Чем отличается насос камаз 740 от других насосов

Обновлено: 09.05.2024

Двигатель КамАЗ-740, характеристики

Двигатель используется на автомобилях КамАЗ и других российских транспортных средствах.

Особенности двигателя и эксплуатационное обслуживание

Блок оборудована стальным коленвалом, который поддерживает ход поршня – 120 мм. Использованы шатунные шейки на 80 мм и коренные на 95 мм. Длина шатунов составляет 225 мм, в основе использована прочная сталь, высота алюминиевых поршней – 75,7 мм, добавлено равномерное смещение камеры сгорания от центральной части на 5 мм. Поршневой палец с величиной – 45 мм. Следует учитывать, что система дополнительного охлаждения турбоверсии представлена масляными форсунками, которые размещены в блоке цилиндров. Система поддерживает давление масла – 4.0-5.5 кгс/см2.

В верхней части блока раздельно помещены чугунные головки с отдельным цилиндром на каждой из них, ГБЦ оснащены по паре клапанов. Тарелки выпускных клапанов с диаметром 46,6 мм, а впускных – 51,6 мм. Распредвал установлен непосредственно в блоке цилиндров, при этом устройство через штанги, коромысла и толкатели запускает в работу клапаны. От коленчатого вала добавлен шестеренчатый привод распредвала.

Стандартный мотор Евро-0 отличается следующими техническими характеристиками: подъем – 14,2/13,7 при фазе 242/256 мм. Настройка для корректной работы клапанов на силовом агрегате производится в зависимости от особенностей работы устройства. Показатель зазора выпускного клапана – 0,4мм, а впускного – 0,3 мм. Производителем заявлен порядок настройки для работы клапанов: 1-5-4-2-6-3-7-8. Помогать в настройке ДВС помогает насос типа ЯЗДА 33, а также форсунки 33-03/10. Более поздние варианты двигателей оснащались другими версиями.

  • Среди технических особенностей двигателей стандарта Евро-1 выделяется оригинальный коленвал, поршневые пальцы и сами поршни, поршневые кольца, обновленная головка. Также производитель использовал турбонаддув без добавления интеркулера, установлен производительный насос ЯЗДА 337, форсунки 273.
  • Силовые агрегаты под стандарт Евро-2 с обеспечением хода 120 мм применяется коленвал и другие крепления маховика, специальные поршни от устройства Евро-1, система промежуточного охладителя воздуха. В некоторых случаях моторы стандарта Евро-2 оснащаются ходом поршня 130 мм, благодаря чему обеспечивается функциональный объем 11,76 литров. Использованы поршни с высотой 70.7 мм, производитель применяет свои гильзы.
  • Оборудование стандарта Евро-3 разработано на базе Евро-2, отличается головками повышенной прочности, обновленным коленвалом, форсунками 274, поршневыми кольцами.
  • Моторы для Камаз Евро-4 оснащены обновленными поршнями, поршневыми кольцами, пальцами, головками с добавлением продвинутой системы впрыска Common rail, а также продвинутым SCR-катализатором.

Варианты силовых агрегатов без использования SCR согласно классификации соответствуют классу Евро-4, что указано в Правилах (96-02). Камазы 749 стандарта Евро-4 оснащаются ТНВД серии Bosch СР3.4, который поддерживает рабочее давление системы впрыска до 1600 бар. Обеспечивается контроль за такими через ЭБУ Bosch EDC7UC31. Такие силовые агрегаты оснащаются парой турбин ТКР-700-01 и ТКР-700-02. Аналогичные по техническим возможностям устройства – CZ К27-145, CZ К27-49, ТКР 7С-6. В комплекте с вариантами 7403 поставляются турбокомпрессоры серий ТКР 7Н1К-01 и ТКР 7Н1К-02.

Модификации Камаз-740 и их отличия

В общей сложности представлено 38 вариантов модификаций силовых агрегатов Камаз-740, которые отличаются по техническим характеристикам, подходят для размещения на транспортные средства российских автоконцернов.

Неисправности КамАЗ-740

  1. Образование трещин головок непосредственно около форсунок. Подобная неисправность часто встречается на двигателях стандарта Евро-2 после пробега более 100 тыс. км. Проблема связана с особенностями конструкции ГБЦ, а был дефект полностью устранен на головках моторов Евро-3.
  2. Технический износ вкладышей. Подобная проблема характерна для моторов Евро-3, которые должны проходить осмотр после каждых 50 тыс. км пробега. В некоторых случаях вкладыш проворачивает до 100 тыс. км.
  3. Перегрев. Чаще всего причиной является загрязнение радиатора, проблемы в работе термостатов, гидромуфты. Иногда специалисты отмечают неисправности в головках, гильзах, а также зажигании. В результате перегрева могут растрескаться гильзы.
  4. Появление дыма: белый дым означает появление воды в баке, попадание жидкости на цилиндры; синий дым – попадание в цилиндры масла; черный – возникновение проблем в топливной системе, настройке насоса подачи топлива.
  5. Посторонний шум и постукивание. Часто неисправность находится в форсунках, плохо настроенных клапанах, системе зажигания, коленвале, вкладышах. В некоторых случаях могут быть неправильно выбраны поршни в основе поршневых пальцев.
  6. Троит. В данном случае обязательно проверяются форсунки, трубки, свечи или фильтры.

На двигателях стандарта Евро-3 каждые 150 тыс. км следует заменять масляный насос, а силовые агрегаты на базе электроники Bosch для Евро-2 плохо реагируют на низкие температуры: могут плохо заводиться. Устройства категорий Евро-2 и Евро-3 нередко сталкиваются с лопнувшим коленвалом. Двигатели стандарта Евро-3 защищены от интенсивного износа направляющих клапанов.

Номер двигателя Камаз-740

Оригинальный номер силового агрегата нанесен слева по ходу на поверхности блока спереди мотора. Также обозначение на выпущенных до 2007 года двигателях выбито около четвертого цилиндра.

Тюнинг двигателей КамАЗ-740

Предусмотрена возможность монтажа на стандартный атмосферный двигатель 740 турбины. В таком случае мотор будет относиться к модификации 7403. Для решения потребуется приобрести пару турбин ТКР 7Н1К, выполнить замену заводских поршней на аналоги 7403, установить форсунки и насос 7403. Также потребуется использование обновленной выхлопной и выпускной системы.

Двигатель КамАЗ-740 — один из лучших грузовых тяговых моторов

Одним из лучших советских и отечественных моторов грузового направления по праву может считаться двигатель КамАЗ-740. За историю своего выпуска этот силовой агрегат получил достаточно много модификаций и модернизаций, но все они лежали в основе первого мотора, который был разработан еще в 1974 году.

Двигатель КамАЗ-740

Камаз 740: технические характеристики

Для начала стоит ответить на вопрос — что такое КАМАЗ? Это большегрузный автомобиль, который имеет достаточно широкое количество вариантов исполнения кузова и навесного оборудования. Производит эти транспортные средства — Камский автомобильный завод. Технические характеристики двигателя КамАЗ 740 достаточно высокие. Основным отечественным конкурентом данного мотора является продукция Ярославского моторного завода, а именно модели ЯМЗ-236/238. Хотя, если разобраться, то каждый из них взял свою рыночную нишу и придерживается ее. Устройство двигателя КамАЗ 740 чем-то даже схоже с ЯМЗ, но все же прослеживается ряд конструктивных отличий. Так, у камского мотора на каждый цилиндр идёт отдельная головка блока.

В зависимости от года выпуска и поколения двигатели КамАЗ-740 имеют разные экологические нормы: от Евро-0 до Евро-5. Итак, рассмотрим основные технические характеристики силового агрегата 740 и его модификаций.

Моторы Евро-0 с маркировкой 740.210 и 740.260

154 кВт. для 210 л.с. и 191 кВт для 260л. с.

Объем двигателя Камаз

10,85 (10 850 см куб.)

Система подачи питания

ТНВД 33ЯЗДА или 334 ЯЗДА

Порядок работы цилиндров Камаз

Двигатель КамАЗ-740.210

Моторы Евро-2 с маркировкой 740.31-240 и 740.30-260

Наименование Характеристика
Мощность 176 кВт. для 240 и 191 кВт. для 260
Тип Дизель
Количество цилиндров 8
Количество головок 8
Количество клапанов 16
Охлаждение Жидкостное
Объем двигателя Камаз 10,85 (10 850 см куб)
Система подачи питания ТНВД 337-20 ЯЗДА или 337-21 ЯЗДА
Порядок работы цилиндров Камаз 1-5-4-2-6-3-7-8

Двигатель КамАЗ-740.31-240

Двигатель Камаз Евро-2 с маркировкой 740.51-320 и 740.50-360

Наименование Характеристика
Мощность 235 кВт. для 320 и 265 кВт. для 360
Тип Дизель
Количество цилиндров 8
Количество головок 8
Количество клапанов 16
Охлаждение Жидкостное
Объем двигателя Камаз 10,85 (10 850 см куб)
Система подачи питания ТНВД 337-20-03 ЯЗДА или 337-20-04 ЯЗДА
Порядок работы цилиндров Камаз 1-5-4-2-6-3-7-8

Двигатель КамАЗ-740.51-320

Двигатель Камаз Евро-4 с маркировкой 740.70 и модификации

Объем двигателя Камаз

11,67 (11 670 см куб)

Система подачи питания

ТНВД 337-20-03 ЯЗДА или 337-20-04 ЯЗДА

Порядок работы цилиндров

Двигатель КамАЗ-740.70

Как показала характеристика ДВС КамАЗ, силовые агрегаты, которые выпускает Камский моторный завод, достаточно сильны и способны давать большую мощность грузовику, чтобы перевозить грузы.

Обслуживание

Обслуживание мотора 740 достаточно простое. Замена смазочной жидкости должна производиться каждые 15 000 км пробега, если опираться на руководство по ремонту и обслуживанию. Но, как показывает практика, для каждой модели двигателя КамАЗ обслуживание происходит в разные сроки.

Так, для обычного дизельного мотора, действительно, ТО проводится каждые 15 000 км, а вот для турбодизеля, начиная с Евро-2, можно проводить техническое обслуживание спустя 20 000 км пробега.

Обязательной при обслуживании мотора является замена масла и фильтров. Но эксперты рекомендуют также проверять топливную систему и проводить регулировку клапанов. Такие операции предотвратят поспешный износ силового агрегата и могут продлить его ресурс на 100 000 км, что является весьма важным и в денежном плане, и при проведении капитального ремонта.

Ремонт и неисправности

Как и любой силовой агрегат, двигатель 740 имеет свойство ломаться. Так, неисправности двигателя КамАЗ-740 случаются при эксплуатации. Два основных элемента, которые могут выйти из строя, — водяной насос и топливный насос высокого давления подачи топлива. Также не стоит забывать, что частой является поломка впрыска, а точнее, загрязненность форсунок.

Поскольку стоимость данных деталей высока, владельцы КамАЗ — сторонники чисток. Так, очищать форсунки стоит каждые 20–30 тыс. км пробега, поскольку обычно двигатели эксплуатируются на некачественном топливе. Да и где наш человек видел в нашей стране качественные нефтепродукты?!

Ремонт двигателя КамАЗ-740

Замена водяного насоса

Конечно, менять водяной насос на двигателе 740 — это последнее дело, и то, когда он полностью износился. Зачастую автолюбители устанавливают ремонтные комплекты, в которые входят: вал, подшипник, манжета, уплотнительное кольцо и крыльчатка. В менее редких случаях меняется шкив.

Поэтому в данной части статьи рассмотрим именно процесс ремонта водяного насоса двигателя КамАЗ-740. Перед началом стоит рассмотреть, из каких элементов состоит данная деталь:

Водяной насос на двигателе 740

1. Шкив. 2. Шайба пылеотражательная. 3. Стопорное кольцо. 4. Подшипники 1160305-А и 1160304-К. 5. Шпонка вала. 6. Вал водяного насоса. 7. Манжета водяного насоса. 8. Корпус водяного насоса. 9. Сальник. 10. Кольцо упорное. 11. Кольцо уплотнительное. 12. Обойма кольца уплотнительного. 13. Крыльчатка. 14. Масленка. 15. Заглушка насоса.

Теперь, когда все наглядно видно, можно составить последовательность действий. Для начала стоит собрать инструментарий. Инструкция и действия, направленные на замену водяного насоса:

  1. Сливаем из системы охлаждающую жидкость.
  2. Проводим демонтаж проводных ремней.
  3. Отсоединяем патрубки подачи и отвода ОЖ.
  4. Выкручиваем болты крепления водяного насоса.
  5. Отогнув стопорную шайбу, удерживаем вал от проворачивания и откручиваем колпачковую гайку.
  6. При помощи съемника снимаем крыльчатку.
  7. Далее, вынимаем сальник.
  8. После этого можно демонтировать шкив, шпонку и пылеотражатель.
  9. Теперь становится возможным снять вал в сборе.
  10. Сборка проводится в обратном порядке.
  11. Устанавливается отремонтированный водяной насос так же, как и снимался — на 3 болта крепления.

Чистка форсунок

Если засорились форсунки, то их необходимо демонтировать из системы впрыска. Сама форсунка состоит из корпуса и распылителя. Именно распылитель необходимо очистить. Делается это при помощи специального стенда для промывок форсунок капельным и распылительным способами.

Ремонт двигателя КамАЗ-740

Форсунка вынимается из топливной рамы, а затем из нее извлекается распылитель. Он помещается в специальное отверстие, куда подается очистительная жидкость под давлением. Если правильно подобрать очиститель, то он растворит и вымоет все остатки нефтепродуктов, которые засоряют деталь.

При длительной эксплуатации распылитель забивается до такой степени, что промывка не дает результатов, и его необходимо заменить. Конечно, стоит понимать, что изделие не из дешевых, поэтому стоит бережно относиться к распылителю и проводить техническое обслуживание вовремя.

Капитальный ремонт: основные положения

Капитальный ремонт двигателя КамАЗ-740 — это довольно сложная процедура, которая требует знаний конструкции, технических норм и специального оборудования для проведения данных операций. Существуют инструкции к проведению капремонта силовых агрегатов, которые разработаны заводом-изготовителем.

Конечно, не все автосервисы, которые специализируются на ремонтах двигателей внутреннего сгорания, придерживаются этого, но в них достаточно четко и точно прописаны все тонкости и нюансы процесса.

Ремонт двигателя КамАЗ-740

Рассмотрим последовательность действий, направленных на проведение восстановительных операций по двигателю КамАЗ-740:

  1. Для начала неисправный мотор разбирается для определения дефектов.
  2. Следующим этапом становится диагностика неисправностей. Сюда входит проведение диагностических работ по коленчатому валу, головкам блока цилиндров, которые размещаются по одной на каждый цилиндр, а также распределительному валу, водяному и масляным насосам. Отдельно стоит отметить, что при проведении капитальных ремонтно-восстановительных работ по движку в обязательном порядке ведутся работы по восстановлению топливного насоса высокого давления подачи топлива.
  3. Следующий этап ремонта силового агрегата — это расточка блока и коленчатого вала. Стоит отметить, что коленвал у КамАЗ — деталь достаточно прочная, так что не всегда требуется проведение проточки шеек. А вот с блоком, как показывает практика, дела обстоят намного хуже. При любых раскладах придется растачивать гильзы цилиндра, но и это не всегда помогает. Так, если мотору 20 лет, то, как говорят специалисты, точить уже нечего, и единственным выходом является установка новых гильз, вместо старых изношенных. Конечно, эта процедура повышает стоимость ремонта, но это дешевле, чем покупать новый блок цилиндров. Рассмотрим ремонтные размеры деталей.

Ремонт двигателя КамАЗ-740

  1. Неотъемлемым этапом проведения восстановления мотора является ремонт всех головок, которых у КамАЗ восемь штук. Так, зачастую меняются направляющие втулки, которые для начала разворачиваются на токарном станке. На клапанах снимается и подгоняется фаска, а седла подвергаются шарошке.
  2. Следующим этапом становится полировка кулачков распределительного вала. Проводится это на токарном станке при помощи специальной пасты и наждачной бумаги.
  3. Дальше идет этап ремонта водяного и масляного насоса. Как показывает практика, специалисты по ремонту моторов неохотно ремонтируют эти детали, но в связи с особой дороговизной им приходится, чтобы сохранить клиентов. Как уже говорилось ранее, замене подлежат только некоторые элементы изделий. Так, меняются крыльчатка, вал в сборе, манжета и подшипники.
  4. Перед тем как приступить к процедуре укладки коленчатого вала, необходимо провести процесс балансировки. К коленвалу прицепляют сцепление и вращают, устанавливая специальные грузы. Если не провести данную процедуру, то в процессе эксплуатации вал разбалансируется, что приведет к разбитию бугелей и шатунов с вкладышами.
  5. Последним этапом по праву может считаться сборка. Этот процесс достаточно долгий, поскольку занимает почти целый день. Коленчатый вал укладывают, и проходит процесс «перевязки». Это процедура соединения коленвала с поршневой группой и установка вкладышей, как коренных, так и шатунных. Далее собирается масляный насос и помпа. Собираются все мелкие детали. Последними устанавливаются головки блока, клапанные крышки, ТНВД и система выпуска.
  6. После того как двигатель собран, его необходимо обкатать. Делается это только на холодную. К силовому агрегату подключают систему питания и систему выпуска, а затем его заводят, регулируя обороты, и периодически выставляются зазоры клапанного механизма.

После того как силовой агрегат КамАЗ собран, его устанавливают на автомобиль и испытывают на ходу.

Ремонт двигателя КамАЗ-740

Вывод

Двигатель КамАЗ-740 обладает высокими техническими характеристиками, которые известны не только на территории СНГ, но и во всем мире. Так, силовыми агрегатами Камского завода в 80-е годы оснащались грузовики легендарной немецкой фирмы «ДАФ». Конечно, это длилось недолго, ведь DAF разработал свои силовые агрегаты, которые больше подходили этим грузовым гигантам.

Производство 740-х моторов продолжается и на сегодняшний день. Компания КАМАЗ производит достаточно большое количество двигателей, а в 2018 году планируется выпустить новый мотор с маркировкой 740.80-300.

Этот силовой агрегат 5-го поколения с экологическими нормами Евро-5, который будет обладать новой системой впрыска, которая, по словам разработчиков, перевернет представление о турбодизелях на грузовых автомобилях. Заявленная мощность будет в пределах от 500 до 800 лошадиных сил.

Ремонт и обслуживание двигателей КамАЗ-740 достаточно простое, и не требует никаких особых навыков и умений специалистов. В отличие от западных аналогов, мотор КамАЗ имеет простые конструктивные особенности, что делает ремонт простым, а отсутствие сложной автоматизированной электроники упрощает задачи.

Двигатель КАМАЗ 740

Сверху блока установлены раздельные чугунные головки на каждый цилиндр отдельно, каждая ГБЦ имеет по 2 клапана. Диаметр тарелок впускных клапанов 51.6 мм, а выпускных 46.6 мм. Распредвал находится в блоке цилиндров и приводит клапаны в действие посредством штанг, толкателей и коромысел. Привод распредвала шестеренчатый от коленчатого вала. На базовом моторе Евро-0 характеристики распредвала такие: фаза 242/256, подъем 14.2/13.7 мм.
Регулировка клапанов на Камаз 740 требуется по необходимости, зазоры клапанов: впускные 0.3 мм, выпускные 0.4 мм. Порядок регулировки клапанов: 1-5-4-2-6-3-7-8.
Для этого двс шел насос ЯЗДА 33 и форсунки 33-03/10, в дальнейшем их неоднократно меняли на самые разные версии (подробней смотрите ниже).

Моторы под Евро-1 отличаются своим коленвалом, поршнями, поршневыми пальцами, поршневыми кольцами, доработанной головкой, турбонаддувом без интеркулера, насосом ЯЗДА 337, форсунками 273.
У двигателей под Евро-2 с ходом 120 мм используется коленвал с другим креплением маховика, поршни от Евро-1, а также промежуточный охладитель воздуха.
Также есть двигатели Евро-2 с ходом поршня 130 мм, что дает рабочий объем 11.76 л. Тут стоят поршни высотой 70.7 мм, свои гильзы, поршневые пальцы остались старые.
Дизели под Евро-3 созданы на основе Евро-2 и имеют свои более прочные головки, отличаются коленвалом, поршневыми кольцами, форсунками 274.
Двигатели Камаз Евро-4 отличаются поршнями, поршневыми пальцами, кольцами, головками с системой впрыска Common rail, наличием SCR-катализатора.
Версии без SCR по экологии подходят под 4 класс (Правила 96-02).

На Камазах 740 Евро-4 стоит ТНВД Bosch СР3.4 с давлением впрыска до 1600 бар. Управляет этими моторами ЭБУ Bosch EDC7UC31.

На данных моторах ставят две турбины ТКР-700-01 и ТКР-700-02 (их аналоги: CZ К27-145, CZ К27-49, ТКР 7С-6).
Для версий 7403 шли турбокомпрессоры ТКР 7Н1К-01 и ТКР 7Н1К-02.

Модификации Камаз-740 и их отличия

Неисправности КамАЗ-740

Номер двигателя Камаз-740

Обозначение находится на блоке слева по ходу, в передней части мотора. У двигателей до 2007 года номер выбит в районе 4-го цилиндра.

Тюнинг двигателей КамАЗ-740

Поставить турбину

Вы можете установить турбины на обычный атмосферный 740 путем превращения его в 7403. Для этого нужно купить две турбины ТКР 7Н1К, заменить поршни на 7403, поставить насос и форсунки от 7403, а также впускную и выхлопную системы. Все есть готовое, достаточно собрать воедино.
Можно поставить турбины на полностью стандартный мотор и все настроить. Это будет работать, возможно, даже долго, но надежней конвертировать в 7403.

Двигатель КамАЗ-740


Крутящий момент от мотора на основные узлы передается посредством прямозубых шестеренок. Так, на шестернях работают приводы системы газораспределения, насосов и компрессоров, а также гидроусилитель. Двигатель КамАЗ-740 обладает хорошим запуском даже при очень низкой температуре окружающей среды. Это стало возможным благодаря мощности аккумулятора, стартера и нагревателя агрегатов перед запуском.

Инструкция к двигателю КамАЗ-740
(PDF, 4,6 Мб, на русском)

Технические характеристики

Тип дизельный с турбонаддувом
Расположение и число цилиндров V-8
Количество клапанов 16
Мощность, л.с. от 210 для первых модификаций до 440 для последних
Крутящий момент, Нм от 667 для первых модификаций до 2060 для последних
Экологические нормы от Евро 0 для первых модификаций до Евро 5 для последних
Рабочий объем, л 10,85 / 11,76
Диаметр цилиндра, мм 120
Ход поршня, мм 120/130
Степень сжатия 16.0 / 16.8 / 17.0
Масса, кг 835
Материал блока цилиндров чугун



Моторы под Евро-1 отличаются своим коленвалом, поршнями, поршневыми пальцами, поршневыми кольцами, доработанной головкой, турбонаддувом без интеркулера, насосом ЯЗДА 337, форсунками 273.

У двигателей под Евро-2 с ходом 120 мм используется коленвал с другим креплением маховика, поршни от Евро-1, а также промежуточный охладитель воздуха. Также есть двигатели Евро-2 с ходом поршня 130 мм, что дает рабочий объем 11.76 л. Тут стоят поршни высотой 70.7 мм, свои гильзы, поршневые пальцы остались старые.

Дизели под Евро-3 созданы на основе Евро-2 и имеют свои более прочные головки, отличаются коленвалом, поршневыми кольцами, форсунками 274.

Двигатели КамАЗ Евро-4 отличаются поршнями, поршневыми пальцами, кольцами, головками с системой впрыска Common rail, наличием SCR-катализатора.

Модификации КамАЗ-740

Основные неисправности двигателя КамАЗ-740

Среди владельцев этого автомобиля основными неисправностями моторов КамАЗ 740 считается резкое снижение и скачки мощности, повышение расхода смазочных материалов и топлива. Также популярная неисправность заключается в высокой дымности выхлопа. Не редкость и падение давления в смазочной системе. Агрегат может неустойчиво работать на холостом ходу, иногда наблюдаться разные посторонние звуки в различных узлах. В основном неисправности связаны с коленчатым валом. Возможна утечка охлаждающей жидкости.

Номер двигателя Камаз-740 находится на блоке слева по ходу, в передней части мотора. У двигателей до 2007 года номер выбит в районе 4-го цилиндра.

Двигатель КамАз740

Автомобили КамАЗ заслуженно являются высококлассными отечественными грузовиками. Выпустивший первый автомобиль с конвейера в 1976 году Камский автомобильный завод в настоящее время является отечественным лидером в производстве грузовых автомобилей и достойным конкурентам зарубежным брендам автомобилестроения.


Одним из основных достоинств, способствующих выходу грузовика на международный рынок стал двигатель КамАЗ 740. Этот двигатель внутреннего сгорания (ДВС) по праву считается одним из лучших советских и российских моторов. Двигатель был разработан еще в 1974 году, но постоянно модернизируется, чтобы отвечать стандартам современных грузовых автомобилей и держать высокую планку лидирующего на отечественном рынке силового агрегата.

Принцип работы

Двигатель камаз 740 — это V-образный дизельный мотор внутреннего сгорания. Клапаны двигателя расположены двумя параллельными рядами под углом примерно 180 градусов. Такой ряд цилиндров при виде сбоку напоминает латинскую букву V, отчего и получил название данный тип двигателей. При расположении цилиндров в 2 ряда под углом 90 градусов двигатель именуется L образным, а в 1 ряд -маркируется буквой R. Двигатель КамАЗ более компактный, чем отечественный аналоги и обеспечивает более быстрое вращение головки цилиндров и развивать большую мощность при меньшем объеме.

Устройство двигателя Камаз 740 типично для дизельного мотора. Основно частью устройства является коленчатый вал, к которому крепятся цилиндры. Двигатель обеспечивает большую степень сжатия дизеля (сжимает в 17 раз), благодаря чему происходит воспламенение, выделяется кинетическая энергия.

Основные технические характеристики

Двигателя КамАЗ 740 выпускаются более четверти века и в зависимости от поколений имеют некоторые особенности. Основные характеристики для всего ряда следующие:

  • цилиндров — 8;
  • головок — 8;
  • клапанов — 16;
  • охлаждение — жидкостное.


Кроме того, общими характеристиками направление вращения коленвала (правое), диаметр цилиндров поршня (120), для большинства моделей -масса пустого двигателя (885 кг.).

Экологические стандарты моторов также разнятся в зависимости от года разработки конкретной модели. Существуют КамАЗы с движками от стандарта евро-0 до стандарта евро-5. Отличается и мощность моторов (от 150 до 420 л.с.) и объем масла в двигателе (от 28 до 33,5 литров). От мощности и объема мотора зависит и то, сколько весит двигатель КАМАЗ. Минимальная масса движка — 750 кг., максимальная -1130.

Техническое обслуживание

Обслуживание мотора — это довольно простая процедура. Она подразумевает замену смазочной и охлаждающей жидкости. В эксплуатационной документации к устройство написано, что обслуживание необходимо проводить в среднем через 15 000 километров пробега. Практика показывает, что для новых силовых агрегатов эту цифру можно смело увеличивать до 20 000, контролируя визуально и на слух состояние мотора.


Кроме замен масел и жидкостей эксперты рекомендуют производить промывку топливной системы и регулировку клапанов двигателя. Эти процедуры повышают эксплуатационные характеристики двигателя, а также позволяют повысить пробег автомобиля до капремонта на 100 000 километров.

Замена охлаждающей жидкости

Своевременный осмотр системы охлаждения двигателя — один из залогов стабильной работы мотора. Его нужно проводить не планово, а каждый день перед выездом. Это осуществляется благодаря визуальному осмотру системы на разгерметизацию, пополнение жидкости.

Менять жидкость следует в случае загрязнения антифриза или потери им основных свойств. Однако чаще всего замену осуществляют при смене сезона: летом в охлаждающей системе мотора КамАЗ 720 может быть залита простая очищенная вода, зимой радиатор заправляется специальной охлаждающей жидкостью (антифризом, тосолом). Ни в коем случае нельзя смешивать антифризы с разным составом, это может вызвать реакцию и снизить характеристики или даже засорить систему охлаждения.

Процедура замены жидкости выполняется в последовательности:

  • Слив антифриза. Для этого открываются краны под радиатором, теплообменника и насоса, расширительный бачек и трубки подвода для притока воздуха.
  • Промыть систему водой в случае заливки другого вещества.
  • Закрыть все краны, залить новую жидкость через расширительный бачок.

При выборе антифриза следует обращать внимание на состав и эксплуатационные характеристики. Кроме замены антифриза к обслуживанию системы охлаждения двигателя относятся:

  • промывка и смазка водяного насоса;
  • опрессовка охладительной системы в поисках течей;
  • промывка коммуникаций;
  • осмотр уровня и качества жидкости.

Замена масла

Обслуживание системы смазки двигателя – еще одно необходимое условие долгой работы силового агрегата автомобиля. Чистку системы и замену масла следует проводить каждые 10 – 15 тысяч километров пробега. Перед началом необходимо уточнить, сколько литров масла необходимо для двигателя КамАЗ.

Система смазки двигателя КамАЗ 740 не отличается от большинства других моторов, поэтому процедура замены выглядит довольно стандартно:

  • открутить пробку и слить отработанное масло;
  • снять и очистить фильтра;
  • очистить центрифугу;
  • установить детали на место, заменив прокладки;
  • залить новое масло.

Контролировать уровень смазывающей жидкости необходимо постоянно. Оно должно постоянно находиться в районе отметки B. Это обеспечивает оптимальное давление масла в системе.

Виды моторов

Не смотря на один и тот же принцип работы модельный ряд двигателей камаз 740 претерпел значительные изменения. Были разработаны модели с большей или меньшей мощностью под разные автомобили, повышена надежность, максимальный пробег и снижены затраты топлива. Добавлены фильтра, которые сделали фактическую необходимость обслуживания чаще и позволили повысить экологический стандарт мотора.


моторы евро 0 с маркировкой 740.210 и 740.260

740.210 740.260
Мощность, кВт 154 191
Объем топлива, л 10,85 10,85
Объем масла, л. 26 28
Сжатие топлива 17 16,5
Масса, кг. 750 780
Удельный расход топлива 155 207

моторы евро 2 с маркировкой 740 31 240 и 740 30 260

740.31.240 740.30.260
Мощность, кВт 176 191
Объем топлива, л 10,85 10,85
Объем масла, л. 26 28
Сжатие топлива 16 16,5
Масса, кг. 760 885

моторы евро 2 с маркировкой 740 51 320 и 740 50 360

740.51.320 740.50.360
Мощность, кВт 176 191
Объем топлива, л 10,85 10,85
Объем масла, л. 26 28
Сжатие топлива 16 16,5
Масса, кг. 760 885
Удельный расход топлива 207 207

моторы евро 4 с маркировкой 740 70 и модификации

За время усовершенствования модельного ряда моторов была проведена колоссальная работа. Кроме соответствия экологическому стандарту Евро-4 в новых двигателях в несколько раз была увеличен срок службы, а также на 9% сокращен расход топлива, снижена естественная потеря масла.

Узлы двигателя

Устройство двигателя КамАЗ 740 является сложной системой, функционирование которой обеспечивается сразу несколькими узлами. Слаженная система силового агрегата и систем снабжения двигателя обеспечивают бесперебойную работу силового агрегата и машины в целом, а совокупность этих систем делают его довольно компактным и позволяют обеспечивать высокую мощность.

Работа системы охлаждения

Система охлаждения двигателя – довольно стандартная и мало чем отличается от большинства других дизельных двигателей. В роли рабочей жидкости выступает антифриз, а в теплое время года – очищенная вода.

Центробежный насос обеспечивает нагнетание охлаждающей смеси. Оттуда она поступает к головкам цилиндров: сначала в левую часть, потом- в правую. Далее проходит в полость цилиндров, откуда под давлением двигается к ГБЦ. После прохождения полного цикла смесь поступает в термостаты. После этого в зависимости от положения муфты гидравлического насоса охлаждает устройство или сливается в радиатор. Регулировка осуществляется при помощи гидромуфт.

Блок цилиндров


Блок цилиндров – это основная рабочая часть мотора. Он представляет собой часть корпуса двигателя, монолитную конструкцию с установленными в ней движущимися частями, технологические отверстиями, коммуникационными каналами.

В блоке имеются отверстия для крепления коленвала, распредвала и поршневой системы. Во время работы гильзы поршневой системы и головками цилиндров образуют камеры сгорания, в которых осуществляется сжатие топлива. Гильзы состоят из чугуна и закаляются электричеством. Материал изготовления –алюминий. Долговечность детали обеспечивается рубашкой охлаждения и отверстиями для смазки.

Устройство и работа смазочной системы

Смазочная система мотора КамАЗ 740 необходима для уменьшения трения деталей. Ввиду высоких рабочих температур она выполняет охладительную функцию, снижая рабочую температуру в двигателе. Система смазки КамАЗ 740 имеет комбинированный тип. Масло подается при помощи впрыска, самотеком или под низким давлением в те части силового агрегата, где требуется больше всего.

Схема смазочной системы представлена устройствами для подведения и охлаждения масла, хранения и фильтрации смеси. Из маслонасоса смесь подается в фильтр, после чего поступает на магистрали. Далее осуществляется подача масла к цилиндрам, газораспределительному механизму, коленвалу, компрессору и топливному насосу. Эти детали всегда подвержены большому трению и работают в условиях повышенной температуры, поэтому им требуется постоянная смазка.

Для смазки опоры поршневого кольца с поршней снимается часть масла и самотеком поступает на устройство, после чего стекает в поддон. Гидромуфта обрабатывается только в случае ее работы: в противном случае кран, активируемый гидросиловым датчиком закрыт и масло стекает. Из поддона смазка стекает в маслоприемник, а оттуда через фильтр – снова к насосу.

При недостаточном количестве смазывающей жидкости двигатель теряет мощность, перегревается. В нем появляются нарывы, из-за чего сокращается продолжительность работы мотора. Эксплуатация двигателя с недостаточным количеством смазочных веществ опасна для автомобиля и водителя.

Система питания

Ремонт и неисправности

Износ двигателя, обусловленный большим пробегом, неправильной эксплуатацией или отсутствием своевременного обслуживания дизеля приводит к ухудшению характеристик автомобиля, а позже и к невозможности работы двигателя. Двигателя КамАЗ 740 не являются исключением. Номинальный пробег моторов – 800 тысяч километров, поле чего требуется капитальный ремонт двигателя КамАЗ 740.


Симптомами поломки являются:

  • падение мощности;
  • повышенный расход топлива;
  • повышенный расход масла;
  • высокая дымность выхлопа;
  • нестабильная работа на холостом ходу.

Чаще всего неисправности кроются в неправильной работе коленчатого вала. Также возможны перебои в работе систем коммуникаций, обычно связанные с их засорением.

В этом случае требуется капитальный ремонт. Не стоит доводить ситуацию до вызова эвакуатора.

Замена водяного насоса

Одной из распространенных неисправностей является вышедший з строя водяной насос двигателя. В этом случае зацикливается вал жидкости или в насосе возникает течь. Сам насос довольно дорогостоящий, поэтому имеет смысл попытаться восстановить устройство или отнести его в ремонт.

После установки нового или отремонтированного насоса обратите внимание, что отверстия в корпусе насоса должны быть открытыми. Верхнее отверстие служит для вентиляции, нижнее – для контроля герметичности системы.

Чистка форсунок

Еще одна причина падения мощности автомобиля – засоренные форсунки. Своевременная промывка детали позволит вернуть эксплуатационные характеристики машины. Автомобиль престанет «тянуть», что довольно критично для грузовика. Одной из распространенных причин неисправности являются забитые форсунки.

Чистка данной детали – довольно простая операция. Для начала нужно снять форсунки, после чего подключить их к источнику питания и впрыскивать в них жидкость из шприца. Лучше всего использовать специальную. Жидкость, а в случае ее отсутствия – жидкость для чистки карбюратора легковой машины.

Своевременное обслуживание и текущий ремонт двигателя позволит избежать более серьезных поломок и избежать неприятностей, связанных с неожиданной поломкой в дороге.

Топливоподкачивающий и топливопрокачивающий насосы двигателя КамАЗ 740.30-260

Насос топливоподкачивающий 13 ( рисунок 44 ) поршневого типа предназначен для подачи топлива от бака через фильтры грубой и тонкой очистки и топливопрокачивающий насос к впускной полости ТНВД .

Насос установлен на задней крышке регулятора, привод его осуществляется от эксцентрика 19, расположенного на заднем конце кулачкового вала ТНВД. В корпусе насоса размещены поршень, пружина поршня, втулка штока 47 и шток 48 толкателя, впускной и нагнетательный клапаны с пружинами. Эксцентрик 19 через ролик 49, толкатель 15 и шток 48 сообщает поршню топливоподкачивающего насоса возвратно-поступательное движение.

Схема работы насоса показана на рисунке 52. При опускании толкателя 9 поршень 1 под действием пружины 4 движется вниз. В полости «А» создается разрежение и впускной клапан 2, сжимая пружину 3, пропускает топливо в полость «А». Одновременно топливо, находящееся в нагнетательной полости «В», вытесняется в магистраль «Г», при этом клапан 5 под действием пружины 6 закрывается, исключая перетекание топлива из полости «В» в полость «А».

Рисунок 52. Схема работы топливоподкачивающего и топливопрокачиваюшего насосов: 1 — поршень; 2 — впускной клапан; 3,6 — пружины клапанов; 4 — пружина поршня; 5 — нагнетательный клапан; 7 — пружина толкателя; 8 — эксцентрик; 9 — толкатель; 10 — топливопрокачивающий насос; 11 — поршень; 12 — впускной клапан; 13 — нагнетательный клапан; 14 — пружины.

При движении поршня 11 вверх, топливо, заполняющее полость «А», через нагнетательный клапан 5 поступает в полость «В» под поршнем, при этом впускной клапан закрывается. При повышении давления в нагнетательной магистрали поршень не совершает полного хода вслед за толкателем, а остается в положении, которое определяется равновесием силы давления топлива с одной стороны и усилия пружины - с другой.

Насос топливопрокачивающий

Насос топливопрокачивающий 10 ( рисунок 52 ) поршневого типа служит для заполнения топливной системы топливом перед пуском двигателя и удаления из нее воздуха.

Насос состоит из корпуса, поршня, цилиндра, впускного и нагнетательного клапанов.

Топливную систему следует прокачивать при помощи поршня насоса, предварительно расстопорив его поворотом против часовой стрелки.

При движении поршня 11 вверх в пространстве под ним создается разрежение. Впускной клапан 12, сжимая пружину 14, открывается и топливо поступает в полость «Д» насоса. При движений поршня вниз впускной клапан закрывается и открывается нагнетательный клапан 13, топливо под давлением поступает в нагнетательную магистраль, обеспечивая удаление воздуха из топливной системы двигателя через клапан ФТОТ и перепускной клапан ТНВД .

После прокачивания системы необходимо опустить поршень и зафиксировать его поворотом по часовой стрелке. При этом поршень прижмется к торцу цилиндра через резиновую прокладку, уплотнив полость всасывания топливопрокачивающего насоса.

Внимание! Не допускается пускать двигатель при незафиксированном поршне ввиду возможности подсоса воздуха через уплотнение поршня.

Топливная система КАМАЗ-740: устройство и принцип работы

В статье авторы пытаются определить устройство и принцип работы ТСВД КАМАЗ-740.

Ключевые слова: КАМАЗ, ТСВД, принцип системы.

Наиболее ответственной единицей любого многоцелевого транспортного средства (MТС) является силовая установка. Дизельные двигатели наиболее широко используются в качестве силовых установок. В свою очередь, наиболее ответственной, сложной и дорогой частью дизельного двигателя является топливная система высокого давления (ТСВД). Надежность его работы во многом определяет производительностью двигателя и всей машины в целом. Особенностью конструкции дизельного топливного оборудования является наличие прецизионных пар трения, механических упругих узлов, и других типов уплотнительных и подвижных узлов. Смена выходных параметров подачи топлива также зависят от изменений, которые происходят в этих деталях во время работы. [1]

Давление пускового впрыска топлива через выпускной клапан и форсунку снижается из-за выгорания конуса упора иглы и седла распылителя, а также из-за накопления остаточной деформации пружины форсунки и выпускного клапана (иногда поломка пружины), износ сопряженных опорных поверхностей регулировочного винта, пружины, ее пластин и стержня. В связи с этим большое значение имеют шероховатость, геометрическая форма и твердость сопряженных поверхностей, а также качество изготовления пружины (особенно ее нерабочие витки).

В последние годы было разработано большое количество различных методов контроля технического состояния ТСВД. Однако большинство методов определения технического состояния элементов топливной аппаратуры, обычно требуют временной остановки машины для разборки и частичной переборки агрегата, а любая операция, даже если деталь не ремонтируется, сокращает срок службы.

Топливная система на автомобилях КАМАЗ обеспечивает очистку топлива, а также равномерное его распределение по цилиндрам двигателя в точных дозированных порциях. [2]

Принцип системы подачи топлива:

– Топливо из бака проходит через устройство фильтрующего элемента грубой очистки, всасывается с помощью насоса, перекачивающего топливо, а через фильтрующий элемент по топливным проводам низкого давления поступает в топливный насос высокого давления.

– Согласно правилам эксплуатации цилиндров двигателя, в трубопроводах высокого давления до сопла происходит распыление дизельного топлива. Распылители осуществляют впрыск и распыление дизельного топлива в камеры сгорания.

– Избыточное топливо с воздухом, поступившее в систему, проходит через перепускной клапан насоса высокого давления, а также через фильтр струйной очистки, через систему дренажных топливных проводов проходит в топливный бак.

– Оставшееся топливо между промежутками иглы и корпуса распылителя поступает в топливный бак через провода для слива топлива. Используя грубый фильтрующий элемент, топливо очищается заранее.

Двигатели КАМАЗа имеют раздельную систему подачи топлива, которая состоит из:

– топливный насос высокого давления,

– насос низкого давления, который качает топливо,

– топливные провода высокого и низкого давления,

– с фильтрами тонкой и грубой очистки и инжекторами,

– факельные свечи механизма запуска электрического факела,

Топливные провода делятся на:

– топливопроводы низкого давления (от 392 до 1961 кПа (от 4 до 20 кгс / см2),

– топливные провода высокого давления (> 19614 кПа (200 кгс / см2).

Топливопроводы с высоким давлением состоят из стальных труб. Концы трубок выполнены в виде конуса, они прикреплены через шайбы с гайками к конусу патрубка форсунки. Чтобы избежать повреждения из-за вибрации, топливные провода крепятся с помощью кронштейнов.

Топливные насосы высокого давления используются для дозированной подачи дизельного топлива под высоким давлением в цилиндры двигателя в течение определенных периодов времени.

Топливный насос высокого давления предназначен для использования при температуре окружающей среды от -50 до +50, с относительной влажностью до 98 процентов.

Всережимный регулятор скорости расположен в развале корпуса топливного насоса. Индикаторы нагрузки регулируют количество дизельного топлива, поступающего в цилиндр, с помощью регулятора. Регулятор скорости постоянно поддерживает установленную скорость вращения коленчатого вала.

Поршневой топливный насос низкого давления расположен на задней части регулятора. Во время работы двигателя топливный насос низкого давления пропускает дизельное топливо к топливному насосу высокого давления. Впрыскивающий насос низкого давления приводится во вращение кулачковым валом впрыскивающего насоса высокого давления.

Ручной насос, который перекачивает топливо из топливного насоса низкого давления, наполняет систему топливом и удаляет из нее избыток воздуха перед запуском двигателя КАМАЗ.

Объем топливных баков составляет 170 и 250 литров. Нижняя часть корпуса резервуара имеет сливной кран. Индикатор панели приборов контролирует уровень топлива, сигналы на него поступают от датчика реостата, расположенного в баке.

sistema_pitanija_kamaz740

Рис. 1. Схема подачи топлива в двигатель: 1 — топливный бак; 2 — топливопровод к фильтру грубой очистки; 3 — тройник; 4 — фильтр грубой очистки топлива: 5 — сливной дренажный топливопровод форсунок левого ряда; 6 — форсунка; 7 — подводящий топливопровод к насосу низкого давления; 8 — топливопровод высокого давления; 9 — ручной топливоподкачивающий насос; 10 — топливоподкачивающий насос низкого давления; 11 — топливопровод к фильтру тонкой очистки; 12 — топливный насос высокого давления; 13 — топливопровод к электромагнитному клапану; 14 — электромагнитный клапан; 15 — сливной дренажный топливопровод форсунок правого ряда; 16 — факельная свеча; 17 — дренажный топливопровод насоса высокого давления; 18 — фильтр тонкой очистки топлива; 19 — подводящий топливопровод к насосу высокого давления; 20 — дренажный топливопровод фильтра тонкой очистки топлива; 21 — сливной топливопровод; 22 — распределительные краны

Задачи топливной системы КамАЗа

– Играет роль безопасного хранилища для топлива

– Фильтрация дизельного топлива от всех видов загрязнений и воды

– Топливо под высоким давлением и распыливание в цилиндрах двигателя

Основные компоненты топливной системы можно разделить на две группы: низкого и высокого давления.

Виды топливного насоса высокого давления КАМАЗ 740

В настоящее время на грузовиках Камского автомобильного завода установлены топливные насосы высокого давления двух производителей:

– Топливный насос немецкого производителя Bosch (Bosch)

– Топливный насос «ЯЗДА» Ярославского завода дизельного оборудования

Просто как V-образный ЯЗДА, блок Бош выполняет те же функции. Он подает определенное количество дизельного топлива в цилиндры двигателя под высоким давлением в строго отведенное время. Но он конструктивно отличается от Ярославского и имеет рядное расположение плунжерных пар.

Ремонт топливного насоса КАМАЗ

На КамАЗах двигатели 740 и другие достаточно надежны, но они постоянно подвергаются высоким нагрузкам. Они эксплуатируются в суровых российских условиях в течение длительного периода времени, дизельное топливо заливается в основном низкого качества, что является причиной появления различного рода неисправностей с течением времени. Сам двигатель редко выходит из строя, чаще всего отказу подвергаются его отдельные узлы и механизмы. Наиболее частые ремонты производятся на топливном насосе КамАЗа из-за воздействия на него повышенных нагрузок. Существует два вида ремонта: текущий и капитальный. Когда плунжерные пары работают, текущий ремонт производится путем замены неисправных деталей. После этого на стенде проводятся регулировки и испытания. При капитальном ремонте топливного насоса КАМАЗ топливный насос полностью разбирается с полным осмотром дефекта. [3]

Создание современных средств технической диагностики дизельного топлива поможет снизить непосредственный контакт с объектами и уменьшить помехи в их нормальной работе. Тенденция развития проявляется в стремлении сократить количество необходимых демонтажей топливного оборудования. Прямые механические контакты объекта со средствами диагностики заменяются электроникой, которые из-за высокой стоимости до сих пор не находят широкого применения в диагностике. [1]

Читайте также: