Удалить конденсат из пневмопривода тормозов камаз 4310

Обновлено: 14.05.2024

Подкачать колесо автомобиля КАМАЗ-4310 (УРАЛ-4320) с использованием системы регулирования давления воздуха в шинах (норматив №52)

Для снижения давления воздуха в шинах откройте колесные краны и поставьте рычаг крана в положение «Выпуск». Снизив давление до нужной величины, возвратите рычаг в нейтральное положение.

Для повышения давления воздуха в шинах пустите двигатель, поставьте рычаг крана в положение «Впуск». Подняв давление до нормальной величины, поставьте кран в нейтральное положение. При длительной стоянке автомобиля закройте колесные краны.

1. Тактико-техническая характеристика автомобиля ЗИЛ-131.

Трехосный автомобиль ЗИЛ-131 высокой проходимости (рис.3) предназначен для перевозки грузов и для буксировки прицепов по бездорожью. Платформа автомобиля приспособлена также для перевозки людей.

Завод - изготовитель: Завод имени Лихачева;

Колесная формула: 6 х 6

Масса перевозимого груза, кг: 5 000

Полная масса прицепа, кг: 6 500

Масса снаряженного автомобиля, кг: 6 460

Полная масса, кг: 11 685

Габаритные размеры, мм: 7 040 х 2 500 х 2 975

Количество и расположение цилиндров: V-образное

Рабочий объем, л: 6

Мощность при 2600 мин-1, л.с.: 150

Крутящий момент при 1800 мин-1, Н•м: 41

Кабина: цельнометаллическая, закрытая, трехместная

Платформа: деревянная, задний борт откидной

Глубина преодолеваемого брода, м: 1,4

Максимальная скорость, км/ч: 80

Тормозной путь со скоростью 40 км/ч, м: 14

Расход топлива при скорости 40 км/ч, л/100 км: 40

Разобрать топливный фильтр грубой очистки системы питания двигателя КАМАЗ-740, промыть фильтрующий элемент, собрать фильтр (норматив №14).

- слейте топливо из фильтра, ослабив пробку 1 сливного отверстия;

- выверните четыре болта 7 крепления стакана к корпусу фильтра и снимите стакан 2 вместе с фланцем 8; выверните фильтрующий элемент из корпуса; промойте сетку 4 фильтрующего элемента и полость стакана бензином или дизельным топливом, продуйте сжатым воздухом;

- наденьте на фильтрующий элемент уплотнительную шайбу, распределитель 6 и вверните фильтрующий элемент в корпус;

- установите стакан фильтра и закрепите его болтами; затяните пробку сливного отверстия; убедитесь в отсутствии подсоса воздуха через фильтр на работающем двигателе; при необходимости устраните подсос подтягиванием болтов крепления стакана к корпусу.

3. Удалить конденсат из пневмопривода тормозов и системы регулирования давления воздуха в шинах автомобиля КАМАЗ-4310 (норматив №59).

Ежедневно (по окончании смены) сливайте конденсат из ресиверов при номинальном давлении воздуха в системе, отведя в сторону шток сливного крана (рис). Не тяните шток вниз и не жмите его вверх.

Повышенное содержание масла в конденсате указывает на неисправность компрессора.

При замерзании конденсата в ресиверах прогрейте их горячей водой или теплым воздухом. Нельзя пользоваться для прогрева открытым пламенем.

После слива конденсата доведите давление воздуха в пневмосистеме до номинального.

1. Выявить и устранить неисправность двигателя КАМАЗ-740, вызывающую снижение мощности, неустойчивую работу.

- Засорение воздухоочистителя или колпака воздухозаборника;

- Недостаточная подача топлива;

- Нарушение регулировки угла опережения впрыскивания топлива;

- Засорение форсунки (закоксовка отверстий распылителя, зависание иглы) или нарушение ее регулировки.

- Нарушение регулировки привода рычага управления регулятором (рычаг управления не доходит до болта ограничения максимальной частоты вращения коленчатого вала) ;

- Поломка пружины толкателя ТНВД;

- Попадание грязи между седлом и клапаном топливоподкачивающего насоса или поломка пружины;

- Нарушение герметичности нагнетательных клапанов ТНВД или поломка пружины;

- Заклинивание плунжера секции ТНВД;

- Нарушение регулировки тепловых зазоров в механизме газораспределения;

- Разгерметизация полости мембраны или повреждение мембраны корректора по давлению наддувочного воздуха;

- Ослабление крепления или поломка трубки высокого давления;

- Плохая компрессия из-за неисправностей цилиндропоршневой группы или неплотного прилегания клапанов газораспределения к седлам;

- Низкое давление нагнетаемого воздуха (Утечка воздуха через соединения впускного коллектора с головками цилиндров, патрубками, турбокомпрессорами и компрессором. Прорыв газов в соединениях выпускного коллектора и корпуса турбины. Заедание ротора турбокомпрессора. Загрязнение выпускного тракта, проточных частей компрессора и турбины).

Удалить конденсат из пневмопривода тормозов камаз 4310

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПНЕВМАТИЧЕСКОГО ТОРМОЗНОГО ПРИВОДА АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ


При ежедневном техническом обслуживании:

— проверьте состояние шлангов подсоединения тормозной системы прицепа (для автопоезда);

— слейте конденсат из ресиверов системы (по окончании смены).

При осмотре шлангов тормозной системы не допускайте их перекручивания и контактов с острыми

кромками других деталей. Для устранения негер-метичности соединительных головок замените неисправные головки или уплотнительные кольца в них.

При эксплуатации автомобиля без прицепа закройте соединительные головки крышками для защиты их от попадания грязи, снега, влаги; на седельных автомобилях-тягачах головки установите в держатель, расположенный за кабиной.

Сливайте конденсат из ресиверов при номинальном давлении воздуха в пневмоприводе, отведя в сторону шток сливного крана. Натяните шток вниз и не нажимайте его вверх. Повышенное содержание масла в конденсате указывает на неисправность компрессора.

При замерзании конденсата в ресиверах прогрейте их горячей водой или теплым воздухом. Запрещается пользоваться для прогрева открытым пламенем.

После слива конденсата доведите давление воздуха в пневмосистеме до номинального.

— внешним осмотром элементов и по показаниям штатных приборов автомобиля проверьте исправность тормозной системы, устраните неисправности;

— отрегулируйте ход штоков тормозных камер;

— смените спирт в предохранителе от замерзания при температуре воздуха плюс 5°С и ниже в соответствии с календарным графиком (для предохранителя вместимость 0,2 литра сменять спирт один раз в неделю, и один раз в месяц — для предохранителя вместимостью 1 литр);

— смажьте втулки валов разжимных кулаков через пресс-масленку, сделав шприцем не более пяти ходов;

— смажьте регулировочные рычаги тормозных механизмов через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки.

Ход штоков тормозных камер регулируйте при холодных тормозных барабанах и выключенной стояночной тормозной системе.

Ход штоков тормозных камер требует регулировки, если он более 40 мм. Величину хода штока измеряйте линейкой, установив ее параллельно штоку, уперев торцом в корпус тормозной камеры. Отметьте место нахождения крайней точки на шкале линейки. Нажмите тормозную педаль до упора [при давлении воздуха в пневмоприводе не менее 608 кПа (6,2 кгс/см2), стояночная тормозная система выключена, тормозные барабаны холодные] и снова отметьте нахождение этой же точки штока на шкале. Разность полученных значений составляет величину хода штока.

Регулируйте ход штока поворотом оси 1 (рис. 320) червяка регулировочного рычага, предварительно отвернув фиксатор 4 на два-три оборота. Вращая ось, установите наименьший ход штока.

Убедитесь, что колесо вращается свободно, без заеданий, и надежно затяните фиксатор.

Зазор между колодками и барабаном проверяйте щупом через окна 2 в щитке. После регулирования хода штоков тормозных камер между тормозными барабанами и колодками могут быть следующие зазоры: у разжимного кулака 0,4 мм, у осей колодок 0,2 мм.

Необходимо, чтобы штоки правых и левых камер на каждом мосту имели по возможности одинаковый ход (разница не более 2. 3 мм), это обеспечивает одинаковую эффективность торможения правых и левых колес.



При смене спирта в предохранителе слейте отстой из корпуса фильтра, вывернув сливную пробку. Для заливки спирта и контроля его уровня рукоятку тяги

опустите в нижнее положение и зафиксируйте ее, повернув на 90° (при нижнем положении тяги предохранитель выключен). Затем выверните пробку с указателем уровня, залейте 0,2 или 1 л спирта и закройте заливное отверстие. Для включения предохранителя поднимите рукоятку тяги вверх. Для повышения эффективности предохранителя рекомендуется при заполнении пневмосистемы воздухом нажать на рукоятку тяги пять-восемь раз.

— проверьте работоспособность пневматического привода тормозной системы по клапанам контрольных выводов;

— проверьте внешним осмотром шплинтовку пальцев штоков тормозных камер;

— затяните гайки крепления тормозных камер к кронштейнам и гайки болтов крепления кронштейнов тормозных камер к суппорту;

— отрегулируйте положение тормозной педали относительно пола кабины, обеспечив полный ход рычага тормозного крана.

Проверка работоспособности пневматического тормозного привода заключается в определении выходных параметров давления воздуха по контурам с помощью контрольных манометров и штатных приборов в кабине (двухстрелочный манометр и блок контрольных ламп тормозной системы). Проверку проводите по клапанам контрольных выводов, установленным во всех контурах пневмопривода, и соединительным головкам типа «Палм» питающей (аварийной) и управляющей (тормозной) магистралей двухпроводного привода и типа А соединительной магистрали однопроводного тормозного привода прицепа.

Клапаны контрольных выводов расположены:

— контура привода рабочих тормозных механизмов передней оси — на клапане ограничения давления;

— контура привода рабочих тормозных механизмов задней тележки — на правом (по ходу автомобиля) лонжероне рамы в зоне заднего моста;

— контура привода стояночной и запасной тормозных систем — на левом лонжероне рамы в зоне заднего моста и в ресивере контура;

— контура привода вспомогательной тормозной системы и потребителей — в ресивере контура.

Перед проверкой устраните утечку сжатого воздуха из пневмосистемы. В качестве контрольных техно-

логических манометров используйте манометры с пределом измерений 0. 980,7 кПа (0. 10 кгс/см2) класса точности 1,5. Проверку работоспособности пневматического тормозного привода проводите в следующем порядке:

— заполните пневмосистему воздухом до срабатывания регулятора давления 11 (см. рис. 287). При этом давление во всех контурах тормозного привода и соединительной головке 39 типа «Палм» питающей магистрали двухпроводного привода тормозных механизмов прицепа (вывод R) должно быть 608. 735,5 кПа (6,2. 7,5 кгс/см2), а в соединительной головке 38 типа А однопроводного привода (вывод Р) — 470,8. 519,8 кПа (4,8. 5,3 кгс/см2). Контрольные лампы на щитке приборов должны погаснуть при достижении давления в контурах 441,3. 539,4 кПа (4,5. 5,5 кгс/ см2). Одновременно прекращает работу шумовой сигнализатор (зуммер);

— нажмите полностью педаль привода рабочей тормозной системы. Давление по двухстрелочному манометру должно резко снизиться не более чем на 49,5 кПа (0,5 кгс/см2). При этом давление в клапане контрольного вывода В должно быть равно показанию верхней шкалы двухстрелочного манометра в кабине. Давление в клапане контрольного вывода С должно быть не менее 225,6. 264,9 кПа (2,3 . 2,7 кгс/ см2) (для незагруженного автомобиля). Поднимите вверх вертикальную тягу привода регулятора 30 тормозных сил на величину статического прогиба подвески (см. табл. 45).

Давление в тормозных камерах 26 должно быть определено по нижней шкале двухстрелочного манометра; давление в соединительной головке 39 типа “Палм” тормозной магистрали двухпроводного привода (вывод R) должно быть 608. 735,5 кПа (6,2. 7,5 кгс/см2), в соединительной головке 38 типа А соединительной магистрали (вывод Р) давление должно упасть до 0;

— установите рукоятку привода крана 2 в переднее фиксированное положение. Давление в клапане контрольного вывода Е должно быть равным давлению в ресивере 25 стояночного и запасного контуров и находиться в пределах 608. 735,5 кПа (6,2. 7,5 кгс/см2), давление в соединительной головке 39 типа «Палм» тормозной магистрали двухпроводного привода (вывод R) должно быть равным 0, в соединительной головке 38 типа А (вывод Р) 470,8. 519,8 кПРа (4,8. 5,3 кгс/см2);

— установите рукоятку привода крана 2 стояночной тормозной системы в вертикальное фиксированное положение. На блоке контрольных ламп должна загораться контрольная лампа стояночной тормозной системы в мигающем режиме. Давление в клапане контрольного вывода Е и в соединительной головке 38 типа А (вывод Р) должно упасть до 0, а в соединительной головке 39 типа «Палм» тормозной магистрали двухпроводного привода (вывод R) должно быть 608,0. 735,5 кПа (6,2. 7,5 кгс/см2);

— при положении рукоятки крана 2 в вертикальном фиксированном положении нажмите кнопку крана 3 аварийного растормаживания. Давление в клапане контрольного вывода Е должно быть равным показанию двухстрелочного манометра 5 в кабине. Штоки тормозных камер механизмов промежуточного и заднего мостов должны вернуться в исходное положение;

— отпустите кнопку аварийного растормаживания. Давление в клапане контрольного вывода Е должно упасть до 0;

— нажмите на кран 4 механизма вспомогательной тормозной системы. Штоки пневмоцилиндров 23 управления заслонками и пневмоцилиндра 10 выключения подачи топлива должны выдвинуться. Давление

воздуха в тормозных камерах прицепа (полуприцепа) должно быть равным 58,8. 68,6 кПа (0,6. 0,7 кгс/см2).

В процессе проверки работоспособности пневматического тормозного привода при снижении давления в контурах до 441,3. 539,4 кПа (4,5. 5,5 кгс/ см2) должен включаться зуммер и должны загораться контрольные лампы соответствующих контуров на щитке приборов.

Отрегулировать положение педали тормоза относительно пола кабины.

Регулируйте согласно схеме установки педали на тормозной кран.

Регулировкой установочного и регулировочного болтов необходимо обеспечить положение площадки педали под углом 35° ±2° и свободный ход педали 10-15 мм.

Установочный болт зафиксировать контргайкой, регулировочный болт перед регулировкой покрыть герметиком УГ7.

— проверьте состояние тормозных барабанов, колодок, накладок, стяжных пружин и разжимных кулаков при снятых ступицах; устраните неисправности;

— закрепите кронштейны ресиверов к раме.

При техническом обслуживании тормозного механизма обратите внимание на расстояние от поверхности накладок до головок заклепок. Если это расстояние менее 0,5 мм, смените тормозные накладки. Предохраняйте накладки от попадания на них масла, так как фрикционные свойства промасленных накладок нельзя полностью восстановить очисткой и промывкой. Если требуется заменить одну из накладок левого или правого тормозных механизмов, меняйте все накладки у обоих тормозных механизмов (левого и правого колес). После установки новых фрикционных накладок колодку обработать. Для нового барабана радиус колодки должен быть 199,6. 200 мм. После расточки барабана при ремонте радиус колодки должен быть равен радиусу расточенного барабана. Барабаны допускается растачивать до диаметра не более 406 мм.

Вал разжимного кулака должен вращаться в кронштейне свободно, без заеданий. В противном случае очистите опорные поверхности вала и кронштейна, проверьте состояние уплотнительных колец вала, после этого смажьте их через пресс-масленку.

Ось червяка регулировочного рычага должна поворачиваться свободно, без заеданий. В противном случае промойте внутреннюю полость рычага бензином, просушите и заполните регулировочный рычаг свежей смазкой.
Перед проверкой параметров пневматического привода тормозной системы:

— затяните болты крепления компрессора и гайки крепления головки цилиндров компрессора;

— слейте конденсат из ресиверов;

— снимите фильтр регулятора давления, промойте его керосином, высушите, продуйте сжатым воздухом и установите на место;

— снимите механизмы вспомогательной тормозной системы, очистите их внутренние поверхности от нагара, промойте в керосине, продуйте сжатым воздухом и установите на место;

— осмотрите трубопроводы, шланги, чехлы тормозных камер и тормозного крана, привод тормозного крана; устраните неисправности.

Проверку проводите в соответствии с перечнем контролируемых параметров, приведенных в протоколе проверки параметров пневматического привода (табл. 46), с помощью комплекта (рис. 322), включающего в себя: контрольные манометры 2 класса 1,5, соединительные шланги 1, соединительные головки 4 типа А, Б и типа «Палм», клапаны 5 контрольного вывода, набор штуцеров и уплотнительных шайб, набор 3 наиболее часто применяемых ключей (19х22; 24х27).


Разность не должна превышать 15% (для приработанных тормозных накладок).

Погрешность показаний штатного двухстрелочного манометра определите сравнением с показаниями контрольных манометров. Контрольные манометры подсоедините вместо резьбовых пробок к ресиверу 24 (см. рис. 287) первого контура и к ресиверу 22 второго контура. Постепенно повышая, а затем понижая давление в системе, сверьте показания штатного и контрольных манометров.

Давление включения СТОП-СИГНАЛА определите при номинальном давлении в системе контрольным манометром, который подсоедините к контрольному выводу N. Плавно нажимая тормозную педаль, зафиксируйте давление включения и выключения СТОП-СИГНАЛА по загоранию фонарей. Так же определите давление включения и выключения СТОП-СИГНАЛА, плавно приводя в действие ручной тормозной кран.

Давление выключения* (включения) контрольных ламп определите для всех контуров пневматического
* Перед определением давления выключения убедитесь в исправности контрольный ламп, нажав кнопку контроля.

привода. Для этого подсоедините контрольные манометры к ресиверам 20, 25, 24, 22 всех контуров, пустите двигатель и доведите давление воздуха в системе до номинального.

Медленно выпуская воздух (например, открыв кран слива конденсата) из ресивера 24 первого контура, зафиксируйте на контрольном манометре давление загорания контрольной лампы первого контура. Так же определите давление выключения (включения) контрольных ламп второго, третьего и четвертого контуров пневматического привода.

Давление выключения и давление включения регулятора давления определите по штатному двухстрелочному манометру, погрешность показания которого предварительно проверена. Автомобиль должен быть расторможен, т.е. положение тормозной педали и ручного тормозного крана должно обеспечивать движение автомобиля, потребители сжатого воздуха должны быть выключены.

Пустите двигатель и, повышая давление воздуха в системе, зафиксируйте на манометре момент начала выхода воздуха из вывода регулятора давления в атмосферу (давление включения).

Нажмите несколько раз тормозную педаль, при этом следите по манометру за снижением давления в системе и зафиксируйте момент прекращения выхода воздуха из вывода регулятора давления в атмосферу (давление выключения).

Падение давления в ресиверах за одно торможение определите по контрольным манометрам, подсоединенным вместо резьбовых пробок к ресиверам 24 и 22 или по проверенному штатному манометру.

Заполните систему воздухом, пустив двигатель, до номинального давления. Остановите двигатель, полностью нажмите тормозную педаль (потребители сжатого воздуха должны быть выключены) и зафиксируйте по манометрам падение давления в ресиверах.

Опережение давления в управляющей магистрали по отношению к давлению на выходе тормозного крана определите по контрольным манометрам, подсоединив их к клапанам контрольных выводов N и D.

Заполните систему воздухом, пустив двигатель, до номинального давления. Остановите двигатель и, плавно нажимая тормозную педаль, зафиксируйте давление на манометре, подсоединенном к клапану вывода N, при давлениях на манометре, подключенном к выводу D, равных 588, 490, 392, 294, 196, 98 кПа (6, 5, 4, 3, 2, 1 кгс/см2).

Разность давлений в выводах N и D даст величину опережения давления в управляющей магистрали.

Пневматический привод тормозов автомобилей КамАЗ

Пневматический привод тормозов автомобилей КамАЗ включает в себя компрессор 10 ( рис. 132 ), регулятор 12 давления, предохранитель 14 от замерзания, двойной 20 и тройной 19 защитные клапаны и пять независимых пневмоконтуров привода тормозных механизмов:

  • рабочей тормозной системы передних колес;
  • рабочей тормозной системы колес среднего и заднего мостов;
  • стояночной и запасной тормозных систем, а также колес прицепа или полуприцепа;
  • вспомогательной тормозной системы и системы питания сжатым воздухом других потребителей;
  • аварийного растормаживания стояночной тормозной системы.

Рис. 132. Схема пневмопривода тормозных механизмов автомобилей КамАЗ: 1 - передняя тормозная камера; 2 — клапан контрольного вывода; 3 — звуковой сигнал; 4 — контрольная лампа; 5 — двухстрелочный манометр; 6 — кран растормаживания стояночного тормоза; 7 — кран стояночного тормоза; 8 кран вспомогательного тормоза; 9— клапан ограничения давления; 10— компрессор; 11 —пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя; 12 — регулятор давления; 13 — пневмоэлектрический датчик включения электромагнита пневмоклапана прицепа. 14 — предохранитель от замерзания; 15—пневмоэлектрический датчик падения давления в контуре; 16 —воздушный баллон контура рабочего тормоза колес задней тележки и контура аварийного растормаживания; 17 — кран слива конденсата; 18 — пневмоцилиндр привода механизмов вспомогательного тормоза; 19 — тройной защитный клапан; 20 — двойной защитный клапан; 21 - двухсекционный тормозной кран; 22 — аккумуляторные батареи; 23 — воздушный баллон контура рабочего тормоза колес передней оси и контура аварийного растормаживания; 24 — воздушные баллоны контуров стояночного тормоза и тормозов прицепов; 25 — воздушный баллон контура вспомогательного тормоза; 26 — пружинный энергоаккумулятор; 27 — задняя тормозная камера; 28 — перепускной клапан; 29 ускорительный клапан; 30 — автоматический регулятор тормозных сил, 31 и 32 - клапаны управления тормозами прицепа соответственно с двух- и однопро-водными приводами; 33 — одинарный защитный клапан; 34 — разобщительный кран; 35 и 36— соединительные головки; 37 — задние фонари.

Защитные клапаны 19 и 20 распределяют по контурам воздух, подаваемый компрессором. Они отрегулированы так, что сначала сжатым воздухом заполняются воздушные баллоны 24 контуров стояночной и запасной тормозных систем, а затем остальные воздушные баллоны. Все воздушные баллоны имеют краны 17 слива конденсата и пневмоэлектрические датчики 15, связанные с сигнальными лампами и звуковым сигналом, которые включаются при давлении воздуха в том или ином контуре ниже 0,5 МПа. Давление в воздушных баллонах 16 и 23 рабочей тормозной системы контролируют с помощью двухстрелочного манометра 5.

Пневмоконтуры рабочей тормозной системы . Воздух из баллонов 16 и 23 поступает в соответствующие секции тормозного крана 21. При нажатии на педаль воздух из нижней секции тормозного крана через клапан 9 ограничения давления поступает в тормозные камеры 1 передних колес. Из верхней секции крана через регулятор 30 тормозных сил воздух поступает в тормозные камеры 27 колес среднего и заднего мостов. При этом тормозные механизмы всех колес приводятся в действие. Одновременно от нижней и верхней секций крана по отдельным магистралям воздух поступает к клапану 31 управления тормозной системой прицепа с двухпроводным приводом.

Пневмоконтур стояночной и запасной тормозных систем . Для включения стояночного тормоза включают кран 7 (рукоятку крана переводят вверх). При этом сжатый воздух из камеры ускорительного клапана 29 выходит в атмосферу. Одновременно выпускается воздух из цилиндров энергоаккумуляторов 26 тормозных камер 27 колес среднего и заднего мостов. Пружины энергоаккумуляторов приводят в действие тормозные механизмы. Одновременно кран 7 включает клапан 31 управления тормозной системой прицепа.
Для выключения стояночного тормоза рукоятку тормозного крана 7 устанавливают в нижнее положение. При этом воздух из баллона 24 через тормозной кран 7 поступает к ускорительному клапану 29. Последний срабатывает, и сжатый воздух из баллона 24 через перепускной клапан 28 поступает в цилиндры энергоаккумуляторов. Их пружины сжимаются, и тормозные механизмы растормаживаются.

Запасная тормозная система приводится в работу также тормозным краном 7, рукоятка которого имеет не только фиксированное верхнее положение для стояночного тормоза, но и нефиксируемые промежуточные положения, которые позволяют притормаживать автомобиль с интенсивностью, зависящей от положения рукоятки (следящее действие).

Аварийное растормаживание стояночной тормозной системы. При нажатии на кран 6 воздух из баллонов 16 и 23 через тройной защитный клапан 19, кран 6 и перепускной клапан 28 поступает в цилиндры энергоаккумуляторов. Пружины сжимаются, и автомобиль растормаживается.

Пневмопривод вспомогательной тормозной системы . При нажатии на кран 8 сжатый воздух из баллона 25 через кран 8 поступит в пневмоцилиндры 11 и 18. Штоки цилиндров 18, связанные с рычагами заслонок вспомогательного тормоза, повернут заслонки, и они перекроют приемные трубы глушителя. Шток цилиндра 11, связанный с рычагом рейки топливного насоса, передвинет рычаг, и подача топлива прекратится. При этом контакты пневмо-электрического датчика 13, установленного перед цилиндром 18, замкнутся и включат электромагнитный клапан прицепа. Клапан приоткроется и пропустит сжатый воздух из баллона прицепа в его тормозные камеры, осуществив притормаживание прицепа с целью предотвращения складывания автопоезда.

Компрессор поршневой , двухцилиндровый, одноступенчатого сжатия. Установлен на двигателе и приводится от блока распределительных зубчатых колес. Воздух, пройдя через воздухоочиститель и впускной трубопровод дизеля, вследствие разрежения поступает в цилиндры компрессора через пластинчатые впускные клапаны. Сжатый поршнями воздух вытесняется из цилиндров через пластинчатые нагнетательные клапаны, расположенные в головке цилиндров, к регулятору давления, который автоматически поддерживает давление воздуха в пневмосистеме в пределах 0,70. 0,75 МПа. При снижении давления воздуха до 0,62. 0,65 МПа регулятор перекрывает выход воздуха в атмосферу и компрессор вновь нагнетает воздух в пневмосистему.

Регулятор давления автоматически поддерживает давление сжатого воздуха в пневмосистеме. При давлении 0,62. 0,65 МПа сжатый воздух из компрессора поступает в вывод I ( рис. 133, а ) регулятора давления и проходит через фильтр 2, каналы 11 и 8, обратный клапан 9 и вывод 111 в воздушные баллоны. Одновременно часть воздуха через канал 7 поступает в полость А под поршень 6, нагруженный уравновешивающей пружиной 5. При этом выпускной клапан 4 открыт и полость Б над разгрузочным поршнем 12 сообщается с атмосферой через вывод II. Впускной клапан 10 под действием пружины закрыт, и в полость Б сжатый воздух не поступает; закрыт и разгрузочный клапан 1. Система наполняется сжатым воздухом.

При давлении в полости А, равном 0,70. 0,75 МПа, поршень 6 преодолевает усилие пружины 5 и поднимается вверх. Выпускной клапан 4 закрывается, впускной клапан 10 открывается, и воздух из полости А поступает в полость Б, перемещая поршень 12 вниз. Разгрузочный клапан 1 открывается, и сжатый воздух из компрессора выходит через вывод IV в атмосферу. При этом давление в кольцевом канале 8 падает и обратный клапан 9 закрывается.

Когда давление в пневмосистеме, а следовательно, и в выводе III и полости А снизится до 0,62. 0,65 МПа, поршень 6 под действием пружины 5 переместится вниз, клапан 10 закроется, клапан 4 откроется и полость Б через вывод II соединится с атмосферой. При этом поршень 12 под действием своей пружины переместится вверх, разгрузочный клапан 1 закроется и компрессор снова будет нагнетать сжатый воздух в пневмосистему.

В случае выхода из строя регулятора давление в выводе I растет и разгрузочный клапан 1 действует как предохранительный, открываясь при давлении 1,0. 1,35 МПа и выпуская часть воздуха в атмосферу.

Для присоединения специальных устройств к пневмосистеме регулятор давления имеет канал, закрытый пробкой 3, и клапан отбора воздуха для накачивания шин.

Рис. 133. Сборочные единицы пневмопривода автомобилей КамАЗ: а — регулятор давления: 1 — разгрузочный клапан; 2 — фильтр; 3 — пробка канала отбора воздуха; 4 — выпускной клапан; 5 — уравновешивающая пружина; 6—следящий поршень; 7 и 11 — каналы; 8 — кольцевой канал; 9 — обратный клапан; 10 — впускной клапан; 12 — разгрузочный поршень; 13 — седло разгрузочного клапана; А — полость под следящим поршнем; Б — полость над разгрузочным поршнем; I — вывод от компрессора; II и IV — выводы в атмосферу; III — вывод в пневмосистему; в — предохранитель от замерзания: I — пружина фитиля; 2 — стакан; 3 — фитиль; 4 и 9 — уплотнительные кольца; 5 — жиклер; в — пробка с уплотнительным кольцом; 7 — крышка; 8 —запирающий штифт; 10 — шток с рукояткой.

Предохранитель от замерзания предназначен для защиты приборов и трубопроводов пневмосистемы от замерзания конденсата. В стакан 2 ( рис. 133,6 ) заливается этиловый технический спирт. Для включения предохранителей в работу при температуре окружающего воздуха ниже 5 °С рукоятку со штоком 10 перемещают вверх. При этом пробка 6 с уплотнительным кольцом выводится из нижнего гнезда, пружина 1 растягивает фитиль 3 и часть его входит в воздушный канал. Воздух, нагнетаемый компрессором в воздушные баллоны, омывает фитиль и обогащается парами спирта. Образующийся конденсат смеси паров воды и спирта не замерзает в трубопроводах и приборах при достаточно низкой температуре.

При температуре окружающего воздуха выше 5 °С предохранитель отключают, опуская шток 10. Пробка 6 с уплотнительным кольцом садится в гнездо и разобщает стакан 2 с пневмосистемой.

Двойной защитный клапан предназначен для разделения подводимого потока сжатого воздуха на два автономных пневмоконтура (вспомогательной и стояночной тормозных систем) и автоматического выключения поврежденного пневмоконтура.

Сжатый воздух из компрессора, пройдя регулятор давления и предохранитель от замерзания, через вывод III ( рис. 134, а ) поступает в полость центрального поршня 8 и, отжав обратные плоские клапаны 7 и 9, направляется к выводам I и П двух пневмоконтуров.

При повреждении одного из контуров давление воздуха в нем падает и центральный поршень 8 под действием разности давлений перемещается в сторону поврежденного контура. Седло поршня 8 упирается в обратный клапан 7 или 9 и передвигает его до упора в поршень 5, отключая поврежденный контур. Обратный клапан второго контура остается открытым, и сжатый воздух поступает в неповрежденный контур, в котором будет поддерживаться давление 0,52. 0,54 МПа.

Тройной защитный клапан предназначен для разделения подведенного потока сжатого воздуха на три автономных пневмо-контура (рабочей тормозной системы передних колес, рабочей тормозной системы колес среднего и заднего мостов, привода аварийной системы растормаживания стояночной тормозной системы) и автоматического отключения поврежденного контура с целью сохранения давления в исправных контурах.

Сжатый воздух поступает в полости А и Б ( рис. 134, б ) под клапанами 15 и 24. При давлении 0,52 МПа эти клапаны открываются, преодолевая сопротивление пружин 17, 21 и прогибая диафрагмы 20, 23. Сжатый воздух поступает через выводы IV и V в пневмоконтуры рабочих тормозных систем соответственно передних колес и колес среднего и заднего мостов. Одновременно открываются перепускные клапаны 25, 26 и воздух поступает в полость В над клапаном 27. При давлении 0,51 МПа клапан 27 открывается и сжатый воздух через вывод проходит в пневмоконтур аварийной системы растормаживания стояночной тормозной системы.

В случае разгерметизации одного нз контуров давление в нем и в полости соответствующего защитного клапана уменьшается и под действием пружины клапан закрывается, автоматически отключая неисправный контур. В негерметичный контур воздух может поступить только при значительном повышении давления, причем защитный клапан этого контура будет работать как предохранительный.

Рис. 134. Защитные клапаны пневмопривода автомобилей КамАЗ: а — двойной; в — тройной; 1 — защитный чехол; 2 и 3 — уплотнительные кольца; 4 — упорное кольцо; 5 — упорный поршень; 6, 17, 21 и 30 — пружины; 7 и 9 — плоские клапаны; 8 — центральный поршень; 10 — крышка; 11 —регулировочные шайбы; 12—пробка с дренажным отверстием; 13—корпус; 14—колпак; 15, 24 и 27 — клапаны; 16, 22 и 29 — опорные диски; 18 — заглушка; 19 — регулировочный винт; 20, 23 и 28 — диафрагмы; 25 и 26 — перепускные клапаны; А, Б и В — полости; I — вывод в контур вспомогательной тормозной системы; II — вывод в контур стояночной и запасной тормозных систем тягача и прицепа; 111 — вывод к компрессору; IV — вывод в контур рабочих тормозных механизмов передних колес и прицепа; V — вывод в контур рабочего тормозного механизма колес задней тележки и прицепа.

Устройство и работа тормозного механизма КАМАЗ-4310. Основные неисправности и способы их устранения

Тормозные механизмы служат для создания снижения скорости или полной остановки. На грузовых автомобилях применяются барабанные, колодочные тормозные механизмы с внутренним расположением колодок. Механизмы установлены во всех шести колесах.
Тормозной барабан жестко прикреплен к колесу и потому вращается вместе с ним, как одно целое. Внутри тормозного барабана расположены две тормозные колодки. Обе эти колодки опираются на разжимной кулак и оси, прикрепленные неподвижно к суппорту. Благодаря такой опоре, тормозные колодки остаются неподвижными и не вращаются вместе с колесом и тормозным барабаном. Нажимая на педаль тормоза мы поворачиваем рычаг , а от него будет поворачиваться разжимной кулак, который, раздвигая колодки , прижимает их к тормозному барабану. Между колодками и барабаном возникает сила трения, которая стремится остановить тормозной барабан, а, следовательно, и колесо.

Для прекращения торможения, необходимо отпустить педаль тормоза. При этом стяжная пружина, зацепленная за колодки, сдвигает их и повернет кулак в исходное положение. Между колодками и барабаном образуется зазор, сила трения исчезнет, и торможение колеса прекратится.

Основные неисправности рабочей тормозной системы: слабое или неодновременное действие тормозов, плохое растормаживание или закли­нивание колодок тормозных механизмов.

Слабое действие тормозов обнаруживается по возрастанию тормоз­ного пути. У грузовых автомобилей полной массой более 12 тонн (КамАЗ-4310, Урал-4320) при торможении со скорости 40 км/ч тормозной путь не должен превышать 17,7м.Тормозной след, от левых и правых колес должен быть одинаковой длины.

Причиной слабого действия тормозов может быть не герметичность тормозного привода, попадание воздуха в систему гидравлического привода или недостаточное количество тормозной жидкости, нарушение регулировки тормозных механизмов, износ или замасливание накладок или тормозных барабанов, недостаточное количество сжатого воздуха в пневматическом приводе из-за его утечки, неисправности компрессора или регулятора давления, замерзание конденсата в пневмосистеме.

Негерметичность гидравлического привода обнаруживается по подтеканию жидкости в соединениях, негерметичность пневматического привоза по падению давления воздуха в пневмосистеме при неработающем двигателе.

На автомобиле КамАЗ-4310 работоспособность и герметичность контуров проверяют по показанию манометра, установленного в кабине и контрольного манометра. Перед проверкой устанавливают максимальное давление в системе, при этом должны погаснуть контрольные лампочки и прекратить работу зуммер. При нажатии на педаль показания верхней шкалы двухстрелочного манометра в кабине водителя и показания контрольного манометра, подсоединенного к клапану контрольного вывода, должны совпадать. Аналогично показания нижней шкалы двухстрелочного манометра и контрольного манометра, присоединенного ко второму контуру, также должны совпадать. Разница в показаниях манометров свидетельствует о негерметичности привода рабочей тормозной системы.

На автомобилях Урал-4320 герметичность привода оценивается по падению давления в системе, которое не должно превышать 50 кПа за 30 минут по показанию манометра, установленного в кабине.

Места, утечки определяются на слух или с помощью мыльного раст­вора. Негерметичность привода устраняется подтягиванием креплений, заменой деталей.

Неодновременное действие тормозов обнаруживается по заносу автомобиля при торможении. Причиной этого может быть нарушение регу­лировки тормозных механизмов, засорение трубопроводов или замерзании в них конденсата, замасливание отдельных колодок.

Плохое растормаживание или заклинивание колес происходит вследствие поломки стяжных, пружин, обрыва накладок, разбухания ман­жет и заклиниванию поршней колесных цилиндров.

В зависимости от причины неисправность устраняется регулировкой тормозных механизмов, заменой поломанных пружин, переклепкой накла­док, ремонтом колесного цилиндра.

Объем работ при ТО-2.

ТО-2 вклю­чает все операции ТО-1 и ежедневного ТО.(от 9,6 – 16,0 тыс. км.)

Дополнительно необходимо проверить:

состояние кабины, платформы, оперения, капота и номерных знаков;

крепление главного тормозного цилиндра, гидровакуумных уси­лителей, трубопроводов, компрессора и других агрегатов;

состояние рабочих поверхностей барабанов и тормозных коло­док. При необходимости заменить тормозные колодки с последую­щей регулировкой тормозных механизмов;

состояние буксирного устройства и его крепление к раме (при работе с прицепом);

крепление стремянок передних и задних рессор, амортизато­ров;

крепление и действие фар. При необходимости отрегулировать направление светового потока фар;

зазоры рулевого механизма, шарниров рулевых тяг;

степень заряженности аккумуляторных батарей;

легкость пуска двигателя и содержание окиси углерода (СО) и уг­леводородов (СН) в отработавших газах.

Проверить и в случае необходимости отрегулировать:

конические подшипники ступиц передних колес;

схождение передних колес и углы установки колес;

зазоры между клапанами и коромыслами (через одно ТО-2);

свободный ход педали сцепления.

Снять и промыть фильтрующие элементы фильтров грубой и тонкой очистки топлива.

Провести смазочные работы, для чего необходимо:

сменить масло в картере двигателя и заменить фильтрующий элемент или промыть; заменить масло в воздушном фильтре дви­гателя;

проверить уровень масла и, если требуется, долить до уровня контрольного отверстия в картерах коробки передач и заднего моста;

смазать через пресс-масленку подшипники водяного насоса, на­тяжного ролика ремня вентилятора;

заложить (через два ТО-2) свежую смазку Литол-24 в подшипни­ки ступиц передних колес и натяжной ролик ремня вентилятора;

сменить масло (через два ТО-2) в картерах коробки передач и зад­него моста.

Устройство тормозных систем (разделение на контуры) автомобилей КамАЗ 5320 (4310)

Автомобили КамАЗ оснащены четырьмя автономными тормозными системами:

  1. Рабочая (состоит из двух контуров передней оси и задней тележки)
  2. Запасная
  3. Стояночная
  4. Вспомогательная

Контуры тормозных систем имеют общие элементы, но работают они независимо, что обеспечивает высокую эффективность торможения в любых условиях эксплуатации.

Схема многоконтурного пневматического привода тормозных систем автомобилей КамАЗ

  1. Компрессор
  2. Тормозная камера передних колес
  3. Клапан контрольного вывода
  4. Клапан ограничения давления
  5. Датчик электромагнитного клапана тормозной системы прицепа
  6. Кран вспомогательной тормозной системы
  7. Воздухораспределитель
  8. Кран аварийного растормаживания стояночной тормозной системы
  9. Ресивер тормозной рабочей системы
  10. Конденсационный рессивер
  11. Ресивер тормозной рабочей системы
  12. Кран для слива конденсата
  13. Датчики падения давления и датчик включения стояночной тормозной системы
  14. Тройной защитный клапан
  15. Ручной кран стояночной тормозной системы
  16. Пневмоцилиндр привода механизмов вспомогательной тормозной системы
  17. Двухстрелочный манометр рабочей тормозной системы
  18. Двухсекционный кран рабочей тормозной системы
  19. Двойной защитный клапан
  20. Регулятор давления
  21. Предохранитель от замерзания
  22. Ресивер стояночной тормозной системы
  23. Ресивер вспомогательной системы
  24. Клапан управления тормозной системой прицепа с однопроводным приводом
  25. Клапан управления тормозной системой прицепа с двухпроводным приводом
  26. Одинарный защитный клапан
  27. Ускорительный клапан
  28. Тормозные камеры задних колес с энергоаккумуляторами
  29. Клапан быстрого растормажмивания
  30. Регулятор тормозных сил
  31. Двухмагистральный перепускной клапан
  32. Соединительная головка управляющей магистрали
  33. Соединительная головка питающей магистрали

Контур I (контур тормозов передней оси)

  • Ресивер на 20 литров с датчиком падения давления и краником
  • Тройной защитный клапан
  • Двухстрелочный манометр
  • Клапан ограничения давления
  • Клапан контрольного вывода
  • Нижняя секция тормозного крана
  • Две тормозные камеры (тип 24)
  • Прочие механизмы, шланги и трубопроводы

Контур II (контур тормозов задней тележки)

  • Верхняя секция тормозного крана
  • Часть тройного защитного клапана
  • Ресивера общей вместимостью 40 литров с датчиком давления и кранами слива конденсата
  • Клапан контрольного вывода автоматического регулятора
  • Двухстрелочный манометр
  • Четыре тормозные камеры (тип 20)
  • Тормозные механизмы промежуточного и заднего мостов тележки
  • Шланги и трубопроводы (трубопровод от клапана управления тормозными механизмами до верхней секции тормозного крана)

Контур III (контур стояночной, запасной тормозных систем и комбинированного привода тормозных механизмов прицепа)

  • Двойной защитный клапан
  • Два ресивера общей вместимостью 40 литров с датчиком давления и кранами слива конденсата
  • Два клапана контрольного вывода ручного тормозного крана
  • Ускорительный клапан
  • Четыре пружинных энергоаккумулятора тормозных камер с датчиком давления
  • Часть двухмагистрального перепускного клапана
  • Клапан управления с двухпроводным приводом тормозной системы прицепа
  • Одинарный защитный клапан
  • Клапан управления тормозами прицепа с однопроводным приводом
  • Головка типа «А» однопроводного привода и двух головок «Палм» двухпроводного привода тормозов прицепа
  • Три разобщительных крана трёх соединительных головок
  • Пневмоэлектрический датчик «стоп-сигнала»
  • Двухпроводной привод тормозов прицепа
  • Шланги и трубопроводы
  1. Тормозной кран обратного действия с ручным управлением
  2. Ускорительный клапан
  3. Ресивер
  4. Клапан двухмагистральный
  5. Клапан контрольного вывода
  6. Тормозные камеры с пружинным энергоаккумулятором

Контур IV (контур вспомогательной тормозной системы)

  • Пневматический кран
  • Часть двойного защитного клапана
  • Два цилиндра привода заслонок
  • Пневмоэлектрический датчик
  • Цилиндр привода рычага останова двигателя
  • Трубопроводы и шланги
  1. Кран включения вспомогательного тормоза
  2. Рычаг заслонки вспомогательного тормоза
  3. Заслонка
  4. Корпус заслонки

Контур V (контур аварийного растормаживания)

  • Часть двухмагистрального перепускного клапана
  • Пневматический крана
  • Часть тройного защитного клапана
  • Трубопроводы и шланги

Как работает пневматический привод тормозных систем

Работа привода рабочей тормозной системы

Сжатый воздух из компрессора через регулятор давления и предохранитель от замерза­ния поступает к блоку защитных клапанов. Он состоит из двойного и тройного клапанов, которые заполняют воздухом ресиверы всех контуров тормозных систем.

Защитные клапаны отрегулированы так, что сначала заполняются ресиверы контура III (стояночного и запасного тормозов), а за­тем ресиверы остальных контуров.

Воздух из ресиверов емкостью 40 и 20 литров поступает в соответствующие секции тормозного крана. При нажатии на педаль тормоза воздух из нижней секции через клапан ограничения давления поступает в тормозные камеры (тип 24), которые приводят в действие тормозные меха­низмы колес передней оси. Из верхней секции крана че­рез регулятор тормозных сил воздух подается в тормоз­ные камеры (тип 20), которые приводят в действие тормозные механизмы колес среднего и заднего мостов. Одновременно от обоих контуров рабочего тормоза по отдельным маги­стралям воздух поступает к клапану управления тор­мозами прицепа с двухпроводным приводом.

Работа привода запасной тормозной системы

Тормозной кран стояночного тормоза имеет следящее устройство, которое позволяет притормаживать автомобиль с интенсивно­стью, зависящей от положения рукоятки тормозного крана.

При повороте крана из управляющей магистрали уско­рительного клапана выпускается воздух, количество которого пропорционально углу поворота рукоятки. При этом через атмосферный вывод ускорительного клапана выходит соответствующее количество воздуха из цилиндров пружинных энергоаккумуляторов. Одновременно с тор­можением автомобиля притормаживается прицеп или полу­прицеп.

Работа привода стояночной тормозной системы

Для затормаживания автомобиля или автопоезда на стояке необходимо установить рукоятку тормоз­ного крана в заднее фиксиро­ванное положение. При этом, воздух из управляющей ма­гистрали ускорительного клапана выходит в атмосферу. Одновременно через атмосферный вывод ускорительного клапана выпускается воздух из цилиндров энергоакку­муляторов тормозных камер. Пружины, разжимаясь, приводят в действие тормозные механизмы заднего и сред­него мостов. Одновременно тормозной кран включает клапан управления тормозами прицепа с двухпровод­ным приводом.

Для выключения стояночного тормоза рукоятку тор­мозного крана следует установить в переднее фиксиро­ванное положение. При этом воздух из ресиверов проходит через тормозной кран и поступает в управляющую магистраль ускорительного клапана, который срабатывает и начинает пропускать сжатый воздух из ресивера через перепускной клапан, минуя тормозной кран, в пружинные энергоаккумуляторы. При этом силовые пружины сжимаются и прицеп растор­маживается.

В случае аварийного падения давления в контуре при­вода стояночного тормоза пружинные энергоаккумуляторы срабатывают, и автомобиль затормаживается. Для того чтобы автомобиль растормозить, необходимо воспользо­ваться системой аварийного растормаживания.

При нажатии на кран аварийного растормаживания, сжатый воздух из воздушных ресиверов через трехмагистральный защитный клапан и перепускной клапан поступит в цилиндры пружинных энергоаккумуляторов и сожмет пружины, растормаживая автомобиль.

Если отсутствует запас сжатого воздуха в контуре аварийного растормаживания, автомобиль можно растор­мозить с помощью устройств для механического расторма­живания, которые встроены в цилиндры пружинных энер­гоаккумуляторов. Для этого следует вывернуть винт до упора. При этом он через упорный подшип­ник упрется в днище поршня и поднимет его вверх, сжимая силовую пружину энергоаккумулятора. Толка­тель, поднимаясь, освободит шток тормозной камеры, который под действием возвратной пружины поднимется вверх. Пружины стянут колодки, и автомобиль растормозится.

Работа привода вспомогательной тормозной системы

При нажатии на кран включения вспомогательного тормоза сжа­тый воздух из ресивера поступает в пневмоцилиндры. Шток цилиндра, связанный с рычагом рейки топливного насоса, переместится, и подача топлива пре­кратится. Штоки цилиндров, связанные с рычагами заслонок вспомогательного тормоза, повернут заслонки, и они перекроют приемные трубы глушителя.

Контакты пневмоэлектрического датчика, установ­ленного в магистрали перед цилиндром, замкнутся, и включится электромагнитный клапан прицепа, который частично пропустит сжатый воздух из воздушного баллона прицепа в его тормозные камеры. Таким образом, осуществ­ляется притормаживание прицепа, что предотвращает «складывание» автопоезда.

Читайте также: