Ремонт рулевой рейки гранта

Обновлено: 03.05.2024

Ремонт рулевой рейки

Ремонт рулевой рейки лады гранты

Самым важным в рулевом механизме автомобиля Лада Гранта является рулевой редуктор. Функцией рулевой рейки есть увеличение и выполнение поворотных движений руля, которые управляют движениями колес машины. Поломки рулевой рейки должны быть выявлены и устранены вовремя. Ведь, если хоть какой-то механизм в авто будет неисправен, то это несет огромную опасность вашей жизни и жизни окружающих.

Ремонт рулевой рейки лады гранты

  • Снять с автомобиля передние колеса и батарею аккумулятора;
  • Внутри салона Лада Гранта есть клеммовое соединение рулевой системы с промежуточным валом. Необходимо выкрутить болт, который отвечает за это соединение. Руль должен находиться в том состоянии, в котором он удерживает колеса Лада Гранта в прямом положении.

Ремонт рулевой рейки

  • Отсоединить рулевые тяги от рычага поворотов и рулевой системы.
  • В колесных арках есть зазор, через который можно открутить гайки, укрепляющие рулевой механизм.

Ремонт рулевой рейки

  • Дальше необходимо полностью снять хомут крепления и вытащить весь механизм.

Ремонт рулевой рейки

  • Хомуты из пластмассы нужно срезать и убрать колпачок защиты рулевого механизма.
  • В дальнейшем необходимо поснимать подушечки хомутов, крепления пыльников и сами пыльники.
  • Теперь можно собирать механизм Лада Гранта. Положение рейки должно быть средним. Если шестеренка вращается, то это значит, что необходимо подвинуть рейку в какую либо сторону. Дальше необходимо отрегулировать окончательное положение реки таким образом, чтобы метки пыльника и картера совпадали.
  • Последним, чего требует ремонт рулевой рейки, это регулировка установки колес.

Ремонт рулевой рейки

Лада Гранта рулевая рейка устройство и регулировка

Рулевой механизм в Лада Гранта состоит в таком перечне узлов и систем, когда выход со строя какого-либо из элементов не позволит водителю осуществлять дальнейшую эксплуатацию автомобиля. Любая появившаяся неисправность должна подвергаться немедленному устранению. В некоторых случаях нужна всего лишь регулировка рулевой рейки.

Механизм рулевого управления Лада Гранта получил реечную конструкцию. Этот узел достаточно надежен, однако не лишен неприятной особенности – появления со временем характерного стука. Вам также может пригодиться информация о том, как подтянуть рулевую рейку.

Реечный механизм

Если затронуть рулевой механизм, имеющий место на Лада Гранта, то необходимо заметить его конструктивные аспекты и характеристики.

рулевая рейка на ладе гранте

Принцип реализации схемы рулевого узла достаточно несложен. Механизм, располагающий парой шестерня рулевая рейка, зафиксирован в моторном отсеке с помощью резиновых опор на специально сконструированном щитке. Надежность такого крепежа обеспечивается за счет прикрепленных к кузову болтов. Возможность передачи вращающего усилия колесам осуществляется посредством пары рулевых тяг, которые входят в соединение с рычагами поворотного типа, зафиксированными на корпусах амортизационных стоек Лада Гранта.

Взаимодействие зубчатой пары регулируется с помощью зазора, величина которого выставляется в заводских условиях производителя. Точность зацепления контролируется и корректируется посредством пружинного упора, прижимающего рейку к шестерне.

Обозначенная величина зазора при штатных условиях достигает 0,1 мм. При эксплуатации зазор изменяется из-за постепенного износа отдельных элементов рулевого узла. Это может фигурировать в числе главных причин, порождающих возникновение обозначенного ранее стука. Также не обойдем вниманием другие факторы, способные повлечь этот раздражающий владельца Лада Гранта стук, а именно:

  • ослаблен крепеж самой рейки к кузовным элементам;
  • появление люфта в шаровых шарнирах тяг или наконечников рулевого узла;
  • износ или повреждения на зубьях шестеренной передачи рулевого вала.

В первом случае нужно знать, как подтянуть рулевую рейку, а также как осуществить замену.

Как демонтировать рулевой механизм?

При возникновении стука владельцы сталкиваются с необходимостью демонтажа реечного механизма. Эта работа станет значительно удобнее, если автомобиль будет вывешен подъемником. Вообще стук и устранение его очень важная тема.

Для успешного снятия рейки потребуется запастись таким необходимым набором инструментов:

  • торцевым ключом или головкой идентичного размера (на «13»);
  • воротком, отверткой с плоским профилем и ножом;
  • специализированным ключом «24»-го размера для подтяжки рейки;
  • шестигранником «6»-ой размерности и воротком.
  1. Начиная выполнение действий, не забываем о предварительном отключении АКБ от бортовой сети.
  2. Выставляем колеса ровно и ослабляем болты их крепления к ступице.
  3. Производим вывешивание автомобиля Лада Гранта подъемным устройством.
  4. Рассоединяем карданный узел рулевого вала с валом шестерни, «заходящим» в корпус реечного редуктора. Данная манипуляция производится в салоне, поэтому высокий подъем автомобиля не требуется.
  5. Освобождаем тяги, рассоединив их с рычагами, расположенными на корпусах передних амортизационных стоек.
  6. Теперь начинаем непосредственный демонтаж рулевой рейки.
  7. Используя ключ на «13», производим откручивание гаек и снятие хомутов, которыми рулевая рейка удерживается на кузове.
  8. Извлечение механизма производим в собранном виде с тягами.

Расположив рейку на удобной поверхности, приступаем к ее непосредственной разборке. Это предполагает освобождение узла от всего перечня присутствующих чехлов и пыльников. Указанные хомуты, удерживающие эти элементы, срезают, поскольку они обязательно будут заменены новыми аналогами. Когда есть стук и устранение его происходит именно таким образом.

стук в рулевой рейке на гранте

Приемы диагностирования, ремонтных мероприятий и обратной сборки

Появился стук и устранение его невозможно без предварительного диагностирования. Перед самим определением причины, побуждающей стук, следует прибегнуть к разборке рейки и последующему диагностированию всех ее внутренних элементов на предмет присутствия износа и повреждений.

Процедуру разборки осуществляют, следуя таковой очередности действий.

После завершения разборочного мероприятия приступаем к диагностированию подшипников и уплотняющих колец LADA Granta. Выполнив добротную очистку, оцениваем степень износа на зубчатых секторах, а также реечной поверхности и валу. Именно в этом узле механизма может таиться главенствующая причина стука. Если детали своим состояние намекают на необходимость замены, то выполняем ее. А может, придется обойтись без замены, в таком случае нужно знать, как подтянуть рулевую рейку.

Во время сборки узла смазываем подходящим компаундом весь перечень ответственных соединений. Не экономим на смазке, поскольку ее недостача сможет в дальнейшем спровоцировать преждевременный износ ответственных компонентов реечного узла LADA Granta. Это в свою очередь неизбежно вызовет нарушение регламентного зазора, и, как результат – стук. Данный момент может объяснить досадную ситуацию, когда недавно смонтированная рулевая рейка беспокоит раздражительным стуком.

Исправлен стук и устранение его не заняло много времени. Рулевой механизм собираем по обратному алгоритму. Чтобы корректно и оперативно установить подшипники, подбираем подходящие оправки. Когда узел окончательно собран, прибегаем к обязательной регулировке, ведь некорректный зазор безальтернативно приведет к возникновению стуков.

Как отрегулировать рейку?

Регулировка рулевой рейки подразумевает выставление правильного зазора в зубчатом соединении. Рекомендуем упорную гайку сменить на новый аналог. Реечный узел требуется выставить в «нулевое» положение, что соответствует прямолинейному курсу автомобиля. Регулировку осуществляем, применив индикаторный механизм часового вида. Вращаем шестерню-вал и одновременно производим замер показаний специального индикатора. Когда значение составляет 0,05 мм, тогда заворачиваем корректирующую гайку на аналогичную величину. По завершении регулировочных манипуляций проверяем механизм на предмет присутствия легкости вращения и плавности перемещения рейки в трубе. Убедившись, что регулировка рулевой рейки прошла корректно, одноименную гайку фиксируем в заданном положении путем кернения специальным пробойником.

Теперь спокойно монтируем собранный узел на автомобиль LADA Granta. По завершении установки на обездвиженном автомобиле вращаем несколько раз руль, проверяя плавность вращения и перемещения элементов. Убедиться в отсутствии стуков возможно только во время ездового процесса по неровностям. Рулевая рейка в порядке.

Подведем итог

Возникновение неисправностей в рулевом узле, если неисправна рулевая рейка, обычно происходит ввиду несвоевременных профилактических проверок. Когда владелец пренебрегает данным действием, то в будущем возможно проявление подтеков из-за потери герметичности уплотнений в рейке. Подобный сценарий неизбежно вызовет стук, и, как следствие, потребность в ремонте реечного узла. Выполняйте своевременную диагностику механизма и, если потребовался ремонт, не откладывайте его на потом.

Лада Гранта Белая трудяга › Бортжурнал › Ремонт рулевой рейки

Брякала она довольно давно, но в последнее время бряк по моим субъективным ощущениям усилился. Купил ремкомплект, ключ для подтяжки рейки, стяжки для пыльников. Дождался субботы, приступил с утреца. Расчет был такой — 2 часа на снятие, 4 на ремонт, 2 на установку. Забегая вперед скажу — график был выдержан почти точно.

Снимать рейку решил без съема рулевых наконечников, чтобы повторно не ехать на сход-развал. Снял аккумулятор, корпус фильтра с патрубком на дроссельный узел. Открылся вполне себе доступ к крепежу рейки.

Крепеж предварительно пролил WD-40, но в большинстве случаев это не помогло. Открутил крепление жарозащитного экрана и отогнул его немного, это открыло хороший доступ к болтам тяг. Болты тяг сорвались ключом с усилением трубой. Потом докрутил трещоткой на 15, Из особенностей — угол поворота ключа небольшой, и надо быть аккуратным — рядом тормозные трубки и штуцер топливной рампы неудобно торчит. Площадку аккумулятора не снимал — нет смысла, под ней ее кронштейн примерно таких же размеров, а прямо через него проходит шланг на расширительный бачок. Снимать неудобно)

В салоне открутил болт с зажима. Предварительно пометил маркером положение деталей.

Затем открутил боковые крепления рейки — слева со стороны аккумулятора, справа — со стороны правой чашки. Везде подлезть можно удобно. Покачал-подергал рейку и она довольно неохотно вылезла из салона.

Передвинул левую тягу вниз, перевернул рейку валом вверх. Потом поддомкратил левое колесо (чтобы тяга опустилась) и спокойно вытащил рейку через левый проем тяги.

Визуальный осмотр показал, что столь ответственный узел находится в неплохом состоянии. Ржавчина валу была в всего одном месте — под ограничителем.

Это место зашкурил после окончательной разборки. Пыльники целые, чистые внутри.

Смазки тоже присутствовало в неплохом количестве и там, где это нужно.

Дальше приступил к разбору. Ну, попытался приступить. Надо было открутить регулировочную гайку. Снял кернение гайки, попытался открутить ключом — с трудом удалось выдвинуть гайку над картером на пару миллиметров, больше не пошло. Погнул ключ, потом сломал его. Целый час ушел на попытки открутить. Даже съездил в магазин за вторым ключом. Наконец, взял болгарку, надрезал гайку поперек несколько раз. Потом выбил гайку зубилом. На работу зубилом ушло не более 5 минут)

Убрал пружину и упор. Упор был в очень грязной смазке.

Скрутил крышку вала, сразу заменил пластинчатую пружину, уплотнительное колечко и пластиковый роликовый подшипник. Все смазал и отложил в сторонку.

Далее надо было вынуть вал. На это ушел целый час и только одолевшее меня упрямство не позволило плюнуть и не поехать за новой рейкой в магазин) Под конец придумал эрзац-съемник из струбцины, которым все получилось просто и быстро. А в руководстве было написано — извлеките вал, легко постукивая по корпусу рейки))

Вынул саму рейку. Гребенка в идеале, вал тоже. Все в жирнейшей смазке. Пластиковую втулку выломал, выходить сама она не хотела, а сломалась легко. Не беда, все равно меняем на новую.

В ремкомплекте было все, кроме вала, рейки с гребенкой и корпуса рейки.

Но и из того, что было израсходовал не все. Например, с вала не стал снимать подшипники, основной и упорный. Они в порядке, а съемников для них у меня нет. Оставил, только густо смазал при установке.

Поставил втулку. Додавил ее на место ручкой молотка.

Зашлифовал место ржи на рейке шкуркой.

Обильно смазал рейку и вал, поставил рейку в корпус, вставил вал. Осадил вал на место легкими ударами молотка по внешней обойме. Тут собралось без проблем))
Вставил новый упор.

Сфоткал пружины, старая зримо подсела.

Поставил ее на место. Попытался накрутить гайку. И нифига)) Наживляется на один оборот и далее никак.
Не помогла даже графитовая смазка.

Зажал рейку в тяжелых тисках и закрутил трубой.

Трубой вертелось нормально. Но по ощущениям на трубе при каждом повороте гайку приходилось срывать. Завинтил ее визуально примерно до старого места, точнее не сказать, старую и новую гайки сравнивать уже бесполезно было. Здесь я сделал ошибку — закрутил гайку так, что вал можно было спокойно повернуть рукой. Надо сильнее, у меня получилось слабо. Кернить не стал, хер отвернется само.

Надел центральный пыльник. В боковые внутрь побрызгал силиконом, одел на рейку, стянул пыльники стяжками.

Перевел дух, ибо прошло уже 6 часов с момента начала работы. Жарило солнце, в тени было примерно +32.
Засунул рейку под капот через проем левой тяги. Наживил на правые крепления. Сын помог соединить рейку и вал руля — подал рейку вперед по команде, взяв рейку за край через этот же проем. Закрутил болты тяг беспроблемно, отмечу этот момент. Поставил сверху новую контрящую пластину.

Собрал все остальное. Не обошлось без казуса:

Сделал тестовую поездку, которая меня разочаровала — бряк стал еще сильнее. Понял, что надо было сильнее затянуть гайку.
На следующий день, после обеда, по принципу "глаза боятся — руки делают", опять все разобрал, снял рейку. Не торопясь ушло минут 30, все откручивалось на ура.
Опять зажал рейку в тисах через деревяхи, затянул гайку еще на оборот. Попытался поймать момент, когда вал начинает вращаться совсем туго. Накинул на вал ключ на 15, на него трубу. Взялся примерно за место, соответствующее длине спицы руля и начал ловить затяжку гайки. Попробовал покрутить — ослабил или затянул гайку.
Собрать оказалось сложнее, на это ушло почти 3 часа.

Рейку с рулевым валом соединял в одного, при помощи упругой пластиковой бутылки. Или пришлось бы поднимать сына с тихого часа) Получилось просто и быстро.

Потом не смог сразу закрутить болты рулевых тяг. Сразу после наживления болты переставали вращаться. Ключом удавалось завернуть их на пару оборотов и все. Осмотрел болты — резьба в порядке. Пролил отверстия на рейке WD-40, сфоткал их на телефон на ощупь — резьба на рейке в порядке, чистая. Деформация самой рейки рулевого механизма? Но там толщина стали такая, это какие усилия надо приложить, чтобы ее просто перекосить. Наконец, догадался ослабить крепления рейки к моторному щиту. После этого болты удалось с усилием закрутить.

Тестовая поездка. Бряки ушли полностью, это громадный плюс. С моментом затяжки гайки маленько переборщил — руль стал туговат, в нуль возвращается как бы совсем не охотно. Усилителя нет, но в движении я привык к легкому рулю. Руль стоит немного криво, это меня раздражает.

В общем, цель ремонта достигнута, осталось устранить его последствия :). Буду снимать рейку в третий раз, уменьшать немного затяг гайки, и выставлять руль. Желание купить новую рейку и не мудохаться со старой прошло, ибо ремонт уже выполнен, а для установки новой придется выполнить все те же манипуляции. Старая во вполне себе работоспособном состоянии. Один минус — нет возможности регулировки из под капота.

Как устранить стук рулевой рейки на авто Лада Гранта

Рулевая рейка

Рулевое управление является тем ответственным механизмом, любая неисправность которого не позволит водителю дальше использовать автомобиль. Любую неисправность нужно как можно скорее устранить.

Наиболее популярная модель российской компании АвтоВАЗ получила реечное рулевое управление. Конструктивно механизм отличается достаточной надежностью. Но вместе с тем одной из наиболее распространенных неисправностей является стук рулевой рейки Лада Гранта.

Реечный рулевой механизм

Если говорить в целом о рулевом механизме Лады Гранта, то следует отметить такие его основные характеристики и особенности.

  1. Рулевая колонка предусматривает возможность регулировки наклона руля. А сам руль имеет возможность блокироваться за счет установки антиповоротного устройства, связанного с замком зажигания.
  2. Рулевой механизм установлен реечного типа, где имеется возможность изменения передаточного отношения в разных режимах работы.
  3. Механизм преимущественно оборудуется электроусилителем руля.
  4. Электроусилитель оснащен блоком, который позволяет проводить самостоятельную диагностику технического состояния устройства, а в случае необходимости исключить усилитель из работы.

Принципиальная схема устройства рулевого управления Лады Гранта достаточно проста. Механизм типа шестерня-рейка закреплен в моторном отделе на специальном щите через резиновые опоры. Надежность крепления обеспечивают приваренные к кузову болты. Рулевой привод обеспечивается через две отдельные рулевые тяги, которые взаимодействуют с поворотными рычагами стоек передних колес.

Надежность зацепления зубчатой пары с одной стороны обеспечивает специальный зазор, выставляемый в заводских условиях. С другой стороны точность зацепления поддерживает пружинный упор, который прижимает саму рейку к зубьям шестерни.

Вышеуказанный зазор в нормальных условиях составляет 0,1 мм, однако в процессе эксплуатации может нарушаться вследствие износа отдельных деталей. Таким образом, одной из основных причин, почему появился посторонний стук в рулевом механизме, является нарушение установленного зазора зубчатого зацепления. Следует отметить и другие неисправности, которые могут привести к тому, что в автомобиле появится неприятный стук:

  • ослабление крепления самой рулевой рейки на крепежных болтах;
  • ослабление крепления в шаровом шарнире рулевых тяг;
  • износ или разрушение зубьев механической передачи.

Снятие рулевого механизма

Если стук все-таки появился, то владельцу авто предстоит произвести демонтаж механизма. Эту работу удобнее и быстрее проводить при нахождении средства передвижения на подъемнике. Для проведения работ потребуется необходимый инструмент, к которому в этом случае относят:

  • торцевой ключ или головку с воротком на 13;
  • плоскую отвертку;
  • прочный нож;
  • специальный ключ на 24 для рулевой рейки;
  • шестигранник на 6 с воротком.

Перед началом проведения работ аккумуляторную батарею отсоединяют, тем самым принимая необходимые меры безопасности. На первоначальном этапе нужно предварительно ослабить болты крепления передних колес. Сами колеса следует оставить в положении «прямо» перед поднятием автомобиля на подъемник. Дальше разъединяют карданный вал рулевого колеса от вала приводной шестерни реечного механизма.

Эту работу проводят из салона. Поэтому автомобиль не поднимают высоко. Теперь можно высвободить поворотные тяги, открутив их от поворотных рычагов. И как только эта работа будет проведена, можно приступать к демонтажу рулевого механизма. Ключом на 13 откручивают гайки его крепления и снимают крепежные хомуты.

Рулевой механизм снимают вместе с отсоединенными рулевыми тягами. Следующим этапом проведения ремонтных работ является разборка снятого устройства. Здесь следует освободить рулевую рейку от всех защитных чехлов, которые надеты на механизм. С этой целью срезают все фиксирующие хомуты, которые впоследствии нужно будет заменить на новые.

Диагностика, ремонт и обратная сборка

Прежде чем определить, почему возник стук в рулевом управлении, следует разобрать рейку полностью и провести диагностику на предмет износа, разрушения составных деталей и соединений. Разборку проводят в такой очередности. Закрепляют рулевую рейку в тиски, предварительно позаботившись об установке прокладок из мягкого металла или другого материала. Отворачивают гайку крепления трубы картера механизма. Проводят снятие трубки картера. Вынимают фиксаторы крепления втулок трубы и извлекают их.

Теперь можно провести диагностику состояния подшипников, уплотнительных колец. После тщательной очистки оценивают износ зубчатых секторов, состояние поверхности рейки, вала. Ведь именно здесь лежит причина, которая и обуславливает появившийся стук. В случае необходимости подбирают нужные детали и проводят их замену.

Перед обратной сборкой все ответственные соединения смазывают специальным составом. Очень часто именно недостаточное количество заложенной смазки приводит к быстрому износу нагруженных деталей, что нарушает ранее установленный зазор. Поэтому даже недавно установленная рейка стучит вновь.

Сборка рулевого механизма проводится в обратной последовательности. Для правильной и легкой установки демонтированных подшипников следует подобрать нужного диаметра обрезки труб, которые помогут правильно установить подшипники на место. Собранный рулевой механизм подлежит обязательной регулировке, поскольку величина зазора тоже может определить, появится ли стук после обратной установки.

Регулировка рейки

Перед тем как устанавливать рейку с тягами обратно, необходимо выполнить выставление зазоров зубчатого соединения. Учитывайте, что упорную гайку лучше сразу заменить на новую. Выставляют рейку в среднее положение, так, как если бы колеса стояли прямо. Для регулировки используют специальный индикаторный механизм часового типа. Начинаем вращение шестерни-вала и замеряем показания индикатора.

Если значение 0,05 мм, то следует завернуть регулировочную гайку на такую же величину. После того как регулировка рулевой рейки будет завершена, проверяют легкость и равномерность перемещения по всей длине хода рейки. При условии, что все сделано точно, следует зафиксировать положение регулировочной гайки, проведя специальное кернение пробойником. Когда выполнены все работы, можно приступать к обратной установке рулевого механизма на Лада Гранта.

После того как механизм был установлен обратно на машину, следует еще до начала движения на стоящем автомобиле прокрутить рулевое колесо, проверяя равномерность вращения. Проверку, которая выявит, что отсутствует стук, можно будет произвести только в движении по неровной дороге.

Неисправности рулевого управления, как правило, возникают из-за недостаточно частого профилактического осмотра. Если владелец прозевал появление незначительных подтеков в рулевом механизме, потери целостности защитных чехлов, то вероятность того, что в скором времени в нем появится стук, достаточно велика. Поэтому важно проводить ежегодную диагностику.

Лада Гранта [Black Edition] › Бортжурнал › Ремонт рулевой рейки Гранта

Это продолжение предыдущей записи. Думаю, из названия понятно о чем пойдет речь. Сделал, скажем так, небольшое руководство.

определяем среднее положение рейки, если необходимо повернуть вал можно воспользоваться ключом на 14
накинув его на вал в месте, где находится паз

У меня гайка открутилась легко

Пружина, которую я достал из рейки чуть меньше по длине примерно на 2 мм, но больше по диаметру витков, чем новая из ремкомплекта. Также, старую пружину мне удалось немного сжать пальцами, в то время как новую я не смог сжать.

Смазка на упоре была очень грязная и в виде комков

пластина, которая прижимала тарельчатую пружину уже болталась вместе с ней. А когда я поставил новую от SS20, то еле смог поставить эту пластину на место.

Фото для сравнения

Легкими постукиваниями по корпусу рейки вынимаем вал с подшипником,

Вынимаем саму рейку

Зубья в идеале, а вот на валу обнаружилась небольшая коррозия. Я прошелся по ней наждачкой 1000-ной

Пока доставал ее сломал. Все равно выкидывать
Далее все прочищаем, промываем от старой смазки и начинаем собирать в обратной последовательности. Смазываем все что можно, втулку, игольчатый подшипник, всю рейку.

Новая втулка на месте — смазываем и ее

Червячный вал с подшипником лучше конечно забивать с помощью трубы подходящего диаметра, чтобы прикладывать усилие на внешнюю обойму подшипника. Это я к тому, что почти во всех видео этот вал забиваю просто молотком

Смазываем вал полностью, чтобы хоть как то предотвратить коррозию.

Пыльники все были целые, я просто их промыл, насколько это было возможно и обработал силиконом.
По поводу регулировки гайки: я нормально не смог отрегулировать, а все потому, что рейка кое как залезла в капролоновую втулку и перемещалась в ней очень туго (как мне тогда казалось), я крутил вал червяка и пытался затянуть гайку упора, вал крутился ключом очень туго и поэтому поймать момент между легким вращением и тугим было очень трудно. Когда все поставил на машину, понял что руль крутится очень легко, и можно наверное было гайку затянуть немного посильнее.
Подведу итог: руль крутится очень легко, что меня очень радует. Стуки все пропали, как же я этого ждал. есть правда один косяк, новый карданчик все равно немного люфтит, его не слышно, но чувствуется рукой когда его держишь и качаешь рулем. Наверное закажу втулки на него и не торопясь переделаю старый.
На переборку ушло часа 4, это с промывкой всех деталей. на установку часа 2. По шлицам на валах попал с первого раза, метки помогли, думал конечно, что ошибусь, когда переносил метки со старого вала на новый, но нет, руль стоит четко.

Ремонт рулевой рейки гранта


Разборка рулевого механизма


Разборку рулевого механизма проводим при его ремонте.
Снимаем рулевой механизм.
Снимаем чехол рулевого механизма

Granta 199-5.jpg

Снимаем опору рулевых тяг.
Вставляем бородок в паз гайки крепления трубы картера.

Granta 199-6.jpg

Отворачиваем гайку, нанося удары по бородку (правая резьба)…

Granta 199-7.jpg

…и снимаем трубу картера.

Granta 199-8.jpg

Отжимаем отверткой два фиксатора втулки, расположенной внутри трубы…

Granta 199-9.jpg

…и вынимаем втулку.

Granta 200-1.jpg

Снимаем с втулки два резиновых кольца (стрелками показаны фиксаторы втулки).

Granta 200-2.jpg

Если необходимо заменить гайку, щипцами для снятия стопорных колец разжимаем…
…и снимаем стопорное кольцо…
Снимаем гайку крепления трубы.

Granta 200-3.jpg

Вынимаем из регулировочной гайки упора рейки резиновую заглушку.
Шабером удаляем замятый металл в местах контровки регулировочной гайки упора.

Granta 200-4.jpg

Специальным ключом «на 24» с внешней восьмигранной головкой отворачиваем гайку упора.

Granta 200-5.jpg

Вынимаем пружину упора.
Поддев отверткой…

Granta 200-6.jpg

…снимаем уплотнительное кольцо.

Granta 200-7.jpg

Ударом картера о деревянный брусок выбиваем упор рейки.
Поддев отверткой…

Granta 200-8.jpg

…снимаем вкладыш с упора.
В проточке упора установлено резиновое кольцо.

Granta 200-9.jpg

Снимаем с картера резиновое кольцо, уплотняющее отверстие для рулевого механизма на щитке передка.

Granta 200-10.jpg

Снимаем пыльник с вала-шестерни.
Шестигранником «на 6» отворачиваем два винта (показаны стрелками)…

Granta 200-11.jpg

…и снимаем крышку картера.

Granta 200-12.jpg

Снимаем сепаратор с роликами упорного подшипника.

Granta 201-1.jpg

Снимаем уплотнительное кольцо крышки.

Granta 201-2.jpg

Вынимаем рейку из картера.

Granta 201-3.jpg

Выпрессовываем вал-шестерню, зажав вал в тисках с накладками губок из мягкого металла и отжимая картер монтажной лопаткой вверх.

Granta 201-4.jpg

Вынимаем вал-шестерню с подшипником из картера.
Поддеваем отверткой…

Granta 201-5.jpg

…и снимаем стопорное кольцо втулки.

Granta 201-6.jpg

Вынимаем втулку вала-шестерни в сборе с опорной пластиной.

Granta 201-7.jpg

При необходимости замены игольчатого подшипника сверлом диаметром 4 мм сверлим в картере два диаметрально расположенных отверстия так, чтобы они выходили к торцу наружного кольца игольчатого подшипника.
Через просверленные отверстия стержнем соответствующего диаметра выбиваем наружное кольцо подшипника из картера.

Granta 201-8.jpg

Съемником спрессовываем шариковый подшипник вала-шестерни с внутренним кольцом роликового упорного подшипника.

Granta 201-9.jpg

Съемником спрессовываем с вала внутреннее кольцо игольчатого подшипника.

Granta 201-10.jpg

Отверткой поддеваем и вынимаем сальник вала-шестерни из крышки картера.
Если необходимо заменить наружное кольцо роликового упорного подшипника…

Granta 201-11.jpg

…шабером удаляем выдавленный металл в четырех местах и вынимаем кольцо.
Обильно смазываем подшипники, зубья рейки и шестерни, пластмассовую втулку рейки смазкой Фиол‑1.
Собираем рулевой механизм в обратной последовательности.
Наружное кольцо игольчатого подшипника запрессовываем в картер оправкой подходящего диаметра.
Для заделки отверстий в картере можно применить «быструю сталь» или «холодную сварку».
Запрессовываем вал-шестерню с шариковым подшипником в картер отрезком трубы подходящего диаметра или высокой головкой, прикладывая усилие к наружному кольцу подшипника.
Можно запрессовать вал-шестерню в картер, оперев наружное кольцо подшипника на губки тисков.
Затем надеваем картер на подшипник…

Granta 202-1.jpg

…и напрессовываем картер легкими ударами молотка через деревянный брусок.

Granta 202-2.jpg

Запрессовываем сальник вала-шестерни в крышку через оправку или головку заподлицо с торцом крышки.
Вставляем рейку в картер рулевого механизма. Устанавливаем трубу.

Granta 202-3.jpg

После затяжки гайки крепления трубы закерниваем гайку.

Granta 202-5.jpg

Схема контроля зазора в зацеплении рейки и вала-шестерни:
1 – индикатор часового типа;
2 – кронштейн крепления индикатора;
3 – гайка;
4 – уплотнительное кольцо;
5 – картер рулевого механизма;
6 – игольчатый подшипник;
7 – вал-шестерня;
8 – втулка;
9 – крышка картера;
10 – рейка;
11 – вкладыш;
12 – упор рейки;
13 – ножка индикатора;
14 – пружина

Поворачиваем вал-шестерню, так чтобы лыска на нем была расположена с правой стороны. Передвигаем рейку, так чтобы опора рулевых тяг, установленная на рейке, располагалась посередине паза трубы. Вставляем упор рейки, пружину упора и заворачиваем гайку упора. Гайку упора рекомендуется заменить на новую.
Регулируем зазор в зацеплении шестерни с рейкой. Для этого устанавливаем рейку в среднее положение и блокируем ее от перемещения. Вставляем в отверстие регулировочной гайки упора ножку индикатора часового типа до касания наконечника ножки с упором рейки. Диаметр наконечника ножки индикатора должен быть не менее 3,5 мм…

Granta 202-4.jpg

…чтобы ножка уперлась в торцевую поверхность 1 упора, а не провалилась в его отверстие 2 (для наглядности показано на демонтированном упоре).
Прикладываем к валу-шестерне крутящий момент 15 Н·м (1,5 кгс·м), при этом шестерня отталкивает рейку и упор. По показаниям индикатора определяем величину перемещения упора, которая соответствует фактической величине зазора в зацеплении. Если она превышает 0,05 мм – заворачиваем регулировочную гайку, добиваясь указанной величины перемещения упора. После этого, разблокировав рейку, проверяем легкость вращения ведущей шестерни во всем диапазоне хода рейки.

Лада гранта ремонт рулевой рейки своими руками


Платим за фотоотчёты по ремонту авто. Заработок от 10 000 руб/мес. Пишите:

Замена рулевой рейки на Гранте займет не менее получаса, поскольку чтобы снять рулевую рейку нужно будет снять рулевые наконечники (со специальным съемником это будет проще сделать), открутить рулевую колонку от рейки и наконец болты крепления рейки к кузову Lada Granta. Так как из подкапота к рулевой рейки Гранты будет тяжело подобраться, тем более вытягивать, такая процедура требует наличие смотровой ямы.

Разборка рулевого механизма

Разборку рулевого механизма проводим при его ремонте.
Снимаем рулевой механизм (см. «Снятие рулевого механизма»).
Снимаем чехол рулевого механизма (см. «Замена чехла рулевого механизма»).


Снимаем опору рулевых тяг.
Вставляем бородок в паз гайки крепления трубы картера.


Отворачиваем гайку, нанося удары по бородку (правая резьба)…


…и снимаем трубу картера.


Отжимаем отверткой два фиксатора втулки, расположенной внутри трубы…


…и вынимаем втулку.


Снимаем с втулки два резиновых кольца (стрелками показаны фиксаторы втулки).


Если необходимо заменить гайку, щипцами для снятия стопорных колец разжимаем…
…и снимаем стопорное кольцо…
Снимаем гайку крепления трубы.


Вынимаем из регулировочной гайки упора рейки резиновую заглушку.
Шабером удаляем замятый металл в местах контровки регулировочной гайки упора.


Специальным ключом «на 24» с внешней восьмигранной головкой отворачиваем гайку упора.


Вынимаем пружину упора.
Поддев отверткой…


…снимаем уплотнительное кольцо.


Ударом картера о деревянный брусок выбиваем упор рейки.
Поддев отверткой…


…снимаем вкладыш с упора.
В проточке упора установлено резиновое кольцо.


Снимаем с картера резиновое кольцо, уплотняющее отверстие для рулевого механизма на щитке передка.


Снимаем пыльник с вала-шестерни.
Шестигранником «на 6» отворачиваем два винта (показаны стрелками)…


…и снимаем крышку картера.


Снимаем сепаратор с роликами упорного подшипника.


Снимаем уплотнительное кольцо крышки.


Вынимаем рейку из картера.


Выпрессовываем вал-шестерню, зажав вал в тисках с накладками губок из мягкого металла и отжимая картер монтажной лопаткой вверх.


Вынимаем вал-шестерню с подшипником из картера.
Поддеваем отверткой…


…и снимаем стопорное кольцо втулки.


Вынимаем втулку вала-шестерни в сборе с опорной пластиной.


При необходимости замены игольчатого подшипника сверлом диаметром 4 мм сверлим в картере два диаметрально расположенных отверстия так, чтобы они выходили к торцу наружного кольца игольчатого подшипника.
Через просверленные отверстия стержнем соответствующего диаметра выбиваем наружное кольцо подшипника из картера.


Съемником спрессовываем шариковый подшипник вала-шестерни с внутренним кольцом роликового упорного подшипника.


Съемником спрессовываем с вала внутреннее кольцо игольчатого подшипника.


Отверткой поддеваем и вынимаем сальник вала-шестерни из крышки картера.
Если необходимо заменить наружное кольцо роликового упорного подшипника…


…шабером удаляем выдавленный металл в четырех местах и вынимаем кольцо.
Обильно смазываем подшипники, зубья рейки и шестерни, пластмассовую втулку рейки смазкой Фиол‑1.
Собираем рулевой механизм в обратной последовательности.
Наружное кольцо игольчатого подшипника запрессовываем в картер оправкой подходящего диаметра.
Для заделки отверстий в картере можно применить «быструю сталь» или «холодную сварку».
Запрессовываем вал-шестерню с шариковым подшипником в картер отрезком трубы подходящего диаметра или высокой головкой, прикладывая усилие к наружному кольцу подшипника.
Можно запрессовать вал-шестерню в картер, оперев наружное кольцо подшипника на губки тисков.
Затем надеваем картер на подшипник…


…и напрессовываем картер легкими ударами молотка через деревянный брусок.


Запрессовываем сальник вала-шестерни в крышку через оправку или головку заподлицо с торцом крышки.
Вставляем рейку в картер рулевого механизма. Устанавливаем трубу.


После затяжки гайки крепления трубы закерниваем гайку.


Схема контроля зазора в зацеплении рейки и вала-шестерни:
1 – индикатор часового типа;
2 – кронштейн крепления индикатора;
3 – гайка;
4 – уплотнительное кольцо;
5 – картер рулевого механизма;
6 – игольчатый подшипник;
7 – вал-шестерня;
8 – втулка;
9 – крышка картера;
10 – рейка;
11 – вкладыш;
12 – упор рейки;
13 – ножка индикатора;
14 – пружина

Поворачиваем вал-шестерню, так чтобы лыска на нем была расположена с правой стороны. Передвигаем рейку, так чтобы опора рулевых тяг, установленная на рейке, располагалась посередине паза трубы. Вставляем упор рейки, пружину упора и заворачиваем гайку упора. Гайку упора рекомендуется заменить на новую.
Регулируем зазор в зацеплении шестерни с рейкой. Для этого устанавливаем рейку в среднее положение и блокируем ее от перемещения. Вставляем в отверстие регулировочной гайки упора ножку индикатора часового типа до касания наконечника ножки с упором рейки. Диаметр наконечника ножки индикатора должен быть не менее 3,5 мм…


…чтобы ножка уперлась в торцевую поверхность 1 упора, а не провалилась в его отверстие 2 (для наглядности показано на демонтированном упоре).
Прикладываем к валу-шестерне крутящий момент 15 Н·м (1,5 кгс·м), при этом шестерня отталкивает рейку и упор. По показаниям индикатора определяем величину перемещения упора, которая соответствует фактической величине зазора в зацеплении. Если она превышает 0,05 мм – заворачиваем регулировочную гайку, добиваясь указанной величины перемещения упора. После этого, разблокировав рейку, проверяем легкость вращения ведущей шестерни во всем диапазоне хода рейки.


Рулевое управление является тем ответственным механизмом, любая неисправность которого не позволит водителю дальше использовать автомобиль. Любую неисправность нужно как можно скорее устранить.

Наиболее популярная модель российской компании АвтоВАЗ получила реечное рулевое управление. Конструктивно механизм отличается достаточной надежностью. Но вместе с тем одной из наиболее распространенных неисправностей является стук рулевой рейки Лада Гранта.

Реечный рулевой механизм

Если говорить в целом о рулевом механизме Лады Гранта, то следует отметить такие его основные характеристики и особенности.

  1. Рулевая колонка предусматривает возможность регулировки наклона руля. А сам руль имеет возможность блокироваться за счет установки антиповоротного устройства, связанного с замком зажигания.
  2. Рулевой механизм установлен реечного типа, где имеется возможность изменения передаточного отношения в разных режимах работы.
  3. Механизм преимущественно оборудуется электроусилителем руля.
  4. Электроусилитель оснащен блоком, который позволяет проводить самостоятельную диагностику технического состояния устройства, а в случае необходимости исключить усилитель из работы.

Принципиальная схема устройства рулевого управления Лады Гранта достаточно проста. Механизм типа шестерня-рейка закреплен в моторном отделе на специальном щите через резиновые опоры. Надежность крепления обеспечивают приваренные к кузову болты. Рулевой привод обеспечивается через две отдельные рулевые тяги, которые взаимодействуют с поворотными рычагами стоек передних колес.

Надежность зацепления зубчатой пары с одной стороны обеспечивает специальный зазор, выставляемый в заводских условиях. С другой стороны точность зацепления поддерживает пружинный упор, который прижимает саму рейку к зубьям шестерни.

Вышеуказанный зазор в нормальных условиях составляет 0,1 мм, однако в процессе эксплуатации может нарушаться вследствие износа отдельных деталей. Таким образом, одной из основных причин, почему появился посторонний стук в рулевом механизме, является нарушение установленного зазора зубчатого зацепления. Следует отметить и другие неисправности, которые могут привести к тому, что в автомобиле появится неприятный стук:

  • ослабление крепления самой рулевой рейки на крепежных болтах;
  • ослабление крепления в шаровом шарнире рулевых тяг;
  • износ или разрушение зубьев механической передачи.

Снятие рулевого механизма

Если стук все-таки появился, то владельцу авто предстоит произвести демонтаж механизма. Эту работу удобнее и быстрее проводить при нахождении средства передвижения на подъемнике. Для проведения работ потребуется необходимый инструмент, к которому в этом случае относят:

  • торцевой ключ или головку с воротком на 13;
  • плоскую отвертку;
  • прочный нож;
  • специальный ключ на 24 для рулевой рейки;
  • шестигранник на 6 с воротком.

Перед началом проведения работ аккумуляторную батарею отсоединяют, тем самым принимая необходимые меры безопасности. На первоначальном этапе нужно предварительно ослабить болты крепления передних колес. Сами колеса следует оставить в положении «прямо» перед поднятием автомобиля на подъемник. Дальше разъединяют карданный вал рулевого колеса от вала приводной шестерни реечного механизма.

Эту работу проводят из салона. Поэтому автомобиль не поднимают высоко. Теперь можно высвободить поворотные тяги, открутив их от поворотных рычагов. И как только эта работа будет проведена, можно приступать к демонтажу рулевого механизма. Ключом на 13 откручивают гайки его крепления и снимают крепежные хомуты.

Рулевой механизм снимают вместе с отсоединенными рулевыми тягами. Следующим этапом проведения ремонтных работ является разборка снятого устройства. Здесь следует освободить рулевую рейку от всех защитных чехлов, которые надеты на механизм. С этой целью срезают все фиксирующие хомуты, которые впоследствии нужно будет заменить на новые.

Диагностика, ремонт и обратная сборка

Прежде чем определить, почему возник стук в рулевом управлении, следует разобрать рейку полностью и провести диагностику на предмет износа, разрушения составных деталей и соединений. Разборку проводят в такой очередности. Закрепляют рулевую рейку в тиски, предварительно позаботившись об установке прокладок из мягкого металла или другого материала. Отворачивают гайку крепления трубы картера механизма. Проводят снятие трубки картера. Вынимают фиксаторы крепления втулок трубы и извлекают их.

Выкручивают регулировочную гайку. Здесь нужно использовать специальный ключ на 24, который имеет внешние грани для откручивания. Последовательно извлекают пружину упора рейки, уплотнительное кольцо и упор рейки. Демонтируют крышку картера. После снятия сепаратора подшипника и уплотнительного кольца извлекают рейку. Демонтируют второй элемент пары рулевого механизма — вал-шестерню.

Теперь можно провести диагностику состояния подшипников, уплотнительных колец. После тщательной очистки оценивают износ зубчатых секторов, состояние поверхности рейки, вала. Ведь именно здесь лежит причина, которая и обуславливает появившийся стук. В случае необходимости подбирают нужные детали и проводят их замену.

Перед обратной сборкой все ответственные соединения смазывают специальным составом. Очень часто именно недостаточное количество заложенной смазки приводит к быстрому износу нагруженных деталей, что нарушает ранее установленный зазор. Поэтому даже недавно установленная рейка стучит вновь.

Сборка рулевого механизма проводится в обратной последовательности. Для правильной и легкой установки демонтированных подшипников следует подобрать нужного диаметра обрезки труб, которые помогут правильно установить подшипники на место. Собранный рулевой механизм подлежит обязательной регулировке, поскольку величина зазора тоже может определить, появится ли стук после обратной установки.

Регулировка рейки

Перед тем как устанавливать рейку с тягами обратно, необходимо выполнить выставление зазоров зубчатого соединения. Учитывайте, что упорную гайку лучше сразу заменить на новую. Выставляют рейку в среднее положение, так, как если бы колеса стояли прямо. Для регулировки используют специальный индикаторный механизм часового типа. Начинаем вращение шестерни-вала и замеряем показания индикатора.

Если значение 0,05 мм, то следует завернуть регулировочную гайку на такую же величину. После того как регулировка рулевой рейки будет завершена, проверяют легкость и равномерность перемещения по всей длине хода рейки. При условии, что все сделано точно, следует зафиксировать положение регулировочной гайки, проведя специальное кернение пробойником. Когда выполнены все работы, можно приступать к обратной установке рулевого механизма на Лада Гранта.

После того как механизм был установлен обратно на машину, следует еще до начала движения на стоящем автомобиле прокрутить рулевое колесо, проверяя равномерность вращения. Проверку, которая выявит, что отсутствует стук, можно будет произвести только в движении по неровной дороге.

Неисправности рулевого управления, как правило, возникают из-за недостаточно частого профилактического осмотра. Если владелец прозевал появление незначительных подтеков в рулевом механизме, потери целостности защитных чехлов, то вероятность того, что в скором времени в нем появится стук, достаточно велика. Поэтому важно проводить ежегодную диагностику.

Читайте также: