Как снять педаль тормоза на ваз 2109

Обновлено: 13.05.2024

Самостоятельный ремонт тормозной системы ВАЗ 2109

Тормозная система (ТС) ВАЗ 2109 не отличается надежностью, как современные иномарки, имеющие «ABS» и другие системы. Она считается классической, так как имеет гидравлический привод и разделена на два контура. Благодаря простой конструкции ремонт элементов ТС на «девятке» можно выполнить своими руками, зная ее устройство, основные неисправности и способы их устранения.

Устройство системы тормозов «девятки»

ТС «девятки» является оптимизированной версией системы
тормозов предыдущей вазовской модели – «восьмерки». Главное, что получила она
от предшественницы – разделение контуров тормозов по диагонали, что значительно
повысило уровень безопасности. Контур гидравлического привода обеспечивает
торможение по одному контуру, тормозной контур – по второму. Благодаря этому
осуществляется эффективное торможение.

Если откажет один из контуров, будет действовать другой.
Такая схема тормозов уменьшает риск возникновения опасных ситуаций, если
откажут какие-то элементы ТС в одном контуре, функцию торможения возьмет на
себя другой.

Ниже представлена схема гидропривода тормозов с перечислением элементов, из которых он состоит.

Самостоятельный ремонт тормозной системы ВАЗ 2109

В конструкции ТС входит также стояночный тормоз, который
приводит в действие с помощью механического привода водитель. Его функция – производить
торможение задних колес путем раздвижения тормозных колодок внутри барабанов.

Ремонт основных элементов ТС

Если элементы системы вышли из строя, необходима их замена.

Замена ГТЦ системы тормозов

Ремонт ГТЦ часто неэффективный, поэтому при выходе из строя целесообразнее его заменить новым.

Самостоятельный ремонт тормозной системы ВАЗ 2109

Замена осуществляется в определенном порядке:

  1. Снимаем отрицательную клемму с аккумуляторной
    батареи, чтобы обесточить автомобиль.
  2. Отсоединяем штекер проводов от датчика,
    показывающего уровень тормозной жидкости (ТЖ).
  3. Ослабляем крепежные элементы тормозных шлангов.
  4. Выкручиваем крепеж ГТЦ к усилителю тормозов.
  5. Теперь отсоединяем тормозные шланги.
  6. Главный цилиндр снимаем со шпилек, на которых он
    держится и монтируем на них новое устройство.
  7. Доливаем рабочую жидкость в емкость, где она
    содержится, до максимального уровня.
  8. Подключаем тормозные трубки.

Меняем колодки ТС

Со временем фрикционные накладки стираются, когда толщина
становится меньше 1,5 мм, соединение из заклепок, благодаря которому они
фиксируются на основании, разбалтывается.
Из-за этого на поверхности образуются глубокие царапины и сколы. При установке
элементов для замены дефекты в виде царапин, углублений на поверхности
необходимо ликвидировать.

Процедура замены включает такие действия:

  1. Фиксируем авто от движения. Обесточиваем машину,
    сняв клемму с минусом с АКБ.
  2. Доводим уровень тормозухи в бачке до максимума.
  3. Снимаем колесо, на котором будем менять колодки.
  4. Поверхности тормозных элементов очищаем чистой
    ветошью от грязи, пыли и других загрязнений.
  5. На стойке кронштейна снимаем уплотнительный манжет,
    который фиксирует тормозную трубку.
  6. Вынимаем шплинт, фиксирующий стопорную шайбу
    болта крепления направляющего пальца.
  7. Выкручиваем болт крепления, откидываем корпус и
    снимаем колодки тормозного механизма.
  8. Устанавливаем новые элементы и выполняем
    обратную сборку.

Самостоятельный ремонт тормозной системы ВАЗ 2109

Замена колодок проводится попарно. Если пренебречь этим
советом, колеса будут неравномерно тормозить. Это особенно повышает опасность
возникновения аварийной ситуации на дороге для переднеприводных машин.

Замена рабочих цилиндров задней колесной
пары

Если на колесном диске изнутри появились подтеки рабочей
жидкости, это признак проблем с тормозным цилиндром. Это говорит об
изношенности уплотнителей или разгерметизации узла из-за поцарапанного поршня.
Отремонтировать цилиндр можно, обладая необходимым опытом авторемонтных работ и
специальными знаниями. Самый простой способ устранения проблемы вышедшего из
строя цилиндра – его замена. Для этого потребуется выполнить ряд действий:

  1. Включаем первую скорость и снимаем колесо.
  2. Далее демонтируем тормозной барабан с колодками.
    Иногда колодки можно не снимать, лишь разъединить их, сняв верхнюю пружину.
  3. На следующем этапе крепежные болты цилиндра и
    тормозные шланги очищаем от загрязнений.
  4. Фиксирующие болты откручиваем на несколько
    оборотов.
  5. Отверстие трубки закупориваем деревянной
    пробкой. После чего убираем трубку.
  6. Выкрутив крепежные болты, снимаем агрегат с
    посадочного места.
  7. Ставим новый цилиндр и выполняем обратную
    сборку.

Самостоятельный ремонт тормозной системы ВАЗ 2109

Как заменить вакуумный усилитель (ВУТ)

Начинаем процедуру замены с отсоединения от ВУТ соответствующего
шланга. Затем вынимаем из датчика уровня (ТЖ) штекер с проводами. В кабине
автомобиля демонтируем стопорную скобу пальца, который соединяет педаль тормоза
с тягой ВУТ. Далее рассоединяем элементы.

В моторном отсеке откручиваем крепежные элементы главного цилиндра, вынимаем из-под капота и откладываем в сторону. Становятся доступными крепежные узлы кронштейна и усилителя. Это дает возможность снять узел в сборе.

Самостоятельный ремонт тормозной системы ВАЗ 2109

Заменив ВУТ на новый, устанавливаем снятые элементы на их
штатные места.

Ремонт приводного рычага ручного тормоза

Если рычаг плохо фиксируется из-за износа зубьев, когда
клинит узел, при повреждениях механического характера, его необходимо заменить.
Процедуру состоит из последовательности шагов:

  • Отключаем питание авто, отсоединив минусовую
    клемму от аккумулятора.
  • Перебравшись под днище авто, выкручиваем две
    гайки, крепящие тросик привода к уравнителю: контрольную и регулировочную.
  • Затем снимаем уравнитель.
  • В кабине снимается защита и обшивка, чтобы
    добраться до люка тоннеля, в котором крепится рычаг.
  • Вынимаем стопорное кольцо.
  • Выкручиваем крепления и демонтируем ручку рычага
    ручного тормоза. Меняем стяжную пружину.
  • Выполнив замену элементов, возвращаем детали на
    их место.

Самостоятельный ремонт тормозной системы ВАЗ 2109

Диагностика обратного клапана ВУТ

Контроль узла на работоспособность осуществляем путем нажатия
несколько раз на педаль тормоза, с помощью которой создается высокое давление в
ТС. После нажатий педаль оставляем в верхнем положении. Если после пуска мотора
педаль стала опускаться вниз, значит обратный клапан исправен. При ином
результате необходимо дополнительно провести диагностику соединений на
герметичность и проверить целость трубок ТС.

Для проверки герметичности элемента используем резиновую грушу, которую натягивают на штуцер, служащий для присоединения трубки. Нажимаем на грушу, заставляем выходить воздух через клапан. Отпускаем грушу и смотрим, что происходит с ней. Если груша разжалась, значит герметичность устройства нарушена. Обратный клапан заменяем исправным.

Самостоятельный ремонт тормозной системы ВАЗ 2109

Меняем регулятор давления в ТС

О неисправности тормозов говорят заносы кузова автомобиля,
которые возникают по причине неодинакового распределения давления ТЖ по рабочим
цилиндрам ТС. Виновником этого является неисправный регулятор давления. Его
замена выполняется по алгоритму:

  • Удаляем стопорное кольцо, достаем палец и
    серьгу, отсоединяем рычаг от задней балки.
  • С помощью спецключа отсоединяем тормозные
    шланги, предварительно их пометив. Чтобы не вытекла ТЖ отверстия закупориваем.
  • Снимаем кронштейн вместе с регулятором.
  • Отсоединяем регулятор от кронштейна и ставим на
    его место новый.
  • Возвращаем снятые детали на посадочные места в
    обратном порядке.

Самостоятельный ремонт тормозной системы ВАЗ 2109

После окончания работ по замене обязательно нужно удалить
воздух из ТС путем прокачки. Перед выездом на дорогу нужно протестировать
работу тормозов на трассе, где нет интенсивного дорожного движения.

В целях обеспечения безопасности на дороге водитель обязан
следить за исправностью всех элементов тормозной системы. Если обнаружены
признаки неисправностей, необходимо устранить причину их появления. Наиболее
часто встречаются следующие неисправности:

  • колеса неэффективно тормозят;
  • увеличенный ход педали;
  • обнаружение течи, разгерметизация трубопровода;
  • приходится прилагать значительные усилия при
    нажатии на педаль,
  • машину заносит при торможении.

Для обнаружения проблем с тормозной системой нужно регулярно осматривать все узлы и агрегаты, контролировать уровень ТЖ и доливать при необходимости, анализировать работу узлов ТС.

Схема, прокачка и ремонт тормозной системы ВАЗ-2109

Схема, прокачка и ремонт тормозной системы ВАЗ-2109

Как важна работа тормозов в экстремальных условиях, знают все, часто от них зависит жизнь водителя и других участников дорожного движения. Если только у вас не работает педаль тормоза, следует сразу же прекратить использование транспортного средства. Уберечься от несчастных случаев поможет устранение неисправности тормоза. Чтобы знать, какие могут возникнуть неполадки и как починить машину, нужно очень хорошо знать принцип работы тормозного устройства. Рассмотрим подробно, как работает на ВАЗ-2109 тормозная система.

Схема тормозов ВАЗ-2109

Устройство тормозов на модели ВАЗ-2109 можно назвать классическим, оно почти не подвергалось никаким переделкам по отношению к аналогичным автомобилям предыдущих выпусков.

cХЕМА ТОРМОЗОВ ВАЗ-2109

Главной особенностью тормозного устройства данной модели ВАЗа является наличие диагонального разделения на контуры. Эта система повышает уровень безопасности при торможении. Как работает такая система? Каждый контур гидропривода тормозов имеет свою зону ответственности: первый отвечает за функционирование правого переднего и заднего левого тормозного механизма, второй – за переднего левого и заднего правого. В случае, если отказывает в работе один из тормозных контуров, то системой используется второй контур. И таким образом происходит торможение и остановка автомобиля.

Непосредственно схема работы тормозного устройства: водитель нажимает на педаль торможения, сигнал передается на толкатель, после этого происходит поочередное вдавливание 2-х поршней в главный тормозной цилиндр, выступающий в роли распределителя тормозной жидкости по системе, которая образует наличие давления в системе. Это давление по шлангам поступает на цилиндры тормозов, и машина начинает тормозить.

Следует учесть, что давление в тормозной системе ВАЗ-2109 довольно-таки существенно. Во избежание порывов и протекания жидкости, нужно использовать только качественные металлические трубки и шланги с армированием.

Прокачка тормозного устройства

после любого ремонта;

после замены каких-либо компонентов;

при замене тормозной жидкости;

после смены колодок;

после замены шлангов;

при смене цилиндров.

При любом вмешательстве, указанном выше, и некоторых других, в тормозную систему может попасть воздух. Чтобы избавиться от воздуха, который препятствует эффективной работе авто, нужно выполнить прокачку.

Предварительно требуется очистить от грязи все соединительные шланги и трубопроводы, чтобы убедиться в их герметичности. При очистке нельзя пользоваться острыми предметами. После этого нажать на педаль и застопорить ее. Следует внимательно осмотреть все соединения, чтобы они были сухими, если где-то просачивается жидкость, нужно подтянуть крепления.

Когда все готово, можно начать собственно прокачку тормозов. Лучше это делать вдвоем. Сначала нужно надеть резиновый шланг на головку цилиндра, ослабить затяжку штуцера и начать выпускать воздух. Вскоре вместе с воздухом начнет выходить и тормозная жидкость. Закручиваете штуцер, после этого следует нажатие на педаль. Так прокачиваете до тех пор, пока в тормозной жидкости не будут появляться пузырьки воздуха. По окончании работ крепко затянуть штуцеры и надеть на них колпачки.

Не стоит забывать и о порядке проведения прокачки. Начинать нужно с заднего правого колеса, далее переднее левое, после заднее левое и, наконец, переднее правое. Порядок этот нарушать нельзя.

Неполадки тормозной системы и их устранение

Перед любым выездом на авто следует первым делом проверить тормоза. Мигание лампочки, входящей в тюнинг, оповестит вас о нехватке тормозной жидкости. Следует долить ее и сделать прокачку тормозов.

Могут быть и такие неполадки, как протекание жидкости. Об этом свидетельствуют маслянистые пятна под машиной. Узнать, откуда происходит утечка, можно только непосредственным осмотром. Обнаружив место протекания, нужно устранить причину разгерметизации и прокачать. Но если следов протекания не видно, а количество жидкости уменьшается, то это может свидетельствовать о проблемах с главным тормозным цилиндром. При этом ТЖ попадает в камеру вакуумного усилителя. Во всех этих случаях главное – найти причину утечки и устранить ее (и не забыть прокачать тормоза).

В других ситуациях, когда тормоза работают с перебоями, причиной может быть регулятор давления. Он требует доработки или регулировки. Но и после восстановления в этом случае может возникнуть такая ситуация, когда на тормозную поверхность колеса попадает смазка и, например, задняя пара колодок замаслена, а передняя работает, как положено. Торможение при этом происходит неравномерное. Здесь надо очистить загрязненную поверхность.

Бывает и такая неприятность, когда растормаживание не происходит до конца. Если здесь задействованы все колеса авто, то следует отладить свободный ход педали. Если же это касается одного из колес, то причиной может быть или какой-то тормозной цилиндр, или регулятор давления.

Это основные проблемы в тормозной системе ВАЗ-2109. Сколько еще существует других, но все они являются побочными. Чтобы их избежать, нужно самое элементарное: следить за уровнем тормозной жидкости, вовремя менять ее, содержать в чистоте тормозные колодки. Берегите свою машину и приятных вам поездок!

ВАЗ 2109: ремонт тормозов в домашних условиях

Тормозная система ВАЗ 2109

Надежность работы тормозов вашего автомобиля является неотъемлемой частью безопасного передвижения водителя и пассажиров. Своевременное диагностирование поломок системы и ремонт своими руками поможет сохранить узлы в рабочем состоянии на долгое время.

Ремонт тормозной системы автомобиля ВАЗ 2109

На авто ВАЗ 2109 установлена рабочая система тормозов у которой диагональное разделение контуров, это увеличивает безопасность при движении авто. Работа переднего правого и заднего левого тормозных механизмов обеспечивается одним контуром гидропривода тормозов, правого заднего и левого переднего – другой тормозной контур.
При несвоевременном отказе одного контура в системе тормозов можно использовать второй, при этом он обеспечивает достаточную эффективность в работе. Гидравлический привод тормозов включает вакуумный усилитель поз. 6, двухконтурный регулятор поз. 9 давления задних тормозов.
Ручной тормоз обеспечивает торможение задних колес.Ремонт любого тормозного узла авто ВАЗ 2109 выполняется после обнаружения неисправностей.

Замена тормозных колодок

Если на авто ВАЗ 2109 стала меньше 1,5 мм толщина фрикционных накладок, заклепочное соединение с основанием стало слабым, на поверхностях накладок имеются сколы или глубокие царапины их необходимо снять.

Совет: Колодки нужно менять с каждой стороны попарно. Нельзя устанавливать старые детали, что может привести к неравномерному торможению. Это особенно опасно для передне-приводных автомобилей.

Порядок проведения работ:

  • Автомобиль фиксируется а неподвижном состоянии.
  • Отсоединяется аккумуляторная батарея.
  • Проверяется уровень жидкости тормозной. Для того чтобы она не пролилась при сдавливании поршней ее нужно откачать до отметки ниже «МАХ».
  • Снимается колесо.
  • От грязи очищаются поверхности суппорта и тормозного диска.
  • На стойке из кронштейна вынимается уплотнитель, который еще служит и держателем тормозного шланга.
  • Отгибаются усики стопорной шайбы болта фиксации направляющего пальца.
  • Откручивается болт и откидывается корпус.
  • Снимаются тормозные колодки.
  • При замене колодок штангенциркулем проверяется толщина фрикционных накладок, она не должна быть меньше 1,5 мм.
  • Сборка выполняется в обратной последовательности.

Замена главного тормозного цилиндра

Ремонт основного тормозного цилиндра на ВАЗ 2109 чаще всего не приводит к нужному результату. Поэтому его нужно поменять на новый.
Итак:

  • Автомобиль обесточивается. Отсоединяется от аккумуляторной батареи минусовая клемма.
  • От датчика, указывающего уровень тормозной жидкости, отсоединяется колодка с проводами.
  • Ослабляется затяжка тормозных трубок, не выкручивая их.

Замена главного тормозного цилиндра

Замена главного тормозного цилиндра

  • Отворачиваются гайки фиксации к вакуумному усилителю главный тормоз, выкручиваются и отсоединяются тормозные трубки.
  • Со шпилек снимается тормозной цилиндр.
  • При необходимости удаляется бачок с жидкостью для тормозов. Для этого нужно медленно раскачивая вынуть ножку устройства из втулки посадочного гнезда.
  • После проведения осмотра, устранения дефектов или замены цилиндр устанавливается на место.
  • После установки нового узла гайки можно полностью затянуть.
  • Бачок ставится на место, заливается тормозная жидкость до метки «МАХ».
  • Вытесняется весь находящийся там воздух. Для этого отверстие для установки передних тормозных трубок закрываются пальцами. Помощник аккуратно нажимает на тормоз, что создает давление в системе до выхода из отверстий воздуха.
  • Не опуская педаль тормоза при появлении жидкости одеваются и закручиваются тормозные трубки.
  • Аналогично подсоединяются задние трубки.
  • Работа заканчивается прокачкой тормозов.

Как заменить задние тормозные цилиндры

Подтеки на тормозном щитке или внутренней стороне колес чаще всего указывают на плохое состояние манжет, реже на выход со строя поршня – образование на нем царапин, послуживших причиной нарушения герметизации.
Ремонт тормозного цилиндра возможен, но чаще всего его нужно заменить.

Порядок выполнения работ

  • Автомобиль ВАЗ 2109 ставится на первую передачу, снимается колесо.
  • Удаляются барабан и колодки тормозные, которые можно только разъединить, при этом снимается верхняя стяжка пружины.
  • Металлической щеткой от грязи очищаются болты, фиксирующие цилиндр к тормозному щитку и тормозную трубку. Ослабляется затяжка болтов.
  • Тормозная трубка глушится резиновым колпачком или кусочком дерева.
  • Трубка полностью откручивается.
  • Откручиваются болты крепления тормозного цилиндра, при этом он придерживается рукой с обратной стороны. Деталь снимается.
  • Новый цилиндр устанавливается в обратной последовательности.
  • После окончания работ необходимо задний тормозной контур прокачать.

Прокачка тормозов

Если в процессе ремонта происходило снятие или разборка элементов тормозной системы: усилителя вакуумного, цилиндров тормозных или магистрали в систему может попасть воздух. При замене элементов в одном контуре можно прокачивать только в этом контуре, в остальных случаях: при снятии главного цилиндра или замены тормозных трубок вся система требует прокачки.
При выполнении работ нужна помощь другого человека, тормозная жидкость, резиновая и виниловая трубки, пластиковая бутылка.
Последовательность прокачки:

  • Правое заднее и левое переднее колесо;левое заднее и правое переднее:
  1. Со всех штуцеров снимаются колпачки. Ослабляется их затяжка.
  2. Новая жидкость заливается в бачок.
  3. Помощник должен от семи до девяти раз нажимать на тормозную педаль, чтобы

Увеличить давление в системе:

  • Продолжая давить педаль в пол, на штуцер одевается резиновый шланг, ослабевается его затяжка, из системы выпускается воздух вместе с тормозной жидкостью. По выходящим в пластиковую бутылку пузырькам воздуха его хорошо заметно. Шланг одним концом опускается в жидкость, как показано на фото.

Прокачка тормозов ВАЗ 2109

Прокачка тормозов ВАЗ 2109

  • Штуцер заворачивается и давление нагоняется снова.
  • Данная операция проводится до прокачки всей системы пока весь воздух не выйдет из нее. Во время прокачки проверяется периодически уровень жидкости в бачке.
  • Протягиваются все штуцера и для предохранения от загрязнения одеваются резиновые колпачки.
  • Тормозная жидкость меняется при ухудшении ее смазывающих свойств. В дальнейшем это приводит к увеличенному износу цилиндров калипера в системе тормозов, выталкивающих тормозные колодки и прижимающих их к ротору. Инструкция рекомендует выполнять замену тормозной жидкости через два или три года

Замена тормозной жидкости

Совет: При работе с жидкостью нужно быть очень осторожным. Ядовитый состав необходимо сразу смыть с мылом теплой водой. Доливая в бачок следите, чтобы раствор не попал на пластик.

  • Во время прокачки тормозов происходит вытеснение из системы воздуха, при замене старой жидкости на новую прокачка продолжается до тех пор пока из штуцеров не будет идти чистая жидкость.
  • Сливать старую нужно со всех колес, крест накрест. Во время работы необходимо периодически доливать тормозную жидкость.

Как отремонтировать рычаг привода ручника

Ремонт устройства заключается в замене изношенного механизма на новый после снятия его с авто ВАЗ 2109. Повреждениями могут быть: износ фиксирующих зубьев, заклинивание или поломка рычага, выход со строя фиксирующего механизма.
Итак:

  • Отключается аккумуляторная батарея.
  • Под автомобилем откручиваются гайки, фиксирующие уравнитель к тросу привода, сначала отворачивается контргайка, затем регулировочная.
  • С тяги рычага ручника снимается уравнитель.
  • В салоне автомобиля удаляется вся декоративная обшивка между передними сидениями. Снимается пластиковая крышка туннеля, перед этим с рукоятки для переключения скоростей снимается чехол. Удаляется люк в туннель.
  • В сторону отодвигается ковролин.
  • С оси снимается стопорное кольцо, тяга привода.

Ремонт рычага привода ручника

Ремонт рычага привода ручника

  • При необходимости откручивается и удаляется рукоятка, меняется стяжная пружина.
  • Сборка механизма выполняется в обратной последовательности.

Замена вакуумного усилителя

Механизм на авто ВАЗ 2109 меняется после подтверждения его неработоспособности. В других случаях демонтаж узла вакуумного усилителя выполняется при ремонте кузова.
Работа выполняется под капотом и в салоне авто:

  • От усилителя тормозов отсоединяется вакуумный шланг.
  • Разъединяются датчик уровня тормозной жидкости и колодка с питающими проводами.
  • Затем работы выполняются в салоне автомобиля. С пальца, который соединяет педаль тормоза и тягу вакуумного усилителя, снимается стопорная скоба. Детали разъединяются.
  • Под капотом откручиваются гайки, фиксирующие главный тормоз цилиндра. Снимается цилиндр, отводится в сторону.

Совет: Необходимо следить, чтобы тормозные трубки не были деформированы .

  • Откручиваются гайки, удерживающие кронштейн и усилитель к кузову авто, снимается все в сборе.
  • После проведения ремонтных работ сборка выполняется в обратной последовательности.

Проверка обратного клапана вакуумного усилителя

Неисправность вакуумного усилителя определяется затруднительным ходом педали тормоза. Это ухудшает качество торможения и в конечном итоге может влиять на безопасность управления автомобилем.
Перед заменой старого усилителя необходимо проверить его работу и работу обратного клапана.
Работоспособность механизма проверяется путем нажатия несколько раз на педаль тормоза. Это создаст повышенное давление в системе.
Педаль тормоза должна занять верхнее положение. При не опущенной педали запускается двигатель.
При отсутствии неисправностей педаль опускается в пол. В противном случае необходимо проверить герметичность обратного клапана и качество соединения шланга.

Порядок проверки на ВАЗ 2109 обратного клапана

  • Проверяется герметичность в месте соединении шлангов и штуцером на трубе для впуска и обратным клапаном.
  • Проверяется проверка самого клапана. Перед этим шланг отсоединяется, а с помощью отвертки клапан снимается с усилителя.
  • На штуцер натягивается герметичная груша, сдавливая которую выпускается через клапан воздух. После отпускания груши если она не разжалась, значит клапан в хорошем состоянии, держит вакуум. В другом случае его нужно поменять.

Как заменить регулятор давления тормозов

Распределение нагрузки, другими словами по тормозным цилиндрам тормозной жидкости, при поворотах производит регулятор давления тормозов ВАЗ 2109.
Появление заносов кузова при торможении может говорить о неисправности регулятора, при рабочем состоянии остальных узлов:

  • Упругий рычаг необходимо отсоединить от балки задней подвески. Для чего снимается стопорное кольцо, затем извлекаются палец и серьга.
  • Все тормозные трубки специальным ключом отсоединяются от регулятора. После отсоединения все трубки нужно промаркировать. Это облегчит работу при сборке узла. Для того чтобы не было утечки масла глушатся все отверстия.
  • Снимается кронштейн со шпилек на кузове вместе с регулятором.
  • Отсоединяется регулятор от кронштейна и на его место ставится новый.
  • Сборка выполняется в обратном порядке.

Периодическое обслуживание и своевременный ремонт всех узлов тормозной системы обеспечит надежность и безопасность автомобиля ВАЗ 2109. Как правильно выполнять ремонтные работы можно посмотреть на видео.

Замена главного тормозного цилиндра на ВАЗ 2109

Внешний вид устройства

Узел располагается под капотом за главным тормозным цилиндром. Через шток соединен с тормозной педалью.

Проверка состояния

О необходимости поменять вакуумный усилитель или главный тормозной цилиндр могут сообщить соответствующие признаки.

Первоочередной признак выхода из строя ВУТ заключается в увеличении усилия, которое нужно прикладывать к педали для торможения.

Чтобы точно убедиться в неисправности, выполните следующую проверку:

  • Заглушите двигатель;
  • 5-6 раз подряд выжмите педаль тормоза;
  • Зажмите педаль в пол;
  • Заведите двигатель;
  • Если ВУТ исправен, педаль сразу же пойдет вверх.

Проверяем состояние
Проверяем состояние

Если у вас под капотом стоит карбюраторный двигатель на ВАЗ 2109, определить неисправность ВУТ можно несколько иначе на начальных стадиях:

  • Изначально педаль будет работать нормально, прикладывать придется небольшое усилие, торможение происходит нормально;
  • Но при этом двигатель троит на холостых;
  • При нажатии на тормозную педаль холостой ход успокаивается;
  • Нажав на газ при нейтральной передаче, возникают провалы в работе карбюратора;
  • Если такие симптомы наблюдаются, при работающем моторе снимите патрубок со штуцера ВУТ и заглушите его пальцем или другим подручным инструментом;
  • Стабилизировался холостой ход? В этом случае замены вакуумника не избежать.

Если подобная неисправность была обнаружена во время движения, продолжать ехать можно только при отключении ВУТ.

Выбор

Дадим несколько рекомендаций относительно выбора нового вакуумного усилителя.

Критерий выбора

Требуемые параметры

Стоимость хорошего вакуумника сейчас составляет около 2,5 тысячи рублей. Это не самые дорогие, но и не дешевые китайские варианты. Оптимально для ВАЗ 2109

Настоящая упаковка, применяемая подлинным производителем, выполняется из гофрированного картона

Покупать у базарных торговцев не стоит. Есть множество хороших, проверенных магазинов запчастей в любом городе. Не постесняйтесь попросить сертификаты, документы на детали

Выбираем грамотно
Выбираем грамотно

Сейчас на рынке достаточно много подделок. Такие детали стоят как оригиналы, а вот служат в разы меньше.

Замена ВУТ

Для начала запомните, что ремонт вакуумного усилителя невозможен. Этот узел снимается и меняется на новый. В теории и на практике некоторые это делают. Но под собственную ответственность.

Теперь непосредственно о замене.

  1. Отсоедините педаль тормоза от штока усилителя. Агрегаты связаны между собой штифтом. Демонтаж выполняется в районе педального узла и тут вам пригодится простая плоская отвертка.
  2. Идем и открываем капот.
  3. Отключите колодку питания датчика уровня тормозной жидкости.
  4. Снимите кронштейн, который удерживает гидравлические магистрали на раме. Пригодится головка на 10, которой откручивается гайка.
  5. Отключите главный тормозной цилиндр. Для этого откручивается 2 гайки, удерживающие его на вакуумнике. Оцените состояние ГТЦ. Если необходимо, также замените и его.
  6. Вовсе не обязательно отсоединять гидравлические магистрали от тормозного цилиндра (главного). Патрубки достаточно длинные, потому их легко можно сдвинуть в сторону, дабы они не мешали в процессе работы.
  7. Отключите патрубок, который связывает камеру вакуумника с впускным коллектором.
  8. Снимите распорку с передних стоек.
  9. Открутите 4 гайки, которые удерживают корпус вакуумника на шпильках кузова автомобиля.
  10. Снимите агрегат со шпилек и вытащите через подкапотное пространство.
  11. Со стороны приводной вилки на обратке усилителя имеется уплотнитель с кронштейном. Он крепит узел на раме 4 шпильками. Их нужно снять. Для этого головкой на 17 демонтируются 2 гайки, после чего снимается железная конструкция. Просто потяните ее на себя. Со штока обязательно стяните пыльник.
  12. Установите кронштейн крепления и новый уплотнитель из резины на новенький вакуумный усилитель. Теперь можно начинать полноценную обратную сборку.

Замена устройства
Замена устройства

Обратная сборка

Если вы решили выполнить демонтаж и сборку своими руками, при установке нового ВУТ обязательно придерживайтесь нескольких рекомендаций:

  • Шток вакуумника и педаль тормоза соединяются между собой сразу после посадки устройства на шпильки крепления. То есть до того, как начали затягивать гайками.;
  • Опытные владельцы ВАЗ 2109 рекомендуют нанести герметик между вакуумным усилителем тормозов и тормозным цилиндром. Это обусловлено несовершенством конструкции;
  • Шток вакуумника, который воздействует на главный тормозной цилиндр, при транспортировке детали может смещаться. Также смещение не редко происходит в процессе установки. Потому этот факт обязательно проверьте и правильно установите при необходимости. Для этого нужно нажать до упора на шток.

Если неправильно установить шток во время сборки узла, тормоза попросту не будут срабатывать должным образом. О последствиях вряд ли стоит говорить.

Главный тормозной цилиндр

Не редко в процессе проверки состояния тормозного узла обнаруживаются проблемы с главным тормозным цилиндром.

Меняя вакуумник, логично будет изучить текущее состояние ГТЦ и при необходимости заменить его.

Сама процедура замены выглядит следующим образом.

Завершив замену ГТЦ, не забудьте прокачать тормозную систему согласно правилам.

Поменять вакуумник и цилиндр вполне возможно своими руками. Работа займет несколько часов, но сэкономит кучу денег на посещении автосервиса.

Тормозная система ВАЗ 2109

Как правильно прокачать тормоза

Тормозная система (далее по тексту ТС) автомобилей, производимых отечественными машиностроительными заводами вплоть до 1989-1990 годов, не отличались наличием инновационных технических устройств, обеспечивающих простоту, удобство и высокий уровень безопасности в процессе эксплуатации транспортного средства. Не явилась исключением из «правила» тормозная система «ВАЗ 2109». Водитель «девятки» (самой популярной и престижной в то время модели) мог лишь мечтать о системах, подобных современным «ABS», «SBS» или «EBD».

Устройство и схема тормозной системы ВАЗ 2109

Рассматривая тормозную систему «девятки» следует сделать существенную оговорку о том, что она, по сути, - оптимизированная копия системы тормозов «ВАЗ 2108», поскольку именно эта модель первой получила такую тормозную систему.

От своей предшественницы «ВАЗ 2109» досталась ТС, главной конструктивной особенностью которой стало диагональное разделение тормозных контуров, значительно повышающее уровень безопасной эксплуатации. Своеобразное разделение «зон ответственности» (за функционирование переднего правого и заднего левого тормозного механизма отвечает контур гидропривода, за работу заднего правого и переднего левого – тормозной контур) позволило обеспечить достаточно эффективное торможение транспортного средства в случае нарушения работоспособности одного из контуров.

Одним словом, такая схема тормозной системы «ВАЗ 2109», посредством перераспределения функций между контурами, компенсирует риск возникновения негативных последствий при отказах элементов тормозной системы.

Основополагающим принципом схемы функционирования тормозной системы «ВАЗ 2109» является действие фрикционных (использующих принцип трения) механизмов. Подавляющее большинство «девяток», оснащалось тормозными механизмами двух типов: дисковыми (впереди) и барабанными (сзади).
Структура ТС включает два основных элемента:

Тормозной механизм, выполняющий непосредственное торможение вращения колеса.

Тормозной привод, функциональным назначением которого является передача преобразованного усилия на торможение от водителя к тормозному механизму.

Гидравлический привод тормозной системы «девятки» мало отличается от приводов ТС большинства «классических моделей» Волжского автозавода и состоит:

Главного тормозного цилиндра (поз.3)

Вакуумного усилителя тормозов (поз.6).

Тормозной педали (поз.11).

Расширительного бака, оснащенного датчиком уровня рабочей жидкости (поз.5).

Передних (поз.1) и задних (поз.7) тормозных механизмов.

Регулятора давления тормозов (поз.9) с рычагом (поз.10) и упругим рычагом привода (поз.8).

Трубопроводов двух раздельных тормозных контуров (поз.2 и поз.4).

Системы гибких шлангов переднего (поз. А) и заднего (поз. В) тормозов.

Технические усовершенствования, реализованные в ТС «ВАЗ 2109», касаются отдельных элементов системы (главный тормозной цилиндр, регулятор давления, вакуумный усилитель тормозов и т.д.) и носят настолько узкоспецифический характер, что обычному любителю, как правило, не интересны.

Система стояночного (ручного) тормоза, установленная на «девятке», имеет тросовый привод и основана на затормаживании задних колесных барабанов тормозными колодками посредством их раздвижения.

Ремонт тормозной системы ВАЗ 2109 своими руками

В данной части нашего повествования мы рассмотрим процедуры ремонта узлов тормозной системы «девятки». Итак:

Замена тормозных колодок

При уменьшении толщины фрикционных накладок до величины в 1,5 миллиметра заклепочное соединение, связывающее их с основанием, теряет жесткость. Это приводит к образованию глубоких царапин (сколов) на поверхности накладок. Перед установкой новых накладок их необходимо тщательно удалить.

Работы по замене выполняются следующим образом:

На автомобиле, зафиксированном в неподвижном состоянии, отключается «-» клемма аккумуляторной батареи.

Выполняется контроль уровня тормозной жидкости в системе. Уровень, соответствующий середине отрезка между отметками «MIN» и «MAX», считается наиболее приемлемым, поскольку предотвращает выдавливание рабочей жидкости в процессе сжатия поршней.

Поверхность тормозного диска и суппорта очищается от загрязнений.

Снимается уплотнитель стойки кронштейна, фиксирующий тормозной шланг.

Демонтируется шплинт фиксации стопорной шайбы крепежного болта направляющего пальца.

Выкручивается фиксирующий болт, откидывается корпус и демонтируются тормозные колодки.

После замены фрикционных накладок установка элементов тормозного узла выполняется в обратном порядке.

Внимание! Замену колодок с каждой стороны выполняйте попарно. Несоблюдение данной рекомендации инициирует неравномерное торможение колес, что достаточно опасно для транспортных средств с передним приводом.

Замена ГТЦ (главного тормозного цилиндра)

Как правило, ремонт неисправного ГТЦ не обеспечивает получение необходимого результата. Поэтому на практике используется такой метод ремонта тормозного узла, как замена его новым.

Порядок выполнения ремонтных мероприятий выглядит следующим образом:

Транспортное средство обесточивается посредством отсоединения минусовой клеммы аккумулятора.

Снимается колодка проводов датчика уровня рабочей (тормозной) жидкости.

Не отсоединяя полностью, ослабляется фиксация тормозных трубок.

Отворачиваются гайки, соединяющие ГТЦ с ВУТ (вакуумным усилителем тормозов).

Выкручиваются и удаляются тормозные трубки.

ГТЦ снимается со шпилек, а на его место устанавливается новый агрегат, после чего затягиваются гайки.

Уровень тормозной жидкости доводится до отметки «MAX».

Подсоединяются трубки тормозных магистралей.

Проводятся мероприятия по удалению воздуха из контура тормозной системы

Замена задних тормозных цилиндров

Симптомами нарушения работоспособности тормозного цилиндра являются подтеки тормозной жидкости на внутренней поверхности колесного диска. Они свидетельствуют об ухудшении состояния уплотнительных манжет или о нарушении герметичности узла из-за образования царапин на поршне. Ремонт тормозного цилиндра может быть эффективен, но для этого необходимы соответствующие знания и навыки. Поэтому, наиболее распространенным методом устранения неисправности задних тормозных цилиндров служит все же его замена. Выполняется это так:

Рычаг КПП устанавливается в положение, соответствующее первой передаче и демонтируется колесо.

Выполняется демонтаж тормозного барабана и тормозных колодок. В некоторых случаях колодки могут оставаться на месте, необходимо лишь произвести их разъединение посредством снятия верхней пружины.

Болты крепления цилиндра к тормозному щитку и тормозная трубка очищаются от загрязнений.

Фиксирующие болты ослабляются на несколько оборотов.

Отверстие тормозной трубки глушится посредством колпачка (деревянной пробкой), после чего трубка демонтируется.

Болты крепления цилиндра выкручиваются полностью, после чего агрегат удаляется со своего штанного места.

Установка нового агрегата производится в порядке, обратном описанному выше.

Финальным этапом ремонтного процесса должен стать процесс удаления воздуха из заднего контура тормозной системы.

Ремонт рычага привода стояночного тормоза

Единственным вариантом устранения неисправности, характеризующейся такими симптомами, как повышенный износ зубьев фиксации положения рычага, его механическое повреждение или заклинивание, нарушение работоспособности механизма фиксации, является замена устройства новым. Выглядит это следующим образом:

Транспортное средство обесточивается посредством отключения аккумуляторной батареи.

Под днищем автомобиля отворачиваются регулировочная и контрольная гайка, посредством которых трос привода крепится к уравнителю.

Уравниель демонтируется с тяги рычага стояночного тормоза.

В салоне автомобиля освобождается от пластика и декоративной обшивки люк тоннеля крепления рычага.

Удаляется стопорное кольцо тяги привода.

Освобождается от фиксации (при необходимости) и демонтируется рукоять рычага стояночного тормоза и меняется стяжная пружина.

Сборка узла производится в последовательности, обратной приведенной выше.

Порядок замены вакуумного усилителя тормозов

Вакуумный шланг отсоединяется от вакуумного усилителя тормозов (далее ВУТ).

Колодка (с проводами питания) отстыковывается от датчика уровня рабочей (тормозной) жидкости.

В салоне транспортного средства удаляется стопорная скоба пальца, соединяющего тормозную педаль с тягой ВУТ, после чего выполняется разъединение деталей.

В подкапотном пространстве откручиваются гайки фиксации ГТЦ, сам агрегат снимается и убирается в сторону.

Внимание! В ходе выполнения ремонтно-восстановительных работ осуществляйте контроль состояния тормозных трубок (отсутствие трещин, перегибов, деформаций и т.д.).

Освобождаются узлы крепления кронштейна и ВУТ к кузову автомобиля, что позволяет демонтировать весь узел в сборе.

Сборочные мероприятия выполняются в обратном порядке.

Контроль работоспособности обратного клапана ВУТ

Проверка функционирования механизма производится посредством многократного нажатия тормозной педали, создающего высокое давление в тормозной системе. Тормозная педаль занимает крайнее верхнее положение.

После запуска силового агрегата педаль, опустившаяся вниз, свидетельствует об исправной работе обратного клапана. Иной результат является призывом к проведению проверки его герметичности и герметичности шланговых соединений.

Герметичность клапана производится при помощи герметичной груши, одетой на штуцер присоединения шланга. Нажимая на грушу, инициируем выпуск воздуха через клапан. Отпуская грушу, наблюдаем за его состоянием. Разжавшаяся груша свидетельствует о нарушении герметичности обратного клапана и необходимости его замены исправным.

Замена регулятора давления в тормозной системе

Наиболее характерным признаком нарушения работоспособности служит «заносов кузова» транспортного средства, возникающее в результате неравномерного распределения нагрузки (давления тормозной жидкости) по тормозным цилиндрам системы. Процесс замены регулятора включает в себя выполнение следующих мероприятий:

Отсоедините упругий рычаг от задней балки. Для этого необходимо удалить стопорное кольцо, извлечь палец и серьгу.

Посредством специального ключа отстыкуйте (предварительно промаркировав) тормозные трубки, подведенные к регулятору. Во избежание утечки рабочей жидкости отверстия трубок необходимо заглушить.

Демонтируйте кронштейн совместно с регулятором.

Снимите регулятор с кронштейна и замените его.

Соберите узел, выполнив действия, описанные выше, в обратном порядке.

Основы безопасной эксплуатации тормозной системы «ВАЗ 2109»

Как уже говорилось выше, исправность элементов тормозной системы – основа эксплуатационной и дорожной безопасности. Это накладывает на водителя определенный круг обязанностей, в числе которых и своевременный ремонт тормозной системы «ВАЗ 2109». Наиболее распространенными неисправностями ТС, оказывающими существенное влияние на ее работоспособность, считают:

Низкая эффективность функционирования ТС, в том числе и стояночной ее составляющей.

Рост хода (холостого) педали гидравлического привода.

Нарушение герметизации контуров тормозной системы, вызывающее утечку рабочей жидкости.

Увеличение усилия, необходимого для нажатия тормозной педали.

Смещение (увод) транспортного средства от прямолинейной траектории, возникающее в момент торможения.

Наиболее распространенными способами своевременного обнаружения неисправностей ТС являются регулярный визуальный осмотр узлов (агрегатов) системы, контроль уровня тормозной жидкости и анализ работоспособности тормозных элементов.

Замена педали тормоза и сцепления на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099

1. Было ли у вас когда нибудь такое, что при нажатие на педаль сцепления у неё был очень большой люфт? В основном это добавляет очень большое неудобство при переключении передач, а вся проблема здесь кроется во втулках которые располагаются на оси педали сцепления. (Как заменить втулки, читайте чуть ниже)

Примечание!
Вышеописанная ситуация так же может произойти и с педалью тормоза. Лечится она заменой втулок педали!

2. А было ли у вас когда нибудь такое, что после полного нажатия на педаль, она очень медленно возвращалась в своё исходное положение? Или вообще не возвращалась, то есть запала в полу и не идёт назад? Здесь уже всё дело либо в пружинки педали сцепления которую в таком случае необходимо заменить, либо проблема с самим тросом сцепления. Подробность замены пружинки, смотрите чуть ниже, а вот подробности по замене троса сцепления читайте в статье: «Замена троса сцепления».

Снятие:
1) В начале с пальца педали сцепления, снимите стопорную скобу.

Снятие стопорной скобы с пальца педали

2) Затем отсоедините кончик троса от педали сцепления.

Отсоединение кончика троса от педали сцепления

3) После чего рукой от кронштейна, отсоедините кончик оттяжной пружины идущей от педали сцепления.

Отсоединение кончика оттяжной пружины педали сцепления, от кронштейна

4) Теперь переберитесь к боковой части педали тормоза, и плоскогубцами снимите с неё стопорную скобу.

Снятие с помощью плоскогубцев стопорной скобы, с боковой части педали тормоза

5) Следом извлеките палец из отверстия в педали тормоза.

Извлечение пальца из отверстия тормозной педали

6) После проделанной операции, отсоедините кончик оттяжной пружины педали тормоза от кронштейна.

Отсоединение кончика пружины педали тормозов от кронштейна

7) Затем повторно взяв в руки плоскогубцы, отсоедините при помощи них стопорную скобу с оси обоих педалей.

Снятие плоскогубцами стопорной скобы с оси педалей

8) Далее рукой извлеките ось обоих педалей из отверстий в кронштейне.

Извлечение оси педалей из кронштейна

9) И вследствие чего когда ось достаточно будет извлечена, снимите с неё педаль тормоза совместно с дистанционной втулкой.

Снятие с оси педали тормоза вместе с дистанционной втулкой

10) И в завершение, полностью извлеките ось из кронштейна, совместно с установленной на ней педалью сцепления.

Выведение оси совместно с педалью сцепления из кронштейна

Примечание!
После снятия оси, с неё можно будет снять педаль сцепления и ко всему этому так же можно будет снять те самые втулки, которые необходимо заменить на новые при их деформации!

Установка:
Установка обоих педалей, производится по этой же самой инструкции но только в обратном порядке снятию.

Примечание!
Перед началом установки педали тормоза и педали сцепления, рекомендуется смазать все трущиеся места или же сами детали при помощи смазки «Литол-24» или же при помощи смазки «ЛСЦ-15»!

Читайте также: