Ситроен ксантия не заводится и горит ключ

Обновлено: 30.04.2024

Руководство по ремонту Citroen Xantia (Ситроен Ксантия) 93-98 г.в. 15.22 Противоугонная система - общая информация

В стандартную комплектацию некоторых моделей из рассматриваемого ряда входит противоугонная система. Сигнализация включается и выключается автоматически при пользовании пультом дистанционного управления (ДУ) единого замка. При активации системы на панели приборов начинает непрерывно мигать красная контрольная лампа. Помимо сигнализации в систему входит также иммобилизатор двигателя.

Дополнительно на некоторые модели устанавливается электронный иммобилизатор с вмонтированной в центральную консоль кодовой панелью управления.

Следует заметить, что при запирании и отпирании дверей салона вручную автоматического включения/выключения противоугонной системы не происходит. В случае отказа дистанционного управления единого замка отключение сигнализации может быть произведено при помощи ключа: откройте дверь ключом и войдите в салона автомобиля (при открывании двери сигнализация сработает), затем включите зажигание, удерживая нажатой кнопку противоугонной системы, расположенную с водительской стороны панели приборов. Данная процедура должна быть проделана не позднее чем через 10 секунд после открывания двери автомобиля.

Датчиками противоугонной сигнализации оборудованы все двери автомобиля (включая дверь задка) и капот автомобиля. Кроме того, салон оборудован ультразвуковым следящим устройством, два датчика которой, установленные с обеих сторон автомобиля реагируют на любое движение внутри салона. При желании следящее устройство может быть отключено в индивидуальном порядке: при выключенном зажигании выжмите кнопку противоугонной системы с водительской стороны панели приборов и удерживайте ее нажатой до тех пор, пока не загорится непрерывным светом контрольная лампа. Теперь, при запирании автомобиля от пульта ДУ единого замка будет включаться лишь контролирующий двери и капот контур системы (контрольная лампа при активации системы возвращается в режим мигания). Такая возможность индивидуального отключения контура слежения позволяет оставлять автомобиль под сигнализацией во время коротких парковок с открытыми окнами/верхним люком, либо с оставленными в салоне детьми/животными.

Полная деактивация противоугонной системы производится при помощи главного выключателя, установленного в левом углу двигательного отсека, под крышкой привода стеклоочистителя. Выключатель оборудован замком под специальный ключ и сверху прикрыт пластмассовой крышкой.

При любых отказах противоугонной системы автомобиль следует отогнать для диагностики и ремонта на станцию техобслуживания.

Электронная система иммобилизации двигателя с кодовой панелью управления

Система позволяет отключать систему управления двигателем, предотвращая возможность запуска последнего без ввода специального кода на панели управления иммобилизатора, установленной на центральной консоли автомобиля.
Код может выбираться и изменяться по желанию владельца транспортного средства в соответствии с инструкциями, приведенными в руководстве пользователя.

Об отключении иммобилизатора и возможности произведения запуска двигателя сигнализирует зеленая контрольная лампа на панели управления системы в центральной консоли. Если на панели горит красная лампа, следовательно, система управления двигателем отключена, и запуск не представляется возможным: любые попытки его произведения будут сопровождаться срабатыванием противоугонной сигнализации.

Для отключения иммобилизатора необходимо набрать на панели управления системы соответствующий охранный код. Правильность введенного кода подтверждается четырехкратным миганием зеленой лампы, сопровождающимся четырьмя короткими сигналами зуммера. Красная лампа на панели должна отключиться.

При введении неправильного кода красная лампа останется включенной, а запуск двигателя - невозможным.

При отсоединении батареи на автомобилях, оборудованных противоугонной системой следует соблюдать некоторые особые меры предосторожности.

Прежде чем отключать батарею следует при помощи специального ключа деактивировать сирену противоугонной сигнализации.

Помните, что при подсоединении батареи противоугонная сигнализация активируется автоматически и должна быть отключена с пульта ДУ единого замка, после чего можно активировать сирену специальным ключом.

Ситроен ксантия не заводится и горит ключ

Xantia
Как известно Citroen Xantia в 1998 году преобрел рестайлинг (его легко отличить по носу капота).

Именно с рестайлингом она получила изменения в плане иммобилизации. В дорестайлинговых версиях сперва ставился классический клавиатурный иммобилайзер, чуть позже перешли на транспондерные версии с чипом Philips PCF7931. Ну а с рестайлингом и вовсе перешли на чип Megamos M48. При утере ключа или проблеме с иммобилайзером, а также отсутствии ответа от блока управления двигателем (или модулем кодированного клапана 1.9D) загорается лампа неисправности иммобилайзера совместно с противным писком пьезодинамика в панели приборов.

Лампа неисправности иммо Xantia

Модуль иммо, который также управляет подсветкой салона и центральным замком концерн PSA заказал у фирмы Texton. Размещение его не очень замысловатое. Необходимо снять бардачок(винты за наклееным ворсом внутри бардачка не стоит забывать открутить), открутить трубку воздуховода, снять два штекера и потянуть блок на себя.

Расположение иммо Xantia
Расположение иммо Xantia 2

Фото блока Texton 96275532.80 и внутренностей ниже. Внутри EEPROM 93c66 или 95040.

Texton 96275532.80
Иммобилайзер Texton Xantia

Пин-код U..W в дампе прямым взглядом не просматривается.

Damp Texton Xantia

Однако зная этот пин-код можно успешно запрограммировать как чипы, так и бывшие в употреблении пульты дистанционного управления. Ньюансы при привязке:если необходимо привязать только чип (использовать только новый) , первым идет запрос на количество пультов - ставить 0, далее количество чипов-1,2. В зависимости от количества. Система принимает чипы один за другим по процедуре. Привязка любым диагностическим оборудованием имеющим поддержку привязки.

Ситроен ксантия не заводится и горит ключ

Противоугонная система - общая информация

В стандартную комплектацию некоторых моделей из рассматриваемого ряда входит противоугонная система. Сигнализация включается и выключается автоматически при пользовании пультом дистанционного управления (ДУ) единого замка. При активации системы на панели приборов начинает непрерывно мигать красная контрольная лампа. Помимо сигнализации в систему входит также иммобилизатор двигателя.

Дополнительно на некоторые модели устанавливается электронный иммобилизатор с вмонтированной в центральную консоль кодовой панелью управления.

Следует заметить, что при запирании и отпирании дверей салона вручную автоматического включения/выключения противоугонной системы не происходит. В случае отказа дистанционного управления единого замка отключение сигнализации может быть произведено при помощи ключа: откройте дверь ключом и войдите в салона автомобиля (при открывании двери сигнализация сработает), затем включите зажигание, удерживая нажатой кнопку противоугонной системы, расположенную с водительской стороны панели приборов. Данная процедура должна быть проделана не позднее чем через 10 секунд после открывания двери автомобиля.

Датчиками противоугонной сигнализации оборудованы все двери автомобиля (включая дверь задка) и капот автомобиля. Кроме того, салон оборудован ультразвуковым следящим устройством, два датчика которой, установленные с обеих сторон автомобиля реагируют на любое движение внутри салона. При желании следящее устройство может быть отключено в индивидуальном порядке: при выключенном зажигании выжмите кнопку противоугонной системы с водительской стороны панели приборов и удерживайте ее нажатой до тех пор, пока не загорится непрерывным светом контрольная лампа. Теперь, при запирании автомобиля от пульта ДУ единого замка будет включаться лишь контролирующий двери и капот контур системы (контрольная лампа при активации системы возвращается в режим мигания). Такая возможность индивидуального отключения контура слежения позволяет оставлять автомобиль под сигнализацией во время коротких парковок с открытыми окнами/верхним люком, либо с оставленными в салоне детьми/животными.

Полная деактивация противоугонной системы производится при помощи главного выключателя, установленного в левом углу двигательного отсека, под крышкой привода стеклоочистителя. Выключатель оборудован замком под специальный ключ и сверху прикрыт пластмассовой крышкой.

При любых отказах противоугонной системы автомобиль следует отогнать для диагностики и ремонта на станцию техобслуживания.

Электронная система иммобилизации двигателя с кодовой панелью управления

Система позволяет отключать систему управления двигателем, предотвращая возможность запуска последнего без ввода специального кода на панели управления иммобилизатора, установленной на центральной консоли автомобиля.
Код может выбираться и изменяться по желанию владельца транспортного средства в соответствии с инструкциями, приведенными в руководстве пользователя.

Об отключении иммобилизатора и возможности произведения запуска двигателя сигнализирует зеленая контрольная лампа на панели управления системы в центральной консоли. Если на панели горит красная лампа, следовательно, система управления двигателем отключена, и запуск не представляется возможным: любые попытки его произведения будут сопровождаться срабатыванием противоугонной сигнализации.

Для отключения иммобилизатора необходимо набрать на панели управления системы соответствующий охранный код. Правильность введенного кода подтверждается четырехкратным миганием зеленой лампы, сопровождающимся четырьмя короткими сигналами зуммера. Красная лампа на панели должна отключиться.

При введении неправильного кода красная лампа останется включенной, а запуск двигателя - невозможным.

При отсоединении батареи на автомобилях, оборудованных противоугонной системой следует соблюдать некоторые особые меры предосторожности.

Прежде чем отключать батарею следует при помощи специального ключа деактивировать сирену противоугонной сигнализации.

Помните, что при подсоединении батареи противоугонная сигнализация активируется автоматически и должна быть отключена с пульта ДУ единого замка, после чего можно активировать сирену специальным ключом.

Противоугонная система - общая информация Ситроен Ксантиа

Приведенная ниже информация относится лишь к противоугонным системам, входящих в фирменную комплектацию автомобилей марки Citroёn.

В стандартную комплектацию некоторых моделей из рассматриваемого ряда входит противоугонная система. Сигнализация включается и выключается автоматически при пользовании пультом дистанционного управления (ДУ) единого замка. При активации системы на панели приборов начинает непрерывно мигать красная контрольная лампа.Помимо сигнализации в систему входит также иммобилизатор двигателя.

Дополнительно на некоторые модели устанавливается электронный иммобилизатор с вмонтированнойв центральную консоль кодовой панелью управления.

Следует заметить, что при запирании и отпирании дверей салона вручную автоматического включения/выключения противоугонной системы не происходит. В случае отказа дистанционного управления единого замка отключение сигнализации может быть произведено при помощи ключа: откройте дверь ключом и войдите в салона автомобиля (при открывании двери сигнализация сработает), затем включите зажигание, удерживая нажатой кнопку противоугонной системы, расположенную с водительской стороны панели приборов. Данная процедура должна быть проделана не позднее чем через 10 секунд послеоткрывания двери автомобиля.

Датчиками противоугонной сигнализации оборудованы все двери автомобиля (включая дверь задка) и капот автомобиля. Кроме того, салон оборудован ультразвуковым следящим устройством, два датчика которой, установленные с обеих сторон автомобиля реагируют на любое движение внутри салона. При желании следящее устройство может быть отключено в индивидуальном порядке: при выключенном зажигании выжмите кнопку противоугонной системы с водительской стороны панели приборов и удерживайте ее нажатой до тех пор, пока не загорится непрерывным светом контрольная лампа. Теперь, при запирании автомобиля от пульта ДУ единого замка будет включаться лишь контролирующий двери и капот контур системы (контрольная лампа при активации системы возвращается в режим мигания). Такая возможность индивидуального отключения контура слежения позволяет оставлять автомобиль под сигнализацией во время коротких парковок с открытыми окнами/верхним люком, либо с оставленными в салонедетьми/животными.

Полная деактивация противоугонной системы производится при помощи главного выключателя, установленного в левом углу двигательного отсека, под крышкой привода стеклоочистителя. Выключатель оборудован замкомпод специальный ключ и сверху прикрыт пластмассовой крышкой.

При любых отказах противоугонной системы автомобиль следует отогнать для диагностикии ремонта на станцию техобслуживания.

Электронная система иммобилизации двигателя с кодовой панелью управления

Старайтесь не забывать охранный код иммобилизатора, так как это влечет за собой необходимость замены ECU системы управления двигателем.

Система позволяет отключать систему управления двигателем, предотвращая возможность запуска последнего без ввода специального кода на панели управления иммобилизатора, установленной на центральной консоли автомобиля.
Код может выбираться и изменяться по желанию владельца транспортного средствав соответствии с инструкциями, приведенными в руководстве пользователя.

Об отключении иммобилизатора и возможности произведения запуска двигателя сигнализирует зеленая контрольная лампа на панели управления системы в центральной консоли. Если на панели горит красная лампа, следовательно, система управления двигателем отключена, и запуск не представляется возможным: любые попытки его произведения будут сопровождаться срабатыванием противоугонной сигнализации.

Для отключения иммобилизатора необходимо набрать на панели управления системы соответствующий охранный код. Правильность введенного кода подтверждается четырехкратным миганием зеленой лампы, сопровождающимся четырьмя короткими сигналами зуммера. Красная лампа на панели должна отключиться.

При введении неправильного кода красная лампа останется включенной, а запуск двигателя - невозможным.

При отсоединении батареи на автомобилях, оборудованных противоугонной системой следует соблюдать некоторые особые меры предосторожности.

Прежде чем отключать батарею следует при помощи специального ключа деактивировать сирену противоугонной сигнализации.

Помните, что при подсоединении батареи противоугонная сигнализация активируется автоматически и должна быть отключена с пульта ДУ единого замка, после чего можно активировать сирену специальным ключом.

Не заводится Citroen C4

Этот представитель французского автопрома нашел широкую признательность у отечественного покупателя. Citroen С4 имеет современный внешний вид и обладает превосходными техническими характеристиками.

Но, как все автомобили, он может иногда давать сбои в работе, например, не заводится или глохнуть в самый неподходящий момент.

Авто

Многие автомобилисты сталкиваются с ситуациями, когда:

  • поставили машину в гараж, а на утро авто не запускается;
  • автомобиль начинает работать после нескольких попыток;
  • машина едет, двигатель исправно гудит, но вдруг замолкает и не подает признаков жизни;
  • мотор после включения зажигания чуть пошумит и глохнет;
  • при работе двигателя авто издает звуки, похожие на чих или стреляет из выхлопной трубы;
  • стартер крутит, а Ситроен не заводится. Зато на буксире запускается с полоборота.

По работе двигателя можно определить, что случилось с автомобилем.

Основные нарушения в работе мотора

Если Ситроен С4 перестал заводится, необходимо поразмыслить и постараться определить причину.

  • Впрыск.

Для начала нужно обследовать инжектор. При выходе из строя этого узла авто не будет запускаться как в жаркое, так и холодное время года. На панели приборов должна подсвечиваться предупреждение о проверке двигателя.

Конечно, бывают исключения, когда двигатель работает и при горящем индикаторе, но в таких случаях он будет глохнуть или нестабильно работать. В Ситроене могут забиваться форсунки. Очень часто причиной молчания мотора автомобиля может быть ЭБУ. Поэтому, рекомендуется начинать проверку на работоспособность именно этих узлов.

  • Зажигание.

Самая распространенная причина нестабильной работы двигателя – залитые топливом свечи.

Авто

Первые несколько попыток завести мотор еще могут дать надежду водителю в положительном исходе. Но потом двигатель замолкает совсем. Одной из причин поломки может быть катушка зажигания или датчик коленвала.

  • Топливная система.

Европейские инженеры сконструировали весьма неплохие агрегаты, но большинство моделей страдают тремя существенными недостатками: быстрое засорение топливного фильтра.

В этом случае авто будет долго пытаться завестись и, если все же получится, то будет работать нестабильно; выход из строя бензонасоса. Это влечет за собой полное молчание двигателя; недостаточное давление в топливной рампе.

  • Двигатель.

Основная неисправность – плохая компрессия и неравномерные зазоры на клапанах. В этом случае потребуется полная диагностика двигателя, без которой так просто не определить возможную причину.

Авто

Некоторые поломки вполне устраняются без использования специального инструмента самостоятельно.

Наименование неисправностиВозможная причинаЧто нужно сделать
Слышно, что стартер крутит, но двигатель не заводится. При этом звука работы бензонасоса, который расположен под задним сиденьем, не слышно.Не работает блок подачи топлива.Заменить реле включения бензонасоса. Проверить ЭБУ. Нужно включить зажигание, тогда будет слышен щелчок (для рабочего реле).
Автомобиль заглох и мотор не запускается.Нет давления в топливной рампе.При помощи манометра проверяют давление через золотник на рампе. Если давление в норме, то нужно проверить наличие горючего в баке, засорены ли фильтры и магистрали.
Неустойчивая работа двигателя при движении машины.Не подается топливо, неисправен регулятор давления.Отсоединяют шланг, который идет в топливный бак и включают зажигание. Если топливо подается, значит, надо заменить регулятор. Если это произошло на трассе, то достаточно пережать трубку к регулятору или заглушить одну его сторону. Так можно попытаться добраться до автосервиса.

На что еще водители обращают свое внимание

Авто

  • Дроссельная заслонка.

Чтобы убедиться в ее поломке, необходимо отсоединить подающую магистраль, провести внешний осмотр заслонки (возможны механические дефекты). При неработающем двигателе заслонка должна быть в закрытом положении. В случае, если она не полностью закрывается, следует прочистить дроссель.

  • Если мотор заводится и тут же глохнет.

Возможно это иммобилайзер. Как узнать? Неисправность должен показать индикатор. Для устранения неполадки необходимо использовать специальное оборудование или заменить ключ с чипом внутри на запасной.

  • Стартер не крутит, а издает щелчки, но запуск не осуществляется.

Похоже на втягивающее реле стартера. Его надо срочно менять. Нельзя также забывать об аккумуляторной батарее. Если она разряжена, то ее зарядки как раз хватает только на щелчки. При такой проблеме проверяют соединения проводки стартера и реле.

Авто

Автомобиль Ситроен С4 полностью подчинен электрической системе. Поэтому, следует провести ее диагностику, чтобы в дальнейшем не возникало вопросов с ней.

Дизельные двигатели на Ситроен

Французские автомобили марки Citroen выпускаются в двух версиях: с бензиновыми двигателями и дизельными. Что касается дизельных машин, то принцип работы значительно отличается от своих собратьев на бензине. Соответственно и причины, по которым они не запускаются, тоже другие. Для эффективной работы дизельных агрегатов необходима высокая компрессия.

В случае снижения показателя компрессии, воздух, который поступает в камеру сгорания будет сжиматься, но не в той мере, которая необходима. Если воздух не сжать полностью, он не будет нагреваться и горючее не сможет воспламениться. Зачастую, на пуск мотора влияют свечи зажигания. И вот, что особенно, проблем с пуском может не возникнуть, пока двигатель горячий. Но стоит ему остыть, автомобиль не сдвинется с места ни на сантиметр.

Бывают случаи, когда дело не в свечах, а в электронике, которая ими руководит. Топливная система также страдает при попадании в нее сторонних мелких частиц. Если при запуске мотора повалил сизый дым из выхлопной трубы, значит, проблема кроется именно в топливной системе (горючее подается в цилиндры, о процесс возгорания так и не начался).

Авто

В случае, когда дизельный двигатель С4 не запускается в холодную зимнюю погоду, это должно натолкнуть на мысль о некачественном топливе. Возможно в его состав входит парафин. Дело в том, что в мороз топливо просто густеет до такого состояния, что не проходит через топливный фильтр. Поэтому, зимой для дизельных Ситроенов используют только специальное горючее.

Еще один негативный момент, когда в топливопроводе образуется трещина. Горючее будет покидать систему через нее.

Существует закономерность – если при запуске образуется едкий выхлоп, значит, топливо поступает в цилиндры. Отсутствие дыма означает нарушение в работе свечей зажигания или компрессии.

Нарушений с двигателем может быть множество. Если иметь дело с мотором на бензине, то необходимо обратить особое внимание бензонасосу. В случае с дизельными агрегатами лучше обратиться в автомастерскую, поскольку самому диагностировать поломку будет не так просто.

Автомобиль – очень непростой механизм и для того, чтобы он всецело помогал, а не доставлял неудобство с ремонтом, который нередко выливается в хорошенькую сумму, ему нужен хороший уход и периодическое техническое обслуживание.

Клуб Любителей Ситроен: Иммобилайзер (объединенная тема) - Клуб Любителей Ситроен

Логотип

    Автор темы

А мануал чего по поводу этой лампочки говорит?


    Автор темы


в принципе, ничего опасного нет. проверь на всякий случай разъёмы к подушкам и предохранители. только обесточь сначала машину (сними минусовую клемму)

    Автор темы

История такая.
За пару дней до главного события обратил внимание, что с наступлением холодов, машинка стала не так лихо заводится как раньше. Т.е. и стартер крутит помедленнее и крутить приходится подольше. Не придал особого значения. Как выяснилось зря.
Утром 09.11.2008 открыл машину с брелка (который родной, сигнализации нету у меня). При попытке завести только щелкает реле и одиночный звуковой сигнал. На бортовом компьютере пишет "ENGINE IMMOBILIZER FAULT".
При этом при включенном зажигании горит лампочка с ключиком оранжевого цвета.
После этого машина перестала закрыватся/открыватся с брелка. Бензонасос качает.
Прикуривал от другой машины - крутит, но не заводится. Та же самая надпись и та же самая лампочка.
Снимал клемму с аккумулятора на 15 минут - тот же эффект
Ставил рабочий аккумулятор - то же самое.
В общем завести не удалось.

Позвонил в сервис где занимаются "пежо" (PSA все таки, ситроеновского сервиса в Калуге нет). Сказали глюки с иммобилайзером, привозите. Теперь возник вопрос номер два. Как ее везти? Машина с автоматом, с паркинга не снимается пока не заведен двигатель. Т.е. единственный выход - эвакуатор как у гаишников. А в боксы ее как заталкивать?
Вобщем сижу пока без машины..


не торопись с эвакуатором. пару раз поставь на сигнализацию и сними. похоже, глюк с сигналкой - не приходит сигнал на иммо о разблокировке.

Не совсем понял.
Дополнительной сигнализации у меня нету. Т.е. только штатный иммобилайзер.
И поставить/снять я ее не могу. Она брелка не слушается. Т.е. на кнопки давишь, а толку никакого. Батарейку в брелке проверял - напряжение есть.

Может ли помочь сброс ошибок? В FAQ писали:

рецепт быстрого сброса "мозгов"

1. скидываем "-" клемму
2. минуту тупо давим на тормоз
2.1. производим любые работы, требующие отключения бортового напряжения (например, замена электрооборудования)
3. одеваем на место клемму
4. ждем минуту
5. садимся в машину, вставляем ключ, поворачиваем во второе положение, т.е. лампочки горят, ждём десять секунд, поворачиваем в первое, т.е. горит только аккумулятор, ждём ещё минуту, поворачиваем во второе, заводим
6. даём потарахтеть минут пять

вуа ля, мозги (вместе с ошибками) сброшены


Аккум я снял. Так что первый шаг можно пропустить


Не совсем понял.
Дополнительной сигнализации у меня нету. Т.е. только штатный иммобилайзер.
И поставить/снять я ее не могу. Она брелка не слушается. Т.е. на кнопки давишь, а толку никакого. Батарейку в брелке проверял - напряжение есть.

Может ли помочь сброс ошибок? В FAQ писали:
Аккум я снял. Так что первый шаг можно пропустить

"Если после замены элемента питания пульт дистанционного управления по-прежнему не работает, еобходимо провести процедуру его повторной инициализации. Инициализация пульта дистанционного управления:
 Выключите зажигание.
 Вновь включите зажигание.
 Сразу же нажмите на кнопку А.
 Выключите зажигание и
выньте ключ из замка. Пульт
дистанционного управления
вновь готов к работе."

Поиск причин отказов электрооборудования

Поиск причин отказов электрооборудования Citroen Xantia

Поиск причин отказов электрооборудования

Описанные ниже процедуры позволяют произвести общую диагностику состояния главных электрических контуров, однако не должны применяться для проверки легкоуязвимых электрических систем (таких как, например, ABS), в особенности включающих в свой состав электронные модули управления (ECU).

Типичный электрический контур состоит из потребителя электроэнергии (рабочего компонента), выключателей управления (ключей), реле, приводных электромоторов, предохранителей, плавких вставок/прерывателей цепи, имеющих отношение к работе данного компонента, а также соединительной электропроводки, ее контактных клемм и разъемов. С целью облегчения выполнения диагностических процедур в последнем разделе данной Главы приведены схемы электрических соединений различных систем электрооборудования автомобиля.

Прежде чем приступать к выявлению причин отказа вышедшего из строя электрического прибора, внимательно изучите соответствующую электрическую схему. Постарайтесь как можно яснее представить себе принцип функционирования компонентов, входящих в состав данного контура. Перечень возможных причин отказа может быть сведен к минимуму путем исключения из него однозначно исправно функционирующих компонентов, имеющих отношение к работе проверяемой цепи. При одновременном нарушении функционирования сразу нескольких компонентов или контуров, наиболее вероятной причиной отказа является выход из строя общих для данных контуров предохранителя, либо нарушение заземления.

Чаще всего отказы электрооборудования объясняются простейшими причинами, такими как окисление или ослабление крепления клеммных соединений, выход из строя предохранителя или плавкой вставки, отказ реле, и т.п. Прежде чем приступать к поиску внутренних дефектов собственно отказавшего компонента, внимательно проверьте состояние всех имеющих отношение к его функционированию предохранителей, контактных разъемов и электропроводки. Для определения перечня подлежащих проверке узлов и клеммных соединений изучите соответствующую электрическую схему (см. Снятие и установка компонентов подушки безопасности).

К числу основных инструментов, необходимых при поиске отказов электрооборудования следует отнести:
a) Измеритель цепи или вольтметр (для некоторых проверок также подойдет обычная 12-вольтная лампа с комплектом соединительных проводов);
b) Лампа-пробник с индивидуальным источником питания (иногда называемая также измерителем проводимости);
c) Омметр;
d) Батарея;
e) Комплект соединительных проводов;
f) Набор проводов-перемычек, оборудованных различного типа соединительными клеммами и, желательно, оснащенных прерывателем цепи или предохранителем (для шунтирования подозрительных участков цепи или электрических компонентов).

Прежде чем приступать собственно к выполнению проверок, внимательно изучите соответствующие Схемы электрооборудования.

Для поиска причины носящего нестабильный характер отказа (отказы такого рода обычно оказываются связанными с окислением или ослаблением крепления клеммных соединений) может быть произведена простейшая проверка цепи, выполняемая путем подергивания различных участков электропроводки соответствующего контура. В результате такой проверки можно локализовать дефектный отрезок цепи. Данная проверка может производиться в дополнение к любой из перечисленных ниже в соответствующих подразделах.

Кроме проблем, связанных с нарушением качества электрических соединений, к числу наиболее вероятных и часто встречающихся отказов электрических цепей следует отнести обрывы и короткое замыкание.

Обрыв цепи обычно определяется механическим повреждением токопроводных жил или отсоединением контактных клемм, что приводит к размыканию контура и прекращению циркулирования в нем электрического тока. В результате обрыва цепи ее рабочий компонент перестает функционировать, однако соответствующие предохранители/плавкие вставки не выходят из строя.

Коротким замыканием называется непредусмотренное конструкцией цепи замыкание ее электропроводки. При этом ток начинает циркулировать по кратчайшему пути, обычно уходя на массу. Короткие замыкания чаще всего связаны с нарушением целостности изоляции электропроводки и в обязательном порядке приводят к выходу из строя предохранителей/плавких вставок защиты цепи.

Поиск обрывов цепи

1. Для проверки цепи на обрыв подсоедините один из проводов измерителя цепи или вольтметра к отрицательной клемме батареи или любой из надежно заземленных точек на шасси или двигателе автомобиля.
2. Второй провод прибора подсоедините к клеммному соединению проверяемого контура, предпочтительно ближайшему к батарее или предохранителю.
3. Подайте питание в контур. Не забывайте, что некоторые из цепей запитываются только в определенных положениях выключателя зажигания.
4. Если напряжение имеет место (включается лампа измерителя, либо на индикаторе вольтметра фиксируется соответствующее показание), значит, отрезок цепи между проверяемым клеммным соединением и батареей исправен.
5. Продолжайте проверку, поочередно переходя от одного клеммного соединения цепи, к другому (двигаясь в направлении от батареи/предохранителя).
6. Неисправный участок контура будет лежать между точкой, на которой прибор не зарегистрирует наличия напряжения и последним из проверенных исправных клеммных соединений. Чаще всего причиной нарушения оказывается обрыв электропроводки, либо окисление/ослабление крепления клеммы.

Выявление причин короткого замыкания

1. В первую очередь отсоедините потребитель(и) электроэнергии проверяемого контура (потребителями электроэнергии, или полезной нагрузкой контура называются компоненты, на функционирование которых расходуется энергия циркулирующего в цепи тока, такие как лампы, электромоторы, нагревательные элементы и т.п.).
2. Извлеките предохранитель защиты проверяемого контура и подсоедините к его установочным клеммам измеритель цепи или вольтметр.
3. Включите подачу электропитания в контур. Помните, что некоторые из цепей запитываются лишь в определенных положениях выключателя зажигания.
4. Если напряжение имеет место на клеммах предохранителя, значит, в цепи имеет место короткое замыкание.
5. Если напряжение отсутствует, однако предохранитель по-прежнему перегорает при подаче питания в цепь, следовательно, имеет место внутренний дефект потребителя(ей) электроэнергии контура.

Выявление нарушений заземления

Отрицательная клемма батареи заземлена на называемый “массой” металл силового агрегата, шасси и кузовных элементов автомобиля. Электрические контуры большей части электрооборудования построены таким образом, что соединительная электропроводка используется лишь для подачи питания к потребителю от положительной клеммы батареи, возврат же тока в батарею осуществляется по металлу массы. Это означает, что крепежные элементы потребителей формируют собой возвратную часть цепи. Ввиду вышесказанного, ослабление крепления или развитие коррозии опорных элементов рабочего компонента цепи влечет за собой нарушение исправности функционирования контура от полного выхода последнего из строя, до частичного отказа различных участков цепи. В частности, в результате ослабления крепежа приборов может снизиться яркость свечения осветительных приборов (в особенности при общем заземлении с другим контуром) или скорость вращения электромотора (например, привода стеклоочистителей или вентилятора системы охлаждения). При этом отказ одного контура может вызвать нарушение функционирования другого, внешне никак не связанного с вышедшим из строя. Обратите внимание, что на многих автомобилях определенные узлы соединены между собой специальными шинами заземления. Такого рода шины используются в тех случаях, когда отсутствует прямой контакт металлических частей блоков ввиду оборудования опор эластичными резиновыми подушками и втулками (как, например, в опорах крепления силового агрегата к шасси автомобиля).

1. Для проверки исправности заземления компонента отключите батарею и подсоедините один из проводов омметра к заведомо надежно заземленной точке автомобиля. Второй провод измерителя подсоедините к точке заземления проверяемого компонента. Прибор должен зафиксировать нулевое сопротивление, в противном случае следует проверить исправность соединения (см. следующий пункт).
2. При наличии подозрений на нарушение качества клеммного соединения заземления, разберите контактный узел и зачистите до голого металла сопрягаемые поверхности клемм. Постарайтесь полностью удалить все следы коррозии и грязь, затем соскоблите ножом краску, добиваясь однозначного контакта металлических поверхностей. При сборке узла позаботьтесь о прочности затягивания крепежа. Между клеммами электропроводки и контактами массы прокладывайте шайбы с насечкой для полноты гарантии качества электрического соединения. Во избежание развития коррозии в будущем покрывайте соединенные клеммные узлы бескислотным вазелином или силиконовой смазкой. Хорошими средствами являются также аэрозоль, применяемая для герметизации компонентов системы зажигания и влагоотталкивающая смазка.

Видео про "Поиск причин отказов электрооборудования" для Citroen Xantia

Не работает спидометр.В чём причина? Стартёр не работает. В чём причина? Полезный совет от автоэлектрика. Не работает указатель температуры.В чём проблема?

Не заводится "Ситроен С4": возможные причины, способы устранения поломки. Citroen C4 coupe – не заводится Мотор заводится и глохнет

Машина после аварии, по словам хозяина машины, удар пришёлся ровно посередине “морды”, но не дошёл до двигателя. Вид у машины конечно кошмарный, но восстановлению подлежит. Пожаловались, что машина не заводится, сухие свечи, а в рампе топливо есть. По первым признакам, сложилось впечатление, что заблокирован иммобилайзер и проблема скорее в ключе, но меня убедили, что с этого ключа заводили и до аварии он был рабочий.
Компьютерная диагностика показала ошибки датчика положения коленвала (датчик фазы), а это уже можно сказать основная причина, что бы машина ни заводилась и следующие ошибки это пропуски зажигания в цилиндрах и отсутствие сигнала на форсунках. Последовательность работы понятна, поменять сломанный датчик фазы. Я проверил, датчик оказался не рабочим, провода от датчика до блока управления (БУ), целые. После замены датчика, должна появиться искра на свечах, при появлении искры, БУ даёт сигнал на форсунки. Так построен алгоритм работы на Peugeot и Citroen, скажу, что французам нужно отдать должное, система управления построена так, что если искры нет, то свечи не зальёт топливом. Привезли датчик, заменили его, ключ на “СТАРТ”, а машина не подаёт признаки на желание завестись. Снова повернул ключ, топливного насоса не слышно. Три варианта возникновения такой ситуации: первое это встроенная сигнализация, которая блокирует только бензонасос, вторая – это родная сигнализация (иммобилайзер), и третья – это сработала блокировка топливной системы при аварии. Раньше на этих машинах стаяла кнопка, которая срабатывала при ДТП или при очень сильной тряске (которую тоже рассматривала как аварию) что бы уменьшить вероятность возгорания машины при ДТП. А сейчас такие кнопки отсутствуют, но система защиты осталась, только в электронном виде. За это отвечает так называемое Double-relay. Это реле управляется БУ для полноценной работой двигателя, а вторая часть управления сигналами от подушек безопасности. Поле ДТП, срабатывает эта система защиты, потом она разблокируется, но бывают и исключения. Начал последовательно, разблокировал встроенную сигнализацию, что бы на неё не падало подозрение. НЕ ЗАВОДИТСЯ. Double-relay обойти не получится, так как производитель изготовил блок не разборным и все компоненты (реле, в том числе и Double-relay) не съёмными. Эту ситуацию решил отложить на крайний случай, решил разбираться с иммобилайзером. Чип разблокировки иммобилайзера находится, прям в ключе. Бывают случаи, когда просто садится батарейка в ключе и иммобилайзер не распознаёт ЧИП. Проверить просто, нажмите на кнопки управления на ключе, и если машина реагирует, ключ в рабочем состоянии. В данной ситуации, машина не реагировала на действие ключа. ОДНОЗНАЧНО иммобилайзер, второй признак блокировки иммобилайзера это отказ сбросить ошибки в БУ. Попросил дать второй ключ, ключ оказался дома, его через некоторое время привезли. Вставляю ключ, с “полтычка” машина заурчала. Оказалось что первый ключ без чипа, его вынули для обхода иммобилайзера во встроенной сигнализации, для автозапуска. Хозяин машины, начал себя ругать: “ВОТ, вызвал автоэлектрика, потратил столько времени, потратил деньги, а выясняется, что просто ключ перепутал”. Пришлось его успокоить, хотя первым вопросом и был блокировка иммобилайзера, но меня убедили вдругом, что ключ целый. НЕТ ХУДО БЕЗ ДОБРА. Вопервых машина не завелась бы из за датчика фазы, второе сделали компьютерную диагностику, сбросили ошибки, сделали ревизию автомобильной электрике и выяснили, что может выйти из строя в ближайшее время (из-за ДТП). В общем, деньги потрачены не зря.

Citroen C4 Coupe 1.6 16V / Ситроен Си4, 3дв купе, 110 л.с, 4АКПП, 2004 - 2008 - стартер крутит, но двигатель не заводится

Citroen C4 Coupe 1.6 16V 3дв. купе, 110 л.с, 4АКПП, 2004 - 2008 г.в. - стартер крутит, но двигатель не заводится

Стартер крутит, но двигатель не заводится

Причин такого поведения автомобиля может быть довольно много. Основные перечислены ниже. Мы разделили их на две категории. Для начала разберем те, с которыми справится любой новичок:

Человеческий фактор :
Вы забыли отключить противоугонку, которая блокирует, к примеру, только бензонасос.
Забита выхлопная труба. Добрые люди засунули в нее тряпку или картофелину, а может, вы просто заехали в сугроб - вариантов много. Выхлопную трубу следует освободить.

Все вышеперечисленное, в общем-то, не является поломкой, да и решается в два счета. А теперь разберем причины, связанные с технической неисправностью:
Если стартер крутит совсем медленно, то причиной может быть загустевшее на морозе масло в двигателе. А может быть, и разряженная после длительной стоянки АКБ или её сильно окислившиеся клеммы. При этом напряжение бортсети может просесть так, что блок управления двигателем откажется работать. Ну, тут все понятно: масло следует залить по сезону, батарею зарядить или заменить.
Что-то замерзло - вода в бензопроводе, дизтопливо в баке или фильтре. Ищите теплый бокс!
Неисправен топливный насос. Убедиться в этом легко, если только вы не пытаетесь завести машину вблизи оживленного и шумного шоссе. Если же вокруг тихо, то чуткое ухо способно уловить отсутствие характерного жужжания топливного насоса во время работы стартера. В лучшем случае виноват плохой контакт в цепи, в худшем вас ждет замена насоса.
Проворачивается венец маховика. Такое иногда случалось на машинах прежних лет выпуска, вплоть до ВАЗ-2109. Слышно, что бендикс сцепился с венцом, и венец с визгом проворачивается на маховике. Грядет замена маховика.

Стартер не входит в зацепление с венцом . Причина: износ деталей, выкрошены зубья и т.п. При попытке пуска раздается скрежет зубьев. Готовьтесь к замене венца или маховика.

Заело бендикс . То ли его привод полетел, то ли сам бендикс - неважно. Слышно, что двигатель стартера вращается на высоких оборотах, но больше никаких попыток провернуть двигатель нет. Готовьтесь к ремонту или замене самого стартера.

Отказ системы зажигания у бензиновых машин . Проверяем все подряд - свечи, катушки, проводку и т.п.
У дизельной машины не работают свечи накаливания. Проблема может быть в блоке управления, а также в силовом реле. Сами свечи также следует проверить - с этим придется повозиться.

Разлетелся в клочья ремень ГРМ . Это легко почувствовать: стартеру стало легко крутить. Если повезет (поршни не встретились с клапанами) - достаточно заменить ремень, если нет - то полмотора.

Ремень ГРМ перескочил на несколько зубьев, нарушив правильность фаз газораспределения. Опять-таки в лучшем случае нужно будет вернуть ремень на место, а вот в худшем вас ждет дорогостоящий ремонт.
Повышенное сопротивление вращению коленчатого вала: задиры на валах, вкладышах подшипников, деталях цилиндропоршневой группы, деформация валов. Проверьте, удается ли провернуть двигатель при толкании автомобиля с включенной высшей передачей в механической коробке передач. С автоматом придется пытаться провернуть двигатель за болт крепления шкива привода вспомогательных агрегатов. Если двигатель удается сравнительно легко провернуть, то поиски причины надо будет продолжить.

Заклинил генератор, насос гидроусилителя руля, компрессор кондиционера . Неисправный агрегат не дает проворачиваться двигателю. Для проверки можно вначале посмотреть, не напрягается ли ремень сверх меры при попытке провернуть двигатель. Если подозрения подтверждаются, то можно снять ремень привода вспомогательных агрегатов и попробовать доехать до СТО своим ходом. Конечно, это получится только на автомобилях, где насос охлаждающей жидкости вращает ремень ГРМ. С неработающей помпой, без циркуляции охлаждающей жидкости даже холодный мотор быстро закипит.
Ночью вашу машину пытались угнать, но что-то пошло не так. В итоге злоумышленники покопались, что-то поломали и с позором исчезли. Тут уж без диагностики на СТО проблему не решить.

Если стартер крутит, а двигатель не заводится, в первую очередь следует проверять систему питания и систему зажигания.
Обратите внимание, что все эти проверки следует выполнять только в том случае, когда стартер крутит ровно, без рывков. В противном случае (рывки при работе стартера или щелчки вместо привычного жужжания) проблему следует искать, в первую очередь, в самом стартере.

Проверку топливной системы следует выполнять последовательно – от топливного насоса до инжектора (карбюратора):

1. Если у вас инжектор, то при включении зажигания в салоне должно быть слышно жужжание электрического бензонасоса. Если жужжания нет, значит либо сгорел моторчик бензонасоса, либо на нем нет напряжения. Следовательно, проверять надо сам топливный насос, а также его предохранитель.

2. С карбюраторными автомобилями все чуть сложнее: бензонасос имеет привод от распределительного вала, так что для проверки придется снять конец шланга с впускного штуцера карбюратора или выпускного штуцера бензонасоса. Если качнуть несколько раз рычаг ручной подкачки бензонасоса, из штуцера или шланга должен пойти бензин.

3. Для проверки наличия бензина в рампе инжектора надо нажать на клапан штуцера для подключения насоса: оттуда должен пойти бензин.

4. Обязательно проверьте, не засорился ли топливный фильтр. Возможно, мотору просто не хватает топлива, поэтому он не заводится.

5. Еще одна причина, по которой стартер крутит, а машина не заводится, – это забитая дроссельная заслонка.

Проведя все вышеописанные действия, можно попробовать завести автомобиль еще раз. Если стартер по-прежнему крутит, но машина не заводится, значит надо переходить к проверке системы зажигания.

1. Для начала следует выкрутить свечу и проверить наличие на ней искры. Для этого нужно надеть на выключенную свечу высоковольтный провод, дотронуться юбкой свечи до металлической части двигателя и крутануть двигатель с помощью стартера (для этого понадобится помощник). Если искра есть, значит, свеча исправна.

2. Если искры нет в инжекторном автомобиле, значит, проблема в модуле зажигания.

3. Если искры нет в карбюраторном двигателе, значит, следует проверить катушку зажигания. Вытащить центральный провод из крышки трамблера, поместить его конце в 5 мм от металлической части двигателя (не касаясь) и попросить помощника прокрутить двигатель стартером. Если искры нет, катушка неисправна.

4. Если искра есть и катушка зажигания исправна, следует снять крышку трамблера и посмотреть, нет ли под ней дефектов (нагар, трещины и т.д.).

Бывают случаи, когда всех этих проверок оказывается недостаточно, и автовладельцу приходится проводить более глубокие проверки, чтобы выявить причину того, что стартер крутит, а двигатель не заводится. Среди причин, по которым такое может быть, также встречаются:

1. Сгоревший предохранитель. Такое встречается нечасто, но проверить целостность плавких предохранителей в блоках все-таки стоит.

2. Коррозия на какой-либо из электрических деталей.

3. Конденсат под капотом. Бывали случаи, когда машина не заводилась именно из-за излишней влажности под капотом.

Технические параметры Citroen C4 Coupe 1.6 16V / Ситроен Си4 в кузове 3 дв. купе с двигателем 110 л.с, 4АКПП, выпускавшихся c 2004 г. по 2008 г.

Этот представитель французского автопрома нашел широкую признательность у отечественного покупателя. Citroen С4 имеет современный внешний вид и обладает превосходными техническими характеристиками.

Но, как все автомобили, он может иногда давать сбои в работе, например, не заводится или глохнуть в самый неподходящий момент.

Многие автомобилисты сталкиваются с ситуациями, когда:

  • поставили машину в гараж, а на утро авто не запускается;
  • автомобиль начинает работать после нескольких попыток;
  • машина едет, двигатель исправно гудит, но вдруг замолкает и не подает признаков жизни;
  • мотор после включения зажигания чуть пошумит и глохнет;
  • при работе двигателя авто издает звуки, похожие на чих или стреляет из выхлопной трубы;
  • стартер крутит, а Ситроен не заводится. Зато на буксире запускается с полоборота.

По работе двигателя можно определить, что случилось с автомобилем.

Основные нарушения в работе мотора

Если Ситроен С4 перестал заводится, необходимо поразмыслить и постараться определить причину.

  • Впрыск.

Для начала нужно обследовать инжектор. При выходе из строя этого узла авто не будет запускаться как в жаркое, так и холодное время года. На панели приборов должна подсвечиваться предупреждение о проверке двигателя.

Конечно, бывают исключения, когда двигатель работает и при горящем индикаторе, но в таких случаях он будет глохнуть или нестабильно работать. В Ситроене могут забиваться форсунки. Очень часто причиной молчания мотора автомобиля может быть ЭБУ. Поэтому, рекомендуется начинать проверку на работоспособность именно этих узлов.

  • Зажигание.

Самая распространенная причина нестабильной работы двигателя – залитые топливом свечи.


Первые несколько попыток завести мотор еще могут дать надежду водителю в положительном исходе. Но потом двигатель замолкает совсем. Одной из причин поломки может быть катушка зажигания или датчик коленвала.

  • Топливная система.

Европейские инженеры сконструировали весьма неплохие агрегаты, но большинство моделей страдают тремя существенными недостатками: быстрое засорение топливного фильтра.

В этом случае авто будет долго пытаться завестись и, если все же получится, то будет работать нестабильно; выход из строя бензонасоса. Это влечет за собой полное молчание двигателя; недостаточное давление в топливной рампе.

  • Двигатель.

Основная неисправность – плохая компрессия и неравномерные зазоры на клапанах. В этом случае потребуется полная диагностика двигателя, без которой так просто не определить возможную причину.


Некоторые поломки вполне устраняются без использования специального инструмента самостоятельно.

Наименование неисправности Возможная причина Что нужно сделать
Слышно, что стартер крутит, но двигатель не заводится. При этом звука работы бензонасоса, который расположен под задним сиденьем, не слышно. Не работает блок подачи топлива. Заменить реле включения бензонасоса. Проверить ЭБУ. Нужно включить зажигание, тогда будет слышен щелчок (для рабочего реле).
Автомобиль заглох и мотор не запускается. Нет давления в топливной рампе. При помощи манометра проверяют давление через золотник на рампе. Если давление в норме, то нужно проверить наличие горючего в баке, засорены ли фильтры и магистрали.
Неустойчивая работа двигателя при движении машины. Не подается топливо, неисправен регулятор давления. Отсоединяют шланг, который идет в топливный бак и включают зажигание. Если топливо подается, значит, надо заменить регулятор. Если это произошло на трассе, то достаточно пережать трубку к регулятору или заглушить одну его сторону. Так можно попытаться добраться до автосервиса.

На что еще водители обращают свое внимание


  • Дроссельная заслонка.

Чтобы убедиться в ее поломке, необходимо отсоединить подающую магистраль, провести внешний осмотр заслонки (возможны механические дефекты). При неработающем двигателе заслонка должна быть в закрытом положении. В случае, если она не полностью закрывается, следует прочистить дроссель.

  • Если мотор заводится и тут же глохнет.

Возможно это иммобилайзер. Как узнать? Неисправность должен показать индикатор. Для устранения неполадки необходимо использовать специальное оборудование или заменить ключ с чипом внутри на запасной.

  • Стартер не крутит, а издает щелчки, но запуск не осуществляется.

Похоже на втягивающее реле стартера. Его надо срочно менять. Нельзя также забывать об аккумуляторной батарее. Если она разряжена, то ее зарядки как раз хватает только на щелчки. При такой проблеме проверяют соединения проводки стартера и реле.


Автомобиль Ситроен С4 полностью подчинен электрической системе. Поэтому, следует провести ее диагностику, чтобы в дальнейшем не возникало вопросов с ней.

Дизельные двигатели на Ситроен

Французские автомобили марки Citroen выпускаются в двух версиях: с бензиновыми двигателями и дизельными. Что касается дизельных машин, то принцип работы значительно отличается от своих собратьев на бензине. Соответственно и причины, по которым они не запускаются, тоже другие. Для эффективной работы дизельных агрегатов необходима высокая компрессия.

В случае снижения показателя компрессии, воздух, который поступает в камеру сгорания будет сжиматься, но не в той мере, которая необходима. Если воздух не сжать полностью, он не будет нагреваться и горючее не сможет воспламениться. Зачастую, на пуск мотора влияют свечи зажигания. И вот, что особенно, проблем с пуском может не возникнуть, пока двигатель горячий. Но стоит ему остыть, автомобиль не сдвинется с места ни на сантиметр.

Бывают случаи, когда дело не в свечах, а в электронике, которая ими руководит. Топливная система также страдает при попадании в нее сторонних мелких частиц. Если при запуске мотора повалил сизый дым из выхлопной трубы, значит, проблема кроется именно в топливной системе (горючее подается в цилиндры, о процесс возгорания так и не начался).


В случае, когда дизельный двигатель С4 не запускается в холодную зимнюю погоду, это должно натолкнуть на мысль о некачественном топливе. Возможно в его состав входит парафин. Дело в том, что в мороз топливо просто густеет до такого состояния, что не проходит через топливный фильтр. Поэтому, зимой для дизельных Ситроенов используют только специальное горючее.

Еще один негативный момент, когда в топливопроводе образуется трещина. Горючее будет покидать систему через нее.

Существует закономерность – если при запуске образуется едкий выхлоп, значит, топливо поступает в цилиндры. Отсутствие дыма означает нарушение в работе свечей зажигания или компрессии.

Нарушений с двигателем может быть множество. Если иметь дело с мотором на бензине, то необходимо обратить особое внимание бензонасосу. В случае с дизельными агрегатами лучше обратиться в автомастерскую, поскольку самому диагностировать поломку будет не так просто.

Автомобиль – очень непростой механизм и для того, чтобы он всецело помогал, а не доставлял неудобство с ремонтом, который нередко выливается в хорошенькую сумму, ему нужен хороший уход и периодическое техническое обслуживание.

Читайте также: