как включить печку на ваз 21099

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Устройство печки ВАЗ-21099

Ни о какой комфортабельности во время поездок на автомобиле ВАЗ-21099 не было бы и речи, если бы салон этого седана не комплектовался системой отопления. Причем обеспечение комфортной температуры в салоне можно считать второстепенной задачей, а основной – обогрев стекол (лобового и боковых передних дверей) для обеспечения обзорности в условиях сниженных температур.

отопитель ВАЗ-21099 в разрезе

На ВАЗ-21099 используется классическая для всех авто система отопления, в которой нагрев воздуха осуществляется при помощи дополнительного радиатора системы охлаждения, устанавливаемого в салоне под приборной панелью. Благодаря такому месту расположения удается обеспечить обогрев нескольких зон – обдув на лобовые и боковые стекла, под ноги и непосредственно в сам салон.

Для обеспечения эффективности работы печки необходимо, чтобы движение потока было не самовольным (за счет перепада температуры), а принудительным. И для этого система обогрева дополнительно комплектуется вентилятором с электроприводом.

Конструкция отопителя ВАЗ-21099

А далее все просто: создаваемый поток проходит через соты радиатора, где происходит теплообмен, в результате тепло отдается воздуху, который затем дует в требуемые зоны по воздуховодам.

Конструкция печки ВАЗ-21099 включает в себя несколько основных составных элементов:

  • корпус печки из пластика;
  • радиатор системы обогрева (подключенный к системе охлаждения);
  • вентилятор с электроприводом;
  • воздуховоды;
  • механизм управления отопителем.

схема печки ВАЗ-21099

На этом авто применялись отопители двух модификаций (старого и нового образца), которые несколько отличались по устройству, но составные части у них полностью идентичны.

Корпус, радиатор, заслонки

Благодаря корпусу обеспечивается требуемое перенаправление обогрева, поскольку создаваемое моторчиком вентилятора движение сразу же подается в него, а не рассеивается. Сам корпус печки ВАЗ 2109 состоит из двух половин, соединяемых между собой специальными скобами. Для уменьшения потерь потока между его половинами укладывается уплотнитель. Внутри обеих половин сделаны перегородки, которые и обеспечивают правильное направление.

Также внутри этого корпуса сделана ниша, в которую устанавливается радиатор. Изначально радиатор изготавливался из латуни, сейчас же он практически всегда делается из алюминия. Устройство радиатора печки 2109 идентично основному (состоит из двух бачков, трубок, по которым циркулирует охлаждающая жидкость, и пластин, формирующих соты), но значительно меньше в размерах.

Видео: Плохо ГРЕЕТ Печка в ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2110, 2111, 2112, 2113, 2114, 2115

Обдув воздуха осуществляется за счет заслонок печки, также устанавливаемых внутри корпуса. Эти элементы – подвижные, и благодаря им удается перекрывать одни и открывать другие воздуховоды. Всего их три – основная (управление отопителем), воздуховода, осуществляющего перенаправление между зоной ног и подачей в салон, и заслонка подачи потока на лобовое стекло.

Дополнительные заслонки установлены на боковых и центральных дефлекторах. Получается, что по умолчанию воздух из корпуса постоянно дует на дефлекторы и сделано это для того, чтобы поток всегда имел выход. Благодаря имеющимся заслонкам можно обеспечить одновременную подачу горячего воздуха сразу в несколько зон (салон и лобовое стекло или же лобовое стекло и зона ног).

Вентилятор

Воздушный поток создается вентилятором типа «беличье колесо», приводимое в действие от электродвигателя. Эти два элемента заключены в свой отдельный корпус, устанавливаемый сверху на корпус отопителя. Причем конструктивно сделано так, чтобы обеспечить максимально простой доступ к электродвигателю, поскольку он считается одним из самых слабых составляющих системы.

Конструктивно предусмотрено три режима работы вентилятора. Это позволяет подобрать оптимальные условия подачи воздуха (холодного или горячего).

Механизм управления

Видео:Полезные советы для авто. Почему не работает печка ВАЗ.

Для управления печкой и перенаправления движения воздуха и открытия-закрытия крана подачи охлаждающей жидкости применяется механизм управления, выведенный на центральную консоль. Представляет собой механизм три ползунка и переключатель режима работы вентилятора.

Двумя остальными ползунами управляются две другие заслонки – подачи на лобовое стекло и в зону ног. К примеру, при своде их к центру (левый ползунок до упора вправо, а правый – влево), воздуховод зоны ног будет закрыт, а ведущий на лобовое стекло – открыт. При разведении же этих ползунков по краям, горячий воздух дует в ноги (причем также перекроется подача его на центральные дефлекторы).

Соединение ползунком с заслонками и краном осуществляется тросиками. Причем к основному ползунку подходит сразу два тросика, поскольку он одновременно открывает-закрывает заслонку и кран.

Отопители старого и нового образца

Напоследок отметим, что на ВАЗ-21099 разных годов выпуска применялись отопители с определенными конструктивными особенностями, которые касались угла положения радиатора и места расположения основной заслонки.

В печках, так называемого старого образца (на авто до 1998 года), радиатор устанавливался почти вертикально, а основная заслонка располагалась под теплообменником. Между задней стенкой корпуса и радиатором имелась перегородка, которая формировала канал, обеспечивающий подачу воздуха вниз корпуса.

При открытой заслонке воздушный поток двигался через радиатор, где он нагревался и подавался к воздуховодам. В режиме вентиляции основная заслонка закрывала теплообменник, формируя собой вместе с передней стенкой корпуса еще один канал, по которому поток поступал сразу на воздуховоды.

В печках нового образца (на авто с 1998 года производства) угол положения радиатора был значительно меньше, чем на старых отопителях, что, как считается, обеспечивает большую площадь контакта потока воздуха для теплообмена.

Также изменилось положение основной заслонки и ее форма (она стала дугообразной). Она стала располагаться над радиатором. В закрытом положении (режим вентиляции) заслонка обеспечивает движение воздуха по кратчайшему пути к воздуховодам.
В режиме обогрева она перекрывала канал подачи холодного воздуха на воздуховоды и направляла поток вниз корпуса, откуда он поступал на теплообменник.

Конструкционные особенности отопителя автомобиля ВАЗ-21099

Отопление салона любого транспортного средства — незаменимое условие для его эксплуатации в холодное время года. Во-первых, тёплый салон обеспечивает водителю и пассажирам комфорт при передвижении, во-вторых, исправно работающая печка является залогом безопасного движения, поскольку тёплый воздух, которым постоянно обдуваются стёкла машины, не даёт им запотеть и замёрзнуть, полностью перекрыв обзорность водителю. Наверное, нет смысла лишний раз говорить о том, что неисправная система отопления в автомобиле делает невозможной его эксплуатацию зимой. Поэтому крайне важно всегда поддерживать прибор отопления ВАЗ-21099 в исправном состоянии. Без знания его функциональных и конструкционных особенностей и назначения каждого из узлов о правильной эксплуатации и ремонте печки в автомобиле не может быть и речи.

Печка Ваз-21099 б/у

Проведём небольшой ликбез в этой публикации, где подробно опишем схему, конструкцию, особенности отопителя ВАЗа, и поделимся с автовладельцами некоторыми секретами устройства, которые помогут без перебоев эксплуатировать его длительное время.

Сразу заметим, что схема и устройство печки ВАЗ-21099 на автомобилях с высокой панелью ничем не отличаются от низкорасположенной торпеды. Единственное различие — это расположение органов управления отоплением салона и длина тягового соединения между исполнительными (заслонки отопителя) и управляющими элементами (регуляторы на панели).

Принцип функционирования системы подачи тёплого воздуха в салон автомобиля ВАЗ-21099

Печка «девяносто девятой», как и любого другого транспортного средства, тесно взаимосвязана с системой охлаждения силового агрегата, следовательно, её функциональность напрямую зависит от циркуляции тосола.

Подогрев воздуха для отопления салона обеспечивает радиатор печки, который запараллелен с основным радиатором. Непосредственно отопитель располагается в коробе воздухопритока, и находится в центральной части приборной панели. Подогретый воздух через теплопроводящие магистрали подаётся к дефлекторам, которые направляют его на стёкла машины и зону ног водителя и пассажиров.

Важно! Дефлекторы отопителя для прогрева салона в холодное время обязательно должны находиться в открытом положении.

Схема и конструкция отопителя ВАЗ-21099

В устройстве печки этой модели автомобиля нет никаких особо сложных конструкционных и технических нюансов, поэтому его без труда поймёт даже начинающий автолюбитель.

Корпус печки имеет разборную конструкцию. Он собирается из двух половин (правой и левой), изготовленных из термостойкого пластика.

Между собой они соединяются по периметру специальными металлическими скобами. Для уплотнения соединений частей корпуса печки в их пазы прокладывается резиновый жгут, который позволяет предотвратить потери тепла сквозь щель. Подачу тёплого воздуха в салон обеспечивает вентилятор, конструкция которого представлена высокооборотистым электродвигателем с закреплённой на его валу пластмассовой крыльчаткой. Вентилятор располагается в верхней части корпуса печки, это позволяет максимально обдувать её радиатор и значительно экономит теплоноситель. Поскольку известно, что нагретый воздух всегда стремится подняться вверх. Демонтировать вентилятор печки для проведения его ремонта или замены можно через моторный отсек. Особых проблем выполнение этой процедуры не составит.

Электромотор обдува имеет три режима вращения. Это обеспечивается наличием в конструкции двухспиральной системы и резистора. Заданное количество оборотов крыльчатки вентилятора контролируется дополнительным сопротивлением. Его резистор располагается в технологическом отверстии корпуса отопителя, где он крепится при помощи винта.

Радиатор печки ВАЗ-21099

В корпусе печки имеются специальные пазы, в которые устанавливается её радиатор. Он прикручивается к правой половине корпуса при помощи винтов, и по периметру уплотняется специальной прослойкой из пенополиуретана. В его конструкцию входят:

  • два пластмассовых бака;
  • магистральные трубки;
  • пластины охлаждения.

Изготавливается радиатор отопителя из различных материалов, которые обладают высокими теплопроводящими и теплоотдающими свойствами (алюминий, медь). Как отмечают опытные автовладельцы, если на транспортное средство установлен именно фирменный элемент, то разницы в материале его изготовления нет практически никакой.

Главное условие теплоты в салоне — это оригинальность изделия. Краник печки, который обеспечивает подачу разогретой охлаждающей жидкости в радиатор, агрегатируется с системой при помощи резиновых шлангов. Его конструкция состоит из корпуса, от которого отходят патрубки с закреплёнными на них шлангами для подачи разогретого тосола. Циркуляция жидкости в системе охлаждения силового агрегата ВАЗ-21099 невозможна без специальной помпы, которая имеет электрический привод.

Между корпусом крана печки и подводящей магистралью находится пластинчатый клапан, который обеспечивает циркуляцию разогретой охлаждающей жидкости. Его приводной рычаг имеет тяговое соединение с рычагом регулятора подогрева воздуха на панели управления отопителем в салоне. При воздействии на регулятор, клапан открывается, и жидкость из магистрали поступает внутрь радиатора.

Устройство органов управления отопителем

Печка ВАЗ-21099 управляется при помощи трёх регуляторов. Их рычаги смонтированы на осях кронштейна из прочной пластмассы, который крепится к приборной панели.

Регуляторы печки ВАЗ-21099

Регулятор подогрева воздуха агрегатирован с приводом заслонки и краником печки. При перемещении его в максимальную позицию, заслонка и краник полностью открыты, прогрев радиатора осуществляется значительно быстрее за счёт поступления в него большого объёма разогретого воздуха, соответственно, он выделяет большее количество тепла. Среднее положение регулятора, открывает краник с заслонкой лишь наполовину. Благодаря этому обеспечивается наиболее комфортная температура в салоне автомобиля, поскольку не весь разогретый воздух проходит через радиатор отопителя.

Следовательно, для того чтобы быстро прогреть салон машины, необходимо регулятор подогрева воздуха установить в максимальное положение, а после этого для поддержания необходимой температуры переместить в среднее. Установка регулятора в начальное положение перекрывает краник и закрывает заслонку отопителя, подогрев воздуха при этом не производится. Корректность работы регулятора во многом зависит от регулировки тяговых соединений между ним, краником печки и приводом заслонки.

Рукоятка регулятора воздухоподачи, который управляет циркуляцией воздуха внутри салона, имеет тяговое соединение с рычагом заслонки. При нахождении ползунка регулятора в крайнем, левом положении, обдув идёт в зону ног и на окна. При этом в ноги водителя воздух подаётся с правой нижней стороны, а пассажира переднего ряда — с левой. Обогрев зоны ног в задней пассажирской половине салона машины осуществляется путём подачи тёплого воздуха через магистраль внутренней вентиляции. Ползунок регулятора обдува лобового стекла через тягу связан с заслонкой, которая открывает магистраль воздухопровода, обеспечивая доступ прогретого воздуха к стеклу.

Обдув боковых стёкол, а также подача отопления в салон обеспечивается через специальные дефлекторы. Два из них располагаются посередине центральной панели, и два по её бокам. Дефлекторы имеют специальные мембранные заслонки, при помощи которых можно менять направление и величину обдува. Помимо этого, предусмотрено изменение угла наклона дефлекторов.

Исправный, хорошо работающий отопитель, с установленным на максимум регулятором подогрева воздуха, при температуре за бортом более -15 градусов, прогревает в течение нескольких минут салон автомобиля до +18 … +20 градусов и выше.

В «девяносто девятой» модели предусмотрена централизованная система вентиляции салона, благодаря которой возможен выход тёплого воздуха за его пределы. Это позволяет поддерживать более или менее комфортную температуру при закрытых окнах зимой. Конечно, вытяжная вентиляция, не обеспечит достаточный климат-контроль в салоне, но все же, без неё было бы гораздо хуже при работающем отопителе. Воздух из салона также удаляется посредством его разряжения во время движения автомобиля.

Резюмируя написанное

Как видно, конструкция системы отопления салона отечественного ВАЗ-21099 не относится к категории сложных, но все же все, её элементы взаимосвязаны между собой. А такое положение значительно усложняет поиск неисправностей отопителя в случае его поломки. По этой причине большинство автовладельцев предпочитают обращаться к специалистам СТО, нежели диагностировать и ремонтировать прибор самостоятельно.

В мероприятия по полному тюнингу ВАЗ-21099 включена процедура модернизации печки, которая позволяет значительно повысить её КПД. Но она лишена смысла, поскольку при исправно функционирующем отопителе салон автомобиля прогревается довольно хорошо.

Управление печкой ваз 2109

Устройство и эксплуатация печки ВАЗ-2109. Инструкция по ремонту.

Отопление салона любого автомобиля обеспечивается воздухом, который подогревается в радиаторе отопителя. Радиатор печки ВАЗ 2109 включен параллельно к основному радиатору, входящего в систему охлаждения автомобильного двигателя.

Сам отопитель крепится четырьмя гайками в салоне под панелью приборов к болтам, что приварены к коробке воздухопритока. Воздух, подогретый в отопителе, через систему воздухопроводов направляется в салон. Воздухопроводы крепятся к панели приборов снизу и уплотняются прокладками.

Особенности устройства печки ВАЗ 2109

Управление печкой ваз 2109

1. Скоба крепления кожухов отопителя; 2. Заслонка управления отопителем; 3. Левый кожух отопителя; 4. Тяга заслонки обогрева ног; 5. Уплотнительная прокладка радиатора; 6. Радиатор ; 7. Уплотнительная прокладка отопителя; 8. Электродвигатель; 9. Кожухи вентилятора; 10. Рабочее колесо вентилятора; 11. Заслонка обогрева; 12. Воздухопровод обогрева ветрового стекла; 13. Воздухопровод бокового сопла; 14. Боковое сопло; 15. Заслонка центрального сопла; 16. Толкатель лопаток; 17. Ось лопатки; 18. Лопатка; 19. Рычажок перекрытия центрального сопла; 20. Тяга заслонки обогрева ветрового стекла; 21. Рычажок изменения направления воздушного потока; 22. Рукоятка управления подогревом воздуха; 23. Рукоятка подачи воздуха на ветровое стекло; 24. Рукоятка подачи воздуха в ноги; 25. Кронштейн рычагов управления; 26. Скоба крепления оболочки тяги; 27. Тяга управления краном; 28. Тяга заслонки управления отопителем; 29. Заслонка обогрева ног; 30. Оси рычагов управления подогревом воздуха; 31. Стяжной винтовой хомут; 32. Клапан крана отопителя; 33. Корпус крана; 34. Рычаг клапана; 35. Шланги, соединяющие кран с радиатором отопителя; 36. Воздухопровод внутренней вентиляции; 37. Окна обогрева ног задних пассажиров; 38. Кран отопителя; 39. Окно обогрева ног водителя; 40. Облицовка центральной стойки; 41. Внутренняя полость центральной стойки; 42. Воздухопровод вытяжной вентиляции; 43. Обивка центральной стойки; 44. Облицовка дефлектора вытяжной вентиляции; 45. Резиновый клапан; 46. Корпус дефлектора; 47. Дефлектор вытяжной вентиляции; 48. I. Отопитель; 49. II. Схема работы отопителя; 50. III. Кран отопителя; 51. IV. Вытяжная вентиляция салона

Печка состоит из 2 пластмассовых кожухов (правого и левого), которые соединяются между собой по периметру скобами крепления. Специальный жгут закладывается для уплотнения в пазы кожухов. Электровентилятор, принудительно подающий воздух в салон, крепится двумя винтами сверху отопителя. Конструкция печки сделана так, что электровентилятор можно легко снять со стороны отсека двигателя.

К кожухам вентилятора крепится электродвигатель типа 45.3730, на валу которого установлено рабочее колесо электровентилятора с тремя скоростями вращения благодаря двум спиралям резистора. Чтобы получить необходимую частоту вращения рабочего колеса, предусмотрен дополнительный резистор, прикрепленный в отверстие кожуха печки с левой стороны винтом.

Радиатор подогрева подаваемого воздуха установлен в кожухах отопителя. Он крепится к правому кожуху тремя винтами и уплотняется пенополиуретановой прокладкой. Состоит он из:

  • двух рядов трубок,
  • охлаждающих пластин,
  • двух пластмассовых бачков.

Краник отопителя. состоящий из корпуса с двумя парами патрубков, подсоединен к системе охлаждения резиновыми шлангами. Циркуляцию жидкости через радиатор осуществляет насос системы охлаждения. На подводящей магистрали в корпусе крана на оси установлен пластинчатый клапан крана, имеющий отверстие пропускающее охлаждающую жидкость. Рычаг клапана соединяется тягой с рычагом рукоятки, которой можно управлять подогревом воздуха. При повороте этого рычага отверстие в клапане откроет магистраль, чтобы жидкость стала поступать в радиатор. Тут подробнее о замене крана отопителя.

Управление печкой осуществляется с помощью трех рукояток, рычаги которых установлены на осях пластмассового кронштейна, прикрепленного к панели приборов четырьмя винтами. Рукоятка управления подогревом воздействует на рычаг крана через тягу и на рычаг привода заслонки. При полном ее перемещении вправо и кран, и заслонка полностью открываются, воздух электровентилятором подаются через радиатор, где проходит прогон нагретой охлаждающей жидкости.

При среднем положении рукоятки кран и заслонка находятся в промежуточных положениях, часть воздуха в этом случае проходит через радиатор, а часть минует его. Этим надежно обеспечивается нужная степень подогрева воздуха в данный момент. Если рукоятку поместить в крайнее левое положение, кран и заслонка управления полностью закрыты, подающийся в салон воздух при этом не подогревается.

Верхняя левая рукоятка, регулирующая подачу воздуха к ногам водителя и пассажиров, соединена с рычагом заслонки тягой. При ее перемещении влево заслонка обогрева ног открывается, а воздух из кожухов направляется в окна. С левой и правой сторон воздух подается в ноги водителя и пассажира, находящегося на переднем сиденье. В ноги пассажиров на задних сиденьях воздух подается по воздухопроводу внутренней вентиляции.

Рукоятка, регулирующая подачу воздуха на лобовое стекло, соединена тягой с рычагом привода заслонки обогрева стекла. Она перекрывает или открывает воздуху путь на стекло через воздухопровод.

Для обеспечения подачи воздуха на пассажиров и для обдува боковых стекол авто печка имеет правое и левое боковые, а также 2 центральных сопла. Корпус каждой из них снабжен заслонкой с уплотнителем из пенополиуретана. Открывая или закрывая эту заслонку за рычажок, можно изменять интенсивность воздухопотока, а его направление можно изменять рычажком, который поворачивает в нужное положение сопло с направляющими и лопатки.

При температуре воздуха снаружи в минус 20°С печка обеспечивает при максимальном режиме обогрева следующие показатели температуры:

Автомобиль имеет вытяжную вентиляцию, которая обеспечивает отсос воздуха из салона. На модели ВАЗ-2109 она находится сзади от проемов кузова для боковых стекол. Она осуществляется также через разряжение, возникающее у дефлекторов при движении машины. Отсос воздуха происходит под облицовки дефлекторов из задней части салона. Он отжимает резиновые клапаны, которые предотвращают попадание воздуха снаружи при боковом ветре в салон, и выходит наружу.

Особенности эксплуатации и ремонта печки ВАЗ 2109

Многие владельцы отечественного автомобиля данной марки знают про то, что плохо греет печка ВАЗ 2109. В результате салон прогревается слабо, а ехать в таком авто не комфортно. В таких случаях, проводится доработка печки. Чаще всего делается это в рамках ВАЗ 2109 тюнинга своими руками. Видео- и фотоинструкции работ по тюнингу своими руками можно найти в Интернете. Но иногда бывает достаточно снять печку ВАЗ 2109 и отнести ее в ремонт.

Управление печкой ваз 2109

Порядок работы описан ниже.

  1. Ослабляем затяжку хомутов и отсоединяем два шланга от патрубков крана под панелью приборов изнутри салона.
  2. Ослабляем затяжку хомутов и отсоединяем от патрубков крана шланги в моторном отсеке.
  3. Отворачиваем гайки крепления крана печки.
  4. Снимаем кран со щита передка.
  5. Снимаем держатель тяги крана.
  6. Отсоединяем тягу от рычага крана.
  7. Снимаем чехол, защищающий рычаг переключения передач, с облицовки полового туннеля.
  8. Снимаем накладку облицовки пола.
  9. Отворачиваем винт крепления в задней части туннеля облицовки пола.
  10. Снимаем со сдвигом назад облицовку туннеля пола.
  11. Снимаем воздуховод внутренней вентиляции, отсоединяем его от корпуса печки.
  12. Отсоединяем от электродвигателя отопителя провода.
  13. Отсоединяем провода от резистора.
  14. Отворачиваем с правой стороны отопителя гайки крепления.
  15. Отворачиваем гайки крепления и снимаем отопитель вместе с панелью управления.

После данных манипуляций достаточно выбрать хорошую мастерскую и отнести туда печку.

Когда печка дует слабо, можно отрегулировать заслонки. Как это сделать, показано на видео.

Виновником того, что в автомобиле остается холодная печка, может быть виноват радиатор .

Управление печкой ваз 2109

Инструкция по его замене представлена ниже:

  1. Полностью открываем кран отопителя и сливаем охлаждающую жидкость из системы.
  2. Снимаем панель приборов: сначала отключаем провод от клеммы аккумулятора со знаком минус, устанавливаем колеса в прямом положении, отсоединяем трос привода и тягу воздушной заслонки.
  3. Снимаем ручки управления печки, переключатель вентилятора и отсоединяем накладку.
  4. Отключаем все колодки с проводами: колодки противотуманных фонарей, наружного освещения, аварийной сигнализации, подсветки прикуривателя, обогрева заднего стекла.
  5. Откручиваем винты, которыми крепится панель управления и козырек над приборами.
  6. Отсоединяем шланг штуцера, трос спидометра и колодку с проводами.
  7. Извлекаем приборы из панели.
  8. Снимаем ручку гидрокорректора света и отворачиваем гайку, что крепит гнездо корректора фар.
  9. Производим снятие рулевого колеса и всех переключателей.
  10. Вынимаем замок зажигания с трубой рулевой колонки.
  11. Снимаем ручку с тяги, отсоединяем винты, что прикрепляют к приборной панели направляющую тяги.
  12. Отворачиваем винты закрепления панели приборов с левой и с правой сторон.
  13. Вытаскиваем панель.
  14. Отворачиваем винт с правого края печки, который закрепляет хомут тяги заслонки, что отвечает за обогрев стекла.
  15. Вынимаем радиатор печки, открутив 3 болта крепления.
  16. Ослабляем хомуты, крепящие шланги, и снимаем их с патрубков.

Радиатор нужно подвергнуть тщательной очистке, а в случае серьезных проблем – лучше заменить его на новый.

Проверяем и ремонтируем печку ВА3 2109

Отопление салона — важная система, которая своей поломкой может неожиданно доставить дискомфорт в холодное время года. Чтобы этого не допустить, необходимо, чтобы печка 2109 поддерживалась в исправном состоянии. Следует знать, как мы на выходе получаем тёплый воздух в салоне. Зная принцип действия системы охлаждения двигателя и электропривода вентиляции отопления, несложно выполнить ремонт печки ВАЗ 2109 своими руками.

На первый взгляд, отопитель салона кажется примитивным устройством. Мол, машина едет навстречу воздушному потоку, всасывается воздух, как-то там подогревается, и вот он уже тёплый в салоне. Но это не совсем так. Печка является вспомогательным радиатором системы охлаждения двигателя, а воздух нагнетается в салон с помощью электропривода. Поэтому разберёмся, как печка получает тепло от системы охлаждения, изучим её электросхему. Зная это, можно выявить неисправности в работе отопителя. Выясним, как заменить вентилятор печки ВАЗ 2109 своими руками.

Управление печкой ваз 2109

Место печки в системе охлаждения двигателя

Печка является частью замкнутой вакуумной системы циркуляции охлаждающей жидкости. Основное назначение этой системы — охлаждение двигателя. Таким образом, устройство печки ВАЗ 2109 и помогает отопить салон в холод, и охлаждает блок цилиндров при работе двигателя. Полностью СОД состоит из:

  • рубашки охлаждения;
  • радиатора;
  • расширительного бачка;
  • водяной помпы;
  • вентилятора радиатора;
  • термостата;
  • радиатора отопления — печки ВАЗ 2109.

При езде атмосферный воздух через воздухозаборник проходит в радиатор, в трубах которого находится слишком горячий для двигателя воздух. Эти трубы охлаждает вентилятор, и уже охлажденная жидкость через водяную помпу снова попадает в рубашку охлаждения (блок цилиндров и ГБЦ). Печка в этом круговороте тосола выполняет задачу дополнительного отведения горячей жидкости.

Поддерживает нужную температуру воздуха в салоне вентилятор отопления ВАЗ 2109.

Конструкция печки

Отопитель салона составлен двумя пластмассовыми кожухами (левым и правым). Они соединены крепёжными скобами. В пазы конструкции укладывается уплотняющий жгут. Принудительное нагнетание воздуха в салон выполняет электровентилятор. Он закреплён двумя винтами сверху печки. К нему легко добраться со стороны двигателя внутреннего сгорания.

Вентилятор печки приводится в движения рабочим колесом электродвигателя. Мотор печки ВАЗ 2109 имеет две спирали резистора, которые обеспечивают три варианта скорости вращения. Схема печки включает дополнительный резистор для получения нужной частоты вращения. В состав радиатора входят охлаждающие пластины, два ряда трубок и два пластмассовых бачка.

Управляется печка тремя рукоятками. На панель приборов прикреплен кронштейн, на осях которого и устанавливаются эти рукоятки. Рычажок управления печкой воздействует на рычаг крана радиатора и рычаг привода заслонки. Если ходунок отвести вправо на максимум, заслонка и кран полностью открыты — и вентилятор отопителя ВАЗ 2109 подаёт воздух на радиатор, в котором прогоняется нагретый тосол или антифриз. Соответственно, если рукоять стоит в среднем положении, заслонка и кран открываются наполовину — и воздух становится не таким горячим.

Подвинув рычажок в крайнюю левую позицию, получаем полностью закрытый кран и заслонку. Печка дует холодным воздухом.

Электросхема печки и основные неисправности

В «девятке» система отопления ВАЗ действует при помощи электропривода. В руководстве по эксплуатации ВАЗ 2109 высокая панель приведена электросхема работы печки. Схема подключения отопителя салона состоит из:

  • электродвигателя вентилятора;
  • замка зажигания, что осуществляет включение печки;
  • переключателя режимов работы;
  • дополнительного резистора;
  • монтажного блока предохранителей (за печку в «девятке» отвечает предохранитель F4).

Когда в салоне плохо греет печка ВАЗ 2109, причин тому может быть масса.

Ремонт и замена блока управления отопителем ВАЗ 21083 и 21093

Блок управления отопителем салона ВАЗ 21083 или 21093 (модели с «высокой» приборной панелью) необходимо снять и проверить на наличие неисправностей в случаях, когда:

  • для переключения рычага необходимо прикладывать слишком большое усилие
  • при переключении соответствующих рычагов не происходит изменение направления воздуха и/или изменение температуры подаваемого в салон воздуха.

Причиной приведенных неисправностей может стать облом кронштейна удерживающей скобы на корпусе блока управления, либо деформация скобы или ее отсутствие в силу каких-либо причин. Для того, что бы понять, какие действия нужно предпринять – заново установить скобы или заменить блок управления отопителя, последний придется демонтировать.

Для этого потребуется открутить два болта крепления нижнего корпуса передней панели

Управление печкой ваз 2109

и отвести ее вниз.

Управление печкой ваз 2109

Откручиваем два самореза, крепящих блок управления к корпусу панели.

Управление печкой ваз 2109

Нажав на блок управления вниз, извлекаем его. Но полноценно извлечь его не удастся, т.к. он удерживается тросиками приводов заслонок и проводами клеммы.

Необходимо произвести визуальный осмотр. Если отсутствуют скобы на их месте установки,

Управление печкой ваз 2109

Управление печкой ваз 2109

но места установки скоб не повреждены, тогда просто устанавливаем скобу. В случае же, когда место установки сломано, необходимо заменить блок управления отопителем.

Управление печкой ваз 2109

Перед снятием тросиков необходимо запомнить, к какому рычагу они относятся (а лучше подписать). Извлекаем тросик из отверстий в рычагах:

Управление печкой ваз 2109

Снимаем сам блок управления. Со снятого блока управления необходимо демонтировать указатель

Управление печкой ваз 2109

и сам регулятор оборотов вентилятора, а так же лампу подсветки.

Для снятия реле регулятора необходимо открутить пластиковую гайку. Для этого плоскую отвертку вставляем в пазы гайки и отворачиваем ее

Управление печкой ваз 2109

Управление печкой ваз 2109

Лампа подсветки извлекается путём поворота ее против часовой стрелки:

Управление печкой ваз 2109

Установку производим в обратном порядке. Устанавливаем по пазам лампу подсветки и поворачиваем ее по часовой стрелке до упора. Реле, перед тем как закрутить гайку, необходимо установить в паз.

Управление печкой ваз 2109

Закручиваем гайку. Подключаем клемму к реле и две клеммы к лампе подсветки. Приступаем к установке тросиков. Прежде, чем закрепить тросик скобой, устанавливаем его таким образом, что бы он торцом кожуха упирался в выступы на корпусе, а тросик проходил между них:

Управление печкой ваз 2109

Устанавливаем скобу так, что бы «носик»

Управление печкой ваз 2109

Управление печкой ваз 2109

и защёлкиваем её.

Управление печкой ваз 2109

С остальными тросиками нужно проделать аналогичные операции. Прежде чем установить кожух панели, необходимо убедиться в правильной работе всех рычагов, в работе подсветки и регулятора оборотов вентилятора.

Всё проверив и убедившись в корректной работе, устанавливаем блок управления на место и прикручиваем его двумя саморезами,

Основные причины возникновения неполадок с вентилятором отопителя в автомобилях ВАЗ-21099 и способы их устранения



Схема печки ВАЗ-2109

Не работает «печка» на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099, причины


Многим владельцам автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 знакома ситуация, когда после включения электродвигателя вентилятора отопителя («печки») он не работает или работает, но только на самой большой, или на самой маленькой скорости. Рассмотрим от чего так бывает и, что делать в такой ситуации.

Причины отказа электродвигателя вентилятора отопителя — «печки»

— Неисправен переключатель скоростей отопителя

Самое простое — отошла от вибрации его задняя часть (круглая фишка с несколькими контактами), либо в ней или на самом переключателе окислились контакты. Следует восстановить соединение переключателя, контакты зачистить. Для этого придется разобрать часть передней панели.

— Пропала «масса» в электрической цепи включения электродвигателя «печки»

На ВАЗ 2108, 2109, 21099 минусовой провод отходит от самого электродвигателя и крепится рядом с ним к кузову автомобиля. Зачищаем контакт для восстановления «массы».

— Неисправна проводка электрической цепи включения электродвигателя вентилятора

Возможно просто отошла соединительная колодка или окислились соединения. В худшем случае произошел «обрыв» в каком-либо проводе. По схеме находим проблемное место.

— Неисправен сам электродвигатель

В первую очередь под подозрением щетки электродвигателя и его коллектор (к которому они прижимаются). Щетки могут быть изношены или разрушены, могут зависнуть. Коллектор изнашивается или загрязняется. В любом случае необходимо снять электродвигатель отопителя, разобрать его и проверить наличие неисправности.

Во вторую очередь, в электродвигателе может произойти межвитковое замыкание обмотки якоря. В таком случае будет гореть предохранитель «печки» (4-й или F7 в блоке 2114). Электродвигатель под замену.

Причины работы электродвигателя вентилятора отопителя только на малой скорости

— Неисправен переключатель скоростей отопителя

Окислились контакты или вышел из строя сам переключатель.

— Загрязнен или окислен коллектор якоря электродвигателя

Необходимо снять электродвигатель, разобрать и зачистить коллектор.

— Вал якоря заклинивает в подшипниках

Со стороны электродвигателя возможны посторонние звуки (скрежет, визг, скрип). Может перегорать предохранитель. Заменяем электродвигатель.

Причины работы электродвигателя отопителя только на большой скорости

— Неисправен переключатель скоростей отопителя

— Сгорел дополнительный резистор электродвигателя вентилятора отопителя

Примечания и дополнения

— Электродвигатель вентилятора отопителя («печки») может подключаться к бортовой сети либо напрямую (самая высокая скорость), либо через дополнительный резистор имеющий две спирали сопротивления (0,23 Ом и 0,82 Ом). Если в цепь включены обе спирали — скорость низкая, если одна 0,23 — скорость средняя.

Еще статьи по обогреву и вентиляции салона автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Ваз 21099 перестала работать печка

перестала работать печка на ваз 2109

подскажите что проверить надо

надо питание на печку проверить ! если у тебя моторчик! сгорел! там через салон надо питание проверить ! если с ним все в поряде то меняй моторчик!

надо питание на печку проверить ! если у тебя моторчик! сгорел! там через салон надо питание проверить ! если с ним все в поряде то меняй моторчик!

через салон ? надо торпеду снимать ?

ну если сам не можешь то лучше к электрикам!

короче вскрыл посмотрел. щетки устали. че-то постучал подергал и за работала. посоветовался с мастерами сказали скоро умрет значит моторчик

Чтобы поменять надо всю панель снимать я сам пару дней назад поставил)))Теперь с панелью е*усь)))

на восьмёрках и девятках, а также на остальных Самарах мотор печки снимается по другому, из под капота

Чтобы поменять надо всю панель снимать я сам пару дней назад поставил)))Теперь с панелью е*усь)))

ты наверно радиатор печки менял)

а вот как раз таки наоборот, радиатор меняют из салона и панель не снимают)

ну её всеравно там разбирают

да не надо, правый угол откручиваешь, панель отгинаешь, фиксируешь бруском и в позах камасутры меняешь радиатор, хотя как на 10ке я хез, на низкой и высокой панели я так делал, кент на 14ой панели тоже

да я про это и имел ввиду)

да не надо, правый угол откручиваешь, панель отгинаешь, фиксируешь бруском и в позах камасутры меняешь радиатор, хотя как на 10ке я хез, на низкой и высокой панели я так делал, кент на 14ой панели тоже

Я точно так же менял))

а вот как раз таки наоборот, радиатор меняют из салона и панель не снимают)

Как работает отопитель?

В «девяносто девятой» принцип функционирования системы отопления салона схожий с аналогичными моделями производителя и заключается в следующем:

  • С наступлением холодов при помощи краника печки открывается подача охлаждающей жидкости. После того как она прогреется до рабочей температуры (90–100 градусов), жидкость начинает поступать в радиатор.
  • В салоне находится специальный переключатель, имеющий три положения (скорости) работы вентилятора.
  • Для того чтобы включить отопитель, достаточно выбрать одно из положений работы его вентилятора и отрегулировать при помощи специальных заслонок направление подачи тёплого воздуха (на лобовое стекло, непосредственно в салон автомобиля, на ноги водителя и переднего пассажира и т. д.).

В случае когда неисправен моторчик печки, система отопления машины работает крайне неэффективно, поскольку требуется слишком много времени на то, чтобы нормально прогреть салон, так как тёплый воздух поступает в него слишком медленно (либо не поступает вообще).

Принцип работы печной системы

Как только температура за окном становится ниже ноля градусов, охлаждающая жидкость в автомобиле начинает подаваться непосредственно при помощи печного краника. После того, как двигатель прогреется до оптимальной температуры (порядка девяноста градусов), антифриз начнёт поступать в радиатор.

В салоне автомобиля на панели расположен специальный рычажок, отвечающий за включение вентиляционной системы. В ВАЗ 21099 он оснащён тремя режимами мощности. Также можно выбрать направление подачи воздушного потока. Воздух направляется при помощи амортизаторов, расположенных в разных точках автомобиля.

Почему мотор печки отопителя на ВАЗ-21099 перестаёт работать?

Причин этому несколько, и каждая из них имеет свои пути устранения. Итак, опишем их:

  1. Самая банальная неисправность — перегорел предохранитель вентилятора отопителя. Устраняется неполадка его заменой. Но здесь необходимо подчеркнуть, что этот элемент отвечает не только за двигатель ВАЗовской печки, но и за других потребителей электрической энергии автомобиля, например: подсветку бардачка, омыватель заднего стекла и др. Несмотря на, казалось бы, всю простоту поломки, в первую очередь необходимо установить причину перегорания предохранителя. Сделать это можно, выявив в проводке машины участок с коротким замыканием. В противном случае придётся постоянно менять предохранители.
  2. Плохой контакт либо его отсутствие между элементами отопительной системы, в предохранительном отсеке либо в монтажном блоке. Самая распространённая его причина — окисление проводов либо их механическое повреждение, что приводит к отсутствию контакта между ними.
  3. Выход из строя реле зажигания приводит к тому, что моторчик печки включается в определённые периоды, например, как только прогреется силовой агрегат. Устраняется неполадка только после полной замены неисправного реле зажигания, которое находится под панелью приборов.
  4. Отопитель начинает нормально функционировать лишь после установки переключателя режимов (скоростей) его вентилятора в крайнее третье положение. Это говорит о неисправности резистора, поскольку работа вентилятора печки ВАЗ-21099 в первых двух режимах осуществляется с подключением дополнительного сопротивления. Следовательно, если резистор вышел из строя, напряжение через него проходить не будет. Особенностью третьего режима работы вентилятора отопителя является то, что напряжение подаётся непосредственно на моторчик печки, тем самым обеспечивается максимальная скорость его вращения.
  5. Неисправен переключатель режимов работы вентилятора. Это проявляется либо тем, что моторчик печки ВАЗ-21099 не запускается вообще, либо запускается самопроизвольно и периодически. Устраняется неполадка лишь после замены переключателя. Так как выход переключателя из строя по своим симптомам идентичен с другими неисправностями вентилятора отопителя, важно правильно выполнить диагностику, иначе придётся по несколько раз переделывать одну и ту же работу.
  6. Неисправен моторчик печки ВАЗ-21099. Здесь необходимо отметить следующее: в случае когда идёт подача напряжения на клеммы электродвигателя, но он всё равно не работает, не стоит сразу же грешить на то, что моторчик сгорел и необходима замена вентилятора печки ВАЗ-21099. Вполне возможно, что корень всех бед кроется в залипании щёток либо плохом контакте «массы» непосредственно на вентиляторе. Две последние неполадки устраняются довольно просто. А вот в случае с полным выходом моторчика из строя поможет только его полная замена.

Функции вентилятора печки ВАЗ-2109

Автомобильная печка ВАЗ-2109 предназначена для обогрева пространства салона транспортного средства. Также она помогает избавиться от запотевания стекол изнутри салона машины. Ее обогревательная мощность рассчитана на то, что в 25 градусов мороза внутри автомобиля будет поддерживаться оптимальный тепловой режим – от 16 градусов тепла.

Одним из основных элементов автомобильной печки является вентилятор. Он нужен для того, чтобы прогонять воздух из внешней среды, который попадает в обогревательный прибор через радиатор. Холодный воздух проходит процедуру прогрева и попадает в автомобильный салон уже в теплом виде.

Печка в автомобиле может перестать выполнять свои прямые функции, если вентилятор, входящий в ее конструкцию прекращает свою работу.

Поэтому специалисты рекомендуют владельцу транспортного средства разобраться с причинами его поломки.

Плохо греет печка ваз 2109, что делать?

Выполняя эту работу летом, исходя из авто опыта, вы можете одновременно с устранением неисправности заменить охлаждающую жидкость, если он выходил положенный свой срок. К тому же сам тосол летом стоит всегда дешевле, нежели при наступлении первых холодов. Последнее ненужное преимущество, когда не работает печка. Это в основном касается владельцев ВАЗа, где кран отопителя, по непонятным, многие десятилетия, причинам установлен в салоне автомобиля пре его подтекании, охлаждающая жидкость попадает на ковер салона.

Даже летом это доставляет массу неприятностей владельцу, а зимой это вообще трудновыполнимая задача по дальнейшей просушке ковра. Подтекание же связано как раз с сезонным включением краника. Если в системе уже грязный тосол, то скопившаяся кранике грязь прикипает пре открытие краника, режется внутренний уплотнитель результат, тосол начинает протекать.

Отсюда вывод- выполнять операции с ревизией возможно дальнейшим ремонтом , необходимо и удобно выполнять в теплое время года. Как проверить печку знает каждый, необходимо на полностью прогретом двигателе включить вентилятор отопителя перевести заслонки положение «открыто». Струя горячего воздуха укажет на исправность ее готовности к эксплуатации зимой. Если при полностью прогретом двигателе идет чуть теплый воздух плохо греет или вообще холодный, то необходимо найти причину устранить неисправность.

Плохо греет печка автомобиля причины отказа:

  • Забит радиатор
  • Краник отопителя заклинил положение «закрыто». Здесь возможен еще один вариант. Неисправен привод управления краником. Обычно это происходит когда пропадает фиксация поусона и он начинает ходить вместе с жилой. В таких случаях необходимо открыть кран вручную
  • Маленький уровень тосола в системе
  • Неисправен термостат, двигатель не согревается до конца
  • Забиты грязью патрубки подвода тосола. Особенно это касается передне приводных машин, семейства «восьмерок», где патрубки имеют не совсем удачный угол, часто забиваются грязью, почти на треть длины
  • Закрыта или заклинила заслонка подачи воздуха или неисправен привод ее открытия

В этих случаях советы из авто опыта, когда плохо греет ВАЗ 2109:

  • радиатор отопителя или распаивается, прочищается либо заменяется
  • краник отопителя подлежит замене
  • тосол доливается до нормы
  • неисправный термостат – заменяется
  • патрубки подачи прочищаются или заменяются новыми

В основном плохо греет печка при выше перечисленных отказах, устранив их, ВЫ добьетесь тепла кабины.


Вам так же будет интересно узнать:

Операция по замене сальников клапанов

Посмотрите фотографии автошлангов

Патрубки системы охлаждения

Причины, почему не работает вентилятор печки ВАЗ-2109

Опытные специалисты, занимающиеся ремонтом ВАЗ-2109, выделяют несколько наиболее распространенных причин, по которым вентилятор автомобильного обогревателя-печки перестает работать.

Первая причина заключается в сгоревшем предохранительном элементе. Ее называют самой проблематичной, так как определить, что из строя вышла именно эта деталь, бывает сложно. Чтобы это сделать, необходимо пересмотреть всю токопроводящую цепь отопительной системы транспортного средства. Если проблема кроется именно в испорченном предохранителе, то следует знать его маркировку – «F7» (она соответствует заданной силе тока предохранителя в 30 А).

Как произвести замену неисправного вентилятора печки ВАЗ-2109

Замена нерабочего вентилятора отопительной системы предполагает несколько этапов:

  • демонтаж накладки печки, которая расположена под капотом;
  • вскрытие защитного кожуха двигателя автомобильного обогревательного прибора;
  • выкручивание крепежных болтов, что служат фиксаторами вентилятора;
  • извлечение неисправной детали и замена ее исправной;
  • сборка в обратном порядке.

Как видим, описываемую замену выполнить достаточно просто в гаражных условиях самостоятельно, но при возникновении трудностей всегда можно обратиться в автосервис за помощью.

Читайте также: