Принцип работы омывателя лобового стекла ваз 2101

Обновлено: 17.05.2024

Устройство и принцип работы автомобильного стеклоомывателя

Стеклоомыватель ветрового стекла — важное устройство, входящее в стандартную комплектацию любого современного автомобиля. Его наличие и исправность напрямую влияет на безопасность управления транспортным средством. Без стеклоомывателя работа щеток очистителя неэффективна, а видимость перед машиной в плохие погодные условия значительно ухудшается. Поэтому эксплуатация автомобиля с неисправным омывателем запрещена ПДД.

Что такое стеклоомыватель лобового стекла

Стеклоомыватель — функциональное устройство, которое предназначено для подачи омывающей жидкости на лобовое стекло. Это делается с целью смочить очищаемую поверхность и смыть с нее грязь или пыль. В противном случае дворники будут просто размазывать грязь по стеклу, тем самым ухудшая видимость. Как правило, стеклоомыватель используют в следующих случаях:

  • в дождь или снег, когда без омывающей жидкости щетки просто увеличивают количество разводов на стекле;
  • при сильной загрязненности лобового стекла, чтобы смыть слой пыли или налипших насекомых.

Большое влияние на результат работы устройства оказывает используемая омывающая жидкость. Качественный омыватель гарантирует значительное увеличение видимости и легкое удаление пятен от насекомых.

Некоторые средства обладают свойствами, которые гарантируют стойкость к замерзанию. В зимний сезон они хорошо распыляются и не образуют ледяную пленку на стекле.

Схема и конструкция стеклоомывателя

Схема устройства максимально простая и состоит из следующих функциональных элементов:

  • форсунки;
  • бачок с омывающей жидкостью;
  • насос, оснащенный моторчиком;
  • соединительные шланги.

Рассмотрим подробнее каждую деталь:

  1. Форсунки — элемент, который подает омывающее средство на лобовое стекло. Главная задача устройства заключается в том, чтобы жидкость попала на центр поверхности, откуда щетки легче всего разносят ее по рабочей площади. В зависимости от принципа работы различают струйные и веерные форсунки. Последние считаются более эффективными благодаря большему давлению подачи жидкости и количеству сопл.
  2. Бачок с жидкостью, расположенный под капотом автомобиля. Резервуар соединен шлангами с форсунками. В зависимости от модели бачка, их производят объемом от 2,5 до 5 литров. Опционально он может быть оборудован датчиком уровня омывающей жидкости поплавкового типа.
  3. Насос стеклоомывателя центробежного типа. Закреплен на бачке и предназначен для создания давления и подачи жидкости. Устройство состоит из электродвигателя и рабочего колеса.

Моторчик автомобильного стеклоомывателя достаточно маленьких размеров, поэтому его длительное и непрерывное использование может негативно сказаться на ресурсе. Особенно это касается включения омывателя при замерзшей жидкости.

Принцип работы устройства

Рассмотрим алгоритм работы омывателя от обслуживания до подачи средства на стекло:

  1. Необходимо залить подходящую омывающую жидкость в бак, который находится под капотом.
  2. Водитель активирует подачу очищающего средства на стекло и работу стеклоочистителей с помощью подрулевого переключателя.
  3. Мотор стеклоомывателя получает питание от бортовой сети и начинает работу.
  4. Насос создает давление и перекачивает жидкость через шланг стеклоомывателя к форсункам. Через специальные отверстия под действием высокого давления жидкость распыляется на стекло.
  5. В работу включаются щетки, которые разносят омыватель по всей рабочей области лобового стекла.

В большинстве случаев водитель транспортного средства вручную включает дворники и омыватель с помощью специальных кнопок. Более дорогие модели автомобилей оснащены умными системами со встроенными датчиками, которые самостоятельно определяют уровень загрязнения стекла и погодные условия, чтобы автоматически использовать омыватель.

Способы решения проблем с замерзанием омывающей жидкости

Водители регулярно сталкиваются с проблемой замерзания жидкости в зимний сезон. Даже наиболее стойкие вещества могут не сохранить свойства при сильных морозах. В результате одни водители отключают работу системы до потепления, а другие — используют альтернативные варианты решения проблемы. Что делать, если замерз стеклоомыватель:

  1. Переместить машину в теплый отапливаемый гараж или паркинг, пока жидкость не восстановить прежние свойства. Вариант подходит только тем, у кого есть свободное время и доступ к утепленным помещениям.
  2. Временно снять резервуар с водой, если есть возможность, и отогреть его в помещении. После размораживания бачок нужно установить обратно.
  3. Залить в бачок антиобледенительную омывающую жидкость, которая предназначена для работы в экстремальных условиях, включая промежуток от -70 до -50 градусов.

В зимнее время не рекомендуется полностью заполнять резервуар с омывателем. Из-за расширения замерзшей жидкости бачок может потрескаться или лопнуть.

Дополнительная система подогрева

Один из действующих вариантов для зимы — установка дополнительной системы подогрева бачка стеклоомывателя и форсунок. Владелец машины может забыть про проблемы с замерзанием жидкости или обледенением трубок.

Производители оборудования выпускают форсунки стандартной формы со встроенным обогревом. Для поддержания температуры и предотвращения обледенения используются резисторы. Электропитание проходит по сопротивлению, в результате чего выделяется тепло, не дающее элементу замерзнуть. Трубки для подачи жидкости специально утепляются, а для обогрева бачка могут использоваться электронагреватели.

Стеклоомыватель ветрового стекла является обязательным устройством, без которого сложно представить автомобиль. Он позволяет повысить безопасность и комфорт управления транспортным средством.

Почему не работает омыватель лобового стекла?

Что делать,если замерз бочок омывателя

Когда не работает омыватель лобового стекла в первую очередь необходимо выяснить причину поломки. Для этого будет полезно узнать, как устроена и работает система омывателя ветрового стекла. Рассмотрим это на примере отечественных автомобилей семейства Жигули.

Омыватель лобового стекла ВАЗ

Если не работает омыватель лобового стекла

Первые вазовские модели 2101 и 2102 комплектовались системой омывателя ветрового стекла, в которой включение электрического насоса реализовано через ножной выключатель. На более поздних моделях, например, ВАЗ-21011 (21013), включение насоса включалось рычагом на рулевом колесе. Такая схема сегодня используется практически на всех современных автомобилях.

Конструктивно в схему омывателя ВАЗ-2101 (2102) включены следующие элементы:

  • жиклёры (форсунки) струйного типа;
  • тройник, распределяющий жидкость на два потока для левого и правого жиклёра;
  • электрический насос с выключателем;
  • бачок;
  • трубопроводы (шланги).

Примечание. Электрический насос омывателя лобового стекла ВАЗ-2101 выполнен по безразборной схеме. При выходе его из строя ремонт не производится. Поэтому единственный способ в этом случае восстановить работоспособность, замена неисправного насоса новым устройством.

Форсунки ВАЗ-2101

Струйный жиклёр ВАЗ

Струйный жиклёр ВАЗ-2101 изготовлен в виде цилиндра с калиброванным каналом внутри. Жидкость, поступая внутрь корпуса, выбрызгивается через сопло (распылитель) на поверхность остекления. В нижней части корпуса форсунки имеется штуцер для подключения шланга подачи жидкости. В верхней части под углом в 90 градусов к оси жиклёра смонтирован распылитель с регулировочным винтом. На среднюю часть корпуса надевается пластиковая втулка для фиксации в специальном отверстии на капоте.

Насос омывателя ветрового стекла ВАЗ-21011 (21013)

Насос омывателя стекла ВАЗ

Насос представляет собой полый цилиндр, внутри которого на муфте смонтирован вал с ротором. В нижней части насоса смонтирована опора вала. К ней крепится сеточный фильтр. К корпусу насоса омывателя сверху прикручивается болтами через крышку бачка электрический насос. К нижней части корпуса подсоединён шланг подачи жидкости. Его второй конец подключён к штуцеру в крышке бачка. Таким образом, электропривод насос и крышка бачка объединены в единую конструкцию.

Почему плохо работает омыватель?

Причин выхода из строя омывателя ветрового стекла может быть несколько:

  • засорение системы;
  • засорение форсунок;
  • замерзание жидкости;
  • выход из строя электродвигателя;
  • отказ насоса.

Засорение системы

Засорение форсунок

Засорилась фосунка омывателя

Калибровочное отверстие жиклёров омывателя имеет очень малое сечение. При попадании мусора сопло забивается и не пропускает жидкость. В этом случае необходимо снять форсунки, разобрать и прочистить. Чистку жиклёров можно выполнить продувкой сжатым воздухом без демонтажа. Однако при этом следует предварительно отсоединить шланг подачи жидкости, чтобы избежать попадания мусора в систему.

Демонтаж. Чтобы снять жиклёр необходимо сначала отсоединить шланг подачи жидкости. Потом следует сжать пластмассовую втулку снизу (со стороны коробки системы забора воздуха). Затем подцепить втулку сверху плоской отвёрткой и вытащить жиклёр вместе с втулкой.

Примечание. Форсунку также можно вытолкнуть вверх, аккуратно надавив на входной штуцер снизу, предварительно открыв капот.

Разборка жиклёра производится в следующем порядке:

  • откручиваем регулировочный винт, установленный в распылителе;
  • хорошо чистим и промываем все детали форсунки;
  • продуваем полость корпуса и распылителя жиклёра сжатым воздухом;
  • собираем форсунку в обратной последовательности.

Примечание. При чистке жиклёров металлическими предметами (иголка, шпилька, тонкая проволока) не стоит слишком усердствовать, чтобы не повредить калибровочное отверстие.

Установка. Сначала вставляем пластиковую втулку в отверстие на капоте. Берём жиклёр за верхнюю часть и вталкиваем в отверстие втулки до упора. После этого подсоединяем к штуцеру шланг подачи жидкости.

В завершение проведите тестирование работоспособности форсунок, предварительно залив жидкость в бачок.

Замерзание жидкости

При низких температурах даже качественная специальная жидкость для омывателя может замерзать в системе, а обычная вода и тем более. Чтобы избежать замерзания, следует зимой заливать в систему только качественную жидкость. Также необходимо подумать об устройстве отопления бачка, форсунок и утепления трубопроводов.

Что делать, когда замерзла жидкость в бачке омывателя

Обогрев бачка, как и форсунок можно реализовать двумя способами: электрическим подогревом или с помощью системы охлаждения двигателя (СОД). В первом варианте обогрев делается с помощью нагревательного элемента, который задействован в системе подогрева сидений. Его обматываем вокруг бачка и подключаем питание через отдельное реле.

Во втором случае необходимо вмонтировать в бачок трубопровод (теплообменник), запитав его от СОД. Для этого понадобится медная трубка сечением до 8,0 мм длиной в 30–50 см, 4 хомута и пароотводящий шланг, который используется для радиаторов. Из медной трубки делается змеевик и помещается в бачок через крышку или корпус. К теплообменнику с помощью трубопроводов подключаем обратку печки или обогрева дроссельного узла.

Обогрев форсунок можно сделать, установив снизу корпуса форсунки теплообменник, запитанный от обратки печки.

Чтобы утеплить трубопроводы системы омывателя, смотайте их вместе с пароотводящим шлангом от печки, который проходит под «жабо».

Выход из строя электродвигателя

Когда не работает омыватель лобового стекла и нет шума от работы электродвигателя, проверьте надёжность подключения питания. Со временем клеммы могут окислиться. В этом случает их достаточно просто почистить.

Также при длительной стоянке автомобиля электрический двигатель может просто заржаветь и заклинить. Его нужно разобрать и почистить.

Отказ насоса

Если насос не обеспечивает достаточного давления в системе и жидкость плохо разбрызгивается на стекло, его следует разобрать и почистить.

Снятие насоса омывателя. Процедура снятия насоса довольно проста и не представляет никакой сложности:

  • сначала необходимо отсоединить питание, для этого вытаскиваем клеммы;
  • затем отсоединяем шланг подачи жидкости к форсункам, который подключён к штуцеру на крышке бачка;
  • после этого поворачиваем крышку бачка против часовой стрелки и вытаскиваем всю конструкцию в сборе: электродвигатель, крышку и насос.

Снятие насоса омывателя

Разборка насоса

  • отсоединяем шланг насоса от штуцера в крышке бачка;
  • с помощью плоской отвёртки откручиваем винты крепления электрического двигателя;
  • снимем крышку вместе с двигателем;
  • снимаем сетку фильтра с ободком, аккуратно поддев отвёрткой за край;
  • отсоединяем муфту вала ротора;
  • аккуратно постукивая по валу ротора, высовываем нижнюю опору;
  • вытаскиваем вал вместе с ротором.

Насос омывателя лобового стекла собирается и монтируется в штатное место в обратном порядке.

Стеклоочиститель

Стеклоочиститель

С 1980 г. на автомобилях ВАЗ-2101, -2102 стал устанавливаться ножной омыватель ветрового стекла (см. рис. Нагнетательный насос омывателя ветрового стекла ). В этом насосе имелся дополнительный выключатель 8 стеклоочистителя, который срабатывал при нажатии на кнопку насоса.

Стеклоочиститель

С 1982 г. в стеклоочистителях устанавливался термобиметаллический предохранитель многоразового действия для защиты моторедуктора от перегрузок.

1. Cнимите щетки с рычагами.

2. Отсоедините провода от аккумуляторной батареи и моторедуктора стеклоочистителя.

3. Отверните гайки крепления штуцеров рычагов и снимите уравнители.

4. Отверните гайки крепления кронштейна моторедуктора и снимите стеклоочиститель в сборе.

5. Если необходимо, то на верстаке снимите моторедуктор с кронштейна и разберите рычажный привод.

6. Установка стеклоочистителя производится в последовательности, обратной снятию.

Стеклоочиститель

Моторедуктор состоит из червячного редуктора и электродвигателя постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов.

1. Для разборки моторедуктора отверните винты крепления крышки 1 редуктора и снимите ее вместе с панелью 2.

2. Затем отверните винты крепления крышки 16 к корпусу 7 электродвигателя и разъедините их.

3. Выньте якорь 8 электродвигателя.

4. Чтобы снять шестерню 3 редуктора, отверните гайку крепления кривошипа 9, снимите стопорное кольцо с оси и выньте из корпуса ось с шестерней и шайбами.

5. После разборки продуйте внутренние полости электродвигателя сжатым воздухом для удаления отложений угольной пыли и проверьте состояние щеток и коллектора.

6. Щетки должны свободно, без заеданий перемещаться в щеткодержателях, а пружины должны быть целыми и иметь достаточную упругость.

7. Коллектор зачистите мелкозернистой шлифовальной шкуркой, а затем протрите чистой тряпкой, слегка смазанной техническим вазелином. Если коллектор сильно обгорел или изношен, то моторедуктор лучше заменить новым.

8. Проверьте, нет ли следов заедания на шейках вала якоря. При необходимости зачистите их мелкозернистой шлифовальной шкуркой.

9. При сборке отводите щетки от коллектора, чтобы не поломать их и не по-вредить их кромок, а якорь в корпус вставляйте с особой осторожностью, избегая ударов якоря о полюса, чтобы не разбить их.

10. После сборки, для центровки подшипников, постучите деревянным молотком по корпусу моторедуктора, а затем проверьте его на стенде.


Максимальный эффективный момент на валу моторедуктора*, Н·м (кгс·м)
1,96 (0,2)
Потребляемая сила тока* при моменте 0,98 Н·м (0,1 кгс·м), не более, А
2,8
Частота вращения вала моторедуктора* при моменте 0,98 Н·м (0,1 кгс·м), не менее, мин –1
50
Пусковой момент на валу моторедуктора*, не менее, Н·м (кгс·м)
12 (1,2)

* При напряжении 14 В и температуре (25±10)° С в холодном состоянии.

Реле стеклоочистителя

Данные для проверки

Число включений в минуту при напряжении 10–14 В и температуре от -20 до +50° С
9 – 17
Сопротивление обмотки реле, Ом
66 ± 2
Сопротивление обмотки прерывателя, Ом
23 ± 1

Реле типа РС-514 служит для получения прерывистой работы очистителя. Оно устанавливается под панелью приборов с левой стороны и крепится к кузову двумя винтами.

В начальный момент включения очистителя на прерывистую работу (пока еще не нагрелась биметаллическая пластинка прерывателя) щетки могут сделать до 4-х непрерывных двойных ходов.

Ремонт автомобилей ваз

Омыватель лобового стекла автомобиля ВАЗ

На первых моделях Жигулей, которые выпускались с 1980 года, были установлены ножные омыватели лобового стекла, они использовались в моделях 2101 и 2102. В насосе находился дополнительный выключатель №8 стеклоочистителя , он включался при нажатии на кнопку насоса.

Как говорилось выше в схеме включения стеклоочистителя Жигуля , модели 2101, присутствует ножное включение омывателя, а вот в моделях -21011 и -21013 все сделано по нормальному как в большинства современных автомобилях. Управление происходит при помощи рычага на рулевом колесе. Также поменялась в новых моделях и конструкция электрического насоса омывателя лобового стекла.

Выключатель стеклоочистителя, расположенный в насосе омывателя ветрового стекла ВАЗ 2101, 2102

Выключатель стеклоочистителя, расположенный в насосе омывателя ветрового стекла ВАЗ 2101, 2102

Выключатель стеклоочистителя в моделях 2101, 2102

1 – крышка; 2 – обойма выключателя; 3 – нижний контакт выключателя; 4 – колодка с контактами; 5 – верхний контакт выключателя; 6 – выпускной клапан; 7 – впускной клапан; 8 – корпус насоса; 9 – кнопка; 10 – возвратная пружина; 11 – шток; 12 – чехол; 13 – направляющая штока; 14 – верхний контакт выключателя; 15 – держатель подвижных контактов; 16 – нижний контакт выключателя;17 – направляющая держателя; 18 – диафрагма; 19 – кожух.

Схема омывателя лобового стекла автомобиля ВАЗ 2101

Схема омывателя автомобиля ВАЗ 2101

1 – жиклеры (форсунки); 2 – тройник; 3 – насос; 4 – бачок омывателя.

У кого стоит такой насос, не очень повезло, он не разбирается и ремонту не подлежит, по этому если он не работает его нужно заменить новым, точнее другим рабочим.

Жиклер омывателя ветрового стекла

Отдельно хотелось сказать об форсунках , точнее жиклерах омывателя лобового стекла, как их снимать, разбирать, чистить и настраивать.

Жиклер омывателя ветрового стекла

1 – распылитель; 2 – винт регулировочный; 3 – втулка; 4 – корпус жиклера со штуцером.

Если у вас плохо бьет струя из форсунки (жиклера) омывателя ветрового стекла то пришло время их почистить, для этого нужно снять и разобрать их.

Порядок разборки жиклеров омывателя лобового стекла

1. Со стороны коробки воздухозаборника кузова слегка сожмите пластмассовую втулку 3, а сверху подцепляя ее отверткой и преодолевая сопротивление, выньте жиклер в сборе со втулкой.

2. Открутите винт 2, хорошо очистите все детали и продуйте сжатым воздухом полость корпуса 4 и распылитель 1.

3. После сборки форсунки, с начало вставьте втулку 3 в отверстие кузова, а потом резко вставьте

жиклер во втулку 3, чтобы корпус 4 пазом встал в закраины втулки. Подсоедините трубку к жиклеру.

4. Проведите испытания в работе жиклера.

5. При помощи поворота корпуса 4 во втулке 3 и поворотом распылителя 1 при ослабленном винте 2 отрегулируйте направление струи. Не забудьте после проведения всех регулировок, закрутить винт №2.

Насос омывателя ветрового стекла ВАЗ 21011 и 21013

Ничего сложного электрический насос омывателя из себя не представляет, с ним я дума разберется даже школьник, если он перестанет вдруг работать.

У меня такой случай был, не тестевой «шестерке», не работал омыватель, начали разбираться, первым делом проверили поступает ли питание на электродвигатель насоса, все нормально.

Проблема была в самом моторчике, он заржавел так что его нельзя было повернуть плоскогубцами, разобрали, почистили, летает как новый.

Для того чтобы проверить напряжение на клеммах электродвигателя, нужно под рукой иметь или контрольную лампочку с проводами или измерительный прибор – тестер, за 50 грн, он во многих вещах поможет разобраться быстрее, что касается электрооборудования Жигулей и не только.

А вот на нашей Копейке – 21011, омыватель не работал из-за включателя на рулевой колонке, не было контакта.

Конструкция насоса омывателя ВАЗ 21011

Конструкция насоса омывателя ВАЗ 21011

Насос омывателя Лады 21011

1 – электродвигатель насоса;

2 – крышка бачка омывателя;

4 – трубка подачи жидкости к жиклерам;

5 – корпус насоса;

7 – опора вала ротора;

8 – ободок с сеткой фильтра;

Корпус насоса прикручен к электродвигателю, по схеме №1, через крышку бачка омывателя (2)

Как я говорил конструкция проста и примитивна, дальше поговорим об том как снимать, разбирать, потом собирать и устанавливать насос омывателя.

Снятие насоса омывателя Жигулей, порядок операций:

Снятие насоса омывателя Жигулей, порядок операций

Снятие насоса омывателя Жигулей

Снятие насоса омывателя Жигулей, порядок операций

Снятие насоса омывателя

1. снимите клеммы питания от моторчика №1 и отключите трубочку о насоса , которая идет к форсункам (жиклерам);

Снятие насоса омывателя Жигулейя

Снятие насоса омывателя

2. поворачиваем крышку 2 против часовой стрелки и снимаем электродвигатель в сборе с нагнетательным насосом с бачка омывателя.

Разборка насоса омывателя Жигулей, порядок операций:

1. насос разбирается очень просто, отключите трубку №4 , раскрутите винты плоской отверткой и снимите электродвигатель с крышкой;

2. снимите ободок 8 с сеткой фильтра поддев за край;

3. отсоедините муфту 3, затем аккуратно постукивая по валу 6 на котором крепится ротор 9, высуньте опору 7 и извлеките вал с ротором насоса омывателя.

Сборка и установка насоса омывателя автомобиля:

Как вы догадались, сборку и установку на свое штатное место, нужно делать в обратном порядке.

Почему не работает омыватель лобового стекла?

В состав системы очистки стекол, фар автомобилей входят: резервуар с жидкостью, насос, форсунки, трубки, электропроводка и кнопка включения. Чаще всего причина, из-за которой не работает омыватель лобового стекла, в неисправном моторчике или перегоревшем предохранителе. Принцип работы стеклоомывателя довольно архаичен, поэтому простейшую диагностику и несложный ремонт можно выполнить едва не у порога ближайшего магазина автозапчастей.

Неисправности, принцип работы ручных и ножных стеклоомывателей, которые устанавливались на некоторые модели ВАЗ, АЗЛК, заслуживают отдельной темы и в этой статье рассмотрены не будут.

Причины поломки

  • Перегорел предохранитель насоса стеклоомывателя. Производители на внутренней части крышки блока реле и предохранителей графическими символами маркируют потребители, которые защищены плавкими вставками. Если маркировка неясна или нужная вставка не обозначена, подробную схему расположения предохранителей можно найти в руководстве по ремонту и эксплуатации вашего авто. Внимание! Установка предохранителя большего номинала может привести к возгоранию автомобиля. Если новая плавкая вставка сразу после установки перегорела, в цепи присутствует короткое замыкание.
  • Моторчик стеклоомывателя сгорел или закис. Невысокая стоимость насоса делает его разборку и ремонт нецелесообразными, поэтому просто замените его на новый.
  • Окислились контакты на разъемах, перетерлись либо обломались провода питания. В полевых условиях окислы с клемм можно содрать острым предметом. При этом не повредите и не согните клеммы, чтобы не нарушить качество контакта в разъеме.
  • Забился фильтр грубой очистки перед насосом стеклоомывателя (устанавливается не на всех авто). Фильтр прикреплен к уплотнительному кольцу, которое герметизирует место установки насоса. Если неприятность застала вас в пути и очистить фильтрующий элемент не получается, временно удалите его из магистрали.
  • Слетел или порвался шланг от насоса к форсункам.
  • Забились форсунки. В зимнее время инжекторы могут закупориться не только сором и налетом, но и льдом. После применения стеклоочистителя на соплах остается омывающая жидкость, из которой со временем испаряется спирт. Оставшаяся вблизи сопла вода замерзает, из-за чего и не работает омыватель лобового стекла. Пробить инжекторы можно тонкой иголкой.
  • Замерзла жидкость в бачке омывателя.

Принцип работы и схема включения

Насос состоит из центробежного колеса, которое вращается электродвигателем постоянного тока. Захватываемая колесом жидкость трубками подается к распылителям. Ниже приведена простейшая схема включения омывателя стекла автомобилей ВАЗ 2104, 2105, 2107.


Когда водитель задействует омыватель лобового стекла, контакты внутри переключателя замыкаются, серо-черный провод соединяется с массой автомобиля – в цепи стеклоомывателя начинает протекать ток.

На ВАЗ 2110, 2111, 2112 за включение омывателя ветрового стекла отвечает реле К2. Именно через него подается + на разъем насоса. Второй вывод электродвигателя соединен с кузовом автомобиля. Близкий к этому способ построения схемы используется на большинстве современных авто.


С чего начать диагностику?

Если на автомобиле не работает омывать лобового стекла, обращайте внимание на характерные симптомы. Электродвигатель в момент включения жужжит, но жидкость из форсунок на стекла не брызгает. Для проверки достаточно заглушить двигатель, включить зажигание и переключить подрулевой переключатель в положение включения стеклоомывателя. Скорее всего, причина в засорении форсунок, фильтрующего элемента, слетевшем, перегнутом или лопнувшем шланге.

Моторчик стеклоомывателя при включении молчит. Проблема с насосом, проводами либо с подрулевым переключателем. Если предохранитель исправен, переходите к диагностике цепи электропитания.

Для работы насосу омывателя лобового стекла или фар необходим + и –. В зависимости от схемы подключения, при перемещении подрулевого рычага один из проводов замыкается на массу либо выступает в качестве питающего провода (на нем появляется +). Соответственно, второй провод либо постоянный + после включения зажигания, либо замкнут на массу. Поиск обрыва или короткого замыкания следует начинать с изучения электрической схемы.

Проверка питания

Для того чтобы понять, неисправен насос или проблема в питании, достаточно контрольки для проверки электрических цепей. Если таковой с собой не оказалось, воспользуйтесь любой лампочкой на 12В и двумя отрезками проводов. Один вывод контрольки подключите к кузову авто, а второй к плюсовой клемме разъема насоса. Если после включения зажигания лампочка загорелась, отцепите клемму контрольки от кузова и подключите к + АКБ. Второй конец контрольки подключите к клемме, которая в момент включения стеклоомывателя должна замыкаться на массу. Если лампочка загорелась, проблем с питанием нет и причина в моторчике. Описана методика проверки питания стеклоомывателя на ВАЗ 2104, 2105, 2107, но сам подход по поиску питания на разъеме насоса актуален для всех автомобилей. Для быстрой проверки моторчика стеклоомывателя достаточно двух проводов. Подайте на клеммы электродвигателя принудительно питание от АКБ. Если моторчик не зажужжит, его необходимо заменить.

При включении омывателя лобового стекла дворники делают несколько взмахов в автоматическом режиме. Если этого не происходит, начните с проверки подрулевого переключателя, реле и проводов от переключателя к насосу. Для этого вооружитесь все той же контролькой или мультиметром. Тестер в режиме измерения сопротивления необходим и для проверки целостности проводов. Для прозвонки подключите щупы мультиметра к концам провода. Надпись OL (Over Limit) говорит об обрыве или переламывании провода.

Не работает омыватель стекла на ВАЗ

Омыватель переднего стекла, так же, как и стеклоочиститель, является очень важным устройством, напрямую влияющим на безопасность движения. Поэтому важно знать о его неисправностях и уметь быстро их устранять.

Чтобы понять, почему может не работать омыватель стекла, нужно знать, как он вообще работает. Схема подключения этого устройства проста: от блока предохранителей провод подходит к подрулевому выключателю. Когда выключатель нажимают на себя (классический вариант), напряжение по другому проводу подается на насос омывателя, а третий провод соединяет этот насос с массой. Насос устанавливается непосредственно на бачке с омывающей жидкостью и подает эту жидкость по гибким трубкам в форсунки. Форсунки с одним или несколькими отверстиями распыляют жидкость на стекло. Собственно вот и вся схема.

Из-за простоты данной системы, ее неисправности также примитивны.

Омыватель стекла не включается

Когда при нажатии на соответствующий подрулевой выключатель из-под капота не слышно жужжания насоса, первое, что нужно сделать, проверить предохранитель. Причем, зачастую, сделать это можно моментально, просто включив стеклоочиститель. Как правило, омыватель стекла подключен с ним через один и тот же предохранитель, поэтому, если «дворники» не работают, значит, предохранитель сгорел. Если же на вашем автомобиле дворники находятся на отдельном предохранителе, то нужно удостовериться в целости предохранителя напрямую. Также стоит убедиться, что предохранитель имеет надежный контакт со своим гнездом в монтажном блоке.

Сгоревший предохранитель замените на новый такого же номинала и если новый также сгорит, значит в проводке автомобиля присутствует короткое замыкание. Причем, если предохранитель сгорает в момент включения омывателя, то замыкание нужно искать в цепи питания насоса.

Если же предохранитель цел, то нужно убедиться в подаче напряжения на насос омывателя. При соответствующем положении подрулевого выключателя проверьте наличие напряжения на обоих проводах, подходящих к насосу. На одном из них обязан быть «+».

Отсутствие напряжения указывает на неисправный подрулевой выключатель либо на перебитые провода на участках «блок предохранителей – подрулевой выключатель» или «подрулевой выключатель – насос омывателя».

Если питание на насос подается нормально, стоит проверить «массу». Для этого соедините «массовый» провод омывателя (тот, который подключен к клемме, обозначенной на корпусе насоса знаком «—») с плюсовой клеммой аккумулятора через контрольную лампочку (. ). Если соединить просто проводом возникнет короткое замыкание! «Контролька» в данном случае выступит тем потребителем, который спасет от «коротыша». Если лампочка зажглась, значит «масса» есть и нужно менять насос.

Насос омывателя может сгореть от старости или от клина льдом во время заморозка. Часто бывает так, что водитель не успел вовремя заменить воду на незамерзающей жидкость и вода замерзла. При включении насоса омывателя, его ротор клинит льдом и обмотка электродвигателя сгорает.

Омыватель включается, но вода не брызгает

Бывают ситуации, когда насос жужжит, но вода на стекло не подается. Самый банальный вариант такой «неисправности» – недостаток жидкости в бачке. Но бывают проблемы и сложнее, например, замерзшие форсунки. Зимой на них может налипать снег, лед, вода осенью может затекать внутрь отверстий и замерзать там.

Причем нужно учесть, что в системе омывателя нет обратной магистрали, поэтому напирающая жидкость, не имеющая выхода, способна порвать трубки или «стащить» их с тройника (деталь, разводящая воду с одного шланга на два к форсункам, на большинстве автомобилей находится в районе трапеции дворников). Поэтому, при долгом отсутствии воды из форсунок, не нужно упорно держать насос омывателя включенным. Долгая работа насоса «в сухую», кстати, тоже может способствовать его выходу их строя.

Еще одним объяснением, почему омыватель работает, но вода не подается, является разрыв подающих трубок или поломка тройника. Такое происходит крайне редко и как раз в переходные времена года, когда в трубках так же замерзает вода и рвет их.

«Глобальные» электрические причины, не связанные с омывателем

Существуют и более глобальные причины, не связанные с системой омывания стекла напрямую, но могущие привести к тому, что омыватель не работает.

Если после всех проверок оказалось, что все в норме, а толку нет, стоит «углубиться в проблему» дальше. Проверьте напряжение в гнезде предохранителя. Вполне может оказаться так, что причина внутри монтажного блока: например, перегорела токоведущая дорожка или окислился контакт. Также причиной может стать и контактная группа замка зажигания, если на вашем автомобиле она входит в систему питания насоса омывателя (нужно изучать электросхему конкретного автомобиля).

Стоит сказать, что «глобальные» причины обязательно приведут к отказу других устройств в машине. Например, тех же дворников. Столь глубокие и неочевидные неисправности нужно искать самостоятельно, только обладая необходимыми знаниями и навыками. Если же есть сомнения в собственных силах, стоит отдать автомобиль на ремонт в специализированный сервис.

Омыватель лобового стекла. Устройство и принцип работы

В сухую погоду, когда без опрыскивания жидкостью щетки стеклоочистителя бессильны в борьбе с загрязнениями лобового стекла, важную роль играет омыватель.

История создания омывателя лобового стекла

Омыватели впервые появляются на автомобилях во второй половине 20 века. В России первый омыватель появился на машине Горьковского автомобильного завода. Сначала омыватель получил ГАЗ-М72 «Победа». Следом, омыватель был установлен на легендарную 21-ую «Волгу».

Омыватель лобового стекла

Изначально омыватель лобового стекла был механическим. Для того, чтобы «выпустить» воду, нужно было подергать ручку, установленную на передней панели. Далее насос перекочевал под ноги водителя и приводился небольшой педалькой, которая находилась левее других.

Механический насос уступил место электрическому. Теперь, чтобы «высвободить» воду на лобовое стекло, не надо было топтать педаль или дергать ручку. Электрический насос активировался либо подрулевым переключателем, либо клавишей торпедо. Позже инженеры совместили включение омывателя с автоматическим включением щеток стеклоочистителя.

Вместе с насосом менялись со временем и форсунки (жиклерки) омывателя лобового стекла. В середине прошлого века форсунка, как правило, была одна и устанавливалась на рамке лобового стекла сверху, а вода подавалась только наполовину лобового стекла со стороны водителя.

Далее форсунки переместились вниз, и их стали устанавливать либо на капоте, либо на планке под лобовым стеклом. Омывающая жидкость подавалась и на водительскую, и на пассажирскую сторону лобового стекла.

Часто форсунки фиксировали и на поводки щёток стеклоочистителя. Но эта операция вдальнейшем портила внешний вид машины, поэтому решение устанавливать форсунки на поводки щеток прижилось лишь на грузовиках и автобусах.

Устройство и принцип работы омывателя лобового стекла

В состав омывателя лобового стекла входит: бачок, электронасос, трубки, форсунка, переключатель. Бычок устанавливают, в основном, под капотом автомобиля. Его объем меняется в зависимости от модели, но, в среднем, он составляет от 2, 5 до 5 литров. В корпус бачка омывателя встроен электронасос. К нему присоединяется трубка, которая идет на форсунки.

Для подачи омывающей жидкости водителю достаточно потянуть на себя подрулевой переключатель, активизирующий насос, и жидкость под давлением разбрызгивается на лобовое стекло. Помимо этого, на большом количестве автомобилей автоматически включаются щетки стеклоочистителя на несколько взмахов.

Омыватель стекла

Как правило, на автомобилях используются струйные форсунки омывателя лобового стекла. Выходит так, что жидкость подается в виде струи. Но, прогресс дошел и до того, что на сегодняшний день на современных автомобиля все чаще начали встречаться веерные форсунки омывателя. Они разбрызгивают омывающую жидкость не точечно, а равномерно, что отличает их от струйных. Таким образом, лобовое стекло очищается лучше и эффективнее, жидкость расходуется экономичней. Кроме того, для стран с холодным климатом многие производители укомплектовывают свои модели форсунками омывателя с подогревом.

Бачок омывателя лобового стекла располагается, в основном, под капотом автомобиля. Крышка имеет овальную форму, что очень удобно, окрашена в желтый цвет, чтобы он выделялся и его невозможно было ни с чем перепутать, например, с маслозаливной горловиной двигателя. На многих современных автомобилях установлен датчик омывающей жидкости.

В теплую погоду в качестве омывающей жидкости можно использовать обычную воду. Если автомобиль используется на трассе, то в воду можно добавить небольшое количество моющего средства, чтобы лучше удалять остатки насекомых.

Зимой в бачок омывателя необходимо заливать незамерзающую жидкость.

Автолюбители часто сталкиваются с проблемой засорения форсунок омывателя. Чтобы их прочистить, нужно вооружиться тонкой проволочкой. Ее нужно вставить в выходное отверстие засоренной форсунки и прочистить. Однако, если этот способ не поможет, то придется снимать жиклер.

В дальнейшем, чтобы избежать подобных проблем при заливке омывающей жидкости, плотно закрывайте крышку, следите, чтобы в бачок не попадала грязь.

Неисправности омывателя лобового стекла ВАЗ 2107 — причины и ремонт

Одной из важных деталей каждого автомобиля является механизм очистки стекол, который представлен в виде дворников и омывателя. Иногда возникает ситуация, когда не работает омыватель лобового стекла ВАЗ 2107, который предназначен для очистки стекла от грязи. С его помощью происходит разбрызгивание воды, или специальной жидкости, посредством которой вместе с дворниками удаляется грязь. Как диагностировать неисправность механизма, а также устранить поломку, рассмотрим подробно.

Веерная форсунка омывателя

Диагностика системы

Чтобы разобраться с причинами неработоспособности омывателя лобового стекла на ВАЗ 2107, следует прежде всего, рассмотреть конструкцию системы. Состоит она из таких элементов:

  1. Бачок для омывающей жидкости.
  2. Насос с электродвигателем, работа которого происходит от сети 12В.
  3. Форсунки или распылители водяной струи, которая попадает на лобовое стекло.
  4. Трубки из ПВХ, соединяющие вышеописанные элементы.

В бачок омывателя заливается специальная жидкость, причем летом одного типа, а зимой другого. Зимняя жидкость называется «незамерзайкой», с ее помощью можно эффективно омывать стекла при минусовой температуре воздуха, и не волноваться о том, что она может замерзнуть в системе.

При включении омывателя, происходит распыление жидкости на ветровое стекло с одновременным автоматическим включением дворников. Если при включении устройства отсутствуют признаки его работоспособности, то определить причину поломки можно самостоятельно. Электрическая схема подключения омывателя на ВАЗ 2107 представлена ниже, на основании которой можно разобраться с неисправностями.

Схема работы омывателя

Почему не работает омыватель лобового стекла

Чтобы определить, почему перестал работать омыватель ветрового стекла на семерке, необходимо произвести тщательную диагностику. В помощь проведения самостоятельной диагностики является схема, представленная на фото выше. После того, как будет обнаружен неисправный элемент, понадобится выполнить его ремонт или замену, что зависит от характера поломки. Неисправности рассматриваемого элемента можно разделить на незначительные (устранить можно самостоятельно) и серьезные, требующие замены неисправной детали. Более подробно рассмотрим основные узлы системы, и их неисправности.

Вышел из строя моторчик

Первым делом нужно произвести проверку исправной работы моторчика омывателя. Сделать это достаточно просто, для чего следует открыть капот, и нажать на подрулевой переключатель. Отсутствие признаков работы насоса омывателя говорит о том, что неисправен этот элемент или цепь его питания.

Электропривод механизма

Разобраться в неисправности вовсе не трудно, но для этого понадобится мультиметр или лампочка. Подключаем прибор к контактам на моторчике, и включив подрулевой переключатель, производим измерения. Наличие питания 12В (или если лампочка загорелась) говорит о том, что цепь исправна, а причина скрывается в неработоспособности самого моторчика. Эта деталь не ремонтопригодна, поэтому понадобится купить новый элемент, и заменить его.

Форсунки

Проверять форсунки следует в том случае, если моторчик стеклоомывателя исправен, и в бачке есть жидкость, но она не подается на ветровое стекло. Форсунки осуществляют разбрызгивание жидкости, и имеют они простую конструкцию. При этом отсутствие подачи жидкости на стекло может возникнуть посредством неисправности форсунок, которые выявить достаточно просто:

  1. Проверить подключение трубки от моторчика до форсунки. Эта трубка могла соскочить, и поэтому жидкость не поступает к форсунке.
  2. Проверить трубку на наличие перегибов и изломов. Если уместен изгиб, то моторчик не сможет его выпрямить, так как имеет достаточно малую мощность. Если причина заключается в изгибе трубки, то нельзя на длительное время включать моторчик, так как в режиме нагрузки он может сгореть.
  3. Засорение форсунок. Такой дефект определить достаточно просто, так как если отверстия форсунок засоряются, то не все одновременно, поэтому одна из двух деталей при такой неисправности будет функционировать.

Неисправность форсунок

Если засорилось отверстие форсунки, то его можно прочистить тонкой швейной иголкой, восстановив при этом работоспособность системы.

Предохранитель

Если мультиметр при включении подрулевого переключателя показывает нулевое напряжение, значит неисправность нужно искать в цепи питания. Первым делом нужно проверить предохранитель. Он отвечает за протекание допустимого тока в цепи, величина которого не должна быть более 8А. При увеличении нагрузки или при коротком замыкании цепи происходит перегорание плавкой вставки предохранителя.

Блок предохранителей

Понадобится проверить исправность предохранителя F2, который отвечает не только за исправность цепи омывателя, но и за цепи стеклоочистителей стекла и фар. Если сгорел предохранитель, то его следует заменить, но перед этим проверить целостность цепи, так как причина его перегорания может заключаться в коротком замыкании.

Подрулевой переключатель

Одним из ключевых элементов системы является подрулевой переключатель, при помощи которого подается питание на привод насоса омывателя. Переключатель представляет собой контакт, который замыкается при его перемещении. Говорить о неисправности этой детали можно только тогда, когда все элементы системы проверены и исправны.

Неисправность подрулевого переключателя

Проверить эту деталь достаточно просто, для чего понадобится мультиметр в режиме прозвонки. От переключателя нужно отсоединить клемму, после чего подключить щупы прибора. В замкнутом положении переключателя, прибор должен издавать характерный сигнал. Если сигнал отсутствует, то деталь необходимо заменить на новую.

Выявить неисправность механизма достаточно просто, если подойти к проблеме правильно. Для этого следуйте вышеописанной инструкции, что в итоге позволит самостоятельно найти и устранить причину неработоспособности омывателя на ВАЗ 2107.

Как подключить омыватель лобового стекла на ваз 2101

На автомобилях ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102 применяются стеклоочистители СЛ-191А и СЛ-191 Б, имеющие различное крепление рычагов щеток. У СЛ-191А они крепятся пружинной пластиной 29, а у СЛ-191 Б — гайкой 35. В стеклоочистителях СЛ-191А используется электродвигатель МЭ-241, а в СЛ-191Б— электродвигатель МЭ-241 или МЭ-241А.

На автомобилях ВАЗ-2103 применяются стеклоочистители СЛ-193. От стеклоочистителей автомобиля ВАЗ-2101 они отличаются профилем уравнителей 31, рычагами щеток и самими щетками. Эти стеклоочистители оснащены электродвигателями МЭ-241.

Стеклоочистители устанавливаются под капотом в коробке воздухозаборника. Нижняя часть скобы 4 с электродвигателем крепится двумя шпильками к кронштейну на дне коробки, а верхняя часть скобы и кронштейн 49 поводка — к панели рамы ветрового окна с помощью пластмассовых дистанционных втулок-уравнителей, между которыми зажимается панель после затягивания гайки.

Вращение кривошипа 3 тягой 2 преобразуется в качание поводков 44 и 32, связанных тягой 33, Частота качания рычагов составляет 50—70 двойных ходов в минуту. Оси поводков вращаются каждая в двух металлокерамических втулках 47, разделенных войлочной вставкой 48. Втулки и войлок пропитаны маслом. Тяги 2 и 33 соединяются с поводками и кривошипом сферическими шарнирами, в которых находятся по два полусферических металлокерамических вкладыша 45, пропитанных маслом, которым заполнено также и пространство между вкладышами. Вкладыши разжимаются пружиной 46. Рычаги щеток имеют пружины 28, которыми щетки прижимаются к стеклу.

Омыватель ветрового стекла

Омыватель ветрового стекла состоит из питающего бачка 7, нагнетательного насоса 1, двух распылительных жиклеров и соединительных пластмассовых трубок с тройником. Бачок устанавливается в отсеке двигателя и крепится к брызговику левого колеса на двух крючках. Жиклеры устанавливаются в отверстиях панели рамы ветрового окна с помощью эластичных пластмассовых втулок, надеваемых на корпус жиклера.

Бачок сварен из двух листов поливинилхлоридной пленки, к которым приварена пластмассовая горловина, и имеет в верхней части два ушка для навески бачка на крючки. Отверстия в ушках усилены металлической окантовкой. Емкость бачка автомобиля ВАЗ-2101 составляет 0,75 л, а автомобиля ВАЗ-2103 — 1 л. Жидкость из бачка через сетчатый фильтр 8, который находится на конце трубки 6, засасывается насосом, подается к жиклерам и через прорези з распылителях 37 брызгается но стекло.

Жиклеры состоят из корпуса 38 и распылителя 37 с крепежным винтом 36 и прокладками. Регулировка направления омывающей струи осуществляется поворотом корпуса жиклера в пластмассовой втулке и поворотом распылителя 37 после ослабления крепежного винта 36.

Электродвигатели стеклоочистителя

В стеклоочистителях применяются двухщеточные двухполюсные электродвигатели постоянного тока МЭ-241 с возбуждением от постоянных магнитов или МЭ-241 А с электромагнитным возбуждением. В один узел с электродвигателем объединен червячный редуктор.

Электродвигатель МЭ-241 имеет стальной штампованный корпус 21, внутри которого пружинными держателями закреплены два постоянных магнита 23, образующие вместе с корпусом статор. Стальной вал 16 якоря на средней части имеет продольную накатку, а на переднем конце — однозаходный червяк. На накатанную часть вала напрессован сердечник 22, набранный из пластин электротехнической стали. В пазы сердечника, изолированные картоном, уложена волновая обмотка якоря, выводы секций которой припаяны к медным пластинам коллектора 18. Коллектор, имеющий пластмассовое основание, напрессован на вал со стороны червяка. Вал якоря вращается в двух металлокерамических втулках, закрепленных стальными обоймами, одна в корпусе, а другая в крышке 17. Наружная поверхность втулок — сферическая. Вокруг втулок помещены войлочные кольца 24, пропитанные маслом. Осевое усилие, действующее на вал якоря от червячной передачи, воспринимается текстолитовым подпятником 26, в который упирается задний конец вала. Корпус электродвигателя закрывается крышкой 17, являющейся одновременно картером редуктора. Крышка отлита из алюминиевого сплава и крепится к корпусу двумя винтами. С внутренней стороны к крышке приклепан пластмассовый щеткодержатель 20 с двумя щетками, а с наружной (в картере редуктора) находится пластмассовая червячная шестерня 9 с кулачком. Шестерня напрессована на ось 10. Другой конец оси имеет конусную накатанную поверхность, на которую надевается и крепится гайкой кривошип 3. Ось вращается в металлокерамической втулке, запрессованной в крышку 17.

Передаточное отношение редуктора составляет 51:1. Картер редуктора закрывается пластмассовой панелью 12 и крышкой 15. Между панелью и картером устанавливается уплотнительная прокладка. В панели находятся контактные стойки, к которым припаиваются провода и крепится пружинная пластина с контактами выключателя, обеспечивающего остановку электродвигателя в тот момент, когда щетки находятся в нижнем положении. Контакты пружинной пластины прижимаются к стойке 14, соединенной с источником питания. Когда выступ кулачка шестерни находится против пластины, он отжимает ее от стойки 14 и прижимает к стойке 13, соединенной с массой.

Электродвигатель МЭ-241А имеет ряд особенностей, связанных с применением электромагнитного возбуждения. Внутри корпуса винтами закреплены два стальных полюса 54 с катушками обмотки статора. Возбуждение электродвигателя смешанное, поэтому одна катушка (62 сериесная) включена последовательно с обмоткой якоря, а другая (53 шунтовая) — параллельно ей. Кроме того, имеется еще одна катушка — тормозная 61, размещенная вместе с сериесной на одном полюсе. Она включается только при выключении электродвигателя, создает магнитный поток, направленный навстречу потоку сериесной катушки, и, таким образом, обеспечивает быструю остановку якоря. Пазы якоря — спиральные, а коллектор расположен со стороны задней крышки. Осевое перемещение вала якоря устраняется с помощью нейлонового подпятника 55 с пружиной 56.

Червяк якоря — двухзаходный, а передаточное отношение редуктора — 34:1. Кривошип приклепан к оси шестерни, а крутящий момент от шестерни к оси передается через стальной штампованный кулачок 57.

Выключатель электродвигателя состоит из толкателя 60 с контактным диском 58 и пружиной 59 и двух контактов, приклепанных к панели 12. Контактный диск пружиной прижимается к контактам и замыкает их. Когда кулачок нажимает на толкатель, то контактный диск отодвигается и размыкает контакты.

Реле стеклоочистителя

На автомобилях «Жигули» для получения прерывистой работы стеклоочистителя применяется реле типа РС-514, устанавливаемое под панелью приборов с левой стороны.

Реле имеет эластичный пластмассовый кожух 23 и гетинаксовое основание 17, к которому приклепан сердечник с ярмом 20 электромагнита. На сердечнике в пластмассовом каркасе находится обмотка 18. К ярму с одной стороны винтом прикреплена пластмассовая опора 27 с двумя парами неподвижных контактов, а с другой стороны на ярме качается якорь 25. К якорю приклепана токонесущая пластина 26, замыкающая верхнюю или нижнюю пару контактов. Когда якорь притягивается к сердечнику, то размыкается верхняя пара контактов и замыкается нижняя.

К основанию 17 приклепан также кронштейн 21 прерывателя с биметаллической пластиной 22. На пластине поверх изоляционной прокладки из асбестовой бумаги намотана нихромовая проволока. Когда через нее проходит ток, то она нагревается, пластинка выгибается и контакты прерывателя размыкаются. После остывания пластинка принимает прежнее положение и контакты прерывателя замыкаются.

При размыкании контактов прерывателя в обмотке электромагнита возникает ЭДС самоиндукции, которая стремится поддержать исчезающий ток и вызывает искрение между разомкнутыми контактами прерывателя.

Чтобы устранить искрение и, следовательно, обгорание контактов прерывателя, параллельно обмотке включен дополнительный резистор 19 с величиной сопротивления 100 Ом, через который замыкается ток самоиндукции.

Работа стеклоочистителя

На схеме представлена работа стеклоочистителя автомобилей ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102 при различных положениях клавиши переключателя.

Постоянная работа стеклоочистителя получается при полностью нажатой клавише. Ток идет от вывода «+» аккумуляторной батареи или зажима «30» генератора и замыкается по пути: зажим «30» генератора — штекеры «А» блока предохранителей — контакты «30» и «INT» выключателя зажигания — штекер «Н» выключателя наружного освещения — штекеры «2» и «В» блока предохранителей — штекеры «L» и «Н» переключателя стеклоочистителя — штекер 11 реле стеклоочистителя — контакт 7 выключателя электродвигателя — обмотка якоря электродвигателя — масса.

Электродвигатель работает с постоянной скоростью, и щетки качаются с частотой 50—60 циклов в минуту.

Прерывистая работа стеклоочистителя достигается с помощью реле РС-514, которое включается при среднем положении клавиши переключателя 15. Как и в предыдущем случае, ток идет от зажима «30» генератора и тем же путем течет до штекера «L» переключателя 15. Затем путь тока следующий: штекер «V» переключателя 15 — штекер 10 реле — обмотка электромагнита и параллельно через дополнительный резистор — контакты прерывателя 16 — биметаллическая пластина прерывателя — штекер 9 реле — штекеры «I» и «D» переключателя 15 — масса.

Ток, протекающий по обмотке электромагнита реле, вызывает притяжение якоря к сердечнику и замыкаются нижние контакты реле. Через них начинает протекать ток, питающий обмотку якоря электродвигателя.

Одновременно протекает ток по обмотке прерывателя 16. Этот ток разогревает обмотку прерывателя. Биметаллическая пластина от нагревания выгибается и контакты прерывателя размыкаются, отключая питание обмотки электромагнита. Якорь реле возвращается в исходное положение. Нижние контакты реле размыкаются, а верхние — замыкаются, соединяя с массой контакт 13 выключателя электродвигателя. Электродвигатель останавливается.

Поскольку ток теперь не протекает через обмотку прерывателя, то она остывает вместе с биметаллической пластиной. Пластина принимает прежнюю форму и контакты прерывателя замыкаются, включая питание обмотки электромагнита. Описанный цикл повторяется вновь с частотой 9—17 раз в минуту.

За время одного цикла щетки совершают один двойной ход и останавливаются в нижнем положении. В начальный момент включения стеклоочистителя на прерывистую работу (пока еще не нагрелась биметаллическая пластина прерывателя) щетки могут сделать до четырех непрерывных двойных ходов.

Выключение стеклоочистителя происходит после перевода клавиши переключателя 15 в исходное положение. В этом случае ток к обмотке якоря электродвигателя подается от штекера «В» блока предохранителей через замкнутые контакты 12 и 7 выключателя электродвигателя. В тот момент, когда щетки стеклоочистителя придут в нижнее положение, выступ кулачка червячной шестерни редуктора разомкнет контакты 7 и 12 и отключит питание обмотки якоря. Якорь электродвигателя остановится и щетки стеклоочистителя останутся в нижнем положении.

На автомобиле ВАЗ-2103 стеклоочиститель может включаться нажатием педали насоса омывателя ветрового стекла. В этом случае ток проходит по пути: зажим «30» генератора — штекеры «А» блока предохранителей — контакты «30» и «INT» выключателя зажигания — штекер «Н» выключателя 14 наружного освещения — штекеры «2» и «В» блока предохранителей — нижние замкнутые контакты выключателя в насосе 28 омывателя ветрового стекла — штекер 11 реле — контакт 7, обмотка якоря электродвигателя 5 — масса. Электродвигатель стеклоочистителя работает, пока нажата педаль насоса. После отпускания педали нижние контакты выключателя насоса размыкаются, отключая питание обмотки якоря, и якорь электродвигателя останавливается.

Насосы омывателя ветрового стекла

На автомобилях ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102 насос омывателя устанавливается с левой стороны панели приборов и удерживается на ней фланцем обоймы 30.

Насос имеет пластмассовый корпус 31 с двумя штуцерами для подвода и отвода жидкости и двумя клапанами — впускным и выпускным. Выпускной штуцер выступает из корпуса дальше впускного (33). Клапаны насоса — пластинчатые резиновые. Они удерживаются в гнездах латунными втулками 34, запрессованными в корпус. Корпус вместе с резиновым колпачком 29 завальцован в стальной обойме 30. Нагнетание жидкости обеспечивается нажатием на колпачок, а всасывание происходит за счет расправления колпачка.

На автомобиле ВАЗ-2103 насос устанавливается с левой стороны щита передка. Он имеет встроенный выключатель стеклоочистителя. Размеры деталей привода насоса рассчитаны так, что включение стеклоочистителя происходит после того, как на стекло брызнет жидкость из жиклеров.

Насос — ножной диафрагменного типа. Корпус 49 насоса пластмассовый, имеет два штуцера разного диаметра. Штуцер 51 большего диаметра — впускной. На него надевается трубка от бачка омывателя. Клапаны имеют такую же конструкцию, как у насоса автомобиля ВАЗ-2101. Диафрагма 46 — чашеобразная резиновая. Корпус 49 вместе с диафрагмой и крышкой 45 завальцован в стальном кожухе 47, к которому приварена пластина 48 крепления насоса.

На крышке 45 установлен выключатель и привод насоса. Привод состоит из кнопки 39 с приваренным к ней штоком 42 и возвратной пружины 40. К нижнему концу штока приклепана тарелка 35, которая при нажатии на кнопку 39 давит на диафрагму.

Выключатель состоит из пластмассовой колодки 43 с двумя парами контактов. Одна пара приклепана к верхней, а другая — к нижней части колодки.

Контакты замыкаются перемычками, приклепанными к пластмассовому держателю 37. В обычном положении кнопки 39 замкнута верхняя пара контактов, а при нажатии кнопки замыкается нижняя пара.

А теперь настало время возвращать его на законное место (скоро ехать на техосмотр, а на улицах грязи просто жуть, как много).

Читайте также: