крышка радиатора нива 21214 какая лучше

Обновлено: 24.04.2024

Как проверить крышку радиатора

Как проверить крышку радиатора? Этим вопросом задаются автолюбители в разное время года. Ведь работа крышки радиатора обеспечивает повышенное давление в системе охлаждения двигателя, что, в свою очередь дает возможность нормально работать двигателю и функционировать печке салона в холодное время года. Поэтому за ее состоянием необходимо регулярно следить, и при необходимо менять клапан, уплотнительное кольцо, или же крышку целиком, поскольку чаще всего она представляет собой не разборную конструкцию. Поэтому чтобы проверить как работает крышка одного визуального осмотра недостаточно, нужен еще тест и давлением.

Как проверить крышку радиатора

Как работает крышка радиатора

Для того, чтобы лучше понять суть проверки крышки радиатора, для начала необходимо обсудить ее устройство и схему. В первую очередь необходимо отметить, что антифриз в системе охлаждения находится под повышенным давлением. Это обстоятельство сделано специально для того, чтобы повысить температуру кипения охлаждающей жидкости, поскольку рабочая температура двигателя немного превышает традиционные +100 градусов по шкале Цельсия. Обычно температура кипения антифриза находится в районе +120°С. Однако она зависит, во-первых, от давления внутри системы, а во-вторых, состояния охлаждающей жидкости (по мере старения антифриза снижается и температура его кипения).

Через крышку радиатора не только заливают антифриз непосредственно в корпус радиатора (хотя обычно доливают антифриз в расширительный бачок соответствующей системы), но и через нее выходит в расширительный бачок охлаждающая жидкость, превращенная в пар. Устройство крышки радиатора автомобиля достаточно простое. Ее конструкция подразумевает использование двух прокладок и двух клапанов — перепускного (другое название — паровой) и атмосферного (другое название — впускной).


Перепускной клапан размещен на подпружиненном плунжере. Его задача состоит в том, чтобы плавно контролировать давление внутри системы охлаждения. Обычно оно составляет около 88 кПа (отличается у разных автомобилей, а также зависит от условий работы двигателя у конкретного двигателя). Задача же атмосферного клапана противоположная. Так, он предназначен для обеспечения постепенного выравнивания атмосферного давления и повышенного давления внутри системы охлаждения в ситуации, когда двигатель выключен и остывает. Использование атмосферного клапана обеспечивает два аспекта:

  • Исключается резкий скачек температуры охлаждающей жидкости в момент остановки помпы. То есть, исключается тепловой удар.
  • Исключается перепад давления в системе в то время, когда температура охлаждающей жидкости постепенно снижается.

Таким образом, перечисленные факторы являются ответом на вопрос, на что влияет крышка радиатора. На самом деле частичный выход ее из строя обычно приводит к тому, что температура кипения антифриза снижается, а это может привести к его закипанию в процессе работы мотора, то есть, перегреву двигателя, что само по себе очень опасно!

Симптомы неисправности крышки радиатора

Автовладельцу рекомендуется периодически проверять состояние крышки радиатора, особенно, если машина не новая, состояние системы охлаждения среднее или ниже этого, и/или если в качестве охлаждающей жидкости использовалась вода или разбавленный ею антифриз. Также состояние крышки имеет смысл проверить в случае, когда антифриз очень долго используется в системе охлаждения без его замены. В этом случае он может начать разъедать резиновое уплотнение на внутренней поверхности крышки. Аналогичная ситуация может возникнуть, например, когда при пробивании прокладки головки блока цилиндров в охлаждающую жидкость может попасть масло. Эта технологическая жидкость вредна для уплотнения крышки, а кроме того, она ухудшает эксплуатационные свойства антифриза.

Основной симптом поломки в данном случае — течь из под крышки радиатора. И чем она сильнее — тем хуже ситуация, хотя даже при малейшем пропускании жидкости необходимо выполнить дополнительную диагностику, ремонт или замену крышки.

Существует еще несколько косвенных признаков того, что крышка радиатора не держит давление в системе охлаждения. К ним относится:


  • плунжер перепускного клапана заедает (обычно с перекосом) при возвратном движении на сжатие;
  • ослабление пружины крышки;
  • при вытягивании атмосферного клапана из его посадочного места (седла) он заедает и/или не полностью возвращается на него;
  • диаметр прокладки клапана по размеру больше, чем диаметр ее седла;
  • растрескивание (эрозия) резиновых прокладок на внутренней поверхности крышки радиатора.

Перечисленные неисправности могут стать причиной того, что крышка радиатора пропускает наружу охлаждающую жидкость (тосол или антифриз). Существует еще пара косвенных признаков выхода крышки из строя. Однако они могут указывать и на другие, более серьезные, поломки в системе охлаждения. Так, к ним относится:

  • при заедании перепускного клапана верхний патрубок радиатора вздувается;
  • при заедании атмосферного клапана верхний патрубок радиатора втягивается.

Еще если один или другой клапан не будут нормально работать, что уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке будет одинаковым. В нормальных условиях он должен меняться (пусть и незначительно) в зависимости от температуры двигателя.

Как проверить работу крышку радиатора

Проверить исправность крышки радиатора можно несколькими методами. Для этого нужно следовать представленному ниже алгоритму.

  • Визуальный осмотр. В первую очередь необходимо визуально проверить состояние крышки. В идеале она не должна иметь механических повреждений, сколов, вмятин, царапин и так далее. Если имеют место перечисленные повреждения, то рано или поздно на их месте возникнет очаг коррозии, который будет постоянно расширяться. Такую крышку можно или зачистить и покрасить заново, или поменять на новую. Второй вариант предпочтительнее.
  • Проверка пружины. Конструкция каждой крышки радиатора подразумевает наличие пружины, которая служит частью предохранительного клапана. Для проверки нужно сдавить ее пальцами. Если она сдавливается очень легко — значит, она негодная, и ее нужно заменить (в случае, если крышка разборная). Однако чаще всего крышки являются неразборными, поэтому она полностью подлежит замене.
  • Проверка атмосферного клапана. Для проверки его нужно потянуть и открыть. Далее отпустить и проверить, чтобы он полностью закрывался. Также в процессе проверки нужно обязательно проверить седло клапана на предмет наличия в нем грязи или отложений, которые могут появиться в процессе испарения старого антифриза. Если грязь или отложения имеются, то вариантов два. Первый — попробовать почистить седло. Второй — заменить крышку на новую. Однако все зависит от степени загрязнения внутренней поверхности вакуумного клапана.
  • Проверка срабатывания клапана. Для этого необходимо воспользоваться специальным прибором. О нем чуть далее.

Существует так называемый «народный» метод проверки состояния крышки радиатора. Он заключается в том, чтобы на прогретом (включенном) двигателе пощупать патрубок радиатора. Если давление в нем есть, значит, крышка держит, а если патрубок мягкий — значит, клапан на ней пропускает.

Однако встречается и описание еще одного «народного» метода, который на самом деле некорректен. Так, утверждается, что необходимо сдавливать рукой верхний патрубок, одновременно с этим наблюдая повышение уровня жидкости в расширительном бачке. Или, аналогично, демонтировав конец отводного патрубка наблюдать, как антифриз будет вытекать из него. Дело в том, что столб жидкости приподнимает седло клапана лишь в ситуации, когда давление от силы сжатия будет гораздо больше. На самом же деле жидкость при возрастании давления давит во всех направлениях, и будет приподнимать перепускной клапан лишь «на излишках». И давление охлаждающей жидкости распространяется по всем каналам, а не только в одном конкретном (к седлу).

Проверка крышки подручными средствами


Проверить работу перепускного клапана достаточно просто. Для этого нужно отсоединить любой небольшой патрубок системы охлаждения на двигателе, например, подогрев заслонки или коллектора. Далее необходимо с помощью компрессора с манометром (чтобы знать точное подаваемое давление) необходимо подавать воздух в систему. Значение давления, при котором срабатывает клапан, будет легко определить по шипению и бульканию, исходящему из элементов системы охлаждения. Обратите внимание, что в конце процедуры нельзя резко сбрасывать давление. Это грозит тем, что при открывании крышки антифриз может выплеснуться под давлением. В нормальных условиях для предотвращения этого и предназначен атмосферный клапан.

Из расширительного бачка жидкость попадает в радиатор через обратный клапан. Он удерживает давление со стороны радиатора, однако спокойно открывается в случае, если там имеется полный вакуум. Проверка его проводится в два этапа:

  1. Пальцем нужно попытаться приподнять пятачок клапана. В идеале он должен передвигаться с минимальным усилием (без механического сопротивления).
  2. На холодном двигателе, когда в радиаторе нет избыточного давления необходимо установить пробку на ее посадочное место. Далее отсоединить трубочку, идущую на расширительный бачок системы охлаждения и через попробовать «надуть» радиатор. Клапан рассчитан на небольшое давление, поэтому у вас наверняка получится вдуть в радиатор небольшое количество избыточного воздуха. Это можно проверить, открутив крышку радиатора вновь. При этом должен быть слышен характерный шипящий звук исходящего из него воздуха. Вместо рта также можно использовать компрессор с манометром. Однако нужно следить, чтобы давление росло не резко.

Проверка прокладки крышки

Вместе с клапанами имеет смысл проверить и герметичность верхней прокладки крышки радиатора. Даже когда воздух со свистом выходит при открывании крышки это свидетельствует лишь о работоспособности клапана. Однако через негерметичную прокладку антифриз может понемногу испаряться, из-за чего его уровень в системе падает. При этом возникает и обратный процесс, когда вместо того, чтобы забрать антифриз из расширительного бачка в систему попадает воздух из атмосферы. Так образуется воздушная пробка («завоздушивание» системы).

Проверить пробку можно параллельно с проверкой обратного клапана. В исходном положении она должна быть установлена на своем месте на радиаторе. Для проверки нужно «надуть» радиатор через трубку, идущую от расширительного бачка (однако давление должно быть небольшим, около 1,1 Бара), и закройте трубку. Можно просто послушать наличие шипение выходящего воздуха. Однако лучше сделать мыльный раствор (пену), и обмазать им пробку по периметру (в районе прокладки). Если воздух из-под нее выходит, — значит, прокладка негерметична и требует замены.

Прибор для проверки крышки радиатора

Многих автовладельцев, столкнувшихся с разгерметизацией системы охлаждения интересует вопрос о том, как проверить на работоспособность крышку радиатора с помощью специальных тестеров. Такой заводской прибор стоит более 15 тысяч рублей (по состоянию на начало 2019 года), поэтому он будет доступен лишь для автосервисов и мастеров, занимающихся ремонтом автомобилей на постоянной основе. Рядовым же автовладельцам можно сделать аналогичный прибор из следующих компонентов:


  • Негодный радиатор с любого старого автомобиля. Его общее состояние неважно, главное, чтобы у него был целым верхний бачок. Особенно та часть, где крепится непосредственно пробка.
  • Наждачная бумага и «холодная сварка».
  • Ниппель с автомобильной камеры.
  • Компрессор с точным манометром.

Опуская подробности изготовления прибора, можно сказать, что он представляет собой отрезанный верхний бачок радиатора, на котором заглушили все соты, чтобы через них не выходил воздух, а также боковые стенки с аналогичной целью. К одной из боковых стенок герметично присоединяется ниппель автомобильной камеры, к которой подсоединяется компрессор. Далее испытуемая крышка устанавливается на свое посадочное место, а с помощью компрессора подается давление. По показаниям манометра можно судить о ее герметичности, а также работоспособности встроенных в нее клапанов. Преимущество данного прибора — низкая себестоимость. Недостатки — трудоемкость изготовления и неуниверсальность. То есть, если крышка отличается диаметром или резьбой, то для нее нужно изготавливать аналогичный прибор, однако уже из другого негодного радиатора.

С помощью тестера крышки радиатора можно проверить рабочий диапазон их давлений. Он будет отличаться для различных двигателей. В частности:

  • Бензиновый двигатель. Значение давления открытия главного клапана — 83…110 кПа. Значение давления открытия вакуумного клапана — -7 кПа.
  • Дизельный двигатель. Значение давления открытия главного клапана — 107,9±14,7 кПа. Давление закрытия вакуумного клапана — 83,4 кПа.

Приведенные значения являются усредненными, однако на них вполне можно ориентироваться. Точную информацию о рабочих давлениях главного и вакуумного клапанов вы найдете в мануале или на специализированных ресурсах в сети интернет. В случае, если тестируемая крышка показывает значение давления, которое сильно отличается от приведенного, — значит она неисправна, и, следовательно, требует ремонта или замены.

Ремонт крышки радиатора

Отремонтировать крышку радиатора чаще всего невозможно. Точнее, результат будет, скорее всего, негативным. Так, можно самостоятельно можно попробовать заменить резиновые прокладки на крышке, очистить ржавчину на ее корпусе, заново покрасить. Однако, если в конструкции ослабилась пружина или вышел из строя один из клапанов (или два сразу) — то их ремонт вряд ли возможен, поскольку сам корпус является в большинстве случаев неразборным. Соответственно, лучшим решением в данном случае будет покупка новой крышки радиатора.

Какую крышку радиатора поставить

Многих автолюбителей, затеявших проверку и замену упомянутой крышки, интересует вопрос о том, какие лучшие крышки для радиатора? Перед тем, как ответить на этот вопрос, необходимо сразу обратить внимание на то, что новая крышка должна обладать теми же эксплуатационными характеристиками, что и заменяемая. В частности, иметь аналогичный диаметр, шаг резьбы, размер внутреннего клапана, а самое главное — должна быть рассчитана на аналогичное давление.


Как правило, для большинства современных легковых автомобилей в продаже реализуются крышки, предназначенные для работы в диапазоне давлений 0,9…1,1 Бара. Однако перед покупкой необходимо дополнительно уточнить эту информацию, поскольку иногда встречаются исключения. Соответственно, и выбирать новую крышку нужно с аналогичными характеристиками.

Обратите внимание, что также в продаже можно встретить так называемые тюнингованные крышки радиатора, рассчитанные на работу при повышенном давлении, в частности, до 1,3 Бара. Это сделано для того, чтобы еще больше повысить температуру кипения тосола и тем самым поднять КПД двигателя автомобиля. Такие крышки могут применяться на спортивных автомобилях, двигатели которых предназначены для работы на большой мощности, однако в кратковременном режиме.

Для обычных автомобилей, используемых в городском цикле, такие крышки категорически не подходят. При их установке возникает ряд негативных факторов. Среди них:

  • Работа элементов системы охлаждения «на износ». Это приводит к снижению их общего ресурса и риску преждевременного выхода из строя. И если от чрезмерного давления лопнет патрубок или хомут — это половина беды, но гораздо хуже такая ситуация может закончиться, например, в случае, если лопнет радиатор или расширительный бачок. Это уже грозит дорогостоящими ремонтами.
  • Снижение ресурса антифриза. У любой охлаждающей жидкости есть определенный рабочий диапазон температур. Выход за его пределы снижает эксплуатационные характеристики антифриза и значительно сокращает время его использования. Поэтому при использовании тюнингованных крышек придется чаще менять антифриз.

Таким образом, лучше не экспериментировать, и следовать рекомендациям завода-изготовителя вашего автомобиля. Что касается конкретных торговых марок крышек радиаторов, то их существует достаточно много, и для разных машин они разные (для европейских, американских, азиатских автомобилей). Лучше всего покупать оригинальные запасные части. Их артикулы можно найти в документации или на специальных ресурсах в интернете.

Заключение

Помните, что исправная крышка радиатора — залог нормальной работы двигателя любого автомобиля с замкнутой системой охлаждения. Поэтому проверять ее состояние имеет смысл не только, когда она вышла из строя (или начались проблемы в работе системы охлаждения), но и периодически. Особенно это касается старых машин, и/или машин, у которых в системе охлаждения используется вода или разведенный антифриз. Эти составы со временем повреждают материал крышки, и она выходит из строя. А поломка ее отдельных частей грозит снижением температуры кипения охлаждающей жидкости и перегреву двигателя.

Выбирать новую крышку необходимо по заранее известным параметрам. Это касается как ее геометрических размеров (диаметра крышки, диаметра прокладок, усилия пружины), так и давления, на которое она рассчитана. Эту информацию можно узнать из мануала или попросту купить крышку радиатора, аналогичную установленной прежде.

Лада 4x4 3D Нивка Синька. › Бортжурнал › Нивка Синька. Крышка радиатора классика. Средство от давления:-)

Полгода назад заменил верхний патрубок радиатора на БРТ, стоял какой-то коротковатый, не нравился. Еще заменил крышку радиатора, которая не держала ни давление, ни разряжение. Еще залил и новый G 12+.
С осенним похолоданием заметил, что около всех патрубков появился красный налет. Хомуты тянуть некуда, будет срыв резьбы, по опыту. Обратил внимание на то, что при полном прогреве двигателя верхний патрубок радиатора раздувается и становится жестким. Высокое давление в системе охлаждения!
Разбирался с этим в лесу и дома.

Родная, или ХЗ какая, крышка страдала полным недержанием. После остановки горячего двигателя в нем что-то булькало.

Была куплена и установлена такая. Ценой всего в 80 рублей:-)

Булькание прекратилось, подсоса воздуха в систему охлаждения нет.

Но появилась проблема с раздуванием и потением патрубков.

Полез копаться в теорию. Нормальный антифриз при нормальном давлении кипит при 108 градусах, требование ГОСТ. Карлсоны включаются при 100 градусах и все охлаждают.
Зачем заявленное избыточное давление 0,5 атм? Стал сравнивать реальные параметры купленной и "родной" крышек без учета износа прокладок.

Первобытные советские весы и штангель.
Размеры горловины радиатора для справки:
диаметр под клапан давления 30 мм,
глубина от верха горловины до посадочного места клапана давления 25 мм.
Дальше школьная арифметика. Точность примерно 10%.
По замерам: новая крышка 0,5 атм, "родная" 1,0 атм.

Но для древней машины с термостатом на 80 градусов и 0,5 атм в системе охлаждения ни к чему. Можно, конечно, поставить силиконовые патрубки с пружинными хомутами и оставить высокое давление. А что с радиаторами основным и печки, долго выдерживают такое?
Для опытов купил еще одну точно такую крышку Евродеталь, Ростовскую, благо их полно в соседних магазинах. И по 75 — 80 руб:-) Пальцами сравнил с Лузаром, офигел!
Уменьшил избыточное давление до 0,2 атм. По зависимости (из инета) температуры кипения антифриза от давления для Нивы самое оно. Виток и пол-витка отрезал Дремелом. Измерял преднатяг на весах со штангелем.

Теперь для дальнейших опытов есть две проверенных крышки радиатора:-)

Еще на зацепках доработал Дремелом российскую штамповку, чтобы облегчить установку.

Поставил антигипертоническую крышку радиатора. Желтая — симпотно:-)

Прокатился по делам в городе. Полный прогрев с включением карлсонов. В момент 4-го включения дрыгатель заглушил, это максимально возможная температура ОЖ. Ни малейших булек ни на слух, ни в бачке. Патрубки слегка упругие, немного упруже(или как по-русски) холодных.

Теперь надеюсь, что в любых моих условиях езды система охлаждения будет надежнее:-)

Моя Нива

Нивоводы всех поколений, модификаций и стран, объединяйтесь!

Нива греется: несколько причин, почему перегревается мотор

Нива греется: несколько причин, почему перегревается мотор


Что значит, перегрев Нивы?


Стрелкой указана зона перегрева

Нередко бывают случаи, что температура продолжает расти даже со включенным вентилятором. Здесь имеет место быть неисправность и ее нужно устранять.

Неисправен вентилятор

При этом может появиться ошибка Р0480.

Как правило, перегрев происходит во время остановок в пробках. При движении температура находится в пределах нормы.

Забитый радиатор


Исправность вентиляторов и прочих частей системы охлаждения не поможет. Мотор будет греться постоянно. Кроме того, снижается эффективность работы кондиционера, так как его конденсор тоже покрывается грязью. Чтобы решить эту проблему, необходимо промыть оба радиатора при помощи пены и мойки высокого давления.

Стоит отметить, что при грязном радиаторе не всегда наблюдается перегрев. Возможно небольшое завышение температуры работы двигателя. Поэтому при первых симптомах лучше заехать на мойку.

Неисправность термостата

Поломка термостата на Ниве может сопровождаться двумя неисправностями:

  • долгий прогрев двигателя;
  • быстрый прогрев с перегревом;

В первом случае термостат постоянно открыт и жидкость все время циркулирует через радиатор. Из-за этого в зимний период двигатель Нивы не прогревается или прогрев происходит слишком долго. В редких случаях, возможно падение температуры на трассе.


Во втором случае клапан термостата все время закрыт. Жидкость не проходит через радиатор. Из-за этого она не может снизить свою температуру. Поэтому перегрев двигателя происходит постоянно. Чтобы избавиться от проблемы, термостат нужно заменить.

Воздушная пробка

Нередко перегрев двигателя на ВАЗ 21213 и 21214 возможен из-за воздушной пробки в системе охлаждения. Воздушная пробка образуется, как правило, после замены одного из элементов системы. Воздух попадает в контур и остается там. Выйти наружу у него не получается. Воздушная пробка нарушает работу системы охлаждения, из-за этого двигатель Нивы начинает перегреваться.

Чтобы выгнать воздушную пробку на Шеви Ниве, нужно при заправке антифриза снять один из шлангов с дроссельной заслонки и заливать охлаждающую жидкость до тех пор, пока ОЖ не польется из него. Затем быстро одеть шланг и закрепить хомут. После этого воздух должен выйти из системы.

Поломка помпы

Но помпа выходит из строя не только из-за ремня. Основной причиной поломки водяного насоса на Ниве является поломка крыльчатки. В результате, циркуляция нарушается и двигатель начинает греться на холостых оборотах. При повышении оборотов, возможно остывание мотора.

Крышки расширительного бачка

Кстати, именно крышка расширительного бачка является причиной того, что на Ниве Шевроле рвет расширительный бачок.

Раннее зажигание

Перегрев на карбюраторных моторах ВАЗ 21213 и 2106 возможен из-за неправильного УОЗ. При раннем зажигании горение смеси слишком быстрое, из-за чего мотор начинает интенсивно нагреваться. Перегревы в этом случае вполне объяснимы. Обязательно настройте зажигание в соответствии с инструкцией.

Что делать, если мотор на Ниве греется?

Если во время движения двигатель начинает перегреваться, рекомендуется сделать следующее:

  1. Разгонитесь до допустимой скорости.
  2. На повышенной передаче отпустите педаль газа.
  3. Пока машина катится, двигатель должен слегка остыть.
  4. Оставить машину и заглушить двигатель.

Суть в том, что при таком движении помпа вращается без нагрузки, а значит, двигатель будет остывать. Но это при условии, что термостат открыт, а на помпе есть крыльчатка и она целая.

Подведем итоги

Лада 4x4 3D Яркий апельсин › Бортжурнал › Крышка радиатора ВАЗ 21214

Никогда бы не подумал что буду запчасти на ниву искать на экзисте. У нас в Уфе нигде нет качественной крышки радиатора. Есть но они не работают, либо текут сразу, либо скидывает давление, а обратно из расширительного не пускают. Короч пипец! Заказал, пришла через 4 дня, красивая, оригинальная, резинки не рваные. Сегодня поставлю.

Лада 4x4 3D 2013, двигатель бензиновый 1.7 л., 81 л. с., полный привод, механическая коробка передач — запчасти

Машины в продаже


Лада 4x4 2121 Нива, 1985


Лада 4x4 2121 Нива, 1981


Лада 4x4 2121 Нива, 1993


Лада 4x4 2121 Нива, 1993

Комментарии 32

Найти крышку с рабочим давлением сложно а получить отрицательный результат и дорогой ремонт реально из за этого девайса. Лучше убрать и проблем не будет!

Если просто отогнуть отвёрткой сам маленький клапан этого будет достаточно?

Маленький клапанок лучше выкинуть-избыток давления вреден для радиаторов а без него гарантия того что не раздует. На всех Нивах выкидывал а из было 5 шт и проблем не было. Сей час на эмке нет его пробег 61т температура стабилна 90 гр.

Выкидывал, отламывал тоже несколько раз, тут скорее всего был спортивный интерес найти все таки рабочую деталь ☺️

Маленький клапанок лучше выкинуть-избыток давления вреден для радиаторов а без него гарантия того что не раздует. На всех Нивах выкидывал а из было 5 шт и проблем не было. Сей час на эмке нет его пробег 61т температура стабилна 90 гр.

Маленький клапанок это какой имеется ввиду? А то купил вторую крышку, а давление все равно не сбрасывается + разряжение плющит патрубок. Уже не знаю как быть…

Маленький клапанок это какой имеется ввиду? А то купил вторую крышку, а давление все равно не сбрасывается + разряжение плющит патрубок. Уже не знаю как быть…

Удаляя его не нарушается герметичность системы и работоспособность но снижается избыточное давление которое разрушает радиаторы и др элементы системы охлаждения!

Понял, спасибо. Его ещё надо как-то умудриться выкорчевать не слизав развальцованный шток

Достаточно подогнуть отверткой.

Маленький клапанок лучше выкинуть-избыток давления вреден для радиаторов а без него гарантия того что не раздует. На всех Нивах выкидывал а из было 5 шт и проблем не было. Сей час на эмке нет его пробег 61т температура стабилна 90 гр.

Тоже думаю так сделать, я тоже выкидывал его на своей 2106 и температура стабильнее была

Маленький клапанок лучше выкинуть-избыток давления вреден для радиаторов а без него гарантия того что не раздует. На всех Нивах выкидывал а из было 5 шт и проблем не было. Сей час на эмке нет его пробег 61т температура стабилна 90 гр.

Сегодня купил новую крышу(чтобызаводскую не портить), выкинул клапан, прокатился по пробкам — температура гораздо сильнее держится 👍👍👍
Посмотрим как поведет себя в жару система охлаждения !
У меня нива bronto 2019 г.в сильнее грелась чем 21214 М, там перед радиаторов охлаждения стоит радиатор кондиционера, между ними щель, когда вентиляторы срабатывают — поток заметно слабее так как идёт через радиатор кондиционера, часть потока теряется между радиаторами, но удаление клапана пробки радиатора гораздо улучшило ситуацию с стабильностью температуры

Проблема ещё одна которую многие не замечают.Расширительный бачок ниже горловины.Часто эта петля завоздушена.В нормальных авто заполнение через расширительный и постоянно сообщается. На 2121 21213 выше. Уровень если долить так что бы бежало в радиатор проблем не будет с наполнение радиатора. При уровне обычном жидкость если ушла с радиатора назад не всегда втягивает.От сюда паровоздушная пробка и перегорев.

Да! Да! Давно это заметил 🤝👍

Да аа, рабочию крышку найти трудно, — поменял три штуки то одно, то другое )))), старая работала, но прокладки потрескались, — психанул, разабрал, поменял прокладки ( из трансформаторной резины ), заклепал и год уже нет проблемм .Разбирать можно, но инструмент нужен, как минимум токарный станок .

Замена антифриза ВАЗ 21214, 21213 (Нива) слив, промывка, залив

Внедорожник Нива, во всех модификациях, очень популярен на российских просторах. Это обусловлено хорошей ремонтопригодностью, невысокой ценой и отличной проходимостью. Для обеспечения надежной работы, следует вовремя проходить все ТО, в частности делать замену ОЖ.


Жидкостная система с принудительной циркуляцией автомобиля ВАЗ 21214 предназначена для эффективного отвода тепла. Она полностью справляется со своей задачей, нужно просто поддерживать ее в исправном состоянии.

Замена антифриза ВАЗ 21214

Замена охлаждающей жидкости является, регламентированной процедурой ТО, которая прописана в инструкции по эксплуатации. В ней нет ничего сложного, если четко и внимательно следовать описанному плану действий.

Подходит для автомобилей Нива:

  • ВАЗ 21214
  • ВАЗ 21213
  • ВАЗ 2121
  • ВАЗ 2131

Слив охлаждающей жидкости

До начала процедуры слива следует подготовить инструменты, тару под отработанный антифриз, а также новые жидкости для последующего залива. Если установлена защита под двигателем, ее тоже можно снять, для удобства.

Далее выполняем процедуру слива жидкости с ВАЗ 21214 (Нива):

    поворачиваем регулятор температуры в салоне в максимальное положение вправо (Рис.1);



Рис.1



Рис.2



Рис.3



Рис.4



Рис.5

Промывка системы охлаждения

При наличии в слитой жидкости отложений или переходе с тосола на антифриз, следует произвести промывку системы. Для этого нужно выполнить следующие действия:

  1. через расширительный бачок ВАЗ 21214 пролейте систему обычной водой. Пробки должны быть открыты;
  2. закрутите сливную пробку и болт;
  3. заполните систему средством для промывки (можно использовать Liqui Moly Kuhlerreiniger или промывка системы охлаждения Lavr) с дистиллированной водой (6-7 литров);
  4. запустите двигатель. Прогрейте до 90 градусов;
  5. оставьте поработать на холостых на 5-10 минут, в зависимости от загрязнения системы;
  6. заглушите. Дайте остыть двигателю примерно до 60 градусов;
  7. слейте промывку теми же действиями, что и старую жидкость;
  8. закрутите обе пробки;
  9. залейте дистиллированную воду для ополаскивания системы охлаждения;
  10. заведите автомобиль и прогрейте до 90 градусов;
  11. заглушите и дайте остыть до 60 градусов, слейте;
  12. при необходимости повторите пункты 8, 9, 10 и 11.

Заливка тосола в Ниву 21214, 21213 без воздушных пробок

Для заливки новой жидкости в систему охлаждения можно воспользоваться инструкцией, которая описана в книге по ремонту и эксплуатации автомобилей. Но делая по ней, у автомобилистов очень часто образовываются воздушные пробки.

Итак, приступаем к правильной заливке:

    перед заливкой откручиваем шланги, подводящие тосол к узлу обогрева дроссельной заслонки и поднимаем их немного вверх (Рис.1);



Рис.1



Рис.2



Рис.3



Рис.4



Рис.5

Залив жидкости закончен, осталось протереть пролитый тосол и дождаться остывания двигателя. На уже остывшей машине проверяем еще раз уровень в расширительном бачке и при необходимости доливаем.





Антифриз нива, основные практические вопросы

Ответ: Очень долго автоТАЗ лил сине-зеленый антифриз. Но с 2012 года, почти во все машины, что мне пришлось видеть, это красный G12. Но до сих пор встречаются партии машин, в которых залит «тосол».

Что можно доливать и что можно смешивать?

Ответ: G11 и G12 — смешивать нельзя. В переводе на русский язык- сине-зеленый и краснооранжевые смешивать нельзя.

  • Как грамотно перейти на G12? Если просто слить G11 и залить G12, то толку не будет никакого, кроме потраченных денег. Результат будет только после «химической» мойки системы охлаждения.
  • Почему рекомендуете заменить «синий» на «красный». И так всех хорошо работает. Правда, поменял уже несколько термостатов.

Ответ: Согласно немецким статьям по охлаждению, одной из причин, выхода из строя термостата, является именно низкокачественный антифриз. Речь идет как раз о пленке, которая и заклинивает клапан термостата.

Залит «красный» антифриз, но почему то при нагревании двигателя, он очень сильно расширяется (видно по уровню в расширительном бачке).

Антифриз нива, концентрат или готовый?

Ответ: Сейчас я поставляю готовый антифриз, но страна у нас большая, поэтому в ряде регионов требуется антифриз с температурой кристаллизации минус 40 и ниже. Тогда надо заказывать концентрат и разводить по своим условиям эксплуатации.

Следующий вопрос вытекает из предыдущего и он обычно звучит из Якутска, Иркутска, п-ова Ямал и других «курортных» мест нашей родины. Какие соотношения для бОльших морозов, чем минус 40?

Ответ: привожу данные из документации Neste.

50%-50% (соотношение вода-концентрат) – температура застывания минус сорок.

40% вода — 60% конц. порог замерзания минус 50 градусов.

25% вода — 75% конц. порог замерзания минус 65-70 градусов

Но не увлекайтесь. Повышается порог замерзания, но ухудшаются другие хар-ки.

Какими антифризами вы пользуетесь и комплектуете заказы?

Ответ: Предпочитаю продукцию концерна Elf-Total и антифриз наших северных соседей финнов. Производитель Neste. Это если говорить о применимости к семейству нива и УАЗам.

Антифриз нива, сколько нужно для замены?

Ответ: В системе находится около 8 литров охлаждающей жидкости. Максимально ее можно слить, если поставить машину на уклон, левый борт внизу. При открытых пробках на блоке и на радиаторе, сливается почти всё. Количество в ниве и шниве одинаково.

Периодичность замены, сколько и какой жидкости нужно

По рекомендации завода-изготовителя производить замену антифриза или тосола на автомобилях ВАЗ-21214 необходимо с периодичностью раз в 3 года или после пробега 60 тысяч километров. Если автомобиль эксплуатируется в более жестких условиях, то замену желательно производить чаще – каждые 30-40 тысяч километров.

Помимо рекомендуемой периодичности замены ОЖ, существуют другие причины, по которым необходимо менять жидкость в системе охлаждения автомобиля:

  • утрата свойств охлаждающей жидкости. Проверить качество используемого антифриза можно при помощи тестовой полоски, которая продается в тех же местах, где и сама жидкость. Полоску опускаете в расширительный бачок, затем вытаскиваете. В комплекте с полоской идет цветовая шкала, согласно которой, можно будет понять, сколько еще можно эксплуатировать автомобиль до замены охлаждающей жидкости;
  • изменение цвета охлаждающей жидкости на рыжий или красный. Это означает, что в ней появилась ржавчина;
  • появление осадков, хлопьев и плотных образований в жидкости.

Принцип функционирования

Система охлаждение моделей ВАЗ Нива не контактирует с атмосферой в рабочем состоянии, поэтому требует давления. Охладительной жидкостью выступает антифриз с точкой замерзания – 40 градусов Цельсия. Состав раствора – вода и этиленгликоль. Общий объем контура охлаждения – 10,7 литра. Закипание антифриза возможно после температуры в +110 градусов Цельсия.

Основным функциональным узлом в системе стал термостатический клапан, который распределяет поток охладителя в зависимости от температуры двигателя. Термостат, управляемый термочувствительным датчиком, регулирует направления движения антифриза. Упрощенно схема работы выглядит следующим образом:

  1. До разогрева ДВС до рабочей температуры (+90 градусов Цельсия) охладитель с помощью помпы двигается по малому контуру (радиатор отопления салона, термостат, силовая установка).
  2. Заслонка открывается в сторону большого контура, где расположен радиатор, при температуре + 80 градусов Цельсия. После фактически весь охладитель перемещается по большому контуру, в основном охлаждаясь через радиатор.
  3. Малое кольцо не блокируется, но поступает в него минимум антифриза за счет патрубков более малого диаметра.
  4. В модели 2121 вентилятор смонтирован на ось водяного насоса и постоянно направляет поток воздуха на (БЦ). Вентиляторы охлаждения в Ниве 21214 и 2131 парные с электрическим приводом. Активируются поочередно или вместе с помощью температурного датчика (температура включения – около 100 градусов Цельсия).
  5. Избыток антифриза при нагреве направляется в расширительный бачок, повышается давление в системе, что снижает порог закипания охладителя.

Летом и в переходные периоды в моделях с инжектором движение охладителя ограничено специальным краном. В модели Нива Шевроле отсутствует такой блокиратор, поэтому отключение обогрева реализуется направлением воздушных потоков мимо теплообменника.

Замена крана отопителя ВАЗ 21214 Нива без слива тосола

У автомобилей Нива иногда случаются проблемы, связанные с выходом из строя некоторых деталей системы охлаждения, таких как термостат или помпа. При поломке они меняются в сборе, благо стоят не дорого. Также частой болезнью считаются потекшие шланги или треснутый расширительный бачок, что тоже подлежит замене.


Но есть еще одна проблема на ВАЗ 21214, потекший кран отопителя. Из-за этого может быть запах антифриза в салоне, мокрые коврики со стороны переднего пассажира, не работать печка.

Заменить неисправный кран можно несколькими способами:

  • полный слив тосола из системы;
  • пережать патрубки печки специальными зажимами;
  • поставить свою Ниву на уклон, капотом вниз.
  1. откручиваем консоль;
  2. отсоединяем защелки-крепления печки;
  3. кнопки отсоединять не нужно;
  4. сдвигаем радиатор в сборе, вместе с краном и патрубками в сторону водителя;
  5. вынимаем всю конструкцию через пространство, между рулем и педалями;
  6. все, можно менять сам кран.

После замены, собираем в обратном порядке. Как видно данная операция довольно проста, причем тосол в салон не протечет. А занимает процедура всего минут 40, даже для неподготовленного человека.

Recommendations

Comments 31

Здравствуйте Подскажите пожалуйста, есть смысл переделать контур охлаждения, по принципу Шнивы, какие плюсы, по сравнению со штатной? ибо и хочется и не совсем понимаю зачем.

привет. все просто + 1. закрытая система (повышается порог кипения ОЖ). есть вторичный плюс — это более правильное сгорание топлива при высокой температуре (КПД мотора). вторичный минус — этот мотор более нагружен температурой и давлением (в двух словах. механизм ГБЦ, т.е. прокладка ГБЦ. пример явный — мотор 1,6 под 8 кл башкой на калинеприоре. там это вызвало 2 проблемы. 1. качество ответственного узла как крышка расширительного бочка и проБИвание прокладки ГБЦ, печка перестает греть, выхлопные газы идут в радиатор салона и бачок. подробнее глянь на форумах этого мотора (там НЕ металлопакет, как на 16 кл.)). можно на ниву поставить металлопакет. но это можно ставить только на идеальный мотор (новый или только перебранный, металлопакет не терпит перекоса прилегания. нужно снять плоскость с блока и головы. и появляется вопрос детонации на 92-м. т.к. камера сгорания будет немного меньше. это уже 95-й. плюс — КПД мотора выше) 2. быстрее прогревается радиатор салона. 3. качественных деталей на 2123 больше, чем на 2101/2121 — 1. стоимость переделки. 1.1. помпа меняется обязательно на 2123 в сборе. (сменил при капиталке) 2. НЕ допускать пустого расширительного бочка. 3. вопрос зажатого мотора давлением (давление на 2101/2121 примерно 0,2 бар. когда на 2123 — 1,3-1,4 бар) п.с. я это сделал. т.к. езжу только на 95-м. мотор капиталился ОТ и ДО. КПД моего мотора выше среднего. и предпочитаю идти «в ногу со временем». качество деталей на 2123. п.п.с. переделка стоит 2 года. отлично работает под карбом и под инжектором. проблем с охлаждением и нагревом ни зимой ни летом нет. считаю переделку успешной и стоящей!

Можно фото крышки радиатора после доработки? Благодарен.

уже нет ее. радиатор 21213 заменен на 2123 в том году. крышка утилизирована. по факту было так. от крышки радиатора отрезал шток, на котором держится пружинка. и под крышку вырезал не толстую прокладку (из камеры). прокладка нужна, чтоб не подтекало, т.к. система охлаждения 2121/2101 отличается отсутствием в ней давления. давление в системе охлаждения 2123 равняется 1,6 бара. крышка от 21213 естественно не рассчитана на это, без прокладки подтекает.

Давление в системе до 1атм. После проделки своей СО немного не удобно спускать воздух, вот и подумываю перейти на закрытую.

рабочее давление на 2101/2121 0,2-0,4 бара. и повышается обычно при пробитие прокладки под головой в виду пропуска выхлопных газов в СО, в простонародье «кипит в бачок»

Добрый день, а почему пробка бочка газель? я поставил от шнивы. Но недавно по буксовал в снегу… и начало давить тосол из верхней трубки расширительного бочка

Охлаждение на НИВУ

На выходных займусь, порыскаю по базару.
Дополнительный радиатор под капот ставить не хо (на нива4х4 ру в факе есть вариант установки, но места у меня нет, да и както каряво все это). Буду лепить радиатор большой :)

А маслянный у когото стоит радиатор? Польза ощутимая есть от него?

Я бы как раз хотел уйти от 2х карлсонов по причине:
1). Много потребляют, когда оба работают
2). Места у меня нет под решеткой радиатора - сигналы от ГАЗ-24 стоят, под капот если перенести то на улице глухое звучание и в салоне шумно
3). Лишняя электрика мне не очень по душе

Думал отделаться радиатором. Думаю, 21213 радиатора с стандарте мне тоже не хватит - мотор дизельный. Объем больше, турбина. На оборотах более 2500-3000 или под нагрузкой греется быстро. Кстати на легковых Пыжиках та же проблема (на СТО сообщили) из-за маленького радиатора.
Думаю вот присмотреться к радиатору ГАЗ-24 или к газелевскому. По толщине бы только пролез, у меня между двигателем и передним щитом 10см всего

Какой радиатор не лепи, а без обеспечения достаточного протока воздуха ЧЕРЕЗ радиатор - по любому не обойтись. Штатная система с принудительным карлсоном имеет следующие недостатки - низкое качество самих карлсонов, при поломке помпы карлсон выезжает вперед и ломает радиатор, у любителей крутить движек до 5-6 тыщь оборотов карлсон сам разлетается на куски унося с собой в могилу радиатор ну и в общем смотри пункт номер 1. :)
Кстати, для размышления - на малых оборотах принудительный карлсон будет иметь небольшую эффективность, даже если ты поставишь ему кожух, и на радиатор оденешь раструб, для улучшения обдува.
Поэтому в свое время я решил уйти от принудительной системы обдува и поставил сдвоенный электровентилятор. Кстати по поводу "много жрут". Собственно а кто мешает поставить два разных датчика, с раздельным включением вентиляторов, каждый от своего датчика? Один датчик например врезать в верхний патрубок, второй в нижний. Пока все штатно - работает только тот карлсон, который от верхнего патрубка врубается. Если система начинает несправляться - т.е. и из нижнего патрубка пошел горячий ОЖ - включается второй карлсон. Единнственное НО - датчики надо брать разные. Верхний надо брать на 97 градусов, а нижний на 85.
А есть кстати двойные датчики, с разницей температуры срабатывания градусов 5 - тогда вообще красота - сдвоенный датчик в верхний патрубок и система включает карлсоны раздельно, соответственно нагрузка на электросеть снижается.
Это раз. И два - все равно в машине електрики дофига и больше. У меня в машине електрики столько, что когда я ради проверки геныча врубаю все - реально чуствуется как движку тяжело набирать обороты с холостых при кикдауне :) Так что имхо геныча побольше, АКБ тоже побольше, и поехали. Сдвоенные электровентиляторы имеют следующие преимущества - система изначально сдублированная. при раздельном подключении - на каждого карлсона своя релюха, свой предохранитель и свой рповод от датчика - считай полное резервирование. Эффективность работиы этих карлсонов такова, что одного хватает с головой для обеспечения нормальной работы двигателя. Так что два штука дадут просто великолепный запас.
Про перегрев дизеля - вообще странно. Везде пишут что у дизелей болячка - недогрев. Зимой так вообще приходится дополнительные отопители ставить, так как мотор не способен обогреть машину. Может у тебя что-то не то с двигателем?

Да масляный радиатор очень помогает. На самолетах например маслорадиатор - обязателен. На мотодельтах зачастую используют двигатели Субару. Так вот, народ когда ставит такой мотор - ставят два радиатора для ОЖ - с двух сторон по бортам, и плюс к этому - маслорадиатор. И таким образом обеспечивают мотору возможность длительной работы на максимальных режимах.

Какой радиатор не лепи, а без обеспечения достаточного протока воздуха ЧЕРЕЗ радиатор - по любому не обойтись. Штатная система с принудительным карлсоном имеет следующие недостатки - низкое качество самих карлсонов, при поломке помпы карлсон выезжает вперед и ломает радиатор, у любителей крутить движек до 5-6 тыщь оборотов карлсон сам разлетается на куски унося с собой в могилу радиатор ну и в общем смотри пункт номер 1. :)
Кстати, для размышления - на малых оборотах принудительный карлсон будет иметь небольшую эффективность, даже если ты поставишь ему кожух, и на радиатор оденешь раструб, для улучшения обдува.
Поэтому в свое время я решил уйти от принудительной системы обдува и поставил сдвоенный электровентилятор. Кстати по поводу "много жрут". Собственно а кто мешает поставить два разных датчика, с раздельным включением вентиляторов, каждый от своего датчика? Один датчик например врезать в верхний патрубок, второй в нижний. Пока все штатно - работает только тот карлсон, который от верхнего патрубка врубается. Если система начинает несправляться - т.е. и из нижнего патрубка пошел горячий ОЖ - включается второй карлсон. Единнственное НО - датчики надо брать разные. Верхний надо брать на 97 градусов, а нижний на 85.
А есть кстати двойные датчики, с разницей температуры срабатывания градусов 5 - тогда вообще красота - сдвоенный датчик в верхний патрубок и система включает карлсоны раздельно, соответственно нагрузка на электросеть снижается.
Это раз. И два - все равно в машине електрики дофига и больше. У меня в машине електрики столько, что когда я ради проверки геныча врубаю все - реально чуствуется как движку тяжело набирать обороты с холостых при кикдауне :) Так что имхо геныча побольше, АКБ тоже побольше, и поехали. Сдвоенные электровентиляторы имеют следующие преимущества - система изначально сдублированная. при раздельном подключении - на каждого карлсона своя релюха, свой предохранитель и свой рповод от датчика - считай полное резервирование. Эффективность работиы этих карлсонов такова, что одного хватает с головой для обеспечения нормальной работы двигателя. Так что два штука дадут просто великолепный запас.
Про перегрев дизеля - вообще странно. Везде пишут что у дизелей болячка - недогрев. Зимой так вообще приходится дополнительные отопители ставить, так как мотор не способен обогреть машину. Может у тебя что-то не то с двигателем?

Да масляный радиатор очень помогает. На самолетах например маслорадиатор - обязателен. На мотодельтах зачастую используют двигатели Субару. Так вот, народ когда ставит такой мотор - ставят два радиатора для ОЖ - с двух сторон по бортам, и плюс к этому - маслорадиатор. И таким образом обеспечивают мотору возможность длительной работы на максимальных режимах.

Греется мой дизель потому что не со штатной системой охлаждения он работает. даже если он работает со штатной системой на Пыжиках - то и на них греется - какойто конструктивный просчет в системе охлаждения.
На второй датчик я думаю запитать электропомпу от ГАЗели, которую запитаю от датчика автоматом и сделаю OVERRIDE от кнопки. Второй вентилятор не хочу по причинам, что описал ранее (отсутствие места - основная причина. Да и стоят они дай боже).
недогрев в основном у современных дизелей, насколько я знаю, у них КПД высокое - отсюда и недогрев. У меня старичок.
На самолетах масло охлаждается топливом и наоборот топливо нагревается маслом (в основном, на гражданских и военных. Имею непосредственное отношение к авиации, насмотрелся этих конструкций)). И соответственно теплообмен повыше чем у системы "масло-воздух". А вот на авто как с небольшими скоростями набегающего потока - вопрос.

Читайте также: