Сапунит двигатель после капитального ремонта ваз

Обновлено: 16.05.2024

Почему сапунит двигатель и что с этим делать

Не понимаете, почему сапунит двигатель? Это означает, что в картере накапливаются отработанные пары, оказывая давление изнутри силовой установки. Такое происходит с любым мотором, в том числе исправным — в последнем случае прорыв газа бывает слабым, и система вентиляции всё автоматически нормализует. А вот на старых, порядком изношенных ДВС, а также при наличии определённых неполадок — клапан со своей функцией не справляется.

Устройство сапуна, где находится

Чтобы лучше понять причины неисправности, полезно разобраться в устройстве узла. Как правило, он выглядит одинаково у всех производителей — в виде двух штуцеров, выходящих из-под маслоуловителя в клапанной крышке. Различают сапун большой и малый.

  1. Первый имеет большое сечение и соединён непосредственно с впускным коллектором.
  2. На втором предусмотрели отверстие в 1-2 мм, которое выходит в систему впуска через систему дросселя. Малый сапун справляется с небольшой частью выхлопных газов.

Большой сапун
Большой сапун

Когда давление в картере возрастает, что характерно для подержанных транспортных средств, через поддон выходит большое количество газов. Картер ДВС непосредственно соединён с верхней частью клапанного механизма особой трубкой. Механизм сапуна уравнивает разность давлений, впуская наружный воздух.

Независимо от расположения, назначение устройства такое же. Примечательно, что клапан имеет добавочный фильтр, не позволяющий грязи, воде и лишним частичкам проникать внутрь ДВС вместе с атмосферным воздухом. Ниже описаны причины, и как устранить образование излишек картерных газов.

Причины, почему сапунит двигатель

Для начала узнаем, почему мотор сапунит. Происходит это по двум основным причинам, которые приведены ниже.

Из косвенных причин выделяют неправильный подбор масла. Некачественное моторное масло парится, выгорает и оставляет отходы. Общее состояние дизельного агрегата при этом неблагоприятное — снижение компрессии, туман под капотом, чрезмерное разряжение во впускном тракте.

Вентиляция картера

Вентиляция отвечает за сброс излишек давления в атмосферу. Вначале её сделали по самому простому принципу — она имела всего одно отверстие с маслоуловителем, во избежание перерасхода смазки. Постепенно рециркуляцию усовершенствовали, и теперь это уже сложная конструкция, где излишки газов сначала поступают к воздушному фильтру, а затем снова в мотор. Есть также автомобили, в которых отработанные пары сразу выводятся в коллектор.

Вентиляция картера
Вентиляция картера

Как бы там ни было, в задачу клапана входит открывание/закрывание системы. Если он повреждается, то стопорит в одном положении, что сразу негативно отражается на работе силового агрегата. Заклинивание дросселя бывает двух видов:

  • открытое, когда некоторая доля пара проходит в полость сгорания, обедняя горючую смесь и вызывая перебои, повышение расхода солярки и пропуски зажигания — особенно плохо это сказывается на современных ДВС;
  • закрытое, когда внутри мотора создаётся высокое давление, масло выдавливается через манжеты и уплотнители — дополнительно загаживаются свечи зажигания, образуется сажа на клапанах, и всё это сопровождается увеличением расхода горючего.

Чтобы проконтролировать работу вентиляции, надо демонтировать лючок маслозаливной горловины. Если неисправности нет, то он легко снимется, а из горловины не будет выплёскиваться смазка или идти сизый дым. Если дизель сапунит, но масло не ест — это нормальный признак, означающий что вся система в порядке.

Поршневые кольца

Износ поршневой группы приводит к увеличению теплового зазора внутри силовой установки. В итоге кольца не обеспечивают должного уплотнения. Из-за этого определённая часть смазки просачивается и попадает в рабочую камеру. Здесь она выгорает вместе с горючим, что приводит к увеличению давления в картере.

Залегание поршневых колец
Залегание поршневых колец приводит к серьезным проблемам

Часто неисправность колец сопровождается миганием «check engine» на щитке приборов. Это легко проверить, замерив компрессию двигателя. Если она покажет меньше 11 единиц, это подтвердит догадку о том, что в одном из цилиндров залегли кольца.

Как устранить неисправность

Если дизель сапунит, что делать? В случае с изношенными кольцами обычно проводят ремонт двигателя. Заменяют кольца, поршни или растачивают цилиндры блока. Конкретный способ устранения определяется на стадии диагностики, когда выявляется точная причина неисправности. Одновременно проверяют ГБЦ — здесь не должно быть поломки втулок или клапанов, иначе замена поршневых элементов ничего не даст.

Клапан вентиляции желательно как можно быстрее прочистить. Часто он забивается грязью, и движок начинает сапунить. Кроме того, выход масла через трубку сопровождается накоплением пыли. Она и зажимает выпускной канал рециркуляции. В конечном счёте, на длительно работающем двигателе создаётся лишнее давление, провоцирующее утечку масла сквозь уплотнительные элементы.

Очистка сапуна проводится в снятом виде. Если он сильно забит продуктами износа, то рекомендуется сразу ставить новое устройство. Перед этим место установки надо тщательно прочистить, чтобы исключить ранее засорение.

Как не стоит делать

Неправильно решать проблему отсоединением вентиляционной трубки картера от клапанной крышки и выводом его под машину — это только крайняя мера, помогающая добраться до гаража или близлежащего сервиса. Дело в том, что шланг начнёт собирать пыль, подсасывая при работе поршней грязный уличный воздух. Такая экономия на полноценном восстановлении системы лишь усугубит ситуацию. Всё может закончиться сложным капремонтом агрегата, так как быстро износится ЦПГ, коленвал и другие узлы.

Каждые 10-15 тыс. километров пробега сапуны желательно осматривать, особенно если машина часто эксплуатировалась вне асфальта. Также обращать на эти детали внимание надо при обнаружении течи масла на ДВС. Делается это путем снятия устройства и осмотра хода крышки. Она должна свободно перемещаться, без залипания.

Почему сапунит дизель

Двигатель в масле и сапунит

Под понятием того, что двигатель сапунит, стоит понимать появление дымления из маслозаливной горловины, течей моторного масла в различных местах, обусловленных конструкцией ДВС (сапун), а также в области расположения многочисленных уплотнений (сальников). Необходимо отметить, что немного сапунить может даже относительно новый дизель или бензиновый мотор.

Дизельный двигатель
Рекомендуем также прочитать статью о появлении стуков в процессе работы дизельного двигателя. Из этой статьи вы сможете узнать о причинах и возможных неисправностях, на которые указывает стук дизельного агрегата на холостом ходу и под нагрузкой.

Дело в том, что часть газов в цилиндре порывается через уплотнительные кольца и попадает в картер двигателя, создавая избыточное давление. Для решения этой проблемы была создана система вентиляции картерных газов.

Почему давления в картере растет

Заметив подтекания масла в подкапотном пространстве и/или снижение уровня масла в картере, необходимо точно определить то, что дизельный двигатель сапунит. Это можно сделать следующим способом. Достаточно открутить крышку маслозаливной горловины на прогретом дизеле. Если вы заметите появление сизого дыма из горловины, тогда проблема очевидна.

Цилиндропоршневая группа и ГБЦ

Цилиндропоршневая группа

Главной причиной того, что дизельный мотор сапунит, выступает износ цилиндропоршневой группы. В процессе эксплуатации ДВС на стенках цилиндров образуются задиры, сами цилиндры постепенно разбиваются и приобретают измененную форму стенок, а также изнашиваются или ломаются поршневые кольца. В результате нагрева тепловые зазоры между поршнем и стенками цилиндров становятся слишком большими.

Если дизельный двигатель сильно изношен, тогда необходим капитальный ремонт, который будет означать расточку цилиндров, замену поршней, колец и т.д. Точное диагностирование проблем ЦПГ требует замера компрессии для определения разброса показателей по цилиндрам.

Двигатель и ГРМ
Рекомендуем также прочитать статью о том, почему дизельный двигатель троит при холодном пуске и/или после прогрева. Из этой статьи вы сможете узнать о причинах и неисправностях, которые нарушают стабильность работы силового агрегата.

В том случае, если дизель не сильно сапунит и неисправность находится только на начальной стадии (износ стенок цилиндров в допустимых пределах), некоторые автомеханики прибегают к способу раскоксовки поршневых колец. Данную меру считают временной, так как дальнейшей продолжительной эксплуатации агрегата после раскоксовки колец ожидать не стоит. Лучшим решением будет замена колец на новые.

Сапунить дизель может также по причине износа клапанов, направляющих втулок, сальников клапанов и т.д. Аналогично неисправностям поршневой и раскоксовке колец, проблемы с ГРМ эффективно устраняются только комплексным ремонтом. Замена одних сальников клапанов продолжительного эффекта не дает.

Система вентиляции картера двигателя

Система вентиляции картера двигателя

Второй в списке основных причин, по которым сапунит дизельный двигатель, является забитая система вентиляции картера. Снижение пропускной способности данной системы по симптомам напоминает износ ЦПГ: повышенный расход моторного масла, дымление дизеля синим дымом и т.д. В ряде случаев удается нормализовать работу мотора и устранить перерасход масла путем очистки сапунов.

Сапунит двигатель: причины и что делать

В этой статье постараемся разобраться в таком вопросе, почему сапунит двигатель, какие могут быть последствия и какие проблемы вылезут наружу при диагностике силового агрегата с подобной неисправностью.

Сразу стоит оговориться, что сапунить может любой, вполне исправный мотор. Это связано с тем, что весь объем сгоревшей топливовоздушной смеси поршневые кольца не в состоянии удержать в цилиндре, и часть воздуха все равно попадет в поддон двигателя. Это в свою очередь создает условия для появления избыточного давления внутри движка, которое будет стараться выдавить масло через сальники и различные соединения, плюс отрицательно скажется на свойствах моторного масла. Но так как на исправном двигателе прорыв газов минимальный, то и давление газов будет минимальным.

Стрелкой отмечен клапан вентиляции картера PCV

Стрелкой отмечен клапан вентиляции картера PCV

Система работает по принципу сапуна (сапун – дыхательный клапан), то есть это такое устройство, которое служит для выравнивания давления в картере с атмосферным.

Схема работы сапуна

Картер двигателя через шланг или металлическую трубку соединен с крышкой клапанов двигателя. При работе мотора, поршня при рабочем ходе создают разряжение, вытягивая в свою очередь воздух из картера, тем самым снимая излишнее давление в поддоне.

Система управляемой вентиляции картера

Система управляемой вентиляции картера

В крышке клапанов устанавливается маслоотделитель, с помощью которого часть масла, попавшая с воздухом из картера, вновь возвращается в поддон.

Помимо основной системы вентиляции картера через сапун, часть воздуха подтягивается еще и через дроссельный узел, соединенный с полостью клапанной крышки. А так как помимо воздуха втягиваются и пары масла, не осевшие в маслоотделителе, то по мере износа поршневой группы, в дроссельной заслонке начинает скапливаться большое количество нагара, вызывая нестабильную работу двигателя.

Причины, почему сапунит двигатель

ЦПГ

Первой очевидной причиной избыточного давления в двигателе является износ цилиндропоршневой группы. По мере эксплуатации происходит естественный износ стенок цилиндров, поршней и поршневых колец, что способствует увеличению прорыва газов в поддон двигателя.

Цилиндро-поршневая группа

Цилиндро-поршневая группа

Система вентиляция картерных газов

Процесс вентиляции подразумевает замкнутый цикл движения картерных газов. То есть из картера через сапун газы попадают в маслоотделитель, где освобождаются от капель масла, захваченного воздухом и через выходящий шланг из крышки клапанов, вновь попадают в воздухозаборник, возвращаясь в камеру сгорания двигателя.

В систему вмонтирован клапан, так называемый КВКГ (клапан вентиляции картерных газов), в задачу которого входит открывать систему вентиляции при возникновении излишнего давления в картере. Он работает только на отсос газов, не пуская их обратно. Клапан оснащен мембраной и имеет два отсека срабатывающих при нормальном и повышенном давлением. Если же клапан по какой-либо причине неисправен, то есть заклинит в открытом или закрытом положении, то это сразу отразится на работе двигателя.

Клапан вентиляции картерных газов PCV

Клапан вентиляции картерных газов PCV

Так при заклинивании в открытом положении, часть картерных газов будет постоянно попадать через отсек с нормальным давлением в камеру сгорания двигателя, обедняя смесь, вызывая перебои в работе мотора (возможны пропуски зажигания) и увеличивая расход топлива. Особенно это отрицательно отразится на инжекторных моторах, последнего поколения, где отвод картерных газов врезается уже после узла дроссельной заслонки.

Когда же клапан заклинит в закрытом положении, то в двигателе создастся высокое избыточное давление и масло будет просто пытаться выдавливаться через сальники и различные соединения. Плюс высокое давление будет выдавливать масло в камеру сгорания забрасывая свечи зажигания, наслаиваясь нагаром на тарелках клапанов и даже выдавливать масло через свечи в свечные колодцы. При сильно высоком давлении возможно даже выдавливание масляного щупа из его канала. Как правило, все это сопровождается повышенным расходом моторного масла и как следствие «голодание» коленвала» и других трущихся пар, что может вывести двигатель из строя.

Следствие сгорания масла в цилиндре, попадавшее через систему вентиляции картерных газов

Следствие сгорания масла в цилиндре, попадавшее через систему вентиляции картерных газов

Способы решения проблемы:

1. Ремонт двигателя

В зависимости от состояния, это может быть просто замена колец, либо замена поршней и поршневых колец ремонтных размеров, что связано с расточкой цилиндров блока.

В ГБЦ не должно быть износа направляющих втулок и самих клапанов, в противном случае замена маслосъемных колпачков не решит проблему.

2. Очистка клапана, замена мембраны либо самого клапана вентиляции с прочисткой всей системы вентиляции (бывает полностью забитой грязевым нагаром);

Патрубок системы вентиляции картера

Патрубок системы вентиляции картера

3. Очистка маслоотделителя.

Маслоотделитель

Маслоотделитель

Как проверить состояния вентиляции картера

На заведенном двигателе необходимо снять крышку маслозаливной горловины на крышке клапанов. При исправном двигателе крышка легко снимется, из горловины не будут выплескиваться брызги масло или идти сизый дым. Если и проскочит две-три капельки масла, это нормально и значит поршневая группа, как и система вентиляции картерных газов исправна.

Снять крышку маслозаливной горловины

Снять крышку маслозаливной горловины

В противном случае при открытии крышки будет разбрызгиваться масло, воздух будет сапунить и возможно появление выхлопа, как из выхлопной трубы.

Как не стоит решать проблему

Вроде бы решить проблему можно отсоединив шланг вентиляции картера от крышки клапанов и выведя его минуя двигатель под машину. Однако в этом случае шланг вентиляции помимо выброса газов будет являться пылесборником, так как при ходе всасывания поршней, будет подхватывать воздух с улицы. Такая экономия, на решении проблемы. Может закончится быстрым износом как ЦПГ, коленвала и сложным и дорогостоящим ремонтом двигателя. Подобная мера может быть допустима в крайнем случае, когда нужно добраться до гаража с неблизкого расстояния, а мотор закидывает маслом.

Сапунит двигатель после капитального ремонта ваз

Характеристики и сервис



Часто водители спрашивают, почему сапунит двигатель, причины и последствия этой неисправности. Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать для чего используется в автомобиле сапун. Эта система предназначена для сброса лишнего давления из картера, а также для его вентиляции и отвода образующихся в процессе работы газов.
На первых автомобильных двигателях эта система представляла собой простое отверстие прикрытое сеточкой для избегания потерь масла. В более поздних конструкциях газы выводятся в корпус воздушного фильтра или в выпускной коллектор. Многие проблемы с мотором косвенно связаны именно с ним.

Что это такое?

Почему сапунит двигатель? Причины и последствия проблемы могут быть разнообразными. Для начала следует определиться с симптомами этой неисправности.

Иногда можно наблюдать как из всех открытых отверстий двигателя вырывается дым похожий на выхлопной. Это может происходить через воздушный фильтр, через маслозаливную горловину и так далее. Обычно одновременно с этим происходит повышение расхода масла. Вот это и называется – двигатель сапунит. Это основные симптомы. Иногда из отверстия выстреливает так, что открывается крышка капота. Это происходит при резком нарушении вентиляции картера.

Двигатель работает неустойчиво с перебоями

Эта проблема довольно обширная и требует подробного рассмотрения. Поэтому мы посвятили ей отдельную статью —

Недавно мне достался очередной «тазик» ВАЗ 21074 2003 года выпуска с двигателем 21213 «НИВА». Ребята, которые мне ее пригнали сказали, что идет дым из сапуна и требуется замена маслосъемных колпачков. Но в них ли проблема? И почему идет дымный туман с сапуна? Я решил разобраться более детально.

Из теории «сапун — это устройство, через которое ёмкость сообщается с атмосферой для поддержания равенства давлений. Например, в двигателях внутреннего сгорания сапун служит для уравнивания внутреннего давления картера с внешним при нагреве-остывании механизма, а также при изменении атмосферного давления. При превышении давления в полости картера над наружным из картера через неплотности соединения может выдавливаться масло, а при понижении давления — внутрь подсасывается наружный воздух, содержащий пыль.» Википедия. Картер это закрытая емкость и сапун очень важный элемент. В двигателях ВАЗ применяется принудительная система вентиляции картера закрытого типа. Именно поэтому шланг сапуна выведен в корпус воздушного фильтра, а не просто в атмосферу. Причины для этого две. Первое — это экология. Повторное сжигания с всасываемым воздухом газов, масла, бензина и воды. Второе — очистка воздуха при образовании вакуума в картере. По этому поводу много споров о правильности подвода шлангов в воздушный корпус, т.к. холостые «проваливаются», начинают плавать. Способы решения данной проблемы я напишу в следующей статье. Сейчас же попробуем разобраться в причинах дымного тумана. Схема вентиляции картера ВАЗ:

Подводя итог можно собрать воедино рассуждения. Дымный туман из сапуна это неисправность в первую очередь цилиндро-поршневой группы и замена маслосъемных колпачков данную проблему кардинально не решит. Также, подключение напрямую шланга сапуна к корпусу воздушного фильтра приведет к засорению системы впуска.

что бы избежать этого многие просто опускаю шланг сапуна на землю и забывают про это.

но я сделал следующую модификацию, благодаря интернету, и не стал опускать шланг:

1) В сам сапун поместил диск (сделанный мной, с отверстиями. Рис. 1)

2) Забил деревянную заглушку в кастрюлю, где идёт отверстие к карбюратору.

3) Просверлил маленькие по диаметру отверстия 7 шт. напрямую от крепления шланга к кастрюле в кастрюлю.

4)Поставил в кастрюлю пламягаситель.

1) Шланг на месте (придирок на техосмотре нет. )

Читать дальше: Срок оплаты штрафа гаи

2) Карбюратор не засоряется всяким маслом и дрянью, летящей из картера.

3) Раз в 2-3 месяца нужно просто заменить воздушный фильтр в кастрюле.

4) Картерные газы перерабатываются карбюратором и не загрязняют окружающую среду.

Часто водители спрашивают, почему сапунит двигатель, причины и последствия этой неисправности. Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать для чего используется в автомобиле сапун. Эта система предназначена для сброса лишнего давления из картера, а также для его вентиляции и отвода образующихся в процессе работы газов.

На первых автомобильных двигателях эта система представляла собой простое отверстие прикрытое сеточкой для избегания потерь масла. В более поздних конструкциях газы выводятся в корпус воздушного фильтра или в выпускной коллектор. Многие проблемы с мотором косвенно связаны именно с ним.

Причины

Они могут быть связаны как с системой вентиляции картера, так и с проблемами в самом движке:

  • Загрязнение системы вентиляции;
  • Залегание колец;
  • Проблемы с цилиндропоршневой группой.

Как видите, этот симптом может указывать на самые проблемы. Пути решения у всех вариантов разные. Для более точного указания причины обязательно пройдите диагностику двигателя.


Система вентиляции

Пожалуй, это самая опасная проблема. Если во всех остальных случаях это являлась следствием неисправности, то здесь проблема может привести к серьезной поломке.

Чуть выше рассказывалось о «выстреле» из сапуна, это и есть последствия засора вентиляции. Забившееся вентиляционное отверстие не обеспечивает своевременный сброс давления

образующегося в картере двигателя. В один не очень прекрасный момент происходит резкий выброс газов через засор в фильтре. Трубка, соединяющая сапун с коллектором вылетает с резким хлопком. Чем изрядно пугает водителя и окружающих людей.

Причем это самый простой вариант. Бывали случаи, когда газами разрывало клапанную крышку, ломало детали двигателя, вырывало поддон.

В связи с этим, обязательно при первых признаках проблемы, промойте

систему вентиляции картера. Сделать это можно, добавив в масло специальную присадку. Она устранит засор в фильтре сапуна. Также можно руками его разобрать и промыть фильтр самостоятельно в бензине.


Двигатель дымит

Обычно из выхлопной трубы выходит небольшое количество дыма. Однако иногда наступают моменты, когда из вашей шестерки может буквально повалить густой дым. Чтобы понять, в чем проблема, нужно обратить внимание на его цвет.

  • Прозрачный цвет. Прозрачный или слегка белый дым, который практически незаметен. Это даже не дым, а скорее – пар. Он возникает из за того, что система еще не прогрета. Особенно часто это заметно зимой после того, как автомобиль целую ночь простоял во дворе. В этом нет ничего страшного. После прогрева системы пар практически исчезнет.
  • Черный цвет. Выглядит это явление довольно пугающе. Одной из причин может быть обыкновенная перегрузка мотора большим весом. Попробуйте разгрузить багажник, если вы поместили в него что-то особенно тяжелое. Однако чаще всего такой проблемы у владельцев Ваз 2106 не возникает в виду малогабаритности транспортного средства. Поэтому обратите также внимание на то, как протекает процесс смесеобразования. Скорее всего в двигатель поступает слишком много топлива. В результате не только появляется черный дым, но и возрастает расход топлива. Попробуйте поменять воздушный фильтр. Также нужно замерить компрессию. Проверьте, в каком состоянии находятся цилиндры, а также правильно ли работают датчики контроля мотора. Проверьте свечи зажигания – возник ли на них черный налет, что может свидетельствовать о необходимости произвести ремонт двигателя.
  • Белый цвет. В отличии от прозрачного дыма, описанного выше, этот дым имеет густой белый оттенок, не исчезает по мере прогревания двигателя. Он свидетельствует о том, что есть неисправность в системе охлаждения. Это верный признак того, что нужно срочно принимать меры, ведь поломка может привести к капитальному ремонту мотора. Проверьте свечи – не возник ли на них налет, подобный тому, что возникает на чайнике из за накипи. Если это произошло, значит в цилиндры попадает вода.
  • Голубоватый цвет. Причинами этого явления могут быть разные поломки. Например, можно проверить исправность маслосъемных колпачков. Если они повреждены, то масло может протекать и попадать в неработающий двигатель. Также придется проверить и маслосъемные кольца. Из за их износа масло может течь в цилиндры в излишнем количестве.

Читать дальше: Чем отличаются дисковые тормоза от барабанных

Здесь мы перечислили лишь наиболее частые причины возникновения излишков дыма. Если эта информация не помогла, нужно обратиться в сервисный центр.

Залегание колец

Частой причиной такого явления является проблема с поршневыми кольцами. При этом часть отработанных газов попадает в картер двигателя. Газы при повышенном давлении начинают искать выход. В итоге можно увидеть вылетающий из всех щелей выхлоп. Одновременно с этим наблюдается повышение расхода масла. Часть его выдавливает через щуп

, другая часть, попадая в камеру сгорания, выгорает вместе с топливом. По сути, эта причина является следствием неисправности.

Часто о такой проблеме может говорить загоревшийся «чек» на приборной панели. Все дело в изменении состава отработанных газов. Поэтому при совпадении таких показаний на приборной панели и сапунения двигателя следует сразу проверять состояние двигателя. Для этого проверьте компрессию. Если хоть в одном «котле» показатель меньше 11 очков, то придется разбирать мотор и устранять неисправность.


Сняв поршни, нужно осмотреть кольца. Возможно они просто залегли

. Для устранения проблемы снимите кольца. Делать это нужно очень аккуратно, сломав одно кольцо вам, придется покупать весь комплект. Сняв их, обработайте внутреннюю поверхность наждачной бумагой. Возьмите пару полотен по металлу, скрепите их между собой и удалите коррозию из канавок. После чего поставьте кольца на место (следите, чтобы замки не располагались друг над другом) и проверьте, как они поместятся в цилиндр. Если поршень с кольцами там болтается, то придется ставить новые кольца.

Цилиндропоршневая группа

. Проблема есть, но это не связанно с вентиляцией и кольцами? Скорее всего, у машины повреждены гильзы цилиндров. Для устранения неисправности следует отшлифовать цилиндры и установить новые поршня, имеющие ремонтные размеры.

. Иногда водители сталкиваются с непонятным дымом, появляющимся из двигателя. Обычно вместе с этим наблюдается повышенный расход масла. Вот поэтому многие автолюбители и задаются вопросом, почему сапунит двигатель. Причиной этого явления могут быть проблемы с повышенным износом некоторых деталей мотора, а в качестве последствий можно получить капитальный ремонт .




Двигатель перегревается

Стоит отметить, что карбюраторный движок сталкивается с этой проблемой гораздо реже, чем инжекторный. Даже в жаркие летние дни он хорошо держит температуру и не превышает 96 градусов. Почему греется двигатель?

Почему гонит масло через сапун

Симптомы забитого сапуна – замасливание внешней поверхности блока цилиндров в области ведущего из картера патрубка и масляного щупа, корпуса воздушного фильтра или дроссельной заслонки. Обычно такая проблема возникает из-за несвоевременного обслуживания системы вентиляции картерных газов или в случае когда двигатель интенсивно выкидывает масло через сапун. Последнее может быть признаком серьезных неполадок, в том числе критического износа деталей цилиндропоршневой и клапанной группы.


Утечка из-за банального засорения патрубка и маслоотделителя также опасна, так как приводит к нарушению работы системы смазки мотора. Обо всех основных последствиях и причинах выброса масла из сапуна и способах предупреждения этого явления расскажем в этой статье.

Почему масло выходит через сапун

Попадание масла в сапун в небольшом количестве не является признаком неполадок. Одной из функций этого узла, является именно отделение взвешенных частиц масла, содержащихся в картерных газах и возвращение их в двигатель. Основное назначение сапуна – сброс избыточного давления в подпоршневом пространстве блока цилиндров путем отвода смеси водяных и топливных паров во впускной коллектор.


Сапун в системе вентиляции картерных газов

Чтобы проще было понять, почему гонит масло через сапун или щуп, кратко разберем устройство и принцип действия системы вентиляции картерных газов.

Конструкция может несколько отличаться в зависимости от модели, однако всегда включает в себя три основных элемента – корпус, маслоотделитель (маслоотражатель) и один или два патрубка. В некоторых автомобилях сапун дополнительно оснащается клапаном, открывающимся при достижении определенного давления в картере или разряжения во впуске.

Гибкий патрубок может соединять вывод из картера со впускным коллектором, корпусом воздушного фильтра двигателя и карбюратором (напрямую, через корпус фильтра или клапанную крышку) или воздушным патрубком перед дроссельной заслонкой. Маслоотражатель может размещаться в корпусе сапуна, в отдельном корпусе, а также под клапанной крышкой, если отвод воздуха во впуск организован из-под неё.

Дополнительно функцию маслоуловителя выполняет встраиваемый в патрубок пламегаситель в виде спиральной проволоки или сетки.

Общий принцип действия у всех систем один и тот же: картерные газы поступают в камеру сгорания непосредственно через впуск или карбюратор, а содержащееся в них масло – под клапанную крышку или в картер.


Масло в впускном коллекторе попавшее через сапун


Маслоуловитель забитый шламом

Если система вентиляции функционирует неправильно, объем картерных газов или содержание в них масляных частиц слишком велико, двигатель выкидывает масло через сапун в избыточном объеме, оно полностью не отделяется маслоотражателем и попадает во впускной коллектор и карбюратор вместе с газами.

Симптомы неисправности системы вентиляции картера

    авто при работе двигателя;
  • повышенный расход топлива и масла;
  • следы масла на корпусе и патрубке сапуна снаружи или вблизи них;
  • дым из маслозаливной горловины при откручивании крышки;
  • засорение жиклеров карбюратора, замасливание корпуса воздушного фильтра, дроссельного узла и внутренностей впускного коллектора;
  • выдавливание масла через прокладки, сальники, отверстие щупа.

Причины, по которым кидает масло через сапун, прокладки и сальники

При сильно забитом сапуне создается настолько высокое давление в подпоршневом пространстве, что масло из картера может выдавить даже через контрольное отверстие для щупа, сальники и прокладки двигателя. Поэтому при первых признаках неисправности нужно установить причины выброса масла через сапун. Основные неполадки и их последствия перечислены в таблице ниже.

Причина выброса масла Почему это происходит Последствия
Критический износ поршневых колец, реже прогорание клапана или поршня Газы из камеры сгорания прорываются в подпоршневое пространство. Система вентиляции не справляется с увеличившимся объемом. Падение компрессии, заметное снижение мощности двигателя, трудности с запуском, троение, выдавливание масла через уплотнители.
Износ маслосъемных колпачков В камеру сгорания попадают излишки масла, забиваются канавки поршневых колец. Из-за неплотного прилегания клапанов к седлам газы проникают в надклапанное пространство, создавая избыточное давление и нарушая работу системы вентиляции картера. Повышенный расход масла, образование нагара на тарелках клапанов и седлах, замасливание свечей, прогорание клапанов, ускоренный износ поршневых колец.
Засорение маслоотражателя Из-за засора не отделяются масляные частицы, содержащиеся в картерных газах, в результате чего они вместе с парами попадают во впуск. Замасливание воздушного фильтра, жиклеров карбюратора, дроссельной заслонки, ухудшение работы двигателя вследствие нарушения состава топливовоздушной смеси.
Забившийся патрубок сапуна Масло выбрасывается вместе с картерными газами в результате увеличения давления в картере из-за невозможности его сброса через сапун. Выдавливание масла через отверстие щупа, прокладку поддона, сальник коленвала и другие уплотнения. Возможен срыв патрубка с вывода сапуна или проникновение газов через образовавшиеся в нем трещины.
Вышедший из строя клапан сапуна Из-за заклинивания клапана не происходит сброс давления при его увеличении свыше допустимых пределов. Выдавливание масла через уплотнители из-за нерабочей системы вентиляции, троение, ухудшение работы двигателя из-за избыточного давления в подпоршневом пространстве.
Забитый воздушный фильтр Из-за сниженной пропускной способности фильтра происходит подсос вместе с частицами масла из системы вентиляции картерных газов. Замасливание жиклеров карбюратора, дроссельной заслонки (в инжекторных моделях), нарушение состава топливовоздушной смеси.
Превышен уровень масла Избыток масла вместе с газами попадает в сапун, маслоотделитель не справляется с их отводом. Быстрое засорение маслоотделителя, образование сгустков масла в шланге, попадание его во впускной коллектор.

Диагностика и устранение причин

При возникновении проблемы, когда двигатель выкидывает масло через сапун, проведите осмотр впускной системы, вентиляции картера и сделайте диагностику двигателя. Чтобы устранить последствия и причину, начните с воздушного фильтра и его корпуса. Забившийся фильтрующий элемент заменяем, замасливание на узлах устраняем очистителем.


Диагностика почему выдавило масло через сапун: видео

  1. Проверьте уровень масла в двигателе, предварительно заглушив его и выждав минимум 15 минут. Уровень не должен превышать максимальной отметки на щупе более чем на 5 мм. Лишнее масло необходимо откачать через отверстие щупа.
  2. Осмотрите систему вентиляции картера на предмет отсутствия трещин и засоров в патрубке, сгустков масла в маслоотделителе, проверьте работоспособность клапана PVC (при наличии). Загрязнения удаляются путем промывки сольвентом, бензином, соляркой или керосином. Вышедшие из строя элементы подлежат замене.
  3. Диагностируем состояние двигателя. В первую очередь выкручиваем и осматриваем свечи. Наличие черного глянцевого налета однозначно указывает на избыток масла в камере сгорания. Последовательно измеряем компрессию в цилиндрах.

Разброс между цилиндрами не должен превышать 1 бар. Снижение компрессии указывает на негерметичность камеры сгорания из-за прогорания клапана, поршня, износа или залегания поршневых колец. Если компрессия в норме, но есть следы замасливания в камере, необходимо проверить маслосъемные колпачки.

Как почистить сапун?

Для чистки сапуна нужно отсоединить патрубок, демонтировать с двигателя и разобрать корпус, извлечь маслоотделитель и клапан (если имеется). Все детали промыть бензином, керосином или соляркой, удалив масляные отложения. Просушить и собрать в обратном порядке.

Если дымит сапун нужно срочно ремонтировать двигатель ЯМЗ

В настоящее время мы перебираем двигатель ЯМЗ-238ДЕ2 на тягаче МАЗ-543205-226 который мы купили в составе сцепки за 350 000 рублей в марте 2020 года . Основной причиной переборки двигателя являлось то, что он "сапунил", то есть из специального устройства в крышке головки блока цилиндров, выравнивающего давление картера с атмосферой, называемого "сапун" выходил характерный дым, похожий на дым из выхлопной трубы.

Картер относится к системе смазки двигателя внутреннего сгорания и в нем всегда присутствует взвесь масла. Если двигатель работает в штатном режиме, то давление в картере двигателя практически не изменяется, а "сапун" один из элементов защиты двигателя от повышения давления газов в картере двигателя при возникновении неисправности в одной или нескольких системах двигателя.

Что же может быть причиной выхода газов из сапуна двигателя ЯМЗ-238 ? Возможны всего две причины и связаны они с устройство самого двигателя и проходящих в нем процессов сжигания топлива, охлаждения и смазки:

  • прорыв выхлопных газов через клапана, кольца поршней, трещины
  • прорыв охлаждающей жидкости в картер

Итак, какие же неисправности связаны с каждой из перечисленных причин. Первая причина - это прорыв отработанных газов в систему вентиляции двигателя при потере герметичности камеры сгорания и связана со следующими неисправностями:

  • прогорела прокладка головки блока цилиндров в сторону отверстий под штанги толкателей клапанов и газы прорываются под клапанную крышку
  • залегание поршневых колец
  • прогорел поршень двигателя
  • задиры, царапины и износ поверхности гильз цилиндров
  • повреждение направляющей втулки клапана или износ выпускного клапана
  • трещины в блоке цилиндров или в головке блока или её деформация

Вторая причина - это прорыв охлаждающей жидкости в систему смазки двигателя, связана со следующими неисправностями:

  • прорыв прокладки головки блока от каналов охлаждения в сторону отверстий под штанги толкателей, охлаждающая жидкость просачивается в картер
  • нарушение герметичности стаканов форсунок
  • нарушение герметичности уплотнительных колец гильзы цилиндров
  • трещина в гильзе цилиндра
  • трещины в блоке цилиндров, деформация или трещины в головке блока цилиндров, а также кавитационные повреждения посадочных мест под гильзы цилиндров

Когда происходят небольшие просачивания, течи и прорывы жидкости и газов, то возможно эксплуатация двигателя, но необходимо готовиться к переборке двигателя для предотвращения более критичных повреждений. Дым из сапуна является первым звоночком владельцу о необходимости ремонта двигателя, что мы собственно и сделали.

В нашем случае мы выявили следующие неисправности:

  • при замене стаканов форсунок некоторые уплотнительные кольца были повреждены, также под стаканом стояли более толстые медные шайбы
  • разбухание резиновых кавитационных колец гильз и повреждение резиновых уплотнительных колец гильз двигателя
  • кавитационная раковина в месте уплотнительных колец гильзы 8 цилиндра
  • направляющая втулка выпускного клапана 4 цилиндра отломана, а втулка впускного клапана просела на 5 мм
  • одеревенение резины маслосъёмных колпачков клапанов, при этом несколько колпачков полностью разрушены

Таким образом, разобрав двигатель и поменяв все дефектные детали, мы обезопасили себя от более дорогостоящего ремонта в дальнейшем. Также смотрите видео на YouTube в котором мы перебираем двигатель и с какими проблемами сталкиваемся, в нем мы устраняем некоторые из перечисленных неисправностей.

Приятного просмотра мой Цифровой друг ! !!

Дизель сапунит но масло не ест



Часто водители спрашивают, почему сапунит двигатель, причины и последствия этой неисправности. Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать для чего используется в автомобиле сапун. Эта система предназначена для сброса лишнего давления из картера, а также для его вентиляции и отвода образующихся в процессе работы газов.
На первых автомобильных двигателях эта система представляла собой простое отверстие прикрытое сеточкой для избегания потерь масла. В более поздних конструкциях газы выводятся в корпус воздушного фильтра или в выпускной коллектор. Многие проблемы с мотором косвенно связаны именно с ним.

Что это такое?

Почему сапунит двигатель? Причины и последствия проблемы могут быть разнообразными. Для начала следует определиться с симптомами этой неисправности.

Иногда можно наблюдать как из всех открытых отверстий двигателя вырывается дым похожий на выхлопной. Это может происходить через воздушный фильтр, через маслозаливную горловину и так далее. Обычно одновременно с этим происходит повышение расхода масла. Вот это и называется – двигатель сапунит. Это основные симптомы. Иногда из отверстия выстреливает так, что открывается крышка капота. Это происходит при резком нарушении вентиляции картера.

Двигатель работает неустойчиво с перебоями

Эта проблема довольно обширная и требует подробного рассмотрения. Поэтому мы посвятили ей отдельную статью —

Недавно мне достался очередной «тазик» ВАЗ 21074 2003 года выпуска с двигателем 21213 «НИВА». Ребята, которые мне ее пригнали сказали, что идет дым из сапуна и требуется замена маслосъемных колпачков. Но в них ли проблема? И почему идет дымный туман с сапуна? Я решил разобраться более детально.

Из теории «сапун — это устройство, через которое ёмкость сообщается с атмосферой для поддержания равенства давлений. Например, в двигателях внутреннего сгорания сапун служит для уравнивания внутреннего давления картера с внешним при нагреве-остывании механизма, а также при изменении атмосферного давления. При превышении давления в полости картера над наружным из картера через неплотности соединения может выдавливаться масло, а при понижении давления — внутрь подсасывается наружный воздух, содержащий пыль.» Википедия. Картер это закрытая емкость и сапун очень важный элемент. В двигателях ВАЗ применяется принудительная система вентиляции картера закрытого типа. Именно поэтому шланг сапуна выведен в корпус воздушного фильтра, а не просто в атмосферу. Причины для этого две. Первое — это экология. Повторное сжигания с всасываемым воздухом газов, масла, бензина и воды. Второе — очистка воздуха при образовании вакуума в картере. По этому поводу много споров о правильности подвода шлангов в воздушный корпус, т.к. холостые «проваливаются», начинают плавать. Способы решения данной проблемы я напишу в следующей статье. Сейчас же попробуем разобраться в причинах дымного тумана. Схема вентиляции картера ВАЗ:

Подводя итог можно собрать воедино рассуждения. Дымный туман из сапуна это неисправность в первую очередь цилиндро-поршневой группы и замена маслосъемных колпачков данную проблему кардинально не решит. Также, подключение напрямую шланга сапуна к корпусу воздушного фильтра приведет к засорению системы впуска.

что бы избежать этого многие просто опускаю шланг сапуна на землю и забывают про это.

но я сделал следующую модификацию, благодаря интернету, и не стал опускать шланг:

1) В сам сапун поместил диск (сделанный мной, с отверстиями. Рис. 1)

2) Забил деревянную заглушку в кастрюлю, где идёт отверстие к карбюратору.

3) Просверлил маленькие по диаметру отверстия 7 шт. напрямую от крепления шланга к кастрюле в кастрюлю.

4)Поставил в кастрюлю пламягаситель.

1) Шланг на месте (придирок на техосмотре нет. )

Читать дальше: Клинят тормоза ваз 2110

2) Карбюратор не засоряется всяким маслом и дрянью, летящей из картера.

3) Раз в 2-3 месяца нужно просто заменить воздушный фильтр в кастрюле.

4) Картерные газы перерабатываются карбюратором и не загрязняют окружающую среду.

Часто водители спрашивают, почему сапунит двигатель, причины и последствия этой неисправности. Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать для чего используется в автомобиле сапун. Эта система предназначена для сброса лишнего давления из картера, а также для его вентиляции и отвода образующихся в процессе работы газов.

На первых автомобильных двигателях эта система представляла собой простое отверстие прикрытое сеточкой для избегания потерь масла. В более поздних конструкциях газы выводятся в корпус воздушного фильтра или в выпускной коллектор. Многие проблемы с мотором косвенно связаны именно с ним.

Причины

Они могут быть связаны как с системой вентиляции картера, так и с проблемами в самом движке:

  • Загрязнение системы вентиляции;
  • Залегание колец;
  • Проблемы с цилиндропоршневой группой.

Как видите, этот симптом может указывать на самые проблемы. Пути решения у всех вариантов разные. Для более точного указания причины обязательно пройдите диагностику двигателя.


Система вентиляции

Пожалуй, это самая опасная проблема. Если во всех остальных случаях это являлась следствием неисправности, то здесь проблема может привести к серьезной поломке.

Чуть выше рассказывалось о «выстреле» из сапуна, это и есть последствия засора вентиляции. Забившееся вентиляционное отверстие не обеспечивает своевременный сброс давления

образующегося в картере двигателя. В один не очень прекрасный момент происходит резкий выброс газов через засор в фильтре. Трубка, соединяющая сапун с коллектором вылетает с резким хлопком. Чем изрядно пугает водителя и окружающих людей.

Причем это самый простой вариант. Бывали случаи, когда газами разрывало клапанную крышку, ломало детали двигателя, вырывало поддон.

В связи с этим, обязательно при первых признаках проблемы, промойте

систему вентиляции картера. Сделать это можно, добавив в масло специальную присадку. Она устранит засор в фильтре сапуна. Также можно руками его разобрать и промыть фильтр самостоятельно в бензине.


Двигатель дымит

Обычно из выхлопной трубы выходит небольшое количество дыма. Однако иногда наступают моменты, когда из вашей шестерки может буквально повалить густой дым. Чтобы понять, в чем проблема, нужно обратить внимание на его цвет.

  • Прозрачный цвет. Прозрачный или слегка белый дым, который практически незаметен. Это даже не дым, а скорее – пар. Он возникает из за того, что система еще не прогрета. Особенно часто это заметно зимой после того, как автомобиль целую ночь простоял во дворе. В этом нет ничего страшного. После прогрева системы пар практически исчезнет.
  • Черный цвет. Выглядит это явление довольно пугающе. Одной из причин может быть обыкновенная перегрузка мотора большим весом. Попробуйте разгрузить багажник, если вы поместили в него что-то особенно тяжелое. Однако чаще всего такой проблемы у владельцев Ваз 2106 не возникает в виду малогабаритности транспортного средства. Поэтому обратите также внимание на то, как протекает процесс смесеобразования. Скорее всего в двигатель поступает слишком много топлива. В результате не только появляется черный дым, но и возрастает расход топлива. Попробуйте поменять воздушный фильтр. Также нужно замерить компрессию. Проверьте, в каком состоянии находятся цилиндры, а также правильно ли работают датчики контроля мотора. Проверьте свечи зажигания – возник ли на них черный налет, что может свидетельствовать о необходимости произвести ремонт двигателя.
  • Белый цвет. В отличии от прозрачного дыма, описанного выше, этот дым имеет густой белый оттенок, не исчезает по мере прогревания двигателя. Он свидетельствует о том, что есть неисправность в системе охлаждения. Это верный признак того, что нужно срочно принимать меры, ведь поломка может привести к капитальному ремонту мотора. Проверьте свечи – не возник ли на них налет, подобный тому, что возникает на чайнике из за накипи. Если это произошло, значит в цилиндры попадает вода.
  • Голубоватый цвет. Причинами этого явления могут быть разные поломки. Например, можно проверить исправность маслосъемных колпачков. Если они повреждены, то масло может протекать и попадать в неработающий двигатель. Также придется проверить и маслосъемные кольца. Из за их износа масло может течь в цилиндры в излишнем количестве.

Читать дальше: Какой разгон у формулы 1

Здесь мы перечислили лишь наиболее частые причины возникновения излишков дыма. Если эта информация не помогла, нужно обратиться в сервисный центр.

Залегание колец

Частой причиной такого явления является проблема с поршневыми кольцами. При этом часть отработанных газов попадает в картер двигателя. Газы при повышенном давлении начинают искать выход. В итоге можно увидеть вылетающий из всех щелей выхлоп. Одновременно с этим наблюдается повышение расхода масла. Часть его выдавливает через щуп

, другая часть, попадая в камеру сгорания, выгорает вместе с топливом. По сути, эта причина является следствием неисправности.

Часто о такой проблеме может говорить загоревшийся «чек» на приборной панели. Все дело в изменении состава отработанных газов. Поэтому при совпадении таких показаний на приборной панели и сапунения двигателя следует сразу проверять состояние двигателя. Для этого проверьте компрессию. Если хоть в одном «котле» показатель меньше 11 очков, то придется разбирать мотор и устранять неисправность.


Сняв поршни, нужно осмотреть кольца. Возможно они просто залегли

. Для устранения проблемы снимите кольца. Делать это нужно очень аккуратно, сломав одно кольцо вам, придется покупать весь комплект. Сняв их, обработайте внутреннюю поверхность наждачной бумагой. Возьмите пару полотен по металлу, скрепите их между собой и удалите коррозию из канавок. После чего поставьте кольца на место (следите, чтобы замки не располагались друг над другом) и проверьте, как они поместятся в цилиндр. Если поршень с кольцами там болтается, то придется ставить новые кольца.

Цилиндропоршневая группа

. Проблема есть, но это не связанно с вентиляцией и кольцами? Скорее всего, у машины повреждены гильзы цилиндров. Для устранения неисправности следует отшлифовать цилиндры и установить новые поршня, имеющие ремонтные размеры.

. Иногда водители сталкиваются с непонятным дымом, появляющимся из двигателя. Обычно вместе с этим наблюдается повышенный расход масла. Вот поэтому многие автолюбители и задаются вопросом, почему сапунит двигатель. Причиной этого явления могут быть проблемы с повышенным износом некоторых деталей мотора, а в качестве последствий можно получить капитальный ремонт .




Двигатель перегревается

Стоит отметить, что карбюраторный движок сталкивается с этой проблемой гораздо реже, чем инжекторный. Даже в жаркие летние дни он хорошо держит температуру и не превышает 96 градусов. Почему греется двигатель?

Читайте также: