Клапан двойной защиты камаз неисправности

Обновлено: 16.05.2024

Основные неисправности

Пневмосистема имеет значительную утечку сжатого воздуха.

Заменить шланги и трубопроводы.

Заменить поврежденные детали.

2. Часто срабатывает регулятор давления при заполненной пневмосистеме.

Утечка сжатого воздуха в магистрали от компрессора до блока защитных клапанов

Заменить шланги и трубопроводы.

Заменить поврежденные детали.

3. Ресиверы пневмосистемы не заполняются (регулятор давления срабатывает)

Неправильно отрегулирован регулятор давления.

Отрегулировать регулятор давления регулировочным винтом, при необходимости заменить регулятор.

Перекрыто проходное сечение трубопроводов от регулятора давления до блока защитных клапанов.

Удалить заглушку и посторонние предметы, продуйте трубопровод сжатым воздухом.

4. Не заполняются ресиверы IIIи IVконтуров

Неисправен тройной защитный клапан

Заменить неисправный аппарат.

Засорены питающиеся трубопроводы.

Деформация корпуса двойного защитного клапана из-за перетяжки крепления клапана к лонжерону рамы.

Удалить посторонние предметы из трубопровода.

Привести в соответствие затяжку крепления двойного защитного клапана к лонжерону рамы.

5. Не заполняются ресиверы Iи II контуров

Неисправен тройной защитный клапан.

Заменить неисправный аппарат

Тройной защитный клапан плотно прижат к лонжерону рамы

Удалить посторонние предметы.

При отсутствии зазора увеличить длину проставок крепления двойного защитного клапана.

6. Давление в ресиверах Iи IIконтуров выше или ниже нормы при работающем регуляторе давления.

Неисправен двухстрелочный манометр

Заменить двухстрелочный манометр

Неправильно отрегулирован регулятор давления.

Отрегулировать регулятор давления, при необходимости заменить.

7. Неэффективное торможение или отсутствие торможения автомобиля рабочим тормозом при полностью нажатой тормозной педали.

Неисправен тормозной кран.

Заменить тормозной кран.

Загрязнение полости под резиновым чехлом рычага привода двухсекционного тормозного крана. Чехол порван или снят с посадочного места.

Наличие значительной утечки сжатого воздуха в магистрали IиII контуров после тормозного крана.

Не отрегулирован привод тормозного крана

Неправильная установка привода регулятора тормозных сил

Неисправен клапан ограничения давления.

Ходы штоков тормозных камер превышают установленную величину (40мм)

Очистить от грязи полости под чехлом. При необходимости заменить чехол.

Заменить шланги и трубопроводы.

Заменить поврежденные детали.

Отрегулировать привод тормозного крана.

Отрегулировать установку регулятора тормозных сил или заменить его.

Заменить клапан ограничения давления.

Отрегулировать ход штоков

8. Неэффективное торможение или отсутствие торможения автомобиля стояночным, запасным тормозами

Неисправны: ускорительный клапан; кран стояночного тормоза; кран аварийного растормаживания.

Засорены трубопроводы или шланги III контура

Заменить неисправный тормозной аппарат

Очистите трубопроводы и продуйте их сжатым воздухом. При необходимости замените на исправные

Неисправны пружинные энергоаккумуляторы

Замените неисправные тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами

Ходы штоков тормозных камер превышают установленную величину(40 мм)

Отрегулируйте ход штоков

9. При нажатии на тормозную педаль или при включении стояночного тормоза фонари стоп-сигнала не загораются.

Неисправности тормозной системы Камаз

Особенности конструкции тормозной системы автомобилей КамАЗ обусловили появление неисправностей, которые не характерны для автомобилей других марок с одноконтурным приводом тормозов.

В тормозной системе автомобиля КамАЗ могут возникнуть следующие неисправности:

1. Воздушные баллоны пневмомагистрали не заполняются или заполняются медленно, при этом регулятор давления часто срабатывает. Причиной неисправности является утечка сжатого воздуха из-за повреждения корпусов деталей, наличия вмятин и забоин на торцевых поверхностях бобышек подвода (отвода) сжатого воздуха.

2. Не заполняются воздушные баллоны III и IV контуров. Причиной неисправности являются засорение питающих трубопроводов, деформация корпуса двойного защитного клапана и неисправность двойного защитного клапана.

3. Не заполняются воздушные баллоны I и II контуров. Причинами неисправности могут быть установка без зазора тройного защитного клапана при монтаже, засорение тройного защитного клапана, засорение питающих трубопроводов.

4. Не заполняются воздушные баллоны прицепа (полуприцепа) из-за неисправности агрегатов управления тормозами прицепа, расположенные на тягаче или на самом прицепе (полуприцепе).

5. Давление в воздушных баллонах I и II контуров выше или ниже нормы при работающем регуляторе давления. Причиной неисправности может быть неправильно отрегулированный регулятор давления или неисправный двухстрелочный манометр.

6. Отсутствие торможения автомобиля рабочим тормозом. Причинами этого могут быть неотрегулированный привод тормозного крана, неисправный тормозной кран, неправильная установка привода регулятора тормозных сил, неисправный клапан ограничения давления, увеличенный ход штоков тормозных камер, превышающий установленную величину (40 мм).

7. Не работают стояночный и запасной тормоза. Причинами могут быть неисправный ускорительный клапан, тормозной кран обратного действия с ручным управлением, кран аварийного растормаживания, неисправные пружинные энергоаккумуляторы, увеличенный ход штока тормозных камер, превышающий установленную величину 40 мм.

8. Автомобиль не растормаживается при установке рукоятки крана обратного действия с ручным управлением в положение «движение». Причиной может быть утечка воздуха из трубопроводов III контура или из атмосферного вывода ускорительного клапана, а также поломка упорного подшипника пружинного энергоаккумулятора.

9. При движении автомобиля происходит торможение задней тележки. Причинами могут быть неисправность двухсекционного тормозного крана, неправильность регулирования привода тормозного крана, нарушение уплотнения в энергоаккумуляторе.

10. Отсутствие торможения или неэффективное торможение прицепа при нажатой тормозной педали или включении крана обратного действия с ручным управлением из-за неисправности одинарного защитного клапана, клапана управления тормозами прицепа, разобщительных кранов, соединительных головок.

11. Отсутствует торможение автопоезда при включении вспомогательного тормоза. Это может возникнуть по причине неисправностей следующих приборов: пневматического крана включения вспомогательного тормоза, механизмов заслонок, датчика включения вспомогательного тормоза, электромагнитного клапана.

12. Не загорается лампочка стоп-сигнала по причине перегорания лампочки, неисправности датчика включения стоп-сигнала или агрегата пневмопривода.

13. Попадание масла в пневмосистему. Причиной является износ поршневых колец и цилиндров компрессора.

14. Медленное заполнение воздухом всех баллонов тормозной системы по причине износа поршневых колец и цилиндров компрессора и дефектов деталей пневматического привода.

Двойной защитный клапан.

Служит для защиты тормозной системы от утечки сжатого воздуха.

Корпус клапана (1) имеет цилиндрическую форму и в нём есть три отверстия: нижнее отверстие соединяется с напорной системой, а два верхних отверстия ведут, каждое в свой тормозной контур. Внутри корпуса есть подвижный поршень (2), у которого так же есть три отверстия: нижнее отверстие соединяется с напорной системой, а два боковых отверстия закрыты клапанами (4) с помощью поджимающих пружин (5).

Принцип действия.

Если напорная система исправна, то воздух из неё проходит через нижнее отверстие во внутрь корпуса клапана (1), а затем попадает в нижнее отверстие поршня (2). В поршне разделяясь на два потока, сжатый воздух открывает клапаны (4), преодолевая сопротивления пружин (5) и поступает одновременно сразу в два тормозных контура.

Если в напорной системе произошел обрыв воздуховода и резко падает давление воздуха, то клапаны (4) под действием пружин (5) закрывают отверстия, а сжатым воздухом с нормальным давлением из тормозных контуров прижимают их ещё плотнее. Таким образом утечки сжатого воздуха из тормозных контуров небудет.

Если выходит из строя один из тормозных контуров и в нём резко падает давление воздуха, то поршень (2) в корпусе клапана (1) под действием давления в исправном контуре двигается в сторону неисправного контура и перекрывает его отверстия, тем самым исключая утечку воздуха как из напорной системы так и из исправного контура. При этом рабочий тормозной контур продолжает получать сжатый воздух из напорной системы и позволяет остановить троллейбус за счёт действия тормозов одного моста.

Тормозной цилиндр.

Является приводом барабанно-колодочного тормоза (БКТ).


На троллейбусе установлены четыре тормозных цилиндра: два на переднем мосту и два на заднем мосту. Каждый из них состоит из цилиндрического корпуса, плотно закрытого крышкой. На ней имеются две крепёжные шпильки, которые служат для установки цилиндра на суппорты переднего моста и на балку заднего моста. На корпусе имеется одно или два входных отверстия для подведения воздуховодов от тормозного крана. В боковом отверстие крышки имеется сапун, который служит для сброса излишков сжатого воздуха в атмосферу.

Внутри корпуса цилиндра находится поршень, на котором шарнирно закреплён выдвижной шток. В шарнирное соединение закладывается смазка при сборке и при её периодической замене через маслёнку. Чтобы смазка не засорялась, на выходном отверстие штока надевается резиновый гофрированный чехол (пыльник). Так же чтобы смазка не попадала в сжатый воздух, на поршне установлен войлочный сальник, а чтобы сжатый воздух не проникал во внутрь цилиндра, на поршне устанавливается резиновая манжета. Под поршнем имеется возвратная пружина. На конец штока, который выступает наружу, крепится вилка для соединения с тормозным рычагом БКТ.

Принцип действия.

При нажатии тормозной педали на позицию «Т 3» срабатывает тормозной кран и во внутрь цилиндра нагнетается сжатый воздух под давлением. Под его действием поршень начинает движения, преодолевая сопротивление возвратной пружины и выдвигает шток. Шток поворачивает тормозной рычаг и БКТ затормаживается.

При отпуске тормозной педали, тормозной кран перестаёт подавать сжатый воздух в цилиндр, давление внутри корпуса цилиндра падает и тогда под действием возвратной пружины поршень движется обратно и тем самым задвигая шток во внутрь цилиндра. БКТ растормаживается, а отработанный воздух вытесняется в тормозной кран.

Неисправности.

1. Обрыв цилиндра.

2. Обрыв воздуховода от цилиндра.

3. Поломка возвратной пружины.

4. Обрыв штока от тормозного рычага.

5. Износ резиновой манжеты и снижении эффективности работы цилиндра.

6. Замерзание сапуна.

7. Износ сальника, забивание смазкой тормозного крана и как следствие нарушение работы всех БКТ.

Тормозной кран.

Служит для подачи сжатого воздуха в тормозные цилиндры, сначала заднего, а затем переднего мостов. На троллейбусе используется двухсекционный кран следящего действия, который установлен слева под полом кабины. Кран состоит из опорной трубы, корпуса рычага, верхней и нижней секций и корпуса атмосферного вывода.




Опорная плита служит для крепления крана к раме троллейбуса. Сверху над плитой имеется корпус рычага, в котором рычаг установлен на оси. Верхний конец рычага выведен за корпус и через тягу соединён с тормозной педалью.


На нижнем конце рычага имеется ролик, который должен касаться толкателя без зазора, если зазор возник, то его устраняют с помощью регулировочного винта, а чтобы небыло заеданий вовнутрь корпуса закладывается густая смазка и сверху корпус закрыт резиновым колпаком.

Толкатель вставлен в отверстие опорной плиты и под ним в верхней секции находится тарелка, упругий элемент и верхний поршень, они соединены между собой упорным болтом. Поршень снизу поджат пружиной и служит для открытия верхнего клапана. Клапан имеет форму латунной трубки, снизу поджимается пружиной и служит для перекрытия горизонтального канала в верхней секции. Он соединяет воздушный резервуар с тормозными цилиндрами заднего моста. В нём имеется маленькое отверстие для подачи воздуха в нижнею секцию. В нижней секции установлен усиливающий поршень, под которым размещается нижний поршень и оба поджаты общей пружиной. Нижний поршень открывает нижний клапан, который снизу поджат пружиной и служит для перекрытия горизонтального канала в нижней секции. Он соединяет воздушный резервуар с тормозными цилиндрами переднего моста. Оба клапана надеты на вертикальный шток, который имеет пазы для сброса воздуха в атмосферу. Внизу имеется корпус атмосферного вывода, который служит для сброса отработанного воздуха. Он представляет из себя отверстие перекрытое резиновой диафрагмой с гибкими краями.


Принцип действия.

При нажатии на тормозную педаль на позицию «Т 3», через тягу поворачивается рычаг тормозного крана, который давит своим роликом на толкатель и опускает его вниз, под их действием опускается тарелка и через упругий элемент опускается верхний поршень. Он сжимает пружину, давит и опускает вниз верхний клапан, тем самым открывая канал верхней секции и сжатый воздух из резервуара подаётся на тормозные цилиндры заднего моста. Одновременно с этим часть сжатого воздуха, через боковое отверстие попадает в нижнею секцию, там скапливаясь, воздух давит и опускает вниз усиливающий поршень, вместе с ним опускается нижний поршень. При этом открывается канал нижней секции и воздух из резервуара подаётся на тормозные цилиндры переднего моста. Таким образом на троллейбусе срабатывают одновременно передние и задние тормозные цилиндры.

После остановки троллейбуса, при сбросе тормозной педали, она тянет за собой тягу вместе с рычагом, он возвращается обратно, толкатель поднимается вверх и все детали тормозного крана, под действием пружин занимают исходное положение, горизонтальные каналы перекрываются и воздух перестаёт поступать в тормозные цилиндры. Возвратные пружины в тормозных цилиндрах вытесняют воздух обратно в кран, где он проходит вдоль пазов штока и сбрасывается в атмосферу, огибая края резиновой диафрагмы.

Если вышел из строя задний тормозной контур, водитель обязан остановить троллейбус для организации его буксировки в депо. Останавливать такой троллейбус возможно только передним мостом. Обнаружив неисправность по левому манометру, водитель максимально гасит скорость электродинамическим тормозом позиций тормозной педали «Т 1» и «Т 2», затем для полной остановки резко нажимает педаль до упора на позицию «Т 3». При этом в тормозном кране рычаг поворачивается на максимальный угол и давит на толкатель так, что вместе с ним все детали крана максимально опускаются вниз, открывая при этом сразу два горизонтальных канала. Таким образом сжатый воздух попадает в нижний канал и срабатывают тормозные цилиндры переднего моста.

Устройство автомобилей

Многоконтурные тормозные приводы характеризуются автономностью каждого контура, что проявляется в сохранении их работоспособности при разгерметизации или выходе из строя одного или нескольких контуров, входящих в привод.
В пневматических многоконтурных приводах автономность контуров осуществляется посредством защитных клапанов – тройного, двойного и одинарного.

Двойной защитный клапан

Двойной защитный клапан (рис. 1, а) служит для распределения поступающего из компрессора сжатого воздуха по двум контурам и поддержания давления в одном контуре при повреждении другого. Сжатый воздух из компрессора, пройдя регулятор давления и предохранитель от замерзания, поступает в центральную полость и, отжав два плоских клапана, через вывод проходит в контур вспомогательной тормозной системы, и одновременно, через другой вывод – в контур стояночной и запасной систем тягача и прицепа.

Если в одном из контуров, например, соединенным с правым выводом, произошла утечка воздуха, то центральный поршень вместе с правым пластинчатым клапаном под действием давления воздуха в левом выводе переместится вправо и прижмется к к упорному поршню (клапан при этом остается закрытым).
Как только давление в центральной полости будет больше усилия пружины первого упорно поршня, правый пластинчатый клапан отойдет от центрального поршня и избыточный воздух выйдет в негерметичный контур.
То же самое произойдет в случае повышенного расхода воздуха в одном из контуров. При повреждении одного из контуров двойной защитный клапан поддерживает в другом контуре давление 0,52…0,54 МПа.

Тройной защитный клапан

Тройной защитный клапан (рис. 1, в) распределяет воздух, поступающий из компрессора, по трем автономным контурам и, при повреждении одного из них, сохраняет давление в исправных контурах.

защитные клапаны пневмосистемы автомобиля КамАЗ

Сжатый воздух из компрессора поступает в левую и правую полости и при возрастании давления до 0,52 МПа открывает левый и правый клапаны, преодолевая сопротивление своих пружин. Прогибая левую и правую мембраны, сжатый воздух поступает через выводы в контуры рабочих тормозных механизмов колес переднего моста и прицепа, а также колес задней тележки и прицепа.
В то же время сжатый воздух открывает левый и правый перепускные клапаны, поступает в центральную полость и при давлении 0,51 МПа, открыв центральный клапан, проходит через вывод в контур системы растормаживания.

При разгерметизации одного из контуров давление в связанной с ним полости защитного клапана уменьшится и под действием пружины клапан поврежденного контура закроется.

Если разгерметизируется питающая магистраль, идущая от компрессора, то все клапаны закроются под действием своих пружин и в контурах сохранится имеющееся в них давление.

Одинарный защитный клапан

Одинарный защитный клапан (рис. 2) служит для соединения двух контуров тормозной системы и обеспечения их независимо работы. В его функции входит сохранение давления в ресивере тягача при аварийном падении давления в магистрали прицепа, и предохранения прицепа от самопроизвольного затормаживания при внезапном падении давления в ресивере тягача.

одинарный защитный клапан пневмосистемы автомобиля КамАЗ

При давлении 0,55 МПа сжатый воздух, поступающий через входной канал, преодолевая сопротивление возвратной пружины поршня, поднимает мембрану и проходит в выходной канал, а оттуда через обратный клапан поступает в питающую магистраль прицепа.

При падении давления в входном канале ниже 0,545 МПа возвратная пружина поршня возвращает мембрану на место. Обратный клапан не позволяет сжатому воздуху из питающей магистрали попасть в выходной канал под мембрану.

Сертификат соответствия № РОСС RU.HA34.H00781. Тормозная система камаз 65115 схема цветная

Схема и устройство тормозной системы автомобиля КамАЗ включают в себя такие элементы, как:

  • колодка тормозного типа заднего барабанного устройства;
  • тормозной цилиндрический механизм задних колес;
  • педаль;
  • шток с поршневой частью;
  • бак для рабочей жидкости;
  • главный цилиндрический механизм и энергоаккумуляторы;
  • тормозная колодка переднего барабанного механизма;
  • цилиндр колесного типа;
  • контрольная лампа и пневматический привод;
  • трубопровод переднего хода;
  • трубопровод заднего хода.


Принцип работы тормозной системы прицепа, полуприцепа:

  1. Когда пользователь нажимает на тормозную педаль, возникает импульс, который передается в направлении вакуумного усилительного механизма.
  2. Через усилительный элемент импульс передается в основной цилиндрический механизм.
  3. Поршневая часть системы передвигает топливо к колесным цилиндрическим деталям, из-за чего повышаются показатели давления в приводе тормозного типа.
  4. Поршневой механизм начинает переводить колодки к дисковому сцеплению.
  5. Замедляется движение. Давление топлива может достигать 11-16 МПа. Чем выше этот показатель, тем лучше работает тормозное устройство.
  6. Когда пользователь опускает педаль, она приходит в начальное положение под воздействием пружинных деталей.


Почему тормоза плохие

Неисправности тормозной системы КамАЗ могут привести к сбоям в работе транспортного средства.

Поломки и способы их устранения:

  1. Воздух в стояночной тормозной системе. Из-за этого педаль тормоза не растормаживается. Воздушный поток может попасть в систему во время разгерметизации, падения уровня топлива или из-за поврежденных труб и шлангов. Чтобы устранить поломку, рекомендуется прокачать тормозной механизм.
  2. Поврежденный вакуум. Данный механизм напрямую влияет на работу тормозов. Чтобы проверить его исправность, нужно 5-7 раз подряд нажать на педаль при отключенном моторе. Это поможет убрать разрежение в усилительном устройстве. После этого необходимо завести агрегат, удерживая педаль. Если после запуска она немного опустится, значит, вакуум исправен, если нет — то нужно выполнить замену поврежденного элемента.
  3. Посторонний шум во время движения может быть связан с поврежденными колодками тормозного типа. В этом случае рекомендуется установить КамАЗ на платформу и поднять его при помощи специального оборудования, снять передние колеса и провести осмотр дисковых элементов. По толщине диск должен быть не меньше 10,8 мм. Также нужно проверить ход колодок. При помощи отвертки их отводят от дискового элемента, если не удается этого сделать, то проблема кроется в заклинивании поршневого механизма.




Особенности стояночного тормоза

В большинстве моделей КамАЗов дополнительная система торможения объединена с основной. У них одинаковые тормозные элементы, а также один и тот же пневматический привод. С одной стороны, это значительно повышает эффективность механизма, с другой – снижает уровень безопасности. Например, при выходе из строя отдельного узла основной тормозной системы пострадает и стояночная. Для них же характерны и аналогичные виды поломок.

схема тормоза камаз

В этих автомобилях управление данной системой осуществляется с помощью соответствующего механизма – это пневматический кран ручного тормоза обратного действия. Устройство отличается сравнительно несложной конструкцией, что положительно сказывается на его надежности и долговечности. Водитель изменяет положение крана, вследствие чего внутри системы происходят соответствующие манипуляции, направленные на подключение или отключение стояночного тормоза.

Ручник КамАЗ схема подключения:

  1. В отключенном состоянии рычаг крана находится в нижнем (опущенном) положении. Сжатый воздух, поступающий из соответствующего баллона, свободно циркулирует по системе. Пружины энергоаккумуляторов сжаты. Такой автомобиль считается расторможенным;
  2. При включении тормоза рычаг переводится в крайнее верхнее положение, в котором он фиксируется с помощью специальной защелки. Такие действия водителя приводят к тому, что сжатый воздух из магистрали быстро выходит наружу через открывающиеся клапаны (это сопровождается характерным шумом и свистом). Пружины энергоаккумуляторов разжимаются, воздействуя на задние колеса транспортного средства;

Неисправности тормозной системы и способы их устранения

Можно выделить четыре основных поломки, которые связаны с неисправностью тормозных систем КамАЗа:

  • помехи в работе защитного клапана;
  • засорение в системе ресиверов или образование пробоин в шлангах;
  • пробоина и потеря воздуха в сжатом виде;
  • вышли из строя поршневые кольца, неправильно функционируют датчики.

В интернете можно найти подробное видео с разбором всех ошибок. Ниже мы разберет их вкратце, а также рассмотрим способы их ликвидации.

Избыток масла внутри пневмосистемы

Причиной образования избытка мог стать износ поршневых колец. Нужно в срочном порядке заменить это деталь и просигнализировать всю остальную работу связанную с ними. В таки моделях как КамАЗ 5320 и 6520 эта проблема может привести к серьезным проблемам в течение короткого времени после возникновения.

В ресиверы не поступает воздух

Причиной поломки чаще всего является то, что трубы через которые проходит воздух засорены. Для устранения неполадки достаточно просто прочистить трубы. На модели КамАЗ 5511 часто такая проблема возникает из-за сломанного защитного клапана. В этом случае его требуется заменить.

Ресиверы в пневмосистеме заполняются недостаточно быстро

Причин этой поломки может быть несколько:

  • недостаточно хорошо закреплены соединительные элементы;
  • ресивер закреплен не плотно;
  • шланги, через которые проходит воздух, повреждены;
  • компрессор работает не на полную мощность.
  • плотнее натянуть соединительные детали друг с другом, при необходимости их следует заменить;
  • осуществить замену ресивера;
  • починить или поменять шланги;
  • диагностировать компрессор, если нужно заменить его.

Неправильное давление в ресиверах

Такая неисправность характерна для КамАЗ 65115 и 43118. Нужно провести стабилизацию регулятора, если поломка случилась второй раз, то его следует заменить.

КамАЗ не тормозит, когда нажимается педаль тормоза

Причиной такой проблемы может быть утечка сжатого воздуха, ее нужно найти и устранить.

Автомобиль плохо тормозит или не тормозит совсем

Причин может быть несколько:

  • шланг контура 3 забит
  • аккумуляторы, работающие на энергетических пружинных механизмах вышли из строя;
  • ускорительный клапан сломан;
  • тормозная камера вышла из строя.

Способы устранения поломок:

  • прочистить шланг, используя продув сжатым воздухом, или заменить его;
  • произвести замену тормозной камеры и аккумулятора энергии;
  • заменить все неисправные детали;
  • внутри тормозной камеры отремонтировать ход штоков.

При торможении автомобиль петляет

Причины может быть две: на накладках тормозных колодок скопилось слишком много масла или тормозной механизм требует лучшей регулировки.

Решением эти проблем могут стать следующие действия:

  • поменять или прочистить накладки;
  • дополнительно отрегулировать тормозной механизм.

Неисправности приборов питания пневмопривода

При обслуживании пневматического привода тормозов автомобиля необходимо убедиться, прежде всего, в герметичности системы. Особое внимание следует обратить на герметичность соединений трубопроводов и гибких шлангов, так как здесь чаще всего и возникают утечки воздуха

Места сильной утечки воздуха определяются на слух, а слабой — с помощью мыльной эмульсии.

Утечки воздуха из соединений трубопроводов и приборов тормозной системы устраняются их подтяжкой, а негерметичные трубопроводы и гибкие шланги заменяются. Нужно помнить, что на автомобилях, выпускаемых с марта 1986 года, соединения трубопроводов уплотняются использованием резиновых колец, поэтому моменты затяжки штуцеров должны быть меньше (таблица 1).

Если не заполняются воздушные баллоны пневмопривода тормозов, и регулятор давления сбрасывает воздух в атмосферу, то причин может быть несколько:

— перекрыт трубопровод между регулятором и защитными клапанами;

— неисправен регулятор давления — чаще всего в нем забивается маслом или кристаллами льда фильтрующий элемент.

диаметр трубопровода, мм.

Момент затяжки, кгcм

Если воздушные баллоны заполняются медленно и давление воздуха не достигает номинального, то неисправен или компрессор, или регулятор давления. На неисправность цилиндро-поршневой группы компрессора указывает и повышенное содержание масла в конденсате.

Зачастую плохо заполняются баллоны отдельного контура. Воздух в каждый контур тормозной системы проходит через секцию «своего» защитного клапана. Вероятно, защитный клапан не пропускает воздух в баллон или засорен трубопровод подачи воздуха в этот контур. Возможно также, что неисправен штатный двухстрелочный манометр.

Как улучшить тормоза

Ремонт тормозной системы КамАЗ и тюнинг поможет улучшить показатели данного механизма:

  1. Замена штатных дисков на большие по диаметру. Для их установки нужно просверлить специальные отверстия, которые должны совпадать с крепежными болтами тюнинговой детали. В некоторых случаях могут потребоваться пластины, на которые будут установлены суппорты над дисковыми механизмами большего размера. Также следует приобрести увеличенные по размеру и ширине колеса.
  2. Замена штатного механизма на вентилируемый диск или устройство с насечками того же размера. На каждый диск необходимо установить суппорты при помощи надежных крепежных элементов. Такой способ поможет увеличить эффективность работы тормозной камеры в 2 раза.

Во время проведения работ по улучшению работы тормозов нужно соблюдать следующие рекомендации:

  1. Само устройство тормозов запрещено изменять на законодательном уровне. Все изменения будут обнаружены при проведении регулярного технического осмотра.
  2. Все детали нужно выбирать только от надежных производителей, которые прошли процедуру сертификации.
  3. Тюнинг можно делать только в том случае, когда все элементы системы находятся в исправном состоянии.

В интернете есть много видео, как улучшить тормоза на КамАЗе. Обычно в качестве примера используют модель 5511. Улучшение тормозов лучше всего доверить профессионалам, так как при самостоятельной регулировке есть шанс совсем испортить систему.

Если в автомобили тормоз работает плохо, то стоит для начала проверить все ли вспомогательные системы работают должным образом, и только после этого после этого разбираться в тормозном механизме.

КамАЗ — это достаточно большая машина, а значит тормоза у нее должны работать на все 100%. Советуем вам не пытаться самостоятельно улучшить машину.

Как снять тормозной барабан

Перед проведением этой процедуры следует надеть защиту, например маску или очки.

Для того чтобы снять тормозной барабан, нужно сделать следующее:

  1. Установить транспортное средство на специальную платформу.
  2. Заглушить двигатель и поднять ручной тормоз.
  3. Ослабить натяжение болтов.
  4. Взявшись за баллонный ключ, прокрутить каждую гайку на 1 оборот против часовой стрелки.
  5. Поднять КамАЗ при помощи специального устройства.
  6. Открутить болты и снять колесо.
  7. Используя баллонный ключ, снять все ослабленные колесные гайки.
  8. Снять колпак и убрать в него все открученные крепежные элементы.
  9. Снять колесо с направляющих.
  10. Ослабить колодки, отвернув винт регулятора, который расположен на внешней стороне барабанной части.
  11. Повернуть барабан так, чтобы отверстие совпало с винтом регулятора.
  12. Винт регулятора повернуть до упора по часовой стрелке.
  13. Снять барабан.
  14. Используя отвертку, снять винты, которые удерживают данный механизм на колесе.
  15. Подтянуть барабан на себя при помощи специального съемника.
  16. Завести отвертку под фланец барабанного механизма.
  17. Слегка ударить по рычагу, отвертке или по самому барабану.

Как отрегулировать

Для регулировки тормозов на КамАЗе нужно:

  1. Проверить перемещение тормозного рычага. Он должен свободно перемещаться и возвращаться в исходное положение.
  2. Совместить отверстия корпуса рукоятки и вилки штока механизма при помощи вращения червяка.
  3. Надавить на управляющий блок до упора в направлении его вращения.
  4. При помощи болтов и гаек соединить кронштейн фиксирующего типа с управляющим блоком рукоятки. Положение блока должно оставаться прежним.
  5. Вращая червяк, развести тормоза до соприкосновения колодок с барабанным механизмом.
  6. Повернуть червяк в противоположную сторону на ¾ оборота. Зубчатая муфта должна работать, а момент поворота червяка должен быть не менее 42 Нм.
  7. Проверить работоспособность рукоятки. Для этого нужно растормозить транспортное средство на месте, нажимая на педаль до упора.
  8. Проверить исправность штока. Он должен перемещаться без заедания.
  9. Отрегулировать ход штока в соответствии с требуемым зазором, вращая червяк.
  10. Проверить равномерность вращения барабанного механизма.

Через 2-6 км пробега осмотреть механизм на нагрев барабанного устройства. Температура не должна превышать +60…+80°С.

Пневматический привод тормозов автомобилей КамАЗ

Пневматический привод тормозов автомобилей КамАЗ включает в себя компрессор 10 ( рис. 132 ), регулятор 12 давления, предохранитель 14 от замерзания, двойной 20 и тройной 19 защитные клапаны и пять независимых пневмоконтуров привода тормозных механизмов:

  • рабочей тормозной системы передних колес;
  • рабочей тормозной системы колес среднего и заднего мостов;
  • стояночной и запасной тормозных систем, а также колес прицепа или полуприцепа;
  • вспомогательной тормозной системы и системы питания сжатым воздухом других потребителей;
  • аварийного растормаживания стояночной тормозной системы.

Рис. 132. Схема пневмопривода тормозных механизмов автомобилей КамАЗ: 1 - передняя тормозная камера; 2 — клапан контрольного вывода; 3 — звуковой сигнал; 4 — контрольная лампа; 5 — двухстрелочный манометр; 6 — кран растормаживания стояночного тормоза; 7 — кран стояночного тормоза; 8 кран вспомогательного тормоза; 9— клапан ограничения давления; 10— компрессор; 11 —пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя; 12 — регулятор давления; 13 — пневмоэлектрический датчик включения электромагнита пневмоклапана прицепа. 14 — предохранитель от замерзания; 15—пневмоэлектрический датчик падения давления в контуре; 16 —воздушный баллон контура рабочего тормоза колес задней тележки и контура аварийного растормаживания; 17 — кран слива конденсата; 18 — пневмоцилиндр привода механизмов вспомогательного тормоза; 19 — тройной защитный клапан; 20 — двойной защитный клапан; 21 - двухсекционный тормозной кран; 22 — аккумуляторные батареи; 23 — воздушный баллон контура рабочего тормоза колес передней оси и контура аварийного растормаживания; 24 — воздушные баллоны контуров стояночного тормоза и тормозов прицепов; 25 — воздушный баллон контура вспомогательного тормоза; 26 — пружинный энергоаккумулятор; 27 — задняя тормозная камера; 28 — перепускной клапан; 29 ускорительный клапан; 30 — автоматический регулятор тормозных сил, 31 и 32 - клапаны управления тормозами прицепа соответственно с двух- и однопро-водными приводами; 33 — одинарный защитный клапан; 34 — разобщительный кран; 35 и 36— соединительные головки; 37 — задние фонари.

Защитные клапаны 19 и 20 распределяют по контурам воздух, подаваемый компрессором. Они отрегулированы так, что сначала сжатым воздухом заполняются воздушные баллоны 24 контуров стояночной и запасной тормозных систем, а затем остальные воздушные баллоны. Все воздушные баллоны имеют краны 17 слива конденсата и пневмоэлектрические датчики 15, связанные с сигнальными лампами и звуковым сигналом, которые включаются при давлении воздуха в том или ином контуре ниже 0,5 МПа. Давление в воздушных баллонах 16 и 23 рабочей тормозной системы контролируют с помощью двухстрелочного манометра 5.

Пневмоконтуры рабочей тормозной системы . Воздух из баллонов 16 и 23 поступает в соответствующие секции тормозного крана 21. При нажатии на педаль воздух из нижней секции тормозного крана через клапан 9 ограничения давления поступает в тормозные камеры 1 передних колес. Из верхней секции крана через регулятор 30 тормозных сил воздух поступает в тормозные камеры 27 колес среднего и заднего мостов. При этом тормозные механизмы всех колес приводятся в действие. Одновременно от нижней и верхней секций крана по отдельным магистралям воздух поступает к клапану 31 управления тормозной системой прицепа с двухпроводным приводом.

Пневмоконтур стояночной и запасной тормозных систем . Для включения стояночного тормоза включают кран 7 (рукоятку крана переводят вверх). При этом сжатый воздух из камеры ускорительного клапана 29 выходит в атмосферу. Одновременно выпускается воздух из цилиндров энергоаккумуляторов 26 тормозных камер 27 колес среднего и заднего мостов. Пружины энергоаккумуляторов приводят в действие тормозные механизмы. Одновременно кран 7 включает клапан 31 управления тормозной системой прицепа.
Для выключения стояночного тормоза рукоятку тормозного крана 7 устанавливают в нижнее положение. При этом воздух из баллона 24 через тормозной кран 7 поступает к ускорительному клапану 29. Последний срабатывает, и сжатый воздух из баллона 24 через перепускной клапан 28 поступает в цилиндры энергоаккумуляторов. Их пружины сжимаются, и тормозные механизмы растормаживаются.

Запасная тормозная система приводится в работу также тормозным краном 7, рукоятка которого имеет не только фиксированное верхнее положение для стояночного тормоза, но и нефиксируемые промежуточные положения, которые позволяют притормаживать автомобиль с интенсивностью, зависящей от положения рукоятки (следящее действие).

Аварийное растормаживание стояночной тормозной системы. При нажатии на кран 6 воздух из баллонов 16 и 23 через тройной защитный клапан 19, кран 6 и перепускной клапан 28 поступает в цилиндры энергоаккумуляторов. Пружины сжимаются, и автомобиль растормаживается.

Пневмопривод вспомогательной тормозной системы . При нажатии на кран 8 сжатый воздух из баллона 25 через кран 8 поступит в пневмоцилиндры 11 и 18. Штоки цилиндров 18, связанные с рычагами заслонок вспомогательного тормоза, повернут заслонки, и они перекроют приемные трубы глушителя. Шток цилиндра 11, связанный с рычагом рейки топливного насоса, передвинет рычаг, и подача топлива прекратится. При этом контакты пневмо-электрического датчика 13, установленного перед цилиндром 18, замкнутся и включат электромагнитный клапан прицепа. Клапан приоткроется и пропустит сжатый воздух из баллона прицепа в его тормозные камеры, осуществив притормаживание прицепа с целью предотвращения складывания автопоезда.

Компрессор поршневой , двухцилиндровый, одноступенчатого сжатия. Установлен на двигателе и приводится от блока распределительных зубчатых колес. Воздух, пройдя через воздухоочиститель и впускной трубопровод дизеля, вследствие разрежения поступает в цилиндры компрессора через пластинчатые впускные клапаны. Сжатый поршнями воздух вытесняется из цилиндров через пластинчатые нагнетательные клапаны, расположенные в головке цилиндров, к регулятору давления, который автоматически поддерживает давление воздуха в пневмосистеме в пределах 0,70. 0,75 МПа. При снижении давления воздуха до 0,62. 0,65 МПа регулятор перекрывает выход воздуха в атмосферу и компрессор вновь нагнетает воздух в пневмосистему.

Регулятор давления автоматически поддерживает давление сжатого воздуха в пневмосистеме. При давлении 0,62. 0,65 МПа сжатый воздух из компрессора поступает в вывод I ( рис. 133, а ) регулятора давления и проходит через фильтр 2, каналы 11 и 8, обратный клапан 9 и вывод 111 в воздушные баллоны. Одновременно часть воздуха через канал 7 поступает в полость А под поршень 6, нагруженный уравновешивающей пружиной 5. При этом выпускной клапан 4 открыт и полость Б над разгрузочным поршнем 12 сообщается с атмосферой через вывод II. Впускной клапан 10 под действием пружины закрыт, и в полость Б сжатый воздух не поступает; закрыт и разгрузочный клапан 1. Система наполняется сжатым воздухом.

При давлении в полости А, равном 0,70. 0,75 МПа, поршень 6 преодолевает усилие пружины 5 и поднимается вверх. Выпускной клапан 4 закрывается, впускной клапан 10 открывается, и воздух из полости А поступает в полость Б, перемещая поршень 12 вниз. Разгрузочный клапан 1 открывается, и сжатый воздух из компрессора выходит через вывод IV в атмосферу. При этом давление в кольцевом канале 8 падает и обратный клапан 9 закрывается.

Когда давление в пневмосистеме, а следовательно, и в выводе III и полости А снизится до 0,62. 0,65 МПа, поршень 6 под действием пружины 5 переместится вниз, клапан 10 закроется, клапан 4 откроется и полость Б через вывод II соединится с атмосферой. При этом поршень 12 под действием своей пружины переместится вверх, разгрузочный клапан 1 закроется и компрессор снова будет нагнетать сжатый воздух в пневмосистему.

В случае выхода из строя регулятора давление в выводе I растет и разгрузочный клапан 1 действует как предохранительный, открываясь при давлении 1,0. 1,35 МПа и выпуская часть воздуха в атмосферу.

Для присоединения специальных устройств к пневмосистеме регулятор давления имеет канал, закрытый пробкой 3, и клапан отбора воздуха для накачивания шин.

Рис. 133. Сборочные единицы пневмопривода автомобилей КамАЗ: а — регулятор давления: 1 — разгрузочный клапан; 2 — фильтр; 3 — пробка канала отбора воздуха; 4 — выпускной клапан; 5 — уравновешивающая пружина; 6—следящий поршень; 7 и 11 — каналы; 8 — кольцевой канал; 9 — обратный клапан; 10 — впускной клапан; 12 — разгрузочный поршень; 13 — седло разгрузочного клапана; А — полость под следящим поршнем; Б — полость над разгрузочным поршнем; I — вывод от компрессора; II и IV — выводы в атмосферу; III — вывод в пневмосистему; в — предохранитель от замерзания: I — пружина фитиля; 2 — стакан; 3 — фитиль; 4 и 9 — уплотнительные кольца; 5 — жиклер; в — пробка с уплотнительным кольцом; 7 — крышка; 8 —запирающий штифт; 10 — шток с рукояткой.

Предохранитель от замерзания предназначен для защиты приборов и трубопроводов пневмосистемы от замерзания конденсата. В стакан 2 ( рис. 133,6 ) заливается этиловый технический спирт. Для включения предохранителей в работу при температуре окружающего воздуха ниже 5 °С рукоятку со штоком 10 перемещают вверх. При этом пробка 6 с уплотнительным кольцом выводится из нижнего гнезда, пружина 1 растягивает фитиль 3 и часть его входит в воздушный канал. Воздух, нагнетаемый компрессором в воздушные баллоны, омывает фитиль и обогащается парами спирта. Образующийся конденсат смеси паров воды и спирта не замерзает в трубопроводах и приборах при достаточно низкой температуре.

При температуре окружающего воздуха выше 5 °С предохранитель отключают, опуская шток 10. Пробка 6 с уплотнительным кольцом садится в гнездо и разобщает стакан 2 с пневмосистемой.

Двойной защитный клапан предназначен для разделения подводимого потока сжатого воздуха на два автономных пневмоконтура (вспомогательной и стояночной тормозных систем) и автоматического выключения поврежденного пневмоконтура.

Сжатый воздух из компрессора, пройдя регулятор давления и предохранитель от замерзания, через вывод III ( рис. 134, а ) поступает в полость центрального поршня 8 и, отжав обратные плоские клапаны 7 и 9, направляется к выводам I и П двух пневмоконтуров.

При повреждении одного из контуров давление воздуха в нем падает и центральный поршень 8 под действием разности давлений перемещается в сторону поврежденного контура. Седло поршня 8 упирается в обратный клапан 7 или 9 и передвигает его до упора в поршень 5, отключая поврежденный контур. Обратный клапан второго контура остается открытым, и сжатый воздух поступает в неповрежденный контур, в котором будет поддерживаться давление 0,52. 0,54 МПа.

Тройной защитный клапан предназначен для разделения подведенного потока сжатого воздуха на три автономных пневмо-контура (рабочей тормозной системы передних колес, рабочей тормозной системы колес среднего и заднего мостов, привода аварийной системы растормаживания стояночной тормозной системы) и автоматического отключения поврежденного контура с целью сохранения давления в исправных контурах.

Сжатый воздух поступает в полости А и Б ( рис. 134, б ) под клапанами 15 и 24. При давлении 0,52 МПа эти клапаны открываются, преодолевая сопротивление пружин 17, 21 и прогибая диафрагмы 20, 23. Сжатый воздух поступает через выводы IV и V в пневмоконтуры рабочих тормозных систем соответственно передних колес и колес среднего и заднего мостов. Одновременно открываются перепускные клапаны 25, 26 и воздух поступает в полость В над клапаном 27. При давлении 0,51 МПа клапан 27 открывается и сжатый воздух через вывод проходит в пневмоконтур аварийной системы растормаживания стояночной тормозной системы.

В случае разгерметизации одного нз контуров давление в нем и в полости соответствующего защитного клапана уменьшается и под действием пружины клапан закрывается, автоматически отключая неисправный контур. В негерметичный контур воздух может поступить только при значительном повышении давления, причем защитный клапан этого контура будет работать как предохранительный.

Рис. 134. Защитные клапаны пневмопривода автомобилей КамАЗ: а — двойной; в — тройной; 1 — защитный чехол; 2 и 3 — уплотнительные кольца; 4 — упорное кольцо; 5 — упорный поршень; 6, 17, 21 и 30 — пружины; 7 и 9 — плоские клапаны; 8 — центральный поршень; 10 — крышка; 11 —регулировочные шайбы; 12—пробка с дренажным отверстием; 13—корпус; 14—колпак; 15, 24 и 27 — клапаны; 16, 22 и 29 — опорные диски; 18 — заглушка; 19 — регулировочный винт; 20, 23 и 28 — диафрагмы; 25 и 26 — перепускные клапаны; А, Б и В — полости; I — вывод в контур вспомогательной тормозной системы; II — вывод в контур стояночной и запасной тормозных систем тягача и прицепа; 111 — вывод к компрессору; IV — вывод в контур рабочих тормозных механизмов передних колес и прицепа; V — вывод в контур рабочего тормозного механизма колес задней тележки и прицепа.

Устройство тормозных систем (разделение на контуры) автомобилей КамАЗ 5320 (4310)

Автомобили КамАЗ оснащены четырьмя автономными тормозными системами:

  1. Рабочая (состоит из двух контуров передней оси и задней тележки)
  2. Запасная
  3. Стояночная
  4. Вспомогательная

Контуры тормозных систем имеют общие элементы, но работают они независимо, что обеспечивает высокую эффективность торможения в любых условиях эксплуатации.

Схема многоконтурного пневматического привода тормозных систем автомобилей КамАЗ

  1. Компрессор
  2. Тормозная камера передних колес
  3. Клапан контрольного вывода
  4. Клапан ограничения давления
  5. Датчик электромагнитного клапана тормозной системы прицепа
  6. Кран вспомогательной тормозной системы
  7. Воздухораспределитель
  8. Кран аварийного растормаживания стояночной тормозной системы
  9. Ресивер тормозной рабочей системы
  10. Конденсационный рессивер
  11. Ресивер тормозной рабочей системы
  12. Кран для слива конденсата
  13. Датчики падения давления и датчик включения стояночной тормозной системы
  14. Тройной защитный клапан
  15. Ручной кран стояночной тормозной системы
  16. Пневмоцилиндр привода механизмов вспомогательной тормозной системы
  17. Двухстрелочный манометр рабочей тормозной системы
  18. Двухсекционный кран рабочей тормозной системы
  19. Двойной защитный клапан
  20. Регулятор давления
  21. Предохранитель от замерзания
  22. Ресивер стояночной тормозной системы
  23. Ресивер вспомогательной системы
  24. Клапан управления тормозной системой прицепа с однопроводным приводом
  25. Клапан управления тормозной системой прицепа с двухпроводным приводом
  26. Одинарный защитный клапан
  27. Ускорительный клапан
  28. Тормозные камеры задних колес с энергоаккумуляторами
  29. Клапан быстрого растормажмивания
  30. Регулятор тормозных сил
  31. Двухмагистральный перепускной клапан
  32. Соединительная головка управляющей магистрали
  33. Соединительная головка питающей магистрали

Контур I (контур тормозов передней оси)

  • Ресивер на 20 литров с датчиком падения давления и краником
  • Тройной защитный клапан
  • Двухстрелочный манометр
  • Клапан ограничения давления
  • Клапан контрольного вывода
  • Нижняя секция тормозного крана
  • Две тормозные камеры (тип 24)
  • Прочие механизмы, шланги и трубопроводы

Контур II (контур тормозов задней тележки)

  • Верхняя секция тормозного крана
  • Часть тройного защитного клапана
  • Ресивера общей вместимостью 40 литров с датчиком давления и кранами слива конденсата
  • Клапан контрольного вывода автоматического регулятора
  • Двухстрелочный манометр
  • Четыре тормозные камеры (тип 20)
  • Тормозные механизмы промежуточного и заднего мостов тележки
  • Шланги и трубопроводы (трубопровод от клапана управления тормозными механизмами до верхней секции тормозного крана)

Контур III (контур стояночной, запасной тормозных систем и комбинированного привода тормозных механизмов прицепа)

  • Двойной защитный клапан
  • Два ресивера общей вместимостью 40 литров с датчиком давления и кранами слива конденсата
  • Два клапана контрольного вывода ручного тормозного крана
  • Ускорительный клапан
  • Четыре пружинных энергоаккумулятора тормозных камер с датчиком давления
  • Часть двухмагистрального перепускного клапана
  • Клапан управления с двухпроводным приводом тормозной системы прицепа
  • Одинарный защитный клапан
  • Клапан управления тормозами прицепа с однопроводным приводом
  • Головка типа «А» однопроводного привода и двух головок «Палм» двухпроводного привода тормозов прицепа
  • Три разобщительных крана трёх соединительных головок
  • Пневмоэлектрический датчик «стоп-сигнала»
  • Двухпроводной привод тормозов прицепа
  • Шланги и трубопроводы
  1. Тормозной кран обратного действия с ручным управлением
  2. Ускорительный клапан
  3. Ресивер
  4. Клапан двухмагистральный
  5. Клапан контрольного вывода
  6. Тормозные камеры с пружинным энергоаккумулятором

Контур IV (контур вспомогательной тормозной системы)

  • Пневматический кран
  • Часть двойного защитного клапана
  • Два цилиндра привода заслонок
  • Пневмоэлектрический датчик
  • Цилиндр привода рычага останова двигателя
  • Трубопроводы и шланги
  1. Кран включения вспомогательного тормоза
  2. Рычаг заслонки вспомогательного тормоза
  3. Заслонка
  4. Корпус заслонки

Контур V (контур аварийного растормаживания)

  • Часть двухмагистрального перепускного клапана
  • Пневматический крана
  • Часть тройного защитного клапана
  • Трубопроводы и шланги

Как работает пневматический привод тормозных систем

Работа привода рабочей тормозной системы

Сжатый воздух из компрессора через регулятор давления и предохранитель от замерза­ния поступает к блоку защитных клапанов. Он состоит из двойного и тройного клапанов, которые заполняют воздухом ресиверы всех контуров тормозных систем.

Защитные клапаны отрегулированы так, что сначала заполняются ресиверы контура III (стояночного и запасного тормозов), а за­тем ресиверы остальных контуров.

Воздух из ресиверов емкостью 40 и 20 литров поступает в соответствующие секции тормозного крана. При нажатии на педаль тормоза воздух из нижней секции через клапан ограничения давления поступает в тормозные камеры (тип 24), которые приводят в действие тормозные меха­низмы колес передней оси. Из верхней секции крана че­рез регулятор тормозных сил воздух подается в тормоз­ные камеры (тип 20), которые приводят в действие тормозные механизмы колес среднего и заднего мостов. Одновременно от обоих контуров рабочего тормоза по отдельным маги­стралям воздух поступает к клапану управления тор­мозами прицепа с двухпроводным приводом.

Работа привода запасной тормозной системы

Тормозной кран стояночного тормоза имеет следящее устройство, которое позволяет притормаживать автомобиль с интенсивно­стью, зависящей от положения рукоятки тормозного крана.

При повороте крана из управляющей магистрали уско­рительного клапана выпускается воздух, количество которого пропорционально углу поворота рукоятки. При этом через атмосферный вывод ускорительного клапана выходит соответствующее количество воздуха из цилиндров пружинных энергоаккумуляторов. Одновременно с тор­можением автомобиля притормаживается прицеп или полу­прицеп.

Работа привода стояночной тормозной системы

Для затормаживания автомобиля или автопоезда на стояке необходимо установить рукоятку тормоз­ного крана в заднее фиксиро­ванное положение. При этом, воздух из управляющей ма­гистрали ускорительного клапана выходит в атмосферу. Одновременно через атмосферный вывод ускорительного клапана выпускается воздух из цилиндров энергоакку­муляторов тормозных камер. Пружины, разжимаясь, приводят в действие тормозные механизмы заднего и сред­него мостов. Одновременно тормозной кран включает клапан управления тормозами прицепа с двухпровод­ным приводом.

Для выключения стояночного тормоза рукоятку тор­мозного крана следует установить в переднее фиксиро­ванное положение. При этом воздух из ресиверов проходит через тормозной кран и поступает в управляющую магистраль ускорительного клапана, который срабатывает и начинает пропускать сжатый воздух из ресивера через перепускной клапан, минуя тормозной кран, в пружинные энергоаккумуляторы. При этом силовые пружины сжимаются и прицеп растор­маживается.

В случае аварийного падения давления в контуре при­вода стояночного тормоза пружинные энергоаккумуляторы срабатывают, и автомобиль затормаживается. Для того чтобы автомобиль растормозить, необходимо воспользо­ваться системой аварийного растормаживания.

При нажатии на кран аварийного растормаживания, сжатый воздух из воздушных ресиверов через трехмагистральный защитный клапан и перепускной клапан поступит в цилиндры пружинных энергоаккумуляторов и сожмет пружины, растормаживая автомобиль.

Если отсутствует запас сжатого воздуха в контуре аварийного растормаживания, автомобиль можно растор­мозить с помощью устройств для механического расторма­живания, которые встроены в цилиндры пружинных энер­гоаккумуляторов. Для этого следует вывернуть винт до упора. При этом он через упорный подшип­ник упрется в днище поршня и поднимет его вверх, сжимая силовую пружину энергоаккумулятора. Толка­тель, поднимаясь, освободит шток тормозной камеры, который под действием возвратной пружины поднимется вверх. Пружины стянут колодки, и автомобиль растормозится.

Работа привода вспомогательной тормозной системы

При нажатии на кран включения вспомогательного тормоза сжа­тый воздух из ресивера поступает в пневмоцилиндры. Шток цилиндра, связанный с рычагом рейки топливного насоса, переместится, и подача топлива пре­кратится. Штоки цилиндров, связанные с рычагами заслонок вспомогательного тормоза, повернут заслонки, и они перекроют приемные трубы глушителя.

Контакты пневмоэлектрического датчика, установ­ленного в магистрали перед цилиндром, замкнутся, и включится электромагнитный клапан прицепа, который частично пропустит сжатый воздух из воздушного баллона прицепа в его тормозные камеры. Таким образом, осуществ­ляется притормаживание прицепа, что предотвращает «складывание» автопоезда.

Читайте также: