В двигателе камаз 740 при любой частоте вращения коленчатого вала в зоне расположения клапанов

Обновлено: 13.05.2024

Цилиндропоршневая группа. Давление конца такта сжатия проверяют компрессометром. Для этого прогревают двигатель (с искровым зажиганием), отсоединяют провода от свечей и выворачивают их, полностью открывают воздушную и дроссельную заслонки.

При проверке дизеля отсоединяют топливопроводы высокого давления и вынимают форсунки. Устанавливают наконечник ком-прессометра в отверстие для свечи (форсунки) и проворачивают коленчатый вал двигателя стартером на 10—12 оборотов, фиксируя максимальное давление в цилиндре по шкале манометра. Проверяют каждый цилиндр. У двигателей с искровым зажиганием давление в конце такта сжатия должно быть не ниже 0,7— 0,8 МПа, у дизелей — не ниже 3 МПа. Разница в показаниях манометра для разных цилиндров одного двигателя должна быть не более 0,1 МПа для двигателей с искровым зажиганием и 0,2 МПа— для дизелей. После каждого замера давления вентилем на ком-прессометре устанавливают манометр в «нулевое» положение. Техническое состояние цилиндропоршневой группы, клапанов и прокладки головки цилиндров проверяют прибором К-69М.

При перерасходе масла, потере компрессии, дымности отработавших газов и дымлении из сапуна проверяют состояние компрессионных и маслосъемных колец, поршней и цилиндров. Если износ этих деталей достиг выбраковочных размеров, двигатель ремонтируют.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Поршни с пригоревшими кольцами погружают в керосин или дизельное топливо для размягчения нагара. Кольцо снимают с поршня и надевают на него специальным приспособлением. Поршни и снятые кольца очищают от нагара, а затем тщательно промывают в керосине или дизельном топливе.

При установке новых поршневых колец проверяют, чтобы каждое кольцо по зазору в замке и зазору по высоте не выходило за пределы, установленные техническими условиями. Правильно подобранные кольца при вращении поршня в горизонтальном положении вокруг своей оси плавно перемещаются в канавках и утопают в них под действием собственной массы. При установке колец скручивающегося типа выточки или фаски направляют вверх, а конусное кольцо торцом меньшего диаметра обращают в сторону днища поршня. У дизелей рабочая поверхность верхнего компрессионного кольца покрыта хромом, нижнего — молибденом или хромом. Зазор между цилиндром и поршнем проверяют щупом.

Прокладку головки цилиндров двигателей с искровым зажиганием и дизеля ЗИЛ -645 перед установкой натирают порошкообразным графитом. У дизелей КамАЗ-740 и ЯМЗ - КАЗ -642 пространство между головкой цилиндров и блок-картером по контуру уплотнено формованной резиновой прокладкой, а в расточенную канавку на нижней плоскости головки цилиндров запрессовано опорное стальное кольцо, которое, деформируя стальную прокладку, образует уплотнение между головкой и гильзой цилиндра.

При возникновении нехарактерных для работы двигателя стука и шума прослушивают двигатель стетоскопом (желательно электронным «экраном»), стержень которого ставят перпендикулярно проверяемому месту.

При износе поршня и цилиндра в зонах 1 и 4 возникает сильный глухого тона металлический звук на малой частоте и при переходе на среднюю частоту вращения коленчатого вала. Несильный щелкающий стук в зоне 2 на средней частоте вращения коленчатого вала указывает на износ сопряжения поршневое кольцо — канавка поршня. Резкий металлический стук в зоне 3 при переходе от малой к средней частоте вращения коленчатого вала свидетельствует об увеличении зазора в сопряжениях поршневые пальцы — втулки шатунов — бобышки поршней.

Признаки увеличения зазоров между шейками коленчатого вала и вкладышами шатунных и коренных подшипников — падение давления масла в смазочной системе двигателя и появление стука в зоне 5. Причем звонкий сильный металлический стук характерен для изношенных вкладышей шатунных подшипников, а стук более глухого тона, четкий и регулярный — для изношенных коренных подшипников. Если при малой частоте вращения коленчатого вала с обеих сторон двигателя, имеющего верхнее (подвесное) расположение клапанов, под колпаком клапанного механизма (зона 7) слышен слабый металлический стук среднего тона, значит, велик зазор между торцом стержня клапана и бойком коромысла. Слабый глухой стук в зоне 6 против соответствующих клапанов при малой частоте вращения коленчатого вала свидетельствует о повышенном зазоре между стержнем клапана и направляющей втулкой.


Если у двигателя с искровым зажиганием при работе на рекомендованном сорте топлива и правильной установке зажигания появляется детонация, падает мощность и повышается расход топлива, то очищают от нагара поверхности, образующие камеры сгорания. Для удаления нагара осторожно снимают головку цилиндров, чтобы не повредить прокладку, размягчают нагар керосином или дизельным топливом и удаляют его скребком. Затем промывают этими жидкостями поверхности камер сгорания.

Если отложения нагара невелики, его можно удалить, не разбирая двигатель. Для этого заливают в каждый цилиндр прогретого и остановленного двигателя 20—30 сма керосина, через 10 ч заменяют масло в поддоне картера двигателя, запускают двигатель и дают ему проработать 10—20 мин под нагрузкой при средней частоте вращения коленчатого вала.

Течь масла и охлаждающей жидкости в двигателе возникает из-за неудовлетворительного состояния прокладок или неправильной установки их в процессе сборки. При повреждении прокладки головки цилиндров или неправильной установке опорных колец и затяжке гаек шпилек, крепящих головку, внутрь одного или нескольких цилиндров может проникнуть охлаждающая жидкость. Пуск такого двигателя затруднен. Поэтому периодически проверяют затяжку гаек крепления головки цилиндров на холодном двигателе. Причем температура двигателя должна быть не меньше 0°С. Затем проверяют зазор между бойками коромысел и торцами стержней клапанов. Если подтяжкой гаек шпилек, крепящих головку цилиндров, подтекание охлаждающей жидкости устранить не удалось, заменяют прокладку головки цилиндров.

Гайки и болты шатунных и коренных подшипников коленчатого вала и крепления головки цилиндров затягивают в определенной последовательности (рис. 3) динамометрическим или специальным ключом. Затяжка и шплинтовка болтов и гаек подшипников коленчатого вала, а также затяжка гаек крепления головки цилиндров должны точно соответствовать указаниям завода-изготовителя.

Из-за неудовлетворительного состояния уплотняющих резиновых колец между гильзой цилиндра и блок-картером может проходить охлаждающая жидкость из водяной рубашки в поддон. В этом случае вынимают гильзу и заменяют негодное резиновое кольцо. Утечка масла из поддона картера объясняется повреждением или неплотным прилеганием прокладок, а иногда износом уплотнений переднего и заднего концов коленчатого вала.

Обнаружив течь, подтягивают все болты крепления поддона картера и люков, а если это не помогает, меняют поврежденные прокладки или изношенные детали уплотнения.

Если течь масла через прокладки и уплотнения сопровождается значительным выделением газов из маслоналивной горловины, прочищают систему вентиляции картера. Если течь не прекратилась, то проверяют состояние гильз цилиндров, поршней и поршневых колец и при необходимости заменяют их.

Механизм газораспределения. К характерным дефектам деталей относят износ и выгорание фасок клапана и его седла; износ стержня клапана по диаметру и в торце; износ бойка коромысла, направляющих втулок клапана и толкателя; потерю упругости и уменьшение длины пружины клапана; износ толкателя по поверхности сопряжения с кулачком распределительного вала и гнезда под штангу по глубине; износ кулачков и шеек распределительного вала, подшипников распределительного вала и зубьев распределительных зубчатых колес. В двигателях ЗИЛ -130 и ЗИЛ -645 может нарушиться работа механизма поворота клапанов в результате заедания шариков и пружин этого механизма.


Перечисленные дефекты сопровождаются уменьшением мощности и экономичности двигателя, подсасыванием воздуха и обеднением смеси, прорывом отработавших газов, стуком клапанов.

Чтобы механизм газораспределения нормально работал, во время первых трех ТО-1 у нового двигателя, затем в период каждого ТО-2, а также при появлении ненормальных стуков в зоне 7 (см. рис. 2) и уменьшении мощности двигателя проверяют и при необходимости регулируют зазоры между торцом стержня клапана и бойком коромысла. Эти зазоры регулируют на холодном двигателе, предварительно подтянув гайки шпилек крепления головки цилиндров.

У двигателя 3M3-53-11 для регулировки зазора между торцом стержня клапана и бойком коромысла осторожно снимают крышки, закрывающие коромысла, чтобы не повредить прокладки, и проверяют затяжку гаек крепления головки цилиндров к блок-картеру в последовательности, указанной на рисунке 3, о. Момент затяжки— 73—78 Н-м. Выворачивают свечу первого цилиндра и устанавливают поршень этого цилиндра в ВМТ при такте сжатия. Для этого закрывают плотной бумажной пробкой отверстие свечи первого цилиндра и пусковой рукояткой медленно проворачивают коленчатый вал двигателя до момента выхода воздуха из-под пробки, что означает начало такта сжатия. Затем поворачивают коленчатый вал до совпадения риски на его шкиве с центральной риской указателя ВМТ . В этот момент поршень первого цилиндра находится в ВМТ такта сжатия, если впускной и выпускной клапаны закрыты. Щупом проверяют зазор между торцом стержня клапана 2 (рис. 4) и бойком коромысла 3. При неправильном зазоре отворачивают контргайку 5 регулировочного винта 4 и, поворачивая отверткой винт 4, устанавливают нужный зазор (см. табл. 22), проверяя его щупом. Поддерживая отверткой регулировочный винт, затягивают контргайку и вновь проверяют правильность зазора. После регулировки щуп 0,25 мм должен проходить свободно, 0,3 мм — не проходить.

Повернув коленчатый вал двигателя на 90°, регулируют зазоры между торцами стержней клапанов и бойками коромысел пятого цилиндра. Зазоры у клапанов остальных цилиндров регулируют по порядку работы цилиндров (4—2—6—3—7—8), поворачивая коленчатый вал при переходе от цилиндра к цилиндру на 90°. Закончив регулировку клапанов, устанавливают на место крышки, закрывающие коромысла, и заворачивают на место свечу первого цилиндра.

При регулировке зазора между торцом стержня клапана и бойком коромысла двигателей ЗМЗ -66-06 и ЗИЛ -130, так же как и у предыдущей модели двигателя, устанавливают поршень первого цилиндра в ВМТ конца сжатия. Для этого у двигателя ЗМЗ -66-06 специальный указатель на картере муфты сцепления должен совпадать с шариком, зачеканенным в маховик, а у двигателя ЗИЛ -130 отверстие — метка на шкиве коленчатого вала должна находиться под меткой ВМТ на указателе для установки момента зажигания.

Порядок выполнения операций по проверке и регулировке зазоров между торцами стержней клапанов и бойками коромысел у этих двигателей такой же, как и у двигателя ЗИЛ -53-11. Затягивают болты крепления головки цилиндров к блок-картеру в последовательности, указанной на рисунке 3, а и б.



У двигателя ЗМЗ -66-06 после проверки и регулировки зазоров в клапанах первого цилиндра регулируют зазоры у клапанов остальных цилиндров в последовательности, соответствующей порядку их работы, поворачивая каждый раз коленчатый вал на 90°. У двигателя ЗИЛ -130, установив поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия, проверяют и регулируют оба клапана этого цилиндра, впускные клапаны третьего, седьмого и восьмого цилиндров и выпускные клапаны второго, четвертого и пятого цилиндров. Затем, повернув коленчатый вал на 360°, проверяют и регулируют зазоры у остальных клапанов. Нумерация цилиндров такая: если смотреть со стороны вентилятора, левая группа цилиндров — 1—2—3—4, правая — 5-6-7-8.

У дизелей КамАЗ-740 операции по регулировке зазоров между торцами стержней клапанов и бойками коромысел выполняют на холодном дизеле в следующем порядке. Снимают крышку головок цилиндров и проверяют в три приема затяжку болтов крепления головок в последовательности, указанной на рисунке 3,г. Предельное значение момента затяжки болтов 190—210 Н-м. Фиксатор 1 (рис. 5) на картере маховика устанавливают в нижнее положение. Снимают крышку люка в нижней части картера муфты сцепления. Поворачивают коленчатый вал по ходу вращения ломиком, вставляя его в отверстие на маховике до тех пор, пока фиксатор под действием пружины войдет в паз на маховике. При этом риски (метки) на корпусе автоматической муфты (рис. 6,а) опережения впрыскивания топлива и заднего фланца ведущей полумуфты привода топливного насоса высокого давления ( ТНВД ) должны находиться в верхнем положении. Если риски оказались внизу, выводят фиксатор из паза в маховике и поворачивают коленчатый вал на один оборот. При этом фиксатор должен войти в паз маховика. Затем, освободив фиксатор из зацепления с маховиком, поворачивают коленчатый вал против часовой стрелки, если смотреть со стороны маховика, на угол 60°. Это будет положение I коленчатого вала, при котором клапаны первого и пятого цилиндров должны быть закрыты, о чем свидетельствуют легко поворачиваемые рукой штанги клапанов. Для поворота коленчатого вала на угол 30° поворачивают маховик на расстояние между двумя соседними отверстиями.


Проверяют динамометрическим ключом момент затяжки гаек крепления стоек коромысел у цилиндров 1 и 5. Он должен быть в пределах 42—54 Н-м.

Затем проверяют зазор между торцами стержней клапанов и бойками коромысел и при необходимости регулируют. Поворачивают коленчатый вал в положения, указанные в табл. 23, и регулируют клапаны остальных цилиндров. Гайки регулировочных винтов затягивают моментом 34—42 Н-м. Устанавливают на место крышки люка в картере сцепления и головок цилиндров.

Основные операции проверки и регулировки зазоров между торцами стержней клапанов и бойками коромысел у дизеля ЗИЛ -645 такие же, как у дизеля КамАЗ-740. Сняв крышки головок цилиндров, проверяют в три приема затяжку болтов крепления головок цилиндров в последовательности, указанной на рисунке 3, е. Предельное значение момента затяжки болтов 140— 160 Н-м. Затем снимают крышку люка в нижней части картера маховика и устанавливают фиксатор в нижнее положение. Поворачивают коленчатый вал монтажной лопаткой, вставляя ее во впадины между зубьями венца маховика до совпадения фиксатора с прорезью в маховике. При этом риски на муфте и ТНВД должны совпадать (это будет ВМТ такта сжатия в первом цилиндре). В этом положении, предварительно освободив фиксатор, можно проверить и отрегулировать зазоры между торцами стержней клапанов и бойками коромысел в тех же цилиндрах, что и у ЗИЛ -130. Схема нумерации цилиндров у них одинаковая. Затем, повернув коленчатый вал на 360°, проверяют и регулируют зазоры у остальных клапанов. Закончив регулировку, устанавливают на место крышку люка картера маховика и крышки головки цилиндров. Порядок выполнения операций по проверке и регулировке зазора между торцами стержней клапанов и бойками коромысел у дизеля ЯМЗ - КАЗ -642 отличается от описанных для дизеля КамАЗ-740. Коленчатый вал дизеля ЯМЗ - КАЗ -642 поворачивают с помощью приспособления, установленного между муфтой сцепления и карданным валом, и совмещают риски на ведомой полумуфте 2 (рис. 6,6) привода ТНВД с меткой на корпусе ТНВД . Цифры, выбитые рядом с рисками на полумуфте 2, указывают на номера цилиндров, в которых следует проверять и регулировать зазоры между торцами стержней клапанов и бойками коромысел. Цилиндры дизеля I, II и III последовательно расположены в левом ряду, а IV, V и VI — в правом ряду, если смотреть со стороны вентилятора.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ № 1

Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Вы можете воспользоваться справочной литературой, методическими указаниями по выполнению практических работ, технической литературой.
Время выполнения задания – 60 мин.

Задание
При внешнем осмотре работающего двигателя обнаружен дымный выпуск отработавших газов (синий дым при резком нажатии на педальакселератора) из выхлопной трубы.
1. К каким последствиям может привести эксплуатация двигателя с такой неисправностью?
2. Выберите диагностические средства, которые помогут подтвердить эту неисправность.
3. Произвести очистку воздушного фильтра и слив отстоя из фильтров грубой очистки топлива.


ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ № 2

Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Вы можете воспользоватьсясправочной литературой, методическими указаниями по выполнению практических работ, технической литературой.
Время выполнения задания – 60 мин.

Задание
В двигателе КамАЗ-740 при любой частоте вращения коленчатого вала в зоне распо­ложения клапанов прослушивается металлический стук повышенного тона и частоты.

1. К каким последствиям может привести эксплуатация двигателя с такойнеисправностью?
2. Составьте алгоритм действий по устранению обнаруженной неисправности.
3. Произвести регулировку теплового зазора в клапанном механизме второго и пятого цилиндров двигателя КамАЗ – 740.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ № 3

Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Вы можете воспользоваться справочной литературой, методическими указаниями по выполнению практических работ, техническойлитературой.
Время выполнения задания – 60 мин.

Задание
Дизель КамАЗ-740 не развивает полной мощности, работает неустойчиво, цвет выхлопных газов (черный).

1. К каким последствиям может привести эксплуатация двигателя с такой неисправностью?
2. Выберите диагностические приборы, которые помогут подтвердить
предположение.
3. Снятие форсунки с двигателя, подтяжка гаек крепления распылителей,установка на двигатель.


ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ № 4

Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Вы можете воспользоваться справочной литературой, методическими указаниями по выполнению практических работ, технической литературой.
Время выполнения задания – 60 мин.

Задание
При проведении ЕО-1 автомобиля ГАЗ-3307 выявлено, что уровень масла в двигателе выше верхней метки. На щупе обнаруженыкапельки охлаждающей жидкости.
1. Укажите наиболее вероятные пути попадания в масло охлаждающей жидкости.
2. Обоснуйте минимально необходимый перечень инструмента для устранения этой неисправности.
3. Произвести протяжку головки блока цилиндров двигателя ЗИЛ 508.


ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ № 5

Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Вы можете воспользоваться справочной литературой,методическими указаниями по выполнению практических работ, технической литературой.
Время выполнения задания – 60 мин.

Задание
Среди водителей распространен термин «муфта буксует».

1. К каким последствиям может привести эксплуатация автомобиля с такой неисправностью?
2. Перечислите перечень инструмента необходимого для устранения такой неисправности.
3. Отрегулировать свободный ход педали сцепления смеханическим приводом.


ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ № 6

Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Вы можете воспользоваться справочной литературой, методическими указаниями по выполнению практических работ, технической литературой.
Время выполнения задания – 60 мин.

Задание
Двигатель длительное время работал при недостатке охлаждающей жидкости в системе охлаждения.

1. К каким необратимымпоследствиям это может привести?
2. Какие элементов системы охлаждения могут быть неисправны при этом.
3. Произвести протяжку головки блока цилиндров двигателя ЗИЛ 508.


ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ № 7

Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Вы можете воспользоваться справочной литературой, методическими указаниями по.

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидки на курсы для всех участников

  • Галина
    Долгих

  • Ангелина
    Привалова

Областное государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

«Ютановский агромеханический техникум

имени Евграфа Петровича Ковалевского»

Внимательно прочитайте задание.

Вы можете воспользоваться представленной литературой

1. Проверьте схождение передних колес автомобиля ГАЗ-33073. Заполните ведомость дефектов. Устраните обнаруженные неисправности. Отрегулируйте схождение передних колес.

2. В двигателе КамАЗ-740 при любой частоте вращения коленвала в зоне расположения клапанов прослушивается металлический стук повышенного тона и частоты. Назовите причины его возникновения и способы устранения данной неисправности.

3.Обнаружен дымный выпуск отработавших газов (белый дым) двигателя КамАЗ-740. Определите возможные причины возникновения дымного выпуска и назовите способы их устранения.

4.При проведении ТО-1 автомобиля ГАЗ-3307 выявлено, что люфт руля превышает установленные нормы. Перечислите названия узлов, от которых зависит люфт руля. Укажите последовательность операций устранения люфта руля и восстановления основных деталей рулевого управления.

Внимательно прочитайте задание .

Вы можете воспользоваться предоставленной литературой

1.Снимите амортизатор с автомобиля ВАЗ-2107. Произведите его разборку.Выявите неисправность, вызвавшую подтекание амортизационной жидкости. Заполните ведомость дефектов. Устраните обнаруженную неисправность. Замените жидкость в амортизаторе

2..Среди водителей распространен термин «муфта ведет».Объясните причину такой неисправности. Назовите способы устранения этой неисправности.

3.При проведении ТО-2 выявлено, что схождение передних колес автомобиля КамАЗ-5320 больше допустимого.

-Составьте перечень технологических операций, позволяющих выявить несоответствие схождения колес.

-Произведите подбор инструментов регулировки схождения.

-Укажите последовательность операций регулировки схождения передних колес.

4.Дизель КамАЗ-740 не развивает полной мощности, работает неустойчиво, дымит на выпуске(черный дым). Назовите причины и способы устранения данной неисправности.

Внимательно прочитайте задание .

Вы можете воспользоваться предоставленной литературой

1. Произведите проверку рулевого управления автомобиля ГАЗ-53-12. Заполните ведомость дефектов. Устраните обнаруженные неисправности.

Произведите регулировку рулевого механизма.

2.При проверке сцепления автомобиля КамАЗ-5320 обнаружена негерметич- ность гидропривода и пневмоусилителя. Назовите причины и способы устранения данной неисправности.

3.На амортизаторе автомобиля КамАЗ-5320 обнаружены следы подтекания амортизационной жидкости. Перечислить дефекты амортизатора, приводящие к подтеканию жидкости.

Составьте перечень технологических операций, позволяющих устранить подтекание.

4.Не оттормаживаются колеса задней оси автомобиля КамАЗ-5320 при отпущенной педали. Составьте перечень технологических операций, позволяюших выявить неисправный узел и произвести его ремонт.

Вариант 4.

Внимательно прочитайте задание .

Вы можете воспользоваться предоставленной литературой

1 . Проведите проверку технического состояния двигателя. Заполните ведомость дефектов. Произведите регулировку тепловых зазоров.

2.Из сливного (дренажного) отверстия в водяном насосе течет охлаждающая жидкость. Какие причины могут вызывать течь охлаждающей жидкости? Предложите способ устранения неисправности.

3.Дизельный двигатель завели без охлаждающей жидкости. К каким повреждениям двигателя это может привести.

4.Во время ТО - 2 произведена регулировка клапанов двигателя ВАЗ- 2106. Составьте перечень инструментов, который использовался при регулировке. Укажите последовательность технологических операций

Вариант 5.

Внимательно прочитайте задание .

Вы можете воспользоваться предоставленной литературой

1. Проведите ТО-2 электрооборудования автомобиля. Заполните ведомость дефектов. Отрегулируйте направление светового потока фар.

2.При диагностировании автомобиля установлено повышенное содержание окиси углерода в отработавших газах. Укажите возможные причины и способ их устранения.

3.Двигатель автомобиля не запускается из-за отсутствия искры на электродах свечи. Укажите технологическую последовательность устранения неисправности.

4.При движении автомобиля ощущается повышенная вибрация карданного вала. Укажите возможные причины возникновения вибрации и способы ее устранения.

Вариант 6.

Внимательно прочитайте задание .

Вы можете воспользоваться предоставленной литературой

1. Проведите ТО-2 системы зажигания автомобиля . За-

полните ведомость дефектов. Проведите регулировку угла опережения зажигания.

2.При диагностировании автомобиля установлено повышенное содержание окиси углерода в отработавших газах. Укажите возможные причины. Предложите способ их устранения и составьте перечень технологических операций.

3.Через некоторое время после заправки топливного бака дизельный двигатель остановился. Укажите возможные причины остановки двигателя в данном случае.

4.После длительной эксплуатации двигателя ЗМЗ-53 с применением жесткой воды в системе охлаждения образовалось много накипи. Предложите способ очистки системы охлаждения

Вариант 7.

Внимательно прочитайте задание .

Вы можете воспользоваться предоставленной литературой

1. Проверить техническое состояние тормозной системы автомобиля ВАЗ. Заполнить ведомость дефектов. Произвести замену тормозных колодок передних колес и регулировку хода педали

2 .Во время проведения ТО-2 произведена установка момента зажигания двигателя ВАЗ- 2106. Подберите инструмент и составьте последовательность действий при установке момента зажигания.

3..При торможении рабочим тормозом автомобиля с пневмоприводом происходит утечка воздуха. Укажите возможные неисправности и способы их устранения.

4 .При трогании с места и резком разгоне автомобиля слышен стук в карданном вале. Объясните возможные причины, способы их обнаружения и устранения.

Вариант 8.

Внимательно прочитайте задание .

Вы можете воспользоваться предоставленной литературой

1. Проверить техническое состояние генератора и стартера автомобиля ВАЗ. Заполнить ведомость дефектов. Произвести регулировку натяжения ремня генератора и техническое обслуживание стартера.

2.При движении на автомобиле слышен сильный шум в картере ведущего моста. Укажите возможные причины возникновения шума и способы их устранения.

3.Двигатель автомобиля с бесконтактной транзисторной системой зажигания заглох по причине отсутствия искры на свечах зажигания. Укажите причину и предложите способ устранения неисправности, опишите последовательность действий.

4.Манометр регистрирует нулевое значение давления масла. Назовите причины неисправности в смазочной системе.

Вариант 9.

Внимательно прочитайте задание .

Вы можете воспользоваться предоставленной литературой

1. Произвести ремонт головки блока цилиндров ГАЗ-53-12

С притиркой клапанов и заменой сальников клапанов

Время выполнения задания – 60 мин

2.Отмечается недостаток подачи топлива при работе двигателя на полных нагрузках. Укажите возможные причины и способы устранения неисправностей.

3.Во время проведения ТО-2 обнаружено, что поршневые кольца закоксовались (пригорели) в канавках поршней. Укажите возможные причины, способы устранения неисправности, составьте последовательность технологических операций, сделайте подбор инструментов.

4.В картер двигателя попадает вода. Укажите возможные причины и способы устранения неисправности

Вариант 10.

Внимательно прочитайте задание .

Вы можете воспользоваться предоставленной литературой

1.Проверить состояние КПП ,произвести замену ведомого диска сцепления, Произвести регулировку свободного хода штока рабочего цилиндра сцепления.

2.Двигатель расходует масло выше нормы. Укажите возможные причины и способы устранения неисправности в цилиндро-поршневой группе.

3.Во время ТО - 2 произведена регулировка подшипников передних колес автомобиля ВАЗ-2106. Составьте перечень инструментов, который использовался при регулировке. Укажите последовательность технологических операций.

4.Во время работы двигателя водитель заметил интенсивное выделение газов из сапуна. Укажите возможные причины и способы устранения неисправности.

Вариант 11.

Внимательно прочитайте задание .

Вы можете воспользоваться предоставленной литературой

1.Произвести дефектовку и ремонт карданной передачи с заменой подвесного подшипника, крестовин и эластичной муфты.

2.Дизельный двигатель завели без охлаждающей жидкости. К каким повреждениям двигателя это может привести?

3.При переключении скоростей рычаг коробки передач двигается с трудом, слышен характерный скрежет. Укажите возможные причины и способы устранения неисправности.

4.Во время ЕО установлено, что масляная центрифуга системы смазки после остановки двигателя КамАз-740 вращается 5 секунд. Назовите причины и способы устранения данной неисправности

Вариант 12.

Внимательно прочитайте задание .

Вы можете воспользоваться предоставленной литературой

1. Произвести полную разборку /сборку, дефектовку кривошипно-шатунного механизма методом контрольных измерений.

2.При работе двигателя не гаснет контрольная лампа зарядки генератора. Укажите возможные причины и способы устранения неисправностей.

3.Какие могут быть последствия, если двигатель перед началом работы не прогревается, длительное время работает на малых оборотах?

4.Из сливного (дренажного) отверстия в водяном насосе течет охлаждающая жидкость. Укажите возможные причины неисправности в водяном насосе?

Вариант 13.

Внимательно прочитайте задание .

Вы можете воспользоваться предоставленной литературой

1.Неисправности сцепления и их устранение.

2.Ремонт рулевого управления, инструмент и оборудование, техника

безопасности при ремонте рулевого управления.

3. Найти неисправную свечу и заменить её.

4.После длительной эксплуатации двигателя ЗМЗ-53 с применением жесткой воды в системе охлаждения образовалось много накипи. Предложите способ очистки системы охлаждения.

Вариант 14.

Внимательно прочитайте задание .

Вы можете воспользоваться предоставленной литературой

1.Неисправности коробок и их устранение.

2.Ремонт гидравлических тормозов, инструмент и оборудование, техника

безопасности при ремонте тормозов.

3. Заменить воздушный фильтр.

4.После длительной эксплуатации двигателя ЗМЗ-53 с применением жесткой воды в системе охлаждения образовалось много накипи. Предложите способ очистки системы охлаждения

Вариант 15.

Внимательно прочитайте задание .

Вы можете воспользоваться предоставленной литературой

1.Неисправности тормозов и их устранение.

2.Ремонт задних подвесок грузовых автомобилей, инструмент и

оборудование, техника безопасности при ремонте подвесок.

3. Заменить фильтр бензонасоса.

4.При проведении ТО-1 автомобиля ГАЗ-3307 выявлено, что люфт руля превышает установленные нормы. Перечислите названия узлов, от которых зависит люфт руля. Укажите последовательность операций устранения люфта руля и восстановления основных деталей рулевого управления.

Вариант 16.

Внимательно прочитайте задание .

Вы можете воспользоваться предоставленной литературой

1.Неисправности рулевого управления и их устранение.

2.Ремонт коробок отбора мощности, инструмент и оборудование, техника

безопасности при ремонте коробок отбора мощности.

3. Определить износ шины легкового автомобиля, принять решение о

4.Дизель КамАЗ-740 не развивает полной мощности, работает неустойчиво, дымит на выпуске(черный дым). Назовите причины и способы устранения данной неисправности.

Вариант 17.

Внимательно прочитайте задание .

Вы можете воспользоваться предоставленной литературой

1.Неисправности кузовов и их устранение.

2. Ремонт кабин и платформ, инструмент и оборудование, техника

безопасности при ремонте кабин и платформ.

Заменить фильтр тонкой очистки карбюраторного двигателя.

Во время ТО - 2 произведена регулировка клапанов двигателя ВАЗ- 2106. Составьте перечень инструментов, который использовался при регулировке. Укажите последовательность технологических операций

Вариант 18.

Внимательно прочитайте задание .

Вы можете воспользоваться предоставленной литературой

1.Неисправности дополнительного оборудования и их устранение.

2. Ремонт редуктора заднего моста, инструмент и

оборудование, техника безопасности при ремонте редуктора заднего моста.

3. Измерить напряжение аккумуляторной батареи.

4.После длительной эксплуатации двигателя ЗМЗ-53 с применением жесткой воды в системе охлаждения образовалось много накипи. Предложите способ очистки системы охлаждения

Вариант 19.

Внимательно прочитайте задание .

Вы можете воспользоваться предоставленной литературой

1. Техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма.

2. Ремонт карданной передачи, инструмент и

оборудование, техника безопасности при ремонте карданных передач.

3. Проверить диод на пробой.

4. При трогании с места и резком разгоне автомобиля слышен стук в карданном вале. Объясните возможные причины, способы их обнаружения и устранения.

Вариант 20.

Внимательно прочитайте задание .

Вы можете воспользоваться предоставленной литературой

1. Техническое обслуживание газораспределительного механизма.

2. Ремонт коробок передач и раздаточных коробок, инструмент и

оборудование, техника безопасности при ремонте коробок.

3. Измерить давление в шине колеса, накачать до нормы.

4.Во время работы двигателя водитель заметил интенсивное выделение газов из сапуна. Укажите возможные причины и способы устранения неисправности.

Вариант 21.

Внимательно прочитайте задание .

Вы можете воспользоваться предоставленной литературой

1.Техническое обслуживание системы смазывания.

2. Ремонт сцепления, инструмент и оборудование, техника

безопасности при ремонте сцепления.

3. Проверить исправность амортизатора на автомобиле.

4.Во время ЕО установлено, что масляная центрифуга системы смазки после остановки двигателя КамАз-740 вращается 5 секунд. Назовите причины и способы устранения данной неисправности

Вариант 22.

Внимательно прочитайте задание .

Вы можете воспользоваться предоставленной литературой

1. Техническое обслуживание системы охлаждения.

2. Ремонт газораспределительного механизма, инструмент и

оборудование, техника безопасности при ремонте механизма.

3. Измерить напряжение тока, вырабатываемого генератором.

4.Из сливного (дренажного) отверстия в водяном насосе течет охлаждающая жидкость. Укажите возможные причины неисправности в водяном насосе?

Вариант 23.

Внимательно прочитайте задание .

Вы можете воспользоваться предоставленной литературой

1. Произвести ремонт головки блока цилиндров ГАЗ-53-12

С притиркой клапанов и заменой сальников клапанов

Время выполнения задания – 60 мин

2.Отмечается недостаток подачи топлива при работе двигателя на полных нагрузках. Укажите возможные причины и способы устранения неисправностей.

3.Во время проведения ТО-2 обнаружено, что поршневые кольца закоксовались (пригорели) в канавках поршней. Укажите возможные причины, способы устранения неисправности, составьте последовательность технологических операций, сделайте подбор инструментов.

4.В картер двигателя попадает вода. Укажите возможные причины и способы устранения неисправности

Внимательно прочитайте задание.

Вы можете воспользоваться представленной литературой

1. Проверьте схождение передних колес автомобиля ГАЗ-33073. Заполните ведомость дефектов. Устраните обнаруженные неисправности. Отрегулируйте схождение передних колес.

2. В двигателе КамАЗ-740 при любой частоте вращения коленвала в зоне расположения клапанов прослушивается металлический стук повышенного тона и частоты. Назовите причины его возникновения и способы устранения данной неисправности.

3.Обнаружен дымный выпуск отработавших газов (белый дым) двигателя КамАЗ-740. Определите возможные причины возникновения дымного выпуска и назовите способы их устранения.

4.При проведении ТО-1 автомобиля ГАЗ-3307 выявлено, что люфт руля превышает установленные нормы. Перечислите названия узлов, от которых зависит люфт руля. Укажите последовательность операций устранения люфта руля и восстановления основных деталей рулевого управления.

Вариант 25.

Внимательно прочитайте задание .

Вы можете воспользоваться предоставленной литературой

1.Проверить состояние КПП ,произвести замену ведомого диска сцепления, Произвести регулировку свободного хода штока рабочего цилиндра сцепления.

2.Двигатель расходует масло выше нормы. Укажите возможные причины и способы устранения неисправности в цилиндро-поршневой группе.

3.Во время ТО - 2 произведена регулировка подшипников передних колес автомобиля ВАЗ-2106. Составьте перечень инструментов, который использовался при регулировке. Укажите последовательность технологических операций.

4.Во время работы двигателя водитель заметил интенсивное выделение газов из сапуна. Укажите возможные причины и способы устранения неисправности.

Двигатель КамАЗ-740: Регулировка клапанов

Каждый опытный автовладелец или даже новичок, без особых проблем чётко и качественно сможет настроить клапанные зазоры на двигателе своего КамАЗа. В данной статье, рассмотрен процесс регулировки клапанов для двигателя КамАЗ-740 на самосвале КамАЗ-5511.

Итак, первым делом перед началом процесса регулировки клапанов, следует отогнать грузовик либо на ровную площадку, либо на стояночное место со смотровым углублением. Автомобиль сразу переводится на ручник (чтобы самостоятельно он не съехал с места проведения работ), либо под его колёса подкладываются противооткатные приспособления.

Глушим мотор автомобиля и ждем пока он остынет. Далее, поднимаем кабину и ставим ее на фиксатор, а также устанавливаем рычаг переключения передач в нейтральное положение.

Ставим кабину на фиксатор, а рычаг переключения передач на нейтраль

Откручиваем болт и снимаем крышку головки

ТНВД деактивируется при помощи специального рычага, устанавливаемого в положение “отключено” - это практически полностью исключит возможность непредвиденного пуска мотора.

Убеждаемся, что все болты, удерживающие головку блока цилиндров, нормально затянуты. В случае заметного ослабления крепления, они подтягиваются (моменты затяжки 157-176 Н/м (16-18 кгс/м) в последовательности 1-2-3-4 крест накрест). Также, проверяем затяжку гаек шпилек стоек каромысел (42-54 Нм (4,3-5,5 кгс/м)).

Протягиваем болты головок блока цилиндров

Далее, берем и приподнимаем шток держателя фиксатора маховика (если на нем есть грязь, то чистим его в солярке). Ложимся под кабину и демонтируем крышку люка картера маховика - эта крышка имеет вытянутую форму и фиксируется при помощи двух болтов размера М8.

Вставляем крестовую отвёртку в отверстие маховика и крутим его в направлении движения коленчатого вала мотора (против часовой стрелки, если смотреть сзади двигателя). На маховике видны 12 выступов или отверстий – его полный оборот также определяется по тому, пройдены ли все эти 12 позиций.

Прокручиваем маховик

Фиксатор маховика двигателя КамАЗ-740

При блокировке маховика, выбираемся из-под кабины и проверяем метки ТНВД. Для моторов КамАЗ-7403.10, КамАЗ-740.11 и КамАЗ-740.14 - должны совпасть метка муфты опережения впрыска топлива в приводе ТНВД и метка на торце ТНВД.

Для моторов КамАЗ-740.1З и КамАЗ-740.30 - должны совпасть метка на фланце ведомой полумуфты в приводе ТНВД и указатель на корпусе ТНВД.

Метки на ТНВД

Если метки не совпадают, то вытаскиваем шток держателя из паза маховика и вновь залазим под кабину. Опять прокручиваем маховик, пока не добьемся нужного результата. Когда метки будут выставлены - знайте, что теперь коленчатый вал находится в положении, которое означает начало впрыска топливной смеси в 1-ом цилиндре.

Теперь, прокручиваем коленвал на 60 градусов (2 позиции, т.к. угол между 1-м и 2-м отверстием в маховике - 30 градусов). Подгонка теплозазоров клапанов начинается с первой пары головок и выполняется одновременно для 2-х цилиндров (1 и 5), которые по порядку работы идут друг за другом.

Нумерация и порядок работы цилиндров двигателя КамАЗ-740

Ослабляем контровочную гайку регулировочного винта и в образовавшийся зазор между коромыслом и клапаном помещаем щуп нужной толщины.

Отверткой проворачиваем регулировочный винт и выставляем правильный зазор (впускной клапан - 0,30 мм, а выпускной - 0,40 мм).

Регулировка зазоров клапанов

Для исключения проворачивания винта вместе с гайкой - придерживаем его при помощи отвёртки. Щуп на 0,3 мм вставляем между стержнем впускного клапана и коромыслом, одновременно затягивая или приспуская винт регулировки. Результат - небольшое усилие при движении щупа между коромыслом и стержнем, при этом щуп не должен гнуться.

Затягиваем контрирующую гайку и фиксируем винт регулировки от прокручивания. Повторно проверяем, с каким усилием входит щуп. Также, допускается вставка несколько более толстого щупа, например на 0,35 мм, но он не должен продвигаться внутрь.

Затем, берётся щуп на 0,4 мм и вставляется в щель выпускного клапана - он должен проходить с едва заметным усилием, а вот у щупа на 0,45 мм, хода быть не должно. В целом, действия по регулировке данного клапана полностью повторяют манипуляции с предыдущим.

Производим регулировку впускного и выпускного клапанов

После регулировки, вертим штангу пальцами без всяких инструментов – она в идеале должна двигаться ровно, без зацепов и застопориваний. При обнаружении заеданий (перегибов), штанга правится или меняется полностью.

После окончания регулировки клапанов 1-го цилиндра, переходим к 5-му и повторяем с ним все предыдущие регулировочные действия.

Далее, залазим под машину и прокручиваем коленчатый вал сразу на пол-оборота (180 градусов), чтобы перейти к регулировке клапанов 2-го и 4-го цилиндров. А закончив с ними, проворачиваем маховик еще 2-ы по 180 градусов, согласно данным таблицы, чтобы отрегулировать оставшиеся клапана.

Угол поворота коленвала относительно начала впрыска топлива в 1-ом цилиндре при регулировке клапанов

Таким образом, провернув маховик 4-е раза и каждый раз регулируя клапана в 2-х цилиндрах, вы вскоре завершите процесс выставления правильных зазоров.

Итак, регулировка клапанного механизма завершена, а значит теперь можно завести мотор и на практике оценить, как изменился в результате звук работы двигателя.

Регулировка клапанов двигателя на автомобиле Камаз всегда вызывает сложность. Это связано с тем что очень тяжело сориентироваться в положении поршней и выставить каждый поршень отдельно в верхнюю мертвую точку (ВМТ) в момент сжатия топлива в камере сгорания. И для проведения регулировки необходимо знать определённую последовательность действий.

Установка ВМТ первого цилиндра в момент сжатия

Регулировку желательно проводить вдвоём с напарником, так как проворачивать коленчатый вал необходимо снизу автомобиля и желательно использовать при этом смотровую яму. В картере маховика имеется специальное окно, а на самом маховике отверстия. Если через смотровое окно вставить в эти отверстия прут соответствующего диаметра, то при его помощи маховик легко проворачивается на длину технологического окна, когда прут упрётся в одну сторону окна с другой появиться другое отверстие, и переставив в него прут мы сможем продолжить вращение маховика. Маховик необходимо вращать по ходу вращения коленчатого вала, как он вращается при работающем двигателе. На картере маховика сверху имеется стопор. А на маховике углубление, когда стопор войдет в это углубление маховик примет положение, соответствующее положению поршня первого цилиндра в ВМТ.

Регулировка клапанов КАМАЗ

Но нам необходимо подвести поршень в ВМТ в момент сжатия топлива в первом цилиндре. Поэтому ориентируемся по метке расположенной на топливном насосе высокого давления (ТНВД). Как только метка на ТНВД установилась на момент впрыска топлива в первом цилиндре, только тогда застопоренный маховик принимает правильное положение.

Регулировка клапанов КАМАЗ

Установка коленчатого вала под регулировку цилиндров

Теперь убираем стопор и проворачиваем коленчатый вал на два отверстия маховика, что соответствует углу поворота в 60 градусов, в этом положении клапана 1 и 5 цилиндров полностью закрыты.

Направление вращения коленчатого вала

Порядок регулировки клапанов

Постоянно путаешься в направлении вращения коленчатого вала. Что бы себя проверить есть простой способ, встаньте перед кабиной, и представьте, что вы заводите мотор с рукоятки по часовой стрелке, в эту сторону и должен вращаться маховик, то есть если снизу вращать маховик с помощью прута, прут будет двигаться в сторону аккумуляторных батарей

Итак, регулируем клапана 1 и 5 цилиндров. Затем проворачиваем маховик на 6 отверстий, что соответствует 180 градусам угла поворота, и регулируем клапана 4 и 2 цилиндров. Проворачиваем ещё на 6 отверстий и регулируем клапана 6 и 3 цилиндров. И в последний раз проворачиваем на 6 отверстий, регулируем клапана 7 и 8 цилиндров.

Регулировка клапанов двигателя Камаз

Сама регулировка клапанов двигателя на автомобиле Камаз большой сложности не вызывает, необходимо установить допустимый зазор между штоком клапана и коромыслом, делается это при помощи регулировочного винта , застопоренного гайкой. Раскручиваем стопорную гайку, ослабляя при этом регулировочный винт, устанавливаем щуп между коромыслом и клапаном. На впускных клапанах он имеет размер 0,35, на выпускных0,45 мм. Притягиваем регулировочный винт, чтобы щуп не был затянут и двигался между коромыслом и штоком клапана, и в то же время это движение не должно быть свободным. Затем затягиваем стопорную гайку, удерживая регулировочный винт с помощью отвёртки. После регулировки устанавливаем клапанные крышки.

Когда вы заведёте двигатель, вы сразу почувствуете, что он стал более приёмистым, так как цилиндры начали работать более равномерно по отношению друг к другу.

Читайте также: