Установка двигателя газ 53 на газ 52

Обновлено: 29.04.2024

Так как тут все любят рядные шестёрки, нашёл интересную статью по доведению до ума самого сбалансированного двигателя! Обсуждаем!

Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу. Я, будучи владельцем, тоже столкнулся с этой пакостью.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Берете бутылку и идете с вкладышами к знакомому токарю.
Он поочередно во всех парах вкладышах внутри проточит канавки. Канавки достаточны шириной 2 мм, глубиной тоже пару миллиметров (на глубину баббитового слоя). ТУТ ВАЖНО! Вкладыши заранее пометить и соблюдать парность! Разъемы вкладышей, которыми они прилегают к друг другу, нужно слегка притереть на мелкозернистом камешке, потому как сквозь эту щель возможна утечка масла с потерей давления. Хотя и незначительная, но все-таки. Мы же технические аристократы, все должно быть тип-топ! Нет возможности сделать у токаря - сделайте сами. Каждый вкладыш можно по внутренней поверхности просто прочертить острым ножом по стальной линейке, закрепив его в тисах. Баббит очень мягкий, и снимается легко. Работа деликатная, но при желании можно сделать (я так сделал знакомому на грузовичок), получилось не хуже, чем у токаря. И, ГЛАВНОЕ! ПОД ВКЛАДЫШЕМ ЗАКУПОРЬТЕ КУСОЧКОМ ФОЛЬГИ ОТВЕРСТИЕ В ШАТУНЕ ДЛЯ СМАЗКИ КЛАПАНОВ! ИНАЧЕ У ВАС ВСЕ МАСЛО ЧЕРЕЗ НЕГО ПОГОНИТ! Это отверстие, как показала практика, совершенно не нужно. У других моторов его, кстати, нет. Клапана мотора ГАЗ 52 без того стоят "по колено" в масле, вдобавок хватает брызг с шатунов и "масляного тумана". Эта процедура, вдобавок, несколько поднимает давление масла в магистрали. Если будете прорезать вкладыши вручную, то появляется уникальная возможность канавки прорезать чуть-чуть не доходя до разъема. Тогда разъемы и притирать не нужно, так как нет опасности потери масла через эту щель.

И БУДЕТ У ВАС РУЧНОЙ ЗВЕРЬ! НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

Можно ли поставить движок от Мерса на ГАЗ-52. хочу движок от микроавтобуса на ГАЗик

Хочу поменять двигатель на ГАЗ-52 на Мерсовский, чтоб расход меньше был и шустрее стал.
Возможно ли это? Если да, то кто, где и за сколько сможет это сделать?

ходят слухи про эти переделки. Но мне кажется легче всего доделать нынешний мотор + газовое оборудование. Не стоит забывать с повышением мощности нужно улудщадь тормоза.

Конечно можно поставить без проблем, только движок Мерина вместе с коробкой необходимо ставить. Подушки желательно мерсовские + подгон кранштейнов. Кардан придется подгонять, делает любой грамотный токарь. Я видал такие машины, правда давно. Мастер один в с. Ленинском был, подгонял. Сейчас живет в Германии.

Один раз сам видел,у волги газ24 стоял движек от 124 мерса,230 двиг

Цена этого всего(дизель 4.0+КПП+установка) около 4000ЮСД.Оно вам надо?

Цена этого всего(дизель 4.0+КПП+установка) около 4000ЮСД.Оно вам надо?

Надо подумать и посчитать, если окупит себя то поставлю. На всякий случай скиньте координаты в ЛС

ходят слухи про эти переделки. Но мне кажется легче всего доделать нынешний мотор + газовое оборудование. Не стоит забывать с повышением мощности нужно улудщадь тормоза.

LinkoR
Я этим не занимаюсь,просто у меня знакомые готовили два ГАЗ66 на таких двигателях,потом мы изготавливали мощные стартер и генератор на 12В,это еще 600ЮСД.Делали они все сами,там сложностей особых нет.Тяжелее найти двигатель и КПП в хорошем состоянии с не убитой топливной системой.

LinkoR
Я этим не занимаюсь,просто у меня знакомые готовили два ГАЗ66 на таких двигателях,потом мы изготавливали мощные стартер и генератор на 12В,это еще 600ЮСД.Делали они все сами,там сложностей особых нет.Тяжелее найти двигатель и КПП в хорошем состоянии с не убитой топливной системой.

ходят слухи про эти переделки. Но мне кажется легче всего доделать нынешний мотор + газовое оборудование. Не стоит забывать с повышением мощности нужно улудщадь тормоза.

Непонятно обчем разговор? Если позволяют финансы, конечно мерсовский дизель.

а вот где делают не знаю. Когда собирался делать, нашли мастера уезжающим за бугор в токмаке, на том и потухла идея

ходят слухи про эти переделки. Но мне кажется легче всего доделать нынешний мотор + газовое оборудование. Не стоит забывать с повышением мощности нужно улудщадь тормоза.

Сообщества › ГАЗ Волга › Блог › Заморочка с двс

дизель, например Д 245 самый вариант!
ЯМЗ 564 (новый ярославский мотор) тоже достаточно бюджетно (по сравнению с иномарками) стоит. Но 245 можно б/у найти, например с зила-бычка или такого же газона 3309. По сравнению с 52 мотором он и ехать лучше будет, и тянуть с более низких оборотов, только КПП родную убить может.

привет всем скажите на гбо какие зазоры должны быть на клапанах

ставь УМЗ 421, либо 402й… вытянут легко 52ж я так понимаю класс Газели? 406й и 409й вытянут подавно, но на старте сцепу палить будешь, любят они обороты… А вообще присмотрись к ЗМЗ 514, лучший вариант для грузовика

поправлю тебя немного, это что то типа 130го зила, но никак не газель

Тот же хер, только в другой руке

я просто по фоткам смотрел, ну не большой он… вот и подумал про газель… :-)

не надо так резко, в принципе то идея хороша, но не с этим мотором

вот именно глупая идея именно с 40Х

ну почему же, с 402м можно было бы попробовать
но слишком большие потери мощности были бы…

да близка мощность/момент с 40Х, но оборотов то 52 "не имеет", это значит каждый раз придется крутить ДВСы 40Х чуть ли до звона, что из этого выйдет уже понятно.

402й вроде как низкооборотистый и можно в экстренных случаях заменить на него

для легкового да, низкооборотистый, макс мощность достигает при 4500 оборотов, для грузовика получается высокоборотистым, родной мотор 52 вроде достигатет макс мощность при оборотах около 3200

ну тогда только дизель

дизель вещь хорошая, но цены на ДТ уже космические, мое мнение это ставить метан на родной ДВС или же воткнуть змз 511 с тем же метаном.

Ну я езжу на дизельной инсигнии и вроде как все равно по деньгам выходит дешевле чем бензин

поставить можно все что угодно но есть подводные камни двигатель газ 52 низкооборотистый 406-9 семейство высокооборотистые ей газель тянуть тяжеловато не говоря о газ 52

от тойоты сёрф 100% вариант)) турбодизель
на уралы ставили))

Другие моменты, другие мощности. Двигатель изначально не для этого.

А если просто рассмотреть подобные по грузоподъемности грузовики иномарки и с них двигатель свапнуть?
Как пример Модель двигателя (Engine Code): 4HL1, дизель (Diesel)
Количество цилиндров, тип ГБЦ: 4, OHC, дизельный
Объем двигателя, см3 (Displacement (cc)): 4777
Мощность двигателя (Power), л.с / при оборотах-мин (bhp/rpm): 140/3000
Крутящий момент, н-м/об.мин (Torque (ft/lbs RPM )): 332.2/1500
Диаметр (Bore) / Ход поршня(Stroke), мм: 115/115
Степень сжатия (Compression Ratio): 18.00

Тракторный дизель-самое оно. Д-37, д-65. д-240 и т.п…

Нет, не вытянет 409, только двиг загубишь… Слабоваты они для подобных дел.
ЯМЗ лучше поставить, они, конечно, не настолько доступные, но все же будет куда лучше.

моменты крутящие у 406 и 52 почти одинаковые, а у 405 даже чуть больше) а у 409 так вообще 230 нм против 206 нм у газ 52. Единственное — — надо бы постараться, я думаю, сцепу родную оставить

Моменты может быть и одинаковые, но на каких оборотах?

может япомотор воткнуть какой-нибудь, есть же варианты наверное приемлемые и коробку автомат )

Поставить можно. Но собственная масса 2850. Грузоподъемность 2500. Уже превышает ИМХО. Лучше рассмотреть дизеля. Во всяком случае у меня есть знакомый. Он их в свое время много на дизеля перевел. Могу поспрашивать.

газ-52, ремонт и обслуживание

Вопросы задавать можно только после регистрации. Войдите или зарегистрируйтесь, пожалуйста.

Здравствуйте! Занимаюсь я пчеловодством и мне приходится 3-4 раза перевозить пчел! Раньше можна было дешево нанять транспорт в колхозе, да и с грузчиками проблем не было. Но сейчас колхоз распался да и с грузчиками тоже напряг, а частники за перевозку просят ой как немало. Вот и встал вопрос о собственном транспорте. Перебрал масу вариантов но наиболее подходящий показался б\у Газ-52. Но так как опыта эксплуатации такого транспорта небыло у кого есть такая техника посоветуйте какие проблемы могут возникнуть в ходе эксплуатации и на что обращать внимание при покупке.

Иван Иванович,здравствуйте.
У ГАЗ 52 движок поменять на Д 37 и коробку на ЗиЛовскую,и для пасеки и по хозяйству самое то.
Газоновский двигатель(рядная шестерка,55 л.с.)-каменный век,запчастей уже не найдете.
При покупке обратите внимание на налог на ТС

Слабое место ,двигатель.При покупке ,померять компрессию,и обратить внимание на давление масла при прогретом двигателе.На крайний случай посмотреть на сапун,чтобы не сильно дымел.А вообще автомобиль надежный по трансмиссии.

Аватар пользователя Саня hanter

Очень хорошая машина,сам хочу в будущем себе взять. Мотор надёжен но не любит оборотов,самая распрастранённая ошибка-загрузить по самое немогу и газ в пол пока колено не треснет. В частном владении работает надёжно,запчасти есть. Тчательно следить за фильтром грубой очистки масла и менять выносной фильтр. Клапана проверить сразу-не любят их регулировать. Знаю этот мотор неплохо+занимаясь ретро-техникой перебирал моторы М-20(Победа,Газ-69) они хоть и 4 цилиндра но сделаны на основе 51-го мотора. Компрессию мерить обязательно и давление масла.

Иван Иванович,здравствуйте.
У ГАЗ 52 движок поменять на Д 37 и коробку на ЗиЛовскую,и для пасеки и по хозяйству самое то.
Газоновский двигатель(рядная шестерка,55 л.с.)-каменный век,запчастей уже не найдете.
При покупке обратите внимание на налог на ТС

самый лучший вариант плюс я бы поменял задний мост на газ 66 , по грязям будет намного веселей.

В принципе для Ваших задач- нормальный грузовичок.
Имел в собственности несколько лет.Проблема основная-движок: коленвал,сёдла клапанов(если лопались,то запресовка уже минус) Высокие обороты противопоказаны напрочь.Крейсерская скорость не более 60-70км/ч для перевозки пасеки вполне.
Бензин 76-80.

Для перевозки пчёл и на два три раза использования за сезон,да ещё и не выжимать сливки,хватит за глаза.
Это пока его нет а появится,покою точно газону не будет,это как пить дать.
С газонами знаком с 85года.Машина на любителя(я один из них ).Проходимость на родной резине отличная, да газовать не желательно,заводить можно и кривым,с пол тыка заводится.Карбюратор по экономичней можно поставить,не для гонок ведь,я с ВОЛГИ ставил .В ДВС можно АВТОЛ и ДИЗЕЛЬ масло лить.Запчасти есть если искать,любые.Одного 51го газона я собрал лет 15 с лишним назад,ходит почти без ремонта.
А может вам УАЗ или ГАЗ-69 с низким прицепом для пчел.Возить можно и сгонять за роем не накладно и быстрей.

Добрый день. Спасибо всем за ответы. Немного поискав нашел недорого Газ5204, в нормальном состоянии. У него задний мост 51ого. Но у хазяина этой машины есть еще и мост 53ого газона, говорит что отдаст за символическую плату, только надо ли его брать или нет. И еще можно ли как-то поставить редуктор от 66ого для проходимости.

Аватар пользователя Саня hanter

Добрый день. Спасибо всем за ответы. Немного поискав нашел недорого Газ5204, в нормальном состоянии. У него задний мост 51ого. Но у хазяина этой машины есть еще и мост 53ого газона, говорит что отдаст за символическую плату, только надо ли его брать или нет. И еще можно ли как-то поставить редуктор от 66ого для проходимости.

Если плата не сильно превышает стоимость металлолома той-же массы то возьми,кто будет искать купит у тебя дороже. По редуктору Газ-66 точно не помню но у меня есть друг из Курска,у него Газ-51 и толи мост от Газ-66 то-ли редуктор стоит. Дозвонюсь-спрошу.

Я работал на Газ 52-01 восемь лет, потом купил для себя Газ52-04 на обоих мосты были Газ53, редуктор на свою ставил с Газ66 подходит. Скорость 50 -60км больше не стоит и тогда вам, если только возить пчёл, хватит на всю жизнь.

Добрый день. Спасибо всем за ответы. Немного поискав нашел недорого Газ5204, в нормальном состоянии. У него задний мост 51ого. Но у хазяина этой машины есть еще и мост 53ого газона, говорит что отдаст за символическую плату, только надо ли его брать или нет. И еще можно ли как-то поставить редуктор от 66ого для проходимости.

У меня как раз был 5204.Даже и не задумывался о замене редуктора или моста.У машинки за счёт низкооборотности движка и так проходимость вполне
нормальная.И новый хозяин(работал лет 20 на "газончиках" и насобирал ещё на штуки 3 запчастей)менять мост не собирается.Удачи.

Добрый день. Спасибо всем за ответы. Немного поискав нашел недорого Газ5204, в нормальном состоянии. У него задний мост 51ого. Но у хазяина этой машины есть еще и мост 53ого газона, говорит что отдаст за символическую плату, только надо ли его брать или нет. И еще можно ли как-то поставить редуктор от 66ого для проходимости.

У меня как раз был 5204.Даже и не задумывался о замене редуктора или моста.У машинки за счёт низкооборотности движка и так проходимость вполне
нормальная.И новый хозяин(работал лет 20 на "газончиках" и насобирал ещё на штуки 3 запчастей)менять мост не собирается.Удачи.

да я вот тоже поговорил с продавцом, так он мне тоже говорит, что смысла нет менять редуктор. Тем более что мне придется менять весь мост, так как здесь стоит мост 51-ого. Но поездим посмотрим, если проходимость устраивать не будет, то может придется все таки менять. А какое масло надо лить в двигатель, уже от многих слышал что лучше сразу залить синтетику или полусинтетику, тогда мол движка на много хватит.

Аватар пользователя Саня hanter

да я вот тоже поговорил с продавцом, так он мне тоже говорит, что смысла нет менять редуктор. Тем более что мне придется менять весь мост, так как здесь стоит мост 51-ого. Но поездим посмотрим, если проходимость устраивать не будет, то может придется все таки менять. А какое масло надо лить в двигатель, уже от многих слышал что лучше сразу залить синтетику или полусинтетику, тогда мол движка на много хватит.

Если мост 51-й в порядке то надо поставить резину позлее и поездить,если что поставите 53-й с 66-м редуктором. Что-бы лить в 51-52 моторы синтетику-нады быть очень богатым,эти моторы любят попотеть,да и задняя набивка не любит жидкое масло. если собирать мотор самому,на нормальные прокладки и герметик то можно полусинтетику но синтетику не советую. Если собираетесь ездить зимой то ЗИГ полусинтетику а так минералку 15В40.

ГАЗ-53/52. Форсированный и дизельный

GAZ_53

С восьмицилиндровым ГАЗ-53 у меня связано не мало приятных воспоминаний. Это был мой первый автомобиль, на котором я учился ездить. По началу мне он казался страшным и тяжелым в управлении. Из кабины с огромным капотом видно было не очень. А чтобы сдать назад, надо было открывать дверцу и высовывать голову. Рулевое без усилителя тяжелое и на месте прокрутить его было не реально. КПП без синхронизаторов выносила мой неокрепший мозг. Даже было страшно переключать. Инструктор как обычно был засранцем и кроме матерных слов, других, похоже, и не знал. Но было весело.

3

Но потом оказалось, что это не мне должно быть страшно. А я сам страшный, за рулем большой и тяжелой хрени с крепким бампером с длинным капотом и узким лобовым стеклом из которого смотришь на всех как на гавно из смотровой щели танка. И коробка перестала раздражать и руль уже был не такой тяжелый и приборная панель из крашенного железа стала радовать, потому что не такая, как на легковушках (там пластик). В общем все стало хорошо, особенно если учесть тот факт, что ремонтировать ГАЗон нас в автошколе не заставляли. Саму историю ГАЗ-53 я изучал по книге Шугурова "Автомобили Страны Советов", которую залистал до дыр, ибо ничего другого не было. С автолитературой в СССР вообще было хреново. Особенно с иностранной, хотя за 25 рублей в "Иностранной литературе" иногда появлялись шикарные швейцарские автокаталоги. Не на долго, конечно.

IMG_0772

Проспект по ГАЗ-53А из моей коллекции. Сразу говорю, дальше в основном будут картинки из чужих собраний и из интернета.

Иллюстрации у Шугурова были хреновые, но все же лучше, чем "почтовые марки" в "Науке и жизне". Сейчас, конечно, просто невероятное изобилие. Но заметка будет не об этом, а о ГАЗоне.

1321549419_truck-auto.info_gaz-56_4

На фото ГАЗ-56 (1960 г.)

История началась в середине 50-х, когда инженеры Горьковского автомобильного начали работу над преемником ГАЗ-51. Готовилось унифицированное семейство, грузоподъемностью 1,5 т, 2,5 т, и 4 тонны. Назывались они соответственно ГАЗ-56, ГАЗ-52 и ГАЗ-53. Первый получил мотор от "Волги", мощности которого, как оказалось на испытаниях, не хватало. Второй представлял собой модернизированный ГАЗ-51 с почти-что тем же мотором, а третий должен был оснащаться бензиновым V8.

wo2509

Первоначально наклон стойки лобового стекла был не такой, как на серийных образцах. В США бушевал аэростиль и советским дизайнерам хотелось не отставать от моды на панорамные лобовые стекла. Даже проспекты по прототипам выпускали, точно как в Америке. Сейчас такие встретить -- большая удача. Мне пока не повезло.

wo2509b

Кроме того, перспективный ГАЗ-52 планировалось оснастить интересным мотором с форкамерно-факельным зажиганием и тремя клапанами на цилиндр. Через третий клапан подавалась богатая смесь к свече, а от-туда "факелом" поджигался заряд бедной смеси в цилиндрах. Сие сулило повышенную экономичность. Увы, конструкция получилась капризной и дальше опытных партий ГАЗ-52Ф дело не пошло.

ГАЗ-53 1962

Более поздний образец ГАЗ-52 с привычным наклоном стойки.

img029

Увы, замену слабому мотору от "Волги" не нашли, форкамерный двигатель не прижился, а "восьмерка" оказалась твердым орешком и быстро поставить ее на конвейер не получалось. Потом в качестве временной меры в серию пошел ГАЗ-53Ф со старой "шестеркой" от ГАЗ-51, форсированной с 70 до 82 л.с. при объеме 3,48 л. Степень сжатия увеличилась с 6,2 до 6,7, а обороты подкрутили с 2800 до 3200. Грузоподъемность понизили до 3 тонн.

1362600154884

Сборка началась 23 сентября 1961 года, а 14 октября того же года главный конвейер покинула опытно-промышленная партия из 25 автомобилей. До марта 1962 года ГАЗ-53Ф собирался небольшими партиями.

ГАЗ-53Ф

Интересный факт: грузоподъёмность ГАЗ-53Ф определялась заводом в 3500кг до декабря 1964 г, но потом была снижена до 3000кг. В январе 1967 года выпуск ГАЗ-53Ф был прекращен.

53Ф2

Еще один ГАЗ-53Ф в нарядной двухцветной окраске

ГАЗ-52 ГЗСА

ГАЗ-52 из опытной партии 1961-1966 года

В 1964 году наконец-то началось производство ГАЗ-53 с V8. Рабочий объем 4,25 л, степень сжатия 6,7 и развивал мощность 115 л.с. при 3200 об/мин. Коробка передач получила синхронизаторы на 3-й и 4-й передаче. Надежностью и долговечностью они не отличались. Потому обычно водители ездили так, вроде их и нет. Любопытно, что я учился на модели ГАЗ-53-12 середины 80-х, у которой, по словам инструктора, синхронизаторы просто не ставили на заводе. Внешне ГАЗ-53 не сильно отличался от ГАЗ-53Ф. Учитывая плавный переход, то думаю первые партии не отличались ни чем.

39

Страничка из каталога "Автоэкспорта" 1973 года. Обратите внимание на мощность в SAE. Внушительнее, чем ДИН.

GAZ53A_5

В 1965 году вышел модернизированный ГАЗ-53А с новым рулевым, карданным валом, усиленной ходовой и т.д. Кабина плавно поменяла дизайн. Подфарники стали надфарниками, облицовка стала напоминать улыбку. Грузоподъемность подняли до 4 тонн.

Забавно, что в 1973 году ГАЗ-53А и его модификации получили "знак качества". Пластиковый значок ставили с правой стороны между фарой и подфарником (на фото сильно заретушированный). В 1982 году эмблема исчезла с облицовки (и вполне заслуженно). В 1966 году появился ГАЗ-52-03 с длинной базой 3700 мм (как у 53-го), внешне сильно похожий на ГАЗ-53А. Некоторое время оба автомобиля оснащались старой облицовкой. Мотор у ГАЗ-52 был от ГАЗ-51А, форсированный до 75 л.с. С 1975 года ГАЗ-51А был заменен на короткий ГАЗ-52-04 (база 3300 мм).

autowp.ru_m-30_na_baze_gaz_53a_1

Мусоровоз М-30
134-135

Еще страничка из "Автоэкспорта". В Киеве такие мусорки "закончились" в конце 80-х.

ГАЗ-53А 1977 г.

Вариант модернизации ГАЗ-53А 1977 год.

gaz-53-08

Но в серию пошло вот такое ГАЗ-53-12 (1984 г.). Были внесены изменения в двигатель и даже в интерьер. Поздние модели получили пластмассовые черные зеркала.

1

За рубежом, в капиталистических странах GAZ-53А пользовался ограниченным спросом из-за прожорливого бензинового мотора. Правда, дилеры, особенно финские, решали вопрос. Они ставили дизели Перкинс (Англия). Болгары, к слову, ставили дизели собственного производства, лицензия той же фирмы Перкинс

2

Кроме того, финская Konela устанавливала другие платформы (по желанию), красила в "веселые" цвета и переделывала "морду лица"

4

Или добавляли собственную хромированную эмблему. Получалось неплохо. По крайней мере в 60-х.

Технические характеристики двигателя ГАЗ 52

Двигатель модели Газ 52 выпускали в России с 1966 по 1992 годы. Горьковский завод за эти годы успел выпустить чуть больше миллиона силовых агрегатов данной модели. Мотор стал настолько популярным, что вместе с транспортным средством, он стал известным по всему миру. Все потому, что при производстве Газ 52 в модификацию двигателя Газ 51, на базе которого и строилась модель пятьдесят второго, были добавлены некоторые новшества.

Давайте посмотрим на технические характеристики и особенности отечественного силового агрегата.

Движок 52

Технические характеристики двигателя ГАЗ 52

С самого начала при производстве данного мотора перед инженерами стала задача – снизить потребление топлива. Потому что при увеличении мощности с 70 лошадок до 90, силовой агрегат просто ел топливо литрами. В результате в цилиндрах увеличили степень сжатия, благодаря чему двигатель Газ 52 нарастил мощность, а по потреблению горючего ничем не отличался от Газ 51 с 70 лошадками.

Технические хараактеристики

Модернизировали головку блока цилиндров. Этим методом инженеры достигли способа полного сжигания топлива в камере сгорания. Однако на практике по этому поводу было много разногласий, но инженеры решили не останавливаться.

Двигатель Газ 52 работал по форкамерно-факельной технологи. А объем силового агрегата составлял 3,4 литра. Лошадиную силу подняли до 85 единиц, увеличились и обороты – 3000 об/мин.

Более подробные технические характеристики 52 в таблице:

Параметр Значение
Вид силового агрегата Карбюратор К 126 И
Число цилиндров, установленных в моторе 6
Количество тактов 4
Местоположение клапанов Низ
Мощность 85 лошадок на 3000 об.мин.
Степень сжатия 6,7
Крутящий момент 21 кгс/м
Емкость бака 90 л
Вид горючего Бензин
Тип бензина АИ 66, 72, 76
Расход бензина на 100 км 20 л
Диаметр цилиндра в мм 82
Ход поршня в мм 110
Блок цилиндров Чугун
ГБЦ Алюминий
Жизненный ресурс Больше 200 000 км

Внимание! Силовой агрегат получил новые вытеснители. Они были сделаны алюминия с высоким содержанием кремния. Клапана же изготавливались из стали, которая выдерживала высокие температуры.

Благодаря этому мотору увеличилась динамика транспортных средств, на которые он устанавливался. Силовой агрегат практически не убиваем. Опытные водители и начинающие стажеры того времени прекрасно знали, что Газ 52 не любит высоких оборотов.

Также все знали, что износ Газ 52 зависит от температурного режима работы. Например, не рекомендовалось эксплуатировать мотор при температуре двигателя свыше 90 градусов. В зимнее время старались надевать чехол утеплителя на облицовку радиатора.

Особенности конструкции

К особенностям конструкции относят похожесть двигателя на Ford Flathead тридцатых годов. Он имел многие схожие параметры с культовым американским силовым агрегатом. Двигатель Газ 52 на базе двухкамерного карбюратора устанавливался в автомобили и водный транспорт.

Особенности

После модернизации двигателя Газ 52, на мотор стали устанавливать свечи типа А 11. Они заменили М8. Уменьшились и камеры сгорания на двигателях 52. На головке блока цилиндров выбивалась надпись 72. Это означало, что использовался бензин для работы мотора именно с этим октановым числом.

Внимание! Многие спросят: почему у горючего того времени столь низкое октановое число. В стране на тот момент не обрабатывался материал, из которого изготавливали топливо. Поэтому долгое время не получалось сделать бензин с более высоким октановым числом.

Вкладыши шатуна мотора тоже сильно страдали из-за плохой смазки. Так как инженеры сделали только одно отверстие для попадания смазывающего средства внутрь. А это значит, что при повышении оборотов, увеличивался износ вкладышей. Чтобы заменить эти детали, требовалось разобрать силовой агрегат Газ 52 полностью.

К сведенью! Находились умельцы, которые заменяли вкладыши и ставили от 130 модели. Делали в них канавки 2х2 мм. Но понижалось давление, хотя вкладыши держались дольше обычных. Чтобы повысить давление в моторе приходилось отремонтировать масляную помпу. Уменьшали зазоры между шестеренками, тем самым повышая давление и производительность мотора.

Транспортные средства, на которые устанавливался двигатель Газ 52 подразделяли на два вида:

  • короткобазные, которые выпускались с 1966 по 1989 годы;
  • длиннобазные, выпущенные в период 1964 по 1993 годы.

Давайте посмотрим на автомобили, на которые устанавливался данный мотор.

Короткобазные модификации 1966 1989

Короткобазные Газ 52 отличались от своих собратьев длиннобазных следующими параметрами:

Короткобазные

  • короткая база из лонжеронов с уменьшенным сечением;
  • гипоидный мост сзади;
  • листы рессор загибаются к верху;
  • глушитель с правой стороны.

Кабина же ничем не отличалась у всех модификаций машин. Крепление рессор к раме было усовершенствовано. Колесная база на короткорамных осталась такой же, как на Газ 51.

ДВС модификации Газ 52 – это шестицилиндровый карбюраторный мотор, который был разработан на базе довоенного Газ 11.

Длиннобазные модификации 1964 1993

Длиннобазные транспортные средства отличаются диаметром колес. Значение их равно такому, как Газ 53. На подобные модели грузовиков устанавливали цистерны, фургоны. Выпускали бортовые грузовики с грузоподъемностью 2,5 тонны.

Длинобазные

Рама у Газ 52 и Газ 53 практически не отличается по размерам. Длиннобазные более поздних моделей выпуска получили гипоидный мост с неразъемным картером.

Чем интересно форсирование двигателя ГАЗ 52

Двигатель Газ 52 дорабатывали инженеры и обычные автовладельцы, кто разбирался в устройстве силовых агрегатов. Многие с помощью тюнинга двигателя довели Газ 52 до идеального состояния. Теперь он мог работать в течение длительного времени, не перегреваясь. Для работы коленвала перестали быть страшными разбитые проселочные тропы, резкие спуски и высокие подъемы.

Форсирование

Вообще опытные механики говорят, что двигатель довольно легко модернизироваться самостоятельно в гаражных условиях. К преимуществам Газ 52 относятся:

  • простая конструкция;
  • низкая цена;
  • надежность и долголетие;
  • отсутствие сложных узлов типа натяжителей, балансиров, успокоителей и тому подобных.

Собирается и разбирается он также легко. Несмотря на многие плюсы и простоту сборки и разборки, среди автовладельцев движок считался слабым. Так как разогнаться на нем при всех модернизациях можно было максимум до 70 километров в час.

Особенности крепления двигателя

Мотор устанавливается на раму автомобиля. Если делать обзор двигателя Газ 52 и 51, то особенности крепления во многом совпадают.

Крепления газ 52

Крепится движок в четырех точках, где находятся опорные подушки. Последние созданы из резины. Имеют вулканизированные металлические вставки внутри.

Корпус движка прочно фиксируется опытными механиками на опорных подушках. Инструменты и материалы, которые используются для крепления движка:

  • винты;
  • кронштейны;
  • распорные втулки;
  • тяги;
  • гайки и шайбы;
  • динамометрический ключ;
  • прокладки из резины.

Все зазоры строго высчитываются и болты закручиваются с помощью динамометрического ключа с усилием, которое указано в книге по эксплуатации движка. Это главные условия для правильной установки двигателя Газ 52.

Как производится техобслуживание двигателя ГАЗ 52

Каждый двигатель нуждается в профилактическом обслуживании раз в год. Опытные механики при техническом обслуживании агрегата Газ 52 делают следующее:

Ремонт

  • тестируют на работоспособность узлы и детали мотора;
  • подтягивают различные крепления силового агрегата;
  • тестируют педаль сцепления на свободный ход – от 34 мм до 45 мм;
  • тестируют затяжку подвески к опорам мотора;
  • осматривают на предмет масляной течи движка или других подтеков и устраняют их;
  • проверяют на работоспособность систему питания;
  • тестируют на герметичность узлы агрегата;
  • очищают патрубки и меняют фильтра и другие износившиеся детали;
  • проверяют вентиляцию мотора;
  • затягивают все элементы в необходимом диапазоне динамометрическим ключом.

Опытные механики советуют заменять моторное масло один раз на 7 тысяч километров. К смазывающим средствам, которые пригодятся для заливки, относят:

  • всесезонка минеральное масло АС 8;
  • полусинтетическая смазка от Лукойл.

Внимание! Опытные механики не рекомендуют затягивать с профилактическим обслуживанием. Таким образом автовладелец приближает смерть силового агрегата.

Изменение высоты масляного насоса и снижение веса поршней двигателя

Опытные автовладельцы не удовлетворяются одним нарезанием канавок для улучшения характеристики силового агрегата. Например, для улучшения давления в системе, устанавливают масляные помпы с наибольшими размерами по высоте. Подобные насосы обеспечивают давление система в 6 атмосфер.

масляная помпа

Срезают юбки у поршней для облегчения силы трения. Опытные механики не эксплуатируют родные поршни. Используются детали двигателя от Москвича 412. Таким образом снижают дополнительную нагрузку на шейку коленвала.

Подобными усовершенствованиями опытные механики выигрывают у шестицилиндровых двигателей, следующие параметры:

  • стабильная работа;
  • снижение шума работы мотора;
  • стремительный набор оборотов;
  • понижение расхода горючего.

Иногда опытные механики вместо прокладки используют термостойкую пасту.

Отзывы на двигатель, плюсы и минусы

Многие автовладельцы не любят мотор Газ 52. Это связано с тем, что несмотря на преимущества в простоте ремонта мотора, низкой стоимости, силовой агрегат не способен разгоняться так, как это делают современные грузовики.

Отзывы

Другим минусом являются несоответствие экологическим нормам. В движке отсутствуют фильтры и другие детали, которые поставят агрегат наравне с современными движками по соответствию экологическим нормам.

Сейчас в основном используют двигатель и данный тип машин в деревнях. А на современные грузовики устанавливают новые дизельные моторы, которые подходят под нынешнюю реальность.

Цена контрактного и нового двигателя ГАЗ 52

Убитый двигатель Газ 52 можно купить и за 10 000 рублей. Но он пойдет только на запчасти. А нормальный работающий движок покупают за цену в 50 000 рублей и выше.

Купить движок Газ 52

Новые двигатели с навесным оборудованием без сапуна продают под 100 000 рублей.

Заключение

Выпуск подобных моторов Газ 52 прекратился давно. Но они все еще пользуются спросом среди автовладельцев. Главное, что движок можно отремонтировать в полевых условиях, а работать он может долгие годы при должном ухаживании за ним.

Установка дизельного двигателя на самосвал ГАЗ-53

Мой Газ 53 самосвал 1982 года был куплен в 2004 году за 19500 Руб.

image

Затея появилась сразу же после покупки, но для установки не было подходящего двигателя. Но в 2009 я приобрел двигатель Д-243 с кпп от газ 53. Двигатель 1993 года купил за 99000руб. Проработавший всего 1 год он несколько лет пролежал в гараже у одного деда. Привезли мы его в 15 Октября 2009 года.

дизель

Начало работы

Началась переделка 10 ноября, точнее мой сын с другом начали своими руками разбирать газон:

  • сняли облицовку,
  • подготовили кабину для снятия,
  • оцепили тросы,
  • убрали проводку, чтобы не мешала,
  • открутили рулевой механизм.

image

Кабина

Кабину сняли с помощью трактора своими силами, а вот чтобы кузов снять пришлось звать фискар. Демонтировали свой родной движок,и осталась лишь голая рама с колесами.

image

Переднюю балку сняли, задний мост газ 53 тоже, раму вычистили болгаркой, даже не осталось креплений амортизаторов. Рама осталось совсем голой, мы ее оттащили ближе к воротам, так как на днях должны были привезти хорошо сохранившуюся раму от автобуса.

image

После того как привезли раму, мы быстренько устроили осмотр для выявление ржавчины. В целом все нормально было, рама хорошо сохранилась при эксплуатации, всего лишь чуть-чуть была покрыта ржавчиной, и крепление второго вакума проржавело полностью.

Нам пришлось резать раму, в интернете нашли видео, что нужно резать на 30 см. Сначала мы болгаркой сдули заклепки крепления траверса крепления заднего фаркопа. Срезав раму на 30 см.,пришлось делать новые дырки, чтобы закрепить траверс. Хорошо, что там было по одной дырке с каждой стороны, и они подошли для наших целей. Закрепив траверс болтами и гайками мы перешли к передней балке.

image

image

Балка, задний и передний мост

Когда я был в командировке сын разобрал переднею балку самостоятельно, после этого, купив новые шкворни, мы начали собирать автомобиль. Поменяли опорные шайбы на опорные подшипники. Заменив шкворни, затем еще поменяли и тормозные цилиндры, старые вообще не работали. Собрав переднюю балку мы перешли к рессорам.

В рессорах были 13 листов с каждой стороны. Я убрал 1 лист и срезав по размеру по 2 новых задних коренных рессор добавил их с каждой стороны. Сделано это было, потому что д-243 на 130 кг тяжелей чем родной двигатель.

image

Изменилась ли грузоподъемность узнаю после первого груженого тест-драйва. Хотел поставить амортизаторы для гашения ударов, но поставить не получилось, длины стремянок не хватило.

image

После того как поставили балку и задний мост и завершения всех над рамных работ, у газона был такой вид.

image

Затем мы перешли на переднюю часть и начали возиться с креплениями двс. Фото всего процесса прикрепляю.

Здесь мы прикинули размеры, дырки крепления, просто взяли и поставили временно с помощью трактора его на раму.

image

Поэтому мы решили просто продырявить дырки рядом, после того как рассчитали на сколько сантиметров они будут больше. На две дырки пришлось потратить целых 2 часа.

image

Смотрите на фото автомобиля, что у нас получилось в итоге.

image

Затем перешли к переднему крепежу, там пришлось помучиться, подгоняя срез. После того, как заварил его косынками, вот что получилось в итоге.

image

image


Вот так стало выглядеть заднее крепление.

image

Ну вот и двс на своем месте.

Топливная система

Здесь фото после некоторой комплектации уже подведенной топливной системы.

image

Теперь расскажу о топливной системе.

image


Она осталось такая же, бак зиловский на 125л. перешел в сторону водителя, и отстойник тоже.

Читайте также: