Нужен ли герметик при замене помпы нива

Обновлено: 16.05.2024

Замена помпы нива шевроле, пошаговая инструкция (фото и видео).

Приятным бонусом будет обзор помп различных производителей.

Для выполнения работ по замене помпы нам понадобится:

Работу можно выполнять где угодно, т.е. гараж или яма не требуется.

Как правило при неисправности помпы антифриз выбегает, соответственно я не описываю как его слить, если он у вас не слился – слейте остатки (чтобы меньше покупать).

Последовательность действий по замене помпы шевроле нива:

сняли термостат

новая помпа на месте

помпа на месте и ремень натянут

  • Сборка производиться в обратном порядке:
    Устанавливаем на место шкив помпы
  • Натягиваем ремень генератора
  • Устанавливаем термостат, промазав патрубки герметиком
  • Прикручиваем электровентиялятор
  • Заливаем антифриз
  • Ставим воздушную гофру

работа окончена помпа заменена

Радуемся только что сэкономленным деньгам…

Вот вам видеоинструкция по замене помпы, ничего лишнего разбирать не нужно, и все очень удобно:

Обзор помп разных производителей.

Так получилось что автомобили, сделанные в Тольятти стали основными автомобилями в РФ. И из-за их популярности у нас есть возможность выбирать запчасти разных производителей.

помпа ваз 2123

Разумный компромисс (СОАТЭ или fenox):

компромиссная помпа

Однозначно не стоит приобретать помпы (Pekar) но, к сожалению, именно они в, основном продаются в магазинах, выглядят они вот так:

помпа которую не надо покупать

Пекаровские помпы больше года не ходят! Приобретайте их только в крайнем случае!

На этом у меня сегодня все, я надеюсь, что статья была полезна! Если у вас остались вопросы по замене помпы на шевроле ниве задавайте их в комментариях.

Распространенные вопросы и ошибки при замене водяной помпы

При замене водяной помпы мастера и гаражные умельцы зачастую совершают ошибки, сокращающие ее ресурс. Следуя нескольким простым рекомендациям, можно легко избежать ошибочных действий и гарантировать новой помпе беспроблемную долгую жизнь.


Приобретенная помпа отличается от оригинальной

Некоторые отличия купленного устройства еще не говорят о невозможности его использования на вашем автомобиле. Помпа может иметь, например, металлическое колесо с лопастями, а не пластиковое, несколько отличаться формой. Основное, что точно должно совпадать - расположение шкива на той же высоте.
Если это условие не будет соблюдено, ремень будет тереться о шкив и усиленно изнашиваться. Чтобы сравнить, как на обеих помпах размещены шкивы, достаточно положить их рядом так, чтобы лицевая сторона (она прикасается к мотору) была направлена вниз.


Игнорирование промывки системы охлаждения

Обычно перед заменой помпы автовладельцы не промывают систему, что порой обходится недешево. Охлаждающая жидкость в системе загрязнена примесями, которые имеют свойство оседать там, где в помпе используется динамическое уплотнение. На его поверхности в итоге появляются царапины, вызывающие ускоренный износ водяной помпы.
Важно также помнить, что если промывку вы будете производить существующей водяной помпой, то использовать нужно именно старую, то есть промыть систему охлаждения нужно еще до установки нового оборудования. В противном случае новое устройство уже в начале эксплуатации будет загрязнено отложениями.


Нанесение герметика

При замене помпы обязательно меняются все старые уплотнители. Герметик дополнительно наносить не требуется, если, конечно, об этом прямо не пишет производитель.
Если без использования герметика не обойтись, то наносить его нужно тонким слоем, обязательно убрав излишки еще до установки помпы. На смонтированном устройстве излишки герметика становятся не видны. Если их не удалить, эластичная смесь начнет комковаться и попадать в охлаждающую жидкость. Это впоследствии может послужить причиной появления протечек и повреждения термостата.


Проворачивание помпы

Водяную помпу после монтажа нужно провернуть вручную. Если этого не сделать, а сразу завести мотор, то на протяжении нескольких секунд она будет работать всухую. Такая работа вредит уплотнению и может вызвать преждевременные протечки и шум при работе помпы.


Поэтому после установки нужно выполнить следующие действия:

- залейте систему охлаждения рекомендованной ОЖ;
- приподнимите автомобиль;
- примерно на 10 оборотов проверните помпу вручную.

Благодаря такому прокручиванию через все зазоры уплотнения вала заранее проходит рабочая жидкость, и всухую помпа после включения двигателя работать уже не будет.


Почему важно следить за исправностью водяной помпы

Неисправная помпа может спровоцировать огромные неприятности для владельца автомобиля. Поэтому если подшипник помпы зашумел, значит настало время ее замены вне зависимости от величины пробега. В противном случае устройство может заклинить, при этом срезаются зубцы на ремне ГРМ, меняется положение коленвала и распредвала, клапана сталкиваются с поршнями и гнутся.

Это влечет за собой дорогой ремонт двигателя, поэтому чтобы избежать этих неприятностей, при замене ремня ГРМ помпу меняют также, даже если она исправна. Если же из помпы подтекает охлаждающая жидкость, ее однозначно нужно менять, так как ОЖ, попадая на ремень, обязательно в худшую сторону скажется на его состоянии и ресурсе.

Правда, если сразу после замены помпы наблюдается небольшая утечка, то не стоит особо беспокоиться. В этом устройстве предусмотрено дренажное отверстие, в период обкатки через которое просачивается ОЖ. Обкатка помпы длится обычно около 10 минут.

По истечении этого времени уплотнение надежно герметизируется, а жидкость из него перестает выделяться. Однако если через дренаж интенсивно выходят целые капли ОЖ или просачивание не прекращается в течение нескольких дней, значит помпа была смонтирована неправильно, и ошибки монтажа нужно срочно исправлять.

Нужно ли использовать герметик при установке помпы?

Не наносите герметик на уплотнительное кольцо или на сухое уплотнение При замене водяной помпы необходимо также заменить все старые прокладки и уплотнения на новые. Если новая помпа поставляется вместе с уплотнением, то перед установкой убедитесь, что оно находится в безупречном состоянии.

Нужно ли сливать тосол при замене помпы?

Какой ресурс помпы?

Большинство автопроизводителей рекомендуют менять водяной насос системы охлаждения не реже, чем каждые 90 тыс. км пробега. Однако эта периодичность не всегда постоянна и зависит от условий эксплуатации и качества самой помпы. Чаще срок эксплуатации помпы превышает эту величину.

Как проверить помпу работает она или нет?

Признаки неисправности помпы

Нужно ли сажать прокладку на герметик?

Сколько нужно антифриза при замене помпы?

Нужно ли менять помпу при замене ремня грм?

Есть мнение, что менять помпу нужно каждый раз, когда устанавливается новый приводной ремень ГРМ. Эта статья расскажет о том, стоит ли менять помпу при замене ремня ГРМ и с какой периодичностью это делать. Большинство автопроизводителей рекомендуют менять водяной насос системы охлаждения не реже, чем каждые 90 тыс.

Сколько стоит заменить помпу?

Сколько стоит замена помпы

Замена помпы при смене ремня ГРМ стоит от 800 рублей. Если надо менять только помпу (вышла из строя, потекла) и при этом можно избежать демонтажа ремня ГРМ, то стоимость работы составит около 3 000 рублей.

Сколько стоит работа по замене ремня грм?

Какая крыльчатка на помпе лучше?

Как проверить помпу на Славуте?

Чтобы проверить, именно подшипник помпы ли издает соответствующий шум и свист, достаточно снять ремень со шкива насоса и раскрутить его от руки, желательно как можно быстрее. Если подшипник неисправен — он будет издавать гул, а перекатываться с ощутимым грохотом и неравномерно.

Как определить неисправность помпы на Приоре?

Признаки неисправности помпы достаточно просто определить, например:

  1. утечка охлаждающей жидкости;
  2. посторонний шум в насосе;
  3. люфт;
  4. просачивание жидкости на самой помпе.

Как проверить работает ли помпа на ваз 2114?

Чтобы убедиться, что свистит действительно помпа, а не генератор или ГРМ, нужно ослабить натяжку ремня и проверить люфт, то есть покачать за шкиф насоса. Если свистящие звуки не прекращаются, значит, он вот-вот выйдет из строя. Единственный вариант — сразу её заменить на новую.

Какой герметик лучше для головки цилиндров?

Какой герметик лучше для гбц

  • Черный термостойкий DoneDeal.
  • ABRO 11-AB.
  • Victor Reinz.
  • Dirko.
  • Анаэробный герметик Permatex Anaerobic Gasket Maker.
  • Другие популярные марки

Можно ли использовать прокладку под головку второй раз?

прокладку второй раз использовать нельзя. (металлический ободок вокруг отверстия уже не сможет уплотнить как надо). если хочешь испытать судьбу-то можно. болты гбц нужно новые.

замена помпы, нуже ли герметик?

Доброго дня, собираюсь менять помпу… Услышал что мол прокладки у них бумажные ниочем. Купил герметик, нужен совет бывалых…нуженли он? Если нужен как его правильно наносить? Использовать его вместе с прокладкой или вместо прокладки?

Заранее спасибо всем давшим удельные советы!

Комментарии 36

намазал гермет под и над прокладкой стал затягивать еёё наху выдавило герметом

Я на чёрный абро КПП собрал 2500 км откатал и все норм.

каждый год мажу герметиком всё ок, прокладка нахер там не нужна, тем более что они сейчас непонятно из чего делаются.

почему каждый год? моей машине 8 лет пробега 151000 я меняю помпу первый раз?!

перед зимой меняю ремень грм и помпу сразу, так как двигатель 1.5 16 кл, опасаюсь за клапана)))

Ставил свою помпу без герметика, проехал пока около 1500км, все нормально, ничего не течет, прокладка была похожа на твою, что на фото.

продкладка эта не картонная, а паронитовая, она обязательна, без нее не будет зазора между крыльчаткой и блоком, герметик там не нужен, если очень хочется, то можно намазать тонким слоем прокладку с 2 сторон, хуже не будет, но это не нужно.

ставил пробковую прокладку и тонкий слой герметика около ушек помпы. ПРобежал около 20тыс потеков небыло

Ставил прокладку без герметика. Прокладка шла в комплекте с помпой и была пробковая, а не бумажная.

дело в том что при убирание прокладки уменьшается зазор
между крыльчаткой и блоком
что есть хорошо
по этому я отказался от прокладки
тоже красный герметик абро за 90 рублей
все работает

+1 если без прокладки не проворачивается, то тогда только с прокладкой

прокладку тонким слоем литола с обеих сторон, езжу все норм

всегда мажу герметиком, обычным белым.

поставил одну прокладку потекло, добавил герметика все норм

может плохо зачистил старую прокладку? или выбоена какая на привалочной плоскости. прокладки толстые обычно и хорошо зажимаются…

может быть, запариваться на эту тему не стал, намазал таким же как у тебя герметиком и все ок

Еле заметным слоем намаж, чисто смочить прокладку с двух сторон. Дохера туда не надо

Я обычно вместо герметика использую литол, течи ни разу не было

Ставил без герметика помпу месяц назад — сейчас в этом месте подтекает((( Но может я просто плохо затянул 3 болта крепления, т.к. очень боялся сорвать их. Так что если не много промазать высокотемпературным герметиком думаю хуже не будет!

Ставил с прокладкой и обычным белым герметиком (без фанатизма) что раньше, что сейчас (где-то месяц назад), подтёков не было.
Сначала купил такой же герметик как на фото, но не рискнул его на помпе испробовать, т. к. почитав немного отзывов, где говорят что подделывают его и что он как желе после застывания. Капнул немного на листок бумаги, после застывания (где-то через часов 16), он мне показался через чур мягким. Варианта 2: либо так и должно быть, либо я батву купил)

я бы не применял никакого герметика, он со временем или сразу осыпиться или расплавится под такой температурой после чего забьет тебе половину каналов

вот ты угараешь) прочитай про современные силиконовые или анаэробные герметики и как излишки бесследно растворяются в масле.

анаэробные расстворяются не беследно, отлично забивает маслянные каналы . есть опыт )

Можно ли посадить на герметик помпу?

Какие признаки если не работает помпа?

Признаки неисправности помпы

Сколько можно проехать с неработающей помпой?

Нужно ли наносить герметик на прокладку гбц?

Как часто менять помпу в авто?

Периодичность замены помпы

Большинство автопроизводителей рекомендуют менять водяной насос системы охлаждения не реже, чем каждые 90 тыс. км пробега. Однако эта периодичность не всегда постоянна и зависит от условий эксплуатации и качества самой помпы. Чаще срок эксплуатации помпы превышает эту величину.

Нужно ли смазывать помпу?

Подшипники – одна из важнейших составляющих помпы.

Поэтому их необходимо своевременно смазывать, тем более что делать это можно не снимая насоса, и много смазки они не потребуют.

Какая крыльчатка на помпе лучше?

Какая крыльчатка помпы лучше Большинство современных помп обладают пластмассовой крыльчаткой. Ее преимущества заключаются в меньшей массе по сравнению с металлической, а значит, и меньшей инерцией. Соответственно, двигателю нужно тратить меньше энергии для раскручивания крыльчатки.

Как проверить водяную помпу на автомобиле?

Как проверить работу помпы

После прогрева требуется рукой пережать верхний патрубок, идущий от радиатора. Если помпа исправна, тогда будет ощущаться создаваемое насосом давление охлаждающей жидкости. Это и есть главный ответ на вопрос, как проверить работает помпа или нет без снятия насоса с автомобиля.

Какие признаки если не работает термостат?

Признаки неисправности термостата: Двигатель очень долго прогревается до рабочей температуры, а перегревается, наоборот, очень быстро. Во время движения, температура двигателя опускается ниже обычного, а при остановке начинает повышаться.

Как проверить работу водяного насоса автомобиля?

Прогреть мотор и на работающем двигателе пережать рукой верхний патрубок от радиатора. В патрубке должна ощущаться сильная и ритмичная пульсация охлаждающей жидкости. Если импульсы будут слабые, редкие или вообще отсутствуют – это показание для замены помпы.

Можно ли ехать на авто без помпы?

Нельзя ездить без помпы даже если на улице -40! Т. к температура в камерах сгорания около 1000 градусов или больше.

Можно ли заводить машину без ремня генератора?

Как правило, езда без ремня генератора не грозит никакими негативными последствиями другим узлам и системам двигателя. Единственное, что вы может полностью разрядить аккумуляторную батарею. Также в некоторых случаях, если предусмотрен гидроусилитель, может тяжелее поворачиваться рулевой колесо.

Замена помпы автомобиля ВАЗ 2121 «Нива» своими руками: советы и инструкции

Водяной насос обеспечивает циркуляцию антифриза в системе охлаждения двигателя. Его выход из строя может привести к серьёзным проблемам, вплоть до капитального ремонта двигателя. Избежать проблем поможет своевременное обнаружение неисправности помпы и знание алгоритма её замены.

Назначение помпы

Силовой агрегат любого автомобиля и входящие в него его узлы в процессе работы сильно нагревается. Больше других это касается камеры сгорания, головки блока цилиндров и поршневой группы. Для поддержания рабочей температуры около 90°С конструкцией двигателя предусмотрена система охлаждения. В рамках этой системы помпа (водяной насос) обеспечивает циркуляцию антифриза по охлаждающей рубашке мотора, снижая тем самым его температуру до рабочего уровня.

Устройство помпы

Водяной насос имеет несложное устройство

Если водяной насос выйдет из строя и принудительная циркуляция прекратится, то возникнет перегрев двигателя. Алюминиевые поршни расширятся внутри стальных гильз и на первом этапе сильно поцарапают шлифованные стенки. При худшем раскладе поршни заклинят, отчего согнутся шатуны, а мотор придётся капитально ремонтировать.

Помпа ВАЗ 2121 — это отдельный агрегат, состоящий из корпуса на фланце с установленным внутри валом. На валу находится крыльчатка для перекачивания охлаждающей жидкости (ОЖ) и посадочное крепление для шкива. Вращается вал на двух подшипниках, защищённых изнутри сальником, предотвращающим вытекание ОЖ.

В автомобиле ВАЗ 2121 водяной насос расположен на передней части двигателя над шкивами коленчатого вала и генератора. К блоку цилиндров он прикреплён не напрямую, а через дополнительный корпус. Чаще всего выходит из строя и подлежит замене вал с крыльчаткой, а корпус остаётся на месте.

Система охлаждения двигателя

Вал водяного насоса вращается с помощью ремня генератора

Диагностика неисправностей

Основная причина выхода из строя водяного насоса — сильный износ подшипников. Протечка сальника также является следствием изношенных подшипников. Случаи, когда сальник начинал пропускать ОЖ сам по себе, большая редкость.

Признаки этих неисправностей следующие.

  1. В районе ремённого привода слышится подозрительный шум, интенсивность которого зависит от степени износа подшипников. На ранних стадиях он проявляется в виде гула, а затем переходит в стук и скрежет. Подобные звуки может издавать и вал генератора — поэтому в этом случае требуется дополнительная проверка.
  2. На валу водяного насоса возникает люфт. Определить его можно, покачав вал рукой.

Проверка люфта вала помпы

Люфт вала ощущается при качании шкива рукой

Разломившийся вал помпы

При сильном износе подшипников вал может разломиться на две части

Если вовремя не обнаружить неполадки помпы и наступают последствия, описанные в п. 4, двигатель моментально перегревается, а охлаждающая жидкость быстро уходит из системы. В подобном случае немедленно заглушите мотор.

Диагностировать неисправность водяного насоса довольно просто. Необходимо открыть капот и осмотреть пространство около шкива. Если обнаружатся следы жидкости, нужно убедиться, что это антифриз, а не масло. Затем с целью обнаружения люфта следует покачать шкив помпы рукой. При этом следует учитывать, что люфт может возникнуть и без утечки ОЖ через сальник. С небольшим (1–2 мм) люфтом можно проехать от 1 до 3 тыс. км. После этого необходим ремонт или замена помпы.

Помпа с разбитым корпусом

Крыльчатка разбила стенку корпуса, и антифриз вытек наружу

Видео: диагностика неисправностей и ремонт помпы

Замена водяного насоса

Процесс замены помпы на автомобиле ВАЗ 2121 различных модификаций состоит из следующих этапов.

  1. Приобретение нового насоса.
  2. Подготовка инструментов и рабочего места.
  3. Разборка узла и демонтаж старого насоса.
  4. Установка нового насоса и проверка его работоспособности.

Указанная последовательность работ может изменяться. Если нет полной уверенности в выходе насоса из строя (возможно, тосол течёт из-за износа прокладки), покупать новую помпу следует только после демонтажа и диагностики старой.

Выбор помпы

Кроме штатного изделия от АвтоВАЗа, на автомобиль ВАЗ 2121 устанавливают насосы производства:

  • TZA;
  • Fenox;
  • Hepu;
  • Luzar.

Крыльчатка водяного насоса

Для охлаждения двигателя полноприводного автомобиля крыльчатка нового образца более эффективна

Перечисленные бренды предлагают насосы с пластиковой и чугунной крыльчаткой. Несмотря на предубеждение автолюбителей к пластиковым изделиям, лучше выбрать именно пластик — материал долговечен, лёгок и не поддаётся коррозии. Следует обращать внимание на размеры крыльчатки, чтобы не купить подделку или изделие старого образца, эффективность которых гораздо ниже.

При покупке внимательно изучайте упаковку и товарные знаки, сделанные на элементах агрегата способом литья, тиснения либо лазерной гравировки. На бумажной пломбе, заклеивающей крышку упаковки, должен быть нанесён штрихкод и каталожный номер детали 2123–1307011–75.

Оригинальная помпа ВАЗ 2121

Оригинальную помпу можно отличить по меткам производителя на корпусе

На автомобили ВАЗ 21213—21214 можно установить помпу с каталожным номером 2107–1307011–75 от классических моделей ВАЗ. Однако штатный насос «Нивы» имеет усиленную конструкцию, поэтому прослужит такая помпа заметно меньше, и ставить её можно лишь в крайних случаях.

Если крыльчатка разбила или каким-либо другим образом повредила корпус, его тоже придётся заменить. В продаже имеются как отдельные помпы, так и в комплекте с корпусом. Насосы для карбюраторных и инжекторных вариантов двигателя абсолютно идентичны.

Видео: выбор водяного насоса для ВАЗ 2121

Необходимые инструменты

Если под днищем автомобиля установлена металлическая защита двигателя, перекрывающая доступ к нижнему болту генератора, её придётся снимать. Для этого потребуется смотровая яма или эстакада. В противном случае до болта можно дотянуться и без ямы — благодаря высокому клиренсу автомобиля.

Болт крепления генератора

Для снятия ремня генератора нужно ослабить гайку его крепления

Для замены помпы ВАЗ 2121 потребуется:

  • плоская и крестообразная отвёртки;
  • монтировка с концом в виде лопатки;
  • стандартные наборы накидных ключей и головок с воротком, оснащённым трещоткой;
  • короткий шланг и ёмкость для слива антифриза (таз или пластиковая канистра с отрезанной боковиной);
  • ветошь, перчатки;
  • высокотемпературный герметик;
  • литровая ёмкость с антифризом антифриза.

Инструменты для замены помпы

Для замены помпы потребуется стандартный набор инструментов, защитные перчатки и литровая канистра с антифризом

При сливе антифриза из системы часть жидкости прольётся. Поэтому следует заблаговременно приобрести литровую ёмкость ОЖ для доливки.

Порядок работ

Если доступ к нижнему болту генератора закрыт защитой двигателя, её необходимо снять на эстакаде или смотровой яме. Затем следует ослабить гайку на болте крепления генератора, не откручивая её полностью. Кроме этого, на инжекторной модели ВАЗ 21214 нужно демонтировать воздуховод, соединяющий ресивер с пластиковым коробом воздушного фильтра.

Воздуховод на автомобиле ВАЗ 21214

На инжекторной модели ВАЗ 21214 демонтируется воздуховод, соединяющий ресивер с пластиковым коробом воздушного фильтра

Слив антифриза

Слив охлаждающей жидкости производится в следующем порядке.

    Поместите ёмкость под автомобиль напротив сливной пробки в виде болта, расположенного с левой стороны блока цилиндров рядом с датчиком давления масла.

Расположение сливной пробки на ВАЗ 2121

Для слива тосола из блока цилиндров выкручивается болт-пробка

Верхняя пробка радиатора

Открывается крышка на левой верхней части радиатора, и антифриз потечёт быстрее

Чтобы вытащить помпу, не следует опорожнять всю систему — сливать тосол из блока, расширительного бачка и радиатора, разве что вы планируете заменить жидкость на новую. Важно понизить её уровень в водяной рубашке мотора ниже той высоты, где расположен насос.

Демонтаж помпы

Порядок действий при демонтаже помпы одинаков для всех модификаций «Нивы».

  1. При натянутом ремне ключом на 13 ослабьте три болта крепления шкива помпы.
  2. Ключом на 17 ослабьте гайку на натяжной скобе и подвиньте корпус генератора вправо, в сторону коленвала. Ослабленный ремень привода генератора легко снимется со шкивов.

Гайка для натяжения ремня на ВАЗ 2121

После откручивания фиксирующей гайки ослабленный ремень генератора легко снимается со шкивов

Снятие шкива водяного насоса на ВАЗ 2121

Выкручиваются три болта, и шкив легко снимается

Демонтаж помпы ВАЗ 2121

Для снятия водяного насоса откручиваются четыре гайки крепления

На моделях ВАЗ 2121 с гидроусилителем руля (ГУР) перед генераторным ремнём установлена ещё одна ремённая передача, вращающая вал гидронасоса. Замене помпы этот ремень не мешает, снимать его не нужно.

Ременные передачи насоса ГУР и генератора ВАЗ 21214

Ременная передача гидронасоса не помешает поменять помпу на ВАЗ 21214

Ветошью удалите с двигателя и кузова следы тосола. Коротким ножом или наждачной бумагой зачистите посадочный фланец корпуса.

Установка новой помпы

Новый водяной насос устанавливается в обратном порядке. При этом следует учесть ряд важных моментов.

    На фланцы детали и корпуса перед установкой нанесите высокотемпературный герметик. Помпу вставляйте таким образом, чтобы регулировочная скоба натяжения ремня оказалась справа (по ходу движения).

Расположение помпы на ВАЗ 2121

Помпа устанавливается таким образом, чтобы шпилька для крепления скобы генератора находилась справа (по ходу движения)

Патрубки подогрева коллектора и блока дроссельной заслонки

На карбюраторном двигателе трубка подключена к выпускному коллектору, на инжекторном — к дроссельной заслонке

Одного литра заблаговременно приобретённого антифриза будет достаточно для компенсации потерь при сливе ОЖ. Не забудьте затянуть гайку на нижнем болте генератора и поставить воздуховод на инжекторной версии. Заведите двигатель, прогрейте его до 90°С и дождитесь включения вентилятора охлаждения. Это доказательство отсутствия в системе воздушных пробок.

Видео: замена помпы

Принудительное охлаждение двигателя

Некоторые автовладельцы считают, что постоянный принудительный обдув двигателя ВАЗ 21214 механическим вентилятором лучше справляется с охлаждением, чем электронная система с датчиком температуры. Для этого на помпу устанавливается крыльчатка с шестью лопастями, как на старых моделях ВАЗ.

Механический вентилятор на ВАЗ 21214

Принудительное охлаждение обеспечивает механический вентилятор, прикреплённый к помпе

Монтаж механического вентилятора производится следующим образом.

  1. Отсоедините разъём питания электровентилятора. Ключом на 10 открутите болты и снимите вентилятор с радиатора вместе с диффузором.
  2. Снимите ремень привода генератора и шкив помпы.
  3. Три коротких болта крепления шкива замените на длинные, накрутив проставочные гайки. Этими болтами закрепите крыльчатку вместе со шкивом на валу помпы.

Крепление крыльчатки на помпу ВАЗ 21214

Крыльчатка крепится длинными болтами через проставки в виде гаек или пластин

Подкладочные гайки ставятся для того, чтобы лопасти нового вентилятора не касались шкива ГУР на коленчатом валу. Если толщины гаек недостаточно, можно подложить металлическую пластину или обработать каждую лопасть напильником.

Контакт вентилятора со шкивом коленвала

Если лопасти задевают шкив, их необходимо подрезать

Вентилятор на помпе — не самое лучшее решение, хотя в определённых условиях эксплуатации может оказаться полезным. Причина — нагрузка на подшипники насоса, ведущая к ускоренному износу. В обычном режиме агрегат служит 40—60 тыс. км, а с крыльчаткой данный пробег может существенно сократиться.

Самостоятельная замена помпы на внедорожнике ВАЗ 2121 «Нива» не представляет большой сложности. Так как с неисправной системой охлаждения ездить недопустимо, насос следует менять на ранней стадии износа. Для полноприводного автомобиля это особенно актуально — даже мелкая неполадка может вызвать быстрый рост температуры двигателя.

Замена помпы автомобиля ВАЗ 2121 «Нива» своими руками: советы и инструкции


Водяной насос обеспечивает циркуляцию антифриза в системе охлаждения двигателя. Его выход из строя может привести к серьёзным проблемам, вплоть до капитального ремонта двигателя. Избежать проблем поможет своевременное обнаружение неисправности помпы и знание алгоритма её замены.

Лада 4x3D 1981 — своими руками

Замена помпы автомобиля ВАЗ 2121 «Нива» своими руками: советы и инструкции

Замена помпы автомобиля ВАЗ 2121 «Нива» своими руками: советы и инструкции

Замена помпы автомобиля ВАЗ 2121 «Нива» своими руками: советы и инструкции

Замена помпы автомобиля ВАЗ 2121 «Нива» своими руками: советы и инструкции

Посмотреть больше машин на Дроме

Снятие и установка крышки насоса охлаждающей жидкости Нива 2121-2131

Замена крышки насоса охлаждающей жидкости.

Ремонт системы охлаждения, инструкции по диагностике и устранению неисправностей на ваз 2121, регулировка натяжения ремня помпы. Эксплуатация и обслуживание системы впрыска топлива, зажигания, выпуска отработавших газов нива 2121. Инжекторный и карбюраторный двигатель. Нива 2131 система питания устройство.

  • Сливаем охлаждающую жидкость (см. Замена охлаждающей жидкости).
  • Работу по демонтажу крышки сложнее провести на карбюраторном двигателе ваз 2121, поэтому все операции показаны на нем.
  • Снимаем кожух вентилятора (см. Снятие кожуха вентилятора карбюраторного двигателя).
  • Снимаем ремень привода насоса охлаждающей жидкости (см. Регулировка натяжения и замена ремня привода насоса охлаждающей жидкости).

Головкой «на 13» отворачиваем три болта крепления крыльчатки нива 2131 и шкива насоса охлаждающей жидкости.

  • …и шкив.
  • Отсоединяем крепление генератора нива 2121 к натяжной планке (см. Регулировка натяжения и замена ремня привода насоса ваз 2131 охлаждающей жидкости).

Накидной головкой «на 17» отворачиваем гайку крепления натяжной планки к крышке насоса.

Извлекаем натяжную планку.

«на 13» отворачиваем четыре гайки крепления кронштейна.

…и крышку насоса охлаждающей жидкости ваз 2131.

  • Стык крышки и корпуса насоса охлаждающей жидкости уплотнен прокладкой.
  • Корпус насоса ваз 2121 охлаждающей жидкости снимаем при ремонте двигателя (см. Разборка и сборка двигателя).
  • Монтаж крышки насоса охлаждающей жидкости производим в обратном порядке.
  • При этом для облегчения установки шкива нива 2121, крыльчатки и шайбы…

…вворачиваем в ступицу шкива шпильку М8 длиной около 40 мм.

  • Надеваем на шпильку и выступ ступицы шкива все детали,…
  • …наживляем два болта и заменяем шпильку болтом.

Для чего нужна помпа в автомобиле

Система охлаждения любой машины состоит из ряда элементов и охлаждающей жидкости. Одной из основных деталей является водяной насос, называемый помпой. Элемент предназначен для циркуляции жидкости по системе, в результате чего отводится тепло от головки блока цилиндров и самого блока цилиндров. Больше никаких функций на помпу не возлагается, но от неё напрямую зависит работоспособность мотора. В случае выхода из строя водяного насоса будет наблюдаться быстрый перегрев силового агрегата.

Наиболее распространены помпы центробежного типа, что обусловлено конструктивными особенностями. В движение деталь приводится от коленчатого вала двигателя посредством ремня. По системе охлаждения жидкость циркулирует за счёт крыльчатки, которая располагается в крышке насоса.

Основная часть помпы расположена с внешней стороны двигателя, а крыльчатка находится внутри системы. Работа насоса довольно проста: с помощью ремня деталь от коленвала получает вращение, приводя в движение зубчатое колесо либо шкив, жёстко закреплённый на оси. С противоположной стороны оси устанавливается крыльчатка, которая тоже начинает вращаться. Она находится в постоянном контакте с охлаждающей жидкостью. При работающем двигателе создаётся центробежная сила, которая заставляет двигаться жидкость по системе.

Помпа для автомобиля

Помпа для автомобиля необходима для циркуляции охлаждающей жидкости по системе охлаждения мотора и предотвращения его быстрого перегрева

Порядок выполнения работы следующий:

  • Сначала необходимо слить охлаждающую жидкость из системы автомобиля ВАЗ 2121
  • Затем откручиваем патрубки, которые идут до помпы, используя необходимую отвертку
  • После этого ключом на 10, в данном случае удобнее головкой открутить трубку с левой стороны, как это наглядно показано на фотографии ниже, отвернув две гайки сверху и снизу:

И теперь отводим трубку в сторону, приложив необходимое усилие:

Теперь можно приступать к откручиванию болтов крепления, сначала желательно отвернуть их используя вороток, так как они могут быть завинчены довольно сильно. А после этого можно накинуть трещотку, чтобы все выполнить намного быстрее и удобнее. Сначала отвернуть верхний болт:

А затем два нижних, так же используя удлинитель и трещоточную рукоятку:

И теперь можно спокойно без всяких препятствий и сложностей вынимать помпы Нивы, немного потянув ее на себя и пошатывая со сторону в сторону, если она плотно сидит на герметике, как это было в моем случае:

Производим замену помпы на Ниве в обратной последовательности. Цена водяного насоса в магазинах страны составляет примерно 700 рублей.

Источники

Диагностика неисправностей

Основная причина выхода из строя водяного насоса — сильный износ подшипников. Протечка сальника также является следствием изношенных подшипников. Случаи, когда сальник начинал пропускать ОЖ сам по себе, большая редкость.

Признаки этих неисправностей следующие.

  • В районе ремённого привода слышится подозрительный шум, интенсивность которого зависит от степени износа подшипников. На ранних стадиях он проявляется в виде гула, а затем переходит в стук и скрежет. Подобные звуки может издавать и вал генератора — поэтому в этом случае требуется дополнительная проверка.
  • На валу водяного насоса возникает люфт. Определить его можно, покачав вал рукой.

Проверка люфта вала помпы

Люфт вала ощущается при качании шкива рукой

Разломившийся вал помпы

При сильном износе подшипников вал может разломиться на две части

Если вовремя не обнаружить неполадки помпы и наступают последствия, описанные в п. 4, двигатель моментально перегревается, а охлаждающая жидкость быстро уходит из системы. В подобном случае немедленно заглушите мотор.

Диагностировать неисправность водяного насоса довольно просто. Необходимо открыть капот и осмотреть пространство около шкива. Если обнаружатся следы жидкости, нужно убедиться, что это антифриз, а не масло. Затем с целью обнаружения люфта следует покачать шкив помпы рукой. При этом следует учитывать, что люфт может возникнуть и без утечки ОЖ через сальник. С небольшим (1–2 мм) люфтом можно проехать от 1 до 3 тыс. км. После этого необходим ремонт или замена помпы.

Помпа с разбитым корпусом

Крыльчатка разбила стенку корпуса, и антифриз вытек наружу

Видео: диагностика неисправностей и ремонт помпы

Принудительное охлаждение двигателя

Некоторые автовладельцы считают, что постоянный принудительный обдув двигателя ВАЗ 21214 механическим вентилятором лучше справляется с охлаждением, чем электронная система с датчиком температуры. Для этого на помпу устанавливается крыльчатка с шестью лопастями, как на старых моделях ВАЗ.

Механический вентилятор на ВАЗ 21214

Принудительное охлаждение обеспечивает механический вентилятор, прикреплённый к помпе

Монтаж механического вентилятора производится следующим образом.

  • Отсоедините разъём питания электровентилятора. Ключом на 10 открутите болты и снимите вентилятор с радиатора вместе с диффузором.
  • Снимите ремень привода генератора и шкив помпы.
  • Три коротких болта крепления шкива замените на длинные, накрутив проставочные гайки. Этими болтами закрепите крыльчатку вместе со шкивом на валу помпы.

Крепление крыльчатки на помпу ВАЗ 21214

Крыльчатка крепится длинными болтами через проставки в виде гаек или пластин

Подкладочные гайки ставятся для того, чтобы лопасти нового вентилятора не касались шкива ГУР на коленчатом валу. Если толщины гаек недостаточно, можно подложить металлическую пластину или обработать каждую лопасть напильником.

Контакт вентилятора со шкивом коленвала

Если лопасти задевают шкив, их необходимо подрезать

Вентилятор на помпе — не самое лучшее решение, хотя в определённых условиях эксплуатации может оказаться полезным. Причина — нагрузка на подшипники насоса, ведущая к ускоренному износу. В обычном режиме агрегат служит 40—60 тыс. км, а с крыльчаткой данный пробег может существенно сократиться.

Самостоятельная замена помпы на внедорожнике ВАЗ 2121 «Нива» не представляет большой сложности. Так как с неисправной системой охлаждения ездить недопустимо, насос следует менять на ранней стадии износа. Для полноприводного автомобиля это особенно актуально — даже мелкая неполадка может вызвать быстрый рост температуры двигателя.

  • Распечатать

Обслуживание и Ремонт →

Какие помпы устанавливаются на карбюраторные и инжекторные «Нивы»

Хотя старые добрые «Нивы» во многом сходны с новыми инжекторными автомобилями, но отличия есть, в том числе и в водяных насосах. Деталь выпускается для разных модификаций рассматриваемого авто. Например, насос 21230–1307011–82 может быть установлен на все «Нивы», но в некоторых случаях может использоваться запчасть на 2107, которая отличается крыльчаткой большей ширины.

Покупая помпу нужно быть внимательным и следить, чтобы корпус подошёл к крыльчатке. В противном случае возникнут сложности при монтаже. Чтобы избежать ошибок, можно приобрести насос в сборе, т. е. крышку и корпус.

  • стандартный насос с крыльчаткой из пластика, у которой лопасти расположены ниже и имеют удлинённую форму;
  • помпа нового образца, оснащённая также пластиковой крыльчаткой с более длинными лопастями;
  • водяной насос HEPU, который имеет чугунную крыльчатку.

Наиболее надёжным считается последний вариант, поскольку крыльчатка, изготовленная из пластика, попросту оплавляется и деформируется при высоких температурных показателях, в результате чего элемент может сорваться с оси, а насос заклинит. Плюсом запчастей с пластиковой крыльчаткой является приемлемая цена и доступность в продаже.

Помпа HEPU

Помпа HEPU считается наиболее надежным вариантом для автомобилей «Нива», поскольку крыльчатка выполнена из чугуна

Когда и как нужно менять помпу на ВАЗ 2121 «Нива»

Для циркуляции жидкости в системе охлаждения используется помпа. Несмотря на высокую надёжность узла, деталь может выйти из строя. Водяной насос ремонту не подлежит и меняется в сборе. Для этого необязательно быть автомехаником и иметь большой набор инструментов.

Для чего нужна помпа в автомобиле

Система охлаждения любой машины состоит из ряда элементов и охлаждающей жидкости. Одной из основных деталей является водяной насос, называемый помпой. Элемент предназначен для циркуляции жидкости по системе, в результате чего отводится тепло от головки блока цилиндров и самого блока цилиндров. Больше никаких функций на помпу не возлагается, но от неё напрямую зависит работоспособность мотора. В случае выхода из строя водяного насоса будет наблюдаться быстрый перегрев силового агрегата.

Наиболее распространены помпы центробежного типа, что обусловлено конструктивными особенностями. В движение деталь приводится от коленчатого вала двигателя посредством ремня. По системе охлаждения жидкость циркулирует за счёт крыльчатки, которая располагается в крышке насоса.

Основная часть помпы расположена с внешней стороны двигателя, а крыльчатка находится внутри системы. Работа насоса довольно проста: с помощью ремня деталь от коленвала получает вращение, приводя в движение зубчатое колесо либо шкив, жёстко закреплённый на оси. С противоположной стороны оси устанавливается крыльчатка, которая тоже начинает вращаться. Она находится в постоянном контакте с охлаждающей жидкостью. При работающем двигателе создаётся центробежная сила, которая заставляет двигаться жидкость по системе.

Помпа для автомобиля

Помпа для автомобиля необходима для циркуляции охлаждающей жидкости по системе охлаждения мотора и предотвращения его быстрого перегрева

Когда необходима замена помпы

Несмотря на простоту конструкции водяного насоса и высокую надёжность, узел находится постоянно в работе и с ним могут возникнуть неисправности, о которых лучше знать заранее. Слабыми местами в рассматриваемом элементе являются сальник и подшипник. При износе подшипника появляется люфт, шум, что выводит сальник из строя.

Существует ряд признаков, которые свидетельствуют об износе помпы и необходимости её замены:

  • охлаждающая жидкость подтекает в области водяного насоса;
  • при работе силового агрегата появляется посторонний шум;
  • при работающем моторе визуально наблюдается люфт.

Перечисленные признаки указывают на износ подшипника и сальника. Есть и другие менее распространённые причины выхода из строя водяного насоса. К таковым можно отнести: повреждение крыльчатки, появление трещин на корпусе детали, износ шкива либо зубчатого колеса.

Стоит отметить, что помпа не подлежит ремонту, а меняется в сборе, поскольку конструкция является неразборной: все её элементы запрессовываются в корпус. В обязательном порядке при замене водяного насоса меняется и прокладка.

Замена помпы

Основными причинами замены помпы являются течь, шум подшипника и люфт

Замена помпы на «Ниве»

На автомобиле ВАЗ 2121 насос охлаждающей жидкости расположен в передней части блока цилиндров с правой стороны и его демонтаж не вызывает каких-либо сложностей даже у новичков.

Расположение помпы на «Ниве»

Помпа на «Ниве» располагается в передней части двигателя с правой стороны

Инструменты для замены

Чтобы произвести замену помпы, понадобится следующий перечень инструментов:

  • головка и ключ-трещотка либо накидной ключ на 13;
  • головка на 17;
  • трубка для слива жидкости подходящего диаметра.

В процессе демонтажа может потребоваться другой инструмент, например, молоток, отвёртка, что зависит от сложившейся ситуации.

Инструменты для демонтажа помпы

Для демонтажа помпы потребуется перечень инструментов, который будет зависеть от того, снимается только помпа или насос вместе с корпусом

Слив охлаждающей жидкости и замена насоса

Прежде чем приступить к работе потребуется слить жидкость (воду, тосол) с системы охлаждения двигателя. Для этого нужно подставить подходящую ёмкость с левой стороны двигателя и, отвернув ключом болт на 13 приложить трубку к сливному отверстию и снять пробку с горловины радиатора. Далее можно приступать непосредственно к демонтажу помпы.

    С помощью ключа или головки на 13 откручиваем три болта вентилятора. Они же являются креплением шкива насоса.

Демонтаж вентилятора

Чтобы снять вентилятор, потребуется головкой на 13 открутить три болта крепления крыльчатки и шкива насоса охлаждающей жидкости

Натяжная планка генератора

Для доступа к помпе необходимо снять натяжную планку генератора при помощи головки на 17

Отворачиваем крепеж помпы

С помощью головки на 13 необходимо отвернуть четыре гайки крепления помпы

Извлечение насоса

После откручивания гаек вынимаем помпу из корпуса, не забывая снять прокладку

Бывают ситуации, когда помпу приходится менять вместе с корпусом. В этом случае потребуется открутить две гайки на 10 крепления трубки подвода жидкости к помпе накидным ключом либо трещоткой.

Поврежденный корпус помпы

В некоторых случаях приходится производить замену помпы вместе с корпусом, что связано с невозможностью её ремонта

После чего трубка аккуратно отводится назад. Далее, отворачиваются три болта на 13: один сверху и два снизу. Крестообразной отвёрткой ослабляется хомут патрубка, идущий от термостата к помпе, после чего он сдёргивается. Далее, насос вместе с корпусом демонтируется с двигателя.

После замены детали не забываем залить жидкость в систему охлаждения до необходимого уровня. В систему охлаждения автомобиля «Нива» совместно с системой отопления салона заливается 10,7 л. охлаждающей жидкости.

Видео: замена помпы на «Ниве»

Замена помпы на «Ниве» 21213 своими руками

Каких-либо принципиальных отличий в замене насоса охлаждающей жидкости на ВАЗ 21213 по сравнению с ВАЗ 2121 нет. Разница заключается в том, что на более современных автомобилях вентилятор закрывается специальным защитным кожухом. Для его демонтажа понадобится накидной ключ и головка на 10. Ключом отворачиваются две гайки, которые соединяют части кожуха, после чего нижний кожух снимается. Верхняя часть кожуха крепится болтом под головку на 10.

Установка производится в обратной последовательности. Единственное на что следует обратить внимание, так это на верхний кожух, на котором есть паз: его необходимо надеть на выступ кронштейна. На современных «Нивах», а именно на ВАЗ 21214, принудительный вентилятор охлаждения отсутствует: его сменили электровентиляторы, расположенные спереди радиатора охлаждения и управляемые посредством реле. Замена помпы производится аналогичным образом.

Демотнаж кожуха вентилятора

На ВАЗ 21213 для снятие вентилятора потребуется демонтировать кожух вентилятора

Какие помпы устанавливаются на карбюраторные и инжекторные «Нивы»

Хотя старые добрые «Нивы» во многом сходны с новыми инжекторными автомобилями, но отличия есть, в том числе и в водяных насосах. Деталь выпускается для разных модификаций рассматриваемого авто. Например, насос 21230–1307011–82 может быть установлен на все «Нивы», но в некоторых случаях может использоваться запчасть на 2107, которая отличается крыльчаткой большей ширины.

Покупая помпу нужно быть внимательным и следить, чтобы корпус подошёл к крыльчатке. В противном случае возникнут сложности при монтаже. Чтобы избежать ошибок, можно приобрести насос в сборе, т. е. крышку и корпус.

  • стандартный насос с крыльчаткой из пластика, у которой лопасти расположены ниже и имеют удлинённую форму;
  • помпа нового образца, оснащённая также пластиковой крыльчаткой с более длинными лопастями;
  • водяной насос HEPU, который имеет чугунную крыльчатку.

Наиболее надёжным считается последний вариант, поскольку крыльчатка, изготовленная из пластика, попросту оплавляется и деформируется при высоких температурных показателях, в результате чего элемент может сорваться с оси, а насос заклинит. Плюсом запчастей с пластиковой крыльчаткой является приемлемая цена и доступность в продаже.

Помпа HEPU

Помпа HEPU считается наиболее надежным вариантом для автомобилей «Нива», поскольку крыльчатка выполнена из чугуна

Как поставить вентилятор на помпу ВАЗ 21214

Некоторые владельцы ВАЗ 21214 сталкиваются с ситуацией, когда штатные электрические вентиляторы системы охлаждения радиатора не справляются со своей задачей. Обычно проблема проявляется в летний период в городских пробках. В этом случае приходится задумываться об установке вентилятора на помпу, как на ВАЗ 2121, но при этом просто взять и поставить не получится. Дело в том, что пропеллер задевает шкив гидроусилителя руля. Проблема решается путём установки проставки в виде шайб между вентилятором и шкивом помпы.

Проставка под вентилятор

Чтобы лопасти вентилятора не цеплялись за гидроусилитель, их можно немного сточить либо установить проставки в виде шайб

Некоторые автомобилисты прибегают к более кардинальным мерам, стачивая край лопасти пропеллера на 2–3 мм при помощи напильника.

Подгонка лопастей вентилятора

Для установки вентилятора на помпу Ваз 21214 необходимо немного сточить лопасти, чтобы они не цеплялись за гидроусилитель

В результате описанных доработок двигатель прогревается практически так же, как и с электрическими вентиляторами, но при достижении температуры в +80˚С, дальше она поднимается очень медленно.

Вентилятор на ВАЗ 21214

После некоторых доработок вентилятор принудительного охлаждения радиатора занимает свое место и его работа не вызывает нареканий

Произвести замену водяного насоса сможет даже начинающий автолюбитель. Главное, не торопиться и выполнить процесс в описанной последовательности, не забывая заменить прокладку и залить по окончании работ охлаждающую жидкость до требуемого уровня.

Читайте также: