Принцип работы стояночного тормоза ваз

Обновлено: 17.05.2024

Стояночный тормоз

Ручник: описание,устройство,принцип работы,эксплуатация.

Стояночный тормоз (он же ручной тормоз, или в обиходе «ручник» ) является неотъемлемой частью тормозного управления автомобиля. В отличие от основной тормозной системы, используемой водителем во время движения, стояночная тормозная система служит, в первую очередь, для удержания на месте автомобиля, стоящего на поверхностях с уклоном, а также может быть использована как экстренная аварийная тормозная система при отказе основной. Из статьи узнаем об устройстве и принципе работы ручника.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН РУЧНОЙ ТОРМОЗ

Прежде чем говорить о том, нужно использовать ручной механизм или делать это не обязательно, следует понять для чего он вообще нужен. К сожалению, многие начинающие водители недооценивают значение данного механизма до тех пор, пока дело не дойдет до сдачи экзаменов в ГИБДД. Ученик садится в машину, набрасывает ремень безопасности, регулирует сидение и зеркала, выжимает сцепление и включает первую передачу. И на этом весь экзамен может закончиться. Ведь машина, если она не была поставлена на ручник, и при этом находится на наклонной поверхности, непременно покатится назад. Вот и все, экзамены придется пересдавать.

Но это лишь первая и далеко не последняя злая шутка, которую может преподнести ручной тормозной механизм. Если в машине отсутствует водитель, а она при этом не поставлена на ручник, автомобиль может своевольно поехать в том направлении, куда наклоняется плоскость под ним. О последствиях можно только догадываться.

Ручник выполняет функцию блокировки колес. Причем, это действие будет продолжаться до тех пор, пока автомобиль не будет снят с него. Как известно, основная тормозная система автомобиля прекращает свое воздействие на колеса, как только убирается нога с тормоза. Такое воздействие ручника на задние колеса автомобиля обусловлено особенностями механизма.

Устройство стояночного тормоза

механизм, приводящий тормоз в действие (педаль или рычаг) К основным элементам ручника относятся:

  • тросы, каждый из которых воздействует на основную тормозную систему, приводя к торможению

В конструкции тормозного привода ручника используются от одного до трех тросов. Схема из трех тросов наиболее популярна. Она включает в себя два задних троса и один передний. Первые соединены с тормозными механизмами, второй — с рычагом.

Тросы соединяются с элементами стояночного тормоза за счет регулируемых наконечников. На концах тросов расположены регулировочные гайки, позволяющие менять длину привода. Снятие с тормоза или возвращение механизма в первоначальное положение происходит за счет возвратной пружины, находящейся на переднем тросе, уравнителе или непосредственно на тормозном механизме.

ПРИНЦИП РАБОТЫ РУЧНИКА

Наиболее наглядно и доступно можно показать механизм работы ручника на примере тормозного механизма с механическим приводом. Хотя на сегодняшний день существуют более сложные и технологичные их виды.

При использовании ручника следует потянуть управляющий рычаг на себя. Рычаг имеет храповое колесо, обеспечивающего фиксацию рычага в рабочем положении. При этом передается усилие на тросы, связывающие рычаг с тормозным механизмом задних колес. Наиболее распространенными являются механизмы из трех тросов, но они могут иметь два или один трос. В системе присутствует такая деталь, как уравнитель. С ее помощью центральный трос связывается с боковым. В результате усилие распределяется равномерно на правое и левое колесо.

Основные элементы тормоза с тросами соединяются при помощи регулируемых наконечников. Их применение значительно упрощает обслуживание, и позволят при необходимости регулировать узлы без замены основных составляющих. Без труда осуществляется подтяжка ручного тормоза.

Тросы соединяются с рычагами фрикционных механизмов. При передаче усилия на рычаги, они разводят тормозные колодки и прижимают их к барабанам тормозной системы. Для того чтобы разблокировать колеса, достаточно опустить рычаг ручного тормоза, и система придет в исходное, нерабочее положение.

КАК ПРОВЕРИТЬ РУЧНИК

Перед тем как приступать к достаточно трудоемким работам по подтягиванию ручника, нужно проверить, действительно ли имеется в этом необходимость. Провести диагностику стояночного тормоза можно при помощи специального стенда в сервисном центре, но есть и «народные» методы. Самый простой способ проверить ручник – это вывесить одно из задних колес автомобиля, поставить автомобиль на ручник и попытаться вручную покрутить колесо. Если колесо прокручивается, значит, стояночный тормоз неправильно работает и требуется, скорее всего, регулировка или замена троса. Есть еще один способ проверить ручник автомобиля, но он более «жестокий» по отношению к тормозным колодкам автомобиля и другим элементам тормозной системы. Способ заключается в том, что автомобиль ставится на ручник, после чего включается первая передача и давится педаль газа в пол. Если ручник хорошо держит машину, она слегка дернится и сразу заглохнет.

КАК ПОДТЯНУТЬ РУЧНИК

Процесс регулировки ручника обычно не сильно отличается от машины к машине. Может быть одно ключевое отличие – регулировка проводится под машиной или из салона. Больше распространен первый вариант, поэтому он и будет рассмотрен более подробно. Чтобы подтянуть ручник из-под автомобиля, необходимо: Поднять ручник на 2-3 щелчка (в зависимости от модели автомобиля данный показатель может разниться); Воспользоваться домкратом, чтобы приподнять машину. Также можно использовать смотровую яму, чтобы проводить работы было удобнее; Ослабить затяжную гайку на регулировочном узле.

Вращая другую гайку, натягивайте трос. Со временем вы заметите, что тормозящее усилие на свешенном колесе станет больше. Когда его нельзя будет прокрутить руками, это говорит о том, что трос достаточно натянут; Далее опустите в салоне ручник, чтобы проверить, будет ли при его подобном положении колесо прокручиваться без трудностей; Если все нормально, попробуйте вновь поднять ручник, рекомендуется провести такие тестирования несколько раз; Далее остается затянуть контргайку, и на этом процесс подтягивания ручника можно считать завершенным. Как отмечалось выше, происходить регулировка ручника может из салона автомобиля. Главная сложность в таком случае – это добраться до нужных регулировочных элементов. Чаще всего, чтобы добраться до регулировочной гайки, достаточно снять панель, которая прикрывает отсек ручника.

Эксплуатация ручного тормоза

В заключении дадим пару советов по эксплуатации ручника.

Необходимо всегда проверять положение ручника перед началом движения. Ехать на ручнике не рекомендуется, это может привести к повышенному износу и перегреву тормозных колодок и дисков.

А можно ли ставить машину на ручник зимой? Этого делать также не рекомендуется. В зимний период грязь со снегом налипает на колеса и при сильном морозе даже кратковременная остановка может привести к замерзанию тормозных дисков с колодками. Движение автомобиля станет невозможным, а применение силы может привести к серьезным поломкам.

В автомобилях с автоматической коробкой передач, несмотря на режим «паркинг», рекомендуется использовать также и ручник. Во-первых, это позволит продлить срок службы механизма «паркинга». А во-вторых, избавит водителя от внезапного отката машины в ограниченном пространстве, что, в свою очередь, может привести к нежелательным последствиям в виде наезда на соседнюю машину.

ПРИНЦИП РАБОТЫ РУЧНОГО ТОРМОЗА НА ДИСКОВЫХ ТОРМОЗАХ

Дисковый тормоз устанавливается на многих автомобилях из-за простоты и надежности системы. Принцип работы ручного тормоза на дисковых тормозах напоминает принцип, используемый в велосипеде. В зависимости от моделей автомобиля, тормозные диски и вся система в целом могут иметь разную конструкцию. Но чаще всего встречается однопоршневый тип конструкции, то есть плавающий суппорт. Сжимая ротор, он оказывает гидравлическое воздействие. Вот основные составляющие дисковой тормозной системы:

  • суппорт, дополненный поршнем;
  • колодки;
  • ротор, крепящийся к ступице.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РУЧНОГО ТОРМОЗА

Не следует более двух недель оставлять машину на ручнике, особенно на улице. Влажный воздух может стать причиной коррозии, и колодки «прикипят» к колесным дискам или барабанам.

Нужно хотя бы раз в месяц проверять исправность ручника. Тросы могут растянуться, и ручник не будет работать должным образом. Если это произошло, необходимо будет подтянуть ручной тормоз.

Принцип работы тормозной системы на ВАЗ 2107

Любое транспортное средство оснащается качественной тормозной системой — мало того, эксплуатация автомобиля с неисправными тормозами запрещена ПДД. На ВАЗ 2107 установлена устаревшая по современным меркам тормозная система, однако она вполне справляется со своими главными функциями.

Тормозная система ВАЗ 2107

Система торможения на «семёрке» обеспечивает безопасность при движении. И если двигатель необходим для движения, то тормоза — для торможения. При этом очень важно, чтобы торможение тоже было безопасным — для этого на ВАЗ 2107 устанавливались тормозные механизмы, использующие силы трения различных материалов. Зачем это было нужно? Только так в 1970–1980-х годах было можно быстро и безопасно остановить несущейся на высокой скорости автомобиль.

Элементы тормозной системы

Тормозная система «семёрки» состоит из двух основных узлов:

  • рабочий тормоз;
  • стояночный тормоз.

Главная задача рабочего тормоза сводится к быстрому сокращению скорости движения машины до полной её остановки. Соответственно, рабочий тормоз используется практически во всех случаях езды на автомобиле: в городе на светофорах и парковках, при уменьшении скорости движения в транспортном потоке, при высадке пассажиров и т. п.

Рабочий тормоз собирается из двух элементов:

  1. Тормозные механизмы — это разные детали и узлы, которые оказывают останавливающее воздействие на колёса, вследствие чего и осуществляется торможение.
  2. Приводная система — это ряд элементов, которыми управляет водитель, чтобы затормозить.

На «семёрке» используется двухконтурная система торможения: на передней оси установлены дисковые тормоза, на задней — барабанного типа.

Задача стояночного тормоза заключается к полной блокировке колёс на оси. Так как ВАЗ 2107 — заднеприводный автомобиль, то в данном случае блокируются колёса задней оси. Блокировка необходима во время стоянки машины, чтобы исключить возможность произвольного движения колёс.

Стояночный тормоз имеет отдельный привод, никак не связанный с приводной частью рабочего тормоза.

Ручник

Как это всё работает

Кратко описать принцип работы тормозной системы ВАЗ 2107 можно так:

  1. Водитель во время движения по трассе решает сбросить скорость или остановиться.
  2. Для этого он нажимает ногой на тормозную педаль.
  3. Данное усилие сразу же попадает на клапанный механизм усилителя.
  4. Клапан приоткрывает подачу атмосферного давления на мембрану.
  5. Мембрана через вибрации воздействует на шток.
  6. Далее сам шток оказывает давление на поршневой элемент главного цилиндра.
  7. Тормозная жидкость, в свою очередь, по давлением начинает двигать поршни рабочих цилиндров.
  8. Цилиндры из-за давления разжимаются или прижимаются (в зависимости от того, дисковые или барабанные тормоза стоят на данной оси автомобиля). Механизмы начинают трение колодок и диски (или барабаны), за счёт чего и осуществляется сброс скорости движения.

Схема тормозной системы ВАЗ 2107

Особенности торможения на ВАЗ 2107

Несмотря на то, что ВАЗ 2107 — далеко не самая современная и безопасная машина, конструкторы позаботились о том, чтобы в экстренных случаях тормоза работали безотказно. Как раз-таки из-за того, что система на «семёрке» двухконтурная (то есть рабочий тормоз разделён на две части), возможно торможение даже одной частью контура, если другая разгерметизировалась.

Поэтому если воздух попал в один из контуров, то обслуживать нужно только его — второй контур работает исправно и не нуждается в дополнительном обслуживании или прокачке.

Видео: на «семёрке» отказали тормоза

Основные неисправности

Наиболее распространённая неисправность тормозной системы ВАЗ 2107 — это неэффективность самого торможения. Сам водитель может заметить эту неисправность на глаз:

  • при торможении увеличивается длина тормозного пути;
  • сам процесс торможения занимает больше времени, чем ранее.

Эта неисправность может быть вызвана рядом поломок:

  • в системе есть воздушные пробки;
  • вытекание тормозной жидкости;
  • сильный износ колодок;
  • поломка цилиндров.

Для ваз 2107 определено расстояние торможения: на скорости 40 км/ч по ровной и сухой дороге тормозной путь не должен превышать 12.2 метра до полной остановки автомобиля. Если длина пути выше, то необходимо продиагностировать работоспособность тормозной системы.

Схема расчёта тормозного пути авто

Помимо неэффективности торможения могут наблюдаться и иные неисправности:

  • сильный скрежет (шум) при выжимании тормозной педали;
  • увиливание машины по сторонам при сбрасывании скорости;
  • опущенная вниз смягчённая педаль тормоза;
  • вибрации и рывки при жиме на педаль.

Педали управления ВАЗ 2107

Устройство тормозной системы ВАЗ 2107: главные механизмы

В составе системы торможения «семёрки» множество мелких деталей. Каждый из них служит единственной цели — обезопасить водителя и находящихся в салоне людей во время торможения или стоянки автомобиля. Главные же механизмы, от которых зависит качество и эффективность торможения — это:

  • главный цилиндр;
  • усилитель;
  • регулятор;
  • колодки;
  • диски;
  • барабаны;
  • педаль;
  • магистрали.

Главный цилиндр

Корпус главного цилиндра работает в прямой связи с усилителем. Конструктивно этот элемент представляет собой цилиндрический механизм, к которому подсоединены шланги подачи и обратки тормозной жидкости. Также от поверхности главного цилиндра отходят три трубопровода, ведущие к колёсам.

Внутри главного цилиндра — поршневые механизмы. Именно поршни выталкиваются под напором жидкости и создают торможение.

Применение тормозной жидкости в системе ВАЗ 2107 объясняется просто: нет необходимости в сложных узлах привода и максимально облегчён путь следования жидкости к колодкам.

Главный тормозной цилиндр

Вакуумный усилитель

В момент жима на тормоз водителем первоначально усиление попадает именно на устройство усилителя. На ВАЗ 2107 ставится вакуумный усилитель, который имеет вид ёмкости с двумя камерами.

Между камерами расположена очень чувствительная прослойка — мембрана. Именно первоначальное усилие — нажатие на педаль водителем — заставляет мембрану вибрировать и выполнять разрежение и нагнетание давления тормозной жидкости в ёмкости.

В конструкции усилителя также имеется и клапанный механизм, который выполняет главную работу устройства: открывает и закрывает полости камер, создавая необходимое давление в системе.

Вакуумный усилитель тормозов

Регулятор тормозных сил

Регулятор давления (или тормозных сил) монтируется на приводе задних колёс. Его основная задача — равномерно распределять тормозную жидкость на узлы и предотвращать заносы автомобиля. Регулятор функционирует благодаря тому, что сокращает имеющееся давление жидкости.

Приводная часть регулятора связана с тягой, при этом один конец троса фиксируется на заднем мосту автомобиля, а другой — непосредственно на кузове. Как только увеличивается нагрузка на заднюю ось, кузов начинает менять положение относительно моста (занос), поэтому трос тяги регулятора сразу же давит на поршень. Так и производится регулировка тормозных сил и курса движения машины.

Регулятор тормозных усилий

Тормозные колодки

Колодки на ВАЗ 2107 бывают двух типов:

  • для колёс передней оси под дисковые тормоза;
  • для колёс задней оси под барабанные тормоза.

Колодки изготавливаются из высокопрочной стали, к основе каркаса крепят фрикционную накладку. Современные колодки для «семёрки» можно купить и в керамическом варианте исполнения.

Комплект передних колодок для ВАЗ 2107

Крепится колодка на диск или барабан посредством специального термоклея, так как при торможении поверхности механизмов могут нагреваться до температуры 300 градусов Цельсия.

Задние колодки

Дисковые тормоза передней оси

Принцип действия дисковых тормозов на ВАЗ 2107 сводится к тому, что колодки со специальными накладками при нажатии на педаль тормоза фиксируют тормозной диск в одном положении — то есть останавливают его. Дисковые тормоза обладают рядом преимуществ, если сравнивать их с барабанными:

  • эффективность торможения не сокращается из-за перегрева;
  • высокая сопротивляемость при торможении по снегу, льду и воде;
  • неприхотливость в обслуживании;
  • большая площадь трения.

Диск изготавливают из чугуна, поэтому он довольно много весит, хотя при этом очень долговечен. Давление на диск оказывается через рабочий цилиндр дисковых тормозов.

Передние дисковые тормоза

Барабанные тормоза задней оси

Суть работы барабанного тормоза идентична дисковому, с той лишь разницей, что барабан с колодками устанавливается на ступицу колеса. При нажатии тормозной педали колодки очень плотно зажимают вращающийся барабан, который, в свою очередь, останавливает задние колёса. Поршень рабочего цилиндра барабанного тормоза также функционирует за счёт использования давления тормозной жидкости.

Задние барабанные тормоза

Педаль тормоза на ВАЗ 2107

Педаль тормоза расположена в салоне в нижней его части. Собственно говоря, педаль может иметь только одно, предусмотренное производителем, состояние. Это её основное положение на том же уровне, что и педаль газа.

Нажав на деталь, водитель не должен чувствовать рывков или провалов, ведь педаль — это первый механизм в череде нескольких узлов для эффективности торможения. Нажатие на педаль не должно вызывать усилий.

Педаль тормоза ВАЗ 2107

Магистрали тормозной системы

Из-за использования в тормозах специальной жидкости все элементы системы торможения должны быть связаны между собой герметично. Даже микроскопические зазоры или отверстия могут стать причиной несрабатывания тормозов.

Для соединения всех элементов системы используются трубопроводы и резиновые шланги. А для надёжности их фиксации к корпусам механизмов предусмотрен крепёж из медных шайб. В тех местах, где предусмотрено движение узлов, устанавливаются резиновые шланги, чтобы обеспечить подвижность всех деталей. А в местах, где нет перемещений узлов относительно друг друга, устанавливаются жёсткие трубки.

Тормозные трубки

Как прокачать тормозную систему

Прокачивание тормозов на ВАЗ 2107 (то есть устранение воздушных пробок) может потребоваться в нескольких случаях:

  • после залива новой жидкости в бачок;
  • в процессе ремонта какого-либо узла системы;
  • в связи с протеканиями жидкости;
  • из-за резкого снижения эффективности торможения.

Прокачивание системы способно восстановить работоспособность тормозов и сделать езду на машине более безопасной. Для работы потребуется:

  • накидной ключ на 8/10;
  • рожковый ключ на 8/10;
  • тонкий прозрачный шланг;
  • тазик или ведро для отработанной жидкости.

Работу рекомендуется выполнять вдвоём: один человек будет выжимать педаль в салоне, другой — сливать жидкость из штуцеров.

    Залить тормозную жидкость до отметки «максимум» на бачке.

Бачок для тормозной жидкости

Снятие колпака

Подсоединение шланга

Нажим на тормоз

Выкачивание жидкости

Видео: правильный способ прокачки тормозов

Таким образом, система торможения на ВАЗ 2107 доступна для самостоятельного изучения и минимального ремонта. Важно вовремя следить за естественным износом главных элементов системы и менять их до того, как они выйдут из строя.

Электрический, гидравлический и другие виды стояночного тормоза

Виды стояночного тормоза

С момента времени Х, когда заурчал двигателем первый, пока экспериментальный, прототип автомобиля, конструкторская мысль непрестанно двигалась вперед, воплощаясь в металле, пластмассе или в пластинках кремния. Шла черепашьим шагом, летела, как птица, но только вперед, придавая нашим любимцам такой привычный и узнаваемый вид.

Герой сегодняшней статьи, стояночный тормоз, так же претерпел ряд кардинальных изменений, приобрел «интеллект», а сложностью конструкции превосходит станки с ЧПУ, собиравшие автомобили в середине 70-х годов двадцатого столетия.

Сколько в автомобиле тормозных систем

Три. И все они обеспечивают функции изменения скорости движения автомобиля, остановку и удержания на месте, используя силу трения и реакции опоры между колесом и материалом дорожного покрытия. Итак, разновидности тормозных систем:

Рабочая — обеспечивает управляемое снижение скорости движения автомобиля, при необходимости вплоть до остановки. Состоит из привода для передачи усилия и тормозного механизма. Он бывает, как правило, фрикционного типа, устанавливается в колесе и делится на два типа, барабанный и дисковый. Система привода и передачи усилия так же разделяется на несколько видов:

  • Механический привод
  • Гидравлический
  • Электрический
  • Пневматический

Виды ручника

Первые три вида приводов будут детально рассмотрены в дальнейшем материале статьи.

Запасная — выполняет функции рабочей, при ее полном или частичном отказе. Конструктивно может представлять собой автономный узел или быть частью основной системы. Использует механизмы рабочей системы.

Как это работаетПринцип работы стояночного тормоза легче всего пояснить на примере системы с механическим приводом.
Механический ручной тормоз представляет собой систему из управляющего рычага, посредством тяг и системы тросов связанного с фрикционными механизмами колес.

Устройство механического ручника

Рычаг ручного тормоза, оснащенный храповым колесом для фиксации в рабочем положении, передает усилие на систему из одного, двух или трех тросов, соединенных с тормозным механизмом задних колес транспортного средства. Наибольшей популярностью пользуется схема с использованием трех тросов, одного центрального и двух боковых. Для обеспечения равного усилия на тормозных механизмах правого и левого колеса, центральный трос соединен с боковыми через специальную деталь сложной формы, так называемый уравнитель.

Элементы стояночного тормоза соединены с тросами посредством регулируемых наконечников. Такая схема позволяет производить подстройку системы без трудоемкой замены основных элементов привода.

Рычаги фрикционных механизмов, связанные с тросами, разводят тормозные колодки, прижимая их к поверхности барабана. Разблокировать стояночный тормоз, или снять автомобиль с ручника, можно опустив рычаг механического привода. Возвратное устройство вернет колодки в первоначальное положение и освободит тормозной барабан.

Просмотр небольшого видеоролика позволит яснее понять принцип работы стояночного тормоза.

Тюнинг гидравлической системы

Гидравлический привод используется в большинстве современных машин. Простое и надежное устройство, минимум сложных и ломких деталей, позволяют оставаться в строю даже в век электронных вычислительных и управляющих блоков, заменивших многие механические элементы в конструкции автомобиля.
Простая схема включает в себя:

  1. главный тормозной цилиндр;
  2. расширительный бачок;
  3. регулятор давления;
  4. два тормозных контура, для передних и задних колес транспорта.

При нажатии на педаль, в системе создается давление, передающееся на тормозные цилиндры, расположенные в колесах, которые прижимают колодки к поверхности дисков или барабанов. Разблокировка при снятии давления выполняется при помощи возвратного механизма.

Схема работы гидравлического ручника станет яснее после просмотра следующего видео.

Многие автолюбители, недовольные тем, как работает механический привод стояночного тормоза, решаются на модификацию основной тормозной системы. Гидравлический ручной тормоз устанавливается на контур, обслуживающий механизмы задних колес. Все элементы механического привода безжалостно удаляются.

По внешнему виду ручной тормоз, используемый для проведения модификации, практически не отличается от механического «собрата». Та же рукоять с кнопкой разблокировки, тот же храповой механизм, но вместо центрального троса – гидроцилиндр, мало чем отличающийся от ГТЦ основной системы.

гидравлический ручной тормоз

Внешний вид ручного гидравлического тормоза.

Теперь давление в тормозном контуре, отвечающем за задние колеса автомобиля можно создать не только совместно с передним контуром, как происходит при штатном срабатывании основной системы, но и затянув рукоять ручного стояночного тормоза.

схема тормозной системы ваз

Схема установки ручного тормоза в гидравлическую систему автомобиля ВАЗ.

Основное преимущество модификации такого рода заключается в простоте обслуживания. Гидравлический привод стояночного тормоза работает без уравнителя усилий на правом и левом колесе. Согласно закону Паскаля, описывающему поведение жидкости в сообщающихся сосудах, давление во всех точках тормозного контура будет одинаковым.

Основной недостаток – снижение надежности системы в целом. Механический привод стояночного тормоза работал независимо от гидравлической рабочей тормозной системы. Теперь же, пробой контура и потеря жидкости, грозит оставить автомобиль без средств экстренной остановки.

Электромеханический стояночный тормоз

Развитие электронно-вычислительных систем и активное использование бортовых компьютеров в автомобилестроении привело к замене многих механических элементов блоками с программным управлением. Не обошло стороной это нововведение и тормозную систему. Электрический, или как его еще называют, электронный стояночный тормоз представляет собой автономный узел, работающий под управлением бортового компьютера автомобиля.

Конструктивно данное устройство состоит из электродвигателя, ременной передачи, планетарного редуктора и винтового привода. Электрический стояночный тормоз устанавливается на суппорте задних колес автомобиля.

При подаче управляющего сигнала электродвигатель посредством ременной передачи сообщает вращательное движение планетарному редуктору. Последний, снизив частоту оборотов электродвигателя, воздействует на винтовой механизм, отвечающий за прижатие колодок к тормозному диску.

электронный привод стояночного тормоза

Электронный привод стояночного тормоза. Схема исполнительной части.

Электромеханический стояночный тормоз включает в себя:

  • входные датчики;
  • электронный блок управления.

Датчик уклона информирует бортовой компьютер о положении автомобиля относительно линии горизонта, датчик сцепления фиксирует положение педали и скорость ее отпускания.

При нажатии кнопки включения, расположенной на передней панели автомобиля, электрический привод стояночного тормоза, воздействуя на прижимной винт, притягивает колодки к тормозному диску. Электрический стояночный тормоз отключается автоматически, при нажатии на педаль акселератора. Предусмотрен и «ручной» режим снятия – при нажатии на педаль тормоза.

При отключении тормоза электронный блок управления анализирует угол наклона автомобиля, положение педали акселератора и скорость отпускания сцепления. Эти данные помогают выбрать правильное время для разблокировки тормозных дисков, что создает исключительно комфортные условия вождения.

электромеханическая томозная система

Схема включения электромеханической тормозной системы в бортовую управляющую сеть современного автомобиля.

Общие рекомендации при использовании стояночного тормоза

Не следует оставлять автомобиль на продолжительное, более двух недель, время на стояночном тормозе. На влажном воздухе тормозные колодки могут «прикипеть» к дискам или барабану, полностью обездвижив машину. Такая же ситуация может случиться в холодное время года. Осевшая на тормозных механизмах влага может препятствовать нормальной работе системы.

Следует не реже раза в месяц проводить проверку работоспособности ручника. Особенно это касается автомобилей с механическим приводом стояночного тормоза. Тросы, передающие усилие, могут растянуться, что приведет к крайне неприятным последствиям.

Принцип действия стояночного тормоза

Во время стоянки с заглушенным двигателем даже тяжелый автомобиль (особенно оборудованный механической коробкой передач) легко сдвинуть с места, особенно на дороге с уклоном. С этой проблемой столкнулись еще первые автомобилестроители, и решили ее с помощью специального стояночного тормоза (в обиходе — «ручника»), о котором рассказано в данной статье.

Назначение стояночного тормоза

Во время движения в управлении автомобилем участвует основная тормозная система — с помощью педали тормоза водитель может снизить скорость или вовсе остановить машину тогда, когда это необходимо. Однако во время длительных стоянок обычные тормоза использовать или сложно, или вовсе невозможно (ведь водителя нет, и некому давить на педаль). Вот здесь на помощь и приходит специальный стояночный тормоз.

Можно выделить несколько основных функций стояночного тормоза:

На сегодняшний день стояночным тормозом оснащаются все автомобили независимо от массы и категории, и исправность данной тормозной системы является одним из обязательных условий получения диагностической карты при прохождении технического осмотра.

Типы и виды стояночного тормоза

Стояночный тормоз можно разделить на типы по нескольким признакам.

По типу привода

Сегодня в большинстве автомобилей используется стояночный тормоз с механическим приводом — передача усилия от рычага или педали к тормозным механизмам осуществляется с помощью системы металлических тросов. Это наиболее простая система, которая при длительной стоянке работает лучше и надежнее, чем гидравлика.

По способу включения:

По типу привода тормозного механизма

В барабанных тормозах используется рычаг, который при натяжении троса действует на колодки, прижимая их к тормозному барабану. В дисковых тормозах могут использоваться три типа привода:

Также существует особый тип стояночного тормоза, который получил название центрального или трансмиссионного. При включении он блокирует не колеса, а карданный вал автомобиля.

Обо всех типах и видах стояночного тормоза расскажем более подробно.

Общее устройство стояночного тормоза

Стояночный тормоз любого типа имеет примерно следующее устройство:

Если говорить о рычаге, то он имеет храповой механизм, который фиксирует рычаг и препятствует снятию со стояночного тормоза. Возврат рычага производится с помощью нажатия кнопки (она же выключает сигнальную лампу на приборной панели). В случае педали меняется только способ включения стояночного тормоза — это производится, как нетрудно понять, ногой (хотя снятие с тормоза может производиться как этой же педалью, так и специальной рукояткой).

6. Регулировочный рычаг.
7, 12. Тяги привода.
8. Кронштейн промежуточного вала с рычагом.
9. Собачка.
10. Рычаг стояночного тормоза.
11. Сектор.
13. Тяга привода тормозного крана прицепа.
14. Кронштейн опоры колодок.
15, 41, 49. Тормозные колодки.
16. Выключатель сигнализатора стояночного тормоза.
17. Прокладки регулировочные.
18. Скоба.
19. Ось колодок.
20. Эксцентрик.
21. Гайка стопорная.
22. Щит стояночного тормоза.
23. Пружины стяжные колодок.
24. Корпус регулировочного механизма.
25. Звездочка.
26. Винт регулировочный.
27, 46. Барабан тормоза.
28, 39. Фрикционные накладки.
29. Валик с рычагом.
30. Отражатель.
31. Рычаг разжимной.
32. Штанга.

Передача усилия от рычага к тормозным механизмам производится с помощью стальных тросов, количество которых может быть от одного до трех. Обычно используется три троса — центральный (или передний) и два задних. Центральный трос связан с рычагом, и через специальное устройство — уравнитель — с двумя задними тросами, которые приводят в действие тормозные механизмы. Тросы имеют регулируемые наконечники, которые позволяют изменять натяжение, а значит, регулировать степень сжатия колодок.

Принцип действия стояночного тормоза сводится к следующему: при оттягивании рычага центральный трос натягивается, это усилие через уравнитель передается на задние тросы, а через них к тормозным механизмам — происходит прижатие колодок к барабану или диску, а так как тросы остаются натянутыми благодаря храповому механизму, тормоза блокируются.

Устройство и принцип работы стояночного тормоза на автомобилях с барабанными тормозами

Стояночный тормоз автомобиля, оборудованного барабанным тормозом, устроен наиболее просто. В нем используются штатные колодки, однако в конструкции предусмотрен рычаг, с помощью которого усилие от троса стояночного тормоза передается ведущей колодке. При натягивании троса рычаг толкает колодку, которая, в свою очередь, приводит в движение вторую колодку, и колесо надежно тормозится.

Устройство и принцип работы стояночного тормоза на автомобилях с дисковыми тормозами

С дисковыми тормозами все несколько сложнее, и здесь возможны три варианта.

Кулачковый привод. Данный привод находится в суппорте тормозного механизма. Поршень колодки оборудуется толкателем, который опирается на поворотный кулачок с рычагом. При натягивании троса стояночного тормоза происходит поворачивание рычага, а вместе с ним и кулачка, который давит на толкатель и поршень — колодка двигается и упирается в диск, блокируя колесо.

Винтовой привод. Этот привод также располагается в суппорте тормозного механизма колеса. Поршень оборудуется винтом (точнее — в поршне предусмотрена резьба, в которую входит винт), который жестко связан с рычагом. При натяжении троса стояночного тормоза происходит поворот рычага, винт прокручивается, а поршень, который не может вращаться, двигается вперед — колодка тоже приходит в движение и блокирует колесо.

Барабанный тормозной механизм. Это, фактически, самостоятельная тормозная система барабанного типа, оборудованная рядом с основной (обычно используется в автомобилях, оборудованных дисковыми тормозами с несколькими поршнями). В барабанном тормозе используются колодки, которые упираются в барабан малого диаметра, предусмотренный в центральной части диска.

Независимо от типа стояночного тормоза, возврат колодок и всех элементов при снятии усилия осуществляется пружинами.

Трансмиссионный (центральный) стояночный тормоз

Трансмиссионный стояночный тормоз применяется, в основном, на автомобилях с большой массой — грузовых и внедорожниках, а также на автобусах. В качестве тормозного механизма могут использоваться барабан или диск с колодками, закрепленный на карданном валу. Принцип действия данного типа стояночного тормоза ничем не отличается от тормозов других типов.

Рекомендации по эксплуатации и уходу за стояночным тормозом

Стояночный тормоз — одна из систем автомобиля, которая требует минимального внимания со стороны водителя. Однако есть несколько рекомендаций, которые помогут поддерживать «ручник» в рабочем состоянии и вовремя выявлять его неисправности.

Во-первых, необходимо регулярно использовать стояночный тормоз, в том числе и на автомобилях с автоматической коробкой передач. Дело в том, что при длительном застое тросы и другие компоненты системы могут подвергаться коррозии, что чревато их быстрым выходом из строя.

Во-вторых, нужно периодически проводить проверку стояночного тормоза. Это производится следующим образом: на включенном «ручнике» завести автомобиль и начать движение на первой передаче. Если стояночный тормоз исправен, то при отпускании педали сцепления автомобиль останется на месте, а двигатель может заглохнуть. Если же в тормозе есть неисправности, то автомобиль будет двигаться — это веская причина обратиться за помощью в СТО.

Исправный стояночный тормоз — это гарантия безопасности для вас, вашего автомобиля и всех окружающих. Поэтому в привычку каждого водителя должно войти не только использование «ручника», но и его регулярная проверка — только так можно быть уверенным в надежности и безопасности своего автомобиля.

Стоя́ночный то́рмоз — часть тормозной системы, предназначенная для удержания транспортного средства в неподвижном состоянии относительно опорной поверхности.

Стояночный тормоз предназначен для затормаживания автомобиля на стоянках и удержания его на уклонах.

В большинстве случаев стояночный тормоз приводится в действие рукой, посредством поднятия рычага вверх, как правило, находящегося на трансмиссионном тоннеле между сиденьями водителя и переднего пассажира. На спортивных машинах рычаг может располагаться между сиденьем и дверью водителя, в этом случае пассажир не имеет к рычагу случайного доступа. В силу этого часто простонародно называется «ручно́й тормоз», «ручни́к», а постановка машины на ручной стояночный тормоз обозначается как «затянуть ручник».

Однако существует большое количество моделей, в которых стояночный тормоз приводится в действие ножной педалью, например Toyota Crown, как правило, это автомобили с автоматической коробкой перемены передач. Педаль стояночного тормоза обычно находится около площадки для отдыха ноги водителя, в стороне от основных педалей и имеет небольшие размеры, чтобы водитель не перепутал её с одной из основных педалей. В большинстве случаев, она же предназначена и для растормаживания автомобиля, однако иногда для этого применяется рычаг под рулём, схожий с рычагом для открывания капота. Широкое распространение такой стояночный тормоз получил в автомобилях североамериканских производителей, а также на «праворульных» японских автомобилях. Также существуют автомобили, на которых рычаг ручного тормоза находится возле рулевой колонки, например ГАЗ-21 «Волга».

Содержание

На легковых автомобилях, в большинстве случаев, рычаг стояночного тормоза соединяется гибким металлическим тросом в оболочке с задними барабанными тормозными механизмами, в которых находится устройство, приводящее в действие штатные колодки.

Водитель натягивает рукоятку, увлекая вместе с ней проложенный в оболочке трос и коромысло. Коромысло уравнивает натяжение тросов и через них натягивает рычаги в тормозных устройствах правого и левого задних колёс, которые, опираясь на планки, раздвигают тормозные колодки в разные стороны. [3] Для растормаживания колёс автомобиля водитель должен немного потянуть на себя рукоятку ручного тормоза, нажать на торцевую кнопку, разобщающую храповой механизм, затем поставить рукоятку в исходное положение.

Если на легковом автомобиле сзади установлены дисковые тормозные механизмы — то технически совместить в дисковом тормозе гидравлический и механический привод сложно. В этом случае имеются отдельные стояночные барабанные тормозные механизмы. [4]

На некоторых грузовых автомобилях, а также на внедорожниках и на некоторых легковых автомобилях (ГАЗ-21 «Волга», ГАЗ-13 «Чайка»), стояночный тормоз действует не на колёса, а на трансмиссию. [5] . Детали тормозного механизма монтируются на коробке передач или на раздаточной коробке, действуют на карданный вал и именуются ещё центральным тормозом. [6] В свою очередь, трансмиссионные тормоза бывают дисковые (ЗИС-150) и барабанные (ГАЗ-51, ЗИЛ-130 и др).

Если произойдёт авария (обрыв карданного вала) — автомобиль останется без стояночной тормозной системы.

На автомобилях с АКПП роль дополнительного стояночного тормоза выполняет механизм блокировки выходного вала АКПП в режиме «P». Но его возможности по удержанию автомобиля, особенно на уклоне, достаточно ограничены и пользоваться им следует только совместно с основным стояночным тормозом.

На грузовых автомобилях и автобусах с пневматическим тормозным приводом (например, на автомобилях КАМАЗ) в тормозных камерах установлены пружинные энергоаккумуляторы, затормаживающие транспортное средство не только в рабочем режиме, но и на стоянке или в случае аварии (снижение давления, отказ воздушного компрессора, обрыв тормозного шланга). Для постановки на стоянку водитель снижает давление в пневматической системе, распрямляющиеся пружины надёжно прижимают тормозные колодки к барабану. Растормаживают машину, повышая давление воздуха. При буксировке аварийного автомобиля (на жёсткой сцепке) необходимо выкрутить болты в энергоаккумуляторах, сжав пружины. [7]

В соответствии с «Перечнем неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» (приложение к Правилам дорожного движения)

Эксплуатировать транспортное средство запрещено:

1.5. Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:

  • транспортных средств с полной нагрузкой — на уклоне до 16 градусов включительно;
  • легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии — на уклоне до 23 процентов включительно;
  • грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии — на уклоне до 31 процента включительно.

Для проверки стояночного тормоза в «домашних» условиях можно затянуть его до отказа, включить первую передачу и плавно отпускать сцепление. При исправном стояночном тормозе двигатель должен глохнуть вплоть до полной остановки. Если автомобиль медленно движется, что-то не в порядке.

  • Трогание на крутом подъёме;
  • Парковка на площадке;
  • Кратковременный выход из машины (автозаправка, магазин и др.)
  • Длительное использование основного тормоза (стоянка в дорожной пробке, перед светофором и др.);
  • Отказ основной тормозной системы. В случае аварийной ситуации нужно тормозить резким и сильным вытягиванием рукоятки тормоза, не допуская длительного трения тормозных колодок о барабан, так как при этом фрикционные накладки и механизм перегреваются и уменьшается максимальный тормозной момент;
  • Для вхождения в управляемый занос.

Не рекомендуется длительное хранение автомобиля, заторможенного стояночным тормозом, так колодки могут прикипеть (а в холодное время года примерзнуть) к барабану.

Инструкторы в автошколах учат парковаться заносом, включив первую передачу, вывернув руль и затянув ручник (данный приём в основном используется при контраварийной подготовке).

Стояночный тормоз предназначен для затормаживания автомобиля на стоянках и удержания его на уклонах.

Стояночный тормоз нужен для парковки, особенно если площадка с уклоном; для длительной стоянки с работающим двигателем и при трогании на подъеме. Кроме того, стояночным тормозом можно остановить автомобиль в случае отказа главной тормозной системы.

Стояночная тормозная система обычно приводится в действие от рычага (рукоятки) рукой водителя. Иногда стояночная система приводится в действие ногой от специальной педали. Удержание транспортного средства на уклоне должно производиться как на участке подъема так и участка спуска дороги. Стояночная система должна удерживать автомобиль или прицеп (полуприцеп) на уклоне определенной величины неограниченно долгое время. В связи с этим использование, например, гидравлики или пневматики в тормозных механизмах стояночной системы невозможно из-за опасности утечки жидкости или воздуха с течением времени. Привод тормозных механизмов стояночной системы у современных транспортных средств может быть механическим, от рычага (педали) через тросы (тяги) и рычаги, электрическим, пневматическим и т. д.
Для обеспечения тормозной эффективности достаточно использовать тормозные механизмы наиболее нагруженной оси или нескольких осей транспортного средства. Обычно для этой цели используют заднюю ось или заднюю тележку грузового автомобиля или автобуса, заднюю ось или две задние оси соответственно двух- или трехосного полуприцепа. На легковых автомобилях и прицепах нагрузка на переднюю и заднюю оси распределяется почти одинаково. Поэтому у них стояночная система обычно выполнена с использованием задних, неуправляемых колес, что конструктивно несколько проще. Хотя принципиально возможна и технически реализована некоторыми фирмами стояночная тормозная система на передних колесах легкового автомобиля (например, некоторые автомобили Citroen).
В последнее время появились конструкции стояночного тормоза с электрическим приводом.

Читайте также: