Замена прокладки головки блока цилиндров рено 19

Обновлено: 25.04.2024

Головка блока цилиндров Рено 19

5 — стаканный толкатель с регулировочной шайбой;
6 — пружина клапана с мелкими деталями (например, прокладка стержня клапана);
7 — клапан;
8 — направляющий ролик зубчатого ремня.

1 — натяжной ролик зубчатого приводного ремня;
2 — зубчатый приводной ремень;
3 — звездочка зубчатого ремня распределительного вала;
4 — распределительный вал;

5 — стаканный толкатель с регулировочной шайбой;
6 — пружина клапана с составными деталями;
7 — клапан;
8 — направляющий ролик зубчатого приводного ремня.

1 — натяжной ролик зубчатого ремня;
2 — зубчатый приводной ремень;
3 — звездочка зубчатого ремня выпускного распределительного вала;
4 — выпускной распределительный вал;

6 — пружина сдвоенного клапана с составными элементами;
7 — клапан;
8 — звездочка зубчатого ремня впускного распределительного вала;
9 — направляющий ролик зубчатого ремня.

Для выполнения работ по ремонту и обслуживанию головки блока цилиндров у Вас должен быть, по меньшей мере, один помощник. Для описанных ниже работ Вам необходимо иметь динаметрический ключ (ключ с измерителем крутящего момента).

Разборка распределительного вала

Двигатели типа «F», кроме 16-клапанного

Если распределительный вал снимается на неснятой головке блока цилиндров, то к проводимым работам добавляется снятие зубчатого ремня. Кроме того, у дизеля нужно отрегулировать момент впрыска топливного насоса высокого давления заново. На 16-клапанном двигателе работы проводятся точно так же, но с большим объемом и степенью сложности по сравнению с F-двигателем, поэтому 16-клапанный двигатель лучше всего ремонтировать в автомастерской.

Рекомендация: на более темные места крышек подшипников 1 и 5 нанесите герметик (например, «Курил» (Curil)).

Следите за тем, чтобы рабочие поверхности подшипников распределительного вала и крышек подшипников не были повреждены.

Гидрокомпенсаторы 16-клапанного двигателя

Стук клапанов в 16-клапанном двигателе указывает на неисправность одного или нескольких гидрокомпенсаторов. Стук клапанов может появиться и у исправно работающих гидрокомпенсаторов, если:

  • после пуска двигателя не сразу поступает масло в гидрокомпенсатор;
  • двигатель длительное время работал на больших оборотах при высокой температуре окружающего воздуха, и моторное масло стало жидким;
  • машина долгое время не эксплуатировалась. После прогрева двигателя стук должен прекра-
    титься.

Определение неисправности гидрокомпенсаторов

  • запустите двигатель и оставьте его работать до тех пор, пока не включится электрический вентилятор системы охлаждения двигателя;
  • увеличьте частоту вращения до 2000 об/мин;
  • если стук клапанов не прекратится, то выключите двигатель и снимите крышку головки блока цилиндров;
  • установите 1-й цилиндр (как при регулировке зазора в клапанном механизме) в положение ВМТ. Кулачки распределительного вала должны смотреть налево и направо вверх;
  • нажмите на проверяемый гидрокомпенсатор деревянным стержнем. Если продавливается больше чем на 0,1 мм, то его нужно заменить.

Разборка головки блока цилиндров

  1. Все двигатели: отсоедините провод «массы» от клеммы аккумуляторной батареи.
  2. Снимите воздушный фильтр.
  3. Слейте охлаждающую жидкость в чистую емкость, см. главу Система охлаждения.
  4. Слейте масло из двигателя.
  5. Отсоедините электрические провода от клемм и пометьте их для последующей сборки.
  6. Отсоедините переднюю выпускную трубу от выпускного коллектора глушителя и от основного глушителя.
  7. Бензиновые двигатели: отсоедините топливные шланги от системы впрыска и заткните их. Будьте внимательны! Система питания находится под давлением.
  8. Снимите шланг разрежения тормозного механизма с впускного коллектора. При последующей сборке замените обжимной хомутик на шланге.
  9. Дизель: отсоедините шланги рециркуляции топлива, идущие к топливному насосу высокого давления от форсунок.
  10. Отсоедините топливопроводы от топливного насоса высокого давления и форсунок и сложите их на чистом куске ткани.
  11. Заткните отверстия топливного насоса высокого давления и форсунок маленькими заглушками из мягкого материала.
  12. Снимите вакуумный насос усилителя тормозного механизма.
  13. Снимите фильтр с нагревательным устройством. Отсоедините от двигателя шланги подачи нагретого воздуха с кронштейном.
  14. Отсоедините провод «массы» двигателя.
  15. Открутите нижние болты кожуха генератора.
  16. Дизель с газотурбинным наддувом: отсоедините трубопроводы, идущие к радиатору и охладителю наддува.
  17. Снимите с двигателя кронштейны воздушных патрубков турбокомпрессора.
  18. Снимите кронштейны подачи и отвода воздуха с выпускного коллектора глушителя и турбокомпрессора.
  19. Снимите воздушные патрубки с охладителя наддува.
  20. Если установлена распорка между стойками амортизаторов, то ее необходимо снять.
  21. Дизель и дизель с турбокомпрессором: установите двигатель на опору. Для этого в автомастерских, специализирующихся на Renault, используется распорочное приспособление (Мот. № 1159-02), которое устанавливается перед правым приводным валом между лонжероном и выступом отливки корпуса двигателя. При отсутствии этого приспособления установите двигатель на подходящую опору.
  22. Также для подпорки двигателя устанавливается лист железа, имеющий 2 отверстия, через которые крепится рядом с водяным насосом между корпусом двигателя и правым лонжероном. В автомастерских с этой целью используется инструмент Мот. 1159.
  23. Двигатели типа «F»: снимите крышку головки блока цилиндров.
  • снимите зубчатый ремень, как было описано.
  • снимите задний кожух зубчатого приводного ремня.
  • открутите крепление термостата на головке блока цилиндров.
  • снимите термостат, см. главу Система охлаждения.
  • Бензиновый двигатель типа «F» с многоточечным впрыском: снимите сборный всасывающий патрубок с впускного коллектора. Для этого открутите 5 гаек и осторожно снимите распределительный трубопровод. При этом не повредите прокладку.

Головка блока цилиндров двигателя типа «С». Чтобы избежать перекоса головки блока цилиндров, сделанной из легкого металла, при установке необходимо точно соблюдать последовательность затяжки болтов, крепящих головку блока цилиндров. Необходимое усилие затяжки достигается при этом в несколько этапов (см. таблицу).

  1. Выдвиньте сборный всасывающий патрубок вперед из рабочей зоны. При этом следите за тем, чтобы не отсоединились подводящие шланги.
  2. Снимите тягу дроссельной заслонки (газцуг).
  3. Снимите радиатор, см. главу Система охлаждения.
  4. Дизель и дизель с турбокомпрессором: отсоедините электрические провода свечей накаливания.
  5. Открутите крепления балансированной подвески от самоустанавливающегося подшипника и корпуса двигателя. При этом пометьте положение резьбовых соединений для облегчения последующей сборки.
  6. Турбодизель: разъедините резьбовые соединения подводки масла к турбокомпрессору.
  7. Снимите шланги подводки охлаждающей жидкости к турбонагнетателю.
  8. Двигатель типа «С»: отсоедините шланги системы охлаждения от водяного насоса и пометьте их для последующей сборки.
  9. Снимите трехфазный генератор переменного тока, см. Генератор.
  10. Снимите провода высокого напряжения со свечей зажигания.
  11. Снимите распределитель зажигания, см. главу Система зажигания.
  12. Снимите воздушные шланги с впускного коллектора.
  13. Снимите тягу дроссельной заслонки.
  14. Снимите крышку головки блока цилиндров (3 гайки).
  15. Снимите ось коромысла. Для этого снимите крепление подшипников (2 винта с шайбами и 2 распорных болта).
  16. Выньте клапанные рычаги и сложите по очередности снятия таким образом, чтобы не перепутать их порядок при сборке.
  17. Выкрутите 10 болтов крепления головки блока цилиндров в последовательности, противоположной их затяжке, кроме болта № 2 (находится рядом с распределителем зажигания) из головки блока цилиндров.
  18. Сдвиньте головку блока цилиндров, вращая в горизонтальной плоскости вокруг болта №2.
  19. Если головка блока цилиндров прикипела, сдвиньте ее с места сильными ударами деревянного молотка.
  20. После этого выкрутите болт № 2 и осторожно снимите головку блока цилиндров вместе с впускным и выпускным коллекторами.
  21. Для защиты гильз цилиндров от задиров в автомастерских используется фиксатор гильзы цилиндра (Мот. 521-01).
  22. 16-клапанный двигатель: снимите тепловую защиту выпускного коллектора глушителя с передней стенки. Выкрутите 2 болта выпускного коллектора глушителя.
  23. Выкрутите болты крепления головки блока цилиндров (TORX-Stecknuв E12 и, соответственно, E 55) в 2 этапа в последовательности, обратной затяжке. При этом сначала ослабьте болты крепления до половины и лишь затем полностью выкрутите их.
  24. Двигатель типа «F»: снимите головку блока цилиндров.
  25. Если головка блока цилиндров прикипела, то вставив клин из древесины твердой породы и слегка ударяя по нему, отсоедините головку блока.
  26. Все двигатели: после снятия установите головку блока цилиндров таким образом, чтобы не допустить повреждения открытых клапанов.
  27. Снимите старую прокладку головки блока цилиндров.
  28. Поверхности соприкосновения корпуса двигателя и головки блока цилиндров должны быть абсолютно чистыми. Не повредите мягкую поверхность головки блока цилиндров и ее прокладку.
  29. После очистки поверхности удалите заусенцы с краев камер сгорания. Для этого можно воспользоваться наждачной бумагой. Не повредите края камеры сгорания жестким инструментом. Зачищенная поверхность не должна иметь повреждений.

Рекомендация: при снятии головки блока не повредите места уплотнения гильз цилиндров.

На двигателе типа «С» штанги толкателя со стороны регулировочных болтов и со стороны толкателя клапана должны иметь однообразную поверхность. Если места сопряжения повреждены, то штанги толкателя должны быть заменены.

Проверка головки блока цилиндров

  1. Проверьте, имеются ли в головке блока цилиндров трещины на седых клапанах или на резьбе свечей зажигания.
  2. Не влияют на срок эксплуатации трещины толщиной не более 0,5 мм или сорванные начальные витки резьбы свечей зажигания.
  3. Проверьте головку блока цилиндров на перекос, если имел место перегрев двигателя, для чего:
  4. Установите жесткую металлическую линейку на поверхность соприкосновения головки блока с корпусом двигателя.
  5. При проверке щупом прогиб не должен превышать 0,05 мм. В противном случае головка блока цилиндров должна быть заменена, так как торцовое шлифование является недопустимым.

Рекомендация: при работе по очистке головки блока цилиндров необходимо следить за тем, чтобы в смазочные каналы осей коромысла не попали остатки уплотнительной прокладки. Это относится также и к каналам в корпусе двигателя. Остатки уплотнительной прокладки ни в коем случае не удаляйте ножом или скребком, так как царапины могут повредить поверхность головки блока цилиндров. В автомастерских Renault для этого используется чистящее средство «Decap-joint». При применении этого средства размягченные остатки прокладки удаляются деревянным шпателем.

Установка головки блока цилиндров

  1. Резьба болтов крепления головки блока цилиндров и резьба в отверстиях для них в корпусе двигателя не должна быть повреждена.
  2. Если резьба повреждена, то вкручивайте новые болты крепления головки блока цилиндров.
  3. Во избежание раскручивания в отверстиях под болты корпуса двигателя ни в коем случае не должно быть масла или воды.
  4. Если коленчатый вал после разборки головки блока провернулся, то поверните его таким образом, чтобы ни один из поршней не находился в ВМТ, иначе открытый клапан при установке головки блока может столкнуться с поршнем.
  5. Используйте центрирующие гильзы.
  6. Установите новую прокладку головки блока цилиндров без нанесения герметика таким образом, чтобы не были закрыты каналы смазки.
  7. Установите головку блока, предварительно проверив, правильно ли расположены центрирующие гильзы в корпусе двигателя, и вкрутите смазанные маслом болты рукой.
  8. Затяните болты крепления головки блока цилиндров в порядке, указанном на рисунке, с предписанным моментом.
  9. Двигатель типа «С»: Установите смазанные с обоих концов маслом штанги толкателей в направляющие втулки. При необходимости замените изношенные штанги толкателей.
  10. Установите ось коромысла, при этом регулировочные болты клапанов должны войти в направляющие втулки.
  11. Затяните болты стойки оси коромысла с моментом 15—20 Нм.
  12. 16-клапанный двигатель: При отсутствии центрирующих гильз вкрутите два старых болта крепления головки блока в отверстия болтов №№ 8 и 10 (предварительно отпилите головки у этих болтов и прорежьте шлиц под отвертку). После установки головки блока вкрутите оставшиеся 8 болтов. После этого замените центрирующие болты на два новых.
  13. Двигатель типа «F»: Установите задний кожух зубчатого ремня.
  14. Установите зубчатый приводной ремень и отрегулируйте его натяжение.
  15. Все двигатели: Отрегулируйте зазор в клапанном механизме.
  16. Остальные работы выполняются точно так же, как и при демонтаже, только в обратном порядке.

Рекомендация: болты крепления головки блока цилиндров используются только один раз.

У дизеля, в зависимости от того, насколько выходят поршни, применяются три вида уплотнительных прокладок, имеющих различную толщину. Чтобы отличить разные виды прокладок, они имеют в верхнем левом углу маркировку, состоящую из одной, двух или трех точек. Следите за тем, чтобы новая прокладка головки блока цилиндров имела ту же маркировку, что и старая.

Если прокладка головки блока цилиндров имеет клейкий слой, то после ее снятия необходимо установить новую прокладку.

Головка блока цилиндров

5 - стаканный толкатель с регулировочной шайбой;
6 - пружина клапана с мелкими деталями (например, прокладка стержня клапана);
7 - клапан;
8 - направляющий ролик зубчатого ремня.

1 - натяжной ролик зубчатого приводного ремня;
2 - зубчатый приводной ремень;
3 - звездочка зубчатого ремня распределительного вала;
4 - распределительный вал;

5 - стаканный толкатель с регулировочной шайбой;
6 - пружина клапана с составными деталями;
7 - клапан;
8 - направляющий ролик зубчатого приводного ремня.

1 - натяжной ролик зубчатого ремня;
2 - зубчатый приводной ремень;
3 - звездочка зубчатого ремня выпускного распределительного вала;
4 - выпускной распределительный вал;

6 - пружина сдвоенного клапана с составными элементами;
7 - клапан;
8 - звездочка зубчатого ремня впускного распределительного вала;
9 - направляющий ролик зубчатого ремня.

Для выполнения работ по ремонту и обслуживанию головки блока цилиндров у Вас должен быть, по меньшей мере, один помощник. Для описанных ниже работ Вам необходимо иметь динаметрический ключ (ключ с измерителем крутящего момента).

Разборка распределительного вала

Двигатели типа «F», кроме 16-клапанного

Если распределительный вал снимается на неснятой головке блока цилиндров, то к проводимым работам добавляется снятие зубчатого ремня. Кроме того, у дизеля нужно отрегулировать момент впрыска топливного насоса высокого давления заново. На 16-клапанном двигателе работы проводятся точно так же, но с большим объемом и степенью сложности по сравнению с F-двигателем, поэтому 16-клапанный двигатель лучше всего ремонтировать в автомастерской.

Рекомендация: на более темные места крышек подшипников 1 и 5 нанесите герметик (например, «Курил» (Curil)).
Следите за тем, чтобы рабочие поверхности подшипников распределительного вала и крышек подшипников не были повреждены.

Гидрокомпенсаторы 16-клапанного двигателя

Стук клапанов в 16-клапанном двигателе указывает на неисправность одного или нескольких гидрокомпенсаторов. Стук клапанов может появиться и у исправно работающих гидрокомпенсаторов, если:

  • после пуска двигателя не сразу поступает масло в гидрокомпенсатор;
  • двигатель длительное время работал на больших оборотах при высокой температуре окружающего воздуха, и моторное масло стало жидким;
  • машина долгое время не эксплуатировалась. После прогрева двигателя стук должен прекра-
    титься.

Определение неисправности гидрокомпенсаторов

  • запустите двигатель и оставьте его работать до тех пор, пока не включится электрический вентилятор системы охлаждения двигателя;
  • увеличьте частоту вращения до 2000 об/мин;
  • если стук клапанов не прекратится, то выключите двигатель и снимите крышку головки блока цилиндров;
  • установите 1-й цилиндр (как при регулировке зазора в клапанном механизме) в положение ВМТ. Кулачки распределительного вала должны смотреть налево и направо вверх;
  • нажмите на проверяемый гидрокомпенсатор деревянным стержнем. Если продавливается больше чем на 0,1 мм, то его нужно заменить.

Разборка головки блока цилиндров

  1. Все двигатели: отсоедините провод «массы» от клеммы аккумуляторной батареи.
  2. Снимите воздушный фильтр.
  3. Слейте охлаждающую жидкость в чистую емкость, см. главу Система охлаждения.
  4. Слейте масло из двигателя.
  5. Отсоедините электрические провода от клемм и пометьте их для последующей сборки.
  6. Отсоедините переднюю выпускную трубу от выпускного коллектора глушителя и от основного глушителя.
  7. Бензиновые двигатели: отсоедините топливные шланги от системы впрыска и заткните их. Будьте внимательны! Система питания находится под давлением.
  8. Снимите шланг разрежения тормозного механизма с впускного коллектора. При последующей сборке замените обжимной хомутик на шланге.
  9. Дизель: отсоедините шланги рециркуляции топлива, идущие к топливному насосу высокого давления от форсунок.
  10. Отсоедините топливопроводы от топливного насоса высокого давления и форсунок и сложите их на чистом куске ткани.
  11. Заткните отверстия топливного насоса высокого давления и форсунок маленькими заглушками из мягкого материала.
  12. Снимите вакуумный насос усилителя тормозного механизма.
  13. Снимите фильтр с нагревательным устройством. Отсоедините от двигателя шланги подачи нагретого воздуха с кронштейном.
  14. Отсоедините провод «массы» двигателя.
  15. Открутите нижние болты кожуха генератора.
  16. Дизель с газотурбинным наддувом: отсоедините трубопроводы, идущие к радиатору и охладителю наддува.
  17. Снимите с двигателя кронштейны воздушных патрубков турбокомпрессора.
  18. Снимите кронштейны подачи и отвода воздуха с выпускного коллектора глушителя и турбокомпрессора.
  19. Снимите воздушные патрубки с охладителя наддува.
  20. Если установлена распорка между стойками амортизаторов, то ее необходимо снять.
  21. Дизель и дизель с турбокомпрессором: установите двигатель на опору. Для этого в автомастерских, специализирующихся на Renault, используется распорочное приспособление (Мот. № 1159-02), которое устанавливается перед правым приводным валом между лонжероном и выступом отливки корпуса двигателя. При отсутствии этого приспособления установите двигатель на подходящую опору.
  22. Также для подпорки двигателя устанавливается лист железа, имеющий 2 отверстия, через которые крепится рядом с водяным насосом между корпусом двигателя и правым лонжероном. В автомастерских с этой целью используется инструмент Мот. 1159.
  23. Двигатели типа «F»: снимите крышку головки блока цилиндров.
  • снимите зубчатый ремень, как было описано.
  • снимите задний кожух зубчатого приводного ремня.
  • открутите крепление термостата на головке блока цилиндров.
  • снимите термостат, см. главу Система охлаждения.
  • Бензиновый двигатель типа «F» с многоточечным впрыском: снимите сборный всасывающий патрубок с впускного коллектора. Для этого открутите 5 гаек и осторожно снимите распределительный трубопровод. При этом не повредите прокладку.

Головка блока цилиндров двигателя типа «С». Чтобы избежать перекоса головки блока цилиндров, сделанной из легкого металла, при установке необходимо точно соблюдать последовательность затяжки болтов, крепящих головку блока цилиндров. Необходимое усилие затяжки достигается при этом в несколько этапов (см. таблицу).

  1. Выдвиньте сборный всасывающий патрубок вперед из рабочей зоны. При этом следите за тем, чтобы не отсоединились подводящие шланги.
  2. Снимите тягу дроссельной заслонки (газцуг).
  3. Снимите радиатор, см. главу Система охлаждения.
  4. Дизель и дизель с турбокомпрессором: отсоедините электрические провода свечей накаливания.
  5. Открутите крепления балансированной подвески от самоустанавливающегося подшипника и корпуса двигателя. При этом пометьте положение резьбовых соединений для облегчения последующей сборки.
  6. Турбодизель: разъедините резьбовые соединения подводки масла к турбокомпрессору.
  7. Снимите шланги подводки охлаждающей жидкости к турбонагнетателю.
  8. Двигатель типа «С»: отсоедините шланги системы охлаждения от водяного насоса и пометьте их для последующей сборки.
  9. Снимите трехфазный генератор переменного тока, см. Генератор.
  10. Снимите провода высокого напряжения со свечей зажигания.
  11. Снимите распределитель зажигания, см. главу Система зажигания.
  12. Снимите воздушные шланги с впускного коллектора.
  13. Снимите тягу дроссельной заслонки.
  14. Снимите крышку головки блока цилиндров (3 гайки).
  15. Снимите ось коромысла. Для этого снимите крепление подшипников (2 винта с шайбами и 2 распорных болта).
  16. Выньте клапанные рычаги и сложите по очередности снятия таким образом, чтобы не перепутать их порядок при сборке.
  17. Выкрутите 10 болтов крепления головки блока цилиндров в последовательности, противоположной их затяжке, кроме болта № 2 (находится рядом с распределителем зажигания) из головки блока цилиндров.
  18. Сдвиньте головку блока цилиндров, вращая в горизонтальной плоскости вокруг болта №2.
  19. Если головка блока цилиндров прикипела, сдвиньте ее с места сильными ударами деревянного молотка.
  20. После этого выкрутите болт № 2 и осторожно снимите головку блока цилиндров вместе с впускным и выпускным коллекторами.
  21. Для защиты гильз цилиндров от задиров в автомастерских используется фиксатор гильзы цилиндра (Мот. 521-01).
  22. 16-клапанный двигатель: снимите тепловую защиту выпускного коллектора глушителя с передней стенки. Выкрутите 2 болта выпускного коллектора глушителя.
  23. Выкрутите болты крепления головки блока цилиндров (TORX-Stecknuв E12 и, соответственно, E 55) в 2 этапа в последовательности, обратной затяжке. При этом сначала ослабьте болты крепления до половины и лишь затем полностью выкрутите их.
  24. Двигатель типа «F»: снимите головку блока цилиндров.
  25. Если головка блока цилиндров прикипела, то вставив клин из древесины твердой породы и слегка ударяя по нему, отсоедините головку блока.
  26. Все двигатели: после снятия установите головку блока цилиндров таким образом, чтобы не допустить повреждения открытых клапанов.
  27. Снимите старую прокладку головки блока цилиндров.
  28. Поверхности соприкосновения корпуса двигателя и головки блока цилиндров должны быть абсолютно чистыми. Не повредите мягкую поверхность головки блока цилиндров и ее прокладку.
  29. После очистки поверхности удалите заусенцы с краев камер сгорания. Для этого можно воспользоваться наждачной бумагой. Не повредите края камеры сгорания жестким инструментом. Зачищенная поверхность не должна иметь повреждений.

Рекомендация: при снятии головки блока не повредите места уплотнения гильз цилиндров.
На двигателе типа «С» штанги толкателя со стороны регулировочных болтов и со стороны толкателя клапана должны иметь однообразную поверхность. Если места сопряжения повреждены, то штанги толкателя должны быть заменены.

Проверка головки блока цилиндров

  1. Проверьте, имеются ли в головке блока цилиндров трещины на седых клапанах или на резьбе свечей зажигания.
  2. Не влияют на срок эксплуатации трещины толщиной не более 0,5 мм или сорванные начальные витки резьбы свечей зажигания.
  3. Проверьте головку блока цилиндров на перекос, если имел место перегрев двигателя, для чего:
  4. Установите жесткую металлическую линейку на поверхность соприкосновения головки блока с корпусом двигателя.
  5. При проверке щупом прогиб не должен превышать 0,05 мм. В противном случае головка блока цилиндров должна быть заменена, так как торцовое шлифование является недопустимым.

Рекомендация: при работе по очистке головки блока цилиндров необходимо следить за тем, чтобы в смазочные каналы осей коромысла не попали остатки уплотнительной прокладки. Это относится также и к каналам в корпусе двигателя. Остатки уплотнительной прокладки ни в коем случае не удаляйте ножом или скребком, так как царапины могут повредить поверхность головки блока цилиндров. В автомастерских Renault для этого используется чистящее средство «Decap-joint». При применении этого средства размягченные остатки прокладки удаляются деревянным шпателем.

Установка головки блока цилиндров

  1. Резьба болтов крепления головки блока цилиндров и резьба в отверстиях для них в корпусе двигателя не должна быть повреждена.
  2. Если резьба повреждена, то вкручивайте новые болты крепления головки блока цилиндров.
  3. Во избежание раскручивания в отверстиях под болты корпуса двигателя ни в коем случае не должно быть масла или воды.
  4. Если коленчатый вал после разборки головки блока провернулся, то поверните его таким образом, чтобы ни один из поршней не находился в ВМТ, иначе открытый клапан при установке головки блока может столкнуться с поршнем.
  5. Используйте центрирующие гильзы.
  6. Установите новую прокладку головки блока цилиндров без нанесения герметика таким образом, чтобы не были закрыты каналы смазки.
  7. Установите головку блока, предварительно проверив, правильно ли расположены центрирующие гильзы в корпусе двигателя, и вкрутите смазанные маслом болты рукой.
  8. Затяните болты крепления головки блока цилиндров в порядке, указанном на рисунке, с предписанным моментом.
  9. Двигатель типа «С»: Установите смазанные с обоих концов маслом штанги толкателей в направляющие втулки. При необходимости замените изношенные штанги толкателей.
  10. Установите ось коромысла, при этом регулировочные болты клапанов должны войти в направляющие втулки.
  11. Затяните болты стойки оси коромысла с моментом 15-20 Нм.
  12. 16-клапанный двигатель: При отсутствии центрирующих гильз вкрутите два старых болта крепления головки блока в отверстия болтов №№ 8 и 10 (предварительно отпилите головки у этих болтов и прорежьте шлиц под отвертку). После установки головки блока вкрутите оставшиеся 8 болтов. После этого замените центрирующие болты на два новых.
  13. Двигатель типа «F»: Установите задний кожух зубчатого ремня.
  14. Установите зубчатый приводной ремень и отрегулируйте его натяжение.
  15. Все двигатели: Отрегулируйте зазор в клапанном механизме.
  16. Остальные работы выполняются точно так же, как и при демонтаже, только в обратном порядке.

Рекомендация: болты крепления головки блока цилиндров используются только один раз.
У дизеля, в зависимости от того, насколько выходят поршни, применяются три вида уплотнительных прокладок, имеющих различную толщину. Чтобы отличить разные виды прокладок, они имеют в верхнем левом углу маркировку, состоящую из одной, двух или трех точек. Следите за тем, чтобы новая прокладка головки блока цилиндров имела ту же маркировку, что и старая.
Если прокладка головки блока цилиндров имеет клейкий слой, то после ее снятия необходимо установить новую прокладку.

Моменты затяжки головки блока цилиндров

1,4-литровый двигатель (C3J)

16-клапанный двигатель (F7P)

Болты крепления
головки блока цилиндров:
№1-10 затянуть моментом 55-65 Нм

Болты крепления
головки блока цилиндров:
№1-10 затянуть моментом 30 Нм

Болты крепления
головки блока цилиндров:
№1-10 затянуть моментом 30 Нм

№1-10 затянуть моментом 70 Нм
после не менее чем 3-х минутной
паузы, болты:

№1-10 затянуть моментом 50 Нм

№1-10 полностью ослабить

после не менее чем 3-х минутной паузы, болты:

№1-10 затянуть моментом 25 Нм

№1-10 полностью ослабить

№1-10 провернуть дальше на 123 2°

№1-10 затянуть моментом 20 Нм

Затяжка болтов крепления головки блока, измеряемая в угловых градусах, должна выполняться угломерным ключом. Ключ без угломера необходимо оснастить самодельной картонной шкалой, на которой должны быть нанесены угловые градусы.

Видео про "Головка блока цилиндров" для Renault 19

Reno 19 1.9D головка блока. Рено Сценик 1 - Замена прокладки ГБЦ Renault 11. Ремонт ГБЦ

Прокладка головки блока цилиндров - замена

прокладка головки блока


Прокладка ГБЦ

Понадобится динамометрический ключ, торцовая головка TORX Е14 .
Нужно будет понизить давление в системе питания и слить жидкость из системы охлаждения.

Снятие головки блока цилиндров

1. Установите автомобиль на подъемник.

2. Отсоедините отрицательный провод от батареи.

3. Открутите болт 1 крепления многофункционального кронштейна


4. Установите на двигатель опорное приспособление Mot. 1672


5. Снимите ремень привода вспомогательного оборудования, ремень ГРМ.

6. Слейте охлаждающую жидкость через нижний патрубок радиатора.

7. Открутите болты 2 крепления крышки воздушного фильтра


8. Отсоедините трубку 3 от корпуса воздушного фильтра


9. Отсоедините заборный воздуховод от корпуса воздушного фильтра.

10. Снимите воздушный фильтр.

11. Отсоедините разъем проводки 4 от катушки зажигания и отсоедините высоковольтные провода


12. Снимите усилительную планку, которая расположена между впускным коллектором 5 и блоком цилиндров. Отсоедините нагнетающий топливопровод 6 от топливной рейки.


13. Отсоедините разъемы проводки от форсунок.

14. Отсоедините разъем проводки 7 от привода холостого хода и разъем проводки 8 отдатчика положения дроссельной заслонки



16. Отсоедините три патрубка 16 системы охлаждения


17. Отсоедините провод соединение на «массу» и опорный кронштейн 17 патрубков системы охлаждения от подъёмной проушины


18. Открутите болт 18 крепления направляющей трубки масляного щупа и отцепите жгут проводов 19


19. Снимите выпускной коллектор.

20. Открутите 8 болтов и снимите крышку головки блока цилиндров а потом и её прокладку.

замена прокладки ГБЦ

21.Постепенно, по пол-оборота (по 180°) за один подход, ослабляйте болты крепления головки цилиндров в последовательности, указанной на схеме до тех пор, пока болты не будут отворачиваться вручную.

порядок ослабления винтов ГБЦ

Снимите все гайки крепления и шайбы. При снятии винтов обратите внимание, что они разной длины. Запомните их расположение.


Примечание. Для снятия головки возможно придётся применить её расшатывание, т.н. "расхаживание". Будьте осторожны при расхаживании.
Важно! Не используйте для расхаживания ломики, монтажки, отвёртки и другие подручные средства, вклинивая их между головкой и блоком цилиндров. Вы рискуете безвозвратно повредить двигатель.

Снимите головку блока цилиндров в сборе с впускным коллектором, затем снимите прокладку головки блока цилиндров. (Поскольку головка блока тяжёлая, лучше делать это с помощником)

снятие гбц
замена прокладки гбц

Очистите сопрягаемые поверхности от нагара специальными средствами (напр.: «Magnus Magstrip» или «Decaploc 88», либо современными очистителями двигателя). Сопрягаемые поверхности головки и блока цилиндров должны быть совершенно чистыми. Для очистки применяйте деревянный или твёрдый пластиковый скребок. Ни в коем случае нельзя шабрить алюминиевые поверхности деталей воизбежание их повреждения. Прочистите резьбу отверстий в блоке цилиндров с помощью метчика


- Проверьте сопрягаемые поверхности головки и блока цилиндров на предмет деформаций, глубоких царапин, задиров и других повреждений. Небольшие дефекты устраняются механической обработкой. При значительных дефектах или повреждениях, детали подлежат выбраковке.
- Прочистите все отверстия в головке цилиндров. Проследите, что бы нагар, грязь и посторонние предметы не попали в каналы смазки.

прочистка каналов гбц

Установка

Установите новую прогладку ГБЦ.

Важно! Обязательно очистите отверстия под болты в блоке цилиндров от масла и грязи. Завинчивание болта в заполненное маслом отверстие может разорвать блок из за высокого гидравлического давления. Болты заменяются на новые. Повторное использование старых болтов не допускается. Смажьте новые болты тонким слоем чистого масла. Помните о разной длине болтов.

Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров показан на рис. 3.83.
Момент затяжки: 20 Нм + доверните на угол 110° ±6°. Подождите три минуты. Поле чего отпустите болты 1 и 2 и снова затяните указанным моментом. Потом отпустите и затяните болты 3,4,5,6. После отпустите и затяните болты 7,8,9,10.

порядок затяжки болтов ГБЦ

Установите снятые детали. Отрегулируйте натяжение ремня ГРМ и приводного ремня. Поверьте и если нужно отрегулируйте зазоры в приводе клапанов. Установите крышку головки блока.

Порядок затяжки болтов крепления крышки головки блока цилиндров показан на рисунке.
Момент затяжки: 2 Нм (предварительная затяжка) + 10 Нм (окончательная затяжка).


Дальнейшая установка проводится в порядке, обратном снятию. Подключите высоковольтные провода к катушке и свечам зажигания, подключите к катушке зажигания
электрический разъём. Установите на места все шланги охлаждаюей системы. Залейте охлаждающую жидкость, прокачайте систему. Подключите отрицательный вывод аккумуляторной батареи.

Головка блока цилиндров Рено 19

5 — стаканный толкатель с регулировочной шайбой;
6 — пружина клапана с мелкими деталями (например, прокладка стержня клапана);
7 — клапан;
8 — направляющий ролик зубчатого ремня.

1 — натяжной ролик зубчатого приводного ремня;
2 — зубчатый приводной ремень;
3 — звездочка зубчатого ремня распределительного вала;
4 — распределительный вал;

5 — стаканный толкатель с регулировочной шайбой;
6 — пружина клапана с составными деталями;
7 — клапан;
8 — направляющий ролик зубчатого приводного ремня.

1 — натяжной ролик зубчатого ремня;
2 — зубчатый приводной ремень;
3 — звездочка зубчатого ремня выпускного распределительного вала;
4 — выпускной распределительный вал;

6 — пружина сдвоенного клапана с составными элементами;
7 — клапан;
8 — звездочка зубчатого ремня впускного распределительного вала;
9 — направляющий ролик зубчатого ремня.

Для выполнения работ по ремонту и обслуживанию головки блока цилиндров у Вас должен быть, по меньшей мере, один помощник. Для описанных ниже работ Вам необходимо иметь динаметрический ключ (ключ с измерителем крутящего момента).

Разборка распределительного вала

Двигатели типа «F», кроме 16-клапанного

Если распределительный вал снимается на неснятой головке блока цилиндров, то к проводимым работам добавляется снятие зубчатого ремня. Кроме того, у дизеля нужно отрегулировать момент впрыска топливного насоса высокого давления заново. На 16-клапанном двигателе работы проводятся точно так же, но с большим объемом и степенью сложности по сравнению с F-двигателем, поэтому 16-клапанный двигатель лучше всего ремонтировать в автомастерской.

Рекомендация: на более темные места крышек подшипников 1 и 5 нанесите герметик (например, «Курил» (Curil)).

Следите за тем, чтобы рабочие поверхности подшипников распределительного вала и крышек подшипников не были повреждены.

Гидрокомпенсаторы 16-клапанного двигателя

Стук клапанов в 16-клапанном двигателе указывает на неисправность одного или нескольких гидрокомпенсаторов. Стук клапанов может появиться и у исправно работающих гидрокомпенсаторов, если:

  • после пуска двигателя не сразу поступает масло в гидрокомпенсатор;
  • двигатель длительное время работал на больших оборотах при высокой температуре окружающего воздуха, и моторное масло стало жидким;
  • машина долгое время не эксплуатировалась. После прогрева двигателя стук должен прекра-
    титься.

Определение неисправности гидрокомпенсаторов

  • запустите двигатель и оставьте его работать до тех пор, пока не включится электрический вентилятор системы охлаждения двигателя;
  • увеличьте частоту вращения до 2000 об/мин;
  • если стук клапанов не прекратится, то выключите двигатель и снимите крышку головки блока цилиндров;
  • установите 1-й цилиндр (как при регулировке зазора в клапанном механизме) в положение ВМТ. Кулачки распределительного вала должны смотреть налево и направо вверх;
  • нажмите на проверяемый гидрокомпенсатор деревянным стержнем. Если продавливается больше чем на 0,1 мм, то его нужно заменить.

Разборка головки блока цилиндров

  1. Все двигатели: отсоедините провод «массы» от клеммы аккумуляторной батареи.
  2. Снимите воздушный фильтр.
  3. Слейте охлаждающую жидкость в чистую емкость, см. главу Система охлаждения.
  4. Слейте масло из двигателя.
  5. Отсоедините электрические провода от клемм и пометьте их для последующей сборки.
  6. Отсоедините переднюю выпускную трубу от выпускного коллектора глушителя и от основного глушителя.
  7. Бензиновые двигатели: отсоедините топливные шланги от системы впрыска и заткните их. Будьте внимательны! Система питания находится под давлением.
  8. Снимите шланг разрежения тормозного механизма с впускного коллектора. При последующей сборке замените обжимной хомутик на шланге.
  9. Дизель: отсоедините шланги рециркуляции топлива, идущие к топливному насосу высокого давления от форсунок.
  10. Отсоедините топливопроводы от топливного насоса высокого давления и форсунок и сложите их на чистом куске ткани.
  11. Заткните отверстия топливного насоса высокого давления и форсунок маленькими заглушками из мягкого материала.
  12. Снимите вакуумный насос усилителя тормозного механизма.
  13. Снимите фильтр с нагревательным устройством. Отсоедините от двигателя шланги подачи нагретого воздуха с кронштейном.
  14. Отсоедините провод «массы» двигателя.
  15. Открутите нижние болты кожуха генератора.
  16. Дизель с газотурбинным наддувом: отсоедините трубопроводы, идущие к радиатору и охладителю наддува.
  17. Снимите с двигателя кронштейны воздушных патрубков турбокомпрессора.
  18. Снимите кронштейны подачи и отвода воздуха с выпускного коллектора глушителя и турбокомпрессора.
  19. Снимите воздушные патрубки с охладителя наддува.
  20. Если установлена распорка между стойками амортизаторов, то ее необходимо снять.
  21. Дизель и дизель с турбокомпрессором: установите двигатель на опору. Для этого в автомастерских, специализирующихся на Renault, используется распорочное приспособление (Мот. № 1159-02), которое устанавливается перед правым приводным валом между лонжероном и выступом отливки корпуса двигателя. При отсутствии этого приспособления установите двигатель на подходящую опору.
  22. Также для подпорки двигателя устанавливается лист железа, имеющий 2 отверстия, через которые крепится рядом с водяным насосом между корпусом двигателя и правым лонжероном. В автомастерских с этой целью используется инструмент Мот. 1159.
  23. Двигатели типа «F»: снимите крышку головки блока цилиндров.
  • снимите зубчатый ремень, как было описано.
  • снимите задний кожух зубчатого приводного ремня.
  • открутите крепление термостата на головке блока цилиндров.
  • снимите термостат, см. главу Система охлаждения.
  • Бензиновый двигатель типа «F» с многоточечным впрыском: снимите сборный всасывающий патрубок с впускного коллектора. Для этого открутите 5 гаек и осторожно снимите распределительный трубопровод. При этом не повредите прокладку.

Головка блока цилиндров двигателя типа «С». Чтобы избежать перекоса головки блока цилиндров, сделанной из легкого металла, при установке необходимо точно соблюдать последовательность затяжки болтов, крепящих головку блока цилиндров. Необходимое усилие затяжки достигается при этом в несколько этапов (см. таблицу).

  1. Выдвиньте сборный всасывающий патрубок вперед из рабочей зоны. При этом следите за тем, чтобы не отсоединились подводящие шланги.
  2. Снимите тягу дроссельной заслонки (газцуг).
  3. Снимите радиатор, см. главу Система охлаждения.
  4. Дизель и дизель с турбокомпрессором: отсоедините электрические провода свечей накаливания.
  5. Открутите крепления балансированной подвески от самоустанавливающегося подшипника и корпуса двигателя. При этом пометьте положение резьбовых соединений для облегчения последующей сборки.
  6. Турбодизель: разъедините резьбовые соединения подводки масла к турбокомпрессору.
  7. Снимите шланги подводки охлаждающей жидкости к турбонагнетателю.
  8. Двигатель типа «С»: отсоедините шланги системы охлаждения от водяного насоса и пометьте их для последующей сборки.
  9. Снимите трехфазный генератор переменного тока, см. Генератор.
  10. Снимите провода высокого напряжения со свечей зажигания.
  11. Снимите распределитель зажигания, см. главу Система зажигания.
  12. Снимите воздушные шланги с впускного коллектора.
  13. Снимите тягу дроссельной заслонки.
  14. Снимите крышку головки блока цилиндров (3 гайки).
  15. Снимите ось коромысла. Для этого снимите крепление подшипников (2 винта с шайбами и 2 распорных болта).
  16. Выньте клапанные рычаги и сложите по очередности снятия таким образом, чтобы не перепутать их порядок при сборке.
  17. Выкрутите 10 болтов крепления головки блока цилиндров в последовательности, противоположной их затяжке, кроме болта № 2 (находится рядом с распределителем зажигания) из головки блока цилиндров.
  18. Сдвиньте головку блока цилиндров, вращая в горизонтальной плоскости вокруг болта №2.
  19. Если головка блока цилиндров прикипела, сдвиньте ее с места сильными ударами деревянного молотка.
  20. После этого выкрутите болт № 2 и осторожно снимите головку блока цилиндров вместе с впускным и выпускным коллекторами.
  21. Для защиты гильз цилиндров от задиров в автомастерских используется фиксатор гильзы цилиндра (Мот. 521-01).
  22. 16-клапанный двигатель: снимите тепловую защиту выпускного коллектора глушителя с передней стенки. Выкрутите 2 болта выпускного коллектора глушителя.
  23. Выкрутите болты крепления головки блока цилиндров (TORX-Stecknuв E12 и, соответственно, E 55) в 2 этапа в последовательности, обратной затяжке. При этом сначала ослабьте болты крепления до половины и лишь затем полностью выкрутите их.
  24. Двигатель типа «F»: снимите головку блока цилиндров.
  25. Если головка блока цилиндров прикипела, то вставив клин из древесины твердой породы и слегка ударяя по нему, отсоедините головку блока.
  26. Все двигатели: после снятия установите головку блока цилиндров таким образом, чтобы не допустить повреждения открытых клапанов.
  27. Снимите старую прокладку головки блока цилиндров.
  28. Поверхности соприкосновения корпуса двигателя и головки блока цилиндров должны быть абсолютно чистыми. Не повредите мягкую поверхность головки блока цилиндров и ее прокладку.
  29. После очистки поверхности удалите заусенцы с краев камер сгорания. Для этого можно воспользоваться наждачной бумагой. Не повредите края камеры сгорания жестким инструментом. Зачищенная поверхность не должна иметь повреждений.

Рекомендация: при снятии головки блока не повредите места уплотнения гильз цилиндров.

На двигателе типа «С» штанги толкателя со стороны регулировочных болтов и со стороны толкателя клапана должны иметь однообразную поверхность. Если места сопряжения повреждены, то штанги толкателя должны быть заменены.

Проверка головки блока цилиндров

  1. Проверьте, имеются ли в головке блока цилиндров трещины на седых клапанах или на резьбе свечей зажигания.
  2. Не влияют на срок эксплуатации трещины толщиной не более 0,5 мм или сорванные начальные витки резьбы свечей зажигания.
  3. Проверьте головку блока цилиндров на перекос, если имел место перегрев двигателя, для чего:
  4. Установите жесткую металлическую линейку на поверхность соприкосновения головки блока с корпусом двигателя.
  5. При проверке щупом прогиб не должен превышать 0,05 мм. В противном случае головка блока цилиндров должна быть заменена, так как торцовое шлифование является недопустимым.

Рекомендация: при работе по очистке головки блока цилиндров необходимо следить за тем, чтобы в смазочные каналы осей коромысла не попали остатки уплотнительной прокладки. Это относится также и к каналам в корпусе двигателя. Остатки уплотнительной прокладки ни в коем случае не удаляйте ножом или скребком, так как царапины могут повредить поверхность головки блока цилиндров. В автомастерских Renault для этого используется чистящее средство «Decap-joint». При применении этого средства размягченные остатки прокладки удаляются деревянным шпателем.

Установка головки блока цилиндров

  1. Резьба болтов крепления головки блока цилиндров и резьба в отверстиях для них в корпусе двигателя не должна быть повреждена.
  2. Если резьба повреждена, то вкручивайте новые болты крепления головки блока цилиндров.
  3. Во избежание раскручивания в отверстиях под болты корпуса двигателя ни в коем случае не должно быть масла или воды.
  4. Если коленчатый вал после разборки головки блока провернулся, то поверните его таким образом, чтобы ни один из поршней не находился в ВМТ, иначе открытый клапан при установке головки блока может столкнуться с поршнем.
  5. Используйте центрирующие гильзы.
  6. Установите новую прокладку головки блока цилиндров без нанесения герметика таким образом, чтобы не были закрыты каналы смазки.
  7. Установите головку блока, предварительно проверив, правильно ли расположены центрирующие гильзы в корпусе двигателя, и вкрутите смазанные маслом болты рукой.
  8. Затяните болты крепления головки блока цилиндров в порядке, указанном на рисунке, с предписанным моментом.
  9. Двигатель типа «С»: Установите смазанные с обоих концов маслом штанги толкателей в направляющие втулки. При необходимости замените изношенные штанги толкателей.
  10. Установите ось коромысла, при этом регулировочные болты клапанов должны войти в направляющие втулки.
  11. Затяните болты стойки оси коромысла с моментом 15—20 Нм.
  12. 16-клапанный двигатель: При отсутствии центрирующих гильз вкрутите два старых болта крепления головки блока в отверстия болтов №№ 8 и 10 (предварительно отпилите головки у этих болтов и прорежьте шлиц под отвертку). После установки головки блока вкрутите оставшиеся 8 болтов. После этого замените центрирующие болты на два новых.
  13. Двигатель типа «F»: Установите задний кожух зубчатого ремня.
  14. Установите зубчатый приводной ремень и отрегулируйте его натяжение.
  15. Все двигатели: Отрегулируйте зазор в клапанном механизме.
  16. Остальные работы выполняются точно так же, как и при демонтаже, только в обратном порядке.

Рекомендация: болты крепления головки блока цилиндров используются только один раз.

У дизеля, в зависимости от того, насколько выходят поршни, применяются три вида уплотнительных прокладок, имеющих различную толщину. Чтобы отличить разные виды прокладок, они имеют в верхнем левом углу маркировку, состоящую из одной, двух или трех точек. Следите за тем, чтобы новая прокладка головки блока цилиндров имела ту же маркировку, что и старая.

Если прокладка головки блока цилиндров имеет клейкий слой, то после ее снятия необходимо установить новую прокладку.

Читайте также: