Ремонт клапана холостого хода тойота

Обновлено: 09.05.2024

Неисправности клапана холостого хода Toyota

Неисправности кхх 4a 5a 7a-fe

Клапан отвечает за обороты двигателя на всех режимах (прогрев, холостой ход, нагрузка). Во время эксплуатации лепесток клапана загрязняется и происходит подклинивание штока. Обороты зависают на прогреве либо на Х.Х.(из-за клина). Тестов на изменение оборотов в сканерах при диагностике по данному мотору не предусмотрено. Оценить работоспособность клапана можно, изменив показания датчика температуры. Ввести двигатель в «холодный» режим. Или, сняв обмотку с клапана, руками покрутить за магнит клапана. Заедание и клин будут ощутимы сразу. При невозможности легко демонтировать обмотку клапана (например, на серии GE)проверить его работоспособность можно подключившись к одному из управляющих выводов и измерив скважность импульсов одновременно контролируя обороты Х.Х. и изменяя нагрузку на двигатель. На полностью прогретом двигателе скважность равна приблизительно 40%,меняя нагрузку (включая электрические потребители) можно оценить адекватное увеличение оборотов в ответ на изменение скважности. При механическом заклинивании клапана, происходит плавное увеличение скважности, не влекущее за собой изменение оборотов Х.Х. Восстановить работу можно очистив нагар и грязь очистителем карбюратора при снятой обмотке.

Неисправности кхх 4a 5a 7a-fe

Неисправности кхх 4a 5a 7a-fe

Для невозможности снятия обмотки установили нестандартный крепёж. Но проблема клина осталась. Теперь если чистить обычным очистителем - вымывается смазка из подшипников (дальнейший результат предсказуем, такой же клин, но уже из-за подшипника). Следует полностью демонтировать клапан с блока дроссельной заслонки и после аккуратно промывать шток с лепестком.

Датчик холостого хода


Эффективная и правильная работа любого автомобильного двигателя может быть возможна только при отсутствии неполадок во всех составляющих его систем. Для обеспечения бесперебойной работы, автомобиль современности оборудован разнообразными датчиками и подсистемами, регулирующими и контролирующими его производительность. Датчик холостого хода Toyota является одним из важнейших элементов стабилизирующих и регулирующих работу двигателя автомобиля.

Датчик или, как его правильно называют инженеры автомеханики – клапан холостого хода, представляет собой небольшой прибор, который входит в состав системы для управления автомобиля. Он выполняет функцию стабилизации оборотов двигателя в режиме холостого хода.

Это небольшое, но очень важное устройство представляет собой небольшой электродвигатель, содержащий специальную конусную иглу. Благодаря работе этого датчика, компьютер, управляющий работой автомобиля, контролирует поступление в двигатель строго определенного количество воздуха необходимого для равномерной работы на холостом ходу. Вычисляется это по изменению размера сечения канала для поступления воздуха.

Клапан холостого хода

Когда двигатель автомобиля Toyota прогрет до определенной температуры, датчик поддерживает определенные обороты в режиме холостого хода. Если уровень нагрева двигателя будет недостаточен, то датчик холостого хода специально увеличит его обороты для лучшего прогрева на более высоких оборотах коленчатого вала. В этом режиме нетерпеливые автолюбители уже могут начинать движение.

Где находится датчик холостого хода и как его заменить

КХХ на дроссельной заслонке

Обычными признаками неисправности клапана холостого хода является крайняя неустойчивость работы двигателя на холостом ходу. В этом случае наблюдаются скачки или провалы при наборе количества оборотов, снижение оборотов при включенной нагрузке, когда они должны бы были только увеличиваться или вообще полная остановка двигателя автомобиля.

Причиной неисправности датчика обычно является его засаленность из-за невысокого качества топливной смеси. При начале работы двигателя компьютер устанавливает клапан в установленное заводом значение. Это и является проблемой, так как машина не в состоянии определить уровень загрязнения клапана и количество на нем различных инородных отложений, которые мешают нормальной работе датчика.

Устранить подобную неисправность может простейшая прочистка или замена датчика холостого хода. Для этого необходимо отсоединить разъем клапана и открутить крепежные болты. Внимание, все эти работы необходимо производить строго при выключенном зажигании. После замены или ремонта устройства необходимо установить его на место. Правильная установка проверяется замером расстояния между конусной иглой и фланцем. В нормальном состоянии оно не должно превышать 23 миллиметра. При установке датчика рекомендуется смазывать уплотнительное кольцо специальным моторным маслом высокого качества.

Toyota Vitz 1.3 RS TYPE › Бортжурнал › Ремонт клапана холостого хода (КХХ) Toyota Vitz 2NZFE

Небольшая пред история.
Начал загораться чек при долгой езде.
Включил диагностический режим на таете
(нужно замкнуть два контакта в диагностическом разъеме)
И начал считать вспышки лампочки чека
вообщем намограло оно мне на дросельнаю заслонку
честно говоря не помню что замыкал и сколько наморгало
это было год назад
Так и ездила жена с иногда появляющемся чеком…
Но тут мне пришлось поездить на её машине пару недель.
Заметил что чек загорается при прогреве
Так же заметил что обороты слишком завышенные на нитралке 1500 на д 900-1000
машина едет сама причем без газа довольно уверенно трогается.
Ну достало меня это дело начал думать и смотреть интернет
Отдельно кхх не продаются даже на разборках.
есть на алиэкспрессе за 1500 но что это будет? хз…
На разборках продают в сборе цена около 5000р да уж.
Как я понял это довольно таки частая проблема с данными кхх
Ну и от безысходности решил разобрать или разломать его к чертям собачьим
По поводу проверки год назад он еще хоть как то реагировал на подучу на него питания
а теперь совсем перестал
срезал верхнюю часть как показано на фото

после надреза (глубоко пилить не нужно до появления белого слоя)
сбил крышечку метким ударом молотком
Начал убирать герметик и искать контакты катушки
нашел их и стал прозвонивать, ничего не звонилось
начал отковыривать аккуратно герметик дальше
там должно быть крепление к медным проводам обмотки катушки
Нашел и понял в чем была проблема
Японцы выбрали способом крепления медных жил к металлическим пластинам опрессовкой
да и еще все в натяге как раз в том месте и отошел провод видимо он сильно передавлен
да и плюс расширение и сужение от температуры сделали свое дело
зачистил медные жилки прозвонил есть сопротивление
(не помню сколько это было 2 недели назад хотел полностью убедится что проблема ушла)
Далее нарастил и припаял провода
Далее замазал все герметиком крышку ставить не стал.
Про режим работы он походу там идет импульсный
так как при подаче питания клапан дергается один раз и всё
а если пульсацией то нормально
Вообщем собрал все проверил
Машина чувствует себя хорошо!
И денежки сэкономил…
Надеюсь эта статья может поможет кому нибудь.

Отчет о ремонте КХХ, со счастливым финалом. *

Расскажу как я на протяжении двух лет боролся с КХХ. Машинка в подписи.
Все началось летом 2008 года, ни стого не с сего при торможении перед светофором двигатель начал спотыкаться, как будто ему резко перекрывали подачу топлива на короткий момент но движок не останавливался, его просто подколбашивало. При нажатии на газ он адекватно реагировал и никаких проблем с динамикой не ощущалось Поначалу происходило это 1-2 раза в день и в течении месяца болезнь прогрессировала и доросла до того что движок иногда стал глохнуть, так как во время провалов обороты доходили до 200. Так как данный косяк проявлялся именно во время остановки машины, и на педаль газа я не давил, то под подозрение сразу попал клапан холостого хода. Начитавшись интернета в концу лета я решил почистить КХХ. Как его чистить в сети куча инфы поэтому рассказывать не буду. После чистки косяк исчез и я на этом успокоился и ездил.
Но через пол года косяк вновь появился и начал прогрессировать так же как и в первый раз и мне оставалось его опять снять и почистить, параллельно греша на фиговый бензин, так как сажи на нем было прилично. Как я и предполагал косяк снова исчез но появился уже через 4 месяца. Пытался менять заправки но ничего не помогало в итоге вернулся на свою, а косяк после чистки начал провялятся все быстрее и быстрее и в итоге дошло что после очередного обслуживания первые симптомы болезни появились ужу через неделю!
К этому времени я уже приобрел переходник OBD2-USB для диагностики ЭБУ. И вот диагностика показала что КХХ в любых режимах работы двигателя стоит на доном месте и отрыт на 39%, то есть его как будто заклинило. После этого грешить на бенз я перестал и решил разобрать КХХ до винтика(хотя его устройство оказалось простое).

На рисунке (КХХ.jpg), который я накидал по памяти (фотика небыло) изображен КХХ, может не совсем точно, но принцип работы не меняется. При неработающем дрыгателе магниты удерживают золотник в полуоткрытом положении. При работе двигателя ЭБУ, посылая короткие импульсы на 2 катушки КХХ, регулирует его положение в зависимости от своих нужд. А вот система пружина + ограничитель нужна для того чтобы золотник не уходил дальше чем полностью закрытое и полностью открытое положение. Это достигается тем что золотник внутри паза ограничителя вращается свободно, а как только он доходит до крайнего положение, то он упирается в стенки паза и далее вступает в действие пружина, которая не дает золотнику провернутся дальше. Все гениальное на простынь!

Теперь перейдем к моему случаю. Сняв КХХ и почистив для начала я решил проверить работают ли на нем катушки. Для этого на центральный вывод разъема подается плюс, и подавая минус на крайние выводы поочередно клапан должен открываться и закрываться полностью. Мои катушки оказались целыми, но я обнаружил что клапан полностью не закрывается где-то на 20-30%. Ну что делать нечего разбираю электропривод клапана, и путем вращения золотника рукой вижу что он упирается в стенки паза ограничителя как раз не доходя эти проценты, а вот силенок продавить пружину у катушки явно нехватает.
Логика размышлений моя такова: началось прогрессировать болезнь 2 года назад, и со временем пружина потихоньку разгибалась (а пружинка действительно разогнулась) видимо во время спотычков ЭБУ давала резкую команду на открытие КХХ и тот в свою очередь принимав крайне открытое положение потихоньку долбил по пружине (вода камень точит) и разогнул ее до такого положения что уже чистка не помогала. Как работал мой клапан показано на рисунке(КХХ1.jpg). К моему удивлению, пружинку я согнул обратно, и она оказалась из довольно мягкого материала и принимала любое положение какое ей задашь. Собрал клапан обратно и отрегулировал положение золотника с помощью двух винтов, поданная напряжение на катушки и контролируя совпадение кромок корпуса с золотником в крайних позициях. Если бы я не согнул пружину, то отрегулировать золотник я бы не смог, так как предел регулировки был намного меньше.

Установил КХХ на машину, завел двигатель прогрел до рабочей температуры о чудо!, холостые обороты поднялись до 800-850, а D+тормоз около 700-750, но и это не все, я уже и забыл за 2 года что при включении габаритов, подогрева зеркал и кондея двигатель накидывает лишних 100 оборотов, до этого ни какой реакции на сие действия небыло.
Снял показания положения КХХ с помощью своей диагностики и убедился что КХХ работает , на скрине (Graf1.jpg) зависимость положения КХХ от оборотов двигателя.

Данный отзыв я пишу через 2 месяца после ремонта, так как хотел убедится, что ремонт помог, пока намеков на болезнь еще небыло и это радует. Придется ли менять КХХ?, я думаю что износ золотника все равно никуда не исчез, и его все равно во временем начнет подклинивать, так как сажи на нем оседает прилично, что не говори а пробег у движка 210 тыр. Данная мера помогла избавится от болезни, но на сколько не знаю, и если обслуживать его придется реже чем раз в пол года, то менять однозначно не буду, поскольку процедура занимает всего час времени.

клапан холостого хода, плавающие обороты двигателя Тойота

клапан холостого хода, плавающие обороты двигателя Тойота


Симптомы:
- при пуске после долгой стоянки иногда холостые были нестабильны (за 3 месяца обладания машиной проявлялось раза четыре, не больше);
- вчера вечером загорелся "check engine", самодиагностика показала код 33 - ошибка клапана холостого хода (КХХ).
При этом на холостых обороты летали самостоятельно от 1200 до 2200

Было два варианта - либо КХХ засран и от этого не дает нормальный сигнал компу, либо электроника в нем умерла. В первом варианте чистка могла решить проблему, во втором - проще было купить новый (


Соответственно, было решено снять и прочистить КХХ, так как ни чего на этом не теряю, а заменить успею всегда


Клапан холостого хода расположен на корпусе дроссельной заслонки, соответственно, наша первая задача - дроссельную снять.
Здесь все просто: ослабляем хомуты на патрубке от воздушного фильтра, снимаем этот патрубок, снимаем с дроссельной малый патрубок, идущий в двигатель. Снимаем тросик педали газа и убираем чтобы не мешал (ослабляем одну гайку, её же затянем обратно, когда будем собирать). Затем откручиваем крепящие дроссельную: сверху две гайки, снизу два болта (обозначены красным на схеме).
Отсоединяем коннекторы от клапана холостого хода и от датчика положения дроссельной заслонки (выделены зеленым на схеме и фото).
Затем отсоединяем патрубок входа антифриза от КХХ (схема), для этого уводим хомут подальше и стягиваем. Держим наготове болт, которым патрубок можно будет заткнуть, иначе из него будет литься антифриз. Теперь дроссельную можно снять с насиженного места, после чего отсоединить второй антифризщный патрубок от КХХ. Готово, несем дроссель на стол Скидываем "–" с аккумулятора - пускай пока обнулится компьютер и сбросятся ошибки.

плавающие обороты двигателя

Откручиваем КХХ от корпуса ДЗ. Смотрим. ДЗ и клапан очень сильно засраны. Шторка клапана не крутится (а должна делать это легко!) от грязи. Нужно чистить.

Для чистки использовал очиститель карбюраторов и ветошь, отмыл с их помощью дроссельную и клапан, все каналы и шторку.

Чтобы прочистить клапан полностью, нужно снять крышечку с коннектором, прикрученную на два шестигранника, дабы иметь возможность вручную крутить шторку клапана (выделена зеленым на рисунке).


ВНИМАНИЕ! ПРИ ОБРАТНОМ СБОРЕ ЭТОЙ ДЕТАЛИ НУЖНО БЫТЬ ПРЕДЕЛЬНО ВНИМАТЕЛЬНЫМ, ИНАЧЕ ОБЛОМАЕТЕ МАГНИТНЫЙ НАКОНЕЧНИК ШТОРКИ И КЛАПАН МОЖНО БУДЕТ ВЫКИНУТЬ - ПРОВЕРЕННО НА СОБСТВЕННОМ ОПЫТЕ. НЕ ПРОИЗВОДИТЕ БЕЗ КРАЙНЕЙ НЕОБХОДИМОСТИ

В общем, дальше все вычищаем как следует, отмываем, проверяем, что шторка стала крутиться легко и свободно, при необходимости добавляем в подшипник шторки капельку WD-40.

После отмывания всё очень аккуратно собирается в обратном порядке . Очень-очень аккуратно! Не сломайте магнитный
наконечник

Проверка клапана холостого хода, без снятия дроссельной заслонки

Для начала регулятор холостого хода (в дальнейшем КХХ), также часто называемый регулятором холостого хода, отвечает за прогревочные обороты при запуске двигателя и холостые обороты на нейтральной передаче, обычно это 700-900 об/мин в зависимости от модели. Расположен под дроссельной заслонкой.

Для чего может потребоваться проверка КХХ:

  • Отсутствие прогревочных оборотов
  • Завышенные обороты на ХХ
  • Нестабильные обороты на ХХ (плавающие обороты)

Возможны две основные причины неправильной работы РХХ:

  1. Сгорела обмотка на катушке КХХ

В этом случае обороты на холостом ходу будут нестабильны, могут отсутствовать прогревочные обороты, так как катушка представляет собой электромагнит, который проворачивает клапан в нужном направлении в зависимости от температуры охлаждающей жидкости двигателя. При обрыве обмотки обычно должен загореться "чек" на панели приборов. Проверить катушку можно любым мультиметром, измерять нужно сопротивление. отсоединив разъем и соединив один щуп с центральным выводом, а второй щуп поочередно с двумя крайними, Сопротивление обмотки должно соответствовать норме для конкретного типа КХХ, например номинальное сопротивление обмотки для Toyota Avensis с двигателем 4A-FE:

2. Забит воздушный канал клапана ХХ или подклинивает его подшипник/втулка (из-за грязи и отложения масла)

Чтобы проверить не подклинивает ли клапан, придется снять катушку КХХ, она крепится она двух винтах. После снятия увидим выступающую часть клапана, которая вращается только на 1/4 оборота по часовой стрелке и обратно, проверяем это, клапан должен легко вращаться без применения усилий с нашей стороны:

Если это не так, и клапан подклинивает или вообще не вращается, то вероятнее всего придется снимать РХХ для чистки и продувки подшипника или втулки (в зависимости от модели), Здесь будьте внимательны, если пользуетесь для чистки растворителем или другой химией не вымойте смазку из подшипника, иначе через небольшой отрезок времени он снова заклинит ( сам подшипник на столько мал. что забить в него смазку практически не возможно ), а втулку не забудьте смазать.

3S-FE регулировка холостого хода

3S-FE является довольно распространенным двигателем, самым массовым в своей серии. Этим мотором оснащались многие модели Toyota (Avensis, Caldina, Carina, Celica, Corona, Nadia и др.) с середины 80-х до начала 2000-х годов. В этом материале разберем работу датчика холостого хода 3S-FE, процедуры демонтажа и чистки, а также некоторые нюансы регулировки клапана холостого хода 3S-FE.

Система холостого хода 3S-FE

Система холостого хода 3S-FE

Датчик (или как его еще называют — клапан) холостого хода на двигателе внутреннего сгорания предназначен для регулировки оборотов двигателя автомобиля во время работы на холостом ходу. Регулировка происходит за счет изменения количества воздуха, поступающего в цилиндры по дополнительному каналу («байпас», обводной канал), минуя закрытую дроссельную заслонку. Количество поступающего воздуха учитывается датчиком массы расхода воздуха. В свою очередь, это информация поступает в блок управления двигателем, который распоряжается подачей соответствующего количества топлива.

Система холостого хода 3S-FE

Таким образом двигатель поддерживает постоянные обороты в режиме ХХ. Пропускная способность канала определяется расположением золотника клапана, который приводится в движение за счет катушек (соленоидов) регулятора ХХ. Создаваемое ими магнитное поле позволяет отклонять золотник на необходимый для нормальной работы мотора угол.

На случай отказа электромагнитного элемента системы предусмотрен механический способ открытия канала. Основными элементами этого механизма являются пружина (биметаллическая спираль) и рычаг клапана. Особые свойства пружины позволяют ей реагировать на температуру жидкости в охлаждающей системе, изменяя свою жесткость. Таким образом происходит изменение положения упора и угол установки золотника. При такой ситуации обороты двигателя на холостом ходу будут повышенными. Получается, пружина дублирует функции датчика холостого хода двигателя 3S-FE, чтобы в случае отказа автомобиль не заглох.

Система холостого хода 3S-FE

Также стоит учитывать, что изменение жесткости пружины вызывается исключительно изменением температуры охлаждающей жидкости. Поэтому в отличие от исправного датчика ХХ, она не может реагировать на подключение в бортовую сеть потребителей. При проверке регулировки данного механизма стоит обратить внимание на обороты (при отключенном разъеме ДХХ они должны составлять 1000-1200 об/мин).

Демонтаж

Чтобы демонтировать на 3S-FE клапан холостого хода, сначала необходимо снять крышку воздушного фильтра, предварительно ослабив хомут и отключив датчик температуры. После — снять патрубок, ведущий к блоку дроссельной заслонки, также ослабив хомут и вытащив трос и шланги.

Система холостого хода 3S-FE

Снять кожух троса, ослабить болты его крепления, после чего снять патрубки охлаждающей жидкости (заниматься демонтажем только на остывшем двигателе!) и шланг «вакуума». Отключить фишки с датчика холостого хода и датчика положения ДЗ, затем откручиваем болты и гайки крепления ДЗ. Наконец, снимаем обмотку датчика холостого хода, а затем и сам клапан (обратите внимание на прокладку, старайтесь ее не повредить).

Чистим клапан ХХ

Для чистки клапана холостого хода 3S-FE понадобятся кисть и обыкновенный «карбклинер» (жидкость для очистки карбюратора). Основным загрязнением клапана является нагар (налет) на внутренней его части. Можно замочить клапан на несколько часов в очистительной жидкости.

Система холостого хода 3S-FE

После процедуры вращение клапана должно быть очень легким и беспрепятственным. Заодно стоит очистить и механизм дроссельной заслонки: разбирать его не стоит. Смочив жидкостью для очистки необходимо аккуратно очистить узел ветошью или зубной щеткой. Сборка осуществляется в обратном порядке. Перед прикручиванием на место на электромагнит стоит нанести тонкий слой герметика.

Настройка

Если обороты автомобиля плавают на холостом ходу, или того больше, автомобиль на ХХ просто глохнет или обороты слишком завышены — стоит задуматься о регулировке датчика холостого хода. Поскольку его работа тесно связанна с БДЗ, начать необходимо именно с него.

Положение ДЗ

Для начала необходимо обратить внимание на зазор между упором привода дроссельной заслонки и упорным винтом. В закрытом положении заслонки зазора не должно быть. Обращаем внимание, что с помощью этот винт не регулирует холостые обороты двигателя, а просто предотвращает износ заслонки.

Система холостого хода 3S-FE

Не удивляйтесь, если обнаружите головку винта спиленной. На многих автомобилях это предусмотрено с завода. Исправная и отрегулированная заслонка двигается плавно, без рывков при старте и не нуждается в дополнительных силах при сдергивании с места.

Датчик положения дроссельной заслонки

Регулировку датчика положения дроссельной заслонки можно произвести не снимая его.

  • ослабляем болты крепления;
  • щупом 0.7 зацепляемся к контактам IDL – E2;
  • слабыми постукиваниями молотком необходимо поймать момент, когда сопротивление по мультиметру будет равно бесконечности (то есть проводимость пропадет);
  • затягиваем болт верхнего крепления датчика, проверяем все по мануалу;
  • затягиваем нижний болт и проводим контрольную проверку всеми щупами по всем контактам.

Стоит отметить, что сопротивление на контактах IDL – E2 само по себе значения не имеет, главное — чтобы оно не превышало допустимый предел по мануалу (2,3 кОм).

Регулировка пружины

На двигателе 3S-FE клапан холостого хода устроен таким образом, что «шторка» может открываться как электромагнитным соленоидом, так и пружиной, без применения электроники. Как уже отмечалось, сделано это для того, чтобы в случае отказа электромеханизма двигатель не заглох, а продолжил свою работу на ХХ.

Для правильного срабатывания пружины необходимо, чтобы она была правильно установлена. Для проверки правильности работы пружинки необходимо отключить фишку датчика холостого хода. При правильной установке двигатель будет поддерживать обороты 1000-1200, а не 700-800, как при работающей электронике. Происходит это из-за неспособности пружины осуществлять регулировку количества подаваемого воздуха в зависимости от нагрузки на двигатель. Таким образом образуется запас мощности на случай включения электрооборудования (света, вентилятора охлаждения и пр.). Соответственно, по мере повышения нагрузки обороты двигателя будут уменьшаться.

Система холостого хода 3S-FE

Пружинка должна быть выставлена таким образом, чтобы без соленоида она поддерживала необходимые 1000-1200 оборотов, никаких хитростей здесь больше нет. Наиболее удобный способ регулировки:

2AZ-FE проблема поддержания ХХ при пуске

2AZ-FE проблема поддержания ХХ при пуске ⇐ Estima, Emina, Lucida, Previa. Бензиновый двигатель

Модератор: Jhonny

Всё руки не доходили описать ремонт клапана ХХ.

Снял я таки дроссельный узел. Всё оказалось не так уж тяжело, даже охлаждающую не пришлось сливать - просто заткнул ключными воротками шланги и всё.
Грязи в этом клапане было хоть лопатой выгребай. Чистил я его час наверное. Сделал фотки на сотовый (если кому понадобится - залью). Машину когда покупал, то от вида воздушного фильтра у меня чуть волосы дыбом не стали- чёрный от копоти - это япония и в земле - это Россия. Вообще диву даюсь какие НОСОРОГИ бывает попадаются, что не могут своевременно фильтра хотябы поменять.
Так вот после капитальной очистки ХХ клапана ни одного отказа больше не было.

У меня два года подряд зимой возникала та же проблема. Вот жду теперь, возникнет ли в этом году.
Симптомы одинаковые: при прогретом, но чуть подостывшем двигателе (зашел в магазин, например) схватывал, глох, потом мог долго не заводиться совсем. Причем по тому, как именно схватывал, было уже понятно, заглохнет или нет. Если обороты сразу вырастали до "пусковых", то будет все ок, а если недотягивали, то, значит, заглохнет. Можно было подхватить газом, но при отпускании, как правило, мотор все равно глох.

В Финляндии год назад заправился, а отъехать от колонки не могу. Барышня прибежала из будки спрашивать, все ли в порядке. Неловко прям за державу было. Пришлось освоить технику включения передачи при удерживании педали газа. Под нагрузкой машина не глохла.

Короче, в первый раз я почистил (в сервисе) ДМРВ (он же клапан ХХ, если я правильно понимаю). Процедура несложная, в тепле можно все аккуратно сделать и самому, особенно, когда уже видел, как это делается. Во второй раз я в Джапавто уже мыл и ДМРВ, и заслонку. Тоже несложно.
И в первом, и во втором случае проблема решилась. Хотя справедливости ради скажу, что как-то после то ли первого, то ли второго ремонта проблема однократно проявилась. Но только один раз.

Клапан холостого хода. Что с ним случилось.

2. Откручиваем хомуты, крепящие резиновый воздуховод к БДЗ и корпусу воздушного фильтра. Снимаем воздуховод.

Особенности: на 7A-FE на воздуховоде смонтирован электровакуумный клапан – необходимо снять с него голубую колодку (2а)

3. Снимаем с маятника дроссельной заслонки тросики привода акселератора и «кик-дауна»

. трубке есть вакуумный клапан., ибо

4. Вытаскиваем из разъема датчика положения дроссельной заслонки колодку (черная, со стороны перегородки двигательного отсека).

5. Вытаскиваем из разъема колодку электромагнита управления клапаном ХХ (серая).

6а. (только для 7А-FE) Откручиваем два болта «на 14» и снимаем скобу крепления тросиков. Если этого не сделать, доступ к левому верхнему болту крепления БДЗ будет затруднен (см.рисунок)

6. Откручиваем два болта «на 14» и две гайки «на 14», крепящие БДЗ к впускному коллектору.

Особенности: на 4S-FE сверху болты, а снизу гайки на шпильках, а на 7A-FE болты крепят правый верхний и левый нижний угол, а шпильки стоят соответственно на левом верхнем и правом нижнем углу. ВНИМАНИЕ! Не пороняйте гайки!

7. Отсоединяем БДЗ от впускного коллектора.

Особенности: на 7A-FE стоит металлическая прокладка, мы её чуть не потеряли – будте внимательны. На 4S-FE прокладка бумажная, как правило уже конкретно убитая или «прикипевшая» к привалочной плоскости БДЗ. На моей машине я её оставил (более-менее выжила после снятия БДЗ), на машине maxx486 она померла при попытке отделить её от привалочной плоскости БДЗ J. Можно обойтись любым высокотемпературным герметиком.

8. Пассатижами разжимаем хомуты, крепящие тосольные шланги и сдвигаем хомуты вниз по шлангам примерно на 3 см. Скорее всего эти шланги никто не снимал еще с завода, и они «прикипели» к патрубкам БДЗ J. Заводим шлицевую отвертку между торцом шланга и металлом БДЗ и проворачиваем отвертку на 90 градусов, действуя ей как рычагом, сдергиваем шланг с патрубка на ширину шлица отвертки. Дальше шланги легко снимаются рукой. Внимание – обязательно прольётся некоторое количество антифриза – не обожгитесь!

9. Снимаем шланг, подводящий к клапану ХХ картерные газы для дожига.

И вот блок дроссельной заслонки у нас в руках. Что же в нем надо чистить и в каком порядке?

Ну, во-первых, можно (но не обязательно) очистить от нагара саму дроссельную заслонку и её камеру. Берем баллончик карбклинера и обильно промываем все, что видно глазу. Карбклинер нормально отъедает сажу, надо только периодически протирать все доступное салфеткой или тряпкой. Когда внешне БДЗ будет выглядеть чистым, можно переходить ко второй части «марлезонского балета» – чистке клапана холостого хода.

Клапан представляет собой крутящийся на двух подшипниках металлический стержень, которым управляют с двух сторон два исполнительных (так их назовём) механизма. С одной стороны это биметаллическая пружинка (которая ведает «прогревочными» оборотами), а с обратной стороны – электромагнитная катушка (с помощью которой ЭБУ «подстраивает» холостые обороты). Основная проблема клапана ХХ – это попадание сажи в сами подшипники, на которых он (клапан) вращается. Подшипники начинают «подклинивать», и…. никаких нормальных холостых оборотов L.
5

Для того чтобы почистить подшипники и ложе клапана, необходимо снять с БДЗ оба эти исполнительных механизма.

10. Откручиваем два болта, крепящих катушку электромагнита, и снимаем электромагнит. Пробуем покрутить клапан рукой вправо-влево на небольшой угол. Угол, на который второй исполнительный механизм позволит прокрутить будет около 10-15 градусов, но этого достаточно, чтобы сделать предварительные выводы о состоянии подшипников. Если клапан будет вращаться с едва слышимым «похрустыванием», то придется снимать и биметаллическую пружинку. Небольшая ремарка: на машине Vigora (7А-FE 1996 года) клапан чистить не пришлось, т.к. даже при неснятой биметаллической пружинке чувствовалось, что он вращается свободно, а на обоих подопытных машинах с 4S-FE 1993 года (моя и maxx486) клапан подклинивал.


11. Наносим ножом (или любым другим острым предметом) две риски по краям фланца биметаллической пружины. Они нужны для того, чтобы при сборке поставить пружину в то положение, в которое её определили на заводе (на правой фотке хорошо видны эти риски).
12. Откручиваем два болта, крепящих пружину и снимаем её.
13. Вытаскиваем пластмассовое переходное колечко.

Пробуем прокрутить освободившийся клапан (со стороны электромагнита) рукой на 360 градусов. Чистый клапан, при вращении пальцем делает на подшипниках несколько оборотов по инерции. Если не получается - льём не жалея карбклинер внутрь БДЗ и непосредственно на подшипники. Задача – вымыть из клапана и подшипников всю сажу и пыль. Наливаем много, чуть ждем, чуть трясем – выливаем. Повторяем несколько раз. Как только клапан начинает свободно и легко вращаться, считаем что цель достигнута, и можно приступать к заключительным операциям.

Для того чтобы правильно собрать БДЗ, надо выставить клапан холостого хода в нужное положение. Как видим из рисунков, биметаллическая пружина позволяет сориентировать клапан только в двух положениях, одно из которых – неправильное. Отличаются эти два положения друг от друга на 180 градусов поворота клапана.

1. Прикидываем на место пластмассовое переходное кольцо пружинки и выставляем клапан соответственно прорези на нем. Убираем кольцо.
2. В этом положении надеваем БДЗ на впускной коллектор. Болты и гайки крепления БДЗ не используем – достаточно просто приложить БДЗ к впускному коллектору.
3. Накидываем все шланги (тосол и дожиг). Шланги можно просто «приткнуть», т.к. давление в них не большое.
4. Подтыкаем на место черную колодку датчика положения дроссельной заслонки.
5. Заводим двигатель и смотрим. Если ошиблись на 180 градусов, то двигатель начинает методично (с периодом в секунду) поднимать и опускать обороты.
6. Крутим клапан рукой (со стороны электромагнита) и ставим его в положение, при котором наблюдаются устойчивые обороты в районе 1000. Точность в этот момент не важна, важен именно факт того, что обороты устойчиво могут держаться в районе тысячи.
7. Крутим клапан на небольшие (1-3 градуса) углы и убеждаемся, что обороты чуть повышаются и понижаются вслед за движением клапана.
8. Глушим двигатель, снимаем шланги, снимаем черную колодку датчика положения дроссельной заслонки.
9. Вытаскиваем БДЗ (не трогая при этом клапан).
10. Ставим на место биметаллическую пластинку на тонкий слой герметика. Фланец ориентируем по ранее нанесенным рискам. Закручиваем болты крепления биметаллической пружинки.
11. Повторяем пункты 2-9, для того, чтобы еще раз убедиться в том, что собрали все правильно. (Если все-таки перевернули клапан, пока снимали, то двиг начнет методично повышать-понижать обороты)
12. Ставим на тонкий слой герметика электромагнитную катушку и слегка притягиваем её болтами.
13. Еще раз прикидываем на место БДЗ (со всеми шлангами, черной колодкой), плюс надеваем еще и серую колодку электромагнитной катушки. Заводим двигатель. Ждем пока биметаллическая пружинка нагреется тосолом и опустит обороты до холостых.
14. Как правило на этом настройка заканчивается, т.к. катушку нельзя повращать на болтах, крепящих её. Однако, при сборке БДЗ на машине maxx486 мы столкнулись с тем, что дырки под болты у него были чуть подразбиты, и катушку можно было чуть-чуть повращать вокруг оси клапана. Таким образом, допускаем, что вращением катушки можно выставить необходимые холостые обороты (750 +- 50), если дырки под болты немного разбиты.
15. Как только необходимые обороты подобраны, затягиваем болты электромагнитной катушки.
16. Сажаем БДЗ на тонкий слой герметика (для 4S-FE) и производим сборку узла в порядке, обратном описанной разборки.

При установке клапана холостого хода произошло следующее: Первый раз сам клапан повернул неправильно обороты прыгали, развернул, обороты устойчиво держались в районе 2000тыс. Заглушил, разобрал, порегулировал крышку бимметрической пружины. С этого момента обороты стали прыгать от 1500 до 2000, при любом положении клапана холостого хода, несколько раз пробовал поворачивать его на 180 градусов, но не помогло теперь в обоих положениях клапана обороты периодически подпрыгивают.
Что я неправильно сделал и как сейчас нормально выставить клапан.
Машина корона бочка, 4s.

Читайте также: