Ремонт вакуумного усилителя тормозов ваз 2106

Обновлено: 16.05.2024

Вакуумный усилитель тормозов ВАЗ 2106. Нужна помощь.

Прошу поделиться мыслями по ремонту.
У меня тормоза есть. Но мягкие и берут в конце и так уже много лет.
Педаль просто мягко идет вниз, НО колодки начинают тормозить с самого начала нажима педали. Пробовал удленить шток с ВУТа, начали клинить, пропал накат. т.е. шток нормальный был. Пока пробовал с удленненым штоком ездить, педаль стала дубовая и накат вообще пропал. Вернул все назад.
Педаль не накачивается при выкл ДВЗ.
Грешу на ВУТ. Тормоза прокачивались не раз. Какие еще варианты что бы сделать твердой педаль? А то ход большой, эфективно тормозят только внизу. Возможно есть какой-то рем комплект на ВУТ.

Давай разберемся. Педаль мягко идет вниз-следовательно ВУТ работает. Если бы не работал, педаль была бы как в копейке. Отсюда вопрос, нафига менять ВУТ или ставить ремкомплект? Второй момент, колодки тормозят с момента нажатия, но замедление ты ощущаешь в конце хода педали. Напрашивается логичный вывод, что тормозят только передние тормозилки, а задние не участвуют в процессе. Я бы на твоем месте начал смотреть с колдуна. Он отвечает за момент включения задних тормозов.

Давай)
Колдун снят. С колдуном было точно так же все, только он неисправен был, я его снял. Задние тормоза юзом с горки идут раньше передних.

Что это значит? Целы ли трубки и шланги?
Ну если жидкость не уходит, подтеков нету, педаль не проваливается — значит целы.

ОООО, минуточку. расслоившийся внутри шланг (снаружи целый), пропускать жидкость будет плохо либо вперед, либо назат. То же самое бывает если трубки перегнуты или забиты. задался целью сделать тормозилки-поменяй трубки и шланги. Они копейки стоят, а пользы от замены цельный вагон.

Трубки целые. Шланги меняные.
Вопрос не в этом. Тормоза хорошие, но внизу.
Все колеса юзом идут, но ВНИЗУ, до низа педель просто давиться и слегка притормаживает, а в самом низу уже идет юзом, как положено.
Проблема лишь в том, как сделать твердую педаль.
Первое подозрение в том, что при ВЫКЛ ДВЗ невозможно все равно ее накачать. Если бы был воздух-накачалась бы. А так не накачиваеться педаль до твердой никак, вот и грешу что ВУТ глючит.

Давай разберемся. Педаль мягко идет вниз-следовательно ВУТ работает. Если бы не работал, педаль была бы как в копейке. Отсюда вопрос, нафига менять ВУТ или ставить ремкомплект? Второй момент, колодки тормозят с момента нажатия, но замедление ты ощущаешь в конце хода педали. Напрашивается логичный вывод, что тормозят только передние тормозилки, а задние не участвуют в процессе. Я бы на твоем месте начал смотреть с колдуна. Он отвечает за момент включения задних тормозов.

хочу добавить было такое пропали задние тормоза полностью оказалось что дело в ручнике, ручник работает? если отягиваещшь до конца инемного держит то попробуй на 3-4 щелчка прокатиться и тормози

ВУТ проверяется элементарно. Садишься в машину, нажимаешь педаль тормоза до упора, заводишь. Если педаль при заведенном движке мягко пошла дальше — ВУТ в порядке. Всё остальное — вне его компетенции.

Как проверять я знаю)
Педаль немного уходит вниз.
Так вот потому и задал вопрос, ибо не могу понять что неисправно, если ВУТ рабочий, ГТЦ меняный когда машину только себе забрал(правда тогда еще колдун стоял). Тормоза такие всегда ватные были. Решил их сделать, потому что сел у друга на 2106 и понял что к меня они провалены.

Собственно и суть вопроса о том что это может быть, рабочие поменяны по мере протекания, но на жесткости педали это никак не отразилось. Кроме глюков ВУТа не на что больше грешить.
Прошу советов.

Если движок не троит (не подсасывает из ВУТ), не уходит из бачка тормозуха, нет сильного шипеня и всяких хрюков при работе педалью тормоза — ВУТ рабочий. Правда на нём есть воздушный фильтр (где-то со стороны салона) бывают проблемы из-за него. А педаль ВУТ и должна быть мягкой. Это на копейке она колом вставала…

Как проверять я знаю)
Педаль немного уходит вниз.
Так вот потому и задал вопрос, ибо не могу понять что неисправно, если ВУТ рабочий, ГТЦ меняный когда машину только себе забрал(правда тогда еще колдун стоял). Тормоза такие всегда ватные были. Решил их сделать, потому что сел у друга на 2106 и понял что к меня они провалены.

Собственно и суть вопроса о том что это может быть, рабочие поменяны по мере протекания, но на жесткости педали это никак не отразилось. Кроме глюков ВУТа не на что больше грешить.
Прошу советов.

Проверь тормоза. Резко тормозни на грунте и глянь когда схватываются передние и задние. Если последние сильно отстают, то ощущение торможения совсем другое, чем на авто с исправным колдуном. Знаю по себе, пришлось кататься без задних тормозов…

На грунте схватывают все 4 колеса. Я знаю что с ВУТом они мягче, но не на столько. Педаль должна быть твердой, а не ватной, ход очень большой. И что самое интересное педаль не накачивается. Если бы воздух в системе был, она бы накачивалась. А тут как есть, так и есть, внизу берет что с вкл ДВЗ, что с выкл, сколько не качай. Вот потому и подозрения что ВУТ где-то глючит и перепускает.
Разве из-за отсутствия колдуна может педаль стать мягкой? О_о
У меня зад наоборот юзом зеленеться.

Тогда получается, что это чистый конструктив конкретного ВУТ. Попробуй договориться с кем нибудь поставить на время другой ВУТ. И посмотри какие будут ощущения. Там работы по замене на полчаса.

та нету знакомых. Он стоит не дорого. Какой фирмы покупать? На что внимание обращать?

Я не знаю, что там у вас на Самостийной есть в этом плане. Да и сам уже на переднем приводе езжу. Так, делюсь опытом и тем, что в гараже завалялось…

Проверь тормоза. Резко тормозни на грунте и глянь когда схватываются передние и задние. Если последние сильно отстают, то ощущение торможения совсем другое, чем на авто с исправным колдуном. Знаю по себе, пришлось кататься без задних тормозов…

К стати у меня движок троит если одеть вакуум на трамблер) Я тот шланг снял с трамблера и теперь не троит))

Так у тебя коррекции зажигания нет, что не есть гуд.

Я в курсе. Зимой не было желания лазить. Как нибудь займусь.

А кто нибудь знает номер аналога вакуумного усилителя тормозов с классики?
Очень надо.fenox не хочу покупать.

Как проверить и самостоятельно отремонтировать вакуумный усилитель тормозов ВАЗ 2106

Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ) является одним из главных узлов системы торможения машины. Даже малейшая его поломка может спровоцировать сбой всей системы и привести к серьёзным последствиям.

Усилитель тормозов

Практически все современные машины оснащаются усилителями тормозов вакуумного типа. Они имеют довольно простую конструкцию, но при этом очень эффективны и достаточно надёжны.

Предназначение

ВУТ служит для передачи и повышения усилия от педали к главному тормозному цилиндру (ГТЦ). Иными словами, он упрощает действия водителя в момент торможения. Без него шоферу пришлось бы жать на педаль с неимоверной силой, чтобы заставить функционировать все рабочие цилиндры системы одновременно.

Вакуумный усилитель тормозов ВАЗ 2106

Устройство

Конструкцию ВУТ составляют:

  • корпус, представляющий собой герметичную металлическую ёмкость;
  • обратный клапан;
  • пластиковая диафрагма с резиновой манжетой и возвратной пружиной;
  • толкатель;
  • следящий клапан со штоком и поршнем.

Диафрагма с манжетой размещена в корпусе устройства и разделяет его на два отсека: атмосферный и вакуумный. Последний через односторонний (обратный) клапан подключён к источнику воздушного разрежения при помощи резинового шланга. В ВАЗ 2106 таким источником является труба впускного коллектора. Именно там во время работы силовой установки создаётся вакуум, который по шлангу передаётся к ВУТ.

Атмосферный отсек зависимо от того, в каком положении находится следящий клапан, может быть соединён как с вакуумным отсеком, так и с окружающей средой. Перемещение клапана осуществляется толкателем, который подсоединён к тормозной педали.

Схема ВУТ ВАЗ 2106

Диафрагма подсоединена к штоку, который предусмотрен для толкания поршня главного цилиндра. При её смещении вперёд шток надавливает на поршень ГТЦ благодаря чему происходит сжатие жидкости и нагнетание её к рабочим тормозным цилиндрам.

Пружина предназначена для возвращения диафрагмы в начальное положение по завершении торможения.

Как это работает

Функционирование «вакуумника» обеспечивает перепад давлений в его камерах. Когда мотор машины заглушён, оно равно атмосферному. При работающей силовой установке давление в камерах также одинаковое, однако там уже наблюдается разрежение, создаваемое движением поршней мотора.

Когда водитель жмёт на педаль, его усилие передаётся на следящий клапан через толкатель. Сместившись, он закрывает канал, который соединяет отсеки устройства. Последующий ход клапана выравнивает давление в атмосферном отсеке, благодаря тому что открывается атмосферный канал. Разница давлений в отсеках заставляет диафрагму изгибаться, сжимая возвратную пружину. При этом шток устройства нажимает на поршень ГТЦ.

Схема работы вакуумного усилителя тормозов

Усилие, создаваемое «вакуумником», может превышать усилие водителя в 3–5 раз. Более того, оно всегда прямо пропорционально приложенному.

Расположение

ВУТ ВАЗ 2106 установлен в подкапотном отсеке машины с левой стороны моторного щита. Он закреплён четырьмя шпильками на пластине кронштейна педалей тормоза и сцепления. ГТЦ зафиксирован на корпусе «вакуумника».

Расположение ВУТ

Распространённые поломки ВУТ ВАЗ 2106 и их признаки

Поскольку усилитель тормозов вакуумного типа имеет простую механическую конструкцию, ломается он довольно редко. Но когда это происходит, с ремонтом лучше не затягивать, так как движение с неисправной тормозной системой небезопасно.

Поломки

Чаще всего «вакуумник» приходит в негодность вследствие:

  • нарушения герметичности шланга, соединяющего впускную трубу коллектора и ВУТ;
  • пропускания обратного клапана;
  • разрыва манжеты диафрагмы;
  • неправильной регулировки выступания штока.

Признаки неисправного ВУТ

Симптомами того, что усилитель сломался, могут быть:

  • провалы или слишком тугой ход тормозной педали;
  • самостоятельное торможение автомобиля;
  • шипение со стороны корпуса усилителя;
  • снижение оборотов двигателя при торможении.
Провалы или затруднённый ход педали тормоза

Тормозная педаль при заглушённом двигателе и рабочем усилителе должна выжиматься с большим усилием, а после 5–7 нажатий останавливаться в верхнем положении. Это свидетельствует о том, что ВУТ полностью герметичен и все клапана, а также диафрагма находятся в рабочем состоянии. При запуске двигателя и нажатии на педаль она должна смещаться вниз с небольшим усилием. Если же при неработающем силовом агрегате она проваливается, а при работающем не выжимается — усилитель негерметичен, а, следовательно, неисправен.

Самопроизвольное торможение автомобиля

При разгерметизации ВУТ может наблюдаться произвольное торможение машины. Педаль тормоза при этом находится в верхнем положении и выжимается с большим усилием. Подобные симптомы возникают и при неправильно отрегулированном выступании штока. Получается так, что из-за большей длины он постоянно давит на поршень главного тормозного цилиндра, вызывая произвольное торможение.

Шипение

Шипящий «вакуумник» является свидетельством разрыва манжеты диафрагмы или неисправности обратного клапана. В случае образования в резиновой манжете трещины или отслоения её от пластикового основания воздух из атмосферной камеры просачивается в вакуумную. Это и вызывает характерный шипящий звук. Эффективность торможения при этом резко снижается, а педаль проваливается вниз.

Разорванная манжета

Шипение возникает и при образовании трещин в шланге, соединяющем усилитель с приёмной трубой коллектора, а также при выходе из строя обратного клапана, который функционально призван поддерживать разрежение в вакуумной камере.

Видео: шипение ВУТ

Снижение оборотов двигателя

Неисправность вакуумного усилителя, а именно его разгерметизация, влияет не только на эффективность работы тормозной системы, но и на работу силовой установки. Если в системе имеет место подсос воздуха (через шланг, обратный клапан или диафрагму), он будет поступать во впускной коллектор, обедняя топливно-воздушную смесь. В результате этого во время нажатия на педаль тормоза двигатель может резко терять обороты и даже глохнуть.

Видео: почему глохнет двигатель при торможении

Как проверить вакуумный усилитель

В случае проявления перечисленных выше симптомов, «вакуумник» необходимо проверить. Определить работоспособность устройства можно без снятия его с автомобиля. Для диагностики нам понадобится резиновая груша от ареометра и отвёртка (шлицевая или крестовая в зависимости от типа хомутов).

Проверочные работы выполняем в таком порядке:

  1. Включаем стояночный тормоз.
  2. Садимся в салон и 5–6 раз нажимаем на тормозную педаль, не запуская двигателя. На последнем нажатии оставляем педаль на средине её хода.
  3. Убираем ногу с педали, запускаем силовую установку. При рабочем «вакуумнике» педаль сместится на небольшое расстояние вниз.
  4. Если этого не случилось, глушим двигатель, переходим к моторному отсеку. Находим там корпус усилителя, осматриваем фланец обратного клапана и конец соединительного шланга. Если на них есть видимые разрывы или трещины, готовимся к замене повреждённых деталей.

Обратный клапан и его фланец

Соединение шланга ВУТ с впускной трубой коллектора

Снятие обратного клапана

Проверка обратного клапана

Защитный колпачок хвостовика

Проверка ВУТ на герметичность путем расшатывания хвостовика

Видео: проверка ВУТ

Ремонт или замена

Обнаружив неисправность вакуумного усилителя тормозов, вы можете пойти двумя путями: заменить его новым или попытаться отремонтировать. Здесь следует отметить, что новый ВУТ без главного тормозного цилиндра обойдётся примерно в 2000–2500 рублей. Если у вас нет желания тратить столько денег, и вы настроены на самостоятельный ремонт узла, приобретите для старого «вакуумника» ремонтный комплект. Он стоит не дороже 500 рублей и включает те детали, которые чаще всего выходят из строя: манжету, колпачок хвостовика, резиновые прокладки, фланцы клапанов и т.п. Сам по себе ремонт усилителя процесс не слишком сложный, но времязатратный. Он предусматривает снятие устройства с автомобиля, разборку, дефектовку, замену неисправных элементов, а также регулировку.

Ремкомплект вакуумного усилителя

Менять вакуумный усилитель или ремонтировать, выбирать вам. Мы же рассмотрим оба процесса, и начнём с замены.

Замена ВУТ на ВАЗ 2106

  • тонкая шлицевая отвёртка;
  • накидной ключ на «13»;
  • торцевой ключ на «13».

  1. Размещаем автомобиль на ровной поверхности, включаем передачу.
  2. В салоне отгибаем ковролин под кронштейном педалей. Находим там место соединения педали тормоза и толкатель усилителя.
  3. При помощи шлицевой отвёртки снимаем пружинный фиксатор со штифта крепления педали и хвостовика толкателя.

Фиксатор штифта хвостовика

Шпильки крепления ВУТ

Снятие главного тормозного цилиндра

Отсоединение обратного клапана

После замены устройства не спешите устанавливать главный тормозной цилиндр, так как перед этим необходимо произвести проверку и при необходимости регулировку выступания штока, о чём мы поговорим после рассмотрения процесса ремонта ВУТ.

Видео: замена ВУТ

Ремонт «вакуумника» ВАЗ 2106

  • тиски;
  • шлицевая отвёртка;
  • небольшой молоток;
  • пассатижи.

  1. Закрепляем вакуумный усилитель в тисках любым удобным образом, но только так, чтобы не повредить его.
  2. При помощи шлицевой отвёртки и пассатижей производим развальцовку половин корпуса устройства.

Разборка корпуса ВУТ

Разобранный корпус вакуумного усилителя

Замена манжеты

Регулировка свободного хода педали тормоза и выступания штока усилителя

Перед установкой главного цилиндра тормозов в обязательном порядке следует произвести регулировку свободного хода педали и выступания штока ВУТ. Это необходимо для того, чтобы убрать лишний люфт и точно подогнать длину штока под поршень ГТЦ.

  • ключ на «19»;
  • пассатижи;
  • ключ на «7»;
  • линейка или штангенциркуль;
  • маркер.

Порядок регулировочных работ:

  1. В салоне машины устанавливаем линейку рядом с тормозной педалью.
  2. При выключенном двигателе нажимаем на педаль до упора 2–3 раза.
  3. Отпускаем педаль, ждём, когда она вернётся в исходное положение. Делаем на линейке отметку при помощи маркера.

Замер свободного хода педали тормоза

Выключатель стоп-сигнала

Замер величины выступания штока

Регулировка выступания штока

Прокачка системы

После проведения любых работ, связанных с заменой или ремонтом деталей тормозной системы, следует прокачать тормоза. Это позволит удалить из магистрали воздух и выровнять давление.

Средства и инструменты:

  • домкрат и баллонный ключ;
  • ключ на «8»;
  • резиновый или силиконовый шланг диаметром 6 мм;
  • небольшая чистая сухая ёмкость (лучше прозрачная);
  • тормозная жидкость (на долив).

Кроме всего этого для прокачки системы обязательно потребуется помощник.

  1. Располагаем автомобиль на горизонтально ровной поверхности. Отпускаем гайки крепления переднего правого колеса.
  2. Приподымаем кузов машины домкратом. Откручиваем гайки полностью, демонтируем колесо.
  3. Со штуцера рабочего тормозного цилиндра снимаем колпачок.

Передний тормозной цилиндр

Прокачка тормозов

Видео: прокачка тормозов

На первый взгляд, процесс замены или ремонта вакуумного усилителя тормозов может показаться несколько сложным. На самом деле, стоит лишь разобраться во всём детально, и услуги специалистов вам не потребуются.

Как проверить и самостоятельно отремонтировать вакуумный усилитель тормозов ВАЗ 2106

Практически все современные машины оснащаются усилителями тормозов вакуумного типа. Они имеют довольно простую конструкцию, но при этом очень эффективны и достаточно надёжны.

Предназначение

ВУТ служит для передачи и повышения усилия от педали к главному тормозному цилиндру (ГТЦ). Иными словами, он упрощает действия водителя в момент торможения. Без него шоферу пришлось бы жать на педаль с неимоверной силой, чтобы заставить функционировать все рабочие цилиндры системы одновременно.



ВУТ служит для увеличения усилия водителя при нажатии на педаль тормоза

Устройство

Конструкцию ВУТ составляют:

  • корпус, представляющий собой герметичную металлическую ёмкость;
  • обратный клапан;
  • пластиковая диафрагма с резиновой манжетой и возвратной пружиной;
  • толкатель;
  • следящий клапан со штоком и поршнем.

Диафрагма с манжетой размещена в корпусе устройства и разделяет его на два отсека: атмосферный и вакуумный. Последний через односторонний (обратный) клапан подключён к источнику воздушного разрежения при помощи резинового шланга. В ВАЗ 2106 таким источником является труба впускного коллектора. Именно там во время работы силовой установки создаётся вакуум, который по шлангу передаётся к ВУТ.

Атмосферный отсек зависимо от того, в каком положении находится следящий клапан, может быть соединён как с вакуумным отсеком, так и с окружающей средой. Перемещение клапана осуществляется толкателем, который подсоединён к тормозной педали.



Работа усилителя построена на разности давлений в вакуумной и атмосферной камерах

Диафрагма подсоединена к штоку, который предусмотрен для толкания поршня главного цилиндра. При её смещении вперёд шток надавливает на поршень ГТЦ благодаря чему происходит сжатие жидкости и нагнетание её к рабочим тормозным цилиндрам.

Пружина предназначена для возвращения диафрагмы в начальное положение по завершении торможения.

Как это работает

Функционирование «вакуумника» обеспечивает перепад давлений в его камерах. Когда мотор машины заглушён, оно равно атмосферному. При работающей силовой установке давление в камерах также одинаковое, однако там уже наблюдается разрежение, создаваемое движением поршней мотора.

Когда водитель жмёт на педаль, его усилие передаётся на следящий клапан через толкатель. Сместившись, он закрывает канал, который соединяет отсеки устройства. Последующий ход клапана выравнивает давление в атмосферном отсеке, благодаря тому что открывается атмосферный канал. Разница давлений в отсеках заставляет диафрагму изгибаться, сжимая возвратную пружину. При этом шток устройства нажимает на поршень ГТЦ.



Благодаря ВУТ усилие, приложенное к педали, увеличивается в 3–5 раз

Усилие, создаваемое «вакуумником», может превышать усилие водителя в 3–5 раз. Более того, оно всегда прямо пропорционально приложенному.

Расположение

ВУТ ВАЗ 2106 установлен в подкапотном отсеке машины с левой стороны моторного щита. Он закреплён четырьмя шпильками на пластине кронштейна педалей тормоза и сцепления. ГТЦ зафиксирован на корпусе «вакуумника».



Вакуумный усилитель расположен в моторном отсеке с левой стороны

Какой усилитель тормозов можно поставить на ВАЗ 2106

Тормоза «шестёрки» по сравнению с более современными моделями ВАЗ менее информативные. Для уверенного торможения приходится прилагать усилие к педали тормоза даже при рабочем вакуумном усилителе. Поэтому многие владельцы классических «Жигулей» устанавливают на свои авто вместо штатного ВУТ изделия от ВАЗ 21214, ВАЗ 2110 и даже от ВАЗ 2108.

ВУТ от другой модели

Оснащение машины таким устройством делает педаль более мягкой, а торможение эффективным. Для установки механизма на ВАЗ 2106 потребуются некоторые доработки. Сводятся они, как правило, к изготовлению металлического кронштейна, который крепится одной стороной к моторному щиту, а другой к вакуумнику.

Кронштейн вакуумника

При возникновении проблем с усилителем тормозов его ремонт либо замена может показаться нелёгкой процедурой. В действительности конструкция механизма является несложной, как и ремонтные работы с ним. После подготовки минимального перечня инструментов и ознакомления с пошаговыми инструкциями, восстановить работоспособность узла не составит большого труда.

Распространённые поломки ВУТ ВАЗ 2106 и их признаки

Поскольку усилитель тормозов вакуумного типа имеет простую механическую конструкцию, ломается он довольно редко. Но когда это происходит, с ремонтом лучше не затягивать, так как движение с неисправной тормозной системой небезопасно.

Поломки

Чаще всего «вакуумник» приходит в негодность вследствие:

  • нарушения герметичности шланга, соединяющего впускную трубу коллектора и ВУТ;
  • пропускания обратного клапана;
  • разрыва манжеты диафрагмы;
  • неправильной регулировки выступания штока.

Признаки неисправного ВУТ

Симптомами того, что усилитель сломался, могут быть:

  • провалы или слишком тугой ход тормозной педали;
  • самостоятельное торможение автомобиля;
  • шипение со стороны корпуса усилителя;
  • снижение оборотов двигателя при торможении.
Провалы или затруднённый ход педали тормоза

Тормозная педаль при заглушённом двигателе и рабочем усилителе должна выжиматься с большим усилием, а после 5–7 нажатий останавливаться в верхнем положении. Это свидетельствует о том, что ВУТ полностью герметичен и все клапана, а также диафрагма находятся в рабочем состоянии. При запуске двигателя и нажатии на педаль она должна смещаться вниз с небольшим усилием. Если же при неработающем силовом агрегате она проваливается, а при работающем не выжимается — усилитель негерметичен, а, следовательно, неисправен.

Самопроизвольное торможение автомобиля

При разгерметизации ВУТ может наблюдаться произвольное торможение машины. Педаль тормоза при этом находится в верхнем положении и выжимается с большим усилием. Подобные симптомы возникают и при неправильно отрегулированном выступании штока. Получается так, что из-за большей длины он постоянно давит на поршень главного тормозного цилиндра, вызывая произвольное торможение.

Шипение

Шипящий «вакуумник» является свидетельством разрыва манжеты диафрагмы или неисправности обратного клапана. В случае образования в резиновой манжете трещины или отслоения её от пластикового основания воздух из атмосферной камеры просачивается в вакуумную. Это и вызывает характерный шипящий звук. Эффективность торможения при этом резко снижается, а педаль проваливается вниз.



При повреждении манжеты герметичность камер нарушается

Шипение возникает и при образовании трещин в шланге, соединяющем усилитель с приёмной трубой коллектора, а также при выходе из строя обратного клапана, который функционально призван поддерживать разрежение в вакуумной камере.

Видео: шипение ВУТ
Снижение оборотов двигателя

Неисправность вакуумного усилителя, а именно его разгерметизация, влияет не только на эффективность работы тормозной системы, но и на работу силовой установки. Если в системе имеет место подсос воздуха (через шланг, обратный клапан или диафрагму), он будет поступать во впускной коллектор, обедняя топливно-воздушную смесь. В результате этого во время нажатия на педаль тормоза двигатель может резко терять обороты и даже глохнуть.

Видео: почему глохнет двигатель при торможении

Его ремонт и замена

В случае отказа работоспособности ВУТ необходимо сразу принять меры к восстановлению его работоспособности.

Самостоятельно можно произвести замену вакуумного шланга. Также возможна замена вакуумного насоса в автомобилях с дизельными двигателями.

Более сложные ремонтные работы, связанные с восстановлением герметичности камер ВУТ, исправности диафрагмы, клапанов, других элементов конструкции, лучше доверить профессионалам на сертифицированной СТО. Следует помнить, что исправные тормоза – основа безопасности, на этом экономить не следует.

После ремонта необходимо проверить синхронность торможения колес, диагностировать системы ABS и ESP. Это следует делать на специальных стендах и соответствующем диагностическом оборудовании.


В большинстве случаев ремонт вакуумного усилителя может обойтись гораздо дороже, чем его покупка или замена ВУТ на б/у-шный в хорошем состоянии. Есть резон поискать усилитель на разборках. Тем более, они унифицированы: одна модель может применяться на разных марках автомобилей.

Видео — замена ВУТ на автомобиле ГАЗЕЛЬ:

Выбрать видеорегистратор: незаменимый гаджет для водителя

Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

Подобрать любую автохимию для вашего авто

Некоторые водители предпочитают видеорегистратор в виде зеркала

Прокачка системы

После проведения любых работ, связанных с заменой или ремонтом деталей тормозной системы, следует прокачать тормоза. Это позволит удалить из магистрали воздух и выровнять давление.

Средства и инструменты:

  • домкрат и баллонный ключ;
  • ключ на «8»;
  • резиновый или силиконовый шланг диаметром 6 мм;
  • небольшая чистая сухая ёмкость (лучше прозрачная);
  • тормозная жидкость (на долив).

Кроме всего этого для прокачки системы обязательно потребуется помощник.

  1. Располагаем автомобиль на горизонтально ровной поверхности. Отпускаем гайки крепления переднего правого колеса.
  2. Приподымаем кузов машины домкратом. Откручиваем гайки полностью, демонтируем колесо.
  3. Со штуцера рабочего тормозного цилиндра снимаем колпачок.



Штуцер для прокачки закрыт колпачком



Прокачку необходимо продолжать до тех пор, пока из шланга не будет течь жидкость без воздуха

Как проверить и самостоятельно отремонтировать вакуумный усилитель тормозов ВАЗ 2106

Вакуумный усилитель тормозов ВАЗ 2106 является довольно надёжным узлом, который ходит порядка 150–200 тыс. км. и не доставляет владельцу никаких проблем. Если неисправности и возникают, то есть два пути решения проблемы — ремонт или замена узла. Выполнить обе процедуры можно самостоятельно в гаражных условиях, не прибегая к посторонней помощи.

Вакуумный усилитель тормозов ВАЗ 2106

Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ) «Жигулей» шестой модели — один из основных рабочих механизмов тормозной системы автомобиля. От работоспособности этого узла напрямую зависит безопасность эксплуатации транспортного средства. Несмотря на высокую надёжность, с устройством иногда случаются поломки. Поэтому с признаками их проявления и способами устранения лучше ознакомиться заранее.

Назначение

Основное предназначение ВУТ — увеличивать усилие от педали тормоза к главному цилиндру. Таким образом, обеспечивается более лёгкое и комфортное управление машиной, а также повышается эффективность торможения. Изначально классические «Жигули» (ВАЗ 2101–2102) усилителем тормозов не оснащались. Тормозная педаль была тугой и водителю приходилось на неё довольно сильно нажимать для замедления и остановки автомобиля.

Конструкция и принцип работы

По своему конструктивному исполнению вакуумный усилитель изготовлен в виде герметичной ёмкости, разделённой внутри мембраной. Полость, расположенная ближе к педальной части, называется атмосферной, а другая, отделённая диафрагмой — вакуумной. Мембрана взаимодействует с поршнем главного тормозного цилиндра (ГТЦ) посредством штока. Усилие на вакуумник от педали тормоза передаётся также через шток. К вакуумной камере подводится разрежение от впускного коллектора через шланг и обратный клапан.

Схема усилителя

Конструкцией также предусмотрен следящий клапан, управление которым происходит посредством штока тормозной педали. При верхнем положении педали, клапан соединяет обе камеры, выравнивая в них давление. В момент нажатия на педаль, клапан перекрывает канал между камерами и открывает канал, который связывает атмосферную камеру с внешней средой. Из-за того, что во втором отделении усилителя присутствует разрежение, атмосферное давление воздействует на диафрагму. Поскольку последняя связана со штоком поршня ГТЦ, то за счёт перемещения поршня жидкость из цилиндра вытесняется в систему.

Конструкция усилителя

Где расположен

ВУТ ВАЗовской «шестёрки» и других классических «Жигулей» расположен под капотом с левой стороны и фиксируется к моторному щиту на четырёх шпильках. Работа механизма неразрывно связана с ГТЦ, который закреплён на вакуумнике. С обратной стороны моторной перегородки к шпилькам усилителя фиксируется кронштейн педального узла.

Расположение усилителя

Неполадки вакуумного усилителя «шестёрки»

С вакуумным устройством поломки хоть и случаются, но довольно редко. Основными из них являются:

  • нарушение герметичности подводящего разрежение патрубка;
  • поломка обратного клапана;
  • разгерметизация рабочих камер;
  • неправильная регулировка штока.

Признаки неисправности усилителя

О возникновении неполадок с вакуумным усилителем свидетельствуют такие признаки:

  • провал или тугой ход тормозной педали;
  • самопроизвольное замедление машины;
  • шипение из корпуса вакуумника;
  • падение оборотов мотора во время торможения.
Провалы педали

Если при заглушённом силовом агрегате на педаль тормоза приходится сильно нажимать, а после нескольких таких действий она остаётся в верхнем положении, то это указывает на полную герметичность и работоспособность вакуумного усилителя. Когда производится запуск мотора и нажимается педаль, она должна переместиться вниз с некоторым усилием. Если же педаль на неработающем двигателе проваливается, а во время его работы не выжимается, то в усилителе нарушена герметичность, что указывает на его неисправность.

Провалы педали

Самопроизвольное торможение

При нарушении герметичности рассматриваемого механизма автомобиль может тормозить самопроизвольно. В такой ситуации тормозная педаль располагается в верхнем положении и выжимается с трудом. Такие признаки возможны также при неверной регулировке выступа штока. В результате происходит постоянное надавливание на поршень ГТЦ, что проявляется в виде произвольного замедления.

Шипящие звуки со стороны усилителя

Если из вакуумного усилителя доносится шипение, то это указывает на повреждение уплотнения мембраны либо на неполадки обратного клапана. Когда в уплотнителе появляются изъяны, например, трещины, то воздух из атмосферной камеры попадает в вакуумную. Этот процесс сопровождается характерным шипением. При таких неполадках торможение заметно ухудшается, а педаль проваливается. Однако шипение может возникнуть и при повреждении шланга, соединяющего вакуумник с впускным коллектором, а также в случае выхода из строя обратного клапана. Ведь именно последний способствует поддержанию разрежения в вакуумной камере.

Повреждение шланга

Падение оборотов

При разгерметизации усилителя тормозов снижается не только эффективность торможения, но также нарушается работоспособность двигателя. Если через элементы вакуумного усилителя возникнет подсос воздуха, то он будет подаваться также и в коллектор впуска, тем самым делая горючую смесь более бедной. Таким образом, в момент нажатия тормозной педали силовой агрегат может снижать обороты либо полностью заглохнуть.

Из многолетнего опыта моего отца, который управлял различными транспортными средствами (легковые и грузовые автомобили, автобусы), могу отметить, что проблемы с вакуумным усилителем возникают нечасто. Во время эксплуатации ряда автомобилей наиболее распространёнными неполадками с ВУТ были полный отказ механизма либо периодические сбои. В первом случае неисправность проявляла себя в виде тугой педали и устранялась чаще всего заменой узла без какого-либо ремонта. При периодических неполадках управлять автомобилем было некомфортно, поскольку педаль была то тугой, то мягкой и невозможно было угадать, в какой момент на неё нужно нажать с бо́льшим или меньшим усилием для замедления и остановки автомобиля. В этом случае проблема была связана с повреждением диафрагмы, которая подлежала замене.

Как проверить работоспособность ВУТ

Если по характерным признакам было выявлено, что работоспособность ВУТ нарушена, необходимо выполнить проверку и определить, в чём именно заключается неисправность. Для диагностики усилителя тормозов в демонтаже нет необходимости.

Проверка усилителя на герметичность

Суть процесса состоит из следующих шагов:

  1. Ставим машину на ручной тормоз.
  2. На заглушённом моторе нажимаем несколько раз педаль тормоза и при последнем надавливании фиксируем её в среднем положении.
  3. Убираем ногу с педали и запускаем двигатель. При исправном усилителе педаль должна немного переместиться вниз.
  4. Если смещение не произошло, то глушим силовой агрегат и осматриваем фланец обратного клапана усилителя, а также сам соединительный шланг. При обнаружении повреждений производим замену изношенных деталей. Обратный клапан
  5. Проверяем резиновый шланг со стороны коллектора. Если требуется, подтягиваем хомут. Фиксация шланга
  6. Если машина тормозит самопроизвольно, проверяем уплотнитель хвостовика следящего клапана, для чего отодвигаем ковёр пола возле педального узла и находим место фиксации усилителя. Визуально осматриваем состояние защитного элемента. Если последний присосан, то усилитель не функционирует.
  7. Сдвигаем колпачок максимально вверх, обеспечивая доступ к хвостовику.
  8. Заводим мотор и раскачиваем хвостовик вправо и влево по горизонтали, при этом слушаем, нет ли посторонних звуков. Если появляется шипение, значит, ВУТ разгерметизирован и требует ремонта или замены. Проверка усилителя

Проверка обратного клапана

Диагностика обратного клапана осуществляется с применением резиновой груши и шлицевой отвёртки. Процедура сводится к следующим действиям:

  1. Ослабив хомут, стягиваем с клапана подводящий шланг. Снятие шланга
  2. Демонтируем клапан из корпуса усилителя. Демонтаж клапана
  3. Надеваем на штуцер клапана грушу и сдавливаем её. При рабочем клапане груша останется сжатой. В противном случае проверяемый элемент нуждается в замене. Проверка клапана

Видео: проверка вакуумного усилителя тормозов на «классике»

Ремонт вакуумного усилителя ВАЗ 2106

ВУТ классических «Жигулей» считается неразборным узлом, который не подлежит ремонту. Но далеко не каждый владелец «Жигулей» готов отдать за новый механизм порядка 1,5 тыс. руб. Поэтому ремонт усилителя является актуальной темой.

Как снять

Из инструментов понадобятся:

  • головка на 13 с удлинителем;
  • плоская отвёртка.

Демонтаж выполняем в такой последовательности:

  1. В салоне отвёрткой поддеваем и снимаем со штифта фиксатор, который соединяет толкатель с тормозной педалью. Снятие фиксатора
  2. Снимаем сам штифт. Демонтаж штифта
  3. Отворачиваем крепёж усилителя к моторному щиту. Крепление усилителя
  4. Откручиваем крепление и снимаем ГТЦ. Демонтаж ГТЦ
  5. Зацепляем отвёрткой штуцер клапана и вынимаем его из корпуса устройства вместе со шлангом. Снятие клапана и шланга
  6. Демонтируем ВУТ с машины. Снятие усилителя

Как разобрать и отремонтировать

Для разборки и ремонта механизма потребуются:

  • мощная шлицевая отвёртка;
  • тиски;
  • ремкомплект усилителя.

Последовательность действий такова:

  1. Зажимаем вакуумный усилитель за шток в тисках. Фиксация штока
  2. Отвёрткой отжимаем загибы, посредством которых удерживаются половины корпуса. Разборка корпуса
  3. Придерживаем внешнюю часть корпуса, поскольку она распирается пружиной, и снимаем крышку усилителя.
  4. Демонтируем все внутренние элементы ВУТ. Детали усилителя
  5. Производим замену резиновых изделий, устанавливая новые элементы из ремкомплекта. Ремкомплект ВУТ
  6. Собираем узел в обратном порядке.

Во время сборки усилителя нужно следить, чтобы диафрагма равномерно легла в половину корпуса и хорошо прижималась другой частью. В противном случае механизм будет подсасывать воздух.

Видео: замена диафрагмы усилителя тормозов на примере ВАЗ 2103

Как отрегулировать

Перед монтажом вакуумника на штатное место его нужно отрегулировать, поскольку шток должен выступать на 1–1,5 мм относительно корпуса механизма . Для проведения процедуры понадобятся:

  • штангенциркуль;
  • рожковый ключ на 8;
  • пассатижи.

Процесс регулировки состоит из следующих шагов:

  1. Пассатижами удерживаем шток немного ниже головки. Регулировка штока
  2. Ключом проворачиваем шток, добиваясь необходимых значений. Выступ штока

Как установить

Перед монтажом усилителя проверяем состояние уплотнительного элемента и если он пришёл в негодность, меняем его на новый. Сборку производим в таком порядке:

  1. Помещаем вакуумник на штатное место и заворачиваем крепление из салона.
  2. Соединяем тормозную педаль с рычагом ВУТ, вставив и законтрив палец фиксатором.
  3. Монтируем ГТЦ к корпусу усилителя.
  4. Вставляем клапан с патрубком в соответствующее отверстие ВУТ.
Видео: как заменить ВУТ на «Жигулях»

Какой усилитель тормозов можно поставить на ВАЗ 2106

Тормоза «шестёрки» по сравнению с более современными моделями ВАЗ менее информативные. Для уверенного торможения приходится прилагать усилие к педали тормоза даже при рабочем вакуумном усилителе. Поэтому многие владельцы классических «Жигулей» устанавливают на свои авто вместо штатного ВУТ изделия от ВАЗ 21214, ВАЗ 2110 и даже от ВАЗ 2108.

ВУТ от другой модели

Оснащение машины таким устройством делает педаль более мягкой, а торможение эффективным. Для установки механизма на ВАЗ 2106 потребуются некоторые доработки. Сводятся они, как правило, к изготовлению металлического кронштейна, который крепится одной стороной к моторному щиту, а другой к вакуумнику.

Кронштейн вакуумника

При возникновении проблем с усилителем тормозов его ремонт либо замена может показаться нелёгкой процедурой. В действительности конструкция механизма является несложной, как и ремонтные работы с ним. После подготовки минимального перечня инструментов и ознакомления с пошаговыми инструкциями, восстановить работоспособность узла не составит большого труда.

Читайте также: