Рулевое управление маз 5336 схема

Обновлено: 01.05.2024

Рулевое управление маз 5336 схема

ЗАПЧАСТИ И СБОРОЧНЫЕ ДЕТАЛИ

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ ____________________



Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

Рулевое управление Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Рулевое управление автомобиля Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337— один из наиболее ответственных механизмов. Повышение грузоподъемности и интенсивности эксплуатации повышает требования к рулевым управлениям автомобилей.

Рулевое управление должно обеспечивать легкость и четкость управления, сохранение заданного направления движения и обладать высокой надежностью и долговечностью.

Рулевое управление автомобилей Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 обладает высоким коэффициентом полезного действия и снабжено гидроусилителем (ГУР) руля и телескопической рулевой колонкой с рулевым колесом.

Рулевое управление Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 установлено в передней части автомобиля на левой продольной балке рамы, что обеспечивает хороший доступ к механизмам для их осмотра и обслуживания.

Рулевая колонка Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Рулевая колонка Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 состоит из шлицевого полого вала, рулевого колеса и корпуса рулевой колонки с креплением, обеспечивающим надежное пользование рулевым приводом при управлении автомобилем во время движения и при опрокидывании кабины на стоянке.

С рулевым механизмом колонка соединена с помощью кардана.

В качестве крестовины кардана рулевой колонки Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 использована крестовина карданного вала автомобилей АЗЛК. Игольчатые подшипники крестовины смазывают через угловую масленку, ввернутую в крестовину.

Смазку нагнетать до появления ее из сапуна, установленного в центре крестовины.

Разрезные вилки шарнира установлены на шпонке и стянуты болтом, ввернутым в тело вилки.

Применение телескопической рулевой колонки Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, имеющей шлицевое соединение с валом, позволяет сохранить практически неизменное положение рулевого колеса относительно сиденья водителя при откидывании кабины.

Шлицевое (скользящее) соединение вала рулевого механизма смазывают при сборке колонки и сезонно.

Шлицы обеспечивают растягивание (увеличение длины) рулевой колонки при опрокидывании кабины относительно передних точек крепления.

Для обеспечения плавного вращения вал рулевой колонки Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 установлен в бронзовой втулке 23, смазываемой с помощью масленки 22 (рис. 31), и в фторопластовой втулке 17, не требующей смазки.

Осевой зазор вала рулевой колонки в пределах 0,5 мм устанавливается с помощью гайки 24, которая крепится стопорной втулкой 6.

Рулевое колесо закреплено на конусном конце вала с помощью гайки 2, затягиваемой до отказа.

На рулевой колонке смонтирована кнопка звукового сигнала, расположенного в центре рулевого колеса, и переключатель указателей поворота.


Рис. 31. Рулевая колонка Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — шпонка; 2 — гайка; 3 — рулевое колесо; 4 — упорная шайба; 5 — вал колонки; 6 — стопорная втулка; 7 — стопорный винт; 8 — корпус; 9 — обойма уплотнительная; 10 — контактное кольцо; 11 — болт крепления вилки шарнира; 12 — вилки; 13 — крестовина; 14 — игольчатый подшипник; 15 — шпонка вилки шарнира; 16 — переходник; 17 — фторопластовая втулка; 18 — шлицевая втулка; 19 — кожух колонки; 20 — ушко верхнего крепления колонки; 21 — уплотнительное кольцо; 22 — масленка; 23 — бронзовая втулка; 24 — регулировочная гайка.

Техническое обслуживание рулевой колонки Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

В процессе эксплуатации в результате износа упорных шайб 4 (см. рис. 31) может возникнуть повышенный осевой люфт вала рулевого колеса относительно рулевой колонки, который проверяют при ТО-2 путем покачивания рулевого колеса обеими руками вдоль оси рулевой колонки.

Для устранения осевого люфта вала рулевой колонки Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 нужно:

- отвернуть винты крепления и снять декоративные кожухи рулевой колонки;

- отвернуть стопорный винт 7 и переместить втулку 6 до полного выхода ее шлиц из зацепления со шлицами корпуса 8;

- вращать регулировочную гайку 24 (через втулку 6) до упора ее в торец ступицы рулевого колеса, а затем отвернуть ее до совпадения впадин шлиц втулки 6 с выступами шлиц корпуса 8, переместить втулку 6 вниз по шлицам до упора;

- отсоединить вилку 12 кардана от вала рулевого механизма и вращением рулевого колеса убедиться в отсутствии заеданий;

- зафиксировать шлицевую втулку 6 винтом 7, присоединить вилку кардана к валу рулевого механизма;

- проверить отсутствие люфта вала рулевого колеса относительно рулевой колонки.

Рулевой механизм Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Рулевой механизм Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 (рис. 32) состоит из винта 18 и шариковой гайки-рейки 16, находящейся в зацеплении с зубчатым сектором 1.

Вращательное движение винта механизма преобразуется в прямолинейное возвратно-поступательное движение гайки-рейки.

Полукруглые винтовые канавки на винте и гайке-рейке образуют винтовой канал, который заполняется при сборке механизма 102 шариками высокой точности (разность диаметра шариков не более 0,002 мм).

Для создания замкнутой системы качения шариков в гайку-рейку вставлены штампованные направляющие, состоящие из двух половинок.

При помощи этих направляющих созданы два замкнутых потока шариков.


Рис. 32. Рулевой механизм Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — сектор; 2 — сальник; 3 — игольчатый подшипник; 4 — боковая крышка; 5 — пробка сливного отверстия; 6 — регулировочный винт; 7 — штифт; 8 — стопорная пластина; 9 — регулировочная гайка; 10 — нижняя крышка; 11 — резиновое кольцо; 12 — уплотнительная шайба; 13 — прокладка; 14 — подшипник; 15 — картер; 16 гайка-рейка; 17 — шарик; 18 — винт; 19 — пробка заливного отверстия; 20 — подшипник; 21 — сальник.

Винт и гайка-рейка подобраны из деталей одной размерной группы по величине радиального зазора.

Точность сборки шарикового винта контролируется по величине крутящего момента, необходимого для проворачивания гайки на винте. Величина этого момента обычно не превышает 12—14 кГсм.

Если поставить винт в вертикальное положение, то гайка должна вращаться на винте от легкого толчка рукой.

Высокая точность изготовления деталей и подбор их при сборке обеспечивают легкое и плавное вращение гайки-рейки на винте.

Профиль резьбовой канавки на винте и гайке имеет четырехточечный контакт в винтовом канале передачи.

Благодаря применению четырехточечного контакта зазоры в соединении винта с гайкой остаются практически постоянными независимо от направления усилия и изменения его величины.

Комплектность деталей, принятую при заводской сборке (винт, гайка-рейка, шарики), нарушать не разрешается.

Винт 18 рулевого механизма Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 установлен в картере на двух сферических подшипниках 20, которые можно регулировать при помощи гайки 9.

Эта гайка для предохранения от самоотвертывания контрится штифтом 7 и стопорной пластиной 8.

Рабочая часть винта имеет бочкообразную форму: в средней части винт на длине 40 мм имеет постоянный диаметр с постепенным уменьшением его к краям на 0,05 мм.

Сектор рулевого механизма Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 установлен в картере на трех игольчатых подшипниках.

Осевое положение вала сектора определяется регулировочным винтом 6, головка которого входит в отверстие вала сектора рулевого механизма и удерживается в нем с помощью гайки.

Регулировочный винт 6 в сборе с валом сектора ввернут в боковую крышку 4 картера и закреплен контргайкой. Сектор имеет пять зубьев с переменной по длине толщиной.

Средний зуб сектора входит в среднюю впадину гайки-рейки. Толщина этого зуба сектора несколько увеличена по сравнению с толщиной остальных зубьев.

На торце вала сектора нанесена метка для правильной установки рулевой сошки Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337. При сборке метки рулевой сошки и торца вала сектора должны быть совмещены.

При правильной установке сектора относительно гайки-рейки полный угол поворота рулевой сошки (пять оборотов рулевого колеса) должен быть 80° (не менее 40° в каждую сторону от среднего положения, которое определяется по совпадению меток на торцах вала сектора и картере рулевого механизма).

Техническое обслуживание рулевого механизма Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Техническое обслуживание рулевого механизма Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 заключается в периодической проверке и подтяжке креплений, смазке согласно карте смазки, проверке герметичности всех уплотнений.

Для смазки рулевого механизма применять только чистое масло. Инвентарь, применяемый для заправки масла, должен быть совершенно чист, а место для заливки масла на картере — тщательно очищено от грязи.

При смене масла обращать внимание на степень загрязненности сливаемого масла и при необходимости промыть картер свежим маслом.

При сливе масла из картера рулевого механизма Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 рекомендуется подставлять небольшой противень, чтобы грязное масло не попало на гидроусилитель.

Уровень смазки в картере должен быть на 20—25 мм ниже кромки отверстия для заливки.

Регулировка рулевого механизма включает регулировку подшипников винта и регулировку зацепления зубчатого сектора и гайки-рейки.

Регулировку рулевого механизма Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 следует начинать с подшипников винта в следующей последовательности:

- снять рулевой механизм;

- снять сошку, отвернув болты крепления крышки сектора, вынуть сектор в сборе с крышкой;

- снять стопорную пластину 8 (рис.32) и с помощью гайки 9 установить небольшой натяг в подшипниках винта. После регулировки момент для проворачивания винта должен быть 12—25 кГсм;

- после установки сектора и регулировки зацепления гайки-рейки с сектором момент, необходимый для проворачивания винта в среднем положении, должен быть 13—35 кГсм.

Прежде чем приступить к регулировке зацепления сектора с гайкой-рейкой, следует проверить осевой люфт регулировочного винта в вале сектора, который не должен превышать 0,1 мм.

Если осевой люфт больше допустимого, снять боковую крышку 4, вынуть сектор и, удалив сварку па запорной гайке, ввертыванием ее довести осевой люфт регулировочного винта до 0,06 мм.

Запорная гайка стопорится приваркой ее к сектору в одной точке диаметром 4 мм.

Зацепление сектора с гайкой-рейкой в рулевом механизме Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 регулировать в следующей последовательности:

- подсоединить крышку 4 и вращать регулировочный винт 6 по часовой стрелке, до упора, чтобы зазор зацепления был доведен до нуля;

- измерить момент, необходимый для проворачивания винта, с помощью динамометрического ключа.

Указанный момент около среднего положения должен быть 13—35 кГсм.

В случае необходимости вращением регулировочного винта довести момент до указанной величины. При этом свободный ход винта не должен превышать 6° при неподвижной рулевой сошке Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337.

По окончании регулировки законтрить регулировочный винт контргайкой.

После проведения регулировочных работ рулевой механизм установить на автомобиль и, подсоединив его к рулевой колонке и гидроусилителю, проверить работу рулевого управления в целом.

При правильно отрегулированном рулевом управлении усилие на ободе рулевого колеса должно быть не более 20 кГ при ненагруженном автомобиле и при работающем двигателе, а свободный ход рулевого колеса не более 10—15°.

Рулевое управление маз 5336 схема

Рулевое управление включает в себя рулевой механизм 10 (рис. 1) с встроенным распределителем, колонку 2, рулевое колесо 1, силовой цилиндр 9, насос 3, масляный бак 4, а также шланги.

Для диагностирования работы гидросистемы рулевого управления нужно помнить следующее:

- при прохождении нейтрального положения золотником (поворот рулевого колеса влево - вправо от среднего положения) и температуре рабочей жидкости (50± 5)°С давление в напорной магистрали не должно превышать 0,3 МПа (3 кгс/см 2 );

Схема компоновки рулевого управления МАЗ

- при частоте вращения коленчатого вала 1500 мин 1 и крайнем (левом или правом) положении управляемых колес максимальное давление в напорной магистрали не должно превышать 11 МПа (110 кгс/см 2 ).

Ось наружной поверхности вкладышей 12 смещена относительно оси отверстия подшипников 13 на величину эксцентриситета «h», что дает возможность регулировать зубчатое зацепление поворотом вкладышей 12.

Регулировка натяга подшипников 1 осуществляется с помощью прокладок 9.

Рулевой механизм МАЗ

Рулевой механизм со встроенным распределителем и клапаном ограничения давления рабочей жидкости показан на рис. 2.

На автомобилях возможна установка рулевого механизма (рис. 3).

Распределитель гидроусилителя руля — золотникового типа, встроен в рулевой механизм.

В корпусе 6 (рис. 4) золотника имеется три кольцевые расточки C, E, D.

Средняя кольцевая расточка Е соединена с каналом «В» для подвода рабочей жидкости от насоса, а крайние С и D — с каналом А для отвода жидкости на слив.

В трех реактивных камерах корпуса б золотника свободно, с возможностью осевого перемещения, размещены плунжеры 25.

Распределитель гидроусилителя руля МАЗ

В центральном отверстии корпуса установлен золотник 26, закрепленный упорными подшипниками 4 и 11 на втулке 12, которая шлицами соединена без бокового зазора с винтом 28 рулевого механизма с возможностью осевого перемещения, а винтовым соединением с входным валом 18.

Шлицевое соединение входного вала 18 и винта 28 выполнено с зазором n.

Зазор выбирают из условия обеспечения полного хода золотника.

Кроме того, входной вал 18 соединен торсионом 20 с винтом 28 рулевого механизма.

В канал средней кольцевой расточки Е ввернут обратный клапан 7.

Работает гидроусилитель руля следующим образом.

При прямолинейном движении автомобиля золотник 5 (рис. 5) занимает нейтральное положение и рабочая жидкость от насоса 18 поступает к средней кольцевой расточке Е (см. рис. 4) корпуса золотника по маслопроводу 11 (см. рис. 5) и через крайние расточки С и D (см. рис. 4) — на слив по маслопроводу 13 (см. рис. 5), заполняя при этом реактивные камеры между плунжерами 6 и через каналы К и Г (см. рис. 4) в корпусе по маслопроводам 8 (см.рис. 5) и 12 — полости силового цилиндра 17.

Схема работы гидроусилителя руля МАЗ

При повороте рулевого колеса против часовой стрелки и, следовательно входного вала 1, благодаря винтовому соединению втулка 3 с закрепленным на ней золотником 5, по шлицам вала 7 перемещается в осевом направлении вверх.

В начальный момент смещения, когда давление в системе незначительно, усилие на рулевом колесе в основном создается торсионом 2, который непосредственно воздействует на входной вал 1.

Винтовое соединение при этом перемещает золотник и практически не нагружается.

При смещении золотника, величина которого ограничена зазором n в шлицевом соединении, прекращается доступ рабочей жидкости к кольцевой расточке С (см. рис. 4).

Рабочая жидкость от насоса подается к средней расточке Е, а затем через канал К в корпусе и маслопровод 12 (см. рис. 5) поступает в подпоршневую полость силового цилиндра 17, в результате чего поршень 19 со штоком 16 перемещаются, поворачивая по часовой стрелке вал сектора с рулевой сошкой 14, и через рулевую продольную тягу 15 поворачивает управляемые колеса влево.

Из штоковой полости силового цилиндра рабочая жидкость по маслопроводу 8 и каналу Е (см. рис. 4) в корпусе поступает в кольцевую расточку D и далее по маслопроводу 13 (см. рис. 5) в масляный бачок 10.

При повороте рулевого колеса по часовой стрелке втулка 3 с золотником 5 перемещается вниз.

Подвод рабочей жидкости к кольцевой расточке D (см. рис. 4) прекращается.

Рабочая жидкость от насоса поступает в среднюю расточку Е и далее по каналу F и маслопроводу 8 (см. рис. 5) в штоковую полость цилиндра.

Поршень со штоком перемещаются, поворачивая против часовой стрелки рулевую сошку 14, и через продольную тягу поворачивает управляемые колеса вправо.

Из подпоршневой полости цилиндра рабочая жидкость по маслопроводу 12 и каналу К (см. рис. 4) в корпусе поступает в кольцевую расточку С и далее по маслопроводу 13 (см. рис. 5) в масляный бак.

При увеличении момента сопротивления повороту управляемых колеc увеличивается давление рабочей жидкости в системе и, следовательно, в реактивных камерах, что вызывает пропорциональное увеличение усилия на рулевом колесе.

Таким образом, у водителя создается «чувство дороги».

При снятии усилия с рулевого колеса торсион 2 и плунжеры 6 возвращают золотник в нейтральное положение.

При неработающем насосе или недостаточной эффективности гидроусилителя выбирается зазор n в шлицевом соединении входного вала 1 с валом 7 и усилие от рулевого колеса передается как в рулевом управлении без усилителя.

При этом обратный клапан 9 перепускает рабочую жидкость из одной полости силового цилиндра в другую.

Возможные неисправности рулевого управления и методы их устранения

Неисправность Методы устранения

Повышенное усилие на рулевом колесе при правом и левом повороте:

Пониженный уровень масла в бачке - Открыть бачок и при работающем двигателе наполнить его маслом минимум до верхней отметки на щупе. Проверить систему на герметичность и в случае необходимости устранить повреждения

В гидравлической системе имеется воздух - Проверить всасывающий патрубок и уплотнение вала насоса на герметичность. Удалить воздух из гидравлической системы рулевого управления и долить масло

Повреждено уплотнение поршня силового цилиндра - Заменить уплотнение поршня силового цилиндра и при необходимости подтянуть гайку крепления поршня на штоке

Нарушена работоспособность клапана расхода и давления насоса (попадание посторонних частиц под шарик или между плунжером и корпусом клапана расхода и давления) - Извлечь подпружиненный плунжер из насоса, разобрать, промыть и проверить. Подклинивание плунжера в корпусе насоса не допускается

Не возвращается плунжер клапана ограничения давления после поворота управляемых колес в крайнее левое или правое положение - Снять клапан ограничения давления промыть, очистить, устранить подклинившие плунжера

Плохая управляемость автомобиля при движении прямо:

Пониженный уровень масла в бачке - Заполнить бачок маслом до верхней метки, при заведенном двигателе

При нормальном уровне масла, воздух попадает в систему - Устранить подсос воздуха и прокачать гидросистему

Ослаблено крепление самого рулевого механизма или ослаблено крепление стремянок рессор - Проверить и устранить неисправность

Нарушено схождение колес - Отрегулировать схождение

Повышенный люфт вала рулевого механизма - Отрегулировать натяг подшипников винта и зазор в зацеплении

Радиальный люфт в карданном вале рулевой колонки - Заменить карданный вал

Большое усилие на рулевом колесе при повышенных скоростях вращения:

Нарушена работоспособность клапана расхода и давления - Извлечь плунжер из насоса, разобрать, промыть и проверить

Насос не обеспечивает достаточную подачу масла из-за износа деталей - Заменить насос

Вибрация на рулевом колесе в движении:

Неуравновешенность управляемых колес или тормозных барабанов - Отбалансировать или заменить управляемые колеса и тормозные барабаны

Самопроизвольный поворот управляемых колес в крайнее положение:

Повышенный шум при работе насоса:

Пониженный уровень масла в бачке

Воздух в масле - Наполнить бачок маслом

Проверить всасывающий патрубок и уплотнение вала насоса на герметичность.

5.1. Рулевое управление. Устройство. Рулевой механизм с встроенным распределителем.

Рулевое управление включает в себя рулевой механизм 10 (рис.78) с встроенным распределителем, колонку 2, рулевое колесо 1, силовой цилиндр 9, насос 3, масляный бак 4, а также шланги.

Рулевой механизм с встроенным распределителем. Рулевой механизм (рис.79) состоит из винта 2 и шариковой гайки-рейки 4, находящихся в зацеплении с зубчатым сектором 8. Полукруглые резьбовые канавки на винте 2 и гайке-рейке 4 образуют спиральный канал, который заполняется при сборке руля шариками высокой точности 5. Комплектность деталей, принятую при заводской сборке (винт, гайка-рейка, шарики), нарушать не разрешается.
Зубчатый сектор 8 установлен в подшипниках скольжения 13, запрессованных в эксцентричные втулки 12 с рядом отверстий 11 на торцах. Ось наружной поверхности втулок 12 смещена относительно оси отверстия подшипников 13 на величину эксцентриситета «h», что даёт возможность регулировать зубчатое зацепление поворотом втулок 12. Регулировка натяга подшипников 1 осуществляется с помощью прокладок 9.
Распределитель гидроусилителя руля - золотникового типа, встроен в рулевой механизм. В корпусе 6 (рис.80) золотника 26 имеются три кольцевых расточки C, E, D. Средняя расточка Е соединяется с каналом В для подвода рабочей жидкости от насоса, а крайние С и D - с каналам А для отвода жидкости на слив. В трёх реактивных камерах корпуса 6 свободно с возможностью осевого перемещения размещены плунжеры 25.
В центральном отверстии корпуса установлен золотник 26, закреплённый упорными подшипниками 4 и 11 на втулке 12, которая шлицами соединена без бокового зазора с винтом 28 рулевого механизма с возможностью осевого
перемещения, а винтовым соединением с входным валом 18. Шлицевое соединение вала 18 и винта 28 выполнено с зазором. Зазор выбирают из условия обеспечения полного хода золотника. Кроме того, входной вал 18 соединён торсионом 20 с винтом 28 рулевого механизма. В канал средней расточки Е ввёрнут обратный клапан 7.

При прямолинейном движении автомобиля золотник (рис.80,1) занимает нейтральное положение и рабочая жидкость от насоса 18 поступает к средней расточке Е (см.рис.80) корпуса золотника по маслопроводу 11 (см.рис.81,1) и через крайние расточки С и D(см.рис.80) на слив по маслопроводу 13 (см.рис.81,1), заполняя при этом реактивные камеры между плунжерами 6 и через каналы К и F (см.рис.80) в корпусе по трубопроводам 8 и 12 (см.рис.81,1) полости силового цилиндра 17.
При повороте рулевого колеса против часовой стрелки и, следовательно, входного вала 1 (рис.81,ΙΙ) благодаря винтовому соединению втулка с закреплённым на ней золотником 5 по шлицам вала 7 перемещается в осевом направлении вверх. В начальный момент смещения, когда давление в системе незначительно, усилие на рулевом колесе в основном создаётся торсионом 2, который непосредственно воздействует на вал 1. Винтовое соединение при этом перемещает золотник и практически не нагружается. При смещении золотника, величина которого ограничена зазорам, в шлицевом соединении, прекращается доступ рабочей жидкости к кольцевой расточке С (см.рис.80). Рабочая жидкость от насоса подаётся к средней расточке Е, в затем через канал К в корпусе и трубопровод 12 (см.рис.81.ІІ) поступает в подпоршневую полость силового цилиндра 17, в результате его поршень 19 со штоком 16 перемещается, поворачивается по часовой стрелке вал сектора с сошкой 4, и через продольную тягу 15 поворачивает управляемые колёса влево. Из штоковой полости силового цилиндра рабочая жидкость по маслопроводу 8 и каналу Г (см.рис.80) в корпусе поступает в кольцевую расточку D и далее по маслопроводу 13 (см.рис.81,ΙΙ) в масляный бак 10.
При повороте рулевого колеса по часовой стрелке втулка 3 (см.рис.81.ΙΙΙ) с золотником 5 перемещается вниз. Подвод рабочей жидкости к кольцевой расточке D (см.рис.80) прекращается. Рабочая жидкость от насоса поступает в среднюю расточку Е в далее по каналу F и маслопроводу 8 (см.рис.81.ΙΙΙ) в штоковую полость цилиндра. Поршень со штоком перемещается, поворачивая против часовой стрелки сошку 14, и через продольную тягу поворачивает управляемые колёса вправо. Из подпоршневой полости цилиндра рабочая жидкость по маслопроводу 12 и каналу К (см.рис.80) в корпусе поступает в кольцевую расточку С и далее по маслопроводу 13 (см.рис.81.ΙΙΙ) в маслянный бак.
При увеличении момента сопротивления повороту управляемых колёс увеличивается давление рабочей жидкости в системе и, следовательно, в реактивных камерах, что вызывает пропорциональное увеличение усилия на рулевом колесе. Таким образом, у водителя создаётся «чувство дороги». При снятии усилия с рулевого колеса, торсион 2 и плунжеры 6 возвращают золотник в нейтральное положение.
При неработающем насосе или недостаточной эффективности гидроусилителя выбирается зазор «n» в шлицевом соединении вала 1 с валом 7 и усилие от рулевого колеса передаётся как в ручном управлении без усилителя. При этом обратный клапан 9 перепускает рабочую жидкость из одной полости силового цилиндра в другую.

Рулевое управление автомобиля МАЗ

Рулевое управление включает в себя рулевой механизм с встроенным распределителем, колонку, рулевое колесо, силовой цилиндр, насос, масляный бак, а также шланги.

Рулевой механизм с встроенным распределителем и клапаном ограничения давления рабочей жидкости показан на рисунке 45.

Ось наружной поверхности вкладышей 8, 15 смещена относительно ося отверстия подшипников 11 на величину эксцентриситета "h", что дает возможность регулировать зубчатое зацепление поворотом вкладышей 8, 15.

Регулировка натяга подшипников 29 осуществляется с помощью прокладок 1.

Распределитель гидроусилителя руля - золотникового типа, встроен в рулевой механизм.

Уход за рулевым управлением и его регулировка

Уход за рулевым механизмом заключается в периодической проверке и подтяжке креплений, а также проверке герметичности всех уплотнений. Регулировка натяжения ремней привода насоса на автомобилях с двигателем ЯМЗ осуществляется винтом. При правильном натяжении прогиб в средней части ремня под усилием 39 Н (4 кгс) должен быть в пределах 10-15 мм. После регулировки винт законтрить гайкой.

Рисунок 45. Рулевой механизм

1 - регулировочные прокладки; 2 - винт; 3 - гайка-рейка; 4 - корпус 5 - распределитель; 6 - канал; 7 - сектор; 8. 15 - эксцентриковые вкладыши; 9 - штифт; 10. 16. 28 - крышка; 11. 29 - подшипники; 12 -отверстие; 13 - клапан ограничения давления; 14 - кольцевая расточка; 17. 27 - боковая грань; 18, 26 - ролик; 19, 25 - рычаг; 20 - шток; 21 - гайка; 22 - пробка; 23 - корпус; 24 - контргайка; 30 - пробка

При смене масла в гидросистеме, которая производится при ремонте, следует поднять переднюю ось автомобиля. Для слива масла из системы:

- отвернуть заливную пробку и сливную пробку масляного бака, слить масло из бачка и промыть фильтр и бачок дизельным топливом;

- слить масло из картера рулевого механизма, для чего отвернуть пробку 30 (рисунок 45);

- отсоединить от распределителя трубопроводы гидроцилиндра и опустить их в емкость и, медленно поворачивая рулевое колесо вправо и влево до упора, слить масло из гидроцилиндра.

При заливке масла полностью удалить воздух из системы. Для этого залить масло в бачок и медленно повернуть рулевое колесо два раза до упора вправо и влево, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из масла в бачке. Произвести доливку масла при необходимости. Фильтр масляного бачка при установке двигателя MAN заменить после обкатки, а в дальнейшем менять после каждых 30000 км пробега.

Регулировка рулевого механизма

Регулировка рулевого механизма включает регулировку подшипников винта и регулировку зацепления зубчатого сектора и гайки - рейки. Регулировку механизма следует начинать с подшипников винта в такой последовательности:

- снять рулевой механизм:

- слить рабочую жидкость из рулевого механизма, отвернув сливную пробку:

- закрепить рулевой механизм в тисках и проушины корпуса в горизонтальном положении вверх сектором;

- поворотом входного вала (рисунок 45) установить гайкурейку 3 и сектор 7 в одно из крайних положений (левое или правое);

- определить момент, необходимый для проворачивания входного вала по направлению из крайнего положения в среднее (примерно на угол 30°). если момент меньше 0,9 Н.м, необходимо отрегулировать натяг в подшипниках 29, уменьшив количество прокладок 1.

После регулировки момент, необходимый для проворачивания входного вала, должен находиться в пределах 0.9- 1,5 Н.м (0,10-0,15 кгс.м). Для проверки наличия люфта в зубчатом зацеплении нужно вращением входного вала установить гайку-рейку и зубчатый сектор в среднее положение (полное число оборотов входного вала делится пополам), установить сошку на вал сектора 7. Покачиванием сошки в обе стороны определить наличие люфта (при наличии люфта слышен стук в зубчатом зацеплении и, кроме того, вал сектора поворачивается, а входной вал неподвижен). Наличие люфта можно также определить поворотом входного вала влево и вправо до начала закрутки торсиона, застопорив при этом вал сектора.

Для регулировки зубчатого зацепления необходимо снять крышки 10 и 16 и повернуть вкладыши 8, 15 по часовой стрелке на один и тот же угол (если смотреть со стороны вала сектора) так, чтобы исключить зазор в зубчатом зацеплении. Установку крышек 10 и 16 производить таким образом, чтобы штифты 9 вошли в отверстия во вкладышах 8, 15, расположенных в одной диаметральной плоскости с резьбовыми отверстиями в корпусе под крепление крышек. При незначительном несовпадении отверстий с резьбовыми отверстиями корпуса вкладыши 8, 15 повернуть в ту или другую сторону до совпадения вышеуказанных отверстий, обратив при этом внимание на отсутствие зазора в зубчатом зацеплении. Штифты 9 должны располагаться друг против друга по одной линии.

После регулировки крышки 10, 16 при установке можно повернуть на 90, 180 и 270 градусов относительно первоначального положения.

После установки крышек момент, необходимый для проворачивания входного вала в среднем положении, должен быть в пределах 2,9 - 4,5 Н.м (0,29 - 0,45 кгс.м).

После проведения регулировочных работ рулевой механизм установить на автомобиль и, подсоединив его к рулевой колонке и гидроцилиндру, проверьте работу рулевого управления.

Регулировка углов поворота сектора 7 (рисунок 45), при которых происходит срабатывание клапана ограничения давления 13, осуществляется непосредственно на автомобиле следующим образом:

Для увеличения углов поворота сектора 7 и, следовательно, управляемых колес влево до заданной величины, необходимо отвернуть контргайку 24 до выхода из соприкосновения с корпусом 23, и поворачивать пробку 22 против часовой стрелки, при этом гайка 21 со штоком 20 и рычагом 19 будет перемещаться вниз, обеспечивая удаление ролика 18 от боковой грани 17 сектора 7.

После проведения регулировки контргайку 24 завернуть, придерживая от поворота пробку 22.

Для уменьшения углов поворота сектора 7 и, следовательно, управляемых колес до заданной величины влево, необходимо отвернуть контргайку 24 до выхода из соприкосновения с корпусом 23 и, поворачивать пробку 22 по часовой стрелке, при этом гайка 21 со штоком 20 и рычагом 19 будут перемещаться вверх, обеспечивая приближение ролика 18 к боковой грани 17 сектора 7.

После проведения регулировки контргайку 24 завернуть, придерживая от проворота пробку 22.

Для увеличения или уменьшения угла поворота сектора и, следовательно, управляемых колес до заданной величины вправо аналогичной регулировкой ролик 26 с рычагом 25 удаляется или приближается к грани 27 сектора 7.

Регулировка рулевой колонки по углу наклона и высоте осуществляется при нажатии на педаль 8 (рисунок 46).

В начальный момент нажатия на педаль выходит из зацепления рейка 4 и обеспечивается регулировка положения рулевого колеса только по углу наклона.При перемещении педали на полный ход выходит из зацепления и рейка 2, при этом обеспечивается регулировка положения рулевого колеса по углу наклона и высоте.

После установки рулевой колонки в удобное положение рулевого колеса педаль отпустить.

Роль травмобезопасного устройства выполняет зубчатое зацепление рейки 4 и сектора 5. При воздействии на рулевое колесо зубья зубчатого зацепления срезаются.

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт


Автомобили ГАЗ


Автомобили ЗИЛ


Автомобили КАМАЗ


Автомобили МАЗ


Автомобили КРАЗ


Автомобили УРАЛ

Гидроусилитель рулевого управления автомобилей Маз-5551, 5335

Гидроусилитель руля (ГУР) Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 (рис. 33) представляет собой агрегат, состоящий из распределителя и силового цилиндра в сборе.

В гидросистему гидроусилителя входит шестеренчатый насос НШ-10, установленный на двигателе автомобиля, бачок для масла и трубопроводы.


Рис. 33. Гидроусилитель рулевого управления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — силовой цилиндр; 2 — шток; 3 — нагнетательный трубопровод; 4 — поршень; 5 — пробка; 6 — корпус шаровых шарниров; 7 — регулировочная гайка люфта шарового шарнира продольной тяги; 8 — толкатель; 9 — шаровой палец продольной тяги; 10 — шаровой палец рулевой сошки; 11 — сливной трубопровод; 12 — крышка; 13 — корпус распределителя; 14 — фланец; 15 — трубопровод к надпоршневой полости силового цилиндра; 16 — хомут крепления уплотнителя; 17 — трубопровод к поршневой полости силового цилиндра; 18 — масленка; 19 — штифты фиксации сухарей; 20 — стопорный винт; 21 — крышка силового цилиндра; 22 — винт; 23 — внутренняя шайба крепления чехла; 24 — головка штока; 25 — шплинт; 26 — штуцер сливной магистрали; 27 — штуцер нагнетательной магистрали; 28 — держатель шлангов; 29 — регулировочная пробка люфта шарового шарнира рулевой сошки; 30 — золотник; 31 — пробка; 32 — пробка золотника; 33 — стяжной болт; 34 — соединительный канал; 35 — обратный клапан; 36 — стакан.

Распределитель ГУРа Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 состоит из корпуса 13 и золотника 30. Цапфы золотника уплотнены резиновыми кольцами круглого сечения — одна непосредственно в корпусе, другая в пробке 32, вставленной в корпус и закрытой крышкой 12.

На внутренней поверхности корпуса золотника имеются три кольцевые канавки.

Крайние из них сообщены каналом между собой и с нагнетательной магистралью насоса, средняя — через сливную магистраль с бачком насоса.

На поверхности золотника имеются две кольцевые канавки, сообщенные соединительными каналами 34 с замкнутыми объемами, называемыми реактивными камерами.

Корпус золотника прикреплен к фланцу корпуса 6 шарниров ГУР Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337. В корпусе 6 размещены два шаровых пальца — 10, к которому закреплена рулевая сошка, и 9, соединенный с продольной рулевой тягой. Оба пальца зажаты между сферическими сухарями пробкой 29 и регулировочной гайкой 7 посредством пружин.

Затяжка сухарей ограничивается толкателями 8. От попадания грязи внутрь шарниры предохранены резиновыми уплотнителями, закрепленными на кожухе хомутами.

Пальцы в определенных пределах могут поворачиваться в сухарях, которые удерживаются от вращения штифтами 19, входящими в пазы сухарей.

Палец 10 рулевой сошки закреплен в стакане 36, который может перемещаться в корпусе 6 в осевом направлении в пределах 4 мм.

Это перемещение ограничивается буртиком пробки 29, завернутой в стакан. Буртик в крайних положениях упирается в торец корпуса 13 распределителя и в торец корпуса 6 шаровых шарниров.

Вместе со стаканом 36 перемещается и золотник 30, так как он связан с ним жестко при помощи болта и гайки.

Силовой цилиндр 1 соединен с другим концом корпуса 6 шарниров при помощи резьбового соединения и законтрен гайкой. В цилиндре перемещается поршень 4, связанный гайкой со штоком 2.

Поршень уплотнен двумя чугунными кольцами. Полость цилиндра закрыта с одной стороны пробкой 5, уплотненной резиновым кольцом, с другой — крышкой 21, уплотненной таким же кольцом и запертой стопорным кольцом и шайбой, к которой крышка подтянута болтами.

Шток уплотнен в крышке резиновым кольцом, защищенным грязесъемником. Наружная часть штока защищена от загрязнения резиновым гофрированным чехлом.

На конце штока при помощи резьбового соединения закреплена головка 24, в которой размещены резиновая и стальная втулки.

Резиновая втулка заперта с торцов буртиком стальной втулки и гайкой.

Полость силового цилиндра ГУР Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 разделена поршнем на две части: подпоршневую и надпоршневую.

Эти полости соединены трубопроводами 15 и 17 с каналами в корпусе распределителя, которые заканчиваются каналами, выходящими в полость корпуса между кольцевыми проточками.

Подпоршневая и надпоршневая полости силового цилиндра могут соединяться между собой через обратный клапан 35, состоящий из шарика и пружины, поджатой пробкой.

Работает гидроусилитель руля Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 следующим образом:

При работающем двигателе автомобиля насос ГУР непрерывно подает в гидроусилитель 14 (рис. 34) масло, которое в зависимости от направления движения автомобиля либо возвращается обратно в бачок 10, либо подается в одну из рабочих полостей (А или Б) силового цилиндра 8 через трубопроводы 5 и 6.

Другая полость при этом соединена через сливную магистраль 12 с бачком 10.

Давление масла через каналы 3 в золотнике 2 всегда передается в реактивные камеры 1 и стремится установить золотник в нейтральное по отношению к корпусу положение.

При прямолинейном движении автомобиля Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 (рис. 34, а) масло подается насосом ГУР по нагнетательному шлангу 13 в крайние кольцевые полости 20 распределителя, а оттуда через зазоры между кромками канавок золотника и корпуса — в среднюю кольцевую полость 21 и далее по сливной магистрали 12 в бачок 10.

При повороте рулевого колеса влево (рис. 34, б) и вправо (рис. 34, в) рулевая сошка 19 через шаровой палец 18 перемещает золотник в сторону от нейтрального положения.

При этом нагнетательная 20 и сливная 21 полости в корпусе золотника разобщаются и жидкость начинает поступать в соответствующую полость силового цилиндра, перемещая цилиндр 8 относительно поршня 7, закрепленного на штоке 15.

Движение цилиндра передается управляемым колесам через шаровой палец 17 и связанную с ним продольную рулевую тягу 16.

Если прекратить вращение рулевого колеса 9, золотник останавливается, а корпус надвигается на него, устанавливаясь в нейтральное положение. Начинается слив масла в бачок, и поворот колес прекращается.

ГУР Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 обладает высокой чувствительностью. Для поворота колес автомобиля необходимо перемещение золотника на 0,4—0,6 мм.

С повышением сопротивления повороту колес увеличивается и давление масла в рабочей полости силового цилиндра. Это давление передается в реактивные камеры и стремится установить золотник в нейтральное положение.


Рис. 34. Схема работы гидроусилителя рулевого управления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — реактивная камера; 2 — золотник; 3 — каналы; 4 — корпус распределителя; 5 и 6 — трубопроводы; 7 — поршень; 8 — силовой цилиндр; 9 — рулевое колесо; 10 — бачок; 11 — насос; 12 — сливная магистраль; 13 — нагнетательный шланг; 14 — гидроусилитель; 15 — шток поршня; 16 — продольная рулевая тяга; 17 и 18 — шаровые пальцы; 19 — рулевая сошка; 20 — нагнетательная полость; 21 — сливная полость; 22 — обратный клапан.


Рис. 35. Насос гидроусилителя ГУР Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

а — насос; б — натяжное устройство; 1 — правая втулка; 2 — ведомая шестерня; 3 — уплотнительное кольцо; 4 — стопорное кольцо; 5 — опорное кольцо; 6 — манжета; 7 — крышка; 8 — уплотнительное кольцо; 9 — ведущая шестерня; 10 — втулка левая; 11 — корпус насоса; 12 — неподвижный кронштейн; 13 — ось; 14 — шкив; 15 — регулировочный винт; 16 — контргайка; 17 — вилка; 18 — палец.

Вследствие усиливающего эффекта гидроусилителя усилие на рулевом колесе в начале поворота колес не превышает 5 кГ, а наибольшее усилие — около 20 кГ.

В системе гидроусилителя Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 имеется предохранительный клапан, установленный на силовом цилиндре.

Клапан отрегулирован на заводе на давление в системе 80—90 кГ/см2. Регулировка клапана в автохозяйствах запрещается.

Следует иметь в виду, что допускается лишь кратковременная работа рулевого управления при неработающем усилителе, так как при этом значительно возрастает усилие на рулевом колесе и увеличивается его свободный ход.

Скорость движения автомобиля с неработающим усилителем не должна превышать 20 км/ч.

Насос ГУР гидроусилителя рулевого управления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 шестеренчатого типа НШ-10 (рис. 35) установлен на левой стороне двигателя и приводится в действие от коленчатого вала двигателя посредством клинового ремня.

Бачок для рабочей жидкости установлен на рамке радиатора.

Техническое обслуживание гидроусилителя Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

При эксплуатации автомобилей Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 систематически проверять крепление гидроусилителя к кронштейну рамы автомобиля, крепление шкива насоса гидроусилителя и периодически подтягивать гайки шаровых пальцев распределителя.

При каждом техническом обслуживании проверять натяжение ремня привода насоса. Натяжение ремня регулируют с помощью винта 15 (рис. 35, б).

При правильном натяжении прогиб в средней части ремня под усилием 4 кГ должен быть в пределах 10—15 мм. После регулировки винт законтрить гайкой 16.

Регулярно, в сроки, указанные в карте смазки, проверять уровень масла в бачке насоса гидроусилителя, менять масло в системе гидроусилителя и промывать фильтр бачка.

Ежедневно проверять герметичность соединений и уплотнений гидроусилителя, насоса, трубопроводов и шлангов системы.

Для системы гидроусилителя рулевого управления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 применять только чистое отфильтрованное масло, указанное в карте смазки.

Заливать масло в бачок насоса на 10—15 мм ниже верхней кромки бачка через воронку с двойной мелкой сеткой. При заливке масла нельзя взбалтывать или перемешивать его в посуде.

Применение загрязненного масла вызывает быстрый износ деталей насоса, распределителя и силового цилиндра гидроусилителя.

При проверке уровня масла в бачке насоса при каждом техническом обслуживании (ТО-1) передние колеса автомобиля должны быть установлены прямо.

При каждом ТО-2 вынуть фильтр из бачка и промыть.

При значительном засорении фильтра отвердевшими отложениями промыть его растворителем, применяемым при окраске автомобилей. Перед снятием фильтра крышку бачка тщательно очистить от грязи.

При смене масла, которая проводится 2 раза в год (при сезонном обслуживании), поднять переднюю ось автомобиля так, чтобы колеса не касались земли.

Для слива масла из системы рулевого управления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 необходимо:

- отсоединить бачок и, сняв крышку, слить масло;

- отсоединить от распределителя трубопроводы нагнетательной и сливной магистрали и слить через них масло из насоса;

- медленно поворачивая рулевое колесо влево и вправо до упора, слить масло из силового цилиндра.

После слива масла промыть бачок ГУР Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, для чего:

- вынуть из бачка фильтр, промыть его, как указывалось выше;

- тщательно протереть бачок изнутри, удалив из него остатки загрязненного масла;

- установить промытый фильтр в бачок;

- залить в бачок через воронку с двойной мелкой сеткой свежее масло и подождать, пока оно сольется через трубопроводы.

При заливке свежего масла обеспечить полное удаление воздуха из системы. Для этого необходимо:

- долить масло в бачок до нужного уровня и не трогать систему около двух минут;

- пустить двигатель и дать ему поработать на малых оборотах в течение двух минут;

- медленно повернуть рулевое колесо 2 раза до упора вправо и влево, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха в бачке.

При необходимости долить масло до указанного выше уровня; установить на место крышку бачка и детали ее крепления;

- повернуть колеса вправо и влево, проверив легкость управления и отсутствие утечек масла.

Зазоры в шаровых пальцах проверять при работающем двигателе при каждом ТО-1 резким повертыванием рулевого колеса вправо и влево.

В шарнире продольной рулевой тяги люфта не должно быть.

В шарнире рулевой сошки при неработающем двигателе люфт должен быть не более 4 мм, а при работающем — до 2 мм.

Регулировки и ремонт гидроусилителя Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Регулировка зазоров в шаровых пальцах гидроусилителя Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Появление зазоров в шаровых пальцах существенным образом сказывается на общем люфте рулевого управления.

Чаще всего зазор увеличивается в шаровом пальце 9 (см. рис. 33), к которому подсоединена продольная тяга, так как через этот шаровой палец передается значительно большее усилие, чем через шаровой палец рулевой сошки.

Для регулировки зазоров в шаровых пальцах гидроусилитель частично разобрать. Поэтому лучше всего регулировку выполнять на гидроусилителе, снятом с автомобиля.

Регулировка зазора в шарнире продольной тяги Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337:

- зажать гидроусилитель в тиски и ослабить контргайку крепления цилиндра;

- вывернуть корпус шарниров из цилиндра;

- закрепить корпус шарниров в тисках, ослабить стопорный винт в гайке 7 (см. рис. 33);

- завернуть гайку 7 до упора, после чего надежно затянуть стопорный винт;

- собрать корпус шаровых пальцев с цилиндром. Затянуть до конца и отвернуть до положения, позволяющего подсоединить трубопроводы.

Регулировка зазора в шарнире рулевой сошки Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337:

- закрепить гидроусилитель в тисках;

- снять крышку 12 распределителя, расшплинтовать и отвернуть гайку;

- отвернуть болты крепления корпуса золотника и снять корпус вместе с золотником;

- вывернуть стопорный винт пробки 29;

- завернуть пробку 29 до упора и отвернуть назад до совпадения отверстия под стопорный винт с ближайшей прорезью стакана 36;

- завернуть стопорный винт до упора;

- установить и закрепить корпус золотника;

- вставить золотник в гнездо корпуса, поставить пробку 32 золотника, затянуть гайку до упора, отвернуть на 1/12 оборота и зашплинтовать ее;

- установить и закрепить крышку 12 и трубопроводы;

- установить гидроусилитель на автомобиль.

Снятие гидроусилителя с автомобиля Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337. Для снятия необходимо:

- отсоединить от гидроусилителя нагнетательный и сливной шланги;

- отвернуть гайку стяжного болта крепления пальца головки штока гидроусилителя и выбить болт из кронштейна;

- выбить палец крепления головки штока гидроусилителя;

- расшплинтовать и отвернуть гайки крепления гидроусилителя к рулевой сошке и продольной тяге Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337;

- при помощи выколотки выбить пальцы из отверстий рулевой сошки и наконечника продольной тяги. Снять гидроусилитель.

Порядок разборки ГУР Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 следующий:

- снять трубопроводы и штуцеры;

- расшплинтовать резьбовое соединение головки штока со штоком и отвернуть головку. Снять наружную шайбу крепления; чехла;

- при износе резиновой втулки головку разобрать, для чего отвернуть гайку и выпрессовать стальную втулку, а затем и резиновую втулку;

- снять хомут крепления чехла, чехол и внутреннюю шайбу его крепления;

- отвернуть болты крепления крышки цилиндра гидроусилителя Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, снять шайбу, извлечь стопорное кольцо, сдвинув крышку цилиндра назад, извлечь крышку;

- извлечь поршень со штоком и разобрать его;

- отвернуть контргайку крепления цилиндра и отвернуть цилиндр;

- снять хомуты крепления уплотнителей шаровых пальцев ГУР Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 и сами уплотнители;

- вывернуть стопорный винт, отвернуть регулировочную гайку 7 (см. рис. 94), извлечь толкатель 8, пружину, сухари и шаровой палец 9;

- отвернуть болты крепления крышки 12 и снять крышку; расшплинтовать гайку крепления золотника и отвернуть ее, вынуть пробку 32;

- отвернуть болты крепления корпуса золотника, снять корпус, вынуть золотник;

- вывернуть стопорный винт, отвернуть пробку 29, извлечь болт, толкатель 8, пружину, сухари и палец 10;

- извлечь стакан 36;

- отвернуть пробку обратного клапана 35 и извлечь пружину и. шарик.

После разборки детали гидроусилителя Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 внимательно осмотреть.

На поверхностях золотника, стакана шарового пальца рулевой сошки и их корпусах не допускаются задиры и забоины.

На рабочих поверхностях шаровых пальцев и сухарей не должно быть наминов и чрезмерных износов, а на резиновых кольцах заметных повреждений и износа.

При обнаружении указанных повреждений эти детали заменить новыми.

Собирают гидроусилитель Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 в порядке, обратном разборке.

Перед сборкой трущиеся поверхности золотника, стакана и пальцев; смазать тонким слоем солидола и убедиться, что золотник и стакан перемещаются в своих корпусах свободно, без. заеданий.

Зазор в шаровых шарнирах регулировать, как описано выше.

После сборки шаровые шарниры смазать солидолом через масленку 18.

Устанавливать гидроусилитель на автомобиль Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 в порядке, обратном снятию.

При установке гидроусилителя гайки крепления пальцев надежно затянуть и тщательно зашплинтовать.

Читайте также: