Маркировка двигателя камаз 740 10

Обновлено: 07.05.2024

Двигатель КамАЗ-740


Крутящий момент от мотора на основные узлы передается посредством прямозубых шестеренок. Так, на шестернях работают приводы системы газораспределения, насосов и компрессоров, а также гидроусилитель. Двигатель КамАЗ-740 обладает хорошим запуском даже при очень низкой температуре окружающей среды. Это стало возможным благодаря мощности аккумулятора, стартера и нагревателя агрегатов перед запуском.

Инструкция к двигателю КамАЗ-740
(PDF, 4,6 Мб, на русском)

Технические характеристики

Тип дизельный с турбонаддувом
Расположение и число цилиндров V-8
Количество клапанов 16
Мощность, л.с. от 210 для первых модификаций до 440 для последних
Крутящий момент, Нм от 667 для первых модификаций до 2060 для последних
Экологические нормы от Евро 0 для первых модификаций до Евро 5 для последних
Рабочий объем, л 10,85 / 11,76
Диаметр цилиндра, мм 120
Ход поршня, мм 120/130
Степень сжатия 16.0 / 16.8 / 17.0
Масса, кг 835
Материал блока цилиндров чугун



Моторы под Евро-1 отличаются своим коленвалом, поршнями, поршневыми пальцами, поршневыми кольцами, доработанной головкой, турбонаддувом без интеркулера, насосом ЯЗДА 337, форсунками 273.

У двигателей под Евро-2 с ходом 120 мм используется коленвал с другим креплением маховика, поршни от Евро-1, а также промежуточный охладитель воздуха. Также есть двигатели Евро-2 с ходом поршня 130 мм, что дает рабочий объем 11.76 л. Тут стоят поршни высотой 70.7 мм, свои гильзы, поршневые пальцы остались старые.

Дизели под Евро-3 созданы на основе Евро-2 и имеют свои более прочные головки, отличаются коленвалом, поршневыми кольцами, форсунками 274.

Двигатели КамАЗ Евро-4 отличаются поршнями, поршневыми пальцами, кольцами, головками с системой впрыска Common rail, наличием SCR-катализатора.

Модификации КамАЗ-740

Основные неисправности двигателя КамАЗ-740

Среди владельцев этого автомобиля основными неисправностями моторов КамАЗ 740 считается резкое снижение и скачки мощности, повышение расхода смазочных материалов и топлива. Также популярная неисправность заключается в высокой дымности выхлопа. Не редкость и падение давления в смазочной системе. Агрегат может неустойчиво работать на холостом ходу, иногда наблюдаться разные посторонние звуки в различных узлах. В основном неисправности связаны с коленчатым валом. Возможна утечка охлаждающей жидкости.

Номер двигателя Камаз-740 находится на блоке слева по ходу, в передней части мотора. У двигателей до 2007 года номер выбит в районе 4-го цилиндра.

Дизельный двигатель КамАЗ 740

Благодаря высоким техническим характеристикам и проверенной временем надежности двигатели Камаз 740 устанавливаются не только на свою технику, но и на грузовые автомобили Урал, ЗиЛ, автобусы разных марок такие как ЛаЗ, ЛиАз и т.п. Применяемость достаточно широкая. А в 80-е года прошлого века эти моторы ставились на грузовики марки DAF, но к сожалению такое сотрудничество длилось не долго, нидерладская компания в итоге разработала свой силовой агрегат для своей же техники.


Конструктивные особенности

Отечественным аналогом двигателя Камаз 740 часто называют ЯМЗ 236, но камазовский агрегат обладает рядом преимуществ как перед ярославским мотором так и перед зарубежными двс такими как Cummins.

  • Габаритные размеры и вес – 740-ой занимает «золотую середину» по этим параметрам, от сюда и широкая применимость для различной техники.
  • Увеличенная частота вращения коленвала.
  • Угол расположения цилиндров 90 градусов, двигатель то V-образный.
  • Повышенные пусковые характеристики при низких температурах, это обеспечивается АКБ увеличенной емкости, моторным маслом низкой вязкости, усиленным стартером и системой предпускового подогрева.
  • Для каждого цилиндра предусмотрена отдельная головка блока.
  • Отличная ремонтопригодность и простота обслуживания, т.к. конструкцией не предусмотрена сложная электроника.
  • Система топливоподачи типа «Common Rail» (начиная с Евро-4).
  • Система обработки отработанных газов (начиная с Евро-4).
  • Система электронного управления (начиная с Евро-3).

Технические характеристики двигателей КамАЗ 740 разных поколений

Самые первые двигатели соответствовали лишь экологическому стандарту Евро-0, но это никак не сказалось на его надежности и качестве.

Евро-0

Модель

740-210

740-260

Частота вращения коленвала, об.мин.

Максимальный крутящий момент, Нм (кГм)

Расположение и число цилиндров

Диаметр цилиндра*ход поршня, мм

Рабочий объем двигателя, л.

Порядок работы цилиндров

Вес двигателя в комплектности (брутто) по ГОСТ 14846-81, кг.

Заправочная емкость системы смазки, л.

Емкость системы охлаждения (только мотор), л.

Давление начала впрыскивания, МПа

Евро-2

Следующая серия моторов уже соответствовала более современному стандарту Евро-2. Но и конструктивно конечно же было много доработок.

Модель

740.31-240

740.30-260

740.51-320

740.50-360

Мощность, кВт л.с.

Частота вращения коленвала, об.мин.

Максимальный крутящий момент, Нм (кГм)

Расположение и число цилиндров

Диаметр цилиндра*ход поршня, мм.

Рабочий объем двигателя, л.

Степень сжатия камеры сгорания

Порядок работы цилиндров

Масса мотора в комплектности (брутто) по ГОСТ 14846-81, кг.

Заправочная емкость системы смазки, л

Емкость системы охлаждения (только мотор), л

Давление начала впрыскивания, Мпа.

Евро-3

Двигатели Камаз 740 по стандарту Евро-3 представлены уже шести моделями с широким выбором мощностей, от 280 до 420 (турбодизель). ТНВД устанавливается от компании Bosch. Внедрена электронная система управления двигателем.

Модель

740.60-360

740.61-320

740.62-280

740.63-400

740.64-420

740.65-240

Частота вращения коленвала, об.мин.

Максимальный крутящий момент, кгс*м

Расположение и число цилиндров

Диаметр цилиндра*ход поршня, мм.

Рабочий объем двигателя, л.

Степень сжатия камеры сгорания

Масса мотора в комплектности (брутто) по ГОСТ 14846-81, кг.

Минимальный удельный расход топлива, г/(л.с.*ч)

Габаритные размеры, мм

Евро-4

По сравнения с предыдущим поколением немного снизилась масса двигателя и упал удельный расход топлива. Внедрены системы: электронное управление двигателем, система топливоподачи «Common Rail».

Модель

740.70-280

740.71-320

740.72-360

740.73-400

740.74-420

Частота вращения коленвала, об.мин.

Максимальный крутящий момент, кгс*м

Расположение и число цилиндров

Диаметр цилиндра*ход поршня, мм.

Рабочий объем двигателя, л.

Степень сжатия камеры сгорания

Масса мотора в комплектности (брутто) по ГОСТ 14846-81, кг.

Минимальный удельный расход топлива, г/(л.с.*ч)

Габаритные размеры, мм

Система смазки двигателя Камаз 740

У всех дизельных двигателей Камаз 740 комбинированная система смазки с так называемым «мокрым» картером. Она обеспечивает подачу масла под давлением наверх к подшипникам распредвала и коленвала, к втулкам коромысел, к подшипникам компрессора и ТНВД. Верхние сферические штанги толкателей также обеспечиваются смазкой по средствам пульсирующей подачи масла.

В систему смазки всех двигателей Камаз 740 входят:

  • Масляный насос,
  • Масляный картер,
  • Полнопоточный фильтр очистки масла,
  • Центробежный фильтр очистки масла,
  • Радиатор,
  • Масляные каналы в блоке цилиндров, в головках цилиндров, в передней крышке и картере маховика,
  • Наружные маслопроводы,
  • Маслозаливная горловина,
  • Клапана,
  • Система контроля, которая и обеспечивает нормальную работу системы смазки.

Схема системы смазки Камаз 740.


Масло из картера через маслоприемник подается в масляный насос, из его нагнетающей части по маслоканалу в правой стенке блока цилиндров оно попадает в фильтр, где происходит его очистка, затем уже очищенное масло попадает в главную магистраль и уже от туда по отводным каналам доходит до коренных подшипников коленвала, втулок коромысел и верхних наконечников штанг толкателей.

Шатунные подшипники коленвала смазываются через отверстия внутри самого вала, куда масло попадает из коренной шейки. Маслосъемные кольца, после того как сняли масло со стенок цилиндра, направляют его в поршень, где оно смазывает опоры поршневого пальца и подшипник верхней головки шатуна.

По каналам задней и передней стенок блока цилиндров, под давлением, масло подается в подшипники компрессора и ТНВД.

Включатель гидромуфты, которая управляет приводом вентилятора смазывается из главной магистрали.

После прохождения радиаторной секции масляного масло попадает в центробежный фильтр и уже от туда стекает в картер двигателя. Если кран включения масляного радиатора закрыт, то после центробежного фильтра масло, минуя радиатор, попадает в картер. Все сотальные детали и узлы двигателя Камаз 740 смазываются от брызг и масляных паров.

Система охлаждения двигателя Камаз 740

За охлаждение дизельного двигателя Камаз 740 отвечает жидкостная система закрытого типа с принудительной циркуляцией. Ее основные элементы:

  • Радиатор,
  • Водяной насос,
  • Термостаты,
  • Гидромуфта привода вентилятора и ее включатель,
  • Расширительный бачок,
  • Перепускные трубы и патрубки,
  • Жалюзи.

Схема системы охлаждения Камаз 740.


Центробежный насос обеспечивает постоянную циркуляцию охлаждающей жидкости в системе во время работы мотора. Сначала жидкость подается в водяные полости левого и правого рядов цилиндров.

Во время охлаждения наружных поверхностей гильз цилиндров, охлаждающая жидкость попадает в водяные полости головок цилиндров через каналы в верхних привалочных плоскостях блока.

После прохождения головок цилиндров жидкость по трубам подается в термостат и уже от туда в зависимости от ее температуры она уходит либо в радиатор для снижения температуры, либо в водяной насос, от куда идет на следующий круг в систему охлаждения.

Рабочая температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя Камаз 740 - 80-98 град.С. За тепловой режим двигателя отвечают автоматические термостаты и включатель гидромуфты вентилятора. И в зависимости от температуры включается вентилятор для дополнительного охлаждения жидкости или она все время находится в циркуляции если температура в пределах нижних границ.

Для холодного времени года (что для нашей страны очень актуально) и для быстрого прогрева мотора и доведения его до рабочей температуры, предусмотрены жалюзи, которые установлены перед радиатором и они не дают набегающему потоку воздуха во время движения автомобиля излишне охлаждать жидкость.

Евро-5

По заявлениям представителей завода в 2018 году ожидается выпуска нового поколения двигателя Камаз 740, который будет уже соответствовать самым современным требованиям Евро-5. Маркировка скорее всего будет начинаяться с цифр 740.80 и мощность будет варьироваться от 300 до 800! л.с. в варианте исполнения "турбодизель".

Двигатель КАМАЗ 740

Сверху блока установлены раздельные чугунные головки на каждый цилиндр отдельно, каждая ГБЦ имеет по 2 клапана. Диаметр тарелок впускных клапанов 51.6 мм, а выпускных 46.6 мм. Распредвал находится в блоке цилиндров и приводит клапаны в действие посредством штанг, толкателей и коромысел. Привод распредвала шестеренчатый от коленчатого вала. На базовом моторе Евро-0 характеристики распредвала такие: фаза 242/256, подъем 14.2/13.7 мм.
Регулировка клапанов на Камаз 740 требуется по необходимости, зазоры клапанов: впускные 0.3 мм, выпускные 0.4 мм. Порядок регулировки клапанов: 1-5-4-2-6-3-7-8.
Для этого двс шел насос ЯЗДА 33 и форсунки 33-03/10, в дальнейшем их неоднократно меняли на самые разные версии (подробней смотрите ниже).

Моторы под Евро-1 отличаются своим коленвалом, поршнями, поршневыми пальцами, поршневыми кольцами, доработанной головкой, турбонаддувом без интеркулера, насосом ЯЗДА 337, форсунками 273.
У двигателей под Евро-2 с ходом 120 мм используется коленвал с другим креплением маховика, поршни от Евро-1, а также промежуточный охладитель воздуха.
Также есть двигатели Евро-2 с ходом поршня 130 мм, что дает рабочий объем 11.76 л. Тут стоят поршни высотой 70.7 мм, свои гильзы, поршневые пальцы остались старые.
Дизели под Евро-3 созданы на основе Евро-2 и имеют свои более прочные головки, отличаются коленвалом, поршневыми кольцами, форсунками 274.
Двигатели Камаз Евро-4 отличаются поршнями, поршневыми пальцами, кольцами, головками с системой впрыска Common rail, наличием SCR-катализатора.
Версии без SCR по экологии подходят под 4 класс (Правила 96-02).

На Камазах 740 Евро-4 стоит ТНВД Bosch СР3.4 с давлением впрыска до 1600 бар. Управляет этими моторами ЭБУ Bosch EDC7UC31.

На данных моторах ставят две турбины ТКР-700-01 и ТКР-700-02 (их аналоги: CZ К27-145, CZ К27-49, ТКР 7С-6).
Для версий 7403 шли турбокомпрессоры ТКР 7Н1К-01 и ТКР 7Н1К-02.

Модификации Камаз-740 и их отличия

Неисправности КамАЗ-740

Номер двигателя Камаз-740

Обозначение находится на блоке слева по ходу, в передней части мотора. У двигателей до 2007 года номер выбит в районе 4-го цилиндра.

Тюнинг двигателей КамАЗ-740

Поставить турбину

Вы можете установить турбины на обычный атмосферный 740 путем превращения его в 7403. Для этого нужно купить две турбины ТКР 7Н1К, заменить поршни на 7403, поставить насос и форсунки от 7403, а также впускную и выхлопную системы. Все есть готовое, достаточно собрать воедино.
Можно поставить турбины на полностью стандартный мотор и все настроить. Это будет работать, возможно, даже долго, но надежней конвертировать в 7403.

Общие характеристики серии двигателей КамАЗ 740

КамАЗ – это советско-российское автомобилестроительное предприятие, основанное в 1976 году. Изначально специализировалось на выпуске грузовых автомобилей грузоподъёмностью от 8 до 20 тонн. Первым грузовиком, сошедшим с конвейера, стал КамАЗ 5320. Двигатель КамАЗ также был разработан с нуля специально для этого грузового автомобиля. За его основу были взяты лучшие зарубежные представители.

Правильное написание не КАМАЗ, а именно КамАЗ, что расшифровывается как Камский (Кам) автомобильный завод (АЗ). Поскольку двигатель КамАЗ 740 стал основным для этой модели, то основа статьи будет уделена именно этой марки мотора.

Вариантов двигателя КамАЗ 740 было множество. Они отличаются в первую очередь стандартами Евро.

Название таких моторов приблизительно такое: «Двигатель КамАЗ 740-210(260)». Числа запомнить не особо просто, поэтому в народе чаще можно услышать такое название, как «Двигатель КамАЗ Евро 2 (3,4)».

Так как двигателей на КамАЗ одного Евростандарта может быть несколько, то в таблицах с техническими характеристиками будет указано заводское название.

Общие характеристики серии двигателей КамАЗ 740

Первым двигателем данного семейства считается простой двигатель КамАЗ 740 V8.

В обозначениях двигателей в дальнейшем вы можете встречать различные обозначения типов двигателей. Так, английская буква V означает V-образный движок. Это значит, что цилиндры расположены в два ряда и угол между рядами меньше 90 градусов.

У L-образного движка цилиндры расположены также в 2 ряда, но под углом приблизительно 90 градусов. Английская буква R в названии свидетельствует о том, что мотор – рядный. То есть цилиндры расположены одним рядом. Мощные восьмицилиндровые движки зачастую имеют V-образное строение, в то время как обычные моторы легкового авто – R-образное.

Изначально двигатель КамАЗ 740 имел объём двигателя в 10 852 см3, при мощности в 210 лошадиных сил. Только потом вышли более поздние модификации, которые имели диапазон мощностей от 180 до 360 лошадиных сил.

Для грузовиков было далеко не новинка использование дизельного топлива (нар. – соляра) в моторе. Это вполне оправдано меньшим расходом топлива, улучшенной смазкой и увеличенной мощностью, однако для водителя-новичка знакомство с моторами данного типа будет в новинку.

  • Во-первых, это значительно увеличенная степень сжатия. Так, на автомобиле ВАЗ 2107 степень сжатия составляет 8 единиц, а на данном дизельном двигателе целых 17!
  • Это ещё и отсутствие свечей зажигания, что тоже, как минимум непривычно. Смесь в дизельных движках возгорается от высокого давления. Вспоминаем школьную физику. Есть 3 взаимосвязанных параметра. Температура, давление и объём. Так, при уменьшении объёма происходит резкое увеличение давления и температуры. Исходя из этого закона и работает дизельный мотор.

Двигатель КамАЗ 740

Какие он имеет преимущества перед аналогичными движками других марок, как отечественных, так и зарубежных:

  • Устройство двигателя КамАЗ позволяет сделать его меньше многих отечественных аналогов и надежнее зарубежных. Это своего рода «золотая середина» между большими, прожорливыми, маломощными и надёжными моторами советского/российского производства и мощными, экономичными (в пересчёт литр топлива на лошадиную силу мощности), но не столь надёжными и выносливыми.
  • Плюсами двигателя также можно считать довольно лёгкий запуск в холодное время года, так как данные двигатели КамАз оборудованы очень мощным аккумулятором и стартером, которые дополняет система прогрева холодного движка.

Технические характеристики моторов класса Евро

  • МОТОР КамАЗ ЕВРО 0

Двигатель КамАЗ Евро 0 считают самым первым мотором семейства. Самый известный мотор серии 740. Он хороший и надёжный. Но его проблемой является несоответствие новейшим европейским стандартам.

Таблица КамАЗ двигатель Евро 0

Модель движка 740-210 740-260
Мощность двигателя, кВт (л. с.) 154(210) 191(260)
Частота вращения коленчатого вала 2600 2600
Максимальный крутящий момент, Нм(кГм) 667(68) 765(80)
Количество и расположение цилиндров 8, V-образное 8, V-образное
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 120/120 120/120
Рабочий объем двигателя, л 10.85 10.85
Степень сжатия топливной смеси 17 16.5
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8 1-5-4-2-6-3-7-8
Направление вращения коленвала по ГОСТ 22836-77 правое правое
Вес двигателя в комплектности (брутто) по ГОСТ 14846-81, кг 750 780
Заправочная емкость системы смазки, л 26 28
Емкость системы охлаждения (только мотор), л 18 18
Модель ТНВД 33 ЯЗДА 334 ЯЗДА
Форсунка движка 271 271
Давление начала впрыскивания, МПа 21,3-22,3 22,95-23,73 (234-242)

  • О ДВИГАТЕЛЕ КамАЗ ЕВРО 2

Более современные и доработанные двигатели Евро 2 КамАЗ. Первый двигатель КамАЗ 740 уступает мотору евро 2, в первую очередь, современностью исполнения узлов и агрегатов, а также другим европейским требованиям.

Всего выпущено 4 модели мотора класса Евро 2. Все они вместе с подробной технической характеристикой представлены ниже в таблицах.

Таблица Двигатель КамАЗ Евро 2. Часть 1

Таблица Двигатель КамАЗ евро 2. Часть 2

  • МОТОР КамАЗ ЕВРО 3

Двигатели КамАЗ Евро 3 в основе являются переходным звеном от моторов Евро 2 и Евро 4, поэтому в статье их детальной характеристики не будет.

  • МОТОР КамАЗ ЕВРО 4

Таблица Двигатель КамАЗ Евро 4

по Правилам ЕЭК ООН № 85-00,

номинальная мощность нетто по ГОСТ

момент мотора по Правилам ЕЭК ООН

№ 85-00, максимальный крутящий момент

  • СUMMINS (КАМЕНС) ДВИГАТЕЛЬ КамАЗ

Двигатели Каменс – зарубежные моторы, устанавливаемые на КамАЗы нашего производства. По мощностным характеристикам они приравниваются к Российским 740, не уступая последним ни в надёжности, ни в мощности.

На КамАЗе двигатели Каменс зарекомендовали себя как достойная, хоть и более дорогая альтернатива русскому мотору, легендарному 740-му.

Принцип работы двигателя КамАЗ 740

Данный раздел также будет собирательным, так как у всех двигателей 740 семейства приблизительно одинаков принцип работы:

  • Основной деталью движка является блок цилиндров, который выполнен единым моноблоком и является собирательной деталью, на нём крепятся все основные детали мотора.
  • Коленчатый вал расположен в центре, но со значительным сдвигом вниз. Под ним расположен картер, где во время простоя находится масло. Масла в движок нужно лить 26-28 л. Именно такой объём картера. Процесс замены масла мы рассмотрим ниже.
  • Количество клапанов на цилиндр равно двум. Один впускной и один выпускной. В остальном принцип работы мотора одинаков с другими дизельными моторами.

Техническое обслуживание двигателей семейства КамАЗ 740

Двигатель КамАЗ 740 является дизельным и исходя из этого в домашних условиях его ремонт производить очень сложно, однако некоторые мелкие вещи сделать возможно. Такими вещами является замена охлаждающей жидкости и масла.

Замена охлаждающей жидкости

Охлаждающую жидкость нужно заменять каждые 3-5 лет в зависимости от условий эксплуатации. Про потребность заменить охлаждающую жидкость говорит в первую очередь тот факт, что сама охлаждающая жидкость потеряла свой первоначальный цвет и стала цвета грязной воды.

В двигатель КамАЗ 740 заливают охлаждающую жидкость типа Тосол-А40 общим объёмом 25 литров.

Следить за уровнем охлаждающей жидкости нужно постоянно. Желательно проверять этот уровень при каждом старте мотора. Делается это довольно просто:

  1. Нужно всего лишь открыть специальный кран на расширительном бочке. Если тосол начал течь, значит уровень в норме. Закрываем кран и заводим мотор. Если из крана ничего не потекло, то нужно долить охлаждающую жидкость и, если при доливке ничего не происходит, нужно проверить сначала сам кран, а потом всю систему охлаждения, возможны утечки ОЖ.
  2. В случае недостачи охлаждающей жидкости нельзя ни в коем случае заводить мотор. Иначе циркулировать в системе охлаждения будет не просто тосол, а тосол с водой. Это может привести к разрушению крыльчатки и дорогостоящему ремонту в целом.
  3. Если жидкость потекла, однако её состояние оставляет желать лучшего, то надо произвести её замену. Для этого слейте жидкость с нижнего крана радиатора, котла и насосного агрегата подогревателя, подводящей трубы отопителя кабины.
  4. После этого закройте все краны и наполните систему охлаждающей жидкостью.

Замена масла

Масло, как и охлаждающая жидкость требует периодической замены. Уровень масла проверяется, как и на всех движках – специальным щупом. Уровень смазывающей жидкости должен находиться около отметки «В».

Превышение, ровно, как и меньшее количество масла не желательно. Если масла в двигателе будет слишком мало, то резко увеличится износ всех деталей мотора, так как они будут работать практически «на сухую». Мотор, у которого недостаточно масла, лучше не запускать во избежание серьёзных поломок. Лучше всего найти и долить масла.

Если это сделать невозможно, то максимально уменьшить нагрузку на него. Убрать лишний груз, отцепить прицеп. Если это тоже не представляется возможным, то лучше подождать помощи. Езда на нагруженной машине с таким уровнем масла может привести к очень серьёзным последствиям.

Если масло всё-таки необходимо заменить:

  • Прогрейте мотор до температуры 80-90 градусов Цельсия;
  • Глушим мотор;
  • Выкручиваем пробку на картере (фото ниже);
  • Ждём, пока масло полностью выльется;
  • Меняем фильтрующие элементы;
  • Промойте ротор центробежного фильтра очистки масла;
  • Заливаем масло через специальную заливную горловину до отметки «В» на щупе;
  • Запускаем мотор и даём ему поработать на холостом ходу 5-10 мин;
  • Глушим, и через 5-10 минут доливаем масло до отметки «В» на измерительном щупе;
  • После этого процесс замены масла можно считать оконченным.

Неисправности

Если мотор не запускается, смотрим таблицу ниже:

топливные трубки или на сетку

баки и трубки ветошью, смоченной парой

или горячей водой, нельзя использовать

Тюнинг

Как было сказано выше, данный мотор – дизельный. Поэтому даже регулярное ТО проходить он должен в специальных сервисах.

Про форсирование мотора в домашних условиях и речи идти не может. Так, увеличение рабочего объёма может повлиять на степень сжатия, что, в свою очередь, сделает невозможным дальнейшую эксплуатацию движка.

КамАЗ-740.10

http://s3.uploads.ru/t/dYREx.jpg

Общие сведения:
Двигатель дизельный четырёхтактный с V-образным расположением цилиндров под углом 90° и верхним расположением клапанов.
Предназначены для установки на одиночные грузовые автомобили и самосвалы КамАЗ полной массой до 26 т, автомобильные тягачи КамАЗ, используемые в составе автопоездов полной массой 35 т, грузовые автомобили "Урал", ЗИЛ-133ГЯ, а также для поставки в запасные части к ним.

Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +40° до -45°С, относительной влажности воздуха до 80% при +20°С, запылённости до 1 г/м 3 , а также в районах, расположенных на высоте 3000 м над уровнем моря, при соответствующем изменении мощности.
Допустимые углы кренов двигателя:
продольные: 20°,
поперечные: 10°

Комплектации:
740.1000400 (основная комплектация), 740.1000410 (10-я комплектация), 740.1000411 (11-я комплектация), 740.1000412 (12-я комплектация) - с вентилятором, гидромуфтой, расположенными соосно с коленчатым валом, установленым на двигателе рычагом привода управления механизмом переключения передач, объединением впускных коллекторов в задней части двигателя, без воздушного фильтра.
Комплектации отличаются соединительным патрубком впускных коллекторов, что обусловлено различием конструкций воздуховодов на автомобилях.
Кроме того, 12-я комплектация отличается конструкцией масляного картера (с передним расположением ёмкости) и генератором мощностью 1 кВт.
11-я , 12-я комплектации предназначены для использования в комплектности с коробкой передач КамАЗ-14 (без делителя передач)
740.1000403 (3-я комплектация), 740.1000404 (4-я комплектация) - с вентилятором, гидромуфтой, расположенными выше оси коленчатого вала на 325 мм, с объединением впускных коллекторов в средней части двигателя, установкой воздушного фильтра непосредственно на двигателе и оригинальным масляным картером.
3-я комплектация поставляется с коробкой передач КамАЗ-141 (без делителя, с ускоряющей передачей)
4-я комплектация - с коробкой передач КамАЗ-15 (с рычагом управления), без генератора и электрофакельного устройства
740.1000407 (7-я комплектация) - без вентилятора, гидромуфты, генератора и воздушного фильтра, с объединением впускных коллекторов в средней части двигателя, оригинальным масляным картером и маховиком для сочленения с гидромеханической коробкой передач.
Исполнение для автомобилей для поставки внутри страны и на экспорт в страны с умеренным климатом- единое, для поставки в страны с тропическим климатом - тропическое.

Основные технические данные:
Количество цилиндров 8
Рабочий объём цилиндров, л 10,85
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 120х120
Степень сжатия 17
Номинальная мощность при 2600 мин -1 , кВт (л.с.) 154 (210)
Максимальный крутящий момент при 1600-1800 мин -1 , Н.м (кгс.м) 637 (65)
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
Минимальная частота вращения холостого хода , мин -1 600
Масса незаправленного смазкой без КПП, кг 750
Ресурс до первого кап. ремонта, км 300 000

http://s7.uploads.ru/t/tlPNx.jpg

Удельные показатели:
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л) 14,19 (19,35)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч) 217 (160)
Средняя скорость поршня, м/с 10,4
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см 2 ) 657 (6,7)
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.) 4,87 (3,57)
Литровая масса двигателя, кг/л 69,12

Эксплуатационные данные
Топливо дизельное
Летом при 0°С и выше Л-0,2-40; Л-0,5-40
Зимой при -20°С и выше З-0,2 минус 35; З-0,5 минус 35
при -30°С и выше З-0,2 минус 45; З-0,5 минус 45
при -50°С и выше А-0,2; А-0,4
Масло
летом М-10Г2к
зимой М-8Г2к
Заманитель, всесезонно М-6з/10В (ДВ-АСЗп-10В)
Охлаждающая жидкость антифриз "Тосол-А40" или "Тосол-А65"

http://s2.uploads.ru/t/Jb2nk.jpg

Основные узлы и детали

Блок цилиндров литой, из специального чугуна, отлит за одно целое с верхней частью картера

Гильзы цилиндров "мокрые", из специального чугуна

Головки цилиндров шесть, из алюминиевого сплава, по одной на каждый цилиндр, с запрессованными сёдлами и направляющими втулками клапанов

Камера сгорания тороидальная, неразделённого типа выполнена в днище поршня

Поршни литые, из высококремнистого алюминиевого сплава, имеют вставку из специального чугуна под верхнее компрессионное кольцо и коллоидно-графитовое покрытие юбки поршня

Поршневые кольца:
компрессионные: 2, с сечением в виде односторонней трапеции, рабочая поверхность верхнего кольца покрыта слоем хрома, нижнего- молибденом
маслосъёмное: 1, коробчатого сечения, с витым пружинным расширителем и хромированной рабочей поверхностью

Поршневые пальцы стальные, плавающие, с фиксацией двумя стопорными кольцами

Шатуны стальные, двутаврового сечения, с прямым разъёмом нижней головки шатуна

Коленчатый вал стальной, 5-опорный, изготовлен методом горячей штамповки, с противовесами заодно с валом, упрочнён азотированием. Диаметр коренных шеек - 95 мм, шатунных - 80 мм

Подшипники коренные и шатунные со сменными тонкостенными 3-слойными вкладышами с рабочим слоем из свинцовистой бронзы
верхней головки шатуна биметаллическая втулка с рабочим бронзовым слоем

Маховик литой, из специального чугуна, с напрессованным стальным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером

Распределительный вал 5-опорный, стальной, кованый, расположен в развале блока цилиндров

Привод распределительного вала шестерёнчатый от коленчатого вала

Втулки распределительного вала биметаллические свёртные с антифрикционным рабочим слоем из сплава СОС-6-6, для задней опры- из трубы залитой бронзой

Толкатели клапанов стальные, с наплавкой рабочей поверхности специальным чугуном

Штанги толкателей стальные, трубчатые, с наконечниками запрессованными с обеих сторон

Коромысла клапанов штампованые, стальные

Клапаны 2 на цилиндр - впускной и выпускной
впускные из стали 40Х10С2М, диаметр тарелки 51,5 мм, высота подъёма клапана 13,5 мм
выпускные из стали 5Х20Н4АГ9М (ЭП-303М), аустенитного класса с износостойкой наплавкой рабочей фаски сплавом ВЗК, диаметр тарелки 46,5 мм, высота подъёма клапана 13,5 мм

Направляющие втулки клапанов металлокерамические

Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т. 13
закрытие впускного клапана после н.м.т. 49
открытие выпускного клапана до н.м.т. 66
закрытие выпускного клапана после в.м.т. 10

Сцепление
модели 14, 2-дисковое, сухое, с периферийными цилиндрическими пружинами, ведомые диски с гасителем колебаний, наружный диаметр 350 мм.

Подвеска двигателя
Количество опор 4
передняя 2 - с обеих сторон передней крышки блока под углом 37°
задние 2 - с обеих сторон картера коробки передач

Система смазки

Тип системы смазки комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Узлы и детали с принудительным подводом смазки: подшипники коленчатого и распределительного вала, толкатели, втулки коромысел клапанов, втулки промежуточной шестерни масляного насоса, сферические опоры штанг, компрессор, ТНВД и регулятор частоты вращения оборудованы циркуляционной смазкой из системы смазки двигателя.
Масляный насос шестерёнчатый, 2-секционный
Масляный фильтр 2 - полнопоточный с фильтрующим элементом из картона, включён в систему смазки последовательно и частично-поточно центробежный с внутренним гидравлическим приводом
Система охлаждения масла воздушно-масляный радиатор
Система вентиляции картера естественная , через специальный сапун
Маслянный картер стальной, штампованный, "мокрого"типа

Система охлаждения

Тип системы охлаждения: жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости. Оборудована термостатическим устройством для автоматического регулирования теплового режима.
Водяной насос центробежный, с приводом клиновым ремнём от коленвала
Вентилятор 5-лопастный, осевого типа
Термостат 2, с твёрдым наполнителем ТС-107 начало открытия 80°С

Электрооборудование

Заправочные ёмкости

Система смазки двигателя 26 л (25 для 3 и 4 комплектации, 23,5 для 12-й комплектации)
Система охлаждения без радиатора 15 л

Основные данные для контроля

Зазор между клапанами и коромыслами, мм
для впускного клапана 0,25-0,30
для выпускного клапана 0,35-0,40
Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +80°С
на 2600 оборотах 4,0-5,5 кгс/см 2
на 600 оборотах 1,0 кгс/см 2
Температура масла в картере 70-100°С
Температура жидкости в системе охлаждения, град 75-98°С
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки не более 0,5%
Давление начала подъёма иглы форсунки кгс/см 2 180-185

Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 3. Отраслевой каталог ЦНИИТЭИАВТОПРОМ 1988 г

Двигатель КамАз740

Автомобили КамАЗ заслуженно являются высококлассными отечественными грузовиками. Выпустивший первый автомобиль с конвейера в 1976 году Камский автомобильный завод в настоящее время является отечественным лидером в производстве грузовых автомобилей и достойным конкурентам зарубежным брендам автомобилестроения.


Одним из основных достоинств, способствующих выходу грузовика на международный рынок стал двигатель КамАЗ 740. Этот двигатель внутреннего сгорания (ДВС) по праву считается одним из лучших советских и российских моторов. Двигатель был разработан еще в 1974 году, но постоянно модернизируется, чтобы отвечать стандартам современных грузовых автомобилей и держать высокую планку лидирующего на отечественном рынке силового агрегата.

Принцип работы

Двигатель камаз 740 — это V-образный дизельный мотор внутреннего сгорания. Клапаны двигателя расположены двумя параллельными рядами под углом примерно 180 градусов. Такой ряд цилиндров при виде сбоку напоминает латинскую букву V, отчего и получил название данный тип двигателей. При расположении цилиндров в 2 ряда под углом 90 градусов двигатель именуется L образным, а в 1 ряд -маркируется буквой R. Двигатель КамАЗ более компактный, чем отечественный аналоги и обеспечивает более быстрое вращение головки цилиндров и развивать большую мощность при меньшем объеме.

Устройство двигателя Камаз 740 типично для дизельного мотора. Основно частью устройства является коленчатый вал, к которому крепятся цилиндры. Двигатель обеспечивает большую степень сжатия дизеля (сжимает в 17 раз), благодаря чему происходит воспламенение, выделяется кинетическая энергия.

Основные технические характеристики

Двигателя КамАЗ 740 выпускаются более четверти века и в зависимости от поколений имеют некоторые особенности. Основные характеристики для всего ряда следующие:

  • цилиндров — 8;
  • головок — 8;
  • клапанов — 16;
  • охлаждение — жидкостное.


Кроме того, общими характеристиками направление вращения коленвала (правое), диаметр цилиндров поршня (120), для большинства моделей -масса пустого двигателя (885 кг.).

Экологические стандарты моторов также разнятся в зависимости от года разработки конкретной модели. Существуют КамАЗы с движками от стандарта евро-0 до стандарта евро-5. Отличается и мощность моторов (от 150 до 420 л.с.) и объем масла в двигателе (от 28 до 33,5 литров). От мощности и объема мотора зависит и то, сколько весит двигатель КАМАЗ. Минимальная масса движка — 750 кг., максимальная -1130.

Техническое обслуживание

Обслуживание мотора — это довольно простая процедура. Она подразумевает замену смазочной и охлаждающей жидкости. В эксплуатационной документации к устройство написано, что обслуживание необходимо проводить в среднем через 15 000 километров пробега. Практика показывает, что для новых силовых агрегатов эту цифру можно смело увеличивать до 20 000, контролируя визуально и на слух состояние мотора.


Кроме замен масел и жидкостей эксперты рекомендуют производить промывку топливной системы и регулировку клапанов двигателя. Эти процедуры повышают эксплуатационные характеристики двигателя, а также позволяют повысить пробег автомобиля до капремонта на 100 000 километров.

Замена охлаждающей жидкости

Своевременный осмотр системы охлаждения двигателя — один из залогов стабильной работы мотора. Его нужно проводить не планово, а каждый день перед выездом. Это осуществляется благодаря визуальному осмотру системы на разгерметизацию, пополнение жидкости.

Менять жидкость следует в случае загрязнения антифриза или потери им основных свойств. Однако чаще всего замену осуществляют при смене сезона: летом в охлаждающей системе мотора КамАЗ 720 может быть залита простая очищенная вода, зимой радиатор заправляется специальной охлаждающей жидкостью (антифризом, тосолом). Ни в коем случае нельзя смешивать антифризы с разным составом, это может вызвать реакцию и снизить характеристики или даже засорить систему охлаждения.

Процедура замены жидкости выполняется в последовательности:

  • Слив антифриза. Для этого открываются краны под радиатором, теплообменника и насоса, расширительный бачек и трубки подвода для притока воздуха.
  • Промыть систему водой в случае заливки другого вещества.
  • Закрыть все краны, залить новую жидкость через расширительный бачок.

При выборе антифриза следует обращать внимание на состав и эксплуатационные характеристики. Кроме замены антифриза к обслуживанию системы охлаждения двигателя относятся:

  • промывка и смазка водяного насоса;
  • опрессовка охладительной системы в поисках течей;
  • промывка коммуникаций;
  • осмотр уровня и качества жидкости.

Замена масла

Обслуживание системы смазки двигателя – еще одно необходимое условие долгой работы силового агрегата автомобиля. Чистку системы и замену масла следует проводить каждые 10 – 15 тысяч километров пробега. Перед началом необходимо уточнить, сколько литров масла необходимо для двигателя КамАЗ.

Система смазки двигателя КамАЗ 740 не отличается от большинства других моторов, поэтому процедура замены выглядит довольно стандартно:

  • открутить пробку и слить отработанное масло;
  • снять и очистить фильтра;
  • очистить центрифугу;
  • установить детали на место, заменив прокладки;
  • залить новое масло.

Контролировать уровень смазывающей жидкости необходимо постоянно. Оно должно постоянно находиться в районе отметки B. Это обеспечивает оптимальное давление масла в системе.

Виды моторов

Не смотря на один и тот же принцип работы модельный ряд двигателей камаз 740 претерпел значительные изменения. Были разработаны модели с большей или меньшей мощностью под разные автомобили, повышена надежность, максимальный пробег и снижены затраты топлива. Добавлены фильтра, которые сделали фактическую необходимость обслуживания чаще и позволили повысить экологический стандарт мотора.


моторы евро 0 с маркировкой 740.210 и 740.260

740.210 740.260
Мощность, кВт 154 191
Объем топлива, л 10,85 10,85
Объем масла, л. 26 28
Сжатие топлива 17 16,5
Масса, кг. 750 780
Удельный расход топлива 155 207

моторы евро 2 с маркировкой 740 31 240 и 740 30 260

740.31.240 740.30.260
Мощность, кВт 176 191
Объем топлива, л 10,85 10,85
Объем масла, л. 26 28
Сжатие топлива 16 16,5
Масса, кг. 760 885

моторы евро 2 с маркировкой 740 51 320 и 740 50 360

740.51.320 740.50.360
Мощность, кВт 176 191
Объем топлива, л 10,85 10,85
Объем масла, л. 26 28
Сжатие топлива 16 16,5
Масса, кг. 760 885
Удельный расход топлива 207 207

моторы евро 4 с маркировкой 740 70 и модификации

За время усовершенствования модельного ряда моторов была проведена колоссальная работа. Кроме соответствия экологическому стандарту Евро-4 в новых двигателях в несколько раз была увеличен срок службы, а также на 9% сокращен расход топлива, снижена естественная потеря масла.

Узлы двигателя

Устройство двигателя КамАЗ 740 является сложной системой, функционирование которой обеспечивается сразу несколькими узлами. Слаженная система силового агрегата и систем снабжения двигателя обеспечивают бесперебойную работу силового агрегата и машины в целом, а совокупность этих систем делают его довольно компактным и позволяют обеспечивать высокую мощность.

Работа системы охлаждения

Система охлаждения двигателя – довольно стандартная и мало чем отличается от большинства других дизельных двигателей. В роли рабочей жидкости выступает антифриз, а в теплое время года – очищенная вода.

Центробежный насос обеспечивает нагнетание охлаждающей смеси. Оттуда она поступает к головкам цилиндров: сначала в левую часть, потом- в правую. Далее проходит в полость цилиндров, откуда под давлением двигается к ГБЦ. После прохождения полного цикла смесь поступает в термостаты. После этого в зависимости от положения муфты гидравлического насоса охлаждает устройство или сливается в радиатор. Регулировка осуществляется при помощи гидромуфт.

Блок цилиндров


Блок цилиндров – это основная рабочая часть мотора. Он представляет собой часть корпуса двигателя, монолитную конструкцию с установленными в ней движущимися частями, технологические отверстиями, коммуникационными каналами.

В блоке имеются отверстия для крепления коленвала, распредвала и поршневой системы. Во время работы гильзы поршневой системы и головками цилиндров образуют камеры сгорания, в которых осуществляется сжатие топлива. Гильзы состоят из чугуна и закаляются электричеством. Материал изготовления –алюминий. Долговечность детали обеспечивается рубашкой охлаждения и отверстиями для смазки.

Устройство и работа смазочной системы

Смазочная система мотора КамАЗ 740 необходима для уменьшения трения деталей. Ввиду высоких рабочих температур она выполняет охладительную функцию, снижая рабочую температуру в двигателе. Система смазки КамАЗ 740 имеет комбинированный тип. Масло подается при помощи впрыска, самотеком или под низким давлением в те части силового агрегата, где требуется больше всего.

Схема смазочной системы представлена устройствами для подведения и охлаждения масла, хранения и фильтрации смеси. Из маслонасоса смесь подается в фильтр, после чего поступает на магистрали. Далее осуществляется подача масла к цилиндрам, газораспределительному механизму, коленвалу, компрессору и топливному насосу. Эти детали всегда подвержены большому трению и работают в условиях повышенной температуры, поэтому им требуется постоянная смазка.

Для смазки опоры поршневого кольца с поршней снимается часть масла и самотеком поступает на устройство, после чего стекает в поддон. Гидромуфта обрабатывается только в случае ее работы: в противном случае кран, активируемый гидросиловым датчиком закрыт и масло стекает. Из поддона смазка стекает в маслоприемник, а оттуда через фильтр – снова к насосу.

При недостаточном количестве смазывающей жидкости двигатель теряет мощность, перегревается. В нем появляются нарывы, из-за чего сокращается продолжительность работы мотора. Эксплуатация двигателя с недостаточным количеством смазочных веществ опасна для автомобиля и водителя.

Система питания

Ремонт и неисправности

Износ двигателя, обусловленный большим пробегом, неправильной эксплуатацией или отсутствием своевременного обслуживания дизеля приводит к ухудшению характеристик автомобиля, а позже и к невозможности работы двигателя. Двигателя КамАЗ 740 не являются исключением. Номинальный пробег моторов – 800 тысяч километров, поле чего требуется капитальный ремонт двигателя КамАЗ 740.


Симптомами поломки являются:

  • падение мощности;
  • повышенный расход топлива;
  • повышенный расход масла;
  • высокая дымность выхлопа;
  • нестабильная работа на холостом ходу.

Чаще всего неисправности кроются в неправильной работе коленчатого вала. Также возможны перебои в работе систем коммуникаций, обычно связанные с их засорением.

В этом случае требуется капитальный ремонт. Не стоит доводить ситуацию до вызова эвакуатора.

Замена водяного насоса

Одной из распространенных неисправностей является вышедший з строя водяной насос двигателя. В этом случае зацикливается вал жидкости или в насосе возникает течь. Сам насос довольно дорогостоящий, поэтому имеет смысл попытаться восстановить устройство или отнести его в ремонт.

После установки нового или отремонтированного насоса обратите внимание, что отверстия в корпусе насоса должны быть открытыми. Верхнее отверстие служит для вентиляции, нижнее – для контроля герметичности системы.

Чистка форсунок

Еще одна причина падения мощности автомобиля – засоренные форсунки. Своевременная промывка детали позволит вернуть эксплуатационные характеристики машины. Автомобиль престанет «тянуть», что довольно критично для грузовика. Одной из распространенных причин неисправности являются забитые форсунки.

Чистка данной детали – довольно простая операция. Для начала нужно снять форсунки, после чего подключить их к источнику питания и впрыскивать в них жидкость из шприца. Лучше всего использовать специальную. Жидкость, а в случае ее отсутствия – жидкость для чистки карбюратора легковой машины.

Своевременное обслуживание и текущий ремонт двигателя позволит избежать более серьезных поломок и избежать неприятностей, связанных с неожиданной поломкой в дороге.

Читайте также: