Замена ремня грм ваз 21116

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 06.10.2024

Замена ГРМ Лада Гранта 8 клапанов, схема и метки ГРМ

Замена ГРМ Лада Гранта 8 клапанов требуется раз в 60 тысяч километров пробега. Если игнорировать плановую замену ремня, натяжного ролика и иногда помпы (насоса охлаждающей жидкости), то можно нарватся на серьезный ремонт двигателя Lada Granta. Ведь обрыв ремня газораспределительного механизма практически всегда приводит к повреждению клапанов, седел клапанов и даже поршней. Поэтому к приводу ГРМ нужно относится очень внимательно.

Подробная схема привода ГРМ Лада Гранта далее.

1 — зубчатый шкив коленчатого вала

2 — зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости

3 — натяжной ролик

4 — задняя защитная крышка

5 — зубчатый шкив распределительного вала

6 — зубчатый ремень ГРМ

А — прилив на задней защитной крышке

В — метка на шкиве распределительного вала

С — метка на крышке масляного насоса

D — метка на шкиве коленчатого вала.

Для замены ремня привода газораспределительного механизма нам следует демонтировать ремень привода генератора или ремень привода вспомогательных агрегатов для Гранта с кондиционером. Шестигранником «на 5» отворачиваем четыре винта крепления передней верхней крышки привода ГРМ и снимаем пластиковый кожух.

Во избежание повреждения датчика положения коленчатого вала необходимо снять и его. При выключенном зажигании отжимаем фиксатор колодки жгута проводов и отсоединяем колодку от разъема датчика. Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления датчика.

Вынимаем датчик из отверстия прилива крышки масляного насоса и откладываем его на место, где нет стальных опилок, могущих впоследствии нарушить работу датчика.

Перед демонтажем ремня необходимо проверить фазы газораспределения двигателя — установить поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ (верхней мертвой точки) такта сжатия. Головкой «на 17» проворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке за болт крепления шкива привода генератора до момента совмещения метки 1 на зубчатом шкиве распределительного вала с приливом 2 на задней крышке привода ГРМ.

Чтобы убедиться в правильном положении коленчатого вала, вынимаем резиновую заглушку смотрового окна в верхней части картера сцепления. Риска 2 на маховике должна располагаться напротив прорези 1 шкалы которая видна в окне крышки картера сцепления.

Перед отворачиванием болта крепления шкива привода генератора просим помощника зафиксировать коленчатый вал от проворачивания, вставив через окно в картере сцепления отвертку между зубьями маховика.

Головкой «на 17» отворачиваем болт крепления шкива привода генератора снимаем шкив и шайбу.

Шестигранником «на 5» отворачиваем три винта крепления передней нижней крышки привода ГРМ. Снимаем крышку.

Накидным ключом «на 15» ослабляем затяжку болта крепления натяжного ролика.

При этом натяжной ролик повернется и натяжение ремня ослабнет. Снимаем ремень привода ГРМ со шкивов коленчатого и распределительного валов. Вынимаем ремень из моторного отсека Гранты.

После снятия ремня привода ГРМ нельзя проворачивать коленчатый и распределительный валы во избежание утыкания поршней в клапаны. Размеры зубчатого ремня привода ГРМ Lada Granta с двигателем 8 клапанов — ширина 17 мм, число зубьев 113.

Для снятия натяжного ролика ремня ГРМ отворачиваем болт его крепления и снимаем натяжной ролик вместе с болтом.

Вращаем пластмассовую обойму ролика, удерживая его за эксцентрик. Ролик должен вращаться бесшумно, равномерно и без заеданий. Не экономьте. В любом случае ролик необходимо заменить.

Проверить исправность насоса охлаждающей жидкости, покрутив и покачав его за шкив и производим его обязательную замену, насос больше 60-80 т.км. не ходит, а в данном случае он на виду и для его замены нужно отвернуть всего три болта крепления / опять же, не экономьте, скупой платит дважды /. Устанавливаем натяжной ролик на место, окончательно не затягивая болт его крепления. Для разных модификаций двигателя в головке блока цилиндров выполнены два резьбовых отверстия под болт крепления натяжного ролика. Болт крепления ролика вворачиваем в верхнее отверстие головки блока цилиндров.

Устанавливаем ремень привода ГРМ Гранта в обратной последовательности. Перед установкой ремня убеждаемся в совмещении установочных меток коленчатого и распределительного валов. Надеваем ремень на зубчатый шкив коленчатого вала, затем натягивая обе ветви ремня, надеваем заднюю ветвь на шкив насоса охлаждающей жидкости и заводим ее за натяжной ролик, а переднюю — надеваем на шкив распределительного вала.

При необходимости доворачиваем шкив распределительного вала в сторону наименьшего хода до совпадения зубьев ремня с впадинами шкива. Для натяжения ремня необходимо повернуть натяжной ролик против часовой стрелки. Для этого вставляем в пазы наружного диска ролика стержни (диаметр 4 мм, расстояние между стержнями 18 мм) специального ключа (для наглядности показано на снятом ролике).

Такой ключ использовался при регулировке натяжения ремня во всех переднеприводных ВАЗах, купить его можно в любом магазине автозапчастей.

Натягиваем ремень, поворачивая натяжной ролик ремня против часовой стрелки до момента совпадения выреза наружного диска ролика с прямоугольным выступом его внутренней втулки, и затягиваем болт крепления ролика.

Чрезмерное натяжение ремня снижает срок его службы, а также срок службы подшипников насоса охлаждающей жидкости и натяжного ролика. Недостаточное натяжение ремня тоже приводит к его преждевременному выходу из строя и может вызвать нарушение фаз газораспределения. Проворачиваем коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке. Проверяем натяжение ремня и совпадение установочных меток коленчатого и распределительного валов. При снятом шкиве привода генератора правильное положение коленчатого вала удобно контролировать по совмещению метки 1 на зубчатом шкиве коленчатого вала с ребром 2 крышки масляного насоса. Фото для наглядности далее.

Таким образом выглядит пошаговая замена ГРМ и водяного насоса, ничего сложного, верьте в свои силы, выполняйте работы самостоятельно.

Ремень ГРМ и ролик с автоматическим натяжением

Подготовительные операции, все двигатели

Во-первых, запомните простое правило: мотор 11183 не может погнуть свои клапаны, так что вращать коленвал и шкив распредвала можно будет по-отдельности. Для моторов 11186 и 21116 это было бы недопустимо! Подробнее о двигателе 21116 в этом материале.

Перед проведением любых работ отключите клемму АКБ (ключ на 10), а также датчик ДПКВ. Но прежде надо снять защитную крышку.

Верхняя крышка ГРМ, 21116

Откручиваем 4 болтика, снимаем защиту

Для снятия защиты нужно:

  • 11186/21116 – используя «внутренний шестигранник на 5», откручивают 4 болта на верхней детали, которую затем снимают. И так же демонтируют нижнюю деталь;
  • 11183 – гаечным ключом «на 10» откручивают 3 болта крепления.

Датчик ДПКВ, 21116

Отключаем разъём, выкручиваем один винт

Датчик положения коленвала (ДПКВ) отключают от разъёма (см. фото). Затем крепёжный винт выкручивают ключом «на 10». Сам датчик нужно демонтировать.

Установка всех валов по меткам

Сначала проверьте, что включена нейтральная передача. На корпусе картера ближе к узлу сцепления есть резиновая крышка. Её нужно снять.

Картер сцепления 21116, смотровое окно

Смотровое окно и резиновая заглушка

Смысл в том, чтобы добиться совмещения рисок на маховике и в прорези шкалы. Когда это будет выполнено, маховик фиксируют отвёрткой.

Картер сцепления 21116, смотровое окно

Конечно, подобную операцию проще выполнять вдвоём. Знайте, что нужному положению вала соответствует совмещение меток A-B и C-D (см. рис.).

Схема привода ГРМ, 8 клапанов, мотор Гранты

Сам коленвал нужно вращать вправо, используя ключ «на 17» или «на 19» (мотор 11183). Смысл сказанного иллюстрируется на фото.

Настройка привода ГРМ, 8 клапанов, мотор Гранты

Крутить нужно шкив привода генератора

Ремень генератора надо снять

Генераторный ремень закрывает доступ к деталям привода ГРМ. Придётся ослабить крепление и снять этот ремень.

Подробнее об этом:

Крепление генератора в Гранте

Крепление генератора, болты на 13

Ключом «на 13» ослабляют нижний болт крепления. Затем выкручивают верхнюю крепёжную гайку и вынимают болт. Кожух генератора прижимают к двигателю и фиксируют конструкцию проволокой. Теперь ремень можно удалить.

Монтаж генераторного ремня проводят в такой последовательности:

  1. Закрепляют генератор;
  2. Накидывают ремень на шкивы, как показано на фото;

Монтаж ремня генератора в Гранте

Монтаж ремня генератора, первый шаг

Знайте, что повторное использование ремня генератора – это крайняя мера. Лучше будет купить новую деталь.

Замена ремня привода ГРМ

Пусть маховик двигателя был правильно установлен и зафиксирован (см. выше). Тогда ключом «на 17» или «на 19» (ДВС 11183) откручивают винт, удерживающий шкив привода генератора. Сам шкив и защитную шайбу затем снимают.

Демонтаж шкива привода генератора в Гранте

Шкив не должен мешать

Теперь нужно ослабить прижимную силу в натяжном ролике:

    11186/21116 – используя «круглый» ключ «на 15», откручивают болт крепления на 2-3 оборота. Ролик «отпустит» ремень автоматически;

Демонтаж ремня ГРМ в Гранте

Автоматика сработает на ослабление

Осталось выполнить замену: на место старого ремня ГРМ устанавливают новую деталь, и всё. Монтаж остальных деталей производят в обратном порядке.

Демонтаж ремня ГРМ в Гранте

Основная операция по замене

Чтобы повысить прижимную силу, внешний узел ролика вращают против часовой стрелки. Для двигателей 11186/21116 нужно выполнить дополнительное требование: две прямоугольные метки должны совпасть.

Натяжной ролик двигателя 21116

Обязательное требование для моторов 11186/21116

По завершению монтажа метки A-B и C-D тоже должны совпадать. Чертёж для них приводится выше.

Моменты затяжки

Чтобы выполнить монтаж правильно, нужен ключ с регулятором усилия. Значение на нём выставляют в зависимости от вида детали:

  • Винт крепления натяжного ролика (11186/21116) – 17-27 Н*м;
  • Крепёжная гайка ролика (11183) – 30–36 Н*м;
  • Крепёж шкива генератора – 105–110 Н*м.

Сначала на ролике настраивают натяжение, а затем производят затяжку крепежной гайки или болта.

Детали из вазовского каталога

Сразу рассмотрим список узлов и специнструмента ВАЗ:

Натяжной ролик семейства «2108» имеет две прорези на одной стороне. Эти прорези должны смотреть «вверх», то есть в сторону «от двигателя».

Ролик ВАЗ 2108 1006120

Натяжной ролик для мотора 11183

Прорези были сделаны под специнструмент. Он обозначается цифрами «67.7834.9525» (см. список). А для автоматических роликов ключ обозначается по-другому – «67.7812.9573». Как он выглядит, показано ниже.

Ключ ВАЗ 67 7812 9573

Ролик-автомат тоже можно регулировать

Осталось перечислить, как обозначены крепёжные болтики, шайбы и так далее:

Надеемся, вопросов здесь не возникнет.

Импортные аналоги

Ремень ГРМ «21116-1006040» можно заменить другой деталью:

  • GATES – 5670XS;
  • CONTITECH – CT1164;
  • QUARTZ (Германия) – QZ-5670XS.

Обычно выбор делают в пользу продукции GATES. Буквы «XS» в её каталоге означают «усиленный». Подробно о сроках замены ремня ГРМ, о его выборе, о признаках износа нам уже рассказали Грантоводы в материале: когда менять ремень ГРМ на Гранте: рекомендации завода и грантоводов.

Настоящие и поддельные ремни GATES

Оригинальный ремень ГРМ и подделка

Внимание! Комплектующие фирмы GATES (Англия) подделывают чаще всего! По фото можно понять, в чём состоит главное отличие. Остерегайтесь подделок.

Лада Гранта › Бортжурнал › 31640 км. Как я попал с заменой ремня ГРМ, ролика и помпы.

Приветствую всех! Я уверен, что эта статья будет очень полезна для владельцев Лада Гранта с двигателем 21116 устанавливаемых на машины с комплектацией "норма". До этой статьи было 3, я удалил их и решил написать эту, чтобы не путать хронологию событий!
Начнем с того, что моей машинке исполнился год. За этот год было мало приятного и много не очень. Пробежал 31 тысячу километров. Основной пробег МО Кашира, Ступино, Москва, несколько поездок в Тулу.
Меня давно мучило странное постукивание двигателя на холодную. Особой паники не наводил, так-как двигатель прогревался и постукивание пропадало. А на 29000 километров постукивание перестало пропадать после прогрева да еще и принесла собой треск при трогании с места. Генератор, выхлопная система, шрус, передний бампер и это не полный список того, что я проверил. Оставалась помпа и автоматический ролик натяжитель ремня ГРМ, открыл кожух, но ничего подозрительного не увидел. Поехал в сервис к знакомым, чтобы посмотреть более опытным взглядом. По звуку сказали помпа, открыли кожух ГРМ и точно, ремень ГРМ бегает по шкивам. Больше всего боялся этого диагноза так-как запчастей на Лада Гранта нет вообще. Полазил по форумам и Drive2, нашел пару случаев когда ставилась помпа от приоры, говорилось, что отличается только шириной шкива и то не на много.
И так предстояло купить:
— Водяной насос 2170;
— Автоматический ролик натяжитель ремня ГРМ 2190;
— Ремень ГРМ 2190;
На мое удивление ремень ГРМ для Гранты был почти в каждом магазине, с роликом и помпой для гранты засада, как и предполагалось нет, обзвонил все магазины юга Подмосковья и Москвы у все одна и та же картина, в базе данных есть в наличие нет, на заказ сроки поставки неизвестны.
Попросил в магазине показать помпу от девятки и приоры, разницы кроме ширины шкива сразу не заметил и взял на свою горе от девятки.
Почему нельзя ставить помпу от девятки на двигатель 21116 Лада Гранта:
Если посмотреть поверхностным взглядом на помпу ВАЗ-21116 и ВАЗ-2109\14 я уверяю разницы вы не заметите

На помпе ВАЗ-2109\14 будет немного другая крыльчатка и отсутствовать маленькое отверстие с резьбой для притягивания кожуха ГРМ, но это не проблема, самое главное различие в зубцах шкива

На двигатель ВАЗ-21116 шкив перекочевал с приоры ВАЗ-21126, только стал немного уже. На приоре шкив идет с закругленными зубцами, а на ВАЗ-2109\14 с прямоугольными и тем более они выше на пару миллиметров, установив эту помпу на двигатель ВАЗ-21116 вы продавите ремень ГРМ и прослужит он в десятки раз меньше. На момент покупки я этого не знал и купил от девятки.
Почему не рекомендуется ставить автоматический ролик натяжитель на двигатель ВАЗ-21116 от Приоры ВАЗ-21126
Ролик я купил от приоры Pilenga PT-P 1570 на глаз оказался такой-же за исключением отверстия под болт со стороны крепления к двигателю.

Когда снял родной ролик, понял, что разница есть и большая!

Во первых родной ролик 21116 большего диаметра, во вторых он уже. Пластиковое тело у приоровского ролика шире и он цепляет за двигатель, это решается путем стачивания излишек болгаркой или как я шлифовальной машиной

Есть разница еще в одной детали, толщина металлического тела ролика гранты шире, чем у приоры и поэтому если вы соберетесь все таки ставить от приоры необходимо подложить шайбу. Мое заключение не оптимистичное: так как ролик от приоры меньшего диаметра чем у гранты, то необходимо при натяжке ролика перетягивать его дальше метки и тем самым фактически лишать его диапазона автоматической регулировки.
Замена ремня ГРМ, ролика и помпы. Попытка №1
Собрал в пакет все купленные детали:
— Автоматический ролик натяжитель 21126 (2170) Pilenga PT-P 1570;
— Ремень ГРМ ВАЗ 21116 (2190) Оригинальный 5670XS
— Водяной насос ВАЗ-2109\14 ТЗА 21091307010-75
Итого получилось 2540 рублей.

Раньше самому не приходилось менять грм, времени учиться не было и я решил отогнать в сервис. Там разобрали все это дело. Достали помпу, люфт есть, но не такой критичный! Почему гулял ремень ГРМ? До сих пор не понятно.

В качестве ключа для натяжения ролика использовал съемник стопорных колец с плоскими губками. Метки ГРМ выставил сразу и без каких-либо проблем.

Видел у кого-то на Drive2, что помпа от приоры цепляла при сильной затяжке кожуха ГРМ, у меня такого не наблюдалось, на глазок даже определил небольшой зазор между шкивом помпы и кожухом.
Стук в двигателе и треск при трогании с места.
С ГРМ разобрались, завел движок, ремень сидит как вкопанный, машине помпа от приоры явно понравилась! =) НО! Остался стук и при трогании треск…улыбка пропала с лица, но появилась после 10 минут ковыряния в моторном отсеке! Помните я говорил Вам запомнить момент, где я ослабил натяжения ремня генератора! Ну так вот! В первый раз когда менял ГРМ в сервисе, мне очень сильно натянули ремень генератора и он прижал генератор и звук соответственно пропал! Приехав домой я ослабил натяжение и звук на утро опять появился! Вот собственно и вся загадка!
Теперь разгадка: мой взгляд устремился на пустое отверстие, отверстие в которым должен сидеть нижний болт крепления генератора к кронштейну (длинный болт), там нет болта! Блин так и знал, что найду откуда треск и что это не конструктивная особенность автомобиля! Начал смотреть и разбираться, по какой-то причине болт выкрутился и улетел. За мной конечно были грешки когда я забывал затягивать детали, но это было 3-4 раза в жизни, здесь это исключено, так-как никуда не спешил и ковырялся в удовольствие!

Поставил новый болт, поставил контрольную шайбу, теперь думаю ни куда не денется! Как раньше я не заметил это сам?! Завел и тишина, машина работает как новая! Ух и зае*ла она меня.
В этой статье есть еще одна неразгаданная тайна! Почему гулял ремень ГРМ по шкивам, я бы не сказал, что родная помпа была сильно убита. Ну да ладно сейчас все работает тьфу-тьфу. Живу за городом, добираться до автомагазинов общественным транспортом проблематично, хорошо, что есть Daewoo Matiz 1.0 Best, он меня выручает.
Покупались с Грантой в одно время. Пробег на Matiz'е 24540 км, только масло и фильтры. Почему узбеки делают лучше нас?
Итого со всеми косяками замена ГРМ мне встала в 6270 рублей…жесть.машина пробежала только 30.000 км.
Ну и че молчат французы и японцы? Renault+Nissan ауууу! Почему нет запчастей на прилавках магазинов? Почему в 30.000 км загулял ремень ГРМ по шкивам?

Самая простая замена ремня ГРМ, ролика и помпы на Ладе Гранте с двигателем 87 л.с 8 клапанов

Сегодня к нам приехал наш старый клиент на своей белой Ладе Гранта, замена ремня ГРМ, ролика и помпы в месте с антифризом. С завода на этом моторе устанавливается ремень ГРМ фирмы Gates с заявленным ресурсом 75 тысяч километров, но меняем на 60 на всякий случай.

Важно! При обрыве ремня ГРМ на данном двигателе гнет все клапана. Это справедливо для всех моторов выпуска до 2019 года.

Недавно я прочитал, что с 2019 года на данном двигателе стали ставить безвтыковые поршни, как приедет свежая Гранта обязательно поглядим эндоскопом так ли это.

Необходимый инструмент

Нам понадобится стандартный набор ключей и головок, шестигранник на 5, а так же ключ для натяжного ролика.

Подготовительные операции

Данную процедуру можно провести даже в полевых условиях, яма а уж тем более подъемник нам не потребуется. Время замены 30 минут, без учета времени остывания двигателя.

Если вы меняете с ремнем и помпу, то необходимо слить антифриз с блока цилиндров. Заглушка под головку на 13. Подкладываем под заднее колесо упоры и затягиваем ручник. Снимаем переднее правое колесо и пластиковый брызговик.

Ослабляем натяжение ремня генератора и снимаем ремень. Гайка на 21 контрящая, шток натяжного ролика под ключ на 10. Покрутите натяжной ролик, если он издает посторонний шум, замените его.

Откручиваем четыре болта верхней крышки ГРМ и снимаем ее (шестигранник на 5).

Выставляем верхнею мертвую точку

За болт шкива коленвала, обязательно по часовой стрелки, проворачиваем его до совпадения меток на звездочке распредвала и кожухе (головка на 17 с удлинителем). Это будет верхняя мертвая точка (ВМТ).

Стопорим коленвал, включаем пятую передачу и вставляем отвертку в вентиляционный канал тормозного диска ниже суппорта. Откручиваем болт шкива коленвала и снимаем шкив. Откручиваем крепление нижней крышки ремня ГРМ (шестигранник на 5).

На звездочке коленвала метка должна встать на против отлива на масляном насосе.

Откручиваем крепление натяжного ролика и снимаем его вместе с ремнем ГРМ.

Если вы не меняете помпу то переходите сразу к установке нового ремня. Но мы рекомендуем менять помпу вместе с ремнем.

Замена помпы

Демонтируем звездочку распредвала (головка на 17).

Далее кожух ремня ГРМ (гайка и болты на 10).

Помпа крепится тремя болтами (шестигранник на 5).

Перед установкой новой помпы смажьте прокладку тонким слоем герметика. Установите на место кожух и звездочку распредвала.

Установка нового ремня ГРМ

Достаем свежи купленный комплект.

Важно! На натяжном ролике ремня ГРМ указано направление натяжки, не перепутайте.

Проверяем совпадение всех меток и устанавливаем натяжной ролик, болт не затягиваем. Устанавливаем новый ремень ГРМ сначала на звездочку коленчатого вала, за тем распредвала, натяжной ролик и помпу. Ветвь ремня между звездочками распредвала и коленвала должна быть натянута. Натягиваем натяжной ролик до совпадения меток и затягиваем болт.

Еще раз проверяем совпадение меток, после чего проворачиваем коленвал два оборота и проверяем натяжку. Если натяжение ослабло подтягиваем.

Устанавливаем все детали в порядке обратном снятию. Заливаем антифриз. Вот и всё! Кстати двигатель идентичен устанавливавшемуся на Калины второго поколения, про замену ГРМ на них описано в этой статье.

I Love My Lada

Когда менять ремень ГРМ на Гранте 8 кл.

ремень ГРМ приора

Чтобы двигатель служил долго и надежно, просто-напросто достаточно раз в 10-15 тысяч пробега осматривать приводной ремень распредвала и при обнаружении тревожных симптомов не лениться и тут же его менять. Признаки того, что ремешок просится в отставку понятны даже чайнику:

Следовательно, замена ремня в нормальных условиях, когда все остальные агрегаты и системы работают прилично и не вызывают претензий, проводится через каждых 40-50 тысяч км, а проверка состояния ремня не реже, чем раз в 10-15 тысяч км. В этом случае двигатель ВАЗ 21116 откатает свой ресурс в 180-200 тысяч до капремонта без проблем.

Какой ремень покупать лучше на Гранту и на какой двигатель

от фирмы Continental

ремень грм гранта

  • ремень привода распредвала 21116-1006040 ;
  • натяжной ролик 21116-1006226 ;
  • если есть желание, можно для удобства регулировки натяжения ремня купить спецключ 67.7812.9573-01 .

Конечно, и для этого мотора есть аналоги других производителей и их достаточно много. Самые популярные:

  • GАTES – 5670XS , как бы оригинал, но в родной коробке;
  • Trialli GD 790, итальянский бренд, китайская сборка;
  • CONTITЕCH – CT1164 , отличный ремень от фирмы Continental, если не подделка;
  • QUARTZ с каталожным номером QZ-5670XS, немецкие ремни хорошего качества;
  • INА 530053610 , один из самых качественных и дорогих комплектов;
  • DAYCO KTB944 , неплохой итальянский комплект;
  • Комплект производства BOSCH 1987 948 286 .

Меняем ремень ГРМ на Гранте своими руками

Когда мы проверяем состояние ремня или собираемся его менять, необходимо, чтобы двигатель остыл после поездки. Оптимальная температура для замены около 20 градусов. По словам АвтоВАЗа, замена критически необходима на 75-й тысяче пробега, но, как утверждают водители, менять приходится чаще. Для замены нам нужен стандартный набор инструментов и спецключ для подтяжки ролика.

Если все это есть, приступаем к работе.

Проверка состояния, замена ремня привода ГРМ и натяжного ролика на двигателях ВАЗ 11183, ВАЗ 21116 и ВАЗ 11186 Lada Granta

1. Шестигранным ключом на 5 мм отверните четыре винта (на двигателе ВАЗ 11183 - три болта) крепления передней верхней крышки привода ГРМ и снимите ее.

Размещение болтов крепления верхней крышки привода ГРМ Лада Гранта (ВАЗ 2190)

Снятие верхней крышки привода газораспределительного механизма Лада Гранта (ВАЗ 2190)

Примечание:

В двигателе ВАЗ-11183 болтами бокового крепления крышки также прикреплены держатели проводов.

Размещение болтов крепления передней крышки защиты ремня ГРМ двигателя ВАЗ-11183 Лада Гранта (ВАЗ 2190)

2. Включите пятую передачу в коробке передач и подложите под колеса автомобиля противооткатные упоры («башмаки»).

Установка противооткатных упоров (башмаков) под колеса Лада Гранта (ВАЗ 2190)

3. Домкратом поднимите правое переднее колесо.

Вывешивание домкратом правого переднего колеса Лада Гранта (ВАЗ 2190)

4. Вращая колесо по часовой стрелке, проверните коленчатый вал двигателя и осмотрите ремень привода ГРМ. При нормальном натяжении ремня, вырез 1 наружного диска натяжного ролика должен совпадать с прямоугольным выступом 2 его внутренней втулки.

Метки правильного натяжения ремня ГРМ на натяжном ролике привода Лада Гранта (ВАЗ 2190)

5. Проверьте состояние ремня привода ГРМ. Поверхность зубчатой части ремня не должна иметь складок, трещин, подрезов зубьев и отслоений ткани от резины. Обратная сторона ремня не должна иметь износа, обнажающего нити корда, и следов подгорания. На торцевых поверхностях ремня не должно быть расслоений и разлохмачиваний. При обнаружении дефектов на ремне или значительном несовпадении элементов контроля натяжения ремня (на фото выше), ремень замените. Также следует поменять ремень на новый при обнаружении на нем следов моторного масла (перед монтажом нового ремня причину попадания масла на ремень нужно устранить) или при замене насоса охлаждающей жидкости.

Степень износа ремня привода газораспределительного механизма Лада Гранта (ВАЗ 2190)

Примечание:

Выход из строя ремня привода ГРМ (обрыв и срезание зубьев) может привести к утыканию клапанов в поршни из-за рассогласования углов поворота коленчатого и распределительного валов и, как следствие, к дорогостоящему ремонту двигателя.

Снятие ремня привода ГРМ и установка поршня 1-го цилиндра в положение ВМТ

1. Снимите правое переднее колесо и правый грязезащитный щиток моторного отсека с помощью домкрата, балонного ключа и отвертки.

2. Демонтируйте ремень привода генератора, как описано во второй половине этой статьи.

3. Отсоедините колодку проводов от разъема датчика положения коленчатого вала.

Отсоединение колодки проводов от разъема датчика положения коленчатого вала Лада Гранта (ВАЗ 2190)

4. Головкой на 10 мм отверните болт крепления датчика и извлеките сам датчик.

Откручивание болта крепления датчика положения коленчатого вала Лада Гранта (ВАЗ 2190)

Извлечение датчика положения коленчатого вала из блока двигателя Лада Гранта (ВАЗ 2190)

5. Перед демонтажем ремня обязательно проверьте фазы газораспределения двигателя – установите поршень 1‑го цилиндра в положение ВМТ (верхней мертвой точки) такта сжатия. Для этого воротком с насадкой на 17 мм проворачивайте коленчатый вал по часовой стрелке за болт крепления шкива привода генератора до момента совмещения метки 1 на зубчатом шкиве распределительного вала с приливом 2 на задней крышке привода ГРМ.

Проворачивание коленчатого вала двигателя Лада Гранта (ВАЗ 2190)

Совпадение меток распредвала газораспределительного механизма Лада Гранта (ВАЗ 2190)

Примечание:

Хотя описанный метод является наиболее точным, проворачивать коленчатый вал за болт крепления к нему шкива весьма неудобно. Можно сделать это двумя альтернативными способами:

1. Включите любую передачу (лучше 4-ю или 5-ю) и медленно прокатите автомобиль до совпадения меток на шкивах распределительных валов с меткой на задней крышке ремня привода распределительных валов;

2. Включите любую передачу и вывесите одно из передних колес. Затем поворачивайте вывешенное колесо до совпадения метки на шкиве распределительного вала с меткой на задней крышке ремня привода распределительного вала (этот метод описан в п.2-4 начала этой статьи).

6. Чтобы убедиться в правильном положении коленчатого вала, извлеките резиновую заглушку смотрового окна в верхней части картера сцепления.

Извлечение заглушки смотрового окна картера сцепления Лада Гранта (ВАЗ 2190)

7. Посмотрите в смотровое окошко: риска 2 на маховике должна располагаться напротив прорези 1 шкалы на верхней крышке картера сцепления.

Совпадение меток на маховике Лада Гранта (ВАЗ 2190)

8. Перед отворачиванием болта крепления шкива привода генератора, попросите помощника зафиксировать коленчатый вал от проворачивания, вставив через окно в картере сцепления отвертку между зубьями маховика.

Фиксация от проворачивания коленчатого вала двигателя Лада Гранта (ВАЗ 2190)

9. Воротком с насадкой на 17 мм отверните болт крепления шкива привода генератора и снимите его.

Отворачивание болта крепления шкива привода генератора Лада Гранта (ВАЗ 2190)

10. Затем снимите шайбу за снятым шкивом привода генератора.

Шайба шкива привода генератора Лада Гранта (ВАЗ 2190)

11. Шестигранным ключом на 5 мм отверните три винта крепления передней нижней крышки привода ГРМ и снимите крышку.

Размещение болтов крепления нижней крышки привода газораспределительного механизма Лада Гранта (ВАЗ 2190)

Снятие нижней крышки привода газораспределительного механизма Лада Гранта (ВАЗ 2190)

12. Накидным ключом на 15 мм ослабьте затяжку болта крепления натяжного ролика. При этом натяжной ролик повернется и натяжение ремня ослабнет.

Ослабление затяжки натяжного ролика ремня привода газораспределительного механизма Лада Гранта (ВАЗ 2190)

13. Снимите ремень привода ГРМ со шкивов коленчатого и распределительного валов и выните его из моторного отсека.

Снятие ремня привода газораспределительного механизма Лада Гранта (ВАЗ 2190)

Примечание:

После снятия ремня привода ГРМ нельзя проворачивать коленчатый и распределительный валы во избежание упирания поршней в клапаны.

Маркировка зубчатого ремня привода ГРМ (ширина 17 мм, число зубьев 113) выглядит, как показано ниже.

Маркировка ремня привода газораспределительного механизма для Лада Гранта (ВАЗ 2190)

Установка ремня привода ГРМ и замена натяжного ролика

1. Для снятия натяжного ролика ремня отверните болт его крепления накидным ключом на 15 мм и снимите сам ролик.

Снятие натяжного ролика ремня привода газораспределительного механизма Лада Гранта (ВАЗ 2190)

2. Оцените состояние подшипника натяжного ролика: повращайте пластмассовую обойму ролика, удерживая его за эксцентрик. Ролик должен вращаться бесшумно, равномерно и без заеданий. В противном случае ролик необходимо заменить.

3. Устанавливайте натяжной ролик на место, окончательно не затягивая болт его крепления. Для разных модификаций двигателя в головке блока цилиндров выполнены два резьбовых отверстия под болт крепления натяжного ролика. В данном случае болт крепления ролика вворачивайте в верхнее отверстие головки блока цилиндров.

Резьбовое отверстие для установки болта натяжного ролика ГРМ Лада Гранта (ВАЗ 2190)

4. Установите ремень привода ГРМ в обратной последовательности. Перед установкой ремня убедитесь в совмещении установочных меток коленчатого и распределительного валов. Наденьте ремень на зубчатый шкив коленчатого вала, затем, натягивая обе ветви ремня, наденьте заднюю ветвь на шкив насоса охлаждающей жидкости и заведите ее за натяжной ролик, а переднюю – надевайте на шкив распределительного вала.

Установка ремня привода газораспределительного механизма Лада Гранта (ВАЗ 2190)

5. При необходимости доверните шкив распределительного вала в сторону наименьшего хода до совпадения зубьев ремня с впадинами шкива. Для натяжения ремня необходимо повернуть натяжной ролик против часовой стрелки. Для этого вставляем в пазы наружного диска ролика стержни (∅4 мм, расстояние между стержнями 18 мм) специального ключа. Можно также использовать съемник для стопорных колец (для наглядности показано на снятом ролике).

Круглогубцы изогнутые для поворота натяжного ролика ремня привода ГРМ Лада Гранта (ВАЗ 2190)

6. Натяните ремень, поворачивая натяжной ролик ремня против часовой стрелки до момента совпадения выреза 1 наружного диска ролика с прямоугольным выступом его внутренней втулки 2. Затяните болт крепления ролика требуемым моментом.

Совпадение меток натяжного ролика ремня привода ГРМ Лада Гранта (ВАЗ 2190)

Примечание:

Чрезмерное натяжение ремня снижает срок его службы, а также подшипников насоса охлаждающей жидкости и натяжного ролика. Недостаточное натяжение ремня тоже приводит к его преждевременному выходу из строя и может вызвать нарушение фаз газораспределения.

7. Проверните коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке. Проверьте натяжение ремня и совпадение установочных меток коленчатого и распределительного валов. При снятом шкиве привода генератора правильное положение коленчатого вала удобно контролировать по совмещению метки 1 на зубчатом шкиве коленчатого вала с ребром 2 крышки масляного насоса.

Совпадение меток шкива коленчатого вала и выступа масляного насоса Лада Гранта (ВАЗ 2190)

8. При необходимости повторите регулировку фаз газораспределения (п.5-7 "Снятие ремня привода ГРМ") и натяжение ремня привода ГРМ.

9. Соберите все в обратной последовательности.

Примечание:

Для правильной установки и натяжения ремня привода генератора, воспользуйтесь информацией, описанной здесь или здесь (в зависимости от наличия или отсутствия в конструкции натяжительного ролика ремня генератора).

Замена ремня ГРМ Лада Гранта с двигателем 8 клапанов 87 л.с пошаговая инструкция

Снимок5

Схема привода ГРМ: 1 — зубчатый шкив коленчатого вала; 2 — зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости; 3 — натяжной ролик; 4 — задняя защитная крышка; 5 — зубчатый шкив распределительного вала; 6 — зубчатый ремень; А — прилив на задней защитной крышке; В — метка на шкиве распределительного вала; С — метка на крышке масляного насоса; D — метка на шкиве коленчатого вала.

Схема привода ГРМ: 1 — зубчатый шкив коленчатого вала; 2 — зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости; 3 — натяжной ролик; 4 — задняя защитная крышка; 5 — зубчатый шкив распределительного вала; 6 — зубчатый ремень; А — прилив на задней защитной крышке; В — метка на шкиве распределительного вала; С — метка на крышке масляного насоса; D — метка на шкиве коленчатого вала.

О двигателях

Моторы Лада Гранта имеющие 8 клапанов в головке блока цилиндров имеют индекс 11183 и 11186. Первый из них начали выпускать в 2004 году, второй позже, а именно в 2011 году. Мощность «83» агрегата составляет 82 лошадки, при 87 л.с для «86» модификации. Мотор 11186 представляет собой усовершенствованный движок «83» модели. В нём используют облегчённую шатунно-поршневую группу. Удалось достичь снижение массы поршневой группы почти на 30%. Головка блока цилиндров подвергается специфической термообработке, что повышает её прочность и износостойкость.

А также получила некоторые изменения система охлаждения силового агрегата. Юбки облегчённых поршней покрывают графитовой смазкой, это позволяет избежать появления задиров на цилиндрах непрогретого мотора. Степень сжатия «86» мотора стала 10,5 против 9,6 у «83» модификации. Прокладка ГБЦ нового мотора теперь тоньше, она равна 0,43 мм против 1,2 на старой модели. Диаметр впускных клапанов увеличили, что улучшило наполняемость цилиндров топливовоздушной смесью.

Загибает ли клапана

Такая проблема, к сожалению, присутствует для Лада Гранта. Она появилась с момента начала производства первых автомобилей с приводом на передние колёса ВАЗ 2108. В дальнейшем был увеличен рабочий объём силового агрегата этой модели, он стал равным 1,5 литра. Индекс двигателя стал 21083, в котором поршня имеют выемку в головке. Это позволило исключить встречу поршней с клапанами при обрыве зубчатого ремня в приводе ГРМ или неправильной его установке. За основу движка для Гранты был взят именно этот силовой агрегат, поэтому загибов клапанов не происходило.

Модернизация этого мотора до модели 11186 предусматривает установку облегчённых деталей шатунно-поршневой группы. Поршня стали короче по высоте, что не позволяет сделать углубления в головке для исключения встречи с клапаном. Поэтому обрыв зубчатого ремня всегда сопровождается повреждением клапанов на 8 клапанной Гранте, иногда шатунов, поршней. Эта проблема сопровождает все последующие модификации моторов для Лада Гранта.

Бесплатная диагностика ходовой

Для чего нужен ремень ГРМ

Ремень газораспределительного механизма на автомобиле Лада Гранта необходим для того чтобы синхронизировать работу распредвала и коленвала. В инструкции к автомобилю 16 и 8 кл срок замены регламентирован. Однако, тем не менее большая часть автолюбителей мало знают что-то об этом и даже могут не знать его расположение, не горя уже о том как правильно менять. Находится он просто, нужно лишь поднять крышку капота авто. На самом видном месте находится зубчатый ремень, охватывающий множество шкивов. Открыв инструкцию, идущую вместе с транспортным средством так же без труда можно найти раздел, в котором описывается этот узел. Ремень ГРМ взаимодействует не лишь с коленчатым валом и с распределительным, но и еще с несколькими системами. Подобная нагрузка существенно сокращает ресурс ремня, что делает возможным его обрыв.

Вы не робот?

Мы зарегистрировали подозрительный траффик, исходящий из вашей сети.
С помощью этой страницы мы сможем определить, что запросы отправляете именно вы, а не робот.
Поставьте отметку, чтобы продолжить.

Если вдруг что-то пойдет не так, попробуйте другой вариант.

2279-4-24-01 (Копировать)

Шестигранником «на 5» отворачиваем четыре винта крепления передней верхней крышки привода ГРМ.

Шестигранником «на 5» отворачиваем четыре винта крепления передней верхней крышки привода ГРМ.

При выключенном зажигании отжимаем фиксатор колодки жгута проводов и отсоединяем колодку от разъема датчика.

При выключенном зажигании отжимаем фиксатор колодки жгута проводов и отсоединяем колодку от разъема датчика.

Характерные причины преждевременного износа клапанов

  • чрезмерная затяжка штока;
  • направляющая втулка повреждена, деформирована;
  • повреждена ножка штока;
  • слишком обедненная горючая смесь, на которой работает мотор, в том числе, газ;
  • низкая компрессия в цилиндрах;
  • чрезмерный износ цилиндропоршневой группы (далее — ЦПГ);
  • выход из строя свечей зажигания;
  • повреждение изоляционного слоя высоковольтных проводов, прострелы на «массу»;
  • неисправность форсунок;
  • нестабильная подача горючего к камере сгорания.


Диагностика неисправности механизма газораспределения

Процесс диагностики, идентификации источника поломки достаточно сложный. Порой без наличия цифрового оборудования невозможно провести полный осмотр, оценить общее техническое состояние узлов, агрегатов.

  • Всегда ориентируйтесь «на слух». Почувствуйте работу мотора. Если слышно сторонние, нехарактерные ранее звуки, стуки на «холодную», на «горячую» — вероятнее всего причина в ГРМ;
  • Обращайте внимание на уровень расхода горючего, динамику разгона, информативность педали акселератора. Пассивность, плохая «отзывчивость» – факторы, указывающие на возможную поломку;
  • Ритмичность работы на холостом ходу: в исправном состоянии недопустимы сбои такта, троение, вибрации. Средний показатель оборотов равен 950 об/мин, минимальный 850 об/мин, максимальный 1050 об/мин.

Детали из вазовского каталога

Сразу рассмотрим список узлов и специнструмента ВАЗ:

Натяжной ролик семейства «2108» имеет две прорези на одной стороне. Эти прорези должны смотреть «вверх», то есть в сторону «от двигателя».

Ролик ВАЗ 2108 1006120

Натяжной ролик для мотора 11183

Прорези были сделаны под специнструмент. Он обозначается цифрами «67.7834.9525» (см. список). А для автоматических роликов ключ обозначается по-другому – «67.7812.9573». Как он выглядит, показано ниже.

Ключ ВАЗ 67 7812 9573

Ролик-автомат тоже можно регулировать

Осталось перечислить, как обозначены крепёжные болтики, шайбы и так далее:

Надеемся, вопросов здесь не возникнет.

2279-4-24-06 (Копировать)

Чтобы убедиться в правильном положении коленчатого вала, вынимаем резиновую заглушку смотрового окна в верхней части картера сцепления.

Чтобы убедиться в правильном положении коленчатого вала, вынимаем резиновую заглушку смотрового окна в верхней части картера сцепления.

Импортные аналоги

Ремень ГРМ «21116-1006040» можно заменить другой деталью:

  • GATES – 5670XS;
  • CONTITECH – CT1164;
  • QUARTZ (Германия) – QZ-5670XS.

Обычно выбор делают в пользу продукции GATES. Буквы «XS» в её каталоге означают «усиленный». Подробно о сроках замены ремня ГРМ, о его выборе, о признаках износа нам уже рассказали Грантоводы в материале: когда менять ремень ГРМ на Гранте: рекомендации завода и грантоводов.

da664396-7335-4817-a617-e45f5d71f214.jpg

Оригинальный ремень ГРМ и подделка

Внимание! Комплектующие фирмы GATES (Англия) подделывают чаще всего! По фото можно понять, в чём состоит главное отличие. Остерегайтесь подделок.

Какой комплект приобрести

Кроме зубчатого ремня приобретают натяжной ролик, насос охлаждающей жидкости. Основным поставщиком резинотехнических изделий является завод РТИ в г. Балаково. Хорошо зарекомендовали себя изделия от компаний GATES, BOSCH, DAYCO, CONTITECH. Если будет заменена помпа в системе охлаждения двигателя, понадобиться антифриз на доливку.

2279-4-24-09 (Копировать)

Отзывы

А принять решение о том, какой ремень ГРМ на Гранту подойдет именно вам можно на основании отзывов владельцев этого автомобиля.

Олег: после того, как нарвался на бошевскую подделку, предпочитаю продукцию отечественного производителя. Уже второй раз покупаю ремень БРТ. Ходит положенные 75 тысяч без проблем. Недавно поменял и ролик натяжной. Поставил вологодский, посмотрим, как себя покажет

Виталий: Предпочитаю не экономить на запчастях, поэтому устанавливаю только немецкого производителя Gates. С ним можно чувствовать себя спокойно даже в длительной поездке.

Слава: самый надежный и проверенный вариант – производитель Contitech. Он хоть и дороже Боша, но по качеству в разы лучше. Мы с другом (у него Калина) покупали одновременно. Он взял что подешевле, российского производства. Меня же продавцы уболтали на Contitech. Я очень доволен, потому что товарищ уже давно свой выбросил, а я все еще езжу на нем. Он хоть и с виду как новый, но думаю поменять, уже больше 130 тысяч прошел. Буду брать такой же.

2279-4-24-14 (Копировать)

Вынимаем ремень из моторного отсека.

Вынимаем ремень из моторного отсека.

Внимание! После снятия ремня привода ГРМ нельзя проворачивать коленчатый и распределительный валы во избежание утыкания поршней в клапаны.

2279-4-24-15 (Копировать)

Маркировка зубчатого ремня привода ГРМ (ширина 17 мм, число зубьев 113).

Маркировка зубчатого ремня привода ГРМ (ширина 17 мм, число зубьев 113).

Для снятия натяжного ролика ремня отворачиваем болт его крепления…

DSC_8

Также для регулировки натяжения можно использовать щипцы для снятия стопорных колец.

Также для регулировки натяжения можно использовать щипцы для снятия стопорных колец.

Натягиваем ремень, поворачивая натяжной ролик ремня против часовой стрелки…

Снимок3

…по совмещению метки 1 на зубчатом шкиве коленчатого вала с ребром 2 крышки масляного насоса.

…по совмещению метки 1 на зубчатом шкиве коленчатого вала с ребром 2 крышки масляного насоса.

При необходимости повторяем регулировку фаз газораспределения и натяжение ремня привода ГРМ. Сборку производим в обратной последовательности. Болт крепления шкива привода генератора затягиваем моментом 105–110 Н·м.

[14 операций по техобслуживанию Lada Granta, которые помогут вам сэкономить]

[Как сэкономить на плановом ТО Lada Granta] [Техническое обслуживание Lada Granta на 2,5 тыс. км пробега] [Техническое обслуживание Lada Granta на 15 000 и 105 000 км пробега] [Техническое обслуживание Lada Granta на 30 000 и 60 000 км пробега] [Техническое обслуживание Lada Granta на 45 тыс. км пробега] [Техническое обслуживание Lada Granta 75 тыс. км пробега] [Техническое обслуживание Lada Granta на 90 тыс. км пробега] [Самостоятельное проведение ТО — общие рекомендации] [Правила техники безопасности при самостоятельном проведении ТО] [Инструмент, необходимый для проведения техобслуживания Lada Granta] [Лампы, применяемые в автомобиле Lada Granta]

Читайте также: