Сколько ходит рулевая рейка ваз

Обновлено: 06.05.2024

Лада 2114 › Бортжурнал › Рулевая рейка — вечная проблема самар!

Вчера приехал к моему другу Алексею попить кофе, да поболтать за жизнь, после разговоров решили поэкспериментировать в рулевой рейкой, так как ранее ни он, ни я не разбирали данный механизм))) Сняли довольно быстро, минут за 15. А вот разобрать оказалось не так просто, не имея при себе "специальных" ключей. После небольших мучений и подручных средств, все таки рейка поддалась, и была полностью разобрана. Далее все элементы механизма были промыты в бензине и тщательно очищены от старой смазки и загрязнений. При детальном осмотре зубчатого вала и червяка, который приводит в движении этот вал выработки и прочих дефектов не обнаружили, но нашлись эти дефекты в других элементах))) Пластиковая обойма, в которой двигается вал прилично изношена, и в механизме регулировки рейки был замечен износ (не знаю как правильно называется данная деталь, но на вид обычный поршень). Поехали в магазин за покупками))))

Продавец предоставил на осмотр нам "заводскую" рейку в сборе за 2550 рублей и ремкомплект рулевой рейки за 300 рублей… Новая рейка конечно красиво выглядит, но тратить такие деньги не было желания по одной причине — качество наших запчастей! Пару лет назад приобретали такую же "заводскую" рейку брату на 21099, с улыбкой на лице, что ничего не стучит, он ездил ровно 3 недели, потом она застучала еще хуже родной… Никакая регулировка не помогла естесственно… Вот и я, вспомнив этот случай покупки, тоже задумался. В общем купили мы ремкомплект за 300 рублей и поехали пробовать все собирать на свои места…

Что касается покупки новой рейки, то были идеи приобрести рейку Pilenga, отзывов о данном продукте нашел я не много, но эти немногие очень довольны приобретением и качеством детали. Естественно у нас в городе, кроме "заводских" рулевых реек ничего не найдешь, поэтому Pileng'у надо заказывать на Экзисте и ждать месяц, возможно я так и сделаю в будущем. Ценник у этой рейки 2090 рублей, еще дешевле заводской. Конечно есть еще такой вариант, как рулевая рейка SS20, но ценник у нее просто космос, не спорю возможно и качество на уровне, но в мой бюджет такие вещи не вписываются.

В общем по приезду в гараж, принялись к сборке механизма… Собрали еще быстрее чем разбирали, так как оба торопились по своим делам, а дело уже близилось к вечеру))) Везде, где это возможно, забили новую смазку, собрали все элементы, установили пыльники и установили рейку на свое законное место, правда встала на место она только раза с 5го, возможно из-за того, что впервые занимались подобными работами… Далее провели процесс регулировки и тестирования!

Что имеем на данный момент, после проделанных работ… Ничего нигде не стучит, вообще не стучит, не закусывает, посторонних звуков тоже нет))) Пока езжу радуюсь, только не знаю на сколько хватит этой радости, просто от многих слышал, что установка ремкомплекта на рейку это решение временное, мол застучит все также через месяц-два)))) В общем покатаемся — увидим))))

Люфт в рулевой колонке ваз 2114

Ремонт рулевой рейки на ВАЗ 2113, ВАЗ 2114, ВАЗ 2115

Рулевая рейка – обязательный, незаменимый элемент рулевого управления автомобиля. Данное устройство преобразовывает усилия водителя, прикладываемые на рулевое колесо в салоне авто, обеспечивая поворот колес машины и соответственно изменение направления движения. Со временем она, как и любая деталь изнашивается, появляется неприятный стук, особенно слышный на поворотах и во время езды по неровной дороге. Данный стук, во-первых, раздражает, зато явно даёт понять: с автомобилем что-то не так. Не стоит игнорировать стук, ведь в один прекрасный день рейка может просто заклинить, и руль застопориться в одном положении, а спасти вас сможет только торможение и полная остановка.
Примечание! Вам понадобятся следующие инструменты: специальный ключ-восьмигранник на 17 , зубило с молотком, тиски, набор всевозможных ключей (накидные, гаечные, ключи с накидными головками) и отвёрток, плоскогубцы.

Когда ремонтировать рейку?

Вообще рейку ремонтируют для замены её защитного чехла либо других деталей. Давайте разберемся с симптомами неисправности: рейка начала стучать на кочках и поворотах или же при повороте. Поставьте руль в прямом направлении движения и попробуйте руками взять за рейку и пошатать её. Беритесь в месте стыка рулевых тяг, указанном на фото стрелкой. Перед тем как это сделать, немного помотайте руль и доведите его до состояния, когда он будет легко вращаться.

Примечание! Рейка портиться от множества вещей, но сильнее всего от езды по неровной дороге. В целом, от этого подвеска быстрее выходит из строя, поэтому по возможности избегайте неровностей и снижайте скорость на кочках и грунтовых дорогах .

Как Подтянуть Рулевую Рейку На Ваз 2115


Как подтянуть или заменить рулевую рейку ВАЗ-2115

Водители, которые хоть немного разбираются в строении автомобиля, прекрасно понимают, что передача усилия на колеса происходит при помощи косозубой и прямозубой шестеренок. Они, в свою очередь, взаимодействуют с зубчатой рейкой. Благодаря использованию прижимных пружин в рейке устанавливается люфт. Если во время езды по неровностям слышен стук, это свидетельствует о том, что настало время произвести наладку рейки.

Многие водители считают, что рулевая рейка ВАЗ-2115 не поддается ремонту. В этом и состоит основная ошибка. Дело в том, что рулевую рейку всегда можно подтянуть. Благодаря этому действию обеспечивается безопасное управление автомобилем и избавление от всех люфтов. Тем не менее подобная регулировка должна проводиться качественно, поскольку в противном случае она может привести к потере автомобилем управляемости. Зачастую причиной этого является перетяжка регулировочного винта.

Ремонт рейки на ВАЗ 2113-ВАЗ 2115

Разборка

1) Сначала необходимо снять рейку с машины, а с подробностями процесса рекомендуем ознакомиться в статье: «Замена рулевого механизма на ВАЗ».

Примечание! Кстати, не торопитесь приступать к ремонту рейки, если вы только в первые услышали стук. Первые симптомы можно убрать её подтягиванием, в верхней ссылке на статью есть информация на эту тему.

2) Теперь с правой стороны снимите с конца рейки опору и распорное кольцо, как показано на первом фото. Затем плоскогубцами раскусите хомуты, удерживающие защитный чехол на месте (см. фото 2, данные хомуты одноразовые), после чего снимите чехол (фото 3) с рейки. С другой стороны (с конца) снимите ещё одну опору, теперь уже металлическую, и защитный колпачок. Данная операция показана на четвёртом фото.

3) Далее, отверните спец. ключом с восьмигранной головкой на 17 гайку упора рейки (фото 1) и извлеките её. Сразу же за гайкой находится пружинка (фото 3), снимите и уберите в сторонку её. Воспользовавшись отвёрткой, подцепите стопорное кольцо как показано на последнем фото.

4) Следом возьмите в руки рейку и постучите об дощечку. Стучите картером до тех пор, пока из внутренней части не выпадет упор, смотрите на фото 1. Затем снимите уплотнитель щитка передка (на фото 2) и отвёрткой снимите пыльник шестерни (фото 3) и стопорящую шайбу (фото 4).

5) Переходите к снятию шестерни, идущей в сборе с подшипником. Необходимо вынуть её из картера, отвернув гайку крепления подшипника шестерни (фото 1), и после снимите её с вала (фото 2). Затем, взяв монтажную лопатку и использовав её как рычаг для гаечного ключа, ключом на 14 захватите лыску шестерни (фото 3) и, опираясь ключом об лопатку, извлеките из картера шестерню совместно с подшипником (фото 4).

Примечание! Кстати, так просто отвернуть гайку крепления шестерни у вас не получиться, вам понадобиться специальный ключ с восьмигранной головкой на 24. Вместо него можно использовать головку с тем же размером (фото ниже).

6) Теперь выньте рулевую рейку из картера, просто наклонив картер – рейка сама выпадет (фото 1). Плоской отвёрткой подденьте опорную втулку и выньте её из картера (фото 2). Установите новую втулку на место старой, предварительно одев на неё новые демпфирующие кольца (фото 3). Во время установки следите, чтобы их тонкая часть находилась против разреза втулки. Ставим втулку на место (фото 4). Устанавливайте втулку очень аккуратно, смотрите, чтобы выступы не выпирали. Не забудьте разрезать и удалить остатки резиновых демпфирующих колец.

7) Снимите плоскогубцами стопорное кольцо с червяка (фото 1), а после специальным съёмником выпрессуйте шариковый подшипник, сняв его таким образом (фото 2). Дальше переходите к снятию игольчатого подшипника. Вам понадобится либо специальный съёмник, либо запаситесь подручными средствами: молотком и дрелью. Необходимый диаметр сверла у дрели -2 мм. В торце картера (фото 3) просверлите два отверстия, через которые вы будете выбивать подшипник. Вставьте в просверленные отверстия гвозди и, ударяя по ним молотком, извлеките игольчатый подшипник из картера (последняя фотография).

Почему стучит рулевая рейка на ваз 2109?

Подскажите пожалуйста в чем дело, стучит рейка особенно при небольшой скорости на грунте и при поворотах, отдает в руль,и это 100% она, потому-что подвеска вся новая,все протянуто и затянуто,гранаты новые,резина новая,колеса ровные,сходразвал сделал. Решил устранить, купил новую,а она еще громче стучит(может брак?) короче поставил старую назад, с ней потише.ни че не пойму, может она как подтягивается или регулируется чзх.

есть в ней узел регулировки попробуй отрегулироватьесли не поможет-,тогда замена опорной втулки

новая рейка тоже стучит, может она тоже не отрегулирована? как регулировать?

ключ специальный восьмигранный им подтягивается регулировочная гайка упора рейки расположена снизу рейки не видна.поэтому приходится работать на ощупь

при регулировке покачивать руль и когда стук пропадет-прекратить подтяжку

Спасибо. еще такой вопрос, у моего отца 99, недавно зашелестела коробка, шелест становился все больше и больше,а теперь у нее скоростя с хрустом включаются и заведенный автомобиль на нейтрали дергается вперед, что с ней.

вскрывать нужно и смотреть,дистанционно диагноз глупо ставить

подобный дефект-хруст при включении и дерганье на нейтрали характерны для коробок,которые работают без масло то есть шестерни на вторичном валу приклинивают на нём ,отсюда и попытка вала провернуться

вскрывать нужно и смотреть,дистанционно диагноз глупо ставить

подобный дефект-хруст при включении и дерганье на нейтрали характерны для коробок,которые работают без масло то есть шестерни на вторичном валу приклинивают на нём ,отсюда и попытка вала провернуться

масло проверили в первую очередь как только зашелестела, коробка с щупом, уровень норм. может подшипники рассыпались?

если бы подш рассыпались,то она бы в движении громыхала невыносимо не тяните-разбирайте

Спасибо! завтра начнем трести.

Это только экспериментально. Тянешь — катаешься. Если закусывает и руль после поворота обратно не возвращается — отпускаешь немного. Снова катаешься. Если выработка большая, подтяжка уже не поможет. Либо будет стучать — либо закусывать, особенно в крайних положениях.

Кстати рулевые наконечникик менял? Могут и они стучать, а вовсе не рейка. Раз говоришь что новая рейка также стучит — то очень вероятно что они.

подвеска новая тоже стучит))))достаточно болт в сайлент вставить и посмотреть какой там люфт.или тягу реактивную в ромашки,всё новое,а люфтит и стучит соответственно.я раз всю подвеску поменял,шаровые ,наконечники тяг.потом дошло только что гремело крыло левое,т.к. болт нижний открутился)))з.ы. они годами стучат и нихрена им не делается.ибо рашнмашина

да рулевые нак. менял, все полностью новое, все все. по колесу пинаешь, слышно что стук идет от рейки,да и до ремонта подвески стучало точно так-же

Подергай за рулевую тягу вверх-вниз — люфт и стук есть?

я недавно рейку хотел перебрать у себя(стучала).вобщем там надо очень заковыристый специальный ключ иметь,что бы её разобрать.в итоге посмотрел я как она устроена и понял,что стучать она будет всегда,ибо конструкция такая.насувал шруса везде где только можно в неё.стук ушёл.

Привет. Я недавно сталкнулся с такой же проблемой. Стук в рулевой. Замена рейки, тяг, шаровых и осмотр боовще всей передней подвески ничего не дал. Проблема не давала покоя, продолжил выяснять методом тыка — оказался неисправен подшипник в опорной чашке куда крепится передняя стойка. На СТО уверяли рейка, но ни как ни опора. мол долго ходят и покачав авто не услышали никаких звуков в подшипнике опорной чашки. Понятно ведь она под нагрузкой и только при езде в момент вибрации появляется слабина и тут то подшипник и болтается. Поэтому только разобрав стойку и сняв опорную чашку можешь почувствовать люфт в подшипнике. Короче меняй опорные чашки.

нормальная не должна стучать.

Откуда такая уверенность в рейке. Была такая проблема, ужасная вибрация в руль, грешил на рейку, но проблема заключалась в ступичном подшипнике, я конечно знаю как гудяд подшипники поэтому я на него даже не грешил, а зря.

Регулировка рулевой рейки

Регулировку рулевой рейки можно выполнить либо прямо на транспортном средстве, либо сняв запчасть. Первый способ обычно применяют после ремонта автомобиля. А вот второй используют для того, чтобы незначительно подрегулировать рейку. Для этой работы следует иметь такие инструменты:

  • разводной гаечный ключ;
  • универсальный восьмигранник на 17 мм.

Любые работы, связанные с рулевой рейкой, необходимо проводить, когда автомобиль находится либо на смотровой яме, либо на подъемнике.

Как подтянуть рулевую рейку на ВАЗ 2110, 2112, 2111, 2114 и 2115

Обзор по подтяжке рулевой

рейки на автомобилях
ВАЗ
2110-2112 а также Самара 2114 и
2115
. Отличия будут только в …

Регулировка рулевой рейки ВАЗ(как подтянуть рейку)Можно ли отрегулировать рулевую рейку ВАЗ 2115

Извините за качество съемки в ближайшее время исправлюсь. Как подтянуть рулевую рейку на ВАЗ


2115

Порядок действий таков:

  1. Автомобиль ставится на ручной тормоз. Под задние колеса, если авто находится на яме, необходимо установить упор.
  2. Блокируется руль.
  3. Бортовая сеть автомобиля обесточивается (для этого нужно снять с аккумулятора минусовую клемму).
  4. Найти гайку, при помощи которой и производится наладка рулевой рейки. Она располагается на креплении рейки со стороны багажника.
  5. Моется дно автомобиля. Лучше всего использовать для этого специальный аппарат. Делается это, чтобы очистить гайку, отвечающую за регулировку рейки, от грязи.
  6. Далее следует при помощи ключа подтянуть гайку до нужного положения. Гайка вращается по часовой стрелке.

После этого регулировку рулевой рейки можно считать завершенной. В случае если данная процедура не принесла ожидаемого результата, необходимо проверить состояние наконечников. Вполне вероятно, что их придется заменить.

Почему стучит рулевая рейка Ваз 2114 – основные причины

Если стучит рулевая рейка Ваз 2114, на то может быть несколько причин:

  1. Слабо затянуты крепежные соединения рулевого.
  2. Износилась пластмассовая опорная втулка, и образовался люфт.
  3. Люфт в подшипниках первичного вала.
  4. Из-за выработки увеличился зазор между зубьями рулевой рейки, что привело к люфту и глухому стуку.
  5. Болтается поджимной сухарь, который стучит по корпусу рулевой рейкииз-за выработки и износа антифрикционной накладки.

Важно определить, откуда идет стук. В движении может показаться, что стучит рулевая рейка, но дело может быть и в рулевых тягах или рулевом наконечнике. К слову, определить, что виноват наконечник, можно по порванному пыльнику.

Люфт рулевой рейки Ваз 2114 – как устранить

В первую очередь — это люфт.

Ключ для устранения люфта рулевой рейки

В принципе, АвтоВАЗ гарантирует достаточно длительное время эксплуатации рулевого механизма, а именно десять лет. Однако надо понимать, что речь идёт об идеальных условиях эксплуатации. Это предполагает ровные асфальтовые дороги, постоянное наличие качественной смазки в картере рейки и щадящий стиль вождения.

Устранение люфта рулевой рейки

В обычных условиях эксплуатации этот срок практически недостижим. Неважные дороги, неважное качество запчастей и зачастую жёсткий режим эксплуатации автомобиля приводят к тому, что механизм даёт о себе знать гораздо раньше.

Рулевая рейка Ваз 2114 – симптомы поломки

Первые симптомы неисправности рейки или необходимости подтяжки понятны:

  1. Стук под капотом в районе моторного щитка, особенно при проезде неровностей.



На ВАЗ-2114 стук при проезде неровных участков дороги может возникнут из-за ослабшей гайки на болту, который сжимает хомут кардана

  1. Увеличенный люфт рулевого колеса.
  2. Слишком тугое или слишком свободное вращение рулевого колеса.
  3. Утечка смазки через сальники и кожухи рейки.
  4. Внезапное закусывание рулевой рейки во время движения.

Последнее может рассматриваться, как вопиющий сигнал о неисправности и может привести к серьёзным неприятностям во время движения.



Полная разборка рулевой рейки и замена ремкомплекта

Во втором случае регулировка производится уже после замены ремкомплекта и полного ремонта механизма. Мы же постараемся обойтись малой кровью и просто отрегулировать зазор в зацеплении шестерня-зубчатая рейка , тем самым ликвидировав люфты и стуки.

Как определить, что требуется замена рейки на Ваз 2114

Итак, есть несколько способов. Самый первый и простой – это вращение руля. Его надо просто подергать из стороны в сторону. В идеале, колеса должны реагировать на малейшее вращение. По факту, многие даже новые рейки на это не способны. Таково качество деталей, с этим просто надо смириться. Износ рулевой рейки никак не повазывается в виде стуков или вибраций, вопреки устоявшемуся мнению. Если на ходу кочки отдаются в руль, вероятнее всего, требуется замена рулевого наконечника.


Второй способ более точный и сложный одновременно. Для проведения данной проверки необходимо поочередно поддомкратить передние колеса, после чего покачать их поперек вращения в горизонтальной плоскости. Если есть небольшой люфт, то он где-то в рулевом управлении, но необязательно в рейке. Тут уж никак не объяснить, такой диагноз может поставить только специалист.

Прежде чем менять рейку, можно попробовать ее подтянуть. Таким образом, уменьшаются зазоры в колонке. Главное не перетянуть, иначе руль может заклинить. Чтобы подтянуть рулевую рейку на Ваз 2114, необходим специальный многогранный ключ, его можно найти в любом автомагазине.

Видео: замена рейки на ВАЗ 2114

Как подтянуть рулевую рейку ВАЗ-2114 – пошаговая инструкция

Чаще всего все работы по подтяжке рейки сводятся только к выбору люфта в зацеплении и регулировке люфта рулевого колеса. В том случае, если износ деталей механизма (втулки, сама зубчатая рейка, шестерня, сальники и пыльники) критический, без ремонта и установки ремкомплекта не обойтись. Тем не менее самый простой способ это проверить — подтяжка рейки прямо на автомобиле.

Для регулировки рейки понадобится специальный ключ, который вставляется в регулировочную гайку в корпусе рулевого механизма. Этот ключ можно сделать самому, однако он продаётся в любом магазине, стоит копейки, а иметь его в арсенале инструментов никогда не помешает. К тому же он существенно облегчит работу не только при регулировке, но и при разборке рейки при необходимости.

Регулируется рейка ВАЗ-2114 следующим образом:

  1. Желательно установить автомобиль либо на эстакаду, либо на подъёмник. Можно отрегулировать рейку и из-под капота, но придётся работать практически наощупь.



Устанавливаем автомобиль на подъёмники или эстакаду

Как долго можно ездить со стучащей рулевой рейкой

Выход из строя рулевой рейки автомобилист, как правило, ощущает в виде некого постукивания разной степени интенсивности, отдающегося в рулевое колесо во время движения машины. Для начала напомним, из-за чего рулевая рейка изнашивается. Прежде всего, потому, что она постоянно находится под воздействием вибрации. Неизбежны и регулярные кратковременные ударные нагрузки. Проблемы, как ни странно, вызывает и не вполне квалифицированный ремонт рейки. В результате таких воздействий повреждаются и изнашиваются пластиковые втулки на концах рейки.

Это приводит к появлению люфтов и тех самых стуков, которые замечает автомобилист. Бывает, что со временем разбалтываются соединительные элементы в самой рулевой колонке, и система начинает «разговаривать». Случается, что ржавеют металлические части рейки. Иной раз рвутся и трескаются ее резиновые пыльники. Сквозь «пробоины» в них проникает грязь и пыль. Этот абразив изнашивает трущиеся части механизма рейки. От сильных ударов, например при попадании колеса авто в серьезную яму, могут происходить деформации картера рейки и даже зубьев механизма.

Итак, руль почему-то застучал и автовладельцу приходится думать: ехать ли немедленно к ремонтникам или можно поездить «со стуком» еще какое-то время. Решить проблему с рейкой можно несколькими путями.


Можно купить новую оригинальную деталь. Цена нового узла будет исчисляться десятками тысяч рублей. Не всякий автовладелец готов на это пойти. Можно обратиться к ремонтным организациям. Такое мероприятие обойдется в сумму заметно меньшую. Вполне реально уложиться в сумму 10 000—15 000 рублей. Но и эти затраты часто представляются автовладельцу слишком уж высокими.

Альтернатива — ездить со стучащим механизмом. Теоретически, срок жизни среднестатистической рулевой рейки соответствует 200 000 — 250 000 км пробега. Если он приближается к этому рубежу, то, скорее всего, ездить долго с таким механизмом не получится, он вот-вот полностью выйдет из строя. А когда до теоретической кончины рейки еще далеко и никаких симптомов кроме постукивания не ощущается, то с таким «недугом» узел какое-то время эксплуатировать можно.

Тут нужно понять для себя, что именно происходит с ней. Когда что-то стучит где-то внутри механизма, то дело, возможно, в небольшом естественном износе. С таким постукиванием можно без каких-либо неприятностей проездить и 40 000, и 50 000 км. Если же, например, видны потеки смазки на корпусе или наблюдается порванный пыльник или фиксируются иные подобные неприятности, все-таки лучше оперативно обратиться к специалистам СТО. Ведь в этом случае рейка долго не протянет.

Срок службы рулевой рейки


Признаки неисправности рулевой рейки

Обнаружить причину течи можно только на автосервисе: рулевая рейка диагностируется специалистами автосервиса на отдельном стенде, под давлением примерно в 150-160 атмосфер. Иной раз проблема обнаруживается в виде коррозии штока рулевой рейки или в виде течи сальников.
Стук в рулевой рейке оборачивается для автомобилиста отдачей в рулевое колесо. Подобная неисправность может повлечь за собой износ втулок скольжения или пыльников, либо их повреждение.

Разновидности рулевых реек
Как правило, выделяют три типа рулевых реек:
• механические,
• электрические,
• гидравлические.
Вид рулевой рейки существенно влияет на ее конструкцию.

В легковых автомобилях чаще используются преимущественно механические или гидравлические рулевые рейки. Схема устройства механических рулевых реек выглядит проще, однако при увеличении массы автомобиля растет и усилие, которое необходимо приложить к рулевому колесу для совершения поворота. В этом случае использование гидравлической рулевой рейки и более оптимально. Механизм рулевых реек данного вида оборудован специальным гидравлическим насосом, который сокращенно обозначается ГУР, что можно расшифровать как гидравлический усилитель руля. Благодаря ГУРу для совершения поворота не приходится прилагать чрезмерно сильное усилие.
Вне зависимости от того, какое устройство рулевых реек установлено в транспортном средстве, усилие направляется на колеса при помощи целой системы шестеренок. Из-за долгого использования шестеренки регулярно изнашиваются, поэтому следует проводить плановый осмотр автомобиля, чтобы быть уверенным в том, что ваше транспортное средство не подведет вас в пути.

Гидравлические рулевые рейки

Механизм гидравлических усилителей устроен как единое целое с рулевой рейкой. Именно поэтому гидравлические усилители руля часто именуются интегральными. Насос ГУР под большим давлением подает масло в так называемый золотниковый распределитель, который расположен в корпусе рулевой рейки. Функция золотникового распределителя заключается в том, чтобы отследить усилие, которое прилагается к рулевому колесу, и «дозировано», в зависимости от приложенного усилия, «помогать» рейке поворачивать колеса.
Устройство гидравлической рулевой рейки довольно просто. Механизм рулевых реек с гидравликой лишь чуть-чуть отличается от того, как устроен механизм рейки других конфигураций. Принцип, по которому работает гидравлическая рулевая рейка, основан на использовании давления. В рейке находится цилиндр с поршнем; под давлением жидкости поршень перемещается из от одного конца в другой, непосредственно вместе с тем перемещается рулевая рейка.

Электрические рулевые рейки

Электрические рулевые рейки отличаются от гидравлических механизмом устройства. Они сконструированы более просто. Принцип, по которому они работают, состоит в следующем: насос приводится в движение электромотором. Явный недостаток электрических рулевых реек – они не оснащены гидросистемой, и в случае серьезных повреждений (к примеру, в случае резкого соударения с дорожным покрытием )электромотор и компоненты рейки, как правило, уже не подлежат восстановлению. Необходима полная замена рулевой рейки, что требует больших финансовых затрат и значительного времени.

Механические рулевые рейки

Механические рулевые рейки не оснащаются никакими дополнительными деталями или устройствами, в отличие от рулевых реек другого типа. Принцип работы механических реек заключается в банальной механической работе системы шестеренок. Шестерня на рулевом валу сцепляется с зубчатой рейкой, соответственно, при повороте рулевого колеса шестерня начинает вращение, что и приводит рулевую рейку в движение. Механическими рулевыми рейками чаще всего оборудуют внедорожники или грузовые машины, что обеспечивает облегченное управление таким транспортным средством.

Михаил Воропай,

механик компании «Авто Экспресс-Сервис»:

Максим Ребитва,
механик компании «Сибирь – Авторемонт»:

Рулевая рейка – механизм, отвечающий за преобразование вращения руля в поворот колес. Она принимает на себя большие нагрузки при езде по неровным дорогам. Поэтому вне зависимости от марки авто, она часто требует ремонта или замены. На поломку механизма вам укажут признаки неисправности рулевой рейки.

Что такое рулевая рейка


Механизм поворота колес состоит из двух частей: рейки и шестерни. Вращение руля запускает движение шестерни, которая двигает зубчатую рейку влево или вправо. В результате колеса поворачиваются в нужную сторону.

Металлические детали механизма бывает непросто поворачивать, поэтому современные автомобили комплектуются усилителями. Существует два вида усилителя – гидравлический и электрический. Они делают поворот рулевого колеса плавным и легким. ГУР или ЭУР крепится непосредственно на рейке.

Усилитель руля повышает безопасность вождения, так как гасит вибрации и стуки от дороги. Водитель чувствует себя увереннее за рулем. С другой стороны, от этого незначительно ухудшается управляемость автомобилем.

От рулевого управления во многом зависит безопасность на дороге. При любых неисправностях ухудшается маневренность, в результате водитель не может среагировать на дорожную ситуацию. Поэтому важно поддерживать рулевое управление в рабочем состоянии и обращать внимание на все симптомы поломок.

Симптомы поломок

О поломках рулевой рейки вам скажут следующие симптомы:

  • тяжело крутится руль;
  • подтекает масло из рулевого устройства;
  • во время езды по кочкам слышатся стуки или гул от передней части авто;
  • слышится гул при повороте руля;
  • руль заедает.

Если вы обнаружили один или несколько симптомов, отправляйтесь в автосервис на диагностику и ремонт. Чем раньше вы обратитесь к специалистам, тем меньше денег потратите на ремонт.

Как определить неисправность рулевой рейки

Все неисправности рулевой рейки можно разделить на три вида – стук, гул и течь. Протечка характерна только для устройств с гидроусилителем, так как ЭУР работает без масла, а значит, течь не может.

Стуки бывают двух видов: поверхностные и внутренние. Первые появляются от наконечника рулевой тяги. Через порванный пыльник в механизм попадает уличная грязь, наконечник выходит из строя и начинает стучать. Его можно поменять самостоятельно, посмотрев в руководстве к автомобилю этапы процесса.

Внутренний стук говорит о том, что вышли из строя поршни и направляющие рейки. Самостоятельно определить причину очень сложно, так как нужно разобрать весь механизм.

Протечка масла возникает в случае выхода из строя резиновых уплотнителей. Насос нагнетает рабочую жидкость в цилиндре, давление растет и механизм приходит в движение. Если сальники не выполняют свою функцию, давление не достигает нужной величины. Механизм не отрабатывает так, как нужно, появляется люфт руля.

Протечку легко заметить на асфальте под машиной. К тому же, на приборной панели постоянно горит лампочка «Добавьте жидкость ГУР». Но после доливки ситуация не улучшается. Масло приходится добавлять каждый день. Это является поводом поменять сальники.

Гул возникает при выходе из строя насоса ГУР или мотора ЭУР. Они не справляются со своей функцией, и водителю становится сложнее поворачивать руль.

Причины неисправности рулевой рейки


При аккуратной езде и правильной эксплуатации автомобиля единственной причиной неисправности рулевой рейки становится ее выработка. Для каждой детали производитель закладывает свой срок эксплуатации, для рейки это обычно 100 тыс.км. Для каждой модели сроки могут отличаться.

Чаще всего эту деталь меняют те, кто ездит по плохим дорогам. Попадание в яму изнашивает подвеску и рулевое управление. Если не притормаживать перед кочками и ямами, можно стать постоянным гостем автосервисов. Также рейка не любит резких стартов. Не рекомендуется резко трогаться, если колеса повернуты в сторону.

Еще одна распространенная причина неполадок – прорыв пыльника. Это нежная деталь защищает важные механизмы, поэтому требует постоянного внимания. Даже трещины на пыльнике являются поводом к их замене. Влага, пыль или грязь, попавшие внутрь устройства, могут привести к серьезным поломкам.

Ремонт механизма

Так как рулевая рейка имеет сложную конструкцию, автомастера редко разбирают ее и ремонтируют. Гораздо проще купить запчасть в сборе и поставить ее на авто.

Сегодня на рынке существуют оригинальные автозапчасти и более дешевые аналоги. Производители авто рекомендуют ставить только оригинальные детали, так как они идеально подходят ко всем системам машины. Но опыт автолюбителей говорит, что аналогичные запчасти тоже служат долго. Главное, выбрать хорошего производителя. Это можно сделать, прочитав отзывы в интернете или спросив совета у бывалого автолюбителя.

Не забывайте периодически менять расходные материалы – втулки, сальники, пыльники. Периодически осматривайте днище машины, при наличии трещин и подтеков сразу покупайте ремкомплект. Это продлит жизнь всему устройству.

Бережливый и аккуратный водитель может даже не вспоминать о рулевой рейке на протяжении всего периода владения автомобилем. Поэтому стоит соблюдать простые правила эксплуатации: объезжать ямы, притормаживать перед кочками, при наличии первых симптомов поломок сразу обращаться в автосервис. Тогда устройство прослужит вам долго.

Неисправности рулевого управления в большинстве случаев должны устраняться только специалистами, так как требуется тщательная регулировка узла управления. Согласно правилам ПДД, эксплуатация авто с неисправным рулевым запрещена. Да и немного найдётся смельчаков, рискнувших ездить на неуправляемом автомобиле.

Почему возникают неисправности в рулевом?

Основная причина — неудовлетворительное состояние дорог. Подвеска авто сглаживает основную массу ударов, приходящихся на колёса, но часть из них все же передаётся на узлы рулевого управления. Стоит отметить, что любители низкопрофильной резины рискуют значительно больше, нежели приверженцы использования стандартных колес — низкие шины не способны сгладить удары, и это существенно снижает срок службы как подвески, так и рулевой.

Но автовладельцы должны помнить, что даже при предельно аккуратной езде по идеально ровным дорогам все же придётся менять отдельные элементы рулевой. Срок их службы ограничен, а некоторые детали и вовсе относятся к расходным материалам.

Компоненты рулевого управления

Автопроизводителями используется стандартная схема рулевого управления, в целом не меняющаяся с 1898 года. Различия заключаются в расположении руля (справа или слева), а также в типе используемого усилителя (электрического или гидравлического). Выпуск автомобилей с «пустой» рулевой рейкой, не оснащённой усилителем, практически прекращён, и также в последнее время автопроизводители отходят от практики использования ГУР, предпочитая более простой в обслуживании и экономичный электроусилитель.

Рулевое управление состоит из следующих компонентов:

  • рулевое колесо. На большинстве авто оснащается подушкой безопасности;
  • рулевая колонка. В зависимости от марки машины, она может регулироваться как по высоте, так и по выносу;
  • рулевая рейка. Оснащается либо гидроусилителем, либо электроусилителем;
  • рулевые тяги. Связующие элементы между рейкой и наконечниками;
  • рулевые наконечники. Соединяют колёса и тяги, являются расходным материалом.

Тяги и наконечники устанавливаются в авто попарно, по разным бортам. В случае выхода их из строя необходима попарная замена элементов, даже если повреждённым оказался только один из них.

Люфт рулевого колеса

Основные неисправности рулевого управления довольно легко определить — автомобиль заметно теряет управляемость, появляются посторонние звуки в передней части авто, возникает люфт рулевого колеса. Люфтом называется холостое движение руля, при котором поворот колёс не осуществляется. Правила дорожного движения устанавливают максимальное значение люфта для легковых авто не более 10 градусов — при его превышении эксплуатация автомобиля невозможна.

Люфт может возникнуть по нескольким причинам:

  • увеличенный зазор в разбитых рулевых наконечниках;
  • выработка на рулевых тягах;
  • сильный износ рулевой рейки;
  • выход из строя крестовины рулевого вала;
  • износ подшипника, расположенного на рулевом валу;
  • поломка ЭУР или ГУР.

Сильный люфт чреват значительной потерей управляемости авто. Дело в том, что при люфте передние колёса автомобиля теряют устойчивость, и начинают «болтаться» в пределах, равных люфту рулевого колеса. При движении на высокой скорости автомобиль будет заметно «плавать» по дороге, и водителю придётся постоянно подруливать, чтобы удержать авто в своей полосе. В условиях гололёда люфт колеса чреват полной потерей управления авто, со всеми вытекающими из этого последствиями.


Признаки неисправности рулевого

Каждый автовладелец должен знать типовые неисправности рулевого управления и способы их устранения. Ведь от этого напрямую зависит безопасность как его, так и других участников дорожного движения. Признаки, указывающие автовладельцу на проблемы с рулевым, следующие:

  1. Стук в передней части авто, усиливающийся при движении по неровной дороге. Это указывает на выход из строя рулевых наконечников и тяг. Если стук отдаётся в руле, то это может указывать на выход из строя рулевой рейки.
  2. Биение руля при движении. Это может указывать как на отсутствие балансировки колёс, так и на выход из строя рулевых наконечников и шаровых опор. Проверить наконечники можно, поддомкратив автомобиль и покачав колесо из стороны в сторону. Если оно без усилий раскачивается, то необходимо менять наконечники без промедлений.
  3. Посторонние шумы, возникающие при повороте руля. Обычно причиной этих шумов является недостаточный уровень жидкости или необходимость её замены в ГУР. Для электроусилителей характерен незначительный шум, сопровождающий работу электропривода.
  4. Биение руля, появляющееся при движении по мелким неровностям. Причиной биения служит износ крестовины, подшипника рулевого вала и втулки. На современных автомобилях устанавливается пластиковая втулка, которая с течением времени разбивается.
  5. При движении автомобиля по прямой руль установлен не прямо, при отпускании руля автомобиль уводит в сторону. Причина кроется в неотрегулированном развале-схождении колёс. Следует максимально оперативно провести регулировку, так как это также приводит к неравномерному износу шин.
  6. Руль поворачивается с большим усилием. Это указывает на выход из строя усилителя. Причин этого может быть множество, начиная от перегорания предохранителя на ЭУР, и заканчивая обрывом шланга для ГУР. Необходима тщательная диагностика.
  7. Руль поворачивается рывками. На рейках, оснащённых ГУР, это может указывать на ослабление приводного ремня насоса или на необходимость замены жидкости. На рейках с ЭУР скачкообразное движение руля сообщает о выходе из строя электропривода усилителя. Также причина рывков руля может заключаться в подклинивании рулевой рейки.

Следует учитывать, что на рулевых рейках есть специальный регулировочный болт, позволяющий затянуть её, тем самым исключив люфт при возникновении износа. Но чрезмерное затягивание рейки приводит к утяжелению управления и, в ряде случаев, к её подклиниванию, что при движении авто может быть смертельно опасно.

Проще, но еще дороже: что ломается в рулевых рейках с ЭУР, и как их ремонтируют


Изучив самым доскональным образом все недостатки гидравлических усилителей рулевого управления, конструкторы со временем пришли к выводу, что дешевле и надежнее будет отдать «бразды правления» электрическим системам. Достоинств немало: это и отсутствие рабочей жидкости и трубок со шлангами, и меньшая масса всей системы… К тому же благодаря электронному управлению можно заставить руль вращаться самостоятельно, как, например, в системе с автоматической парковкой. Но у любой медали есть оборотная сторона: со временем выявился не меньший, а то и больший объем проблем, нежели в гидравлических системах. Об этих проблемах, а также о способах их устранения мы сегодня и поговорим.

Особенности работы

П еред тем, как начать разговор о типах электроусилителей и их характерных проблемах, скажем пару слов об алгоритме их работы. Сразу после пуска двигателя выполняется самодиагностика системы – подтверждается ее работоспособность. В нейтральном положении электромотор не работает: вся система находится в ожидании активных действий.

Как только вы начали вращать руль, сигнал от датчика угла поворота и крутящего момента поступает в ЭБУ, а тот в свою очередь дает команду электромотору, который облегчает вам жизнь. Причем характер работы электроусилителя будет разным в зависимости от скорости автомобиля: таким образом достигается прогрессивность работы ЭУР. Пройдя поворот и понемногу снимая усилие с руля, система вернет колеса в нейтральное положение.

Наверняка владельцы переднеприводных автомобилей с поперечным расположением двигателя замечали, как автомобиль при активном старте немного уводит в сторону. Обусловлено это разной длиной приводных валов с правой и левой сторон. Так вот, модели с электроусилителем могут еще и немного подруливать колеса, компенсируя тем самым увод. В целом усилие на рулевом колесе полностью под контролем ЭУРа – а потому именно на его совести та «пустота руля» и «искусственность усилия», о которой так часто говорят и на которую сетуют многочисленные журналисты.

Какими бывают электроусилители

Эти системы разделяют прежде всего по месту установки силового блока (электромотора): на рулевой колонке (почти под рулем) или на рулевой рейке. В первом случае рулевой механизм будет самым обычным, например, как в «восьмерке» или Nissan Micra, а во втором в конструкцию интегрирован электромотор или привод. Сегодня на практике мы рассмотрим более интересный вариант с усилителем на рейке.

На самом рулевом механизме электромотор может быть установлен по-разному – либо отдельно, либо являясь частью корпуса этого рулевого механизма. Различают также и тип привода штока рейки: дополнительной шестерней или подвижным соединением винт-гайка.

В последнем случае электромотор может передавать вращение через ременную передачу, либо привод может быть прямым (как в рейках Lexus GS).

28

Для понимания, когда же и на сколько нужно «помогать» водителю вращать руль, система использует данные с нескольких датчиков – это датчик крутящего момента на валу шестерни рулевого механизма, датчик положения рулевого колеса, датчик частоты вращения коленчатого вала и датчики скорости вращения колес. Единственным датчиком, который относится непосредственно к системе ЭУР, является датчик крутящего момента.

Подробнее об устройстве

Теперь рассмотрим три различных варианта конструкции: рулевые рейки с дополнительной шестерней, рейки с параллельным приводом и рейки с прямым приводом. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы – сейчас мы обозначим, какие.

Рейки с дополнительной шестерней имеют в своем составе электромотор, который через червячную передачу вращает шестерню, очень похожую на ту, что мы вращаем через рулевой вал. На самой рейке же в этом случае имеются две насечки зубьев. В этой конструкции все неплохо – вот только потери на трение высоки: все-таки это червячная передача. При этой конструкции электромотор зачастую имеет свой собственный корпус.

Рейки с параллельным приводом – так называют механизм, в котором вращение от электромотора через ремень передается на гайку, или, если сказать точнее, на пару «винт-гайка».

Винтом здесь выступает шток с нарезанной резьбой с одной стороны и насечкой зубьев с другой.

12

Между гайкой и винтом заложены шарики, через которые передается вращение – они же выступают в роли подшипника. Работает это так: когда вы начинаете вращение рулевого колеса, приходит в действие электромотор, вращающий гайку в ту или иную сторону, помогая вам поворачивать руль.

Рейки с прямым приводом – третий вариант, в котором корпус рулевой рейки частично является корпусом электромотора, а шток рейки проходит внутри него. Вращение от электромотора передается через уже известную нам пару «винт-гайка».

19

20

Итак, это основные типы конструкций. Общение с мастером сервиса позволило нам выяснить еще одну немаловажную особенность: есть принципиальная разница между японскими и европейскими рейками. Японцы блок управления электроусилителем «прячут» подальше от самого рулевого механизма – в результате к электромотору тянется длинный шлейф проводов для управления, связи и диагностики. Европейцы же блок управления монтируют рядом с электромотором или прямо на нем.

Какой из подходов верный, сказать тяжело. В случае с «японцами», чтобы снять всю систему, необходимо вытянуть несколько метров проводки и найти сам блок управления – но блок в таком случае находится в безопасности. С европейской же рейкой не будет проблем в плане демонтажа: отсоединил два-три разъема, выкрутил пару болтов крепления – и все. Однако блок управления в такой схеме подвержен различным воздействиям извне.

Первичная диагностика

Первичная диагностика поступившего в сервисную зону автомобиля строится на данных, полученных от хозяина автомобиля: например, стук постоянный или только при вращении, закусывание руля, неравномерное усилие на рулевом колесе или его отсутствие. Основываясь на этом, рейку демонтируют и подключают к специальному стенду (у нас это MSG MS561) и считывают ошибки. С помощью стенда имитируют работу двигателя на различных режимах и более детально изучают работу рулевого механизма. Делается это, чтобы локализовать неисправность и понять, кроется ли проблема в «железе» или в электрике.

По порядку о проблемах

Сначала поговорим о механической части системы. Здесь все так же, как и с другими рейками: практически любая проблема связана с разрывом пыльников рейки и попаданием внутрь нее воды и грязи. Вода – это неизбежная коррозия, а грязь – чрезмерный износ трущихся поверхностей.

Износ боковой втулки – пожалуй, самое безобидное, что может случиться со штоком рейки. Вымывание смазочного материала из пары винт-гайка может привести к закусыванию в паре или даже заклиниванию рулевого механизма в одном положении.

13

В механизмах с параллельным приводом попадание влаги на ремень приводит к резкому возрастанию его износа и, в конечном итоге, разрыву. Резко возросшее усилие на руле – вот что ощущает водитель в таком случае.

Редко, но бывает так, что из-за влаги подшипник электромотора подвергается коррозии – тогда вы услышите неистовое завывание последнего при работе.

17

Износ в зубчатом зацеплении вала-шестерни и штока рейки – тоже потенциальная причина разрыва пыльника. Но здесь болезнь можно попытаться вылечить, поджав упор штока.

8

9

Справляясь у мастера о влиянии воды на электромотор, если привод прямой, мы узнали, что особых проблем с самим мотором быть не может – добротная изоляция проводов делает свое дело.

21

Разобравшись с механикой, переходим к «источнику силы» – электрической части. Потенциальных проблем здесь не так много, но почти все они связаны с солидными затратами.

Выход из строя датчика крутящего момента – еще одна малоприятная ситуация на дороге. В этом случае ЭУР «не понимает», с какой частотой и усилием помогать вам вращать руль и в какую сторону.


15

Полностью усилитель не отключится, так как он «возьмет» данные датчика скорости и угла поворота рулевого колеса, но на щитке начнет светиться индикатор неисправности ЭУР. Более того, может случиться так, что вращать руль вам будет необходимо вправо, а электромотор будет «крутить» его влево.

Сами датчики могут быть аналоговыми или цифровыми, потому и проблемы у них соответствующие. Аналоговые «страдают» износом: проявляется это в различном усилии на руле или уводе механизма от центрального положения.

23

24

Цифровые, впрочем, также страдают от износа, но только не самого датчика, а шлейфа, который может банально перетереться.

25

Лечим рейку

Механические проблемы со штоком рейки не лечатся никак. Коррозия, чрезмерный износ резьбы или зубьев отправят вас за покупкой нового штока – ни шлифовка, ни какая-либо иная обработка здесь не предусмотрены. Если же со штоком все в порядке, а причиной стука стал износ боковой втулки или увеличенный зазор в зубчатом зацеплении, то втулку можно без проблем заменить, а зазор отрегулировать, подтянув упор штока (так же, как и в случае с гидравлическими усилителями). Собственно, каких-то других решений проблем по «железу» просто нет.

А вот с электрикой, как уже говорилось выше, куда ни глянь – всюду одни расстройства. Если считываемые ошибки связаны с неправильной эксплуатацией, то их можно попытаться удалить – но если это поломки… Тогда решения нехитры, но дороги. Судите сами: малейшая трещина в крышке блока – это в большинстве случаев замена всей рулевой рейки. Коррозия подшипника электромотора означает два пути решения проблемы: замена электромотора с блоком управления или опять-таки замена всей рейки в сборе. Кстати, замена в сборе – это вердикт любого официального дилера: завод-изготовитель обычно попросту не закладывает возможности ремонта и восстановления рулевого механизма с ЭУР.

А если привод прямой, и внутрь попала вода, то что тогда будет с электродвигателем? К счастью, ничего: его промоют бензином, высушат и снова отправят на службу. Касательно этого элемента ЭУР мастер вообще заметил, что еще ни разу не встречал проблем, связанных с выходом из строя мотора системы.

Поломка датчика крутящего момента лечится заменой датчика. Единственным утешением для конструкции с аналоговым датчиком может быть возможность небольшой корректировки (±1°) ЭУРа. Но если гнездо датчика разбито значительно, то корректировка уже не поможет.

Одной из самых распространенных причин выхода из строя датчика является повреждение пыльника, который установлен над ним. Он от постоянной влаги начинает гнить и в конце концов разрушается, отправляя датчик под замену – если такая возможность есть. Если ее нет, то… Вы, наверное, уже догадались: замена рейки в сборе. Но самое обидное, что может случиться, так это банальная поломка разъема на рейке, ведь в этом случае тоже ничего, кроме замены рейки в сборе, уже не поможет.

22

Если вам повезло, и рейку отремонтировали

По завершении работ рейку собирают и устанавливают на автомобиль.

После установки необходимо произвести инициализацию или адаптацию ЭУР. Действие это крайне важное, поскольку позволяет «научить» рейку видеть все датчики и крайние положения. Если этого не сделать, то электромотор будет крутить «до победного», в результате чего в конце хода шток с немалой силой ударится в упор. После же выполнения адаптации система за 5 градусов до крайнего положения резко снизит усилие, предохранив шток от удара.

Кстати, есть еще один небольшой плюс, связанный с адаптацией и самим принципом работы электрического усилителя. Если помните, в системах с гидроусилителем нельзя длительное время удерживать руль в крайнем положении – это чревато перегрузкой и поломкой насоса. А вот с правильно адаптированным ЭУР в любом положении все будет хорошо.

В завершение

Несмотря на кажущуюся простоту системы электроусилителя рулевого управления и фактическое отсутствие необходимости его обслуживать, стоит помнить, что это по-прежнему одна из самых важных систем автомобиля. Ведь ЭУР помогает контролировать направление движения – иначе говоря, делает передвижение подвластным вашей воле. Используя показания датчиков колес, двигателя, рулевого колеса, ЭУР требует к себе удвоенного внимания – поэтому при появлении малейших странностей в его работе не ждите «восстания машин», а отправляйтесь на диагностику.

Читайте также: