Доработка ручника ваз 2109

Обновлено: 02.05.2024

Доработка ручного тормоза

Со времен покупки машины наблюдалась проблема с плохо работающим ручником. Изначально были куплены новые троса ручного тормоза, потому как старые были ржавые и не став испытывать судьбу поставил новые. Но отрегулировать ручник нормально так и не получалось, регулировки практически до предела, но ручник по прежнему не держал. Думал может быть сильно изношены колодки и барабаны, но сравнив колодки с новыми оказалось что износ всего лишь 1-1,5мм, на барабане сильной выработки не наблюдалось.

По решению этой проблемы было много советов: одни советовали поменять барабаны и колодки на новые (у них так проблема решалась), другие советовали купить и поменять ремкомплект ручника (мол видать у старого выработка большая потому и не держит). Но я как самый упертый хотел решить эту проблему по своему. Долго копавшись по просторам инета нашел одну статейку, где они человечек предлагал альтернативный способ устранения слабого ручника. Он указал что вся проблема заключается в распорной планке колодок, а именно то что она с новья меньших размеров чем необходимо. Человек также указал что длина внутренней части (расстояние между пазами) должна равняться 114 мм. Это мня заинтересовало и я начал творить))

Сняв свою старую распорную планку я побежал по автомагазинам в поисках распорной планки нужных размеров. Но поиски не увенчались успехом(( И я купил ремкомплект ручного томоза в надежде что хоть что то из этого набора будет по размерам больше от установленного, но увы все не так.

в комплекте распорная планка была тех же размеров что и старая и даже тоньше на 0,5 мм((
Решил этот комплект отложить в глубокий ящик так сказать прозапас))
Измерив расстояние между пазами в старой и новой планке оно оказалось почти одинаковым и составило 110 мм

Чтобы это расстояние увеличить до 114 мм, решено было в каждом пазу наварить по 2 мм металла.

В результате наварки и доработки напильником длина составила 114-114,5 мм, что и было нужно

К сожалению как установил не сфоткал, но эффект все таки получился. Рычаг, который распирает колодки, стал практически в начало своего хода, т.е. ближе к тормозной колодке. Трос ручника подтягивать долго не пришлось, регулировка получилась в самом начале натяжной тяги. Отрегулировал до 4 щелчка и колеса колом стают. С места сорвать не удалось, жалко стало сцепление жечь да и резина новая.

проблема с ручником на ваз 2109 , не держит на уклоне. нет мертвой схватки

Летом проблемы не было, зимой не хотят держать. Думал проблема в подтекающем цилиндре, заменил, ручник все равно не держит.

погонщик дизельных кобыл

подтяни трос еще, до двух щелчков, главное, чтобы при снятом ручнике колеса свободно вращались.

Когда еще ездил на 9-ке был аналогичный случай, ограничился заменой обоих тросов ручника и регулировкой натяжения и все стало нормально. Думаю, внутри троса проблема, например, попала вода и замерзла.

фенвалы так себе, рос дот купи и не парься. У меня ручник ваще мёртво тоже не схватывает) прикол в том что на нём дрифтануть не получается, а я так люблю это, но на уклоне машину держит чётко Полную ревизию делал тормазов задних покупал ремкомплект ручника колодки цилинрды но.. не судьба. Не парюсь по счёт этого, хер с ним..

брал BEST .правда задние.косяков не замечаю,мне нравится

Начитался тестов, для себя сделал выводы, что нужно брать в качестве задних
1. Начало
2. ЕЗАТИ
3. LPR

Из них нашёл только последние, поставил - доволен как удав. Ручник держит мёртво (если, конечно, колёса сами не скользят )

В плане хренового торможения - будешь менять, не забудь посмотреть, как себя задние цилиндры ведут, равномерно ли штоки выдвигаются, не подклинивает ли их (струбцина и напарник в этом плане очень экономят время)
Ну и новые колодки + новые тросики ручника = установка только с такой-то матерью
Совет - потрать минут 15 своего времени и пропитай новые тросики перед установкой хотя бы силиконкой, так чтобы с другого конца тросика потекла - ни разу не пожалеешь.

Начитался тестов, для себя сделал выводы, что нужно брать в качестве задних
1. Начало
2. ЕЗАТИ
3. LPR

Из них нашёл только последние, поставил - доволен как удав. Ручник держит мёртво (если, конечно, колёса сами не скользят )

В плане хренового торможения - будешь менять, не забудь посмотреть, как себя задние цилиндры ведут, равномерно ли штоки выдвигаются, не подклинивает ли их (струбцина и напарник в этом плане очень экономят время)
Ну и новые колодки + новые тросики ручника = установка только с такой-то матерью
Совет - потрать минут 15 своего времени и пропитай новые тросики перед установкой хотя бы силиконкой, так чтобы с другого конца тросика потекла - ни разу не пожалеешь.

а маслом если пропитать?. Не не подклинивают цилиндрики. Работают. Но когда поднимал ручник видел что плохо трос тянет, тут уж. (заодно куплю новые распорные планки пружинки и т.д)

Регулировка и замена ручного тормоза на ВАЗ 2109

Ручной тормоз способствует удержанию автомобиля на одном месте при длительных стоянках. Также он требуется для экстренного, аварийного торможения.

Использовать ручник для популярного среди молодых водителей дрифта настоятельно не рекомендуется.

Вид из салона
Вид из салона

Конструкция

Система ручного тормоза (РТ) на автомобилях ВАЗ 2109 достаточно простая. Она включает в себя два основных узла:

  • Тормозные устройства для задних колес;
  • Механический привод.

Привод, в свою очередь, состоит из:

  • Рычага ручного тормоза, расположенного в салоне по правую руку от водителя;
  • Передних и задних тросов привода.

Концы заднего троса соединены с рычагами тормозных колодок ручного привода. В на участке подведения переднего тросика к задней области мы имеем дело со следующими элементами:

  • Уравнитель;
  • Регулирующая гайка;
  • Оттяжная пружина и контргайка. Ими передний трос соединен с кронштейном кузова авто.

Отпуская рычаг, пружина ослабляет натяжение тросов и уравнитель возвращается в исходное положение. Именно тут требуется регулировка.

Демонтированная ручка РТ
Демонтированная ручка РТ

Регулировка или замена

В некоторых ситуациях можно обойтись простой регулировкой тросов, но порой их приходится менять полностью.

Способ ремонта

Причины

Регулировка тросов РТ

  • Ручник не держит на склонах;
  • Обнаружено ослабление натяжения в результате планового техосмотра.
  • Ослабились наконечники троса ручника;
  • Нити тросика начали постепенно рваться, разрушаться;
  • Тросик с трудностями перемещается внутри оболочки даже после смазки элемента

Прежде чем принимать окончательное решение, советуем провести проверку текущего состояния РТ и определить, нужна ли просто регулировка, либо придется менять тросик.

Проверка состояния

Нормальная регулировка РТ обеспечивает удержание автомобиля на уклоне. Это соответствует 3-8 щелчкам рукоятки на более новых девятках или 5-7 щелчкам на ВАЗ 2109, выпущенных ранее 1995 года.

Для проведения проверки выполните несколько простых операций:

  • Найдите уклон, у которого имеется около 25 градусов;
  • Включите ручник в необходимое положение;
  • Если автомобиль начинает скатываться, ручник не держит, требуется регулировка;
  • При отсутствии поблизости такого склона проверка выполняется в гаражных условиях;
  • Поставьте машину на ровную поверхность, до упора поднимите ручку ручного тормоза;
  • Подойдите сзади и постарайтесь с максимальной силой толкнуть автомобиль;
  • Если при этом машина начала движение, РТ требует настройки;
  • Проверьте работоспособность ручника на 2 щелчке на более новых версиях ВАЗ 2109 и не доходя до 5 щелчках на версиях до 1995 года. Если ручник при этом работает на полную силу, тросик перетянут. Его потребуется также отрегулировать.

Эксплуатация авто с перетянутым тросом РТ также опасна, поскольку это ведет к перегреву и износу задних тормозных колодок.

 Вид снизу
Вид снизу

Регулировка

Для регулировки тросика РТ вам потребуется яма, эстакада или подъемник. Далее действуем по следующему алгоритму.

 Процесс регулировки
Процесс регулировки

Замена

В некоторых случаях тяжелое перемещение тросика в оболочке связано с отсутствием смазки. Чтобы устранить этот дефект, залейте в оболочку трансмиссионное или моторное масло. Вливайте до тех пор, пока из противоположного конца оболочки троса не выльется смазка. Не забывайте перемещать трос, пока заливаете смазочный материал.

 Процедура замены тросика
Процедура замены тросика

  1. Ослабьте натяжение контрирующей гайки троса РТ.
  2. Открутите регулировочную гайку уравнителя, что позволит ослабить тросы привода ручника.
  3. Вывесите заднюю часть вашего ВАЗ 2109 с помощью домкрата, после чего снимите тормозной барабан и тормозную колодку.
  4. Открутите наконечник троса привода от приводного рычага.
  5. Отсоедините крепежную гайку, после чего демонтируйте держатель тросика РТ на балке задней подвески автомобиля.
  6. Извлеките втулку оболочки из отверстия, имеющегося в тормозном щите.
  7. Через отверстие в тормозном щите пропустите наконечник троса РТ.
  8. Извлеките тросик РТ из всех держателей, имеющихся на кузове вашей машины.
  9. Рассоедините наконечник тросика РТ с уравнителем.
  10. Протолкните наконечник троса из кронштейна, что позволит снять трос.
  11. Установите уже новенький, проверенный тросик, действуя в обратной последовательности.
  12. Не забудьте на завершающем этапе сборки узла отрегулировать натяжение троса и работоспособность восстановленного РТ.

Многие водители считают, что редкое использование ручного тормоза обеспечивает максимальную работоспособность данного узла. На самом деле подобная попытка сохранить ресурс РТ дает совершенно противоположный эффект.

Чем реже вы используете ручник на вашем автомобиле, тем меньше перемещений осуществляет трос в своей оболочке. Это приводит к потере эффективности, работоспособности тросика. Потеря подвижности ведет к появлению обрывов при редких включениях ручного тормоза. Как результат, в самый неподходящий момент машина не стоит на месте, как ей положено.

Чтобы не допустить проблем с РТ, периодически осматривайте состояние узла, а также не забывайте выжимать ручку стояночного тормоза тогда, когда это необходимо и требуется правилами ПДД.

Почему не работает ручник (ремонт ручника) ВАЗ 2109

Ручной (стояночный) тормоз предназначен для предотвращения движения автомобиля во время стоянки, может пригодиться он, в случае экстренного торможения (когда отказывают основные тормоза), а также необходим при ремонтных работах (поддомкрачивание, замена колес и другие).

У ручного тормоза есть одна особенность, и если не работает ручник ВАЗ 2109, в первую очередь необходимо обращать внимание на нее. Дело в том, что достаточно одной поездки на натянутом ручнике, что бы он вышел из строя. Конструкция ручного тормоза в барабане позволяет только 1\4 части колодок прижиматься к тормозной поверхности. При движении, эта часть колодок быстро стирается, и перестает доставать до барабана.

ручной тормоз ВАЗ

Это можно попробовать, устранить регулировкой троса ручника. Как правило, после поездок на натянутом ручнике, он подлежит подтяжке, примерно три – четыре раза. Затем колодки окончательно стираются и чтобы восстановить работоспособность ручного тормоза, необходима их замена.

Частой причиной выхода из строя, ручного тормоза, является заклинивание троса, в результате попадания грязи и влаги, ржавчины, механических повреждения. В этом случае, можно попробовать отремонтировать ручник, смазав и разработав сам трос. Но, обычно это действие помогает не надолго, и поэтому желательно все таки заменить трос.

Еще неисправностью ручного тормоза, можно считать поломку, заклинивание или заедание рычага или храпового механизма трещотки, расположенного в ручке. При этом рычаг невозможно зафиксировать в рабочем положении.

Восстановление ручного тормоза на ВАЗ 2109

Ремонт необходимо начинать, с регулировки троса. Обычно правильная установка считается, когда до блокировки колес, рычаг тормоза проходит три- четыре щелчка.

рычаг тормоза

Если трос некуда больше подтягивать (или подтяжка не дает результата), надо снять задние колеса и убедится в том что, ход его свободный с обеих сторон, осмотреть места крепления троса к кузову и тормозному щиту. Затем следует снять задние тормозные барабаны и проверить состояние колодок.

Снимаем задние тормозные барабаны

На этом этапе диагностику и ремонт ручника ваз 2109, можно считать завершенными.

Совет. Иногда, при сильной растяжке троса ручника или выработке в тормозных барабанах, имеет смысл подложить под регулировочную шпильку – втулку толщиной 1-2 см, продлив тем самым срок службы ручного тормоза.

При замене колодок или троса, повторную регулировку нужно производить через 1тыс.- 1.5тыс. км/пробега. Также необходимо регулировать стояночный тормоз, когда количество щелчков, при натяжке, будет более пяти.

Ремонт ручного тормоза ВАЗ 2109 (стр. 1 из 2)

Как ремонтируется ручной тормоз автомобиля ВАЗ-2109

Регулировка стояночного тормоза
По правилам дорожного движения стояночный тормоз должен удерживать автомобиль на уклоне 25% при перемещении рычага стояночного тормоза на 2–8 щелчков (на моделях выпуска до 1995 г. – 5–7 щелчков).

Практически вы можете проверить регулировку стояночного тормоза, установив автомобиль на ровную площадку.

Поднимите рычаг стояночного тормоза до упора и попробуйте изо всей силы сдвинуть автомобиль с места.

Если вам это удалось, значит нужно отрегулировать стояночный тормоз. Проверьте ход рычага.

Если ход рычага больше 8 щелчков, ручной тормоз не удержит автомобиль на спуске.

Если ход рычага меньше 2 щелчков, то во время движения есть вероятность подтормаживания задних колес. В обоих случаях надо отрегулировать стояночный тормоз.


Только на моделях выпуска до 1995 г. поднимите рычаг стояночного тормоза на 1–2 щелчка.


Ослабьте контргайку уравнителя.


Заверните регулировочную гайку уравнителя до момента натяжения троса привода стояночного тормоза.

Если трос не удается натянуть, значит, его надо заменить.

Проверьте, полный ход рычага стояночного тормоза должен быть 2–4 щелчка (на моделях выпуска до 1995 г. – 4–5 щелчков).


После этого затяните контргайку уравнителя


Опустите рычаг стояночного тормоза до упора и проверните задние колеса. Они должны вращаться свободно, без заеданий

Ключи на 13
Уравниватель тяг ручника
Регулировка стояночного тормоза

Регулировка ручного тормоза ВАЗ 2114

Поломка «ручника» — это не какое-то редкое событие. Подобная неисправность встречается повсеместно. В некоторых случаях после натяжки ручник всё равно остаётся в нерабочем состоянии. В чём же заключаются основные причины возникновения этой неисправности?

Строение стояночного тормоза достаточно сложное.

Чаще всего проблема заключается в:

  1. Изношенных тормозах.
  2. Разрыве троса или его полной деформации.
  3. Износе барабанов.

Трос стояночного тормоза


Трос стояночного тормоза

Самый быстрый способ отремонтировать «ручник» — это обратиться в сервисный центр. Если же обращаться туда нет никакого желания, то можно попробовать альтернативный вариант. Он заключается в том, чтобы подтянуть ручной тормоз самостоятельно.

Замена троса привода стояночного тормоза

Замените трос новым, если вы обнаружили перетирание проволок троса, плохое крепление наконечников или повреждение оболочки троса.


Ослабьте контргайку уравнителя.

Отверните регулировочную гайку уравнителя, чтобы ослабить тросы привода стояночного тормоза.


Вывесите заднюю часть автомобиля, снимите тормозной барабан и заднюю тормозную колодку.


Отсоедините наконечник троса привода стояночного тормоза от приводного рычага.


Отверните гайку крепления и снимите держатель троса на балке задней подвески.


Выньте втулку оболочки троса из отверстия в тормозном щите.


Пропустите наконечник троса через отверстие в тормозном щите.

Конструкция

Система ручного тормоза (РТ) на автомобилях ВАЗ 2109 достаточно простая. Она включает в себя два основных узла:

  • Тормозные устройства для задних колес;
  • Механический привод.

Привод, в свою очередь, состоит из:

  • Рычага ручного тормоза, расположенного в салоне по правую руку от водителя;
  • Передних и задних тросов привода.

Концы заднего троса соединены с рычагами тормозных колодок ручного привода. В на участке подведения переднего тросика к задней области мы имеем дело со следующими элементами:

  • Уравнитель;
  • Регулирующая гайка;
  • Оттяжная пружина и контргайка. Ими передний трос соединен с кронштейном кузова авто.

Отпуская рычаг, пружина ослабляет натяжение тросов и уравнитель возвращается в исходное положение. Именно тут требуется регулировка.



Демонтированная ручка РТ

Требования ПДД, предъявляемые к исправности ТС

ПДД исключают возможность движения при неисправности рабочей тормозной системы (неэффективности или негерметичности). Водитель должен произвести ремонт рабочей ТС на месте или вообще отказаться от эксплуатации автомобиля, используя буксировку (если это разрешено разделом 20 Правил) или транспортировку (перевозку на эвакуаторе).

Устройство ручного тормоза ваз 2109

Неэффективность «ручника» определяется конкретными фиксированными показателями, связанными с неподвижным состоянием транспортного средства. Так, автомобиль ВАЗ-2109 c полной нагрузкой должен оставаться неподвижным на уклоне не менее 16%, а в снаряженном состоянии (готовом к движению – с водителем, но без груза) – не менее 23%.

При несоответствии указанным требованиям (а, следовательно, неисправности стояночной тормозной системы) водитель обязан также воздержаться от эксплуатации автомобиля. Однако при этом ему разрешается движение с соблюдением мер предосторожности до того места, где будет осуществляться стоянка или ремонт автомобиля.

Таким образом, тормозная система ВАЗ-2109 в процессе эксплуатации доказала свою эффективность. Именно поэтому она была распространена и на другие переднеприводные модели известного отечественного бренда. Так, тормозная система ВАЗ-2110 и всего семейства «десятых» – это точная копия ТС «девятки». » alt=»»>

Конструкция

Система ручного тормоза (РТ) на автомобилях ВАЗ 2109 достаточно простая. Она включает в себя два основных узла:

  • Тормозные устройства для задних колес;
  • Механический привод.

Привод, в свою очередь, состоит из:

  • Рычага ручного тормоза, расположенного в салоне по правую руку от водителя;
  • Передних и задних тросов привода.

Концы заднего троса соединены с рычагами тормозных колодок ручного привода. В на участке подведения переднего тросика к задней области мы имеем дело со следующими элементами:

  • Уравнитель;
  • Регулирующая гайка;
  • Оттяжная пружина и контргайка. Ими передний трос соединен с кронштейном кузова авто.

Отпуская рычаг, пружина ослабляет натяжение тросов и уравнитель возвращается в исходное положение. Именно тут требуется регулировка.

Демонтированная ручка РТ

Элементы тормозной системы

В соответствии с базовым принципом работы схема тормозной системы ВАЗ 2109 включает следующие основные элементы:

  • главный тормозной цилиндр (ГТЦ),
  • передние механизмы,
  • задние механизмы.

ГТЦ автомобиля ВАЗ 2109 конструктивно объединён с расширительным бачком и состоит из двух цилиндрических камер с поршнями и резиновыми уплотнителями. Поршни снабжены возвратными пружинами для обеспечения обратного хода поршня при снятии давления. Каждая из камер обслуживает свой отдельный контур. Это отличает переднеприводные автомобили от первых моделей АвтоВАЗа.

Первый контур обслуживает левое переднее и правое заднее колесо, а второй контур — правое переднее и левое заднее. Такое устройство тормозной системы ВАЗ 2109 обеспечивает приемлемое замедление автомобиля даже при выходе из строя одного из контуров. Если проваливается педаль тормоза, значит, вышли из строя оба контура, и дальнейшая езда невозможна. Это не означает безопасности движения с одним исправным контуром. В этом случае следует со всей возможной осторожностью незамедлительно двигаться на ремонт.

УстройстваОписание
На ВАЗ 2109 устанавливают передние тормоза дискового типа.Со ступицей колеса жёстко связан диск из высокопрочного материала. В верхней части диск проходит через суппорт, тормозные колодки которого зажимают диск под действием усилия, развиваемого приводным гидроцилиндром.
Задние тормоза — в отличие от прототипа FIAT 124, они барабанного типа.Этот выбор конструкторов объясняется большей устойчивостью такой конструкции к отечественным условиям эксплуатации. Тормозной барабан ВАЗ 2109 и колодки, расположенные внутри него, обеспечивают эффективное замедление автомобиля. Стояночный тормоз не имеет гидравлического привода. Фиксация автомобиля на стоянке обеспечивается механическим тросовым приводом на механизмы задних колёс.

В состав тормозной системы «девятки» входит вакуумный усилитель, обеспечивающий уменьшение необходимого усилия на педали тормоза, и регулятор давления, предназначенный для корректировки тормозного усилия в зависимости от нагрузки на заднюю ось.

Проверка состояния

Нормальная регулировка РТ обеспечивает удержание автомобиля на уклоне. Это соответствует 3-8 щелчкам рукоятки на более новых девятках или 5-7 щелчкам на ВАЗ 2109, выпущенных ранее 1995 года.

Для проведения проверки выполните несколько простых операций:

  • Найдите уклон, у которого имеется около 25 градусов;
  • Включите ручник в необходимое положение;
  • Если автомобиль начинает скатываться, ручник не держит, требуется регулировка;
  • При отсутствии поблизости такого склона проверка выполняется в гаражных условиях;
  • Поставьте машину на ровную поверхность, до упора поднимите ручку ручного тормоза;
  • Подойдите сзади и постарайтесь с максимальной силой толкнуть автомобиль;
  • Если при этом машина начала движение, РТ требует настройки;
  • Проверьте работоспособность ручника на 2 щелчке на более новых версиях ВАЗ 2109 и не доходя до 5 щелчках на версиях до 1995 года. Если ручник при этом работает на полную силу, тросик перетянут. Его потребуется также отрегулировать.

Эксплуатация авто с перетянутым тросом РТ также опасна, поскольку это ведет к перегреву и износу задних тормозных колодок.

Регулировка

Для регулировки тросика РТ вам потребуется яма, эстакада или подъемник. Далее действуем по следующему алгоритму.

  1. Поднимите ручку ручника на 2-3 щелчка из салона.
  2. Залезайте под автомобиль и ослабляйте затяжку контрирующей гайки уравнителя троса ручника. Перед этим гайку лучше обработать металлической щеткой, чтобы удалить всю грязь.
  3. Далее действуйте по обстоятельствам. Если трос перетянут, его нужно ослабить соответствующими манипуляциями с гайкой. Если же трос слишком слабо держит, гайку необходимо затянуть потуже.
  4. Если натяжение тросика не дает никакого результата, то элемент уже на пределе своих возможностей. Следовательно, единственное решение сложившейся ситуации — замена.
  5. Регулируя степень натяжения, обязательно давайте оценку регулировке троса по ходу рычага РТ. Как вы помните, в норме она составляет 3-8 щелчков для более свежих версий автомобиля ВАЗ 2109, либо 5-7 щелчков для девяток, которые выпустили до 1995 года.
  6. Проверяйте свободу вращения задних колес. Если вы перетяните тросик, колеса будут вращаться с усилием, не так свободно, как должны.
  7. Выполнив регулировку, затяните обратно контрирующую гайку и вновь проверьте работоспособность ручного тормоза путем поездки на склон или толкания машины при включенном РТ.

Замена

В некоторых случаях тяжелое перемещение тросика в оболочке связано с отсутствием смазки. Чтобы устранить этот дефект, залейте в оболочку трансмиссионное или моторное масло. Вливайте до тех пор, пока из противоположного конца оболочки троса не выльется смазка. Не забывайте перемещать трос, пока заливаете смазочный материал.

Процедура замены тросика

Но смазка — это скорее временная мера. При обнаружении признаков износа тросика, его лучше заменить на новый. Делается это следующим образом.

  1. Ослабьте натяжение контрирующей гайки троса РТ.
  2. Открутите регулировочную гайку уравнителя, что позволит ослабить тросы привода ручника.
  3. Вывесите заднюю часть вашего ВАЗ 2109 с помощью домкрата, после чего снимите тормозной барабан и тормозную колодку.
  4. Открутите наконечник троса привода от приводного рычага.
  5. Отсоедините крепежную гайку, после чего демонтируйте держатель тросика РТ на балке задней подвески автомобиля.
  6. Извлеките втулку оболочки из отверстия, имеющегося в тормозном щите.
  7. Через отверстие в тормозном щите пропустите наконечник троса РТ.
  8. Извлеките тросик РТ из всех держателей, имеющихся на кузове вашей машины.
  9. Рассоедините наконечник тросика РТ с уравнителем.
  10. Протолкните наконечник троса из кронштейна, что позволит снять трос.
  11. Установите уже новенький, проверенный тросик, действуя в обратной последовательности.
  12. Не забудьте на завершающем этапе сборки узла отрегулировать натяжение троса и работоспособность восстановленного РТ.

Меньше работы — дольше эксплуатация?

Многие водители считают, что редкое использование ручного тормоза обеспечивает максимальную работоспособность данного узла. На самом деле подобная попытка сохранить ресурс РТ дает совершенно противоположный эффект.

Данная статья относится не только к девяткам, но и ко всем переднеприводным автомобилям, выпускающимся, и по сей день, на заводе ВАЗ! Поэтому настоятельно прошу делиться этой записью со всеми водителями Девяток, Десяток, Приор, Калин, и т.д.

В одном бортжурнале я прочитал статью, где человек рассказывает, о том, что попал в ДТП из-за отказа тормозов. Причем по его утверждению скорость была маленькой, но ДТП избежать не удалось из-за невозможности остановить автомобиль в принципе. На мой вопрос: «почему не воспользовался ручником для торможения?», я получил ответ: «так он не работает». Судя по моим знакомым и записям в бортжурналах, мне кажется у половины переднеприводных автомобилей отечественного производства, такая же проблема со стояночным тормозом, причем складывается такое впечатление, будто это нормально, -но это не так! Согласно правилам дорожного движения, запрещается эксплуатация транспортных средств, если стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижность автомобиля с полной загрузкой на уклоне 16 градусов. Также она должна обеспечивать неподвижность автомобиля в снаряженном состоянии на уклоне 23 градуса. Если ваша стояночная система не выполняет этих требований, значит, Вы нарушаете правила. На самом деле решить проблему со стояночным тормозом несложно, более того, это займет не так много времени и сил, как кажется. Предлагаю в этом убедиться в моей статье. Для решения этой проблемы нам с Вами понадобится хотя бы минимальный набор инструментов, а именно: — ключ для снятия колеса на «19»; — ключ на «13» (лучше два ключа, а еще лучше удлиненный баллонный ключ с трещоткой); — ключ на «7»; — домкрат; — линейка (минимум на 21 см); — плоскогубцы.

Весь инструмент готов? Тогда отправляемся на эстакаду или яму. Для наглядности всего процесса, мной на компьютере была создана трехмерная модель стояночной системы по которой мы и будем разбираться. Для более простого понимания материала, модель местами была упрощена. Общий вид стояночной системы показан на рисунках ниже:

Заехали на эстакаду, заглушили двигатель, поставили автомобиль на передачу, — ни в коем случае не на ручник! Спускаемся под днище автомобиля и смотрим на состояние тросов, — на них не должно быть повреждений. Если повреждения все же присутствуют, и они вызывают хоть малейшее сомнение в работоспособности тросов, — ставим галочку в пункте необходимых запчастей «купить тросы стояночного тормоза». Смотрим далее, — если все нормально — проверяем натяжение тросов. Проверить натяжение легко, — тянем за тросики под днищем автомобиля, в месте их крепления к коромыслу. Все это находится в районе резонатора, у ног среднего пассажира на заднем диване.

Если тросы прослаблены, необходимо подтянуть их при помощи гаек. Для этого слегка ослабляем контргайку ключом на «13», и затягиваем основную гайку на пару оборотов. Удобнее всего пользоваться удлиненной головкой и трещеткой, но если их нет, можно обойтись и обычным ключом на 13. Это будет утомительно, зато незатратно.

После этого вывешиваем колеса по очереди и проверяем их вращение при отпущенном и при натянутом ручнике, — они должны свободно вращаться и намертво блокироваться соответственно. Если при поднятом ручнике колеса туго, но вращаются, — дотягиваем гайку еще на пару оборотов. Процесс повторяем пока оба колеса не будут полностью блокироваться при поднятом рычаге на 5 щелчков. Если оба колеса блокируются полностью, при пяти щелчках, и свободно вращаются при отпущенном рычаге, что ж, Вам повезло, и стояночная система Вашего автомобиля уже в полностью рабочем состоянии! Однако чаще бывает, что либо колеса не полностью блокируются, либо блокируется только одно, либо свободно не вращаются… и так далее. Тогда немного ослабляем гайки натяжения тросов и будем разбирать задние тормоза по очереди. Поехали! Откручиваем четыре болта колеса ключом на «19» и снимаем колесо.

замена троса привода ручного тормоза на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

Ручной тормоз способствует удержанию автомобиля на одном месте при длительных стоянках. Также он требуется для экстренного, аварийного торможения.

Использовать ручник для популярного среди молодых водителей дрифта настоятельно не рекомендуется.



Вид из салона

Конструкция

Система ручного тормоза (РТ) на автомобилях ВАЗ 2109 достаточно простая. Она включает в себя два основных узла:

  • Тормозные устройства для задних колес;
  • Механический привод.

Привод, в свою очередь, состоит из:

  • Рычага ручного тормоза, расположенного в салоне по правую руку от водителя;
  • Передних и задних тросов привода.

Концы заднего троса соединены с рычагами тормозных колодок ручного привода. В на участке подведения переднего тросика к задней области мы имеем дело со следующими элементами:

  • Уравнитель;
  • Регулирующая гайка;
  • Оттяжная пружина и контргайка. Ими передний трос соединен с кронштейном кузова авто.

Отпуская рычаг, пружина ослабляет натяжение тросов и уравнитель возвращается в исходное положение. Именно тут требуется регулировка.



Демонтированная ручка РТ

Из чего состоит ручной тормоз

Что бы успешно проводить любые ремонтные работы, нужно знать из чего состоит элемент которому они требуются

Устройство ручного тормоза не сложное, но все же, заострить внимание на нем нужно.. К видимым элементам привода ручника относится кнопка фиксации и сам рычаг

Остальные части скрыты, среди них: чехол защитный, тяга ручного тормоза, уравнитель троса, гайка регулировки, контрольная гайка и трос в оболочке.

К видимым элементам привода ручника относится кнопка фиксации и сам рычаг. Остальные части скрыты, среди них: чехол защитный, тяга ручного тормоза, уравнитель троса, гайка регулировки, контрольная гайка и трос в оболочке.

На заднем колесе есть механизм, который отвечает за торможение непосредственно. Именно там находятся колодки, которые нужно регулярно менять, барабан, за состоянием которого также нужно следить, и прочие детали, составляющие механизм блокировки колес.

Регулировка или замена

В некоторых ситуациях можно обойтись простой регулировкой тросов, но порой их приходится менять полностью.

  • Ручник не держит на склонах;
  • Обнаружено ослабление натяжения в результате планового техосмотра.
  • Ослабились наконечники троса ручника;
  • Нити тросика начали постепенно рваться, разрушаться;
  • Тросик с трудностями перемещается внутри оболочки даже после смазки элемента

Прежде чем принимать окончательное решение, советуем провести проверку текущего состояния РТ и определить, нужна ли просто регулировка, либо придется менять тросик.

КАК ОТРЕГУЛИРОВАТЬ РУЧНИК

Иногда, после замены троса возникает необходимость в регулировке тормоза. Проверить, нужна ли настройка, легко. Ставим автомобиль на ручной тормоз под склон. Если съезжает, то нужно регулировать.

Регулировка ручного тормоза ВАЗ 2114 довольно проста:

  • Необходимо снять глушитель с креплений
  • Открутить контргайку стояночного тормоза
  • Затянуть или ослабить гайку, в зависимости от ситуации (если не держит – затягиваем, если скрипит, то послабляем).

Ход рычага должен находится в интервале от двух до четырех щелчков до полной блокировки. После этой процедуры необходимо снова проверить автомобиль на пригорке.

Проверка состояния

Нормальная регулировка РТ обеспечивает удержание автомобиля на уклоне. Это соответствует 3-8 щелчкам рукоятки на более новых девятках или 5-7 щелчкам на ВАЗ 2109, выпущенных ранее 1995 года.

Для проведения проверки выполните несколько простых операций:

  • Найдите уклон, у которого имеется около 25 градусов;
  • Включите ручник в необходимое положение;
  • Если автомобиль начинает скатываться, ручник не держит, требуется регулировка;
  • При отсутствии поблизости такого склона проверка выполняется в гаражных условиях;
  • Поставьте машину на ровную поверхность, до упора поднимите ручку ручного тормоза;
  • Подойдите сзади и постарайтесь с максимальной силой толкнуть автомобиль;
  • Если при этом машина начала движение, РТ требует настройки;
  • Проверьте работоспособность ручника на 2 щелчке на более новых версиях ВАЗ 2109 и не доходя до 5 щелчках на версиях до 1995 года. Если ручник при этом работает на полную силу, тросик перетянут. Его потребуется также отрегулировать.

Эксплуатация авто с перетянутым тросом РТ также опасна, поскольку это ведет к перегреву и износу задних тормозных колодок.



Вид снизу

Регулировка

Для регулировки тросика РТ вам потребуется яма, эстакада или подъемник. Далее действуем по следующему алгоритму.

  1. Поднимите ручку ручника на 2-3 щелчка из салона.
  2. Залезайте под автомобиль и ослабляйте затяжку контрирующей гайки уравнителя троса ручника. Перед этим гайку лучше обработать металлической щеткой, чтобы удалить всю грязь.
  3. Далее действуйте по обстоятельствам. Если трос перетянут, его нужно ослабить соответствующими манипуляциями с гайкой. Если же трос слишком слабо держит, гайку необходимо затянуть потуже.
  4. Если натяжение тросика не дает никакого результата, то элемент уже на пределе своих возможностей. Следовательно, единственное решение сложившейся ситуации — замена.
  5. Регулируя степень натяжения, обязательно давайте оценку регулировке троса по ходу рычага РТ. Как вы помните, в норме она составляет 3-8 щелчков для более свежих версий автомобиля ВАЗ 2109, либо 5-7 щелчков для девяток, которые выпустили до 1995 года.
  6. Проверяйте свободу вращения задних колес. Если вы перетяните тросик, колеса будут вращаться с усилием, не так свободно, как должны.
  7. Выполнив регулировку, затяните обратно контрирующую гайку и вновь проверьте работоспособность ручного тормоза путем поездки на склон или толкания машины при включенном РТ.



Процесс регулировки

Если настройка не дала положительного результата, тросик оказался изношенным, перетянутым и не позволяет отрегулировать работу РТ, придется его менять, тем самым осуществляя ремонт ручника.

Замена

В некоторых случаях тяжелое перемещение тросика в оболочке связано с отсутствием смазки. Чтобы устранить этот дефект, залейте в оболочку трансмиссионное или моторное масло. Вливайте до тех пор, пока из противоположного конца оболочки троса не выльется смазка. Не забывайте перемещать трос, пока заливаете смазочный материал.



Процедура замены тросика

Но смазка — это скорее временная мера. При обнаружении признаков износа тросика, его лучше заменить на новый. Делается это следующим образом.

  1. Ослабьте натяжение контрирующей гайки троса РТ.
  2. Открутите регулировочную гайку уравнителя, что позволит ослабить тросы привода ручника.
  3. Вывесите заднюю часть вашего ВАЗ 2109 с помощью домкрата, после чего снимите тормозной барабан и тормозную колодку.
  4. Открутите наконечник троса привода от приводного рычага.
  5. Отсоедините крепежную гайку, после чего демонтируйте держатель тросика РТ на балке задней подвески автомобиля.
  6. Извлеките втулку оболочки из отверстия, имеющегося в тормозном щите.
  7. Через отверстие в тормозном щите пропустите наконечник троса РТ.
  8. Извлеките тросик РТ из всех держателей, имеющихся на кузове вашей машины.
  9. Рассоедините наконечник тросика РТ с уравнителем.
  10. Протолкните наконечник троса из кронштейна, что позволит снять трос.
  11. Установите уже новенький, проверенный тросик, действуя в обратной последовательности.
  12. Не забудьте на завершающем этапе сборки узла отрегулировать натяжение троса и работоспособность восстановленного РТ.

Как натянуть ручник на ВАЗ-2109

Ручник ВАЗ 2109

Правила дорожного движения недопускают эксплуатацию автомобиля с недостаточно отрегулированным ручным тормозом. Технически более правильно этот механизм называть стояночным тормозом.

Он обеспечивает неподвижность автомобиля как при длительном стоянии на светофоре, так и при постановке автомобиля на стоянку.

Срок службы устройства стояночного тормоза не уступает рабочему тормозу. Как правило, износ тормозных колодок не сказывается на прочности фиксации автомобиля на уклоне. Каждый «ручник» имеет устройство компенсации износа тормозных колодок.

Следует учитывать, что все названные особенности походят только для механического ручного тормоза, которым оборудован автомобиль ВАЗ-2109.

Порядок проведения операций

Регламент проведения операций технического обслуживания предписывает проводить контроль и натяжение приводного троса каждые 30 тысяч километров. Конечно, этот интервал можно слегка подкорректировать, учитывая особенности эксплуатации автомобиля.

Но если владелец, всё же, придерживается заводских рекомендаций, то порядок проведения работ – следующий:

предварительно затягивают рукоятку привода на два щелчка;

Установка тросика ручника ВАЗ 2109

на центральной растяжке, под днищем, откручивают контргайку, обеспечивая доступ к регулировочному механизму;

Установка тросика ручника ВАЗ 2109

вращение регулировочной гайки производят «на закручивание», визуально проверяя состояние каждого троса левого и правого колеса;

Установка тросика ручника ВАЗ 2109

более точно понять достаточную степень натяжения можно, затянув рычаг «ручника» на пять щелчков. Провернуть свободно подвешенное заднее колесо вручную не удастся. Более точно исправность ручника можно диагностировать только на специальном стенде.

Если регулировка окончена, то можно зафиксировать уровень натяжения, закрутив контргайку. Учитывайте, что ситуация, когда регулировочного сектора будет недостаточно для натяжения троса, вполне может произойти.

Тогда возникнет необходимость установки нового троса привода ручного тормоза. А эта процедура будет уже более затратная, как финансово, так и по времени. Однако такая неисправность случается крайне редко.

Меньше работы — дольше эксплуатация?

Многие водители считают, что редкое использование ручного тормоза обеспечивает максимальную работоспособность данного узла. На самом деле подобная попытка сохранить ресурс РТ дает совершенно противоположный эффект.

Чем реже вы используете ручник на вашем автомобиле, тем меньше перемещений осуществляет трос в своей оболочке. Это приводит к потере эффективности, работоспособности тросика. Потеря подвижности ведет к появлению обрывов при редких включениях ручного тормоза. Как результат, в самый неподходящий момент машина не стоит на месте, как ей положено.

Чтобы не допустить проблем с РТ, периодически осматривайте состояние узла, а также не забывайте выжимать ручку стояночного тормоза тогда, когда это необходимо и требуется правилами ПДД.

От «колдунов» до дисков: Бюджетные доработки тормозов ВАЗ-2109 и их эффективность

Автомобилист загнал обслуженную «Девятку» на тормозной стенд.


Залогом безопасности на дороге представляется исправность тормозной системы. На современных авто повышению эффективности и безопасности торможения способствует антиблокировочная система ABS, а «старые-добрые» сочетания «колдунов» с «барабанами», свойственные ВАЗам, считаются малоэффективными без серьезных доработок. Однако обслуженная владельцем «Девятка» ВАЗ-2109 может доказать, что это заблуждение.

Штатные тормоза улучшили, «поставив» машину на 14-е колеса от «Приоры» и оттого оснастив переднюю ось более крупными и эффективными дисковыми тормозами от «LADA Sport» с вакуумным усилителем. Также заменен на новый главный тормозной цилиндр, установлены новые задние барабанные тормоза с усиленными цилиндрами, заменены тормозные колодки. «Колдун», или регулятор давления в тормозных цилиндрах на задней оси, остался на месте, и автомобилист категорически не рекомендует его удалять.

Первое тестирование на стенде при условии сухости шин и с нагрузкой в 225 кг с учетом водителя и переднего пассажира, бензина в баке и груза в багажнике показало 8%-ную разнице между передними колесами (допускается до 20%), а между задними 19% (допускается до 25%). Повторное тестирование днем позже после предварительного «прогрева», «просушки» и остывания задних механизмов, что можно сделать хорошенько «пооттормаживаясь», показало лучшие результаты. На передней оси, куда распределяется большее усилие, разница составляет 4%, а между задними колесами 9%.

Это доказывает, что тормоза «Девятки» в полном порядке. Впрочем, и сам владелец отмечает по ощущениям улучшения. При этом такие доработки на ВАЗ-2109 не «влетят в копеечку», ведь стоимость расходников невелика.

Автомобилист рекомендует тщательно следить за состоянием тормозов, каждые 2 года менять тормозную жидкость, своевременно менять колодки, барабаны и диски - за такой комплект придётся заплатить до 3 000 рублей. Кроме того, не стоит экономить на запчастях, а также лучше оставить «колдуна» в покое, как и «имитацию» ABS, препятствующую опережающей блокировке задних «барабанных» колес.


Напомним, что ненагруженная задняя ось переднеприводного авто при торможении блокируется быстрее, что грозит заносами и ДТП даже на чистом сухом асфальте. Регулятор давления либо ABS препятствуют этому.

Читайте также: