Как поменять ремень на марк 2

Обновлено: 15.05.2024

ФотоОтчет о замене ГРМ на 1g-fe

Менял Весной, но хочется поделиться опытом!
Доброго времени суток форумчане! Только что поменял ГРМ, РОЛИКИ, ПОМПА, 3-САЛЬНИКА, спешу поделиться со всеми процессом замены. Намедни было куплено ГРМ-оригинал, обводной, натяжной ролики фирмы GMB, сальник распредвала, сальник каленвала, сальник масленого насоса естественно все сальники оригинал, а так же благодаря перестраховочной русской души (так как помпа не текла) была приобретена помпа фирмы GMB.
Процесс разборки:
Снимаем верхний патрубок с радиатора с двигателя и убираем в сторонку, так же открываем краник в низу радиатора и сливаем антифриз, снимаем все ремни навесного оборудования, откручиваем вентилятор с фискомуфтой, откручиваем кожух вентилятора и убираем все это в сторонку. Видим перед собой картину: достаточно много места от радиатора до двигателя, что бы спокойно снимать шкив. Откручиваем кабель канал с проводами, снимаем верхнюю крышку ремня ГРМ. А теперь (наверняка всеми любимый) шкив каленвала! Центральный болт подается достаточно хорошо (срывается краткими ударами по ключу или другому используемому инструменту), а вот со шкивом пришлось помучаться немного. Так как он слезать ни в какою не хотел было решено набрызгать на него нет ни вд-40 а что бы вы думали обычный столовый уксус, как мне потом сказал мой знакомый стошник Роман у которого я все это и делал лучше раскоксухи нету. Попытались поддеть его монтировкой, но не тут, то было он, ни в какую не хотел сниматься. После чего был найден в запасниках съемник для шкивов. Причем он мне сказал, что был куплен он совершенно случайно. Что бы было, во что упереться болту, который выталкивает шкив, была подобрана оправочка. После этих не хитрых манипуляций шкив пошел как по маслу, в общем успешно демонтирован с каленвала. Снимаем нижнюю крышку ГРМ и вот она красота не земная, все как на ладони, все ролики и шестеренки. На замену сальников потребовалось порядка 15 минут, не больше все достаточно просто оказалось, аккуратненько его поддеваем и вытаскиваем! При снятии шестерни масляного насоса, где тоже менялся сальник (был он, кстати, в плачевном состоянии жесткий как пластмасса и потел) пришлось стопорить шестерню, что бы сорвать болт, который его держит. Ну, вот дело до шло до помпы. Демонтаж её был интересный, оказывается, что бы открутить помпу надо снимать гидроусилитель и откручивать его же собственный кронштейн, кто, будет менять поймет. Вот она родная помпа вроде не текла, но уже подшипник люфтил и сальник в нем при вращении крыльчатки слегка проворачивался. ТАК ЧТО ВСЕМ СОВЕТУЮ ПРИ ЗАМЕНЕ ГРМ В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ МЕНЯТЬ ПОМПУ (ЕСЛИ КОНЕЧНО ОНА НИ РАЗУ НЕ МЕНЕНА), ДЛЯ ТОГО ЧТО БЫ ЕЁ ПОМЕНЯТЬ ПРЕДЕТСЯ СНИМАТЬ РЕМЕНЬ ГРМ С ВЫТИКАЮЩИМИ ОТСЮДА ПОСЛЕДСТВИЯМИ.
Процесс сборки:
Начинаем устанавливать помпу. Берем старую прокладку (если конечно купите оригинальную помпу, то в комплекте идет именно такая) она металлическая с тифлоновым покрытием. Так как в комплекте с дублем шла простая прокладка из бумаги (Ромка мне сказал, что при затяжки болтов она ужимается, и могут быть последствия в виде течи через нее или задеванием крыльчатки за внутреннюю часть двигателя). Помпа намазалась из нутрии тонким слоем красного герметика по имени ДОНГЕАЛ (к сожалению, забыл сфотать тюбик) а так же ответная часть на самом двигателе. Между ними естественно ставиться прокладка и прикручивается на место. После этого устанавливается кронштейн и гидроусилитель в исходное положение. Прикручиваются новые ролики (старые, кстати, были оба убитые и при вращении шумели) но не затягиваются, накидывается ремень на предварительно выставленные по меткам шестерни. В верхней шестерни на распредвалу есть отверстие которое должно совместится с отверстием на двигателе. Когда снят шкив с коленвала то мы видим направляющую для шкива которая помогает поставить его не как попала а именно на место. Вот эти направляющие совмещаем с меткой на лобовине двигателя сразу напротив. Накинутый ремень укладывается, так как он должен лежать, после чего затягивается обводной ролик. Натяжным роликом, прижимаем пальцем к ремню (с небольшим усилием) и отпускаем ( для верности можно второй раз подряд сделать такую процедуру) после чего ролик затягивается болтом. Ставим обе половинки кожу на место, надеваем шкив, затяжка шкива происходит краткими ударами по гаечному ключу или другому используемому инструменту. Надеваются и натягиваются все ремни. Пробуем запускать двигатель, в моем случае он завелся и отлично работал. Если прошло все удачно (если не удачно значить что, то с метками напутали) заливаем антифриз, прикручиваем верхний патрубок, закручиваем сливную пробку в радиаторе, устанавливаем на место вентилятор с кожухом. Антифриз лучше заливать на заведенном моторе, так он максимально заливается в радиатор в блок головки. Доливаем дополна расширительный бачек и ВСЕ.
Написал как смог, не Пушкин, но все же. Надеюсь, что кому то это поможет

Надо было бы еще с фотами.
А падскажи на VVTI не менял ни разу ГРМ ?

Фотоотчет замены помпы, ремня и роликов ГРМ (1G Beams)

Фотоотчет замены помпы, ремня и роликов ГРМ (1G Beams)

Ребята, хочу поделиться с Вами опытом, который я сегодня приобрел.
Я выполнил замену помпы, роликов и ремня ГРМ. Далее попробуй показать и описать сей процесс для всех. Надеюсь эта информация окажется для многих полезной.

1. Скидываем пластиковые короб с воздушным фильтром – крепится на 3х болтах.
2. Далее я заткнул БДЗ, дабы ничто туда не попало.
3. Т.к. я собирался еще менять свечи, то я выкрутил нынешние и оставил в колодцах только катушки, т.к. крутить без свечек коленвал очень просто.
4. Далее я прилег перед бампером и открутил снизу защиту двигателя с лицевой стороны – где-то 8мь болтов. Отогнул ее.
5. Достал посуду для слива в нее антифриза и подставил под пробку сливную радиатор, которая находится в правой нижней части радиатора. Открыв ее пошла струйка, но приоткрыв крышку радиатора, струя усилилась. У меня с радиатора и бачка слилось около 6 литров. После слива я заменил на пробке сливной уплотнительное колечко (диаметр около 10мм), заказав предвариельно его на экзисте, цена около 40 руб.
6. Далее, сняв два уха крепления сверху радиатор и кожух радиатора, снимаем патрубки радиатора: верхний и нижний, а также внизу два патрубка охлаждения АКПП, заткнув их саморезами\болтами и сделать обжим хомутами.
7. Теперь снимаем радиатор.
8. Нам открывается вид на навесное и легкий доступ к нему. Поэтому снимаем крыльчатку вискомуфты, далее саму вискомуфту со шкивом помпы.
9. Ослабляем все три навесных агрегатных ремня, снимаем их.
10. Снимаем верхнюю крышку лобовины и нам открывается вид шестерни распредвала. До этого я видел ее на картинку и везде указывалось необходимое совмещение оверстия на шестерне с отметкой на крышке. Но в моем случае это синяя заводская метка на зубце.
11. Чтобы снять нижнюю часть крышки, нужно снять шкив коленвала, для этого нам необходим съемник шкива. После снятия шкива мы снимаем нижнюю часть крышки и мы видим красоту: все ролики, помпа…
12. Ну и интерсный момент – это откручивание болта шкива коленвала: сделал как многие, на вороток накинул трубку (длина 500мм, диаметр 25мм), поставил ее под правый лонжерон. Под капотом открыл блок предохранителей и вытащил предохранитель EFI, чтобы движка не завелась во время срыва болта.
Один чирк и болт сорван! Снимаем шкив.
13. Ослабляем натяжной ролик, снимаем его, также скидываем обводной.
14. Сделав метки на шестернях и ремне, снимаем ремень ГРМ.
15. Теперь мы можем снять помпу, что и делаем, ничего хитрого.
16. Очищаем посадочное место и устанавливаем новую, закручиваем все в обрптном порядке.
17. Далее, я взял новый ремень ГРМ и прежний, перенес метки на новый.
18. Выполнил установку ремня ГРМ, установил обводной ролик и натяжной.
19. Смотрю на совпадение меток – все Ок.
20. Накручиваю болт и проворачиваю на несколько кругов – все Ок, клапана не встречаются с поршнями. Идем дальше…Ставим крышку лобовины нижнюю и шкив коленвала и делаю по воротку (головка кстати нужна для этого болта на 22) несколько ударов кувалдой.
21. Итак, помпа стоит, ролики стоят, ремень ГРМ стоит, все натянуто и каждый зуб ремня на своем месте. Ура!
22. Накидываю агрегатные ремни, натягиваю их. Повторно наношу удары кувалдой по воротку на болту шкива коленвала. Закручено.
23. Повторно проворачиваю ключом коленвал на пару кругов –все четко.
24. Ставлю верхнюю крышку лобовины.
25. Устанавливаю шкив помпы, вискомуфту и ее крыльчатку.
26. Устанавливаю радиатор, закрепляю, подсоединяю нижние патрубки.
27. Ставлю рамку радиатора, закрепляю ее к радиатору, подсоединю верхний патрубок и патрубок от бачка радиатора.
28. Заливаю антифриз обратно, сколько войдет.
29. Ставлю новые свечи.
30. Устанавливаю короб воздушного фильтра.
31. Завожу машину. Глушу, подливаю антифриз. Так раз 5.
32. Вижу, что ничто нигде не бежит, все работает.
33. Ставлю защиту двигателю.
34. Вуаля!

Пожалуй, это самые основные шаги, которые я проделал во время этой всей операции.
По времени у меня это заняло около 7 часов.
Затраты:
- Ремень ГРМ Оригинал – 1500рэ
- Ролик натяжной оригинал – 2100рэ
- Ролик обводной оригинал 1100рэ
- Помпа оригинал – 3800рэ.
- Колечко пробки радиатора – 40рэ.
- 2л кваса «Очаковский» - 50рэ.

PS: благодарю всех, кто помогал мне советами, когда я задавал вопросы, готовясь ранее к вышеописанной процедуре.

Проверка ремней привода навесных агрегатов

1. Проверьте ремни привода на износ и повреждения. При обнаружении дефекта замените ремень.


Примечание: не допускаются отслоение резины от корда на внутренней (со стороны гребней) и внешней поверхностях ремня, оголение или повреждение корда, отслоение гребня от резинового основания, наличие трещин, отслоение или износ на боковых поверхностях ремня и на боковых поверхностях гребней ремня. При необходимости замените ремень.

2. Проверьте и отрегулируйте натяжение ремней привода навесных агрегатов.

а) (Кроме серии JZ) Приложите усилие в 98 Н (10 кг) в указанных точках и измерьте прогиб ремней (см. таблицу "Проверка ремня привода навесных агрегатов").

В случае необходимости отрегулируйте натяжение ременя.




б) (Серия JZ)

При нажатии на ремень с усилием 98 Н (10 кг) ролик-натяжитель должен переместиться вниз.

- Проверьте, что ремень не соскальзывает с ролика-натяжителя.

- Проверьте поверхность ролика-натяжителя и плавность его вращения. При необходимости замените натяжитель.


- Проверьте, что метка на натяжите-ле находится в зоне "А" (см. рис.).


Если метка находится за пределами зоны "А", то замените ремень.

- При установке нового ремня метка должна находиться в зоне "В".

- После установки ремня, проверьте правильность его посадки на шкивах. Проверьте рукой внизу шкивов отсутствие свободной канавки на шкиве.

- После установки ремня запустите двигатель и дайте ему проработать в течение 5 мин, а затем снова проверьте натяжение ремня.

3. Регулировка натяжения ремня привода генератора (при необходимости).

  • Ослабьте болты крепления "А" и "В", указанные на рисунке.
  • Регулировочным болтом "С" отрегулируйте натяжение ремня.
  • По окончании регулировки затяните болты крепления "А" и "В".
  • болт "А". 19 Нм
  • болт "В". 53 Н м
  • болт "А". 45 Н м
  • болт "В". 13 Н м
  • болт "А". 51 Нм
  • болт "В". 19 Н м




4. Регулировка натяжения ремня привода насоса гидроусилителя (при необходимости),

  • Ослабьте болты крепления "А" и "В", указанные на рисунке.
  • Отрегулируйте натяжение ремня привода и затяните болты крепления "В" и "А".
  • болты "А" и "В". 40 Нм
  • болт "А". 40 Нм
  • болт "В". 59 Н м
  • болт "А". 40 Нм
  • болт "В". 65 Н м





5. Регулировка натяжения ремня привода компрессора кондиционера (при необходимости).

Замена ремня ГРМ Тойота Двигатель 1G-FE, замена ремней навесного оборудования, Метки ГРМ

Замена ремня ГРМ Тойота Двигатель 1G-FE, замена ремней навесного оборудования, Метки ГРМ

1. Проверьте ремни привода на износ и повреждения. При обнаружении дефекта замените ремень.
Примечание: не допускается отслоения резины от корда на внутренней (со стороны гребней) и внешней поверхностях ремня, оголения или повреждения корда, отслоения гребня от резинового основания, наличия трещин, отслоения или износа на боковых поверхностях ремня и на боковых поверхностях гребней ремня. При необходимости замените ремень.

2. Проверьте и отрегулируйте натяжение ремней привода навесных агрегатов.

а) Приложите усилие в 98 Н (10 кг) в указанных точках и измерьте прогиб ремней.

б) Проверьте, что натяжитель ремня движется вниз при нажатии на ремень в точке, показанной на рисунке, с усилием 98 Н (10 кг)


- После установки ремня запустите двигатель и дайте ему проработать в течении 5 мин., а затем снова проверьте натяжение ремня.

3. (1G-FE) Регулировка натяжения ремня привода генератора (при необходимости).

а) Ослабьте болты крепления "А" и "В", указанные на рисунке.

б) Регулировочным болтом "С" отрегулируйте натяжение ремня.

в) По окончании регулировки затяните болты крепления "А" и "В".




4. (1G-FE) Регулировка натяжения ремня привода компрессора кондиционера (при необходимости).

а) Ослабьте гайку "А" шкива компрессора кондиционера.

б) Отрегулируйте натяжение ремня привода болтом "В".

Момент затяжки. 40 Н м




5. (1G-FE) Регулировка натяжения ремня привода насоса гидроусилителя (при необходимости).

а) Ослабьте болты крепления "А" и ИВ", указанные на рисунке.

б) Отрегулируйте натяжение ремня привода и затяните болты крепления "В” и "А".



Замена ремня ГРМ 1G-FE


Ремень привода ГРМ 1G-FE

1. Слейте охлаждающую жидкость.

2. Снимите воздухозаборник.

3. Снимите воздушный фильтр.

4. Снимите защиту двигателя.

5. Снимите радиатор.

6. Снимите ремни привода навесных агрегатов.

7. Снимите шкив вентилятора.

8. Снимите крышку №2 головки блока цилиндров.

9. Снимите крышку ремня привода ГРМ.

10. Снимите шкив коленчатого вала.



б) Используя специнструмент, отверните болт крепления шкива.

в) Используя специнструмент, снимите шкив.

11. Снимите компрессор кондиционера.

12. Снимите кронштейн компрессора.

13. Снимите крышку №1 ремня привода ГРМ.

14. Снимите ремень привода ГРМ. Внимание: не вращайте коленчатый вал при снятии ремня привода ГРМ.

а) Нарисуйте мелом метку направления вращения ремня привода ГРМ.


б) Убедитесь, что метка "60° до ВМТ" на шкиве распределительного вала совпадает с меткой на крышке подшипника №1 распределительного вала, и нанесите краской метки на зубчатом шкиве коленчатого вала и корпусе масляного насоса.

в) Вставьте в шестигранное отверстие натяжителя торцевой ключ на 10 мм и поверните его с усилием не менее 40 Н-м.






д) С помощью торцевого ключа на 8 мм осторожно ослабьте болт крепления.

е) Отверните установочный болт.

Отверните установочный болт

ж) Поверните рукой натяжитель.

з) Снимите ремень привода ГРМ со всех шкивов.

15. Убедитесь, что натяжитель ремня привода ГРМ свободно вращается.

Установка ремня ГРМ 1G-FE

1. Установите ремень привода ГРМ.

а) Убедитесь, что метка "60° до ВМТ" на распределительном валу совмещена с меткой на крышке подшипника №1 распределительного вала, а также метки на зубчатом шкиве коленчатого вала и корпусе масляного насоса.

метки на зубчатом шкиве

б) Установите ремень привода ГРМ, соблюдая направление его вращения.

в) Установите ремень на шкив распределительного вала, не допуская ослабления его натяжения.

Установите ремень на шкив

г) Вставьте торцевой ключ в шестигранное отверстие натяжителя и переместите натяжитель (не допуская его вращения).

д) Установите натяжитель, как показано на рисунке, и заверните уста новочный болт рукой.

Установите натяжитель

е) Затяните установочный болт.

Момент затяжки. 8 Н м

ж) Заверните болт крепления.

Момент затяжки. 43 Н-м

з) Снимите торцевой ключ.

и) Временно установите, используя шайбы, болт шкива коленчатого вала.

болт шкива коленчатого вала

к) Проверните коленчатый вал на два оборота и убедитесь в совмещении меток на шкивах, как показано выше.

л) Снимите болт шкива коленчатого вала.

2. Установите направляющую ремня привода ГРМ.

3. Установите направляющую №1 ремня привода ГРМ.

4. Установите кронштейн компрессора кондиционера, завернув сначала болты В, затем гайку С и болты А.

Момент затяжки. 47 Н м

Установите кронштейн компрессора

5. Установите компрессор кондиционера, завернув 4 болта крепления. Момент затяжки. 25 Н м

6. Установите шкив коленчатого вала.

Момент затяжки. 220 Н м

7. Установите крышку №1 ремня привода ГРМ.

8. Установите крышку №2 головки блока цилиндров.

9. Установите шкив вентилятора.

10. Установите ремни привода навесных агрегатов и отрегулируйте их натяжение.

Замена ремня грм на 1g-fe (toyota crown). как поменять ремень грм своими руками

Замена ремня ГРМ на двигателе Toyota 1G-FE — Энциклопедия японских машин

Автомобиль: Toyota Crown Тип двигателя: 1G-FE Год выпуска: 1994 Пробег: 98.486 км


Установленным на данном автомобиле двигателем типа 1G так же комплектуются такие широко распространенные авто как Toyota Mark II. Приступим к работе. Снимаем отрицательную клемму с аккумулятора. Снимаем воздуховод и воздушный фильтр.


Снимаем фиксатор с обода вентилятора. На снимке фиксатор помечен стрелкой.


Следующий шаг – снятие защиты с днища машины. На снимке концы векторов указываю болты крепления, которые надо выкрутить.


Вот так выглядит днище без защиты. Стрелочка на снимке указывает на дренаж радиатора. Если открутить дренажную пробку радиатора, то вся охлаждающая жидкость выльется наружу. Поставьте под дренаж какую-нибудь емкость, если собираетесь слить охлаждающую жидкость. Слив охлаждающей жидкости производится для того, чтобы при снятии шланга отводного патрубка системы охлаждения вас ею не залило.


Далее надо снять кожух вентилятора. Для этого с начала снимаем шланг отводного патрубка системы охлаждения. Нанесите стрелочку на шланг, которая будет обозночать один из концов. Делается это для того, чтобы не перепутать концы шланга, когда будете ставить его на место.


Поднимаем кожух вентилятора. Затем надо снять все V-образные ремни. Для этого ослабляем болты вязкостной муфты вентилятора. Отверните четыре гайки, снимите вентилятор с вязкостной муфты.


Затем, для того чтобы снять ремень привода генератора следует ослабить контрующие гайки генератора.


Насос гидравлического усилителя руля крепится болтами сверху и снизу. Если собираетесь менять водяную помпу, то без снятия насоса гидравлического усилителя руля не обойтись.


Если вы все-таки решились слить охлаждающую жидкость, то к этому моменту она уже вся стекла. На снимке показано кольцо клапана дренажа радиатора. Мы извлекли дренажный клапан для того, чтобы заменить на нем кольцо. Если этого не сделать, то, возможно, после того как клапан будет закрыт, из него может начать капать охлаждающая жидкость.


На снимке показан вид, когда сняты V-образные ремни. Дабы добраться до ремня ГРМ, надо еще снять чехол, который закреплен четырьмя болтами. Откручиваем их.


Перед тем как снять ремень ГРМ поверните зубчатый шкив распределительного вала в верхнее положение так, чтобы отверстие на оси звездочки шкива совпало с меткой на подшипнике.


Снимите шкив коленчатого вала (отверните осевой болт крепления). Теперь снимайте ремень ГРМ. Предварительно можно снять направляющую ремня с зубчатого шкива коленчатого вала.

Если хотите, чтобы ремень ГРМ снялся плавно, то ослабьте болт крепления натяжного ролика и отодвиньте его влево. Так натяжение ремня ГРМ будет ослаблено. Затем наденьте новый ремень. Сдвиньте натяжной ролик вправо, чтобы должным образом отрегулировать ремень ГРМ, завинтите его. И повторите все вышеописанные действия в обратной последовательности.

Только охлаждающую жидкость залейте через горловину радиатора, не надо ее вдувать через дренажное отверстие

Как поменять ремень на марк 2

Как менять ГРМ на тойоте марк 2 кузов 100? Двигатель 2,5 овощ. двигатель овощ марк кузов тойота

Ущипните меня! Нет розовых соплей в вопросе! Дрыгатель 1jz-ge должен быть. Вообще, по-хорошему, такого рода ремонт надо делать в сервисе, там специально обученные люди есть, у которых есть линейки для выставления распредвалов. Но можно и по-гаражному. Первый горшок в ВМТ, на шкиве коленвала совмещаем метку с меткой на блоке и метки звезд распредвалов с метками на блоке. все метки должны совпасть одновременно. Если не совпали, то проворачиваем двиг по часовой стрелке на оборот. далее снимаем ролик-натяжитель, ослабляя ремень. Меняем помпу, все ролики. Собираем в обратной последовательности, сохраняя натяжение ремня и внимательно следим за метками. После установки ремня лучше вручную провернуть коленвал пару раз, дабы убедиться, что ремень надет правильно и ничего нигде не задевает. В принципе все. Блин, аж приятно было печатать

Блин. Аж приятно было читать.

Прежде чем можно будет приступать к замене ремня газораспределения нужно сделать некоторые подготовительные работы, а именно:

снять клемму с акб;
слить ОЖ (поскольку придется снимать верхний шланг радиатора);
ослабить натяжения ремня генератор и скинуть все навесные ремни;
снять высокомуфту вместе с пластиковым кожухом;
отсоединить жгут с проводами;
снять пластиковый кожух ремня ГРМ;
выставить шестерни коленвала и распредвала по меткам (установить ВМТ);
снять шкив коленвала (самая трудная задача).
Замена ремня ГРМ Toyota Mark II с двигателем 1G FE абсолютно безопасна в случае не правильной замены, в худшем случае, автомобиль просто не заведется или будет работать не стабильно, поскольку на данном моторе клапана не гнет.

блин. если овощ,то 1г. а они шли 2,5 литра вообще. я знаю,что на марках торчат джизетки. просто у моей хорошей знакомой сотый марк 2,5 . у товарища марк был. тож 2,5. вообще,на тех годах не сложно менять грм,зная только некоторые моменты,которые подробно в интернете легко найти. метки.всё такое. я сам пол жизни на рядных 6. только немцах

Снять переднюю крышку блока( чтобы было удобней лучше снять радиатор) ослабить ролик натяжения снят старый выставить звезды по метка и одеть ремень по меткам на нём все натягиваем ролик натяжения,меняем прокладку крышки или старую смазываем авто гкрметиком,собираем.

Так а в чем засада?Снять радиатор,прокручивать приблуды с навески мотора что бы не мешали,открутить крышку грм,выставить распред,коленвал по меткам.Снять,далее в порядке схемы думал таких динозавров как марк 2 нет уже.

1JZ-GE Toyota Mark2 - Как заменить помпу и ремень ГРМ

В видео помпа установлена без прокладки, просто на герметик?

@Тимоха и Миха СТО спасибо

Специнструмент для шкива коленвала - топ!

Побольше роликов ребят про маркообразных

приветствую) взял помпу на 1jz-ge vvti LYNX и в комплекте прокладка вроде паранитовая на взлгяд не дербанил пакет еще вдруг не подойдет мало ли) на что надежнее ее посадить на гермет или эту прокладку на сухую как есть или прокладку литолом промазать перед установкой чтоб обмякла и прикипела) ?

Герметик надёжней, прокладка тоже хорошо.

Здравствуйте поменял помпу поставил все по меткам и не заводится почему.

Здравствуйте Тимоха и Миха, скажите пожалуйста, какой напор должен быть марк 2 1JZ-GE с блока, на подачу отопителя, не могу понять на моём двс что то совсем не бижит, а на оборотах не большой струйкой,или должен быть хороший напор?

Добрый день какую фирму посоветуйте ГРМ и помпу

@Тимоха и Миха СТО спасибо

Мы обычно используем Gates, помпа Koyo

Самое интересное не показали нижний шкив крутится от руки его тоже надо ставить пометки

Болт шкива откручивается стартером.

Че не показываете как ремень то одеть и натяжитель натягивать, не полностью

помпа какая-то фуфловая стояла. у меня на 2jz c соарера нормальная металлическая клетчатка, так же как на вашей контрактной .

Ребят Привет! У меня такой случай произошёл, несколько дней тосол начал вскипать,постоянно доливал, а в последний раз появился свист какой то и тяги нету, газу нажимаешь ещё больше свист, потом в один момент вырубился мотор и больше не заводится, что это может быть, подскажите пожааааалууййста.

@Тимоха и Миха СТО спасибо, я проверю, потом дам знать

Ремень снять нужно, может помпу заклинило?

@Тимоха и Миха СТО Марк 2 90 кузов

На чем? Какой авто?

спасибо вам пабольше маркообразных

Антифриз только с радиатора сливать надо или ещё с блока?

СТО АВТО спасибо

Весь, и из блока

сколько работа стоит?

Цена как за замену ГРМ 3000-3500

пол мотора разобрали из за помпы ахереть

Я не могу на шкиву гайку открутить( чем только не пробовал

Приветствую, полезное видео, а то собрался поменять помпу, а тут полная жопа.

Ну чё, въебались пацаны, мотор то теперь греется с этой помпой )

Всё там чётенько. 85℃ ))

Парни ответь те на вопрос можно было без этой приспособы для шкива просто упереть ключ и покрутить стартером? И какие могут быть последствия.

Спасибо ожидал ответа дня через три)) На тазах так делал постоянно вот и подумал что и здесь можно. Ну посмотрим если что отпишусь.

+Аслан Кочисов можно получить ключом в лоб )) вообще можно конечно, только нагрузка через коленвал идёт, не оч. хорошо

это чтоб помпу поменять, надо весь перед движка разобрать (ГРМ и т.д)?

Так то всё нормально но можно делать всё гораздо быстрее и проще)))

Малость ты протупил можно было целиком радиатор снять да и всё антифриз всеровно слил

Скажите , если не трудно , а она заклинить может и тогда свист будет от трения ремня об ее шкив и далее лопается радиатор и перегрев ; может быть такая последовательность .

+Василий Астахов заклинить может, но за такое время пока жижа закипит я думаю ремень порвётся, смотря в каком он состоянии конечно, но даже если и не порвётся, тосол просто закипит и его выплюнет в расширитель, а вот если с пробкой радиатора проблема, то конечно он лопнет

Сколько за работу взяли?

+Россия Матушка 3 тыс. На тот момент

Ребята, большое спасибо вам за видео, просьба к вам, можете размеры написать пластины для фиксации головки, скручивания болта шкива коленвала?

+Igor Mazur пишите watsapp или почту куда скинуть

Да блин жаль))) менять надо. думал посмотреть какие трудности меня ждут.

здорова парни. меняли когда нибудь маслосемные колпачки на 1GFE если да может видео есть?

+Serega Shkred не меняли на таком

Буду менять сальник на лобовине , на другом видосе нашёл как через коробку застопорить валы , ща пойду разбираться , Вам спасибо пацаны , сразу всё поменяю чтоб потом не лазить уже .

прокладка на помпу отдельно продается если да то не могли бы кинуть ёе артикул или номер ,чтобы заказать

+Серега Кузнецов честно, не встречал, да и не приходилось заказывать. Возможно есть какие-то ремкомплекты китайские

1 JZGE гнет клапана трамблерный не ввт

Не гнет. А с VVTI гнет.

+Серега Кузнецов не встречался с обрывом, сказать не могу

Сейчас смотрю и думаю, какое же плохое качество видео было.. и тряска раздражает!

Видео конечно оч старое наткнулся только щас . Чтоб открутить шкивы распредвалов не нужно снимать клапанные крышки и что то блокировать достаточно вставить вороток в сам шкив там есть болт этого кохужа шкив блокируется и откручивается менял сальники распредов посмотри видео ещё раз где про шкив распредвалов

Норм, спасибо за видос))

скажите пожалуйста съемник под шкиф коленвала какие болты на сколько они на восемь там?

JDMщик japan car точно не помню, вроде на восемь

И ещё вопросик! в чём может быть причина, руль очень тугой? катался на других марках всё норм!

Если рейка с электроклапаном то дело в нём. Если без то в насосе.

Михаил можно попробовеать ослабить ход рейки.. это контрагайка на 42 вроде на рейке и прижимной болт..

Побольше про маркообразных😊😊😊

Парни,вам большой респект! с вашей помощью по маленьку делаю своего марка) одна просьба покажите как поменять стабилизатор передний на самурае турбо.

Мой Lg Power ремень, кторый идёт с завода держится до 150000, проверено лично, на нескольких автомобилях у себя в сто с пробегом далеко за 150000 менялся впервые с завода, но е стоит тянуть до такого пробега. а если уже не родной, то каждые 100000 обычно, а лучше 80000 + сразу ролик натяжной

Тимоха и Миха СТО Спасибо за ответ.а ГРМ на каком пробеге менять

Мой Lg Power не могу сказать, не сталкивались с этой проблемой

Тимоха и Миха СТО Гнет ли клапана на этих двигателях.

+Михаил по возможности, скоро приедет, но там нужно задние плавающие на полиуретан заменить

1JZ-GE Toyota Mark2 - Как заменить помпу и ремень ГРМ

В видео помпа установлена без прокладки, просто на герметик?

@Тимоха и Миха СТО спасибо

Специнструмент для шкива коленвала - топ!

Побольше роликов ребят про маркообразных

приветствую) взял помпу на 1jz-ge vvti LYNX и в комплекте прокладка вроде паранитовая на взлгяд не дербанил пакет еще вдруг не подойдет мало ли) на что надежнее ее посадить на гермет или эту прокладку на сухую как есть или прокладку литолом промазать перед установкой чтоб обмякла и прикипела) ?

Герметик надёжней, прокладка тоже хорошо.

Здравствуйте поменял помпу поставил все по меткам и не заводится почему.

Здравствуйте Тимоха и Миха, скажите пожалуйста, какой напор должен быть марк 2 1JZ-GE с блока, на подачу отопителя, не могу понять на моём двс что то совсем не бижит, а на оборотах не большой струйкой,или должен быть хороший напор?

Добрый день какую фирму посоветуйте ГРМ и помпу

@Тимоха и Миха СТО спасибо

Мы обычно используем Gates, помпа Koyo

Самое интересное не показали нижний шкив крутится от руки его тоже надо ставить пометки

Болт шкива откручивается стартером.

Че не показываете как ремень то одеть и натяжитель натягивать, не полностью

помпа какая-то фуфловая стояла. у меня на 2jz c соарера нормальная металлическая клетчатка, так же как на вашей контрактной .

Ребят Привет! У меня такой случай произошёл, несколько дней тосол начал вскипать,постоянно доливал, а в последний раз появился свист какой то и тяги нету, газу нажимаешь ещё больше свист, потом в один момент вырубился мотор и больше не заводится, что это может быть, подскажите пожааааалууййста.

@Тимоха и Миха СТО спасибо, я проверю, потом дам знать

Ремень снять нужно, может помпу заклинило?

@Тимоха и Миха СТО Марк 2 90 кузов

На чем? Какой авто?

спасибо вам пабольше маркообразных

Антифриз только с радиатора сливать надо или ещё с блока?

СТО АВТО спасибо

Весь, и из блока

сколько работа стоит?

Цена как за замену ГРМ 3000-3500

пол мотора разобрали из за помпы ахереть

Я не могу на шкиву гайку открутить( чем только не пробовал

Приветствую, полезное видео, а то собрался поменять помпу, а тут полная жопа.

Ну чё, въебались пацаны, мотор то теперь греется с этой помпой )

Всё там чётенько. 85℃ ))

Парни ответь те на вопрос можно было без этой приспособы для шкива просто упереть ключ и покрутить стартером? И какие могут быть последствия.

Спасибо ожидал ответа дня через три)) На тазах так делал постоянно вот и подумал что и здесь можно. Ну посмотрим если что отпишусь.

+Аслан Кочисов можно получить ключом в лоб )) вообще можно конечно, только нагрузка через коленвал идёт, не оч. хорошо

это чтоб помпу поменять, надо весь перед движка разобрать (ГРМ и т.д)?

Так то всё нормально но можно делать всё гораздо быстрее и проще)))

Малость ты протупил можно было целиком радиатор снять да и всё антифриз всеровно слил

Скажите , если не трудно , а она заклинить может и тогда свист будет от трения ремня об ее шкив и далее лопается радиатор и перегрев ; может быть такая последовательность .

+Василий Астахов заклинить может, но за такое время пока жижа закипит я думаю ремень порвётся, смотря в каком он состоянии конечно, но даже если и не порвётся, тосол просто закипит и его выплюнет в расширитель, а вот если с пробкой радиатора проблема, то конечно он лопнет

Сколько за работу взяли?

+Россия Матушка 3 тыс. На тот момент

Ребята, большое спасибо вам за видео, просьба к вам, можете размеры написать пластины для фиксации головки, скручивания болта шкива коленвала?

+Igor Mazur пишите watsapp или почту куда скинуть

Да блин жаль))) менять надо. думал посмотреть какие трудности меня ждут.

здорова парни. меняли когда нибудь маслосемные колпачки на 1GFE если да может видео есть?

+Serega Shkred не меняли на таком

Буду менять сальник на лобовине , на другом видосе нашёл как через коробку застопорить валы , ща пойду разбираться , Вам спасибо пацаны , сразу всё поменяю чтоб потом не лазить уже .

прокладка на помпу отдельно продается если да то не могли бы кинуть ёе артикул или номер ,чтобы заказать

+Серега Кузнецов честно, не встречал, да и не приходилось заказывать. Возможно есть какие-то ремкомплекты китайские

1 JZGE гнет клапана трамблерный не ввт

Не гнет. А с VVTI гнет.

+Серега Кузнецов не встречался с обрывом, сказать не могу

Сейчас смотрю и думаю, какое же плохое качество видео было.. и тряска раздражает!

Видео конечно оч старое наткнулся только щас . Чтоб открутить шкивы распредвалов не нужно снимать клапанные крышки и что то блокировать достаточно вставить вороток в сам шкив там есть болт этого кохужа шкив блокируется и откручивается менял сальники распредов посмотри видео ещё раз где про шкив распредвалов

Норм, спасибо за видос))

скажите пожалуйста съемник под шкиф коленвала какие болты на сколько они на восемь там?

JDMщик japan car точно не помню, вроде на восемь

И ещё вопросик! в чём может быть причина, руль очень тугой? катался на других марках всё норм!

Если рейка с электроклапаном то дело в нём. Если без то в насосе.

Михаил можно попробовеать ослабить ход рейки.. это контрагайка на 42 вроде на рейке и прижимной болт..

Побольше про маркообразных😊😊😊

Парни,вам большой респект! с вашей помощью по маленьку делаю своего марка) одна просьба покажите как поменять стабилизатор передний на самурае турбо.

Мой Lg Power ремень, кторый идёт с завода держится до 150000, проверено лично, на нескольких автомобилях у себя в сто с пробегом далеко за 150000 менялся впервые с завода, но е стоит тянуть до такого пробега. а если уже не родной, то каждые 100000 обычно, а лучше 80000 + сразу ролик натяжной

Тимоха и Миха СТО Спасибо за ответ.а ГРМ на каком пробеге менять

Мой Lg Power не могу сказать, не сталкивались с этой проблемой

Тимоха и Миха СТО Гнет ли клапана на этих двигателях.

+Михаил по возможности, скоро приедет, но там нужно задние плавающие на полиуретан заменить

Замена ремня ГРМ на двигателе 5А-FE. Как поменять ремень ГРМ и масло в АКПП

Замена ремня ГРМ двигатель 4S — FE — бортжурнал Toyota Corona EXiV Restored Machine 1994 года на DRIVE2 Так как все писать одной записью очень сложно да и читать тоже решил сделать 2 записи.На этом двигателе не страшно проворачивать коленчатый или распределительный вал при снятом ремне ГРМ, а вот на каком-нибудь другом можно запросто погнуть

Указания

Как добраться к ремню ГРМ

А далее приступим можно сказать к самой ответственной и сложной процедуре, нужно будет открутить болт шкива коленвала. В самом шкиве есть четыре маленьких отверстия, они предназначены для специального инструмента, их диаметр очень мал, поэтому приспособиться использовать не его достаточно сложно и на первый взгляд невозможно. Можно зажать его тисками, и пользуясь ломом зафиксировать его. Теперь откручиваем болт. Все, тяжелая работа закончилась сейчас нужно снять ремень кондиционера и генератора, что бы сделать это, нужно ослабить стопорный и осевые болты генератора.

2.jpg

Чтобы снять ремень ГУРа, натяжной болт, понадобится открутить, но до «осевого» добраться не получится, поэтому нужно будет ослабить натяжение ломом и снять ремень.

3.jpg

Все, теперь отсоединяем черный провод, который идет от мотора к опоре. Не забудьте поставить домкрат под правую часть двигателя, можно продолжать. Приступаем демонтировать правую опору, которая мешает съемке защитных кожухов.

4.jpg

Верхний кронштейн притянут к мотору двумя гайками, теперь поднимаем немного двигатель и вытаскиваем опору.

5.jpg

Все, сейчас ничто уже не помешает снять кожухи, в первую очередь открутите верхний кожух, там всего пять болтов, в некоторых местах до болта очень сложно добраться. Потом нижний, при его снятии проблем возникнуть не должно.

6.jpg

Корпорация Тойота Мотор | Toyota Motor Corporation создает простейшее оборудование для национального рынка Японии

Установка ремня ГРМ на Toyota Corolla

  1. Хорошо очищаем двигатель в передней части на участке зубчатого ремня.
  2. Проверяем, совмещаются ли метки коленвала и распредвала.
  3. Надеваем ременную передачу на ведомую и ведущую шестерни.
  4. Надеваем направляющий фланец на коленвал.
  5. Устанавливаем нижнюю крышку и шкив коленвала.
  6. Монтаж остающихся элементов в обратном порядке.
  7. Проверяем работоспособность при включеном зажигании.

Ни в коем случае нельзя запускать двигатель toyota corolla пока нет уверенности, что установка была осуществлена правильно.

Также можно посмотреть видео по замене:

Ремень ГРМ 3S FE

Эксплуатация силового агрегата 3S FE предполагает периодическую замену ремня системы газораспределительного механизма. Своевременное техническое обслуживание ГРМ позволяет предотвратить обрыв расходника или его перескакивание на один или несколько зубцов.

Timing-Belt-3S-FE.jpg

Поменять ремень не составит больших проблем своими руками. Для успешного проведения мероприятия важно не только соблюдать инструкцию, но и приобретать расходники от проверенных брендов.

Причины необходимости замены ГРМ

Причиной замены могут послужить такие факторы как:

  • Износ ГРМ ремня вследствие очень долгой эксплуатации без обслуживания. Как правило, замена данного элемента осуществляется один раз на 70-80 тысяч километров.
  • Второй причиной может послужить неправильная эксплуатация ремня. Сюда можно отнести не правильную его установку, агрессивный стиль езды, езда на высоких оборотах.

Благодаря вышеперечисленным причинам появляется необходимость замены ремня ГРМ. Далее мы рассмотрим поэтапную инструкцию по замене данного узла.

ДТП в России

Embedded thumbnail for ДТП в Омске

Embedded thumbnail for ДТП с переворотом в центре Волгограда

Embedded thumbnail for Упоротое быдло (c)

Embedded thumbnail for Фургон не проскочил

Embedded thumbnail for Жесткое ДТП под Киевом

Embedded thumbnail for ДТП с участием скорой в Туле

Перечень модификаций ДВС

Важной особенностью моторов 5E-FE была пригодность для моделей авто Toyota С-серии. Однако для Toyota Sera с тяжелыми откидными дверками потребовался более мощный силовой привод. Производителем было рекомендовано разработать модификацию 5E-FHE с характеристиками:

  • крутящий момент – 135 Нм;
  • мощность – 110 л. с.;
  • степень сжатия – 9,8.

Топливом для него служит исключительно бензин с высоким октановым числом от АИ-95 и выше. Несколько изменилось навесное оборудование, в частности изменена геометрия впускного тракта. Позже эту версию двигателя устанавливали на Cynos для внутреннего рынка и Paseo для экспорта в Америку.



Выпускной коллектор

У версии 5E-FHE существует собственная модификация, отличающаяся исключительно впускным коллектора неизменяемой геометрии от турбо мотора 4FTE, хотя этот мотор атмосферный. В этом коллекторе короткие раннеры, что более удобно для высоких оборотов.

Требуемые инструменты и необходимые материалы для замены самостоятельно

Для замены ремня на 3S FE важно предварительно подготовить ряд инструментов, перечень которых представлен ниже.

Таблица — Инструменты и материалы

Название Описание
Торцевая головка “на 10”, “на 12”, “на 14”, “на 19”
Вороток С трещоткой и удлинителем
Рожковые ключи Комплект
Струбцины Высокой прочности
Молоток Весом 300-400 гр.
Маркер или штрих Для простановки меток ГРМ
Фиксатор шкивов Можно изготовить из подручных средств
Динамометрический ключ Для затяжки резьбовых соединений с требуемым усилием
Герметик Для герметичного соединения стыков
Проникающая смазка Для обработки прикипевших резьбовых соединений
Металлическая щетка и ветошь Для очистки рабочих поверхностей от загрязнений

Общая информация о двигателе 4Е-FE

Мотор — 16-клапанный 4-циллиндровый двигатель, сконструированный и произведенный в Японии, с резервуаром на 1,3 литра для топлива (обычно использовали бензин АИ-95 и АИ-92). Двигатель производился с 1989 по 1999 год и комплектовался в следующие машины:

Противовесы в 5-опорном коленчатом вале разгружали подшипники, а отверстия в коленвале проделывались для подвода масла, предохраняя тем самым трущиеся элементы от быстрого стачивания. Свечи зажигания в двигателе размещались внутри полой части цилиндров, распределительный вал приходил в движение при помощи ремня ГРМ коленчатого вала. Причем ремень (ГРМ) требовал замены после прохода каждых восьмидесяти тыс. километров.

Несмотря на свою конфигурацию и экономичное использование топлива, двигатели 4E-Fe не стали популярными из-за малого ресурса и незначительной мощности.

Сроки начала испытаний нового тяжелого грузовика Hino Profia намечены на первый квартал 2020 года

Общие рекомендации по замене ремня

При замене ремня ГРМ на Камри не следует перекручивать и сильно перегибать ременную передачу. По окончании демонтажа ремня не рекомендуется прокручивать распределительный и коленчатый валы. Это может привести к выходу из строя элементов двигателя из-за давления клапанов на поршневую систему. Перед тем, как установить газораспределительный ремень, необходимо вычистить все зубчатые передачи механизма ГРМ, смыть грязь и остатки смазочного вещества.

Remen-GRM.jpg

Операции по снятию и монтажу ГРМ требуется осуществлять при выключенном двигателе.

Своими руками


Третья причина «плавания» оборотов, которая встречалась на двигателях с впрыском, это заедание клапана вентиляции картера двигателя.

Можно не мудрствуя снять трубку вентиляции и заткнуть ее, а на патрубок, находящийся на клапанной крышке, просто надеть резиновую трубку и опустить ее вниз.

Но если есть желание, можно попытаться почистить этот клапан: замочить его в растворителе и продуть воздухом.

Знаешь, вполне вероятно что виной всему несброшенные ошибки после замены каких то датчиков.

Проделывать нужно все на полностью прогретом двигателе! Если нет возможности проведения диагностики, то попробуй заменить датчик температуры двишгателя, ИМЕННО тот что идет не на приборную панель, а на ЭБУ. Полис Осаго и другие виды страховки без походов в офисы,оформление через интернет.все просто и надежно….

Вторая «штуковина» на двигателе с впрыском, которая может пропускать нештатный воздух, — это устройство принудительного повышения оборотов холостого хода.

Оно на двигателе Toyota 1G-GEU установлено сверху и сразу бросается в глаза: эдакий моторчик, к которому подходят три или более проводов. На некоторых двигателях могут подходить только два провода.

Заменить ГРМ ремень просто! )) в данном видео небольшой обзор процесса замены ремня ГРМ, про утечку масла…

ЕГР, вопрос такой — на прогретом двигателе на ХХ оборотах после 5 мин работы отключается клапан ЕГР, это видно по ваг компу в 004 группе в третьем окне значение цифр увеличивается с 275 до 480 и скважность в 4 окне до 99%, насколько я понимаю что так и должно быть, но проблема в том, что только клапан отключается — начинает сильно шипеть воздух в районе сажевого фильтра, газану до 3000 обр — все окей, но через пять мин как Егр откл снова шипит и нагрузка на двигатель усиливается. Ремень ГРМ Japan Cars E32028 Ролик направляющий ремня ГРМ Hanse HE820008 Ролик натягивающий ремня ГРМ Hanse HE820010 Уплотнител…

Такая же ерунда, только на 1,5 литровом, обороты скачут, порой как на коне, когда в пробке. И что характерно, обороты то вниз то вверх, одновременно с этим загорается чек на двигатель (видимо выдает ошибку). Много здесь прочел советов, но хотелось бы услышать один конкретный ответ для данного случая. Как поменять ремень ГРМ на TOYOTA Сarina 1,6 4A-FE.

На горячем двигателе обороты падают до 700-750, машину колбасит (подушки все в норме). Когда заглушишь машину, потом заводишь — просто пипец какой-то. ПРИВЕТ ВСЕМ . В данном видео произведен «косметический» ремонт двигателя 4A-FE от ТОЙОТА, объемом 1.6л и мощнос…

Выехал из дома, во время прогрева всё было в норме (обороты не прыгали, всё как всегда). При торможении, на светофоре, машина заглохла (просто упали обороты, как будто нет бензина! При очередном торможении двигатель заглох и отказался заводиться. Проверил свечи, искру, аккуму, все возможные шланги в доступности, всё нормально.

Простояв на обочине около 20 минут, пробуя изредка запустить двигатель, всё таки завёл его. Ехал со скоростью 5-10 км/ч, педаль в пол, обороты максимум 1000. Если отпустить педаль, глохнит (обороты падают, не держит). Так вот с подъёма/спуска на ровную выезжаешь и начинает работать ровно и обороты держит.

советую всем кто любит свой авто заменить сальник коленвала и распредвала.

У меня корона зубатка 5а двигатель, на холодную без газа вообще не заводится, а как прогреется — так 1500 оборотов, но держит, а потом могут упасть до тысячи! Что это может быть, подскажите пожалуйста кто нибудь?

Проблема такая: на прогретом двигателе 5 а фе обороты 1100-1200, немного проедешь, ставишь N — 900, потом опять проедешь, ставишь N — 1100, и такая хрень постоянно, аж бесит. Заслонку чистил, датчики температуры менял, помпу менял, задолбался. Постояла в теплом гараже, два дня было все ловко и потом опять началось.

Обзор неисправностей и способы их ремонта

Поскольку мотор 5E FE считается надежным и ресурсным, основными неполадками для него являются:

3) проблемы в системе зажигания

3) диагностика, замена свечей, катушек или высоковольтных проводов 4) найти место подсоса и устранить его

3) отказ любого цилиндра

3) замена свечей, форсунок, колец



Ремонт 5E-FE

Силовой привод 5E-FE легко диагностируется на ошибки, при ТО и ремонте в принципе не возникает никаких проблем.

Строение мотора

4E-FE – 4-тактный 16-клапанный 4-цилиндровый мотор с бензиновым двигателем внутреннего сгорания. Оснащен системой охлаждения жидкости закрытого типа с обязательной циркуляцией и комбинированной смазкой основных деталей, послушной электронному управлению механикой процесса впрыскивания топлива, прямо расположенными поршнями и цилиндрами, которые вращают единственный коленвал.

Вал коленчатый

Коленвал с восьмью противовесами в пять опор, укрепленными на продолжении шеек, с подводом смазки к подшипникам (шатунным и коренным), а также иным деталям, подверженным сильному трению.

Читайте также: