Замена вакуумного усилителя тормозов ваз 2105

Обновлено: 14.05.2024

Замена вакуумного усилителя тормозов ваз 2105

Вакуумный усилитель тормозов автомобиля ВАЗ-2105 закрепляется к пластине кронштейна педалей сцепления и тормоза на четырех шпильках 6 (рисунок 1) с гайками, а главный цилиндр - к вакуумному усилителю на двух шпильках 26. Между корпусом 2 и крышкой 4 зажат наружный поясок резиновой диафрагмы 23, которая делит усилитель на вакуумную "А" и атмосферную "Е" полости. Вакуумная полость через шланг с наконечником 29 и клапаном 30 соединяется с впускной трубой двигателя автомобиля.

Вакуумный усилитель

Внутри вакуумного усилителя распологается пластмассовый корпус клапана 22, хвостовик которого на выходе герметизируется уплотнителем 18. В корпусе 22 клапана расположены буфер 21, поршень 5 с толкателем 14, резиновый клапан 9, пружины 16 и 17 с опорными чашками 8 и 11 и воздушный фильтр 15. В выточку поршня 5 входит упорная пластина 20, другой конец которой упирается в поясок диафрагмы 23, что предотвращает ее выпадания. Эта пластина фиксирует в корпусе 22 поршень в сборе с толкателем 14 и клапаном 9. В буфер 21 упирается шток 3 привода поршня главного цилиндра. В торцевое отверстие штока ввернут регулировочный болт 28.

Резиновый клапан 9 собран на толкателе 14. Подвижная головка клапана, усиленная металлической шайбой, поджимается пружиной 17 через чашку 8 к заднему торцу поршня 5 (при полном растормаживании). Для подвижной головки клапана в корпусе 22 имеется седло. Неподвижный буртик клапана 9 поджимается пружиной 16 через чашку 10 к внутренней стенке хвостовика корпуса клапана, чем достигается надежное уплотнение.

В корпусе вакуумного усилителя тормозов крепится через резиновый фланец 1 пластмассовый наконечник 29 шланга, в который вмонтирован клапан 30. Он предотвращает попадание горючей смеси в вакуумную полость "А" усилителя. Когда система расторможена и педаль тормоза находится в исходном положении, толкатель 14 вместе с корпусом 22 клапана и штоком 3 отжаты пружиной 24 в крайнее заднее положение - между головкой клапана 9 и седлом корпуса клапана образуется зазор, так как поршень 5 отжимает клапан от седла. Вакуумная полость "А" через канал "В", зазор между седлом и клапаном и далее через канал "С" сообщается с атмосферной полостью "Е".

Снятие и установка

При снятии вакуумного усилителя тормозов главный цилиндр гидропривода тормозов не отсоединяется от гидросистемы, чтобы избежать попадения в нее воздуха. Порядок снятия:

  • отсоедините толкатель вакуумного усилителя от педали;
  • открутите гайки крепления главного цилиндра к усилителю, снимите его со шпилек и отведите в сторону;
  • отсоедините от усилителя шланг;
  • открутите гайки, крепящие усилитель к кронштейну педалей сцепления и тормоза, и снимите усилитель.

Установку вакуумного усилителя тормозов необходимо производить в обратном порядке.

Всё о вакуумном усилителе тормозов ВАЗ 2107 — устройство, принцип работы и замена своими руками

Вакуум-усилитель системы тормозов ВАЗ 2107 считается надёжным агрегатом, поскольку выходит из строя довольно редко. Первые неполадки элемента возникают спустя 150–200 тыс. км пробега. В случае обнаружения неисправности проблема решается двумя путями — полной заменой либо ремонтом узла. Изучив конструкцию и принцип работы усилителя, мастеровитый хозяин «семёрки» может реализовать оба варианта самостоятельно.

Назначение и расположение агрегата

Первые классические модели «Жигулей» (ВАЗ 2101–2102), выпускавшиеся без усилителей, отличались «тугой» педалью тормоза. Для резкой остановки машины автолюбителю приходилось прилагать значительное усилие. В 70-х годах прошлого столетия производитель начал оснащать автомобили вакуум-усилителями (сокращённо — ВУТ), значительно повышающими эффективность торможения и облегчающими работу водителя.

Агрегат в виде металлического «бочонка» установлен на переборке между моторным отсеком и салоном ВАЗ 2107, со стороны водительского места. Точки крепления ВУТ:

  • корпус прикручен к перегородке 4 гайками М8;
  • спереди к усилителю на 2 шпильках М8 крепится главный тормозной цилиндр;
  • нажимной толкатель элемента выходит внутрь салона и стыкуется с рычагом педали тормоза.

Где расположен вакуумный усилитель тормозов на ВАЗ 2107

Задача усилителя — помогать водителю надавливать на шток главного тормозного цилиндра, используя силу вакуума. Последний создаётся с помощью разрежения, отбираемого у двигателя через специальный патрубок.

Шланг отбора вакуума присоединяется к впускному коллектору со стороны канала, ведущего к III цилиндру. Второй конец патрубка подключается к штуцеру обратного клапана, установленного снаружи корпуса ВУТ.

Куда подключается шланг отбора вакуума на «семёрке»

По сути, вакуумный усилитель выполняет за водителя физическую работу. Последнему достаточно слегка надавить на педаль, чтобы автомобиль начал замедляться.

Устройство и принцип действия ВУТ

Вакуум-усилитель представляет собой металлический «бочонок», состоящий из следующих деталей (нумерация в списке совпадает с позициями на схеме):

  1. Корпус цилиндрической формы.
  2. Шток нажимной главного тормозного цилиндра.
  3. Крышка, соединяемая с корпусом путём точечной вальцовки.
  4. Поршень.
  5. Перепускной клапан.
  6. Толкатель педали тормоза.
  7. Фильтр воздушный.
  8. Буферная вставка.
  9. Внутренний пластмассовый корпус.
  10. Резиновая мембрана.
  11. Пружина для возврата внутреннего корпуса с мембраной.
  12. Присоединительный штуцер.
  13. Обратный клапан.
  14. Вакуумный патрубок.

Устройство вакуумного усилителя ВАЗ 2103—2107

Буквой «А» на схеме обозначена камера для подачи разрежения, литерами «Б» и «В» – внутренние каналы, «Г» – полость, сообщающаяся с атмосферой. Шток поз. 2 упирается в ответную деталь главного тормозного цилиндра (сокращённо — ГТЦ), толкатель поз. 6 прикреплён к педали.

Агрегат способен функционировать в 3 режимах:

  1. Мотор работает, но водитель не нажимает тормоз. Разрежение от коллектора подаётся сквозь каналы «Б» и «В» в обе камеры, клапан закрыт и не пропускает внутрь атмосферный воздух. Пружина удерживает диафрагму в исходном положении.
  2. Штатное торможение. Педаль нажата частично, клапан запускает воздух (через фильтр) в камеру «Г», отчего сила вакуума в полости «А» помогает давить на шток ГТЦ. Пластиковый корпус продвинется вперёд и упрётся в поршень, перемещение штока прекратится.
  3. Экстренное торможение. В данном случае воздействие вакуума на мембрану и корпус не ограничивается, шток главного цилиндра выжимается до упора.

Принцип работы вакуумного усилителя тормозов автомобиля ВАЗ 2107

После отпускания педали пружина отбрасывает корпус и мембрану в исходное положение, атмосферный клапан закрывается. Обратный клапан на входе патрубка служит защитой от внезапного нагнетания воздуха со стороны коллектора.

Прорыв газов во впускной коллектор и далее, в усилитель тормозов, случается на крайне изношенных двигателях. Причина — неплотное прилегание впускного клапана к седлу головки цилиндров. На такте сжатия поршень создаёт давление порядка 7—8 Атм и выталкивает часть газов обратно в коллектор. Если обратный клапан не сработает, они станут проникать в вакуумную камеру, снижая эффективность работы ВУТ.

Видео: как работает вакуум-усилитель тормозов

Неисправности усилителя тормозов

Поскольку замещение тормозного усилия производится с помощью вакуума, большинство неисправностей ВУТ связано с потерей герметичности:

  • пробой резиновой диафрагмы вследствие критического износа;
  • всасывание воздуха по краю корпуса — на стыке между двумя крышками;
  • то же, сквозь сальник на штоке ГТЦ;
  • проблемы со шлангом отбора разрежения — трещины либо подсос в местах соединений.

Порвалась диафрагма вакуумного усилителя ВАЗ 2107

Значительно реже встречается отказ внутреннего перепускного клапана, засорение воздушного фильтра и усадка пружины от естественного износа. В очень редких случаях пружина ломается на 2 части.

Однажды мой знакомец столкнулся с интересным эффектом – «семёрка» намертво затормаживалась после запуска двигателя. Неисправности предшествовал постоянный перегрев тормозных дисков и барабанов на всех колёсах. Оказалось, внутри вакуумного усилителя произошли сразу 2 поломки — вышел из строя клапан и сломалась возвратная пружина. При попытке завести мотор ВУТ автоматически срабатывал от вакуума, самопроизвольно выжимая шток основного цилиндра. Естественно, все тормозные колодки схватывали — сдвинуть авто с места было невозможно.

Иногда между фланцем ГТЦ и вакуум-усилителя наблюдается протечка тормозной жидкости. Но эта проблема не относится к поломкам ВУТ, потому что жидкость подтекает из главного цилиндра. Причина — износ и потеря герметичности уплотнительных колец (манжет) внутри ГТЦ.

Течет тормозная жидкость из вакуумного усилителя тормозов на «Жигулях»

Диагностика неполадок

Первый признак потери герметичности вакуумного усилителя — отнюдь не ухудшение тормозов, как описывают неисправность многие источники в интернете. Когда воздух только начинает просачиваться сквозь прохудившуюся мембрану, ВУТ продолжает исправно функционировать, поскольку мотор успевает поддерживать вакуум в передней камере. Первый симптом — изменения в работе самого двигателя:

  • из-за подсоса воздуха в третий цилиндр мотор начинает «троить» на холостом ходу;
  • обороты коленчатого вала «плавают», чем сильнее подсос, тем больше амплитуда колебаний;
  • работающий двигатель реагирует на педаль тормоза, при резком нажатии глохнет;
  • увеличивается расход бензина.

«Троит» двигатель ВАЗ 2107

Если автолюбитель игнорирует первичные симптомы, ситуация усугубляется — педаль становится жёстче и требует большего физического усилия для замедления и остановки машины. Автомобиль можно эксплуатировать и дальше, поломка ВУТ не ведёт к полному отказу тормозов, но заметно осложняет езду, особенно с непривычки. Экстренное торможение станет проблемой.

Как убедиться в негерметичности вакуум-усилителя:

  1. Ослабьте хомут и снимите вакуумный патрубок со штуцера на коллекторе.
  2. Заглушите штуцер плотной самодельной пробкой.
  3. Заведите двигатель. Если обороты выровняются, проблема явно кроется в усилителе.
  4. Снимите провод высокого напряжения и выверните свечу зажигания III цилиндра. При отказе ВУТ электроды будут закопчены чёрной сажей.

Сажа на электродах свечи зажигания 3 цилиндра ВАЗ 2107

По возможности я использую старый «дедовский» метод — попросту пережимаю шланг отбора вакуума пассатижами на работающем двигателе. Если третий цилиндр включается в работу и холостой ход восстанавливается, перехожу к проверке усилителя тормозов.

Аналогичным образом проблему можно временно устранить в пути. Отключите патрубок, заглушите штуцер и спокойно поезжайте в гараж либо СТО — силовой агрегат будет работать ровно, без перерасхода топлива. Но помните, педаль тормоза станет жёсткой и перестанет моментально реагировать на лёгкое нажатие.

Дополнительные способы диагностики:

  1. Нажмите 3—4 раза на тормоз и запустите двигатель, удерживая педаль. Если она не провалилась, наверняка вышел из строя клапан.
  2. При неработающем моторе отсоедините от штуцера шланг, извлеките обратный клапан и плотно вставьте в отверстие заранее сдавленную резиновую грушу. На герметичном усилителе она сохранит форму, на неисправном — заполнится воздухом.

Как проверить герметичность вакуум-усилителя на ВАЗ 2103—2107

С помощью груши можно точно определить место дефекта, но вакуумный усилитель придётся снять. Закачивая внутрь камеры воздух, обмыльте края стыков и сальник штока — пузыри укажут место повреждения.

Видео: как проверить вакуум-усилитель тормозов на «семёрке»

Инструкция по замене

В подавляющем большинстве случаев владельцы «семёрок» меняют вакуум-усилитель в сборе, поскольку ремонт агрегата не всегда даёт положительный результат. Основная причина — трудности со сборкой, точнее, восстановлением герметичной заводской вальцовки корпуса.

Для замены не требуются особые условия и специальные приспособления, работы производятся в гараже или на открытой площадке. Используемые инструменты:

  • набор головок с удлинителем и воротком на трещотке;
  • ключ накидной размером 13 мм;
  • ключ рожковый 7 мм и штангенциркуль с глубиномером для регулировки;
  • отвёртка плоская и «крестовая»;
  • пассатижи.

Инструмент для замены вакуум-усилителя тормозов на «Жигулях»

Вместе с усилителем тормозов стоит поменять вакуумный шланг и хомуты — старые детали могут стать причиной подсоса воздуха.

Замена ВУТ производится в таком порядке:

    Ослабьте хомут и отсоедините вакуум-шланг от штуцера обратного клапана.

Как снять главный тормозной цилиндр на «семёрке»

Крепление вакуумного усилителя на ВАЗ 2103—2107

Сборка выполняется аналогичным образом, только в обратном порядке. Перед установкой нового ВУТ обязательно следует отрегулировать длину выступающей части штока, дабы обеспечить педали тормоза небольшой свободный ход. Как производится регулировка:

  1. Вытащите пластиковый буферный вкладыш со стороны фланца ГТЦ, утопите шток до упора.
  2. Пользуясь глубиномером (или другим измерительным прибором), замерьте длину головки штока, выступающей над плоскостью корпуса. Допустимый диапазон — 1…1,5 мм.

Как замерить вылет штока на усилителе тормозов «Жигулей»

Как правильно отрегулировать шток вакуумного усилителя на ВАЗ 2107

Также перед установкой рекомендуется обработать резиновые элементы густой нейтральной смазкой — это продлит ресурс агрегата.

Видео: замена вакуумного усилителя ВАЗ 2107 своими руками

Ремонт агрегата — замена диафрагмы

Данная операция непопулярна в среде владельцев «Жигулей», обычно автолюбители предпочитают менять усилитель целиком. Причина — несоответствие результата затраченным усилиям, проще купить и поставить ВУТ в сборе. Если вы однозначно решили разбирать и ремонтировать вакуум-усилитель, подготовьте инструментарий и расходные материалы:

  • монтажная лопатка, мощная плоская отвёртка;
  • пассатижи;
  • молоток;
  • щётка с металлическим ворсом;
  • тиски слесарные большие;
  • комплект ремонтный для вакуумных усилителей ВАЗ 2103—2107;
  • герметик силиконовый.

Ремонтный комплект усилителя тормозов ВАЗ 2103—2107

Лучше всего покупать ремкомплект от Балаковского завода резинотехнических изделий. Данное предприятие является прямым поставщиком деталей для «АвтоВАЗа» и производит качественные оригинальные запчасти.

Для выполнения ремонтных работ ВУТ необходимо снять с автомобиля, как описывается в инструкции выше. Разборка и замена деталей ведётся в таком порядке:

    Поставьте на корпусе метку маркером, развальцуйте соединения с крышкой, отгибая монтажной лопаткой края обечайки.

Как правильно разобрать вакуум-усилитель ВАЗ 2107

Как разобрать вакуумный усилитель тормозов на «семёрке»

Установка диафрагмы вакуумного усилителя тормозов ВАЗ 2103—07

Усилитель тормозов ВАЗ 2107 в сборе

После сборки установите агрегат на автомобиль, заранее отрегулировав вылет штока (процедура описывается в предыдущем разделе). По окончании проверьте работоспособность усилителя на ходу.

Видео: как поменять диафрагму ВУТ на «классике»

Усилители тормозов вакуумного типа нечасто беспокоят хозяев «Жигулей» поломками. Известны случаи, когда заводской ВУТ исправно работал в течение всего срока эксплуатации автомобиля ВАЗ 2107. При внезапном отказе агрегата тоже паниковать не стоит — неисправность вакуум-усилителя не влияет на работу тормозной системы, только педаль становится жёсткой и неудобной для водителя.

Замена и ремонт вакуумного усилителя тормозов ВАЗ и УАЗ


Эффективность тормозов автомобиля имеет большое значение – если тормозная система сработает неэффективно, может произойти авария. Чтобы тормоза были четкими, на всех современных машинах устанавливается усилитель, он обеспечивает мгновенную остановку транспортного средства при нажатии на педаль.

Ремонт вакуумного усилителя тормозов необходим в случае, если тормоза становятся «ватными», и на педаль приходится с большим усилием нажимать, чтобы произвести торможение.

Ремонт вакуумного усилителя тормозов ВАЗ 2106, 2107, 2108, 2109, 2110

Вакуумный усилитель тормозов (сокращенно – ВУТ) автомашин ВАЗ облегчает работу водителю – он в тормозной системе (ТС) усиливает эффект нажатия на педаль. Этот узел состоит из следующих основных деталей:

  • клапана;
  • металлического корпуса;
  • диафрагмы;
  • поршня;
  • штока;
  • мощной возвратной пружины;
  • толкателя, который соединяется с тормозной педалью;
  • защитного чехла;
  • фланца для установки обратного клапана.

Корпус устройства делится диафрагмой на две половины, и со стороны, где создается вакуум, устанавливается главный тормозной цилиндр. Разрежение (вакуум) создается за счет соединения этой части корпуса с впускным коллектором ДВС, а когда мотор не работает, канал перекрывает обратный клапан, устанавливаемый во фланец ВУТ. Воздух (вакуум) с помощью штока и поршня при нажатии на тормоз усиливает эффект торможения, тем самым облегчая работу водителю – нет необходимости на педаль нажимать с большой силой. После отпускания педали мощная возвратная пружина позволяет диафрагме внутри корпуса принять исходное положение. Когда двигатель заглушен, разрежение в системе не создается, и вакуумный усилитель тормозов не работает.

Основная неполадка вакуумного усилителя – это повреждение диафрагмы. Когда диафрагма имеет разрывы, воздух проникает из наружной части корпуса в вакуумную полость, и разряжение в устройстве не создается. Но необязательно неисправность может заключаться в самом устройстве – часто ВУТ не работает из-за подсоса воздуха или по иным причинам:

  • неисправен обратный клапан «вакуума»;
  • идет подсос воздуха из шланга, соединяющего впускной коллектор с тормозным усилителем;
  • нет компрессии в том цилиндре ДВС, откуда берется разрежение.

Следует отметить, что вакуумный усилитель тормозов на автомобилях ВАЗ 2106-10 соединяется шлангом с четвертым цилиндром двигателя.

Ремонт вакуумного усилителя тормозов ВАЗ 2106, 2107, 2108, 2109, 2110 следует начинать с демонтажа этого узла, затем ВУТ необходимо разобрать.

Снятие вакуумного усилителя 2106-07

ВУТ на авто ВАЗ-классика снимается достаточно просто, и если есть минимальные слесарные навыки, работу эту выполнить несложно. Снятие узла выполняем следующим образом:

  • глушим двигатель, отсоединяем главный тормозной цилиндр (ГТЦ) от «вакуумника», держится цилиндр на двух гайках. Тормозные трубки и шланги от ГТЦ отсоединять не нужно, просто отводим цилиндр в сторону;
  • слергиваем шланг с обратного клапана, при этом клапан придерживаем, чтобы его не выдернуть и не сломать;
  • в салоне на тормозной педали демонтируем фиксирующую скобу и освобождаем толкатель ВУТ;


  • затем в салоне отворачиваем четыре гайки, которые держат «вакуумник», демонтируем узел – он вынимается в моторном отсеке.


Разборка вакуумного усилителя 2109

  • зажимаем «вакуумник» в тисках;


  • отверткой на корпусе отгибаем пазы, с помощью которых держатся между собой две половинки;


  • когда почти все заклепки будут разогнуты, необходимо придерживать наружную часть корпуса – внутри устройства установлена пружина, и она может выстрелить. Если старая диафрагма вновь будет устанавливаться на место, далеко отвертку внутрь заводить не нужно, можно поранить резиновый уплотнитель;
  • снимаем резиновые чехлы с креплений (2 шт.);

Замена и ремонт вакуумного усилителя тормозов ВАЗ и УАЗ

  • демонтируем пластмассовый кожух вместе диафрагмой и толкателем в сборе;


Обычно в ремкомплекте вакуумного усилителя ВАЗ-2109 имеется диафрагма, манжета, пыльник, чехлы (2 шт.) и клапан. Следует поменять все детали, чтобы затем не пришлось переделывать работу. Собирая вакуумный усилитель, диафрагму лучше сразу закрепить на пластмассовом кожухе, так будет легче смонтировать узел.


Какой стороной ставится пружина, значение не имеет, но собирая усилитель, придется приложить усилие, чтобы попасть отверстиями в корпусе на шпильки.

Ремонт вакуумного усилителя тормозов УАЗ

Неполадки вакуумного усилителя автомобилей УАЗ можно определить по следующим признакам:

  • двигатель троит, и так как на «Уазовских» моторах вакуумный шланг идет на коллектор первого цилиндра, при неисправном ВУТ не дорабатывает именно этот цилиндр;
  • под капотом слышно шипение – диафрагма травит воздух;
  • педаль тормоза жесткая, и не прожимается при запуске двигателя;
  • между ГТЦ и усилителем имеются влажные подтеки (течет тормозная жидкость).

Если обнаруживаются подтеки «тормозухи» в районе ВУТ, необходимо срочно менять или ремонтировать ГТЦ, но если жидкость уже попала в вакуумный усилитель, скорее всего, придется ремонтировать и ВУТ.

Еще одна частая неисправность в тормозной системе – выход из строя обратного клапана. Этот нехитрый механизм проверить очень легко – нужно в него дунуть. Клапан должен продуваться в одну сторону свободно (при подаче разреженного воздуха из коллектора), а в обратную сторону воздух идет с большим трудом. Если клапан неисправен, он в обе стороны продувается свободно.

Замена ВУТ на автомобилях УАЗ

Снимается усилитель на автомобилях производства Ульяновского автозавода по такому же принципу, что и на машинах ВАЗ. Рассмотрим замену ВУТ на примере автомашины УАЗ-31519:

  • в первую очередь раскручиваем два крепления ГТЦ к «вакууму», обычно цилиндр крепится гайками на 17, не отсоединяя тормозных трубок, отводим его в сторону;
  • под капотом в районе лобового стекла откручиваем 2 болта кронштейна усилителя ВУТ, стандартные болты идут под ключ на 14 мм;


  • в салоне на соединении штока с тормозной педалью выдергиваем шплинт, для этого понадобятся плоскогубцы;
  • вынимаем соединительный штифт;


две нижних гайки кронштейна усилителя находятся в салоне авто, они под ключ на 17, отворачиваем этот крепеж;


  • сдергиваем шланг со штуцера устройства, демонтируем ВУТ;
  • отсоединяем кронштейн от «вакуума» – для этого отворачиваем четыре гайки (они на 17 мм);
  • обратный клапан не идет в комплекте с деталью, поэтому его переставляем со старого ВУТ на новый;


  • соединяем кронштейн с новым усилителем, производим сборку – устанавливаем все детали на свои места.

Особенности ремонта вакуумных усилителей УАЗ

В отличие от вакуумных усилителей вазовских автомобилей, на машинах УАЗ корпус ВУТ очень прочный, и располовинивать его совсем непросто. Можно отогнуть выступы с помощью монтировки и молотка, но так работа выполняется с нарушением технологии – по инструкции необходимо одну половину поворачивать относительно другой. Самая большая проблема при разборке – «располовинивание» корпуса – порой эти части так закипают, что разобрать узел невозможно. Автовладельцы машин советуют ни в коем случае не вдавливать один корпус в другой – тогда уже точно поворачивание не получится.

Еще одна проблема в ремонте «вакуумников» – низкое качество запчастей в ремонтном комплекте, порой установленных деталей не хватает и на полгода. Автомобилисты советуют ремонтом не заниматься, а купить новую запчасть, хотя здесь есть другой минус – ВУТ на автомобили типа УАЗ-469 или УАЗ-452 стоит недешево, около 3 тысяч рублей. Как вариант, можно на авторазборке подобрать «вакуум» от иномарки, у которого по креплениям подходит главный тормозной цилиндр, и путем подгонки установить на автомобиль. В результате получается дешевле и надежнее – импортные детали даже в состоянии бу служат по несколько лет без каких-либо нареканий.

Регулировка штока вакуумного усилителя тормозов УАЗ

Нередко после замены ВУТ появляются проблемы, и автомобиль уже не так тормозит, как было раньше при исправном «вакуумнике» – тормозная педаль берет в самом конце, или система не до конца растормаживается. Все дело здесь заключается в штоке, который нажимает на поршень ГТЦ – он с завода может быть не отрегулирован. На этом штоке имеется регулировочный винт, который фиксируется контргайкой. На автомобилях УАЗ (модель «Патриот» в расчет не берем) регулировку штока проверяем следующим образом:


  • если это расстояние не соответствует норме, ослабляем контргайку и регулировочным винтом увеличиваем или уменьшаем длина штока;


  • установив нужный размер, фиксируем винт контргайкой.

Еще на UAZ Hunter педаль может «брать» в самом конце, и у нее получается большой свободный ход. Необходимо обратить внимание на положение педали – если она слишком низко от полика в салоне, ее необходимо отрегулировать:

Меняем вакуумный усилитель тормозов ВАЗ 2107

Одним из важнейших элементов в тормозной системе любого автомобиля выступает вакуумный усилитель. В конструкции ВАЗ 2107 также имеется это устройство, назначением которого является увеличение усилия при нажиме на педаль тормоза. Если при нажатии педали ощущается необходимость прикладывания большего чем обычно усилия, значит, необходима замена вакуумного усилителя тормозов на ВАЗ 2107.

Расположение вакуумника под капотом

Возможные неисправности механизма

Первый признак поломки вакуумного усилителя тормозной системы — это увеличение усилия при нажиме на педаль (при исправном устройстве нажатие педали тормоза мягкое и плавное). В таком случае тормозной механизм продолжает работать, однако вызывает неудобство управления автомобилем. Водителю нужно прилагать все больше усилий, чтобы своевременно снизить скорость. Рассматриваемая деталь не подлежит ремонту, поэтому в случае ее неисправности, понадобится замена. Если не заменить вакуумный усилитель на ВАЗ 2107, то такая эксплуатация автомобиля может закончиться аварией.

В конструкцию рассматриваемого устройства входят следующие детали:

  • стальной корпус или основание;
  • клапан;
  • полимерная мембрана;
  • резиновая мембрана.

Различают следующие виды неисправностей рассматриваемого механизма:

Расположение регулировочного штока

  1. Поломка внутри устройства. Обычно к внутренним поломкам относят повреждение диафрагмы, а также износ резинового основания. При таких неисправностях будет наблюдаться стравливание воздуха.
  2. Возникновение трещины в мембране, а также полное нарушение ее целостности.
  3. Выход из строя клапанного механизма.
  4. Повреждается шланг, за счет которого происходит соединение механизма с впускным коллектором двигателя. Обычно повреждение возникает в месте стыкования, зачастую по причине ослабевания затяжки хомута. Выявить такую поломку легко, так как при этом будут возникать признаки шипения.

Шипение проявляется не всегда, а только при нажатии на педаль, поэтому выявить неисправность системы не трудно. В один момент, если не устранить такую поломку, то тормозной шланг может повредиться, что станет причиной исчезновения тормозов.

Главный тормозной цилиндр соединен с усилителем, поэтому при замене устройства, эти детали следует разъединить. Перед проведением замены вакуумника, понадобится убедиться, что усилитель действительно неисправен, и не может эксплуатироваться в дальнейшем.

Место замера зазора в вакуумном усилителе

Проверяем вакуумный усилитель тормозов ВАЗ 2107

Ремонт рассматриваемого агрегата невозможен в силу его конструкции. Усилитель тормозов вакуумный является неразборным механизмом, поэтому при его поломке, понадобится выполнить замену. На ВАЗ 2107 первоначально нужно убедиться в неработоспособности механизма, и только после этого приступать к замене.

Приступаем к простейшим способам проверки:

  1. Первый признак неисправности — это жесткость педали тормоза при нажиме, в то время как раньше она выжималась мягко.
  2. Второй признак неисправности — это нестабильная работа мотора при нажатии педали. Проверить можно на холостых оборотах — выжимается педаль, и прислушиваемся к изменениям работы мотора. Если изменения имеются, то ремонта не избежать.
  3. Отсоединяется шланг от штуцера впускного коллектора. Штуцер коллектора нужно заглушить, после чего запустить мотор. Если мотор работает исправно, то со 100-процентной уверенностью можно говорить о том, что усилитель вышел из строя.

Установка нового вакуумника на классику

Рассмотрим еще способы, как проверить исправность устройства, чтобы удостовериться наверняка. Принцип проверки предусматривает выполнение следующих манипуляций:

  1. Проверка работоспособности вакуумного усилителя проводится на неработающем двигателе.
  2. Сесть за руль и накачать педаль тормоза несколько раз (для выравнивания давления в устройстве), после чего выжать ее до упора. При этом педаль расположиться где-то посредине своего рабочего хода.
  3. Удерживать в выжатом состоянии педаль, и завести двигатель.
  4. Если после запуска мотора педаль просядет, то это говорит об исправности вакуумного усилителя на семерке. Если же она остается на месте, то это главный признак необходимости проверки системы на герметичность. Проводится проверка соединения обратного клапана с резиновым шлангом усилителя, а также подводящего шланга для разрежения.

При исправном усилителе педаль опустится вниз при пуске мотора, и если это не происходит, тогда приступаем к проверочным манипуляциям герметичности штуцера. Для этого выполняется его демонтаж с места, где он установлен, предварительно разъединив шланг. Теперь понадобится воспользоваться резиновой грушей, которая вставляется в этот штуцер (он же является обратным клапаном). После вставки груши, нужно сжать ее. При исправности клапана, груша будет в сжатой форме, а если она не набирает воздух — расширяется, значит, требуется выполнить замену клапана.

Используя аналогичный способ с применением груши, проводится проверка состояния всех прочих соединений. Если все соединения исправны, то нужно произвести замену вакуумного усилителя на семерке.

Как заменить вакуумный усилитель

Проверьте ВУТ, и если проверка показывает, что он неисправен, тогда переходим к этапу замены вакуума. Для работ понадобится воспользоваться отверткой, пассатижами и гаечными ключами на 7 и 13. Алгоритм манипуляций по замене усилителя вакуумного на семерке следующий:

  1. Используя отвертку, нужно произвести демонтаж штифта фиксатора, соединяющего толкатель с тормозной педалью.
  2. Освободить закрепление усилителя путем демонтажа штифта.
  3. Выкрутить болты, которыми крепится главный тормозной цилиндр к усилителю.
  4. Ключом на 13 выкрутить гайки, которыми крепится демонтируемое устройство.
  5. Отверткой вынуть обратный клапан из усилителя. Делать нужно это осторожно, чтобы исключить повреждение штуцера.
  6. Можно снимать устройство с автомобиля и устанавливать вместо него новый усилитель.

Принцип установки аналогичен процессу демонтажа, только проводится в обратной последовательности. Перед началом процесса установки нового устройства понадобится выставить длину выступа головки штока. Это расстояние равно 1,05-1,25 см. Необходимо оно для того, чтобы педаль тормоза имела свободный ход в пределах от 3 до 5 см.

В завершении следует отметить, что регулировка штока выполняется с использованием гаечного ключа на 7. Для этого вращается соответствующая головка, придерживая при этом пассатижами сам шток. Принцип замены не трудный, и проделав процедуру один раз, вы поймете, что данная процедура проводится легко и быстро, собственно, как и сам процесс проверки исправности.

Замена вакуумного усилителя ваз 2105 – Снятие и замена вакуумного усилителя на ВАЗ 2104, 2105, 2107

Снятие и замена вакуумного усилителя на ВАЗ 2104, 2105, 2107

Здравствуйте, сегодня мы рассмотрим процесс снятия вакуумного усилителя на ВАЗ 2104, 2105, 2107. Вакуумный усилитель тормозов облегчает вождение, то есть он позволяет нажимать на педаль тормоза с наименьшим усилием. Если вакуумный усилитель сломается, то чтобы автомобиль хорошо тормозил Вам придется прилагать как минимум в 2 раза больше усилий, это тоже самое, что тормозить на заглушенной машине (на заглушенной машине вакуумный усилитель тормозов не работает).
Итак приступим. Сначала нужно снять главный тормозной цилиндр.

Потом вынимаем обратный клапан


Вынимаем обратный клапан

Далее с педали тормоза надо снять стопорную скобу и отсоединить педаль от толкателя


Снимаем стопорную скобу


Отцепляем педаль тормоза от толкателя

Теперь головкой на 13 откручиваем 4 гайки, которыми крепится вакуумный усилитель


Откручиваем 4 гайки крепления вакуумного усилителя

После этого можно снимать старый вакуумный усилитель с автомобиля


Снимаем вакуумный усилитель

Установку нового вакуумного усилителя и главного тормозного цилиндра произведите в обратной последовательности, после чего прокачайте тормоза.

ВАЗ 2105 | Замена вакуумного усилителя тормозов

Вакуумный усилитель тормозов представляет собой сложную трудноразбираемую конструкцию. Для его регулировки и ремонта требуются квалифицированный персонал и специальное оборудование. Кроме того, усилитель представляет собой устройство, непосредственно влияющее на безопасность движения, низкокачественный его ремонт может привести к тяжелым последствиям, поэтому при неисправности заменяйте усилитель в сборе. Способы проверки работоспособности вакуумного усилителя тормозов описаны в разд. 4 «Техническое обслуживание» (см.

Вам потребуются: ключи «на 8», «на 17», «на 19», торцовая головка «на 17», пассатижи, отвертка с плоским лезвием.

2. …и извлеките палец из отверстий вилки толкателя вакуумного усилителя и рычага педали.

3. Отверните две гайки крепления кронштейна вакуумного усилителя, расположенные за педалями.

4. Снимите главный тормозной цилиндр (см. «Замена главного тормозного цилиндра»).

Полезный совет

Главный тормозной цилиндр можно не снимать полностью, достаточно отсоединить его от вакуумного усилителя тормозов и отвести вперед, не отсоединяя от него трубопроводы.

5. Снимите шайбу.

6. Ослабьте затяжку хомута…

7. …сдвиньте хомут по шлангу…

8. …и снимите шланг со штуцера обратного клапана.

9. В моторном отсеке выверните два болта крепления…

10. …и снимите вакуумный усилитель в сборе с кронштейном.

11. Отверните четыре гайки…

12. …и снимите кронштейн вакуумного усилителя.

13. Снимите проволочный хомут…

14. …и резиновый защитный чехол.

Для регулировки снимать защитный чехол необязательно, можно его сжать, обеспечив доступ к регулировочным элементам.

15. Удерживая вилку толкателя от проворачивания, ослабьте затяжку контргайки.

Расстояние от корпуса вакуумного усилителя до центра отверстия вилки должно составлять (135,5±0,8) мм.

16. Вращением вилки отрегулируйте длину толкателя, удерживая толкатель от проворачивания ключом.

17. Удерживая шток от проворачивания, отрегулируйте упор таким образом…

18. …чтобы его выступание из корпуса вакуумного усилителя составляло 8–0,22 мм.

19. Установите детали в порядке, обратном снятию.

20. Удалите воздух из гидропривода системы (см. «Прокачка гидропривода тормозной системы»), если снимали главный тормозной цилиндр.

Замена вакуумного усилителя тормозов ВАЗ Классика

Симптомы: осложнено нажатие на педаль тормоза.

Возможная причина: неисправен вакуумный усилитель тормозов.

Инструменты: резиновая груша, штангенциркуль, специальный ключ «на 10» для тормозных трубок, прозрачная виниловая трубка, емкость для слива тормозной жидкости, новая тормозная жидкость, круглогубцы, торцевой ключ «на 13» с удлинителем.

Примечание. Вакуумный усилитель тормозов – это сложная деталь, и для проведения работ по ее ремонту необходимы специальное оборудование и высококвалифицированный персонал. Еще стоит помнить, что вакуумный усилитель тормозов – это элемент тормозной системы автомобиля, который непосредственно оказывает влияние на безопасность движения автомобиля и, соответственно, отвечает за сохранность вашего здоровья. Низкокачественный ремонт любого из компонентов тормозной системы приводит к непоправимым последствиям, поэтому при обнаружении неисправностей каких-либо деталей крайне не рекомендуется производить самостоятельный ремонт. Поручите работы по ремонту вакуумного усилителя тормозов персоналу СТО, а при самостоятельном устранении неисправности замените деталь в сборе.

При замене вакуумного усилителя тормозов вам потребуется помощник.

Для проверки работоспособности вакуумного усилителя тормозов выполните следующие действия:

1. Заглушите двигатель и произведите 4–6 нажатий на педаль тормоза.

2. Удерживая ногу на педали тормоза, запустите двигатель. Если вакуумный усилитель тормозов исправен, то педаль должна слегка переместиться вперед. Если этого не произошло, выполните следующие действия:

– проверьте герметичность соединений обратного клапана со шлангом подвода разрежения и вакуумным усилителем;

– проверьте герметичность соединений шланга подвода разрежения с выпускным трубопроводом.

3. Проверьте работоспособность обратного клапана. Если клапан неисправен, то разряжение в вакуумной полости усилителя не создается. Извлеките шланг из резинового уплотнителя усилителя, предварительно отсоединив его от обратного клапана. Затем введите в отверстие штуцера резиновую грушу, сожмите ее и через несколько секунд отпустите. Клапан исправен, если груша останется в сжатом состоянии. В случае неисправности клапана произведите его замену.

Для замены вакуумного усилителя тормозов выполните следующие действия:

1. Демонтируйте главный тормозной цилиндр.

2. Извлеките из корпуса усилителя обратный клапан в сборе со шлангом.


3. Используя круглогубцы, демонтируйте стопорную скобу со штифта, который, в свою очередь, соединяет толкатель и педаль тормоза.


4. Окончив работы по снятию штифта, отсоедините педаль от толкателя усилителя.


5. Используя торцевой ключ «на 13» с удлинителем, открутите гайки, крепящие усилитель к перегородке моторного отсека.


6. Демонтируйте усилитель в сборе с уплотнительной прокладкой.


7. С помощью штангенциркуля проверьте величину выступания головки штока относительно плоскости на корпусе. Данная величина обозначена на рисунке буквой «А». Она должна колебаться в пределах 1,05–1,25 мм.


8. Если величина выступания не соответствует данным, приведенным выше, отрегулируйте ее вращением головки штока с помощью гаечного ключа «на 7». Шток рекомендуется удерживать пассатижами для того, чтобы не допустить его проворачивания.


9. Установите новый вакуумный усилитель тормозов и все снятые детали в обратном порядке.

10. Прокачайте гидропривод тормозов.

Павел Куракин Автолюбитель

Еще статьи по ремонту этого автомобиля:
Другие виды ремонта этого автомобиля:

ВАЗ 2105 | Замена вакуумного усилителя тормозов

Вам потребуются: ключи «на 13», «на 14», «высокая» торцовая головка «на 12», пассатижи, линейка.

1. Ослабьте хомут крепления вакуумного шланга к штуцеру усилителя…

2. …сдвиньте хомут по шлангу и отсоедините шланг от усилителя.

3. Отверните две гайки крепления главного тормозного цилиндра к вакуумному усилителю…

4. …и, не отсоединяя от главного цилиндра трубопроводы, отведите его в сторону.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Не отводите главный цилиндр на расстояние большее, чем это требуется для снятия усилителя, во избежание повреждения трубопроводов.

Уплотнитель главного тормозного цилиндра, установленный в гнездо корпуса усилителя, при каждой разборке соединения заменяйте новым.

5. В салоне под панелью приборов отсоедините от кронштейна педали тормоза выключатель стоп-сигнала (см. «Замена датчиков и выключателей»).

6. Отсоедините вилку толкателя вакуумного усилителя от педали тормоза (см. «Снятие и установка педали тормоза»).

7. Воротком с «высокой» торцовой головкой отверните четыре гайки (четвертая гайка на фото не видна, так как закрыта кронштейном) крепления вакуумного усилителя к кронштейну.

Так расположена четвертая гайка крепления вакуумного усилителя к кронштейну.

8. …и, немного отведя вперед главный тормозной цилиндр, снимите вакуумный усилитель.

9. Снимите защитный чехол толкателя.

10. Измерьте расстояние от корпуса усилителя до центра отверстия в вилке толкателя. Расстояние должно составлять 278–279 мм. В противном случае отрегулируйте длину толкателя.

11. Удерживая регулировочную втулку, ослабьте контргайку.

12. Заворачивая или отворачивая регулировочную втулку, измените длину толкателя до 278–279 мм.

13. Затяните контргайку, удерживая втулку вторым ключом.

14. Если вы сняли вакуумный усилитель для замены, а на новом усилителе отсутствует толкатель (а также в случае необходимости замены толкателя при износе отверстий его вилки), снимите пружинный фиксатор толкателя…

15. …извлеките толкатель из регулировочной втулки штока усилителя и установите его во втулку штока нового усилителя, закрепив пружинным фиксатором. После этого проверьте и при необходимости отрегулируйте длину толкателя (см. пп. 10–12).

16. Установите усилитель тормозов и все снятые детали в порядке, обратном снятию.

ВАЗ 2105 | Замена вакуумного усилителя тормозов

Вакуумный усилитель тормозов представляет собой сложную конструкцию. Для его регулировки и ремонта требуются квалифицированный персонал и специальное оборудование. Кроме того, усилитель — это устройство, непосредственно влияющее на безопасность движения, некачественный его ремонт может привести к тяжелым последствиям, поэтому при неисправности заменяйте усилитель в сборе. Способы проверки работоспособности вакуумного усилителя тормозов описаны в разд. 4 «Техническое обслуживание» (см. «Проверка работы вакуумного усилителя тормозов»).

Вам потребуются: ключи «на 12», торцовая головка «на 15», пассатижи, отвертка с плоским лезвием.

1. Ослабьте затяжку хомута…

2. …и снимите шланг со штуцера обратного клапана.

3. Снимите главный тормозной цилиндр (см. «Замена главного тормозного цилиндра»).

4. Разогните концы шплинта.

5. Расшплинтуйте палец педали тормоза…

6. …и извлеките палец из отверстий вилки толкателя вакуумного усилителя и рычага педали.

7. Отверните четыре гайки шпилек крепления кронштейна вакуумного усилителя, расположенные за педалью тормоза…

8. …и снимите вакуумный усилитель в сборе с кронштейном.

9. Отверните четыре гайки…

10. …и снимите кронштейн вакуумного усилителя.

11. Установите все ранее снятые детали в обратном порядке.

12. Удалите воздух из гидропривода системы (см. «Прокачка гидропривода тормозной системы»), если снимали главный тормозной цилиндр.

Ремонт ВАЗ 2105 (Жигули) : Вакуумный усилитель

  1. Руководства по ремонту
  2. Руководство по ремонту ВАЗ 2105 (Жигули) 1980-1992 г.в.
  3. Вакуумный усилитель

Общие сведения

Рис. 12.39. Вакуумный усилитель тормозов: 1 – гайка крепления главного тормозного цилиндра; 2 – главный тормозной цилиндр; 3 – обратный клапан вакуумного усилителя тормозов; 4 – шланг вакуумного усилителя тормозов; 5 – уплотнительное кольцо шланга; 6 – вакуумный усилитель тормозов; 7 – втулка устройства регулировки хода педали тормоза; 8 – стопорная пластина устройства регулировки хода; 9 – гайка; 10 – толкатель педали тормоза; 11 – защитный чехол; 12 – скоба крепления вакуумного усилителя тормозов

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

При снятии или отсоединении деталей гидравлического привода может возникнуть необходимость прокачки тормозной системы в целом или ее отдельных узлов.

Указанные моменты затяжек резьбовых соединений приведены для сухих, не смазанных поверхностей.

Обслуживание на автомобиле

Вакуумный шланг

Снятие

1. С помощью кусачек разрежьте хомут крепления вакуумного шланга и снимите вакуумный шланг с впускного коллектора.

Рис. 12.40. Расположение вакуумного шланга

3. Измерьте длину заменяемого вакуумного шланга.

4. Обрежьте вакуумный шланг по обе стороны обратного клапана 3 (см. рис. 12.39).

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

При выборе вакуумного шланга из набора запасных частей вакуумный шланг должен иметь такой же диаметр, а новые крепежные хомуты должны быть установлены во все точки крепления.

Установка

1. Отрежьте новый вакуумный шланг соответствующей длины и установите, надев хомуты.

2. Закрепите хомуты и убедитесь, что соединения плотные.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Убедитесь, что вакуумный обратный клапан установлен в том же направлении, что и замененный.

3. Проверьте работу вакуумного усилителя тормозов.

Проверка работы усилителя

1. Нажмите на педаль тормоза несколько раз при неработающем двигателе, чтобы создать в полостях вакуумного усилителя одинаковое давление, близкое к атмосферному. Одновременно, по усилию, прикладываемому к педали, определите, нет ли заедания корпуса клапана. Остановите педаль тормоза в середине ее хода и пустите двигатель.

2. При исправном вакуумном усилителе педаль тормоза после запуска двигателя должна уйти вперед.

3. Если педаль не уходит вперед, проверьте крепление наконечника шланга, соединения крепления фланца наконечника в усилителе, состояние шланга и штуцера.

4. Если при проверке дефектов не обнаружено, значит, неисправен вакуумный усилитель тормозов.

Вакуумный усилитель тормозов

Снятие

1. Снимите главный тормозной цилиндр с вакуумного усилителя тормозов и немного отодвиньте вперед. Не отсоединяйте тормозные трубопроводы.

2. Снимите вакуумный шланг с усилителя.

3. Снимите бачок омывателя ветрового стекла.

4. Снимите датчик стоп-сигнала.

5. Снимите пружину педали тормоза.

6. Снимите стопорную скобу пальца толкателя и палец толкателя.

7. Отверните нижний винт, расположенный за трубопроводом педали тормоза.

8. Снимите усилитель с монтажной скобой панели, немного наклонив и сняв привод вверх.

9. Снимите крепежную скобу с усилителя.

Рис. 12.41. Снятие стопорной пластины: 1 – втулка регулировочного устройства; 2 – стопорная пластина; 3 – отвертка

Рис. 12.42. Снятие втулки регулировочного устройства

Установка

1. Зажмите новый вакуумный усилитель в тиски, при этом используйте предохранительные накладки для губок тисков.

2. Заверните гайку 9 и регулировочную втулку 7 на шток поршня.

3. Вставьте толкатель 10 во втулку 7 и закрепите стопорную пластину 8.

Рис. 12.43. Измерение длины (А) толкателя: 1 – толкатель; 2 – вакуумный усилитель тормозов; В – центр отверстия

5. Установите крепежную скобу к усилителю и закрепите болтами, затянув их моментом 22 Н•м.

6. Установите усилитель со скобой на перегородку моторного отсека.

7. Установите бачок омывателя ветрового стекла.

8. Установите главный тормозной цилиндр на усилитель и закрепите гайками, затянув их моментом 18 Н•м.

9. Подсоедините вакуумный шланг к усилителю и наверните соединительную гайку на впускном коллекторе, затянув ее моментом 15 Н•м.

Читайте также: