Как горят машины на газу

Обновлено: 25.04.2024

Uncensored-Nick › Блог › ГБО. Плюсы и минусы, мифы и реальность. Стоит ли ставить? Распространенные ошибки и прочее.

Специально для газовщиков, а так же для тех, кто по тем или иным соображениям всерьез задумался об установке ГБО на свой двигатель, решил написать эту статью, надеюсь она будет полезной. На все вопросы буду рад ответить в комментариях.

Плюсы газа в сравнении с бензином.

1. Экологичность. Газ как по форме, так и по содержанию имеет в себе меньше различных смол и примесей, в сравнении с бензином, именно поэтому продукты его сгорания куда более экологичны и наносят меньше вреда окружающей среде.
2. Интервал замены моторного масла. Как следствие первого пункта, моторное масло в двигателе темнеет и разжижается намного медленнее, и можно говорить о большем интервале замены. Ну и вообще, двигатель будет чище.
3. Экономичность. При сравнительно одинаковом расходе (плюс-минус), применение газа, естественно, более экономически оправдано ввиду его стоимости (примерно в 2 раза дешевле бензина).

Выше были перечислены плюсы, безусловно бесспорные, которые мало кто сможет опровергнуть, но увы, они не перевешают всех минусов, речь о которых пойдет ниже.

Двигатель на заводе разрабатывается под определенное топливо, более того, под определенное октановое число, соответственно все узлы и агрегаты рассчитаны под него, и если вы применяете другой вид топлива, ничего не делая при этом с самим железом вы получите ряд негативных явлений.

Мифы про ГБО.

Ну из самых ярких я могу вспомнить только снижение шумности двигателя как минимум в 2 раза. Чушь полнейшая, которая с физической точки зрения ни на чем не основана.

Вообще надо сказать, что если бы с газом все было бы так круто, то уже давно все бы ездили на нем, но так же не происходит.

Стоит ли ставить ГБО на автомобиль?

Если вы используете автомобиль в коммерческих целях, если у вас большие суточные и месячные пробеги, если в вашем городе и регионе хорошо развита сеть АГЗС, то газ ставить можно. Лучше всего, конечно, производить грамотную инсталляцию, которая включает в себя изменение степени сжатия. Кстати, выше я не сказал, что дает увеличение степени сжатия, а оно дает очень важные моменты, такие как сокращение расхода газа и приведение в норму динамических характеристик двигателя, так как процесс горения идет правильно.

По итогу, решает конечно каждый для себя сам, ставить или нет ГБО на свое ведро, и если у человека упало забрало, то никакие даже самые железобетонные аргументы его не переубедят. Для адекватных людей все считается в денежном выражении, а так же в процессе анализа, перевесят ли плюсы, все те минусы, которые имеет ГБО. Точнее даже так, стоит ли экономия на топливе и забота об экологии всех этих мытарств и рисков?

Почему автомобили с ГБО почти невозможно взорвать

Сразу отметим, в этой статье мы говорим о современном пропановом ГБО - четвёртого поколения и выше. Именно такое оборудование ставится на машины на протяжении ряда последних лет. Более ранние системы действительно обладают меньшей степенью защиты, что вполне логично. Самым опасным и пугающим элементом любого ГБО является ёмкость, в которой хранится газ. В баллоне содержится нечто, способное при неудачном стечении обстоятельств превратить автомобиль в груду металлолома. Страхи водителей, разумеется, небеспочвенны. Однако паниковать от одного вида баллона уж точно не стоит.

По теме

При заправке автомобиля с ГБО резервуар наполняется не парообразным, а жидким пропан-бутаном. Выглядит данная субстанция как газ в зажигалке или как обычная вода. Сжиженный газ находится под относительно небольшим давлением – до 16 атмосфер. Сам по себе баллон не несёт опасности взрыва, равно как и обычный автомобильный бензобак. Это возможно лишь при его повреждении. Толщина металла у баллона такова, что он легко выдерживает даже самые суровые ДТП – без деформации и разрывов стенок. Вероятность его физического повреждения ничтожна.

Впрочем, есть один важный нюанс: заполняться жидким газом баллон должен не более чем на 80%. Нужно это для того, чтобы при повышении температуры баллона внутри не создавалось чрезмерное давление – такое, которое может привести к разрушению ёмкости изнутри. За объёмом заправляемого газа следит специальное устройство, встроенное в мультиклапан. Как только объём газа в баллоне достигает максимально дозволенного значения, заправка автоматически прекращается.

Но что случится, если этот клапан внезапно сломается? Логичный вопрос, ответ на который прост. Не случится ничего. Любая газовая заправка снабжена собственным клапаном: по достижении максимального давления в баллоне автомобиля подача газа остановится сама. Заполнить баллон под завязку на практике почти нереально. Впрочем, даже если это случится, для взрыва автомобиль нужно ещё резко и мощно нагреть.

По теме

Предположим, вам удалось соблюсти все перечисленные условия и давление в ёмкости стало критически большим. Взорвать автомобиль снова вряд ли получится. Этому воспрепятствует клапан сброса лишнего давления, который сам, без посторонней помощи, выпустит лишний газ из баллона.

Разумеется, ничего приятного в этой процедуре нет – газ окажется не где-нибудь, а прямо в багажнике вашего авто. Теоретический шанс поджечь или взорвать его уже появится. Правда, для этого потребуется мощная искра или открытое пламя. Где их взять в багажном отделении – большой вопрос. Да и не заметить проблему вряд ли получится: в газ добавляют специальный состав – одорант. Именно он придаёт едкий запах изначально не пахучему веществу. Для взрыва нужно, чтобы концентрация пропан-бутана в воздухе достигла 1,9-8,5%. Одорант даёт знать об утечке задолго до достижения указанной отметки.

А что с газовыми магистралями? Трубки, по которым пропан-бутан поступает в двигатель автомобиля, защищены не хуже, чем сам баллон. Они изготавливаются из меди или пластика – не менее надёжного и прочного, чем обычные бензиновые магистрали любого современного автомобиля. Повредить их даже специально крайне сложно. При неаккуратном вождении или аварии порвать, конечно же, можно и их, но взорвать машину, опять же, не получится.

По теме

Фишка в том, что на выходе из баллона стоит так называемый скоростной клапан, не позволяющий газу выходить из ёмкости со слишком большой скоростью. Заподозрив неладное, он мгновенно перекрывается, уберегая тем самым автомобиль от возможного пожара и взрыва.

Но и это ещё не всё. Газ из баллона начинает поступать в магистраль лишь после того, как откроется электромагнитный запорный клапан на баллоне. Управляется нехитрое устройство автоматически и кнопкой из салона. Перекрыли клапан – и магистрали можно смело ломать. На волю сможет вырваться лишь то, что осталось в трубках. А газа там – как в паре-тройке зажигалок. Под капотом автомобиля находится ещё один электромагнитный клапан, точно так же отсекающий подачу газа нажатием кнопки.

Нетрудно догадаться, что современные системы ГБО по ряду параметров даже превосходят в плане безопасности традиционные бензиновые системы. Подачу бензина в топливные трубки, напомним, прервать в принципе невозможно. При обрыве магистрали топливо из бака будет литься самотёком, пока не вытечет полностью. Поджечь или взорвать обычный бензобак в разы проще, чем уничтожить газовый баллон. Если бензины самовоспламеняются при температуре в 400-500 градусов по Цельсию, то газы – при 600-700. Предел объёмной доли взрываемых паров в воздухе также не в пользу бензина – ему нужно лишь 0,75%.

8 мифов про ГБО. Их развенчивают эксперты «За рулем»

Автомобильное газовое топливо бывает двух видов: сжиженный нефтяной газ (СНГ) и сжатый природный газ (СПГ), который еще называют компримированным (КПГ). Сжатого природного газа (метана) у нас в России действительно полным-полно, при этом он относительно дешев. А вот сжиженного газа (смесь пропана и бутана) гораздо меньше.

В целом, заправок пропан-бутаном по стране хватает, а вот cо сжатым газом дела обстоят хуже. Даже на многомиллионную Москву лишь одиннадцать метановых заправок. Впрочем, газификация автотранспорта четко районируется по климатическим поясам. Чем южнее, тем больше заправок и с сжатым, и с сжиженным газом. И, наоборот, на Севере газовую машину днем с огнем не сыщешь.

Газ вдвое дешевле

Сжиженный газ для автомобилистов во все времена стоил примерно вдвое меньше высокооктанового бензина. А километр, пройденный на сжатом газе, обходится почти втрое дешевле! И, как в случае с бензином и дизтопливом, цены на газ отличаются от региона к региону.

Чтобы вычислить чистую выгоду от перехода на газ, необходимо учесть и дополнительные расходы. Изначальная стоимость комплекта ГБО для сжиженного газа плюс его установка и обязательная регистрация обойдется не дешевле 40 000 рублей. Установка для работы на метане — почти вдвое дороже, прежде всего из-за дорогих баллонов, выдерживающих большое давление. Кроме того, ГБО нуждается в периодическом обслуживании и опрессовке баллонов, что тоже повышает расходы.

Эксплуатационный расход газа примерно на 10% выше, чем бензина. К тому же неизбежны частые «перепробеги» в поисках газовой АЗС. Поэтому экономить будут лишь те, у кого среднегодовые пробеги превышают 30 000 км. А если ездите немного и не каждый день — газ не про вас. Да и продать «газовую» машину будет непросто: обычно пробеги у таких автомобилей существенно выше, не все готовы мириться с занимающим место в багажнике баллоном и взваливать на себя дополнительные хлопоты по обслуживанию и ремонту ГБО.

Бензин всё равно нужен

Это правда — пустить холодный мотор на газе почти невозможно. Давление насыщенных паров, влияющее на пусковые свойства, у газа гораздо ниже, чем у бензинов. Да и диафрагмы газового редуктора в сильные холода теряют эластичность, что снижает их ресурс. Потому при пуске аппаратуру переводят в «бензиновый» режим, и только потом, после прогрева, возвращают обратно в «газовый». Кстати, современные системы ГБО сами определяют, когда переключаться с одного топлива на другое. К тому же, бензин понадобится и на тот случай, если газ закончится, а заправки поблизости не окажется.

Газ не пахнет

Ни природный, ни нефтяной газ запаха не имеют. Но поскольку утечки газов крайне опасны, в их состав добавляются так называемые одоранты, обладающие резким запахом. Почувствовали характерный запах — срочно на сервис искать утечку и регулировать аппаратуру. Пахнуть будут автомобили с удаленным каталитическим нейтрализатором — в привычном букете вредных газов будут улавливаться нотки этилмеркаптана, того самого одоранта.

В 60‑литровый баллон влезет именно столько газа

Нет, не 60, а около 50. Причина простая: это мера безопасности, компенсирующая расширение газа при нагреве — чтобы баллон не разорвало изнутри. Для этого на баллоне установлен мультиклапан, препятствующий наполнению больше чем на 85%.

Газ продлевает ресурс мотора

Не продлевает, но и большинство страшилок насчет вредности газа преувеличены. Газ чуть лучше бензина относится к поршневой группе мотора и чуть агрессивнее к выпускным клапанам. Горит газ медленнее, догорание происходит при открытых клапанах, которые больше нагреваются.

Газ чище бензина: в нем нет серы, которая является основным катализатором образования так называемых высокотемпературных отложений (шлама и нагара). Поэтому срок службы масла при работе двигателя на газе повышается. Хотя есть и ложка дегтя: при сгорании газового топлива образуется больше воды. На непрогретом двигателе, а также при неисправной системе вентиляции картера она конденсируется, обводняет масло, тем самым снижая его характеристики.

Перевести на газ можно любую машину

Оснастить газовым оборудованием можно всё что угодно, однако в ряде случаев в этом нет смысла. К примеру, для малогабаритных автомобилей это нецелесообразно: расход у них и так небольшой, и баллон часто негде разместить. Не стоит переоборудовать и новые машины: можно лишиться гарантии на мотор из-за применения нерекомендованного топлива, на кузов (сверлили, перегрузили) и на электрику, в которую вмешались.

Дизельные автомобили также лучше не трогать. Для самовоспламенения газовой смеси требуется запальная доза дизтоплива — такие системы сложны и дороги. Не стоит переходить на газ, если часто используете весь полезный объём салона и багажника — оборудование съест много места, а также сократит возможности трансформации салона.

Газ опаснее бензина

Это в чем-то правда. Неправильный монтаж ГБО может вызвать утечку, а ее и определить сложнее, и воспламеняется газ охотнее бензина. При этом особенно опасен сжиженный газ, который тяжелее воздуха — он не поднимается вверх, а скапливается под автомобилем, в ямах и подвалах гаражей.

Манометр на газовой заправке показывает, что газ закачивается в баллон под давлением аж 16 бар. Но при срабатывании клапана отсечки в баллоне останется 85% газа в жидкой фазе и 15% в паровой. Поэтому давление внутри баллона падает с 16 до 8 бар — а это уже не столь пугающий показатель. До сравнимых величин накачивают, например, колеса грузовиков.

ВЫВОДЫ

Часто говорят, что сжатый газ вообще не предназначен для частников. Отчасти это утверждение верно: количество метановых заправочных станций невелико. Однако сегодня природному газу зажигают зеленый свет: решившим установить ГБО обещают финансовую поддержку. Газпром представил программу развития заправочной сети — число заправок за последний год выросло в несколько раз и к концу 2020 года их должно быть не меньше пяти сотен.

Вслед за инфраструктурой потянутся и производители. Например, АВТОВАЗ уже серийно выпускает версии Весты и Ларгуса на метане. Удобно и выгодно для тех, кому нужен газовый автомобиль, — не понадобятся доработки и переоформления. В модельном ряду многих зарубежных марок тоже есть газовые модели. Будет спрос — привезут. Поэтому получается, что будущее, скорее, за метаном, чем за пропан-бутаном.

Перевод машины на газ оправдан только в тех случаях, когда вы собираетесь ездить на машине долго и много. А среднестатистическому автолюбителю переоборудовать машину на газ не имеет смысла.

Взрыв ГБО в машине: как обезопасить авто?


Взрыв ГБО в машине возможен только при совпадении нескольких факторов — высокой концентрации газа в воздухе и наличии искры. Для этого необходимо серьезное повреждение в системе газобаллонной аппаратуры и бездействие автовладельца, который должен намного раньше услышать характерных запах и принять меры, направленные на устранение проблемы.

Возможен ли взрыв ГБО в машине

По статистике процент взрывов ГБО на автомобилях стремится к нулю, а такие ситуации происходят в крайне редких случаях. В современных системах установлено много ступеней защиты, обеспечивающих перекрытие подачи топлива при любых аварийных режимах. Кроме того, в состав газа добавляют одоранты — специальные ароматизаторы, позволяющие почувствовать запах газа намного раньше.

В плане взрывоопасности пропан более опасен, чем метан, но из-за меньшего давления в системы взрыв ГБО на авто менее вероятен. Наличие газа в воздухе — еще не повод для воспламенения, ведь необходимо достижение определенной концентрации. Для метана она должна составляет от 5 до 15%, а для пропан-бутана — от 2,5 до 9,5%. Дополнительным фактором должна быть мощная искра. Если процент выше, взрыв в ГБО в автомобиле не происходит — состав просто загорается.

Что касается самого газового баллона, он полностью безопасен. В емкости предусмотрены толстые стенки, исключающие повреждение и просачивания воздуха. Исключением являются серьезные ДТП, но даже в таком случае риск повреждения бака и взрыва ГБО в машине минимален.

Вероятность взрыва повышается при использовании газобаллонной аппаратуры 1-го или 2-го поколений, использования бракованных детей, некачественной установки, повышения давления в баллоне и т. д. На этом остановимся подробнее.

Причины взрыва в машине

В современных системах предусмотрено множество элементов, предотвращающих взрыв ГБО в авто. К основным блокам устройства газобаллонного оборудования относится клапан отсечки, ограничивающий перелив топлива, клапан сброса давления, противопожарные плавка вставка, механический вентиль для закрытия подачи топлива. Также имеется электромагнитный и скоростной клапан.

К причинам, почему взрывается ГБО на машине, можно отнести неправильную установку / настройку мультиклапана. Специалист мог с ошибкой отрегулировать мультиклапан, поставить б/у деталь, удалить клапан отсечки / поплавок. При нахождении машины в нагретом гараже, в случае утечки и при достижении концентрации может произойти взрывоопасная ситуация. Но дополнительным фактором должна быть искра, к примеру, из-за проблем с проводкой.

  • применение б/у компонентов;
  • низкое качество запчастей;
  • установка баллона без крепежа;
  • монтаж емкости с просроченным сроком годности;
  • несвоевременная проверка баллона;
  • нарушение сроков ТО;
  • несоблюдение мер безопасности во время заправки;
  • разрушение клапана в случае ДТП;
  • перегрев емкости с газом;
  • ошибки в настройке;
  • заполнение выше положенной нормы.

Всех рассмотренных случаев по отдельности недостаточно, чтобы ГБО взорвалось в авто. Необходим комплекс факторов, которые бы привели к возникновению проблемы.

В случае с газобаллонной системой на метане взрыв в машине может произойти по таким же причинам: установка б/у баллона, его повреждение, несвоевременная проверка, отсутствие надежной фиксации и т. д. Кроме того, в процессе эксплуатации емкость может повредиться, к примеру, происходит коррозия, появляются вмятины или небольшие трещины. Здесь отметим, что метан легче воздуха, поэтому в случае утечки он не скапливается в машине, а поднимается вверх. При этом для взрыва газа в машине необходима большая концентрация — от 5 до 16 процентов.

Производители проводили много тест-драйвов столкновения машин для получения взрыва ГБО на авто (видео легко найти в Интернете). При этом удар был направлен как раз в заднюю часть, где установлен баллон. В процессе удара ничего не разорвалось. Наоборот, баллон выступил в качестве дополнительного буфера.

<

Как обезопасить себя от взрыва

Чтобы не взорвалось ГБО в машине, важно придерживаться нескольких простых правил. Базовые моменты:

  1. Выбирайте только качественную аппаратуру и отдавайте предпочтение проверенным установщикам с сертификатами и опытом.
  2. Проходите периодическое тестирование на СТО в плане настройки / обслуживания.
  3. В процессе заправки следите, чтобы работники использовали нужный газ и не заполняли емкость свыше положенного объема.
  4. Регулярно осматривайте состояние системы и проверяйте магистрали на факт утечки с помощью мыльного раствора. Это желательно делать между периодическими обслуживаниями на СТО.
  5. При появлении запаха остановитесь, заглушите двигатель и закрутите вентиль подачи. После этого проверьте салон, перейдите на бензин и езжайте до ближайшей СТО. В идеале желательно определить причину неисправности, и, если она серьезная, вызвать эвакуатор.
  6. Перед эксплуатацией ознакомьте с правилами пользования баллоном и системой в целом.

Теперь вы знаете, возможен ли взрыв ГБО в машине, и в каких случаях вероятность возрастает. По статистике такие случаи происходят крайне редко и то из-за невнимательности водителя или грубых ошибок установщиков. В комментариях поделитесь опытом, связанным с утечкой газа и риском взрыва газобаллонной аппаратуры в машине.

Экономим топливо: десять мифов о газобаллонном оборудовании

Говоря о газобаллонном оборудовании (ГБО) для легкового автомобиля, мы, прежде всего, имеем в виду сжиженный нефтяной газ (СНГ, или LPG – liquefied petroleum gas) – пропан-бутановую смесь, являющуюся побочным продуктом нефтепереработки. Пропан-бутан подходит для легковушек лучше, чем более дешевый сжатый природный газ метан (СПГ, или CNG – compressed natural gas), поскольку требует одного компактного и легкого баллона.

А вот сжатый до 200 атмосфер метан приходится хранить на борту в нескольких тяжелых баллонах, и его чаще всего применяют на грузовиках и автобусах. Собственно говоря, большинство фобий и заблуждений непосвященных автовладельцев касаются обоих видов газового топлива. Разберем каждый из них.

1. Газ взорвется

Самая распространенная страшилка требует самого пространного опровержения. Коротко говоря, бензин и его пары в автомобиле взорвутся скорее, чем пропан-бутан. Во-первых, баллон для СНГ, рассчитанный на давление 16 атм, в несколько раз прочнее бензобака, и в случае ДТП вероятность деформации и разрушения баллона невелика.

balon-2.jpg

Во-вторых, на случай аварийной утечки из поврежденного трубопровода на баллоне имеется предохранительный клапан, перекрывающий несанкционированный выход газа. В-третьих, на случай пожара (и перегрева баллона вообще) предусмотрен клапан избыточного давления, который стравит нарастающее давление в атмосферу, чем предотвратит взрыв.

Если имеет место небольшая утечка газа, на нее не среагируют автоматические защитные клапаны, но среагируют органы обоняния человека. Отдушка, добавляемая в пропан-бутановую смесь, делает заметным вытекающий газ с первых секунд. В то же время, для образования газо-воздушной смеси с взрывоопасной концентрацией требуется много времени – в разы больше, чем для появления капель бензина из прохудившегося бензопровода, готовых вспыхнуть в любую секунду.

2. ГБО снижает расходы на топливо вдвое

Это может быть правдой, только если бензиновая часть системы питания не совсем исправна и допускает «перелив». В остальных же случаях экономия будет несколько меньшей. Цена литра сжиженного пропана в самом деле вдвое ниже, чем литра бензина, но расход газа обычно на 10-20 % выше. Этот процент зависит от модели двигателя, типа установленного ГБО и от точности его настройки.

Depositphotos_58202743_original.jpg

Кстати, наладка установленной газовой аппаратуры – процесс непростой и порой небыстрый, поэтому одна из основных хлопот владельца машины с ГБО – найти хороший «газовый» сервис. В этом смысле проще тем, кто покупает новый автомобиль с газотопливной системой, смонтированной на заводе. Также неплохой вариант – установить ГБО в дилерском центре «своей» марки, тогда за его отладку будут отвечать квалифицированные фирменные сервисмены. К сожалению, пока немногие дилеры предлагают такую услугу.

3. На газу ездят только бедные

На самом деле, на газу ездят те, кто не хочет платить лишние деньги. И чем крупнее и прожорливее автомобиль, тем это желание более оправдано. Современные газотопливные системы могут работать в числе прочего и с многолитровыми бензиновыми моторами крупных дорогих автомобилей.

Причем в последнее время все чаще газифицируется не только подержанный премиум-класс, перешедший в руки второго-третьего владельца, но и новые автомобили. Конечно, скорость окупаемости приобретенного ГБО зависит от конструкции двигателя, его аппетита и ежедневного пробега авто. Точный расчет окупаемости можно сделать через on-line калькулятор на одном из сайтов, посвященных «газовой» теме.

Depositphotos_7531602_original.jpg

4. Сервис ГБО перекрывает экономию на цене топлива

Совершенно напрасное опасение – качественная аппаратура исправно служит долгие годы, требуя обслуживания не чаще, чем штатные узлы автомобиля. Плановое ТО включает замену одного-двух фильтров, иногда также – слив конденсата из редуктора. У некоторых типов ГБО иногда может потребоваться чистка форсунок. Цена нормо-часа у газовиков самая обыкновенная, но существенный недостаток в том, что для посещения их придется выделять отдельное время.

5. В заграничных поездках сэкономить благодаря газу не получится

Неверное утверждение. Сжиженный пропан-бутан в качестве альтернативного автомобильного топлива используется не только на постсоветском пространстве. Наш журналистский опыт свидетельствует, что по Западной Европе возможно путешествовать исключительно на пропан-бутане. Сеть заправочных станций LPG там достаточно развита, цена составляет порядка 50-60 % от цены бензина. Нужно лишь позаботиться о наличии штуцера-переходника: заправочные пистолеты в некоторых странах не такие, как у нас. Эту металлическую деталь можно купить или арендовать как дома, так и в стране пребывания.

6. Мощность двигателя при работе на газе ниже

В принципе, это так: из-за разных характеристик бензина и пропан-бутановой смеси тягово-скоростные характеристики ДВС при работе на газе снижаются. Но как показывают замеры на динамометрических стендах, разница обычно составляет 8 – 15 %, и на практике водитель ощущает ее далеко не всегда. К тому же, на падение мощности и крутящего момента влияют особенности настройки аппаратуры. При желании опытный настройщик сделает ухудшение характеристик незаметным «на глаз», но в таком случае может существенно вырасти расход газа. Данные выкладки касаются как современных компьютеризированных комплектов ГБО, так и простейших систем второго поколения с вакуумным регулированием.

AIS_039.jpg

7. Газ вреден для двигателя

В случае с некоторыми моделями моторов это правда – хотя и с оговорками. Из-за большего времени горения газа выпускные клапаны испытывают увеличенные тепловые нагрузки, и чтобы они не «пригорали», нужно чаще обычного контролировать зазоры в их приводе (это справедливо лишь для моторов без гидрокомпенсаторов в ГРМ).

Еще один момент – некоторым моделям современных двигателей «не нравится», что их клапаны при работе на газе не охлаждаются и не смазываются бензином. Для них приходится включать в комплект ГБО систему подачи в коллектор специальной смазки. К счастью, абсолютного большинства из распространенных моделей двигателей это не касается. И все же, перед принятием решения о газификации своего автомобиля рекомендуется посоветоваться с опытными специалистами по ГБО.

Но плюсов от газового топлива двигатель получает существенно больше. Так, в отличие от бензина, газ не смывает со стенок цилиндров масляную пленку, по которой работают поршневые кольца – а это продлевает ресурс мотора до капремонта. Октановое число газа (100 – 115 единиц) выше, чем у обычного бензина, поэтому малейшая вероятность детонации исключается, а это снижает нагрузку на детали цилиндро-поршневой группы и продлевает их ресурс. Газ не содержит примесей, сокращающих жизнь маслу, свечам, лямбда-зондам и катализатору.

P3260002.JPG

8. Газовое топливо не подходит для любителей активной езды

Если не брать сугубо спортивные машины, а те, что предназначены для дорог общего пользования, то их всегда можно перевести на газ. Просто в некоторых случаях это будет дороже. Так, форсированным моторам могут понадобиться особый блок управления, форсунки и детали газовой магистрали повышенной пропускной способности и баллон большой емкости.

Высокооборотные двигатели (например, Honda) также могут требовать особого подхода – специальных форсунок, дополнительных датчиков. Некоторые комплекты ГБО решают вопрос высоких оборотов упрощенным образом – автоматически переводя двигатель на бензин при раскрутке более чем 4500-5000 об.мин. Одним словом, квалифицированным установщикам эти проблемы известны и они их легко решают. Интересно, что зачастую именно форсированные двигатели (например, у Mitsubishi Lancer Evo), будучи рассчитанными на тяжелые режимы работы, не знают никаких проблем с охлаждением клапанов при работе на газе.

9. Баллон для газа занимает багажник

Место для бака конечно требуется, и тут творчески мыслящие установщики ГБО предложат несколько решений, оперируя широкой номенклатурой типоразмеров баллонов. Например, можно выбрать тороидальный баллон («бублик»), который кладут на место «запаски», вместо которой в свою очередь предлагается возить небольшую «докатку» в чехле. Если автомобиль эксплуатируется только в городе, недалеко от дома, некоторые отказываются от запасного колеса вообще. Также для машин «каботажного» радиуса действия можно использовать небольшой цилиндрический баллон, помещающийся в нишу заднего крыла. Неплохой вариант – размещение снаружи машины, под полом багажника (такие схемы популярны у владельцев Lada 4x4 и Chevrolet Niva). Правда, для этого может понадобиться переварить систему выхлопа.

10. Газифицированные автомобили пахнут газом

Нужно уточнить – НЕИСПРАВНЫЕ газифицированные автомобили пахнут газом. Равно как и неисправные бензиновые автомобили пахнут бензином. Ароматизатор для того и добавляется в газ, чтобы малейшее нарушение герметичности трубопровода стало заметным и водитель обратился на СТО или хотя бы перекрыл выходной клапан на баллоне. Выхлоп автомобиля с ГБО также может иметь непривычный запах, и это также сигнал, что машина просится на прием к специалистам – газотопливная система неправильно отрегулирована. Настройка не занимает много времени.

Машины на газе

Преимущества ГБО
Последнее время использование сжиженного газа стало более популярным, что объясняется в основном дешевизной газа по сравнению с бензином. Однако у сжиженного газа как автомобильного топлива есть и другие преимущества.

Очень важно то, что это экологически более чистое топливо, в выхлопе при работе на газе содержится меньше вредных веществ, в том числе СО (почти в два раза меньше).

Газ имеет более высокое октановое число (порядка 100 и даже выше в зависимости от состава). Соответственно, практически невозможны детонационные повреждения двигателя.

Уменьшается износ цилиндро-поршневой группы. Во-первых при пуске холодного двигателя не образуется пленки из бензина, смывающей смазку. Во вторых, газ сгорает медленнее и давление в цилиндрах нарастает не так быстро - в результате ударные нагрузки на детали двигателя меньше.

Благодаря лучшему смесеобразованию газа с воздухом ,(по с бензином) и тому, что газовая смесь равномернее распределяется по цилиндру - улучшается ХХ двигателя, двигатель работает мягче и тише. Кроме того, после пуска холодного двигателя на газе можно ехать практически сразу, не требуется длительного прогрева как на бензине.

Газ не разжижает моторное масло, поэтому масло можно менять реже, чем при эксплуатации на бензине.

Практически не образуется нагара.

Газ по сравнению с бензином значительно чище, поэтому в карбюратор не попадает грязь.

По сравнению с бензином, у газа есть один недостаток: меньшая теплота сгорания. Поэтому при работе на газе мощность двигателя меньше примерно на 5 %. Иногда советуют поставить несколько более раннее зажигание. Однако, это спорный вопрос. Во-первых, это целесообразно делать только на автомобилях, работающих на высокооктановом бензине (95 и выше) - с тем, чтобы не приходилось ставить зажигание позже каждый раз, когда надо ехать на бензине. Во-вторых, существует мнение (в результате проведенных исследований), что на высоких оборотах при работе на газе наоборот зажигание должно быть несколько более поздним, чем для бензина. Поэтому лучше сохранить регулировки, рекомендуемые для бензина.

Еще один недостаток - место в багажнике занимает.

И последнее - на газе нельзя заводится в холодную (минус 10 и ниже). В принципе, двигатель заведется, но это снижает срок службы диафрагмы редуктора. Поэтому лучше пускать на бензине, но уже при температуре двигателя около 40 можно переключаться на газ.

У кого есть карбюратор.

У знакомого на Сюрфе газ - установщики холостые не могут отрегулировать - машину всю колбасит. Нет, говорят , такой регулировки.

ГБО: Прогар клапанов, "сушка" двигателя — миф или реальность?

Каждый автовладелец, которого не радует расход топлива его автомобиля и цены на это самое топливо, волей-неволей задумывается о том, чтобы установить ГБО на свой автомобиль. Однако, часто решиться на этот шаг не позволяют те или иные причины, существует немало мифов о газобаллонном оборудовании, которыми пугают тех, кто все же изъявил желание газифицировать свою машину.

Различного рода слухи и предположения относительно того, что будет с машиной после установки ГБО, наводят страх на людей и часто случается так, что наслушавшись этих легенд, человек отказывается от этой затеи с установкой и продолжает использовать в качестве топлива бензин или продает машину, и покупает авто ниже классом или с меньшим объемом двигателя только ради того, чтобы сэкономить на топливе.

Сегодня мы рассмотрим один из популярных мифов-страшилок "О сушке двигателя и прогаре клапанов", которым пугают тех, кто решился на установку ГБО на свою машину. В принципе, понять - миф это или нет, мы пока не можем, т. к. это станет понятно лишь к концу статьи. Так вот многие из вас, наверное, слышали о том, что якобы после того как вы перешли на газ, двигатель вашего авто подвергается большому износу, а точнее "сушится" двигатель и прогорают клапана, когда мотор работает на газу. Также поговаривают о том, что после установки ГБО в салоне пахнет газом, двигатель начинает троить, плавают холостые обороты и т. д.

Давайте разберемся так ли это и действительно ли газовое оборудование так вредит мотору?

Большинство слухов, которые ходят между автомобилистами, как и большинство информации такого рода порождают те, кто абсолютно не смыслит ничего в двигателях и в ГБО, в сущности. Безусловно знать о том, как устроен двигатель или газовый редуктор, всем далеко необязательно, однако это не повод придумывать бредовые версии для того, чтобы напугать или вызвать удивление у таких же "недалеких" людей, как и сами. Однако встречаются и опытные мотористы, которые твердят о неимоверном вреде для двигателя от газобаллонного оборудования, по их словам, "сушка" двигателя совсем не миф, а чистая правда, и, по их мнению, ставить ГБО на свой автомобиль ни в коем случае нельзя.

Дело в том, что проблема с этой сушкой чаще всего связана именно с неопытностью установщиков, которые неправильно подбирают газовое оборудование или попросту не умеют настроить даже очень качественное и дорогое газовое оборудование. Есть также и те, кто вообще ничего не настраивает, аргументируя свои действия тем, что установка включает в себя автокалибровку и никаких дополнительных действий с нашей стороны не требуется. Именно по вине таких горе-установщиков и происходит эта самая "сушка" двигателя, после которой прогорают клапана на двигателе с ГБО. Вот теперь посудите сами, кто на самом деле виноват в том, что клапана прогорают — газ или все-таки человеческий фактор? По-моему, ответ очевиден!

Давайте разбираться - как избежать таких проблем с двигателем и не стать жертвой "криворуких" ГБОшников.

Клапана. Как известно, клапана бывают впускные и выпускные, впускные — впускают топливно-воздушную смесь, выпускные — выпускают отработанные газы. На исправном ДВС клапан в закрытом состоянии должен плотно прилегать к посадочному месту именуемому "седлом клапана". Чтобы этого добиться, нужно, чтобы шток клапана не получал никакого давления, а толкатель в идеале должен лишь соприкасаться с кончиком штока. Однако в реальной жизни достичь этого практически невозможно, и между толкателем и штоком клапана все же есть небольшой зазор, который еще называют клапанным зазором. В некоторых ДВС он регулируется вручную, однако на большинстве современных моторах клапана оснащены гидрокомпенсаторами, которые самостоятельно решают проблему с зазором.

Идеальным считается отсутствие любого зазора между толкателем и клапаном, но по сути выходит, что он все же имеется, но чем меньше будет этот зазор, тем лучше будет для двигателя и его работы. Чрезмерный зазор чреват нарушениями в работе мотора, вибрацией, излишней шумностью, особенно в моменты пиковых нагрузок. Проявляется этот увеличенный зазор в виде металлического цокота. Но цокот — не самое плохое, что может ожидать такой двигатель. Из-за слишком большого зазора клапан полностью не закрывается, поэтому отработанные газы идут через впускные клапана, тем самым прожигая их седло или сам клапан. Кстати, прогару подвержены также и сами выпускные клапана, т. к. на них припадают наиболее высокие температурные нагрузки. Результатом всего этого будет капремонт ГБЦ (головка блока цилиндров). Процедура эта не из дешевых и в большей степени стоимость зависит от марки автомобиля, а также того, кто будет ее производить.

Проблемы с клапанами чаще всего возникают из-за неправильной консистенции топливно-воздушной смеси. Работа мотора на бедной смеси в большей степени несет опасность для выпускных клапанов.

Богатая смесь способствует самоочистке клапанов от нагара и несгоревшего топлива, в результате температура находится в допустимом диапазоне и не вредит клапанам.

Бедная смесь увеличивает риск просадки седел клапанов, и связано это в большей степени с чрезмерно высокой температурой сгорания. В данном случае мы затрагивали исключительно бензиновую топливно-воздушную смесь, о газе пока что ни слова. Это было сделано для того, чтобы пояснить «умникам», которые твердят, что прогар клапанов присущ исключительно двигателям с ГБО. Риск прогара клапанов существует и во время работы мотора на бензине, все что для этого нужно — нарушения в дозировке топливной смеси, то есть — неисправности топливной системы.

А как на счет газа?

Когда мотор работает на бензине, седла клапанов испытывают температурные нагрузки равные — 300-350 °С, а "тарелки" и того больше – 800-900 °С. Когда мотор работает на газу, температура сгорания топливной смеси повышается на

50-70 °С, что, как вы понимаете, частично сказывается на сроке службы и состоянии клапанов. Однако не настолько, чтобы клапан прогорал или разрушался. Значительно больше повышается температура на поверхностях клапанов в случае бедной смеси, в таком случае температура сгорания топливной смеси увеличивается на 200-250 °С, а это уж точно вызовет прогар клапанов и скорое их разрушение. Кроме того, когда сгорает газ, в продуктах сгорания не образуется углеродистых остатков, которые ложатся тонкой пленкой на поверхности и защищают клапан и седло от механических повреждений. Поэтому металлические поверхности работают при высокой температуре в прямом контакте друг с другом. В этих точках соприкосновения металл оплавляется и происходит разрушение поверхности. При этом меняется геометрия детали и теплообмен, нарушается плотность прилегания клапана, это особенно опасно, в случае, когда мотор длительное время работает с большими нагрузками.

Делаем выводы.

Почему же на двигателе с ГБО смесь очень часто может быть бедной?

  1. Неправильная или не совсем точная настройка газобаллонного оборудования. Заблуждение о том, что автокалибровки будет достаточно – играет злую шутку с доверчивыми автовладельцами. Автокалибровки будет достаточно лишь в случае упорядочивания смеси на холостом ходу. Во время нагрузки никто, как правило, не проверяет бедная смесь или богатая, поэтому во время установки ГБО на ваш автомобиль, требуйте от установщика чтобы настройки и корректировки вводились непосредственно во время движения автомобиля.
  1. Причина бедной смеси также может заключаться в неточности газовых форсунок. Не честные установщики "парят" низкопробные форсунки с низкой точностью подачи газа по цене дорогих высокоточных аналогов. В результате происходит разброс дозировки газа между цилиндрами, из-за чего мотор работает неровно. При этом датчики и системы, призванные вести контроль, "не понимают", что происходит с двигателем. Спустя некоторое время на приборной панели владелец может увидеть горящий «Check Engine», который сопровождается повышенным расходом газа, провалами и плавающими холостыми оборотами.
  2. Редукторы низкого качества на ГБО 4 поколения. Проблема, как видите опять-таки связана с использованием некачественных комплектующих и попыткой "надуть" клиента пожелавшего установить на свой автомобиль ГБО. Во время нагрузок, "плохой" редуктор, назовем его так, не способен выдавать стабильное давление, которое необходимо для того, чтобы обеспечить форсунку требуемым количеством газа в тот или иной момент.
  1. Неполадки в самом моторе. Допустим, когда "Лямбда Зонд", он же датчик кислорода, неисправен, о точной настройке газовой установки не может быть и речи. В итоге вы получите бедную смесь, которая в свою очередь приведет к проблемам с клапанами, однако пенять все равно будут на ГБО, утверждая о том, что проблемы начались после того как я установил ГБО. И разбираться в истинной причине возникновения проблемы под названием "бедная" топливно-воздушная смесь никто не будет. А зря! Поэтому, прежде чем установить газовое оборудование на ваш автомобиль, не поскупитесь и проведите комплексную диагностику силового агрегата, а также всех датчиков, которые могут в процессе эксплуатации начать "компостировать мозги".

Несколько дельных советов

  • После интеграции ГБО на свой автомобиль, во избежание проблем с клапанами, регулярно следите за правильностью зазоров и за состоянием самих клапанов, при необходимости производите регулировку или замену неисправных клапанов.
  • Избегайте длительных поездок на предельных скоростях (свыше 160 км/час). Нет, вы безусловно можете "выстреливать" время от времени с такой скоростью для совершения обгона или других потребностей. Речь о движении на высокой скорости, на протяжении нескольких часов в течение нескольких дней или месяцев. Вы должны четко понимать, что мотор вашей машинки все-таки бензиновый и не совсем адаптирован, что бы там не говорили, для езды на газу на больших скоростях. Да и к тому же не логично "наваливать", когда главной задачей является экономия топлива.

Как-то так. На этом у меня все, спасибо за внимание, благодарю тех, кто осилил статью до конца. Простите, что не в двух словах, краткость — сестра таланта, видимо мою сестру зовут иначе (-; Всем добра и Мира, до новых встреч на ГБОшнике. Тем, кто посчитает, что статья не полная или тема раскрыта не до конца или просто захочет подискутировать, может сделать это, используя форму комментариев. С удовольствием выслушаю ваше мнение на этот счет. Пока!

Горящие клапанá и большой взрыв: пять стереотипов об авто на газу

— Класс машины значения не имеет — только интенсивность эксплуатации. Расход газа привязан к расходу бензина, отсюда вся дальнейшая математика.

Например, есть определенный расход бензина на определенную сумму — грубо 7 л/100 км, по 37 руб/л.

  • пропан, усредненный расход будет 8 л/100 км, но по 17 руб.;
  • метан, усредненный расход будет 6 м 3 /100 км, но уже по 13 руб.

Получается, что ГБО даже на авто малого класса, но с большими пробегами, арифметически окупается очень хорошо.

2. «ГБО — это для маршруток»

По статистике, маршрутки, туристические автобусы, свадебные лимузины — это в лучшем случае процентов 15 от всех установок. Остальные 85% — это частные клиенты.

При этом крупные и компактные машины переводят на газ где-то 50 на 50: то есть «Камри» и «Короллы» оборудуются ГБО примерно так же часто, как «Ленд-Крузеры» и «Патролы».

Свадебных лимузинов, маршруток, можно сказать, вообще нет. Основные клиенты — это как раз обычные автовладельцы, которые эксплуатируют свои автомобили в режиме «офис — дом — супермаркет — лыжи в выходные».

3. «ГБО опасно для двигателя. Например, клапанá сгорят»

— Сгорят при одном-единственном условии: когда нарушается тепловой зазор ГРМ. При работе на газе термонагрузки немного другие, и он может интенсивнее уменьшаться. Спасает регулярная проверка зазоров ГРМ и регулировка (при необходимости).

Если на диагностике видно, что зазоры ушли от заводских регулировок, то их уменьшают — и можно ехать дальше. В таком случае — если регулировать тепловой зазор, не давать двигателю долго работать на зажатых клапанах, то никаких проблем не будет. Средний интервал регулировки зазоров клапанов — 50–60 тыс. км.

В общем, клапана горят не от газа, а от езды на зажатых клапанах. Просто следуем рекомендациям и проверяем зазоры согласно регламенту (или раз в 60 тыс. км) — и автомобиль на газе будет радовать вас многие тысячи километров.

4. «Машина с ГБО легко может загореться или взорваться»

— Если смотреть классификацию веществ по пожароопасности, то бензин пожароопаснее пропана и метана. Метан — летучий, он легче воздуха, и концентрации, необходимой для воспламенения, на открытом воздухе, достичь практически невозможно. Так что в плане пожаро/взрывоопасности метан гораздо безопаснее бензина.

Если говорить про газовое оборудование, то все решения, которые устанавливаются в автомобили, — это сертифицированная продукция, которая проходит все проверки — особенно в плане безопасности. Если оборудование подобрано и установлено грамотно, то вся система герметична, утечек нет, вся запорная арматура автономна и при нормальной эксплуатации достичь условий взрыва невозможно.

Если взять взрывоопасность при столкновении, то этой проблемой занимаются не последние умы уже несколько десятилетий.

5. «Уговорили. Но какое ГБО круче: метановое или пропановое?»

— Это как посмотреть. Плюс метана — ниже расход. Пропан дает +10% к расходу бензина, метан — -10%. Но цена метана — 13 руб. vs 17 руб. у пропана, получается экономичнее. Еще в плюс метану запишем бóльшую взрывобезопасность и экологичность.

Минус метана — меньшая развитость заправочной сети. Второй негативный момент метана — более тяжелые баллоны, а на одном баллоне одинакового объема пробег на метане будет меньше пробега на пропане. То есть заправляться придется чаще и менее удобно.

Если округлить, то на пропане в среднем по году экономия — почти в два раза, на метане — трехкратная. Заправок метановых, несомненно, меньше, но уж если есть заправка рядом с вашим ежедневным маршрутом — радуемся. Если заправки в вашем городе нет (или ехать до нее далеко) — поглядываем на перспективный план «Газпром ГМТ» и ждем открытия АГНКС. А пока можно поставить пропан: он-то уж есть на каждом углу, тем более — вдоль трасс.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Как горят машины на газу

С начала года в Киеве произошло несколько взрывов автомобилей с установленным на них газобалонным оборудованием. Горел весь спектр автопрома – «ГАЗель», Lanos, Toyota RAV4. В чем возможная причина ЧП, мы разбирались с помощью директора компании «Премиум Газ Сервис» Алексея Примаченко.

– Алексей Михайлович, взрывы ГБО участились. Машины разные, итог – одинаковый. Почему, на ваш взгляд, случаются такие эпизоды?

– Я заметил, что баллоны взрывались, когда стояла жара. А в жару, как известно, газ расширяется. Если ГБО (газобаллонное оборудование) в порядке, это не опасно. А вот если так называемая запорная арматура разваливается по причине износа, может случиться беда. Не случайно в Европе существует норма – каждые 10 лет газовый баллон должен быть заменен. У нас же тысячи машин эксплуатируются с просроченным оборудованием. Причем с тем самым, которое было снято с автомобилей в Европе после 10 лет эксплуатации. Зачастую, ничего не подозревая, наши люди ездят на бомбах замедленного действия.

– Как такое оборудование оказывается в Украине?

– Видимо, завозится контрабандой. Причем, массово. Даже удивительно, что взрывов так мало… Возможно, некоторые случаи просто не афишируются. Но это не единственная проблема, связанная с ГБО. Как я уже сказал, люди могут не подозревать, что на их автомобилях установлено просроченное оборудование, потому что устанавливают его в гаражах у каких-то подозрительных личностей, соблазняясь невысокой ценой. Понять граждан можно: куда приятнее заплатить за установку ГБО 6–7 тыс. грн, чем 10–12. Но бдительность терять не надо, это опасно. Тем более, что проверить, какое у вас установлено оборудование, легко: на газовом баллоне, обычно в верхней строчке, выбита дата его изготовления. Если баллону больше 10 лет, обращайтесь с претензиями к людям, которые его вам установили. Ни в коем случае не продолжайте эксплуатацию автомобиля! Если сомневаетесь в качестве установленной на вашей машине системы, приезжайте к нам на Березняковскую, 23. Мы определим качество ГБО и его установки, поможем найти и устранить ошибки работы оборудования. Поверьте, это не лишнее: многие владельцы авто хватаются за голову, когда начинаешь им объяснять, что в их машинах натворили народные умельцы.

– Можно ли продлить срок службы старого газового баллона?

– Лучше его все же заменить. Баллон должен быть в полном порядке. Сбои в работе редукторов и электронных блоков управления впрыска газа не могут привести к взрыву, а вот газовый баллон с неисправным клапаном – вполне. Не случайно именно к газовым баллонам такое внимание в Европе. Вы не въедете в страны Шенгенского соглашения, если в техпаспорте не указано, что у вас на автомобиле установлено ГБО.

– Сколько, по вашим оценкам, установщиков ГБО работают не­официально, без разрешительных документов?

«Срубить деньжат, и трава не расти»

– Это впечатляющая цифра. Вы, кстати, одним из первых обратили внимание на эту проблему, даже сделали короткий фильм об опасностях, подстерегающих чересчур доверчивых автолюбителей. Главный тезис в нем был следующим: выкладывая за ГБО немалую сумму, мы ожидаем получить исправный автомобиль, позволяющий экономить более 50% средств, расходуемых на топливо. А вместо этого получаем одни проблемы и расходы. Причем и то, и другое – в особо крупных размерах.

– Иначе не может быть. Ведь что такое гаражный мастер? Это человек, которому надо по-быстрому срубить деньжат, а потом – трава не расти. Поэтому они на одном месте обычно долго не сидят. В случае чего и претензий предъявить некому. Ведь у вас нет ни товарного чека, ни гарантийного талона. Мне известен случай, и по телевидению об этом было, когда автомобиль сгорел сразу после установки ГБО – может быть, проехал около 50 км. Его владелец пришел требовать компенсации убытков к установщикам. Причем не один, а с журналистами и даже какими-то бумагами. Телевизионщики задают вопрос этим горе-мастерам: «Вот, человек говорит, что поставил у вас газ. Помните его?». – «Нет, первый раз его видим». И смотрят в пол. Отсюда еще одно правило: проверяйте документы, которые дают вам на станции после установки ГБО.

– Беда в том, что люди попросту не знают, какими должны быть выданные им документы…

– А кроме того, не подозревают, что у установщиков зачастую нет разрешений на проведение работ повышенной опасности, к которым относится установка ГБО. Хотите открыть свой бизнес по установке ГБО? Какой-нибудь Артем Александрович, телефон которого есть в Интернете, решит проблему за 3000 грн. Так сказать, ускорит процесс обучения и аттестации персонала «без дополнительных затрат и ресурсов»…

«Смотрите адрес в документах»

– Как же определить, что документы вам выдали «левые»?

– Самый верный способ – посмотреть на адрес, указанный в выданных документах. Скорее всего, вам будут рассказывать о том, что станция сетевая или принадлежит корпорации с отделениями в разных городах. Но если в свидетельстве указана другая улица и другой город (бывает и такое), это фейк. Бегите с такого СТО, если вам жизнь дорога! На «официальном» СТО вам без напоминаний дадут сертификат на установленное оборудование, в котором проставлена дата изготовления баллона, совпадающая с маркировкой, нанесенной на баллоне. И указан фактический адрес предприятия.

– Какие типичные ошибки при установке оборудования допускают кустари?

– Могут неправильно уложить магистраль высокого давления – плохо или вообще не закрепить ее по днищу автомобиля. В результате она будет лежать на выхлопной системе либо хлопать по подвеске. Или неправильно разместить узлы блока электронного управления впрыском газа и магистрали высокого давления в моторном отсеке. Так сказать, на глазок. После этого часто возникают проблемы с обслуживанием автомобиля, не связанные с ГБО – замена роликов ремня генератора, самого ремня ГРМ. Все магистрали и элементы электронного блока управления должны быть установлены параллельно с заводскими! Мы, к примеру, для каждой марки и модели автомобиля за 10 лет работы определили оптимальные схемы установки. Учитываем даже качество хомутов и гофрированной изоляции. Да, мы устанавливаем оборудование в три раза дольше, чем какой-нибудь мастер из подворотни, но делаем это очень надежно.

– Бывают ли у вас случаи, когда после установки оборудования выскакивает индикация ошибки двигателя?

– Это как раз болезнь, возникающая по вине гаражных умельцев, которые криво насверлили отверстий под форсунки во впускном коллекторе. К слову, никогда не продолжайте эксплуатировать автомобиль после появления сигнала сheck – прогорят клапаны, дорогостоящий ремонт обеспечен. Мы в большинстве случаев не сверлим отверстие под газовые форсунки, а используем «родное» посадочное место. И со спокойной душой даем официальную гарантию на 3 года либо на пробег 100 000 км. Вообще, хотя в Украине много разнообразного газового оборудования, я считаю, что в результате тестирования мы выбрали оптимальное по соотношению цена-качество, своего рода «золотую середину». В этом нам помог и собственный водительский опыт: машины многих наших сотрудников оснащены ГБО.

– С какими сомнениями сталкиваются люди, которые ставят газ на свои автомобили, какие мифы пересказывают?

«Главная страшилка – газ сушит мотор»

– Мифы, конечно, есть. Главные страшилки – что газ «сушит» двигатель, приводит к его ускоренному износу. Идут они, видимо, со времен эксплуатации «жигулей» и «волг», на которых использовалось допотопное газовое оборудование. В частности, газ подавался в карбюратор с резиновыми уплотнителями, которые под его воздействием со временем рассыхались. В современных двигателях с инжекторной системой подачи топлива никаких резиновых уплотнителей нет, поэтому и говорить, что газ что-то там сушит, нельзя. Напротив, он облегчает работу двигателя, поскольку сгорает полностью, в отличие от бензина. Даже старые моторы работают на газе тише, ровнее.

– Есть ли какие-то технические ограничения по установке ГБО на автомобили?

– Практически нет, все упирается в цену вопроса. Сложнее устанавливать газ на новые автомобили VAG-группы (Audi, Volkswagen, Seat, Skoda), отдельные модели Renault с прямым (или, как его еще называют, непосредственным) впрыском в камеру сгорания двигателя. На некоторые автомобили, как, например, Subaru, мы рекомендуем устанавливать только топовое оборудование.

– Какое оборудование на ваших СТО самое популярное?

– Самый проверенный бюджетный вариант – форсунки Valtec (Италия) 4 поколения, электронный блок управления впрыска газа KME Nevo (Польша), более продвинутый – оборудование AEB Pride (Италия) и Magic FХ (Чехия) также 4 поколения. К слову, с появлением 4 -го поколения ГБО практически ушли в прошлое «детские болезни» ГБО – такие, как обратные хлопки, самопроизвольное возгорание смеси во впускном коллекторе или прогорание клапанов. Сегодня можно говорить о том, что проблемы, если иногда и возникают, то не по вине оборудования, а скорее – падающего качества газа. Поэтому так важно подбирать качественные фильтры, препятствующие попаданию конденсата в форсунки (как следствие, они могут банально залипнуть, а мотор «подхватит кашель»). К сожалению, качество газа зависит от определенной поставки и тенденцию – на какой заправке лучше заправляться – трудно уловить. Будем надеяться, что со временем у нас, как в Европе, будут больше внимания уделять дополнительной фильтрации газа. Даже когда я заправляюсь газом в Белоруссии, замечаю, что расход топлива снижается, а мотор работает лучше. Именно плохое качество газа – главная причина, по которой ГБО 5 и 6 поколения (без редуктора, с насосом в баке) невозможно внедрить в нашей стране. Насос стоимостью от 500 до 2000 евро быстро выходит из строя.

«Чтобы выжить, нужно качество»

– Когда-то ведь и вы начинали свoй бизнес в гараже. Почему со временем все же решили работать «по белому»?

– Иначе невозможно развиваться. К примеру, если вы хотите работать с предприятиями по безналу, их нужно обеспечить полным пакетом надежных документов. Да и конкуренция увеличилась, газ сейчас ставят чуть ли не на каждом СТО. Чтобы выжить, нужно предлагать уникальные услуги. Три года назад мы решили сосредоточиться на качестве производимых работ. И вот что интересно. Когда мы просим наших клиентов ответить на вопрос: «Откуда вы узнали о «Премиум Газ Сервис?», 80% отвечают, что приходят к нам по рекомендации друзей. Я считаю, это большой результат: друзья плохого не посоветуют.25

Что надо знать, чтобы правильно обслуживать установленное на автомобиле ГБО?

● Если оборудование новое и установлено официально, ничего особенного. У вас, к примеру, 3-летняя гарантия с перечнем услуг. Не забывайте каждые 10 тыс. км проходить техосмотр и каждые два-три года менять резиновые шланги. Тогда все будет в порядке.

Какие опасные сиптомы нужно знать, если вы владелец автомобиля с ГБО?

● Главный опасный симптом – это запах газа. При малейшей утечке газа нужно экстренно обращаться на СТО.

Какое количество газа в баке является оптимальным?

● Любое; лишний газ стравится клапаном. Важнее, чтобы в бензобаке было достаточно бензина – не меньше трети бака. В противном случае может сгореть бензонасос, охлаждаемый с помощью бензина.

Как определить, что СТО, на которую вы обратились, надежная?

● Станция, которая профессионально занимается газом, должна иметь серьезное диагностическое оборудование. Бывает ведь так, что оказываются неисправными даже новые свечи зажигания. В обычной мастерской это установить сложно. Как врачи стараются лечить всего человека, а не отдельные органы, так и хорошая СТО должна комплексно ремонтировать и обслуживать автомобиль. Задача профессионала – не только в том, чтобы установить на автомобиль газ, но и сделать так, чтобы он как можно реже заезжал на СТО.

Читайте также: