Схема охлаждения двигателя опель астра g

Обновлено: 07.05.2024

Схема охлаждения двигателя опель астра g

Система охлаждения двигателя


Типичная схема функционирования системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания

Все модели рассматриваемых в настоящем Руководстве автомобилей оборудованы работающей при избыточном давлении системой охлаждения двигателя с термостатическим управлением циркуляцией рабочей жидкости. Водяной насос закреплен на блоке двигателя и обеспечивает прокачку охлаждающей жидкости сквозь охладительный тракт последнего. Поток жидкости омывает районы расположения каждого из цилиндров в блоке, после чего направляется в заднюю часть двигателя. Проложенные в литье блока и головки цилиндров охладительные каналы обеспечивают интенсивное охлаждение впускных и выпускных портов, районов установки свечей зажигания и направляющих втулок выпускных клапанов (см. иллюстрацию Типичная схема функционирования системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания).

С момента запуска двигателя система охлаждения проходит через три режима функционирования: на первом этапе, пока температура охлаждающей жидкости не поднялась выше определенного значения, она циркулирует по малому кругу из рабочего контура которого исключен радиатор. По мере дальнейшего прогрева жидкости открывается тарельчатый клапан включенного в тракт системы возкозаполненного термостата и в контур циркуляции включается радиатор. Далее, по достижении температурой охлаждающей жидкости очередного контрольного значения, срабатывает термочувствительный датчик-выключатель, обеспечивающий активацию вентилятора системы охлаждения, нагнетаемый которым дополнительный воздушный поток в значительной мере повышает эффективность функционирования теплообменника радиатора.

Система охлаждения имеет герметичную конструкцию и плотно закрыта крышкой радиатора, способной выдерживать определенное избыточное давление, что обеспечивает повышение точки кипения охлаждающей жидкости и, соответственно, эффективности теплоотвода через радиатор. При превышении внутренним давлением в системе некоторого определенного значения, подпружиненная тарелка вмонтированного в крышку радиатора предохранительного клапана приподнимается над своим седлом, обеспечивая перетекание избытка охлаждающей жидкости по соединительной (переливной) трубке в расширительный бачок. По мере остывания системы жидкость автоматически возвращается из бачка в радиатор.

Доливание охлаждающей жидкости в систему производится через горловину расширительного бачка (см. Главу Текущее обслуживание), который одновременно выступает также в роли ресивера, аккумулирующего в себе вытесняемый из радиатора избыток жидкости.

Ввиду перечисленных особенностей конструкции, такая система охлаждения получила название замкнутой, поскольку в ней исключены какие-либо функциональные потери рабочего тела.

Системы отопления и вентиляции салона

Основными компонентами системы отопления салона являются 4-скоростной электрический вентилятор и теплообменник, помещенные в коробчатый кожух отопителя, закрепленный под панелью приборов автомобиля. Теплообменник посредством резиновых шлангов соединен с системой охлаждения двигателя (см. иллюстрацию Типичная схема функционирования системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания). Блок управления функционированием отопителя/ кондиционера воздуха вмонтирован в панель приборов автомобиля. Разогретая в двигателе охлаждающая жидкость циркулирует через теплообменник отопителя, отдавая свое тепло заполняющему кожух воздуху. При включении отопления салона происходит открывание пластинчатой заслонки, в результате чего внутренний объем кожуха отопителя соединяется с объемом салона. При включении вентилятора крыльчатка последнего начинает прогонять подаваемый в салон воздух через теплообменник, обеспечивая его интенсивный разогрев.

Подача воздуха в салон осуществляется через дефлекторы лицевого уровня (два центральных и два боковых), сопла ножных колодцев и дефлекторы обдува ветрового стекла. На моделях Zafira дополнительно организован подвод воздуха в заднюю часть салона через дефлекторы, установленные в задней части центральной консоли.

Правила пользования элементами управления функционированием систем отопления, вентиляции и кондиционирования подробно см. Руководство по эксплуатации.

Система кондиционирования воздуха


Принцип функционирования системы кондиционирования воздуха

В состав системы кондиционирования входят установленный впереди радиатора конденсатор, расположенный рядом с теплообменником отопителя испаритель, закрепленный на блоке двигателя компрессор, и фильтрующий ресивер-осушитель (аккумулятор), оборудованный редукционным клапаном высокого давления. Все компоненты соединены между собой рефрижераторными линиями (см. иллюстрацию Принцип функционирования системы кондиционирования воздуха).

Вентилятор прогоняет поступающий в салон воздух сквозь теплообменник испарителя, работающий в режиме, обратном режиму функционирования радиатора. Прокачиваемый через теплообменник хладагент закипает и, испаряясь, отбирает у воздуха избыток тепла. Температура внутри салона при этом снижается до требуемого комфортного значения (по выбору оператора). Компрессор поддерживает циркуляцию хладагента в системе, прокачивая разогретую жидкость через конденсатор, где она охлаждается и поступает обратно в испаритель.

Правила пользования элементами управления функционированием систем отопления, вентиляции и кондиционирования подробно см. Руководство по эксплуатации.

Старайтесь избегать попадания антифриза на открытые участки кожи и лакокрасочное покрытие кузовных панелей. Случайные брызги следует без промедления смыть обильным количеством чистой воды. Ни в коем случае не оставляйте слитую из двигателя или свежую охлаждающую жидкость хранящимися в открытой таре. Следы пролива сразу же собирайте ветошью. Помните, что сладковатый запах антифриза способен привлечь внимание детей и животных. Попадание даже незначительного количества охлаждающей жидкости в пищеварительный тракт живого организму чревато самыми серьезными последствиями, вплоть до летального исхода.

Opel Astra J

Система охлаждения двигателя жидкостная (с принудительной циркуляцией жидкости), герметичная, с расширительным бачком.

Систему заполняют жидкостью на основе этиленгликоля (антифризом), не замерзающей при температуре окружающей среды до –40 °С.

Порядок замены охлаждающей жидкости описан в подразделе Замена охлаждающей жидкости.

Не рекомендуется заполнять систему охлаждения водой, так как в состав антифриза входят антикоррозионные и антивспенивающие присадки, а также присадки, препятствующие отложению накипи.

Охлаждающая жидкость токсична! Избегайте вдыхания ее паров и попадания на кожу. Своевременно устраняйте нарушение герметичности системы охлаждения, чтобы избежать попадания паров охлаждающей жидкости в салон автомобиля при его эксплуатации. Ваше здоровье дороже, чем новый патрубок системы охлаждения или тюбик герметика!

Система охлаждения двигателя показана на рис. 1 на примере двигателя А16 XER.


Рис. 1. Элементы системы охлаждения:

1 – водораспределительная труба; 2 – отводящий шланг обогрева дроссельного узла; 3, 5 – шланги к радиатору отопителя; 4 – термостат; 6 – жидкостный шланг расширительного бачка; 7 – расширительный бачок; 8 – пробка расширительного бачка; 9 – пароотводящий шланг расширительного бачка; 10 – отводящий шланг радиатора; 11 – электровентилятор; 12 – радиатор системы охлаждения; 13 – конденсор системы кондиционирования; 14 – подводящий шланг радиатора

Системы охлаждения остальных двигателей устроены практически аналогично, различие состоит в расположении элементов системы. Кроме показанных на рисунке элементов, в систему входят выполненная в отливке рубашка охлаждения двигателя, окружающая стенки цилиндров в блоке, камеры сгорания и газовые каналы в головке блока, а также радиатор отопителя салона.

Нормальный тепловой режим двигателя определяется температурой охлаждающей жидкости, которая поддерживается автоматически с помощью термостата в диапазоне 90–100 °С.


Радиатор 12 (см. рис. 1) с вертикальным потоком жидкости, с трубчатоленточной алюминиевой сердцевиной и пластмассовыми бачками. В нижней части правого бачка находится сливной кран. В бачках выполнены подводящий и отводящий патрубки шлангов к водяной рубашке двигателя, а также патрубок шланга, соединяющего радиатор с расширительным бачком.


Расширительный бачок 7 служит для компенсации изменяющегося объема охлаждающей жидкости в зависимости от ее температуры. Бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы. На его стенки нанесена метка «KALT/COLD» для контроля уровня охлаждающей жидкости, сверху расположена наливная горловина, герметично закрытая пластмассовой пробкой 8 с двумя клапанами внутри (впускным и выпускным), собранными в едином блоке. Выпускной клапан открывается при давлении 140–150 кПа (1,4–1,5 кгс/см 2 ), обеспечивая повышение температуры начала закипания охлаждающей жидкости и предупреждая интенсивное парообразование. При охлаждении жидкости ее объем уменьшается и в системе создается разрежение. Впускной клапан в пробке открывается при разрежении около 3 кПа (0,03 кгс/см 2 ) и пропускает воздух в расширительный бачок.

Исправность клапанов пробки очень важна для нормальной работы системы охлаждения, но часто при возникновении проблем (закипание охлаждающей жидкости и т.д.) автолюбители обращают внимание только на работу термостата, забывая проверить клапаны. Негерметичность выпускного клапана приводит к снижению температуры закипания охлаждающей жидкости, а его заклинивание в закрытом состоянии — к аварийному повышению давления в системе, что может вызвать повреждение радиатора и шлангов.


Водяной насос центробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения, установлен на передней поверхности блока цилиндров и приводится во вращение поликлиновым ремнем привода вспомогательных агрегатов. В насосе установлены закрытые подшипники, не нуждающиеся в пополнении смазки. Насос ремонту не подлежит, при отказе (течь жидкости или повреждение подшипников) его заменяют в сборе.


Термостат 4 с твердым термочувствительным наполнителем поддерживает нормальную рабочую температуру охлаждающей жидкости и сокращает время прогрева двигателя. Он установлен в алюминиевом корпусе на модуле термостата. При температуре охлаждающей жидкости до 80 °С термостат полностью закрыт и жидкость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. При температуре 80 °С термостат начинает открываться, а при 95 °С отрывается полностью, обеспечивая циркуляцию жидкости через радиатор.


Модуль термостата, в пластмассовом корпусе которого расположен датчик температуры охлаждающей жидкости и может быть установлен (в зависимости от комплектации) клапан регулировки подачи жидкости в радиатор отопителя, установлен на заднем торце головки блока цилиндров (для наглядности показано на снятой головке блока цилиндров). К модулю присоединена водораспределительная труба 1 и шланги 3, 5 радиатора отопителя.


Электровентилятор 11 с пластмассовой семилопастной асимметричной крыльчаткой обеспечивает продувку радиатора воздухом на небольших скоростях движения автомобиля в основном в городских условиях или на горных дорогах, когда встречный поток воздуха недостаточен для охлаждения радиатора.

Для повышения эффективности работы вентилятор установлен в кожухе и прикреплен к нему в трех точках через резиновые подушки. Кожух, в свою очередь, прикреплен к радиатору 12 В четырех точках.

Управляет электровентилятором блок управления двигателем, получающий информацию о температуре охлаждающей жидкости от датчика температуры охлаждающей жидкости, расположенного в корпусе термостата.

В систему охлаждения с помощью шлангов 3 и 5 включен радиатор отопителя салона.

Табл. 1. Возможные неисправности системы охлаждения, их причины и способы устранения

Opel Astra H (Family) / Руководство


Система охлаждения двигателя жидкостная (с принудительной циркуляцией жидкости), герметичная, с расширительным бачком.

Систему заполняют жидкостью на основе этиленгликоля (антифризом), не замерзающей при температуре окружающей среды до -40 °С.

Примечание

Порядок замены охлаждающей жидкости описан в подразделе Замена охлаждающей жидкости.

Предупреждения

Не рекомендуется заполнять систему охлаждения водой, так как в состав антифриза входят антикоррозионные и антивспенивающие присадки, а также присадки, препятствующие отложению накипи. Охлаждающая жидкость токсична! Избегайте вдыхания ее паров и попадания на кожу.

Своевременно устраняйте нарушение герметичности системы охлаждения, чтобы избежать попадания паров охлаждающей жидкости в салон автомобиля при его эксплуатации. Ваше здоровье дороже, чем новый патрубок системы охлаждения или тюбик герметика!

Система охлаждения двигателя показана на рис. 1 на примере двигателя Z 18 XER.

Рис. 1. Элементы системы охлаждения: 1 - водораспределительная труба; 2 - отводящий шланг обогрева дроссельного узла; 3,5- шланги к радиатору отопителя; 4 - термостат; 6 - жидкостный шланг расширительного бачка; 7 - расширительный бачок; 8 - пробка расширительного бачка; 9 - пароотводящий шланг расширительного бачка; 10 - отводящий шланг радиатора; 11 - электровентилятор; 12 - радиатор системы охлаждения; 13 - теплообменник системы кондиционирования; 14 - подводящий шланг радиатора.

Системы охлаждения остальных двигателей устроены практически аналогично, различие состоит в расположении элементов системы. Кроме показанных на рисунке элементов, в систему входят выполненная в отливке рубашка охлаждения двигателя, окружающая стенки цилиндров в блоке, камеры сгорания и газовые каналы в головке блока, а также радиатор отопителя салона.

Нормальный тепловой режим двигателя определяется температурой охлаждающей жидкости, которая поддерживается автоматически с помощью термостата в диапазоне 90-100 °С.

Радиатор 2 (рис. 2) с вертикальным потоком жидкости, с трубчато-ленточной алюминиевой сердцевиной и пластмассовыми бачками.

В нижней части правого бачка находится сливной кран 3. В бачках выполнены подводящий и отводящий патрубки шлангов к водяной рубашке двигателя, а также патрубок шланга, соединяющего радиатор с расширительным бачком.

Рис. 2. Радиатор, теплообменник и электровентиляторы системы охлаждения и кондиционирования: 1 - электровентилятор системы охлаждения; 2 - радиатор системы охлаждения; 3 - кран для слива охлаждающей жидкости; 4 - соединитель радиаторов; 5 - теплообменник системы кондиционирования; 6 - конденсатор системы кондиционирования; 7 - электровентилятор системы кондиционирования.

Расширительный бачок 7 (см. рис. 1) служит для компенсации изменяющегося объема охлаждающей жидкости в зависимости от ее температуры.

Бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы. На его стенки нанесены метка «KALT/COLD» для контроля уровня охлаждающей жидкости, сверху расположена наливная горловина, герметично закрытая пластмассовой пробкой 8 с двумя клапанами внутри нее (впускным и выпускным), собранными в едином блоке. Выпускной клапан открывается при давлении 140-150 кПа (1,4-1,5 кгс/см 2 ), обеспечивая повышение температуры начала закипания охлаждающей жидкости и предупреждая интенсивное парообразование. При охлаждении жидкости ее объем уменьшается и в системе создается разрежение. Впускной клапан в пробке открывается при разрежении около 3 кПа (0,03 кгс/см 2 ) и пропускает воздух в расширительный бачок.

Примечание

Исправность клапанов пробки очень важна для нормальной работы системы охлаждения, но часто при возникновении проблем (закипание охлаждающей жидкости и т.д.) автолюбители обращают внимание только на работу термостата, забывая проверить клапаны. Негерметичность выпускного клапана приводит к снижению температуры закипания охлаждающей жидкости, а его заклинивание в закрытом состоянии — к аварийному повышению давления в системе, что может вызвать повреждение радиатора и шлангов.

Водяной насос центробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения, установлен на передней поверхности блока цилиндров и приводится во вращение поликлиновым ремнем привода вспомогательных агрегатов (двигатели Z 14 ХЕР и Z 18 XER) или зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма (двигатели Z 18 XER, Z 20 LER и Z 20 LEH). В насосе установлены закрытые подшипники, не нуждающиеся в пополнении смазки. Насос ремонту не подлежит, при отказе (течь жидкости или повреждение подшипников) его заменяют в сборе.

Термостат 4 (см. рис. 1) с твердым термочувствительным наполнителем поддерживает нормальную рабочую температуру охлаждающей жидкости и сокращает время прогрева двигателя. Он установлен в алюминиевом корпусе на модуле термостата. При температуре охлаждающей жидкости до 80 °С термостат полностью закрыт и жидкость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. При температуре 80 °С термостат начинает открываться, а при 95 °С отрывается полностью, обеспечивая циркуляцию жидкости через радиатор.

Модуль термостата , в пластмассовом корпусе которого расположен датчик температуры охлаждающей жидкости и может быть установлен (в зависимости от комплектации) клапан регулировки подачи жидкости в радиатор отопителя, установлен на заднем торце головки блока цилиндров (для наглядности показано на снятой головке блока цилиндров). К модулю присоединена водораспределительная труба 1 (см. рис. 1) и шланги 3 и 5 радиатора отопителя.

Электровентилятор 1 (см. рис. 2) с пластмассовой семилопастной асимметричной крыльчаткой обеспечивает продувку радиатора воздухом при небольших скоростях движения Опеля Астры в основном в городских условиях или на горных дорогах, когда встречный поток воздуха недостаточен для охлаждения радиатора.

Для повышения эффективности работы вентилятор установлен в кожухе и прикреплен к нему в трех точках через резиновые подушки. Кожух, в свою очередь, прикреплен к радиатору 2 в четырех точках.

Управляет электровентилятором блок управления двигателем, получающий информацию о температуре охлаждающей жидкости от датчика температуры охлаждающей жидкости, расположенного в корпусе термостата.

На автомобилях Opel с кондиционером как вариант может быть установлен дополни тельный электровентилятор 7, предназна ченный для обдува теплообменника 5 кондиционера. В этом случае для включения электровентиляторов блок управления двигателем дополнительно использует информацию отдатчиков высокого и низкого давления кондиционера.

В систему охлаждения с помощью шлангов 3 и 5 (см. рис. 1) включен радиатор отопителя салона.

Система охлаждения Опель Астра Г

2.6.1 Система охлаждения
Заправка и удаление воздуха из системы охлаждения Проверка герметичности системы охлаждения Замена вспомогательного электродвигателя вентилятора (двигатели 2,0 л) Замена радиатора (двигатели 2,0 л) Снятие и установка насоса охлаждающей жидкости Замена промежуточного охладителя

87099 original 565

2.6.2 Заправка и удаление воздуха из системы охлаждения
Проверка Всегда используйте антифриз 1940650/ 9194431 (красный). Убедитесь в том, что концентрация составляет: 50% воды и 50% антифриза. Антифриз не только защищает всю систему охлаждения от замораживания, но также защищает все омывающиеся охлаждающей жидкостью части от отложений и коррозии. .

87254 original 564

2.6.3 Проверка герметичности системы охлаждения
Проверка Откройте капот. ПРИМЕЧАНИЕ Перед процедурой проверки прогрейте двигатель до рабочей температуры (температура масла – 80 °C). Проверьте уровень охлаждающей жидкости и откорректируйте в случае необходимости. Рис. 2.248 . Установка адаптера для проверки: 1 –.

87311 original 567

2.6.4 Замена вспомогательного электродвигателя вентилятора (двигатели 2,0 л)
Снятие Откройте капот. Отсоедините аккумуляторную батарею. Отсоедините соединение с массой от вывода массы. Рис. 2.249 . Снятие решетки радиатора: 1 – решетка; 2 – заклепки Снимите решетку радиатора, отсоединив 4 заклепки ( рис. 2.249). Отсоедините от передней облицо.

88330 original 572

2.6.5 Замена радиатора (двигатели 2,0 л)
Снятие Откройте капот. Отсоедините аккумуляторную батарею. Отсоедините соединение с массой от вывода массы. Снимите решетку радиатора, отсоединив 4 заклепки. Отсоедините от передней облицовки сверху. Отсоедините 5 зажимов. Прикрепите радиатор к верхним кронштейнам. Поднимите авт.

87730 original 582

2.6.6 Снятие и установка насоса охлаждающей жидкости
Снятие Снимите зубчатый ремень Полностью поднимите автомобиль. Слейте охлаждающую жидкость. Заверните сливной болт. Опустите автомобиль полностью Рис. 2.264 . Крепление насоса охлаждающей жидкости: 1 – насос Снимите насос охлаждающей жидкости, отвернув 3 болта креп.

87913 original 583

2.6.7 Замена промежуточного охладителя
Снятие Снимите радиатор. Рис. 2.265 . Крепление промежуточного охладителя Отсоедините конденсатор от промежуточного охладителя, отверну 3 болта крепления (стрелки на риунке 2.265). Отсоедините вспомогательный жгут проводов вентилятора от охладителя, отсоедините хомут каб.

Система охлаждения

Система охлаждения Опель Астра Н

Рис. 5.5. Элементы системы охлаждения: 1 – водораспределительная труба; 2 – отводящий шланг обогрева дроссельного узла; 3, 5 – шланги к радиатору отопителя; 4 – термостат; 6 – жидкостный шланг расширительного бачка; 7 – расширительный бачок; 8 – пробка расширительного бачка; 9 – пароотводящий шланг расширительного бачка; 10 – отводящий шланг радиатора; 11 – электровентилятор; 12 – радиатор системы охлаждения; 13 – теплообменник системы кондиционирования; 14 – подводящий шланг радиатора.

Система охлаждения Опель Астра Н

Рис. 5.6. Радиатор, теплообменник и электровентиляторы системы охлаждения и кондиционирования: 1 – электровентилятор системы охлаждения; 2 – радиатор системы охлаждения; 3 – кран для слива охлаждающей жидкости; 4 – соединитель радиаторов; 5 – теплообменник системы кондиционирования; 6 – конденсатор системы кондиционирования; 7 – электровентилятор системы кондиционирования.

Система охлаждения двигателя жидкостная (с принудительной циркуляцией жидкости), герметичная, с расширительным бачком.
Систему заполняют жидкостью на основе этиленгликоля (антифризом), не замерзающей при температуре окружающей среды до –40 °С.

Примечание.
Порядок замены охлаждающей жидкости описан в подразделе Замена охлаждающей жидкости Опель Астра h.

Предупреждения.
Не рекомендуется заполнять систему охлаждения водой, так как в состав антифриза входят антикоррозионные и антивспенивающие присадки, а также присадки, препятствующие отложению накипи.
Охлаждающая жидкость токсична! Избегайте вдыхания ее паров и попадания на кожу.
Своевременно устраняйте нарушение герметичности системы охлаждения, чтобы избежать попадания паров охлаждающей жидкости в салон автомобиля при его эксплуатации. Ваше здоровье дороже, чем новый патрубок системы охлаждения или тюбик герметика!

Система охлаждения двигателя показана на рис. 5.5 на примере двигателя Z 18 XER. Системы охлаждения остальных двигателей устроены практически аналогично, различие состоит в расположении элементов системы. Кроме показанных на рисунке элементов, в систему входят выполненная в отливке рубашка охлаждения двигателя, окружающая стенки цилиндров в блоке, камеры сгорания и газовые каналы в головке блока, а также радиатор отопителя салона.
Нормальный тепловой режим двигателя определяется температурой охлаждающей жидкости, которая поддерживается автоматически с помощью термостата в диапазоне 90–100 °С.

Система охлаждения Опель Астра Н

Радиатор 2 (рис. 5.6) с вертикальным потоком жидкости, с трубчато-ленточной алюминиевой сердцевиной и пластмассовыми бачками. В нижней части правого бачка находится сливной кран 3. В бачках выполнены подводящий и отводящий патрубки шлангов к водяной рубашке двигателя, а также патрубок шланга, соединяющего радиатор с расширительным бачком.

Система охлаждения Опель Астра Н

Расширительный бачок 7 (см. рис. 5.5) служит для компенсации изменяющегося объема охлаждающей жидкости в зависимости от ее температуры. Бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы. На его стенки нанесены метка «KALT/COLD» для контроля уровня охлаждающей жидкости, сверху расположена наливная горловина, герметично закрытая пластмассовой пробкой 8 с двумя клапанами внутри нее (впускным и выпускным), собранными в едином блоке. Выпускной клапан открывается при давлении 140–150 кПа (1,4–1,5 кгс/см2), обеспечивая повышение температуры начала закипания охлаждающей жидкости и предупреждая интенсивное парообразование. При охлаждении жидкости ее объем уменьшается и в системе создается разрежение. Впускной клапан в пробке открывается при разрежении около 3 кПа (0,03 кгс/см2) и пропускает воздух в расширительный бачок.

Примечание.
Исправность клапанов пробки очень важна для нормальной работы системы охлаждения, но часто при возникновении проблем (закипание охлаждающей жидкости и т.д.) автолюбители обращают внимание только на работу термостата, забывая проверить клапаны. Негерметичность выпускного клапана приводит к снижению температуры закипания охлаждающей жидкости, а его заклинивание в закрытом состоянии – к аварийному повышению давления в системе, что может вызвать повреждение радиатора и шлангов.

Система охлаждения Опель Астра Н

Водяной насос центробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения, установлен на передней поверхности блока цилиндров и приводится во вращение поликлиновым ремнем привода вспомогательных агрегатов (двигатели Z 14 XEP и Z 18 XER) или зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма (двигатели Z 18 XER, Z 20 LER и Z 20 LEН). В насосе установлены закрытые подшипники, не нуждающиеся в пополнении смазки. Насос ремонту не подлежит, при отказе (течь жидкости или повреждение подшипников) его заменяют в сборе.

Система охлаждения Опель Астра Н

Термостат 4 (см. рис. 5.5) с твердым термочувствительным наполнителем поддерживает нормальную рабочую температуру охлаждающей жидкости и сокращает время прогрева двигателя. Он установлен в алюминиевом корпусе на модуле термостата. При температуре охлаждающей жидкости до 80 °С термостат полностью закрыт и жидкость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. При температуре 80 °С термостат начинает открываться, а при 95 °С отрывается полностью, обеспечивая циркуляцию жидкости через радиатор.

Система охлаждения Опель Астра Н

Модуль термостата, в пластмассовом корпусе которого расположен датчик температуры охлаждающей жидкости и может быть установлен (в зависимости от комплектации) клапан регулировки подачи жидкости в радиатор отопителя, установлен на заднем торце головки блока цилиндров (для наглядности показано на снятой головке блока цилиндров). К модулю присоединена водораспределительная труба 1 (см. рис. 5.5) и шланги 3 и 5 радиатора отопителя.

Система охлаждения Опель Астра Н

Электровентилятор 1 (см. рис. 5.6) с пластмассовой семилопастной асимметричной крыльчаткой обеспечивает продувку радиатора воздухом при небольших скоростях движения автомобиля в основном в городских условиях или на горных дорогах, когда встречный поток воздуха недостаточен для охлаждения радиатора.
Для повышения эффективности работы вентилятор установлен в кожухе и прикреплен к нему в трех точках через резиновые подушки. Кожух, в свою очередь, прикреплен к радиатору 2 в четырех точках.
Управляет электровентилятором блок управления двигателем, получающий информацию о температуре охлаждающей жидкости от датчика температуры охлаждающей жидкости, расположенного в корпусе термостата.
На автомобилях с кондиционером как вариант может быть установлен дополнительный электровентилятор 7, предназначенный для обдува теплообменника 5 кондиционера. В этом случае для включения электровентиляторов блок управления двигателем дополнительно использует информацию от датчиков высокого и низкого давления кондиционера.
В систему охлаждения с помощью шлангов 3 и 5 (см. рис. 5.5) включен радиатор отопителя салона.

Электрическая схема автомобиля OPEL ASTRA

Схема системы охлаждения двигателя


Передние и задний стелоочистители. Омыватели фар авто



Элетросхема стеклоподъемников



Выключатель стоп-сигналов. Выключатель фонарей заднего хода. Панель переключателей наружного освещения. Подсветки панели приборов



Задние комбинированные фонари. Подссветка номерного знака. Стоп-сигнал верхнего уровня



Фары и противотуманные фары Opel Astra



Внутреннее освещение салона. Освещение богажного отделения авто



Общие обозначения на электросхемах

15, 30, 31 Номера соответствующих клемм
5 А, 7,5 А. 80А Номинальная сила тока соответствующих элементов электрической цепи
ABS Антиблокировочная система
АС Кондиционер воздуха
ASP Наружное зеркало заднего вида
AT Автоматическая трансмиссия
BRAIK Выключатель стоп-сигналов
CLS Контактный выключатель
СОМР Компрессор
CTS Датчик температуры охлаждающей жидкости
DWA Устройство противоугонной сигнализации
ЕС Система охлаждения двигателя
ЕСС (NECC) Климат-контроль (без системы климат-контроля)
ЕМР Радио
FB5/ FB6 Предохранители
FE3, FE4.. FE33 Предохранитель, размещенный в монтажном блоке в двигательном отсеке, с соответствующим номером
FR1, FR4. FR37 Предохранитель, размещенный в монтажном блоке в багажном отделении, с соответствующим номером
FFD Двухрожковый клаксон
FH Стеклоподъемник
FIL Подогрев топливного фильтра (дизельные модели)
FNX Фары (кроме ксеноновых)
HEAT Отопитель
HSCAN-H Высокоскоростная шина CAN High (1)
HSCAN-L Высокоскоростная шина CAN Low (0)
HSH Обогреватель заднего стекла
HZG/AC Обогреватель/кондиционер
INS Комбинация приборов
IRL Освещение салона
KSP Топливный насос
KSR Реле топливного насоса
LHD Левостороннее рулевое управление
LMD Лампа подсветки двери
LSL Направленные индивидуальные светильники задних мест
LSW Выключатель освещения
М1С Микрофон
MIR-L/R Наружное зеркало заднего вида (левое/правое)
МК Система охлаждения двигателя
МТА Роботизированная коробка передач
NAC Без кондиционера
PPS Датчик положения педали газа (общее обозначение)
PEDALSEN-D Датчик положения педали газа – дизельные модели
PEDALSEN-P Датчик положения педали газа – бензиновые модели
PEPS Система Open&Start
РР Система помощи при парковке
PU Топливный насос
RAIN Датчик дождя
RC Дистанционное управление
RHD Правостороннее рулевое управление
RSH Обогреватель заднего стекла
SBUL Выключатель фонарей заднего хода
SCC Выключатель центральной консоли
SD Верхний стеклянный люк
SDD Выключатель водительской двери
SLS Выключатель стоп-сигналов
SMP Сборка пепельницы
STA Система Start & Laden
STT Выключатель системы Easytronic
SW-HEAD Сборка переключателей наружного освещения
TEL Телефон
TL Указатели поворота
TWA Система Twin Audio
XNL Ксеноновые фары
WA Стеклоочистители (передние/задний – общее обозначение)
WA-HL Омыватели фар
WI-F Передние стеклоочистители
Wl-В Задний стеклоочиститель
ZV Единый замок

Элементы электрических цепей

А1_А60 Распределительное устройство систем отопления и К/В
А1_Х125 Электронный модуль подкапотного монтажного блока предохранителей
А1_Х131 Электронный модуль салонного монтажного блока предохранителей
А2_Х131 Электронный модуль тягово-сцепного устройства
А13 Сборка воздухораспределителя системы HVAC
А40 Модуль зажигания
А60 Сборка воздухораспределителя системы HVAC
А84 Модуль управления двигателем
А105 Встроенный электронный модуль рулевой колонки
А111 Регулятор положения дроссельной заслонки
В1_Е68 Микрофон
В1_М8 Датчик уровня топлива в баке
B1_Y21B Датчик системы Twinport
В2_Е68 Датчик противоугонной ситемы
В9, В9Н Рожок звукового сигнала
В18 Датчик давления К/В
В22 Датчик положения педали
В28 Датчик распределительных валов
ВЗО Импульсный датчик коленчатого вала
В39, В39А, В39В Датчик температуры охлаждающей жидкости
В57 Посткаталитический лямбда-зонд
В64 Датчик температуры входящего воздушного потока
В65 Датчик угла зажигания
В67 Датчик абсолютного давления во впускном тракте
В86 Датчик дождя
В135 Датчик определения чистоты воздуха
В166 Подогреваемый докаталитический лямбда-зонд
Е1_Е68 Передний салонный светильник
Е1_Е119 (L/R) Ближний свет (левая/правая фара)
Е2_Е119 (L/R) Дальний свет (левая/правая фара)
ЕЗ_Е119 (L/R) Указатель поворота свет (левая/правая фара)
Е4_Е119 (L/R) Габаритный (парковочный) огонь (левый/правый)
Е62 Светильник багажного отделения
Е67 Передний салонный светильник
E69 (L/R) Противотуманная фара (левая/правая)
E72D Светильник водительской двери
Е72Р Светильник передней пассажирской двери
Е79 Стоп-сигнал верхнего уровня
Е82 Светильник главного вещевого ящика
Е94 Задний салонный светильник
E98 (L/R) Лампа подсветки номерного знака (левая/правая)
Е106 (L/R) Сборка заднего комбинированного фонаря (левая/правая)
E106 (L/R).1 Задний габарит (левый/правый)
E106 (L/R).3 Фонарь заднего хода (левый/правый)
E106 (L/R).4 Указатель поворотов (левый/правый)
E106 (L/R).5 Задний туманный фонарь (левый/правый)
E106 (L/R).6 Задние габаритные огни/стоп-сигналы
Е119 (L/R) Сборка блок-фары (левая/правая)
E120 (L/R) Светильники макияжных зеркал (левый/правый)
L2A Инжектор первого цилиндра
L2B Инжектор второго цилиндра
L2C Инжектор третьего цилиндра
L2D Инжектор четвертого цилиндра
L7 Муфта компрессора К/В
М1_М8 Топливный насос
М1_А13 Электромотор привода воздухораспределительной заслонки
М1_Е119 (1_/Н) Регулятор направления оптических осей фар
М2_А60 Электромотор заслонки смешивания воздуха
МЗ, МЗА, МЗВ Электромотор вентилятора системы охлаждения
МЗ_А60 Электромотор заслонки распределения воздушного потока
М4_А60 Электромотор заслонки системы циркуляции воздуха
М5_А60 Электромотор привода воздухораспределительной заслонки
М8 Топливный бак
M10D Электромотор стеклоподъемника водительской двери
М10Р Электромотор стеклоподъемника пассажирской двери
М11D Сборка левого наружного зеркала заднего вида
M11D. 1 Электромотор регулировки положения левого наружного зеркала
М11 D. 2 Электромотор складывания левого наружного зеркала и перевода его в рабочее положение
М11 D. 3 Обогрев левого наружного зеркала
М11Р Сборка правого наружного зеркала заднего вида
М11Р. 1 Электромотор регулировки положения правого наружного зеркала
М11Р. 2 Электромотор складывания правого наружного зеркала и перевода его в рабочее положение
М11Р. З Обогрев правого наружного зеркала
М12 Электромотор стеклоочистителя заднего стекла
М17 Электромотор стеклоочистителей ветрового стекла
РЗ Комбинация приборов
R1 Прикуриватель
R1_A60 Резистивная сборка электромотора вентилятора системы HVAC
R22 Обогреватель заднего стекла
R27 Подогреватель топливного фильтра (дизельные модели)
S32 Выключатель фонарей заднего хода
S122 Сборка выключателей наружного освещения
5122.1 Поворотный переключатель режимов функционирования наружного освещения
5122.2 Регулятор яркости подсветки панели приборов (потенциометр)
5122.3 Регулятор направления оптических осей фар
S 122.5 Выключатель противотуманных фар
S122.6 Выключатель задних туманных фонарей
S112Р Сборка выключателя стеклоподъемника пассажирской двери
S218 Двойной выключатель стоп-сигналов
Y1_A13 Регулятор подачи воздуха в салон
Y1_Y21B Электромагнитный клапан системы Twinport
Y21B Блок системы Twinport
Y56 Электромагнитный клапан системы рециркуляции отработавших газов
Y105 Насос омывателей ветрового и заднего стекол
Y106 Насос омывателей фар
Y123 Электромагнитный клапан системы вентиляции топливного бака
Y158 Термостат
Штекерные разъемы
Е68 Кузов – передняя секция потолочной консоли
Е68.1 Передняя секция потолочной консоли – датчик противоугонной сигнализации
Е68.2 Передняя секция потолочной консоли – микрофон
Е68.3 Передняя секция потолочной консоли – лампы подсветки
Х1 Кузов – панель приборов
ХЗ Кузов – кузов (передний)
Х4 Кузов – передняя пассажирская дверь
Х6 Кузов – водительская дверь
Х10 Кузов – топливный бак
Х16 Кузов – крыша
Х24 Кузов (передок) - система охлаждения двигателя
Х26 Кузов (передок) - система охлаждения двигателя
Х38 Разъем электропроводки прицепа
Х41 Кузов (задок) - панель задка
Х42 Кузов (задок) - разъем электропроводки двери задка
Х44 Кузов (задок) - разъем электропроводки прицепа
Х51 Разъем электропроводки двери задка – дверь задка
Х60 Двигатель – двигатель/коробка передач
Х62 Положительная клемма аккумуляторной батареи – двигатель коробка передач
Х63 Двигатель – инжектора
Х112FR Передняя розетка отбора мощности
Х125 Подкапотный монтажный блок предохранителей
Х131 Салонный монтажный блок предохранителей
ХС Двигатель – модуль управления двигателем
ХС10 Двигатель/коробка передач – модуль управления двигателем
ХС40 Панель приборов – устройство управления системами HVAC
ХС41 Панель приборов – устройство управления системами HVAC
ХС47 Рулевое колесо – встроенный модуль рулевой колонки
ХЕ1 Кузов (передок) – кабельный канал двигательного отсека
ХЕ2 Кузов – кабельный канал двигательного отсека
ХЕЗ Двигатель/коробка передач – электроцентраль в двигательном отсеке
XR1 Кузов (задок) – кабельный канал задка
XR4 Кузов – кабельный канал задка
XR5 Кузов – кабельный канал задка
XR7 Кузов (задок) – задняя электроцентраль
Дополнительные обозначения
ASC Розетка отбора мощности
ACSEN Датчик системы К/В
AZV Тягово-сцепное устройство
CIG Прикуриватель
FOG-F9 Противотуманные фары
FL-NXNL Фары (кроме ксеноновых)
GLOV-L Подсветка главного вещевого ящика
HOR Рожок звукового сигнала
KZL Подсветка номерного знака
LAMP-D Дверная лампа (подсветка двери)
LIG-R Заднее освещение.

Особенности конструкции системы охлаждения Opel Astra H

Система охлаждения двигателя жидкостная (с принудительной циркуляцией жидкости), герметичная, с расширительным бачком.

Систему заполняют жидкостью на основе этиленгликоля (антифризом), не замерзающей при температуре окружающей среды до -40 °С.

Примечание

Порядок замены охлаждающей жидкости описан в подразделе Замена охлаждающей жидкости.

Предупреждения

Не рекомендуется заполнять систему охлаждения водой, так как в состав антифриза входят антикоррозионные и антивспенивающие присадки, а также присадки, препятствующие отложению накипи. Охлаждающая жидкость токсична! Избегайте вдыхания ее паров и попадания на кожу.

Своевременно устраняйте нарушение герметичности системы охлаждения, чтобы избежать попадания паров охлаждающей жидкости в салон автомобиля при его эксплуатации. Ваше здоровье дороже, чем новый патрубок системы охлаждения или тюбик герметика!

Система охлаждения двигателя показана на рис. 1 на примере двигателя Z 18 XER.


Рис. 1. Элементы системы охлаждения: 1 - водораспределительная труба; 2 - отводящий шланг обогрева дроссельного узла; 3,5- шланги к радиатору отопителя; 4 - термостат; 6 - жидкостный шланг расширительного бачка; 7 - расширительный бачок; 8 - пробка расширительного бачка; 9 - пароотводящий шланг расширительного бачка; 10 - отводящий шланг радиатора; 11 - электровентилятор; 12 - радиатор системы охлаждения; 13 - теплообменник системы кондиционирования; 14 - подводящий шланг радиатора.

Системы охлаждения остальных двигателей устроены практически аналогично, различие состоит в расположении элементов системы. Кроме показанных на рисунке элементов, в систему входят выполненная в отливке рубашка охлаждения двигателя, окружающая стенки цилиндров в блоке, камеры сгорания и газовые каналы в головке блока, а также радиатор отопителя салона.

Нормальный тепловой режим двигателя определяется температурой охлаждающей жидкости, которая поддерживается автоматически с помощью термостата в диапазоне 90-100 °С.

Радиатор 2 (рис. 2) с вертикальным потоком жидкости, с трубчато-ленточной алюминиевой сердцевиной и пластмассовыми бачками.


В нижней части правого бачка находится сливной кран 3. В бачках выполнены подводящий и отводящий патрубки шлангов к водяной рубашке двигателя, а также патрубок шланга, соединяющего радиатор с расширительным бачком.


Рис. 2. Радиатор, теплообменник и электровентиляторы системы охлаждения и кондиционирования: 1 - электровентилятор системы охлаждения; 2 - радиатор системы охлаждения; 3 - кран для слива охлаждающей жидкости; 4 - соединитель радиаторов; 5 - теплообменник системы кондиционирования; 6 - конденсатор системы кондиционирования; 7 - электровентилятор системы кондиционирования.

Расширительный бачок 7 (см. рис. 1) служит для компенсации изменяющегося объема охлаждающей жидкости в зависимости от ее температуры.


Бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы. На его стенки нанесены метка «KALT/COLD» для контроля уровня охлаждающей жидкости, сверху расположена наливная горловина, герметично закрытая пластмассовой пробкой 8 с двумя клапанами внутри нее (впускным и выпускным), собранными в едином блоке. Выпускной клапан открывается при давлении 140-150 кПа (1,4-1,5 кгс/см 2 ), обеспечивая повышение температуры начала закипания охлаждающей жидкости и предупреждая интенсивное парообразование. При охлаждении жидкости ее объем уменьшается и в системе создается разрежение. Впускной клапан в пробке открывается при разрежении около 3 кПа (0,03 кгс/см 2 ) и пропускает воздух в расширительный бачок.

Примечание

Исправность клапанов пробки очень важна для нормальной работы системы охлаждения, но часто при возникновении проблем (закипание охлаждающей жидкости и т.д.) автолюбители обращают внимание только на работу термостата, забывая проверить клапаны. Негерметичность выпускного клапана приводит к снижению температуры закипания охлаждающей жидкости, а его заклинивание в закрытом состоянии — к аварийному повышению давления в системе, что может вызвать повреждение радиатора и шлангов.

Водяной насос центробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения, установлен на передней поверхности блока цилиндров и приводится во вращение поликлиновым ремнем привода вспомогательных агрегатов (двигатели Z 14 ХЕР и Z 18 XER) или зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма (двигатели Z 18 XER, Z 20 LER и Z 20 LEH). В насосе установлены закрытые подшипники, не нуждающиеся в пополнении смазки. Насос ремонту не подлежит, при отказе (течь жидкости или повреждение подшипников) его заменяют в сборе.


Термостат 4 (см. рис. 1) с твердым термочувствительным наполнителем поддерживает нормальную рабочую температуру охлаждающей жидкости и сокращает время прогрева двигателя. Он установлен в алюминиевом корпусе на модуле термостата. При температуре охлаждающей жидкости до 80 °С термостат полностью закрыт и жидкость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. При температуре 80 °С термостат начинает открываться, а при 95 °С отрывается полностью, обеспечивая циркуляцию жидкости через радиатор.


Модуль термостата, в пластмассовом корпусе которого расположен датчик температуры охлаждающей жидкости и может быть установлен (в зависимости от комплектации) клапан регулировки подачи жидкости в радиатор отопителя, установлен на заднем торце головки блока цилиндров (для наглядности показано на снятой головке блока цилиндров). К модулю присоединена водораспределительная труба 1 (см. рис. 1) и шланги 3 и 5 радиатора отопителя.


Электровентилятор 1 (см. рис. 2) с пластмассовой семилопастной асимметричной крыльчаткой обеспечивает продувку радиатора воздухом при небольших скоростях движения Опеля Астры в основном в городских условиях или на горных дорогах, когда встречный поток воздуха недостаточен для охлаждения радиатора.


Для повышения эффективности работы вентилятор установлен в кожухе и прикреплен к нему в трех точках через резиновые подушки. Кожух, в свою очередь, прикреплен к радиатору 2 в четырех точках.

Управляет электровентилятором блок управления двигателем, получающий информацию о температуре охлаждающей жидкости от датчика температуры охлаждающей жидкости, расположенного в корпусе термостата.

На автомобилях Opel с кондиционером как вариант может быть установлен дополнительный электровентилятор 7, предназначенный для обдува теплообменника 5 кондиционера. В этом случае для включения электровентиляторов блок управления двигателем дополнительно использует информацию отдатчиков высокого и низкого давления кондиционера.

В систему охлаждения с помощью шлангов 3 и 5 (см. рис. 1) включен радиатор отопителя салона.

Читайте также: