Заз 965 ремонт кпп

Обновлено: 15.05.2024

А теперь — «горбатый»: 10 фактов про ЗАЗ-965

Здесь у внимательного читателя возникает закономерный вопрос — почему разработчики не остановились на переднеприводной компоновке? Действительно, в XXI веке она видится самым логичным и едва ли не единственным вариантом для микроавтомобиля, за редким исключением вроде заднеприводного спорткара-малютки Honda S660 с двигателем в пределах колесной базы поперечно позади салона. Но шестьдесят лет назад дела обстояли иначе. Переднеприводники не успели получить широкого распространения даже на Западе.

Развертывание производства подобной передовой техники в СССР было сопряжено с рядом объективных трудностей. Например, с разработкой и выпуском ШРУСов (шарниров равных угловых скоростей).

  1. Fiat 600 упомянут выше не случайно. Советские инженеры использовали его в качестве отправной точки, что отчетливо читается в схожей стилистике экстерьера «Запорожца» и панели приборов. Оформление задней части кузова у автомобилей разное. Fiat отличается скошенной стенкой, а у ЗАЗа она представляет собой выступающий характерный «горб», за который малолитражка получила свое народное прозвище.
  1. Одна из интересных особенностей ЗАЗ-965 связана с технологией производства. Простота и дешевизна не позволяли использовать сборочные принципы, которые широко применялись для уже существовавшей на тот момент техники. Так, сваренный из множества деталей кузов был в порядке вещей, но не годился для «Запорожца». Решение подсказал итальянский прообраз. В частности, боковины, как и у Fiat 600, представляли собой единые штампованные детали.
  1. Советские инженеры не копировали Fiat досконально, а внедряли решения сообразно отечественным эксплуатационным условиям, реалиям и задачам. Яркий пример тому — двигатель. «Шестисотый» оснащался рядным четырехцилиндровым агрегатом жидкостного охлаждения. Советским гражданам не приходилось рассчитывать на подобные роскошества. «Запорожец» получил собственный и поистине оригинальный мотор — V-образную «четверку» воздушного охлаждения объемом 746 «кубиков» (23 л.с.). На обновленном ЗАЗ-965А, (выпускался с 1962 года) применили 887-кубовый двигатель мощностью 27 л.с. Позже отдача выросла до 30 л.с.
  1. Система охлаждения шумного моторчика заслуживает отдельного внимания. Воздух попадал в моторный отсек через боковые «жабры», а затем втягивался большим, венчающим двигатель вентилятором в оребрение блока цилиндров и головок.
  1. Подвеска ЗАЗ-965 заметно отличается от таковой у Fiat 600. Спереди у советского автомобильчика поперечные торсионы, а не независимая схема на поперечной рессоре. Последняя не годилась для отечественных «направлений» из-за своей короткоходности и хлипкости. Сзади, как и у «Фиата», независимая пружинная подвеска.

Габариты «горбатого» «Запорожца» столь малы, что он теряется на фоне микроскопической современной Kia Picanto. Его длина – 3300 мм, колесная база — 2023 мм, ширина — 1395 мм, высота — 1450 мм. Не машина, а игрушка! Неудивительно, что вместительностью ЗАЗ-965, прямо скажем, не блещет. Багажника и вовсе нет. Там, где он по идее должен находиться, обитает запасное колесо, топливный бак, набор инструментов и грелка воды для стеклоомывателя.

Двери ЗАЗ-965 открываются не как у типичного легкового автомобиля, а против направления движения. Аналогичная конструкция, известная как suicude doors (двери для самоубийства), применялась на Fiat 600. Кстати, в случае с «горбатым» пугающее прозвище отчасти оправдано — неплотно закрытые двери могут открыться прямо во время движения.

Шестерни 2-й, 3-й и 4-й передач находятся в постоянном за­цеплении включаются с помощью муфт и синхронизаторов. Кольца синхронизаторов унифицированы с кольцами синхрони­заторов автомобиля Москвич-407.

Синхронизатор служит для бесшумного включения передачи. Слишком быстрое переключение может повредить синхронизатор. Поэтому рычаг переключения передвигайте плавно, без рывков.

Учитывайте, что первая передача не имеет синхронизатора и поэтому переключение со второй на первую передачу, во избежа­ние поломок шестерен, следует производить только после снижения скорости автомобиля до скорости пешехода.

Перемещение муфт включения осуществляется с помощью вилок и трех подвижных штоков, установленных в направляющих, ко­торые выполнены в передней и задней стенках картера коробки передач. Штоки имеют пазы, расположенные впереди задней стен­ки картера. Верхние пазы выполнены заодно со штоками, а ниж­ний — заодно с вилкой 2-й передачи

В пазы штоков и вилки входит ползун переключения передач, что вместе составляет избирательное устройство.


Механизм переключения передач.

1 — шток вилки переключения заднего хода; 2 — шток вилки переключения 3-й и 4-й передач. 3 — шток вилки переключения 1-й и 2-й передач; 4 — ползун переключения передач; 5 — сальник ползуна; 6 — задняя крышка; 7 — шарико­вый замок; 8 — толкатель замков; 9 — замок нижних штоков; 10—шарик фиксатора 11 — пружина фиксатора; 12 — контргайка; 13 — болт стопорный оси блока, 14 — ось блока шестерен заднего хода.
Фиксаторы штоков изготовлены в виде шариков, прижимаемых пружинами. Они входят в канавки на концах штоков и тем фикси­руют ту или иную передачу. Для предотвращения включения сразу двух передач установлено блокирующее устройство, состоящее из шарика, толкателя и замка.
Управление коробкой передач производится рычагом на тун­нели пола кузова.


Механизм управления коробкой передач

1 — рукоятка рычага 2 — рычаг 3 — кожух 4 — крышка 5 — болт стопорный 6 — вал управления 7 — колпак пылезащитный 8 — соединительная упругая муфта 9 — контр­гайка 10 — болт 11 — ползун коробки передач 12 — шайба 13 — гайка 14 — шплинт, 15 — втулка опорная 16 — вкладыш опорной втулки 17 — гайка 18 — шплинт 19 — чашка нижняя 20 — чашка верхняя 21 — пружина 22 — ползун 23 — пружина 24 — кожух тун­неля 25 — болт крепления корпуса к туннелю 26 — корпус

Нижний конец рычага установлен в штампованном корпусе на шаровой опоре. Шаровая проточка рычага обеспечивает шарнирное соединение с ползуном.

Для предупреждения включения вместо 4-й передачи заднего хода на рычаге сделан цилиндрический выступ, а на корпусе меха­низма— бурт.

Поэтому категорически запрещается во время движения при включении 4-й передачи нажимать на рычаг переключения передач. В противном случае может включиться передача заднего хода и произойдет поломка коробки передач.

Корпус механизма крепится к туннелю четырьмя болтами и закрыт крышкой с резиновым колпаком.

Ползун соединен с валом управления специальным установоч­ным винтом, который периодически подтягивайте.

Вал управления соединяется с ползуном коробки передач с по­мощью упругой резиновой муфты, которая вкручивается наконеч­ником в вал управления и контрится гайкой с зубчатой шайбой.

Вторым концом муфта соединяется с ползуном коробки передач болтом с гайкой. Гайка шплинтуется.

Механизм переключения передач регулируется на заводе при сборке. Однако в процессе эксплуатации автомобиля может возникнуть необходимость в снятии и последующей регулировке механизма.

Для правильной установки механизма:

1. Установите вал управления и корпус механизма в туннель кузова и соедините вал управления с ползуном механизма стопор­ным болтом.

2. Заверните болты крепления механизма к туннелю, но не за­тягивайте их.

3. Установите пылезащитный колпак в отверстие заглушки тун­неля и вверните муфту 8 в вал управления до размера приблизительно 13 мм между торцом вала и плоскостью муфты. 4. Присоедините второй конец муфты к ползуну 11 коробки передач, затяните гайку 13 до отказа и зашплинтуйте. 5. Установите корпус механизма переключения передач так, чтобы рычаг переключения передач был перпендикулярен плоскости туннеля кузова, и затяните болты крепления корпуса механизма к туннелю.

6 Затем установите рычаг переключения передач в положение, при котором включается задний ход, но не включайте его

Ползун коробки передач с муфтой поверните так же в положение: для включения заднего хода (при виде на ползун со стороны вала управления ползун следует повернуть против часовой стрелки)

В таком положении, придерживая ключом вал, затяните

контргайку 9 7 Проверьте четкость, легкость и полноту включения передач и при необходимости подрегулируйте

После регулировки болты крепления корпуса механизма затя­ните до отказа, установите на место крышку и пылезащитный резиновый колпак.

Уход за механизмом переключения передач заключается в пе­риодической по мере надобности, проверке положения рычага переключения передач и подтяжке соединений. Смазка механизма производится при сборке на заводе, однако в процессе эксплуатации при разборке рекомендуется смазать тру­щиеся детали графитной смазкой.

ЗАЗ 965 А /УСТАЛЫЙ/ › Бортжурнал › Ремонт КПП 61г. 23л.с.

Данная КПП на двигатель 23 силы и имеет ряд отличий от поздних тридцатошных коробок. ГП 5,125, своя коробка дифференциала, соединение ведомого и ведущего валов на 4-е шлица, 4-я передача 0,897, первая и задняя тоже ещё с более мелким зубом и соответственно передаточныё отличаются от поздней кпп, и другое по мелочи. Забегая вперёд скажу, что все основные элементы в этой коробке сохранились, что позволило собрать её в оригинале.
По началу показалось что кпп вообще не подвергалась ремонту, но при внимательном осмотре обнаружились метки на корпусах подшипников дифференциала, такие метки ставят при ремонте, чтобы вернуть детали на их законное место)

Но ремонт был квалифицированный, без колхоза и рукоблудства, скорее всего на СТО.
После снятия верхней крышки стало видно большое кол-во налипшей на детали алюминиевой пыли, не хорошо(

Снимаю картер сцепления, и вот причина. коробка трудилась с открученными болтами ведомой шестерни ГП. Болты грызли картер кпп и корпус подшипника.

Корпус подшипника до кучи развальцевало и если тащить его как есть, то неизбежно повреждение посадочного отверстия. Поэтому половиню и достаю диф не вынимая корпуса подшипника, сделать это не сложно) всё уже откручено до нас)))

Вот такая красота. Каша из стружки и пыли)

Обтачиваю развальцованный корпус подшипника, и вынимаю без повреждения картера кпп.

На ГП 5,125 ведущая шестерня крепилась болтами 8х1, закручивали их прямо по литью, без выравнивания поверхности, и фиксировали отгибными стопорами. Всё это дело прожималось, раскачивалось, и в данном случае совсем открутилось.

8х1 ставили до апреля 63г., потом болты заменили на 10х1 с фиксацией гроверами.

В нашем случае были взяты болты 8х1 с мерседесовских шатунов, в корпусе сделаны углубления под гровера, +фиксатор резьбы, +раскернивание. Ну только приварить их осталось)))

Ползун переключения болтается "как в проруби", зазор более 1,5мм

Крышку отдали на перевтуливание, ползун новый ранний с отверстием под болт 6мм, уплотнительный "бублик" новый оригинальный.

Так же под замену пошли все подшипники, все блокирующие кольца синхронизаторов, и муфта 3-4 передачи по причине сильно подбитых шлицов со стороны 4й передачи.

Дальше сборка в обычном порядке.
Установка положения ведущей шестерни ГП

ZAZ 965 Росинант › Logbook › Коробка Заз 965 без секретов.

Коробка Запорожца довольно терпеливый агрегат. Одна коробка вполне может пережить 3-4 капиталки двигателя. Но, это при правильной эксплуатации. Чаще всего коробка выходит из строя при неправильной регулировке кулисы, либо люфтов в соединении кулисы с штоком коробки, либо неисправности самой резинометаллической муфты (происходит недовключение передач, шарик фиксатора штока не доходит до паза). Шестерни прямозубые, и при небольшом косом износе шестерён (или их недовключении) их уже начинает выдавливать из зацепления.

Отсюда и ускоренный износ зубьев, особенно 1 передачи и заднего хода (признак самовыключение передач). Поэтому, главный выход из строя приходится на шестерню включения 1 передачи и заднего хода. Она двойная и находится на отдельном валу. При снятой верхней крышке коробки её хорошо видно.

И соответственно, выход из строя шестерён работающих совместно с ними на первой передаче. Она находится внизу на большом ведомом вале.
И шестерне заднего хода на Ведущем вале коробки.

Соответственно, этот вал тоже слабое звено коробки. На этом валу 4 шестерни: одна находится за задней крышкой она съёмная. Вторая шестерня 4 передачи – тоже съёмная.
Вал выполнен заодно с шестерней заднего хода и третьей передачи. Вот этот вал и самое плохое, что есть в этой коробке. Если любую шестерню заменить просто, то достать этот вал было довольно сложно ещё в те времена. Про нынешние, уж и говорить нечего… Хорошо, если есть в большом городе мастерская по нарезке шестерён.
Ну, и как результат выдавливания шестернями передач – раздавливает пазы фиксации на штоках. Но, их можно отремонтировать сваркой и проточкой.
Дальше – кольца синхронизаторов. У них на конусах нанесен винтовая проточка он и изнашивается, зубья тоже стачиваются. Деталь эта тоже довольно дефицитная. Определить этот дефект очень просто – коробка начинает недовольно трещать зубьями при переключении 2, 3, и 4 передач. Как с этим бороться? Да, ни как. Просто надо почувствовать, когда надо переключать передачи. На повышенную — переключать с «двойным выжимом» сцепления. Обороты двигателя должны быть чуть выше средних. На пониженную с «двойным выжимом» и «перегазовкой» на нейтрали. Всё это надо прочувствовать интуитивно, и тогда коробка будет работать, как автоматическая — нежно и мягко. Ну, типа того, что опытный водитель может переключать на механической коробке передач скорости даже не выжимая сцепления. Тут почти такая же история.

Регулировка подшипников дифференциала почти такая же, как и регулировка ступицы колеса (только двумя гайками) После этого откручивая одну гайку, и на столько же подкручивая другую — уменьшаем или увеличиваем зазор в косозубых шестернях главной передачи.

Постепенно буду добавлять сюда информацию по ремонту штоков коробки, её регулировку и другое … Спрашивайте, что непонятно – если сам знаю, постараюсь объяснить.

И, конечно же, самая лучшая книга по силовым агрегатам МеМЗ -966В – 966Г вот эта. Тем, кто собирается самостоятельно ремонтировать или обслуживать двигатель или коробку – очень рекомендую.

А, вот небольшое видио по коробке. Правда, тут немного путаюсь с валами и плоховато объясняю, но, в общем-то, основные направления осмотра тут есть.

Это же касается и корпусов коробок, особенно из сплава алюминия — они тоже окисляются, особенно при контакте с железом и сыростью.
Выше были фото коробок пролежавших в гаражах довольно долго, и как видите шестерни сохранились в хорошем состоянии.

Шестерни коробки смазываю кистью отработкой трансмиссионной смазки (слитой с мостов и коробки — всегда полезно оставлять немного в бутыли.

Закрываю от пыли картонными заглушками. Они со временем пропитываются маслом. Корпус коробки смазываю сверху тоже. укладываю на деревянные бруски. В таком виде коробка может пролежать лет 50 и ничего ей не будет. А оседающая на неё пыль будет только усиливать защиту.
Вот, как-то так…

Ремонт и сборка КПП ЗАЗ 965

Здравствуйте, заливать надо трансмиссионные масла, типа тад-17 и похожие, мне друзья подарили немецкое масло 80W90_если не ошибаюсь, это было давно, я его залил и всё в порядке, главное не заливать нигрол_это уже прошлое.

Большое спасибо. Обязательно постараюсь присоединиться к вам.

Большое спасибо за ответ. До Москвы тоже далековато. живу на Южном Урале в Челябинской области. Сам занимаюсь ремонтом авто. есть своя мастерская и шиномонтаж. ЗАЗ отдали за кап ремонт двигателя. состояние железа в идеале .Есть небольшие косяки пот кузову (небольшие вмятины и т.д.) Что то есть, чего то не хватает. Давно мечтал найти что то подобное. ДВС запускается, но вот КПП. ну что же, буду искать дальше. надеюсь на Вашу помощь дельным советом при сборке, переборке. Честно говоря не знаю даже что должно стоять на том или ином месте и как это должно работать. Если есть возможность как то связываться с Вами в плане пересылки фото или видео по ремонту было бы просто замечательно! Заранее Вам благодарен.

связываться даже не знаю как, у меня телефон простой кнопочный, из интернета только фейсбук и ютуб.

Можете добавиться в фейсбуке в группу ЗАЗ 968 "Запорожець", там нас много единомышленников, со всего бывшего союза народ собрался, может кто-то из группы рядом с вами живёт и может помочь запчастями. Сейчас ещё скину ссылку группы.

Здравствуйте. Скажите есть ли возможность заказа у Вас запчастей в частности на 30 ю кпп? Приобрел уже две, при разборе выясняется что взять с них просто нечего.
Нахожусь в РФ

Большое спасибо за ответ. До Москвы тоже далековато. живу на Южном Урале в Челябинской области. Сам занимаюсь ремонтом авто. есть своя мастерская и шиномонтаж. ЗАЗ отдали за кап ремонт двигателя. состояние железа в идеале .Есть небольшие косяки пот кузову (небольшие вмятины и т.д.) Что то есть, чего то не хватает. Давно мечтал найти что то подобное. ДВС запускается, но вот КПП. ну что же, буду искать дальше. надеюсь на Вашу помощь дельным советом при сборке, переборке. Честно говоря не знаю даже что должно стоять на том или ином месте и как это должно работать. Если есть возможность как то связываться с Вами в плане пересылки фото или видео по ремонту было бы просто замечательно! Заранее Вам благодарен.

Здравствуйте. Запчастями не торгую, сам покупаю, но если бы торговал_то ничего не вышло бы, я живу в западной Украине и почта с РФ больше не работает, ну сами понимаете почему, думаю у вас есть возможность найти запчасти в Москве на рынке Южный порт или Московская обл. Подольский авто рынок, когда-то я сам там покупал запчасти.

Ремонт и сборка КПП ЗАЗ 965

Здравствуйте, заливать надо трансмиссионные масла, типа тад-17 и похожие, мне друзья подарили немецкое масло 80W90_если не ошибаюсь, это было давно, я его залил и всё в порядке, главное не заливать нигрол_это уже прошлое.

Большое спасибо. Обязательно постараюсь присоединиться к вам.

Большое спасибо за ответ. До Москвы тоже далековато. живу на Южном Урале в Челябинской области. Сам занимаюсь ремонтом авто. есть своя мастерская и шиномонтаж. ЗАЗ отдали за кап ремонт двигателя. состояние железа в идеале .Есть небольшие косяки пот кузову (небольшие вмятины и т.д.) Что то есть, чего то не хватает. Давно мечтал найти что то подобное. ДВС запускается, но вот КПП. ну что же, буду искать дальше. надеюсь на Вашу помощь дельным советом при сборке, переборке. Честно говоря не знаю даже что должно стоять на том или ином месте и как это должно работать. Если есть возможность как то связываться с Вами в плане пересылки фото или видео по ремонту было бы просто замечательно! Заранее Вам благодарен.

связываться даже не знаю как, у меня телефон простой кнопочный, из интернета только фейсбук и ютуб.

Можете добавиться в фейсбуке в группу ЗАЗ 968 "Запорожець", там нас много единомышленников, со всего бывшего союза народ собрался, может кто-то из группы рядом с вами живёт и может помочь запчастями. Сейчас ещё скину ссылку группы.

Здравствуйте. Скажите есть ли возможность заказа у Вас запчастей в частности на 30 ю кпп? Приобрел уже две, при разборе выясняется что взять с них просто нечего.
Нахожусь в РФ

Большое спасибо за ответ. До Москвы тоже далековато. живу на Южном Урале в Челябинской области. Сам занимаюсь ремонтом авто. есть своя мастерская и шиномонтаж. ЗАЗ отдали за кап ремонт двигателя. состояние железа в идеале .Есть небольшие косяки пот кузову (небольшие вмятины и т.д.) Что то есть, чего то не хватает. Давно мечтал найти что то подобное. ДВС запускается, но вот КПП. ну что же, буду искать дальше. надеюсь на Вашу помощь дельным советом при сборке, переборке. Честно говоря не знаю даже что должно стоять на том или ином месте и как это должно работать. Если есть возможность как то связываться с Вами в плане пересылки фото или видео по ремонту было бы просто замечательно! Заранее Вам благодарен.

Здравствуйте. Запчастями не торгую, сам покупаю, но если бы торговал_то ничего не вышло бы, я живу в западной Украине и почта с РФ больше не работает, ну сами понимаете почему, думаю у вас есть возможность найти запчасти в Москве на рынке Южный порт или Московская обл. Подольский авто рынок, когда-то я сам там покупал запчасти.

Коробка передач ЗАЗ-965А и ЗАЗ-965АБ

Коробка передач — механическая, двухвальная, трехходовая, четырехступенчатая, с четырьмя передачами вперед и одной назад. Все шестерни, за исключением шестерен первой передачи и заднего хода, косозубые.

Шестерни 2-й, 3-й и 4-й передач находятся в постоянном за­цеплении включаются с помощью муфт и синхронизаторов. Кольца синхронизаторов унифицированы с кольцами синхрони­заторов автомобиля Москвич-407.

Синхронизатор служит для бесшумного включения передачи. Слишком быстрое переключение может повредить синхронизатор. Поэтому рычаг переключения передвигайте плавно, без рывков.

Учитывайте, что первая передача не имеет синхронизатора и поэтому переключение со второй на первую передачу, во избежа­ние поломок шестерен, следует производить только после снижения скорости автомобиля до скорости пешехода.

Перемещение муфт включения осуществляется с помощью вилок и трех подвижных штоков, установленных в направляющих, ко­торые выполнены в передней и задней стенках картера коробки передач. Штоки имеют пазы, расположенные впереди задней стен­ки картера. Верхние пазы выполнены заодно со штоками, а ниж­ний — заодно с вилкой 2-й передачи

В пазы штоков и вилки входит ползун переключения передач, что вместе составляет избирательное устройство.


Механизм переключения передач.

1 — шток вилки переключения заднего хода; 2 — шток вилки переключения 3-й и 4-й передач. 3 — шток вилки переключения 1-й и 2-й передач; 4 — ползун переключения передач; 5 — сальник ползуна; 6 — задняя крышка; 7 — шарико­вый замок; 8 — толкатель замков; 9 — замок нижних штоков; 10—шарик фиксатора 11 — пружина фиксатора; 12 — контргайка; 13 — болт стопорный оси блока, 14 — ось блока шестерен заднего хода.

Фиксаторы штоков изготовлены в виде шариков, прижимаемых пружинами. Они входят в канавки на концах штоков и тем фикси­руют ту или иную передачу. Для предотвращения включения сразу двух передач установлено блокирующее устройство, состоящее из шарика, толкателя и замка.

Управление коробкой передач производится рычагом на тун­нели пола кузова.


Механизм управления коробкой передач

1 — рукоятка рычага 2 — рычаг 3 — кожух 4 — крышка 5 — болт стопорный 6 — вал управления 7 — колпак пылезащитный 8 — соединительная упругая муфта 9 — контр­гайка 10 — болт 11 — ползун коробки передач 12 — шайба 13 — гайка 14 — шплинт, 15 — втулка опорная 16 — вкладыш опорной втулки 17 — гайка 18 — шплинт 19 — чашка нижняя 20 — чашка верхняя 21 — пружина 22 — ползун 23 — пружина 24 — кожух тун­неля 25 — болт крепления корпуса к туннелю 26 — корпус

Нижний конец рычага установлен в штампованном корпусе на шаровой опоре. Шаровая проточка рычага обеспечивает шарнирное соединение с ползуном.

Для предупреждения включения вместо 4-й передачи заднего хода на рычаге сделан цилиндрический выступ, а на корпусе меха­низма— бурт.

Поэтому категорически запрещается во время движения при включении 4-й передачи нажимать на рычаг переключения передач. В противном случае может включиться передача заднего хода и произойдет поломка коробки передач.

Корпус механизма крепится к туннелю четырьмя болтами и закрыт крышкой с резиновым колпаком.

Ползун соединен с валом управления специальным установоч­ным винтом, который периодически подтягивайте.

Вал управления соединяется с ползуном коробки передач с по­мощью упругой резиновой муфты, которая вкручивается наконеч­ником в вал управления и контрится гайкой с зубчатой шайбой.

Вторым концом муфта соединяется с ползуном коробки передач болтом с гайкой. Гайка шплинтуется.

Механизм переключения передач регулируется на заводе при сборке. Однако в процессе эксплуатации автомобиля может возникнуть необходимость в снятии и последующей регулировке механизма.

Для правильной установки механизма:

1. Установите вал управления и корпус механизма в туннель кузова и соедините вал управления с ползуном механизма стопор­ным болтом.

2. Заверните болты крепления механизма к туннелю, но не за­тягивайте их.

3. Установите пылезащитный колпак в отверстие заглушки тун­неля и вверните муфту 8 в вал управления до размера приблизительно 13 мм между торцом вала и плоскостью муфты.

4. Присоедините второй конец муфты к ползуну 11 коробки передач, затяните гайку 13 до отказа и зашплинтуйте.

5. Установите корпус механизма переключения передач так, чтобы рычаг переключения передач был перпендикулярен плоскости туннеля кузова, и затяните болты крепления корпуса механизма к туннелю.

6 Затем установите рычаг переключения передач в положение, при котором включается задний ход, но не включайте его

Ползун коробки передач с муфтой поверните так же в положение: для включения заднего хода (при виде на ползун со стороны вала управления ползун следует повернуть против часовой стрелки)

В таком положении, придерживая ключом вал, затяните

контргайку 9

7 Проверьте четкость, легкость и полноту включения передач и при необходимости подрегулируйте

После регулировки болты крепления корпуса механизма затя­ните до отказа, установите на место крышку и пылезащитный резиновый колпак.

Уход за механизмом переключения передач заключается в пе­риодической по мере надобности, проверке положения рычага переключения передач и подтяжке соединений.

Смазка механизма производится при сборке на заводе, однако в процессе эксплуатации при разборке рекомендуется смазать тру­щиеся детали графитной смазкой.

Мини трактор на базе КПП ЗАЗ

Добрый всем вечер. Этот форум просматриваю давно, интересные самоходки конструируете, класс. Вот хочу показать своего помощника железного пони.
Самый первый вариант был такой:

Потом немного укоротил адаптер и поставил рулевую колонку от жигуля:

Потом ещё немного укоротил, за счёт смещения вперёд поворотного шарнира:

Но три сезона эксплуатации по огороду показали, что передний привод (особенно без блокировки дифферециала) и шарнирно-сочленённая рама в грядках негодится, поэтому решил делать заднеприводной тракторец. Вот такой:

краткое описание самоделки:

    двигатель ЗАЗ-965 в работе два цилиндра (1-й и 4-й) два других сняты поршня с шатунами. Карбюратор ВАЗ-2101, работает только первая камера. На корзине сцепления сняты три прижимные пружины (сцепление помягче в работе стало).

первая коробка ЗАЗ-965: дифференциал убрал, вторичный вал перевернул, кусочек доварил и получилось как в жигулёвской кпп выход сзади, дальше эластичная муфта, растянутый кардан, шарнир Гука (всё с МТ или УРАЛ):

промежуточный редуктор одноступенчатый шестерёнчатый (самодельный z1=17, z2=27) посажен прямо на первый вал второй кпп:

продолжение, немного не влез в ворота.

задняя ступица ЗАЗ, задние колёса похоже УАЗ на 16, диск ГАЗЕЛЬ навареный поверх запорожского, передние колёса вместе со ступицами ЗАЗ, тормоза на все четыре колеса:

эти фотки посвежее

мех.Винтик .Молодчина , видно сразу работы проделано много . Мне интересно как ведет себя двигатель ЗАЗ ( в работе два цилиндра )? , может нужно всетаки двигатель одноцилиндровый 4-т применить в будущем?

  1. первая коробка ЗАЗ-965: дифференциал убрал, вторичный вал перевернул, кусочек доварил и получилось как в жигулёвской кпп выход сзади,

Я не догнал-можно поподробней этот момент?

мех. Винтик , Молодец.
И соглашусь с Виталием 39, двигатель надо поменять.

мех. Винтик , Отличный тракторец!А почему были убраны два поршня,на четырех не лучше было бы?

Моторчика хватает,в принципе тот же уд-25, компрессия правда маловата, осенью подкинул новые кольца но больше 6 атм. не давит, да и поддымлевает синим выхлопом, сейчас ищу новую поршневую. А вообще до революции (пока гривна ещё что-то стояла) была мысля купить дизель, но теперь такие моторы стоят за 8 тыс. наших тугриков, многовато.
А этот мотор халявный, 20 лет валялся в гараже застуканый, оборвало третий шатун с колена, шейку на коленвалу загрызло поршень побило гильзу, восстанавливать не стал, поэтому сделал на два цилиндра.
Ну три года отпахал, подкинул вкладыши давление масла на холостом ходу на прогретом 2 атм. Единственная проблема: нет 76-го бензина под этот двигатель для удовлетворительной работы. На жигулёвском карбе заводиться нормально, зажигание конденсаторное, на трамблёре два кулачка срезаные, стартер тоже работает с половины: на четырёх щётках крутить не хотел токо искры летели, заморачиваться не стол, просто выкинул две противоположные щётки, а так крутит, чуть помедленнее но этого хватает.

Александр12 написал :
мех. Винтик , Отличный тракторец!А почему были убраны два поршня,на четырех не лучше было бы?

Не хотел ремонтировать, потому что новые запчасти найти трудновато на такой двигатель и второе зачем на триста килограмм веса тридцать лошадок - лишний расход бензоля, много всё равно не тянет колёса буксуют, со спаренными колёсами повеселее идёт но в грядку их не поставить, да и скорость трактору не нужна: к огороду я его на прицепе отвезу, а по огороду ну максимум 5 км/ч. Кстате в переднеприводном варианте был слишком быстрый и в некоторых ситуациях двигатель нагружало конкретно(будем говорить та же машина, но в 2,79 раза медленнее) , все операции делал на первой передаче, поставил вторую коробку стал намного медленнее. Например картошку копал стрельчатой лапой на 3+1 передачах (колёса ёлочка на 12) то шёл на гране пробуксовки и при этом попадалась резаная картоха, ниже копалку не опускал трактор зарывался.

анрі13 написал :
Я не догнал-можно поподробней этот момент?

В этой коробке втор. вал по всей длине одинакового диаметра, единственное чтобы его впихнуть на место задом наперёд нужно прорезать до конца шпоночный паз (около 3 см) саме проще болгаркой аккуратно. Далее тоже болгаркой обточил ведущую шестерню этого вала до диаметра 25 мм на длину 15 мм, взял прут диаметром не менее 35 мм, в нём просверлил дыру диам. 25 мм. длинной 16 мм ( получается как тут на форуме полуось кто-то соединял) вал в насадку вставил примерно соосно обварил а дальше на токарном обточил под посадочный диаметр мотоциклетной вилочки эластичной муфты, нарезал болгаркой шлици и в торце резьбу под стопорящий болт. В задней крышке просверлил вых. отверстие сварил переходник под сальничек на вилку. На фото к задней крышке коробки прикручена пластина с переходничком под сальник она же и третья точка опоры для коробки.

Спасение ржавого ЗАЗ-965 или новая жизнь Горбатого Запорожца

В большинстве случаев восстановление классического советского автомобиля является хобби настоящих мужчин. В этом случае никто не считает ни временных, ни финансовых затрат. Тут важен процесс. При этом, для начала работ ищут максимально сохранившийся оригинальный автомобиль. Но наш сегодняшний умелец легких путей не искал и нашел для себя самый убитый ржавчиной и временем ЗАЗ-965 или Горбатый Запорожец.

Автомобиль, точнее то что от него осталось прибыл примерно в таком виде. Смотреть на это непросто, поэтому женщин и детей лучше сразу убрать от монитора.

Восстановление кузова происходило следующим образом. Находились оригинальные донорские кузовные панели, как в этом случае. и вваривались на место не подлежащих восстановлению.

Процесс реставрации панели приборов Горбатого вообще поражает. Что называется зацените, что было и что стало.

Хромированные детали прошли примерно такую же тщательную процедуру. Полная очистка от ржавчины и никелирование.

После грандиозной жестянки Горбатый постепенно приходил в себя и уже стоял на собственных колесах. Начался этап малярных работ.

Встал вопрос о новом силовом агрегате. Так у мастера появилась идея установить более мощный и надежный двигатель AR 30751 итальянского производства. Тем более по габаритам мотор подходил и обеспечивал низкий центр тяжести. Горизонтально-оппозитный движок с 4-мя цилиндрами, объемом 1.5 литра, с жидкостным охлаждением, оказался идеальным вариантом.

Через переходную плиту мотор соединили с запорожской трансмиссией. В моторном осеке пришлось немного переделать крепления и установить пару жидкостных радиаторов.

После чего оживший ЗАЗ-965 отправился в покраску, где получил свой новый цвет кузова.

Осталось собрать этого красавца внутри, поставить хромированные детали экстерьера и наслаждаться восхищенными взглядами в потоке серых, унылых машин.

Более подробный процесс восстановления Горбатого в видеоформате.

На сборку автомобиля ушло много месяцев непростой работы и поиска оригинальных запчастей. В итоге получилась вот такая замечательная машина.

Читайте также: