Клапан переключения повышенной и пониженной передачи камаз

Обновлено: 10.05.2024

Сообщества › Грузовики и Автобусы › Блог › Шипит воздух при выжиме сцепления камаз 6520

Мужики подскажите, такая проблема, при выжиме сцепления травит воздух, думал пгу но нет, травит под коробкой ближе к водительской стороне, коробка ZF, на фото показал где травит, из первого или из второго отверстия по-моему, подскажите что это вообще?

Комментарии 18

Либо клапан, либо манжеты внутри кпп на поршне, клапан простой, разбери почисти, смени разьешие, разбухшие резинки. Вылетевшие манжеты внутри кпп тоже не редкость.

Клапан переключения переднего делителя полу-передач (половинок), тут только замена и нечего изобретать велосипед цена вопроса 4000р. и проверить нужно не перепускает ли сама клавиша на рычаге.

Ремкомплект не поможет тоесть?

там нечему ломаться! 99% процентов случаев это просто чистка, в сервисе его ни кто чистить не будет просто поменяют и все так проще и быстрей!

Ремкомплект не поможет тоесть?

нет, не поможет, только на камазе подобные проблемы, то клапан выходит из строя, то ролики в модуле ржавеют, сапун проверить в первую очередь, нужно, и осушитель воздуха нормальный поставить, устранить утечки воздуха во всей системе.

Ремкомплект не поможет тоесть?

В понедельник ко мне 2 кпп таких же с камазов привезут, там подобный клондайк будет.

Понял, короче менять прийдется, спасибо!

Клапан управления делителем (половинками) нужно снять почистить все и смазать, обязательно нужно почистить грибки сброса, когда снимите клапан там будет два отверстия (резинки обычно остаются в клапане, не потеряйте их!)нужно будет продувочным пистолетом дать давление в каждое отверстие по очереди (когда подаёте в одно то из другого не должно шипеть) если шипит с соседнего отверстия то нужно разбирать кпп и менять цилиндр с поршнем включения, когда будете разбирать и чистить клапан запомните (а лучше сфотографируйте положение штока) он ставиться в одном положении, шток должен легко ходить в корпусе клапана. КАМАЗ столько не проедет что бы клапан износился) так что возможно обойдётесь просто чисткой

Спасибо, понял, только не понимаю почему это клапан управления делителем, у меня клапан управления делителем сверху стоит вообще, или их два там?

Коробка передач модели ZF-16S151

Коробка передач модели ZF-16S151 - механическая, шестнадцатиступенчатая, состоящей из основной четырехступенчатой коробки с встроенным двухступенчатым делителем, расположенным впереди основной коробки, и двухступенчатого планетарного демультипликатора, расположенного сзади основной коробки.


Рис. 3-66. Схема присоединения пневматического управления для делителя и демультипликатора: 1 - бачок сцепления; 2 - педаль сцепления; 3 - рычаг переключения передач; 4 - датчик заднего хода; 5 - клапан включения демультипликатора; 6 - датчик нейтрали; 7 - датчик включения низшего диапазона демультипликатора; 8 - цилиндр переключения демультипликатора; 9 - датчик первой передачи; 10 - воздухораспределитель делителя; 1 1 - датчик включения низшего диапазона делителя; 12 - датчик включения высшей передачи; 13 - к рабочему цилиндру сцепления; 14 - клапан включения делителя; 15 - главный цилиндр сцепления.

Коробка передач состоит из следующих основных узлов: основного четырехступенчатого редуктора, переднего двухступенчатого делителя передач и демультипликатора. Все передачи переднего хода в основном редукторе включаются синхронизаторами, задняя передача - зубчатой муфтой. Демультипликатор - планетарный, автоматически переключается с помощью пневматического клапана муфтовым синхронизатором при перемещении рычага.

Тип коробки передач

Механическая шестнадцатиступенчатая, состоящая из основного четырехступенчатого редуктора, переднего двухступенчатого делителя передач и демультипликатора

Макс. входной крутящий момент, Н.м

L - низшая передача в делителе; S - высшая передача в делителе; R - задний ход

Роликовые игольчатые с сепараторами без колец

Инерционного типа, муфтовые со стальными фрикционными кольцами, покрытыми молибденом

С косыми зубьями, постоянного зацепления

Бесконтактный, индуктор 6 выступов

Все детали смазываются разбрызгиванием, подшипники шестерен коробки передач, делителя и демультипликатора имеют, кроме того, дополнительную подпитку от масляного насоса

Сзади от торца промежуточного вала основного редуктора

Управление коробкой передач

Механическое, с дистанционным приводом для основного редуктора (возможен вариант с сервоусилителем), пневматическое преселекторное для делителя, пневматическое для демультипликатора

Усилие на рычаге переключения передач, Н (кгс), не более

Управление коробкой передач

Передачи переключаются рычагом, расположенным справа от сиденья водителя. Переключение рычага из одного положения в другое выполняется при выключенном сцеплении (при нажатой педали сцепления). Педаль сцепления нажимать резко и до конца. Переключение передач производится при минимальных оборотах холостого хода (по тахометру или на слух) согласно схеме переключения передач.


Начинать движение следует только с первой передачи во избежание преждевременного выхода сцепления из строя.

Переключение передач в демультипликаторе происходит автоматически: высшей передачи - при переходе рычага управления из положения четвертой в положение пятой, низшей - при переключении с пятой на четвертую.

При включении низшего диапазона в демультипликаторе на щитке приборов загорается контрольная лампочка (цвет - оранжевый).

При переводе рычага через положение «О» срабатывает клапан, обеспечивающий автоматическое переключение демультипликатора. Во время переключения демультипликатора шток рычага переключения передач основной коробки блокируется, при этом на рычаге ощущается усилие, после чего рекомендуется выждать 1-1,5 с для обеспечения переключения передачи в демультипликаторе.

Для перехода с ускоряющей «S» передачи в делителе на замедляющую «L» и наоборот (без переключений рычага) опустить или поднять переключатель управления делителем передач, размещённый под головкой рычага переключения передач, а затем нажать и после небольшой (1с) выдержки отпустить педаль сцепления - передача включится автоматически.

Регулировку механического дистанционного привода управления механизмом переключения передач коробок передач модели ZF-16S151 (рис.3-67) производить при нейтральном положении рычага переключения передач в следующем порядке:

- ослабить гайку 15;

- отвернуть полностью гайку 10;

- вынуть хвостовик 9 из конического отверстия рычага 5, освободив тягу 3;

- зафиксировать тягу 3 технологическим стержнем 4 (d = 4 мм, 1 = 100мм) в опоре 2;

- установить рычаг 5 под углом 12°±3° к вертикали;

- вращая хвостовик 9, совместить ось конического пальца с отверстием рычага 5, затянуть гайку 10 моментом 40. 50 Н.м;

- удерживая ключом хвостовик 9 от разворота, затянуть гайку 15 моментом 98. 147 Н.м;

- удалить технологический стержень;

- ослабить гайки 14;

- изменением длины тяги 7 обеспечить положение рычага 1 и тяги 3 в вертикальной плоскости. Отклонение рычага 1 и тяги 3 от вертикали не более 2 мм ;

- затянуть гайки 14 моментом 40. 50 Нм.

Регулировку положения болта 12 на педали сцепления производить при необходимости :

- ввернуть болт 12, отвернув предварительно его контргайку;

- нажать до упора в ограничитель педаль сцепления;

- вывернуть болт 12 до соприкосновения его сферической части с плоскостью головки штока клапана включения делителя 11;

- дополнительно вывернуть болт 12 ориентировочно на 4 - 4,5 оборота, обеспечив утапливание головки на 5-6 мм при нажатой до упора педали сцепления;

- завернуть контргайку болта 12.


Рис. 3-67. Привод управления механизмом переключения передач коробки передач модели ZF-16S151: 1 - рычаг переключения передач; 2 - опора рычага переключения передач; 3 - тяга; 4 - стержень; 5 - рычаг; 6 - кронштейн реактивной тяги; 7 - тяга реактивная; 8 - панель передка; 9 - хвостовик; 10 - гайка; 11 - клапан включения делителя; 12 - болт регулировочный; 13 - педаль сцепления; 14, 15 - гайка, I - к крану блокировки межосевого дифференциала.

Проверка уровня масла


Рис. 3-68. Пробки для масла

Для коробок передач модели ZF-16S151 уровень масла должен доходить до нижней кромки заливных (контрольных) отверстий 3 и 4 соответственно, расположенных симметрично по обе стороны коробки (рис. 3-68 ).

Сливать масло из картера, когда оно еще теплое от нагрева при работе, вывернув пробки одного из заливных отверстий 4 и пробки 1, 2 и 3 сливных отверстий. Очистить магнитные пробки от грязи и после слива отработавшего масла установить их на место.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ, ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Затруднено включение передач в коробке

Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет»)

Отрегулировать привод сцепления

Самовыключение передач в делителе

Нарушена регулировка хода рычага делителя

Отрегулировать ход рычага

Не включаются передачи коробки передач или происходит самовыключение передач при движении автомобиля

Нарушена регулировка дистанционного привода или ослабло крепление рычагов тяг привода

Отрегулировать привод или подтяните крепления рычагов

Не включаются передачи в делителе

Нарушено положение регулировочного болта на педали сцепления

Отрегулировать положение регулировочного болта

Ремонт коробок передач ZF 16S151 производится в специализированных мастерских и осуществляется специально обученным персоналом.

КПП с делителем на КамАЗе: устройство и принципы использования


КАМАЗ

Коробка переключения передач, установленная на автомобиль КамАЗ, является достаточно сложным устройством. Данный механизм обеспечивает удобство управления грузовиком. Однако водитель, даже при наличии теоретических знаний об устройстве и эксплуатации КПП КамАЗ с делителем, на практике может поначалу столкнуться с серьезными проблемами при попытках использования коробки передач для переключения скоростей автомобиля.

Принципы устройства КПП КамАЗ

Автомобили КамАЗ по большей части оснащаются двумя типами КПП: имеющими пять и десять ступеней, соответственно, это модели 14 и 15. Пятиступенчатые коробки передач чаще используются на машинах, используемых в качестве индивидуальных транспортных средств, тогда как 10-скоростные КПП являются более предпочтительными для грузовиков, входящих в состав автопоездов.

Конструкция коробки передач с 10 ступенями включает в себя обычную пятиступенчатую КПП и редуктор-делитель.

Этот делитель передач КамАЗ, используемый в совокупности с пятискоростной коробкой, позволяет автомобилю использовать 10 передних скоростей и 2 задние.

Со стартом производства грузовиков, технические характеристики которых предусматривали значительно большую грузоподъемность, специалисты Камского автомобильного завода разработали и новую модель КПП, обозначаемую как 152.

Перечень основных отличий и доработок в этой коробке включает в себя:

  • усиленный синхронизатор делителя КПП КамАЗ;
  • усиление шлицов и удаление их крепежа;
  • новый способ крепления шестерен коробки передач;
  • увеличение высоты зубцов.

В обновленной версии операции управления и включения делителя выполняются пневматической системой. В процессе эксплуатации КПП КамАЗ очень важно, чтобы обслуживание, диагностика неисправности, ремонт, сборка и замена деталей осуществлялись высококвалифицированными специалистами, обладающими соответствующими знаниями и практическими навыками, а также необходимым оборудованием и инструментами.

Устройство пятиступенчатой коробки КамАЗ 152 предусматривает следующие компоненты и детали:

  • картер, в котором содержатся первичный, вторичный и промежуточный валы КамАЗ;
  • блок шестерен, отвечающих за включение заднего хода;
  • верхняя крышка КПП;
  • сборно-разборный механизм переключения скоростей;
  • делитель, установленный на передней части картера.

Коробка передач КамАЗ, оснащенная делительным редуктором, имеет целый ряд положительных качеств, включая сниженную частоту переключения скоростей, повышение тяги и упрощение управления автомобилем.

Схема работы коробки передач с делителем

Большая часть эксплуатируемых сегодня грузовиков КамАЗ оснащено пятиступенчатыми механическими коробками передач. Схема переключения скоростей в подобных КПП довольно привычна: водитель выжимает сцепление и смещает рычаг в требуемое положение. При этом важно понимать, что автомобили КамАЗ — это большегрузные грузовые автомашины, то есть регулировка положения рычага должна производиться строго поэтапно.

КПП с делителем на КамАЗе: устройство и принципы использования

схема переключения кпп и делителя

Привычными для трансмиссии грузовика с дизельным двигателем являются пониженный («Н») и повышенный («В») режимы работы. Разработка этих двух вариантов велась специально в целях минимизации нагрузки на мотор машины как с максимальным грузом, так и в порожнем состоянии. Многие модели автомобилей КамАЗ позволяют переключать эти режимы без использования рычага КПП.

Водителю нужно просто поднять или опустить специальный переключатель делителя и буквально на секунду выжать сцепление.

Регулировка режима происходит автоматически: опущенный переключатель активирует облегченный режим езды, поднятый — усиленный.

Разобраться с переключением режимов КПП на грузовиках КамАЗ относительно просто. Для переключения скоростей 1-5 используется соответствующий рычаг, расположенный правее сиденья водителя. Например, разгон грузовика предусматривает использование следующей схемы переключения скоростей: 1B-2B-3B-4Н-4B-5Н-5B. На забитой трассе или в сложных дорожных условиях применяют 1H-2H-ЗH-4H-4В-5H-5В.

Следует иметь в виду, что устройство КПП КамАЗ позволяет переключать скорости только с условием отключения сцепления. Для переключения с верхнего режима на нижний и наоборот нужно передвинуть переключатель в соответствующую позицию и только потом до упора и максимально резко выжать сцепление. Буквально через секунду надо отпустить педаль, чтобы включилась нужная главная передача.

В процессе эксплуатации автомобиля очень важно следить за тем, сколько масла в КПП КамАЗ, и по мере необходимости своевременно доливать смазку, предотвращая возможные проблемы и неполадки.

Управление делителем

КПП и делитель на КамАЗе предусматривают стандартный механический режим управление. Управление коробкой представляет собой механизм выбора передачи с тремя вилками, отвечающими за передаточные числа. Система управления делителем (сокращенно — МППД, механизм переключения передач делителя) предусматривает лишь одну вилку, смонтированную на собственном валу, выходящем из корпуса коробки и соединяемом с рычагом сзади. Для взаимодействия вилки с муфтой используется сухарь делителя, смонтированный в каретке синхронизатора.

МППД оснащен пневмомеханическим приводом, в котором скорости переключаются за счет усилия сжатого воздуха, получаемого от пневмосистемы автомобиля.

Разборка позволяет выделить осмотреть основные компоненты и узлы:

  • Золотниковый краник управления делительным редуктором, смонтированный на опоре рычага переключения скоростей. Предусматривает две фиксированных позиции: прямая и понижающая передачи.
  • Редукционный клапан, отбирающий сжатый воздух из пневматической системы грузовика и стравливающий воздух в случае избыточного повышения давления. От данного клапана происходит подача воздуха на управляющий кран и клапан активации делителя, образуя два контура пневмосистемы управления делителем.
  • Клапан активации делительного редуктора, отвечающий за подачу сжатого воздуха на МППД при отключении сцепления, что позволяет включать и выключать понижающую передачу параллельно переключению скоростей основной КПП.
  • Непосредственно МППД, в его состав входит расположенный внутри цилиндра поршень, шток которого подключен к рычагу на валике вилки механизма. В случае поступления сжатого воздуха происходит смещение поршня в том или ином направлении, переключающее режим работы.
  • Воздухораспределительная трубка делителя, отвечающая за подачу сжатой воздушной массы в цилиндр МППД с определенной стороны поршня, что обеспечивает его смещение и включение нужной передачи делителя.

Для обеспечения надежной и бесперебойной эксплуатации важно своевременно проводить обслуживание и ремонт КПП КамАЗ с делителем. Необходимо регулярно осуществлять регулирование привода переключения передач, проверку размера зазора в клапане включения делителя, замену масла.

Коробка передач КАМАЗ: схема, устройство


Блок зубчатых колес заднего хода

В этот автомобиль устанавливается 5-ти ступенчатая коробка передач. Способ переключения не стандартный, по сравнению коробками легковых авто.



В — верхняя передача, на языке водителей — повышенная. Н — нижняя передача, на языке водителей — пониженная.

Для разгона автомобиля Камаз схема переключения будет следующая:
А для разгона по бездорожью или в других условиях, затрудняющих движение, оптимальная схема будет:

Основное главное правило управления механическими коробками — это, полностью выжимать педаль сцепления. Для того, чтобы правильно эксплуатировать любое техническое устройство, желательно знать, принцип действия, устройство сцепления и коробки.

Чтобы перейти на повышенную с пониженной или наоборот, выжимаем полностью сцепление, ждем 1 секунду и поднимаем, или опускаем рычаг переключения, в зависимости куда хотим переключиться.

Схема управления Камазом, при котором расход топлива будет наименьшим. Обороты ДВС (частота вращения коленвала) должны быть ниже отметки 2300 об/мин.


Экономичный режим управления:
Условия трассыЧто следует делать
В случае разгона по ровной горизонтальной трассе.Нужно следить, чтобы частота вращения коленвала не превышала 2300 оборотов в минуту в отношении промежуточных скоростей. При последующих переключениях скоростей частоты должны падать до 2000 оборотов в минуту.
При быстром движении по скоростной магистрали.Следует активировать повышенную передачу. При этом вал КПП не должен иметь частоту вращения более 2200 об/мин.
В случае плохих дорожных условий или подъема вверх.Частота вращения должна соответствовать номинальному значению, а в результате переключений — снижаться до 2000 об/мин.
При разгоне автомобиля под уклоном вниз по хорошему дорожному покрытию.Нужно следить, чтобы частота, с которой вращается вал, не превышала 2000 об/мин.

Смазывание коробки передач

Детали коробки смазываются окунанием и разбрызгиванием. Смазывание роликовых подшипников зубчатых колес вторичного вала — циркуляционное, под давлением. На первичном валу редуктора-делителя установлено маслонагнетающее кольцо для принудительной подачи масла в осевой канал, по которому оно подается через радиальные отверстия к подшипникам.

  • Коробка передач токарного станка 1Э610
  • Коробка передач с электромагнитными муфтами
  • Коробка передач с дифференциалом автомобиля Москвич-2141
  • Схемы расположения зубчатых колес в коробках передач
  • Схемы переключения передвижных зубчатых колес
  • Сопряжения передвижных зубчатых колес с механизмами управления
  • Приводы ползунов-вилок механизмов управления
  • Оси, скалки, промежуточные валы механизмов управления.
  • Рукоятки с фиксацией
  • Механизм передвижения зубчатых колес
  • Блокировочные устройства
  • Ручки
  • Ступицы рукояток
  • Стержни рукояток под шариковые ручки
  • Маховички






Устройство КПП Камаз

Для автомашин КАМАЗ выпускают КПП двух типов:

  • 14 модель — 5-ти ступенчатая;
  • 15 модель — 10-ти ступенчатая.

14-я модель идет для одиночных машин, 15-я — для автопоезда.

15-я модель камазовской коробки, в которой 10 скоростей переключения передач — это та же самая пятиступка 14-й модели плюс редуктор-делитель. Схема редуктора заднего моста легкового автомобиля отличается от конструкции редуктора-делителя. Конструкция редуктора-делителя вместе с коробкой 14 модели создают 10 скоростей вперед и 2 скорости назад.


Плюсы коробок с делителем:
  1. Частота переключения становится меньше. Переключаться приходится реже.
  2. Увеличивается тяга ДВС машины.
  3. Увеличивается удобство управления.

Чтобы получить разрешение управлять грузовыми автомобилями более 3,5 тонн с прицепами, требуется соответствовать некоторым требованиям. Узнайте, как открыть категорию Е.

Так как автомобили КАМАЗ классифицируются по назначению, то есть для перевозки тяжелых грузов, для таких моделей автозавод сделал из коробки 14 модели модернизированную, которая называется КПП 152.

Какие улучшения были созданы на старой 5 ступенчатой коробке:
  1. Синхронизаторы стали более усиленными.
  2. В конструкцию внесли новое крепление шестеренок.
  3. Во избежании вылета 4-й и 5-й скоростей, что бывает с обычными камазовскими коробками, в систему внесено 4 градуса для утонения зубьев.
  4. Шлицы в КПП также стали более усиленными.
  5. Схема управления доработана.
  6. Шлицевое крепление удалено.
  7. Высота зубьев увеличена.

Делитель принимает нагрузку от пневмосистемы и управляется ею. В новых камазах конструкция сложнее, поэтому желательно ремонтировать КПП, делитель в специализированных СТО.

содержание .. 41 42 ..

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ — ЧАСТЬ 3

Дистанционный привод управления основной коробкой передач (рис. 138) состоит из качающегося рычага 4 переключения передач, опоры 2 рычага переключения передач, укрепленной на переднем торце блока цилиндров двигателя, передней 10 и промежуточной 17 тяг управления, которые перемещаются в сферических втулках 13 из металлокерамики, втулки уплотнены резиновыми кольцами 12 и поджаты пружиной 14 к сухарю 11. Сферические опоры передней тяги размещены в расточке кронштейна опоры 2 и в картере маховика. Опора промежуточной тяги установлена на картере сцепления. На задний конец промежуточной тяги навернут на резьбе и закреплен двумя стяжными болтами 24 регулировочный фланец 18.

Опора рычага переключения передач (рис. 139) состоит из кронштейна 1, гофрированного уплотнителя 5 люка, пружины 6 уплотнителя, укороченного рычага 4 переключения передач, который сферической частью опирается на полиуретановую втулку 7, гасящую вибрацию рычага. Сверху сфера поджата через опорную шайбу 2 пружиной. Установочный винт 8 фиксирует рычаг переключения в нейтральном положении при регулировке привода. В рабочем положении болт должен быть вывернут и застопорен контргайкой.

Дистанционный привод управления основной коробкой передач модели 15 отличается от привода коробки передач модели 14 удлиненной промежуточной тягой и рукояткой переключения передач, в которой смонтирован переключатель 3 (см. рис. 138) крана управления делителем.

Пневматическая система переключения передач делителя (рис. 140) состоит из следующих основных сборочных единиц: редукционного клапана 4, крана 3 управления, механизма 5 переключения передач делителя с воздухораспределителем 6, клапана 1 включения делителя передач, упора 2 клапана и воздуховодов.

Воздух из ресивера IV контура привода вспомогательной тормозной системы под давлением 608.. .736 кПа (6,2… 7,5 кгс/см2) подается на вход редукционного клапана 4, на выходе из клапана поддерживается постоянное давление, равное 387…436 кПа (3,95…4,45 кгс/см2), величина которого регулируется прокладками, установленными на корпус пружины.

Кран 3 управления делителем (см. рис. 140) в зависимости от положения золотника направляет воздух, поступающий из редукционного клапана, в одну из полостей под поршни воздухораспределителя 6 и перемещает золотник воздухораспределителя в одно из двух крайних положений, подготавливая, таким образом, подачу воздуха в полость А или С силового цилиндра.

Предварительный выбор передачи в делителе производится перемещением рычага переключателя крана в положение В или Н, который через трос, заключенный в оплетку, перемещает золотник крана.

Подача воздуха из редукционного клапана под поршень силового цилиндра производится клапаном (рис. 141) включения делителя передач, открывание которого осуществляется упором 2 (см. рис. 140), закрепленным на толкателе поршня пневмогидроусилителя выключения сцепления. Клапан открывается в конце хода толкателя, то есть при полностью выключенном сцеплении.

Рис. 138. Привод управления механизмом переключения передач: 1 — кран управления делителем; 2 — опора рычага переключения передач; 3 — переключатель крана; 4 — рычаг переключения передач; 5 — трос крана управления с оплеткой; 6 — головка передней тяги управления; 7 — рычаг наконечника; 8, 22 — контргайки; 9, 21 — винты установочные; 10 — тяга передняя управления; 11 — сухарь шаровой опоры; 12 — кольцо уплотнительное; 13 — втулка шаровой опоры; 14 — пружина; 15 — крышка; 16 — рычаг передней тяги; 17-тяга промежуточная; 18 — фланец стяжной регулировочный; 19 — болт; 20 — опора; 23 — шток рычага переключения передач; 24 — болт крепления регулировочного фланца

содержание .. 41 42 ..

Модификации коробок

От того, какие нагрузки испытывает и в каких условиях эксплуатируется транспортное средство, зависит тип устанавливаемой коробки:

  • КПП-14;
  • КПП-15;
  • КПП-16;
  • Коробка передач КамАЗ ZF.

Четырнадцатая трансмиссия представляет собой пяти ступенчатое устройство, в состав которого входит редуктор. Пятнадцатая модификация изделия с десятью ступенями, в отличие от КамАЗ-14, укомплектована делителем с двумя ступенями, дислокация устройства – передняя часть коробки.

Коробка передач КамАЗ-14:

кпп КамАЗ-14

Управляются трансмиссии механически, дистанционно, при помощи рычага качения, расположенного на силовой установке. Управление механическим редуктором происходит за счёт пневматики и механики, через селектор. Водитель непосредственно воздействует на кулису.

Шестнадцатая коробка, с восемью ступенями переключения, механического типа. Конструкция включает редуктор на четыре ступени и понижающую коробку, закреплённую позади конструкции.

На заглушку КПП устанавливается основа штока, переключающего ступени, сам рычаг выполнен в оригинальном конструкторском решении. Изделие содержит шток управляющий редуктором, рычаг, страховку, исключающую ошибочный запуск реверса и клапаны, управляемые пневматикой и переключающие механизм, повышающий крутящий момент.

Коробка передач КамАЗ – 15:

кпп КамАЗ – 15

Коробка передач ZF на КамАЗ с девятью ступенями, снабжается вспомогательной понижающей передачей, в отличие от модели 16.

Руководство по эксплуатации КПП ZF 9S1310


В этот автомобиль устанавливается 5-ти ступенчатая коробка передач. Способ переключения не стандартный, по сравнению коробками легковых авто.



В — верхняя передача, на языке водителей — повышенная. Н — нижняя передача, на языке водителей — пониженная.

Для разгона автомобиля Камаз схема переключения будет следующая:
А для разгона по бездорожью или в других условиях, затрудняющих движение, оптимальная схема будет:

Основное главное правило управления механическими коробками — это, полностью выжимать педаль сцепления. Для того, чтобы правильно эксплуатировать любое техническое устройство, желательно знать, принцип действия, устройство сцепления и коробки.

Чтобы перейти на повышенную с пониженной или наоборот, выжимаем полностью сцепление, ждем 1 секунду и поднимаем, или опускаем рычаг переключения, в зависимости куда хотим переключиться.

Схема управления Камазом, при котором расход топлива будет наименьшим. Обороты ДВС (частота вращения коленвала) должны быть ниже отметки 2300 об/мин.


Экономичный режим управления:
Условия трассыЧто следует делать
В случае разгона по ровной горизонтальной трассе.Нужно следить, чтобы частота вращения коленвала не превышала 2300 оборотов в минуту в отношении промежуточных скоростей. При последующих переключениях скоростей частоты должны падать до 2000 оборотов в минуту.
При быстром движении по скоростной магистрали.Следует активировать повышенную передачу. При этом вал КПП не должен иметь частоту вращения более 2200 об/мин.
В случае плохих дорожных условий или подъема вверх.Частота вращения должна соответствовать номинальному значению, а в результате переключений — снижаться до 2000 об/мин.
При разгоне автомобиля под уклоном вниз по хорошему дорожному покрытию.Нужно следить, чтобы частота, с которой вращается вал, не превышала 2000 об/мин.

Схема переключения передач КамАЗ

Схема переключения передач (от простой к сложной) зависит от типа КПП, установленной на автомобиль КамАЗ.

  • схема переключения КПП модельного ряда 14 предусматривает пять передних передач и одну заднюю (коробка передач КамАЗ такого модельного ряда не рассчитана на перевозку грузов выше 10 тон или буксировку прицепов);
  • схема переключения КПП модельного ряда 15, в состав которой входит редуктор (разделитель), предусматривает пять передних передач и одну заднюю, а также используя делитель возможно включение скорости низшего тягового диапазона (передач становиться вдвое больше);
  • схема переключения передач КПП ZF КамАЗа предусматривает переключение скоростей в несколько стадий: 1В – 2В – ЗВ – 4Н – 4В – 5Н – 5В обеспечивает быстрый разгон при нормальных эксплуатационных условиях. 1Н -2Н-ЗН-4Н-4В-5Н-5В – сложные эксплуатационные условия в начале движения и т.д.

Если рассмотреть простейший вариант, механическая трансмиссия грузового автомобиля КамАЗ работает в двух режимах: первичный («Н») и вторичный («В»). Разделение передач на два режима значительно снизила нагрузку на ДВС автомобиля.

Читать далее: Шумит и воет коробка передач ВАЗ 2109: почему КПП гудит, а при выжиме сцепления шум пропадает, причины и как их устранить, описание с видео

Переключение режимов осуществляется посредством специального рычажка:

  • рычажок опущен — облегченный режим движения автомобиля;
  • рычажок поднят – движение автомобиля в режиме больших нагрузок.

Описание схемы переключения коробки передач на Камазе: фото и видео

Кстати, чтобы начать движение, необходимо раскрутить коленчатый вал до нескольких тысяч об/мин.

Для снижения нагрузки на ДВС автомобиля используют делитель (редуктор) — механизм с механическим принципом действия, активирующийся посредством переключателя на кулисе. Основная его функция заключается в увеличении передаточного числа КПП.

Составляющие конструкции на примере КПП модельного ряда 15:

  • вентиль управления делителем;
  • редукционный клапан;
  • клапан включения делителя;
  • воздухораспределительный механизм;
  • патрубок распределения воздуха;

Схема переключения коробки передач на КамАЗе имеет гораздо больше вариантов, если сравнивать с классическими легковыми автомобилями. Во многом это обусловлено установкой разделителя.

С точки зрения водителя переключать передачи на КамАЗе нужно следующим образом:

  • первая передача – влево и вверх (при условии, что рычаг изначально находился в нейтральном положении);
  • вторая передача – вправо и вверх;
  • третья – вниз по центру;
  • четвертая – вверх, право и еще раз вверх;
  • пятая – вниз справа.
  • задняя – влево и вниз.

Положение рычага делителя на порядок переключения и на расположение передач не влияет.

Устройство КПП Камаз

Для автомашин КАМАЗ выпускают КПП двух типов:

  • 14 модель — 5-ти ступенчатая;
  • 15 модель — 10-ти ступенчатая.

14-я модель идет для одиночных машин, 15-я — для автопоезда.

15-я модель камазовской коробки, в которой 10 скоростей переключения передач — это та же самая пятиступка 14-й модели плюс редуктор-делитель. Схема редуктора заднего моста легкового автомобиля отличается от конструкции редуктора-делителя. Конструкция редуктора-делителя вместе с коробкой 14 модели создают 10 скоростей вперед и 2 скорости назад.


Плюсы коробок с делителем:
  1. Частота переключения становится меньше. Переключаться приходится реже.
  2. Увеличивается тяга ДВС машины.
  3. Увеличивается удобство управления.

Чтобы получить разрешение управлять грузовыми автомобилями более 3,5 тонн с прицепами, требуется соответствовать некоторым требованиям. Узнайте, как открыть категорию Е.

Так как автомобили КАМАЗ классифицируются по назначению, то есть для перевозки тяжелых грузов, для таких моделей автозавод сделал из коробки 14 модели модернизированную, которая называется КПП 152.

Какие улучшения были созданы на старой 5 ступенчатой коробке:
  1. Синхронизаторы стали более усиленными.
  2. В конструкцию внесли новое крепление шестеренок.
  3. Во избежании вылета 4-й и 5-й скоростей, что бывает с обычными камазовскими коробками, в систему внесено 4 градуса для утонения зубьев.
  4. Шлицы в КПП также стали более усиленными.
  5. Схема управления доработана.
  6. Шлицевое крепление удалено.
  7. Высота зубьев увеличена.

Делитель принимает нагрузку от пневмосистемы и управляется ею. В новых камазах конструкция сложнее, поэтому желательно ремонтировать КПП, делитель в специализированных СТО.

Особенности переключения

передачи на КамАЗе

Если автомобиль КамАЗ едет с горы, используют высшую передачу. Переход с 1-ой на 2-ю скорость происходит путём двух нажатий на ножной рычаг муфты. Манёвр сопровождается добавлением газа с целью сгладить обороты коленчатого вала. Если машина едет вверх, обороты вала должны соответствовать 2000 мин-1 и выше. Не соблюдение этого совета приведёт к перегреву, а так же к остановке и выходу из строя мотора.

Читать далее: Замена масла в КПП KIA Spectra пошаговая инструкция фото и видео

Трансмиссия КамАЗ отличается качеством, надёжностью и курсовой устойчивостью при эксплуатации. Деление коробки на два режима, использовано для легкости движения двигателя при различной загруженности транспорта. При старте на груженом транспорте, применяют повышенную скорость, доводя вращение вала до 2600 мин-1.

Наличие знаний о том, как переключать скорости и начинать движение – это хорошо, но их явно недостаточно для уверенного управления тяжелой машиной. Обязательно нужно изучить, как включаются передачи на КамАЗе, если есть необходимость в маневрировании. Это может быть движение задним ходом, на подъемах и спусках, на обледенелых дорогах и т.д.

Коробки переключения передач, устанавливаемые на КамАЗ, отличаются от своих аналогов, устанавливаемых на другие грузовые автомобили, своими конструктивными особенностями. КПП КамАЗ, при условии соблюдения правил эксплуатации и выполнения качественного ТО, может работать без ремонта достаточно долго даже в тяжелых условиях.

Коробка КамАЗ – основная составляющая трансмиссии данного автомобиля. Осуществляя изменение крутящего момента двигателя и передачи его на ведущие мосты, КПП на КамАЗе позволяет регулировать тяговые и скоростные характеристики автомобиля в достаточно большом диапазоне, при этом используя ДВС с большей эффективностью.

Коробки, устанавливаемые на КамАЗ, конструктивно довольно просты. Коробка КамаЗА состоит из таких узлов и элементов как:

  • картер;
  • установленные в картере КПП ведущий, ведомый и промежуточный валы;
  • шестерни, синхронизаторы, подшипники;
  • механизм переключения скоростей;
  • делитель КПП КамАЗ, дополнительный одноступенчатый или двухступенчатый редуктор (используется в КПП КАМАЗ 15-й модели);

Примечание: Автомобили КамАЗ, могут быть оборудованы пятиступенчатой, шестиступенчатой, восьмиступенчатой либо десятиступенчатой механикой (многоступенчатая коробка КамАЗ с делителем).

На сегодняшний день грузовые автомобили марки КамАЗ комплектуются разными типами (моделями) КПП отечественного и зарубежного производства.

Перечень основных типов разных модификаций коробок:

  • тип коробок модельного ряда 14 (141,142,144) — механическая пятиступенчатая коробка с трехходовым механизмом переключения (дистанционное переключение передач);
  • тип коробок модельного ряда 15 (152,154) – механическая десятиступенчатая МКПП, представляющая собой пятиступенчатую коробку с передним двухступенчатым делителем, увеличивающим количество скоростей до 12, а именно 10 вперед и 2 назад (дистанционное переключение скоростей, пневмомеханическое переключение скоростей редуктора);
    Тип коробок модельного ряда 16 (161) — механическая восьмиступенчатая КПП, представляющая собой четырехступенчатую коробку ZF с расположенным сзади двухступенчатым планетарным демультипликатором (ручное управление)
  • тип коробок модельного ряда ZF (Германия) — механические многоступенчатые КПП, такие как: ZF-6S1000-шестиступенчатая КПП; ZF-9S109 девятиступенчатая КПП с дополнительной пониженной передачей и др.

Обратите внимание, типы коробок модельного ряда 14 и 15, имея разные конструктивные и технические характеристики, отличаются между собой разными передаточными числами.

Как переключать передачи на Камазе | ЧтоКак.ру

Как переключать передачи на Камазе

Грузовые автомобили КАМАЗ оборудуются двумя типами пятиступенчатых коробок перемены передач: обычной, предназначенной для эксплуатации на самосвалах; и с делителем – для оснащения магистральных тягачей работающих в составе большегрузных автопоездов. И если включение ступеней в механизмах первого типа происходит, как и в большинстве прочих подобных устройств, то во втором случае — имеются некоторые нюансы.

  • — автомобиль КАМАЗ с КПП с делителем.

Управлять грузовым автомобилем не намного сложнее по сравнению с легковой машиной. Но прежде, чем тронуться в путь и почувствовать себя настоящим профессионалом, разместитесь с комфортом в кресле водителя и возьмитесь правой рукой за рычаг переключения ступеней в коробке передач. Покачайте его из стороны в сторону и ощутите, что для его перемещения к себе, в крайнее левое положение, требуется приложение большего физического усилия во время преодоления короткого отрезка – это зона включения первой ступени и заднего хода, которыми редко пользуются. Попробуйте включать, не пуская двигатель. Ощутите глубину хода рычага и постарайтесь отложить это в своей памяти. Недовключенная ступень во время трогания загруженной машины с места может «разорвать» КПП.

Обратите внимание на небольшой рычажок сбоку рукоятки рычага КПП, именно с его помощью производится управление делителем трансмиссии. Он имеет всего два положения: верхнее и нижнее. Название агрегата говорит само за себя. По сути, он разделяет каждую включенную ступень КПП надвое: создавая пониженный и повышенный режимы передаточного числа передач. Флажком можете щелкать в любой момент, когда вам заблагорассудится, вреда агрегатам от этого не будет. Режим делителя подключается исключительно после выключения сцепления.

Попробуем тронуть грузовик с места. Запускаем двигатель и поднимаем давление воздуха в системе до 7,5 атмосфер. Затем перемещаем флажок делителя вниз, выжимаем педаль сцепления и, перемещая рычаг скоростей вниз, включаем вторую (пониженную) ступень в КПП. Плавно трогаемся с места и, не снимая руки с рычага, переводим флажок делителя в верхнее положение.

После набора двигателем во время движения 2200 об/мин по тахометру, отключаем, буквально на одно мгновение, сцепление и переходим на повышенный режим второй передачи (флажок был перемещен вами ранее), и сразу рычажок делителя перемещаете в нижнее положение.

Разогнавшись, отключаете сцепление и перемещаете рычаг КПП вверх, осуществляя переход на третью ступень в пониженном режиме делителя. Флажок – вверх, и так далее, пока не перейдете на пятую повышенную.

Технические параметры коробок передач КамАЗ

Трансмиссия автомобилей КамАЗ оснащена коробками, отличающимися между собой передаточными числами. По этой причине, автомобили применяют во многих сферах. Передаточные числа указаны в таблице ниже.

Модификация коробкиПередача/передаточные числа
123456789Реверс
1415,622,891,641,000,7245,30
1426,383,292,041,250,8156,02
1447,824,032,51,531,007,38
152Повышенная7,824,032,51,531,007,38
Пониженная6,383,292,041,250,8156,02
154Повышенная7,824,032,51,531,007,38
Пониженная6,383,292,041,250,8156,02
1618,395,503,932,872,121,401,000,7311,01
ZF-9S10910.246.5764.783.5312.611.861.351.00.749.44
ZF-6S10006.753.602.121.391.000.786.06
ZF-16S151Повышенная13.809.596.814.583.0212.091.491.0013.17
Пониженная11.558.025.703.842.521.751.240.8411.03
ZF-9S13109.486.584.683.482.621.891.351.000.758.97

Читать далее: Замена ступичного подшипника ВАЗ 2107. Видео как поменять ступицу или сам подшипник

Помимо передаточных чисел, характеристики модификаций коробок отличаются конструктивно. Так, одни модели укомплектовываются деталями и компонентами, отсутствующими у других модификаций. Трансмиссии ZF собираются на Российском заводе, совместно с немецкими партнёрами, предприятие ZF-КАМА в Набережных Челнах.

Коробка передач Камаз: устройство, делитель, схема переключения

От того, какие нагрузки испытывает и в каких условиях эксплуатируется транспортное средство, зависит тип устанавливаемой коробки:

  • КПП-14;
  • КПП-15;
  • КПП-16;
  • Коробка передач КамАЗ ZF.

Четырнадцатая трансмиссия представляет собой пяти ступенчатое устройство, в состав которого входит редуктор. Пятнадцатая модификация изделия с десятью ступенями, в отличие от КамАЗ-14, укомплектована делителем с двумя ступенями, дислокация устройства – передняя часть коробки.

Коробка передач КамАЗ-14:

Управляются трансмиссии механически, дистанционно, при помощи рычага качения, расположенного на силовой установке. Управление механическим редуктором происходит за счёт пневматики и механики, через селектор. Водитель непосредственно воздействует на кулису.

Шестнадцатая коробка, с восемью ступенями переключения, механического типа. Конструкция включает редуктор на четыре ступени и понижающую коробку, закреплённую позади конструкции.

На заглушку КПП устанавливается основа штока, переключающего ступени, сам рычаг выполнен в оригинальном конструкторском решении. Изделие содержит шток управляющий редуктором, рычаг, страховку, исключающую ошибочный запуск реверса и клапаны, управляемые пневматикой и переключающие механизм, повышающий крутящий момент.

Коробка передач КамАЗ – 15:

Коробка передач ZF на КамАЗ с девятью ступенями, снабжается вспомогательной понижающей передачей, в отличие от модели 16.

Коробка передач КамАЗ 5320 оснащена пятью ступенями. Поскольку техника эксплуатируется в жестких условиях, её оснащают большими передаточными числами для работы на низких оборотах. Переключение происходит поэтапно, трансмиссия легко подстраивается, под дорожные условия.

Коробка передач КамАЗ ZF:

Управление передачами на современных автомобилях различаются. Механизм с меньшим количеством передач, эксплуатируют на транспорте с меньшей грузоподъёмностью и габаритами. Модификации на 10 ступеней устанавливают на автопоезда. КамАЗ пользуется спросом в 40 странах, поскольку управляющие механизмы надёжны и долговечны.

Модификации КПП КАМАЗ

Как правильно определить модель КПП КАМАЗ. На одной модели автомобиля может быть установлена коробка передач в различных вариантах.

На сегодняшний день, Камским автомобильным заводом было выпущено несколько десятков видов шасси. Как правило, большинство из них за время выпуска модифицировались и дорабатывались. Узлы трансмиссии не являются исключением. Это привело к тому, что на одинаковых шасси КАМАЗ, могли встречаться абсолютно разные коробки передач.

Многие автомобилисты, не зная этого, при поиске необходимого узла не задумываются об этом. Как правило, это приводит к тому, что люди покупают неподходящие элементы трансмиссии.

Ниже, в качестве примера мы приведем перечень различных модификаций шасси и коробок передач, которые на них устанавливались.

КАМАЗ 4310, 43101.

На первые полноприводные автомобили-вездеходы ставили 14 коробку без делителя. Позже трансмиссию усилили (вал и синхронизаторы) и на замену пришла КПП 142.

КАМАЗ 5320, 55102, 5511, 5410. Все эти машины построены на одном и том же шасси 5320: бортовой грузовик, самосвал, тягач и колхозник. В начале серийного производства на них ставили 15 коробку с делителем, в дальнейшем произошли изменения и замена на новый аналог — КПП 152.

КАМАЗ 55111, 53229, 43253. Самосвальное и укороченное шасси комплектовалось моделями КПП 142 и 152. После 2010 на одномостовые модели 43253 и 43255 стали ставить импортные трансмиссии ZF — 6S 700 и 6S 1000.

КАМАЗ 4308. ZF — 6S700 TO и 6S1000 TO, первые выпуски — КПП 141.

КАМАЗ 53215. Бортовой грузовик 53215 выпускается с 2001г. За это время шасси оснащалось двумя модификациями трансмиссий: — 142. Модернизированная версия 14 модели. Имеет пять скоростей вперед и две назад. Артикул — 142.1700025; — 152. Модернизированная версия 15 модели. Имеет 10 скоростей для движения вперед и две назад. Оснащается делителем. Артикул — 152.1700156. По принципу работы агрегаты крайне схожи. Во втором случае коробка передач КАМАЗ 53215 дополнительно оснащается редукторным делителем. Данное устройство позволяет автомобилю взбираться на подъемы без потерь мощности.

Нужна КПП КАМАЗ?

КАМАЗ 44108. На полноприводный вездеход Камского автозавода могли ставить КПП как отечественного, так и зарубежного производителя: — ZF9 – имеет девять скоростей для движения вперед, одну для движения назад (R) и «ползущую» скорость(C); — 154. Главным отличием является использование конических подшипников. Так же как и предшественник, данный узел имеет десять скоростей для движения вперед и две для движения назад. Несмотря на то, что агрегаты кардинально различаются, взаимозаменяемые.

КАМАЗ 53212. Как правило, на бортовой тягач ставили стандартную коробку передач 142 или десятиступенчатаю 152 с делителем.

КАМАЗ 65115. В зависимости от модификации самосвал может оснащаться усиленной десятиступначтой 154, либо зарубежной девятиступенчатой ZF9.

КАМАЗ 5311. Самосвал относиться к одним из первых выпущенных заводом.Оснащается коробка 14-100 (5 скоростей) и 15-250 (10 скоростей). Стоит отметить что узлы полностью взаимозаменяемы со своими модифицированными версиями (142 и 152 соответственно).

КАМАЗ 43114, 43118. Вездеходные автомобили этой модели оснащались несколькими разновидностями коробок передач: — 142; — 152; — ZF9; — ZF16 – Шестнадцатиступенчатая оборудованная делителем и мультипликатором. Артикул — 1341.002.073. На увеличенную версию КАМАЗ 43118 помимо выше перечисленных четырех устанавливалась также КПП 154.

КАМАЗ 6520. На современный самосвал 6520 (Мамонт) устанавливалась шестнадцатиступенчатая ZF16 151/1820. Коробка передач на КАМАЗ «Мамонт» так же как и другие модели ZF отличаются экономичностью и надежностью.

КПП на самосвалы 6522, 65222 и 65225 — ZF 16S1820 или 16S1821 TO. На 65111 модель ставили аналогичные узлы.

КАМАЗ 5460, 6460. На седельные тягачи, так же как и на другие автомобили ЕВРО-2,3 устанавливалась ZF16S151 (16s1820 to). Коробка передач этой модели считается скоростной. В последних выпусках стали устанавливать автоматические трансмиссии ЗФ 12AS.

На КАМАЗ 65116, 65117 — современная девятиступенчатая ZF 9S1310 TO.

Подводя итоги

Перед покупкой трансмиссии тщательно проверьте номер указанный непосредственно на агрегате. Если вы затруднитесь с выбором трансмиссии, то позвоните по указанному на сайте номеру. С вами свяжется квалифицированный специалист. Через нас вы можете осуществить поиск по базе данных завода указав свой номер шасси (XTC).

Описание коробок передач

Конструктивно, десяти ступенчатая трансмиссия, это коробка с пятью ступенями и редуктором. Такая схема использует 10 передних передач и 2 задние передачи. Трансмиссия популярна, используется для установки на транспорт, перевозящий тяжелый груз. Механизм получил индекс 15.

Отличительные особенности коробки КамАЗ-15:

  • Используется в паре с усиленным синхронизатором делителя;
  • Модернизированы и усилены шлицы, крепления деталей убраны из коробки;
  • Модернизирована фиксация шестерёнок трансмиссии;
  • Увеличена высота зубьев.

Клапан включения понижающей передачи (делителя) КамАЗ-15:

Пневматическая система активирует и управляет делительным устройством трансмиссии КамАЗ. Работоспособность и долговечность агрегата напрямую зависит от правильности использования этого узла. По этой же причине, осмотр трансмиссии КамАЗ проводится на специализированных станциях.

Элементы трансмиссии КамАЗ:

  1. Корпус коробки со встроенными валами: ведущий, ведомый, промежуточный;
  2. Шестерёнчатый механизм активации реверса;
  3. Верхний кожух;
  4. Сборно-разборный механизм, переключающий ступени;
  5. Силовой агрегат, расположенный в передней части корпуса.

Делитель коробки

Высокие и низкие режимы эксплуатации, особенность коробок КамАЗ. Такая специфика вызвана желанием снизить нагрузку на силовую установку. Характерно, что не имеет значение, загружена машина, или нет. Делитель, это редуктор, основанный на принципе механики и увеличивающий передаточные отношения. Работа механизма запускается при помощи переключателя на кулисе.

Первичный вал делителя коробки КамАЗ-15:

  1. Управляющий устройством вентиль. Деталь крепится к основе переключателя, использует режимы прямой и пониженной скорости.
  2. Клапан, поддерживающий постоянство напора на выходе. Отбирает сжатый воздух, сбрасывает напор в системе при превышении установленных показателей. Передаёт воздух на управляющий вентиль и на клапан делительного устройства из воздушного узла. Благодаря манипуляциям, в управляющей двигателем системе одновременно два контура.
  3. Клапан включения делителя. Подаёт воздушный напор на устройство при отключении муфты. Это запускает и отключает низкую передачу, параллельно переключению скоростей в трансмиссии.
  4. Делительный механизм. В состав входит поршень, помещенный внутрь цилиндра. Рычаг поршня соединён со штоком, закреплённым на валике вилки узла. При попадании воздушного напора, поршень смещается, это изменяет рабочий режим коробки.
  5. Патрубок распределения воздуха подаёт напор воздуха в цилиндр узла.

Схема работы коробки передач с делителем

Большая часть эксплуатируемых сегодня грузовиков КамАЗ оснащено пятиступенчатыми механическими коробками передач. Схема переключения скоростей в подобных КПП довольно привычна: водитель выжимает сцепление и смещает рычаг в требуемое положение. При этом важно понимать, что автомобили КамАЗ — это большегрузные грузовые автомашины, то есть регулировка положения рычага должна производиться строго поэтапно.

КПП с делителем на КамАЗе: устройство и принципы использования


схема переключения кпп и делителя

Привычными для трансмиссии грузовика с дизельным двигателем являются пониженный («Н») и повышенный («В») режимы работы. Разработка этих двух вариантов велась специально в целях минимизации нагрузки на мотор машины как с максимальным грузом, так и в порожнем состоянии. Многие модели автомобилей КамАЗ позволяют переключать эти режимы без использования рычага КПП.

Водителю нужно просто поднять или опустить специальный переключатель делителя и буквально на секунду выжать сцепление.

Регулировка режима происходит автоматически: опущенный переключатель активирует облегченный режим езды, поднятый — усиленный.

Разобраться с переключением режимов КПП на грузовиках КамАЗ относительно просто. Для переключения скоростей 1-5 используется соответствующий рычаг, расположенный правее сиденья водителя. Например, разгон грузовика предусматривает использование следующей схемы переключения скоростей: 1B-2B-3B-4Н-4B-5Н-5B. На забитой трассе или в сложных дорожных условиях применяют 1H-2H-ЗH-4H-4В-5H-5В.

Следует иметь в виду, что устройство КПП КамАЗ позволяет переключать скорости только с условием отключения сцепления. Для переключения с верхнего режима на нижний и наоборот нужно передвинуть переключатель в соответствующую позицию и только потом до упора и максимально резко выжать сцепление. Буквально через секунду надо отпустить педаль, чтобы включилась нужная главная передача.

В процессе эксплуатации автомобиля очень важно следить за тем, сколько масла в КПП КамАЗ, и по мере необходимости своевременно доливать смазку, предотвращая возможные проблемы и неполадки.

Технические параметры коробок передач КамАЗ

Трансмиссия автомобилей КамАЗ оснащена коробками, отличающимися между собой передаточными числами. По этой причине, автомобили применяют во многих сферах. Передаточные числа указаны в таблице ниже.

Модификация коробкиПередача/передаточные числа
123456789Реверс
1415,622,891,641,000,7245,30
1426,383,292,041,250,8156,02
1447,824,032,51,531,007,38
152Повышенная7,824,032,51,531,007,38
Пониженная6,383,292,041,250,8156,02
154Повышенная7,824,032,51,531,007,38
Пониженная6,383,292,041,250,8156,02
1618,395,503,932,872,121,401,000,7311,01
ZF-9S10910.246.5764.783.5312.611.861.351.00.749.44
ZF-6S10006.753.602.121.391.000.786.06
ZF-16S151Повышенная13.809.596.814.583.0212.091.491.0013.17
Пониженная11.558.025.703.842.521.751.240.8411.03
ZF-9S13109.486.584.683.482.621.891.351.000.758.97

Помимо передаточных чисел, характеристики модификаций коробок отличаются конструктивно. Так, одни модели укомплектовываются деталями и компонентами, отсутствующими у других модификаций. Трансмиссии ZF собираются на Российском заводе, совместно с немецкими партнёрами, предприятие ZF-КАМА в Набережных Челнах.

Старт

Начало движения начинают с низшей ступени. Смена скорости выполняется только при выжатом сцеплении, несколькими этапами. Закономерность связана с повышением и понижением передач, что делает возможным использовать автомобиль на разном покрытии и рельефе.

Удачной схемой считается переключение 1В-2В-3В при наборе скорости, 4H-4B-5H при дальнейшей езде. Стартуя, обороты вала доводят до 7000 мин-1, второй передачей пользуются после 3000 мин-1. От чёткого соблюдения режима на транспорте КамАЗ 65115 и др., зависит правильная работа коробки передач и её долговечность. Правильные режимы снижают расход горючего, делает езду экономичной, продлевает срок службы силовой установки.

Коробка передач КамАЗ 4310 схема переключения:

Особенности переключения

Если автомобиль КамАЗ едет с горы, используют высшую передачу. Переход с 1-ой на 2-ю скорость происходит путём двух нажатий на ножной рычаг муфты. Манёвр сопровождается добавлением газа с целью сгладить обороты коленчатого вала. Если машина едет вверх, обороты вала должны соответствовать 2000 мин-1 и выше. Не соблюдение этого совета приведёт к перегреву, а так же к остановке и выходу из строя мотора.

Трансмиссия КамАЗ отличается качеством, надёжностью и курсовой устойчивостью при эксплуатации. Деление коробки на два режима, использовано для легкости движения двигателя при различной загруженности транспорта. При старте на груженом транспорте, применяют повышенную скорость, доводя вращение вала до 2600 мин-1.

Переключение передач на КамАЗ (ZF):

На подъемах

Чтобы иметь возможность выехать на КамАЗе на подъем, необходимо двигаться на повышенных передачах. Включение первой скорости осуществляется стандартно, а вот для активации второй нужно прибегнуть к методу двойного выжимания сцепления. При этом одновременно следует нажимать на педаль газа и не забывать о подаче горючего к двигателю.

Нарушение одного из этих правил может привести к целому ряду проблем:

  • мотор заглохнет, соответственно, машина остановится и начнет самовольное движение назад, что является крайне опасным явлением. Двигатель глохнет преимущественно из-за резкого падения количества оборотов коленвала, особенно если этот показатель не превышает 2000 об/м;
  • износ движущихся деталей коробки передач или даже ее выход из строя. Ремонт КПП – затратное и длительное мероприятие, требующее привлечение опытных специалистов;
  • увеличение рабочей температуры мотора и, как следствие, более быстрый износ его механизмов;
  • увеличенный расход топлива – это негативно скажется на экономическом факторе.

Уход за коробкой КамАЗ

Устройство нуждается в регулировке и настройке, иначе таких сбоев, как затруднительное переключение, выбивание передач – не избежать. К важным манипуляциям относят: настройка механизма переключения, настройка люфта штока, настройка промежутка в клапане включения делителя и др.

Проверка уровня масла в картере коробки КамАЗ:

Частью ухода считается смена смазки. Процедура проводится раз в год, пробег не превышает 90000км. При работе машины в тяжёлых условиях, смазку сливают каждые 45000км. или 1000 часов работы (в зависимости от установленного регламента и модификации коробки).

Проверка жидкости в трансмиссии 14-й и 15-й серии проводится с помощью меток на крышке горловины. В 16-й серии и ZF для проверки используют контрольное отверстие.

К частым поломкам относят: затруднительное включение, износ деталей, неисправность задней передачи, самопроизвольное выключение и др. Проблемы решаются, регулировкой механизма, в случае серьёзных вопросов, обращаются к специалисту.

Назначение и описание коробки КамАЗ

Несмотря на количество модификаций, назначение и принцип работы коробок КамАЗ одинаков. Так, механизмы предназначены для изменения величины и направления импульса, снимаемого с силовой установки и передаваемого на колеса машины через детали трансмиссии.

Установка КПП на машину КамАЗ выполняется восемью шпильками, по четыре штуки с каждого бока. Монтаж изделия ведётся к поддону муфты (две шпильки сверху), две шпильки снизу ввинчиваются в поддон КПП.

Плавный переход с режима на режим, обеспечен благодаря синхронизаторам. Администрирование происходит на расстоянии, за счёт переключающего рычага, установленный привод — механика. Коробки, оборудованные делителем для смены режима, применяют пневматический привод.

Читайте также: