Схема тормозной системы камаз

Обновлено: 17.05.2024

Устройство тормозных систем (разделение на контуры) автомобилей КамАЗ 5320 (4310)

Автомобили КамАЗ оснащены четырьмя автономными тормозными системами:

  1. Рабочая (состоит из двух контуров передней оси и задней тележки)
  2. Запасная
  3. Стояночная
  4. Вспомогательная

Контуры тормозных систем имеют общие элементы, но работают они независимо, что обеспечивает высокую эффективность торможения в любых условиях эксплуатации.

Схема многоконтурного пневматического привода тормозных систем автомобилей КамАЗ

  1. Компрессор
  2. Тормозная камера передних колес
  3. Клапан контрольного вывода
  4. Клапан ограничения давления
  5. Датчик электромагнитного клапана тормозной системы прицепа
  6. Кран вспомогательной тормозной системы
  7. Воздухораспределитель
  8. Кран аварийного растормаживания стояночной тормозной системы
  9. Ресивер тормозной рабочей системы
  10. Конденсационный рессивер
  11. Ресивер тормозной рабочей системы
  12. Кран для слива конденсата
  13. Датчики падения давления и датчик включения стояночной тормозной системы
  14. Тройной защитный клапан
  15. Ручной кран стояночной тормозной системы
  16. Пневмоцилиндр привода механизмов вспомогательной тормозной системы
  17. Двухстрелочный манометр рабочей тормозной системы
  18. Двухсекционный кран рабочей тормозной системы
  19. Двойной защитный клапан
  20. Регулятор давления
  21. Предохранитель от замерзания
  22. Ресивер стояночной тормозной системы
  23. Ресивер вспомогательной системы
  24. Клапан управления тормозной системой прицепа с однопроводным приводом
  25. Клапан управления тормозной системой прицепа с двухпроводным приводом
  26. Одинарный защитный клапан
  27. Ускорительный клапан
  28. Тормозные камеры задних колес с энергоаккумуляторами
  29. Клапан быстрого растормажмивания
  30. Регулятор тормозных сил
  31. Двухмагистральный перепускной клапан
  32. Соединительная головка управляющей магистрали
  33. Соединительная головка питающей магистрали

Контур I (контур тормозов передней оси)

  • Ресивер на 20 литров с датчиком падения давления и краником
  • Тройной защитный клапан
  • Двухстрелочный манометр
  • Клапан ограничения давления
  • Клапан контрольного вывода
  • Нижняя секция тормозного крана
  • Две тормозные камеры (тип 24)
  • Прочие механизмы, шланги и трубопроводы

Контур II (контур тормозов задней тележки)

  • Верхняя секция тормозного крана
  • Часть тройного защитного клапана
  • Ресивера общей вместимостью 40 литров с датчиком давления и кранами слива конденсата
  • Клапан контрольного вывода автоматического регулятора
  • Двухстрелочный манометр
  • Четыре тормозные камеры (тип 20)
  • Тормозные механизмы промежуточного и заднего мостов тележки
  • Шланги и трубопроводы (трубопровод от клапана управления тормозными механизмами до верхней секции тормозного крана)

Контур III (контур стояночной, запасной тормозных систем и комбинированного привода тормозных механизмов прицепа)

  • Двойной защитный клапан
  • Два ресивера общей вместимостью 40 литров с датчиком давления и кранами слива конденсата
  • Два клапана контрольного вывода ручного тормозного крана
  • Ускорительный клапан
  • Четыре пружинных энергоаккумулятора тормозных камер с датчиком давления
  • Часть двухмагистрального перепускного клапана
  • Клапан управления с двухпроводным приводом тормозной системы прицепа
  • Одинарный защитный клапан
  • Клапан управления тормозами прицепа с однопроводным приводом
  • Головка типа «А» однопроводного привода и двух головок «Палм» двухпроводного привода тормозов прицепа
  • Три разобщительных крана трёх соединительных головок
  • Пневмоэлектрический датчик «стоп-сигнала»
  • Двухпроводной привод тормозов прицепа
  • Шланги и трубопроводы
  1. Тормозной кран обратного действия с ручным управлением
  2. Ускорительный клапан
  3. Ресивер
  4. Клапан двухмагистральный
  5. Клапан контрольного вывода
  6. Тормозные камеры с пружинным энергоаккумулятором

Контур IV (контур вспомогательной тормозной системы)

  • Пневматический кран
  • Часть двойного защитного клапана
  • Два цилиндра привода заслонок
  • Пневмоэлектрический датчик
  • Цилиндр привода рычага останова двигателя
  • Трубопроводы и шланги
  1. Кран включения вспомогательного тормоза
  2. Рычаг заслонки вспомогательного тормоза
  3. Заслонка
  4. Корпус заслонки

Контур V (контур аварийного растормаживания)

  • Часть двухмагистрального перепускного клапана
  • Пневматический крана
  • Часть тройного защитного клапана
  • Трубопроводы и шланги

Как работает пневматический привод тормозных систем

Работа привода рабочей тормозной системы

Сжатый воздух из компрессора через регулятор давления и предохранитель от замерза­ния поступает к блоку защитных клапанов. Он состоит из двойного и тройного клапанов, которые заполняют воздухом ресиверы всех контуров тормозных систем.

Защитные клапаны отрегулированы так, что сначала заполняются ресиверы контура III (стояночного и запасного тормозов), а за­тем ресиверы остальных контуров.

Воздух из ресиверов емкостью 40 и 20 литров поступает в соответствующие секции тормозного крана. При нажатии на педаль тормоза воздух из нижней секции через клапан ограничения давления поступает в тормозные камеры (тип 24), которые приводят в действие тормозные меха­низмы колес передней оси. Из верхней секции крана че­рез регулятор тормозных сил воздух подается в тормоз­ные камеры (тип 20), которые приводят в действие тормозные механизмы колес среднего и заднего мостов. Одновременно от обоих контуров рабочего тормоза по отдельным маги­стралям воздух поступает к клапану управления тор­мозами прицепа с двухпроводным приводом.

Работа привода запасной тормозной системы

Тормозной кран стояночного тормоза имеет следящее устройство, которое позволяет притормаживать автомобиль с интенсивно­стью, зависящей от положения рукоятки тормозного крана.

При повороте крана из управляющей магистрали уско­рительного клапана выпускается воздух, количество которого пропорционально углу поворота рукоятки. При этом через атмосферный вывод ускорительного клапана выходит соответствующее количество воздуха из цилиндров пружинных энергоаккумуляторов. Одновременно с тор­можением автомобиля притормаживается прицеп или полу­прицеп.

Работа привода стояночной тормозной системы

Для затормаживания автомобиля или автопоезда на стояке необходимо установить рукоятку тормоз­ного крана в заднее фиксиро­ванное положение. При этом, воздух из управляющей ма­гистрали ускорительного клапана выходит в атмосферу. Одновременно через атмосферный вывод ускорительного клапана выпускается воздух из цилиндров энергоакку­муляторов тормозных камер. Пружины, разжимаясь, приводят в действие тормозные механизмы заднего и сред­него мостов. Одновременно тормозной кран включает клапан управления тормозами прицепа с двухпровод­ным приводом.

Для выключения стояночного тормоза рукоятку тор­мозного крана следует установить в переднее фиксиро­ванное положение. При этом воздух из ресиверов проходит через тормозной кран и поступает в управляющую магистраль ускорительного клапана, который срабатывает и начинает пропускать сжатый воздух из ресивера через перепускной клапан, минуя тормозной кран, в пружинные энергоаккумуляторы. При этом силовые пружины сжимаются и прицеп растор­маживается.

В случае аварийного падения давления в контуре при­вода стояночного тормоза пружинные энергоаккумуляторы срабатывают, и автомобиль затормаживается. Для того чтобы автомобиль растормозить, необходимо воспользо­ваться системой аварийного растормаживания.

При нажатии на кран аварийного растормаживания, сжатый воздух из воздушных ресиверов через трехмагистральный защитный клапан и перепускной клапан поступит в цилиндры пружинных энергоаккумуляторов и сожмет пружины, растормаживая автомобиль.

Если отсутствует запас сжатого воздуха в контуре аварийного растормаживания, автомобиль можно растор­мозить с помощью устройств для механического расторма­живания, которые встроены в цилиндры пружинных энер­гоаккумуляторов. Для этого следует вывернуть винт до упора. При этом он через упорный подшип­ник упрется в днище поршня и поднимет его вверх, сжимая силовую пружину энергоаккумулятора. Толка­тель, поднимаясь, освободит шток тормозной камеры, который под действием возвратной пружины поднимется вверх. Пружины стянут колодки, и автомобиль растормозится.

Работа привода вспомогательной тормозной системы

При нажатии на кран включения вспомогательного тормоза сжа­тый воздух из ресивера поступает в пневмоцилиндры. Шток цилиндра, связанный с рычагом рейки топливного насоса, переместится, и подача топлива пре­кратится. Штоки цилиндров, связанные с рычагами заслонок вспомогательного тормоза, повернут заслонки, и они перекроют приемные трубы глушителя.

Контакты пневмоэлектрического датчика, установ­ленного в магистрали перед цилиндром, замкнутся, и включится электромагнитный клапан прицепа, который частично пропустит сжатый воздух из воздушного баллона прицепа в его тормозные камеры. Таким образом, осуществ­ляется притормаживание прицепа, что предотвращает «складывание» автопоезда.

Думаю эта запись будет не только интересной, но и полезной. После покраски рамы-приступили к ремонту тормозной системы, как я уже писал раньше с рамы были демонтированы все краны, ресиверы, а так же все трубки, конденсационный, и ресиверы задней секции тормозов до этого стояли сверху на раме, а на месте, где они должны стоять с завода-стоял дополнительный бак, бак был успешно демонтирован а на разборке куплен почти новый кронштейн ресиверов, редко когда можно встретить на разборке кронштейн в нормальном состоянии (обычно все или гнилые, или вареные), кронштейн вычистили, по грунтовали и покрасили, места, куда должны ложится ресиверы-обклеили еврорубероидом, установили ресиверы, и вернули все это дело на свое законное заводское место-сбоку с права на раму. Дальше установили на раму новый ГТК который я покупал когда забирал КамАЗ, новый ускоритель, клапана двойной и тройной защиты, вернули на свое место РВД, и самое главное-установили воздухоосушитель WABCO. До этого на машине заводской осушитель воздуха отсутствовал. Для осушителя пришлось сделать самодельный кронштейн опять таки с пластины толщиной 6 мм. А дальше началось самое интересное, теперь нужно было все правильно подключить, по началу мне казалось, что подключить тормозную систему заново-это не реально, ведь тормозная система автомобиля КамАЗ-довольно сложная, но посоветовавшись со своим товарищем, который всю свою жизнь присвятил ремонту тормозных систем автомобилей ЗиЛ, МАЗ, КамАЗ в АТП, пересмотрев много видео на ютубе у Шамиля на канале Восемь атмосфер я приступил к подключению всего этого чуда. Трубки в раме-полиамид, под трубки ставил резиновые колечка, разводку по раме делал так, как мне нравилось ссылаясь на заводские схемы и советы моего товарища. возможно кому-то будет полезным-нарисовал свою схему разводки, тормозную систему упростил, выкинул КУТП, т. к. КамАЗ пока что будет работать без прицепа, выкинул двухмагистральный клапан (кнопку аварийного растормаживания решил тоже не подключать) клапан одинарной защиты, регулятор тормозных сил, после того все красиво увязал с помощью стяжек. Осталось завести в кабину ручник и подключить блокировку и заменить трубки на манометры самое главное-что он начал накачивать воздух)) Ну как говорится дальше-больше)))

Схема тормозной системы камаз

Автомобили и автопоезда КамАЗ обо­рудованы четырьмя автономными тормоз­ными системами: рабочей, запасной, стоя­ночной и вспомогательной

Хотя эти систе­мы имеют общие элементы, работают они независимо друг от друга, обеспечивая вы­сокую эффективность торможения в любых условиях эксплуатации

В дальнейшем обозначим эти системы как рабочий, запас­ной, стояночный и вспомогательные тор­моза.

Кроме того, автомобили КамАЗ осна­щены приводом аварийного растормаживания, обеспечивающим возможность дви­жения автомобиля (автопоезда) при авто­матическом его торможении из-за утечки сжатого воздуха, аварийной сигнализаци­ей и контрольными приборами, позволяю­щими следить за работой пневмопри­вода.

Рабочий тормоз предназначен для служебного и экстренного торможения ав­томобиля или полной его остановки.

При­вод рабочего тормоза — пневматический, двухконтурный, он приводит в действие раздельно тормоза передней оси и задней тележки автомобиля.

Управляется привод ножной педалью, механически связанной с тормозным краном. Исполнительными ор­ганами привода рабочего тормоза являют­ся тормозные камеры на колесах.

Запасной тормоз предназначен для служебного торможения или остановки автомобиля и автопоезда; может использо­ваться как самостоятельно, так и при отка­зе рабочего тормоза.

Стояночный тормоз на автомо­билях КамАЗ выполнен как единое целое с запасным. Для его включения рукоятку крана следует установить в крайнее (верх­нее) фиксированное положение.

Таким об­разом, на автомобилях КамАЗ тормозные механизмы задней тележки являются об­щими для рабочего, запасного и стояноч­ного тормозов.

Вспомогательный тормоз ав­томобиля служит для уменьшения нагруженности и температуры тормозных меха­низмов рабочего тормоза.

Вспомогатель­ным тормозом на автомобилях КамАЗ яв­ляется моторный тормоз-замедлитель, при включении которого перекрываются впускные трубопроводы двигателя и отключает­ся подача топлива.

Система аварийного растормаживания предназначена для растормаживания пружинных энергоаккумулято­ров при их автоматическом срабатывании и остановке автомобиля вследствие утечки сжатого воздуха в приводе.

Привод систе­мы аварийного растормаживания сдубли­рован: кроме пневматического привода имеются винты механического расторма­живания в каждом из четырех пружинных энергоаккумуляторов, что позволяет вы­ключить их из работы механически.

Тормозной механизм переднего колеса автомобиля Камаз

Тормозной механизм предназна­чен для создания искусственного сопротив­ления вращению колеса с целью регулиро­вания его угловой скорости или удержания неподвижным относительно опорной по­верхности.

Все колеса автомобилей КамАЗ осна­щены колодочными тормозными механиз­мами, отличающимися высокой стабиль­ностью тормозных свойств. Колодки распо­ложены внутри барабанов на неподвижных опорах.

Тормозной механизм (рис.1.) состоит из суппорта 6, двух колодок 3, роликов 4, осей 14, разжимного кулака 7, рычага 9 с регулировочным механизмом и бара­бана 2.

Основные узлы тормозного механизма смонтированы на суппорте 6, жестко свя­занном с фланцем 12 моста. На эксцентри­ковые оси 14, закрепленные на суппорте, свободно опираются две тормозные колод­ки 3 с прикрепленными к ним фрикционны­ми накладками 15.

Последние выполнены по серповидному профилю в соответствии с характером их изнашивания. Эксцентри­ковые оси колодок позволяют при сборке тормоза правильно сцентрировать колодки с тормозным барабаном.

При торможении колодки раздвигаются разжимным кулаком и прижимаются к вну­тренней поверхности барабана, создавая сопротивление вращению колеса.

Для по­вышения эффективности торможения и снижения трения между разжимным кула­ком и колодками установлены ролики 4. В исходное положение колодки возвраща­ются четырьмя стяжными пружинами 16.

Вал разжимного кулака 7 вращается в кронштейне, на котором установлена тормозная камера 10. На конце вала разжим­ного кулака крепится рычаг с регулировоч­ным механизмом червячного типа, соединен­ный со штоком тормозной камеры.

Тормозные механизмы передних колес отличаются от тормозных механизмов зад­них конструкциями суппорта, корпуса раз­жимного кулака и самого разжимного ку­лака.

Пять контуров тормозной системы автомобилей КамАЗ 5320 (4310)

Разделение тормозной системы автомобилей КамАЗ 5320 (4310) позволяет действовать каждому контуру независимо, что важно при возникновении неисправности.

Контур I

Это контур передней оси состоит из ресивера вместимостью 20 л с датчиком падения давления и краником, тройного защитного клапана, двухстрелочного манометра, клапана ограничения давления, клапана контрольного вывода, нижней секции тормозного крана, двух камер и прочих механизмов, шлангов и трубопроводов. Кроме того, в первый контур входит трубопровод от клапана тормозной системы прицепа до нижней секции крана.

Ниже на схеме ниже показано устройство тормозных систем автомобиля КамАЗ-4310. Для КамАЗ-5320 картинка немного ниже:

Схема пневмопривода тормозных систем автомобиля КамАЗ-4310

Контур II

Это контур тормозов задней тележки.

Устройство тормозов тележки автомобилей Камаз 5320 (4310) состоит из верхней секции тормозного крана, части тройного защитного клапана, ресиверов с общей вместимостью 40 л с датчиком давления и кранами слива конденсата, клапана контрольного вывода автоматического регулятора, двухстрелочного манометра, четырёх тормозных камер, тормозных механизмов промежуточного и заднего мостов тележки, шланга и трубопроводов.

В контур входит трубопровод от клапана управления тормозными механизмами до верхней секции тормозного крана.

Контур III

Это контур стояночной, запасной тормозных систем и комбинированного привода тормозных механизмов полуприцепа (прицепа). Он состоит из:

  • двойного защитного клапана,
  • двух ресиверов общей вместимостью 40 л, датчиком давления и краном слива конденсата,
  • двух клапанов контрольного вывода ручного тормозного крана,
  • ускорительного клапана,
  • четырёх пружинных энергоаккумуляторов тормозных камер с датчиком давления,
  • части двухмагистрального перепускного клапана,
  • клапана управления с двухпроводным приводом тормозной системы прицепа,
  • одинарного защитного клапана,
  • клапана управления тормозами прицепа с однопроводным приводом,
  • головки типа «А» однопроводного привода и двух головок «Палм» двухпроводного привода тормозов прицепа,
  • трёх разобщительных кранов трёх соединительных головок,
  • пневмоэлектрического датчика «стоп-сигнала»,
  • двухпроводного привода тормозов прицепа,
  • шлангов и трубопроводов.

Контур IV

Этот контур вспомогательной тормозной системы своего ресивера не имеет. Он состоит из пневматического крана, части двойного защитного клапана, двух цилиндров привода заслонок, пневмоэлектрического датчика, цилиндра привода рычага останова двигателя, трубопроводов и шлангов.

Схема пневмопривода тормозных систем автомобиля КамАЗ-5320

Контур V

Этот контур аварийного растормаживания не имеет исполнительных органов и своего ресивера.

Он состоит из части двухмагистрального перепускного клапана, пневматического крана, части тройного защитного клапана, соединяющих аппараты шлангов и трубопроводов.

Тормозная система камаз, цветная схема, датчики на примере камаза 5320

Тормозная система камаз, цветная схема, датчики на примере камаза 5320

Комплект плакатов, отражающих техническое устройство автомобилей КАМАЗ 5320, 53212, 5410, 54112, 5511, 55102 и их модификаций. Издательство Внешторгиздат, 57 шт.

Воздушная система Камаз-55111 с ускорителем тормозов и без него.

ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА.

Автомобили и автопоезда КамАЗ оборудованы четырьмя автономными тормозными системами: рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной. Хотя эти системы имеют общие элементы, работают они независимо и обеспечивают высокую эф­фективность торможения в любых условиях экс­плуатации. Кроме того, автомобиль оснащен при­водом аварийного растормаживания, обеспечиваю­щим возможность возобновления движения авто­мобиля (автопоезда) при автоматическом его тормо­жении из-за утечки сжатого воздуха, аварийной сигнализацией и контрольными приборами, позволяющими следить за работой пневмопривода.

Тормозная система модернизированных автомо­билей КАМАЗ в отличие от серийных автомобилей содержит:

— одноцилиндровый компрессор производитель­ностью 380 л/мин при противодавлении 0,7 МПа (7 кгс/см 2 ) и оборотах двигателя 2200 об/мин;

— управление рабочими тормозами осуществля­ется двухсекционным тормозным краном с подвес­ной педалью, установленной на передней панели кабины;

— вместо блока защитных клапанов применен четырехконтурный защитный клапан;

—для охлаждения сжатого воздуха устанавливает­ся охладитель;

—ускорительный клапан в магистрали контура II тормозной системы для уменьшения времени сраба­тывания тормозов задней тележки;

— пропорциональный клапан (только для КА-МАЗ-65115);

— вместо соединительных головок типа «Палм» устанавливаются автоматические головки.

Система тормозная рабочая предназначена для уменьшения скорости движения автомобиля или полной его остановки. Тормозные механизмы рабо­чей тормозной системы установлены на всех шести колесах автомобиля. Привод рабочей тормозной системы — пневматический двухконтурный, он при­водит в действие раздельно тормозные механизмы передней оси и задней тележки автомобиля. Управ­ляется привод ножной педалью, механически свя­занной с тормозным краном. Исполнительными органами привода рабочей тормозной системы яв­ляются тормозные камеры.

Система тормозная запасная предназначена для плавного снижения скорости или остановки движу­щегося автомобиля в случае полного или частичного выхода из строя рабочей системы.

Система тормозная стояночная обеспечивает тор­можение неподвижного автомобиля на горизон­тальном участке, а также на уклоне и при отсутствии водителя. Стояночная тормозная система на автомо­билях КамАЗ выполнена как единое целое с запас­ной и для ее включения рукоятку ручного крана следует установить в крайнее (верхнее) фиксирован­ное положение.

Таким образом, в автомобилях КамАЗ тормозные механизмы задней тележки являются общими для рабочей, запасной и стояночной тормозных систем, а две последние имеют, кроме того, и общий пнев­матический привод.

Система тормозная вспомогательная автомобиля служит для уменьшения нагруженности и тем­пературы тормозных механизмов рабочей тормоз­ной системы. Вспомогательной тормозной системой на автомобилях КамАЗ является моторный тормоз-замедлитель, при включении которого перекры­ваются выпускные трубопроводы двигателя и от­ключается подача топлива.

Система растормаживания аварийная предназ­начена для оттормаживания пружинных энергоак­кумуляторов при их автоматическом срабатывании и остановке автомобиля вследствие утечки сжатого воздуха в приводе. Привод системы аварийного растормаживания сдублирован: кроме пневма­тического привода имеются винты аварийного от-тормаживания в каждом из четырех пружинных энергоаккумуляторов, что позволяет растормозить последние механическим путем.

Система аварийной сигнализации и контроля состо­ит из двух частей:

1. Световой и акустической сигнализации о ра­боте тормозных систем и их приводов. В различных точках пневматического привода встроены пневмо-электрические датчики, которые при действии лю­бой тормозной системы, кроме вспомогательной, замыкают цепи электрических ламп «стоп-сигнала». Датчики падения давления установлены в ресиверах привода и при недостаточном давлении в последних замыкают цепи сигнальных электрических ламп, расположенных на панели приборов автомобиля, а также цепь звукового сигнала (зуммера).

2. Клапанов контрольных выводов, с помощью которых производится диагностика технического состояния пневматического тормозного привода, а также (при необходимости) отбор сжатого воздуха. На автомобилях-тягачах КамАЗ установлен также комплекс пневматических аппаратов для приведе­ния в действие тормозных механизмов прицепа (полуприцепа) с однопроводным и двухпроводным приводом. Наличие на тягачах такого привода обес­печивает их агрегатирование с любыми прицепами (полуприцепами), имеющими пневматический при­вод тормозных механизмов.

Ниже приведены основные технические данные тормозных систем (табл. 45).

Таблица 45

53212 53213 54112

43114 43115 43118 44108

53228 6426 65111

Длина регулировочного рычага, мм: — передней оси

Ход штоков тормозных камер, мм: — передней оси

Тип тормозных камер: — передней оси

Диаметр барабана, мм

Ширина накладок, мм

Суммарная площадь накладок, мм 2

Длина рычага регулятора тормоз­ных сил, мм

Статический прогиб задней под­вески, мм


Тормозные механизмы (рис. 285) установлены на всех шести колесах автомобиля, основной узел тормозного механизма смонтирован на суппорте 2, жестко связанном с фланцем моста. На эксцентрики осей 1, закрепленные в суппорте, свободно опи­раются две тормозные колодки 7 с прикрепленными к ним фрикционными накладками 9, выполненными по серповидному профилю в соответствии с характе­ром их износа. Оси колодок с эксцентричными опор­ными поверхностями позволяют при сборке тормоз­ных механизмов правильно сцентрировать колодки относительно тормозного барабана. Тормозной бара­бан крепится к ступице колеса пятью болтами.

При торможении колодки раздвигаются S-образ-ным кулаком 12 и прижимаются к внутренней по­верхности барабана. Между разжимным кулаком 12 и колодками 7 установлены ролики 13, снижающие трение и улучшающие эффективность торможения. В отторможенное состояние колодки возвращаются четырьмя оттяжными пружинами 8.

Разжимной кулак 12 вращается в кронштейне 10, прикрепленном к суппорту болтами. На этом кронш­тейне устанавливается тормозная камера. На конце вала разжимного кулака установлен регулировочный рычаг 14 червячного типа, соединенный со штоком тормозной камеры при помощи вилки и пальца. Щиток, прикрепленный болтами к суппорту, защи­щает тормозной механизм от грязи.


Регулировочный рычаг предназначен для умень­шения зазора между колодками и тормозным бара­баном, увеличивающимся вследствие износа фрик­ционных накладок. Устройство регулировочного ры­чага показано на рис. 286. Регулировочный рычаг имеет стальной корпус 6 с втулкой 7. В корпусе находится червячное зубчатое колесо 3 со шлицевы-ми отверстиями для установки на разжимной кулак и червяк 5 с запрессованной в него осью 11. Для фиксации оси червяка имеется стопорное устрой­ство, шарик 10 которого входит в лунки на оси 11 червяка под действием пружины 9, упирающейся в стопорный болт 8. Зубчатое колесо удерживается от выпадания крышками 1, прикрепленными к корпу­су 6 рычага. При повороте оси (за квадратный конец) червяк поворачивает колесо 3, а вместе с ним пово­рачивается разжимной кулак, раздвигая колодки и уменьшая зазор между колодками и тормозным барабаном. При торможении регулировочный рычаг поворачивается штоком тормозной камеры.

Перед регулированием зазора стопорный болт 8 необходимо ослабить на один-два оборота, после регулировки болт надежно затянуть.

Привод тормозных механизмов. Принципиальные схемы привода приведены на рис. 287-292.





Рис. 290. Схема пневматического привода тормозных механизмов автомобилей КамАЗ-43118,-65111



Рис. 292. Схема пневматического привода тормозных механизмов автомобилей КамАЗ-53228

Источником сжатого воздуха в приводе является компрессор 9. Компрессор, регулятор давления 11, предохранитель 12 от замерзания конденсата, кон­денсационный ресивер 20 составляют питающую часть привода, из которой очищенный сжатый воз­дух под заданным давлением подается в необходи­мом количестве в остальные части пневматического тормозного привода и к другим потребителям сжа­того воздуха. Пневматический тормозной привод разбит на автономные контуры, отделенные друг от друга защитными клапанами. Каждый контур дей

Контур V привода аварийного растормаживания не имеет своего ресивера и исполнительных органов. Он состоит из части тройного защитного клапана 17; пневматического крана 4; части двухмагистрального перепускного клапана 32; соединяющих аппараты трубопроводов и шлангов.

Пневматические тормозные приводы тягача и прицепа соединяют три магистрали: магистраль од-нопроводного привода, питающая и управляющая (тормозная) магистрали двухпроводного привода. На седельных тягачах соединительные головки 38 и 39 находятся на концах трех гибких шлангов указан­ных магистралей, закрепленных на поддерживающей штанге. На бортовых автомобилях головки 38 и 39 установлены на задней поперечине рамы.

Для улучшения влагоотделения в питающей части тормозного привода автомобилей мод. 53212, 53213 на участке компрессор — регулятор давления допол­нительно предусмотрен влагоотделитель, ус­тановленный на первой поперечине автомобиля в зоне интенсивного обдува.

С этой же целью на всех моделях автомобиля КамАЗ на участке предохранитель от замерзания — защитные клапаны предусмотрен конденсационный ресивер вместимостью 20 л. На самосвале 55111 отсутствует аппаратура управления тормозными ме­ханизмами прицепа, разобщительные краны, соеди­нительные головки.

Для наблюдения за работой пневматического тор­мозного привода и своевременной сигнализации о его состоянии и возникающих неисправностях в кабине на щитке приборов имеются пять сигналь­ных лампочек, двухстрелочный манометр, показы­вающий давление сжатого воздуха в ресиверах двух контуров (I и II) пневматического привода рабочей тормозной системы, и зуммер, сигнализирующий об аварийном падении давления сжатого воздуха в ресиверах любого контура тормозного привода.


Механизм вспомогательной тормозной системы (рис. 293). В приемных трубах глушителя установлены кор­пус 1 и заслонка 3, закрепленная на валу 4. На валу заслонки закреплен также поворотный рычаг 2, соеди­ненный со штоком пневмоцилиндра. Рычаг 2 и связан­ная с ним заслонка 3 имеют два положения. Внутрен­няя полость корпуса сферическая. При выключении вспомогательной тормозной системы заслонка 3 уста­навливается вдоль потока отработавших газов, а при включении — перпендикулярно потоку, создавая определенное противодавление в выпускных коллек­торах. Одновременно прекращается подача топлива. Двигатель начинает работать в режиме компрессора.

Упрощённая воздушная система КамАЗа старого образца

Схема пневмопривода тормозов автобилей Камаз-5320, 53212, 55102

Камаз считается довольно габаритной машиной, которая может перевозить груз около 25 тонн. Поэтому остановить такое транспортное средство довольно сложно, но установленная на нее система торможения хорошо с этим справляется, если конечно она исправна. В сегодняшней статье мы более подробно обсудим тормозную систему автомобиля Камаз 5320 и 4310, а именно ответим на такие вопросы:

  • Что собой представляет камазовская тормозная система ЗИЛ 130?
  • Как устроена система торможения Камаз 5320 (4310);
  • Сколько тормозных систем установлено на авто марки Камаз 5320 (4310)?
  • Как функционирует тормозная система Камаз?
  • Основные неисправности камазовской тормозной системы ЗИЛ 130;
  • С чем могут быть связаны различные неисправности тормозной системы авто Камаз 5320 (4310)?
  • Диагностика тормозной системы ЗИЛ 130 на стенде;
  • Замена тормозной жидкости на авто марки Камаз 5320 (4310).


Основная информация

Главной задачей системы торможения является деформация скорости передвижения транспортного средства при помощи водителя или же электро-руководства. Вторичной задачей является задержка машины в неподвижном состоянии во время стоянок или кратких остановок. Противоположная сила остановки может образовываться самим двигателем от транспортного средства, механизмом, который отвечает за остановку колёс авто, электронным или гидравлическим замедляющим тормозом (обычно он находиться в самой трансмиссии). Для функционирования всех вышеперечисленных функций на транспортное средство устанавливают различные типы. На автомобили марки Камаз 5320 и 4310 устанавливаются сразу несколько тормозных систем. Следственно возникает вопрос, сколько же и всего?


Также автомобили Камаз 5320 и 4310 оснащаются аварийной растормаживающей системой на стояночный тип тормозов, приводом тормозов прицепа, аварийной сигнализацией о функционировании системы торможения и системой контроля.

Камазовская система торможения ЗИЛ 130 оснащается такими основными механизмами и аппаратами:

  • Ресиверы;
  • Компрессор;
  • Пневматические цилиндры;
  • Тормозной механизм;
  • Тормозной кран;
  • Четырехконтурный защитный клапан;
  • Регулировочный рычаг;
  • Распределитель влаги;
  • Датчики;
  • Клапаны;
  • Регулятор давления;
  • Механизм вспомогательной системы торможения;
  • Автоматический регулятор сил торможения.

В чём заключается принцип действия?

Давайте рассмотрим принцип действия камазовской тормозящей системы ЗИЛ 130 на примере гидравлического рабочего блока. Во время натиска на педаль тормоза нагрузка переноситься на уилитель, который в свою очередь сосздает дополнительное давление на основной цилиндр. Поршни основного цилиндра собирают всю лишнюю жидкость в цилиндрах авто-колёс при помощи трубопровода. Поршень основного цилиндра собирает всю жидкость в цилиндрах автомобильных колёс с помощью трубопроводов. Причём в этот же момент поток жидкости переходит в привод. Благодаря поршням цилиндров автомобильных колёс происходит перемещение тормозящих колодок к дискам, или как их ещё называют барабанам.

После нажатия на педаль тормоза активируется давление жидкости, что как правило запускает механизм остановки и заставляет автомобиль остановиться образованием сил торможения контактируя с покрытием дороги. Причём чем больше будет давление на саму педаль, тем лучше и быстрее произойдёт остановка автомобильных колёс. Давление жидкости в момент остановки может достигать от десяти до пятнадцати мегапаскалей.

В момент окончания остановки педаль тормоза содействует с возвратной пружиной и в итоге педаль стает в неактивное положение. Также в обратное расположение переходит поршень основного цилиндра. Большинство частей пружин отходят от барабанов с помощью колодок. В это же время тормозная жидкость перетекает в главный цилиндр из цилиндра авто-колёс. Таким образом, проходит понижение давления камазовской системы торможения ЗИЛ 130. Эффективность камазовской системы торможения сильно увеличивается благодаря использованию устройств безопасности транспортного средства.


Неисправности системы торможения

Главной задачей проведения диагностики авто Камаз 5320 и 4310 считается обнаружение неисправности камазовской тормозной системы ЗИЛ 130, а также их устранение при минимальном использовании денежных средств. Кроме того, своевременное обнаружение неисправностей системы торможения позволит вам избежать больших денежных трат, потому как вы сможете предотвратить поломку. В специализированных центрах диагностика проводится на специальном стенде, но вы и сами можете её провести в домашних условиях. Для определения неисправности нужно внимательно относиться к своему транспортному средству. Итак, рассмотрим основные неисправности камазовской системы торможения ЗИЛ 130?

  1. Возникновение постороннего шума;
  2. Слышен скрип во время остановки транспортного средства;
  3. Заметно подтекание тормозной жидкости;
  4. Западает педаль тормоза;
  5. Заметно увеличился тормозной путь.

Как правило, все вышеперечисленные неисправности торможения авто Камаз 5320 и 4310 связаны с такими причинами:

  1. Нарушилась герметичность;
  2. Низкий уровень жидкости;
  3. Нерегулярное поведение замены жидкости;
  4. Сильно износились тормозные колодки.

Чаще всего причиной неполадок камазовской системы торможения ЗИЛ 130 является несвоевременная замена тормозной жидкости, а это может привести к полному отказу тормозов. Её нужно регулярно менять из-за того, что в момент использования она впитывает в себя всю влагу. Также может быть недостаточный уровень тормозной жидкости, так как она испаряется при закипании, которое происходит в момент остановки транспортного средства.

Схема тормозной системы КАМАЗ

В зависимости от различных моделей автомобилей КАМАЗ, их колесной формулы, назначения, условий эксплуатации, применяются и разные схемы тормозной системы КАМАЗ. Обычно при покупке запчастей тормозной системы КАМАЗ много вопросов, как показывает практика, возникает по устройству тормозной системы КАМАЗа 5320. Ниже приведена схема тормозной системы автомобиля КамАЗ-5320,которая поможет Вамопределить весь ассортимент запасных частей к даннойтормозной системе КАМАЗ сцелью ее качественного ремонта.


А— клапан контроля вывода IV контура; Б, Д — клапаны контрольного вывода III
контура; В — клапан контрольного вывода I контура; Г — клапан контрольного вывода II контура; Е — питающая магистраль двухпроводного привода; Ж — соединительная магистраль однопроводного привода; И — тормозная (управляющая) магистраль двухпроводного привода; К, Л — дополнительные клапаны контрольного вывода; 1 —компрессор; 2 — регулятор давления, 3 — предохранитель от замерзания; 4 — двойной защитный клапан; 5 — тройной защитный клапан; 6 — конденсационный ресивер; 7 — кран слива конденсата; 8. 9. 10 — ресиверы соответственно III, I и-II контуров; 11 — датчик падения давления в ресивере; 12 — клапан контрольного вывода; 13 — пневматический кран; 14 — датчик включения электромагнитного клапана тормозов прицепа; 15 — пневматический цилиндр привода рычага останова двигателя; 16 —- пневматический цилиндр привода заслонки вспомогательного тормоза; 17. — тормозной двухсекционный кран; 18 — двухстрелочный манометр; 19 — тормозная камера типа 24; 20 — клапан ограничения давления; 21 — кран управления стояночным и запасным тормозами; 22 — ускорительный клапан; 23 — тормозная камера типа 20/20 с пружинным энергоаккумулятором; 24 — двухмагистральный перепускной клапан; 25 — клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом; 26 — защитный одинарный клапан; 27 — клапан управления тормозами прицепа с однопроводным приводом; 28 — разобщительный кран; 29 — соединительная головка типа "Палм"; 30 — соединительная головка типа А; 31 — датчик "стоп-сигнала"; 32 — автоматический регулятор тормозных сил; 33 — клапан отбора воздуха; 34 — аккумуляторные батареи; 35 — блок контрольных ламп и зуммер; 36 — задний фонарь; 37 — датчик включения стояночного тормоза

Рабочая тормозная система предназначена для уменьшения скорости движения автомобиля или полной его остановки. Тормозные механизмы рабо­чей тормозной системы установлены на всех шести колесах автомобиля. Привод рабочей тормозной системы — пневматический двухконтурный, он при­водит в действие раздельно тормозные механизмы передней оси и задней тележки автомобиля. Управ­ляется привод ножной педалью, механически свя­занной с тормозным краном. Исполнительными органами привода рабочей тормозной системы яв­ляются тормозные камеры [1, 2].

Запасная тормозная система предназначена для плавного снижения скорости или остановки движу­щегося автомобиля в случае полного или частичного выхода из строя рабочей системы [1, 2].

Стояночная тормозная система обеспечивает тор­можение неподвижного автомобиля на горизон­тальном участке, а также на уклоне и при отсутствии водителя.

Стояночная тормозная система на автомо­билях КамАЗ выполнена как единое целое с запас­ной и для ее включения рукоятку ручного крана следует установить в крайнее (верхнее) фиксирован­ное положение [1, 2].

При­вод аварийного растормаживания обеспечивает возможность возобновления движения авто­мобиля (автопоезда) при автоматическом его тормо­жении из-за утечки сжатого воздуха, аварийной сигнализацией и контрольными приборами, позволяющими следить за работой пневмопривода.

Таким образом, в автомобилях КамАЗ, тормозные механизмы задней тележки являются общими для рабочей, запасной и стояночной тормозных систем, а две последние имеют, кроме того, и общий пнев­матический привод.

Система тормозная вспомогательная автомобиля служит для уменьшения нагруженности и тем­пературы тормозных механизмов рабочей тормоз­ной системы. Вспомогательной тормозной системой на автомобилях КамАЗ является моторный тормоз-замедлитель, при включении которого перекры­ваются выпускные трубопроводы двигателя и от­ключается подача топлива [1, 2].




Аварийная система растормаживания предназ­начена для оттормаживания пружинных энергоак­кумуляторов при их автоматическом срабатывании и остановке автомобиля вследствие утечки сжатого воздуха в приводе [1, 2].

Привод системы аварийного растормаживания сдублирован: кроме пневма­тического привода имеются винты аварийного от­тормаживания в каждом из четырех пружинных энергоаккумуляторов, что позволяет растормозить последние механическим путем.

Система аварийной сигнализации и контроля состо­ит из двух частей [1, 2]:

а) световой и акустической сигнализации о ра­боте тормозных систем и их приводов.

В различныхточках пневматического привода встроены пневмо-лектрические датчики, которые при действии лю­бой тормозной системы, кроме вспомогательной, замыкают цепи электрических ламп «стоп-сигнала».

Датчики падения давления установлены в ресиверах привода и при недостаточном давлении в последних замыкают цепи сигнальных электрических ламп, расположенных на панели приборов автомобиля, а также цепь звукового сигнала (зуммера).

б) клапанов контрольных выводов, с помощью которых производится диагностика технического состояния пневматического тормозного привода, а также (при необходимости) отбор сжатого воздуха.

Режим принудительной диагностики АБС

АБС имеет встроенную самодиагностику, контроль над собственной работоспособностью система осуществляет непрерывно. Для принудительной проверки работоспособности с целью поиска неисправностей необходимо задействовать режим принудительной диагностики.

Включение электронного блока в режим принудительной диагностики производится путем нажатия и удержания в нажатом состоянии в течение 1 – 2 секунд, клавиши диагностики АБС (см. рис. Панель приборов) при включенном состоянии выключателя «массы» и выключателя стартера и приборов (ротор замка должен быть повёрнут ключом в положение «I» (см. рис. в разделе. «Ключи автомобиля Камаз-65115и противоугонное устройство»).

При этом если диагностическая лампа горела до входа в режим диагностики, (что свидетельствует о наличии активных ошибок, т.е. ошибок или неисправностей, присутствующих в момент диагностики), то при нажатии кнопки она гаснет примерно на 1 секунду, а затем выдается циклически повторяющийся код активной ошибки через каждые 4 секунды до устранения данной неисправности.

Световой мигающий код активной ошибки о характере неисправности и неисправном элементе системы состоит из двух информационных блоков, представляющих собой два блока световых вспышек. Длительность каждой вспышки 0,5 секунды, пауза между вспышками 0,5 секунды, между блоками – 1,5 секунды. Неисправный компонент и характер неисправности определяется по числу вспышек диагностической лампы соответственно в первом и втором блоках, согласно таблице Световые коды состояния элементов АБС. При отсутствии отказов или неисправностей, выдается световой код1-1 (по одной вспышке контрольной лампы в каждом информационном блоке). Если в системе присутствуют несколько активных ошибок, то после устранения первой ошибки будет выдаваться световой код второй активной ошибки и т.д. (до устранения всех неисправностей).

После устранения всех активных ошибок необходимо в выключателе стартера и приборов ротор замка повёрнуть ключом сначала в положение «0», а затем в положение «I» (см. рис. в разделе. «Ключи автомобиля Камаз-65115 и противоугонное устройство»).

Если активных ошибок нет, то в режиме диагностики выдаются последовательно (через каждые 4 секунды) световые коды 4-х последних пассивных или «плавающих» ошибок, т.е. ошибок, которые были, но в момент диагностики отсутствуют (или остались не стертыми в памяти блока). Информация о пассивных ошибках выдается 1 раз. Для повторного вывода светового кода пассивных ошибок необходимо повторно нажать диагностическую кнопку, как описано выше.

Системный режим контроля

В системном режиме может быть определена конфигурация системы, стерты четыре последние (пассивные) ошибки из памяти электронного блока и произведена переконфигурация системы.

Для активизации системного режима необходимо нажать на клавишу диагностики (см. рис. Панель приборов) и удерживать его во включенном состоянии от 3,0 до 6,3 секунд. При активизации системного режима происходит автоматическое стирание всех пассивных ошибок, если они были в памяти блока. Признаком этого будет 8 быстрых (длительностью 0,1 секунды) миганий диагностической лампы. Если имеются активные ошибки, то указанных миганий не последует, и будет выдаваться сразу код конфигурации.

Световой код конфигурации выдается после активизации системного режима (на автомобилях Камаз-65115 КамАЗ установлена система типа 4S/4М 4 датчика/4 модулятора), число вспышек лампы должно быть равным 2 (две световые вспышки длительностью 0,5 секунды с паузой 1,5 секунды). Код конфигурации повторяется через каждые 4 секунды. Для выхода из системного режима необходимо выключить и повторно включить замок включения стартера и приборов в положение «приборы» или нажать диагностическую кнопку на время, от 6,3 до 15 секунд. При этом вывод световых кодов на диагностическую лампу прекращается.

Если стирание кода неисправности затруднено (после многократного повторения операций стирания сохраняется один и тот же код), необходимо еще раз убедиться в устранении соответствующей неисправности и повторить операции до получения кода 1-1.


Эта конструкция не похожа на аналоги для легковых машин. Она имеет 4 узла, каждый из которых обладает своими особенности работы и назначением. Тормозная система КамАЗ 5320 состоит из современных механизмов, которые управляют работой и отвечают за повышение безопасности. Предусмотрен прибор для разблокировки стояночного тормоза в аварийных условиях.

Разновидности тормозных систем

Эти огромные грузовики, самосвалы и другие модификации комплектуются системами четырех видов. Здесь можно выделить основную, запасную, а также вспомогательный и стояночный тормоз. Перечисленные узлы при похожей конструкции работают отдельно друг от друга. Это делается для того, чтобы водитель мог остановить громадину в любую погоду, при любых дорожных условиях и даже тогда, когда основной тормоз отказал.

Описание тормозов КамАЗ

Устройство тормозных систем состоит из четырех отделов — основной, стояночный, вспомогательный и запасной. У них схожее строение, но работают они по отдельности. Поэтому при полной неисправности одной системы, многотонную груженую машину остановят оставшиеся три блока. Элементы управления ими находятся в удобном расположении для водителя, так что он в любой ситуации может воспользоваться каждым из блоков.

Отделы тормозной системы Камаз-5320

Основной

Создан для управления авто во время движения. Он имеет пневматический привод, который отдельно регулирует передние и задние колеса. Главные детали тормозной системы КамАЗ — барабан и колодки. Из-за этих элементов чаще всего выходит из строя весь блок, так как они испытывают наибольшие нагрузки и изнашиваются.

Запасной

Он применяется для изменения скорости и остановки при возникновении неисправности в основном тормозном блоке. Ее объединяют со стояночным тормозом некоторые общие механизмы. В него включены:

Пневматический привод тормозов автомобиля КамАЗ-5320

  • 4 пружины;
  • 2 воздушных баллона;
  • защитный клапан;
  • датчик давления;
  • тормозной кран;
  • трубопроводы;
  • шланги.

Запасная система приводится в действие стояночным рычагом, который переводится в промежуточное положение (между горизонтальным и вертикальным).

Вспомогательный

Эта тормозная система работает от энергии скатывания машины по наклонной плоскости, а для остановки задействуется двигатель. Запускается процесс торможения нажатием на кнопку рядом с рулевой колонкой. После этого начинается перемещение сжатого воздуха от защитного клапана к тормозным цилиндрам. Путь отработанным газам перекрывается, а двигатель в это время выполняет функции компрессора. Давление направляется на колодки и барабан, что приводит к торможению.

Ускорительный клапан тормозов Камаз

Стояночный блок

Эта система удерживает на месте автомобиль во время кратковременной остановки или длительной стоянки.

В конструкцию КамАЗ включен механизм экстренного растормаживания. Он выполняет сжатие тех пружин, которые задействованы при использовании стояночного или запасного блока. Для активации предусмотрена кнопка на панели. Можно применить при необходимости механический способ растормаживания, открутив специальные винты энергоаккумуляторных пружин.

Вспомогательное оборудование системы торможения

Чтобы улучшить тормоза на КамАЗе, машины позднего выпуска оснащаются дополнительным оборудованием, которое отличает средства от агрегатов серии:

  • Устройство повышения давления, одноцилиндровое, выдаёт 380 литров в минуту;
  • Вентиль тормозной двух секционный, управляет главным тормозом посредством ножного рычага;
  • Предохранительный, четырёх контурный регулятор;
  • Механизм, снижающий температуру воздуха, находящегося под давлением;
  • Клапанный ускоритель, уменьшает время реакции заднего тормоза;
  • Клапан пропорционального изменения входной величины (КамАЗ-65115);
  • Переходники соединительные.

Ускорительный клапан КамАЗ:


Основной тормоз, устройство

Данная система работает при движении грузовика. Это пневматические тормоза. Они имеют два рабочих контура. Тележки тормозов работают отдельно для передней пары колес и для задней. Водитель управляет действием тормозной системе посредством педали.


Главный тормоз состоит из барабана, опорного диска, колодок со специальными фрикционными насадками, эксцентриковых осей, пружин, разжимного кулака и регулировочного рычага.

Барабан изготовлен из чугунного сплава. Он расположен на шпильках, которые крепят колеса. Чтобы он был прочно зафиксирован на оси, его крепят тремя винтами. Суппорт изготовлен методом штамповки. Он установлен на фланце тележки. На переднем мосту диск прикручен к корпусу кулака и оснащен кронштейном осей, к которым монтируются колодки, изготовленные методом сварки. Они усилены при помощи ребер. К колодкам приклепаны специальные серповидной формы фрикционные накладки. Колодка сделана таким образом, чтобы одним концом монтироваться на ось эксцентрика, а со второго ее конца есть специальный ролик. Колодки установлены на осях, которые имеются в кронштейне суппорта. Для фиксации используются гайки.


Стяжная пружина помогает колодкам вернуться после использования в базовое положение. Также для этих целей тормозная система КамАЗа оснащена разжимным кулаком. Вал его смонтирован в кронштейнах на специальных втулках.

Тормоза работают в самых разных условиях. Для того чтобы уберечь систему от дорожной грязи, механизм защищен специальным щитком.

Сигналы экстренного оповещения и контроля КамАЗ

  • Индикация (визуальная и звуковая).

Индикация работает благодаря датчикам, расположенным по периметру системы. Индикаторы срабатывают от действия систем (исключение – вспомогательные), контакты инициируют сигнальные лампы работать. Измерители, контролирующие уровень напора стоят в ёмкостях. Низкий напор инициирует замыкание, как результат, горят лампы сигнала приборной доски машины, слышно акустическое предупреждение.

  • Перепускные устройства контроля.

Назначение, контролировать и диагностировать пневмопривод, если надо, стравливать излишки воздуха. КамАЗ-5410, и др. используют приводящие в действие устройства, тормозящие прицепное оборудование. Устройства поддержания давления на нужном уровне делают возможным объединять машину и сцепку, оснащённую тормозной пневматикой.


Эксплуатационные показатели тормозов КамАЗ:

Параметр Данные параметра
Тип тормозов Барабанные
Сечение барабана, м. 0,4
Размер накладываемого материала, м 0,14
Площадь накладываемого материала, м2 6,3
Размер штока регулировки, м.:
Колёсная пара, нос (5320, 55102), м 0,125
Колёсная пара (средина и корма), м
Автомобили: 5320, 55102 0,125
Автомобили: 65115(самосвал) 0,150
Перемещение штока, м:
Колёсная пара, нос (5320, 5410, 55102, 5511) 0,02-0,03
Колёсная пара (средина, корма), м
Автомобили: 5320, 5410, 55102 0,02-0,03
Автомобиль: 54122 0,025-0,035
Камеры нос 0,024, средина и зад 0,020/0,020
Устройство повышения давления 2-х цилиндровый (поршень)
Камера: ход, сечение, м 0,06х0,038
Воздух, подача, литров в минуту 220
Действие Шестерёнка
Отношение ведомой/ведущей шестерни 0,94
Баллоны:
Итого, штук 6
Объём, литров 120
Предохранитель замерзания, объём, мл 200 / 1000
Выпуск, сопротивление кгс/см2 1,7-1,9

Как это работает?

Если говорить коротко, то функционирует это все следующим образом. Воздух под давлением подается на тормозной кран. Затем, когда водитель жмет на педаль тормоза, из нижней секции крана воздух начинает поступать в тормозные камеры передней пары колес, а затем уже эти камеры запускают механизмы торможения.

Через верхнюю секцию крана воздух поступает в камеры заднего моста, тем самым включая задние тормоза и промежуточные. Так, одновременно из двух контуров главного тормоза воздух направляется к клапану управления, и далее запускаются тормоза прицепа КамАЗ, если он есть.

Когда водитель отпускает педаль, воздух выходит в атмосферу через кран.

Принцип работы

Когда грузовик двигается, воздух под давлением попадет в цилиндр. Затем сжатый воздух воздействует на поршень, тем самым сжимая силовую пружину. Когда водитель начнет тормозить этими системами, воздух выйдет из цилиндра, пружина разожмется, и через толкатель запустит процесс торможения.

Чтобы использовать этот механизм, нужно найти рычаг, который приводит в действие стояночный тормоз. Так, когда рычаг находится в горизонтальном положении, и стояночная система, и запасная отключены. Если рычаг установить в вертикальное, системы будут запущены. В любых промежуточных положениях рычага можно использовать запасной тормоз.

Запасной тормоз

Этот механизм предназначен для возможности выполнения торможения тогда, когда основная система не работает. Данная конструкция объединена и работает в паре со стояночными тормозами. Здесь имеются общие узлы и большинство механизмов. Для выбора того, какой тормоз использовать, в кабине предусмотрен специальный кран.

Привод механизма тормоза

Модификации транспортных средств КамАЗ конструктивно отличаются механизмами гашения скорости.

Тормозная система КамАЗ 5320 схема:


Тормозная система КамАЗ 43118 схема:


Контур, нуждающийся в поступлении воздуха под давлением, содержит: устройство повышения давления (9), редуктор напора (11), защитный элемент (12), баллон (20). Из контура, воздух под гнетом транспортируется в необходимой дозе пользователям. Воздушный гасящий привод делится на независящие контуры, защищенные между собой посредством клапанов. Воздушный тормозящий привод с пятью контурами: разделён двойным и тройным регулятором.

Первый контур содержит: регулятор (17), баллон (24) со средством измерения перепадов напора (18), прибор измерения давления с двумя стрелками (5), нижний сектор тормозного вентиля (16), устройство открытия, закрытия 7 вывода (С); устройства ограничения давления 8; камер 1 (2 штуки); тормозов носовой колёсной базы тягача, патрубки.

Второй контур кормовой колёсной базы содержит: регулятор (17), баллон (22) с вентилем (19) и средством измерения снижения напора (18), средства измерения напора с двумя стрелками (5), верхняя часть тормозного вентиля с двумя секциями (16), контрольное перепускное устройство (D), регулятор силы гашения, автоматический (30), камеры (26) в количестве четырёх штук.

Третий контур резервного и остановочного тормоза содержит: регулятор (13), баллон (25) с вентилем (19) и средством измерения снижения напора (18), два вентиля (7), вывод контрольный (B и E). Мануальный тормозной вентиль (2), клапан (29,32), аккумулятор (28), устройство контроля снижения напора (27), клапан (31,35,34), разобщительный вентиль (37), головки (38, 39), устройство сигнализации (33).

Особенность датчика (33), вписан в схему тормозной системы КамАЗ так, что включает сигнальные лампы как при использовании тормоза остановки, так и при эксплуатации главного тормоза.

Четвёртый контур не содержит баллона, состоит: регулятор (13), вентиль, работающий от воздуха (4), камера механического регулятора проходного сечения (23), камера привода штока ступора силового агрегата (10), средство измерения (14). Четвёртый контур снабжает воздухом под напором остальных пользователей: воздушный сигнал, преобразователь усилия на сцеплении, и др.

Пятый контур экстренной разблокировки без баллона и органов исполнения. Состоит: регулятор (17), вентиль (4), регулятор (32).

Машины Камского производителя (53215 и др.) на отрезке устройство увеличения напора – регулятор напора предполагают установку отделителя влаги. Монтаж устройства – обдуваемая балка агрегата. Та же причина установки баллона на двадцать литров на Камском транспорте (5490, 5320 и др.). Локация: отрезок предохранитель от замерзания – защитные регуляторы. Самосвалы 55111, 6520 без устройств сочленения автомобиля и прицепа.

Устройство запасного тормоза

В конструкции можно выделить пружинные энергоаккумуляторы, воздушные баллоны, а также перепускные, защитные и ускорительные клапаны. Также в устройстве есть тормозной кран и трубопровод. В качестве механизмов для торможения здесь применены те же элементы, что и в главной системе. Они устанавливаются в колесах заднего моста.


Пружинный энергоаккумулятор применяется для запуска механизмов задних колес в том случае, если используются стояночная или запасная система. Он монтируется на тормозной камере основной системы. Аккумулятор состоит из цилиндра, пружины и поршня, толкателя и винта с упорным подшипником.

Регулирование системы тормозов КамАЗ

Эксплуатация, настройка и регулировка транспорта, произведенного на Камском заводе, предусматривает выполнение таких разновидностей настроек: частичная регулировка, полная регулировка.

Частичная настройка тормоза КамАЗ

Частичная регулировка тормозов на КамАЗе выполняется по мере необходимости. Цель проведения настроек, добиться нужного расстояния от поверхности накладки до барабана.

Первоочередной признак, сигнализирующий о времени подвести настройки механизмов КамАЗ, это размер выходящих рычагов камер тормоза. Значение, считающееся нормой давления на ножной рычаг – 20 миллиметров.

Нужный размер выставляют, используя червяк рычага настройки. Манипуляции – на холодном механизме, тормоз остановки переводят в положение «отключен», болт фиксации откручивают на 2-3 оборота, потом снова затягивают. Значение вывода штоков камер на колесных парах настраивают одинаково, иначе возникнет не равнозначное усилие при торможении.

Регулировка тормоза КамАЗ:


Предназначение вспомогательной тормозной системы

В случае аварии

Схема тормозной системы КамАЗа

Если рассматривать принципиальную схему, то для создания давления в системе используется компрессор. Воздух под высоким давлением из компрессора подается в устройство регулятора давления. Он в автоматическом режиме поддерживает давление в пневматическом приводе. Также эта система отвечает за разгрузочное устройство.


Затем воздух подается в предохранитель, который защищает от замерзания конденсата. В результате поток воздуха будет насыщен спиртовыми парами. Затем он пойдет к защитным клапанам, к которым, в свою очередь, подключены пять контуров. Они полностью независимы друг от друга.

Пневматические контуры

Первый контур предназначен для работы тормозных систем передней пары колес. Второй контур отвечает за механизмы среднего и заднего мостов. Третий – это запасная система и стояночные механизмы. Четвертый контур пневматической системы работает с вспомогательными тормозами. И, наконец, пятый предназначен для системы аварийного растормаживания.

Пневматические приводы соединены между собой при помощи трех магистралей. Здесь можно выделить двухпроводную магистраль, питающую и однопроводной привод.


У большинства моделей такой машины, как КамАЗ, характеристики тормозов достаточно высокие. С этими механизмами можно оттормозиться в любых условиях и на любых покрытиях. Компрессор способен создать необходимое давление в системе для устойчивой работы механики.

Список типичных проблем с тормозами

Многие водители, которые уже много лет имеют дело с этими грузовиками, могут выделить проблемы, случающиеся с тормозами.

Так, часто наблюдается слишком медленное или же неполное заполнение пневмобаллонов. Причиной этому зачастую может быть банальная трещина в корпусе баллона. Также часто не заполняются баллоны в первом и во втором контуре. Здесь стоит поискать грязь в трубопроводе и в тройном клапане. Если не заполняются баллоны прицепа, рекомендуется выявлять проблему в тормозном механизме прицепа.


Если при нажатии на педаль машина не тормозит, тогда неверно отрегулирован привод тормозного крана. Часто наблюдаются неисправности системы ограничения давления. Если не работает стояночный тормоз, тогда следует проверить ускорительный клапан. В случае если не получается снять машину со стояночного тормоза, нужно искать утечки из третьего контура.

Читайте также: