Чем отличается прокладка гбц ваз 2101 от ваз 2103

Обновлено: 16.05.2024

Замена прокладки ГБЦ на классике

Для начала я хотел бы озвучить тзвестные мне признаки пробоя прокладки гбц, их не так много, озвучим. Для начала я хотел бы сказать, что прокладка ГБЦ может испортится по разному. Все зависит от того как и между какими каналами была разрушена прокладка, соответственно и признаки бывают разными.

Прокладка ГБЦ

  1. Часто встречаемый признак пробоя — обильный белый дым из глушителя, который сопровождается постепенным уходом охлаждающей жидкости. Скорее всего в этом случае пробита прокладка между камерой сгорания и рубашкой охлаждения.
  2. При прогазовке появляются пузирьки воздуха из открытой горловины радитора. Это получается в результате просачивания газов из камеры сгорания в рубашку охлаждения.
  3. Появление эмульсии серо-желтого цвета в радиаторе и системе охлаждения. Если вы заметили эмульсию в системе охлаждения — то скорее всего была пробита прокладка в районе масляного канала (он находится со стороны трамблера и окружен небольшим овальным кольцом на прокладке. При пробое масло под давлением попадает в систему охлаждения.
  4. Повышения уровня масла в поддоне, появление эмульсии в масле. Если при контроле уровня масла вы заметили, что уровень повысился, цвет масла изменился и при этом стал падать уровень ОЖ, значит прокладка пришла в негодность.
  5. Постепенное выдавливание ОЖ из системы охлаждения, особенно тосола. Если при эксплуатации автомобиля вы замечаете, что постепенно при длительном времени работы двигателя ОЖ выдавливается из системы, при этом антифриз набирает полный расширительный бачок и выходит через крышку — тоже яваный признак потери герметичности прокладки ГБЦ в одном из цилиндров.
  6. При эксплуатации выдавливается антифриз и двигатель закипает.

Причины пробоя прокладки ГБЦ

К основным причинам потери герметичности можно отнести:

Спасибо за подписку!

  • Некачественная прокладка.
  • Недостаточный момент затяжки болтов ГБЦ при ремонте.
  • Перегрев двигателя.
  • Недостаточный уровень ОЖ и как следствие местный перегрев, так как ГБЦ находится в самом верху и при небольшом дефиците ОЖ двигатель кипеть не будет, но головка будет перегреваться.
  • Неправильный монтаж ГБЦ.
  • Искрывление ГБЦ (говорят «повело»)

Замена прокладки ГБЦ на автомобилях ВАЗ 2101, 2106, 2107

Если вы диагностировали, что необходима замена прокладки ГБЦ, то здесь я приведу не инструкцию, а некий алгоритм замены прокладки ГБЦ. Не буду слишком вдаваться в детали, так как в интернете можно найти много инструкций.

Головка блока цилиндров ВАЗ 2107.

О чём пойдёт речь в этой статье. Я постараюсь подробней описать само устройство головки блока цилиндров, то есть, что, куда устанавливается и как прикручивается. Какие отличия между головками, и каким моментам нужно уделить особое внимание.

Устройство головки цилиндров ВАЗ 2107 и 2108.

Головка блока цилиндров изготовлена из алюминиевого сплава с содержанием определённого процента меди и олова, для того что бы придать ей мягкости и эластичности. При таких свойствах она плотно прижимается к прокладке, предотвращая прорыв газов.

Вся головка, крепится к блоку цилиндров одиннадцатью болтами, десятью большими и одним маленьким, которые затягиваются с определённой последовательностью и усилием. Более по подробней всё описано в статье (Замена прокладки головки цилиндров ВАЗ), рекомендую прочитать.

Если посмотреть на головку цилиндра со стороны свечей, то возле свечи четвёртого цилиндра аккуратно расположился датчик температуры охлаждающей жидкости.

Этот датчик контролирует интенсивность нагрева охлаждающей жидкости и передаёт сигнал на прибор в панели. О датчиках температуры по подробней рекомендую прочитать статью (Датчики температуры).

На головках девятого, десятого и последующих семейств, датчик расположен в не заметном месте, на задней части головки, над лючком в коробке передач, где выставляется метка на маховике.

Если начинающий водитель, то так сразу можно и не заметить. Честно сказать я первый раз тоже не сразу нашел. Помог оторванный от него провод, который лежал себе спокойно на коробке передач.

В передней части головки, сделана шахта для цепи газораспределительного механизма.

В этой шахте двумя болтами прикручивается успокоитель, который предназначен для гашения колебаний цепи.

Также в данной шахте, только с другой стороны установлен натяжитель, который подтягивает моторную цепь.

Натяжитель цепи.

Более подробно об этом механизме, можно прочитать в статье (Натяжитель моторной цепи).

Немного выше натяжителя цепи, расположен тройник системы охлаждения, который крепится двумя шпильками. На фотографии выше видно место для его крепления (указано синей стрелкой).

На головках ВАЗ 2108 и последующих моделей, нет такой шахты, потому что они, имеют совсем иную конструкцию, о которой сейчас и поговорим.

На автомобилях начиная с ВАЗ 2108, двигатели начали устанавливать поперёк автомобиля, по этому, передней стороной головки блока цилиндров будем считать то место, где расположен ремень привода газораспределительного механизма.

В передней части, весь привод газораспределительного механизма расположен снаружи двигателя и закрыт специальным щитком. Этот щиток также крепится и к головке.

В нижней части слева, расположена шпилька для крепления натяжного ролика, (на верхней фотогрвфии указано синей стрелкой).

В головке с левой стороны изготовлены каналы подачи топливной смеси и отвода отработавших газов. К этим каналам, через специальную прокладку с металлическими кольцами и с помощью шпилек, крепятся впускной коллектор и рядом выпускной коллектор.

На Классических моделях, каналы расположены одинаково и метод крепления тоже. Единственно чем отличаются, так это формой впускного и выпускного коллектора.

Также на Самаровских головках с этой же стороны расположено отверстие пот датчик аварийного давления масла в системе смазки.

Далее переворачиваем головку вверх ногами, здесь расположены клапана.

Клапана изготавливаются из специальной жаропрочной стали и устанавливаются в специальные направляющие. Подробней о клапанах рекомендую прочитать специальную статью в рубрике Г.Р.М. (Клапана). В статье о клапанах, Вы узнаете, из чего они изготовлены, как их выбирать, какие бывают размеры и много другой полезной информации.

Тарелка клапана упирается в специальное чугунное седло, которое прирезано и потом притёрто под определённым углом. Кстати рекомендую прочитать статью о том, как правильно притереть седло клапана (Притирка клапанов автомобилей ВАЗ).

Направляющая втулка, в которой ходит клапан, запрессовывается в верхнюю часть головки со специальным натягом. Детально, о направляющих, можно ознакомится в соответствующей статье (Направляющие клапана).

Итак, мы подошли к верхней части головки цилиндров ВАЗ. Здесь всё намного интересней, потому что сверху устанавливается газораспределительный вал. На Классических моделях газораспределительный вал, устанавливается в специальный алюминиевый корпус, который называется пенал. Далее пенал прикручивается девятью шпильками к головке цилиндров.

Пенал.

На Самаровских моделях, распределительный вал укладывается непосредственно в специальную постель, изготовленную в верхней части головки цилиндров и прижимается двумя крышками.

Также на Самаровских головках в верхней части расположены круглые колодца, в которых устанавливаются толкатели.

Здесь кулачок распределительного вала давит непосредственно на клапан через толкатель. А вот на Классике, кулачок распределительного вала давит на рычаг привода клапана, который имеет две опоры, первая это клапан и вторая регулировочный болт.

Привод клапана.

Как видно, головки сильно отличаются Классические от Самаровских.

Начнём с Классики. На Классических моделях все головки цилиндра стали взаимозаменяемы с появлением унифицированной головки 21011-1003011-10, а разность объёма двигателей достигнута тем, что был изменён блок, коленчатый вал и поршни. Но как говорится, отличие всё же есть и стало оно с появлением двигателя с рабочим объёмом 1600 кубиков. На этом двигателе используется модель головки 21214.

Маркировка головки.

Первое чем она отличается, то это уменьшенной камерой сгорания. Если ставить её на обычную Классику, то пару тройку лошадок добавится, но об этом в разделе тюнинг. И самым главным отличием стало присутствие рёбер жесткости в водяной рубашке самой головки.

Как видно на фотографии выше, рёбра жесткости установлены для того, что бы уменьшить нагрузку на плоскость камеры сгорания и увеличить прочность самой головки. Такие рёбра установлены на всей серии головок 2121.

На Самаровских Вазах, используется несколько видов головок. Конечно же, с каждой новой моделью разновидность увеличивается, но пока далеко забегать не будем. Есть три типа двигателей – это 2108 1300кубиков, 21081 1100 кубиков и 21083 1500 кубиков. На первых двух моделях, головки используются одинаковые, а вот на модель 21083 увеличили впускной клапан на два миллиметра с 35 до 37 миллиметров. Это сделали для того, что бы увеличить подачу топлива в двигатель объёмом 1500 кубиков, так как 2108 и 21081 с этим не справлялась.

Есть и ещё одна модель – это 21084. Эта головка устанавливалась на двигатель 1600 кубиков и отличается от остальных тем, что выше на два миллиметра.

отличие деталей ваз 1часть

Тридцать лет выпускают “жигули”, многие их детали не единожды изменяли и модернизировали. Подойдут ли новые к старым машинам и наоборот?

Однотипные детали двигателей одного и того же завода перепутать при покупке, пожалуй, проще всего – порой лишь прихваченный из дома штангенциркуль позволит избежать роковой ошибки. Еще обиднее тем опытным, мастеровым автовладельцам, которых подвела привычка – дескать, не раз лично перебирал потроха – знаю, как выглядит эта штука. А вот и не знает, ведь завод мог внедрить деталь нового образца, либо вовсе не взаимозаменяемую с прежней, либо применимую на старом моторе только в комплекте с другими, тоже модернизированными деталями. Зачем же учиться на собственных ошибках, когда перед вами раскрыт журнал – наша серия “Не перепутай” продолжается.

Блок цилиндров 2103-1002011: а – старого образца с отверстием под масляный щуп (показано стрелкой); б – нового образца без отверстия. С 1970 по 1995 год на двигателях, предназначенных для “жигулей”, масляный щуп вставляли в отверстие на приливе блока цилиндров, тогда как на моторах для “нив” – в специальную трубку крышки сапуна, чтобы можно было проверить уровень масла, не вынимая из моторного отсека запасное колесо. В 1995 году ВАЗ унифицировал детали и с тех пор на всех ныне выпускаемых “классических” моторах применяет “нивовский” вариант щупа.

Головка блока цилиндров: а — 21011-1003011 применяется на всех классических моторах ВАЗ, кроме 1700 с 1975 года; б — 21213-1003011 с камерами сгорания новой формы — только для моторов 1700. Помечена на заводе черной краской.

Звездочка распредвала: а — 21213-1006020 — метка смещена; б — 2101-1006020 с меткой, высверленной точно между двумя зубьями (показана стрелкой). Применяется на всех моторах "жигулей" и "нив", кроме 1700. В безвыходном положении можно применить одну звездочку вместо другой, если нанести новую метку, точно скопировав ее расположение с "родной" детали.

Заглушка отверстия под масляный щуп: а – 2101-1009055+2121-1009060 (из двух деталей) старого образца (1977-1983 гг.); б – 2121-1009057 нового образца (1983-1995 гг.). Применялась на “нивах” для герметизации невостребованного отверстия в блоке двигателя старого образца. Пригодится и для “жигулевского” мотора со старым блоком (выпуска до 1995 года), если придется перейти на новый комплект системы вентиляции картера: крышка сапуна, щуп, шланги.

Крышка сапуна: а – 2101-1014210 старого образца, применявшаяся на двигателях “жигулей” первых (“итальянских”) выпусков; б – 2101-1014210-01, модернизированная для любых “жигулевских” моторов, выпущенных до 1995 года; в – 2121-1014210 для двигателей “нив” 1977-1986 гг. выпуска, то есть с одноконтурной системой вентиляции картера и карбюратором типа “Вебер”; г – 2121-1014210-10 с боковым патрубком малого контура вентиляции картера для “нив” с карбюратором “Озон” (с 1986) и всех бензиновых двигателей “жигулей”, начиная с 1995 года, то есть ныне – единая унифицированная.

Гайка болта крепления крышки шатуна (М9х1, S=14): а – 12555020 для всех вазовских шатунов с запрессованным поршневым пальцем, но может быть использована и на шатунах с плавающим пальцем; б – 21213-1004067 с буртиком только для шатунов 21213-1004045 и 2110-1004045 с плавающим пальцем.

Передний подшипник скольжения (разрезная втулка) валика привода маслонасоса 2101-1011240: а – старого образца с прямым стыком; б – нового образца (с 1996 года) с язычковым замком на стыке (показан стрелкой). Независимо от изготовителя (сталеалюминиевые подшипники делает завод ЗМЗ, а сталебронзовые – ДААЗ) обе детали взаимозаменяемы для всех моторов “жигулей” и “нив”, но вторая предпочтительней, поскольку не заклинивает при запрессовке от смещения концов ленты.

Болт крепления головки блока: а – 2107-1003271 (длина резьбы 30 мм) для моторов “жигулей” и “нив” объемом до 1,6 л; б – 21213-1003271 (длина резьбы 70 мм), унифицированный для всех классических моторов ВАЗ с 1996 года. Второй болт предпочтителен и для малообъемных двигателей, поскольку сделан из более прочной стали.

Успокоитель цепи: 2101-1006100 для короткоходных двигателей “жигулей” с индексами 2101 и 21011 (1,2 и 1,3 л); б – 2103-1006100 с измененным углом наклона для длинноходных моторов “жигулей” и “нив” (1,5 и 1,6 л) – помечен выступающей риской на рабочей поверхности (показана стрелкой).

Гайка крепления шкива коленвала: а – 2101-1005054 старого образца с храповиком; б – 2105-1005054 без храповика, устанавливается на все моторы “жигулей” с 1993 года, “нив” – с 1998 года. Обе детали взаимозаменяемы, но бывалые предпочитают даже на современные машины ставить храповик в комплекте с радиатором системы охлаждения старого образца. Проделав отверстие в бампере, можно пользоваться заводной рукояткой – она не только многократно облегчает обслуживание автомобиля, но и бережет стартер с батареей, позволяя прокрутить закоченевший мотор перед пуском морозным утром. А любителей зимней охоты и рыбалки рукоятка не раз выручала, помогая завести машину с развалившимся “бендиксом” стартера.

Прокладка под распределитель зажигания: а – 2101-3706700 из асбеста или фритекса для “жигулей” и “нив” по одной штуке на двигатели 1,2-1,6 л и по две штуки на 1,7 л; б – 21213-3706700 металлическая толщиной 0,8 мм только для моторов 1,7 л.

Башмак натяжителя цепи газораспределительного механизма (ГРМ): а — 2101-1006090 с полукруглой выемкой в верхней части кронштейна (показана стрелкой). Подходит к моторам "Жигулей" 1200 и 1300; б — 2103-1006090 с выемкой в нижней части кронштейна для моторов 1500 и 1600; в — 21213-1006090 увеличенного размера для моторов 1700; г — "музейная редкость" — универсальный "жигулевский" башмак начала 70-х годов с двухступенчатым кронштейном. Подходит ко всем классическим моторам ВАЗ, кроме 1700.

Крыльчатка вентилятора для "Нивы": а — 2121-1308008 (плоскость лопастей смещена от привалочной плоскости под фланец помпы, а ребра жесткости перпендикулярны оси крыльчатки). Применяется на машинах с латунным радиатором; б — 21213-1308008 (лопасти вынесены вперед, а ребра жесткости образуют конус). Применяется только на "нивах" с тонким алюминиевым радиатором.

помогите разобраться с "копеечкой"

Что касается мощности "классических" двигателей ВАЗа, то совсем недавно у меня была дискуссия по этому поводу на одном из форумов, поэтому просто копирую свой ответ оттуда:

. Что касается мощности, то для "классических" двигателей ВАЗа, для сравнений имеет смысл смотреть на исходные данные по ГОСТу, а не на то, что стали писать в документации после 1984..85гг. когда путем использования разных методик измерений, мощности стали "подгонятся" под требования стран импортеров (в основном из соображений перевода машин в более низкую налоговую категорию).
Линейка "классических" двигателей выглядит так:

ВАЗ-2101 64л.с (до 1974г.- 62л.с.), 1198см3, 76х66мм, 85нМ при 3400об/мин
ВАЗ-21011 69л.с., 1296см3, 79х66мм, 93нМ при 3400об/мин
ВАЗ-2103 77л.с. (до 1974г. - 75л.с.), 1452см3, 76х80мм, 110нМ при 3400об/мин
ВАЗ-2106 80л.с., 1572см3, 79х80мм, 125нМ при 3000об/мин

Двигатели 2101 и 2103 до 1974г. имели иную головку блока цилиндров (2101) и степень сжатия 8.8
С 1974г. все двигатели выпускаются с унифицированной головкой блока цилиндров (21011) и имеют степень сжатия 8.5

Лажа с цифрами полная. Открываем древний "Краткий автомобильный справочник" НИИАТ издательство "Транспорт" 1971г. На странице 48 находим ВАЗ-2101 "Жигули", переворачиваем страницу и на стр.50 читаем: Максимальная мощность 60 лс, крутящий момент 8,9 кГм.

И, память мне не изменяет: ВАЗ-21011 65лс, а не 69лс

Хочу вернутся к вопросу озвученному топикстартером - о двигателе его машины. Если речь идет о "чистой" 2101 по кузову, то двигатель скорее всего менялся, либо на самом деле стоит двигатель 1.2л вместо 1.3 т.к. на машинах с этим кузовом двигатели 21011 в штатном варианте практически не встречались.
Если же машина в кузове 21011, то двигатель 1.3л - был для нее штатным в период 1974..1981гг., а позднее на конвейер встала 21013 с двигателем 2101 (1.2л).
Жаль, что не озвучены год выпуска машины, и модель кузова - можно было бы попытаться более точно сопоставить данные.

(копи-паст - иногда бывает очень вреден :) )

70ых годов? было так 1,2 - 60лс
1,3 - 65лс
1,5 - 75лс
1,6 - 80лс.

В 80ых по 2-4 лс "накинули", в 90ых стали указывать "мощность, облагаемую налогом" - "скинули" по 5лс от значений 70ых(1,6 - 75 лс, 1,5 - 70лс).

мне кажется так: изначально для 2101 писали 60 , потом уже на первых серийных авто 62. тройка в момент появления имела 75.

а большую часть "тех времен" они прожили с :
1,2 - 64лс
1,3 - 69лс
1,5 - 77лс
1,6 - 80лс.

и мерялось это по методике "брутто", т.е. без навесного.

потом пересчитали в "нетто" , потому цифры и "похудели", аккурат к появлению 08 семейства-его уже по "новой" считали, и осталось у него с мотором 1.3 всего 64 силы. много еще разговоров было про " малую мощность переднеприводного авто - было 69-стало 64:)."

Двигатели объемом 1.3л модели 21011 шли в 1976г. на комплектацию модели 21011 (кузов 21011, двигатель 21011) и "экспортные" 21021 (кузов 2102, двигатель 21011) и 21033 (кузов 2103, двигатель 21011). Т.е. ни один из этих вариантов, под указанный топикстартером автомобиль не подпадает.

На головке блока выбито ВАЗ-21011 - как уже писалось выше, начиная с 1974г. все классическе двигатели ВАЗ комплектовались унифицированной головкой блока цилиндров со степенью сжатия 8.5 и номером детали 21011-1003015-10. С учетом того, что машина 1976г. выпуска - на ней должна стоять унифицированная головка блока с индексом 21011 вне зависимости от модели двигателя.

сам двигатель 2101 - собственно основная деталь, позволяющая установить что это за двигатель, это его номер. Если он начинается с 2101*ХХХХХХХ - то перед нами двигатель ВАЗ-2101, с рабочим объемом 1198см3 и мощностью 60..64л.с. в зависимости от методики ее замера. Чтобы окончательно убедится в том, что у Вас на машине двигатель этой модели - обратите внимание на цвет блока цилиндров (блоки с диаметром цилиндра 76мм моделей 2101 и 2103 завод окрашивал в серый цвет, блоки с диаметром цилиндра 79мм моделей 21011 и 2106 в синий). Если блок исходно имел серый цвет - это лишний раз подтверждает, что перед нами двигатель модели 2101.

Повторюсь,объем по паспорту 1.3 - про цифры указанные в ПТС, можно смело забыть, т.к. они "высосаны из пальца" и не имеют ничего общего с реальностью. Единственное, в чем стоит убедится, во избежании появления проблем в будущем, это в полном соответствии номера выбитого на блоке цилиндров, указанному в документах. Несмотря на то, что сейчас номер двигателя не проверяют на дорогах и при проведении ТО, при возможных в будущем операциях купли-продажи, несоответствие номеров тем, что указаны в документах, могут принести ненужные осложнения.

Резюме: Вас можно поздравить с приобретением "чистокровного" ВАЗ-2101. Если машина не "околхожена" за годы эксплуатации и не гнилая, это может оказаться вполне достойный коллекционный экземпляр.

Что касается руля от модели 21011 (без хромированного кольца звукового сигнала), то они устанавливались на серийные машины машины выпуска 1981..83гг, а также поставлялись в запчасти. Возможно, что предыдущий владелец машины, после поломки хрупкого силуминового кольца сигнала, установил руль, купленный в запчастях от модели 21011 или установил новый выключатель сигнала от 21011 и декоративную крышку от этой же модели на руль 2101 (такое тоже возможно).

Головка модели 21011 - является "родной" для любого двигателя "классики", кроме 2105, до 1995г.

Что касается записей в ПТС, то для автомобилей, изготовленных и прошедших первую регистрацию до 1993г. - паспорт транспортного средства оформлялся не заводом-изготовителем, или таможенным органом, а сотрудниками регистрационного подразделения ГАИ, в лучшем случае на основе имеющейся у них на тот момент справочной информации, достоверность которой, зачастую оставляла желать лучшего, а в худшем, просто писались некие правдоподобные на их взгляд цифры "по памяти". А если добавить к этому человеческий фактор, то вполне объяснимым становится появление "ляпов", особенно у машин имевших несколько модификаций по двигателям, или разные характеристики в разные годы выпуска.
Поэтому для любого автомобиля, чей ПТС выдан не заводом-изготовителем, к данным по мощности и рабочему объему, надо подходить, как к источнику, не заслуживающему особого доверия, а в случае сомнений обращатся к инструкции по эксплуатации на автомобили этой модели и того же модельного года, либо к заводским данным.

О двигателях для ВАЗ -2103 (LADA 1500)

Для заднеприводного седана ВАЗ-2103 (LADA 1500) или по-простому «тройки» отечественный производитель предусмотрел изначально новый двигатель 2103 с рабочим объемом 1,5 литра, построенный на базе 2101. Также в этой модели использовались проверенные моторы от «копейки» на 1,2 литра и от ВАЗ-21011 на 1,3 литра. Мелким тиражом были выпущены двигатели ВАЗ 2106 для третьей модели «Жигулей».

О двигателях для ВАЗ -2103 (LADA 1500)

Двигатель ВАЗ 2103

Четырехцилиндровый карбюраторный рядный силовой агрегат ВАЗ 2103 на 1,5 литра получил верхнее расположение распредвалов, цепной привод ГРМ и высокий блок двигателя, что позволяет установить коленчатый вал с расширенным ходом поршня.

О двигателях для ВАЗ -2103 (LADA 1500) 3

Двигатели «Жигулей» часто «грешат» износом распредвала или отсутствием натяжителя в цепи привода, которую нужно подтягивать каждые 10 тысяч километров. При возникновении громкого стука в двигателе придется регулировать зазоры клапанов, чтобы избежать падения мощности, повышенного расхода горючего, прогорания клапана и прочего.

Также среди недостатков двигателя для «тройки» необходимость постоянной регулировки и очистки СО. При перегреве мотора следует обратить внимание на помпу.

При возникновении троения нужно сменить компрессию.

Тюнинг двигателя возможен в широком диапазоне: от расточки до компрессора и турбин.

Среди автомобилистов двигатель ВАЗ-2103 на хорошем счету, по сравнению с другими агрегатами линейки. Длительный срок эксплуатации обусловлен доступностью запчастей и их дешевизной. При бережном отношении к движку и своевременном обслуживании ВАЗ-2103 проедет не 125 тысяч км заявленные производителем, а все 180-200 тысяч километров.

Двигатель ВАЗ 2106

Мотор ВАЗ 2106 на 1,6 литра стал продолжением ВАЗ 2103 и как следствие 2101. Главные отличия от своих собратьев в поршне с увеличенным до 79 мм диаметром, тогда как блок двигателя остался неизменным.

Есть еще инжекторный агрегат 21067, который отличается накрытым ГБЦ от инжекторного мотора Нива- 21214. Практика показала, что карбюратор «шестерки» более стабилен, чем инжектор.

В целом рядный двигатель ВАЗ 2106 имеет 4 цилиндра, верхнее расположение распредвала и цепной привод. Несмотря на возможный ресурс до 180-200 тысяч километров среди автомобилистов ВАЗ-2106 считается менее надежным, чем «трешка». Для благополучного функционирования двигателя «»шестерки» в зимнее время его приходится греть не менее пяти минут на 1500-2000 оборотах.

К недостаткам ВАЗ-2106 относятся повышенные требования к маслу, которое может повлиять на увеличение диаметра цилиндров. Часто случается, что расход масла составляет литр и более на тысячу километров, что требует замены колец, клапанов или прочего.

Также среди минусов «шестерки» повышенный износ распредвала, детонация мотора, стук двигателя из-за дефектов поршневых пальцев или шатунных подшипников. При неустойчивой работе карбюраторного двигателя обращают внимание на жиклеры. Глохнущий на холостых мотор требует регулировки воздушной заслонки.

При нагревании или закипании двигателя нужно проинспектировать термостат, радиатор и наличие воздуха в охладителе.

Троение мотора 2106 вызвано неправильно отрегулированными клапанами, прогоранием клапана, израсходованной прокладкой ГБЦ и низкооктановый бензин.

На вибрацию мотора оказывают влияние изношенные подушки 2106, а также дисбаланс коленвала и кардана.

Добавить мощности ВАЗ-2106 можно расточив двигатель на 33 мм под поршень на 82 мм, больше растачивать нельзя, так как стенки блока истончаются.

Двигатель ВАЗ 21011

Силовой агрегат ВАЗ 21011 на 1,3 литра является усовершенствованным вариантом мотора «копейки». Главным отличием является увеличение диаметра поршня до 79 мм, что позволило добавить объема и удачно скомпоновать короткий ход поршня и хороший диаметр цилиндра, гарантирующие агрегату высокие обороты, скромный расход горючего и уверенность на дороге.

Все минусы 21011 идентичны недостаткам двигателя 2101.

Двигатель ВАЗ 2101

Силовой агрегат ВАЗ 2101 на 1,2 литра стал базой для всего семейства ВАЗ. В отличие от своего прототипа - мотора FIAT 124, отечественные инженеры увеличили межцентровое расстояние, что позволило впоследствии «играть» с рабочим объемом мотора, который варьировался от 1,2 литров до 1,8 литра.

ВАЗ 2101 это рядный карбюраторный агрегат с 4-мя цилиндрами, верхним расположением распредвала и цепным приводом ГРМ. Двигатели 1970-74 гг. выпуска получились более надежными, так как их производство контролировали специалисты FIAT.

К недостаткам ВАЗ-2101 относится повышенный износ распредвала, необходимость постоянно регулировать зазоры клапанов. Расход масла на «копейке» достигает 0,7 литра на 1000 км.

Из-за дефектов термостата мотор часто греется. На перегрев мотора 2101 указывает также отказ вентилятора, поломка помпы, некачественное топливо.

Дымность ВАЗ 2101 вызвана прогоранием поршневых колец, износом сальников клапанов, переработкой направляющих втулок и прочее, что вынудит сдать авто на капремонт двигателя. Как отмечают опытные владельцы автомобилей с двигателем ВАЗ 2101 недостатки агрегата можно перечислять и ремонтировать бесконечно.

Замена прокладки гбц lada 2101 (ваз 2101)


Двигатели Волжского автомобильного завода отличаются достаточной надежностью, но рано или поздно нуждаются в ремонте. Часто различные поломки ДВС происходят по вине самих автовладельцев, замена прокладки головки блока цилиндров ВАЗ требуется в случае перегрева мотора.

Если прогорает прокладка (ПГБЦ), движок троит и теряет мощность, эксплуатировать машину с такой неисправностью становится невозможным.

  • 1 Признаки неисправности ПГБЦ
  • 2 Особенности замены ПГБЦ на заднеприводных ВАЗ
  • 3 Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2106
  • 4 Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2107 (двигатель 2105)
  • 5 Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2109 (21099)
  • 6 Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2114(2115)
  • 7 Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2110 (2112)
  • 8 Замена прокладки головки блока цилиндров

Признаки неисправности ПГБЦ

Причин прогорания прокладки головки на автомашинах ВАЗ несколько:

  • перегрев мотора;
  • слабая затяжка болтов ГБЦ;
  • трещина в головке блока;
  • деформированная поверхность ГБЦ или блока цилиндров.

Основной причиной прогара ПГБЦ является перегрев, температура двигателя определяется по датчику на комбинации приборов. Перегреваться движок может из-за различных факторов:

  • недостаточный уровень тосола (антифриза) в системе охлаждения;
  • неправильно выставлено зажигание (слишком позднее);
  • забит основной охлаждающий радиатор;
  • зажаты впускные и выпускные клапана.

При сильном перегреве может выйти из строя головка блока, «залечь» поршневые кольца. Если после замены ПГБЦ прокладка прогорает снова, необходимо выполнять уже более серьезный ремонт, разбираться с причиной повторяющегося дефекта.

Особенности замены ПГБЦ на заднеприводных ВАЗ

На автомобилях ВАЗ-классика устанавливаются двигатели моделей 2101, 2103, 2105 и 2106, и машины ВАЗ 2106/2107 могут комплектоваться любым из этих моторов. Принцип замены ПГБЦ на всей «Классике» практически одинаковый, с одной небольшой разницей – ДВС 2105 имеет ременную передачу, на всех остальных силовых агрегатах ВАЗ устанавливается цепь ГРМ.

Если датчик на щитке приборов показывает температуру выше нормы, вовсе не обязательно дело может быть в пробитой прокладке ГБЦ. Перегрев также происходит по следующим причинам:

  • неисправен водяной насос (оборвана крыльчатка);
  • не натянут или оборвался ремень генератора;
  • не работает нормально термостат;
  • не открывается клапан пробки радиатора.

Есть признаки, по которым можно определить, что ПГБЦ прогорела:

  • на работающем двигателе из трубы глушителя идет белый густой дым (пар);
  • тосол из радиатора уходит, но нигде не подтекает;
  • моторное масло в картере побелело, то есть, охлаждающая жидкость попадает в масло;
  • двигатель троит, работает на двух и трех цилиндрах;
  • антифриз «выкидывает» из радиатора.

Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2106

Замена прокладки ГБЦ ВАЗ-классика на двигателе с цепным приводом – работа в целом достаточно простая, основную сложность составляет совмещение меток коленвала и распредвала при сборке. Если метки выставить неправильно, мотор нормально работать не будет, или может вообще не завестись

Менять ПГБЦ на «Классике» можно без ямы или подъемника, перед выполнением работ следует подготовить необходимый инструмент и емкость под слив охлаждающей жидкости. Из инструмента потребуется:

  • набор автомобильных ключей;
  • шлицевые и крестовые отвертки;
  • плоскогубцы;
  • вороток с удлинителем;
  • головка на 19 (под болты старого образца) или многогранная головка на 12 (под болты нового образца);
  • молоток;
  • монтировка.

Замену ПГБЦ на двигателях 2101/03/06 производим следующим образом (на карбюраторном двигателе):

  • выключаем зажигание, ставим машину на нейтральную передачу и на ручной тормоз;
  • снимаем клемму с аккумулятора;
  • сливаем тосол с радиатора, также с блока цилиндров. Даже если охлаждающая жидкость ушла, все равно в радиаторе еще она еще осталась;
  • откручиваем гайки крепление корпуса воздушного фильтра, убираем корпус в сторону;

Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2106

Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2106

Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2106

Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2106

После демонтажа головки тщательно защищаем поверхности блока и самой ГБЦ, на них не должно быть никаких неровностей. При сборке все детали устанавливаются на места, но есть некоторые особенности:

  • чтобы установленная прокладка не скользила на поверхности блока (если в блоке нет направляющих), прокладку можно по всей поверхности аккуратно намазать литолом;
  • перед монтажом ГБЦ устанавливаем поршень первого цилиндра в ВМТ (в верхнюю точку);
  • чтобы не доставать цепочку из поддона, можно закрепить цепь на башмаке;

Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2106

Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2106

Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2106

Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2106

Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2106

Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2106

Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2107 (двигатель 2105)

Мотор 2105 имеет ременный привод ГРМ, поэтому замена прокладки ГБЦ отличается только снятием и установкой деталей газораспределительного механизма. Метки выставляются так, как это показано на рисунке внизу.

Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2107 (двигатель 2105)

Еще немного отличается сама ГБЦ 2105, но работа производится в том же порядке, что и на остальных моторах ВАЗ-классика.

Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2107 (двигатель 2105)

Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2109 (21099)

  • отсоединяем аккумуляторную клемму (массовый провод) сливаем тосол;
  • снимаем корпус воздушного фильтра;
  • с клапанной крышки сдергиваем шланг вентиляции картера, предварительно раскрутив хомут;

Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2109 (21099)

На этом снятие ГБЦ закончено, прокладку меняем, зачистив тщательно поверхности ГБЦ и блока. Метки устанавливается следующим образом:

    метки распредвала совмещаются по левому краю ГБЦ (как на картинке);

Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2109 (21099)

После произведенной замены прокладки ГБЦ ВАЗ 2109 заливаем тосол и запускаем двигатель, по мере прогрева мотора добавляем охлаждающую жидкость в расширительный бачок, следим за температурой движка.

Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2114(2115)

В отличие от 2109 на «четырнадцатых» и «пятнадцатых» моделях:

    по-другому снимается корпус воздушного фильтра, и вместе с ним нужно также отсоединять гофру инжектора (патрубок) и штекер с датчика расхода воздуха;

Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2114(2115)

Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2114(2115)

В остальном принципиальных отличий в замене прокладки ГБЦ 2114 от 2109 нет.

Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2110 (2112)

На автомомашинах ВАЗ 2110 и 2112 достаточно часто устанавливается 16-клапанный четырехцилиндровый двигатель, у него практически такой же блок цилиндров, но отличается головка блока – она двухвальная. Снимать такую ГБЦ несколько сложнее, по-другому устанавливаются и метки ГРМ.

Замену ПГБЦ выполняем следующим образом:

  • все подготавливаем к демонтажу ГБЦ (снимаем клеммы аккумулятора, сливаем тосол);
  • отсоединяем полностью корпус воздушного фильтра с патрубками;

Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2110 (2112)

Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2110 (2112)

Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2110 (2112)

Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2110 (2112)

Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2110 (2112)

Зачищаем поверхности, ставим новую прокладку, монтируем головку блока на место. Прежде чем установить ГБЦ, необходимо выставить поршень 1-го цилиндра в ВМТ, а на самой головке следует проверить установку распредвалов, накинув на них шестерни – метки должны смотреть вверх. Заменив прокладку ГБЦ ВАЗ 2110, запускаем двигатель и по мере прогрева мотора доливаем тосол в систему охлаждения.

Замена прокладки головки блока цилиндров

Эксплуатация автомобиля отечественного производства имеет свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести дешевизну, повсеместную доступность запчастей, простоту в ремонте. К минусам, не долговечность тех же запчастей. Поэтому замена деталей уплотнения двигателя дело обычное, хоть и доставляет немало хлопот и отнимает драгоценное время.

Основными признаками неисправности и как следствие замена прокладки головки блока цилиндров ваз 2101 служат следующие факторы: В радиаторе системы охлаждения появление масляной плёнки, на высоких оборотах и под нагрузкой бурление охлаждающей жидкости, резкое снижение уровня жидкости в расширительном бочке.

Проникновение жидкости из системы охлаждения в систему смазки, что проявляется загоранием датчика масла на панели приборов, эмульсия на масляном щупе при этом повышение уровня масла. При таких показателях дальнейшая эксплуатация автомобиля не рекомендуется так как может привести к серьёзным поломкам и как следствие к капитальному ремонту двигателя с немалыми денежными затратами.

Для снятия головки блока цилиндров и замены прокладки гбц , вам потребуются: рожковые и торцевые ключи на 8,10,13,17, динамометрический ключ, Отвёртка.

Далее снимите аккумулятор, слейте охлаждающую жидкость, воздушный фильтр и клапанную крышку. От свечей зажигания отсоедините провода. Дабы не повредить крышку трамблера снимите её вместе с проводами.

Отсоедините выхлопную трубу сначала от коробки передач . затем от коллектора

Отсоедините массовый провод от головки блока.

снимите шайбу, со шпильки снемите рым

Открутите хомуты и снимите шланг с термостата.

Снимите шланг радиатора.

Ослабив полностью хомуты, снимите шланг с вакуумного усилителя тормозной системы, И шланг подогрева впускного коллектора.

Тяги привода дроссельной заслонки отведите под шланг вакуумного усилителя тормозов.

Далее необходимо снять со стартера теплоизоляционный щиток(если конечно он присутствует)

От датчика указывающего температуру охлаждающей жидкости отсоедините элпровод.

Далее необходимо провернуть распредвал и совместить метку на звёздочке с меткой на корпусе подшипников, для этого воспользуйтесь” кривым стартером” либо спецключом, Всё это делается для того чтобы при сборке было проще установить звёздочку и не устанавливать повторно фазы газораспределения.

Далее необходимо ослабить затяжку болта на звёздочке распредвала, для этого разогните стопорные лапки на шайбе и ослабьте болт, не отворачивая его полностью.

Примерно на пол оборота отпустите колпачковую гайку на натяжитиле цепи.

Ослабьте натяжение цепи, отжав отверткой, башмак натяжитиля и закрутите колпачковую гайку.

Далее необходимо снять звёздочку с распредвала, для этого выверните болт, и аккуратно придерживая цепь, снимите звёздочку. Что бы предотвратить падение цепи в двигатель, её необходимо зафиксировать, проволокой или верёвкой.

Открутите гайки и поснимайте шайбы с корпуса подшипников распредвала. Аккуратно чтобы не повредить резьбу снимите со шпилек корпус подшипников распредвала.

расположение болтов крепления гбц

Внутри головки расположены болты крепления, используя удлинительный вороток и головку, открутите болты.

откручивание болта крепления гбц

А один болт крепления головки к блоку цилиндров расположен снаружи, открутите его, используя тот же инструмент.

отличие болтов гбц

Болты расположенные внутри головки, отличаются от болта расположенного снаружи, Внутриние болты длиннее, болты показаны на рисунке.

трубка отопителя

Далее необходимо снять трубку отопительного радиатора салона, для этого приподнимите головку и снимите трубку со шпильки.

Так как цепь мешает снятию головки её необходимо пропустить между блоком и головкой, и так же зафиксировать.

Далее необходимо снять головку с блока, но так как она довольно тяжёлая рекомендуется прибегнуть к посторонней помощи или использовать таль.

Чтобы снять прокладку с головки блока цилиндров необходимо пропустить цепь через окно в прокладке. Внимательно осмотрите поверхность головки блока и поверхность блока цилиндров, если есть остатки старой прокладки, аккуратно удалите их.

Прежде чем установить новую прокладку головки блока цилиндров, необходимо смазать её с обеих сторон, лучше всего для этого подходит графитная смазка, тонким слоем смажьте прокладку.

Устанавливать головку блока необходимо в порядке противоположном снятию.

Обтягивать болты головки необходимо в два приёма в следующей последовательности: Предварительно 33,3-41,16 Н*м (3,4- 4,2 кгс-м) болты с 1-10 И окончательно 95,94-118,38 Н*м (9,79-12,08 кгс-м) болты с1-10 И моментом 30,67-39,1 Н*м (3,13-3,99 кгс-м) болт11

Установив корпус подшипников распредвала, обтяните все гайки в указанной последовательности.

Соберите все детали и узлы в порядке прямо противоположном разборке Отрегулируйте натяжение цепи, зазоры на клапанах, зажигание,

Тюнинг двигателя

Если Вы решили заняться увеличением мощности своего двигателя не фильтрами-нулевиками и им подобными ухищрениями, а серьезно, то одно из первых на что советуем обратить внимание это доработка головки блока цилиндров (ГБЦ) и впускного коллектора. Этот метод известен практически с самого начала автомобилестроения. Если отполировать шероховатые каналы и этим хоть частично убрать сопротивление на впуске, то можно добиться феноменальных результатов. Даже простая полировка каналов может прибавить до 10 л.с., а если еще и расточить – можно увеличить мощность еще более существенно.

На разных моторах сама процедура, вид коллекторов и конструкция ГБЦ могут отличаться. Мы же рассматриваем процедуру доработки вцелом. В качестве исходного материала у нас мотор с ВАЗовской классики.

Метод действительно действенный. Жаль, что в силу высокой трудоемкости операции этого не делают на заводе.

Для начала требуется снять головку с машины и разобрать ее. Как это сделать описывать не будем – скорее всего и сами знаете, а нет так в Интернете есть достаточно книг и прочей литературы.

После разборки ГБЦ не лишним будет ее помыть. Тут уже все на Ваш вкус. Можете химией, а можете по-старинке – керосин, бензин, растворитель… Потом можно еще можно щеткой на дрели пройтись, чтоб все совсем красиво было.

Для выполнения процедур из инстумента нам понадобится следующее:

  • дрель с возможностью регулировать обороты
  • сверло
  • гибкая штанга
  • шарошки
  • шкурки от грубой до самой мелкой
  • тряпки, ветошь
  • штангенциркуль
  • выпускной клапан и набор шайб - если Вы растачиваете свыше 32мм
  • графитная смазка
  • тески

Доработка ГБЦ ВАЗ 2101, 2103, 2105, 2106, 2107
Доработка ГБЦ ВАЗ 2101, 2103, 2105, 2106, 2107

Проточка каналов

Сначала стоит определиться с тем в каком порядке будем все делать. Рекомендуем начинать с коллектора т.к. при его совмещении с ГБЦ проще снять чуть в последней, чем покупать в итоге новый коллектор.

Собираем рабочий инструмент: наматываем на сверло тряпку, а сверну на неё шкурку, причём наматываем внахлёст и побольше. Для удобства выполнения операции рекомендуем зажать коллектор в тиски.

Доработка ГБЦ ВАЗ 2101, 2103, 2105, 2106, 2107

Теперь вставляем сверло с наждаком в дрель и приступаем к пропиливанию. Самым трудным будет преодолеть первые 5см. Как только их прошли меряем выпускным клапаном

Доработка ГБЦ ВАЗ 2101, 2103, 2105, 2106, 2107

Двигаемся дальше! Коллектор имеет изгиб поэтому нужно соорудить такой-же инструмент и на штанге. Толкать сильно не стоит т.к. шкурка может сползти. Оно и само должно неплохо продвигаться.

Доработка ГБЦ ВАЗ 2101, 2103, 2105, 2106, 2107

Как видите ничего сложного в этой процедуре нет.

Коллектор до обработки:

Доработка ГБЦ ВАЗ 2101, 2103, 2105, 2106, 2107

Коллектор после обработки:

Доработка ГБЦ ВАЗ 2101, 2103, 2105, 2106, 2107

Не лишним будет отполировать коллектор и в районе установке карбюратора. Это удобно делать щёткой на дрели.

Вот, что получилось (извините за качество фото):

Доработка ГБЦ ВАЗ 2101, 2103, 2105, 2106, 2107

С впускным коллектором мы разобрались. Теперь переходим к самой головке.

Для того чтобы потоку топливно-водушной смеси было максимально легко поступать в цилиндры нужно убрать выступающий переход на стыке впускного коллектора и ГБЦ. В случае с моторами классики этот переход может иметь ступеньку (выступ) до 3мм. Для начала нам нудно идентифицировать где именно стачивать. Для этого вкручиваем в ГБЦ все шпильки для крепления коллектора, берем смазку, намазываем ею на поверхность вокруг канала и одеваем на шпильки впускной коллектор.

Доработка ГБЦ ВАЗ 2101, 2103, 2105, 2106, 2107

Этот способ позволяет наглядно увидеть где нужно стачивать. Можно попытаться пощупать пальцем со стороны седла, но у многих может не хватить длины пальцев.

Сначала также чуть проходим чтобы влез клапан. После чего продвигаемся вглубь. Как только доходим до направляющих втулок сматываем чуть шкурку и спиливаем её. Должно получиться примерно как на фото ниже. Слева обработанный канал, справа заводской

Доработка ГБЦ ВАЗ 2101, 2103, 2105, 2106, 2107

Разница буквально бросается в глаза.

После того как мы прошли все каналы и спилили в них втулки – нужно отполировать канал и со стороны седла. Делать это нужно предельно аккуратно чтобы не повредить сёдла. Для этого можно надеть на дрель шарошку. Необходимо также сделать так, чтобы перед седлом канал был чуть-чуть шире, чем его остальная часть

Доработка ГБЦ ВАЗ 2101, 2103, 2105, 2106, 2107

Должно получиться примерно так, разница очевидна

Таким образом мы получили каналы, через которые свободно можно просунуть клапан

Доработка ГБЦ ВАЗ 2101, 2103, 2105, 2106, 2107

Доработка ГБЦ ВАЗ 2101, 2103, 2105, 2106, 2107

С выпуском операции те же. С той лишь разницей, что при стандартных клапанах нужно точить не более 31мм.

Начинаем с коллектора. В отличие от впуска здесь перепад между ГБЦ и коллектором должна быть: коллектор должен быть большего диаметра, чем канал на ГБЦ.

Многие ограничиваются расточкой и полировкой впускного коллектора, а выпускной не трогают т.к. он чугунный и поэтому его трудно точить. Трудно но возможно.

Доработка ГБЦ ВАЗ 2101, 2103, 2105, 2106, 2107

Доработка ГБЦ ВАЗ 2101, 2103, 2105, 2106, 2107

Если средства позволяют, что можно купить паук 4-1, стоит примерно 150 долларов.

Выпускной канал в ГБЦ идёт под иным углом нежели впуск поэтому тут сложнее стачивать втулки. Не стоит пугаться если тяжело идет.

Полученный результат: слева проточенный канал, справа нет. Хотя это и так видно :)

Доработка ГБЦ ВАЗ 2101, 2103, 2105, 2106, 2107

В идеале желательно сточить втулки на конус. Если их не трогать то они вот так выступают в канал:

Читайте также: