Приспособа для регулировки клапанов ваз

Обновлено: 13.05.2024

Регулировка клапанов ВАЗ: схема, порядок ремонта своими руками

Хай пипл. В этой статье рассмотрим как делать регулировку клапанов на классике. Владельцам отечественных автомашин семейства ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107 приходится сталкиваться с такой работой двигателя, когда слышно, как стучат клапана. В этом случае надо найти причину, почему стучат и отрегулировать. Также надо их настраивать, были различные работы по ремонту ДВС, например, замена клапана, поршня, прокладки и т.д.

Регулировка клапанов

При появлении стуков и нестабильной работы, повышенной вибрации следует обратить внимание на клапана.

Если фазы газораспределения газораспределительного механизма нарушены, срабатывают не точно, то есть не поступает полного объема газа в рабочую область цилиндров, не происходит полного сгорания топливно-воздушной смеси в рабочей камере, и не продуваются цилиндры. Это все сопровождается появлением ударной нагрузки кулачков распределительного вала на приводной рычаг и стержень вала. Также увеличивается расход топлива и моторного масла. Что будет, если ездить с не отрегулированными клапанами? Ответ: быстрый износ деталей двигателя, увеличение стоимости и времени ремонта.

регулировка клапанов на классике

Наибольшую опасность для мотора автомобиля является зазор меньше допустимого. Слишком маленький зазор между рычагом привода и кулачком распредвала препятствует шляпке клапана плотно сесть в свое посадочное место на головки блока цилиндров. Через не севший клапан из камеры сгорания выбиваются газы сгоревшей топливно-воздушной смеси. Из-за этого шляпка выпускного клапана по периметру начинает сгорать.

Резиновые маслоотражатели, они же маслаки, из-за сгоревшей шляпки клапана также сгорают, что ведет к увеличению расхода моторного масла. Если износ деталей мотора большой, то, возможно, лучше и легче будет сделать свап двигателя своими руками или же в СТО.

Даже, если в вашем двигателе не ременная передача, а цепная, то в случае, если не поменять цепь до истечения ее ресурса, то клапана погнутся о поршне, как, например, в двигателе sr20det производства Nissan.

Инструменты для настройки клапанов

Для качественного проведения ремонтных работ должны быть соответствующие инструменты. Чтобы отрегулировать клапанные механизмы, понадобятся следующие инструменты:

  • Набор ключей (торцевые и рожковые). Ключи на 13 мм и 17 мм обязательно.
  • Щуп для определения зазора.
  • Отвертки.
  • Фломастер.
  • Тряпки.

Щуп для определения зазора для классических автомобилей ВАЗ должен быть толщиной 0,15 мм.

Порядок регулировки клапанов ВАЗ 2101-2107

Сначала подготавливаем автомобиль:

  • подождать пока двигатель остынет, если он работал;
  • поставить машину на ровное место;
Порядок регулировки клапанов:
    1. Снять крышку воздушного фильтра и сам фильтр.
    2. Отсоединить трубки крепления фильтра и демонтировать крепление.
    3. Снимаем тросик управления воздушной заслонки (подсос).
    4. Снять тягу дроссельной заслонки.
    5. Выкручиваем гайки крепления клапанной крышки и снимаем ее.
    6. Перед регулировкой клапанов, сразу проверяем как натянута цепь. Если натяжка не нормальная, придется проводить работы заново.
    7. Снимаем крышку трамблера (распределителя).регулировка клапанов ваз
    8. Устанавливаем в 4-м цилиндре поршень в верхнюю мертвую точку (ВМТ). ВМТ устанавливаются с помощью меток на шкиве коленвала ДВС и крышке привода распределительного вала, также метки нанесены на шестерни распредвала и крышки распредвала.как отрегулировать клапаны 2107
      Метку выставляют специальным ключом для болта шкива коленвала ДВС. как выставить метки вмт
      Если нет ключа, можно выставить 4-й поршень в ВМТ вращая одно из задних колес. Поднять одну сторону домкратом, рычаг переключения скоростей поставить на 4-ю передачу, чтобы было легче крутить и медленно крутить колесо. При выставлении меток без ключа, потребуется помощник, который будет смотреть на метки.
    9. Когда метки на распредвале и на крышке распредвала совместились, проверяем, чтобы метки на коленвале также совпали. Также можно проверить, совпали ли метки на бегунке трамблера. Контактный вывод должен быть направлен на вывод провода высокого напряжения четвертого цилиндра. Как определять, раннее или позднее зажигание, мы уже разбирала в другой статье. регулировка клапанов ваз своими руками
    10. После совпадения меток приступаем к настройке зазоров клапанов.
      Правильный порядок регулировки клапанного механизма ВАЗ «Классика» 2101-2107.
      Угол проворота коленчатого валаРегулируемые клапана
      08 и 6
      1804 и 7
      3601 и 3
      5405 и 2

    Видео

    В этом видео показана регулировка клапанов на ВАЗ 2106.

    Видео про регулировку теплового зазора для машин ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107.

    Взял попользоваться инструмент для регулировки клапанов при помощи индикатора часового типа. Так как классическим щупом с толщиной 0,15 выставить зазор точно большая сложность при любом раскладе у одного клапана будет чуть больше зазор у другого чуть меньше. А при помощи индикатора часового типа можно выставить точный зазор во всех клапанах.

    И видео от Наиля Порошина как пользоваться данным приспособлением. Пока его не посмотрел, слегка не догонял как регулировать хоть и читал инструкцию. А после просмотра оказалось все легко и просто.

    Ну и немного фотографий о состоянии кастрюли и что творится под клапанной крышкой

    Как видно под клапанной крышкой нет такого гуталина как бывает если льют плохое масло. В данный момент еще залито с декабря 2014 года Хадо 5w40 полусинтетика, с пробегом машины на этом масле около 7к км.

    После того как все собрал и завел оказалось все таки один клапан немного зажал и слышно цоканье. И зажатие клапанов сказывалось на холостом ходу при перегреве 90 градусов холосты начинали падать/
    10.05.2015

    Лада 2103 1979, двигатель бензиновый 1.3 л., 64 л. с., задний привод, механическая коробка передач — плановое ТО

    Машины в продаже


    Лада 2103, 1982


    Лада 2103, 1982


    Лада 2103, 1982


    Лада 2103, 1981

    Комментарии 10

    Регулирую и рейкой и щупом…очень не маловажный и хитрый момент это состояние шпилек, которыми пастель крепится (при нагреве очень часто пастель перекашивает), состояние пружин РАКЕРОВ(часто очень растянуты и ракер прыгает на яблочке.Еще одна деталь…при регулировке индикатором часовым как Вы определяете ТЕМПЕРАТУРУ?ЭТо температура ДВС(в отливе головки есть специальная масляная ванночка с левой стороны-для термометра)…

    Пирометром, температуру замерял.

    Регулирую и рейкой и щупом…очень не маловажный и хитрый момент это состояние шпилек, которыми пастель крепится (при нагреве очень часто пастель перекашивает), состояние пружин РАКЕРОВ(часто очень растянуты и ракер прыгает на яблочке.Еще одна деталь…при регулировке индикатором часовым как Вы определяете ТЕМПЕРАТУРУ?ЭТо температура ДВС(в отливе головки есть специальная масляная ванночка с левой стороны-для термометра)…

    эта ванночка напротив 2 рокера находится?

    Там у Наиля есть один момент, который я считаю в корне не правильным…
    А именно…
    Он со в сей дури давит на ключ, когда проверяет ход рокера, после регулировки…
    Почему.
    Ну давайте вместе разбираться…
    РВ не находится в жестком контакте с постелью…
    Там есть определенный зазор…
    На этой новой паре, если правильно подобрана, он минимальный, но обязательно есть…
    На поездившей он уже довольно приличный…
    Что там говорит "мурзилка".
    Нормальным, можно считать, если память не изменяет, зазор где то около 2-х соток…
    На "уставшем" будет еще больше…
    И что будет, когда мы со всей дури надавим.
    РВ просто поднимется, до верхней части соответствующей обоймы постели…
    Установив в этом положении зазор, при запуске, когда в зазоре начнет работать масляный клин, мы неизбежно получим уход параметра, в сторону зажатия клапана…
    И чем больше зазор между РВ и постелью, тем зажатие будет сильнее…
    А ведь еще от нагрузки и сама планка "гуляет"…
    Кажется, вот толстая пластина, хорошо прикрученная к постели…
    А попробуйте несильно на неё надавить, там где индикатор стоит…
    Стрелка гуляет довольно прилично…
    Поэтому, в старых инструкциях говорилось, что давить нужно, не сильно, двумя большими пальцами рук…
    На одном из вариантов этого набора, советского производства, то же под часовой индикатор, но только с планкой на два клапана, шла специальная металлическая вилочка из металла где то толщиной 2 мм и общей длинной мм 70…
    Она просто физически не позволяла продавливать РВ в постели и вносить какие то деформационные последствия в регулировку…

    я опытном путем пришел к тому что регулирую по щупу а дальше контролирую по индикатору затяжку гаек чтоб зазор не ушел)

    Та можно и так…
    Только щуп хорошо, когда температура 20 и когда РВ без малейшего признака износа…
    Вот у меня сейчас, нужно менять РВ…
    Одни "кулибины" постарались клапана зажать…
    Пришлось плюнуть и лезть самому…
    Выработка…
    Судя по всему, что щуп не влазит вообще, или с боооольшим трудом, а индикатор норм показывает…
    А еще хорошо по индикатору проверить и выработать у себя навык, что такое "лёгкое защемление" щупа, которое указывают в инструкциях…
    И по факту оказывается, не такое уж оно и "лёгкое"…
    И кстати…
    Ты впускной и выпускной одинаково регулируешь?

    Регулировка клапанов ваз 2106, 2107, нива

    На автомобилях семейства ВАЗ классика: 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107, 2121, 2123, 2131, 21053, 21213, 21214 установлен четырехтактный двигатель.

    ваз 2106

    Карбюратор на двигателях автомобилей Жигули устанавливался до 2000 года и впоследствии, после не сложной модернизации на автомобилях 2105 и 2107 применили инжектор. Это рядный двигатель с вертикально расположенными цилиндрами в блоке. Каналы системы охлаждения в блоке цилиндров сделаны по всей высоте цилиндров, эффективно охлаждая поршневую группу, кольца поршней от «залегания», а также предотвращая деформацию блока цилиндров от локального нагрева.

    Коленчатый вал расположен в нижней части блока цилиндров на пяти опорах коренных скользящих подшипниках. В качестве уплотнителей, препятствующих утечки масла, применяются сальники, изготовленные из маслостойкой резины.

    Важным узлом двигателя является головка цилиндров. Представляет собой сложный литой из алюминиевого сплава блок и запрессованных в него седел клапанов и направляющих втулок. В головке блока цилиндров предусматривается рубашка охлаждения и масляные каналы для подвода смазки под давлением подшипников распределительного вала и рокеров, приводящих в движение клапаны.

    гбц классика

    На клапанах устанавливаются маслосъемные колпачки, препятствующие попадание масла в камеру сгорания. Всего используются 8 клапанов.

    Распределительный вал устанавливается на головке цилиндров и приводится во вращение от коленчатого вала двухрядной цепью. Устройство натяжения цепи полуавтоматического типа, работающего от воздействия пружины. Имеется возможность установки устройства для автоматического натяжения цепи, шток которого регулирует свое положение от подводящего под давлением масла.

    В отличие от двигателя УМЗ, установленного на автомобилях Газель, Волга, УАЗ, передача движения к клапанам от распределительного вала осуществляется через рычаги (рокеры), без применения штанг и коромысел. Система применения рокеров с верхним положением распределительного вала обеспечивает стабильную работу клапанов на холостом ходу и при высоких скоростях вращения коленчатого вала, снижая звенящий шум их работы.

    Регулировка клапанов ВАЗ 2106, 2107 и т.д. согласно инструкции по техническому обслуживанию выполняется каждые 10000 км пробега и благодаря простой и компактной компоновке двигателя сложности в процедуре отсутствуют.

    Начало работы и разборка

    Перед началом работ, связанных с регулировкой тепловых зазоров клапанов необходимо подготовить двигатель, инструмент и сопутствующие материалы.

    Автомобиль зафиксировать ручным тормозом и коробку передач перевести в нейтральное положение. В целях безопасности и исключения самостоятельного движения дополнительно под колеса установить башмаки. Открыть капот и проверить температуру двигателя, которая для проведения процесса регулировки клапанов должна быть приблизительно 20 градусов.

    В качестве исключения, существует поправочная таблица зазоров клапанов в зависимости от температуры двигателя, но учитывая не предсказуемые деформации структуры металлов, мы рекомендуем производить регулирование с температурой, указанной в инструкции завода изготовителя. Именно при температуре 20 градусов, структура металла имеет стабильное состояние, без заметных тепловых линейных расширений или сжатий (отрицательные температуры).

    Перед разборкой деталей и узлов для обеспечения доступа к операции регулирования клапанов обесточить бортовую электрическую сеть машины, отключив минусовую клемму аккумулятора.

    Дальнейшие операции подготовки газораспределительного механизма карбюраторного двигателя отличаются от инжекторного.

    На карбюраторном двигателе:

    • Отстегнуть фиксирующие пружинные защелки крышки корпуса воздушного фильтра или открутить гайку («барашек»);

    крышка корпуса воздушного фильтра

    • Снять крышку и убрать в сторону элемент воздушного фильтра;

    воздушный фильтр классика

    • Головкой на «8» или рожковым ключом открутить четыре гайки, удерживающие корпус воздушного фильтра на верхней части карбюратора и убрать его в сторону, отделив от патрубка вентиляции картерных газов;

    корпус воздушного фильтра

    • Снять трос привода воздушной заслонки карбюратора, открутив частично полухомут, удерживающий оболочку троса и фиксатор стержня троса;

    снятие тросика с карбюратора

    • Шлицевой отверткой отстегнуть пластмассовые наконечники привода педали акселератора на карбюраторе и удалив стопорное кольцо с оси привода, установленного на клапанной крышке, снять тягу.

    На инжекторном двигателе:

    • Снять ограничитель (в виде скобы) самопроизвольного сброса троса с канавки тяги дроссельной заслонки.
    • Повернув против часовой стрелки тягу дроссельной заслонки вытянуть наконечник троса в сторону;
    • Вывернуть головкой на «10» два болта, удерживающих кронштейн узла троса акселератора;
    • При наличии адсорбера вынуть разъем на клапане продувки;
    • Расслабить хомуты на патрубках воздуховода и патрубка вентиляции газов, открутить головкой «10» болт крепления пластмассовой втулки патрубков на клапанной крышке и снять их;

    Головкой на «10» открутить восемь болтов крепления клапанной крышки и снять ее с головки блока. Осмотреть детали газораспределительного механизма на предмет поломок, состояния пружин.

    Процесс регулировки клапанов

    Порядок регулирования тепловых зазоров клапанов одинаковый для карбюраторного и инжекторного двигателя. Отличие только в величине теплового зазора клапанов. На карбюраторном двигателе устанавливаются зазоры на всех клапанах при холодном двигателе 0,15 мм, на инжекторном 0,20 мм. Регулировка начинается с установки меток на коленчатом и распределительном валах.

    Поворачивая специальным ключом на «38» за гайку, крепящую шкив ременной передачи (задающий диск на инжекторном двигателе) совмещаем метку в виде риски на шкиве с выступом на передней крышке, при этом на звездочке распредвала метка должна совпасть.

    метка на шкиву

    метка на распредвале классика

    • щуп вставляется между кулачком распредвала и рабочей поверхностью рычага клапана;
    • расслабляется ключом 17 контргайка для свободного перемещения регулировочного болта;
    • вращая регулировочный болт ключом 13 добиваются величины зазора, при котором щуп будет перемещаться с небольшим усилием;
    • придерживая ключом 13 от поворота регулировочного болта, затягивается контргайка.

    процесс регулировки клапанов классика

    Необходимо иметь ввиду, что при затягивании контргайки, полученный зазор может «увести» в большую или меньшую сторону, поэтому важно проверить повторно тепловой зазор после фиксирования регулировочного болта.

    Следующая пара клапанов регулируется при повороте коленчатого вала на 180 0 , при этом звездочка распредвала повернется на 90 0 . Метка на звездочке будет расположена на срезе соединения нижней и верхней постели распредвала.

    В этом положении регулируются четвертый и седьмой клапаны.

    Установив коленчатый вал на 360 градусов регулируются первый и третий клапаны. И в положении вала, установленного на 540 градусов, регулировке подлежат пятый и второй.

    Таблица порядка регулировки:

    порядок регулировки клапанов

    На карбюраторном двигателе для более точного определения положения распредвала возможно использование трамблера, бегунок которого направлен на гнездо высоковольтного провода соответствующего цилиндра. Если крышка трамблера снята, то ориентировкой могут служить четыре винта на корпусе, совпадающие с гнездами высоковольтных проводов.

    Можно также, использовать трамблер при снятой крышке: к низковольтной цепи подключить контрольную лампочку и при включенном зажигании поворачивать коленчатый вал. Момент включения лампочки свидетельствует о точном положении распредвала, при котором регулируется соответствующая пара клапанов.

    Методика в два приема

    Существует упрощенная методика регулирования клапанов в два приема.

    Методика регулирования за два оборота позволяет сократить время на обслуживание газораспределительного механизма, а также удобна новичкам, своими руками выполнять эту процедуру.

    На автомобиле Шевроле Нива и ряде автомобилей Нива регулирование тепловых зазоров клапанов выполняется автоматически гидрокомпенсаторами.

    Инструменты для регулировки

    Процедура регулировки начинается с разборки клапанной крышки и элементов деталей, препятствующих к доступу к ней.

    Необходимый инструмент для подготовки газораспределительного механизма к регулировке:

    • ключ трещетка 1/2 дюйм с удлинителем и головкой на «10» и «8»;
    • отвертка универсальная;
    • плоскогубцы.

    Для регулировки тепловых зазоров клапанов необходим следующий инструмент:

    • Ключ «храповика» на «38»;
    • Ключ гаечный рожковый 17;
    • Ключ гаечный рожковый 13;
    • Щуп толщиной 0,15 мм (для инжекторного двигателя – 0,20 мм).

    инструмент для регулировки клапанов

    Регулировка микрометром

    Наиболее точным методом регулирования тепловых зазоров клапанов является применение прибора со стрелочным индикатором – микрометром. Микрометр очень чувствительный прибор, который реагирует на изменение поступательного движения его измерительного штока на каждые сотые доли миллиметра.

    микрометр для регулировки клапанов

    Порядок аналогичный очередности регулировки с использованием щупа. Особенность такого метода заключается в установке рейки на шпильки постели распределительного вала, на которую крепится микрометр. На рейке нанесена информация углов положения коленчатого вала к соответствующим для регулировки клапанам.

    Перед началом работ микрометр монтируется на приспособление, имеющий рычаг в виде коромысла. Одна сторона рычага упирается на шток микрометра легким касанием, а другая на крайнюю часть рокера. Приподнимая без усилия специальной «лопаткой» рокер, до касания с тыльной стороной кулачка распредвала, отмечают на какое количество делений отклонилась стрелка от нулевого положения. Для карбюраторного двигателя стрелка должна отклониться на 52 деления.

    Микрометр для регулировки клапанов комплектуется с описанием и всеми необходимыми приспособлениями.

    набор микрометр

    Самодельную рейку можно сделать по заводской схеме. С помощью такой рейки действия при самостоятельном регулировании клапанов более уверенные и не надо запоминать распорядок или последовательность операций.

    Последствия несвоевременной регулировки

    Несвоевременное техническое обслуживание газораспределительного механизма отрицательно сказывается на работе двигателя, вызывая несбалансированную работу. Двигатель троит, отсутствует тяговая характеристика, увеличивается расход топлива. Известно, что фаза впрыска находится в прямой зависимости от теплового зазора клапанов. Правильная и корректная регулировка позволяет своевременно открывать и закрывать клапаны. Если зазор установлен меньше допустимого, то клапан начинает свою работу с некоторым опережением, и наоборот, при большом зазоре открывается с опозданием. Уменьшенный зазор на выпускных (горячих) клапанах увеличивает время их открытого состояния, в результате чего кромки могут медленно выгорать, что ведет к потере компрессии в цилиндре.

    При эксплуатации двигателя на газе (пропан или метан) регулировка тепловых зазоров должна производиться с теми же зазорами, величина которых определена инструкцией для работы двигателя на бензине. Отрегулировать клапаны под газ не имеет научно-технической обоснованности и может привести к не стабильной работе двигателя.

    Регулировка клапанов на ваз 2109 своими руками

    регулировка клапанов ваз 2109

    регулировка клапанов ваз 2109

    Перед самим процессом, ждем, когда двигатель остынет до 20 градусов, ставим на нейтралку и приступаем:

    1. Снимаем защитную крышку ремня ГРМ (слева от двигателя, три винта под ключ на 10)

    2. Снимаем шланги сапуна (3 штуки) с верхней крышки двигателя, откручиваем держатель троса педали газа, отводим все вышеперечисленное в сторону, или убираем, чтобы не мешало.

    3. Снимаем верхнюю крышку двигателя, открутив две гайки под ключ на 10, в случае, если до того они не были сломаны и заменены шпильками М8 (ключ на 13).

    4. Выворачиваем все свечи, предварительно убрав грязь вокруг них тряпкой.

    5. Шприцом откачиваем масло из верхней части головки блока цилиндров, чтобы при утапливании толкателей нам было видно шайбы.

    6. Совмещаем метку на шкиве распредвала с установочной меткой на задней крышке ремня ГРМ (также признак нахождения шкива распредвала в районе метки- кулачки распредвала на втором цилиндре смотрят вверх).

    7. Через смотровое окошко на картере КПП проверяем, совмещена ли метка на маховике с треугольным вырезом (в случае если стоит китайский маховик, или обычный при сборке был перевернут на 180 градусов, снимаем шкив генератора (стопорим маховик мощной отверткой, срываем болт шкива торцевым ключом на 19), ориентируемся по метке на масляном насосе и шкиве ремня ГРМ на коленвале) .

    8. Убедившись в совпадении меток, продолжаем.

    9. Поворачиваем ключом на 17 шестерню распредвала на 2-3 зуба по часовой стрелке, что будет примерно 40-50 градусов поворота коленвала.

    10. При таком положении распредвала замеряем щупом зазор (расстояние между кулачком распредвала и регулировочной шайбой) первого и третьего клапана. Зазор на первом клапане должен быть 0,3-0,35 мм, на третьем- 0,2-0,25 мм.

    11. Если зазор меньше, либо больше данных пределов, проверяем положение стаканов (в нем есть прорезь, через которую удобно поддевать и вытаскивать шайбы, нужно, чтобы они находились в доступном месте), устанавливаем на шпильки крепления крышки клапанного механизма приспособление для извлечения шайб, утапливаем стаканы соответствующих отметке клапанов (первая метка -1,3 клапаны), вставляем фиксатор (в комплекте к приспособлению), откидываем приспособление (чтобы извлечь шайбу), извлекаем, смотрим номинал, высчитываем толщину необходимой для создания правильного зазора и устанавливаем нужную шайбу в стакан.

    12. Затем проворачиваем распредвал на 90 градусов тем же способом (2-3 зуба вперед от метки 90 градусов (точка отсчета первая метка) и тем же способом регулируем 5-й и 2-ой клапаны.

    14. Проворачиваем коленвал еще на 90 градусов (270 градусов от первой метки +2-3 зуба) и регулируем 4-й и 7-й клапаны.

    11. После этого выставляем распредвал на исходную и в том же порядке перепроверяем зазоры, если зазоры в норме то меняем прокладку под крышкой клапанов и переходим к сборке.

    P.S. прокрутка механизма за болт распредвала в литературе по ремонту не рекомендуется, однако, как показывает практика, если крутить за этот болт по часовой стрелке, то негативные последствия не наступают.

    Регулировка клапанов ваз 2109 карбюратор

    «Жигули» модели 2109, которые выпускались первыми, были оснащены цепным приводом распределительного вала. Такая конструкция считалась надежной, и некоторые считают, что она была лучше, чем современная. Тем не менее из-за повышенного шума и потребности в регулярном изменении натяжения цепи ввиду ее износа автомобиль был оснащен ременным приводом распределительного вала. Благодаря этому существенно уменьшился уровень шума, а также исчезла потребность регулировать натяжитель.

    Вместе с тем появилась другая проблема – из-за низкого ресурса работы приводных ремней, а также при несоблюдении срока техобслуживания, стало причиной обрывов ремня. Это провоцировало существенные нарушения в работе двигателя, а также могло полностью его разрушить встречное движение клапанов и поршней. Чтобы решить такую проблему, пришлось изменить форму поршня, а именно ее верхнюю часть, и применить углубление под каждый клапан. Занимаясь ремонтом двигателя автомобиля, следует различать особенности строений двигателей старого и нового образца.

    Когда нужно регулировать клапаны

    Обычно владельцы автомобилей ВАЗ-2109 проводят регулировку клапанов при обнаружении характерного звука или после полного ремонта двигателя. Специалисты настаивают на необходимости проводить регулировку после того, как автомобиль проходит 30 тыс. км. Такой вид работ могут провести в сервисном центре, но многие владельцы автомобилей предпочитают делать все самостоятельно.

    Зачем нужно регулировать клапаны

    Чтобы компенсировать термические расширения клапанов, в них должен быть зазор 0,2 мм для впускных, 0,35 мм – для выпускных. Допускается погрешность не больше 0,05 мм. При отсутствии зазоров или при их недостаточном размере клапан не сможет закрыть цилиндр.

    Это вызовет снижение компрессии или даже прогар. При слишком большом зазоре двигатель потеряет свою мощность.

    Подготовка к регулированию

    Регулировка клапанов на ВАЗ-2109

    Прежде чем начинать ремонтные работы, необходимо дать двигателю остыть. Температура для регулировки клапанов должна быть не боль 20 градусов.

    Для работы вам потребуются такие инструменты:

    • набор гаечных ключей;
    • отвертка;
    • пинцет;
    • съемник;
    • измерительный щуп;
    • регулировочные шайбы;
    • прокладки для 8 клапанов.

    Установите автомобиль на ручной тормоз, вывесите одно из передних колес с помощью домкрата – это даст возможность поворачивать коленвал, а затем включите 5-ю передачу.

    После этого выполните последовательность действий:

    1. Патрубки отсоедините от крышки клапанов, демонтируйте воздухоочиститель. Затем разъедините тросы приводов заслонок от карбюратора.
    2. Открутите две гайки, снимите крышку и удалите остатки масла. Демонтируйте крышку ремня ГРМ.
    3. Поставьте поршень цилиндра № 1 в ВМТ такт сжатия.

    Методика регулировки клапанов

    Регулировка клапанов на ВАЗ-2109

    После того как вы провели подготовительные работы, можно приступать к регулированию. Если вы уже занимались ремонтными работами в автомобиле, то порядок регулировки вам не покажется сложным.

    Проводить регулирование необходимо по порядку цилиндров. Следует помнить, что клапаны 2, 3, 6, 7 – это впускные, а остальные номера выпускные.

    Чтобы облегчить работу, можно разметить шкив распределительного вала специальными метками по кругу с расстоянием в 90 градусов. Когда осуществляется поворот распредвала на 90 градусов, оборот коленвала будет составлять 180 градусов.

    Совместите отметки на шкиве и на панели кожуха ремня, после этого сделайте поворот по часовой стрелке еще на 2 зубца. Эта схема позволит отодвинуть кулачки.

    Замеряйте зазор при помощи щупа. Если он двигается между толкателями и кулачками с небольшим усилием, все верно.

    В случае когда зазоры не будут совпадать с номинальными, требует сделать следующее:

    • установите на шпильки подшипников инструмент для регулирования зазора;
    • разверните толкатель, чтобы отверстие было в вашу сторону. С помощью рычага переместите до упора толкатель, а затем зафиксируйте;
    • извлеките шайбу с помощью пинцета, на ней вы обнаружите пометку о толщине.

    Для удобства подбора новой шайбы, вам пригодится специальная формула, по которой можно рассчитать толщину: Н = А + (В – С).

    Таблица для расшифровки:

    • толщина новой шайбы – Н;
    • толщина старой – А;
    • присутствующий зазор – В;
    • нужный зазор – С.

    Когда вы вычислите необходимую толщину шайбы и установите ее, необходимо снова сделать замер зазора. Повторяйте это действие, пока не получите нужный размер. Для остальных цилиндров проводите регулировку в том же порядке.

    Регулировка клапанов ваз 2109 карбюратор 8 клапанов своими руками

    Регулировка клапанов

    Многие автовладельцы ВАЗ 2109 привыкли обращаться за помощью в автосервис, даже при такой довольно несложной операции, как регулировка тепловых зазоров клапанов. На самом же деле эта работа не так уж сложна и ее можно сделать своими руками. Для этого достаточно лишь иметь следующий набор инструментов и приспособлений, список которых приведен ниже:

    Порядок регулировки тепловых зазоров клапанов на ВАЗ 2109-21099

    Внимание! Двигатель автомобиля должен быть холодным и его температура в момент проведения регулировки не должна быть выше 20 градусов.

    Видео руководство по выполнению работы

    Чтобы наглядно продемонстрировать порядок работы по выполнению регулировки тепловых зазоров, было решено записать специальный видео ролик, который все показывает детально.

    Если из представленного выше руководства вам осталось что-то непонятным, то ниже все будет изложено в привычной всем форме.

    Проведение техобслуживания

    Итак, прежде чем приступать к выполнению этой операции, первоначально нужно снять клапанную крышку, а также кожух, под которым находится механизм ГРМ.

    После этого необходимо выставить газораспределительный механизм по меткам. Для этого поддомкрачиваем переднюю правую часть автомобиля, чтобы рукой можно было прокручивать колесо для выставления меток фаз газораспределения.

    регулировка клапанов ваз 2109 карбюратор 8 клапанов своими руками

    Затем крутим колесо до совмещения метки на звезде распредвала и риски на задней крышке ГРМ, как наглядно продемонстрировано на картинке ниже:

    Приспособление для регулировки зазоров клапанов автомобилей ваз

    Вам потребуются
    ключ "на 10", баллонный ключ отвертка
    набор щупов
    приспособление для регулировки зазоров в приводе клапанов пинцет или пассатижи с узкими губками микрометр (при необходимости)

    Перед началом работы
    Снимите воздушный фильтр (см. подраздел 10.10.1.).

    Для компенсации теплового расширения клапана конструктивно задан зазор между торцом стержня клапана и кулачком распределительного вала. При увеличенном зазоре
    клапан не будет полностью открываться, а при уменьшенном – полностью закрываться.
    Зазор измеряют щупом на холодном двигателе (при температуре +20 °С) между кулачком распределительного вала (кулачок должен быть направлен вверх от толкателя) и регулировочной шайбой толкателя клапана. Номинальный зазор для впускного клапана составляет (0,2±0,05) мм, а для выпускного – (0,35±0,05) мм. Зазоры
    регулируют подбором толщины регулировочных шайб. В запасные части поставляются
    шайбы толщиной от 3 до 4,5 мм (через 0,05 мм).

    При отсутствии специального приспособления для “Оки” можно воспользоваться
    приспособлением для переднеприводных моделей ВАЗ. В этом случае вместо прилагаемой к приспособлению трубки подберите трубку такого же диаметра и длиной не
    менее 21 мм. Просверлите в ней два отверстия диаметром около 10 мм на расстоянии
    17,8 мм или просверлите дополнительное отверстие в трубке 2, прилагаемой к приспособлению, по указанным размерам (в этом случае приспособлением можно будет
    пользоваться только для регулировки зазоров “Оки”).

    1. Закройте карбюратор заглушкой или чистой
    тряпкой.

    2. Снимите шайбы с обеих шпилек крепления крышки головки блока.

    3. Отверните две гайки крепления крышки головки блока.

    4. Ослабив затяжку
    хомутов, снимите шланг
    малой ветви вентиляции
    картера со штуцера крышки головки блока.

    5. . шланг вентиляции с патрубка крышки головки блока и.

    6. . шланг большой ветви вентиляции со штуцера
    крышки головки блока.

    7. Снимите шайбы с обеих шпилек крепления крышки головки блока.

    8. Отведите в сторону тягу привода воздушной
    заслонки карбюратора.

    9. Снимите резиновые втулки с обеих шпилек
    крепления крышки головки блока (потерявшие
    эластичность,
    деформированные и
    порванные втулки
    замените).

    10. Снимите крышку головки блока цилиндров.

    11. Проверните коленчатый вал баллонным ключом за болт крепления шкива
    привода генератора через отверстие в нише правого колеса (чтобы легче
    провернуть вал, можно
    вывернуть свечи
    зажигания) так, чтобы.

    12. . метки на шкиве привода генератора и на передней крышке привода распределительного вала совпали. При этом можно отрегулировать зазоры в приводе либо 1-го и 2-го, либо 3-го и 4-го клапанов. Порядок регулировки
    клапанов не имеет
    значения. Обратите
    внимание, что.

    13. . на крышке нанесены две метки. В данном случае необходимо
    ориентироваться на
    длинную метку 1. Метка 2 нанесена на внутренней
    части шкива. Для удобства продублируйте ее,
    например фломастером, на его наружной части.

    14. Измерьте плоским щупом зазоры в приводе
    клапанов одного из
    цилиндров. Замените
    регулировочные шайбы тех клапанов, зазоры в которых отличаются от
    номинального. Запишите
    значения измеренных
    зазоров.

    15. Чтобы легче было вынуть регулировочную
    шайбу, в толкателе сделаны два паза. Поверните с
    помощью отвертки
    толкатель за паз так, чтобы было удобно поддеть шайбу. Для удобства работы
    удалите масло из верхней части головки блока вокруг толкателей клапанов.

    16. Установите на шпильки крепления крышки головки специальное
    приспособление.

    17. Наденьте на шпильки шайбы, перевернув их,
    чтобы не смять на них
    отбортовку.

    18. Закрепите
    приспособление гайками
    крепления крышки головки блока.

    19. Нажав вниз рычаг приспособления, утопите толкатель, на котором
    заменяется регулировочная шайба. Затем.

    20. . вставьте фиксатор под распределительный вал таким образом, чтобы.

    21. . выступ на фиксаторе 1 зафиксировал толкатель 2 в утопленном положении.

    22. Подденьте отверткой регулировочную шайбу и.

    23. . с помощью, например, пинцета выньте шайбу из толкателя.

    24. Запишите толщину регулировочной шайбы,
    значение которой нанесено на одной из ее сторон.

    25. Если надпись не видна, измерьте толщину шайбы микрометром.

    26. Рассчитайте толщину новой регулировочной шайбы по формуле: (все значения в мм)
    H = B + A – C,
    где H – толщина новой шайбы B – толщина старой шайбы A – значение измеренного зазора C – номинальный зазор
    Например (для впускного клапана): A = 0,26 мм, B = 3,75 мм, C = 0,2 мм, тогда H = 3,75 +
    0,26 – 0,2 = 3,81 мм. В пределах допуска зазора (±0,05 мм) подбираем ближайшую по
    толщине шайбу – 3,8 мм.

    27. Установите в толкатель новую шайбу рассчитанной по формуле толщины
    надписью вниз (к
    толкателю). Утопите
    толкатель
    приспособлением и уберите фиксатор. Еще раз
    проверьте зазор и при
    необходимости повторите регулировку.

    28. Поверните коленчатый вал на один оборот (360°) и отрегулируйте зазоры в
    приводе клапанов другого цилиндра в таком же
    порядке. Затем залейте
    масло в верхнюю часть
    головки блока, если оно удалялось.

    29. Проверьте состояние прокладки крышки головки блока, при необходимости замените ее. Установите все снятые детали в
    порядке, обратном
    разборке.

    Регулировка механизма рулевого управления
    ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Установить рулевое колесо в положение движения автомобиля по прямой. При этом двигатель должен быть заглушен. 2. Отвернуть колпачковую гайку 1 и снять стопорную шайб .

    Хай пипл. В этой статье рассмотрим как делать регулировку клапанов на классике. Владельцам отечественных автомашин семейства ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107 приходится сталкиваться с такой работой двигателя, когда слышно, как стучат клапана. В этом случае надо найти причину, почему стучат и отрегулировать. Также надо их настраивать, были различные работы по ремонту ДВС, например, замена клапана, поршня, прокладки и т.д.

    Регулировка клапанов

    При появлении стуков и нестабильной работы, повышенной вибрации следует обратить внимание на клапана.

    Если фазы газораспределения газораспределительного механизма нарушены, срабатывают не точно, то есть не поступает полного объема газа в рабочую область цилиндров, не происходит полного сгорания топливно-воздушной смеси в рабочей камере, и не продуваются цилиндры. Это все сопровождается появлением ударной нагрузки кулачков распределительного вала на приводной рычаг и стержень вала. Также увеличивается расход топлива и моторного масла. Что будет, если ездить с не отрегулированными клапанами? Ответ: быстрый износ деталей двигателя, увеличение стоимости и времени ремонта.

    Наибольшую опасность для мотора автомобиля является зазор меньше допустимого. Слишком маленький зазор между рычагом привода и кулачком распредвала препятствует шляпке клапана плотно сесть в свое посадочное место на головки блока цилиндров. Через не севший клапан из камеры сгорания выбиваются газы сгоревшей топливно-воздушной смеси. Из-за этого шляпка выпускного клапана по периметру начинает сгорать.

    Резиновые маслоотражатели, они же маслаки, из-за сгоревшей шляпки клапана также сгорают, что ведет к увеличению расхода моторного масла. Если износ деталей мотора большой, то, возможно, лучше и легче будет сделать свап двигателя своими руками или же в СТО.

    Даже, если в вашем двигателе не ременная передача, а цепная, то в случае, если не поменять цепь до истечения ее ресурса, то клапана погнутся о поршне, как, например, в двигателе sr20det производства Nissan.

    Инструменты для настройки клапанов

    Для качественного проведения ремонтных работ должны быть соответствующие инструменты. Чтобы отрегулировать клапанные механизмы, понадобятся следующие инструменты:

    • Набор ключей (торцевые и рожковые). Ключи на 13 мм и 17 мм обязательно.
    • Щуп для определения зазора.
    • Отвертки.
    • Фломастер.
    • Тряпки.

    Щуп для определения зазора для классических автомобилей ВАЗ должен быть толщиной 0,15 мм.

    Порядок регулировки клапанов ВАЗ 2101-2107

    Сначала подготавливаем автомобиль:

    • подождать пока двигатель остынет, если он работал;
    • поставить машину на ровное место;
    Порядок регулировки клапанов:
    1. Снять крышку воздушного фильтра и сам фильтр.
    2. Отсоединить трубки крепления фильтра и демонтировать крепление.
    3. Снимаем тросик управления воздушной заслонки (подсос).
    4. Снять тягу дроссельной заслонки.
    5. Выкручиваем гайки крепления клапанной крышки и снимаем ее.
    6. Перед регулировкой клапанов, сразу проверяем как натянута цепь. Если натяжка не нормальная, придется проводить работы заново.
    7. Снимаем крышку трамблера (распределителя).
    8. Устанавливаем в 4-м цилиндре поршень в верхнюю мертвую точку (ВМТ). ВМТ устанавливаются с помощью меток на шкиве коленвала ДВС и крышке привода распределительного вала, также метки нанесены на шестерни распредвала и крышки распредвала.Метку выставляют специальным ключом для болта шкива коленвала ДВС. Если нет ключа, можно выставить 4-й поршень в ВМТ вращая одно из задних колес. Поднять одну сторону домкратом, рычаг переключения скоростей поставить на 4-ю передачу, чтобы было легче крутить и медленно крутить колесо. При выставлении меток без ключа, потребуется помощник, который будет смотреть на метки.
    9. Когда метки на распредвале и на крышке распредвала совместились, проверяем, чтобы метки на коленвале также совпали. Также можно проверить, совпали ли метки на бегунке трамблера. Контактный вывод должен быть направлен на вывод провода высокого напряжения четвертого цилиндра. Как определять, раннее или позднее зажигание, мы уже разбирала в другой статье.
    10. После совпадения меток приступаем к настройке зазоров клапанов.
      Правильный порядок регулировки клапанного механизма ВАЗ «Классика» 2101-2107.
      Угол проворота коленчатого валаРегулируемые клапана
      8 и 6
      1804 и 7
      3601 и 3
      5405 и 2

    Видео

    В этом видео показана регулировка клапанов на ВАЗ 2106.

    Видео про регулировку теплового зазора для машин ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107.

    Для тех, кто хочет послушать как стучат клапана на «классике» Ваз.

    • Как использовать прибор для регулировки клапанов?
    • 1. Как с помощью прибора регулировать клапаны
    • 2. Процесс регулировки клапанов с помощью прибора

    Как известно каждому автолюбителю, автомобиль имеет в своем распоряжении два клапана на один цилиндр. Причем у каждого из них разные функции: один предназначен для запуска горючей смеси, а второй производит выпуск отработавших газов. Исходя из их функций, они и получили названия впускного и выпускного клапанов. Механизм, который непосредственно и приводит в работоспособность данные клапаны, а также руководит порядком их работы, называется газораспределительным или клапанным.

    Важно помнить, что после того как двигатель нагревается, все составляющие его детали расширяются. Исходя из этого, между некоторыми деталями холодного двигателя должны всегда оставаться строго определенные зазоры. При достаточно маленьком зазоре происходит неполное закрывание клапанов, что и становится главной причиной того, что мощность мотора уменьшается, а также чрезмерно расходуется топливо и выходят из строя сами клапаны.

    Из-за несоответствия зазоров нормативным показателям возрастает шумообразование двигателя, происходит деформация штоков, соответственно, зазор недозакрывания самого клапана возрастает в большей степени.

    Что делать, если вы продиагностировали у своего автомобильного транспорта хотя бы одну из этих проблем? Как раз кстати придется правильная регулировка клапанов. В руководствах по эксплуатации большинства автомобилей настоятельно рекомендуется проделывать регулировку клапанов именно после 30 000 км пробега, но эксперты все же советуют проводить регулировку клапанов уже после 10 000 км пробега. Также специалисты советуют прибегать к этой процедуре после каждого снятия головки блока цилиндров, так как во время демонтажа последней важно каждый раз производить замену прокладки. При установке новой прокладки крайне необходимо отрегулировать зазоры клапанов.

    На сегодняшний день, самостоятельная регулировка клапанов стала привычной процедурой для многих автомобилистов. И неудивительно, ведь данные ремонтные работы не отличаются особой сложностью, особенно когда у водителя есть специальный прибор для регулировки клапанов. О нем-то и пойдет речь в данной статье. Итак, мы постараемся ответить на вопросы о том, как с помощью прибора регулировать клапаны, по какому принципу происходит регулировка клапанов с использованием специального прибора и как правильно его подобрать. Что ж, начнем…

    1. Как с помощью прибора регулировать клапаны

    Сам по себе прибор состоит из жесткого корпуса (рейки), который оснащен двумя невыпадающими гайками и двумя цанговыми зажимами, в которые поочередно закрепляется отсчетное устройство (индикатор). Благодаря этому прибору можно провести корректную установку всех зазоров между кулачками распределительного вала и, непосредственно, рычагами клапанов. Как правило, корректная установка зазоров позволит соблюдать все фазы газораспределения, которые наблюдаются в конструкции двигателя, а также получить отличные мощностные характеристики двигателя.

    Благодаря специальному приспособлению измерить зазоры очень легко и достаточно просто, к тому же, особых профессиональных навыков данная манипуляция не затребует. Как правило, данный прибор способствует повышению точности установки, так как учитывает местные износы в приводе, где перемещение на 0,52 мм соответствует зазору в 0,15 мм в зоне контакта, в тот момент, когда температура деталей двигателя достигает +20°С.

    Используя данное приспособление, вы также сможете избежать кое-каких ошибок в момент затяжки контргайки, но важно помнить, что проделывая данную операцию, крайне важно внимательно следить за показаниями индикатора.

    Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что переоценить данный прибор практически невозможно, ведь с ним регулировка клапанов станет намного проще, и вам не нужно будет обращаться в СТО. Теперь давайте рассмотрим, по какой же схеме можно произвести регулировку клапанов используя данное устройство.

    2. Процесс регулировки клапанов с помощью прибора

    Именно такое положение клапанов соответствует углу поворота коленвала в ноль градусов. Теперь беремся за основную работу. Итак, для начала, на выступающие резьбовые концы шпилек распредвала устанавливаем штангу, при этом гаек отворачивать не нужно. Затем, с помощью трех гаек производим закрепление штанги, причем важно знать, что цифры штанги от 1 до 8 расставлены в соответствии с номером клапана, а градусы пропорциональны к углу поворота коленвала.

    Затем перемещаем индикатор в корпусе и при этом устанавливаем стрелку малой шкалы на любой цифре от 1 до 9. После этого производим закрепление индикатора с помощью винта. Принимаемся за вращение ободка индикатора и делаем совмещение нулевого штриха шкалы и большой стрелки. Далее поднимаем конец рычага клапана кверху до максимальной точки. При этом следим за стрелкой, которая должна переместиться на 52 деления, то есть на 0,52 мм. Важно учитывать тот факт, что если стрелка переместилась в большей или меньшей степени от запланированной точки, необходимо произвести регулировку зазора. Далее, придерживая регулировочный болт ключом, надо ослабить контргайку и, вращая ключом регулировочный болт, назначить величину хода рычага клапана такой, чтобы стрелка осуществила перемещение на 52 деления.

    Далее закрепляем контргайку и еще раз контролируем величину зазора. Далее перемещаем корпус с индикатором на 6-ой клапан и производим его регулировку. Затем аккуратно поворачиваем коленвал двигателя на 180 градусов с помощью рукоятки и проводим регулировку зазоров 7-го и 4-го клапана. Аналогично производим регулировку зазоров оставшихся клапанов соответственно к номерам клапанов и углам поворота коленвала, которые нанесены на штанге. В результате необходимо сделать общую перепроверку зазоров, при этом следить, чтобы отклонение величины зазоров у разных клапанов не превышало 0,02. 0,03 мм, что соответствует 7 -10 делениям индикатора.

    Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

    Читайте также: