Как снять гбц опель астра j

Обновлено: 16.05.2024

Opel Astra H (Family) / Руководство


При обнаружении течи моторного масла или охлаждающей жидкости в местах соединения головки блока с блоком цилиндров снимите головку автомобиля Опель Астра и замените ее прокладку.

Течь может возникнуть и вследствие коробления головки блока из-за перегрева.

Вам потребуются: те же инструменты, что и для снятия ремня привода газораспределительного механизма (см. Замена ремня привода газораспределительного механизма двигателей Z 16 XER, Z 18 XER, Z 20 LER и Z 20 LEH), распределительных валов механизма газораспределения (см. Снятие, дефектовка и установка распределительных валов) и крышки головки блока цилиндров (см. Замена прокладки крышки головки блока цилиндров).

1. Снизьте давление в системе питания (см. Снижение давления в системе питания).

2. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

3. Слейте жидкость из системы охлаждения (см. Замена охлаждающей жидкости).

4. Снимите со шкивов распределительных валов ремень привода газораспределительного механизма (см. «Замена ремня привода газораспределительного механизма двигателей Z 16 XER, Z18 XER, Z 20 LER и Z 20 LEH»).

5. Отсоедините от электронного блока управления двигателем колодки жгутов проводов.

7. Нажмите на фиксатор.

8. . и отсоедините колодку жгута проводов от гидравлического клапана с электрическим управлением распределительного вала выпускных клапанов.

9. Аналогичным способом отсоедините колодку жгута проводов от гидравлического клапана с электрическим управлением распределительного вала впускных клапанов.

10. Нажмите на фиксатор…

11. . и отсоедините отдатчика температуры охлаждающей жидкости колодку жгута проводов.

12. Отверните гайку крепления кронштейна жгута проводов моторного отсека.

13. . снимите кронштейн со шпильки и отведите жгут проводов в сторону.

14. Отсоедините колодку жгута проводов от датчика положения распределительного вала впускных клапанов.

15. Аналогично отсоедините колодку жгута проводов от датчика положения распределительного вала выпускных клапанов.

16. Отсоедините колодки жгутов проводов от топливных форсунок.

17. Выверните болт крепления наконечника провода «минус» к головке блока цилиндров и отведите наконечник в сторону.

18. Нажмите на фиксатор и отсоедините колодку жгута проводов от датчика температуры охлаждающей жидкости.

19. Ослабьте хомут крепления шланга отвода охлаждающей жидкости от патрубка, сжав пассатижами его отогнутые усики. Сдвиньте хомут по шлангу.

20. . и отсоедините шланг от патрубка.

21. Аналогично ослабьте хомут крепления шланга к патрубку термостата.

22. . и отсоедините шланг от патрубка.

23. Нажмите на фиксатор и отсоедините от патрубка впускного коллектора (ресивера) вакуумный шланг.

25. Нажмите на фиксатор и отсоедините от патрубка шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного узла.

26. Ослабьте хомут крепления шланга отвода охлаждающей жидкости от патрубка, сжав пассатижами его отогнутые усики. Сдвиньте хомут по шлангу.

27. . и отсоедините шланг.

28. Снимите распределительные валы (см. «Снятие, дефектовка и установка распределительных валов»).

29. Выверните два болта крепления водораспределительной трубы к водяному насосу.

30. Выверните болт крепления водораспределительной трубы к блоку цилиндров.

31. . два винта крепления трубы к модулю термостата.

Примечание

Один из винтов крепления трубы к модулю термостата на фотографии не виден, так как закрыт трубой.

32. . и снимите водораспределительную трубу.

Предупреждение

Фланцы водораспределительной трубы уплотнены резиновым кольцом. Заменяйте кольцо при каждой разборке соединения.

33. Сдвиньте термоэкран по жгуту проводов.

34. . отведите фиксатор колодки жгута проводов в сторону.

35. . и отсоедините колодку жгута проводов отдатчика давления масла.

36. Отсоедините от кронштейнов двигателя пластмассовые держатели жгута проводов моторного отсека, перекусив их пассатижами.

37. …и выньте из моторного отсека жгут проводов.

38. Ослабьте затяжку десяти болтов крепления головки блока к блоку цилиндров в последовательности, показанной на рис. 1.

Рис. 1. Порядок выворачивания болтов крепления головки блока цилиндров.

Предупреждение

Болты крепления головки блока цилиндров можно выворачивать только на холодном двигателе.

39. Снимите головку блока цилиндров в сборе с впускным коллектором двигателя.

40. . и снимите ее прокладку.

Полезный совет

Снимайте головку блока цилиндров с помощником, так как она довольно тяжелая.

41. Очистите привалочные поверхности головки и блока.

42. Проверьте головку блока на отсутствие коробления. Для этого, поставив линейку ребром на поверхность головки сначала посередине вдоль, затем поперек и по диагоналям, измерьте щупом зазор между плоскостью головки и линейкой. Отшлифуйте головку блока цилиндров, если зазор больше 0,1 мм.

43. Установите головку блока цилиндров в порядке, обратном снятию, с учетом следующего:

_ удалите из резьбовых отверстий болтов крепления головки блока цилиндров масло и охлаждающую жидкость, попавшие туда при снятии головки;

_ обязательно установите новую прокладку головки блока, повторное ее использование не допускается;

_ смажьте болты моторным маслом;

_ затягивайте болты на холодном двигателе в порядке, указанном на рис. 2, моментом, указанном в приложении 1.

Рис. 2. Порядок заворачивания болтов крепления головки блока цилиндров.

44. Установите распределительные валы в последовательности, указанной в подразделе «Снятие, дефектовка и установка распределительных валов».

Замена прокладки головки блока цилиндров Опель Астра

При обнаружении течи моторного масла или охлаждающей жидкости в местах соединения головки блока с блоком цилиндров снимите головку и замените ее прокладку.
Течь может возникнуть и вследствие коробления головки блока из-за перегрева.
Вам потребуются: те же инструменты, что и для снятия ремня привода газораспределительного механизма (см. Замена ремня привода газораспределительного механизма двигателей z 16 xer, z 18 xer, z 20 ler и z 20 leh Опель Астра h), распределительных валов механизма газораспределения (см. Снятие, дефектовка и установка распределительных валов Опель Астра h) и крышки головки блока цилиндров (см. Замена прокладки крышки головки блока цилиндров Опель Астра h).
1. Снизьте давление в системе питания (см. Снижение давления в системе питания Опель Астра h).
2. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
3. Слейте жидкость из системы охлаждения (см. Замена охлаждающей жидкости Опель Астра h).
4. Снимите со шкивов распределительных валов ремень привода газораспределительного механизма (см. Замена ремня привода газораспределительного механизма двигателей z 16 xer, z 18 xer, z 20 ler и z 20 leh Опель Астра h).

Замена прокладки головки блока цилиндров Опель Астра Н

5. Отсоедините от электронного блока управления двигателем колодки жгутов проводов.

Замена прокладки головки блока цилиндров Опель Астра Н

Замена прокладки головки блока цилиндров Опель Астра Н

7. Нажмите на фиксатор…

Замена прокладки головки блока цилиндров Опель Астра Н

8….и отсоедините колодку жгута проводов от гидравлического клапана с электрическим управлением распределительного вала выпускных клапанов.

Замена прокладки головки блока цилиндров Опель Астра Н

9. Аналогичным способом отсоедините колодку жгута проводов от гидравлического клапана с электрическим управлением распределительного вала впускных клапанов.

Замена прокладки головки блока цилиндров Опель Астра Н

10. Нажмите на фиксатор…

Замена прокладки головки блока цилиндров Опель Астра Н

11….и отсоедините от датчика температуры охлаждающей жидкости колодку жгута проводов.

Замена прокладки головки блока цилиндров Опель Астра Н

12. Отверните гайку крепления кронштейна жгута проводов моторного отсека…

Замена прокладки головки блока цилиндров Опель Астра Н

13….снимите кронштейн со шпильки и отведите жгут проводов в сторону.

Замена прокладки головки блока цилиндров Опель Астра Н

14. Отсоедините колодку жгута проводов от датчика положения распределительного вала впускных клапанов.
15. Аналогично отсоедините колодку жгута проводов от датчика положения распределительного вала выпускных клапанов.

Замена прокладки головки блока цилиндров Опель Астра Н

16. Отсоедините колодки жгутов проводов от топливных форсунок.

Замена прокладки головки блока цилиндров Опель Астра Н

17. Выверните болт крепления наконечника провода «минус» к головке блока цилиндров и отведите наконечник в сторону.

Замена прокладки головки блока цилиндров Опель Астра Н

18. Нажмите на фиксатор и отсоедините колодку жгута проводов от датчика температуры охлаждающей жидкости.

Замена прокладки головки блока цилиндров Опель Астра Н

19. Ослабьте хомут крепления шланга отвода охлаждающей жидкости от патрубка, сжав пассатижами его отогнутые усики. Сдвиньте хомут по шлангу…

Замена прокладки головки блока цилиндров Опель Астра Н

20….и отсоедините шланг от патрубка.

Замена прокладки головки блока цилиндров Опель Астра Н

21. Аналогично ослабьте хомут крепления шланга к патрубку термостата…

Замена прокладки головки блока цилиндров Опель Астра Н

22….и отсоедините шланг от патрубка.

Замена прокладки головки блока цилиндров Опель Астра Н

23. Нажмите на фиксатор и отсоедините от патрубка впускного коллектора (ресивера) вакуумный шланг.

Замена прокладки головки блока цилиндров Опель Астра Н

Замена прокладки головки блока цилиндров Опель Астра Н

25. Нажмите на фиксатор и отсоедините от патрубка шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного узла.

Замена прокладки головки блока цилиндров Опель Астра Н

26. Ослабьте хомут крепления шланга отвода охлаждающей жидкости от патрубка, сжав пассатижами его отогнутые усики.
Сдвиньте хомут по шлангу…

Замена прокладки головки блока цилиндров Опель Астра Н

27….и отсоедините шланг.

Замена прокладки головки блока цилиндров Опель Астра Н

Замена прокладки головки блока цилиндров Опель Астра Н

29. Выверните два болта крепления водораспределительной трубы к водяному насосу.

Замена прокладки головки блока цилиндров Опель Астра Н

30. Выверните болт крепления водораспределительной трубы к блоку цилиндров…

Замена прокладки головки блока цилиндров Опель Астра Н

31….два винта крепления трубы к модулю термостата…

Примечание.
Один из винтов крепления трубы к модулю термостата на фотографии не виден, так как закрыт трубой.

Замена прокладки головки блока цилиндров Опель Астра Н

32….и снимите водораспределительную трубу.

Замена прокладки головки блока цилиндров Опель Астра Н

Фланцы водораспределительной трубы уплотнены резиновым кольцом.
Заменяйте кольцо при каждой разборке соединения.

Замена прокладки головки блока цилиндров Опель Астра Н

33. Сдвиньте термоэкран по жгуту проводов…

Замена прокладки головки блока цилиндров Опель Астра Н

34….отведите фиксатор колодки жгута проводов в сторону…

Замена прокладки головки блока цилиндров Опель Астра Н

35….и отсоедините колодку жгута проводов от датчика давления масла.

Замена прокладки головки блока цилиндров Опель Астра Н

36. Отсоедините от кронштейнов двигателя пластмассовые держатели жгута проводов моторного отсека, перекусив их пассатижами…

Замена прокладки головки блока цилиндров Опель Астра Н

37….и выньте из моторного отсека жгут проводов.
38. Ослабьте затяжку десяти болтов крепления головки блока к блоку цилиндров в последовательности, показанной на рис. 5.1.

Предупреждение.
Болты крепления головки блока цилиндров можно выворачивать только на холодном двигателе.

Замена прокладки головки блока цилиндров Опель Астра Н

Рис. 5.1. Порядок выворачивания болтов крепления головки блока цилиндров.

Замена прокладки головки блока цилиндров Опель Астра Н

39. Снимите головку блока цилиндров в сборе с впускным коллектором двигателя…

Замена прокладки головки блока цилиндров Опель Астра Н

40….и снимите ее прокладку.

Полезный совет.
Снимайте головку блока цилиндров с помощником, так как она довольно тяжелая.
41. Очистите привалочные поверхности головки и блока.

Замена прокладки головки блока цилиндров Опель Астра Н

42. Проверьте головку блока на отсутствие коробления. Для этого, поставив линейку ребром на поверхность головки сначала посередине вдоль, затем поперек и по диагоналям, измерьте щупом зазор между плоскостью головки и линейкой. Отшлифуйте головку блока цилиндров, если зазор больше 0,1 мм.
43. Установите головку блока цилиндров в порядке, обратном снятию, с учетом следующего:
– удалите из резьбовых отверстий болтов крепления головки блока цилиндров масло и охлаждающую жидкость, попавшие туда при снятии головки;

Замена прокладки головки блока цилиндров Опель Астра Н

– обязательно установите новую прокладку головки блока, повторное ее использование не допускается; – смажьте болты моторным маслом;
– затягивайте болты на холодном двигателе в порядке, указанном на рис. 5.2, моментом, указанном в приложении 1.
44. Установите распределительные валы в последовательности, указанной в подразделе Снятие, дефектовка и установка распределительных валов Опель Астра h.
45. Установите все ранее снятые детали в порядке, обратном снятии.

Opel Astra-J с двигателем A16XER. Неисправность, по которой нужна квалифицированная помощь.

Нужна Ваша помощь в правильном выборе метода диагностирования неисправности и пути его исправления.

Предыстория.
Приехала машина Opel Astra-J с двигателем A16XER, приехала кое как, но сама. Двигатель при работе «колбасило и трясло» по страшному. Клиент рассказал, что ему поменяли двигатель по причине, что первый «запороли» при замене ГРМ и теперь машина плохо едет и плохо заводится. А на «холодную» при запуске появился какой-то металлический стук. Пилотная диагностика на «горячую» машину, выявила «кучу» диагностических кодов. Которые в свою очередь дали направление для размышления по логике устранения отказов.
Я, попросил оставить машину и пообещал заняться ей на следующий день.
Утром следующего дня автомобиль запускаться «отказался» на прочь. При прокрутке стартером чётко прослушивалось металлическое лязганье в районе механизма ГРМ. Мне пришлось затягивать автомобиль в бокс лебедкой. После подключения зарядного устройства для подзарядки аккумулятора и первичной диагностики наметился план по устранению неисправности. После полного заряда аккумулятора и пробного запуска, при продолжительной прокрутке стартером, автомобиль запустился. Я услышал не характерный металлический стук в двигателе, примерно два удара в секунду. При прогреве мотора, стук становился менее выраженным. Далее после снятия пыльника ремня ГРМ стало понятна причина этого стука. Это бился о корпус передней крышки масляного насоса натяжной ролик ремня ГРМ. Причиной таких колебаний стала муфта VVTI впускного распредвала. При вращении муфты, её движения по кругу было вытянуто по эллипсу, тем самым она подтягивала ремень ГРМ заставляя его напрягать натяжной ролик и биться корпусом о переднюю крышку насосов.

Что было сделано:
Механические неисправности в автомобиле были выявлены и устранены.
Это замена муфт VVTI впускного и выпускного распредвалов, первая по причине своей эллиптической орбиты вращения, а вторая по причине своего «грохотания» при запуске ДВС. Болты муфт менялись и при установке дотягивались с угломером. Распределительные валы и коленчатый вал стопарились и выставлялись при использовании спец инструмента. Кондукторы на концах рас-пред валов целые.
Был заменён датчик впускного распредвала и коленчатого вала по причине, первый был установлен с какого-то другого авто и болтался в посадочном месте крепления ГБЦ, второй по причине выхода из строя.
Заменены свечи зажигания по причине прокрутки изолятора вокруг своей оси в нижней резьбовой части.
Автомобиль стал запускаться с пол оборота. Но сохранялось не адекватное поведение ДВС при старте на прогреве. А именно, двигатель пускался и через некоторое время, без причины поднимал обороты до отсечки и так несколько раз. При этом никто на педаль акселератора не давил. Из выхлопной системы валил чёрный дым.
При обследовании видео эндоскопом системы впуска, было выявлено подтекание трёх форсунок из четырёх рабочих. Форсунки обследовали на стенде. Стенд показал, что присутствует механические повреждения игл с заклиниванием при подъёме и подаче давления бензина 3.5 кгс/см2. Так же имеется, неравномерная работа по производительности впрыска.
При изучении оперативных данных полученных с показаний датчиков, была выявлена неисправность по педали акселератора и датчика дроссельной заслонки.
Узлы (форсунки, педаль акселератора и дроссель) были заменены.
Перегазовка при пуске на прогреве в двигателе прошла.
В тест драйве автомобиля, вышел из строя модуль зажигания, который тоже заменили.
При дальнейшем анализе показаний сигналов датчиков и осциллограмм, по завышенным параметрам и аномальной работе, был от дефектован частотный датчик ДМРВ и аналоговый МАР. (Заменены)
В дальнейших изучениях оперативных показаний тест-анализов, были заменены по причине аномальной работы оба датчика кислорода.
Далее впускная система была обследована дыма генератором, выявлен, неисправный обратный клапан с отломанным соском и следами клея для герметизации (был заменён на новый) Также был проверен клапан адсорбера. (Исправен)
Также исключена неисправность в системе отвода отработанных газов. Проверена на утечки клапанная крышка. (Исправна)
Далее под подозрение попала масляная система смазки ДВС. При измерении давления масла в контрольной точке над выпускным коллектором в ГБЦ, манометр регистрирует показание 0.5 кгс/см2 и это на прогретом двигателе ХХ. При обследовании масляного стакана была выявлена металлическая стружка и всякий мусор в виде кусков герметика. Также обнаружено разрушение двух клапанов внутри стакана. Стакан вычистил, клапана заменил. Последующей проверке масляной системы по причине разрушения был заменен клапан масляной магистрали под заглушкой за генератором. По возможности система была продута. После этих манипуляций давление поднялось до 1 кгс/см2 и поднимается дальше, если прибавлять газу на двигателе.
Да, забыл сказать при замене муфт VVTI и сальников рас-пред валов, при снятии клапана муфты из бугеля внутри тоже был кусок герметика.
В процессе устранения неисправностей и установки узлов на двигатель производился сброс адаптивных настроек в ЭБУ, в первоначальные показания. (топливные коррекции, сброс дросселя, коррекция ХХ, подстройка КВ и РВ)
Сейчас машина работает ровно, пускается сразу, не дымит, расход ХХ в норме, выхлоп «пахнет геранью».
Осталось присутствие чрезмерного расхода масла, по причине залегания масло съёмных колец. Но и этот дефект в принципе тоже готов вылечить «Демиксидом». До ремонта клиент использовал универсальное масло для лёгких дизелей и бензиновых двигателей, вязкостью 10W40 производитель «Эльф». Свечи были в черной бахроме. И во всех цилиндрах наблюдалось масло. Сейчас используем Mitasu MJ1014 Масло моторное 5W30 Dexos-1 GOLD API SN ILSAС GF-5 специально для Opel Astra-J. Головки трёх поршней сухие, во втором присутствует масло.
Осталось под подозрением, показание одного из узлов датчика МАР, в оперативных показаниях иногда проскакивает транспарант «неисправность», загорается и тухнет Check Engine при этом не загорается.
Собственно, вот и подошли мы к сути вопроса! Что делать дальше и как правильно сформулировать отказ, а именно, что происходит с двигателем и ЭБУ?

При тест драйве машина «идёт» ровно без рывков, плавно разгоняется, это если ездить в пол педали и не давать раскручивать двигатель более 3500 обр/мин. Ошибок ни каких нет и не возникают.
Но если «при топить» и дать раскрутить колен-вал более 3500 обр/мин, то происходит резкое падение оборотов, ЭБУ «сваливается» в аварию, загорается на приборке транспарант «мощность двигателя ограничена» «проследуйте в сервис», включается лампочка противо-буксовой системы (курсовой стабилизации). Ну и все сопутствующие признаки «аварийного режима», это вентилятор включен на максимальные обороты, ДВС «колбасит по страшному». Появляются ошибки в «ЕСМ» (модуль контроля двигателя) три, четыре штуки. И одна "EBCM" (электронный модуль управления тормозной системой).
В «ЕСМ», это Р0011, Р0068, Р0101, и Р0106. В «freeze-frame», Стоп-Кадре последовательность именно такая.
В «ЕВСМ» всегда U0100
После сброса ошибок сканером, системы возвращаются к нормальной работе. И цикл регистрации DTC повторяется в разгоне на 3500 обр/мин.
О чем гласят ошибки в «ЕСМ»? Первая ошибка по впускному распредвалу и скорее всего она регистрируется при подклинивании клапана управления, хотя, тест клапанов и впускного, и выпускного на ХХ выполняются на «ура».
Остальные ошибки по впуску.
О чем гласят ошибки в «ЕВСМ»? Это, прекращается опрос по CAN линии в следствии аварийной работы ЭБУ «ЕСМ».
Ошибка Р0011 после повторной процедуры адаптации «коленвал рас-пред вал», «ушла» и пока не фиксируется. Ошибок по системе ГРМ ЭБУ не фиксирует!
Остались DTC в «ЕСМ» только это, Р0068, Р0101, и Р0106. В «freeze-frame», Стоп-Кадре последовательность именно такая.
В «ЕВСМ» U0100 всегда при возникновении аварийного режима в ЭБУ.

Что заметил в фиксации параметров «freeze-frame», это то, что в момент фиксации сбоя работы ДВС, фиксируется большая разница в показаниях между «желаемым положением» и «фактическим положением» впускного распредвала. Она составляет 50% от того, что должно быть, а на ХХ оборотов уходит 100%. То есть, получается не правильная фаза в сгорании и смеси образовании обеспечивается! Такое происходит только в движении, под нагрузкой. Если раскручивать двигатель на холостых до отсечки, сбоя и ошибок нет.

Из всего этого у меня к Вам вопросы:
Может быть? Это проблема грибко-видного клапана во впускном коллекторе?

Возможно ли решить проблему, перепрограммированием ЭБУ двигателя?

Коллеги, прошу Вас вникнуть в суть вопроса и подсказать варианты решения данной проблемы!
Спасибо, что дочитали до конца.
Отвечу на все интересующие Вас вопросы.

Замена поршневых колец и сальников клапанов Opel Astra G. Часть 2

Продолжаем разбирать двигатель X16XEL на Опель Астра G для замены поршневых колец и маслосъемных колпачков.

Снятие распредвалов двигателя X16XEL.

Теперь можно снять распределительные валы. Я снимал распредвалы на снятой ГБЦ, но удобнее делать это, когда головка еще на блоке цилиндров. Нужно запомнить или зарисовать расположение крышек. Каждая крышка должна быть на своей опоре. Крышки пронумерованы. На впускном распредвале крышки опор нумеруются с 1 по 5, а на выпускном с 6-ой по 10-ую. На обоих валах нумерация начинается со стороны системы ГРМ.

Сначала снимаем впускной распредвал. Болты крышек сначала равномерно ослабляются, начиная от левого края (ближе к ГРМ) по спирали к центру. То есть сперва ослабляются болты крышки с номером 1, затем болты крышки 5, потом крышки 2, следующая крышка 4 и последней в очереди остается крышка 3. После ослабления всех крышек, болты полностью выкручиваются. В аналогичном порядке откручивается выпускной распредвал.

поршневых колец
поршневых колец
поршневых колец

Распредвалы сняты. Если с ними все нормально (нет задиров, царапин, других дефектов), откладываем их в сторону на чистую поверхность.

поршневых колец

Гидрокомпенсаторы нужно класть дном вниз, чтобы масло из них не вытекало и внутрь не попал воздух. Можно проверить исправность гидрокомпенсаторов, надавливая на них. Исправные компенсаторы сжиматься не должны.

Снятие головки блока цилиндров двигателя X16XEL.

ГБЦ притянута к блоку цилиндров с помощью 10-и болтов типа Torx (внешний), М10х1.25 длиной 165мм. Ослаблять болты нужно, также как и крепеж распредвалов, равномерно, в порядке, обратном показанному на рисунке (от краев к середине):

поршневых колец

Сразу предупрежу, что если болты ни разу не откручивали, или откручивали много лет назад, то открутить их будет очень сложно. Как я уже писал в начале, в моем случае свернулись головки у 2-х болтов. Тогда можно поступить как я или придумать что-то другое. Я накернил головки примерно посередине. Просверлил углубление сначала сверлом 6 мм. Меньшее сверло нужно чтобы, если что, немного выровнять по центру. Нужно просверлить только на глубину самой головки болта, чтобы она не упиралась в широкую шайбу и не мешала снять ГБЦ. Сверлить нужно очень аккуратно, чтобы стружка не попала внутрь двигателя. Можно подложить чистую ветошь. Желательно иметь в инструментах магнит. Им очень удобно собирать стружку и в дальнейшем он пригодится (об этом позже).

поршневых колец
поршневых колец

После того, как просверлили чуть ниже шайбы сверлом 6 мм

поршневых колец

Дальше сверлим сверлом 10 мм

поршневых колец

После того, как головка болта просверлена сверлом 10 мм я с помощью отвертки и молотка сделал узкое углубление с краю головки болта.

поршневых колец

Затем установил отвертку под небольшим углом, чтобы при ударе по ней болт стремился в сторону отворачивания. Запланировано было просто сорвать головку болта, чтобы она не мешала снять голову, а потом уже как-нибудь открутить сам болт. Но в процессе такого воздействия болт стронулся с места, и я его вывернул. Так же вывернул и второй.

Даже если все болты крепления ГБЦ вывернутся без таких сюрпризов, их все равно необходимо заменить, т.к. в процессе выкручивания они немного вытягиваются и головка болта пусть немного, но сворачивается. И если ставить такие болты обратно, то при закручивании они точно сломаются.

Теперь можно приступать к отсоединению головки от блока цилиндров. Хоть в этом соединении и присутствует прокладка, но для надежности его дополняют еще и герметиком. Поэтому чтобы отделить головку от блока придется приложить немного усилий.

Чтобы головка блока цилиндров устанавливалась ровно на блоке цилиндров имеются две небольшие направляющих в виде коротких трубок. По ним выравнивается ГБЦ при установке.

Еще раз убеждаемся, что снятию головки ничего не мешает, и снимаем ее. И вот мы уже внутри сердца автомобиля.

поршневых колец

На следующем фото видно одну направляющую возле первого цилиндра.

поршневых колец
поршневых колец

И отдельно клапана на каждый цилиндр.

поршневых колец
поршневых колец

поршневых колец
поршневых колец

Вот это все необходимо очистить! Сразу скажу, что выпускные клапана ( вверху на фото) очищать труднее, т.к. они работают при высоких температурах, и все отложения прикипают.

Теперь на очереди снятие поршней двигателя X16XEL.

Снова лезем под автомобиль. Нужно снять поддон картера. Думаю, тут вопросов не возникнет. Откручиваем по периметру поддона все винты крепления, не забывая про те, что в глубоких колодцах возле КПП, и 3 болта, притягивающие поддон к коробке. Сам поддон нужно снимать аккуратно, потому что трубка маслозаборника с фильтром расположена близко к поддону.

Ключом Torx E10 откручиваем крышки шатунов.

поршневых колец
поршневых колец

Очень важно разложить снятые крышки так, чтобы при установке не поменять их местами. Кривошипная головка шатуна (соединение с коленвалом) изготавливается методом контролируемого раскалывания, поэтому менять крышки местами не допускается! Для удобства можно складывать крышки в 4 пластиковых стакана (имеются наверно в каждом гараже:)).

Вкладыши шатунных подшипников лучше заменить. Для справки: подшипники скольжения коленвала изготавливаются многослойными (стальная основа, покрытая сплавами меди, свинца, олова, никеля и защитным слоем олова с двух сторон). Или из сплава стали с алюминием. На фото видно (переход от светлой полосы в темную), как стерлись несколько слоев в месте контакта вкладыша с шейкой коленвала.

поршневых колец
поршневых колец

Очень хорошая статья с подробным описанием подшипников расположена тут: Коренные и шатунные вкладыши.

Шатунные вкладыши, как и поршневые кольца, бывают стандартными и ремонтными.

После снятия крышки шатуна можно снимать поршень. Для этого можно провернуть коленвал так, чтобы поршень поднялся максимально высоко, затем упереть, например, ручку молотка в оставшуюся половину кривошипной головки и аккуратно вытолкнуть поршень вверх, чтобы сверху его можно было вытащить руками. При повороте коленвала нужно следить, чтобы шатунная шейка его находилась в верхней половинке кривошипной головки поршня, чтобы ничего не повредить при вращении.

поршневых колец

Нужно внимательно осмотреть стенки цилиндров на наличие задиров, царапин. Если есть что-то похожее, то без моториста уже не обойтись.

поршневых колец

После снятия поршни лучше тоже разложить по порядку (можно вместе с крышками шатунов). Затем необходимо также внимательно осмотреть каждый поршень. В моем случае маслосъемные кольца, состоящие из 3-х частей, как говорят, залегли. Это значит, что в канавке головки поршня скопилось очень много нагара от сгоревшего масла и кольца перестали пружинить. То есть совсем не выполняли свою функцию. Вот как это выглядит:

поршневых колец
поршневых колец

поршневых колец
поршневых колец

Это одна из причин жора масла двигателем и синего дыма из выхлопной.

поршневых колец
поршневых колец

Снимаем старые кольца с поршней.

поршневых колец

Головки поршней зачищаем. Я пробовал отмачивать детали с масляным нагаром в сольвенте, но результат был нулевой (жаль, не попробовал димексидом. Говорят, хорошо очищает).

поршневых колец
поршневых колец

Для очистки от масляного нагара удобно использовать бормашину с насадками в виде металлической щетки.

Kracovki

Усердствовать не нужно, чтобы не оставлять глубоких царапин.

поршневых колец

Также необходимо хорошо очистить поверхность блока цилиндров от остатков старой прокладки ГБЦ. При этом нужно не допустить попадания грязи в каналы рубашки охлаждения.

Перед заменой колец необходимо убедиться, что зазоры в компрессионных кольцах соответствуют допуску.

поршневых колец
поршневых колец
поршневых колец

Устанавливаем новые поршневые кольца на поршни.

Перед установкой новых поршневых колец необходимо расчистить канавки от нагара. Для этого можно использовать старые кольца.

Начинаем с маслосъемного.

поршневых колец

Второй вид расширителей называется MF-System.

поршневых колец

поршневых колец

Маслосъемные кольца из комплекта, описанного в самом начале для двигателя X16XEL, относятся к первой системе. Верхнее и нижнее плоские кольца устанавливаются между лапками кольца. Сначала устанавливается так называемое расширительное кольцо. Затем сверху и снизу от него в ту же канавку надеваются плоские кольца. Если надевать сначала плоское, затем расширительное кольцо, то плоское кольцо не встанет между лапками и третье кольцо просто не наденется. Замки плоских колец располагают под углом 90 градусов к расширительному кольцу и под 180 градусов друг к другу.

поршневых колец
поршневых колец

Мужик с чупа-чупсом))

поршневых колец

В процессе работы двигателя компрессионные кольца из-за зазора между кольцом и канавкой разбивают свои посадочные места. На поршне это наблюдается в виде заусенца по периметру канавки:

поршневых колец
поршневых колец

После установки поршневых колец необходимо убедиться, что величина бокового зазора посадки кольца в канавке находится в пределах:

Установка поршней в блок цилиндров.

Перед установкой поршня поршневые кольца разворачивают так, чтобы между замками был угол в 120 градусов. Для установки поршней можно использовать самодельную оправку в виде согнутой в цилиндр пластины толщиной 1-1.5 мм и шириной около 100 мм. Должен получиться цилиндр диаметром около 80 мм. На эту оправку надевается хомут. Поршень опускается в цилиндр, выставляются кольца, сверху надевается оправка. Стягиванием хомута, поршневые кольца сжимаются в своих канавках. Нежными постукиваниями по днищу поршень утапливается в цилиндр.

поршневых колец
поршневых колец

Процесс установки поршня с такой оправкой показан на видео:

На днище поршней имеются стрелки, которые при установке должны указывать в сторону ГРМ. Замки на нижних головках шатунов направлены в сторону салона автомобиля. После установки поршней в свои цилиндры прикручиваются (каждый на свое место) крышки шатунов. Сначала оба болта каждой крышки затягиваются до момента 25 Нм, затем дозатягиваются на 30 градусов.

Снятие и установка головки блока цилиндров (двигатель 1,4–1,6 л)

Перед процедурой проверки прогрейте двигатель до рабочей температуры (температура масла – 80 °C).


Рис. 2.212 . Компоненты, снимаемые при демонтаже воздушного фильтра: 1 – болт крепления нижней резиновой опоры; 2 – жгут проводов датчика массового расхода воздуха; 3 – линия вентиляции топливного бака; 4 – шланг вентиляции двигателя; 5 – шланг воздухозаборника; 6 – впускная труба

Снимите корпус воздушного фильтра (рис. 2.212).

Отсоедините жгут проводов датчика массового расхода воздуха.

Отсоедините линию вентиляции топливного бака.

Отсоедините шланг вентиляции двигателя от шланга воздухозаборника.

Сняв хомут, отсоедините шланг воздухозаборника от дроссельного патрубка.

Сняв хомут, отсоедините корпус воздушного фильтра.

Отверните болт крепления нижней резиновой опоры и отсоедините ее.

Отсоедините впускную трубу.


Рис. 2.213 . Снятие охлаждающих патрубков с дроссельной заслонки: 1, 3 – щланги охлаждающей жидкости; 2 – разъемы жгута проводов дроссельного патрубка

Отсоедините разъемы жгута проводов дроссельного патрубка (рис. 2.213).

Отсоедините шланги охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка.

Поместите внизу контейнер для слива.

Снимите 2 хомута.

Отсоедините шланг охлаждающей жидкости.


Рис. 2.214 . Сброс давления в топливной системе: 1 – испытательный штуцер; 2 – специальный инструмент

Сбросьте давление топлива с помощью специального инструмента KM-J-34730-91 через испытательный штуцер, для этого отверните защитную крышку испытательного штуцера (рис. 2.214).

Соберите выходящее топливо в подходящий контейнер.

Соблюдайте правила безопасности и требования местного законодательства


Рис. 2.215 . Снятие топливопровода и ваккумной магистрали: 1 – специальный инструмент; 2 – подающий топливопровод; 3 – вакуумная магистраль усилителя тормозов

Отсоедините подающий топливопровод от топливной рампы с специального инструмента КМ 796 (рис. 2.215).

Отсоедините быстроразъемную муфту.

Отсоедините вакуумную магистраль усилителя тормозов от впускного коллектора.

Отсоедините быстроразъемную муфту.

Отсоедините линию вентиляционного клапана топливного бака от впускного коллектора.

Отсоедините разъем жгута проводов вентиляционного клапана топливного бака.

Отсоедините переднюю выхлопную трубу от каталитического нейтрализатора, отвернув 3 гайки крепления.

Поместите внизу контейнер для слива


Рис. 2.216 . Слив охлаждающей жидкости: 1 – сливной винт охлаждающей жидкости; 2 – сливной штуцер

Присоедините подходящий шланг к сливному штуцеру (2.216).

Отверните сливной винт охлаждающей жидкости.

Слейте охлаждающую жидкость.

Затяните сливной винт охлаждающей жидкости.

Отключение систем электропитания и управления двигателем

Отсоедините разъемы жгута проводов модуля управления двигателем.

Отсоедините плавкий предохранитель.

Отсоедините 2 массовых провода, отвернув 2 гайки крепления.

Отсоедините 6 заглушек жгута проводов двигателя: заглушка, модуль зажигания, датчик давления масла, датчик температуры охлаждающей жидкости, датчик распредвала.


Рис. 2.217 . Отключение систем электропитания и управления двигателем: 1 – разъемы жгута проводов модуля управления двигателем; 2 – плавкий предохранитель; 3 – залушка; 4 – массовые провода; 5 – заглушка разъема модуль зажигания; 6 – заглушка разъема датчик давления масла; 7 – заглушка разъема датчик температуры охлаждающей жидкости; 8 – заглушка разъема датчика распредвала

Освободите жгут проводов.

Отсоедините корпус термостата от насоса охлаждающей жидкости, отвернув 3 болта крепления.


Рис. 2.218 . Снятие корпуса термостата: 1 – шланг охлаждающей жидкости; 2 – корпус термостата; 3 – прокладка

Отсоедините шланг охлаждающей жидкости от радиатора.


Рис. 2.219 . Отключение охлаждения от клапана рециркуляции отработавших газов: 1 – клапан рециркуляции отработавших газов; 2 – шланг охлаждающей жидкости

Отсоедините шланг охлаждающей жидкости от клапана рециркуляции отработавших газов (рис. 2.219).

Отсоедините разъем жгута проводов датчика концентрации кислорода.

Выньте заглушку кронштейна.

Отсоедините жгут проводов от кронштейна.

Снимите подъемные скобы двигателя, отвернув 2 болта крепления.

Отверните тепловой экран.

Отверните 2 болта.

Снимите направляющую трубку щупа для измерения уровня масла.


Рис. 2.220 . Отсоединение трубки щупа для измерения уровня масла: 1 – направляющая трубка щупа для измерения уровня масла;2 – болт крепелния; 3 – впускной коллектор

Отсоедините от выпускного коллектора.

Снимите выпускной коллектор, отвернув 9 болта крепления.

Снятие масляного фильтра

Отсоедините крышку от корпуса масляного фильтра.

Снимите элемент масляного фильтра.

Отсоедините корпус масляного фильтра от блока цилиндров, отвернув 3 болта крепления.

Снимите поликлиновый ремень.

Маркируйте направление вращения.

Поверните натяжитель поликлинового ремня по часовой стрелке используя приспособление КМ 6131.


Рис. 2.221 . Отключение систем электропитания и управления двигателем: 1 – крышка; 2 – элемент фильтра; 3 – корпус масляного фильтра; 4 – болты крепления; 5 – прокладка

Установите приспособление KM-955-2.

Ослабьте натяжитель поликлинового ремня.

Отсоедините ременный шкив насоса охлаждающей жидкости от насоса охлаждающей жидкости, отвернув 3 болта крепления.

Снимите корпус механизма газораспределения.

Отверните 4 болта крепления насоса охлаждающей жидкости.

Отверните 5 болтов крепления корпуса механизма газораспределения.

Отсоедините датчик распредвала от корпуса механизма газораспределения, отвернув болт крепления.

Отсоедините вентиляционный шланг двигателя от крышки головки блока цилиндров.

Снятие модуля зажигания

Снимите жгут проводов модуля зажигания.

Снимите крышку модуля зажигания с крышки головки блока цилиндров в направлении стрелки

Отверните два болта крепления.

Отделите модуль зажигания от свечей зажигания с помощью специального инструмента КМ 6009.

Отсоедините крышку головки блока цилиндров от головки блока цилиндров, отвернув 13 болтов крепления.

Снимите заглушку основания блока цилиндров.


Рис. 2.222 . Компоненты, снимаемые при демонтаже модуля зажигания: 1 – крышка модуля зажигания; 2 – специальный инструмент; 3 – жгут проводов модуля зажигания; 4 – модуль зажигания; 5 – болты крепления; 6 – крышка головки блока цилиндров

Установите поршень первого цилиндра в положение ВМТ (зажигание)

Установите специальный инструмент КМ 952. Плавно вращайте коленвал, пока специальный инструмент КМ 952 не дойдет до упора.

Метка на ременном шкиве коленчатого вала должна совместиться с выступом на корпусе механизма газораспределения.

Снимите направляющую из головки блока цилиндров, отвернув 2 болта крепления.

Снимите зубчатые колеса распредвала, отвернув 2 болта крепления.

Удерживайте открытым гаечным ключом за шестигранник распредвала.

Поместите звездочки распределительного вала с одной стороны с цепью в корпусе механизма газораспределения.

Снятие головки блока цилиндров


Рис. 2.223 . Порядок отворачивания болтов крепления головки блока цилиндров

Отверните болты крепления головки блока цилиндров в порядке, показанном на рисунке 2.223.

Отверните 12 болтов на 90°.

Отверните 12 болтов на 180°.

Снимите головку блока цилиндров

Заведите натяжитель цепи за шину натяжения.

Установите головку блока цилиндров на брусках.

Снимите прокладку головки блока цилиндров.

Отсоедините прокладку корпуса механизма газораспределения.

Срежьте уплотняющие кромки эластомера (размер II) прокладки корпуса механизма газораспределения изнутри к внешней стороне острым ножом и сделайте заподлицо с блоком цилиндров


Рис. 2.224 . Прокладка механизма газораспределения

Аккуратно согните прокладку в точках загиба (стрелки) (рис. 2.224).

Удалите остатки прокладки и очистите уплотняемые поверхности

Обеспечьте удаление остатков уплотняющей кромки эластомера из пространства между корпусом механизма газораспределения и блоком цилиндров, а также из корпуса механизма газораспределения.


Рис. 2.225 . Проверка головки блока цилиндров

Проверьте головку блока цилиндров и блок цилиндров на плоскостность (рис. 2.225).

При проверке или ремонте головки блока цилиндров отсоедините все внешние элементы от цилиндра.

Установите прокладку головки блока цилиндров.


Рис. 2.226 . Схема установки прокладки головки блока цилиндров

Срежьте выступающие части эластомера (размер I) со стороны механизма газораспределения (рис. 2.226).


Рис. 2.227 . Схема установки прокладки на корпус механизма газораспределения

Нанесите валик кремниеворганического герметика (серого) на корпус механизма газораспределения/ блок цилиндров толщиной приблизительно 2 мм (размер I) (рис. 2.227).

Головка блока цилиндров должна быть установлена в течение 10 мин после нанесения кремниевого (серого) герметика и установки болтов корпуса механизма газораспределения.

Установите новую прокладку головки блока цилиндров на блок цилиндров.

Маркировка TOP должна находиться сверху.

Нажмите на прокладку в области нанесения кремниевого (серого) герметика.


Рис. 2.228 . Схема установки верхней прокладки на корпус механизма газораспределения: 1 – верхняя прокладка; 2 – жгут

Установите верхнюю прокладку корпуса механизма газораспределения (рис. 2.228).

Установите 2 (стрелки) болта корпуса механизма газораспределения.

Установите новую прокладку на корпус механизма газораспределения.

Нажмите на прокладку в области нанесения кремниевого (серого) герметика.

Нанесите валик кремниеворганического герметика (серого) на корпус механизма газораспределения / блок цилиндров толщиной приблизительно 2 мм (размер I).

Установка головки блока цилиндров

Введите специальный инструмент KM-955-1 через отверстие в корпусе механизма газораспределения.

Введите натяжитель цепи по шине натяжения.

Установите штифт в направляющую.

Закрепите головку блока цилиндров.

Заверните новые болты крепления головки блока цилиндров на несколько оборотов.

Установите корпус механизма газораспределения.

Откорректируйте положение головки блока цилиндров легкими ударами резинового молотка в направлении корпуса механизма газораспределения.

Затяните 3 болта моментом 8 Н·м.

Затяните 12 болтов крепления головки блока цилиндров моментом 25 Н·м, доверните на +60° +60° +60°.


Рис. 2.229 . Порядок затягивания болтов крепления головки блока цилиндров

Обратите внимание на правильную последовательность затяжки (рис. 2.229).

Установка остальных компонентов осуществляется в порядке, обратном снятию.

Читайте также: