Когда нужно менять вкладыши в двигателе камаз

Обновлено: 17.05.2024

Раздел 4. Техническое обслуживание двигателя каждые 10000 км, 250 моточасов

Одновременно с техническим обслуживанием данной периодичности необходимо выполнить все операции, предусмотренные для ежедневного технического обслуживания.

Периодичность смены моторного масла и масляного фильтра

Предлагаемая на следующей странице логическая схема поможет Вам определить максимальный интервал смены масла и масляного фильтра в километрах и милях пробега или в моточасах или месяцах эксплуатации, смотря что наступит раньше.


* В зависимости оттого, что наступит первым. Если Ваше транспортное средство нарабатывает много моточасов при малом количестве километров пробега, то периодичность смены масла измеряется часами.

Масло моторное и масляный фильтр

Внимание! Во избежание кожных и других заболеваний не допускайте длительных и частых контактов с отработавшим моторным маслом.

- В случае загрязнения тщательно промойте.

- Храните в местах, недоступных детям.

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: Обращение с отработавшими моторными маслами регулируется федеральным и республиканским законодательствами и постановлениями местных органов власти. По вопросам сбора и утилизации отработавшего масла обращайтесь к организациям и предприятиям, имеющим на это разрешение и располагающим специальным оборудованием и мощностями. За консультациями по этим вопросам обращайтесь в комитеты по охране окружающей среды при местных органах власти.

ПРИМЕЧАНИЕ: Если двигатель находится в эксплуатации, то периодичность смены масла должна составлять 10 000 км [6 000 miles] пробега или 250 моточасов или 3 месяца эксплуатации (или периодичность, определяемая для Вашего двигателю по схеме на странице 4-3).

При смене масла нужно заменить также и масляный фильтр во избежание загрязнения свежего масла.


ПРИМЕЧАНИЕ: Сливать масло нужно горячим, когда загрязняющие его вещества находятся во взвешенном состоянии.

Внимание! Горячее масло может вызвать ожоги.


Дайте двигателю поработать до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости не достигнет 60 ° С [140 ° FJ. Остановите двигатель. Снимите пробку сливного отверстия.

ПРИМЕЧАНИЕ: Для сбора отработавшего маспа используйте емкость вместимостью не менее 20 л [15 U.S. qts].


Очистите от грязи место стыковки масляного фильтра и снимите фильтр. Протрите привалочную поверхность фильтра.

ПРИМЕЧАНИЕ: Кольцевая прокладка может притереться к головке фильтра. Обязательно снимите ее перед установкой нового фильтра.

Фильтр для шестицилиндрового двигателя длиннее, чем фильтр для четырех-цилиндрового двигателя.


А = размер фильтра для четырехцилиндрового двигателя

В = размер фильтра для шестицилиндрового двигателя

Внимание! Масляный фильтр для 6-цилиндрового двигателя можно применять на 4-ципиндровом двигателе, но не наоборот: использование масляного фильтра для 4-ципиндрового двигателя на 6-цилиндровом двигателе приведет к поломке двигателя.


Перед установкой фильтров нанесите тонкий слой моторного масла на привалочную поверхность.


Установку фильтра производите в соответствии с указаниями изготовителя.


Проверьте и очистите резьбу сливного отверстия, пробки и поверхность уплотнительной прокладки.

Установить на место пробку сливного отверстия.


ПРИМЕЧАНИЕ: Для двигателей CUMMINS используйте высококачественные масла с вязкостью по SAE 15W-40, такие как, например, Cummins Premium Blue, или любые другие, аналогичные по качеству. В Разделе V настоящего руководства даны рекомендации по применению моторных масел в конкретных климатических условиях.

Провернуло вкладыши шатунные

Иногда водители ощущают характерное стучание во время работы двигателя. Двигатель по-прежнему работает, но с стуком. Причиной этого может являться проворачивание шатунных вкладышей.

Что значит провернуло вкладыши

На фото показаны изношенные вкладыши шатуна

проворот шатунных вкладышей

Материалы для изготовления вкладышей используют следующие:

  • олово;
  • медь;
  • свинец;
  • алюминиевые сплав.

Рабочая поверхность вкладышей наносят специальное антифрикционное покрытие.

что значит провернуло вкладыши

провернуло вкладыш шатунный

Если провернуло шатунные вкладыши, то в этом случае ремонт сделать легче, чем, если бы провернуло коренные вкладыши. Такие неполадки и поломки считаются серьезными. В основном, это происходит по причине использование некачественно моторного масла. Подробный расклад по расшифровке маркировки моторных масел должен знать каждый водитель, поскольку там есть очень много нюансов, которые вы раньше не знали.

новые шатунные вкладыши

провернули вкладыши шатунные

Отличие коренных вкладышей от шатунных

Шатунные вкладыши устанавливаются в постели между шатуном и шатунной шейкой коленчатого вала. Коренные вкладыши устанавливаются на коренные шейки коленвала ДВС.

отличия коренных от шатунных вкладышей

Коренные от шатунных отличаются диаметрами и толщинами пластин. Коренные толще и в них есть масляные каналы через которые масло от коренного вала подается к шатунным подшипникам.

отличия коренных от шатунных вкладышей

Почему проворачивает шатунный вкладыш

Проворот вкладышей шатуна и коленчатого вала требует немедленного ремонта. Нельзя эксплуатировать автомобиль с такими поломками в двигателе, потому как может произойти дальнейшее разрушение деталей или узлов ДВС. Эту поломку определяют на слух, слышен стук коленвала и шатуна.

Вкладыши, они же подшипники скольжения сажают в места, которые называют постелями вкладышей. Вкладыши должны быть зафиксированы. Если на вкладышах есть отверстия, они должны быть совмещены с отверстиями сопряженной детали.

А известно ли вам, что за проходимость и управляемость автомобилем отвечает вид блокировки и перенатяг дифференциала.

Основные причины проворота вкладышей:

  • не достаточно были зафиксированы вкладыши;
  • вкладыши прикипели.

Коленчатый вал вращается относительно вкладышей, поверхность которых защищена антифрикционным (противотрущимся) материалом. Чтобы вкладыши не смещались и не проворачивались вместе с коленвалом ДВС, они удерживаются специальными усиками. Также они устанавливаются в натяжку, которые рассчитали заводы-изготовители.

Чем больше нагрузка на коленвал, тем меньше создается масляная пленка (прослойка, подушка). А если еще присутствует превышенная вибрация, то происходит разрушение масляного защитного слоя и резко повышается сила трения, из-за чего вкладышу все труднее и труднее удержаться в постели, усик предназначенный для защиты от проворота не может удерживать вкладыш.

Что делать, если провернуло шатунный вкладыш

При обнаружении симптомов проворота вкладышей следует доехать до автосервиса или до своего гаража, если собираетесь заменить их своими руками, а лучше заглушить двигатель и транспортировать на буксире или эвакуатором, если есть возможность.

Проворот вкладышей шатунных менее затратный и трудоемкий, если прекратить эксплуатацию при обнаружении стуков, чем проворот вкладышей коренных. Если не обращали внимание на посторонние стуки в двигателе и продолжали ездить в таком состоянии, то, возможно, провернутые шатунные вкладыши приведут к дорогостоящему капитальному ремонту двигателя.

В основном, если провернуло один шатунный вкладыш, то его меняют на новый и, на этом ремонт закончен. В таком случае, так как сам шатун не менялся, ресурс отремонтированной пары шейка коленвала-шатун будет меньше положенного.

Желательной работой по замене шатунного вкладыша является и замена соответствующего шатуна. Часто бывает, что, если провернуло шатунный вкладыш, то ломается замок шатуна.

Оптимально-эффективным ремонтом с проблемами вкладышей считается расточка коленчатого вала и замена вкладышей с шатунами. Шейка коленвала на котором сидел провернутый вкладыш имеет задиры, царапины. Поэтому надо проводить шлифовку коленвала. Все шатунные вкладыши имеют одинаковые размеры и полностью взаимозаменяемы между собой.

Порядок замены шатунных вкладышей в гаражных условиях:

Замена вкладышей без разборки, если нет износа коленвала

двигатель камаза!

Двигатель находится в полностью разобранном состоянии. Номер
двигателя в результате коррозии плохо читаем . Детали двигателя
находятся в разных местах. Произведена первичная очистка деталей от грязи и
стружки. Шатунный подшипник первого цилиндра отсутствует полностью, на днище
поршня первого цилиндра имеются следы его касания деталей головки блока
цилиндров. Остальные поршни указанных следов не имеют. Повреждения
поршней и гильз цилиндров в виде задиров, царапин и прихватов отсутствуют. Посадочная
поверхнос ть шатунного подшипника в нижней головки шатуна имеет следы
механического износа (её диаметр на 0,1 мм больше, чем на других шатунах) . На
корпусе шатуна имеются незначительные следы температурного воздействия в виде
образования следов побежалости. На коленчатом вале, на поверхности соответствующей
контакту с шатунным вкладышем коленчатого вала первого цилиндра имеются следы
наклёпа металла . На остальных шатунных вкладышах катастрофических
повреждений не имеется . Несимметричные зоны потёртости и абразивные
повреждения имеют вторичный характер, связанный с разрушением шатунного
подши пника первого цилиндра и изгибом коленчатого вала. Верхние части коренных
подшипников (за исключением подшипника второго цилиндра) также не имеют катастрофических
повреждений. Нижние подшипники коренных вкладышах коленчатого вала и верхний
подшипник второго цилиндра имеют значительные повреждения . Коренной
подшипник второго цилиндра раздавлен, остальные – имеют несимметричные пятна
износа, свидетельствующие о наличии осевых биений на коленчатом валу. Степень
повреждений максимальная на вкладышах второго цилиндра, минимальная – на вкладышах
первого и пятого цилиндров. Проверка данного факта, с использован ием индикаторной
головки позволила установить, что величина осевого биения на 3 и 4 коренных шейках
коленчатого вала составляют 0,02 - 0,04
мм, а на второй шейке – 0,25мм. Поверхности под коренные подшипники на блоке
цилиндров изношены, на их поверхностях имеются пятна потемнения,
св идетельствующие о повышенном температурном режиме работы коренных
подшипников. Первый коренной подшипник исследуемого двигателя восстановлен с
использованием технологии наварки .

На момент осмотра поверхность маслоприёмника чистая,
следы металлической стружки отсутствуют. Деформации поддона двигателя не
обнаружено. Имеющие место на внутренней поверхности поддона следы механического
воздейст вия не совпадают с формой выступающих элементов маслоприёмника.

КАМАЗ 5320 трудяга › Бортжурнал › Плановое ТО(запись для себя)

Проверил и добавил масло в редуктора 5л на оба
Проверил масло в КПП, в норме
Натянул ослабший ремешок генератора

Промазал шкворня, помпу, рулевые тяги
Долил масла в гидробачёк рулевого

Заменил вождушный фильтр

Долил антифриза в систему 4л

Не успел:(вызвали на погрузку зерном)проверить передние ступицы на люфт
промазать выжимной.
заменит топливные фильтра тонкой очистки.

КАМАЗ 5320 1983, двигатель дизельный 9.9 л., 220 л. с., задний привод, механическая коробка передач — плановое ТО

Машины в продаже


Nissan Tiida, 2011


Nissan Serena, 2002


Toyota RAV4, 1995


Toyota Carina, 1995

Комментарии 49

Ответственный подход к регламентным работам!

P.S.: 15 лет назад, когда только начал работать на КамАЗе и столкнулся забитой центрифугой — был в полнейшем ступоре, так как подумал что сбитая резина — это не мусор а технологический вкладыш. )))))

Да бывает, так эту гряз спрессует что думаешь это резина))А вот у меня на тракторах(ДТ75)центрифуги другой какой забивает, они постоянно в пыли работают, так там всё гораздо хуже и форсунки постоянно забивает.Всегда прислушиваюсь когда глушу мотор на наличие звука кручения центрифуг(их там по две штуки стоит).

Согласен: этот момент (я про очистку и подачу масла) нужно контролировать постоянно — чуть упустишь момент и двигатель запороть можно. Ну а без грузовика-кормильца остаться — это вообще дело-труба…

За что люблю такие посты, за то что это показатель отношения водителя к своему любимцу и соответственно безопасности его эксплуатации!

Спасибо, но не все к сожалению так считают((, видимо не видели и не встречались с настоящими горе-водителями, которые могут новую машину за три месяца убить.
Вчера кстати вечером таких до базы чермета на тросу дотаскивал, когда трос и воздушный шланг подцепили, водила говорит:а что руль привязывать?Я говорю:ага и себя к нему привяжи)))А кто гурю рулить то будет вместо тебя и тормозить!А он ещё в добавок:так и тормозов то практичестки нет и ручник не работает!(Во мля дают!)
Короче поехали потихоньку, он по трассе всей виляет, чуть телегу не перевернул, я остановился, спрашиваю в чем дело?он:руль не крутится, Я спросил а когда в последний раз шкворня мазал?он:не помню)).Короче едем дальше(ещё тише), на обочине(одна сторона на дороге), тоже один горе водитель полуприцеп оставил без знака никакого(на дворе ночь)а сам в кафе уехал(я это засветло ещё увидел когда за ними ехал).Стали обьезжать его, я включаю левый поворот и обьезжаю его подальше а тот что на тросу тащится даже свет не включил иии он успевает от этого полуприцепа отвернуть а телега его всёравно цепляет за фуру, раздаётся скрежет и искры.
Тент ему порвали, у прицепа железо(загруженное)повалилось.Короче пока его до базы дотащил у меня несколько седых волос добавилось!

Я все врем заливаю м10г2к. Офигел как у тебя забита центрифуга, у меня она такой не когда не была)))

через раз замены масла её чищу, раньше всегда при каждой замене чистил, но грязи было всегда очень мало.Решил чистить реже)).
Да я тоже не люблю зимнее, но у нас морозы зимой до-40 бывают и пока не нагреешь потдон лампой или гарелкой, давление не поднимается((.

А ты когда в мороз заводишь, только поддон греешь?

у меня подогрев тосола стоит в потрубке который с радиатора на помпу идёт, а потдон не греется.

У меня то же стоит подогрев но это на крайний случай, на ночь подключаю и утром завожу.
Ну а чаще погрею поддон, снимаю воздушный фильтр и туда факел направляю и он заводится)))

Тоже самое провожу)).Но с подогревом лучше, особенно когда свет халявный))

А вот мы не имеем холявы поэтому факел лучше))

Так и у меня халява не всегда((, когда камаз на загрузке и ночует на базе приёмки металла, тогда халява, а когда работы нет то возле дома стоит и приходится от дома запитываться(если куда ехать надо).

Через сколько масло меняешь?

10-12тыщ, этот раз затянул из за навалившейся работы 15 проехал((.С одной стороны хорошо что расход масла есть на 1000 пять литров уходит, с другой стороны этот расход нехер ненужен!

Многовато.У меня на камазе было максимум литр на тысячу ито только после 5000 пробега хотя еще с коренного сопливил(по мойму это не излечимо) Масло лил Лукойл м 10 дм мотор был простой без турбин.Давление на нем чуть больше чем на 10г2к. У меня он проехал около 500 за все время, на 300 поменял кольца и вкладыши больше ничего не делал так и продал .Движок был с военного урала ставил сразу после покупки камаза (все в номинале и родное кроме навески)

2.5 года назад двигатель делал с заменой новой поршневой и заменой кривого, поршневая масло не жрёт а вот сопливить мотор начал везде, особенно в задний корень, на ремонт пока не встану(много работы).И скоро она кончится, надо рвать когти)))

брат себе ставил кореной от дафа, номер не помню нужно на всальнике смотреть, но факт в тому что при нашей роботе за 2 года масло через коренной еще не пошло, через крышку задюю шло но не через всальник

ммм, я уже устал эти гавно-сальники менять, каждые два года почти меняю, то разложится весь то задубеет и треснет.всегда разные ставил.Можно подобрать по примерке и размерам(попробую)

Стоит ли менять вкладыши в двигателе?

Собираюсь менять КПП на своем крокодиле, соответственно, будут легко доступны вкладыши коленвала. Стоит ли их менять? С двигателем все в порядке, не стучит, не дымит, слава Богу. Но в коричневой книжке говорится, что надо менять. Кто чо скажет?

2 Автор ответа: goatmen 28.10.09 19:42

  • goatmen
  • Сочувствующий
  • Offline

ну колено-то, как я понимаю ты снимать-мерять-точить не собираешься? тогда и вкладыши менять смысла нет кмк

3 Автор ответа: serg gv 28.10.09 20:41

  • serg gv
  • Трусаабер
  • Offline
  • Откуда: краснодарский край

Вкладыши на дым не влияют, в основном на давление масла. Если пробег большой, не сильно напряжно по деньгам и есть уверенность, что правильным моментом затянешь гайки, то хуже не будет, я при удобном случае поменял и бегает не плохо.

4 Автор ответа: Dr.Kraev 29.10.09 09:41

  • Dr.Kraev
  • Спец. по шашлыку
  • Offline
  • Откуда: Москва

Без шлифовки коленвала смысла большого нет.

5 Автор ответа: Zwer 29.10.09 10:15

  • Zwer
  • Лампочки я тут вкруч
  • Offline

Конечно меняй.Вкладыши всегда изнашиваются, но при этом совсем не обязательно при изношеных вкладышах, будет износ колена. Поэтому меняй. Потом спать будешь спокойно.

А шлифовать колено при каждой смене вкладышей. Это перебор. Как показыает практика, если двигло разобрали не по причине стука или клина или еще какой поломки, то колено шлифуется в 10-15% , во все остальные разы проссто замена вкладышей.

6 Автор ответа: Nikos2 29.10.09 11:29

  • Nikos2
  • Саабер
  • Offline
  • Откуда: Волгоград

Конечно меняй.Вкладыши всегда изнашиваются, но при этом совсем не обязательно при изношеных вкладышах, будет износ колена. Поэтому меняй. Потом спать будешь спокойно.

В дремучие времена был у меня Москвич (комби). Так вот, была возможность, вкладыши менял просто так, без причины (получалось в среднем, раз в год). И прошел он у меня 504 тк без проблем. Москвич продал в 91 году. Мотор до сих пор. ходит на катере. Вот так Колено ни разу не шлифованное. (гильзы поршни , ясно дело, менялись). Есть возможность - обязательно поменяй. ИМХО А масло лил в тегоды МС-20.

7 Автор ответа: Игорь_Б 29.10.09 12:31

  • Игорь_Б
  • Саабер
  • Offline
  • Откуда: Петрозаводск

если не накладно, меняй, я бы так и сделал
заодно колено посмотришь на предмет износа, да и вкладыши могут много рассказать
если мне память не изменяет, когда-то читал, что сняв вкладыши, как и прокладку головы с болтами, надо ставить новьё!

8 Автор ответа: Topa 29.10.09 12:39

  • Topa
  • Лампочки здесь я продаю.
  • Offline
  • Откуда: Питер

Суть только в том, что может не получиться вытащить половины которые под коленом. У меня так было, поменял только половинки. Что не есть хорошо. Ещё опорные полукольца поменять не мешает.

9 Автор ответа: xenopus 29.10.09 13:16

  • xenopus
  • Трусаабер
  • Offline
  • Откуда: Москва

Ок, уговорили:)) А как размер выбрать? Обязательно колено измерять? Сунулся в экзист, а он предлагает разный номинал - какие-то красные 83 47 650 и синие 83 55 349. А коренные вкладыши только синие 83 55 315. Сорри за глупый, м.б. вопрос, но в саабовский двигатель пока лазить не доводилось (слава Б-гу, разве что в ГБЦ малость). Москвичевский движок приходилось ремонтировать, дык там номинал только одного вида был.

10 Автор ответа: Saa 29.10.09 13:46

  • Saa
  • Саабер
  • Offline
  • Откуда: СПб

размер надо выбирать только если колено планируешь точить, если не точить то ставить надо такие же какие там сейчас стоят, а какие там стоят наверное можно выяснить только вытащив старый и посмотрев что на нем написано

11 Автор ответа: serg gv 29.10.09 13:49

  • serg gv
  • Трусаабер
  • Offline
  • Откуда: краснодарский край

Конечно вал промерить надо, будешь спокойно себя чуствовать. После замены вкладышей двигатель первое время не нагружай сильно, пока они не притрутся

12 Автор ответа: villi579 29.10.09 14:58

  • villi579
  • Саабер
  • Offline
  • Откуда: Старый Оскол Белгородской обл.

Когда вкладыши на 9к покупал у Гиви - задал ему вопрос про "красные" и "синие". На что получил ответ: это типа заморочка EPC, размер один.. на вкладыше (родном) 9к были выбиты номера и "синего" и "красного" (одновременно).

Провернуло шатунный вкладыш: что делать водителю

Провернуло вкладыш коленвала

Вкладыши шатунов или коленвала являются подшипниками скольжения, на которые дополнительно подается моторное масло из системы смазки двигателя. Данное решение позволяет нагруженным деталям свободно и легко перемещаться, при этом достигается такое сопряжение нагруженных элементов, в котором отсутствуют зазоры и люфты. Под такими подшипниками скольжения следует понимать высокопрочный стальной лист особой формы, на который нанесено специальное антифрикционное покрытие.

Застучал двигатель
Рекомендуем также прочитать статью о том, как следует правильно понимать, что двигатель застучал или «стуканул». Из этой статьи вы узнаете о различных причинах появления стуков в моторе и методах их диагностики.

Проворачивание шатунных вкладышей или вкладышей коленвала является серьезной неисправностью, которую необходимо устранять незамедлительно. Чаще всего водитель узнает о возникшей проблеме благодаря появлению отчетливого характерного шатунного стука или стука коленчатого вала двигателя. Дальнейшая эксплуатация ДВС, в котором провернут вкладыш, крайне не рекомендуется, так как поломки данного рода причиняют значительный ущерб не только сопряженным деталям, но и другим узлам силового агрегата. Далее мы поговорим о том, что делать, если провернуло шатунный вкладыш, какой может быть причина и последствия в результате такой поломки.

Почему проворачивает шатунные вкладыши или вкладыши коленвала

Провернуло шатунный вкладыш

Вкладыши в двигателе установлены в специальные установочные места (постель вкладыша). Установка предполагает особую фиксацию, так как вкладыши имеют в своем теле отверстия, что позволяет подавать на них моторное масло. Указанные отверстия должны четко совпадать с отверстиями, которые высверлены в самих деталях для прохода смазки. Также фиксация вкладыша необходима с учетом того, что во время работы двигателя возникает трение по поверхностям сопряженных элементов.

С учетом вышеприведенной информации становится понятно, что если провернуло шатунный вкладыш, причина может заключаться в следующем:

  • недостаточная фиксация вкладыша;
  • сильное трение по поверхности вкладыша;

Как известно, трение возникает в результате скольжения двух тел по отношению друг к другу при наличии определенной нагрузки. Общая величина силы трения будет зависеть от величины нагрузки на трущуюся пару, а также от коэффициента трения. Для того чтобы снизить силу трения при изготовлении деталей применяются специальные антифрикционные материалы, которые имеют низкий коэффициент трения.

Что касается вкладыша, антифрикционный материал наносится на его поверхность. Коленвал по отношению к вкладышам совершает вращательное движение, в месте сопряжения вкладыша и коленчатого вала возникает сила трения, которая стремится провернуть вкладыши по отношению к их установочным местам. Для защиты от проворачивания и смещения вкладыш удерживает специальный усик. Также при установке сами вкладыши вставляются с определенным натягом, величина которого рассчитана конструкторами того или иного ДВС.

Становится понятно, что избыточное трение или недостаточно надежная фиксация (слабый натяг), являются основными причинами, по которым не удается удержать вкладыш на его посадочном месте. Отметим, что во время изготовления двигателя на заводе недостаточный натяг вкладышей при сборке ДВС встречается крайне редко. Чаще проблемы с коренными или шатунными вкладышами появляются после того, как двигатель ремонтировался. Другими словами, неправильный подбор ремонтных вкладышей и другие дефекты, которые не позволяют добиться необходимого натяга, приводят к проворачиванию. Так как на КШМ воздействуют неравномерные нагрузки, вкладыши с ослабленной посадкой начинают вибрировать, масляная пленка на их поверхности разрушается, вкладыш может «прихватить». В такой ситуации проворачивание неизбежно, так как фиксирующий усик попросту не способен противостоять моменту проворачивания на самом вкладыше.

Как уже было сказано, еще одной причиной проворачивания вкладышей двигателя является превышенный момент трения, то есть нарушаются расчетные условия работы самих подшипников скольжения. Нормальная работа вкладышей предполагает так называемое жидкостное трение, то есть поверхность вкладыша и шейку коленчатого вала разделяет масляная пленка. Это позволяет избежать прямого контакта нагруженных деталей, обеспечивает необходимую смазку и охлаждение, минимизирует трение.

Рост нагрузок в паре вкладыш-коленвал приводит к уменьшению толщины масляной пленки или к полному разрыву (сухое трение). Параллельно увеличению силы трения происходит усиленное выделение тепла, в области трения возникают локальные перегревы. При повышении нагрева нарушается температурная стабильность масла, толщина масляной пленки еще больше снижается, вкладыш может прихватывать к поверхности шейки коленчатого вала.

Также следует добавить, что толщина масляной пленки между сопряженными деталями напрямую зависит от того, с какой скоростью указанные детали перемещаются относительно друг друга (гидродинамическое трение). Чем быстрее детали двигаются, тем интенсивнее масло попадает в зазор, который присутствует между трущимися элементами. Получается, создается более толстый масляный клин-пленка по сравнению с такой же пленкой на меньшей скорости движения сопряженных деталей. При этом необходимо учитывать тот факт, что увеличение скорости движения деталей увеличивает и силу трения, а также растет нагрев от такого трения. Это значит, что температура моторного масла начинает повышаться, смазка разжижается, толщина пленки становится меньше.

Еще на силу трения оказывает влияние то, с какой точностью изготовлены поверхности сопряженных деталей, от степени шероховатости указанных поверхностей и т.д. Если, например, поверхность вкладыша или шейки окажется неровной, тогда возникнут зоны, в которых возникнет практически сухое трение или детали будут контактировать в условиях недостаточной толщины масляной пленки. Параллельно такие зоны сухого трения могут возникать и в тех случаях, когда в моторном масле присутствуют механические частицы, то есть масло загрязнено.

По указанным причинам после сборки нового ДВС или капитального ремонта двигателя силовой агрегат должен пройти процесс обкатки, который предполагает умеренные нагрузки и частую смену моторного масла. Дело в том, что нагруженные пары должны приработаться друг к другу, так как притирка постепенно нивелирует возможные имеющиеся микродефекты, которые оказывают влияние на эффективность образования и последующую стабильность образованной масляной пленки.

По указанной причине не так просто дать ответ, какое масло лучше применительно к вкладышам и их проворачиванию с учетом только одного показателя вязкости. Не следует забывать о том, что важнейшей характеристикой является также смазывающая способность масла, то есть свойство смазки сцепляться с металлическими поверхностями. Следует учитывать и стабильность пленки того или иного масла в условиях различных нагрузок и температур.

Провернуло шатунный вкладыш: последствия и ремонт

Провернуло шатунный вкладыш последствия

Начнем с того, что проворачивание шатунных вкладышей двигателя при своевременном определении поломки является менее серьезной проблемой по сравнению с проворачиванием коренных вкладышей коленвала. Если же проблему выявили поздно, тогда последствия для ДВС могут быть разными. Бывает так, что после проворачивания шатунного вкладыша двигателю может понадобиться дорогостоящий капитальный ремонт.

Распространена и такая ситуация, когда провернутый шатунный вкладыш попросту меняют на новый и двигатель работает дальше. Отметим, что делать так не рекомендуется по причине того, что ресурс отремонтированной таким образом сопряженной пары шатун-шейка коленвала может быть сильно сокращен (на 60-70%). Более приемлемым вариантом принято считать подход, когда меняется шатун, в котором провернуло вкладыш. Также шатун часто подлежит замене и по причине того, что в результате проворачивания вкладыша ломается замок шатуна. Оптимальным же способом ремонта принято считать расточку коленвала и замену вкладышей/шатунов.

Расточка шлифовка коленвала
Рекомендуем также прочитать статью о том, когда и почему необходима шлифовка/расточка коленвала. Из этой статьи вы узнаете о причинах и особенностях проведения данной процедуры.

Шлифовка коленвала после проворачивания вкладыша обычно является необходимой операцией, так как на шейке появляются задиры. После разборки двигателя коленчатый вал необходимо промерять, после чего осуществляется его расточка с учетом последующей установки новых вкладышей ремонтного размера. Только так удается добиться необходимого состояния поверхностей и правильного натяга вкладыша после установки.

Что в итоге

С учетом приведенной выше информации можно сделать вывод о том, что появление стука в двигателе является подом для немедленного прекращения эксплуатации ТС. Также следует учитывать, что на состояние вкладышей сильно влияет и температурный режим работы силового агрегата. Другими словами, перегрев двигателя может привести к проворачиванию шатунных или коренных вкладышей, заклиниванию мотора и т.д. В таком случае двигатель может полностью прийти в негодность, так как разбивается постель коленвала, выходит из строя сам коленчатый вал, блок цилиндров и т.д.

Напоследок добавим, что бензиновый двигатель нуждается в прогреве после холодного запуска, затем ездить необходимо без нагрузок до момента выхода силовой установки на рабочие температуры. В случае с дизелем мотор прогревается в движении, до полного прогрева не рекомендуется резко нагружать агрегат. Также следует помнить, что как новый двигатель, так и мотор после ремонта нуждается в обкатке, так как нагруженные пары и сопряженные элементы нуждаются в притирке.

Момент и усилие затяжки коренных и шатунных вкладышей

Коренные и шатунные вкладыши: назначение, устройство и особенности работы подшипников скольжения. Как правильно затягивать вкладыши, момент затяжки.

Стучит двигатель

Что следует понимать под определением "стуканул двигатель". Почему мотор начинает стучать. В каких случаях стук в двигателе указывает на поломку ДВС.

Капитальный ремонт двигателя

Что значит капремонт двигателя автомобиля, какие работы выполняются. От чего зависит ресурс двигателя до капремонта и как его увеличить. Полезные советы.

Стучат поршневые пальцы при разгоне

По каким причинам возникает стук поршневых пальцев во время разгона автомобиля и работы под нагрузкой: качество топлива, зажигание, состав смеси и другие.

Стук, свист и скрежет при запуске двигателя

Что может стучать, свистеть, шелестеть и издавать другие посторонние звуки под капотом после запуска двигателя. Диагностика и определение неисправностей.

Как делается ремонт и балансировка коленвала КамАЗ

Как делается ремонт и балансировка коленвала КамАЗ

Балансировку можно выполнить в автосервисе, где, естественно, процедура будет проведена более точно, либо в собственном гараже. Для проведения процедуры в домашних условиях нужно изготовить специальное приспособление – станок, на который будет устанавливаться маховик. Сложного ничего нет. Сделать такой станок своими руками сможет даже человек, неимеющий слесарного опыта.

Приспособление

В первую очередь нужно сварить рамку, которая служить будет основой станка. Размеры рамки и приспособления зависят от длины коленчатого вала. Для изготовления нужна профильная труба и уголок. После изготовления рамки и затирки швов, в двух уголках рамки и в середине противоположной трубы, нужно просверлить отверстия для трех шпилек. К отверстиям приваривают гайки с диаметром внутренней резьбы равным диаметру шпилек, которые изготавливаются из железных прутов.


Самодельный станок для балансировки

Перед балансировкой рамку нужно выставить с помощью уровня строго горизонтально. Это легче сделать, если она будет стоять на трех штырях, чем на четырех. После регулировки на приваренные гайки сверху следует накрутить контргайки. Далее нужно сделать недалеко от каждого угла рамки отверстия для 4 прутов диаметром 14-16 мм, которые будут исполнять роль стоек. Длина прутов должна быть одинаковой – примерно 250 мм.

Теперь нужно взять 4 уголка шириной 2-4 см и длиной около 30 см и просверлить в них отверстия диаметром, соответствующим диаметру стоек. На каждую пару стоек надевается уголок ребрами вверх. Уголки нужно приварить. Получается приспособление напоминающее турник с брусьями: напротив друг друга устанавливаются стойки в виде буквы «П». На эти стойки будет устанавливаться коленчатый вал. Таким образом, станок для балансировки коленвала готов.

Последовательность действий

Балансировка коленчатого вала с помощью устройства, сделанного своими руками, состоит из следующих шагов:

    В первую очередь нужно выставить станок строго горизонтально. Для этого уровень укладывается сначала на одну перекладину-уголок. Затем следует подкручивать шпильки-стойки, пока уголок не будет расположен строго горизонтально. Далее уровень поворачиваем перпендикулярно, кладем его на два уголка-перекладины одновременно и крутим шпильку, высверленную посередине трубы. Добиваемся полной горизонтальности всей конструкции.

Когда станок выставлен, на него можно устанавливать коленчатый вал в сборе с комплектующими. Если присутствует дисбаланс, вал начнет проворачиваться по уголку, пока самая тяжелая точка не окажется в нижней точке. Этот дисбаланс (перевес) нужно ликвидировать.

Теперь с маховика снимается столько стружки, чтобы ее вес был равен весу магнитов, которые мы перед этим взвешивали. Под приспособлением нужно постелить ветошь, чтобы собрать и взвесить стружку. Высверливать приходится порой несколько отверстий, так как одного диаметром 7-8 мм обычно не достаточно. Главное, не высверлить больше, чем нужно, иначе придется сверлить маховик с противоположной стороны.

С данным приспособлением, изготовленным своими руками, можно легко отбалансировать коленчатый вал. Конечно, без специального оборудования достичь точности трудно, зато можно сэкономить на посещении автосервиса.

Особенности регулировки клапанов ЗИЛ-130

Следующие действия производятся на остывшем моторе:

  • подняв капот, выкручивают гайки крепления крышек;
  • у 1-го цилиндра выводят поршень в ВМТ;
  • вывернув в зажигании свечу и сняв крышку распределительную, проверяют тактовое сжатие;
  • контролируют щупом зазор у коромыслового носка с клапанным стержнем цилиндра.


  • удерживая винт регулировочный, ослабляют контргайку;
  • поместив в зазор щуп, поворачивают винт до нужного размера;
  • закрепляют контргайкой.

Следующие 7 цилиндров регулируют поворотом коленчатого вала, выдерживая очередность: 1=5=4=2=6=3=7=8. Своевременная регулировка клапанов ЗИЛ-130 поможет избежать многих неприятностей в работе ДВС.

Когда пора менять распредвал

Экстренное вмешательство в работу распредвала ВАЗ 2114 8 кл необходимо в случае возникновения, каких-то явных неисправностей. Признаки могут быть разные, к примеру, слышится стук при работе двигателя или проблемы с сальниками. Проверить в чем дело в такой ситуации нужно немедленно или самостоятельно или на СТО.

В случае если вы определили, что проблема заключается в сальниках, то вам хватит и 10 минут чтобы произвести замену. Сальники расположены в близкодоступным местах и чтобы поставить новый, не требуется демонтаж больших систем и узлов. Если вы не знаете, какой именно нужен для замены, то это проверить можно просто посмотрев какой уже установлен.


Более сложная неисправность может быть, если вы услышали стук в двигателе. Данная неисправность может не прогрессировать, то есть стук не увеличивается, при этом показания всех датчиков находятся в норме

Некоторые водители к этому относятся спокойно их не беспокоит такое положение вещей и продолжают использовать транспортное средство, не обращая на это внимание. Но выход простой, если ваш двигатель стучит, значит, увеличился осевой люфт распределительного вала

В данном случае можно поставить шайбу между распределительным валом и крышкой и большая доля вероятности в том, что стук прекратится. Достаточно простой выход из такого положения.


Некоторые автомобили оборудуются датчиками фаз положения распредвала, задача которых сигнализировать в случае неисправности или сбоев в работе системы. Но иногда датчики выходят из строя, и может понадобиться их замена. Он стоит недорого и на рынке цена подобного датчика не превышает 10 долларов, а кой именно приобретать вы можете узнать из инструкции к автомобилю. Устанавливается такой датчик просто, поэтому останавливаться на этом нет смысла.

Неисправности коленчатых валов

Рассмотрим типичные неисправности коленчатых валов:

  • течи сальников коленчатого вала;
  • «масляное голодание» рабочих поверхностей;
  • механические повреждения коленчатых валов;
  • естественный физический износ;
  • ненормальный повышенный физический износ.

Сальник коленвала требующий замены

Для коленчатых валов, как и для других деталей двигателя, наиболее опасно «масляное голодание». Причиной может быть поломка маслонасоса, забитый канал подачи масла, низкий уровень масла в двигателе. Это приводит к повышенному трению подшипников, нагреванию элементов. Дальнейшая эксплуатация двигателя в таком режиме приведет к его перегреву, полному заклиниванию и к капитальному ремонту. «Клин» на ходу может привести к критическим повреждениям вала или других узлов двигателя.

Замена и регулировка сцепления камаз (5320, евро, 43118, 65115, 55111): как правильно подвести, прокачать и отрегулировать своими руками, схемы и видео
Момент затяжки шатунов ваз 2108
Установка балансира на коленвал камаз
Замена коленвала на камазе
Замена коленвала камаз - дачный сезон
Шкив коленвала, как открутить болты и снять, заменить и установить своими руками, момент затяжки
Установка балансира на коленвал камаза
Как делается ремонт и балансировка коленвала КамАЗ
Коленвал ваз 2106: шлифовка, установка, замена подшипников, инструкции с фото и видео
Ремонт двигателя зил-130

Вода и топливо попадая в масло меняют его хим. состав и степень вязкости. Причиной может быть значительный износ цилиндропоршневой группы, нарушенная структура прокладок, микротрещины в блоке двигателя или ГБЦ.

Повреждения шейки шатуна по причине отсутствия смазки

Со временем шейки и подшипники подвергаются износу, увеличивается допустимый зазор, появляется люфт коленвала, это приводит к возрастанию вибраций, двигатель начинает «стучать». Характерный стук двигателя — критичный сигнал. При его появлении необходимо прекратить движение и срочно обратиться в автосервис. Если коленчатый вал разбалансирован или смонтирован неправильно, может возникнуть повышенный ненормальный износ контактных поверхностей.

Что такое подшипники скольжения

Для лучшего понимания того, почему вкладыши в двигателе нужно затягивать с определенным моментом, давайте взглянем на функции и назначение указанных элементов. Начнем с того, что указанные подшипники скольжения взаимодействуют с одной из самых важных деталей любого ДВС — коленчатым валом. Если коротко, возвратно-поступательное движение поршня в цилиндре преобразуется во вращательное движение именно благодаря шатунам и коленвалу. В результате появляется крутящий момент, который в итоге передается на колеса автомашины.

Коленчатый вал вращается постоянно, имеет сложную форму, испытывает значительные нагрузки и является дорогостоящей деталью. Для максимального увеличения срока службы элемента в конструкции КШМ применяются шатунные и коренные вкладыши. С учетом того, что коленвал вращается, а также ряда других особенностей, для данной детали создаются такие условия, которые минимизируют износ.

Для изготовления вкладышей используются более мягкие материалы по сравнению с теми, из которых изготовлен сам коленвал. Также вкладыши дополнительно покрывают антифрикционным слоем. В место, где вкладыш сопряжен с шейкой коленвала, под давлением подается смазочный материал (моторное масло). Указанное давление обеспечивает маслонасос системы смазки двигателя

При этом особенно важно, чтобы между шейкой коленвала и подшипником скольжения был необходимый зазор. От величины зазора будет зависеть качество смазывания трущейся пары, а также показатель давления моторного масла в смазочной системе двигателя

Если зазор будет увеличен, тогда происходит снижение давления смазки. В результате происходит быстрый износ шеек коленвала, а также страдают другие нагруженные узлы в устройстве ДВС. Параллельно с этим в двигателе появляется стук.

Добавим, что низкий показатель давления масла (в случае отсутствия других причин) является признаком того, что нужно шлифовать коленвал, а сами вкладыши двигателя необходимо менять с учетом ремонтного размера. Для ремонтных вкладышей предусмотрено увеличение толщины на величину 0.25 мм. Как правило, ремонтных размеров 4. Это значит, что диаметр ремонтного вкладыша в последнем размере будет на 1 мм. меньше по сравнению со стандартным.

Сами подшипники скольжения состоят из двух половин, в которых выполнены специальные замки для правильной установки. Главной задачей является то, чтобы между шейкой вала и вкладышем образовался зазор, который рекомендуется изготовителем двигателя.

Как правило, для замеров шейки используется микрометр, внутренний диаметр шатунных вкладышей промеряется нутромером после сборки на шатуне. Также для замеров можно использовать контрольные полосы бумаги, используется медная фольга или контрольная пластиковая проволока. Зазор на минимальной отметке для трущихся пар должен быть 0. 025 мм. Увеличение зазора до показателя 0.08 мм является поводом к тому, чтобы расточить коленвал до следующего ремонтного размера

Отметим, что в некоторых случаях вкладыши просто меняются на новые без расточки шеек коленвала. Другими словами, удается обойтись только заменой вкладышей и получить нужный зазор без шлифовки

Обратите внимание, опытные специалисты не рекомендуют такой вид ремонта. Дело в том, что ресурс деталей в месте сопряжения сильно сокращается даже при учете того, что зазор в трущейся паре соответствует норме

Причиной считаются микродефекты, которые все равно остаются на поверхности шейки вала в случае отказа от шлифовки.

Проверка крепления блочной головки

Головки цилиндров отделены от основного корпуса узла прокладками и крепятся болтами с учетом момента зажима. Из-за неправильного или слабого крепления в камере сгорания нарушается герметичность, и газ просачивается наружу. Это приводит к сбою в работе ДВС и тормозит новый запуск мотора. Неправильное зажатие провоцирует порчу прокладки и последующее ржавление цилиндровых зеркал.

Во избежание потерь или полного отказа проверяют правильность затяжки болтовых соединений при моторе холодном. Если в подогретом состоянии выполнять действия, при остывании возникнут зазоры.



Последовательность затяжки креплений головок блоков двигателей

Проводя контроль, используют ключ динамометрический (либо обычный, но с плавно-поступательным нажимом), выдерживая параметры от 7 до 9 кГм. При теплом двигателе контролируют по верхнему предельному параметру, при охлажденном – по нижнему. Если возникла необходимость в контрольке цилиндров при перегретом моторе, жмут до максимального предела.

К крепящим элементам относятся и регулировочные осевые болты коромысел. Их также проверяют на степень зажима, контролируют наличие или отсутствие зазоров. Если проблема связана с прокладками, их меняют, предварительно очистив в охлаждающей «рубашке» все проемы.

Сборка головки цилиндров ЗИЛ-130

Монтаж головки цилиндров выполняют на специальном стенде, следуя такому алгоритму:



Установка двух шатунов на одной шатунной шейке двигателя ЗИЛ-130

  • установкой сжатого воздуха в клапанных втулках и седлах продувают все отверстия;
  • втулки направляющие и стержни (впускные, выпускные) до установки на свои места обрабатывают маслом;
  • проверяют плавность движений клапанов в цилиндрах, в случае необходимости заменяют новыми;
  • у ЗИЛ-130 в клапанах впускных надевают на втулки шайбы пружинные, на выпускных – механизм вращения;
  • на впускные надевают манжеты из резины, с направлением витков шайб к цилиндровой головке;
  • клапанные тарелки пружинные монтируют на стержни; повернув на кране рукоятку, распределяющую воздух, добиваются сжатия всех пружин (одновременно);
  • смазав «сухарики» солидолом, вставляют их в стержневые канавки, стараясь полностью вклинить в конусные отверстия;
  • стендовое нажимное приспособление возвращают в исходник;
  • ввертывают шпильки в плоскостные проемы – сверху и в зонах, где прилегают впускной трубопровод и выпускной; головку цилиндров переводят в оптимальное положение;
  • расположив головки от коромысел в расстоянии 5-6 мм, в проемы последних вкручивают винты и гайки;
  • загнав в осевой проем на коромысле шплинт, собирают узел, надевая поочередно желоб маслосливной, шайбы, стойки и т.д.

Виды ремонта коленвала

Перед тем как приступить к выполнению непосредственного ремонта, нужно уделить внимание диагностике и проверке всех сопутствующих узлов и агрегатов двигателя. Ремонт коленчатого вала включает следующие операции:

Читайте также: