Включаю печку падает температура двигателя приора

Обновлено: 07.05.2024

С наступлением зимы на автомобильных форумах возобновляется обсуждение вечной темы: «включаю печку — падает температура двигателя». Чаще всего участники дискуссии возлагают вину за происходящее на неисправный или некачественный термостат.

Статья предлагает иную точку зрения на рассматриваемую проблему. В ее основе содержится анализ процессов, происходящих в системах мотора, после включения салонного обогревателя. Итак, «начнем от печки».

НЕМНОГО ТЕОРИИ:
При сгорании топлива в цилиндрах двигателей внутреннего сгорания (ДВС) высвобождается механическая энергия, используемая для передвижения транспортного средства. При этом КПД любого автомобиля не превышает 10%, остальная энергия переходит в тепло и рассеивается в окружающей среде. Пути теплового превращения энергии:
нагрев охлаждающей жидкости;
выброс тепла с выхлопными газами;
неполное сгорание топлива (выброс части его через выпускную систему);
неучтенные потери.
В карбюраторном двигателе все конструктивные параметры, влияющие на нормальное протекание рабочего процесса, — материал деталей, размеры их сечения, зазоры в сопряжениях, рассчитывают, исходя из оптимальной рабочей температуры охлаждающей жидкости от 80 до 90°C. Для поддержания ее в этих пределах предназначен термостат. Кратко о том, как он работает. До 80°C прибор закрыт, в диапазоне 80 — 94°C — открывается, выше 94 градусов — открыт полностью.
После пуска автомобильного двигателя происходит его нагрев. Чтобы мотор быстрее нагрелся до рабочего состояния, охлаждающая жидкость сначала циркулирует только внутри блока цилиндров (малый круг). После нагрева ее до 80°C термостат приоткрывается, и тосол частично начинает идти параллельно малому контуру — через радиатор охлаждения.

По достижении 94°C клапан термостата открывается до конца, и с этого момента весь охладитель идет по большому кругу, включающему блок цилиндров и радиатор. Таким образом, последний ограничивает нагрев двигателя выше рабочей температуры за счет увеличения охлаждающей поверхности.

ГЛАВНЫЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ:
Итак, зима, — двигатель заведен и прогрет до 90°C (редкий случай, поскольку многие начинают движение при 50 — 60°C). Клапан термостата при этом наполовину открыт. Что произойдет, если теперь включить печку отопления салона? Правильно — при включении печки падает температура двигателя.
Объясняется это следующим образом. Вентилятор продувает наружный воздух через соты отопительного прибора и направляет его в салон, одновременно охлаждая радиатор. Притом степень охлаждения зависит от первоначальной температуры воздуха.
Циркулирующая жидкость, проходя через этот радиатор, тоже охлаждается, вынуждая термостат закрыться, чтобы компенсировать потери тепла за счет обращения охладителя по малому кругу. Тем не менее, температура двигателя все равно не достигает первоначальной (до включения печки). Это дает повод для утверждений, что термостат закрывается не полностью, то есть он некачественный или неисправен. Давайте, его заменим, и все будет отлично.

При этом упускают из виду, что если бы термостат действительно был неисправен, то есть закрывался не полностью, то двигатель после запуска нагревался бы очень медленно или вообще не мог достичь рабочей температуры. А печка бы вообще дула холодным воздухом. Принципиальное же заблуждение состоит в том, что энергия для нагрева печки должна браться как бы из воздуха.

Что может несколько помочь в подобной ситуации? Чтобы не думалось, следует все-таки убедиться в исправности термостата. Методы проверки:
На прогретом примерно до 70°C двигателе верхний патрубок радиатора должен быть чуть теплым, нижний — холодным.
После нагрева до 90°C оба патрубка должны быть теплыми, причем нижний — чуть холоднее.
Термостат помещают в кастрюлю с водой и нагревают на газовой или электрической плите. С помощью термометра фиксируют температуру начала и конца открытия перепускного клапана. Также измеряют линейное перемещение штока и сравнивают его с паспортной величиной.
Если термостат исправен, остается только утеплить подкапотное пространство с помощью различных материалов. Чаще всего используют фольгированный пенопропилен, в крайнем случае, достаточно сложенного в несколько раз картона, который устанавливают в щель между декоративной облицовкой и радиатором.
В продаже присутствуют наружные утеплительные маски для авто любых моделей. Конечно, эти средства не изменяют тепловой баланс двигателя. Тем не менее, если воздух под капотом будет более теплым, он в меньшей степени будет охлаждать радиатор печки, и разница температур двигателя с выключенной и включенной печкой уменьшится

А НАМ ВСЕ РАВНО… :
Следует сказать, что не для всех автомобилей рассматриваемая проблема является актуальной. Так, крупнолитражные двигатели (объем которых выше 3,5 литров) менее чувствительны к влиянию печки на свой тепловой баланс. Объясняется это тем, что благодаря большей теплоемкости жидкости в рубашке охлаждения, охладительный эффект при включении отопителя незначителен.

На многих современных ДВС (как дизельных, так и инжекторных) существуют устройства для коррекции цикловой подачи топлива в зависимости от температуры двигателя, а иногда и топлива. Когда температура снижается, электронный блок управления автоматически увеличивает дозу подаваемого горючего.

Другими словами, за все нужно платить. Чтобы мотор при включенной печке не остывал, принудительно увеличивается расход топлива. Но тут никто не возмущается — почему падает температура двигателя.

Снижение температуры двигателя после включения печки на некоторых автомобилях — явление неизбежное.
Одной из мер по уменьшению этого снижения является утепление радиатора охлаждения, а лучше — всего подкапотного пространства.
В зимнее время не следует включать печку, пока охлаждающая жидкость в системе охлаждения не нагреется хотя бы до 60°C.

Падает температура двигателя на ходу

Система охлаждения двигателя является решением, которое позволяет удерживать температуру силового агрегата в строго заданных рамках. Такая температура называется рабочей температурой двигателя. Необходимость поддерживать мотор в ограниченном температурном диапазоне обусловлена тем, что перегрев может привести к деформации ГБЦ, поломке агрегата, его заклиниванию и т.д. Параллельно с этим активная езда на холодном двигателе также не предполагается.

Система охлаждения двигателя устройство
Рекомендуем также прочитать статью об устройстве системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Из этой статьи вы узнаете об основных конструктивных элементах такой системы, а также о назначении и принципах работы системы и ее составных частей.

Дело в том, что во время проектирования мотора инженеры учитывают множество важнейших параметров, например, тепловые зазоры между сопряженными деталями, эффективность распыла и сгорания топливно-воздушной смеси в условиях определенного нагрева камеры сгорания и т.п. Получается, для нормальной работы двигателя, сохранения его ресурса, топливной экономичности и соответствия нормам токсичности мотору необходимо сначала выйти на расчетную рабочую температуру, после чего эту температуру нельзя превышать или опускать. В этой статье мы поговорим о том, по каким причинам температура двигателя падает во время движения, почему на холостых падает температура силового агрегата или же стрелка температуры мотора начинает опускаться вниз после включения печки.

Падает стрелка температуры: возможные причины

Падает температура двигателя при езде

Начнем с того, что рабочая жидкость (ОЖ) в системе охлаждения циркулирует по малому и большому кругу. Малый круг предполагает движение антифриза только по рубашке охлаждения, то есть без попадания жидкости в радиатор охлаждения. Большой круг означает, что жидкость поступает в радиатор, там охлаждается и снова подается в рубашку охлаждения. За пропускание ОЖ для движения по большому кругу отвечает клапан, более знакомый автолюбителям под названием термостат.

Термостат устроен так, что открывается только в случае нагрева антифриза, тосола или воды (рабочей жидкости) в системе охлаждения до определенной температуры. Теперь о различных неисправностях. Чаще всего проблема с термостатом проявляется таким образом, что двигатель перегревается. Причина-термостат не открывается при нагреве ОЖ, то есть не позволяет жидкости пойти по большому кругу и охладиться. Параллельно с этим неполадка может быть и такой, когда двигатель очень долго прогревается, мотор нагревается нормально, но после прогрева на ходу падает температура двигателя и т.п.

Термостат системы охлаждения двигателя
Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое термостат. Из этой статьи вы узнаете о конструкции данного элемента в системе охлаждения двигателя.

Виновником неприятностей в виде такого недогрева двигателя является термостат. Дело в том, что данное устройство может подклинивать или «залипать». Другими словами, если термостат закрывается не до конца, тогда часть жидкости постоянно попадает в радиатор (идет по большому кругу), в результате чего двигатель не способен прогреться до рабочей температуры. Бывает так, что термостат клинит не с самого начала, а после прогрева мотора. В таких случаях ДВС нормально и быстро прогревается, после чего термостат открывается и пропускает жидкость в радиатор, но потом не закрывается частично или полностью. В подобной ситуации падает температура двигателя на холостом ходу, также стрелка температуры может начать опускаться прямо в движении. Подобные скачки температуры могут наблюдаться постоянно или периодически. Достаточно часто после остановки прогретого двигателя на несколько минут термостат не закрывается. В результате после повторного запуска силовой агрегат очень быстро остывает.

Завершает список вязкостная муфта. Если вы имеет автомобиль с продольно расположенным двигателем, вентилятор охлаждения которого на вискомуфте, тогда возможно заклинивание последней. Если муфта заклинивает, тогда двигатель может быть все время холодным или не выходить на рабочую температуру. Добавим, чтобы немного прогреть ДВС и салон, можно подвязать изолентой лопасть вентилятора, что зафиксирует его (вентилятор не вращается) после запуска силового агрегата и повысит температуру мотора. При этом следует учитывать, что после прогрева мотора нужно позволить вентилятору снова вращаться или следить за температурой, так как возрастает риск дальнейшего перегрева силового агрегата.

На скорости падает температура мотора

Температура двигателя падает на скорости

Отметим, что снижение температуры ДВС во время движения может также возникать естественным путем, а не являться следствием какой-либо неисправности. Обычно это проявляется в холодное время года, то есть во время морозов. На многих авто при движении на трассе падает температура двигателя, так как радиатор и передняя часть моторного отсека открыты для обдува встречным воздухом.

Теперь давайте представим, что автомобиль движется в мороз на низких оборотах ДВС (около 2000 об/мин.) со средней скоростью (например, 80-100 км/ч. на 5-й передаче). Такой режим можно считать самым экономичным, то есть в цилиндрах сгорает минимальное количество топлива.

Не стоит забывать и про то, что зимой водитель постоянно пользуется печкой в салоне, которая дополнительно отнимает тепло. Данное явление характерно для машин начального и среднего класса, которые зачастую оборудованы малообъемными ДВС и не имеют дополнительного утеплителя капота. Также стоит отметить, что многие дизельные двигатели плохо греются на холостых и способны заметно остывать в движении. Так происходит по причине более высокого КПД и других индивидуальных особенностей указанных силовых установок.

При включении печки падает температура двигателя

После включения печки падает температура мотора

Как мы уже говорили выше, включение отопителя салона может влиять на температуру двигателя. Если коротко, на многих авто имеется так называемый радиатор печки. Указанный радиатор включен в общий контур системы охлаждения двигателя, то есть разогретая от двигателя ОЖ проходит через радиатор, отдавая тепло. Полученное тепло далее поступает в салон автомобиля через дефлекторы обдува. Интенсивность отбора тепла от радиатора регулируется скоростью вентилятора печки и положением регулятора температуры подаваемого в салон воздуха.

Для лучшего нагрева салона и ДВС, а также полноценного прогрева КПП достаточно проехать на машине несколько километров в режиме средних оборотов (около 3-3.5 тыс. об/мин) на пониженной передаче. Также многие водители используют способ дополнительного утепления подкапотного пространства при помощи войлока, установки картонной или пластиковой заслонки на радиатор и т.п.

Такое решение утеплить двигатель на зиму вполне оправдано в тех случаях, когда автомобиль значительную часть времени эксплуатируется в условиях интенсивных холодов. С дополнительным утеплением капота и самого мотора двигатель не так быстро остывает после остановки, быстрее прогревается на холостых и в движении. Следовательно, лучше работает и печка в салоне.

Напоследок добавим, что качественная работа всей системы охлаждения зависит от тосола/антифриза и его количества в системе. По этой причине необходимо контролировать состояние ОЖ, регулярно проверять уровень жидкости в расширительном бачке. Также следует следить за герметичностью, избегать образования воздушных пробок, своевременно менять антифриз и промывать систему охлаждения двигателя при замене рабочей жидкости.

Специалистами настоятельно рекомендуется проведение осмотра автомобиля перед началом движения. Такая визуальная диагностика помогает выявить различные отклонения в его работе, позволяя оперативно устранить их.

Какая температура двигателя считается нормальной. Особенное внимание необходимо уделять показателям основных систем, одним из которых является рабочая температура мотора машины. Она отображается на приборной панели в виде небольшого стрелочного табло. В основном, автолюбители сталкиваются с перегревом силового агрегата. Нередко случается и обратные отклонения, когда водитель замечает, что падает температура двигателя при движении.

Машина сломалась на трассе

Рабочая температура двигателя

Ни одно транспортное средство не застраховано от поломок. Узлы и агрегаты авто состоят из множества небольших компонентов, функциональный ресурс которых имеет значительные ограничения. Если владелец автомобиля замечает, что на ходу падает температура ДВС, ему необходимо уделить пристальное вниманию целостности элементов системы охлаждения. Именно в ней кроются причины проблем.

Суть работы охлаждающей системы заключается в движении специальной жидкости — антифриза по двум технологическим кругам. Один из них — малый, не предусматривает прохождение ОЖ через охлаждающий радиатор, расположенный в передней части моторного отсека. Она ограничивается циркулированием лишь по «рубашке».

Прохождение большого контура начинает происходить при езде на средние и дальние расстояния. За переключение кругов отвечает специальный термостатический клапан, открывающий охлаждающей жидкости путь в радиатор, когда она излишне нагрелась. Там антифриз остывает и возвращается в систему уже холодным.

Отдельно отмечается, что в охлаждающий контур может быть залит не только антифриз, но и тосол, и даже обыкновенная вода.

Система охлаждения двигателя

Температура охлаждающей жидкости в двигателе

Наиболее распространены неполадки, при которых температурные показатели агрегата неконтролируемо растут, достигая критических значений. Причина перегрева — заклинивший термостат, не позволяющий охлаждающей жидкости перейти на режим прохождения через радиатор. Нагревающийся антифриз продолжает циркулировать по малому кругу до тех пор, пока не закипит.

Часто встречаются и обратные ситуации, когда при езде стрелка температуры двигателя падает. Почему? Дело, опять-таки, в качестве работы упомянутого клапана. Если термостат не может закрыться до конца, позволяя жидкости беспрерывно описывать большой круг, мотор не разогреется до своей рабочей температуры.

Иногда заклинивание термостата происходит уже после прогрева ДВС. Когда это произошло, водитель может заметить, что падает температура двигателя во время движения, хотя она должна поддерживаться на стабильно ровном, рабочем уровне.

Порой температурный режим изменяется скачкообразно, то растет, то резко снижается. Это означает, что клапан периодически подклинивает, при этом водитель заметит ситуацию, когда периодически падает стрелка температуры.

Термостат системы охлаждения

От чего еще может упасть температура

Существуют и другие технические причины, влияющие на недогрев силового агрегата авто:

  1. Нарушение работы вентилятора. Этот электрический элемент должен включать лишь тогда, когда управляющий блок дает ему специальную команду, основанную на показаниях температурных датчиков. Сбои в слаженной работе системы могут привести к тому, что вентилятор будет работать в постоянном режиме, либо начинать свое функционирование даже тогда, когда в этом нет необходимости. Порой даже датчик оказывается не причем, а вращение лопастей вызывает обычное замыкание проводки.
  2. Нередки и проблемы с вискомуфтой. Они характерны для моделей, имеющих продольно расположенный мотор, вентилятор которого основывает свою работу на специальном устройстве — электронной муфте. Её заклинивание не позволит элементу выключиться, а движок автомобиля при этом будет не способен прогреться до рабочего уровня.

На ходу падает стрелка температуры. Возможны ли естественные причины

Да, такой вариант профильными специалистами также допускается. Даже если в работе систем транспортного средства не наблюдается никаких сбоев, при езде стрелка указателя все равно может упасть.

Подобные ситуации происходят зимой, когда температура воздуха опускается до низких значений. Например, совершая поездку в сильный мороз по загородным трассам, водитель может обратить внимание на значительное охлаждение мотора.

Водитель за рулем

Дело в том, что поток ледяного воздуха, поступающий в моторный отсек, может превосходить интенсивность нагрева движка. При средней скорости 90-100 км/ч, являющейся оптимальной для большинства моделей авто, внутри цилиндров прогорает минимальное количество горючего.

Взаимосвязь этих факторов прямая: чем меньше топлива воспламеняется в камерах сгорания, тем медленнее будет прогреваться ДВС. Если же к этому добавить и принудительное охлаждение, возникающее от встречного воздушного потока, двигатель может не просто не нагреться, а даже значительно снизить свою температуру, в случае предварительного прогрева.

Влияет ли на показания стрелки температуры двигателя печка

Включение и постоянное функционирование салонного отопителя оказывает не менее сильное влияние, чем сбои в работе или морозы. Оно особенно заметно на малолитражных авто и моделях, оснащенных моторами среднего объема. Ситуация характерна и для дизелей, не только плохо прогревающихся в режиме холостых оборотов, но и быстро остывающих при недостаточно интенсивном движении.

Печка автомашин имеет специальный радиатор, который включен в общий рабочий контур системы охлаждения. Когда водитель включает обогрева салона, антифриз проходит сквозь него, отдавая часть тепла. Количество, которое будет отдано, зависит от выставленной температуры отопителя и режима его работы. Чем эти показатели выше, тем больше внутреннее пространство машины нагреется.

Водитель за рулем

Если же мотор работает на невысоких оборотах, а также используется в зимнее время, тепла для полноценного прогрева охлаждающей жидкости может попросту не хватить. В подобной ситуации двигатель не выйдет в режим своей рабочей температуры.

Во всем виновата стрелка

Бывают такие ситуации, когда падение температуры в двигателе соответственно отображается на панели приборов. Но при этом на самом моторе температура не падает, а стрелка показания охлаждающей жидкости стремительно стремиться к синей зоне. Это может быть связано с тем, что не работает датчик, либо же сама стрелка на панели приборов. Чтобы диагностировать данную неисправность рекомендуется обратиться в автосервис.

Стрелка температуры на современных моторах может указывать также неверный показатель, поскольку это обычный электронный прибор. Для его диагностики придётся вскрыть панель приборов и посмотреть плату управления сигнализаторов приборной панели. Возможно сгорел какой-то диод, или подгорание в проводке. Также необходимо осмотреть проводку от датчика охлаждающей жидкости до самой стрелки. Если имеются повреждения, необходимо их устранить.

Советы по улучшению прогрева ДВС

Чтобы автомобиль эксплуатировался в оптимальном режиме работы силового агрегата, нужно соблюдать несколько правил:

  • Автолюбитель должен следить за качеством работы системы охлаждения. Периодической диагностики требует не только термостат и вентилятор, но и сам антифриз. Нужно поддерживать его регламентированное количество, не допуская минимальных значений. Из системы должны быть удалены воздушные пробки, и исключены любые протечки. Охлаждающая жидкость нуждается и в своевременной замене. Величина её функционального ресурса определяется индивидуально для каждой отдельно взятой модели.
  • Совершение поездок в холодное время года следует проводить в режиме средних оборотов, находящихся на уровне 3000-3500. Рекомендуется чаще использовать пониженную передачу, особенно при движении по трассе.
  • Отличным решением станет утепление подкапотного пространства. Улучшить ситуацию способно даже наличие обычной картонки, вставленной перед радиатором охлаждения. Если же владелец оклеит моторный отсек пористыми материалами или войлоком, двигатель станет прогреваться заметно быстрее, а его естественное охлаждение перестанет оказывать значительное влияние на работу.

Рабочая температура двигателя

Многие автомобилисты задаются вопросом — какая рабочая температура двигателя. Минимальной рабочей температурой двигателя считается 65 градусов Цельсия. А вот максимальная температура двигателя не должна превышать 105 градусов. Если температурный режим выше, то ДВС может закипеть и начнутся необратимые последствия, такие как пробой прокладки или деформация головки блока цилиндров. После серьёзного перегрева, мотору потребуется капитальный ремонт, что может быть достаточно дорого.

Нормальная температура двигателя согласно рекомендаций автопроизводителей является температурный режим 85-105 градусов Цельсия. Рабочая температура двигателя — 90 градусов.

Панель приборов с температурой двигателя на Лифан Солано

Заметил такую проблему уже пару дней. На улице примерная температура -5-10, утром завожу машину, прогреваю ее до 55 градусов, как обычно, сажусь и через минут 10-15 включаю печку. До включения печки, температура тепла мотора была около 90 градусов, через 5 минут, после того как включил печку, температура падает до 75 градусов, причем резко. Печку включил всего лишь на 24 градуса, на улице всего лишь -5 . Я понимаю, что включенный режим обогрева в машине снижает тепло двигателя, но не столько же? Двигатель реально, остывает, а что же будет, если печку на 30 градусов включить? Двигателю конец?





Леха :

КАРКАСНЫЕ АВТОШТОРКИ НА МАГНИТАХ. Защита Вашего автомобиля от жары, посторонних взглядов и штрафов за тонировку. Кроме того защищают от насекомых в летнюю жару. Уникальная форма для каждой модели! Простая установка! Гарантия 3 года

Температура двигателя снижается в результате того, что воздух с улицы, а там -10 по Цельсию, должен нагреться до +25 при прохождении радиатора печки. В добавок к этому, тот же холодный воздух дует постоянно в радиатор двигателя. На некоторых автомобилях это может снижать температуру двигателя, и чем ниже температура на улице, тем больше будет таких машин. Как говорилось выше, следует проверить работоспособность термостата и помпы.
Но еще могу добавить два совета:
1. Если включать печку на режим циркуляции внутри салона, то на радиатор печки будет подаваться уже нагретый воздух внутри салона и, таким образом, охладительное воздействие на радиатор будет меньшим.
2. Для изоляции двигателя от холодного окружающего воздуха можно перед радиатором двигателя поставить блокатор воздуха, к примеру, картон. Если конструкция авто не позволяет этого сделать, можно переднюю решетку радиатора обшить дермантином. Со вторым вариантом нужно поиграться, но зато результат будет эстетически красивым и зимой будет тепло.

У многих такая же ситуация на современных экономных движках, просто бензин не жжется на обогрев салона.

Проверь электронику! Но скорей всего проблема в термостате замени его и пройдет твоя болячка.

Вам следует проверить исправность температурного датчика и поменять термостат, включение печки никак не должно влиять на температуру двигателя.

Скорее всего не справляется помпа, попробуйте установить дополнительный электро насос на шланг обратки.

У меня такая же проблема. На бмв 3,может кто знает как её решить? Сам искал в интернете нечего не нашёл. А финансы пока не позволяют отвести в автосервис.

С двигателем будет всё хорошо. Но авто будет расходовать больше топлива. И сам движок будет быстрее изнашиваться.

Такое не очень резкое понижение температуры не должно повлиять на работу двигателя. Возможно печку не стоит так рано включать ?

На дворе холода, а значит топ запросов в категории «Автомобили» поисковых систем уверенно займёт вопрос о падении температуры двигателя при запуске печки. Рассмотрим все тонкости, а главное ответим на вопрос: стоит ли беспокоиться в связи с этим автомобилистам? Чаще всего водители грешат на неисправный термостат, но проблема может заключаться в другом. Мы же построим альтернативный вариант развития событий.

Почему при включении печки падает температура двигателя

Начнём с теории

Автомобиль движется за счет энергии, получаемой от сгорания газов топливовоздушной смеси в цилиндрическом блоке мотора. На это расходуется всего 10%, а остальные 90% направляются на полезные процессы жизнедеятельности транспортного средства и выработку тепла. Среди важных составляющих:

    .
  • Нагрев охлаждающей жидкости.
  • Неполное сгорание топлива.
  • Технические потери.

Ещё на этапе производства карбюраторный двигатель затачивают под температуру 80-90 градусов охлаждающей жидкости. Термостат до этой температуры обычно закрыт и гоняет жидкость по малому кругу. И лишь когда антифриз достигнет указанной температуры, узел открывается полностью. Когда же он даёт сбой, наблюдаются ошибки функционала – внутрь основного теплового контура попадает недостаточно прогретая жидкость. А это чревато замедлением прогрева мотора и ухудшением эффективности работы всей отопительной системы. Теперь рассмотрим, почему при запуске печки и начале движения происходит падение температуры внутри двигателя.

Подозреваемого на стол

Многие водители совершают очень большую ошибку. Они начинают движение практически сразу после запуска двигателя и инстинктивно включают печку. При закрытом или наполовину открытом клапане термостата температура мотора падает, что является логичным. Этот феномен объясняется очень просто. До 94 градусов – температуры полного прогрева жидкости и открытия клапана на всю мощь ограниченное количество антифриза бегает по головкам блока цилиндров. Его задача максимально быстро нагреть мотор. Запуск печки направляет часть жидкости в ее сеть. Соответственно, двигатель будет нагреваться медленнее. Именно термостат чаще всего винят в проблемах с печкой. Причем здесь потери тепла, которые вынуждают термостат закрываться, не поднимая температуру мотора до нужного уровня? Проще же заменить термостат – он ведь некачественный или вовсе неисправный. Но если бы это было так, то печка бы дула холодным воздухом, даже если ее включить по всем правилам!

Термостат печки

Школьный курс физики

Принципиальное заблуждение и ложные обвинения связаны с мнением, что энергия для обогрева печки и салона берется из нагнетаемого вентилятором воздуха. Но ведь и этот воздух нужно сначала нагреть. В этот момент седеет учитель физики какой-нибудь средней школы, который рассказывает первый закон термодинамик своим ученикам. Ведь из воздуха ничего не берется. Так откуда же взять энергию на нагрев? Для нагрева печка отнимает энергию у двигателя, который еще не разогрелся до нормальной температуры. Чтобы сохранить темп обогрева, приходится затрачивать дополнительную порцию бензина или дизеля. Увы, такая возможность у современных карбюраторных двигателей отсутствует. Поэтому охлаждение двигателя при включении печки нормальное явление. И летние пассажиры 672-х ПАЗов тому подтверждение. Те, кто ездил в таких автобусах, не понимали, что если летом вырубить отопление в салоне, то транспортное средство встанет у первого светофора. А на помощь в тушении радиатора придется звать МЧС.

ПАЗ 672

Как создать алиби термостату

Убедиться в исправности термостата помогут такие простые тесты:

  1. Разогрейте двигатель до 70 градусов. Потрогайте патрубки радиатора. Если все хорошо, то верхний патрубок должен потеплеть, а нижний – оставаться холодным.
  2. Продолжайте разогрев мотора до полуоткрытия клапана термостата – 90градусов и снова попробуйте патрубки. Оба должны быть не обжигающими, но нижний чуть холоднее все равно.
  3. Термостат можно извлечь и поместить в кастрюлю с холодной водой. Включите на нагрев. С помощью термометра для воды измерьте показатели начала и конца разных циклов. Если все в норме – открытие начинается при 80 градусах и оканчивается на отметке 94, значит все в порядке. При отклонении на более чем 5 градусов термостат заменяют.

Чтобы максимально уменьшить разницу температур двигателя при включенной и выключенной печке, принимают меры по утеплению подкапотного пространства. На помощь приходит фольгированный пенопропилен или картон в несколько слоев. Он не изменяет тепловой баланс мотора, но не допускает значительных перепадов терморежимов.

Выводы

Не стоит пугаться такого явления, как перепад температуры после включения печки – оно неизбежно. Просто будьте мужественны и не включайте печку до того, как двигатель достаточно прогреется. И утеплите все подкапотное пространство.

Падает температура двигателя при включении печки ⇐ Estima, Emina, Lucida, Previa. Система охлаждения и отопления

Модератор: Jhonny

Привет, Кайрат .
Первое дело -- проверить, закрывается ли термостат.
Иногда, бывает, застревают они,термосаты, в открытом положении
и помпа сразу гоняет тосол по большому кругу.
А вообще -- физику не обманешь.
Радиатор печки является ещё одним радиатором охлаждения двигателя.
В условиях Вашей зимы (-40) может, просто не хватает выделяемого тепла для поддержания собственной рабочей температуры двигателя.
(Не говоря уже про дополнительный потребитель тепла -- печку. )
Поэтому кутать морду -- правильно. Зимой не до эстетики.
(Валенки же тоже выглядят не так, как итальянские модельные туфли )
Под капотом на двиг. полезно ещё постелить старое одеяло
(проконтролировать,чтоб не было касания выпускного коллектора ).
А для обогрева салона надо ставить дополнительный автономный (независимый от двигателя) обогреватель типа Вебасто.
У меня на Трафике 2,1D стояла дополнительная бензиновая печка от "Запорожца".
Со своим бенз.бачком.
Остались самые положительные воспоминания (платил за неё 15долл.).
Кстати, любая надёжная система независимого обогрева
(в т.ч. газовый баллон с рефлектором)
может в экстремальной ситуации спасти здоровье.
При остановке мотора на сильном морозе кузов остывает за неск. минут.
А стоя на пустынной трассе рядом с замерзшей машиной в голову приходят самые разные мысли (не только про здоровье).

Кайрат, день добрый !

Термостат однозначно проверить надо, и еще бы плотность антифриза посмотреть.
Море случаев когда плотность низкая, где-то перехватывает.

Не "в обычном режиме", а в режиме прогрева для достижения раб. температуры двиг.
А "обычный режим" -- это режим уже прогретого двигателя.
В холодном режиме происходит ускоренный износ двиг.

Да, по мере нагрева сначала головка блока + печки, потом термостат постепенно открывается и на радиатор, пока не откроется полностью.
Правильный совет -- сначала проверить шланги наощупь.
Если термостат застрял в открытом положении (или отсутствует), шланги на радиаторе после хол.запуска будут нагреваться сразу,
от момента начала работы двиг.

Смотрите расположение на Вашем авто по мануалу,
или сразу с новым термостатом и тюбиком силикона -- к автослесарю.
Проблема недорогая и невеликая.

"ну что вы человека пугаете термостатами?"

Да мы его не пугаем ! Это он не хочет с кошмами и одеялами ездить .

На мысли о термостате наводит рассказ Кайрата.
"При закутывании радиатора картина меняется".
Значит, ОЖ через радиатор всё-таки идёт.
Т.е. термостат открыт.

А про то что это -- для -40 может быть "нормально",
ещё в самом начале сказано.

Чаще всего неисправности печки на Приоре связаны с проблемами в электрике, в системе охлаждения силового агрегата, механическими поломками, загрязнением радиатора / патрубков, выходом из строя управляющего блока / датчика температуры и других проблем.

Ниже рассмотрим главные причины неисправности и разберем, как правильно действовать для разрешения текущей ситуации.

Основные элементы печки

Конструктивно печка Лады Приоры похожа на устройство, установленное в ВАЗ 2110, выделим ее особенности в механической и электрической части.

  • Распределитель отвода воздуха в сборе. В его состав входят заслонки для обогрева нижней части и лобового стекла, полукорпус слева и справа, приводной рычаг заслонок.
  • Накладка приборной панели с предусмотренными в ней направляющими узлами.
  • Вентиляционные воздуховоды (находятся слева и справа). Соединяют овальные окна и боковые дефлекторы.
  • Отопительные сопла для боковых стекол.
  • Вентиляционные дефлекторы (по центру и по бокам).
  • Воздухопровод для нагрева «ножной» области водителя и переднего пассажира.
  • Воздухопровод для нагрева задней секции авто, где находятся пассажиры.
  • Спойлер.
  • Воздушный фильтр.
  • Моторедуктор распределения воздуха. Обеспечивает распределение потока воздуха в разные участки в зависимости от выставленного режима.
  • Температурный датчик. Закреплен в потолочной области для максимально точного контроля температуры.
  • Резистор (добавочный, дополнительный). От него зависит скорость вращения печного вентилятора. Зафиксирован в подкапотном пространстве.
  • Контроллер / блок управления отопительным устройством. Здесь автовладелец задает параметры работы устройства.
  • Электрический вентилятор. Расположен в подкапотном пространстве.
  • Печной радиатор (находится внутри отопительного устройства).
  • Моторедуктор отопительной заслонки. Перенаправляет потоки воздуха в салоне.

Принцип работы

Для понимания причин, почему не работает печка в Приоре, необходимо знать принцип ее действия. Здесь имеет место та же система, что и в «десятках».

Воздушный поток от отопителя направляется в распределитель, где с учетом позиции заслонок и направляет воздух.

Автовладельцам доступен выбор одного из трех положений:

  • Обогрев / обдув ветрового стекла.
  • Вентиляция.
  • Направление потока в ноги людям на заднем диване или передних креслах.

Допускается выбор промежуточного положения заслонок, к примеру, для направления воздуха на стекла и вентиляции.

Позиция заслонок меняется самостоятельно с помощью перемещения ручки на панели главного дефлектора. При включении обдува / обогрева воздушный поток направляется через каналы к нужным участкам.

Каждый из таких каналов размещен по отдельности, что исключает смешивание разных воздушных потоков.

В канале для обогрева «лобовухи» предусмотрены лопасти, распределяющие воздушный поток по всей внутренней поверхности. Для прогрева стекол, через которые водитель смотрит в боковые зеркала, имеются специальные отверстия.

В них ставятся специальные конструкции, распределяющие поток в необходимом направлении. Вносить изменения здесь не получится.

В распределительной части системы предусмотрен небольшой зазор, имеющий форму в виде буквы «П». Он находится между краями заслонки, из-за чего на стекла все время подается воздух вне зависимости от позиции.

При выборе режима вентиляции воздушный поток направляется в вентиляционный канал, объединенный с главным и боковыми дефлекторами. Распределение воздуха по бокам происходит, благодаря специальному спойлеру.

При выборе опции обогрева ног воздушный поток направляется в нижнюю часть через канал, который открывается специальной заслонкой. Далее нагретый воздух идет к ногам водителя и пассажиров.

В электрической части печка Приоры работает по следующему алгоритму:

  • Датчик температуры, находящийся в салонной части, подает сигнал блоку управления.
  • При наличии разницы между установленной и реальной температурой контроллер подает команду на моторедуктор.
  • Последний закрывает или открывает заслонку печки для подачи необходимого воздуха (охлажденного, нагретого).
  • После выбора скорости вентилятора блок управления отправляет команду на резистор в двигательной части. Для установки максимальной скорости сопротивление вообще не задействуется.

Далее водитель управляет печкой Приора, выбирая нужное значение и направление воздушного потока.

Принципиальная схема работы системы охлаждения Лада Приора.

Конструктивные недоработки

У печки Лада Приора выделяется ряд недостатков конструкции, которые проявляют себя уже в процессе эксплуатации.

Выделим основные моменты:

  • Воздух к боковым дефлекторам подается в любом из положений заслонки. По этой причине в ногах воздуха может быть недостаточно.
  • Наличие дополнительных отверстий и недостаточное качество уплотнений при соединении трубопроводов ведет к ухудшению потока.
  • Плохое сглаживание каналов ведет к появлению чрезмерной шумности в воздухопроводах.

В остальном конструкция печки Приоры хорошо продумана и редко вызывает нарекания пользователей. Исключением являются те случаи, когда устройство перестает выполнять возложенные на него функции.

К примеру, распространенная проблема, когда печка постоянно гоняет холодный воздух. В таком случае причиной неисправности является заслонка или радиатор.

Начальная диагностика

Перед выполнением более серьезных шагов необходимо провести предварительную диагностику.

Сделайте следующие шаги:

  • Проверьте уровень охлаждающей жидкости в бачке расширителя. Уровень ОЖ должен быть между минимальной и максимальной отметкой. Если антифриз постоянно уходит, проверьте систему на факт герметичности. Осмотрите патрубки и подтяните хомуты. Убедитесь, что не увеличился уровень масла в картере двигателя по причине попадания в нее через прокладку блока цилиндров антифриза.
  • Запустите мотор и дождитесь, пока он достигнет оптимальной температуры.
  • Пощупайте термостат. Посмотрите на толстые трубки, которые направляются от него к радиатору машины.
  • Убедитесь, что после прогрева мотора верхний патрубок нагревается. Если он холодный, значит, причиной является поломка термостата. В таком случае не обойтись без замены устройства. Второе объяснение, почему печка работает некорректно — поломка крышки расширительного бачка. Поставьте новую и снова проверьте как работает система обогрева.
  • Проверьте систему охлаждения (отопления) на факт наличия воздуха. Сразу отметим, что в Приоре появление воздушной пробки возможно только при разгерметизации или не правильной заливке антифриза. Для устранения проблемы прогрейте авто, включите печку на обогрев по максимуму, поднимитесь передними колесами на небольшую горку и периодически жмите на газ. Крышку расширительного бачка предварительно снимите. В таком режиме дайте поработать мотору 5-10 минут.
  • Обратите внимание на работу вентилятора. Если он плохо гонит воздух, снимите салонный фильтр и убедитесь, что он не загрязнен. При наличии таких подозрений замените девайс.

Холодный радиатор отопителя (печка не греет)

В водительской практике распространена ситуация, когда печка Приоры вместо горячего гонит холодный воздух.

Выделим главные причины такой ситуации:

  • Поломка в системе охлаждения мотора. Печной радиатор холодный и не отдает тепло. Для проверки прикоснитесь к трубкам отопителя, которые должны быть горячими. Объяснением неисправности может быть сам радиатор, к примеру, из-за того, что он забит и не пропускает антифриз.
  • Загрязненный салонный фильтр. Для проверки версии демонтируйте узел и проверьте, функционирует печка или нет.
  • Вышел из строя моторедуктор.
  • Клин или повреждение заслонки.
  • Выход из строя контроллера отопительного устройства.
  • Поломка температурного датчика, установленного в салоне машины. Для проверки такой версии отключите его на некоторое время, а после снова проверьте работу.

При длительной эксплуатации транспортного средства в блоке двигателя, на патрубках собирается грязь, которая в дальнейшем разносится по системе забивая тем самым соты радиатора. Не исключением является и печной радиатор, который также загрязняется и начинает хуже работать.

В такой ситуации сделайте следующее:

  • Слейте тосол из системы.
  • Снимите поводки дворников.
  • Уберите накладку «жабо» и переместите в сторону щиток, защищающий от шума.
  • Разберите корпус печки, отбросьте провода и демонтируйте электродвигатель.
  • Достаньте теплообменник, отбросив подводящие трубки.
  • Промойте или замените его.

Не работает вентилятор

Если во время проверки оказалось, что воздух вообще не поступает в салон, сделайте следующие шаги:

  • Проверьте, исправен предохранитель F9 или нет. Возможно, он перегорел, из-за чего напряжение не поступает на устройство.
  • Убедитесь в исправности вентилятора. В таком случае попробуйте его отремонтировать или сразу заменить.
  • Поменяйте сопротивление, если из-за него неправильно работает вентилятор.
  • Убедитесь в работе контроллера.
  • Почистите вентилятор. Бывают ситуации, когда устройство забивается, из-за чего не работает или издает повышенный шум во время вращения.
  • Сгорело реле вентилятора. Если ни один из рассмотренных выше советов не помог, проверьте реле, по внешнему виду которого можно судить об исправности. Если внутри что-то подгорело, это свидетельствует о необходимости замены. После этого вентилятор печки Приоры должен заработать.
  • Про фильтр салона мы писали выше.

Если остальные узлы печки Приоры функционируют нормально, причиной может быть выход из строя температурного датчика.

Не работают заслонки

Бывают ситуации, когда не работают заслонки, а их положение не переводится по команде. В такой ситуации посмотрите на состояние моторедуктора. Возможно, он вышел из строя.

Причиной поломки этого элемента может стать окисление контактов. Для решения проблемы разберите кожух и зачистите контактные соединения.

Неисправности датчика температуры в салоне

Про датчик температуры в салоне мы упоминали выше. Он размещается в плафоне на потолке. При включении обогрева контроллер проверяет показания этого устройства и принимает решение о необходимости запуска или отключения.

Благодаря датчику, в салоне автомобиля поддерживается оптимальный микроклимат.

Для проверки его исправности сделайте следующее:

  • Закройте все окна и двери машины.
  • Установите температуру на два градуса выше текущего параметра.
  • Поставьте термометр возле датчика.
  • Дождитесь отключения вентилятора и сравните показатели (установленный и реальный).

Если контроллер не среагировал на показания датчика, значит, последний неисправен и требует замены.

Поломка блока управления

Слабым местом печки Приоры считается блок управления (контроллер). В функции этого девайса входит распределение воздуха, создание активности обдува разных зон, а также поддержание оптимальной температуры внутри.

При выходе блока из строя печка также не будет функционировать, ведь она лишается управляющего органа.

До замены контроллера проверьте исправность регулятора, установленного на передней панели, ведь блок управления ломается крайне редко.

Чтобы не тратить лишние деньги, найдите заведомо исправный контроллер, установите его вместо текущего и проверьте исправность печи. В случае, когда отопитель все равно не заработал, ищите поломку в другом месте.

Чтобы проверить управляется ли моторедуктор от блока управления снимите последний. Найдите коричневый и розовый с зеленным провода (они управляют моторчиком редуктора). Замерьте на них напряжение.

Для этого подключите к проводам мультиметр в режиме 20В. Включите зажигание и поворачивайте регулятор в горячий и холодный режимы.

В горячем положение мультиметр должен показывать в районе 10В, при холодном положении – минус 10В. Т.е. управление редуктором происходит.

Если провода будет подключены в другой полярности, соответственно и показания будут противоположные.

Не функционирует тумблер режимов

Объяснением такой проблемы может быть поломка контроллера, управляющего отопительным устройством, а также поломка моторедуктора, распределяющего поток внутри салона. Особенности проверки каждого из этих элементов рассмотрена выше.

Работает только 1 и 4 скорость

Нередко проявляется такая неисправность, когда переключатель печки дает команду только в крайних позициях. Причиной поломки часто бывает дополнительное сопротивление, уменьшающее обороты вращения печного устройства.

Резистор — блок, где четвертая скорость является прямой и без замедления. Устройство находится в корпусе отопителя слева и фиксируется с помощью пары винтов.

В ситуации, когда не работают первые три положения, а функционирует только 4-е, причиной может быть поломка резистора (об этом упоминалось выше) или выход из строя блока управления системой отопления и вентиляции. Последняя неисправность встречается чаще.

Читайте также: