Как подтянуть рулевую рейку на ниссан х трейл т31 без снятия

Обновлено: 03.05.2024

Рулевая рейка Nissan X Trail Т31: неисправности, диагностика и ремонт


Второе поколение Nissan X-Trail зарекомендовало себя как генерация автомобилей высокого уровня надежности. Все функциональные узлы и механизмы японских кроссоверов версии Т31 в различных тестах показали солидный ресурс прочности. Эти же качества продемонстрировала и система рулевого управления, одной из главных деталей которой является рулевая рейка или редуктор усилителя руля. В Nissan X-Trail этот элемент не только отвечает за передачу усилия от руля к поворотным тягам колес, но и обеспечивает легкое и безопасное управление автомобилем.

Общая информация

По мнению многих автовладельцев, рулевая рейка ниссан х трейл т31 в силу относительной простоты своей конструкции, мало подвержена внезапным поломкам и преждевременному износу. В среднем, ее потенциальный ресурс варьируется в пределах 140-200 тысяч км пробега. Реальный же срок службы и качество работы данного узла во многом определяются износоустойчивостью его деталей и надежностью их сборки.

Главный элемент описываемого агрегата – его зубчатое соединение с управляющей шестерней. Основная функция этого механизма (в упрощенном виде) заключается в передаче усилия от рулевой колонки к управляемым колесам.

В зависимости от конструктивных особенностей рулевые рейки бывают:

  • механические;
  • гидравлические;
  • электрические.

На большинстве современных автомобилей рулевые рейки оборудуются гидро- и электроусилителями – специальными механизмами, несколько облегчающими поворот руля и управление автомобилем. Гидравлические механизмы считаются самыми распространенными, электроусилители – наиболее технологичными.

В таких габаритных авто, как Nissan X-Trail, используются электроусилители. Механизмы этого типа обладают большей мощностью, фактически определяющейся производительностью электромотора. Конструктивно электромотор может быть размещен в рулевой колонке, установлен на рулевом валу или объединен с рейкой.

Признаки неисправности

Основными признаками, указывающими на то, что в скором времени может потребоваться диагностика и ремонт рулевой рейки ниссан х трейл, являются следующие:

  • отсутствие привычного сопротивления руля при вращении;
  • несоответствие угла поворота руля и угла поворота колес;
  • вибрация, тугой ход руля в начале движения или при его определенном положении;
  • дребезжание, скрипы, иные посторонние звуки при вращении руля;
  • самопроизвольные повороты рулевого колеса;
  • «заедание», неплавный ход, люфт рулевого колеса;
  • регулярный выход из строя (перегорание) предохранителей усилителя руля.

Помимо естественного износа, основными причинами неисправностей рулевой рейки считаются такие как:

  • небрежный стиль езды;
  • эксплуатация автомобиля преимущественно в условиях бездорожья – особенно, в местностях с неровным рельефом;
  • привычка резко ускоряться при максимально вывернутом влево или вправо рулевом колесе;
  • некачественное ТО (занесение грязи, мусора в элементы системы).

Также поломка в данном узле может возникнуть спонтанно – например, при случайном наезде на бордюр или при попадании в яму. Независимо от причин появления неисправности, проблема требует безотлагательного устранения. В противном случае даже малозаметный (поначалу) люфт элементов реечного механизма очень скоро приведет к дорогостоящему ремонту. Кроме того, критический износ элементов этого узла часто становится причиной потери контроля над автомобилем.

Основные виды неисправностей

Наиболее распространенными видами неисправностей реечного механизма являются следующие:

  • поломка внутри корпуса рейки;
  • деформация корпуса;
  • нарушение целостности корпуса;
  • необратимый износ механизма внутри рейки;
  • повреждения сопряженных частей – тяг, наконечников и т.д.

Диагностика неисправностей

Выявление поломки реечного механизма в автосервисах обычно производится двумя специалистами. Автомобиль поднимают на подъемнике, после чего один мастер начинает медленно вращать рулевое колесо. При этом второй мастер оценивает угол поворота колес и характер звуков в данной части ходовой. Скрежет, лязганье, стуки – характерные признаки выхода из строя элементов реечного механизма.

Обычно сервисная диагностика включает в себя 3 этапа:

  1. визуальный осмотр узла и сопряженных с ним деталей;
  2. выявление повреждений на снятом и зафиксированном в тисках агрегате;
  3. дефектовка.

Последний этап предусматривает детальный разбор рейки, осмотр и оценку состояния ее частей. На основании полученных данных принимается решение о способе устранения выявленных неисправностей, а владельцу озвучивается стоимость ремонтных работ.

Демонтаж реечного механизма своими руками

Чтобы оценить то, как выглядит рулевая рейка nissan x trail t31 и проверить ее на наличие повреждений, механизм необходимо правильно демонтировать. Для этого понадобится поднять автомобиль домкратом и зафиксировать его дополнительными опорами. Затем:

  1. фиксируют рулевое колесо в центральном положении при помощи подручных средств (можно использовать ремень безопасности);
  2. отвинчивают рулевой вал;
  3. отвинчивают подушку крепления двигателя;
  4. отворачивают болты крепления подрамника;
  5. откручивают рулевые наконечники;
  6. вывешивают подрамник на линках стабилизатора и рычагах;
  7. отворачивают два болта крепления рейки и снимают ее.

Разборка извлеченного агрегата – трудоемкий процесс, благодаря которому можно самостоятельно выявить дефекты и следы износа. После снятия рейки осматривают горизонтальный вал на наличие следов коррозии, при обнаружении – счищают их.

  • располагают вал в горизонтальном положении;
  • размечают рулевой вал маркером в точке относительно корпуса.

Затем производят разборку узла регулировки поджимной втулки. Для этого отворачивают контргайку и регулировочную пробку, после чего извлекают втулку.

  • отвинчивают гайку-крышку рулевого вала, извлекают его и горизонтальный вал;
  • извлекают втулку с пассажирской стороны и при помощи отвертки вынимают ее из корпуса;
  • переворачивают рейку и сверлом проделывают в ней отверстие, чтобы попасть в обойму игольчатого подшипника;
  • выбивают игольчатый подшипник.

Закончив разборку реечного механизма, заменяют извлеченный игольчатый подшипник на подшипник-втулку. Запрессовать втулку проще всего специальной оправкой.

  • обрабатывают смазкой и устанавливают в рейку рулевой вал;
  • проверяют плотность посадки вала: он должен вращаться, но не должен люфтить.

Если люфт присутствует, следует завинтить гайку-крышку и проверить верхний шариковый подшипник. Он должен выдерживать как радиальные, так и осевые нагрузки.

На место извлеченной старой втулки необходимо установить новую деталь. Перед установкой новую втулку дорабатывают. С этой целью:

  • снимают фаску со стороны, обратной высокому бурту;
  • фиксируют втулку и выполняют на ней три неполных пропила (от высокого бурта, не доходя до конца изделия);
  • выполняют еще один, полный пропил на всю длину детали;
  • очищают втулку от заусенцев;
  • в пазы подготовленной втулки помещают резиновые кольца, а затем смазывают изделие с внутренней и наружной стороны.

После подготовки втулки требуется зачистить горизонтальный вал наждачной бумагой, обработать его и рулевой вал смазочным материалом. Затем нужно установить горизонтальный вал во втулку, выставив его в среднее положение по нанесенным разметкам.

Далее устанавливают рулевой вал и завинчивают гайку-крышку до упора, после чего смазывают и ставят на место поджимную втулку. В завершение работы устанавливают пружинные шайбы и завинчивают регулировочную пробку.

Разборка реечного механизма своими руками: важные нюансы

Сборка-разборка реечного механизма и замена его изношенных деталей – сложная процедура, требующая от исполнителя соответствующих знаний и умений. Важно учитывать, что любое вмешательство в данный узел предусматривает дальнейшую регулировку механизма. Произвести данную процедуру, не располагая специальным оборудованием – трудновыполнимая задача. Учитывая, что от точности регулировки рулевой рейки зависит срок службы всего узла и управляемость автомобилем в целом, диагностику и ремонт рекомендуется производить в специализированном сервисе.

Ремонтируем рулевую рейку Nissan X-Trail

X-Trail T31

X-Trail T31

Со временем могут выйти из строя элементы Ниссан Х-Трейл, обеспечивающие управление в движении. В материале подробно рассмотрим, как осуществить ремонт рулевой рейки Х-Трейл своими руками.

Nissan X-Trail T31

Разбираем рулевой механизм X-Trail T31

Ремонт рейки Х-Трейл

Для ремонта рулевой рейки Ниссан Х-Трейл понадобится выполнить разборку. Указанная процедура выполняется в следующем порядке:

  1. Первоначально разбирается узел регулировки поджимной втулки, начиная с откручивания контргайки.
  2. Затем выкручивается регулировочная пробка, за которой расположено поджимное устройство. Оно плотно зафиксировано за счёт уплотнительного резинового кольца. Можно попробовать его извлечь, но если не получится, то это можно сделать позже.

Извлекаем втулку и игольчатый подшипник

Для ремонта рейки Х-Трейл т31 демонтируйте втулку и игольчатый подшипник. При помощи трёх металлических стержней поддевается и извлекается втулка. В крайнем случае, можно выломать отвёрткой. Затем демонтируйте игольчатый подшипник, который расположен в днище посадочного колодца рулевого стержня. Для демонтажа подшипника:

    Установите рейку Х-Трейл вверх дном.

Все элементы разобранной рейки Ниссан Х-Трейл представлены на фото.

Ремонт рейки Х-Трейл

Собираем рейку Х-Трейл т31

Перед выполнением сборки рулевой рейки X-Trail подготовьте новый заменитель игольчатого подшипника. Его требуется установить в соответствующее посадочное место. Для этого лучше использовать оправку, но можно и без нее. При этом надо иметь в виду, что требуемую форму заменитель примет уже после монтажа. В дальнейшем смазываются трущиеся элементы рулевого стержня Х-Трейл. При этом проверьте ход вала. Он должен крутиться от руки. Далее проверяется состояние верхнего шарикового подшипника. Для этого попытайтесь раскачать стержень, проверив люфт. В случае его присутствия, замените подшипник. Затем вертикальный вал извлекается из посадочного места, так как иначе не удастся установить горизонтальный.

Ремонт рейки Х-Трейл

Подробно о втулках рулевой рейки

В ремонте рулевой рейки Ниссан Х-Трейл замените опорный элемент. Они продаются двух образцов. Один относится к новой модификации, которая уже имеет заводские пропилы. При этом один из них потребуется допилить до конца. Второй вариант является старой версией, у которого пропилов нет. Как доработать втулку старого образца?

  1. Стачивается внутренняя часть торца, расположенного напротив высокого бурта. Это необходимо для облегчения монтажа горизонтального вала;
  2. Далее сточите в четырех местах ребро жёсткости кольцевого уплотнения, расположенного уже со стороны высокого бурта. При этом равномерно распределите точки стачивания по окружности. Их длина должна быть от одного до полутора сантиметров, а глубина ограничена основным диаметром.

Образованные участки на ребре жёсткости пилим по центру, не доходя до противоположного края от ребра пару миллиметров. При этом один пропил выполните насквозь. Для работы можно воспользоваться полотном по дереву.

Вставляем горизонтальный вал

Перед монтажом горизонтального вала в рулевую рейку X-Trail необходимо оценить его состояние. При наличии коррозии, царапин или вмятин, обработайте поверхность наждачной бумагой марки 3М 400. Использование более мелкой структуры не позволит удерживать смазочный материал на поверхности рабочего элемента.

Ремонт рейки Х-Трейл

  1. Первоначально наносится смазка на поверхность горизонтального вала.
  2. Придерживая втулку, аккуратно завести конец вала на место установки. При этом втулка может сходить с места, но прикладывать излишние усилия не стоит, так как можно разрушить пластик опорного элемента.
  3. Далее проверьте ход вала. Нормальным считается вращение от усилия, которое приложено от вытянутой руки. В случае ослабленного хода, добавьте пару уплотнительных колец на опорную втулку.
  4. На заключительном этапе выполняется фиксация горизонтального вала пробкой.

Устанавливаем новую поджимную втулку рейки Х-Трейл

Ремонт рейки Х-Трейл

В качестве новой поджимной втулки используется пластиковая, вместо заводского роликового исполнения. При этом доработайте ее немного. Со стороны овального проем, снимите фаску с углов на глубину порядка двух миллиметров. Вдоль центра овального проема обязательно распиливаем втулку, до тех пор, пока не будет наблюдаться ход половинок от сдавливания пальцами.

Далее рейка X-Trail T31 собирается в следующем порядке:

  • На поджимную втулку наносится слой смазки, и она устанавливается в рулевую рейку.
  • Пружинные шайбы собираются конусом в одну сторону, а вставляются так, чтобы вершина конуса легла внутрь рейки.
  • Далее фиксируется горизонтальный вал с одновременным раскачиванием по продольной оси. По факту пропадания зазора, выполните контрольную протяжку.
  • Устанавливается на место контргайка.
  • Осуществляется проверка отсутствия люфта вала по горизонтальной и продольной оси;
  • После пробега в тысячу километров, следует еще раз проверить протяжку соединений.

В правильно отрегулированной рулевой рейке Х-Трейл отсутствуют посторонние шумы, и наблюдается самостоятельный возврат руля в исходное положение в момент движения.

Ремонт рейки Х-Трейл

Завершение ремонта

На заключительном этапе ремонта рулевой рейки Нисссан Х-Трейл выполняются следующие операции:

  • Обезжиривается ранее проделанное отверстие для снятия игольчатого подшипника и область вокруг него.
  • Отверстие заделывается при помощи герметика.
  • Рулевая рейка Х-Трейл монтируется на место.

Работы необходимо производить без спешки и приложения чрезмерных усилий. Важно уделить внимание подготовке запасных частей.

Как подтянуть рулевую рейку на ниссан х трейл т31 без снятия

Обнаружил что грохочет именно рейка, это не трудно понять - резко и коротко покачивая руль стоя на месте (у меня стучало даже на заведённой машине).

Инструмент: голова на 46, квадрат 1/2 - его желательно вот так доработать - отторцевать (иначе есть шанс зализать пробку):

Работать необходимо на яме или подъёмнике для сход/развала - чтобы подвеска была под нагрузкой - иначе не получится поймать регулировку.

Чтобы подлезть без перекоса к рейке открутили скобы стаба и откинули его вниз (на фото идёт примерка, в ходе которой и стало понятно). Взяли головку 46, попытались открутить гайку - не тут то было - "зализывает" она грани (хотя я предварительно там поливал ВД)

Пробовать открутить зубилом и т.п. не советую - можно легко разрубить гайку (мы вовремя остановились):

делать в общем то ничего не оставалось, как попробовать открутить квадратом. навалились на вороток с трубой, и о чудо - раздался щелчок и пробка пошла вместе с гайкой

далее переместились в тиски, где стало понятно почему зализывает - головка одевается только на ширину гайки, а у головки тоже есть заход (а дальше не одеть - мешает рейка):

Вот детали разделены, резьба почищена и смазана:


Далее ставим на машину.

регулируем следующим образом (на не заведённом авто): один качает руль, другой крутить пробку до пропадания стука.

Всё, далее гайка стопорится.

Поехал на тест драйв - стук исчез полностью!

Огромное спасибо Дмитрию (Диманарио) - работы были сделаны у него в сервисе. Я же был фотографом и советчиком "под руку"
(ну максимум чем помог - квадрат принёс уже подготовленный).

Ниссан Х Трейл Т31, рейка рулевая: признаки неисправности, диагностика и ремонт

От регулярного технического обслуживания автомашины зависит надежность, безопасность и длительность её эксплуатации. Такой элемент конструкции, как рулевая рейка, требует внимания автолюбителя и ремонта в условиях автосервиса. В статье рассматривается Ниссан Х Трейл Т31, рейка рулевая, а именно: конструкция, признаки и причины неисправности, профессиональная диагностика и ремонт рулевой рейки Икстрейл.

Из чего состоит рулевая рейка X Trail

Рулевая рейка осуществляет управление автотранспортным средством путём трансформации поворота руля в поворот передних или задних направляющих колес.


Конструкция рейки:


Рулевые рейки бывают:


Можно выделить достаточно много признаков, свидетельствующих о наличии проблем с рулевой рейкой и необходимости сделать диагностику, и возможно, ремонт рулевой рейки Ниссан Икстрейл:

  • отсутствует усилие на руле при выполнении вращения в обе стороны;
  • угол поворота колес отличается от угла поворота рулевого колеса – поворачивая, машина «виляет»;
  • на старте руль идет «туго», при наборе скорости приходит в норму, но слышно «зудящий» звук;
  • исчезновение усилия на руле в центральном его положении;
    исчезновение рулевого усилия при повороте в сторону;
  • скрипы при прокручивании руля в одну из сторон;
  • отсутствие возвращения, «тугое» возвращение рулевого колеса в центральное положение;
  • неконтролируемый поворот руля;
  • посторонние звуки (визг, свист, шумы);
  • «тяжесть» быстро вращаемого рулевого колеса;
  • низкий уровень, изменение цвета гидравлической жидкости;
  • дребезжание руля, часто с постукиваниями;
  • зазор и постукивание рулевой рейки;
  • масляные пятна на стоянке в месте расположения капота;
  • жидкость ГУ вспенилась;
  • ГУР шумит во время работы.


Частые заезды на бордюры, удерживания руля полностью вывернутым дольше 5 секунд, раскручивание двигателя в крайнем положении руля вызывают поломки насоса гидроусилителя, перегрузку деталей рейки и редуктора; порчу уплотнителей.

Отсутствие регулярной проверки целостности пыльников ведёт к незамеченному появлению дыр, попаданию пыли и грязи в систему, протеканию рейки.

Гидравлические рейки ломаются, если в мороз оставлять автомобиль с вывернутыми в повороте колесами.

Отсутствие своевременной замены жидкости гидроусилителя также приводит к досрочному износу данного узла машины.

Со временем могут разболтаться крепления подшипника, вызывая стук рейки. Если их вовремя не затянуть, через несколько месяцем потребуется капитальный ремонт рулевой рейки Икстрейл Т31 и другой модели.

Случаются поломки в результате непрофессиональных ТО: занесение грязи, песка, трухи внутрь системы; слабая или неверная регулировка рейки; не затянутые хомуты пыльника при ремонте развала-схождения и т.д.

Диагностика неисправности рулевой рейки Nissan X-Trail


Проведение профессиональной диагностики позволяет на мощностях автосервиса точно определить, нуждается ли этот узел машины в ремонте, замене, настройке или нет. Поэтому, прежде, чем делать ремонт рейки Ниссан Х Трейл Т30 или другой любой модели, необходимо провести диагностику рейки.

На каждом этапе диагностики выявляются поломки не только самой рейки, но и вспомогательных механизмов.

  • контроль целостности гидравлической системы;
  • контроль уровня и цвета гидравлической жидкости;
  • контроль люфта крестовины;
  • контроль состояния червячной пары;
  • контроль люфта опорной втулки;
  • контроль рулевых тяг и наконечников и т.д.
  • контроль люфта опорной втулки;
  • контроль износа зубов в червячной паре в среднем положении;
  • контроль ржавчины на яблоках рулевых тяг и т.д.


Проведение регулировки данного агрегата в условиях обычного гаража крайне нежелательно ввиду неизвестной автолюбителю степени износа деталей.

Если причиной стука является ослабление подшипникового крепления, то регулировка в автосервисе проходит при помощи регулировочной гайки. Это быстрый и достаточно дешевый процесс. Обычное техническое исполнение реек предусматривает регулировку зазора в зацеплении червяк-рейка. Такую операцию следует выполнять в автосервисе.

Во время работы автомашины наибольшая нагрузка и износ приходятся на центральную реечную часть. Края рейки фактически не подвергаются деформациям, поскольку задействуются лишь на нечастых крутых виражах. Самостоятельные попытки регулировки способны привести к «закусыванию» руля ввиду заклинивания зубьев в местах, где выработка отсутствует или невелика. Подобное «закусывание» чревато аварией в пути.

Перед снятием устройства с машины проводятся первичный внешний осмотр и проверка данного элемента и системы рулевого гидроусилителя. Проверяется наличие протечек и посторонних шумов.


При демонтаже мастерами оценивается состояние всех компонентов рулевого управления и деталей его агрегатов: пыльников, рулевых тяг, кожухов, креплений.

Клиенту предоставляются рекомендации, как сделать ремонт рулевой рейки Ниссан Икстрейл Т31 или сразу же выполняются замены вышедших из строя агрегатов.

  • очищение всех деталей в технической мойке;
  • контроль коррозии и повреждений;
  • контроль шумов вторичного вала;
  • контроль калибрующих втулок;
  • контроль зацепления зубьев и степень их износа;
  • визуальная проверка корпуса рейки на степень износа и т.д.

В конце дефектовки составляется список мер по восстановлению и перечень замен.

Работы, проводимые при ремонте:

Незначительная коррозия валов шлифуется специальным оборудованием. Детали с высокой степенью поражения коррозией меняются на новые.

Вытачиваются соответствующие втулки, подбирается нужный ремонтный комплект сальников. Собираются и проверяются на плотность соединений все комплектующие.

Отреставрированная готовая рейка тестируется на испытательном стенде.

Выполняется установка агрегата в автомобиль, юстировка и контроль рулевой системы управления.


Ремонт рулевой рейки Ниссан Икстрейл – почему в автосервисе

Специалисты нашего автосервиса работают с машинами разных марок и моделей. Владелец может присутствовать во время ремонта и получать консультации по уходу за его транспортным средством. По завершению реконструкции клиент получает официальную гарантию.

Если вы обратитесь в наш автосервис, то в результате получите:

  • качественное ТО всех систем рулевого управления;
  • обновление расходных компонентов системы;
  • юстировку рулевой системы;
  • технически исправную рулевую рейку;
  • отсутствие заклиниваний, биений, посторонних звуков, протечек;
  • безопасность водителя и пассажиров.

Советы автолюбителей – владельцев Nissan X-Trail

Выворачивания колес и приложение чрезмерного усилия на руль не прибавят давления насоса ГУР, не увеличат крутящий момент электромотора усилителя. Вместо этого выйдет из строя рулевая рейка.

Зимой гидрорейку нужно прогревать также, как и двигатель. После нескольких малых поворотов руля теплая жидкость заполнит её. Сальники прогреются, станут эластичными.

Тёмный цвет гидравлической жидкости говорит о прорыве или слёте пыльников. Серебряный оттенок указывает на поломку насоса ГУР.

Регулярно ухаживая за автомобилем и обращаясь в профессиональные автомастерские, автолюбители продлевают срок жизни их транспорта.

Если рулевая рейка X Trail требует диагностики и ремонта, обращайтесь за помощью в наш автосервис!

Как подтягивать рулевую рейку правильно: что нужно знать

Как подтянуть рулевую рейку своими руками подтяжка рейки

Рулевая рейка является основным элементов в устройстве рулевого механизма подавляющего большинства автомобилей. За счет прикрепленных к рейке рулевых тяг и рулевых наконечников осуществляется передача поворотного усилия на колеса при вращении руля.

Независимо от того, оснащается рулевое управление усилителем (гидроусилитель, элеткроусилитель или гидроэлектроусилитель руля) или не имеет усилителя, рулевая рейка продолжает оставаться ключевым элементом.

При этом в процессе эксплуатации водитель может заметить следующее:

  • рулевая рейка стучит при проезде неровностей и при повороте руля, руль стал «болтаться» и вырываться из рук на неровностях, вращение руля стало слишком легким;
  • если покачать руль в «нулевой» зоне (колеса и руль стоят прямо), заметны большие люфты, причем колеса не реагируют на достаточно значительные углы поворота рулевого колеса при отклонении от «ноля».

Указанные симптомы указывают не проблемы с рулевым управлением и рейкой. При этом часто удается минимизировать износ и выработку без ремонта. Для этого нужно выполнить регулировку рейки подтяжкой. Подробнее читайте в нашей статье.

Когда и почему нужна регулировка рейки

Когда подтягивать рулевую рейку

Как выполняется регулировка

Регулировка рулевой рейки

Подтяжка рулевой рейки предполагает взаимодействие с той частью механизма, через которую усилие передается от рулевого вала на рейку. В целом, усилие после поворота руля передается при помощи косозубой или прямозубой шестерни, входящей в зацепление с зубчатой рейкой.

Шестерня установлена на подшипнике. При этом прижим шестерни к зубчатой части должен быть плотным (без зазоров). По этой причине дополнительно устанавливаются прижимные пружины.

  1. Если в паре рейка-шестерня регулировки нарушены, может потребоваться больше усилий от водителя, чтобы повернуть руль. В этом случае нужно ослабить прижим шестерни к зубчатой части, заменить смазку и т.д.
  2. Если же рейка разболтана, возникло ослабление крепления картера рейки, кронштейна крепления рычага картера и рулевой сошки, убрать стук и люфт можно подтяжкой.

Более того, даже если подтянуть рулевую рейку правильно, это временное решение. Через несколько десятков тысяч километров пробега водитель снова столкнется с люфтом и стуком в рейке. При этом вторичная подтяжка регулировочной гайки не рекомендуется. Необходимо выполнять полный ремонт рулевого механизма или замену рейки.

Регулировка рулевого механизма: особенности

Как подтянуть рулевую рейку

Сразу отметим, что на рулевых рейках, установленных с завода, обычно требуется подтяжка, а не ослабление. Ослабляют рейку в рамках регулировки или после ремонта. Важно понимать, что решение подтянуть рейку предполагает отклонение от начальных заводских настроек.

Изначально рейка настроена на заводе таким образом, чтобы прижим пары шестерня-зубчатая рейка был максимально плотным, при этом руль вращался легко и без усилия. По этой причине необходимо знать, как подтянуть рулевую рейку. Также следует понимать, что подтяжка рулевой рейки далеко не всегда позволяет устранить люфты и стуки, однако можно уменьшить люфт или стук механизма.

С учетом того, что втулки пластиковые, первая подтяжка «выбирает» зазор. Однако если после такой подтяжки снова затянуть рейку, втулки попросту разломаются или полностью деформируются.

Как отрегулировать рулевую рейку

Подтяжка рулевой рейки

Далее рассмотрим, как подтянуть рулевую рейку на автомобиле. Сделать это можно в условиях обычного гаража, загнав машину на яму или подняв на подъемнике. Дело в том, что все работы нужно будет выполнять под машиной (с учетом места установки рулевой рейки).

  1. Сначала потребуется найти на корпусе рейки специальную регулировочную гайку. На разных авто гайка может стоять в различных местах, сверху гайку зачастую прикрывает колпачок.
  2. Сняв колпачок, также может потребоваться специальный ключ для подтяжки. Часто, если такой ключ отсутствует, его изготавливают самостоятельно.
  3. Следующий шаг – подтяжка рейки рулевого механизма. В процессе затяжки необходимо соблюдать аккуратность, чтобы не перетянуть гайку (помните, перетяжка приведет к повреждению пластиковых втулок внутри).
  4. Обычно для плотной фиксации пары рейка-шестерня требуется не более 1/3 полного оборота регулировочной гайки.
  5. В целом, оптимальная регулировка должна быть выполнена таким образом, чтобы руль вращался легко и свободно, при этом люфты и стуки были сведены к минимуму или вовсе отсутствовали.
Замена масла ГУР масло в гидроусилитель
Рекомендуем также прочитать статью о том, как поменять жидкость ГУР своими руками. Из этой статьи вы узнаете, когда и почему нужно менять масло в гидроусилителе, какое масло заливать в ГУР, а также как выполняется замена.

Конечно, оптимально при регулировке мерить люфт руля специальным прибором –люфтомером. С учетом того, что такого прибора обычно нет под рукой, затяжку гайки определяют по собственным ощущениям на руле (необходимость подтяжки или ослабления).

Рекомендации

По окончании регулировок рейку также следует проверить на ходу. Важно обратить внимание на то, что после поворота руля, само рулевое колесо должно без помощи водителя возвращаться в нулевое положение (руль прямо). Если руль приходится докручивать руками (руль не возвращается в ноль), это говорит о явных проблемах с рейкой (сильная затяжка регулировочной гайки, подклинивание и т.д.).

Электроусилитель руля плюсы минусы
Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое электроусилитель руля ЭУР. Из этой статьи вы узнаете об особенностях, а также плюсах и минусах электроусилителя руля.

Чтобы проверить возврат руля, достаточно пройти поворот и на выходе из него нажать на газ, кратковременно убрав руки с руля. Если руль не стремится к возврату в нулевое положение и его нужно поворачивать самостоятельно, тогда гайка на рейке может быть перетянута и требуется ослабление.

Замена рулевой тяги Х Трейл Т31

В автомобиле Nissan X-Trail Т31 2,0 2012 г.в. при повороте руля в движении появились стуки в передней части. Чтобы выяснить причину достаточно было сделать небольшую проверку. И затем приступить к устранению неисправности. Диагностика показала люфт в шарнире рулевой тяги.

Для выявления поломки понадобится два человека:

  • Один мелкими колебаниями водит руль влево-вправо;
  • Второй в это время кладет палец на шарнир рулевой тяги. Если рулевая тяга болтается в шарнире, это будет заметно.

Какую рулевую тягу можно установить на X-Trail Т31?

ПроизводительАртикулЦена, руб.
Оригинал
Nissan D8521-JD00B2800
Аналоги
CTR CRN-51910
Masuma MR-N240720
Lemforder 36417 011350

Ставим запчасть аналогового производителя CTR (Корея) с артикулом CRN-51. Деталь среднего (удовлетворительного) качества по приемлемой цене. Прослужить способна примерно от 50 000 км до 100 000, в зависимости от местности в которой эксплуатируется авто. Тогда как, срок службы оригинальной запчасти достигает 150 000 км. Поэтому если бюджет позволяет, то не скупитесь.

Какие инструменты нужны?

  • Подъемник;
  • Пневмогайковерт;
  • Рожково — накидной ключ на 22,13 (контргайка) мм;
  • Пассатижи;
  • Щипцы большие;
  • Молоток;
  • Приспособление для рулевой тяги; .
Момент затяжки
  • Контргайка рулевой тяги — 88 Nm;
  • Рулевая тяга к рулевой рейке — 113 Nm;

Как меняется рулевая тяга на Х Трейл II своими руками?

  1. Сорвать контргайку рулевого наконечника на рулевой тяги — ключ на 22 мм;
  2. Отпустить наружный хомут пыльника рулевой тяги — пассатижи;
  3. Отпустить внутренний хомут рулевой тяги — пассатижи;
  4. Выкрутить рулевую тягу с рулевого наконечника — ключ на 13 мм;
  5. Открутить и снять контргайку с рулевой тяги — ключ на 22 мм;
  6. Снять наружный хомут пыльника;
  7. Стянуть пыльник;
  8. Снять внутренний хомут пыльника;
  9. Открутить рулевую тягу — приспособление для р.тяг;
  10. Демонтировать рулевую тягу;
  11. Сравнить старую и новую детали;
  12. Проверить пыльник на целостность;
  13. Смазать резьбу рулевой тяги герметиком резьбовым;
  14. Поставить рулевую тягу;
  15. Установить пыльник;
  16. Зафиксировать пыльник хомутами;
  17. Поставить контргайку;
  18. Накрутить рулевой наконечник;

Сложности в работе:

Без приспособления для рулевой тяги тяжело открутить рулевую тягу от рулевой рейки.

Закипание рулевой тяги в рулевом наконечнике. Если такое случается то необходимо снимать рулевую тягу вместе с рулевым наконечником. Затем нагреть горелкой, обстучать, попробовать выкрутить. Когда же и такая попытка не принесли успеха, то придется проводить замену рулевой тяги с рулевым наконечником в паре.


Поднимаем авто на подъемнике. Определяем место нахождения контргайки крепления рулевой тяги к рулевому наконечнику. Рожково-накидным ключом на 22 мм срываем гайку с места.


Рожково-накидным ключом на 13 мм выкручиваем рулевую тягу с рулевого наконечника.


Отводим в сторону наконечник рулевой тяги. Полностью демонтировать его нет необходимости.


С помощью пассатижи отпускаем внутренний хомут крепления пыльника рулевой тяги.


Отпускаем наружный хомут крепления пыльника рулевой тяги. Используем пассатижи. Докручиваем и демонтируем контргайку с рулевой тяги. В последствии ее будем накручивать на новую рулевую тягу. Стягиваем наружный хомут пыльника с посадочного места.


Снимаем пыльник с рулевой тяги вместе с внутренним хомутом.


Проверяем пыльник на наличие повреждений (потертостей, порывов). На пыльнике визуализируются вмятины, но в целом пыльник целый и пригоден к дальнейшей эксплуатации. Заменять его нет показаний.


Устанавливаем специальное приспособление для демонтажа рулевых тяг на рулевую тягу. Выкручиваем ее с посадочного места (с рулевой рейки), снимаем.


Выкладываем старую и новую рулевые тяги рядом. Сравниваем на соответствие креплений, размеров.


Устанавливаем новую рулевую тягу на посадочное место. Контргайка уже накручена на тягу. Можно это сделать и позже.


Надеваем пыльник рулевой тяги. Фиксируем внутренним и наружным хомутами. При установке пыльника контргайка не мешает. Можно ее и не снимать. Смазываем резьбовой смазкой резьбу рулевой тяги.

Blog Post

Производители кроссовера
Ниссан Икстрейл утверждают, что этот автомобиль объединяет в себе достоинства внедорожника и легкового автомобиля. То, что это действительно мощный внедорожник, видно с первого взгляда: большой мощный рамный автомобиль буквально создан, чтобы покорять заповедные пространства. Но на трассе такие машины обычно ведут себя не лучшим образом – у них невысокая динамика, да и управляемость их оставляет желать лучшего относительно «паркетников».

Но у Икстрейл Т31 с управляемостью все обстоит прекрасно – и все благодаря идеальной системе рулевого управления. Дело в том, что он сконструирован на платформе ниссанов Almera и Primera, и его реечный механизм точно такой же, как у его легковых собратьев.

Такой, да не такой: Икстрейл обладает куда большей массой, и имеет куда большие колеса, поэтому и рулевая рейка этого автомобиля массивнее и, стало быть, способна выдерживать более высокие нагрузки. А чтобы вращение рулевого колеса не вызывало проблем даже у хрупких девушек, рейка Икстрейл Т31 снабжена электроусилителем. Об этом элементе рулевого управления Т31 имеет смысл рассказать поподробнее.

Рулевая рейка X-Trail: электроусилитель руля Т31

Выбирая между электрическим
и гидравлическим усилителями руля для Икстрейл Т31, конструкторы Ниссан остановились на последнем неслучайно. Дело в том, что электроусилитель обладает большей мощностью, что для автомобиля с широкими колесами большого диаметра просто необходимо. Теоретически, его мощность ограничивается только мощностью электромотора, а она может быть любой.

Но у электроусилителя есть и отрицательные стороны. Оно представляет собой довольно сложное электромеханическое устройство, включающее, помимо мотора, ряд датчиков и электромагнитное реле. А, как известно, чем сложнее устройство, тем выше вероятность его поломки. Поэтому электроусилитель считается менее надежным, нежели его гидравлический собрат.

Второй минус этой системы состоит в том, что, в отличие от гидравлической, электроусилитель ремонту не подлежит. По крайней мере производители Ниссан настоятельно не рекомендуют залезать в его электронно-логическую схему (а именно она чаще всего и выходит из строя). В случае поломки электроусилителя, он подлежит замене полностью. Возможно, кто-то из местных «кулибиных», разобравшись в нюансах его работы, и сможет восстановить вышедший из строя электронный блок, вот только для этого ему придется использовать неродные комплектующие. Так как электроусилитель руля (ЭУР) признан производителем неремонтопригодным, то и запчасти для него отсутствуют.

Но спешим утешить владельцев Т31: японская электроника выходит из строя крайне редко. Значительно чаще с системой рулевого управления Икстейл Т31 происходят менее серьезные неприятности – вполне излечимые, и порой даже без замены комплектующих.

Ремонт рулевой рейки Икстрейл Т31: возможные неисправности

Рулевая рейка – механизм
достаточно простой. Ее долговечность и качество работы зависят, в первую очередь, от долговечности всех деталей и надежности их соединений.

Центральный элемент рейки – зубчатое соединение самой рулевой рейки с управляющей шестерней. Этот узел служит для превращения вращательного движения руля в поступательное движение наконечников, которые в конечном итоге и несут ответственность за поворот ведущих колес. В этом узле возможны два типа неисправностей: образование люфта и деформация, либо поломка зубьев. Последнее влечет за собой замену вышедшего из строя элемента (рейки или шестерни), люфт же на ранней стадии своего возникновения можно убрать, просто подтянув разболтавшийся механизм. Теоретически, люфт может образоваться за счет физического износа деталей, но для этого автомобиль должен пройти, как минимум, более сотни тысяч километров.

Говоря о люфте, следует добавить, что его возникновение возможно во всех подвижных соединениях и деталях рейки: между рейкой и наконечниками, между наконечниками и колесами, а также в подшипниках. Складываясь, эти люфты дают так называемый суммарный люфт рулевой колонки, который значительно ухудшает управляемость автомобиля.

Обнаружив люфт в рулевой колонке, как можно скорее обратитесь в автосервис, где мастер произведет диагностику и ремонт всего рулевого механизма. Ведь для того, чтобы определить место возникновения люфта, одного визуального осмотра будет недостаточно.

Ремонт рулевой рейки Ниссан Икстрейл Т31: диагностика

Диагностика рейки происходит
следующим образом: один мастер медленно вращает рулевое колесо установленного на подъемнике автомобиля, второй тем временем следит за углом поворота передних колес машины и прислушивается к звукам, при этом раздающимся. Если их нет, то, скорее всего, нет и особых причин для беспокойства. Если при повороте руля слышны посторонние стуки, гул или скрежет, то с большой вероятностью можно сказать, что либо повреждены зубья рейки или шестерни, любо вышли из строя ступичные подшипники. Точно установить причину поломки мастер сможет только после снятия рейки с автомобиля и ее разборки.

Заменив все вышедшие из строя детали рейки, мастер собирает ее и отправляет на испытательный стенд, где происходит ее предварительная регулировка – в частности, углов поворота наконечников. После установки отремонтированной рейки на автомобиль, мастер осуществляет ее окончательную регулировку – выставляет угол поворота колес при повороте наконечников.

Рулевая рейка Ниссан Х-Трейл Т31: заключение

Как своими руками провести ремонт рулевой рейки Ниссан Х-Трейл Т31?

Nissan X-Trail зарекомендовал себя как весьма надежный автомобиль на городских улицах и конечно на проселочных дорогах. Главное, чтобы автомобиль, которым Вы пользуетесь, был в исправном состоянии. Одной из проблем, с которой может столкнуться владелец Ниссан Х-Трейл Т31 – это выход из строя рулевой рейки. Об этом будет свидетельствовать хорошо слышимый стук, который появляется на неровной дороге, а также увеличение усилий, которые нужно применить для поворота руля и когда руль начинает «тянуть» влево или вправо.

Рулевая рейка Ниссан Х-Трейл Т31

Стоит отметить, что многие автолюбители говорят о надежности такого элемента автомобиля Nissan X-Trail, как его рулевая рейка. Тем не менее, первые проблемы с ней начинаются после пробега 150-200 тыс. км. Именно тогда может понадобиться провести ее ремонт. Нельзя сказать, что ремонт Ниссан Х-Трейл слишком сложен и его проведение требует специальных знаний и навыков, тем не менее, если Вы не хотите этим заниматься, всегда можно обратиться к профессиональным специалистам, которые достаточно оперативно и за разумную цену проведут не только сам ремонт, но и предварительную диагностику, чтобы определиться с причиной поломки и избежать повторного обращения в техцентр. Тем не менее, если по какой-то причине Вы не хотите обращаться в сервисный центр, то, соблюдая следующие рекомендации поломку можно устранить и самостоятельно.

Рулевая рейка Nissan X-Trail T31: ремонт своими руками

1 Демонтаж


Для начала ремонта, понадобиться снять рейку, то есть провести ее демонтаж.

2 Ржавчина


После этого визуально оцениваем горизонтальный вал, и есть ли на нем ржавчина. Если она присутствует, то ее необходимо удалить.

3 Выставляем вал с среднее положение


Далее нам потребуется снять сам вал. Перед этим нужно выставить его в среднее положение.

4 Помечаем положение вала


И пометить его расположение относительно корпуса рейки.

5 Разбираем узел регулировки поджимной втулки


После этого нужно разобрать узел регулировки поджимной втулки. Для этого отвинчиваем контргайку и регулировочную пробку.

6 И вынимаем саму поджимную втулку


Внутри мы можем наблюдать поджимные шайбы и роликовую поджимную втулку, которую нужно вытащить из узла.

7 Откручиваем и снимаем гайку-крышку рулевого вала


Следующий этап работ – снятие рулевого вала Nissan X-Trail T31. Для этого нужно открутить и снять гайку, которая является также и крышкой рулевого вала.

8 Вытаскиваем рулевой вал


9 Вытаскиваем горизонтальный вал


10 Демонтируем втулку с пассажирской стороны


С пассажирской стороны необходимо снять еще одну втулку. Для этого потребуется отогнуть усы при помощи игл или отвертки, после чего вытолкнуть втулку, используя горизонтальный вал. Или же достать втулку наружу можно по частям используя ту же отвертку.

Втулка пассажирской стороны

11 Сверлим


Далее необходимо извлечь игольчатый подшипник. Для этого нужно перевернуть рейку вверх ногами и просверлить сверху отверстие, которое должно попасть в обойму подшипника. Чтобы добиться этого не помешает перед началом процесса сверления провести разметку рейки. Если Вы промахнулись, поработайте сверлом в нужном направлении, чтобы попасть туда, куда нужно.

12 Выбиваем игольчатый подшипник


Когда сверло окажется внутри обоймы, подшипник можно выбивать наружу. В домашних условиях без таких «варварских» методов, ремонтируя Nissan X-Trail T31 обойтись, к сожалению, невозможно. Не нанося столько внешних повреждений добиться нужного результата можно только на профессиональном оборудовании. На этом процесс разборки рулевой рейки завершен.

Игольчатый подшипник

Сборка рулевой рейки Nissan X-Trail T31

Разобранная рулевая рейка Ниссан Х-Трейл Т31

13 Устанавливаем втулку-подшипник


Начало сбора рейки Nissan X-Trail T31 начинается с процесса установки втулки-подшипника, которая призвана заменить игольчатый подшипник, который мы только что достали. С помощью оправки, с которой этот процесс более удобен, запрессовываем втулку до упора.

14 Вставляем рулевой вал


Затем смазываем и вставляем в рейку рулевой вал. После установки нужно проверить, как вал будет крутиться. Это должно происходить от руки при некотором усилии.

Проверяем как крутится рулевой вал

15 Люфт рулевого вала


Проверяем люфт, раскачивая рулевой вал Ниссан Х-Трейл Т31 из стороны в сторону. Если он есть – необходимо закрутить гайку-крышку. Если и после этого люфт сохраняется, необходимо разобрать вал и проверить верхний шариковый подшипник. Он не должен иметь люфтов совсем – ни в осевом, ни в радиальном. При этом стоит учесть тот факт, что даже новые радиальные подшипники могут демонстрировать осевой люфт.

16 Втулки


Вместо вытащенной нами старой втулки необходимо вставить новую из ремкомплекта Икстрейла.

17 Снимаем фаску


Для этого требуется снять фаску с противоположной высокому бурту стороны. Чем шире Вы сделаете фаску, тем проще будет впоследствии вставлять горизонтальный вал, но без фанатизма.

18 Делаем пропилы


После этого помещаем втулку в тиски и делаем три пропила от высокого бурта не до конца детали. Удобнее всего это делать при помощи болгарки, так как в таком случае практически не образуется облоя. После трех неполных пропилов делаем один на всю длину. Ширина его должна составлять 2-3 мм. После пропилов нужно тщательным образом убрать весь облой, особенно с внутренней стороны.

Один пропил на всю длину

19 Подготавливаем втулку к монтажу


В каждый паз новой втулки нужно одеть по 1-2 резиновых кольца и смазать втулку внутри и снаружи. Теперь она готова к установке.

20 Маленький лайфхак


Основная проблема, которая возникает при установке в рейку Ниссан Х-Трейл Т31, состоит в том, что резиновые кольца сложно протаскиваются через канавки в корпусе. Они цепляются и рвутся. Чтобы упростить эту задачу нужно вырезать полосу из пластиковой бутылки длиной в два раза больше длины самой втулки – это около 5 см. Полосу нужно обернуть вокруг детали, чтобы не образовывался нахлест. Смазываем посадочное гнездо и вставляем втулку, окруженную пластиковой полоской. Благодаря ей втулка хорошо заходит внутрь без повреждений. Саму полоску можно без проблем вытащить плоскогубцами.

Втулка на месте

21 Шлифуем горизонтальный вал


Далее нам нужно отшлифовать горизонтальный вал Икстрейла. Если на нем нет повреждений, то для этого подойдет наждачная бумага-нолевка (ЗМ-800), а также паста ГОИ. Шлифовку можно провести без использования станка.

22 Смазка валов


После нее горизонтальный и рулевой вал смазывают.

23 Вставляем горизонтальный вал


Придерживая рукой бурт втулки в пазу, вставляем горизонтальный вал. Эта операция может с первого раза и не получится, не торопитесь, и не применяйте избыточную силу – это может сломать втулку.

24 Проверяем горизонтальный вал


После этого нужно проверить усилие страгивания горизонтального вала. Это позволит оценить, насколько плотное обжатие вала втулкой. Если все проходит без усилий, необходимо извлечь втулку и добавить по одному резиновому кольцу в каждый вал. После установки снова проверяем на наличие люфтов, раскачивая вал правой рукой, а левой придерживая.

25 Собираем рулевой вал


После выставления горизонтального вала в среднее положение, по меткам, которые делались ранее, вставляем рулевой вал и закручиваем гайку-крышку до упора.

Закручиваем до упора гайку-крышку

26 Собираем узел поджимной втулки


Смазываем и вставляем на место поджимную роликовую втулку.

27 Пружинные шайбы


Пружинные шайбы вставляем конусом внутрь, в одну сторону и закручиваем регулировочную пробку.

28 Закручиваем регулировочную пробку


Закручивать необходимо до появления усилия. Чтобы проверить плотность закручивания попробуйте всем своим весом сдвинуть с места горизонтальный вал. Если он не двигается, значит регулировочную пробку необходимо немного ослабить.

29 Проверяем сборку рейки


Проверяем тягой – отжиматься вал Ниссан Х-Трейл Т31 не должен, качаем из стороны в сторону – зазора быть не должно.


Если есть зазор, то вынимаем роликовую поджимную втулку и заменяем её на пластиковую. На рабочей поверхности надо сделать царапины для удержания смазки. Потом пластиковую втулку смазать и вставляют на место.

Втулку смазываем и вставляем на место

31 Закрываем и затягиваем


Закручиваем регулировочную пробку и одновременно качаем горизонтальный вал. После того как уйдет зазор, затяните еще на 5-10 минут (как стрелка на часах). Произведите проверку как описано выше. Закрутите контргайку.

32 Убираем лишние отверстия


Ранее просверленное отверстие необходимо, предварительно обезжирив, замазать герметиком и дать высохнуть. После этого остается прикрутить наконечники и тяги и поставить рейки на машину, и…наслаждаться тишиной, будучи гордым от того, что ремонт произведен самостоятельно и сэкономлены немалые деньги.

Ремонт рулевой рейки: делать самостоятельно или обратится к специалистам

Самостоятельный ремонт рулевой рейки Ниссан Х-Трейл Т31 кроме своих преимуществ имеет и недостатки. Конечно, если Вы опытный автолюбитель, то Вам вполне по силам сделать это самому, ничего не упустив в процессе самого ремонта. Менее опытные автовладельцы вполне могут вместо ремонта только усугубить проблему, что приведет к необходимости полностью менять рулевую рейку, что обойдется гораздо дороже. Поэтому, если Вы не ощущаете в себе сил провести ремонт своими силами лучше не экономить и обращаться к профессионалам в сервисный центр.

Читайте также: