Ремонт амортизатора заз 965

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Замена задних амортизаторов

Всем привет. Эта тема будет интересна тем, кто собирается менять задние амортизаторы. Дело в том, что задние амортизаторы у ЗАЗа 965 сделаны таким образом, что сверху и снизу идут штоки, не как в обычных авто, где сверху идет шток, а снизу втулка. Мои амортизаторы давно вышли из строя и задняя подвеска работала исключительно за счет пружин. Поскольку заз 965 давно снят с продажи, найти новые задние родные амортизаторы достаточно сложно, б/у покупать не вариант, эта не та запчасть, на которой стоит экономить, это комфорт, которого в моей машине итак немного) Итак, если Вы помните, спереди у меня стоят масляные амортизаторы от ВАЗ 2101, вот и в качестве задних было принято решение взять их за основу. Еще раз повторюсь, амортизаторы от ВАЗ 2101 отличаются нижними креплениями от амортизаторов ЗАЗ 965 и их необходимо доработать для того, чтобы установить на запорожец. Начитавшись кучи информации на драйве я нашел несколько статей, где хозяева горбатых искали "П" образные крепления амортизаторов от Москвича 412, при помощи которого нижняя часть амортизатора ВАЗ 2101 превращалась в необходимый шток. В прошлый выходной поехал на авторынок в отдел по продаже запчастей на москвич (хорошо, что еще есть люди, которые торгуют запчастями на уже ставшие редкими москвичи). В ходе разговора я объяснил продавцу какие крепления мне необходимы, на что он ответил, что у москвича таких креплений никогда не было. Расстроившись, принял решение изготовить необходимые переходники самому. Но в этот момент продавец сказал, что знает как выйти из ситуации, нужно купить "домики" — металлические кронштейны при помощи которых владельцы жигулей задирают задние части своих авто. Я сразу не понял о чем он говорит и переспросил, где их можно посмотреть, на что он ответил, что в соседнем отделе, где торгуют запчастями на ваз. Зайдя в соседний авто и объяснив продавцу, что мне нужны "какие-то домики" для увеличения клиренса авто, продавец достал из какой-то коробки два металлических кронштейна и протянул мне. Покрутив в руках запчасть, подумав, решил, что надо попробовать, не подойдет, буду делать сам. По цене 2 кронштейна стоят всего 200 рублей, два масляных амортизатора от ВАЗ 2101 стоят по 650 р/шт. + болты и гайки, необходимые для доработки кроншейнов, около 60 рублей, ну и 1,5 часа работы, если одному. Меня один, ранее никогда такого не делал, поэтому не спешил.
Да, чуть не забыл, у "домиков" два положения, выше и ниже, я пока поставил амортизаторы выше, дальше посмотрим.

На фото все видно, какие образом были доработаны крепления амортизаторов, настоящая ручная работа))))) Гайки затянуты сильно и они с резиной шайбой (не раскручивающиеся)

Параллельно подложил по одной шайбе между задним рычагом и ступицей для отрицательного развала.

Ремонт амортизатора заз 965


Инструкция ЗАЗ 965А ЗАЗ 965АБ

Амортизаторы служат для гашения колебаний автомобиля, возникающих при движении его по неровностям дороги.

Амортизаторы передней и задней подвесок гидравлические, телескопического типа, двустороннего действия, по конструкции совершенно одинаковы и различаются лишь характеристикой клапанов сжатия и отдачи (передние амортизаторы менее упругие) и способом крепления
нижнего конца переднего амортизатора

Устройство амортизатора подвески передних колес показано на рис. 70. В процессе эксплуатации автомобиля амортизаторы не требуют каких-либо регулировок и не нуждаются в доливке рабочей жидкости. Однако необходимо периодически убеждаться в исправности амортизаторов и проверять качество их работы

Снятый с автомобиля амортизатор при вытягивании штока должен оказывать сопротивление большее, чем при вдвигании Свободное, без сопротивления, перемещение штока указывает на неисправность амортизатора Если амортизатор долгое время находился в горизонтальном положении, его необходимо тщательно прокачать до восстановления упругости.

Проверку герметичности (отсутствие течи жидкости) нужно производить путем периодического осмотра его резервуара. После пробега первых 6000 км необходимо подтянуть гайку резервуара на всех амортизаторах. Если при движении автомобиля в системе подвески колес прослушиваются стуки, не вызываемые неисправностями в узлах самой подвески, то следует, не снимая с автомобиля амортизаторов, убедиться в отсутствии зазоров в шарнирах их крепления.


Рис 69 А Съемный кронштейн продольного рычага (вид со стороны кузова)

а — ось распиловки отверстий левого кронштейна при доводке схода левого колеса

б — ось распиловки отверстий правого кронштейна при доводке схода правого колеса

Б Пластина клиновая поверхности П и П должны быть плоскими


Рис. 70. Амортизатор:

1 — проушина; 2 — тарелка перепускного клапана; 3 — пружина впускного клапана; 4 —
гайка ограничительная впускного клапана; 5 — уплотнительное кольцо; 6 — поршень;
7— перепускной клапан; 8 — тарелка ограничительная перепускного клапана; 9 — шток;
10 —цилиндр рабочий; 11 — цилиндр резервуара; 12 — обойма сальника; 13 — гайка
резервуара; 14 — крышка кожуха; 15 — кольцо упорное; 16 — сальник; 17 — обойма саль-
ника; 18 — сальник штока; 19 — шайба сальника; 20 — сальник гайки; 21 — пружина; 22 —
направляющая штока; 23 — кожух; 24 — диск дроссельный клапана отдачи; 25 — диск
клапана отдачи; 26 — тарелка клапана отдачи; 27 — пружина клапана отдачи; 28 — шайбы
регулировочные клапана отдачи; 29 — гайка клапана отдачи; 30 — седло клапана сжатия;
31 — корпус клапана сжатия; 32 — пружина клапана сжатия: 33 — клапан сжатия.


Рис. 71. Специальный ключ для разборки амортизаторов .

В исправном амортизаторе перемещение штока в обоих направлениях должно происходить без стуков и заеданий.Следует помнить, что амортизатор имеет весьма сложную конструкцию и много точно изготовленных и собранных деталей. Поэтому его разборку следует делать только в действительно необходимых случаях, пользоваться специальным инструментом и соблюдать особую чистоту. Разбирать амортизаторы рекомендуется при отсутствии сопротивления перемещению штока, заклинивании штока, стуков при работе, подтекании рабочей жидкости. необходимости замены рабочей жидкости. Перед разборкой амортизатора нужно очистить его наружные поверхности от грязи, обмыть в бензине (или керосине) и протереть насухо чистыми тряпками.

Затем полностью вытянуть шток поршня амортизатора, закрепить нижнюю проушину в тиски, специальным ключом (рис. 71) отвернуть гайку и вынуть шток с поршнем и сальниковым устройством из рабочего цилиндра. Далее вылить жидкость из рабочего цилиндра и промыть амортизатор бензином или керосином, причем особо тщательно промыть детали клапанных узлов.

В случае необходимости — разобрать. Разборку следует поручать квалифицированным специалистам. Сборку амортизатора нужно производить внимательно и осторожно, чтобы не повредить клапанные узлы и рабочие поверхности. Если при сборке окажется необходимым установить новый резиновый сальник, то рекомендуется предварительно заполнить его канавки специальной смазкой, состоящей из смеси смазки ЦИАТИМ-201 и 10% (по весу) порошкообразного графита марки П. Во избежание повреждений монтировать сальник на шток нужно с помощью специальной оправки.

Заправку амортизатора производите следующим способом. Рабочий цилиндр с установленным в него корпусом клапана сжатия (в сборе) поместите в резервуар и заполните из мензурки рабочий цилиндр жидкостью доверху, остаток залейте в резервуар, далее вставьте в рабочий цилиндр шток с поршнем, закройте цилиндр направляющей штока и, аккуратно придвинув сальник резервуара вплотную к направляющей, заверните гайку резервуара. При этом шток должен быть выдвинут из цилиндра полностью до упора поршня в направляющую штока.

Заправку амортизатора производите только специальной рабочей жидкостью и в строго определенном количестве.

Для заправки амортизатора применяйте смесь в составе 50% (по весу) турбинного масла 22, ГОСТ 32—53 с 50% трансформа торного масла, ГОСТ 982—56. В качестве заменителя может быть использовано веретенное масло АУ, ГОСТ 1642—50. Количестве заливаемой жидкости в см 3 нанесено на кожухе амортизатора Собранный амортизатор следует прокачать, проверить бесшумность работы и развиваемое на его штоке усилие при ходе сжатия.

ремонт и реставрация амортизаторов заз 965

всем привет! сегодня успел и амортизаторы восстановить, поставил новые пружины но прежде зачистил по грунтовал и покрасил .

ЗАЗ 965 1967, двигатель бензиновый 0.9 л., 30 л. с., задний привод, механическая коробка передач — своими руками

Машины в продаже


ЗАЗ Запорожец, 1961


ЗАЗ Запорожец, 1966


ЗАЗ Запорожец, 1969


ЗАЗ Запорожец, 1985

Комментарии 13

Хорошо, но лутше оригинал.

я посмотрю если жесткие будут просто сниму пружины.

Все равно по касоте оригинал.
Мой совет. :)

согласен ! посмотри у тебя может есть

Я не помню, новых точно нет а если есть то только Б/У

главное чтобы рабочие были и шток не матовый

да ты успокойся, а то что-то тебя понесло на реставрацию)))))

Женя я сейчас в отпуске, вот и решил в плотную заняться Вжужжиком, завтра начну сварочные работы пороги буду менять.

отето уровень!давай ждём фото

но… постойте-ка… На родных аммортизаторах 965 не было пружин. Это от 968

Отлично получилось! А пружины новые в наше время приобретены? Если да, то за сколько и где?! Спасибо

спасибо!пружины я купил пол года назад в интернете у одного мужика он покупал при союзе себе так и не воспользовался выставил на продажу.за 60 грн 2шт это 150 руб я сразу же и купил.старые снял они были севшие на полтора витки

За что любили и ненавидели ЗАЗ-965: удачные и провальные решения Горбатого «Запорожца»


Редкий автомобиль получал столь обидные прозвища и постоянно подвергался таким оскорблениям, как ЗАЗ-965, он же – Горбатый, Запор и Консервная Банка. Это вдвойне удивительно для нашей страны, где во времена этого Запорожца царил дефицит любых автомобилей. Однако из песни слова не выкинешь.

За что любили и ненавидели ЗАЗ-965: удачные и провальные решения Горбатого «Запорожца»

Эстрадные хохмачи называли ЗАЗ-965 самой дорогой машиной: дескать, на нее копят всю жизнь. Но о 965-м мечтали немногие: каждый старался наскрести хотя бы на Москвич. Горбатый в шестидесятые годы стоила примерно 2220 рублей – Волга ГАЗ-21 стоила тогда 5600 рублей. Основными «мечтателями» были небогатые обладатели двухколесного транспорта, которым хотелось иметь крышу над головой.

А вам слабо?

Между тем именно Горбатый обладал рядом интересных особенностей, присущих только ему. Кстати, эта кличка появилась значительно позже: в 60-х ее не было. А ее происхождение объяснялось формой задней части кузова: для размещения мотора сзади заднюю крышку пришлось сильно изогнуть. Что касается мотора, то он действительно был необычным. Помимо заднего расположения, его отличала V-образная конструкция. Мало того, этот мотор не нуждался в антифризе, поскольку имел воздушное охлаждение.

За что любили и ненавидели ЗАЗ-965: удачные и провальные решения Горбатого «Запорожца»

Это еще не всё. Ни на Волгах, ни на Москвичах той эпохи не было такой печки: она была автономная! Поэтому гонять двигатель для обогрева салона не требовалось.

Оценим еще раз «фигуру» Горбатого. Только у ЗАЗ-965 было плоское днище, которое порой позволяло ему проползать по колее там, где более дорогие легковушки пасовали. А вот «косолапая» задняя подвеска с поперечными треугольными рычагами действительно вызвала насмешки. Аналогичное решение тогда применялось на грузовых Татрах, которых на наших дорогах было довольно много.

За что любили и ненавидели ЗАЗ-965: удачные и провальные решения Горбатого «Запорожца»

Багажника в привычном смысле слова на ЗАЗ-965 фактически не было: спереди прятались бензобак, запаска, грелка с водой для омывателя и набор инструментов.

Двери ЗАЗ-965 открывались назад, а не вперед, как на той же Волге. Очень часто это приводило к тому, что неряшливо прикрытая дверь на ходу открывалась, обрывая слабенький ремешок-ограничитель и уродуя кузов.

За что любили и ненавидели ЗАЗ-965: удачные и провальные решения Горбатого «Запорожца»

Передние и задние стекла были взаимозаменяемы. Заметим, что ЗАЗ-965 стал последним советским автомобилем с тумблерным переключателем сигналов поворота. А одометр на ЗАЗ-965 был шестизначным, поскольку измерял расстояние с точностью до сотен метров! По неизвестной причине владельцы других автомобилей не хотели в это верить, презрительно обвиняя владельцев 965-х в неграмотности.

За что любили и ненавидели ЗАЗ-965: удачные и провальные решения Горбатого «Запорожца»

К чести Горбатого, он был единственным автомобилем в СССР, который также выпускался в многочисленных модификациях с измененными для инвалидов механизмами управления.

Неприятной особенностью ЗАЗ-965 была его склонность к перегреву мотора. Поэтому каждый второй Запор летом ездил с капотом, подпертым какой-то подходящей распоркой.

За что любили и ненавидели ЗАЗ-965: удачные и провальные решения Горбатого «Запорожца»

Неказистая внешность машинки часто обыгрывалась в кино. В бондиане «Золотой глаз» звучит фраза «Она меня никогда не подводила!», но, чтобы заставить кого-то смеяться, ее зачем-то лупили огромным молотом.

За что любили и ненавидели ЗАЗ-965: удачные и провальные решения Горбатого «Запорожца»

А самый привлекательный кинообраз Горбатый создал в фильме «Три плюс два», где на нем разъезжали две тогдашние кинодивы – Фатеева и Кустинская.

За что любили и ненавидели ЗАЗ-965: удачные и провальные решения Горбатого «Запорожца»

Краткая биография

Серийное производство ЗАЗ-965 «Запорожец» начали в конце 1960 года. Мотор V4 развивал 23 л.с. С 1963-го его сменил ЗАЗ-965А с мотором 27 л.с. Последний раз модель изменили в 1966-м, установив, в частности, 30-сильный двигатель. На экспорт автомобиль шел под именем «Ялта» (Jalta).

За что любили и ненавидели ЗАЗ-965: удачные и провальные решения Горбатого «Запорожца»

На базе ЗАЗ-965 создали почтовый фургон 965С, а также семейство ЗАЗ-970 — фургон, пикап и минивэн вагонной компоновки. Всего до 1969 года построили чуть более 322 тысяч машин.

Редакция рекомендует:


«Галогенки» Osram Night Breaker 200: как улучшить свет фар и ничего не нарушить


Как вернуть неокрашенному пластику кузова черный цвет?


Как победить коррозию? Эффективный способ для самостоятельного устранения ржавчины

Спасение ржавого ЗАЗ-965 или новая жизнь Горбатого Запорожца

В большинстве случаев восстановление классического советского автомобиля является хобби настоящих мужчин. В этом случае никто не считает ни временных, ни финансовых затрат. Тут важен процесс. При этом, для начала работ ищут максимально сохранившийся оригинальный автомобиль. Но наш сегодняшний умелец легких путей не искал и нашел для себя самый убитый ржавчиной и временем ЗАЗ-965 или Горбатый Запорожец.

Автомобиль, точнее то что от него осталось прибыл примерно в таком виде. Смотреть на это непросто, поэтому женщин и детей лучше сразу убрать от монитора.

Восстановление кузова происходило следующим образом. Находились оригинальные донорские кузовные панели, как в этом случае. и вваривались на место не подлежащих восстановлению.

Процесс реставрации панели приборов Горбатого вообще поражает. Что называется зацените, что было и что стало.

Хромированные детали прошли примерно такую же тщательную процедуру. Полная очистка от ржавчины и никелирование.

После грандиозной жестянки Горбатый постепенно приходил в себя и уже стоял на собственных колесах. Начался этап малярных работ.

Встал вопрос о новом силовом агрегате. Так у мастера появилась идея установить более мощный и надежный двигатель AR 30751 итальянского производства. Тем более по габаритам мотор подходил и обеспечивал низкий центр тяжести. Горизонтально-оппозитный движок с 4-мя цилиндрами, объемом 1.5 литра, с жидкостным охлаждением, оказался идеальным вариантом.

Через переходную плиту мотор соединили с запорожской трансмиссией. В моторном осеке пришлось немного переделать крепления и установить пару жидкостных радиаторов.

После чего оживший ЗАЗ-965 отправился в покраску, где получил свой новый цвет кузова.

Осталось собрать этого красавца внутри, поставить хромированные детали экстерьера и наслаждаться восхищенными взглядами в потоке серых, унылых машин.

Более подробный процесс восстановления Горбатого в видеоформате.

На сборку автомобиля ушло много месяцев непростой работы и поиска оригинальных запчастей. В итоге получилась вот такая замечательная машина.

Вся неправда о «горбатом»: развенчиваем мифы и реабилитируем Запорожец


Примитивный, маленький, тесный, неудобный, ненадежный. Его записали в сотни анекдотов и «украсили» десятками ярлыков, причем и те и другие – обидные, критические и… несправедливые. Ну не был он таким! Поездив на самых разных ЗАЗ-965, как восстановленных у лучших реставраторов, так и не тронутых ими, мы вооружились книжками, призвали свой опыт и решили лично разобраться с имиджем первого Запорожца.

1. Маленький

Н икакой он не маленький – для своего класса Запорожец был даже великоват. По тогдашней классификации ЗАЗ-965 с его 650 кг массы и габаритами 3 330 х 1 395 х 1 450 мм относили к микроавтомобилям. При этом многие модели-аналоги были менее солидны – например, Fiat 600 (3 215 х 1 380 х 1 405 мм), Morris Mini Minor (3 030 х 1 390 х 1 350 мм), NSU Prince (3 145 х 1 420 х 1 370 мм). Но советскому гражданину ЗАЗик казался маленьким на фоне привычных Москвичей, Побед, Волг и ЗИМов. Сегодня нам, как людям, знакомым с Окой, Smart, Daewoo Matiz, Hyundai i10 и прочей современной мелкотой, «горбатик» не показался бы таким уж маленьким.

2. Тесный

Преувеличение! Да, не Волга, но для четырех взрослых человек, как заявлено в мануале, вполне пригодный. Ширина салона (1 300 мм) даже больше, чем у более крупного Москвича-408/412 (1 220 мм), и запас пространства над головой – тоже больше, на целых 15 мм! Спереди можно вытянуть ноги, а сзади двое средней комплектности мужчин у нас сидели, едва касаясь коленями спинок передних кресел и с зазором «в плечах». Да, люди повыше тут подпирали бы передние кресла сильнее, но это единственная претензия к вместительности «Запика»!

Салон этого ЗАЗ-965 подвергнут легкому тюнингу

Салон этого ЗАЗ-965 подвергнут легкому тюнингу

Во всяком случае, практически у всех четырехместных автомобилей-конкурентов салон еще короче, причем у многих разница составляет сразу около 10 см: Renault 4 CV, NSU Prince, Trabant, Lloyd LP 600. Что касается комфорта Запорожца, справедливым было бы упрекнуть его за жесткую переднюю подвеску – но зато она была практически непробиваемой. А что на самом деле показалось мне тесным, так это педальный узел, но за это ЗАЗика почему-то никто не критикует. Зато руль легкий и вполне адекватный по обратной реакции.

3. Примитивный

Отнюдь! Все, что есть в конструкции ЗАЗ-965, направлено на достижение компактности – но никак не на экономию и не на упрощение. В СССР с его нерыночной экономикой производители не стремились «наварить» побольше денег на потребителях. Поэтому, пожалуй, в Запорожце нет ни одного откровенно бюджетного решения, ни одной явно «фуфлыжной», одноразовой детали. Все узлы ремонтопригодны и рассчитаны на длительную эксплуатацию. За что ни возьмись рукой – все прочное, надежное, пусть и не всегда изящное.

Компоновка автомобиля, схема и устройство двигателя, конструкционные материалы, оснащение, отделка интерьера – все было сделано на современном для того периода уровне или с опережением его. К примеру, большая часть иномарок-одноклассников «Запика», как и он, были именно заднемоторными, но кроме него лишь две–три модели имели полноценный четырехцилиндровый силовой агрегат. Мало того, только у ЗАЗов он был рациональной для заднего размещения V-образной схемы. А еще ни одна серийная легковушка в СССР не имела независимой подвески – кроме Запорожца, разумеется!

4. Немощный

Вранье! Другие машины тогда были не более «заряженными»! С самыми распространенными моторами (27 и 30 л. с.) Запорожец имел энерговооруженность 24–21 кг на 1 л. с., а, например, современный ему Москвич-407 – 22 кг на 1 л. с. Естественно, с полной нагрузкой расклад менялся, но это удел любого малоформатного автомобиля, обусловленный, кстати, более рациональным соотношением полезной нагрузки и собственной массы машины.

Сегодня еще можно встретить ЗАЗик, которого не касалась рука реставратора

Сегодня еще можно встретить «ЗАЗик», которого не касалась рука реставратора

В целом, динамика исправного «горбатого» вполне соответствовала духу времени – другое дело, что поддерживать бюджетную машину в исправности могли не все владельцы. В сегодняшнем городском потоке автомобиль держится вполне уверенно – но только в пределах первых двух–трех передач. Затем, ясное дело, запал иссякает – нынешние скорости уже не те.

5. Мотор негодный – хронически перегревается

Неужели вы думаете, что в СССР кто-то мог поставить на конвейер двигатель, непригодный к эксплуатации? Исправный двигатель МеМЗ-965 (Мелитопольского моторного завода) поддерживал штатный тепловой режим при любых условиях движения: с полной нагрузкой машина проходила госиспытания на Севере, на Кавказе, в Крыму, Средней Азии – собственно, там, где впоследствии она с успехом и эксплуатировалась.

Напольный акселератор был у машин первого года выпуска

Настоящей же бедой Запорожцев было то, что не все владельцы поддерживали свой автомобиль в надлежащем техническом состоянии. Собственно, это касалось не только ЗАЗов, и неважно, о каком типе мотора идет речь: если неухоженные «водянки», к примеру, оставляли на дорогах лужицы воды, то «воздушники» – грелись. Элементарная процедура мойки или очистки двигателя ЗАЗа предупреждала проблемы, но у многих горе-автолюбителей под кожухами системы охлаждения мотор обрастал масляной коркой, армированной слоями пыли и пуха, и нарушение температурного режима было гарантировано.

Двигатель V4 был компактным и занимал не все подкапотное пространство

А если после ремонта или обслуживания «умельцы» выбрасывали из-под капота хотя бы часть жестяных воздуховодов (а ведь выбрасывали поголовно, едва ли не через одного!), конкретный перегрев не заставлял себя долго ждать. На беду, сети автосервисов – ни для ЗАЗов, ни для других марок – в стране в 1960-е не существовало, и прививать культуру грамотного обслуживания Запорожцев было некому.




6. Боится жары

Выдумки! В корне ошибочный стереотип, распространяющийся в автолюбительской среде на все моторы воздушного охлаждения. Между тем, исходя из теории ДВС, жара менее влияет на работу мотора-«воздушника», чем привычной всем «водянки». Причина проста: разница температур между цилиндром двигателя (140–180 °С) и теплоносителем – забортным воздухом (допустим, 30 °С) куда выше, чем между тем же цилиндром и омывающим его антифризом (90 °С). Улавливаете суть? На фоне разницы в 110–150 градусов изменением температуры воздуха за окошком Запорожца на 15 градусов, как говорят физики, можно пренебречь. Откуда же взялся этот устойчивый стереотип о том, что Запорожцы особенно часто перегреваются в жару?

Видимо, дело в том, что в СССР половина «частников» эксплуатировали машины только в теплый сезон. И именно летом количество Запорожцев на дорогах существенно возрастало: дачи, пора отпусков, вояжи к морю, в горы, на реку. А где вояжи – там перегруз, там интенсивный скоростной режим, и, естественно, при вышеуказанных неладах в моторе – его перегрев. Вот и стояли на обочинах «Запики» с поднятой крышкой капота, остывая и делая себе антирекламу. Зимой процент ЗАЗов на дорогах иной, режимы движения – тоже, и приметных силуэтов с поднятым задним капотом на порядок меньше.

Щиток приборов без-термометра — признак ЗАЗ-965 выпуска до июля 1964 года

Щиток приборов без термометра – признак ЗАЗ-965 выпуска до июля 1964 года

В наши дни мы ездили на отлично восстановленных, отлаженных и комплектных машинах, и понятно, что стрелка термометра на приборном щитке вела себя дисциплинированно. С другой стороны, личный опыт автора, в студенчестве проездившего три года на древнючем ЗАЗ-966 с таким же мотором-«тридцаткой», как у «горбатого», подтверждает: чистый и правильно отрегулированный «движок» не греется, как ни мучай его перегрузами и крутыми подъемами.

7. Ненадежный

Надежный. Мало найдется случаев, чтобы один из 322 166 экземпляров «горбатого», выпущенных в Запорожье с 1960 по 1969 гг., остановился в поле и не смог доехать домой. Другое дело, что он не был столь долговечным, как «государственные автомобили» – созданные для работы в госструктурах Победа, Волга, ЗИМ. И все же конструкция ЗАЗ-965 соответствовала условиям эксплуатации в любых регионах Союза: прочная подвеска, недетский клиренс (175 мм), жесткий и «негниющий» кузов, мощный отопитель (он же предпусковой подогреватель).

Слабые места, конечно, были – двигатель служил не более 35–50 тысяч километров до среднего ремонта, быстрее других узлов изнашивалась передняя подвеска. Но и тут все зависело от ухода: двигатель требовал хорошего масла (а многие заправляли его низкокачественным автолом), а шкворни и втулки торсионов «передка» нужно было регулярно смазывать.

ЗАЗ-965_01

Подобная-чрезмерная-косолапость-не-была-типичной-для-ЗАЗ-965

Такой-капот-был-у-ЗАЗ-965-второй-серии

С годами массового производства ЗАЗ-965 запущенных экземпляров на улицах становилось все больше, ведь потрепанный «горбатик» стоил сущие копейки, и вкладываться в серьезный ремонт резона не было. Тем не менее в край «убитые» экземпляры продолжали кое-как ездить и, кроме пользы своим владельцам, приносили модели имидж ненадежной. Мы сегодня ресурсных испытаний не проводили, но смеем заверить: исправный, хорошо отлаженный ЗАЗ-965 ведет себя на ходу совершенно адекватно и производит целиком приятное впечатление и на водителя, и на пассажиров.

8. Скопирован с Fiat

Так ставить вопрос нельзя. Похож внешне – да, но только спереди, и, скорее, все же стилистически. Отличия более существенны: у Fiat 600 (1955 г.), который «знатоки» называют прототипом Запорожца, корма была совершенно иной – бесступенчатой (типа фастбек), а боковины выглядели совсем архаично – с рудиментами в виде старомодных выступающих крыльев. Касательно начинки вообще разговора нет. Передняя подвеска отличается принципиально, колеса разных калибров, двигатель у «нашего» – V-образный «воздушник», у «итальянца» – рядный, водяного охлаждения, с радиатором, пристроенным в правом крыле. Из действительно схожего – конструкция силовой схемы кузова и коробка передач, объединенная с главной передачей. Хотя точно такая же развернутая вперед трансмиссия была еще на Volkswagen Kafer 1938 года, так что кто кого скопировал, это вопрос.

Такая-эмблема-использовалась-в-первые-годы-производства-горбатого

…Уффф! Кажется, всю возведенную на Запорожца напраслину мы разметали в пух и прах. Но дело по реабилитации «горбатого», которое мы взвалили на себя, не окончено. В следующий раз мы напрямую сравним ЗАЗ-965 с иномарками – его современниками и конкурентами. Тогда сами увидите, насколько был крут Запорожец.

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Старый Запорожец - незабываемый любимый первый автомобильчик со всеми его радостями и болезнями. Относительно перегрева - было дело, но не надо винить только нерадивых владельцев. Ребра воздушного охлаждения цилиндров трудно содержать в чистоте, если масло подтекает из-под резиновых уплотнителей кожухов штанг толкателей клапанов. Вот, например, вы поменяли эти уплотнители, а вам в государственном магазине автозапчастей продали очередное г*но, резина моментально задубела и масло снова потекло. На масло снова налипает пыль, на ребрах цилиндров снова растет "шуба". Как скоро вам снова захочется перебирать двигатель со снятием всех цилиндров? Может быть уже тогда была государственная программа уничтожения отечественной промышленности через производство брака?

Сам увлекаюсь историей отечественного автомобилестроения. Даже писал статьи на эту тему. Дело в том, что двигатель и коробку в ЗАЗ поставили не те, которые изначально предусматривались проектом. Как известно, одновременно с разработкой ЗАЗ шла разработка десантируемой амфибии. Изначально планировалось ряд узлов этих машин унифицировать. Двигатели и трансмиссии для машин были различны. Так на ЗАЗ планировалось ставить оппозитный мотор с охлаждением центробежным вентилятором, что типично для двигателей воздушного охлаждения, расположенных в задней части машины. Именно с ним Запорожец и был изображён в иллюстрации к статье в журнале "Техника Молодёжи" №5 за 1959 год. Для военной машины был разработан совсем другой двигатель, в соответствии с совсем другими ТЗ. У него вентилятор был совмещён с генератором, был применён центробежный масленый фильтр, блок сделан из сплава алюминия и магния. Но мощности завода не позволяли освоит производства одновременно двух очень разных по конструкции и несовместимых по деталям двигателей. Поэтому, руководство министерства решило проблему просто - движок будет один. Выбрали тот, что подходил для разрабатываемой военной техники. То, что конструкция этого двигателя не была рассчитана на размещение агрегата сзади, никого не волновало. Так и началась великая эпоха мучений владельцев запорожцев с перегревом.

При всем уважении к автору и его материалам с многим касательно 965 го Запорожца, ну кроме того, что это совсем не копия FIAT600, поспешу не согласиться. В данной статье много своеобразных оправданий очевидному, то чего, действительно, было и есть. Народная молва совсем не обманывает: проблем с ЗАЗом - масса - и дело не в руках, растущих из неправильного места и головах с одной извилиной - особенности конструкции. Одно время в моем владении был ЗАЗ 965А 1964 года - и мне очень нравилась эта машина: веселым тарахтением двигателя, легким рулем, как будто с усилителем, ну и конечно, дизайн - симпатичная машинка получилась, как ни крути! Однако, стремясь сохранить машину в стоке, без всех этих атрибутов колхоза, меня никогда не посещала мысль ездить на 965 м каждый день. Он не приспособлен под современный ритм жизни. Это совсем не "Жигули", которые до сих пор полноценное средство передвижения. Как ни оправдывай мотор НАМИ - но он перегревается - даже если очищать ребра на цилиндрах и на крышке масляного поддона. Температурный режим двигателя постоянно завышен - это сказывается и на ресурсе и на интервалах замены масла и на самом качестве масла. Думаю, автору приходилось слышать, что во времена СССР многие ЗАЗовладельцы заливали масло для дизельных моторов грузовиков. А попробуйте завести этот двигатель в мороз! Еще одна беда: хронический недозаряд АКБ - кто постоянно ездят на Запорожцах меняют и генератор ( например на изделие Bosch), и приводный шкив. Косолапая задняя подвеска с колесами домиком - это классный фокус, которым можно развлечь подругу - пусть посмеется, ведь прикольно же, когда только в загруженной машине колеса и принимают нормальное положение. С точки зрения всего прочего - откровенный косяк, который был признан даже создателями машины - ведь были же случаи, когда входя в поворот колеса подламывались и авто переворачивалось. Кузов - прочный - спору нет, но случись небольшая авария - крыло не поменяешь - цельная конструкция! Ну и на закуску о том без чего Запорожец не Запорожец - о бензиновом отопителе. Если не ошибаюсь, в одном из своих материалов автор упоминал, что устройство и проблема отопителя занимали доброю треть объема инструкции по эксплуатации. А ведь это была не перестраховка - он действительно, таковым был - ненадежным и пожароопасным. Да и всунули этот отопитель скорее только потому, что альтернативы не было никакой. В общем, несомненно, Запорожец - это легенда, но в конструктивном плане гордиться особенно нечем, а проблем этот автомобиль своим владельцам доставлял всегда.

Тюнинг ЗАЗ 965 — самостоятельная модернизация основных деталей «горбатого»

Тюнинг ЗАЗ 965 напрямую зависит от того, какую функцию автомобиль выполняет в хозяйстве. Если владелец машины содержит машину исключительно как красивый раритет, то выполняется только улучшение экстерьера Запорожца, без вмешательства в работу элементов под капотом. Если же машина используется по назначению, то стоит заменить мотор и доработать подвеску, а также сделать стайлинг кузова.

1 Замена двигателя машины – для повышения мощности и динамики

Как ни крути, а в увеличении мощности ЗАЗ 965 все же нуждается, особенно если машина регулярно эксплуатируется. При 30 «лошадках» штатного мотора ездить на автомобиле можно разве что к ближайшему магазину. К счастью, выполнить тюнинг советского «старика» вполне реально своими руками. Первое, что для этого потребуется – определиться с запчастями для замены.

Как показывает практика, оптимальным вариантом для тюнинга раритета станет карбюраторный мотор от ВАЗ 2101 или ВАЗ 2105. Для замены штатного силового агрегата Запорожца потребуется поставить автомобиль на ровной поверхности.

Замена двигателя ЗАЗ 965Рекомендуем ознакомиться

ЗАПОРОЖЕЦ + BMW РАВНО ДРИФТ: ТЮНИНГ ЗАЗ-968

«Москвич-401» – тюнинг своими руками

Тюнинг ГАЗ 69 – как сделать легендарную модель современнее

Тюнинг ЗАЗ 968м –лучшие варианты модернизации!

Тюнинг УАЗ Патриот – конструктивные решения для улучшения внедорожника

Тюнинг ЗИЛ 130 – современные способы усовершенствования

Тюнинг Луаз – улучшаем раритет, сохраняя индивидуальность

Тюнинг Москвич 2141 – кардинальные изменения для максимального эффекта

Тюнинг ГАЗ 66 – улучшаем характеристики русского внедорожника

Мотор в раритетном авто расположен в задней части, и чтобы заменить двигатель, придется полностью снимать крышку багажника. В противном случае можно сломать ее подъемником.

После демонтажа крышки нужно аккуратно приподнять мотор, отсоединить шланги подачи топлива, канал сцепления и всю имеющуюся проводку. Далее полностью демонтируем мотор и очищаем посадочное место. Затем монтируем новый двигатель. Подключаем заводские шланги и опускаем мотор на место. В конце останется закрепить двигатель и проверить его работу.

2 Монтаж новых ступиц на ЗАЗ – улучшаем управляемость раритета

Тюнинг ЗАЗ 965 невозможно представить без доработки подвески. Первый элемент ходовой части, который нуждается в замене – это ступицы или ступичные подшипники. В современных автомобилях ресурс этих запчастей рассчитан не более чем на 80 тыс. км. пробега, а что уж говорить о стареньком Запорожце. Нам понадобятся новые детали от Tavria или ГАЗ. Кроме того, для замены своими руками нужно подготовить:

упоры и домкрат;

комплект гаечных ключей;

приспособление для выпрессовывания.

Доработка подвески Запорожца

Для начала ставим упоры под задние колеса машины. Срываем крепежи того колеса, с которого вы начинаете замену ступицы. Далее вывешиваем авто домкратом. Ставим подпорку под кузов и снимаем колесо. Разводим тормозные колодки и снимаем суппорт. После этого потребуется полностью снять детали тормозной системы и выкрутить болт ступицы. Снимаем элементы рулевой тяги и молотком выбиваем шаровую опору. Вынимаем ШРУС и демонтируем кулак ступицы.

Следующим шагом станет выпрессовывание ступичного подшипника. Если под руками нет специального съемника, то можно использовать любое другое приспособление. Далее монтируем новую запчасть и надежно запрессовываем ее. Делается это так же, как и при запрессовке сайлентблоков. После этого приступаем к обратной сборке конструкции. Выполняем те же действия с другим колесом и переходим к работе с экстерьером ЗАЗ.

3 Оригинальный тюнинг оптики и не только

Среди современных автомобилей Запорожец смотрится довольно-таки колоритно. Однако можно сделать его внешний вид еще оригинальнее, установив вместо штатной передней оптики фары от модели ИЖ 412.

Этот тюнинг довольно просто выполнить своими руками. Первое, что потребуется – это демонтировать заводскую оптику машины. Вначале вытягиваем подвижный «горшок» и отключаем проводку фар от колодки. Спиливаем язычок в верхней части «глазка», после чего снимаем облицовочный ободок штатной оптики.

Тюнинг фар автомобиля ЗапорожецДалее потребуется примерить фару от ИЖ. Прикладываем излучатель к месту посадки и отмечаем места для шести отверстий, два из которых должны быть чуть больше остальных. Таким образом, четыре отверстия будут служить для крепежа, а два чуть побольше мы используем для монтажа регулировочных фишек. Новые фары будут располагаться в вертикальном положении, поэтому нам потребуется полностью спилить язычок. Демонтируем с излучателя фишки для регулировки и фонарь. Далее просовываем проводку от фары ИЖ внутрь отверстия, где раньше располагались провода от фар Запорожца. Прикладываем ободок и крепим его, протянув болты изнутри. Далее в закрепленный ободок устанавливаем фишки и сам излучатель.

На установленную оптику можно нанести тонировку. Для этого фары моются и обезжириваются. После этого обрызгиваем переднюю оптику водой, а также смачиваем тонировочную пленку. Отклеиваем изделие от бумажной подложки и аккуратно приклеиваем его на фару. После этого шпателем выгоняем воздушные пузыри и оставляем оптику сохнуть. Как только фара высохла, можно продолжать эксплуатацию авто.

4 Тюнинг дверей машины – чтобы обезопасить себя и других

Еще один вариант внешнего тюнинга – это замена механизма открывания задних дверей. Изначально двери ЗАЗ открываются против движения. Эта, своего рода, «фишка» авто смотрится довольно оригинально. Но если открыть двери на ходу, то это может привести к непредвиденным последствиям. Поэтому, от греха подальше, можно переставить двери на передние петли. Для подобной доработки своими руками нам потребуется новый замок, петли и дрель.

Перестановка дверей ЗАЗ 965 на передние петлиСначала необходимо снять задние двери Запорожца, после чего демонтируем механизмы открывания дверей. Откручиваем и вытягиваем с дверей замки закрывания. Прикладываем петли к тому месту, где будем их устанавливать, и дрелью просверливаем по два отверстия сверху и снизу арки.

Устанавливаем петли, после чего приступаем к монтажу нового замка в двери авто. Для этого примеряем новую деталь, и, при необходимости, просверливаем дополнительные дырки. Крепим блокиратор, предварительно смазав его конструкцию пастой WD-40. Этим же составом обрабатываем петли перед установкой дверей. В конце ставим дверцы и проверяем их положение – детали должны встать ровно и не шататься.

Реставрация ЗАЗ 965А 1967 года выпуска

www.vsyako.net

www.vsyako.net

Сегодня начал разбирать зазика. Пока сделал не много, но уже видно, что сварочных работ будет не мало. Что будет после снятия краски пока даже думать не хочу )))

www.vsyako.net

www.vsyako.net

www.vsyako.net

Итак процесс идет…
Разобран заз практически полностью.
Уже снят мотор с кпп, печка, снят весь салон, стекла, потолок и тд.
www.vsyako.net

Сегодня окончили разборку. Снята полностью вся проводка. Как ее потом при сборке опять пропихивать через стойки — очень большой вопрос ))
Разобрали двери, сняли стекла и алюминевые ободки дверей не погнув их! ))
www.vsyako.net

Процесс как говорится идет…
Оказалось, что ранее кузов был ровным благодаря шпаклевке)). Тот кто делал его раньше, закончил архитектурный институт явно с отличием ))) но ничего, пациент скорее жив чем мертв.
www.vsyako.net

Зачистили кузов до металла…всплыли всякие дырки и т.д.
Машина уже на рихтовке/сварке, надеюсь через пару недель горбик вернется уже без гнили, ровным (насколько возможно) и готовым примерить на себя новый цвет ))
www.vsyako.net

www.vsyako.net

www.vsyako.net

В общем отдал вчера бампера на ремонт и перехром.

www.vsyako.net

www.vsyako.net

Работы по подготовке к покраске идут, надеюсь скоро уже машина покрасится и начнется самое интересное — сборка )))

www.vsyako.net

www.vsyako.net

В малярке процесс подготовки к покраске все еще идет. Шпаклюется, затирается, снова шпаклюется…и так по кругу и много раз. Вроде как скоро уже финиш. Эх…быстрей бы уже)))

www.vsyako.net

Итак, финал по малярке уже совсем скоро…
Расписывать особо нечего, все на фото
www.vsyako.net

www.vsyako.net

Салон был готов еще неделю назад, и мастер прям под моим домом работает, а все как то не мог забрать его…
Сегодня наконец заехал и все забрал!
www.vsyako.net

www.vsyako.net

www.vsyako.net

Итак, вчера как и планировалось установили новый потолок.
Теперь можно ставить стекла, вешать собранные двери, стелить резину пола и наконец ставить сидения!
www.vsyako.net

Итак сборка подошла к концу! Ура!

www.vsyako.net

Естественно есть мелкие недоделки…которые будем устранять уже после сбора. главное что на выставку едем своим ходом ))) и даже с тормозами ))

Реставрация ЗАЗ-965 Ялта

Загорелся я реставрацией автомобилей очень давно — но только в конце 2014 года решил осуществить свою давнюю мечту — реставрировать прекрасную машинку ЗАЗ 965 Ялта. С помощью профильного форума нашел свой вариант — экспортный вариант 1965 года выпуска прекрасного бирюзового цвета. Забрал ее в Калужской области.



За полтора месяца машину полностью покрыли антикором снизу, немного проварили место крепления передней подвески, заменили двигатель, кпп и полуоси на практически новый (с пробегом 4 тыс. км) — на одном из фото виден донор 966. Поставили полностью новую переднюю подвеску. Заменили все трубки на медные.



В Ретродетали куплены все резинки, бархотки, новые фары, блок предохранителей, стекло на панель приборов. Купили комплект из 5 дисков с буртиком практически в идеальном состоянии. На них поставим новую (!) резину В-67Б — и будет вариант для выставок. Для редких поездок по городу — купил новые диски, на нее поставлю более современную резину.



Машина подготовлена к покраске — вся выведена и отгрунтована. Смотреть приятно. Жду когда отдадут малярам.



Машина пришла от маляров и покрашена (с моей точки зрения) очень хорошо. Цвет даже при искусственном освещении очень глубокий и насыщенный, при этом — без излишнего блеска. Честно говоря, не думал что цвет будет такой красивый. Жду когда будет возможность сделать фото на улице при ярком солнце.



Начали сборку электрики и наружки. Установлены новые бампера, фары, подфарники (еще жду резиновые уплотнители для них), поворотники и молдинги (один еще предстоит заменить). Надписи 965А пока не устанавливаю — жду возможность найти новые (у моих на одной из надписей отломана палочка). Проведена вся электрика, смонтирована панель приборов и все переключатели внутри салона. Стекла поставим в ближайшие дни.


Теперь установлены все стекла (последним было заднее):


Устанавливается шумоизоляция по всему салону:


Изготавливается салон — каркасы сидений в идеальном состоянии, требуется только немного локально подкрасить. Каркас заднего сиденья будет отпескоструен, отремонтированы пружины, отгрунтован и покрашен. Ткань куплена аутентичная (у Димаскеса в Питере). Забрал последнюю в зеленый ромбик. Кожзам в цвет оригинального нашел в компании Артефакт в Москве.




Собрали и установили руль. Прям красота…


Сегодня совершили первый пробный выезд на моей Ялте. К большому сожалению у меня присутствовать не получилось (моя любимая жена уехала на танцевальный фестиваль в Воронеж и я остался с тремя замечательными дочками на эти выходные)

Читайте также: