Тюнинг авто газ 12 зим

Обновлено: 28.04.2024

Прекрасный или ужасный хотрод на базе ГАЗ-12 ЗИМ?

Необычный ресто-мод на базе ГАЗ-12 ЗИМ был создан мастерской "Тюнинг Ателье V12" из города Сергиев Посад. Несмотря на грандиозную работу, которая была проделана, результат получился, мягко говоря, довольно спорным. Давайте рассмотрим подробнее.

Давайте начнем с внешнего вида. Тут больше нет бамперов, а передняя решетка стала "беззубой" и черной. Подфарники переехали практически в самый низ. Но больше всех вопросов вызывают новые увеличившиеся в размерах колесные арки, скрывающие олдскульные многоспицевые колесные диски с единой центральной гайкой. Завершает картину боковой выхлоп с трубами, идущими вдоль всех порогов.

Салон вызывает еще больше недоумения. Классическая передняя панель "под дерево" сочетается с отвратительным трехспицевым рулевым колесом маленького диаметра. Наверное, чтобы пузо владельца влезло на место водителя.

Установили новые сиденья с электроприводоами и подогревом, а также самодельную центральную консоль с подлокотником и дисплеем. Сиденья, кстати, взяли, кажется, от BMW или чего-то подобного. Смотрятся красиво, но разве им место в классическом автомобиле?

На новой перегородке между рядами закрепили огромный телевизор! Куда же без него! Не сказать, что смотрится он тут не к месту, просто необычно.

Создатели утверждают, что двигатель тут от Chevrolet Corvette! Но не современного, а классического. Скорее всего, всё намного проще. На какой-нибудь свалке был найден Small Block, который в том числе устанавливался и на классические Корветты.

Есть тут и забавная деталь — гравировка ЗИМ вместе со звездой. Прикольно выглядит и создает атмосферу.

Автомобиль оснастили пневмоподвеской, которая может менять дорожный просвет в довольно широком диапазоне. А завершает картину - тонировка по заднему полукругу.

А теперь вопрос! Как вам этот автомобиль? Пишите в комментариях своё мнение о том ужасен он или же прекрасен. Мы также будем рады лайку и подписке — это очень помогает в развитии канала.

ГАЗ-12 ЗИМ: стоит ли покупать частицу истории за 4 миллиона рублей?


Некоторые машины покупают за их красоту, некоторые — за мощность, иные — за управляемость. Но есть и такие, которые покупают просто потому, что они являют собой часть автомобильной истории. ГАЗ-12 ЗИМ — как раз из таких.

Д а, стоит сразу признать: сам по себе ЗИМ не был вещью уникальной и доступной лишь единицам. За 10 лет выпуска была произведена 21,5 тысяча этих машин, и они были не только работниками правительственных структур, но также трудились в такси и скорой помощи, а многие автомобили попадали и в частное пользование. Но то было более полувека назад — выпуск ГАЗ-12 закончился в 1959 году. Сегодня же немногие дожившие до наших дней экземпляры, пожалуй, ценны даже больше, чем в годы его активной жизни.

ГАЗ-12А ЗиМ Такси

ГАЗ-12Б ЗиМ '1951–60 и ГАЗ-12А ЗиМ Такси '1952–59

Несмотря на упомянутую выше «неуникальность», сам по себе ЗИМ имеет немало отличительных черт. Кстати, мы зовем его то ГАЗ-12, то ЗИМ не случайно: изначально ГАЗ-12 было его внутризаводским индексом, а автомобиль носил имя по месту производства — завода имени Молотова. Однако за время производства модели Молотов утратил репутацию, а завод — его имя, и в последние годы выпуска машину называли именно ГАЗ-12.

Ну а теперь скажем пару слов и про те самые «уникальные» особенности автомобиля. Первое интересное его качество — это отсутствие рамы: автомобиль имеет несущий кузов, что само по себе не уникально, но отнюдь не характерно для машин того времени и этого класса. На то были причины — как легко угадываемое желание инженеров снизить массу конструкции, так и не столь прозрачное «родство» с другой моделью горьковского автозавода — Победой. Родство, кстати, выражалось не только в применении инженерами опыта и наработок по проектированию ГАЗ М-20 в новой модели, но и в «физической помощи»: на ранних этапах проектирования агрегаты будущей машины обкатывались на «муле» именно на базе Победы, удлиненной на полметра вставкой в середине кузова.

ГАЗ-12 ЗиМ

ГАЗ-12 ЗиМ '1950–59

Еще одна любопытная техническая особенность ГАЗ-12 — это гидравлическая муфта, установленная между двигателем и сцеплением. По принципу работы она была схожа с гидротрансформатором автоматической трансмиссии, передавая крутящий момент, но фактически выполняла роль «второго сцепления», позволяющего значительно увеличить ездовой комфорт. Благодаря ей ЗИМ мог трогаться с любой из трех передач и останавливаться без их выключения, ведь между мотором и коробкой передач не было жесткой механической связи. Кроме того, даже этих трех передач с лихвой хватало для всего диапазона доступных скоростей, поскольку КПП в сочетании с гидромуфтой обеспечивали высокую эластичность при движении. Фактически «ходовых» передач было и вовсе две: вторая и третья (прямая), поскольку первую с передаточным отношением 3,115 рекомендовалось использовать лишь в качестве «пониженной».

ГАЗ-12 ЗиМ '1950–59

А вот мотор ЗИМ во многом сыграл с ним злую шутку: под капотом здесь стоял шестицилиндровый ГАЗ-12, конструктивно являвшийся развитием агрегата ГАЗ-11, которым оснащались грузовики ГАЗ-51. Злая шутка, конечно, заключается в том, что за долгие годы, прошедшие с момента окончания выпуска седана, он потерял былой статус, превратившись для некоторых владельцев в «картофелевоз» — а для такого сценария эксплуатации и мотор ГАЗ-11 подходил вполне удовлетворительно. Ну а потом до модели дорвались и «тюнеры», начинявшие кузов ЗИМ самыми разнообразными агрегатами самых разнообразных производителей и годов выпуска. Так что машины, не попавшие в руки «дачников» и «эксклюзивщиков» и дожившие до наших дней в оригинальном исполнении, сейчас буквально на вес золота.

По обещаниям продавца, вот этот ГАЗ-12 за добрые 4 миллиона рублей — как раз из категории «оригинальных», с заводским мотором и ходовой частью. Заявленное «коллекционное» состояние вполне соответствует тому, что показано на фотографиях, и если машину действительно восстанавливали умелые руки, то даже 4 миллиона — это вполне ожидаемая стоимость: на Авито встречаются экземпляры и подороже.

Старенький ГАЗ-12 ЗИМ превратили в дорогой кастом-лимузин с 3-литровым двигателем

Лимузин ГАЗ-12 ЗИМ, который считается классикой советского автомобилестроения, оснастили современным движком, и теперь он может стать автомобилем на каждый день.


Под капотом этого технического кастома – настоящая «солянка»: авторы проекта установили на автомобиль движок Nissan VQ-30 объёмом 3 литра и соединили его с АКПП Nissan. Задний мост авто позаимствовали у Chevrolet Camaro.


На автомобиле установлена летняя резина R17 Pirelli Cinturato P7 RunFlat с роскошными колёсными дисками Solomon Alsberg B1 Force, на центральных колпачках которых выполнена гравировка ЗИМ.



Особое внимание привлекает шикарная отделка салона этого лимузина. Интерьер стал консистенцией классики и современности. Так, на передней панели вполне органично смотрятся ламповый приёмник из середины прошлого века и супер современный блок климат-контроля.



Автор проекта сообщил, что на создание этого кастома у него ушло 5 лет. Использовал он лишь лучшие комплектующие.


Лимузин соответствует всем требованиям дорожных служб и даже получил «Свидетельство о соответствии транспортного средства с внесёнными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности». А значит, на этом кастоме можно без проблем выезжать на дорогу.

Demidov.by


Вставили двигатель и коробку передач. Подключил радиатор,бензобак и накинул один провод плюс на катушку. ЗАВЕЛИ.

Глушитель весь сгнил и все его трубы. Пришлось изгибы и переходы делать заново на станке с дорновым приспособлением.


Все резьбовые соединения покрываю смазкой DINITRIL 77B. Очень хорошая штука.


Параллельно со сборкой(в свободное от работы время) шью салон.Родной дермантин был коричневый,но МЫ остановились на этом.


Пол устелил вибропластом SILVER.Не так шуметь будет,да и не так ржаветь в салоне.Примерка переднего сиденья.


Интересно сделаны конструкторами держатели рук задних пассажиров.Просто и удобно.А вот стропонтены не удобны.


Раскроил и сшил потолок. Сейчас хочу приблизительно примерить. Крепление потолка по-дедовски на гвоздиках.


Пришлось несколько раз снимать и ставить потолок. В нескольких местах провисы. Натяжкой не убрать.


Примерил ГУБУ капота, решетку и передний бампер. После перехромирования в Волгограде стали как родные.


Примерил переднюю панель и рамки дверей. За шелкографию зарадили 2500 у.е. Дорого. Будем красить в тон.


Вырезал и примеряю дверные карты.Этот пластик классный - не горит, не гигроскопичен,формуется.


Понамудрили наши деды с задними сиденьями. Защиту ног придумали - а как все это монтировать.


Перебрал, покрасил и собрал заднюю подвеску. Проблема осталась с задним мостом. Нет НОВОЙ главной пары.


После первых выездов появились сопли. То там не дотянул,там не дожал,где-то подтекает. ОБКАТКА .


Прикрутил порожки дверей. Собрал все элементы переднего сиденья. Много деталей сделано из дерева.


Сборка задней части переднего сиденья.Сложно все собрать чтобы было красиво. Хромированные ручки - стильно.


Натянул потолок и поставил заднее стекло.Крепиться оно рамкой заднего стекла. Говорят со временем подтекает.


Вставил задние форточки. Прикрутил удерживающие ручки задних пассажиров и крючок-вешалку.


Собрал воедино заднее сиденье. Вырезал,подогнал и обметал ковер сзади. Закрепил его порожками дверей.


Начинил механизмами (ВСЕВОЗМОЖНЫМИ) двери. Прикрутил дверные карты и рамки дверей.


Покрасили в цвет кожи все внутренние металлические элементы салона. По МОЕМУ не плохо. Гораздо дешевле,чем.


Собрал передние двери. Очень сложно подогнать стекло,при заходе на переднюю форточку - зазор минимальный.


Прикрутил и поставил ВСЕ на переднюю панель. Развел всю электрику. Пластик новодельный, но отличного качества.


АААААААААА. Кто на меня. Похож на зверя из Ледникового периода. Современные машины БОЙТЕСЬ моих клыков.


Ну вот и подошла еще одна страница МОЕЙ жизни к концу. Все собрано! Все вертится! Все крутиться!


Автомобиль обрел новую жизнь. Вспомнил как я на нем в ХАВЬЮРТ с Димой за 70 км. от Минска ехал. И ничего.


Приходит новое поколение. Мальчики и девочки с крыльями и без. Что им ценно будет в жизни .


Автомобиль на празднике города. Радует людей и детвору.


Остаются фото со старыми машинками. Лето - веселая пора .

Необычный ресто-мод ГАЗ-12 ЗИМ на базе современной «Волги» продают за 13 миллионов рублей


Давайте начнем с того, что снаружи — это практически аутентичный автомобиль ГАЗ-12 ЗИМ. Опытный взгляд, пожалуй, отметит лишь нестандартные колеса меньшего диаметра. И этому есть объяснение. Вот что пишет сам продавец: «Автомобиль подвергнут адаптации и подогнан под ходовую часть ГАЗ 31105». Да, в основе ЗИМа лежит шасси от самой последней «Волги».


К счастью, под капотом не стали размещать стандартный четырехцилиндровый двигатель ЗМЗ-406. Такого позора советский лимузин не пережил бы. Вместо этого там стоит ЗМЗ-6606 V8, который представляет собой модернизированную версию двигателя ЗМЗ-53, устанавливавшегося на грузовики ГАЗ-53. К слову, оригинальный ГАЗ-12 ЗИМ оснащался 6-цилиндровым 3,5-литровым двигателем ГАЗ-11.


Для установки двигателя были модифицированы лонжероны, подкрылки и все соединяющиеся с ними узлы. Были также усилены пружины, амортизаторы и стабилизаторы для улучшения управляемости после установки тяжелого двигателя. Коробка передач — 5-ступенчатая механическая от «Волги». От неё же расширенный на 10 см задний мост.


По словам продавца, автомобиль весом 2150 килограммов разгоняется до 200 км/ч и довольно стабильно управляется. Особое значение в этом играет современное рулевое управление с ГУРом, насколько это можно говорить про агрегаты «Волги».


В отличие от внешности лимузина его интерьер претерпел гораздо более серьезные изменения. Фактически, он сделан заново самим владельцем. Материал салона — высококачественная натуральная кожа, а деревянные детали изготовлены, используя древесину 200-летнего кавказского ореха.


Сделана полная шумоизоляция, а стекла теперь опускаются с помощью электропривода. В оснащение теперь также входит центральный замок и электрорегулировка передних сидений.


Центральная консоль передней панели была сделана с нуля. Во-первых, она включает дисплей современной аудиосистемы, а во-вторых, тут расположен рычаг коробки передач. Напомним, что в оригинальном ЗИМе рычаг переключения передач располагался на рулевой колонке.


Выглядит, возможно, не так уж и плохо. Да и внешность автомобиля не разочаровывает. Но 13 миллионов рублей за ресто-мод — это слишком. Владелец, кажется, преисполнен гордостью за свой проект и пишет: «Представленный автомобиль гармонично объединяет монометаллизм 50-х с комфортом, мощью и скоростью 21-го века, бросая вызов лучшим представителям класса люкс».

Тюнинг авто газ 12 зим

газ-12 зим

Сначала немного истории. В 1948 году Горьковский автозавод имени Молотова получил правительственное задание на разработку комфортабельного легкового автомобиля классом выше серийно выпускавшейся Победы . Конструкторы постарались максимально использовать имеющийся производственный задел, и в октябре 1950 когда на заводе начали производство новой машины. Модель назвали ЗИМ — аббревиатура от Завод имени Молотова . После развенчания культа Сталина и всех его соратников, в том числе и наркома иностранных дел В. Молотова, автомобилю присвоили индекс ГАЗ-12.

В салоне было три ряда сидений. Откидные сиденья (страпонтены) среднего ряда складывались, создавая особый комфорт пассажирам, сидящим на заднем диване, ведь ЗИМ в качестве служебной машины предназначался, прежде всего, партноменклатуре и чиновникам соответствующих рангов. Задние двери открывались против движения, опять же в расчете на спецпассажиров , обеспечивая удобную посадку на задний диван и страпонтены.
Салон был отделан велюром, комплектовался трехдиапазонным радиоприемником, часами с недельным заводом, электроприкуривателем, пепельницами. При оформлении кузова не поскупились на никелированные детали, включая массивные передний и задний бамперы. Передок машины украсила эмблема с изображением оленя — символа города Горького (теперь Нижний Новгород). ЗИМ стал самым красивым из всех выпущенных советских автомобилей.
В этой машине 1956 года выпуска, попавшей в бокс Аверс-центра , от былого великолепия не осталось и следа. Кузов был помят, многих оригинальных деталей его оформления не было, в салоне — разруха. Работы начали с того, что врезали в крышу панорамный люк. Потом машину отдали специалистам по кузовным работам, которые отрихтовали кузов, подготовили его к покраске и покрасили. На ЗИМ установили двигатель, трансмиссию и ходовую часть от Мерседеса (210-й кузов).
Затем занялись салоном. Прежде всего, сделали полную шумоизоляцию кузова, во многих местах изолирующие материалы нанесли в три слоя. А на пол поверх изоляции уложили еще фанеру толщиной 12 мм. Проклеили в два слоя и объемы дверей.
В салоне установили штатное оборудование Мерседеса : сиденья, торпедо, центральную консоль. Доработали механизмы открывания дверей, их оборудовали стеклоподъемниками. Пространство за передними сиденьями оформили как перегородку между передней и задней частями салона и обтянули ее кожей. Для обеспечения комфорта в задней VIP-зоне под передними сиденьями разместили воздуховоды, по которым поступает холодный и теплый воздух. Заднее сиденье от Мерседеса полностью переделали. Получился диван с двумя удобными и просторными посадочными местами. В нише под ним, прикрытой декоративной панелью, разместили аппаратуру дистанционного управления оборудованием салона и отопитель.
Специалисты Аверс-центра установили на панорамный люк электромеханические шторки собственной конструкции с дистанционным управлением. Сделали блокировку открывания люка при задернутых шторках, чтобы воздушный поток не порвал их во время движения. Дверные и заднее стекла, боковые форточки тоже оборудовали шторками. Они механические и сдвигаются вручную.
В задней зоне установили моторизованный бар — тоже своей, очень оригинальной, конструкции. Его переднюю застекленную панель украшают часы в декоративной рамке, оформленной шпоном натурального дерева (карельская береза). За стеклом видны стаканы и бутылки, установленные в углубления на подставке с логотипом ЗИМ . Внутренний объем бара и циферблат часов подсвечиваются. Верхняя крышка корпуса тоже покрыта шпоном. При нажатии кнопки лицевая панель бара открывается и медленно откидывается вниз, верхняя крышка — вверх, подставка со стаканами и бутылками выдвигается к заднему дивану. Бар — в рабочем положении. В походное , закрытое, он возвращается повторным нажатием кнопки.
Мерседесовскую систему комфорта салона доработали. Моторизированные передние сиденья управляются с пультов, установленных в передние двери. Тюнингеры разработали и изготовили оригинальные интерфейсы управления баром, вновь установленным оборудованием, люком и его шторками, мультимедийной системой. Органы управления — штатные кнопки Мерседеса , на которые нанесли новые обозначения — разместили на подлокотниках передних и задних дверей.
Салон перетянули кожей и алькантарой светло-коричневого и кремового оттенков со вставками, покрытыми шпоном карельской березы. Такие вставки есть на торпедо, на картах дверей и в других местах салона. Шпоном покрыли также лицевую панель центральной консоли.
Складками собрали кожу обшивки сидений, которые стали похожи на дорогие домашние кресла. Карты передних и задних дверей изготовили вновь и перетянули кожей. Центральные элементы сидений и вставки карт дверей перешили алькантарой и прострочили ромбиками.
Встроенный в потолок панорамный люк затруднял обшивку его алькантарой. Мастера решили проблему так: изготовили специальные пластиковые панели, обтянули их алькантарой и смонтировали на потолке с помощью крепежных деталей. Между некоторыми элементами обшивки установили источники подсветки. Передние и средние стойки кузова перетянули алькантарой, а отсек багажника и его крышку изнутри — кожей в комбинации с алькантарой в стиле салона.
В машине есть отличительный знак — нижегородский олень, изображение которого в виде вышивки, гравировки, специально изготовленного значка украсило интерьер: спинки сидений, шторки панорамного люка, руль, защитные грили динамиков, фальшпанель в багажнике.
Из нержавеющей стали сделали накладки, вырезали в них имя машины и установили на пороги. При открывании дверей буквы подсвечиваются. На заднем бампере смонтировали видеокамеру заднего обзора, изображение с которой водитель видит на экране монитора головного устройства. Штатную мерседесовскую сигнализацию отремонтировали и дополнили иммобилайзером Skybrake. Поставили модули доводки стекол и люка. Фары оснастили биксеноном. В США заказали внешние и салонное зеркала заднего вида, руль в стиле ретро с ободом из красного дерева. Под него изменили цвет всех покрытых шпоном деталей оформления интерьера так, что узнать фактуру карельской березы стало непросто.
В ЗИМе построили кинотеатр с двумя залами и зонами озвучивания — передней и задней. В поездках владелец автомобиля проводит большую часть времени на заднем диване, поэтому тыловая зона авто — основная. Головное устройство передней зоны — мультимедийный центр Pioneer
AVH-P7800DVD BT, состоящий из двух блоков: DVD-ресивера с выдвижным монитором и отдельного модуля с усилителями и процессором. Ресивер с помощью переходной декоративной рамки установили в заводское место центральной консоли.
Голова для задней зоны — DVD-ресивер Pioneer DVH-P580 MP. Его инсталлировали не стандартно. Сам блок ресивера закрепили на перегородке, отделяющей салон от багажника. Диск в него можно загрузить при откинутом центральном подлокотнике заднего дивана. Съемную переднюю панель DVH-P580 разместили на оформлении панорамного люка так, что кнопки управления доступны с заднего сиденья.
Над баром с помощью специально изготовленной подставки-кронштейна смонтировали 11-дюймовый ЖК-монитор Pioneer AVD-W1100V для задней зоны, видеосигнал на который можно подать как с переднего, так и с тылового головного устройства.
Фронтальная акустика передней зоны — двухполосные компонентные комплекты Rainbow SLC 265. Мидбасы инсталлировали в передние двери с помощью переходных подиумов. Работают они на объемы дверей. Твитеры смонтировали в стойках лобового стекла и направили друг на друга.
Фронт задней зоны — трехполосный, он тоже построен на акустике Rainbow SLC 265, укомплектованной СЧ-динамиками Morel CDM 54. Все головки установили в задние двери с помощью отдельных переходных подиумов. Среднечастотники поместили в антирезонансные камеры объемом порядка 0,3 л, изготовленные из листов шумоизоляции.
Для тыловой акустики использовали третий комплект Rainbow SLC 265, динамики которого установили на заднюю полку, предварительно усилив ее. По краям полки с помощью подиумов инсталлировали мидбасы и твитеры, а центральную ее часть подготовили для крепления сабвуферного динамика. Мидбасы работают в режиме free air, твитеры — на отражение от заднего стекла.
Акустическое оформление 10-дюймового сабвуфера Rainbow Vanadium 10 — закрытый ящик сложной формы объемом примерно 20 литров, расположенный за перегородкой позади заднего дивана над бензобаком. Корпус закрепили болтами на лонжеронах задней полки. Диффузор динамика, прикрытый грилем, выходит в салон.
Четырехканальный усилитель Audio System F4.380 работает на фронтальную акустику передней зоны и на динамики тыла. Двухканальный F2.190 — на фронтальную акустику задней зоны. Другой F2.190 раскачивает сабвуфер. Динамик центрального канала AD M35, размещенный под монитором задней зоны, подключили к выходу усилителя передней головы . За задней перегородкой в багажнике установили металлический каркас, на котором болтами закрепили усилители, выносной блок мультимедийного центра Pioneer AVH-P7800, два буферных конденсатора Stinger, коммутационные блоки. Это оборудование закрыли декоративной фальшпанелью. Такое впечатление, что в багажнике нет компонентов аудиосистемы, тем более что он остался достаточно просторным.
Если, сидя на заднем диване, смотреть кино с DVD-плеера, изображение в зрительном зале VIP-зоны сопровождается окружающим звуком 5.1. Если слушать музыку, то VIP-зона превращается в концертный зал с очень глубокой звуковой сценой впереди и тыловой подзвучкой. Водитель на своем сиденье — не в большом концертном зале , у него есть собственный, малый . К тому же, он на работе.
Вот такой получился коктейль . Под оболочкой классической нашей марки с ее оригинальной, брутальной внешностью скрывается эксклюзивный, стильный салон современной дорогой машины выходного дня, оборудованный высококачественной мультимедийной системой.

В двух словах: ГАЗ-12 ЗИМ

В двух словах: ГАЗ-12 ЗИМ

Персональный шофер – профессия специфическая. Сегодня основная сложность заключается в том, чтобы найти общий язык с начальником на заднем сидении. Найти его с машиной несложно, даже если это какая-нибудь массовая модель, не говоря уже о технологичном «Мерседесе» S-класса или чем-то подобном.

ГАЗ-12 ЗИМ

А раньше шоферу приходилось выстраивать дипломатические отношения не только с персоной на заднем сидении, но и с автомобилем. Если водить нынешний премиум седан работа, то ГАЗ-12 – каторга. Несмотря на большие размеры автомобиля, места на переднем диване мало, зато забот – куча. Огромный руль с тонким ободом без усилителя. Нечеткая трехступенчатая «механика», вынуждающая переключаться двойным выжимом. Ленивые реакции на маневры. Также, кстати, было и с ЗИС-110, который обслуживал первый эшелон власти СССР в 40-х и 50-х.

ГАЗ-12 ЗИМ

ГАЗ-12 ЗИМ

ГАЗ-12 ЗИМ

ЗИМ ГАЗ-12 ориентирован на птиц менее крупных, но определенно хищных. Хотя часть автомобилей служили в такси или скорой помощи, а совсем небольшой тираж попадал и в свободную продажу по астрономической цене в 40 000 рублей, что было в два с половиной раза дороже «Победы».

ГАЗ-12 ЗИМ

Капот открывается в обе стороны ГАЗ-12 ЗИМ

Капот открывается в обе стороны

Под капотом ЗИМа рядная шестерка 3.5 литра, развивающая 90 сил и 215 Нм. Этот мотор автомобиль получил в наследство от ГАЗ-11. Выходные параметры улучшили путем частичной модернизации. Агрегату повысили степень сжатия, удалили ограничитель оборотов, применили алюминиевую головку цилиндров (блок остался чугунным) и сдвоенный карбюратор. Разрабатывать отдельный мотор с нуля возможности не было. На создание автомобиля власти отвели инженерам 24 месяца. А потому весь проект сильно опирался на уже освоенные конструкции. ГАЗ-12 намеренно унифицировали с другими моделями автозавода. На долгий полет инженерной мысли не хватало времени, да и не было подходящей оснастки. К моменту начала производства – 1949 году, страна еще не полностью оправилась от войны.

Советский шестиместный автомобиль ГАЗ-12 (ЗИМ): конструкция, технические характеристики, реставрация

Автомобиль ГАЗ-12, или ЗИМ появился в производственной программе завода ГАЗ в 1949 году и оставался на конвейере в течение всего последующего десятилетия. За эти годы было построено всего около 21500 экземпляров, поэтому сегодня эта машина представляет большую редкость.

Предпосылки возникновения

К концу 40-х годов в СССР производился автомобиль малого класса "Москвич-400", среднего класса М20 «Победа» и высшего класса ЗиС 110. Последний никогда не продавался в частные руки и полагался только высшему руководству страны, что и предопределило малые объёмы выпуска и высочайшую стоимость автомобиля. Однако существовала целая категория людей, которым по положению в обществе или по долгу службы требовался более престижный автомобиль, чем М20. Именно в расчете на эту нишу и создавался ЗИМ ГАЗ-12. Вдобавок не следует забывать и о негласном соперничестве заводов ГАЗ и ЗиС, которые старались создавать все новые и более передовые конструкции.

Молниеносная разработка

На разработку новой машины были выделены крайне сжатые сроки, всего менее 2,5 лет. Ведущим конструктором стал разработчик М20 А. Липгарт. Работы начались в 1948 году. С целью сокращения сроков отработка общей силовой структуры кузова и агрегатов велась на доработанном кузове М20. Такой автомобиль (по терминологии завода – «мул») построили на базе серийного М20, в кузов которого установили вставку длиной 500 мм. Благодаря вставке база достигла требуемого значения в 3200 мм. К 31-й годовщине Октябрьской революции был готов третий по счету ходовой прототип автомобиля, который и прошел первый публичный показ во время праздничной демонстрации.

ГАЗ 12

В феврале следующего года прототип ГАЗ-12 представили высшему руководству страны, а уже осенью 1950 года начался мелкосерийный выпуск. Первые серийные автомобили прошли в следующем году цикл испытаний пробегом, и с 1951 года началось производство товарных автомобилей.

До 1957 года индекс ГАЗ-12 использовался во внутризаводской документации. А машина везде обозначалась как ЗИМ (Завод имени Молотова). И только последние два года выпуска машина шла заказчикам как ГАЗ-12.

Модификации

Кроме базового 6-местного седана выпускались версии для такси и санитарная машина.

Такси ГАЗ-12А имело упрощенную отделку элементов салона – кожзаменитель вместо ткани, крашеные под дерево элементы интерьера. С завода шел счетчик-таксометр ТА49. Машины использовались в таксопарках крупных городов (зачастую как маршрутное такси) и для перевозок между городами. В конце 50-х годов одном из таксопарков Москвы насчитывалось около 300 машин ЗИМ. ЗИМ в качестве такси прослужили недолго, и уже к 1960 году были полностью вытеснены М21 «Волга».

Санитарная версия ГАЗ-12Б также имела упрощенный салон со стеклянной перегородкой за задним диваном и доработанную крышку багажника, позволявшую вкатывать через нее в салон носилки. В салоне оставалось два места для медперсонала и сопровождающих. На левом переднем крыле имелась фара-искатель, а на крыше над лобовым стеклом – опознавательный фонарь. Санитарную версию выпускали до 1960 года, т.е. дольше всех. Многие санитарные машины прожили долгую жизнь и еще встречались в строю вплоть до конца 70-х годов.

Существовало также несколько пробных образцов с открытым салоном, но в серию они не попали.

ГАЗ 12 отзывы

Особенности конструкции кузова

Конструкция ГАЗ-12 сочетала в себе как новые передовые технические решения, так и компромиссные заимствования агрегатов с других моделей.

ЗИМ ГАЗ 12

Первым препятствием для конструкторов стал кузов. Американская школа того времени строила такие крупные автомобили с использованием классического рамного шасси. Такая конструкция имела два критических недостатка – вес и большое время на доводку конструкции. Вес был критичен по причине отсутствия серийного мощного двигателя.

На ГАЗе к тому времени имелся большой опыт создания и совершенствования несущего кузова М20, поэтому при разработке кузова ГАЗ-12 решили внедрить такое же решение. Конструкция кузова предусматривала спереди короткий подрамник для монтажа подвески и двигателя. Благодаря отказу от рамы конструкторам удалось снизить вес автомобиля более чем на 200 кг. Особое внимание было уделено жесткости кузова на скручивание. Конструкторам удалось обеспечить и высокую герметичность салона, что немаловажно для машины такого уровня. Кузов позволял преодолевать полуметровые водные преграды без риска заливания внутрь.

Получившийся несущий кузов для машины такого класса стал первой разработкой такого рода в мире.

Еще одной отличительной особенностью стала конструкция системы открывания капота. Капот мог открываться вбок в обе стороны, а после расфиксации обоих замков он просто снимался с машины.

ГАЗ 12 реставрация

Кузов окрашивался нитроэмалью в несколько слоев с сушкой и промежуточной полировкой каждого. Цветовая палитра была очень небогатой – основная масса машин шла чёрного цвета. Были машины белого, вишневого и зеленого цвета. Такси красились в серый, а санитарная версия машины окрашивалась в цвет слоновой кости. Под заказ предлагалась комбинированная окраска в два цвета.

Двигатель

Двигатель ГАЗ-12 базировался на двигателе грузовика ГАЗ-51, который, в свою очередь, имел высокую степень унификации с двигателем М20 (до половины деталей моторов были идентичны).

Мощность базового 51-го мотора была явно недостаточной, и для ее повышения были расширены впускные каналы, внедрены алюминиевая головка с увеличенной до 6,7 степенью сжатия (требовался бензин А70) и двойной карбюратор. Запуск двигателя осуществлялся электростартером от кнопки на панели приборов.

ГАЗ 12 ЗИМ тюнинг

Поскольку двигатель легкового автомобиля работает на более высоких оборотах, конструкторы ввели шатуны симметричной формы. Это мероприятие снизило риск повреждения шатунных подшипников при высоких оборотах – болезнь 51-го мотора.

После всех этих мероприятий 90-сильный двигатель расходовал не более 19 литров топлива на 100 км, что было неплохим показателем для почти 2-тонной машины. Помимо ЗИМ этот двигатель использовался на автобусах, вездеходах и бронетранспортерах разработки завода ГАЗ.

Силовая передача

ЗИМ оснащался специально разработанной коробкой передач с тремя скоростями вперед и одной назад. Переключение скоростей осуществлялось рычагом на рулевой колонке. Эта коробка впоследствии стала массовой и применялась на М20 и М21, внедорожнике ГАЗ-69, микроавтобусах Рижского (РАФ-977) и Ереванского (ЕрАЗ-762) заводов.

Впервые в автомобилестроении СССР автомобиль оснастили гидромуфтой. Она находилась в кинематической цепи между двигателем и сцеплением и представляла собой отдельный тороидальной формы картер, заполненный турбинным маслом. В картере находились два ротора, не имеющие между собой механической связи. Каждый ротор выполнялся в половину тора. Насосный ротор-маховик имел 48 отсеков внутри, турбинный ротор-маховик с обычным сцеплением имел 44 отсека. Отсеки формировались лопатками в полости роторов. Поскольку картер герметичен и обеспечено минимальное расстояние между колесами, то жидкость при вращении насосного колеса подается на лопатки турбинного колеса, передавая крутящий момент. Причем из-за невысоких максимальных оборотов двигателя ЗИМ (не выше 3600 в минуту) этот момент на насосе и турбине практически одинаков.

За счет такой муфты автомобиль мог трогаться на любой передаче, даже по инструкции первая передача использовалась только при плохих дорожных условиях. При остановке не было необходимости выключать передачу, поскольку при зажатом трансмиссионном тормозе и включенной передаче двигатель мог работать на холостом ходу благодаря проскальзыванию ротора насоса относительно неподвижного ротора турбины. Поскольку автомобиль удерживался в этом случае стояночным тормозом, то требовалось поддерживать его в полностью исправном состоянии.

ЗИМ оснащался неразрезным картером заднего моста с гипоидным зацеплением и двухзвенным карданным валом. Из-за снижения габаритов моста удалось практически избавиться от тоннеля карданного вала. Менее шумный редуктор требовал для работы особое гипоидное масло, которое долгое время в СССР было редким.

Подвеска и колеса

Автомобиль оснащался аналогичными М20 подвесками с рычажными амортизаторами. Подвеска спереди была независимой с пружинами и шкворнями, сзади – на листовых рессорах. Автомобиль сразу комплектовался 15-дюймовыми дисками.

Из-за уменьшения диаметра дисков (на «Победе» шли диски 16 дюймов) для ЗИМ были созданы новые тормозные барабаны и механизмы. Однако тормоза оказались малоэффективными для такой тяжелой машины. Но поскольку интенсивность движения в те годы была невелика, с этим недостатком мирились.

Салон ГАЗ-12

Отделка салона ЗИМ отличалась применением качественных материалов, но не несла в себе роскоши. «Деревянные» элементы интерьера по факту являлись реалистично окрашенными металлическими деталями. Тканевая обивка неярких тонов выполнялась из плотного сукна. Ламповый радиоприёмник шел как стандартная деталь.

Передний диван не регулировался, поэтому водителю высокого роста сидеть за рулем было весьма тесно. Классической перегородки между первым и остальными рядами сидений не было ни на одном стандартном ГАЗ-12.

Сзади имелся диван для троих пассажиров и два откидных сиденья среднего ряда. При сложенном среднем ряду для ног пассажиров заднего дивана высвобождалось до полутора метров свободного пространства. По объёму отделения для пассажиров ЗИМ не уступал более престижному ЗиС-110.

ГАЗ 12 салон

Для отопления и вентиляции большого объема задней части салона стоял отдельный радиатор и вентилятор. Управление этим вентилятором осуществлялось из задней части салона. Также имелись поручни в спинке переднего сидения и по бокам салона, прикуриватель, несколько пепельниц, дополнительный плафон подсветки и ряд других элементов комфорта для пассажиров.

Проект модернизации ГАЗ-12

В середине 1950-х годов была предпринята попытка продлить жизнь стремительно стареющей машине. Проект имел название ЗИМ-12В. По задумкам конструкторов планировалось увеличить мощность двигателя, внедрить полноценную автоматическую коробку передач, доработать тормоза. Глобальные внешние изменения не планировались и ограничивались изменением дизайна решетки радиатора, фар и задних фонарей, установкой панорамного лобового стекла.

Но эти планы так и не стали реальностью. Основные силы были брошены на создание нового ГАЗ-13 «Чайка».

ЗИМ в частном владении

Хотя ЗИМ изначально создавался как машина для чиновников, отдельные экземпляры попадали и в частное владение. Из-за высокой цены (в два-три раза дороже «Победы» и в три-четыре «Москвича-400») покупателями были представители научной и творческой элиты СССР. Кроме того, ЗИМ выдавался как дополнение при награждении орденом Ленина за 25 лет безупречной службы.

За рулем таких машин часто сидели наемные шоферы. В качестве примера стоит вспомнить фильм «Разные судьбы», где владельцами ЗИМ являются профессор и композитор, однако за рулем они не сидят.

ГАЗ 12 двигатель

В заметных количествах машины стали попадать в руки частникам только с конца 60-х годов, когда ЗИМ стали массово списывать из учреждений.

Владельцев машин в то время подкупали высокая степень унификации конструкции с массовыми М20 и М21 и размеры автомобиля ГАЗ-12. Отзывы владельцев о плавности хода и вместительности салона в целом были положительные. Однако многие жаловались на высокий расход топлива при езде по городу и багажник небольшого объёма.

Но сейчас эти недостатки малозначительны, поскольку едва ли кто из владельцев ЗИМ использует его как повседневный транспорт для поездок на работу или на дачу.

Технические характеристики ГАЗ-12
Число мест (включая водителя)6 чел.
Габариты (Д/Ш/В)5530/1900/1660 мм
База3200 мм
Радиус поворота6,8 м
Максимальная скоростьдо 125 км/ч

ЗИМ сегодня

В настоящее время ГАЗ-12 является объектом коллекционирования. Встречаются как отреставрированные образцы машин разной степени аутентичности, так и доработанные в соответствии с современными требованиями к комфорту и внешнему виду.

Тюнинг ГАЗ-12 ЗИМ весьма затратен как по финансам, так и по времени. В ходе таких работ восстанавливается кузов с полной окраской, проводится шумо- и виброизоляция. Устанавливаются сиденья от престижных иномарок, в салоне выполняется полноценная перегородка между задней и водительской частями. Устанавливается система кондиционирования воздуха, панорамный люк в крыше. По желанию заказчика салон может быть оснащен акустикой высокого класса и другим дополнительным оборудованием.

Почти всегда заменяется силовой агрегат, трансмиссия, подвески. Например, одна из реставрационных мастерских в ходе работ по восстановлению ГАЗ-12 установила на него новый двигатель "Тойота" мощностью 225 л.с. Еще снабдила автоматической коробкой и доработанные подвески от ГАЗ-31105.

Реставрация ГАЗ-12 в аутентичном виде требует еще больших финансовых вложений. Тому есть ряд причин. Основную сложность составляет поиск аутентичных запчастей ГАЗ-12. Многие детали и отделочные материалы в наше время просто не производятся, и крупные реставрационные мастерские налаживают собственное производство.

ГАЗ-12 «ЗиМ» - между "сто десятым" и "Победой"

ГАЗ-М-12 «ЗиМ», иногда обозначался как «ЗиМ-12» — советский шести-семиместный легковой автомобиль большого класса с кузовом «шестиоконный длиннобазный седан», серийно производившийся на Горьковском Автомобильном Заводе (Завод Имени Молотова) с 1950 по 1959. «ЗиМ» — первая представительская модель Горьковского автозавода. Предшественник «Чайки» ГАЗ-13.

Когда-то говорили, что в "клыках" на бампере "ЗиМа" спрятаны реактивные снаряды. Но на самом деле "ЗиМ" оказался весьма мирным автомобилем.

Панель приборов ГАЗ-М-12 «ЗиМ»

Салон ГАЗ-М-12 «ЗиМ»

Двигатель ГАЗ-М-12 «ЗиМ»

ГАЗ-М-12 «ЗиМ» в производственном цеху

Работники завода трудятся над автомобилем ГАЗ-М-12 «ЗиМ»

Производство ГАЗ-М-12 «ЗиМ»

Капот ГАЗ-М-12 «ЗиМ» открывался как в левую так и в правую стороны

ГАЗ-М-12 «ЗиМ» поданный к трапу самолета. 1957 год, Лейпциг, ГДР

Чертежи ГАЗ-М-12 «ЗиМ»

ГАЗ-12Б ЗиМ 1951–60 "Скорая помощь"

ГАЗ-М-12 «ЗиМ» на Парадах Ретромотор

В мае 1948 года Горьковский автозавод имени Молотова получил правительственное задание на разработку шестиместного легкового автомобиля, которому по комфортабельности, экономичности и динамике предстояло занять промежуточное положение между престижным ЗиС-110 и «Победой».

Характеристика автомобиля ГАЗ-М-12 «ЗиМ»

ГАЗ-М-12 «ЗиМ» в музее

Сборка ГАЗ-М-12 «ЗиМ»

ЗиМ-12В — проект модернизации ЗиМ-а

Кузов ГАЗ-М-12 «ЗиМ»

Салон автомобиля ГАЗ-М-12 «ЗиМ»

Разработка была начата в 1948 году и велась в сжатые сроки — на нее отпускалось 29 месяцев. Конструктор — А. А. Липгарт, ответственный художник-конструктор — Лев Еремеев. Отведенные коллективу ГАЗ-а сжатые сроки позволяли либо приблизительно скопировать иностранную модель, либо воспользоваться уже имеющимися наработками и спроектировать автомобиль, максимально опирающийся на уже освоенные в производстве агрегаты и технологии. Перекликаясь по внешности с целым рядом американских моделей сегмента «fine car» (средний-высший класс), «ЗиМ» не был копией какого-либо конкретного иностранного автомобиля ни в плане дизайна, ни, в особенности, в техническом аспекте — в последнем конструкторы завода даже сумели в какой-то мере «сказать новое слово» в рамках мировой автостроительной индустрии.
«ЗиМ» мог стартовать с любой передачи из имеющихся трех — заводской инструкцией рекомендовалось трогаться со второй передачи, а первую использовать только в тяжелых дорожных условиях и на подъемах. Эластичность при движении на прямой-третьей передаче была просто удивительна. Автомобиль трогался с места плавно и безо всяких рывков. «ЗиМ» можно было затормозить до полной остановки, не выключая передачи. Решетка радиатора ГАЗ-М-12 на первый взгляд выглядит аналогичной решетке «Кадиллаков» 1948 модельного года; на самом деле, она похожа лишь поверхностно, но имеет другую конструкцию, другие пропорции, и при сравнении создает иное впечатление о передней части машины. Красный «гребень» на капоте ГАЗ-М-12 имел декоративную подсветку, которую включали ночью. У автомобиля был несущий кузов, редко встречавшийся среди легковых машин со столь значительной колесной базой.
Особого упоминания заслуживает дизайн автомобиля. Ему при разработке уделялось особое внимание. «ЗиМ» приятно удивляет элегантными линиями, роскошным стайлингом в американском стиле, вниманием к мелочам, обилием хрома в отделке как экстерьера, так и интерьера. Автомобиль был окрашен с лучшим доступным для ГАЗ-а качеством нитроэмалями в 7 слоев с полировкой каждого. Автомобили красились в черный, редко — белый и темно-зеленый цвета. Такси имели обычно серый цвет, а «скорые помощи» — цвет «слоновой кости». На экспорт предлагались также вишневые, зеленые и серые автомобили, а так же двухцветные комбинации. Для Китая была выполнена партия автомобилей популярного там синего цвета, традиционно символизирующего удачу и успех. Шины с белыми боковинами закупались в США и устанавливались только на выставочные образцы. Интерьер автомобиля имел многие роскошные, по меркам тех лет, элементы — широкие подлокотники для задних пассажиров, четыре пепельницы, мягкие поручни в спинке заднего дивана и по бокам, дополнительную подсветку, отдельный прикуриватель в пассажирском отделении, и так далее.
Этот автомобиль проектировался с целью удовлетворения потребности в транспортных средствах руководителей среднего ранга правящей «верхушки» СССР. И в то время, когда выпустили ЗИМ, он по внешнему виду даже был несколько привлекательней, а самое главное—современней, элитарного «ЗИС-110». ГАЗ-12 обладал неповторимым обликом с крупноячеистой радиаторной решеткой, как у «Кадиллак», и наполовину скрытыми задними колесами, как у «Крайслер».

Обзор конструкции ГАЗ-М-12 «ЗиМ»

Один из опытных образцов ГАЗ-12 "ЗИМ"

Вариант модернизации ГАЗ-12 "ЗИМ"

ГАЗ-12 "ЗИМ" в сборочном цеху

Сборка ГАЗ-М-12 "ЗиМ"

Носитель агрегатов ГАЗ-12 "ЗиМ" с удлиненным кузовом "Победы"

ГАЗ-М-12 "ЗИМ" (1950-1959гг)

В этом сборочном цехе собирали ГАЗ-12 "ЗИМ"

Силовой агрегат. Из-за сжатых сроков проектирования, с самого начала ставка была сделана на высокую унификацию. Соображения топливной экономии, соблюдение сложившегося типажа отечественных легковых автомобилей и наличие в производстве неплохого шестицилиндрового рядного двигателя ГАЗ-11 заставили конструкторов использовать шестицилиндровый двигатель.
Двигатель был конструктивно аналогичен ГАЗ-11, который использовался на ГАЗ-51, но имел повышенную степень сжатия, алюминиевую головку цилиндров и сдвоенный карбюратор. В двигателе «ЗиМ» был устранен главный недостаток моторов ГАЗ-51 — выход из строя шатунных вкладышей при больших оборотах, посредством установки симметричных шатунов.
Модификации двигателя «ЗиМ» использовались впоследствии на автобусе ПАЗ-652Б, гусеничном вездеходе ГАЗ-47 и колесном бронетранспортере БТР-60П, где использовался сдвоенный агрегат.
Силовая передача. Для «ЗиМ»-а была разработана новая коробка передач, впервые в истории завода имевшая синхронизаторы (на II и III передачах) и переключение рычагом, расположенным на рулевой колонке — такой была тогдашняя американская мода. С 1950 года новую коробку передач стали ставить и на «Победу», позднее еe варианты использовались на автомобилях ГАЗ-21, ГАЗ-22, ГАЗ-69, РАФ-977, ЕрАЗ-762 и других. Это обеспечивало высочайшую степень унификации деталей и очень сильно облегчало обслуживание автомобилей. Оригинальным конструктивным решением, примененным на ГАЗ-М-12 и не имеющем аналогов в отечественном легковом автомобилестроении, была гидромуфта — агрегат трансмиссии, располагавшийся между двигателем и сцеплением, и представлявший из себя картер, заполненный специальным маслом, в котором вращались не связанные друг с другом механически два ротора в форме половины тороида, разделенные лопатками на 48 отсеков.
При работе двигатель крутил насосное колесо, которое создавало в картере движение жидкости, приводившее во вращение турбинное колесо, при этом допускалось их взаимное проскальзывание. Гидромуфта не была аналогом автоматической трансмиссии, в те времена уже появившейся в Америке, и не увеличивала крутящий момент, подобно гидротрансформатору; но и она давала автомобилю немало эксплуатационных преимуществ. «ЗиМ» мог стартовать с любой передачи из имеющихся трех — заводской инструкцией рекомендовалось трогаться со второй передачи, а первую использовать только в тяжелых дорожных условиях и на подъемах. Автомобиль трогался с места плавно и безо всяких рывков. «ЗиМ» можно было затормозить до полной остановки, не выключая передачи, после чего начать движение можно было просто отпустив тормоз и нажав на акселератор — гидромуфта не образовывала постоянной жесткой связи между трансмиссией и двигателем, не давая двигателю заглохнуть при остановке — роторы гидромуфты начинали проскальзывать друг относительно друга.
Помимо преимуществ, этот трансмиссионный агрегат сообщал автомобилю и отдельные недостатки. Главным было то, что для удержания машины на месте при остановке на уклоне можно было использовать только стояночный тормоз — без этого даже при включённой передаче «ЗиМ» легко начинал катиться. Это предъявляло высокие требования к техническому состоянию ручного тормозного механизма, а в мороз включение стояночного тормоза на длительное время могло привести к примораживанию тормозных колодок к барабанам.

Впервые в отрасли на ГАЗ-М-12 был применен гипоидный задний мост с неразрезным картером, что в сочетании с двухзвенным карданным валом позволило сильно понизить уровень пола и практически убрать туннель для карданного вала, а также значительно снизить уровень шума от работы главной пары моста по сравнению с конической передачей ГАЗ-М-20. Были у этого решения и минусы — гипоидный задний мост выходит из строя после нескольких минут работы на обычном трансмиссионном масле, так как для него требуется особое, довольно редкое тогда, гипоидное, ввиду того, что особенности работы гипоидных шестерен требуют очень высоких противозадирных характеристик масла; увеличилось количество точек смазки за счёт введения дополнительного сочленения карданного вала, усложнилась его балансировка.
Шасси. Независимая пружинная шкворневая передняя подвеска была выполнена по типу подвески ГАЗ-М-20 и принципиально не отличалась от неё. Задняя подвеска отличалась от «Победы» также лишь в деталях. Амортизаторы по-прежнему были рычажными. Рулевая трапеция была разработана заново при сохранении общей схемы. Среди новинок так же были: 15-дюймовые обода колeс, тормоза с двумя ведущими колодками, гнутое заднее стекло, масляный радиатор в системе смазки двигателя, полуоси фланцевого типа, и так далее.
Анализ дизайна. Ему при разработке уделялось особое внимание. По сравнению с простоватой «Победой», с минимумом хромированного декора и обобщёнными формами, «ЗиМ» приятно удивляет элегантными линиями, роскошным стайлингом в американском стиле, вниманием к мелочам, обилием хрома в отделке как экстерьера, так и интерьера. Автомобиль был окрашен нитроэмалями в 7 слоев с ручной полировкой каждого. Цветовая гамма была не богата: автомобили красились в основном в чeрный, редко — белый и темно-зелrный цвета. Такси имели обычно серый цвет, а «скорые помощи» — цвет «слоновой кости». Автомобиль выглядел для 1950 года вполне в рамках тогдашней автомобильной моды, внешне перекликаясь со многими американскими моделями среднего-высшего класса, и превосходил по новизне дизайна американские автомобили отдельных марок. К окончанию своего выпуска в 1959 году, «ЗиМ» успел окончательно устареть и технически, и внешне. Кареты скорой помощи на его базе с кузовом «эмбюлэнс-хэтчбек» выпускались ещё до 1960 года.
Оборудование кузова. Салон автомобиля «ЗиМ» был оборудован и отделан с наилучшим доступным на серийной модели ГАЗ-а тщанием и качеством. Все металлические части были покрыты декоративным покрытием, вполне реалистично имитирующим лакированные деревянные панели. Обилие хромированных элементов и блестящего светлого пластика «под слоновую кость» придавало салону положенную автомобилю этого класса атмосферу роскоши, а отделка «под дерево», плотные ковры на полу и обивочные ткани — домашнего уюта, однако вариантов с отделкой более высокого класса «ЗиМ»-у определённо не хватало.

Проекты модернизации ГАЗ-М-12 «ЗиМ»

ГАЗ-12 ЗиМ 1950–1959гг

ЗиМ-12В — проект модернизации «ЗиМ»-а. В 1956 году, уже в ходе работ над «Чайкой» ГАЗ-13, был разработан проект модернизации «ЗиМ»-а под обозначением «ЗиМ-12В». Изменения в дизайне предполагали быть в основном косметическими — цельное лобовое стекло, более изящные ободки фар, окрашенные под цвет кузова, более обобщённая клетчатая решётка радиатора, другие колпаки, молдинги на боковине, изменённое оформление задка и так далее. Вместе с тем, планировалось увеличить мощность двигателя, улучшить тормозные свойства автомобиля и внедрить автоматическую трансмиссию от «Волги». Вскоре стало ясно, что стиль автомобиля устарел, внешняя модернизация существенно осовременить его уже не сможет, и расходовать ресурсы на модернизацию, когда до начала выпуска новой модели оставалось всего несколько лет, посчитали нерациональным.

Модификации ГАЗ-М-12 «ЗиМ»

ГАЗ-12 "ЗиМ" 1950 год

ГАЗ-12 "ЗиМ" активно используется в свадебных церемониях

Серийные
ГАЗ-М-12А — такси с отделкой салона искусственной кожей. Ввиду высокой стоимости — в полтора раза большей по сравнению с «Победой» — было выпущено относительно немного. ГАЗ-12А использовались преимущественно в качестве маршрутных такси, в том числе на междугородных линиях.
ГАЗ-М-12Б — санитарный вариант, выпускался с 1951 по 1960 год. Машины окрашивались в светло-бежевый цвет, кроме того, внешне отличались от обычного седана внешними петлями крышки багажника, которая раскрывалась на большой угол и позволяла вкатывать в салон автомобиля носилки.
Опытные и несерийные
ГАЗ-М-12 с кузовом «фаэтон» — в 1949 году были изготовлены два экспериментальных образца, но до серийного производства доведен не был ввиду трудностей с обеспечением требуемой жесткости открытого несущего кузова.

ГАЗ-М-12 «ЗиМ» в игровой и сувенирной индустрии

ГАЗ-М-12 «ЗиМ» на съемках фильма

Сегодня можно встретить множество масштабных моделей-копий ГАЗ-12, среди которых можно отметить ЗиМ от Херсон-Моделс (Украина) в масштабе 1:43, а также аналог от ИСТ-моделс (Китай). В рамках журнальной серии «Автолегенды СССР» , эту модель можно приобрести за доступную цену. С мая 2010 года в рамках проекта «Наш автопром» выпускаются модели «ЗиМ» в двух цветах черный и слоновая кость. Также ограниченным тиражом в Китае выпущена копия, выполненная в масштабе 1:12, превосходно имитирующая экстерьер, интерьер и техническую часть машины. Также 20 августа в рамках новой журнальной серии Автомобиль на службе вышла ГАЗ 12Б медицинская бежевого цвета.

Интересные факты

- Даже в период налаженного производства выпускалось максимально 6 автомобилей «ЗиМ» в день. Всего за десятилетний период с 1950—1960 годы было выпущено около 21 000 штук.
- Аллигаторный капот ГАЗ-М-12 благодаря особой конструкции петель открывался как налево, так и направо; его можно было даже просто снять.
- Машина могла трогаться с места на любой из имеющихся трех передач трансмиссии. Со временем в гидромуфте открывалась течь вследствие износа гофрированного медного уплотнения с графитовыми кольцами. Ремонт был весьма непростым делом — гофрированное уплотнение было в разряде большого дефицита.

Автовладелец Н. Фарафонов из Алма-Аты придумал эффективный метод устранения этого недостатка — вместо турбинного масла в гидромуфту закачивается смазочным шприцем 6,5 килограмма тугоплавкой смазки (Литол24) — узел надежно и долговечно работает даже при дефектном уплотнении. На работе гидромуфты это никак не отражается, разве что зимой несколько уменьшается плавность хода.
- Дизайну ГАЗ-М-12 уделялось в процессе разработки такое большое внимание, что Андрей Липгарт временно перенёс свое рабочее место в группу художников-конструкторов; надо заметить, что успех такого подхода был полным — даже сегодня стиль «ЗиМ»-а выглядит впечатляюще.
- Решетка радиатора ГАЗ-М-12 на первый взгляд выглядит аналогичной решетке «Кадиллаков» 1948 модельного года; на самом деле, она похожа лишь поверхностно, но имеет другую конструкцию и другие пропорции.
- Красный «гребень» на капоте ГАЗ-М-12 имел декоративную подсветку, которую включали ночью.
- Плавные обводы кузова давались нелегко, сопрягаемые поверхности на конвейере выравнивали легкосплавным припоем, а потом доводили шпаклевкой. По некоторым данным на каждый кузов расходовалось до 4 кг олова. Поэтому при ремонтных кузовных работах приходилось подставлять емкость для стекания расплавленного электросваркой олова.
- Некоторыми авторемонтными предприятиями в 60-х строились грузовые пикапы на базе ЗИМа, предположительно их грузоподъемность могла составлять до 750 кг и возможно больше. Кроме того в Риге в 1971 году был изготовлен катафалк путем превращения ЗИМа в пикап.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: