длины цепи и сделали нечто такое:

Слили масло, чуть не забыли, а то было бы тяжелее :)

Начали отодвигать, опускать, следить, чтобы ничего не сломать

Через какое-то время коробка лежала на земле

Далее ее оттащили в сторону, чтобы потом погрузить в ГАЗель и отвезти на рем. базу.

Ладно, пока слесарь рядом надо доделать остальные косяки. В прошлый четверг отец позвонил и сказал, что сломался в Йошкар-Оле. Покупай, говорит, запчастюли такие-то и лети ко мне. Время было около 20:00. По пути захватил знакомого отца, бывалого камазиста. Выехал из Казани в 22:00. А сломалась у отца ступица. У КамАЗа правда это не ступица, а сложный механизм. Именуют его "цапфа". Если конкретнее, то внешний ступичный подшипник приварился к оси. Перед дорогой отец хотел его посмотреть да все времени не было. Всю неделю до этого вечерами варили вместе забор, ворота. Вот и стрельнуло. КамАЗ капризен, очень не любит мало-мальски халатного отношения.

Вот эти детальки с приваренными кусками подшипника:

В общем, доехал я до него в 2 часа ночи. Почему так долго? А потому что я попал аккуратно на учения местной войсковой части. Они перекрыли дорогу на пару часов у самой "Йошки". Отдал ему запчасти, термос с чаем и бутербродами, поехал обратно. Утром на работку, а пока надо не заснуть и добраться до дома. Ко сну клонило, честно говоря, очень сильно. Ехал через силу, но когда становилось невтерпеж, останавливался, разминался. Ночевать на трассе не хотелось. К счастью, дорога была абсолютно пустой. За весь обратный путь встретил одну попутную фуру. Дома был в 5 часов утра. Спать до работы оставалось 2 часа. "Эх, блин, ни черта не высплюсь" — подумал я. Отрапортовал отцу о благополучном прибытии до подушки и тут же уснул с телефоном в руке. Он в это время заканчивал ремонт и направился тоже домой…

Старый КамАЗ. Необузданный дикий зверь. Но чем больше он ломается, тем больше опыта приобретается. Куда заглянуть лишний раз, что проверить, где подкрутить перед дорогой. Все говорят: "Первый год будешь работать на грузовик, а потом попрет!". Ждем-с, с нетерпением ждем…

Регулировка сцепления КАМАЗ

Не правильная регулировка сцепления на автомобиле Камаз. Цена вопроса повторное снятие коробки передач. Или мучения с регулировкой не снимая коробки. Как отрегулировать сцепление Это вечный вопрос когда устанавливается корзина сцепления. Если каждый день ставить корзину то сомнений нет. Существуют очень важные вопросы о которых лучше знать когда устанавливаешь корзину сцепления

Установка дисков сцепления.

Ступицы дисков сцепления имеют выступ в одну сторону больше чем в другую. При установке они должны большими сторонами смотреть в разные стороны. В сторону маховика

регулировка сцепления камаз

и в сторону корзины сцепления. Первый диск устанавливается большей стороной в сторону маховика. Затем идет промежуточный диск сцепления.

Регулировка сцепления Камаз

Второй диск устанавливается большей стороной ступицы к корзине. Если хотя бы один диск поставить неправильно . Они упрутся друг в друга и корзина работать не будет .

регулировка сцепления камаз

Промежуточный диск должен свободно ходить в пазах маховика. Это очень важное условие. Не должно быть заеданий и подклинивания. В противном случае он будет цеплять за какой то диск. Диск хоть и не будет сильно прижат. Но будет постоянно вращаться. А вместе сним вращается первичный вал. И включить передачу на КПП без треска шестени не получится. Лучше если промежуточный диск бует немного свободен. Характерный стук при нажатии на педаль сцепления слышен на всех Камазах с двумя дисками сцепления. И он не мешает работе сцепления.

Бывает такое что сцепление отрегулировано правильно. Корзина полностью отжимает диски сцепления. А передача при трогании с места включается с большим рыком. Или её вообще не возможно включить. Это именно потому. Что при отжатой корзине хотя бы один диск постоянно вращается вместе с маховиком. При отжатии сцепления оба диска должны останавливаться. Только тогда передача на кпп включится без проблем. И причиной неправильной работы сцепления является промежуточный диск. Он клинит в пазах маховика. Касается диска. И первичный вал продолжает вращаться при выжатом сцеплении. Поэтому на то, как стоит промежуточный диск очень важно обращать внимание.

После того как корзина установлена. Необходимо правильно отрегулировать положение лапок корзины сцепления.

Регулировка двухдисковой корзины сцепления штангельциркулем

На лапках установлено кольцо. Регулировка двухдискового сцепления автомобиля Камаз требует правильно выставить расстояние от наружной плоскости нажимного кольца до диска сцепления. Регулировка двухдискового сцепления осуществляется штангенциркулем. Мерить необходимо от металлической плоскости диска до наружной плоскости нажимного кольца.

Как правильно отрегулировать сцепление на камазе

Многие пытаются это делать от ступицы диска . но это не правильно. Да и размеров таких не существует. Откручивается стопорная шайба на каждой лапке. Она закрыта крынкой которая крепится на двух болтах у каждой регулировочной гайки. Вращение этой гайки поднимает или опускает лапку сцепления. Зазор устанавливается таким образом. Чтобы кольцо было удалено от диска на одинаковое расстояние. То есть при вращении регулировочных гаек диск необходимо выровнять идеально ровно.

Заводское расстояние

Заводское расстояние от диска сцепления от верхней плоскости нажимного кольца составляет 65 мм. При этом сцепление работает идеально. Соблюдаются все рабочие углы при нажатии вилки сцепления на выжимной подшипник. Сцепление работает плавно. Поддаётся регулировка педаль сцепления. Зазор на штоке ПГУ так же легко устанавливается.

Желательное расстояние

Камаз используется в сельском хозяйстве. Вывозит урожай с полей. Выехать с поля и не поджечь сцепление практически невозможно. Диск изнашивается быстро. Поэтому другие модели автомобилей еще долго не появятся в полях.

При износе диска сцепления лапки выходят на встречу выжимному подшипнику. При этом увеличивается зазор от диска до верхней плоскости кольца Поэтому при регулировке необходимо это учесть . И сделать зазор немного меньше. Оптимальный вариант это 62 мм.

При размере 62 мм сцепление так же хорошо поддаётся регулировке. И разница от 65 мм практически незаметна. Но у нас остаётся запас 3 мм который продлит работу сцепления до того момента пока кольцо упрет выжимной подшипник в корпус КПП. При этом сцепление скоро перестанет работать.

Нежелательное расстояние

В интернете утверждают. Что оптимальный размер 57 мм это не правда. Я пробовал. По настоянию владельца. Не удалось ему сразу доказать обратное. Что получилось. Сцепление хорошо выжималось. Но тронуться на без рывка стало не возможно. Вилка выжимного подшипника заняла самое крайне положение. И при отпускании педали происходило резкое отпускание выжимного. Положение вилки при выжатом сцеплении должно выглядеть подобным образом.

А при 57 мм он стало таким.


Вилка становится торцом к выжимному. Плавное отпускание выжимного стало невозможно. Остались два варианта либо ждать пока сотрется диск. И лапки сами выйдут наружу. Но при этом скорее всего повредится КПП. Либо регулировать сцепление по месту. Это возможно хотя и очень неудобно.

Регулировка двухдискового сцепления Камаз не снимая КПП

Верхний лючок кожуха сцепления позволяет это сделать. Поочередно снимаются стопора с регулировочных гаек. Затем отпускаются лапки. Через лючок виден зазор между кольцом и выжимным подшипником. Выжимной подшипник необходимо отвести от корзины. Рычаг на который давит шток ПГУ должен занять вертикальное положение. При этом положении ПГУ правильно работает и легко регулируется. Плоскость выжимного подшипника станет хорошо видна. После этого подводятся лапки. Можно воспользоваться проволокой диаметром 3 м. Вставлять её между кольцом и выжимным. При подведении лапок проволока не должна сильно зажиматься . Так подгонять каждую лапку, не удобно. Но гораздо проще, чем снимать КПП.

Поэтому если возник вопрос как правильно отрегулировать сцепление не советую ставить зазор 57 мм.

Дополнительные регулировки

Остальная регулировка сцепления Камаз заключается в выдерживании зазоров между выжимным подшипником и прижимным кольцом. Оно составляет 1,5 – 3 мм. Зазор регулируется при помои штока ПГУ. Раскручивается стопорная гайка и крутится шток. Здесь не обязательно лезть к выжимному подшипнику и мерить зазор на нем. Достаточно того что появится небольшой люфт на штоке выжимной вилки Будет слышно как выжимной ударяется по кольцу. При нажатии на вилку.

Регулировка свободного хода педали сцепления заключается в том чтобы был зазор между штоком и поршнем в главном цилиндре сцепления. Он так же составляет 1.5 – 3 мм. Если зазор больше то шток ПГУ не будет полностью выходить и выжимать сцепление. Если шток будет давить на поршень главного цилиндра сцепления. Цилиндр перестанет работать. И сцепление не будет выжиматься. Это основные моменты регулировки на двухдисковом сцеплении.


Чаще всего автомобили КАМАЗ оснащены механизмом двухдискового типа, например, диск сцепления sachs КАМАЗ, хотя встречаются и модели с однодисковым вариантом. Тип работы конструкции – фрикционный. Выбор этой разновидности устройства характерен для мощных и тяжелых автомобилей. Во время работы в усиленном режиме двигатель автомобиля испытывает огромные нагрузки, которые приводят к необходимости наладки различных конструкций. Чаще всего это требуется в следующих случаях:

  • пробуксовка механизма при повышении оборотов;
  • несоответствие выявленного свободного хода педали заявленным нормативным значениям;
  • наличие механического треска в конструкции и посторонних шумов во время переключения передач.


Для ремонта корзины механизма необходимо снять её. Сама конструкция представляет собой маховик, диск нажимного характера, а также защитный кожух. Что касается ведомых частей, то это стальные детали, служащие для снижения вибрации элементов автомобиля.

Для демонтажа конструкции надо закрепить болтовое соединение в нажимном узле и утопить его в защитный кожух. Далее при помощи обычных пассатижей, соблюдая аккуратность, открепить усики от стопорных шайб и вынуть крепежи, прикрепляющие кожух к конструкции маховика. После этого можно снять детали в порядке очереди, а затем и сам кожух.

Перед проведением работ важно, используя керн, нанести отметки исходного размещения корзины и точки установки маховика для правильного монтажа отремонтированных деталей КАМАЗа.

Замена неисправных составляющих сцепления подразумевает полный разбор узла. Перед демонтажем маховика важно изучить строение системы и учесть специфику работы конструкции. Средний диск сцепления КАМАЗ 6520 коробка zf устанавливается в особые ниши маховика, которые распределены на поверхности окружности среднего элемента.


Для изъятия излишка тепловой энергии и обеспечения вентиляции пространства сцепления в корпусе диска есть отверстия, разделенные шипами. Среди шипов находится рычаг, отвечающий за положение среднего диска.

Оборотная сторона характеризуется наличием выступающих частей, предназначенных для установки пружин нажимного типа. Здесь важно зафиксировать где-нибудь или запомнить порядок их расположения. Ведомый диск сцепления КАМАЗ 6520 включает в свою конструкцию несколько элементов: накладки, гаситель колебаний, ступицу, заклепочные соединения и стальные пружины.

Соединение ступицы с деталью обеспечивается за счет пружин. Жесткое сопряжение узла отсутствует. Пустое пространство между деталями служит для работы пружин отжимного типа, а также же болта регулировки для промежуточного устройства.

Самые распространенные типы неисправностей – множественные трещины на поверхностях. Встречаются и искривления геометрии деталей автомобиля, износ составляющих, ослабление крепления ступицы и различные механические повреждения заклепок.

При замене одного из элементов может получиться так, что придется обновить весь узел механизма. Так, отработанные прокладки требует замены совместно с заклепками детали.

Чтобы правильно установить запчасти, важно обратить особое внимание на порядок проводимых работ. В первую очередь монтируется ведомый диск сцепления КАМАЗ 5320, который длинным концом должен быть направлен к поверхности мотора. Второй диск сцепления такой же стороной устанавливается к коробке передач. Перед финальной затяжкой корзины в обязательном порядке надо произвести балансировку конструкции автомобиля.

Если накладки изношены и заменены, то необходимо выполнить не только регулирование привода, но и отладку свободного хода КАМАЗа.


Профессиональный технический осмотр автомобиля на станциях СТО или самостоятельная диагностика способны выявить механические повреждения на стальных дисках. Если на поверхности элементов выявлены трещины, следы физического воздействия, различные деформации или износ детали, то поврежденные элементы необходимо немедленно заменить – работа автомобиля с ними становится небезопасной.

Процесс замены начинается с демонтажа поврежденных элементов. Далее нужно перейти к съему заклепок и очищению системы. К нему относятся не только работы по удалению следов старых смазочных материалов, нагара и сажи, но и зачистка стальных зазубрин на ступице для обеспечения дальнейшего корректного взаимодействия узлов. Если выявлено коробление, то его убирают до достижения зазора между плитой и верхней поверхностью до максимального значения в 3 миллиметра. Точность зазора измеряют при помощи щупа.

Клепка фрикционных прокладок производится под давлением пресса с использованием штампа. В ряде случаев при работах с этими конструкциями можно применить вместо него специальные составы на клею.

Если установка деталей и комплектующих выполнена правильно, то коробление конструкции во время касания не будет превышать 0,15 миллиметра. Важно следить за тем, чтобы появившиеся изгибы на поверхности были не больше установленных нормативных значений из допусков, прописанных в документации.

Скорректировать нажимной диск сцепления КАМАЗ 4308 cummins можно на прессе. Для проведения таких работ деталь ставят на кольцо, расположенное на столе, а далее обрабатывают при помощи особой оправки. Установка элемента допускается только с высококачественными заклепками. Состояние этих комплектующих определяется по внешнему виду: деталь проверяют на наличие вмятин, трещин и прочих повреждений конструкции.

Бывают случаи, когда во время работы механизма выявлены неполадки, но можно провести настройку узла и избежать замены запчастей. Если детали проскальзывают, издают слабый запах гари и отличаются вялым разгоном, то проблема заключается в ходе муфты. Отладка этого элемента избавит от проблем с масштабным ремонтом автомобиля и заменой всего узла.

Если детали разводятся не до конца или переключаются с затруднением, то ряд следующих операций решит проблему:

  • установка хода педали;
  • исключение излишка воздуха в приводных магистралях;
  • проверка достаточного уровня жидкости в конструкции ПГУ.


Примечательно, то применение узла стандарта Евро не предусматривает таких действий, кроме работ по наладке свободного хода. При этом смазочные процедуры и наладка составляющих на протяжении эксплуатационного периода не требуются. Исключение – отслеживание достаточного количества жидкости, залитой в бачок от привода.

Наладка этой конструкции автомобиля заключается в установке нормативного промежутка между выжимным диском и контактной плоскостью головок рычагов. Кроме этого во время настройки регулируется свободный ход педали и муфты. Нормальное значение зазора для педали варьируется в интервале от 6 до 12 миллиметров. Искомый промежуток – между положением средней педальной площадки при неактивном положении и секунду, когда начинает работать цилиндр сцепления КАМАЗ 65115. Настройка зазора в узле производится путем вращательных движений эксцентрикового пальца, расположенного в узле сопряжения педального рычага с тягой усиления. Общий процесс регулировки выглядит так:

  • ослабить шплинтовое соединение у корончатой гайки;
  • путем кручением пальца достичь необходимого показателя свободного хода;
  • завернуть гайку;
  • зафиксировать гайку шплинтов;
  • измерить значение свободного хода.

Нормальный показатель будет располагаться в интервале 185-195 миллиметров. Если узел однодисковый, то минимальный показатель сводится к 150 миллиметрам.

Очередной шаг настройки автомобильных систем – изучение и корректировка заданных показателей муфты. Свободный ход запчасти нужно привести к значению, находящемуся в интервале 3,2- 4 миллиметра. Замер можно сделать через вращение гайки регулировки. Для достижения этого нужно:

  • ослабить болтовое соединение вилки;
  • произвести расшплинтование крепежного пальца;
  • достичь свободного положения для пальца и демонтировать его;
  • вращением вилки добиться необходимого промежутка;
  • завернуть гайки;
  • установить палец обратно в посадочное место;
  • монтировать шплинт фиксации;
  • измерить заданные новые показатели.

Ход муфты в миг опущения педали при нормальной работе элемента составляет более 25 миллиметров.

Регулировка механизма подразумевает наладку лапок, которые корзина сцепления КАМАЗ 4308 удерживает на поверхности. Особенность этого типа настройки заключается в допустимости выбора способа настройки узла. Наладку можно сделать прямо на автотранспортном средстве или предварительно сняв элемент.

Если владелец автомобиля выбрал первый вариант, то ему понадобится импровизированный инструмент, который легко сделать своими руками из проволоки с согнутым концом, размер которого будет около 20 миллиметров. Этот самодельный щуп позволит измерить промежуток между опорным кольцом и подшипником. Отрегулировать выявленное значение можно с помощью гайки, закрепленной на штоке ПГУ. Во время процесса важно следить за тем, чтобы у всех лапок было одинаковое примыкание к поверхности крепления элемента.


Кроме регулярных настроек и наладок переменных показателей необходимо регулярно проводить техническое обслуживание сцепления. Это существенно увеличит срок эксплуатации автотранспортного средства и повысит качественные показатели надежности КАМАЗа.

Само обслуживание представляет собой перечень некоторых действий, направленных на выявление мелких неполадок. В первую очередь, необходимо проверить затяжки болтового соединения, закрепляющего усилитель, установленный в приводную цепь. Далее производится диагностика герметичности у трубок гидравлики. Здесь не допускаются подтеки, масляные пятна, протечки и прочие следы жидкости.

После идет осмотр педального узла. Все составляющие сопряжения должны быть механически исправны, не иметь физических повреждений и существенных люфтов.

Следующий этап – работа с жидкостями. Важно проконтролировать наличие достаточного количества смазки на подшипниках муфты, как и на втулке сопряжения вилки. Залив масла в элемент осуществляется через специальные точки, где есть пресс-масленки. Подавать масло в полость можно, используя шприц.

В корпусе ПГУ возможно образование конденсата. Этот тип жидкости недопустим в системе, так как приводит к коррозии стальных элементов. Во время технического обслуживания от конденсата в элементе необходимо избавиться.

Нередки случаи, когда полноценная регулировка не дает желаемого результата, и автомобиль остается в неисправном состоянии. Это сигнализирует о том, что восстановить работоспособность конструкции невозможно. Решить проблему можно, заменив весь узел сцепления или его изношенную часть.

К показателям, ведущим к замене запчастей, относятся:

  • жесткая работа дисков, провоцирующая резкий старт автотранспортного средства;
  • усложненный запуск автомобильных передач, который сопровождается треском, шумами и прочими звуками;
  • медленный набор скорости автомобилем;
  • несоответствие оборотов мотора включенной передаче и скорости, которая должна быть фактически;
  • запах гари и перегревшихся накладок во время передвижения автотранспортного средства.

Даже единственный, а тем более одновременно несколько выявленных признаков запрещают дальнейшую эксплуатацию КАМАЗа без замены неисправных частей.


Выполнять регулировку сцепления на КамАЗе 5320 и других моделях необходимо для поддержания исправного состояния грузовой машины. Иногда потребность проведения таких работ может возникнуть в пути, поэтому водителю автомобиля желательно знать основные условия для самостоятельного и правильного выполнения настройки механизма.

Назначение

Сцепление на Камазе является неотъемлемой частью системы трансмиссии, и его роль в автомобиле заключается в выполнении ряда важных задач, а именно оно:

  • Передает крутящий момент от мотора к КПП
  • Предохраняет движок и элементы трансмиссии от чрезмерных нагрузок
  • Плавно соединяет ДВС и коробку в начале движения (при трогании с места)
  • Разъединяет мотор и коробас во время переключения передач, и при экстренном торможении

Конструктивные особенности сцепления

На большинстве грузовых автомобилей КамАЗ используется двухдисковая система сцепления (СС) с радиальным положением силовых пружин. Для функционирования механизма применяется специальный гидравлический привод, оснащенный пневматическим усилителем. Такая схема позволяет обеспечить снижение усилия, которое требуется для того, чтобы выжать педаль сцепления.


Схема системы сцепления на Камаз 4310 и 53215

Основные элементы устройства:

  1. Маховик.
  2. Средний ведущий вал.
  3. Ведомый шкив.
  4. Нажимной диск.
  5. Кратерное устройство.
  6. Защитный кожух.
  7. Опорная вилка.
  8. Рычаг переключения скоростей.
  9. Муфта деактивации с подшипниковым элементом.
  10. Вилка выключения системы.
  11. Упорное кольцо рычагов отключения.
  12. Выжимная пружинка.
  13. А — люфт между подшипником муфты и кольцом рычага отключения.


Схема соединений привода сцепления Камаз 43118 и 65115

Основные компоненты схемы:

  1. Педаль сцепления.
  2. Основной цилиндр.
  3. Цилиндрический элемент пневмоусилительного устройства.
  4. Следящий механизм пневматического усилителя для устройства с двумя дисками.
  5. Воздухопровод.
  6. Рабочий гидравлический цилиндр.
  7. Муфта отключения, оснащенная подшипниковым элементом.
  8. Рычаг переключения.
  9. Шток.
  10. Трубопроводы и патрубки гидравлического привода.

Ведомые диски в СС Камаз 55111 или 43114 производятся с применением термостойких фрикционных накладок, позволяющих не допустить быстрого износа конструктивных элементов. Также устройство включает в себя гаситель колебаний, которые образуются при прокручивании коленвала мотора. Педаль приводного устройства располагается на специальных втулках и обычно функционирует без необходимости регулярной смазки. В более современных версиях Камаз 55102 и 6520 используются однодисковые сцепления класса Евро.

Сцепления в системах Камаз могут отличаться между собой по величине передающегося крутящегося момента.

Основная особенность усовершенствованных версий СС заключается в наличии встроенного индикатора, определяющего износ фрикционных накладок. Измерение зазора производится по расстоянию между корпусом усилительного устройства, а также шайбой, расположенной на штоке. При серьезном износе этот показатель может составить около 2,3-2,5 см. В некоторых СС на Камаз 43114 и 4308 с ПГУ может отсутствовать возможность регулировки положения штока.

Фотогалерея: разновидности систем сцепления


Однодисковое СС для грузового авто


На фото — многодисковая система сцепления

Регулировка свободного хода педали сцепления КАМАЗ


Педаль обязана иметь люфт от 6 до 12 мм. Измерения ведут от центральной части пластины. Педаль необходимо опустить до того момента, пока не заработает основной цилиндр. При отклонении от нормы регулируют расстояние между толкателем ПГУ и упором сверху.

Для дела потребуется эксцентриковый палец, соединяющий педаль с верхней проушиной толкателя. Педаль для вытяжения обязана прижимать педаль сцепления к упору сверху. Палец поворачивают так, чтобы промежуток между поршнем и толкателем ПГУ находился в пределах от 6 до 12 миллиметров. По окончании надёжно закручивают корончатую гайку. Полный ход педали должен быть примерно 19 сантиметров.

Применимость

На моделях Камаза 5320, 65115, 6520, 43118, 4308 и др. устанавливается сухое, однодисковое или двухдисковое сцепление. Особенность такого типа сц-я – это постоянное его нахождение во включенном состоянии. Нажимные пружины располагаются по периферии.

Картер, в котором оно располагается крепится к двигателю. Всю систему сцепления Камаз можно разделить на две части: непосредственно сам механизм и привод включения и выключения.

Регулировка свободного хода педали сцепления

По официальному регламенту ход для передвижения педали должен составить около 6-12 мм, а сам замер следует делать от центральной составляющей пластины. Педаль необходимо отпустить, пока в работу не вступит основной цилиндр после нажатия на нее. Отладка осуществляется с использованием эксцентрикового пальца, при выполнении регулировки педаль должна быть прижата к верхнему упору. Корончатая гайка максимально затягивается и производится замен полного хода, который должен составить 185-195 мм.

Видео о регулировке педали сцепления

Канал «ВОСЕМЬ АТМОСФЕР» в своем видеоролике подробно показал, как увеличить выжим педали сцепления на Камаз Евро.

Как работает

Вращение от маховика идет к корзине сцепления (кожух) на нажимной, средний ведущий и дальше на ведомые диски, связанные шлицевым соединением с первичным валом коробки. Благодаря наличию двенадцати нажимных пружинок ведущие плотно прижимают ведомые. В результате между ними возникает сила трения, необходимая для передачи крутящего момента. Устанавливаются они в пазах маховика на 4-х шипах.

Регулировка сцепления

Если вы заметили даже один из перечисленных признаков, значит, корзина сцепления КамАЗ требует настройки. Если этого не сделать вовремя , неполадки могут перекинуться на коробку передач и иные детали трансмиссии. В целом грамотную регулировку сцепления Камаза можно разделить на 3 основных этапа:

техническое обслуживание

Если периодически выполнять дополнительно с регулировкой еще и эти процедуры, то устройство прослужит намного дольше.

  • Протяните болты, которые крепят пневмоусилитель привода сцепления.
  • устройство на наличие подтеков. В случае обнаружения, найти и устранить утечку, после прокачать систему, чтобы из нее вышел воздух.
  • Оценить работу пружин педали и рычага вала. В случае обнаружения неисправных заменить их.
  • Смазать подшипник муфты и втулку вала вилки устройства.
  • Оценить уровень жидкости в компенсационном баке. В случае необходимости долить.


Регулировка сцепления Камаз

Отладка муфты

Следующим этапом регулировки будет настройка параметров свободного хода муфты включения сцепления, значение которого должно составлять от 3,2 до 4 мм. Измерение проводится путем вращения регулировочной гайки.

Последовательность действий при этом:

  1. Ослабить крепежную гайку вилки.
  2. Расшплинтовать палец крепления, добиться его свободного перемещения и вынуть.
  3. Вращать вилку тяги до получения необходимого зазора.
  4. Затянуть гайку и вмонтировать на место палец.
  5. Установить фиксирующий шплинт.
  6. Проверить настройку. При полном отжатии педали ход муфты должен составить не менее 25 мм.

Регулировка привода сцепления КАМАЗ


Как узнать, что пришло время менять сцепление

  • Устройство включается резко, автомобиль дергается и резко рвет с места.
  • Шум в механизме, возможно, громкий треск при включении передачи.
  • Автомобиль трогается с места, с опозданием, даже если вы отжали сцепление вовремя.
  • Характерный запах гари в салоне (это явный признак того, что сцепление сгорело).

Затягивать с заменой сцепления не стоит. В итоге все может закончиться повреждением коробки передач или тем, что в один прекрасный день автомобиль просто не сможет тронуться с места.

Самостоятельно за работу стоит браться, только если вы точно, знаете, последовательность действий. В противном случае лучше обратиться к специалистам.

Однако если вы уверены в своих силах или корзина сцепления КамАЗ вам хорошо знакома, можно браться за дело.

Что понадобиться

Прежде чем приступать к работам, необходимо запастись определенным набором инструментов. Итак, вам понадобятся:

  1. Набор гаечных ключей или торцевых головок.
  2. Упор.
  3. Линейка, чтобы потом измерить свободный ход педали.
  4. Пассатижи и клещи.


Замена сцепления Камаз

Если все это есть, пора приступать к работе. Главное, строго соблюдать всю последовательность действий:

  • Первым делом снимайте коробку передач. У КамАЗа она очень тяжелая, поэтому вам понадобится помощь нескольких человек.
  • Далее, на очереди корзина сцепления, снимаем и ее.
  • После снимайте диски сцепления ведомый, средний и ведущий.
  • После на их место устанавливайте новые детали устройства. Начинайте с установки первого ведомого диска и дальше устанавливайте детали в обратном к разбору порядке.
  • Еще раз убедитесь, что устройство собранно правильно и все – можно ставить на место коробку передач.

В случае если сцепление однодисковое процесс схож и выполняется еще проще. Может показаться, что все достаточно просто, однако это далеко не так. Замена и регулировка сцепления маз потребует массу физических сил и времени. Возможно, имеет смысл все-таки довериться специалистам, которые все сделают грамотно и без ошибок. Вы же, наблюдая, за процессом сможете запомнить всю последовательность на практике, а уже в следующие раз взяться за регулировку или замену устройства самостоятельно.

Как пользоваться сцеплением, чтобы оно работало как можно больше

Есть несколько простых правил продлить срок службы сцепления КамАЗа. К сожалению далеко не все водители ими пользуются и часто, устройство приходится менять гораздо раньше, чем предусмотрено производителем.

  1. Не держите механизм отжатым слишком долго. Использовать пробуксовку сцепления на светофорах и для снижения скорости очень вредно для устройства.
  2. И, главное, как можно чаще проверяйте свободный ход педали и смазывайте все доступные агрегаты механизма сцепления. Это является, наверное, важнейшим залогом того, что задумываться о замене механизма вам не придется течении как минимум нескольких лет.

Регулировка лапок корзины сцепления КАМАЗ


Дело ведут в несколько приёмов:

  1. Демонтируют КПП. Гаечными ключами откручивают болты крепления.
  2. Поднимают коробку: лучше это сделать с грузовой лебёдкой.
  3. Проверяют состояние муфты, оттяжного пружинного элемента, выжимного подшипника.
  4. Откручивают винты, соединяющие нажимной диск и маховик. Для демонтажа нажимного элемента надо поддерживать ведомый диск.
  5. Проводят дефектовку всех деталей системы (желательно).
  6. Проверяют состояние выжимного подшипника. Исправный механизм вращается легко, без лишних звуков.
  7. Проводят визуальный осмотр рабочей поверхности лапок нажимного диска. После установки новых деталей настраивают лапки КС. В деле потребуется ровная плита.

Для проверки установки лапок потребуется специальная пластина. Сферические выступы обязаны касаться контрольной пластины (она установлена на ступице). После окончания регулировки все винты крепежа опорных пластин затягивают до упора. Сборка идёт в обратном порядке.

Читайте также: