Замена штанов на газели 402 двигатель

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

ГАЗ 31 PRO100 Волга › Бортжурнал › Замена приемной трубы (штанов) ЗМЗ 402 и прокладки коллектора(ов)

Гайд посвещается тем, кто хочет сделать сам, без паршивых сервисов, гаражей и советчиков, чисто по мужски и для себя, в полевых условиях)) Делал сию процедуру на 402ом впервые.
Сразу скажу по итогам, работа заняла 10 часов, т.к. делал все не спеша, для себя. Часто отлучался по магазинам. За всю работу, было сьедено и выпито: Энэргетик, чипсы, и 2л.водички без газа))) Пиво не пил, думаю, что, что то бы пошло не так)), серьезнаяя работа как ни как)

На запчасти потрачено:
1.Штаны (приемная труба змз 402) Noname, в ГазДеталях — 1300р
2.Прокладки штанов (средние, тонкие, толстые) по паре каждой — 200р
3.Прокладка коллектора с герметиком — 90р
4.Хомут для трубы — 30р
5.Герметик для резьбовых соединений — 160р
7.Гайки коллектора — 80р

Начнем..Как всегда, искав перед сей процедурой инфу, натыкался, либо на столетние, без информационные записи писак, либо на записи, с пару фото и комментами типа "га га епать, все поставил, все работает, подписывайтесь, ставьте х@яйки, типа Мигранта Странного и иже с ним 2ебилов". Не понимаю таких клоунов и помощников.Руководствовался стоковой литературой, и как всегда коллеги с меня инструкция и фото. Надеюсь кому то помогу, и будет интересно читать мою запись!

1.Снимаем штаны.Откручиваем сперва хомут держатель, в месте сотыковки штанов и резонатора (банки).
2.Откручиваем штаны от коллектора 4 гайки на 17. Мне было удобно это делать сверху. Перекладины в капотке нет, поэтому брал обычный ключ на 17 и откручивал руками.Места не скажу что много, но мне было удобно…Ключ обычный рожковый, не пиленный и не укороченный.Сбиваем штаны кувалдой.и вытаскиваем их под машиной.Штаны были дырявые на лицо.а прокладки куда лучше))

3.Снимаем карб.Отцепляем шланги от него.Отцепляем тросы газа и подсоса
4.На коллекторе снимаем шланг ваккумника.

5.Откручиваем коллектор. 5 гаек сверху и 2 снизу.Снимаем коллектор. Половинка выпускного коллектора посередине, идет отдельной частью.. У меня часть открутилось со шпильками, но не беда.Так что имейте это ввиду! . Походу, никто не менял еще.Если две нижние гайки, выкрутятся вместе со шпильками, то польется тосол. Не пугайтесь, просто там проходит рубашка охлаждения!

6.Снимаем старую прокладку на выброс.У меня она была треснута, в районе 4го цилиндра на выхлопе.

СБорка:
1.Анализируем снятое.Чистим боковину двигателя от грязи щеткой металлической, раз уж сняли)). "Блондинки" ещё покрасят в "розовый цвет", чтобы наверняка быстрее ехала)), видал записи таких гаражных клоунов-дилетантов…Почистили?) Красота.

2.Зачищаем место посадки прокладки на головке, наждачкой мелкой и ножичком, тем самым убрав следы старой прокладки.
3.Ставим новую прокладку на головку…

4.Раз уж сняли коллектор, я решил разъединить его и посмотреть, что же там за хитроумная заслонка зима-лето, которая была намертво нерегулируемая, согласно мануалу, которая должна работать, и непонятно в каком положении она у меня..Так как писаки пишут, что она чуть ли не влияет на супер-пупер приемистость.и не перегревы топлива летом.

5.Откручиваем эти половинки, соединяющие впуск и выпуск., а это 4 гайки на 14. Открутились у меня они норм…только гайки, без шпилек)

6.Рассоеденив коллектора.Вижу картину.Там прокладка стоит старая.Так как у меня новой не было и в магазе Газ тоже, а искать ее в МСк, ехать было в лом, и далеко и не время, обработал старую напильником и наждачкой аккуратненько, а так же прилегающие плоскости этих коллекторов. Намазал старую прокладку герметиком с двух сторон и вуаля)

7.Смотрим на эту заслонку в выхлопной части коллектора..Она у меня была в таком положении, что получалось, перекрывала выхлопные каналы первого цилиндра.Попытки ее провернуть не увенчались успехом.С помощью монтажки она все же задвигалась и сломалась..На что было решение выкинуть ее к херам, так как проанализировав, что с ней, что без нее, впускной коллектор все равно подогревался, т.к. она не закрывает, в случае положения закрыто весь впускной коллектор, а лишь половинку, и то она не герметичная полностью! Поэтому там осталась только ось крепления))

8.Собираем половинки коллекторов..Закручиваем.

9.Чистим наждачкой и ножичком, плоскость коллектора.А так же, ту же операцию делаем с половинкой выхлопной части, которая крепится посередине…

10.Ставим коллектор и половинку на головку и закручиваем.Начинаем посередине, а потом по краям…Если выкручены шпильки.мажем герметиком для резьбы и закручиваем.Гайки смазываем любой смазкой</b>, чтобы не прикипели.Хотя прикипят, но поверьте опыту.Второй и последующие раз будеь, куда легче снимать сие дело_))

11.Ставим новые штаны (приемную трубу). Тут немного сложнее было делать одному…Заводим новые штаны под машиной.Ловим их руками из под капотки. Прижимные площадки продвигаем руками вверх..Ставим прокладки. Тут смотрите сами.Плоскости на новых Noname штанах не всегда ровные, поэтому в магазине берем всех прокладок по паре каждой (толстые, средние и тонкие) и на глаз ставим.Я ставил так: на трубу что ближе к блоку 1 толстую, на трубу что наружнее — среднюю и тонкую Тут у каждого индивидульно, методом перебора смотрим))

12.Руками, конечно немного не удобно одному, тянем штаны с земли вверх и пытаемся надеть площадки на шпильки коллектора и хотя бы наживить пару гаек, чтобы зафиксировать штаны.Было неудобно.но поверьте у вас получится., "пару хороших слов об архаичности и контрукторах" и получится))) и это касается не только штанов, но и этого архаичного сборного коллектора)).Эти золотые слова помогают))

13.Наживили штаны на коллектор.Далее лезем под машину и вставляем конец штанов в резонатор (банку).Забиваем его при помощи кувалды) как и при сьеме) любимая кувалда выручала всегда))

14.Смотрите!, чтобы пока вы забивали штаны в банку, не слетели прокладки.Я заметил валяющуюся прркладку под машиной, когда уже закрутил штаны к коллектору.Пришлось раскручивать и вставлять…мазафака)) Будьте внимательны господа))

Капитальный ремонт ЗМЗ 402

К чему готовиться

Этап первый, подготовительный

Инструменты и приспособления:

прочная веревка или матерчатый трос для извлечения мотора из отсека;
труба длинной 3,5-4 метра, также понадобится при извлечении мотора;
обрезок толстостенного уголка, дрель со сверлом на 8,5, болгарка с отрезным диском, штуки четыре длинных качественных болта на 8 с шайбами и гайками (это добро нам понадобится для изготовления съемника ступицы коленвала и текстолитовой шестерни распредвала);
набор головок с трещеткой;
набор накидных и рожковых ключей (есть места, где головками вы подлезть не сможете);
динамометрический ключ;
оправка для посадки поршневых колец;
фальш-валик для центровки диска сцепления.
пассатижи, куда же мы без них;
хороший слесарный молоток граммов на 400-500;
легкий молоток на 200 граммов;
монтировки (они нам понадобятся на этапе съема мотора с подушек и потом при установке);
подкатной или винтовой домкрат, а лучше два;
хорошая шлицевая отвертка;
деревянные подкладки. Их мы используем в качестве временной опоры коробки передач, когда мотор будет снят;
емкости для слива технических жидкостей;
обрезок шланга на 12 мм, для слива тосола (если на радиаторе есть сосок для слива);
много ветоши;
кисточка для отмывания деталей;
спиртовой фломастер или маркер;
кернер для указателя меток.

Детали для сборки мотора:

Расходные материала:

Итак, вы все подготовили и выбрали подходящее время. Помощники тоже наличествуют. Можно переходить к операции по демонтажу.

Этап второй. Снятие двигателя

Заезжаем на яму, ставим машину на стояночный тормоз. Не на передачу, как вы всегда делаете, а именно на ручник. Дополнительно ставим под колеса упоры.
Открываем капот и снимаем клеммы с аккумулятора.
Накрываем крылья какими-нибудь покрывалами, иначе есть риск испортить краску.
Заливаем WD-40 гайки крепления приемных труб к выпускному коллектору. Вообще эту операцию желательно провести еще с вечера, а перед разборкой повторить, так как скорее всего, соединение закисло насмерть.

Обратите внимание, часто привалочная плоскость поддона картера деформирована. Обычно этому виной чрезмерные усилия при затяжке гаек его крепления. Обязательно устраните все неровности. Иначе масло будет сочиться даже при самой крутой прокладке и толстенном слое герметика.

Снимаем поддон картера сцепления.
Теперь нам нужно спрессовать переднюю ступицу коленчатого вала. На самом деле, это не так уж и сложно.

Практически все детали автомобилей Волга, которые напрессовываются на свои места, имеют встроенные съемники. Если деталь не снимается руками, не надо долбить по ней молотком, просто найдите резьбовое отверстие съемника.

съёмник ступицы коленвала

Альтернативой замене является ремонт блока. Крышки коренных подшипников стачиваются со стороны прилегания к опорам, притягиваются на свои места, а затем блок снова протачивается под шейки коленчатого вала. Операция сейчас выполняется далеко не в любой мастерской и стоимость ее не маленькая.

В заднем торце коленчатого вала имеется подшипник, в который входит конец первичного вала КПП. Чаще всего, он не нуждается в замене, но если вы решились на эту операцию, старый снимается так: Набиваем отверстие подшипника литолом или иной консистентной смазкой, затем выбираем пруток подходящего диаметра и, вставив его в отверстие внутренней гильзы, бьем по нему молотком. Смазка, которой просто некуда деваться в такой ситуации, охотно выдавит подшипник из своего посадочного места.

Этап третий. Закупки и подготовка к сборке

Этап четвертый. Сборка двигателя и его установка

Здесь нам потребуется макетный нож, алюминиевые пивные банки, ножницы. Мы просто обводим шайбу на алюминии и вырезаем из нее подкладочную регулировочную шайбу. Делаем их столько, сколько нужно для получения нормального зазора. Такое решение применяется достаточно давно и вполне успешно, регулировочные подкладки зажмутся между блоком и штатной шайбой, и ничего с ними не будет до следующей капиталки.

В некоторых источниках сказано, что позиция гильзы в блоке произвольная, и ее соблюдение требуется только в случае повторной установки уже работавших в этом моторе гильз без их ремонта. Возможно, это и так, но поставить по меткам не так уж и сложно.

В сети встречаются рекомендации смазать посадочные шейки гильз хорошим герметиком. Такое мероприятие может быть оправдано только в том случае, если у вас уж совсем изъеденные коррозией гнезда гильз. В других случаях, пользы от этой операции нет. Медные кольца при затяжке прекрасно заполнят все неровности, и дополнительное уплотнение роли играть не будет.

Будем считать, что все хорошо. Устанавливаем маховик. Момент затяжки гаек маховика 7,6-8,3 Кгс*М.
Прикручиваем сцепление, центруя его диск с помощью нашего фальшвалика или первичного вала КПП. Момент затяжки болтов сцепления 2,0-2,5 Кгс*М. Обратите внимание, на маховике и на корзине имеются метки, их нужно совместить.
Напрессовываем на распределительный вал его шестерню, притягиваем ее болтом. Смазываем шейки вала моторным маслом и ставим его в блок, совмещая метки на стальной и текстолитовой шестернях. Через окна в шестерне прикручиваем упорный фланец вала к блоку.
Устанавливаем на передний торец коленвала маслоотражающую шайбу. Маслоотражающая шайба должна быть обращена выпуклой стороной к шестерне. Надеваем на шпильки крепления передней крышки прокладку и саму крышку с запрессованным в нее новым сальником.

Наживите болты крышки, но не затягивайте, сначала крышку нужно отцентровать по ступице, в противном случае, сальник будет деформирован неравномерно и начнет потеть маслом. Напрессуйте ступицу, слегка подвигайте крышку, дайте ей найти правильное положение и только после этого затяните все гайки ее крепления.
Вверните в торец вала болт храповика. Момент затяжки храповика 17-22 Кгс*М. Сразу прикрутите шкив.
Установите масляный насос в сборе с маслозаборником.
Пришла очередь установки привода маслонасоса и распределителя зажигания.

положение кулачков распредвала при установке привода грм змз-402

Совместим третью метку на шкиве с меткой на крышке шестерен ГРМ

Метки шестерни ГРМ змз-402

После двух-трех запусков и прогрева двигателя до рабочей температуры, головку нужно будет протянуть повторно. А после пробега в 5000 Км, произведите третью протяжку.
Регулируем клапана. Как это делается, подробно описано здесь.
Теперь осталось установить на двигатель все навесное, предварительно выставить зажигание и залить все эксплуатационные жидкости. Не забудьте сначала вкрутить на места все пробки. Особенно часто забывается пробка поддона картера.
Посмотреть моменты затяжки резьбовых соединений, не описанных в статье, можно здесь.

А теперь самый важный этап:

Если вы все собрали правильно, подкачайте бензин, подключите предварительно хорошо заряженный аккумулятор и запускайте мотор. Дайте ему прогреться и немного поработать на холостых, при необходимости поправьте опережение зажигания. Заглушите мотор и, пока он остывает, установите капот и отмойтесь. Когда мотор остынет, повторите запуск. После повторного прогрева до рабочей температуры можно попробовать прокатиться.
У вас все обязательно получится. Здесь, в принципе, напортачить не так просто.

Снятие головки блока цилиндров двигателей ЗМЗ-402, ЗМЗ-4021

Особенности замены прокладки головки блока цилиндров

При всех существующих нюансах технологии, связанных с особенностями устройства двигателя, вида прокладки

или болтов крепления, существуют общие правила. Правила, которые являются универсальными при замене
прокладки
ГБЦ на любом автомобиле.

Мы не станем утомлять вас подробным описанием того, какой болт, и в какую сторону крутить. Все «хитрости» замены прокладки описаны в мануале именно к вашему типу двигателя. Читайте, прежде чем приступите к ремонту.

И, самое главное, нужно постараться выполнить все требования производителя, касающиеся сборки и разборки головки блока цилиндров

  • начало демонтажа происходит с маркером в руках. Отсоединяя всё навесное, особенно трубопроводы, не поленитесь и не надейтесь на память, пометьте всё. На нашем сайте вы можете получить подробную информацию про ремонт УАЗ 3163 (Патриот) Замена прокладки головки блока цилиндров. Собирать будет проще.
  • приобретая прокладку ГБЦ для замены, не забудьте убедиться в том, что её свойства рассчитаны именно на ту силу крутящего момента, которую прописывает производитель двигателя для затяжки болтов крепления ГБЦ;
  • перед тем, как начать раскручивать болты крепления, необходимо тщательно очистить от маслянистого налета. Срыв ключа со шлица грозит: травмой вам или срывом шлицов болта, и тогда без высверливания не обойтись;
  • болты крепления начинаем раскручивать с середины на 0,5 или 1 оборот каждый. Это делается для того, чтобы снять напряжение;
  • после того, как вы сняли ГБЦ и заменили прокладку, приступаем к обратной процедуре. Установка головкиблока
    должна происходить строго по направляющим втулкам, или по специальным пазам для центровки;
  • затяжка болтов крепления ГБЦ производится только с применением динамометрического ключа, по схеме, определенной производителем в мануале, и строго по параметрам затяжного момента.

Осмотр, дефектовка и ремонт


Профиль седла клапана двигателей мод. 402 и 4021

А — седло впускного клапана;

В — седло выпускного клапана

1. После разборки головки блока промыть все детали в бензине, протереть и просушить. Очистить камеры сгорания от нагара.

2. Осмотреть головку блока. Если есть трещины на перемычках между седлами клапанов или на стенках камер сгорания, следы прогара, заменить головку блока.

3. Проверить с помощью металлической линейки и щупов, не нарушена ли плоскостность поверхности головки, прилегающей к блоку.

Для этого линейку поставить ребром на поверхность головки, посередине вдоль, а затем поперек и щупами измерить зазор между плоскостью головки и линейкой.

Если зазор превышает 0,1 мм, головку заменить.

4. Осмотреть клапаны. При обнаружении на рабочей фаске клапана трещин, коробления головки клапана, прогорания, деформации стержня клапан заменить.

Незначительные риски и царапины на рабочей фаске клапана можно вывести притиркой.

5. Проверить состояние пружин клапанов. Искривленные, поломанные или имеющие трещины пружины заменить.

6. Проверить состояние седел клапанов. На рабочих фасках седел не должно быть следов износа, раковин, коррозии и т.п.

Незначительные повреждения (мелкие риски, царапины и т.д.) можно вывести притиркой клапанов. Более значительные дефекты устраняют шлифовкой.

При шлифовке выдержать размеры седла, указанные на рисунке. После шлифовки проверить биение фаски седла относительно отверстия в направляющей втулке клапана, предельно допустимое биение 0,05 мм.

После шлифовки седел притереть клапаны. Затем тщательно очистить и продуть сжатым воздухом головку блока, чтобы в каналах, закрываемых клапанами, и в камерах сгорания не осталось абразивных частиц.

7. Проверить зазор между направляющими втулками и клапанами. Зазор вычисляется как разность между диаметром отверстия во втулке и диаметром стержня клапана.

Предельно допустимый зазор равен 0,25 мм. Если зазор превышает указанный, нужно заменить клапан и направляющую втулку.

Старую втулку выпрессовывают с помощью оправки со стороны камеры сгорания.

Перед установкой новые втулки нужно охладить в двуокиси углерода («сухой лед»), а головку блока нагреть до 160–175°С.

Затем вставить втулку в головку блока так, чтобы она выступала со стороны клапанных пружин над головкой блока на 20 мм.

Просьба подсказать установке головки блока на 402 двигатель

поддержу всех про динамометр и схему затяжки прокладку брать с полоской герметика; то что иногда называют «графитовыми» — по воспоминаниям — редкий отстой. Лет . пятнадцать назад сам менял такие каждые две-три тыщи ;(

дополнительно стоит убедиться, что прокладка именно под 402 двигатель — есть очень похожие от 24 или УМЗ с чуть разной конфигурацией каналов для ОЖ.

и, да, проверить выступание гильз и м.б. перекос гильзы в блоке.

с протяжкой имеет смысл чуть отойти от мануала: поставил — протянул — завёл — прогрел — дал остыть — дотянул. Вообще-то прокладка силтьно проминается и затяжка снижается на первых циклах прогрева; сильнее всего на самом первом. Поэтом считай что первую пару тыщ до протяжки ездишь с несколько прослабленной прокладкой; так что подтянуть после первого прогрева имеет явный смысл.

В чём вопрос: «как сделать правильно?» или «почему не выходит неправильно?»?

> По факту: все время летит прокладка,я снимаю головку,мне ее шлифуют,ставлю обратно,через примерно 200 км протягиваю > Правда без динамометрического ключа но аккуратно,крест накрест.

1. «Все время . мне ее шлифуют» — где, кто, в одном и том же месте или в разных? Может шлифуют криво? 2. По мануалу протягивать надо через 500 и 2000 км. Но это при «идеальном» движке, на деле лучше протягивать 2-4 раза с перерывом в несколько часов ещё ДО полной сборки и запуска двигателя. И, само собой, не просто «аккуратно», а таки динамометрическим ключом, соблюдая момент по инструкции (83-90 Н∙м), и не сразу, а сначала моментом порядка 60 (все). И ещё хитрость: если затягивать насухую, то при остановке гайки она «прирастает» к резьбе и шайбе, чтобы затем стронуть её с места, нужен заметно больший момент, чем для плавного доворота, в результате можно не дотянуть (или перетянуть), поэтому полезно смазать маслом резьбу слегка, а шайбу погуще. 3. Даже на СТО мотористы не склонны делать по инструкции, затягивают «сразу посильнее, чтоб потом не протягивать», но физику не обманешь, от затяжки «посильнее» в алюминиевом блоке натяг только быстрее ослабевает, ещё и резьбу легко сорвать. Так что момент превышать не стоит, лучше не лениться и протянуть несколько раз.

4. Правильный порядок затяжки гаек (как в книжке, перёд справа):

5. Кроме правильной протяжки головы надо ещё и клапана регулировать каждый раз. Неправильная регулировка тоже может приводить к локальному перегреву ГБЦ и её искривлению.

Уверен что вся проблема в протяжке головы от руки Без динамометрического ключа и в несоблюдении последовательности протяжки.

Еще вопрос. Пробивает прокладку все время в одном и том же месте или в разных? Возможно, дело не только в поверхности головы, но и блока — его как то оценивали на плоскость? Еще у 402 мотора если мне не изменяет память

Возьмите динамометрический ключ и схему из мануала И все получится

Ps схема протяжки: расходящаяся спираль, а не непонятно к чему крест на крест )

Сливаем из двигателя масло (см. Замена масла и масляного фильтра). Сливаем из двигателя охлаждающую жидкость (см. Замена охлаждающей жидкости) и снимаем радиатор (см. Снятие радиатора). Отсоединяем от коллектора приемные трубы. Снимаем карбюратор (см. Снятие карбюратора) и крыльчатку вентилятора (см. Снятие насоса охлаждающей жидкости). Это убережет их от случайного повреждения.

Ключом “на 14” выворачиваем штуцер и отсоединяем шланг масляного радиатора.



Второй шланг масляного радиатора отсоединяем от крышки распределительных шестерен (см. Замена передней манжеты коленчатого вала). Запомнив или записав расположение остальных шлангов и электропроводки, отсоединяем их. Ключом “на 12” отворачиваем два болта и снимаем с картера сцепления цилиндр выключения сцепления.



Снимаем коробку передач (см. Снятие коробки передач). Отсоединяем “массовый” провод от крышки картера сцепления. Ключом “на 17” отворачиваем два болта крепления двигателя к опорам (см. Замена опор силового агрегата). Тельфером или лебедкой поднимаем двигатель, аккуратно выводим его из моторного отсека и устанавливаем на стенд.



Снимаем ведущий, ведомый диск сцепления и маховик. Ключом “на 14” отворачиваем шесть гаек и два болта крепления картера сцепления…



…и снимаем его.



Ключом “на 24” отворачиваем болт и отсоединяем трубку от корпуса масляного фильтра.



Ключом “на 13” отворачиваем четыре гайки, крепящие масляный фильтр,…



…и снимаем его.



Снимаем генератор (см. Снятие генератора). Снимаем топливный насос (см. Снятие и разборка топливного насоса). Снимаем стартер (см. Снятие стартера). Снимаем насос охлаждающей жидкости (см. Снятие насоса охлаждающей жидкости). Снимаем головку блока цилиндров (см. Снятие головки блока цилиндров). Ключом “на 24” отворачиваем и снимаем кран масляного радиатора и масляную трубку.



Ключом “на 12” отворачиваем штуцер и вынимаем трубку указателя уровня масла.



Снимаем крышку распределительных шестерен (cм. Замена передней манжеты коленчатого вала). Ключом “на 13” отворачиваем две гайки, крепящие крышку коробки толкателей…



…и снимаем ее.



Вынимаем восемь толкателей клапанов и нумеруем их (либо раскладываем по порядку).



Легкими ударами молотка через бородок выбиваем шпонку…



…и снимаем маслоотражатель с коленчатого вала.



Головкой или торцевым ключом “на 12” через отверстие в шестерне отворачиваем два болта крепления упорного фланца…



…и вынимаем распределительный вал вместе с шестерней.



Чтобы гильзы цилиндров не выпадали фиксируем их приспособлением и переворачиваем блок.



Головкой “на 13” отворачиваем две гайки, крепящие масляный насос…



…и снимаем его.



Шестигранным ключом “на 8” отворачиваем две гайки…



…и снимаем держатель сальника заднего подшипника.



Головкой “на 15” отворачиваем две гайки крышки шатуна…



…и снимаем ее.



Нажимая деревянной ручкой молотка на шатун, выталкиваем поршень из цилиндра. Вынимаем остальные три поршня.



Головкой “на 19” отворачиваем две гайки…



…и снимаем крышку коренного подшипника. Снимаем остальные четыре крышки.



Извлекаем из блока коленчатый вал.



Снимаем приспособление для фиксации гильз цилиндров. Рисками, краской и т.п. отмечаем их положение в блоке, чтобы при установке старых гильз оно не изменилось.

Прокладка ГБЦ змз 402 какая лучше?


В связи с тем, что вопрос о ГАЗовских прокладках головки блока, их отличии и применяемости возникает у наших Покупателей постоянно, мы решили с помощью Отдела Главного конструктора ЗМЗ внести ясность в старый как автомашина «Волга» вопрос.
На рисунках внизу изображены две вызывающих путаницу прокладки. Одна — на старую ГАЗ-24, другая — на более позднюю ГАЗ-2410.

Как рассуждают ошибочно?

Вот ведь двигатель ЗМЗ-402 по сравнению с ЗМЗ-24Д мощнее, современнее… . Значит, охлаждаться ему нужно лучше. Стало быть, в прокладке для рубашки охлаждения дырки больше.

Некоторые думают, что разные Производители выпускают прокладки с различной конфигурацией отверстий . Некоторые думают, что прокладки взаимозаменяемы. Всё это не так.

На самом деле, при проектировании двигателя ЗМЗ-402 была устранена проблема с тепловым режимом 4-го цилиндра, проявившаяся в двигателе ЗМЗ-24. Грелся четвертый сильнее других, поршень прихватывало, клинило… . Проблему решили, переработав систему охлаждения, а дабы равномерно распделить охлаждающую жидкость по головке, задросселировали прокладкой здоровые дырки рубашки охлаждения, в головке в зоне 4-го цилиндра сделали дополнительный канал для подвода ОЖ, а напротив него — отверстия в прокладке 2410.1003020. Вот такая история.

Теперь, раз Вы это знаете, мысленно поставьте на 402-ой мотор прокладку для ГАЗ-24 вместо прокладки ГАЗ-2410. Последствия предугадать несложно. Можно даже заранее приобрести комплект поршневой и клапана.

Кстати, телефон Отдела Главного конструктора ОАО «ЗМЗ»: (83169) 67227.

Прокладка головки блока цилиндров 24.1003020 (Код «Дождя» — 2290) двигателей ЗМЗ-2401, 24Д, 2407, устанавливавшихся в автомашины ГАЗ-24 и мод.

Прокладка головки блока цилиндров 4021.1003020 (Коды «Дождя» — 2022 и 3740) двигателей ЗМЗ-402 и его модификаций устанавливаемые в автомашины, начиная с ГАЗ-2410.

ООО «ДОЖДЬ». Автозапчасти и товары для умелых рук

Оптом и в розницу Со склада и под заказ

ГАЗ 31 PRO100 Волга › Бортжурнал › Замена прокладки ГБЦ ЗМЗ-402 (очередная)

каплей пробоя была езда по трассе,
спустя 50км
, которой, я проехал
без тосола
.т.к. нужно было доехать до дому…Машина ехала бодро, но на Х-ходе, троила и пыталась заглохнуть и парила из выхлопухи…Тосол уходил.Ехал ночью, поэтому
на ходу
темпа была 85-87 где то, при остановках и сбросе газа, подходила
к последней белой метке
…Ехал с включенным вентилятором, хотя толку от него, по моему не было!

По приезду, на выходных, проблему решил


Делал все в одно лицо.
Как и в предыдущей моей записи о замене прокладки, есть инструкция, по этапам как и что делали,
но все равно повторю
:

ПОРЯДОК РАБОТ по РАЗБОРУ

1.
Сливаем ОЖ
. Откручиваем краник на блоке 2.
Снимаем
шланги ОЖ с термостата. 3.
Откручиваем «штаны»
— приемные трубы от выпускного коллектора (
4 гайки на 17
) 4.
Откручиваем «кастрюлю» (воздушный фильтр) и отцепляем
тросики газа и подсоса от карбюратора. 5.Откручиваем и снимаем сам
карбюратор
. Плюс все шланги от него. 6.Откручиваем клапанную крышку и снимаем ее. 7.
Откручиваем «коромысло»
, «4 гайки на 17» и «2 по краям на 13». Снимаем коромысло. 8.
Вытаскиваем штанги-толкатели
. Стараемся их сложить при вытаскивании так, чтобы обратно вставить
каждую на свое место
! Я просто, попарно вытаскивал, обматывал изолентой и клал их в порядке снятию. 9.Откручиваем ГБЦ —
10 гаек на «17»
…Откручиваем, начиная с середины и идя, крест накрест. Схему можно глянуть в стоковом мануале.Собственно говоря,
при затяжке ГБЦ
, порядок, такой же)) 10.
Снимаем ГБЦ в одиночку
, в принципи легко.
Покачиваем
из стороны в сторону. Как и на фото смотрите, я снимал и ставил так удобно одному)

1.
Смотрим и анализируем
, что же произошло с прокладкой. Смотрим в
«горшки»
(цилиндры-гильзы). Смотрим саму
головку ГБЦ
. Сняли старую прокладку. Определили пробой. Как всегда, у меня это было в районе 3-го цилиндра.

2.Идем в магазин за новой прокладкой и тосолом

.
Внимательно!
смотрим нашу ГБЦ головку и в соответствии
с ней подбираем прокладку
.
НЕ СЛУШАЕМ! всяких Дебилов и Писак, которые советуют какую ставить нужно!Смотрим только на свою ГБЦ!
и в соответствии
с ее «рисунком» каналов
, покупаем соответствующую прокладку!
Имеется два вида таких прокладок!,
с КРУГЛЫМИ и ТРЕУГОЛЬНЫМИ отверстиями! с доп, и без доп отверстия охлаждения 4-го цилиндра!
В моем случае
у меня головка ГБЦ, была с треугольными отверстиями, такую и взял. Обязательно берите с герметиком прокладку!

ЗАМЕНА ПРОКЛАДКИ ПОД ГОЛОВКОЙ, 402 МОТОР.

Для просмотра онлайн кликните на видео &cudarrr;


снимаем головку с 402 двигателя Подробнее

Опасная Прокладка под Головку 402 Двигателя с Подвохом Подробнее

Какую и куда ставить прокладку Гбц на ЗмЗ 402 и ЗмЗ 24д Подробнее

Замена прокладки ГБЦ на 402 двигателе Подробнее

Змз 402 установка прокладки гбц Подробнее

Почему пробивает прокладку ГБЦ на газеле Подробнее

ЗАТЯЖКА ГОЛОВКИ 402 ДВИГАТЕЛЬ. Подробнее

Установка ГБЦ после ремонта на ЗМЗ 402 Подробнее

Газель — УМЗ 4216 е-3 пробило прокладку ГБЦ,замена прокладки ГБЦ на металлическую (для ГБО). Подробнее

Замена ГБЦ ЗМЗ-402 на газовую (установка). Еразкин. МИРовой влог. Подробнее

Снятие головки с мотора ЗМЗ 402 ч 1 Подробнее

ГБЦ УАЗ Буханка.Снятие установка головки дилетантом.Нюансы. Подробнее

Выбираем прокладку гбц газель 402 двигатель Подробнее

Снятие и ремонт ГБЦ Газель 402 двигатель Подробнее

Замена ГБЦ умз 4216 на Газель Бизнес Подробнее

замена прокладки головки цилиндров ЗМЗ-402 Подробнее

Съемник ГБЦ УАЗ 421 двигатель. Подробнее

Газель. ДВС 4216. Прокладка ГБЦ. Металлизированная. Подробнее

Детализация установленного ценника

Формирование цены за проведение замены прокладки ГБЦ происходит под влиянием множества факторов. Первый из них – карбюраторный или инжекторный двигатель? В случае с последним, процесс замены несколько усложнятся. В денежном эквиваленте разница станет в 500 рублей. Большую роль играет еще и марка автомобиля. Несомненно, владелец отечественной классики может рассчитывать на самую минимальную цену – приблизительно 4 000 рублей. Цена имеет место при условии посещения СТО. Самостоятельная замена обойдется значительно дешевле.


Цена самой прокладки ГБЦ на отечественные автомобили находится в пределах от 500 до 1000 рублей. Материал, из которого она изготовлена, всегда один, но разница заключается в принципе самого производства, а также впрессованных в ее состав металлических уплотнительных рамок (колец). От степени сопротивления последних коррозии, зависит то, насколько быстро вода/антифриз попадут в масло – первая причина замены, упомянутая в вышеупомянутом списке. Лучше всего превысить выделенный бюджет на 500 рублей, и купить качественную прокладку.

Помимо вышеупомянутой, в процессе соединения ГБЦ с блоком двигателя, еще принято использовать «графитовку». Ее цена может достигать 300 рублей за один тюбик. Она является практичным заменителем герметика, который наносят по периметру прокладки. Стоит о не выгорает, что делает ее покупку столь необходимой.


Замена прокладки гбц газель 402

Здравствуйте! Появилась такая неприятная проблема. Прогорела прокладка между 2м и третьим цилиндром. Со стороны второго цилиндра ровно посерединке. Мотор 402. Так как были сомнения насчет этой гбц, поставил другую. На этой голове прогорело еще быстрее. Проехал километров 300. Тянул динамометрическим ключом в 4 приема. Последняя затяжка 12кг. Прокладка триалли, с зеленым герметиком. До этого с ними таких проблем не было. Проверил выступ гильз над блоком — он есть )) щуп между линейкой и блоком 0.05 не лезет, но просвет видно на всех гильзах. Под гайками затяжки гбц — жигулевские шайбы. Визуально гбц ровная, линейку приставлял крест накрест, просветов нет. По отпечаткам на прокладке обжималось хорошо. Когда откручивал гайки, все были примерно с одинаковым усилием, явно «слабых» не было. Термостат на 87 вернет, корпус термостата нового образца, с задросселированым малым кругом. Как бы внешне — все очень даже нормально. Но почему то — не работает как надо ))

Вот что мне думается. 1. Поставить прокладку с треугольными отверстиями. Тут надо пояснить. У меня схема охлаждения такая: На задней стороне гбц стоит «танчик» газелевский с двумя выходами. Из одного штуцера идет ветка в печь, из другого — ож идет на тепловодный маслообменник, из него в тройник (в тройнике стоит штуцер на резьбе). Из сливного отверстия на блоке идет ветка на подогрев 220, и с подогрева идет в газовый испаритель. В подогреве 220 есть шарик, типа обратного клапана — это важно. После газового испарителя стоит тройник, и в него уже заходит с печки и все это в помпу. Думаю переделаю с печкой — сделаю в обход блока, чтобы этой веткой обогрев был только редуктора. И вот мне кажется что бОльшые отверстия в прокладке обеспечат лучший омыв гбц и соответственно отвод тепла. Тем более что постоянно есть отток из блока, и из гбц. По идее не должно быть застойных зон. Но возможно я не прав. Вспомнил один момент. Когда снимал мотор для этой газели с волги, 1995 года (специально подыскивал старше 1996 года чтобы блок был втуленый), прокладка была с треугольными отверстиями. Хозяин (русский) говорил что не разбирал движку. 2. Либо вместо п.1 поставить прокладку старого образца без герметика. В наших магазинах подобные только УМЗ 417. Визуально доверия не внушают. Окантовка маслоканала каким то ржавым кольцом. И почему то их, маслоканалов, два симметрично. Отверстия для циркуляции ОЖ тоже симметричные, на втором и третьем цилиндре больше раза в два, чем на первом и четвертом. 3. Вместо п.1. и п2. поставить прокладку другого производителя. Вопрос какого? 4. Протянуть сразу после первого прогрева движка. после того, как он остыл. 5. Финальный «протяг» 14 кг — есть сомнения конечно, но на другой движке затянулось и шпильки остались в блоке. 6. Дотянуть еще разок после 500 км.

ГБЦ Газель

Замена седла выпускного клапана ГБЦ Газель

После очередной поездки по республике оставил машину возле дома, а утром при прогреве появился неприятный металлический звон. Первая мысль была — клапана или штанги толкателей. В любом случае — требуется вскрытие. Снятие клапанной крышки ничего не выявило. Выкрутил свечи для прокручивания коленвала за крыльчатку вентилятора и увидел странную картину: свеча третьего цилиндра явно повреждена механически (загнуты электроды и разбит конус изолятора), к тому же как-то легко выкрутилась. Снял ГБЦ и обнаружил «фарш» в третьем цилиндре: седло выпускного клапана вылетело и его обломки хорошо погуляли по цилиндру, оставив следы на рабочей поверхности поршня и камеры сгорания. Все понятно: меняем седло, свечу (резьба свечного канала сильно поведена — значит, ставим ввертыш). Благо с запчастями на 402 двигатель нет проблем.


Новые детали (слева) и убитая свеча

Ввертыш свечи поставил буртиком внутрь, т.е. вкручивал его изнутри и посадил на фиксатор резьбы, седло клапана охлаждал в морозильной камере при — 24 градусах, ГБЦ (камеру третьего цилиндра) грел на газовой плите, предварительно подготовив посадочное место седла. Операция прошла успешно! Рассухаривание клапанов делал молотком, выставляя на тарелку пружин головку на 27, чтобы сухари не улетели.

Слегка прошелся мелким камнем по задирам на рабочей поверхности камеры сгорания во избежании калильного зажигания, пригладил на стекле с алмазной пастой плоскость ГБЦ и посадил все это на место через новую прокладку. И все-таки осталось ощущение, что двигатель уже просится на замену…

Замена ГБЦ 417 на блок ЗМЗ 402 для Газель

Зимне-весенние ремонты ГБЦ на Мурене окончательно убедили, что пришло время головку поменять. Заодно заменены и поршни, поскольку поршень третьего цилиндра пострадал после выпадения седла выпускного клапана. Донором стал двигатель с «Волги» — блок ЗМЗ 24 с головкой УМЗ 417. У этого гибрида помпа совмещена с корпусом термостата и крепится на блоке. Гильзы и поршни — номинал, в хорошем состоянии. Ремонт проводился без снятия блока, т.е. снизу и сверху. Самое интересное заключалось в доработке ГБЦ 417 под родной блок ЗМЗ 402.


Основа конструктора — ГБЦ 417

Удалена водораспределительная трубка, задняя заглушка заменена на «танк» (водоотводной штуцер рассверлен до 12 мм).


Водоотводная трубка вынимается только вперед


Рассверливается штуцер и заломыш шпильки

Установлены двойные пружины клапанов с шайбами и тарелками от 402-го, колпачки установлены только на впускных клапанах. Тут уместно сказать, вдруг кому пригодится, что пружины на ЗМЗ 402 право- (внутренние) и левозавитые (внешние), что уравновешивает силу сопротивления давлению коромысел и не уводит их от оси. Это обеспечивает больший ресурс направляющих втулок и, как следствие, клапанов и их седел. Кстати, внешние пружины устанавливаются вниз концом с меньшим шагом витков.


Клапана и их сопровождение от ЗМЗ 402

Помпа оставлена родная, она эффективней уазкиной и 24-шной. А вот корпус термостата пришлось использовать от УМЗ 421, совместив его с крышкой 402-го.


Корпус термостата 421 с крышкой 402

Справа от стакана термостата в корпусе рассверлено отверстие под датчик температуры.


Для их совмещения потребуется заменить левые шпильки на более длинные

Поскольку отверстия на блоке не полностью перекрываются корпусом термостата, между ними установлена переходная пластина из алюкобонда толщиной 6 мм, играющая роль прокладки.


Многослойный бутерброд — термостат-проставка-ГБЦ

Штуцер танка и «печной» кран на блоке соединяются через тройник и общим патрубком 18 мм отводят ОЖ на печку, а в ее обратку врезан электронасос.

Двойной отвод ОЖ из ГБЦ

Процедуру адаптации головки УМЗ 417 к блоку ЗМЗ 402 уже описывал. В основном, речь шла об элементах системы охлаждения и клапанах. Есть смысл упомянуть некоторые особенности конструкции механизма газораспределения, правильная регулировка которого и определяет эффективность работы двигателя. Итак, собираем флейту — вал коромысел клапанов. Используем все, что есть под рукой.

Вал от 417, коромысла и стойки от 402

Пятачки часто неравномерно изнашиваются, поэтому перед установкой шлифуем их и чистим все маслоподводящие каналы. Регулировочные винты и контрагайки от УМЗ сохранились лучше, а вот сами коромысла наоборот. Что это: качество металла или особенности эксплуатации ДВС?


Вот такой кариес присутствует

Очищаем от смол вал коромысел и переворачиваем его на 180 градусов поперек оси, так чтобы верх стал низом, а зад — передом. По-другому устранить незначительный износ нижней поверхности не получится.

Нижняя поверхность вала под коромыслами изнашивается сильнее

Собираем весь этот «конструктор лего», распределяя промежуточные пружины на валу так, чтобы коромысла в свободном состоянии находились по центру клапанов, это уменьшит их дальнейший износ.


Перед установкой собранного вала на шпильки ГБЦ еще раз проверяем, чтобы штоки клапанов были выше тарелок (это регулируется сухариками).


Ну, и самый интересный момент после установки ГБЦ на блок — это регулировка тепловых зазоров. Тут следует вспомнить, что двухручьевой шкив коленвала ЗМЗ 402 имеет резиновый демпфер, поэтому положение ВМТ поршней по рискам определить правильно не всегда удается. Надежнее использовать «дедовский» способ по положению толкателей клапанов (стаканчиков), которые непосредственно соприкасаются с кулачками распредвала. Как их достать и промыть известно всем — благо есть специальная крышка на блоке. Толкатели должны быть чистыми, без задиров. Штанги должны быть одной длины (283 мм под АИ-92 или 287 мм под АИ-76), чистыми, без следов износа, особенно на наконечниках. Соответствующие им чашки регулировочных винтов коромысел должны быть зеркально гладкими с чистым маслоподводящим каналом. После затяжки ГБЦ медленно вращаем коленвал и ловим положение распредвала, при котором штанги 1, 2, 4 и 6 коромысел находятся в самой нижней точке. Это и есть ВМТ 1-го цилиндра. При повороте коленвала на один оборот освобождаются, т.е не испытывают нагрузки штанги 3, 5, 7 и 8 коромысел, что соответствует ВМТ 4-го цилиндра. При этих положениях распредвала выставляются зазоры: 0,35 мм для 1 и 8 клапана, 0,40 для остальных. Для контроля можно повторить 2-3 раза. Вот и вся схема регулировки.

Снятие, Осмотр и установка головки блока цилиндров ЗМЗ — 402

Головку блока можно снять с впускной трубой и выпускным коллектором.

Если головка блока снимается с двигателя, установленного на автомобиле, нужно предварительно выполнить следующие операции:

Установка набивки на коленвал 402 двигатель

Готовился я к этому ремонту долго, в том числе и морально. Перерыл гору информации по маслосъемникам в интернетах, прочитал тонну литературы, пересмотрел кучу различных видео на YouTube. И решил, что на нижневальном ЗМЗ-402 можно поменять без съёма ГБЦ. Дело к майским праздникам шло и нет-нет, а надо было уже быть готовым к замене полностью.

Для проведения операции на открытом сердце был закуплен следующий инструмент: 1. Собственно маслосъемные колпачки пр-ва SM. 2. Рассухариватель клапанов для ВАЗ-2101-07 3. Набор щупов

Приехал на дачу, приступил к работе. Снял башку, выкрутил все свечки, выставил первый поршень в ВМТ и подпёр через свечное отверстие клапана отвёрткой. Рассухарил впуск на первом цилиндре (старый колпачок был чуть мягче камня, поэтому и жрала

масло по литру в неделю >. . говно очень плохого качества.

Замена маслосъемных колпачков змз 402

Выбор производителя, Corteco

Колпачки для данных двигателей делают несколько производителей. Я выбрал средний вариант, по соотношению цена-качество — итальянская фирма Corteco. Материал колпачков ACM – полиакрилатный каучук. Верхний температурный диапазон 170 градусов по цельсию. Парт намбер детали 12026288. Ничего сильно примечательного не скажу. Просто хорошие надежные 402 маслосъемные колпачки. В комплекте идет монтажный «презерватив».

набор Corteco 12026288

Установка

Сколько раз я вижу как в папуас сервисах ставят колпачки, столько раз я прихожу в ужас. Залог долгой и счастливой жизни МС колпачков, укладывается в три пункта:

  • Установка с помощью специальной оправки
  • Использование пластикового «презерватива» при монтаже
  • «Купание» в масле, при установке, чтобы не было задиров на рабочей кромке

В завершение данной статьи хочу напомнить, что срок службы данной запчасти определен в заводском руководстве в 40-50 тыс.км. Это примерно два-три года эксплуатации.

Показания к капитальному ремонту

Собственно показаний к капитальному ремонту 2 — это повышенный расход бензина и/или масла. В принципе всё. Любая неисправность двигателя (и не только, а также ходовой, например) так или иначе приведёт к тому, что возрастёт расход ГСМ. При этом в динамике авто не потеряет (ну если только не всё крайне запущено, вроде прогоревшего поршняклапана). Для любого авто производитель указывает нормальный расход как бензина так и масла. В случае Волги с ЗМЗ 402 расход бензина в городе должен быть 13,8 литра на 100 км, а масла должно расходоваться не более 250 грамм на 100 км.

Смотрите также

Комментарии 48

Здравствуй. Заказал по твоему номеру набивку мерса, сравнил с «нашей» конечно небо и земля. Мерса она формовая, плотная очень, а наша как шнурок с башмака изношенного, спится рушится и разваливается. Один вопрос только, мерса набивка тоньше нашей, это ничего?

фото есть, а то схему понять не могу ПЖ

разобрал новый уазовский движок, а там набивка стоит против шерсти! вот теперь репу чешу как же ставить.

где наити набивку мерседес

тоесть как бы острием навстречу движения коленвала ставить?

сегодня кстати вскрыл низ, посмотрел, а набивка против хода стоит кв, против шерсти, не острым концом почему то?!

а кто ставил? просто некоторые ставят как попало, не обращая внимания на витки

завод я дкмаю, вытащил а она уже рассыпалась в руках по идее острием навстречу, если наоборот ее резьба растрепывать будет, если против шерсти

поставил мерсевскую, я ее раскатывал, флашки обильно маслом потом вставлял, концы обрезал только после установки крышки набивки, после того как ее затянул.нормально так, нет?

Раскатывать нужно чем то типа ручки молотка, по канавке, как бы «углубляя» раскаткой ее в канавку флажки надо на герметик садить, и саму крышку тоже. как крышку на место ставишь, нужно флажки подбить бородком, ни (ножки флажков) сползают вверх когда ставишь крышку. А уже потом срезать остальное

ясно.надо крышку вскрывать и по новой делать пока поддон снят.кстати делаю как у тебя воздух от 406го, я читал что ты в уголки вставил банку от кофе, я пошел другим путем и поставил корпуса от баллончиков краски автомобильной, они длиннее (сопротивление потоку воздуха меньше)а размер тика в тику.и еще вопрос, прокладку под уазовскую черепаху ты сам делал?у нас просто ее нет в продаже, с десяток магазинов обьехал, так и не смог найти.

сделать просто из паронита можно банки не в уголках стоят а в гофре

Снятие ГБЦ

Для снятия ГБЦ сперва снимаем ось коромысел, затем аккуратно откручиваем 10 гаек. У меня парочка гаек шла со скрипом, так что откручивать надо плавно. Важно! Чтобы не перекосить ГБЦ гайки надо откручивать в том же порядке, как и при затяжке, по-немногу.

То есть сперва сдергиваем гайки с места. Затем последовательно откручиваем все гайки, откручивая их по трети оборота. Далее вся надежда на то, что колхоза при прошлой установке ГБЦ не было (типа прикипевшего солидола). Однако, даже при отсутствии прикипевшей прокладки скорее всего будет проблема с предпоследней шпилькой со стороны пассажира:

Замена набивки без снятия мотора:

● слить масло; ● отпустить опоры двигателя, поддомкратить мотор и попытаться его максимально поднять; ● снять поддон так, чтобы не обломить маслоприемник и не облиться маслом, оставшимся в поддоне; ● подпереть коленвал и отпустить коренные подшипники; ● открутить нижнюю обойму набивки; ● попытаться ослабить затяжку верхней половинки обоймы; ● выколупать старую набивку; ● просунуть прочную гибкую проволоку через верхнюю обойму; ● обрезать конец набивки так, чтобы получился конус (типа заточки карандаша), привязать к проволоке, смазать солидолом и приопустив вал, протянуть набивку через верхнюю обойму; ● обрезать заточенный кончик. Обрезать края с напусками по 2-3 мм; ● собрать все обратно; ● удивиться, как долго получилось; ● поездить пару дней, убедиться, что набивка течет, и сделать все как положено.

Отмывка деталей

Следующим этапом капитального ремонта является отмывка деталей от смолистых отложений. Вот так ГБЦ выглядела за год до капитального ремонта, после 1,5 лет на полусинтетике:

Замена маслосъемных колпачков змз 402

Отмывка осуществлялась средством для мытья посуды (пойдёт любое) при помощи зубной щётки. Технология такая — капаем средством для мытья посуды и трём зубной щёткой, как жижа почернеет бумажной салфеткой вытираем насухо. И так далее, таким образом отмыть удалось почти все детали:

Ремонт ГБЦ

Первым делом отмытую ГБЦ необходимо отшлифовать:

Замена маслосъемных колпачков змз 402

Камера сгорания была покрыта толстым слоем нагара:

Замена маслосъемных колпачков змз 402

Далее удаляем старые маслосъёмные колпачки. У меня они мало что были дубовые, дак парочка была вообще треснутой:

Замена маслосъемных колпачков змз 402

Следующим этапом планировалось перевтуливание. Хотел воспользоваться технологией Евгения Травникова. Но пройдясь по всем втулкам развёрткой 9,01 мм люфта не обнаружил. Более того, в некоторых втулках исхитрился даже что-то соскрести. Настоятельно рекомендую перед развёртыванием заменённых втулок потренироваться на нескольких подопытных втулках, потому что это не так просто, как кажется. Также напомню, что развёртывать необходимо строго руками, без какого либо электрического инструмента. Справедливости ради следует отметить, что в одной из втулок износ небольшой был, то есть после равёртки идеального зеркала не получилось, но пятно было небольшое и в середине и значительного люфта клапана не было. Так что я решил не перевтуливать. Помимо экономии времени и нервов неперевтуливание также значительно облегчает прирезание сёдел, так как ось не смещается.

Следующий этап ремонта ГБЦ — прирезка сёдел. Мне показалось, что с завода прирезается только фаска 45 градусов, я же нарезал все 3, отчего и клапан должен плотнее закрываться и газообмен должен улучшиться. Немало был наслышан про твёрдость сёдел ГБЦ змз 402, но вышеуказанным набором шарошек у меня сёдла прирезались быстро и легко. Центральную фаску делал в районе 1 мм с тем, чтобы она после притирки увеличилась до положенных 1.5 мм.

Следующим этапом является притирка клапанов — это самый нудный этап. Я особо не заморачивался по поводу проверки соляркой и т.д. оценивал визуально по ровному рисунку по окружности седла. Не забываем подписывать клапана, чтобы не перепутать при сборке.

Также для улучшения газораспределения сточил ступеньки у сёдел клапанов:

Замена маслосъемных колпачков змз 402

В завершение ремонта ГБЦ напрессовываем новые маслосъёмные колпачки при помощи оправки. ВАЖНО! Перед напрессовкой МСК оденьте нижние тарелки клапанов, потом они не налезут

. После этого можно засухаривать клапана. Ещё раз напомню, пружины обязательно менять при капитальном ремонте. Клапана старые были грязные и сношенные — имели как потёртости на штоке, так и недостаточно выпирали над тарелкой, то есть по мере износа коромысла начнёт давить не на клапан, а на тарелку:

Итак, нам нужно:

● помощники; ● прочная веревка для того, чтобы с ее помощью извлечь мотор (многие используют для этого парашютную стропу или старые ремни безопасности); ● труба длинной около трех метров; ● инструменты: торцевые и накидные ключи, мощная шлицевая отвертка, домкрат, динамометрический ключ, острый нож, фальшвалик или старый первичный вал КПП (для центровки сцепления), фломастер для подписывания деталей и постановки меток; ● расходники: масло моторное, бензин или растворитель и кисть с грубым ворсом для промывки деталей, герметик автомобильный (можно отечественный серый, можно красный abro), ветошь; ● детали: новая набивка (лучше всего взять так называемую «мерседесовскую», к Мерседесу она, конечно, никакого отношения не имеет, но нам очень даже подойдет), флажки, набор прокладок поддона, прокладка под головку блока;

Теперь нам нужно найти хорошую площадку с навесом или гараж, но он должен быть достаточно просторным, чтобы было, где развернуться с мотором. Выбираем подходящее время и приступаем к процедуре.

Сборка

Сборку я начал с замены танчика на новый от газели, вкрутив в него штуцер на 18:

Замена маслосъемных колпачков змз 402

В термостате напильником сточил дефекты литья, что на доли % улучшит циркуляцию ОЖ :

Замена маслосъемных колпачков змз 402

Также слегка «раздрючил» канал подачи масла из отвестия до опоры оси коромысел (видно на фото), там были небольшие заусенцы:

Замена маслосъемных колпачков змз 402

Далее приступил к замене поршневых колец. Перед этим аккуратно соскоблил нагар с поршня (он, оказывается, алюминиевый):

Далее меняем сальниковую набивку. Я купил дешёвую за 15 рублей, поменял только в нижнем держателе, так как коленчатый вал не снимал. Несмотря на всё на это эта 15 рублёвая набивка уже год держит синтетику ТНК 5в40 при периодической раскрутке движка до 5000 обмин. Насколько я понимаю набивка течёт при больших биениях, при сильном износе шеек и вкладышей.

Замена маслосъемных колпачков змз 402

Следующим этапом является установка ГБЦ на шпильки я намотал фум-ленты, по причине того, что это тефлон (фторопласт), а он чрезвычайно химически стоек и достаточно термостоек. Вообще, на все шпильки/болты, склонные к закисанию я наматываю фум-ленту, в нагруженных местах она порвётся, а полости заполнит, отчего в них не образуется ржавчина. Сама же фум-лента никуда не денется:

Замена сальниковой набивки. Этап пятый. Сборка

Собираем все, что разобрали, в обратном порядке. При сборке обязательно пользуемся динамометрическим ключом. Не нужно полагаться на свою силу, авось и опыт соседа по гаражу. Просто затяните все, что положено требуемым моментом, это не так сложно и гарантирует нормальную работу мотора. Самым трудным моментом будет установка мотора обратно в отсек, но вы справитесь.

Если течет, значит, вы не были аккуратны и попытались упростить процесс или имеется значительное повреждение вала, а может, присутствует его биение/продольное перемещение.

P.S. Раз уж вы все равно сняли мотор:

● проверьте состояние коренных подшипников, возможно, стоит их заменить. Также возможно, что ремонта потребует вал. Замените опорные полукольца; ● оцените состояние поршневых колец; ● удобно будет сразу заменить и передний сальник коленчатого вала; ● оцените состояние сцепления и выжимного подшипника; ● проверьте, нет ли сильных повреждений венца маховика.

На снятом моторе все эти процедуры и необходимый ремонт вы сделаете легко и непринужденно. Специально дополнение для упрямых людей, которым лень снять мотор, но не лень делать работу несколько раз

Обкатка

Первичная притирка колец осуществлялась шарманкой (кривым стартером), то есть когда ещё гбц не была установлена, я налил масла сверху в гильзы и крутил. То есть выдалась какая пауза, я подход — 50 обротов. Особенно туго стало после замены набивки, суммарно я руками сделал в районе 500-1000 оборотов, в результате движок стартером запустился без напряга. Обкатывал я на том же масле, на котором ездил до капиталки — полусинтетике ТНК 10в40. При езде старался держать 2100 оборотов, не раскручивая более 2500. Без каких бы то ни было динамичных обгонов. Неделю покатавшись по городу, затем сделал круг почёта вокруг города, примерно 80 км по объездной дороге. При этом ехал строго 2100 оборотов на 5й передаче — это примерно 80 кмч по жпс, по спидометру было 90. Всё время обкатки я воевал с течами масла, и к моменту завершения 1000 км все каналы течи были устранены и я со спокойной совестью перешёл на синтетику.

Работа над ошибками

Собственно, причина вскрытия двигателя, это очередной успешный тюнинг — Портинг и ломатинг ГБЦ. По итогу повторной обработки ГБЦ поделюсь своими наблюдениями. Отложения минералки относительно просто отмываются средством для мытья посуды. Лак от синтетики удалить по простому не удалось, но я особо и не усердствовал. При разворачивании втулок нашёл технологию их идеального разворачивания в домашних условиях — сперва любым способом разворачивается одна втулка, там по-любому будет минимальный люфт. После этого зажимаем уголками две втулки, используя первую развёрнутую как кондуктор. В итоге развёртка идёт по идеальной траеткории с минимальными отклоненями. Далее, что касается нарезки сёдел — фаску лучше делать широкую 2 — 2,5 мм, дело в том, что если фаска будет узкой — расклепается не она, а клапан. В итоге получится вогнутая фаска, плохо работающая на холодную. Кроме того, фаска должны быть по внешнему краю клапана — это улучшит наполнение цилиндров. Более подробно читайте в статье про тюнинг ГБЦ. Также не следует пренебрегать регулировкой зазора клапанов, у меня впускные довольно сильно сточились. Я думаю, причина в недостаточном зазоре. У меня установлены стальные штанги, я высчитал требуемый зазор в 0,15. Сейчас же я впускные клапана заменил и теперь зазор со стальными штангами буду выставлять 0,1 мм. Ну и при снятии ГБЦ значительные сложности вызывает сдёргивание с направляющих. При данной сборке двигателя, я покрыл дальнюю направляющуюю теплопроводящей пастой. Кировочепецкие маслосъёмные колпачки показали себя отлично, поставил новые такие же. Одна из причин уменьшения зазора от коромысла до тарелки — это расклёпывание тарелки и углубление сухарей вглубь. Поэтому все тарелки клапанов сменил.

Замена сальниковой набивки. Этап второй. Демонтаж

Начинаем работы из-под машины. Поэтому если есть возможность использовать смотровую яму, будет сильно удобнее.

● Сливаем масло с двигателя. ● Сливаем охлаждающую жидкость. ● Отсоединяем от мотора все, что можно отсоединить снизу. ● Подпираем мотор и КПП. ● Отвинчиваем карданный вал. ● Отвинчиваем КПП.

● Снимаем капот. ● Снимаем с двигателя все навесное. Это не только сделает мотор не таким тяжелым, но и облегчит процедуру извлечения, а кроме того, так меньше вероятности, что вы за что-то зацепите, например бензонасосом, и обломите его. ● Снимаем радиатор. ● Отворачиваем подушки двигателя от балки. ● Снимаем головку блока.

Обвязываем двигатель ремнями и, подвесив его на трубу, с помощью помощников извлекаем из отсека. Подробнее о том, как снять мотор Волги, читайте в отдельном материале, посвященном конкретно этой теме.

Читайте также: