Клапан включения раздатки камаз

Обновлено: 14.05.2024

Раздаточная коробка автомобиля КамАЗ-4310

При перекатывании через этот выступ задних колес скорость их вращения также должна увеличиваться.

Если передние и задние колеса будут жестко связаны между собой через механизмы трансмиссии, они будут вынуждены вращаться всегда с одинако­вой скоростью, вследствие чего неизбежны повышенное изнашивание шин и большие потери мощности на преодоление трения между колесами и дорогой.

Возможность вращения колес переднего и задних мостов с различной угловой скоростью обеспечивает межосевой дифференциал, применяе­мый в раздаточной коробке.

Однако применение дифференциально­го привода на скользких дорогах и на влажных грунтах с малым сцеплением мо­жет привести к снижению и потере про­ходимости автомобиля.

Для повышения проходимости в автомобилях предусмотре­но устройство для блокировки дифферен­циала.

В раздаточной коробке может изме­няться крутящий момент, подводимый к ведущим колесам, т. е. раздаточная короб­ка является одновременно дополнитель­ной коробкой передач, увеличивающей пределы передаточного числа в трансмис­сии.

Включение низшей (первой) передачи з коробке передач и в раздаточной коробке обеспечивает возможность преодоления автомобилем больших сопротивлений дви­жению.

Устройство раздаточной коробки

Раз­даточная коробка установлена на раме и закреплена болтами на четырех резино­вых подушках, выполнена по трехвальной схеме. Внутри картера на подшипниках размещен первичный вал 1 (рис. 1) све­дущей шестерней 2 и шестерней 4 отбора мощности.

В верхней части картера имеет­ся люк, закрытый крышкой 3, для уста­новки специальной коробки для отбора мощности. Эта коробка позволяет отби­рать мощность от первичного вала до 44,1 кВт (60 л.с.) на ходу автомобиля.

Включение ее осуществляется при оста­новке автомобиля. В расточку заднего торца картера установлена односкоростная коробка 6 отбора мощности на ле­бедку.

В редукторную часть коробки входят также промежуточный вал 29 с промежу­точной шестерней 31 и шестерней 8 пони­жающей передачи вал 23 привода перед­него моста с шестерней 17 повышающей передачи и дифференциал с валом 10 при­вода задних мостов.

Шестерня 8 понижаю­щей передачи и шестерня 17 повышающей передачи установлены на роликоподшип­никах с алюминиевыми сепараторами. На валу привода задних (промежуточного и заднего) мостов установлен несиммет­ричный цилиндрический межосевой диффе­ренциал.

Дифференциал состоит из сол­нечной шестерни 14, четырех сателлитов, эпициклической (коронной) шестерни 12, смонтированных в разъемном корпусе диф­ференциала.

При разблокированном дифференциале крутящие моменты между передним и зад­ним ведущими мостами распределяются в отношении 1:2, обеспечивая постоянную и равномерную тягу по всем ведущим мо­стам.

При движении в тяжелых дорожных условиях дифференциал должен быть за­блокирован. В этом случае обеспечиваются максимальные тяговые возможности авто­мобиля.

Положение, показанное на рис, соответствует положению в раздаточной коробке при разблокированном дифферен­циале.

Переключение передач в раздаточной коробке осуществляется электропневмати­ческой системой, состоящей из трехпозиционного переключателя 1 (рис. 1), установленного в кабине, двух электропневмоклапанов 2 и 3, двух механизмов 7 и 12 переключения передач мембранного типа, выключателя 8, установленного на механизме 7, пневмопроводов 4.

При установке переключателя 1 в по­ложение 1 включена понижающая пере­дача. Сжатый воздух в механизмы пере­ключения не поступает. Положение муфт переключения соответствует показанному на рисунке

При установке переключателя 1 в положение II включена повышающая передача. Включается электропневмоклапан 2. Воздух из пневмосистемы подводится к механизму 7 переключателя пере­дач, мембрана которого перемещает шток 9 через нажимную пружину 10 до упора стакана 5 в выступы корпуса механизма.

Схема электропневматического управления передачами раздаточной коробки

В этом положении срабатывает выключа­тель 8, который включает электропневмо­клапан 3. Воздух поступает в механизм 12, шток 15 которого перемещается через нажимную пружину 14 до упора стакана 13 в корпус механизма. При этом муфты 20 и 30 (см. рис.) перемещаются по­следовательно вправо.

Блокировочное устройство, состоящее из шариков 16 (рис. ) и штифта 17, не позволяет включить повышающую пере­дачу при включенной понижающей пере­даче.

При обратной перестановке переключа­теля I в положение I возвратные пружины 6 а 11 последовательно посредством меха­низма блокировки через нажимные пружи­ны 10 и 14 возвращают штоки механизмов до упора в крышки.

При установке переключателя I в поло­жение Н включена нейтральная передача. Срабатывает только электропневмоклапан 2. в результате чего воздух подается в ме­ханизм 7 и муфта 30 (см. рис.) пере­мещается вправо.

Автомобиль может быть оборудован пневмоуправлением раздаточной короб­кой, которое имеет трехпозиционный ку­лачковый кран 1 (рис. 2), расположен­ный в кабине на нижней панели приборов слева от рычага крана включения механиз­ма блокировки межосевого дифференциа­ла.

При переключении крана из нейтраль­ного положения I в положение II вклю­чается понижающая передача, в положе­ние III — повышающая.

Выключатель 4 контрольной лампы 2 включения понижающей передачи распо­ложен на корпусе механизма 3 переключе­ния передач. Установка контрольной лам­пы предусмотрена в левом блоке контроль­ных ламп панели приборов.

Включение блокировки межосевого дифференциала осуществляется также мембранной пневмокамерой, которая отли­чается от камеры переключения передач отсутствием нажимной пружины.

Механизм блокировки дифференциала включается пневматическим краном, уста­новленным в кабине под приборной па­нелью.

Смазывается раздаточная коробка разбрызгиванием.

Для подачи масла в под­шипники шестерен понижающей передачи промежуточного вала в картере раздаточ­ной коробки имеется маслосборник, соединенный через отвер­стия в картере, крышке подшипника, шту­цере, валу с подшипниковой зоной

Клапан включения раздатки камаз

РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ


Раздаточная коробка (рис. 155) служит для распределения и передачи крутящего момента к переднему мосту автомобиля и мостам задней тележки. Она установлена на лонжероне рамы и продольной балке, расположенной между поперечинами, на кронштейнах с четырьмя резиновыми подушками. Ниже приведена техническая характеристика раздаточной коробки.

Передаточные числа:
передача первая (низшая) . 1,692

передача вторая (высшая) . 0,917

Управление раздаточной коробкой. дистанционное, с

пневмоприводом переключения передач

Межосевой дифференциал. цилиндрический,

несимметричный, планетарного типа

Размеры деталей раздаточной коробки и допустимый износ, mm


Картер раздаточной коробки литой, с вертикальным разъемом. В верхней части картера имеется люк, закрытый крышкой 6, для установки коробки отбора мощности. В гнездо заднего торца картера установлена односкоростная коробка 10 отбора мощности, которая состоит из выходного вала, установленного в корпусе стакана подшипников на двух шариковых подшипниках. На шлицах выходного вала закреплен фланец с отражателем для присоединения карданного вала привода лебедки. По шлицам переднего конца выходного вала перемещается подвижная муфта включения отбора мощности, входящая в зацепление со шлицами первичного вала раздаточной коробки. Стакан подшипников закрыт крышкой, уплотненной прокладкой. Для предотвращения вытекания масла в крышке стакана установлена резиновая манжета с пружиной. Коробка отбора мощности включается пневматическим механизмом мембранного типа с дистанционным управлением.

Редуктор раздаточной коробки состоит из первичного вала 2, промежуточного вала 39, вала 32 привода переднего моста, межосевого дифференциала. Все зубчатые колеса редуктора постоянного зацепления, косозубые.

Первичный и промежуточный валы вращаются на цилиндрических радиальных подшипниках 4, 8, 13 и 40, дифференциал — на радиальном цилиндрическом 16 и шариковом 29 подшипниках. Шариковый подшипник 3 первичного вала воспринимает только осевые нагрузки и установлен в крышке первичного вала с радиальным зазором.

К ведущему зубчатому колесу 5 первичного вала приварено зубчатое колесо 7 отбора мощности.

Зубчатое колесо 12 низшей передачи и зубчатое колесо 25 высшей передачи установлены на роликах.

Дифференциал планетарного типа с четырьмя сателлитами 15, солнечным 22 и коренным 20 зубчатыми колесами, коренное зубчатое колесо 20 соединено с валом 18 привода задних мостов. Момент вращения солнечного зубчатого колеса передается

на вал 32 привода переднего моста. При работающем (разблокированном) дифференциале обеспечивается постоянная и равномерная тяга всех мостов и устраняются дополнительные нагрузки в трансмиссии. В зависимости от дорожных условий дифференциал может быть выключен (заблокирован), и тогда валы привода переднего и задних мостов вращаются как одно целое.

На модернизированных полноприводных автомобилях в конструкцию раздаточной коробки внесены изменения (см. рис. 156):

— вместо шпоночного соединения первичного вала и шестерни применено шлицевое (зона 1). Новый вал первичный — 43114-1802025;

— усилены подшипники вала промежуточного (зона 2). Новые подшипники — 7311А;

— вместо болтов самоконтрящихся применены шпильки с футерками (зона 3);

— объединены 2 крышки заднего подшипника в единую крышку (зона 4).


Рис. 155. Раздаточная коробка: 1 — фланец первичного вала: 2 — первичный вал; 3, 4, 8, 13. 16, 17, 29, 40 — подшипники; 5 — ведущее зубчатое колесо; 6 — крышка верхнего люка; 7 — зубчатое колесо отбора мощности; 9
— муфта включения коробки отбора мощности; 10 — коробка отбора мощности; 11 — маслосборник; 12 — зубчатое колесо низшей передачи; 14 — крышка подшипника; 15 — сателлит; 18 - вал привода задних мостов; 19 — задняя обойма дифференциала; 20 — коренное зубчатое колесо; 21 — зубчатое колесо низшей передачи дифференциала; 22 - солнечное зубчатое колесо; 23 — передняя обойма; 24— картер раздаточной коробки; 25 — зубчатое колесо высшей передачи: 20 — крышка картера раздаточной коробки; 27 — магнитная пробка; 28, 30. 41 — муфты; 31 — ведущее зубчатое колесо привода преобразователя электрического спидометра: 32 — вал привода переднего моста; 33 — вилка; 34
— пружина: 35 — шток; 36 — мембрана: 37 — выключатель; 38 — стопорный болт; 39 — промежуточный вал; 42
— зубчатое колесо постоянного зацепления

Переключение передач в раздаточной коробке осуществляется пневматической системой, состоящей из трехпозиционного кулачкового крана 1 (рис. 157), установленного в кабине, рукоятка управления которого расположена на панели приборов, двух механизмов 3 и 12 переключения передач мембранного типа, выключателя 4 сигнализатора 2 включения низшей передачи, установленного на корпусе механизма 3, пневмопроводов 16.

При установке рукоятки крана 1 в положение I включена низшая передача. В этом случае сжатый воздух в механизмы переключения не поступает, срабатывает выключатель 4 и загорается сигнализатор 2 включения низшей передачи. Положение муфт переключения передач соответствует рис. 155.

При установке рукоятки крана 1 (см. рис. 157) в положение Н включена нейтральная передача. Воздух из пневмосистемы подводится к механизму 3 переключения, мембрана которого перемещает шток 5 через нажимную пружину 6 до упора стакана 8 в выступы корпуса механизма, и муфта 41 (см. рис. 155) перемещается вправо.

При установке рукоятки крана 1 (см. рис. 157) в положение II включена высшая передача. Воздух из пневмосистемы подводится к механизмам 3 и 12 переключения передач, мембраны которых перемещают штоки 5 и 14 через нажимные пружины 6 и 13 до упора стаканов 8 и 10 в выступы корпусов механизмов.

При этом муфты 41 и 28 (см. рис. 155) перемещаются вправо поочередно посредством механизма блокировки штоков, состоящего из шариков 15 (см. рис. 157), штифта 16 и предназначенного для предотвращения одновременного включения двух передач в раздаточной коробке.

При возврате рукоятки крана 1 в положение I пружины 11 и 7 в обратном порядке через нажимные пружины 13 и 6 возвращают штоки 14 и 5 механизмов до упора стаканов А) и 8 в крышки.

При этом воздух из механизмов переключения

выходит в окружающую среду через дренажные отверстия крана.

Включение блокировки межосевого дифференциала осуществляется также мембранной пневмокамерой, которая отличается от камеры переключения передач отсутствием нажимной пружины.

Механизм блокировки дифференциала включается пневматическим краном, ручка управления которым установлена в кабине под панелью приборов.

раздаточной коробки — разбрызгиванием. Для подачи смазочного материала в подшипники зубчатых колес низшей передачи промежуточного вала в картере раздаточной коробки имеется маслосборник 11 (см. рис. 155), соединенный через отверстия в картере, крышке 14 подшипника, валу 39 с подшипниковой зоной.


Рис. 157. Схема пневмосистемы управления раздаточной коробкой: 1 — кран переключения передач; 2 — сигнализатор включения низшей передачи; 3, 12 — механизмы переключения передач: 4 — выключатель сигнализатора включения низшей передачи; 5, 14 — штоки; 6, 13 — нажимные пружины; 7, 11 - возвратные пружины; 8, 10 — стаканы; 9 — пневмопроводы; 15 — шарик; 16 — штифт; а—к муфте 41 (см. рис. 155), b — к муфте 28 (см. рис. 155)

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

— проверить внешним осмотром отсутствие подтекания масла через манжеты валов раздаточной коробки;

— закрепить раздаточную коробку и коробку отбора мощности;

— довести до нормы уровень масла в картере раздаточной коробки;

— очистить от грязи предохранительные клапаны. При сервисе С:

— закрепить фланцы раздаточной коробки. Дополнительно осенью сменить масло в картере коробки. Смена масла в раздаточной коробке. Масло следует заливать через верхнее отверстие в картере, закрытое конической пробкой. Уровень масла контролировать по нижнему отверстию, также закрытому пробкой. Сливать масло нужно через отверстие в нижней части крышки картера, вывернув магнитную пробку 27 (см. рис. 155). При смене масла необходимо промыть и очистить магнит.

Признаки проблем в работе раздаточной коробки КАМАЗа и причины их возникновения

Автомобиль КАМАЗ 43118 разработан для езды по бездорожью. Цена высокой проходимости — усложненная конструкция системы передачи крутящего момента между осями и двигателем. Для равномерного распределения нагрузки и согласования момента вращения на ходовой части машины предусмотрена раздаточная коробка. Чем хуже качество дорожного покрытия, тем быстрее изнашиваются её детали. При этом сама коробка вполн ремонтопригодно, важно только не упустить из вида первичные признаки сбоев в работе и сразу заняться ремонтом.

Признаки неправильной работы раздаточной коробки КАМАЗа

Раздаточная коробка, как и большинство деталей в конструкции грузового автомобиля, никак не выдает себя до тех пор, пока в ней что-то не сломается. В 85% случаев поломки связаны с текущим износом и только в 15% — с механическими поломками, вызванными внешними факторами или неправильной эксплуатацией узла. Чтобы вовремя обратить внимание на сбои в работе, нужно внимательно отслеживать следующие факторы:

наличие посторонних шумов во время движения автомобиля;

произвольное выключение передач;

клины или заедания рычага;

повреждения корпуса раздатки.

Перечисленные выше проблемы появляются не только на КАМАЗах. Грузовики других марок, оборудованные раздаточной коробкой, выказывают неполадки так же.

Причины поломок

Причина неисправностиСпособ устранения
Вибрация и шум в коробке передач
Ослабление крепления или повреждения опор подвески, двигателя и коробки передач Затяните крепление или замените опоры
Износ или повреждение шестерен и подшипников Отремонтируйте коробку передач на сервисе
Залито масло несоответствующей марки Залейте масло соответствующей марки
Недостаточный уровень масла Долейте масло до нормы
Нарушение регулировки холостого хода двигателя Отрегулируйте холостой ход двигателя
Утечка масла
Разрушение, повреждение сальников или уплотнительных колец Замените сальники или уплотнительные кольца
Затруднительное переключение передач и скрежет при переключении
Неполное выключение сцепления Удалите воздух из гибропривода выключение сцепления
Неисправность тросов КПП Замените тросы
Ослабление пружин синхронизатора Отремонтируйте на сервисе
Залито масло несоответствующей марки Залейте масло соответствующей марки
Самопроизвольное выключение передач
Износ вилок переключения передач или поломка пружин фиксаторов Отремонтируйте коробку передач на сервисе
Увеличение зазора муфты синхронизатора на ступице Отремонтируйте коробку передач на сервисе

Механики станций технического обслуживания выделяют следующие наиболее распространенные причины сбоев в работе раздаточной коробки:

поломка одного или нескольких зубьев шестерни зубчатой передачи;

износ или недостаток смазки подшипников;

образование заусенцев на шлицах;

пространственная деформация ползунов;

повреждение герметичности диафрагм пневматических камер;

разболтанность стыковых соединений муфт.

Большинство из них, как правило, обнаруживается в процессе эксплуатации транспортного средства. Даже в ходе текущего технического осмотра ходовой части и других узлов под крышку раздатки заглядывают крайне редко, да и смысл в этом не всегда есть — больше половины распространенных поломок визуально не заметны.

Важно постоянно обращать внимание на поведение автомобиля, особенно если он часто и активно эксплуатируется. Если недосмотреть и продолжить ездить с неисправностями, это чревато отказом раздаточной коробки и, как следствие, потерей управляемости машины.

Конструктивные особенности раздатки грузовых машин КАМАЗ 43118

В КАМАЗе 43118 коробка имеет двухступенчатую конструкцию, оснащена электропневматическим блокиратором.

Устройство раздаточной коробки КАМАЗ включает в себя следующие элементы:

  • Ведущий вал.
  • Межосевой дифференциал с блокиратором.
  • Приводные валы мостов переднего и заднего.
  • Зубчатые передачи.
  • Понижающая передача.
  • Литой металлический корпус (картер), заполненный смазочным составом.



Схема раздатки КамАЗ 43118
Раздаточная коробка КАМАЗа 43118 установлена позади коробки передач, одной стороной на лонжероне рамы автомобиля и второй стороной — на балке, расположенной между поперечинами.

Блокировка дифференциала осуществляется с помощью пневматической системы, привод управления которой находится в кабине водителя.

Трехходовой кран управления имеет три положения — нейтральное, первая и вторая передача. Картер в верхней части имеет монтажный люк, через который устанавливается коробка отбора мощности.

Заливка масла производится через специальное отверстие, в обычном состоянии закрытое пробкой. На шлицы выходного вала присоединяется лебедка.

Устройство

В создании автомобиля КамАЗ принимали участие и московские конструкторы. На момент создания автомобиля был разработан и внедрен передовой принцип при взаимодействии ведущих мостов. Имеется в виду привод постоянный, который имеет четыре карданных вала.

При этом трансмиссия оснащена межосевым дифференциалом, которая поддерживается электрической и пневматической блокировкой. Существуют несколько модификаций, которые имеют некоторые отличия, но они являются несущественными. На автомобиле КамАЗ 4310, 43118 установлен двигатель КАМАЗ-740.10, который имеет мощности в 210 -220 л.с.

Базовая версия автомобиля КамАЗ 4310 характеризуется более короткой платформой с объемным тентом и задним бортом, который откидывается. В кузове предусмотрены ряд сидений на 30 человек, которые могут трансформироваться, то есть являются откидными. Годы выпуска – 1983-1990г.

Основные принципы работы раздаточной коробки в автомобиле КАМАЗ

Раздаточная коробка КАМАЗ 43118 осуществляет прем на ведущий вал вращательного движения, передачу мощности на распределяющую коробку, в которой установлен межосевой дифференциал (МО). Существует три типа МО:

  • Фрикционная муфта.
  • Вязкостная муфта (вискомуфта).
  • Самоблокирующийся дифференциал модели Torsen. Конструктивно представляет собой червячную передачу, вращающий момент передается за счет силы трения.

Фрикционная муфта в КАМАЗе 43118. Представляет собой набор дисков, плотность сцепления которых между собой определяется условиями вращения. Проскальзывание какой-либо оси вызывает сжатие дисков и блокировку муфты, в результате которой мощность получает ось с наибольшей степенью сцепления с грунтом.

Фрикционная муфта

Вязкостная муфта в КАМАЗе 43118. Набор перфорированных дисков, помещенных в силиконовую массу. Половина из них соединяется с корпусом, другая — со ступицей. Проскальзывание одной из осей вызывает блокировку и связывает ступицу и корпус муфты.


Из всех видов МО наибольшей популярностью пользуется вязкостная муфта, она проста и надежна в эксплуатации.

Электросхема световой оповестительной сигнализации

Эта система управляет задними стопами и указателями поворотов. Она служит для оповещения других участников движения о маневрах, которые совершает грузовик. Общая схема этой системы представлена на рисунке ниже:

система управляет задними стопами и указателями поворотов

Цифрами на схеме обозначены:

  1. фонарь левый;
  2. фонарь правый;
  3. реле указателей поворота и аварийной сигнализации;
  4. предохранитель ПР 119 (6 А);
  5. переключатель света;
  6. предохранитель 13.3722 (7,5 А);
  7. предохранитель ПР 310 (10 А);
  8. выключатель аварийной световой сигнализации;
  9. указатель поворота правый
  10. указатель поворота левый;
  11. фонарь задний левый
  12. фонарь задний правый;
  13. выключатель сигналов торможения;
  14. выключатель электромагнитного клапана прицепа;
  15. реле сигналов торможения;
  16. сигнал звуковой (зуммер);
  17. 18, 19 — выключатели сигнализаторов падения давления в ресиверах пневмопривода тормозных механизмов;
  1. выключатель сигнализатора стояночной тормозной системы;
  2. реле-прерыватель сигнализатора включения стояночной тормозной системы;
  3. выключатель света заднего хода;
  4. фонарь заднего хода;
  5. розетка прицепа 24 В;
  6. выключатель сигнализатора блокировки межосевого дифференциала;
  7. 27, 28 — блоки сигнализаторов;
  1. выключатель сигнализатора засоренности масляного фильтра;

I. к выключателю приборов и стартера;

II. к указателю температуры охлаждающей жидкости;

III. к тахометру;

IV. к спидометру.

В эту схему входят следующие подсистемы:

  • Система аварийной световой сигнализации;
  • Указателей торможения (стопов);
  • Указателей поворота
  • Контрольные лампы включения указателей поворота автомобиля и прицепа;
  • Контрольные лампы блокировки межосевого дифференциала,
  • Стояночной тормозной системы;
  • Падения давления воздуха в контурах пневмопривода тормозных механизмов;
  • Блоки контрольных ламп,

Кроме этого в систему входят разнообразные переключатели и реле.

Краткие пояснения к схеме. Под цифрой 8 скрывается всем хорошо известная «аварийка». То есть этот выключатель включает сразу все указатели поворотов.

Сами поворотники, в штатном режиме, включаются комбинированным переключателем света, помеченным на схеме цифрой 5. Их прерывистое свечение обеспечивает специальное реле (3).

Саму работу указателей поворотов водитель наблюдает благодаря сигнальным лампам (26), при этом машина и прицеп имеют разные сигнальные лампы.

Сигнал о торможении на стопы поступает от пневмоэлектрического датчика (13). Сигнал от него идёт через промежуточное реле (15), а потом уже на лампы стопов. Обращаю ваше внимание на то, что цепь стопов включена через амперметр, и не связана выключателем приборов и стартера. Это сделано для того, чтобы стопы загорались даже тогда, когда зажигание выключено.

Необходимо знать, что сигнализация торможения включается даже тогда, когда включается стояночный тормоз — ручник. За включение стопов, при включении ручника, отвечает датчик, помеченный на схеме цифрой 20. При включении стояночного тормоза стопы горят прерывистым светом. Такую работу обеспечивает реле-прерыватель (21).

Признаки нарушения работы механизмов

Ремонт раздаточной коробки КАМАЗа необходим в случае обнаружения следующих неисправностей:



Как предотвратить неисправность раздаточной коробки КамАЗа

  • Посторонние шумы, стук, прочие звуки, свидетельствующие о нарушении штатного режима работы.
  • Самопроизвольное выключение передач, происходящее вследствие износа шестерней, муфт, вилок переключения.
  • Сложности при включении передач, заедания, несрабатывание механизма включения блокировки.
  • Механические повреждения корпуса или элементов крепежа.

Перечисленные неисправности характерны для всех разновидностей раздаточных коробок автомобилей КАМАЗ. Основными причинами возникновения неисправностей являются:

  • Поломка зубьев шестерней.
  • Износ подшипников.
  • Нарушение герметичности диафрагм пневматических камер.
  • Появление заусенцев на шлицах, погнутость ползунов.
  • Износ соединений, в частности — нарушения прочности установки муфт.

Чаще всего неисправности проявляют себя в процессе эксплуатации, несколько реже они обнаруживаются при проведении регламентных или ремонтных работ, технического обслуживания автомобиля. Визуальный осмотр может позволить лишь обнаружение трещин или ослабления крепежных элементов, все внутренние изъяны проявляются во время непосредственного функционирования механизма.

Электросхема световой оповестительной сигнализации

Эта система управляет задними стопами и указателями поворотов. Она служит для оповещения других участников движения о маневрах, которые совершает грузовик. Общая схема этой системы представлена на рисунке ниже:

Цифрами на схеме обозначены:

  1. фонарь левый;
  2. фонарь правый;
  3. реле указателей поворота и аварийной сигнализации;
  4. предохранитель ПР 119 (6 А);
  5. переключатель света;
  6. предохранитель 13.3722 (7,5 А);
  7. предохранитель ПР 310 (10 А);
  8. выключатель аварийной световой сигнализации;
  9. указатель поворота правый
  10. указатель поворота левый;
  11. фонарь задний левый
  12. фонарь задний правый;
  13. выключатель сигналов торможения;
  14. выключатель электромагнитного клапана прицепа;
  15. реле сигналов торможения;
  16. сигнал звуковой (зуммер);
  17. 18, 19 — выключатели сигнализаторов падения давления в ресиверах пневмопривода тормозных механизмов;
  1. выключатель сигнализатора стояночной тормозной системы;
  2. реле-прерыватель сигнализатора включения стояночной тормозной системы;
  3. выключатель света заднего хода;
  4. фонарь заднего хода;
  5. розетка прицепа 24 В;
  6. выключатель сигнализатора блокировки межосевого дифференциала;
  7. 27, 28 — блоки сигнализаторов;
  1. выключатель сигнализатора засоренности масляного фильтра;

I. к выключателю приборов и стартера;

II. к указателю температуры охлаждающей жидкости;

III. к тахометру;

IV. к спидометру.

В эту схему входят следующие подсистемы:

  • Система аварийной световой сигнализации;
  • Указателей торможения (стопов);
  • Указателей поворота
  • Контрольные лампы включения указателей поворота автомобиля и прицепа;
  • Контрольные лампы блокировки межосевого дифференциала,
  • Стояночной тормозной системы;
  • Падения давления воздуха в контурах пневмопривода тормозных механизмов;
  • Блоки контрольных ламп,

Кроме этого в систему входят разнообразные переключатели и реле.

Краткие пояснения к схеме. Под цифрой 8 скрывается всем хорошо известная «аварийка». То есть этот выключатель включает сразу все указатели поворотов.

Сами поворотники, в штатном режиме, включаются комбинированным переключателем света, помеченным на схеме цифрой 5. Их прерывистое свечение обеспечивает специальное реле (3).

Саму работу указателей поворотов водитель наблюдает благодаря сигнальным лампам (26), при этом машина и прицеп имеют разные сигнальные лампы.

Сигнал о торможении на стопы поступает от пневмоэлектрического датчика (13). Сигнал от него идёт через промежуточное реле (15), а потом уже на лампы стопов. Обращаю ваше внимание на то, что цепь стопов включена через амперметр, и не связана выключателем приборов и стартера. Это сделано для того, чтобы стопы загорались даже тогда, когда зажигание выключено.

Необходимо знать, что сигнализация торможения включается даже тогда, когда включается стояночный тормоз — ручник. За включение стопов, при включении ручника, отвечает датчик, помеченный на схеме цифрой 20. При включении стояночного тормоза стопы горят прерывистым светом. Такую работу обеспечивает реле-прерыватель (21).

Как осуществляется ремонт раздаточной коробки автомобиля КАМАЗ 43118

Для ремонта необходимо, прежде всего, снять раздаточную коробку.

Внимание! Перед началом работ необходимо слить масло, отвернув пробку слива.

  • Демонтировать щиты на полу платформы.
  • Отсоединить основной карданный вал.
  • Разъединить карданные валы переднего, промежуточного моста, коробки отъема мощности.
  • Отключить спидометр, провода контрольного освещения, провод массы.
  • Отсоединить шланги пневматики — дифференциала, отбора мощности, повышающей и понижающей передач.
  • Используя специальные проушины, зацепить раздаточную коробку за тросы подъемника и натянуть их.
  • Отвинтить самоконтрящиеся гайки (4 шт.), используя подъемник, аккуратно опустить раздатку на передвижное устройство (тележку) и отбуксировать на место ремонта.

Устраняются обнаруженные неисправности. Заменяются сработавшиеся шестерни, выпрямляются погнутые ползуны, зашлифовываются заусенцы, производится подгонка и настройка всех движущихся деталей. При необходимости и возможности, вышедшие из строя элементы заменяются на новые. Все работы необходимо производить в соответствии с техническими требованиями, инструкциями и нормами безопасности.

Последовательность действий при сборе раздаточной коробки в модели КАМАЗ 43118

Сборка раздаточной коробки производится в порядке, обратном демонтажным работам.

Раздаточная коробка на КАМАЗ 43118

  • РК на тележке подкатывается под место установки и с помощью подъемного устройства поднимается на необходимую высоту.
  • Отверстия на коробке и опорной конструкции совмещаются, вставляются болты и навинчиваются самоконтрящиеся гайки.
  • Присоединяются шланги пневматики.
  • Подключается провод массы.
  • Подключаются провода контрольного освещения.
  • Присоединяется штекер спидометра.
  • Присоединяются карданные валы: лебедка, промежуточный мост, основной карданный вал, передний мост.

Важно! При установке карданных валов следует выдерживать нужные величины моментов затяжки гаек, определенные инструкцией пользователя. Для работы использовать динамометрические ключи.

По окончании установки коробки производится заливка масла в корпус через специальное отверстие в верхней части картера. Уровень масла должен соответствовать положению нижней контрольной пробки.

Видео по теме: КАМАЗ-43118 — обзор (интерьер, экстерьер, двигатель)

Публикации по теме

Обзор модели и технические характеристики самосвала Камаз 43118


Обзор модели и технические характеристики самосвала Камаз 43118

Коробка передач ЯМЗ 236


Особенности устройства коробки передач ЯМЗ-236

Правила расчета норм расхода топлива на КамАЗ


Правила расчета норм расхода топлива на КамАЗ

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт


Автомобили ГАЗ


Автомобили ЗИЛ


Автомобили КАМАЗ


Автомобили МАЗ


Автомобили КРАЗ


Автомобили УРАЛ

Ремонт и регулировки раздатки Камаз-4310

Раздатка (раздаточная коробка) в сборе с коробкой отбора мощности автомобилей Камаз-4310, 55111, 43118 подлежит замене при следующих неисправностях:

- Повышенный шум и стук при работе в результате износа подшипников, валов и зубчатых колес, а также поломки зубьев зубчатых колес.

- Произвольное выключение передач в результате износа зубьев муфт зубчатых колес и кареток включения, лапок вилок переключения.

- Затрудненное включение передач в результате износа деталей раздаточной коробки, заедания штоков переключения передач, включения блокировки дифференциала и включения коробки отбора мощности (КОМ) Камаз-4310, 55111, 43118.

- Механические повреждения, нарушающие ее нормальную работу (пробоины, трещины в зоне опор крепления, срыв резьбы под болты крепления крышек и др.)

Снятие раздатки Камаз-4310, 55111, 43118

- Слейте масло из раздаточной коробки, вывернув сливную пробку

- Отверните гайку прижимов и снимите щиты пола платформы над раздаточной коробкой

- Отсоедините основной карданный вал от раздаточной коробки

- Отсоедините карданный вал привода переднего моста от раздаточной коробки

- Отсоедините карданный вал привода промежуточного моста от раздаточной коробки

- Отсоедините карданный вал привода лебедки от коробки отбора мощности Камаз-4310, 55111, 43118

- Разъедините штекерное соединение преобразователя спидометра

- Отсоедините провода от выключателей контрольных ламп: включения блокировки дифференциала; включения повышающей и понижающей передач

- Отсоедините провод массы от скобы на раздаточной коробке Камаз-4310, 55111, 43118

- Отсоедините шланги пневмокамер: включения блокировки дифференциала; включения повышающей и понижающей передач; включения коробки отбора мощности

- Зачальте раздаточную коробку, отверните самоконтрящиеся гайки четырех болтов крепления раздаточной коробки, выньте болты и опустите раздаточную коробку на тележку.

Установка раздатки Камаз-4310, 55111, 43118

- Закатите тележку с раздаточной коробкой под автомобиль, зачальте раздаточную коробку, поднимите ее, установите подушки, совместите отверстия опор коробки с отверстиями балки и кронштейна подвески раздаточной коробки, вставьте четыре болта и заверните самоконтрящиеся гайки.

- Снимите чалочное приспособление с раздаточной коробки и выкатите тележку

- Подсоедините шланги пневмокамер: включения блокировки дифференциала; включения повышающей и понижающей передач; включения коробки отбора мощности

- Подсоедините провод массы к раздаточной коробке Камаз-4310, 55111, 43118

- Подсоедините провода выключателей контрольных ламп: включения блокировки дифференциала; включения повышающей и понижающей передач.

Установите провода под скобу на раздаточной коробке

- Соедините штекерное соединение преобразователя спидометра

- Присоедините карданный вал привода лебедки к коробке отбора мощности Камаз-4310, 55111, 43118

- Присоедините карданный вал привода промежуточного моста к раздаточной коробке. Момент затяжки гаек болтов крепления карданного вала 59—69 Н м (6—7 кг/см)

- Присоедините основной карданный вал к раздаточной коробке. Момент затяжки гаек болтов крепления карданного вала 118—137 Нм (12—14 кг/см)

- Присоедините карданный вал привода переднего моста к раздаточной коробке. Момент затяжки гаек болтов крепления карданного вала 78—88 Н-м (8—9 кгс)

- Залейте масло в картер раздаточной коробки до уровня нижней контрольной пробки.

Замена манжеты ведомого вала коробки передач Камаз-4310, 55111, 43118

Снятие манжеты ведомого вала коробки передач

- Снимите карданный вал промежуточного моста

- Включите одну из передач коробки передач Камаз-4310, 55111, 43118

- Раскерните и отверните гайку крепления фланца на ведомом валу коробки передач, снимите шайбу

- Съемником снимите фланец с ведомого вала

- Выверните болты крепления крышки заднего подшипника ведомого вала к картеру коробки. Осторожно, чтобы не повредить уплотнительную прокладку, отделите крышку в сборе с манжетой от картера коробки

- Выньте манжету из крышки

Установка манжеты ведомого вала Камаз-4310, 55111, 43118

- Протрите посадочную поверхность под манжету в крышке и покройте ее смазкой

- Запрессуйте манжету в крышку

- Покройте обе стороны прокладки уплотнительной пастой, установите прокладку на крышку подшипника и закрепите крышку на картере коробки болтами с пружинными шайбами

- Покройте смазкой внутреннюю поверхность фланца под манжету. Установите фланец на ведомый вал коробки, установите шайбу, затяните гайку с моментом 196—235 Нм (20—24 кг/см) и закерните гайки

- Установите основной карданный вал

- Выключите передачу в коробке передач Камаз-4310, 55111, 43118

Замена манжет раздатки (раздаточной коробки) Камаз-4310, 55111, 43118

Манжеты подлежат замене в случае их износа или повреждения, вызывающих течь масла.


Рис.1. Коробка раздаточная (раздатка) Камаз-4310, 55111, 43118

1 , 20, 28 — гайки; 2, 8, 29 — шайбы; 3 — фланец ведущего вала в сборе; 4, 31 —манжета в сборе; 5, 25, 27, 40, 47, 51, 52, 57, 72, 73, 74, 75, 85 —болты с шайбой пружинной; 6, 32, 37, 41, 58 — крышки подшипников; 7, 12, 18, 23, 33, 38, 42, 45, 49, 54, 59, 65, 70, 77, 83 — прокладки; 9, 36 —подшипники; 10, 14, 39, 43 — кольца наружные; 11 — стакан подшипника; 13 — вал ведущий в сборе; 15, 35, 48, 60 — кольца упорные; 17 — крышка верхнего люка; 18 — шпилька; 19 — шайба пружинная; 21 — клапан предохранительный; 22 — муфта включения; 24 — коробка отбора мощности; 26 — механизм включения коробки отбора мощности; 30 — фланец раздаточной коробки задний в сборе; 34 — шайба маслоотгонная; 44 — картер раздаточной коробки; 46 — крышка картера; 50 — картер привода переднего моста в сборе; 58— механизм включения повышающей передачи в сборе; 55, 82 — прокладки регулировочные; —пробка магнитная; 61 — вал промежуточный в сборе; 62, 67 — шплинты; 63, 68 —болты стопорные; 64, 69 — вилки включения; 66 — корпус механизма блокировки штоков; 71 — крышка бокового люка; 76, 78 — пробки; 79 —шарик; 80 — штифт; 81 — дифференциал в сборе; 84 — механизм включения понижающей передачи

Снятие манжеты коробки отбора мощности (КОМ) Камаз-4310, 55111, 43118

- Включите коробку отбора мощности, заблокируйте дифференциал, передвинув рычаг в положение «скользкая дорога»

- Отверните гайки крепления фланца-вилки переднего карданного вала привода лебедки к фланцу вала коробки отбора мощности, снимите шайбы, сдвиньте карданный вал назад и
опустите, выньте болты из отверстий фланца

- Раскерннте и отверните гайку 12 (см. рис.2) крепления фланца 10 на валу коробки отбора мощности, снимите шайбу 11

- Снимите фланец с вала коробки отбора мощности Камаз-4310, 55111, 43118

- Выверните болты 25 (см.рис.1) крепления коробки 24 отбора мощности к картеру 44 раздаточной коробки. Выверните винты 8 (см. рис.2), осторожно, не повреждая уплотнительную прокладку 6, отделите крышку 7 в сборе с манжетой 9 от стакана 2 подшипника

- Выньте манжету 9 из крышки 7


Рис.2. Коробка отбора мощности (КОМ) Камаз-4310, 55111, 43118

1 — вал ведомый; 2 — стакан подшипников; 3 —подшипник; 4 — втулка распорная; 5, 11 —шайбы; 6 — прокладка; 7 — крышка; 8 — винт; 9 — манжета в сборе; 10 — фланец ведомого вала в сборе; 12 — гайка

Установка манжеты коробки отбора мощности Камаз-4310, 55111, 43118

- Запрессуйте манжету в крышку.

- Покройте обе стороны прокладки в (см. рис.2) уплотнительной пастой, установите прокладку на крышку 7 и соедините ее со стаканом 2 подшипника винтами 8. Закрепите крышку в сборе на картере раздаточной коробки болтами с пружинными шайбами, предварительно проверив наличие шайбы 5 на валу

- Покройте смазкой поверхность фланца под манжету.

Установите фланец 10 на вал 1 коробки отбора мощности, установите шайбу 11, заверните гайку 12 с моментом 294—345 Нм (30—35 кг/см) и вдавите края гайки в пазы вала

- Совместите отверстия фланца-вилки переднего карданного вала привода лебедки и фланца вала коробки отбора мощности, вставьте болты, установите шайбы и затяните гайки с моментом 118—137 Нм (12—14 кг/см).

-Разблокируйте дифференциал, выключите коробку отбора мощности Камаз-4310, 55111, 43118

Снятие манжеты ведущего вала раздатки (раздаточной коробки) Камаз-4310, 55111, 43118

Заблокируйте дифференциал раздаточной коробки Камаз-4310, 55111, 43118

- Снимите основной карданный вал

- Раскериите и отверните гайку 1 (см. рис.1) крепления фланца 3 ведущего вала, снимите шайбу 2

- Снимите фланец 3 с ведущего вала 13 раздаточной коробки

- Выверните болты 5 крепления крышки подшипника в сборе к крышке 46 раздаточной коробки. Осторожно, не повреждая уплотнительную прокладку 7, отделите крышку в сборе с манжетой от стакана 11 подшипника

- Выньте манжету 4 из крышки 6

Установка манжеты ведущего вала раздатки (раздаточной коробки) Камаз-4310, 55111, 43118

- Протрите посадочную поверхность под манжету в крышке подшипника и покройте ее смазкой

- Запрессуйте манжету в крышку. Маслосъемная кромка манжеты должна быть обращена внутрь раздаточной коробки Камаз-4310, 55111, 43118

- Покройте обе стороны прокладки 7 уплотнительной пастой, установите прокладку на крышку 6 и закрепите ее на картере коробки болтами с пружинными шайбами, предварительно проверив наличие на валу шайбы 8

Снятие манжеты вала привода переднего моста раздатки Камаз-4310, 55111, 43118

- Заблокируйте дифференциал раздаточной коробки

- Выверните магнитную пробку 56 (см. рис.1), слейте 2—2,5 л масла из картера раздаточной коробки. Вверните пробку

- Отверните гайки крепления фланца вилки карданного вала привода переднего моста к фланцу вала раздаточной коробки, снимите шайбу, сдвиньте скользящую вилку карданного вала вперед, опустите карданный вал, выньте болты из отверстий фланца

- Раскерните и отверните гайку крепления фланца на валу привода переднего моста раздаточной коробки, снимите шайбу

- Снимите фланец с вала привода переднего моста

- Выверните болты крепления крышки подшипника к картеру привода переднего моста. Осторожно, не повреждая уплотнительную прокладку, отделите крышку в сборе с манжетой от картера раздаточной коробки

- Выньте манжету из крышки

Установка манжеты вала привода задних мостов раздаточной коробки Камаз-4310, 55111, 43118

- Протрите посадочную поверхность под манжету в крышке подшипника и покройте ее смазкой

- Запрессуйте манжету в крышку, проверив наличие маслоотгонной шайбы на валу привода задних мостов раздаточной коробка

- Покройте обе стороны прокладки уплотнительной пастой, установите прокладку на крышку и закрепите ее на крышке заднего подшипника болтами с пружинными шайбами

- Покройте смазкой внутреннюю поверхность фланца под манжету. Установите фланец на вал привода задних мостов раздаточной коробки, установите шайбу заверните гайку с моментом 294—345 Н м (30—35 кг/см) и вдавите края гайки в пазы

- Совместите отверстия фланца-вилки карданного вала привода промежуточного моста и фланца вала привода задних мостов раздаточной коробки, вставьте болты, установите шайбы и затяните гайки с моментом 78—88 Нм (8—9 кг/см).

- Долейте в картер раздаточной коробки масло

Снятие манжеты вала привода коробки Камаз-4310, 55111, 43118

- Заблокируйте дифференциал раздаточной коробки (раздатки) Камаз-4310, 55111, 43118

- Выверните магнитную пробку 56 (см. рис.1), слейте 2—2,5 л масла из картера раздаточной коробки. Вверните пробку

- Отверните гайки крепления фланца-вилки карданного вала привода промежуточного моста к фланцу вала привода задних мостов раздаточной коробки, снимите шайбы, сдвиньте скользящую вилку назад, опустите карданный вал, выньте болты из отверстий фланца

- Раскерните и отверните гайку 28 крепления фланца 30 вала привода задних мостов раздаточной коробки, снимите шайбу 29

- Снимите фланец 30 с вала привода задних мостов раздаточной коробки

- Выверните болты 74 крепления крышки 32 подшипника к крышке 37 заднего подшипника. Осторожно, не повреждая уплотнительную прокладку 33 отделите крышку 32 в сборе с манжетой от крышки 37

-Выньте манжету 31 из крышки 32 подшипника

Снятие задней манжеты ведущего вала главной передачи промежуточного моста Камаз-4310, 55111, 43118

- Снимите карданный вал привода заднего моста

- Расшплинтуйте и отверните гайку крепления заднего фланца ведущего вала главной передачи промежуточного моста, снимите шайбу

- Съемником снимите задний фланец с ведущего вала

- Выверните болты крепления крышки подшипника к картеру главной передачи. Осторожно, чтобы не повредить уплотнительную прокладку, отделите крышку в сборе с манжетой от картера

- Выньте манжету из крышки

Установка задней манжеты ведущего вала главной передачи промежуточного моста Камаз-4310, 55111, 43118

- Протрите посадочную поверхность под манжету в крышке и покройте ее смазкой

- Запрессуйте манжету в крышку, предварительно проверив наличие на ведущем валу главной передачи маслоотражательной шайбы

- Покройте обе стороны прокладки уплотнительной пастой, установите прокладку на крышку подшипника и закрепите крышку на картере главной передачи болтами с пружинными шайбами

- Покройте смазкой внутреннюю поверхность фланца под манжету. Установите фланец на ведущий вал главной передачи, установите шайбу, затяните гайку с моментом 235—353 Нм (24—36 кг/см) и зашплинтуйте

Читайте также: