Ремонт двигателя уаз умз

Обновлено: 14.05.2024

Нюансы ремонта двигателя УАЗ 417 своими руками

Ульяновский легендарный завод

Моторы этих автомобилей отличаются мощностью, силой и надежностью. Главной причиной их поломки обычно служит большой возраст уазиков. В самых распространенных моделях УАЗ 3303 установлен мотор 417. Для того чтобы провести ремонт двигателя УАЗ 417 своими руками или его переборку, не следует дожидаться полного износа всех деталей. Первыми признаками скорой поломки могут быть следующие:

  • сильно увеличился расход масла;
  • мотор задымил;
  • значительно повысился расход топлива;
  • мощность двигателя упала;
  • мотор издает различные подозрительные звуки: стуки, скрипы и шумы.

У каждой машины УАЗ свой движок. Для двигателя УАЗ 469 сначала была создана модификация УМЗ-451МИ, позже усовершенствованная до двигателя УМЗ 417.

Поршни и гильзы разрушаются из-за частого перегрева двигателя при езде по бездорожью. Многие обладатели УАЗ 3303 меняют весь мотор, а не подвергают его ремонту. Если автовладелец берется за ремонт двигателя своими руками, он должен понимать, что для этого требуется некоторый опыт.

Переборка мотора УАЗ своими руками

Реанимировать двигатель, вернуть ему первоначальную резвость и послушность поможет смена непригодных запчастей или их реставрация. Все запчасти должны быть соответствующего размера. В магазинах представлен разнообразный выбор поршней, поршневых колец, седел клапанов впускных и выпускных, вставок шатунных подшипников коленчатого вала. Размер детали можно уточнить у продавцов-консультантов.

Мотор переборка

Переборка уазовского мотора

На износ двигателя значительно влияет ухудшение смазки трущихся поверхностей, которое зависит от увеличения или уменьшения зазоров. Для переборки мотора своими руками сначала необходимо его демонтировать. Это делается следующим образом:

  • слить антифриз и масло из поддона;
  • отделить воздухозаборный фильтр и отцепить от двигателя трубу глушителя;
  • отсоединить от движка трубки системы охлаждения, масляного радиатора и отопительных приборов;
  • снять радиатор системы охлаждения;
  • отделить от карбюратора тяги привода дроссельной заслонки и воздушной;
  • снять с мотора всю проводку;
  • открутить болты нижних и передних подушек опор.

Теперь снимает двигатель с УАЗ 3303. Для этого на шпильки головки блока устанавливается скоба, специально для этого предназначенная. Мотор нужно подтянуть домкратом и отделить от него коробку передач. Мотор можно снять, подняв его вверх.

Другие действия приведут к тому, что вместе с двигателем придется доставать раздаточную коробку и коробку передач.

Что важно учесть при переборке двигателя УАЗ 3303

Перед тем как приступать к разбору своими руками, мотор следует старательно почистить от мазута и шлака. Для демонтажа понадобятся специальные наборы инструментов, такие как 2216-Б и 2216-М.

Инструмент для работы

Все исправные детали нужно чистить и ставить на место либо помечать маркерами или стикерами, чтобы в дальнейшем избежать путаницы. При любой поломке или неисправности шатуны и крышки с них не следует разъединять. Меняя картер, нужно измерить угол соединения оси коленвала с задним торцом картера. Далее следует снять сцепление и определить стойку индикатора на кромке коленчатого вала. Радиус колебания края картера и прорези должен составлять приблизительно 0,1 мм.

После очистки все детали мотора нужно обезжирить. Нагар можно аккуратно счистить ножом или другим твердым предметом. Есть и другой, более легкий и безопасный способ. Для чистки деталей из алюминия требуется приготовить вот такой раствор:

  • 10 г хозяйственного или другого щелочного мыла;
  • 18 г кальцинированной соды;
  • 8 г жидкого стекла;
  • 1 л воды, разогретой до 90°С.

Для чистки деталей из стали подойдет этот раствор:

  • 25 г каустической соды;
  • 30 г кальцинированной соды;
  • 5 г хозяйственного или другого щелочного мыла;
  • 1,5 г жидкого стекла;
  • 1 л чистой воды температуры 90°С.

Когда детали очистятся, их нужно прополоскать в чистой воде и высушить. При сборке двигателя УАЗ 3303 следует выполнять определенные правила:

  • все детали, подвергающиеся в процессе эксплуатации трению, нужно смазать моторным маслом;
  • все новые запчасти с резьбой необходимо установить на сурике;
  • нитролак использовать с неразъемными деталями;
  • при закручивании гаек и болтов следует применять динамометрический ключ.

Особенности ремонта блока цилиндров УАЗ 3303

Гильзы чаще остальных деталей нуждаются в замене. Стертой деталь можно считать тогда, когда щель между юбкой и гильзой увеличивается до 1/3 мм. Высота выступа гильзы в блоке цилиндров должна быть не больше 0,05 мм и не меньше 0,005 мм. Если выступ слишком мал, то антифриз обязательно окажется в камере сгорания, что станет результатом поломки. Величина гильзы измеряется без учета уплотнительного кольца. Гильзы в блоке цилиндров фиксируются шайбами и втулками. Слишком расточенные гильзы лучше заменить новыми.

Причиной поломки блока цилиндров может быть деформация поверхности примыкания к блоку, полное истирание направляющих втулок клапанов и седел. Искажение плоскости головки не должно превышать 0,5 мм. В ином случае головку нужно полировать.

Механизм поршни

Состояние поршневых колец следует контролировать. Лучше каждые 80 тыс. км автопробега их менять. На каждом поршне установлены 2 компрессионных кольца и 1 маслосъемное. Благодаря проточкам на внутренней поверхности кольца избыточное масло при поднятии поршня вверх выводится из системы.

Когда в замене нуждаются только кольца, но не сам поршень, из кольцевых рубчиков в его головке поршня нужно вычистить нагар. Это важно делать бережно, чтобы избежать повреждения боковых стенок. Сверлом в 3 мм можно убрать нагар из маслоотводящих отверстий. Скоростной режим не должен превышать 50 км/ч в течение первых 1000 км.

Криво-шатунный механизм УАЗа 3303

Ремонт шатунов заключается в замене и очистке втулки верхней головки. Ремонтные втулки изготавливают толщиной 1 мм из бронзовой полоски. Запрессовывая другую втулку в шатун, необходимо гарантировать дублирование отверстий втулки и верхней головки шатуна. Отверстия нужны для того, чтобы масло поступало к поршневому пальцу. Внутреннюю поверхность запрессованной втулки можно утрамбовать ровной пробкой. Исходный диаметр должен составлять 24 мм.

С другой стороны втулку нужно разработать под ремонтный калибр. Когда в шатунах прорези под вкладыши в нижней головке имеют более 0,05 мм овальности, их будет проще заменить.

Поршневые пальцы можно поменять, не обрабатывая заранее отверстия в поршне. Лучше применить детали большего диаметра. Диаметр пальцев не должен быть больше 0,1 мм, иначе отверстия придется заранее обрабатывать.

Прежде чем впрессовать поршневой палец, нужно извлечь стопорные кольца пальца из поршня плоскогубцами. Поршень в данной ситуации должен нагреться до 70°С в емкости с водой. Реставрация поршневых пальцев осуществляется посредством их перешлифовки в чуть меньшие размеры или хромированием, а потом полировкой до обозначенных параметров. Если поршневые пальцы имеют трещины и сколы, отремонтировать их уже нельзя.

Зазор между поршневыми пальцами и головкой шатуна составляет 0,007 мм. Поршневой палец следует смазать маслом низкой вязкости. На практике поршень подобрать очень просто. При комнатной температуре помещения палец не должен влезать в поршень от усилия рукой. Но если поршень разогрет до 70°С, то под несильным давлением он легко туда входит. Если запрессовывать палец при комнатной температуре, есть риск повреждения отверстия и самого поршня.

Все почищенные или замененные детали снова устанавливаются на свои места. Когда двигатель полностью собран, необходимо провести его балансировку. Ни одна сторона с новыми поршнями не должна перевешивать другую больше чем на 8 г. В канавках стопорные кольца должны устанавливаться с натягом. Чтобы избежать трудностей, поршни можно приобрести укомплектованными пальцем и колечками.

После капитального ремонта важно не перегружать мотор УАЗ 3303 интенсивной работой первую 1000 км. Все новые установленные детали должны приработаться и притереться.

Замена масла в двигателе и в коробке является одной из важных процедур, обеспечивающих стабильную работу автомобиля. Следует своевременно менять смазку, использовать качественное топливо и вовремя проходить техосмотр.

Замена и ремонт двигателя УАЗ 31512 УМЗ-421

УАЗ – серьезный автомобиль, любимый многими охотниками, рыбаками и сельскими жителями. Работа в сложных природных условиях приводит к ускоренному износу запчастей. Ремонт двигателя УАЗ 421 имеет преимущества в виде доступности запчастей и их относительно невысокой стоимости.



Основные конструктивные решения для УАЗ-421 были взяты из моторов УАЗ 417 и ГАЗ 21. Кроме УАЗ-21 эта модель и ее модификации с 1996 года и по сей день устанавливаются на Соболи, Баргузины, Газели и УАЗ Хантер.

Для двигателя УАЗ заявлен пробег в 250 тыс. км. В реальности, ресурс выше примерно на 100 тыс. км, но для этого необходимо проходить все регламентные работы вовремя:

  • Первые и каждые последующие 10 000 км – замена масла с фильтром;
  • 15 000 км – регулировка зазоров клапанов;
  • 20 000 км — выпускной коллекторный узел, топливопровод и рампа, ремень навесного оборудования и АКБ, свечи;
  • 30 000 км – замена воздушного фильтра и вентиляции картера;
  • 40 000 км – замена антифриза и топливного фильтра;
  • 60 000 км – замена кислородного датчика.

Но даже при соблюдении всех регламентов рано или поздно наступает момент капитального ремонта двигателя УАЗ-421.

Модельный ряд

Двигатели УМЗ — это две линейки моторов, разработанных для установки на автомобили «ГАЗель», «Соболь» и УАЗ.

Для автомобилей УАЗ выпускаются следующие модели двигателей:

— УМЗ-421; — УМЗ-4213; — УМЗ-4218; — УМЗ-4178.

Для автомобилей «ГАЗель» выпускаются следующие модели двигателей:

— УМЗ-4215; — УМЗ-4216; — УМЗ-42161; — УМЗ-42164 «Евро-4»; — УМЗ-421647 «Евро-4»; — УМЗ-42167.

Большинство двигателей УМЗ выпускается в нескольких модификациях, отличающихся комплектацией, мощностью и некоторыми параметрами. На сегодняшний день УМЗ снял с производства все двигатели, работающие на 80-м бензине, сейчас выпускаются бензиновые двигатели под бензин АИ-92 и АИ-95, а также битопливные под бензин и газ.

Нужно отдельно сказать о каждом из двигателей.

УМЗ-421. Выпускается только одна модификация. Бензиновый карбюраторный двигатель мощностью 98 л.с., диафрагменное сцепление, шкив ГУР. Экологический класс «Евро-0», работает на бензине АИ-92.

УМЗ-4213. Бензиновый инжекторный двигатель мощностью 110, 115 и 117 л.с. Выпускается в шести модификациях для легковых и грузовых УАЗов. Некоторые модификации оборудованы шкивом ГУР, штуцером отопления и краном ВС-15, все имеют диафрагменное сцепление. Работают на бензине марок АИ-92 и АИ-95.

УМЗ-4218. Бензиновый карбюраторный двигатель мощностью 89-103 л.с. Выпускается в трех модификациях, в том числе модификация без навесного оборудования (на рынке встречаются еще три модификации, снятые с производства в 2011 году). Диафрагменное и рычажное сцепление, работают на 92-м бензине (ранние модификации — на АИ-80).

УМЗ-4178. Бензиновый карбюраторный двигатель мощностью 82 л.с. класса «Евро-0». Выпускается в двух модификациях, в том числе модификация без навесного оборудования (также на рынке можно найти две ранние модификации, выпускавшиеся до 2011 года). Рычажное сцепление. Работает на 92-м и 95-м бензине (ранние модификации работают на АИ-80).

УМЗ-4215. Бензиновый карбюраторный двигатель мощностью 89-96 л.с., класса «Евро-0». Выпускается в двух модификациях, в том числе без навесного оборудования. Также в продаже есть ранние модификации, снятые с производства в 2011 году. Диафрагменное сцепление. Работает на АИ-92, ранние модификации — на АИ-80, АИ-92 и АИ-95.

УМЗ-4216 Инжекторный бензиновый двигатель мощностью 107 л.с. класса «Евро-3». Выпускается 14 модификаций для автомобилей «ГАЗель» и «Соболь» со старой и новой рамой. В модельном ряду присутствуют моторы с компрессором и без, со шкивом ГУР, со штуцером предпускового подогревателя, с компонентами Delphi и т.д. Под 92-й и 95-й бензин.

УМЗ-42161. Бензиновый инжекторный двигатель мощностью 120 л.с. класса «Евро-3». Одна модификация для установки на старые модификации автомобилей «ГАЗель Эконом». Для работы на бензине АИ-92.

УМЗ-42164. Бензиновый инжекторный двигатель мощностью 107 л.с. класса «Евро-4». Выпускается в четырех модификациях, три из которых оборудованы компрессором и кронштейном под ГУР, а также комплектуются зарубежными компонентами Delphi.

УМЗ-421647. Новый газобензиновый инжекторный двигатель мощностью 100 л.с. класса «Евро-4». Выпускается в трех модификациях, в том числе две с компрессорами. Все двигатели оборудованы ГБО, кронштейнами под ГУР, поликлиновым приводом и укомплектованы компонентами Delphi.

УМЗ-42167. Газобензиновый инжекторный двигатель мощностью 99 л.с. класса «Евро-3». Выпускается три модификации: две для «ГАЗелей» и одна для «Соболя». Все моторы оборудованы кронштейном под ГУР, одна модификация имеет поликлиновый привод. Под бензин марок АИ-92 и АИ-95.

Производство двигателей с рабочим объемом 2,9 л было начато с модификации 4218.10, которая отличается от базовой модели только системой ненастроенного выпуска, что упростило задачу установки этих двигателей на серийные автомобили УАЗ, в особенности, на автомобили с кузовом вагонного типа и ускорило их внедрение в серийное производство.

В настоящее время завод выпускает широкую гамму этих двигателей.

В таблице 1.1 приведены основные модификации двигателей, выпускаемых АО «Волжские моторы», а также сведения по применению их на различных моделях автомобилей.

Модель, модификацияВариант исполненияОтличительные особенностиПрименяемость
421.10421.10-30, 42107.10-30Степень сжатия 8,2, настроенная система выпуска, диафрагменное сцеплениеГрузопассажирские автомобили семейства УАЗ-3160
4213.10Впрыск бензина, степень сжатия 8,2, настроенная система выпуска, диафрагменное сцеплениеГрузопассажирские автомобили семейства УАЗ-3160
4215.104215.10-10, 42157.10-10Степень сжатия 7,0, настроенная система выпуска, автономный привод вентилятора, диафрагменное сцеплениеАвтомобили семейства «ГАЗель»
4215.10-30, 42157.10-30Степень сжатия 8,2, настроенная система выпуска, автономный привод вентилятора, диафрагменное сцепление, клапан рециркуляции отработавших газов
4218.104218.10-01, 42187.10-01Степень сжатия 7,0, ненастроенная система выпуска, шкив привода гидроусилителя рулевого механизмаАвтомобили следующих модификций: 3153, 33036, 39094, 31519, 39099, 22069
4218.10-10, 42187.10-10Степень сжатия 8,2, ненастроенная система выпуска
4218.10-05, 42187.10-05Степень сжатия 7,0, ненастроенная система выпуска, шкив привода гидроусилителя рулевого механизма, диафрагменное сцепление
4178.104178.10-01Степень сжатия 7,0, ненастроенная система выпускаВсе модели и модификации автомобилей УАЗ, кроме УАЗ-3153 и автомобилей семейства 3160
4178.10-32Степень сжатия 7,0, ненастроенная система выпуска, карбюратор ОАО «ДААЗ»

Общая характеристика двигателей

Основными поставщиками моторов для УАЗов стали Ульяновский моторный завод и Заволжский моторный завод. УМЗ прославился тем, что является практически единственными в России производителем двигателей для автомобилей повышенной проходимости. Все современные движки, выпускаемые с конвейера завода, отвечают стандартам «Евро-4».

ЗМЗ выпускает больше 80 различных модификаций моторов объемом от 2,2 до 4,6 л. Агрегаты этого завода устанавливаются как на небольшие внедорожники, так и на автобусы отечественных и иностранных компаний.

Существуют и другие типы двигателей, которые ставятся на автомобили УАЗ 31514:

  • УМЗ 4218.10 объемом 2,8 л (бензиновый);
  • ЗМЗ 410.10 объемом 2,9 л (бензиновый);
  • УМЗ 420 объемом 2,4 л (бензиновый);
  • ЗМЗ 514 объемом 2,2 л (дизельный);
  • Andoria 4CT90 объемом 2,4 л (дизельный).

Мотор «Андория», устанавливаемый на автомобилях УАЗ 31514, «Ивеко» и УАЗ Патриот, выпускают не в России, а в Польше. Данные двигатели востребованы не только на Ульяновском автозаводе. Их устанавливают и на другие машины российского производства.

Базовый мотор УМЗ 421.10 для УАЗа

Базовый двигатель УМЗ 421.10 с карбюраторной системой, имеющий объем в 2,9 литра, работает на бензине. Имеет систему выпуска газов. Может работать при температурах от -50 до +50 градусов по Цельсию. Модификацией такого мотора стал агрегат 4218.10.

Главное отличие УМЗ 4218.10 заключается в системе выпуска газов, которая является ненастроенной. Это упрощает установку двигателя на автомобили УАЗ даже с кузовом вагонного типа. В настоящее время моторы этой серии имеют несколько модификаций.

Характеристики двигателя УМЗ-421

* — для двигателей УМЗ-4218.10, УМЗ-421.10, УМЗ-4215.10-10 ** — для двигателей УМЗ-4216.10, УМЗ-42161.10, УМЗ-42164.10, УМЗ-421647.10, УМЗ-42167.10

Характеристики двигателя УМЗ 421 УАЗ 469, 452, Симбир

ПараметрЗначение
КонфигурацияL
Число цилиндров4
Объем, л2,890
Диаметр цилиндра, мм100,0
Ход поршня, мм92,0
Степень сжатия7,0 (8,2)
2 (1-впуск; 1-выпуск)
Газораспределительный механизмOHV
Порядок работы цилиндров1-2-4-3
Номинальная мощность двигателя / при частоте вращения коленчатого вала66,9 кВт — (91 л.с.) / 4000 об/мин (72,1 кВт — (98 л.с.) / 4000 об/мин)
Максимальный крутящий момент / при частоте вращения коленчатого вала199 Н м / 2200-2500 об/мин (209 Н м / 2200-2500 об/мин)
Система питанияКарбюратор К-151Е
Рекомендованное минимальное октановое число бензина76 (92)
Экологические нормыЕвро 0
Вес, кг170

Неисправности и ремонт двигателя Хантера / Буханки / Газели УМЗ-421

Двигатель УМЗ-421 самая современная генерация мотора ГАЗ-21, по линии УМЗ. Логическое развитие модели УМЗ-417, с увеличенным объемом, увеличенными выпускными клапанами (с 36 мм до 39 мм),последние версии 421-го, имеют инжекторную систему подачи топлива. Для понимания, нужно внести ясность, моторы семейства ГАЗ-21 имеют две ветви развития — ЗМЗ и УМЗ. На Заволжском моторном заводе из 21-го был создан ЗМЗ-24, а после и ЗМЗ-402. В Ульяновске на базе двигателя ГАЗ-21 был разработан УМЗ-451, УМЗ-414, УМЗ-417 и последняя версия УМЗ-421. Все эти двигатели значимых конструктивных отличий между собой не имеют. В отличие от ЗМЗ-402 , УМЗ-421 имеет сухие тонкие гильзы (были мокрые) и за счет этого повышенную прочность блока, диаметр цилиндров 100 мм (92мм на 402-м), поршни со смещением пальца на 7мм, вместо устаревшей набивки, которая достала всех владельцев ЗМЗ моторов, теперь применена резиновая манжета и другие более мелкие детали. Глобальных конструкционных изменений нет, все тот же мотор образца 1956 года, немного доведенный до ума. В моторе нет гидрокомпенсаторов и каждые 10.000 км вам нужно регулировать зазоры клапанов, в этом плане мотор не отличается от 402 двигателя.

Модификации двигателя УМЗ 421

1. УМЗ 4218.10 — основной мотор, СЖ 7 под 76 бензин. Мощность 98 л.с. Соответствие экологическим требования Евро-1. Используется на автомобилях УАЗ. 2. УМЗ 4218.10-10 — аналог УМЗ 4218.10, повышенная СЖ до 8.2 под 92 бензин. Мощность 103 л.с. Используется на коммерческих автомобилях УАЗ. 3. УМЗ 421.10 — аналог УМЗ 4218.10. Изменена выпускная система. Используется на автомобилях УАЗ. 4. УМЗ 421.10-30 — аналог УМЗ 4218.10-10. Изменена выпускная система. Используется на автомобилях УАЗ. 5. УМЗ 4213.10-40 — аналог УМЗ-421.10-30, инжектор. Соответствие экологическим требованиям Евро-3. Мощность 117 л.с. Используется на внедорожниках. 6. УМЗ 4213.10-50 — аналог УМЗ-4213.10-40. Используется на грузовых автомобилях. 7. УМЗ 4215.10-10 — аналог УМЗ-4218.10. Используется на автомобилях Газель. 8. УМЗ 4215.10-30 — аналог УМЗ-4218.10-10. Используется на автомобилях Газель. 9. УМЗ 4216.10 — аналог УМЗ 40215.10-30, инжектор, повышенная СЖ до 8.8 под 92 бензин. Мощность 123 л.с. Соответствие экологическим требованиям Евро-3. Используется на автомобилях Газель. 10. УМЗ 42161.10 — аналог УМЗ 4216.10. Мощность 99 л.с. Используется на автомобилях Газель-Эконом. 11. УМЗ 42164.10 — аналог УМЗ 4216.10, другой распредвал. Соответствие экологическим требованиям Евро-4. Мощность 125 л.с. Используется на автомобилях Газель. 12. УМЗ 421647.10 — аналог УМЗ 42164.10, газобензиновый. Мощность 100 л.с. Используется на автомобилях Газель. 13. УМЗ 42167.10 — аналог УМЗ 4216.10, газобензиновый. Мощность 123 л.с. Используется на автомобилях Газель.

Капитальный ремонт двигателей УАЗ 421

Есть несколько симптомов, по которым можно судить о том, что приближается время капитального ремонта. В первую очередь, это повышенный жор масла и топлива. О неисправностях могут свидетельствовать посторонние шумы, сложности с запуском и сизый оттенок выхлопа.

Для проведения капремонта двигатель устанавливается на стенд, для чего его сначала извлекают из моторного отсека. После этого следует полная переборка, замена неисправных деталей, прокладок и расходников. При необходимости производится расточка и хонингование блока цилиндров, шлифовка головки блока. По окончании ремонта силовая установка собирается, возвращается на свое место и проводится тестовый запуск. Во время него выясняется, насколько корректна работа двигателя, и все недочеты сразу же устраняются. После капремонта двигатель должен пройти обкатку в 10 000 км.

предоставляет 185-дневную гарантию на проведенные работы. Вы можете спокойно доверить сотрудникам нашего автосервиса своего железного друга, все наши сотрудники имеют внушительный опыт, а ремонт проводится на профессиональном оборудовании.

Тюнинг двигателя Хантер / Буханка / Газель УМЗ-421

Турбо УМЗ 421. Компрессор

Учитывая автомобили, использующие 421-й движок, атмосферный тюнинг здесь обсуждать нет ни малейшего смысла (представьте себе Газель на дросселях

Интервалы между ТО и особенности ремонта двигателей УАЗ 421


Модифицированный двигатель 421 для УАЗ – замена устаревшему, но все еще надежному мотору УМЗ 417. На этом ДВС применен алюминиевый остов, что позволило не только уменьшить массу силового агрегата, но и увеличить сечение камер. То есть фактически производители повысили срок службы двигателя до рекордных 25000-30000 пробега. Правда, опытные водители настаивают, что с учетом специфики отечественных дорожных покрытий, плановый (частичный) ремонт двигателей УАЗ 421 лучше проводить после 180000-20000 км пробега.

Интересный факт! Первая версия мотора имела существенный дефект – сквозь поры алюминиевого литься протекал антифриз. Причем неисправность относилась к разряду неустранимых и приходилось пропитывать блоки смолой. Более современные модификации УАЗ такого дефекта не имеют, поскольку изменена форма впускного тракта, а герметизация достигается по технологии авиастроения.

Слабые места мотора УАЗ 421

Считать уазовские ДВС этой модели устаревшими, как минимум, неверно. И сегодня с этими двигателями ездят как «буханки», «патриоты», «хантеры» Ульяновского автозавода, так и «Газели», «Соболи» и даже минивэны «Баргузин». Так что ремонт – актуальная потребность для современного пользователя.

Несмотря на все усилия разработчиков, у новой версии движка есть характерные «слабины»:

  • задний сальник коленчатого вала, которому часто необходима замена сальниковой набивки;
  • карбюратор, который на холостом ходу неравномерно подает технические смеси, что приводит к «дерганью» и повышению вибраций транспорта;
  • перегрев мотора за счет проблем с термостатом или помпой.

Мелких дефектов также множество, поэтому готовность к «неотложной помощи» в пути – одно из важнейших требований к водителям, работающих с автомобилями, укомплектованными моторами УАЗ 417.

Регламентированные интервалы профилактического ремонта/обслуживания

Среди плюсов двигателя: надежность, отсутствие дефицита на детали, длительный эксплуатационный ресурс. Впрочем, чтобы «сердце» автомобиля пробежало без поломок отмеренный интервал в 200 тысяч км необходимо обязательно выполнять такие профилактические ремонты:

  • чистка схемного маслофильтра, замена масла каждые 10 тыс. км;
  • регулировка зазоров клапанов через 15 тыс. км пробега;
  • проверка состояния выпускного коллекторного узла, топливопровода, ремня навесного оснащения, свечей каждые 20 тыс. км;
  • обслуживание воздушного и топливного фильтров, вентиляции картера, антифриза, необходимы через 30-40 км;
  • кислородный датчик проверяется после поездок на 60 тыс. км.

По каким причинам может понадобиться ремонт ДВС УАЗ 417


Иногда ремонтно-восстановительные работы необходимо проводить чаще, чем регламентирует руководство по эксплуатации. Причин для внеплановых «процедур» несколько:

  • ранний износ, вызванный некачественным обслуживанием, плохим маслом, неровным дорожным покрытием и пр.;
  • коррозия, которая несмотря на алюминиевый блок возникает из-за нарушений правил хранения или эксплуатации в условиях высокой влажности и химической агрессии (реагентов на дорогах);
  • механические повреждения по причине столкновения, агрессивной манеры езды и пр.;
  • несвоевременное техобслуживание, игнорирование ранних «симптомов» поломок.

Как и любая техника, силовой агрегат требует внимания, заботы и ухода. Не получая их, мотор может износиться раньше времени. Хорошо, если возникшая неисправность несерьезна и устранить ее реально самостоятельно. Если же игнорировать тревожные признаки достаточно долго, велики шансы, что ДВС «заглохнет» в дороге и машину придется эвакуировать в автосервис для капремонта.

Как выполняется ремонт: что можно сделать своими силами и когда необходима помощь специалиста

Самостоятельный демонтаж и ремонт выглядят так:

  • демонтируется АКБ;
  • снимаются воздушный фильтр и карбюратор;
  • отсоединяется приемная труба от выпускного коллектора;
  • выкручиваются свечи, демонтируются провода и трамблер;
  • сливается моторное масло и отсоединяется топливная система;
  • снимаются генератор и стартер, отцепляется сцепление;
  • демонтируются радиатор и патрубки системы охлаждения, впускной и выпускной коллектор.

Вынимать мотор лучше с помощью лебедки. Демонтированный агрегат диагностируют на стенде, выявляя явные и скрытые дефекты. Изношенные детали заменяются, пригодные к работе – промываются, сушатся и используются повторно. Мотор собирается в обратной последовательности и проходит стендовую обкатку для определения дефектов в работе.

Профилактические мероприятия, промывку двигателя и частичную замену деталей при наличии опыта и оборудования можно выполнять своими силами. Если износ велик и требуется капитальный ремонт двигателя УАЗ 417, целесообразно обратиться в автосервис, специализирующийся на ТО транспорта с моторами этой модели.

Двигатель УМЗ 421 2,9 л/98 – 125 л. с.

В двигатель УМЗ 421 заложены конструктивные решения предыдущей серии 417 и мотора ГАЗ 21. Прототип под маркировкой 4218.10 был завершен в 1983 году, однако дорабатывали его еще три года. После чего, конструкторы занялись версией 241.10 с оригинальной формой выпускного тракта.

ДВС УМЗ 421

Затем добавились еще 8 модификаций с увеличенной мощностью, степенью сжатия, дефорсированные, с другим распредвалом, под нормы Евро-4 и два газобензиновых варианта. В итоге, линейка ДВС 421 выпускается по сей день, ею комплектуются грузовые и пассажирские Газели, Соболи, Баргузины и внедорожники Хантер, грузопассажирские УАЗы «Буханки».

Технические характеристики УМЗ 421 2,9 л/98 – 125 л. с.

Изначально в двигателе первой версии 4218.10 антифриз проникал сквозь поры алюминиевого литья блока цилиндров в масло. Протечка была неустранимой, не помогала замена прокладки ГБЦ, поэтому изготовителем была использована пропитка блока смолой по технологии авиастроения, изменена форма впускного тракта, мотор назван 421.10.

Доработанный вариант 421.10

Для повышения крутящего момента на низах и мощности в целом схема двигателя получила два дополнения:

  • резонатор в выпускной системе, расположенный после глушителя;
  • увеличение степени сжатия.

Резонатор выхлопной системы

Этот вариант ДВС обозначен 421.10-30, имеет собственный мануал по ремонту. С завода моторы выходили с 100 мм цилиндрами, что изначально обеспечивало высокий крутящий момент и мощность. Руководство автопроизводителя ГАЗ рекомендует их для установки на Газель, что требует незначительной переделки:

  • радиатор Газели расположен ниже, чем в УАЗиках;
  • вентилятор необходимо сместить;
  • появляется привод с отдельным ремнем.

ДВС для Газели

Дополнительно улучшена система питания, отвода газов из картера, мотор обозначен 4215.10-30. Если расход масла у моделей семейства 421 одинаковый, то топливо может использоваться разное.

Для снижения эксплуатационного бюджета грузовика и микроавтобуса многие Газели и Соболи производитель ГАЗ переводил на бензин А-76. Подобная модификация движка УМЗ под бензин с низким октановым числом была обозначена 4215.10-10.

Затем потребовалась инжекторная версия, но уже для полноприводных УАЗ – микроавтобусы, внедорожники, грузовики и грузопассажирские авто. Ею стал движок 4213.10. распредвал здесь чугунный, а не стальной, как в карбюраторных моторах. Для Газелей таким ДВС стал 4216.10 с измененным приводом вентилятора.

УМЗ 421 инжектор

Эта серия 421 стала последней у производителя УМЗ с нижним распредвалом. Уже для следующего поколения 429.10 высокооборотных ДВС распредвал перенесен внутрь ГБЦ, то есть расположен сверху.

В таблицу собраны основные технические характеристики мотора УМЗ 421:

смешанный цикл 11 л/100 км

маховик – 70 – 88 Нм

болт сцепления – 60 Нм

крышка подшипника – 120 Нм (коренной) и 60 Н м (шатунный)

В таблице приведено описание параметров базовой карбюраторной версии 4218.10. В других моторах используется другое навесное оборудование, изменены схемы выпускного и впускного тракта, системы впрыска.

Особенности конструкции

  • впервые у данного производителя использованы сухие гильзы внутри блока цилиндров;
  • поршневой палец смещен вверх на 7 мм;
  • резиновое уплотнение задней опоры коленвала вместо набивки шнуром;
  • усилия на боковые поверхности поршня снижены за счет увеличения на 7 мм длины шатуна;

Система охлаждения

Чтобы выполнить капитальный ремонт собственными силами, достаточно гаражных условий и обычного инструмента без специальных приспособлений.

Перечень модификаций ДВС

Традиционно для Ульяновского моторного завода руководство разрабатывает моторы сериями. Основным двигателем стал 4218.10 с характеристиками – Евро-1, мощность 98 л. с., степень сжатия 7 единиц. В семейство движков УМЗ 421 вошло несколько модификаций:

  • 4218.10-10 – карбюраторный, для адаптации под бензин АИ-92 степень сжатия увеличена до 8,2, мощность увеличена до 103 л. с.;
  • 421.10 – карбюраторный, новая конструкция выпускного тракта;
  • 421.10-30 – карбюраторный, выпускной коллектор другой конструкции;
  • 4213.10-40 – инжектор для УАЗ, Евро-3, мощность 117 л. с.;
  • 4213.10-50 – инжектор для УАЗ, Евро-4;
  • 4215.10-10 – карбюратор под А-76;
  • 4215.10-30 – карбюраторный, под АИ-92;
  • 4216.10 – инжекторный, под АИ-92 для Газелей, Евро-3, степень сжатия 8,8, мощность 123 л. с.;
  • 42164.10 – инжектор под Газель, мощность 99 л. с.;
  • 42164.10 – инжекторный, для Газели, Евро-4, мощность 125 л. с., новый распредвал;
  • 421647.10 – газобензиновый вариант мощностью 100 л. с.;
  • 42167.10 – газобензиновый вариант мощностью 123 л. с.

УМЗ 4213.10

УМЗ 4215.10

УМЗ 4216.10

Газобензиновый УМЗ 421647.10

Отличительной особенностью семейства моторов 421 является наличие варианта 4219 для венной техники. В зависимости от того, какое навесное оборудование используется в комплектации ДВС, имеется несколько вариантов 4219.10:

  • 4179.10-01 – под сцепление 254 мм рычажного типа;
  • 4179.10-13 – добавлен ГУР;
  • 4179.10-05 – под диафрагменное сцепление диаметром 240 мм;
  • 4179.10-25 – добавлен насос ГУР.

Военный вариант 4219.10

Моторы имеют одинаковые объемы, задача увеличить мощность здесь не стояла. Нюансом является наличие пускового подогревателя, генератора Г-250, фильтра тонкой очистки бензина и экранирования датчика Р-132 и высоковольтного оборудования по заказу МО РФ.

Плюсы и минусы

Традиционно для любого семейства движков самым слабым является базовая версия, в данном случае, 4218.10. Недостатками мотора являются:

  • низкое качество металлообработки;
  • протечки ОЖ, масла из блока, ГБЦ и смешивание рабочих жидкостей;
  • морально устаревшая схема ГРМ и привода;
  • повышенный расход ГСМ;
  • регулировка теплового зазора клапанов каждые 15000 пробега.

С другой стороны, плюсов в моторе гораздо больше:

  • заводской тюнинг расточкой цилиндров до 100 мм для увеличения рабочих характеристик;
  • модернизация выпускного такта за счет объединения в единый узел выхлопной трубы, выпускного коллектора и резонатора;
  • возможность произвести капремонт своими руками;
  • форсировка впускного тракта для увеличения мощности;
  • нормальный резинотехнический сальник вместо набивки шнуром на задней опоре коленвала;
  • эксплуатационный ресурс от 250000 км пробега.

Впускной коллектор

Например, конструкторами использована головка блока цилиндров от 417 модели ДВС, а камера сгорания увеличена за счет конструкции поршня, в котором отфрезеровано углубление конусной формы.

Список моделей авто, в которых устанавливался

До 2005 года большинство ДВС Ульяновского моторного завода использовалось несколькими производителями автомашин. Не стал исключением и мотор УМЗ 421, которым комплектовали транспортные средства:

  • внедорожники УАЗ Хантер, Патриот, Барс, 3160,3161;
  • вседорожник Симбир 3162, Тигр 2330;
  • грузовики Пикап, Карго, 39095;
  • микроавтобусы 2206, 3303, 3741, 3909, 3962, Симба 3165;
  • бортовая Газель 3302;
  • грузопассажирская Газель Фермер 33023;
  • рамные автофургоны ГАЗ 2705;
  • микроавтобусы Газель 3221;
  • фургоны и микроавтобусы Соболь 2217;
  • минивэны Баргузин 2217.

Автобус ГАЗ Симба

Для двух заводов характеристики двигателя подошли идеально, однако для Газелей пришлось переносить радиатор с вентилятором по высоте.

Регламент обслуживания УМЗ 421 2,9 л/98 – 125 л. с.

Заявленный пробег в 250 тысяч км двигатель УМЗ 421 сможет пройти только при соблюдении сроков замены расходных материалов и деталей:

  • 10000 км – съемный маслофильтр и моторное масло;
  • 15000 пробега – регулировка зазоров клапанов;
  • 20000 км – выпускной коллекторный узел, топливопровод и рампа, ремень навесного оборудования и АКБ, свечи;
  • 30000 пробега – воздушный фильтр и вентиляция картера;
  • 40000 км – антифриз и топливный фильтр;
  • 60000 пробега – датчик кислородный.

Внутреннее устройство ДВС предусматривает эти сроки между капремонтами, независимо от их количества. Данный регламент не подходит для газобензиновых моторов, им замена требуется чаще.

Обзор неисправностей и способы их ремонта

Благодаря проточкам в поршнях, мотор УМЗ 421 не гнет клапана своими поршнями. Его индивидуальными неисправностями считаются:

Попадание ОЖ в цилиндры и смазкунеисправимый дефект, присутствовал только в первых партиях моторов
Скачки оборотов ХХ и мощностинеобходима очередная регулировка температурных зазоров клапанов
Стук в опорах коленвалазамена выработанных вкладышей

Исчезли проблемы с термостатом, так как здесь использована трехходовая версия от Волги. Часто выходит из строя вискомуфта, предназначенная для регулировки скоростного режима вращения крыльчатки.

Ремонт УМЗ 421

Варианты тюнинга мотора

Поскольку двигатель УМЗ 421 семейства создан для тяжелых грузовиков, минивэнов, вне- и вседорожников, грузопассажирских машин, атмосферный тюнинг механическим способом не имеет смысла даже рассматривать. Зато вполне возможна установка турбины городского спокойного типа. Для этого необходимо выполнить действия:

  • замена штатных форсунок модификациями 440СС от производителя Subaru;
  • переделка впускного коллектора под интеграцию интеркуллера;
  • шлифовка камер сгорания и каналов внутри ГБЦ;
  • ШПГ и валы остаются штатными;
  • вместо объединенного выпускного тракта монтируется прямоточный паук 63 мм в диаметре.

Турбокомпрессор для УМЗ 421

После перепрошивки и настройки тюнинг способен добавить 30 – 50 л. с., движок становится «тракторным», обладает мощным крутящим моментом в нижнем диапазоне оборотов.

Таким образом, базовым в серии производителя УМЗ считается мотор 4218.10 с весьма средним ресурсом из-за дефектов литья блока цилиндров. Зато во всех следующих версиях, не только исправлен этот дефект, но и использованы другие конструкционные решения для повышения характеристик и срока службы.






Разборка и сборка двигателя УМЗ

Снимаем двигатель с автомобиля (см. Снятие двигателя) и очищаем его снаружи от грязи и масла.
Снимаем масляный фильтр и правый кронштейн опоры силового агрегата.
Закрепляем двигатель на стенде за шпильки правого кронштейна опоры.
Вынимаем масляный щуп.

Снимаем крыльчатку вентилятора, ремни привода агрегатов, генератор и стартер.

Ключом «на 24» ослабляем затяжку штуцера и поворачиваем его краном вверх.


Ключом «на 19» отворачиваем кран масляного радиатора.



Окончательно отворачиваем штуцер с клапаном.

…и снимаем датчик указателя давления масла.


Накидной штуцер датчика уплотнен двумя шайбами.



Отворачиваем датчик аварийного давления масла(см. Замена датчиков системы смазки).
Снимаем топливный фильтр тонкой очистки (см. Замена фильтра тонкой очистки топлива).
Снимаем топливный насос (см. Снятие и разборка топливного насоса).
Снимаем датчик-распределитель вместе с приводом и высоковольтными проводами (см. Снятие датчика-распределителя).
Чтобы не потерять болты, гайки и шайбы, после снятия очередной детали…

…наживляем их на свои места (но только там, где это не будет мешать дальнейшей разборке).



Снимаем стартер (см. Снятие стартера).
Снимаем впускной трубопровод и выпускной коллектор (см. Снятие впускного трубопровода и выпускного коллектора).


…и «14» отворачиваем по два болта крепления усилителя и снимаем его.



Переворачиваем двигатель картером вверх. Снимаем вилку выключения сцепления (см. Снятие нажимного и ведомого дисков сцепления). Снимаем маховик (см. Замена задней манжеты коленчатого вала).

Ключом «на 14» отворачиваем два болта верхнего крепления картера сцепления…


…и тем же ключом два средних болта.


Рожковым ключом «на 17» отворачиваем два болта нижнего крепления картера.


Снимаем верхнюю часть картера.


Ключом «на 10» отворачиваем два болта нижней и три болта верхней пластин крепления манжеты и снимаем пластины.



Поворачиваем двигатель в исходное положение и снимаем головку блока цилиндров (см. Снятие головки блока цилиндров).
Поворачиваем двигатель передней частью вверх. Снимаем шкив коленчатого вала со втулкой (см. Замена передней манжеты коленчатого вала).
Снимаем насос охлаждающей жидкости (см. Замена насоса охлаждающей жидкости).

Ключом «на 13» отворачиваем гайку…


…и снимаем крышку коробки толкателей и ее прокладку.


Аналогично снимаем вторую крышку (с маслоотделителем).



На двигателе рабочим объемом 2,5 л…

. вынимаем восемь толкателей клапанов и нумеруем их (либо раскладываем по порядку).



Чтобы гильзы цилиндров не выпадали,…

…фиксируем их приспособлением.



Переворачиваем двигатель поддоном вверх.

Ключом «на 13» отворачиваем 18 гаек крепления поддона.



Если некоторые гайки выворачиваются вместе со шпильками, перед их заворачиванием обезжириваем и смазываем резьбу шпилек и отверстие в блоке анаэробным герметиком.
Под угловыми гайками крепления поддона установлены фигурные шайбы.


Снимаем с поддона переднюю и заднюю части прокладки,…


…а с блока – боковые части прокладки поддона.


Ключом «на 13» отворачиваем три оставшиеся гайки крепления передней крышки блока цилиндров…


…и ключами «на 12» и «14» болт с гайкой крепления крышки.


Снимаем переднюю крышку.


Снимаем прокладку крышки, поддев ее острым инструментом.


Ключом «на 13» отворачиваем две гайки крепления нагнетательной трубы масляного насоса.


Ключом «на 12» отворачиваем два болта крепления насоса к крышке коренной опоры коленчатого вала.



Снимаем масляный насос.

Между трубой и блоком установлена прокладка.


Ключом «на 13» отворачиваем две гайки крепления трубы к насосу.


Снимаем трубу и прокладку.


Ключом «на 12» отворачиваем болт крепления сетки маслозаборника…




Отверткой отгибаем усики стопорных пластин…

…и головкой «на 10» отворачиваем четыре болта, соединяющие крышку с корпусом насоса.



Вынимаем болты.

. и, пометив взаимное положение деталей, снимаем маслозаборник, стараясь не повредить уплотнительную прокладку.


Вынимаем из маслозаборника редукционный клапан с пружиной.


Снимаем с корпуса насоса крышку.


Между корпусом и крышкой установлены регулировочные прокладки.



Собираем насос, смазав моторным маслом его детали и промыв растворителем сетку маслозаборника от отложений.

Снимаем маслоотражатель переднего конца коленчатого вала.


Проворачиваем коленчатый вал двигателя, чтобы отверстия в шестерне распределительного вала оказались напротив головок болтов крепления упорного фланца распределительного вала.



Для замены шестерни распределительного вала.

. ключом «на 17» отворачиваем болт крепления шестерни распределительного вала…


…и снимаем его вместе с шайбами.


Длинной головкой «на 12» через отверстие в шестерне отворачиваем два болта крепления упорного фланца.


Снимаем распределительный вал вместе с шестерней.


Специальным съемником снимаем шестерню с распределительного вала и напрессовываем новую через оправку (например, головкой подходящего диаметра).


ВНИМАНИЕ
При снятии и установке шестерни нельзя наносить удары и прилагать усилия к пластмассовой части, так как возможно ее повреждение.




Чтобы не перепутать толкатели, раскладываем их по порядку или вкладываем в них записки с порядковым номером.

Ключом «на 13» отворачиваем две гайки…


…и снимаем крышку манжеты.



Крышка посажена на герметик, поэтому следует предварительно раскачать ее пассатижами.

Снимаем заднюю манжету.


Головкой «на 15» отворачиваем гайки крышки шатуна.


Легко постукивая по боковым сторонам крышки, стягиваем ее с болтов.


ВНИМАНИЕ
Нельзя снимать крышку, вставляя отвертку или зубило в щель между крышкой и шатуном, так как будут повреждены посадочные плоскости.


При необходимости можно выбить шатунные болты через тонкий бородок из мягкого металла.

Снимаем крышку шатуна вместе с вкладышем.


Вынимаем поршень с шатуном из блока цилиндров.



Аналогично вынимаем поршни остальных цилиндров. Последовательность разборки шатунно-поршневой группы — обратная сборке (см. Сборка шатунно-поршневой группы).

Головкой «на 22» отворачиваем гайки крышек коренных подшипников.


ВНИМАНИЕ
Обязательно кернером помечаем номер каждой крышки и ее положение. При сборке все крышки должны быть установлены только на прежние места.

Слегка постукивая по коренным крышкам,…


…поочередно снимаем их вместе с вкладышами.


Вынимаем коленчатый вал.


Съемником спрессовываем шестерню вместе с упорной шайбой.


При сборке шайбу устанавливаем таким образом, чтобы фаска отверстия была обращена в противоположную сторону от шестерни.


Выбиваем шпонку шестерни из паза на коленчатом валу.


Снимаем упорные шайбы (вкладыши) ограничения осевого перемещения коленчатого вала.


После шлифовки шеек коленчатого вала шестигранником «на 14» или болтом с головкой «на 14» и законтренными гайками выворачиваем заглушки.



Каналы для прохода масла в коленчатом валу тщательно очищаем от отложений и остатков абразива (в случае, если коленчатый вал подвергался перешлифовке). Промываем каналы коленчатого вала керосином, бензином или дизельным топливом и продуваем сжатым воздухом.

Устанавливаем на место заглушки масляных каналов.


Бородком раскерниваем кромки заглушек.



Дальнейшую сборку коленчатого вала проводим в порядке, обратном разборке.

Читайте также: